Как проявляется аутизм у детей до года

Аутизм у ребенка: что это и как проявляется?

Все дети развиваются по-своему, но в большинстве случаев в этом процессе можно выделить общие тенденции: стремление к взаимодействию с другими людьми, поэтапное овладение речью, усложнение эмоций и интеллектуальных функций. Для каждого возраста существуют свои нормы.

Большинство нарушений психического развития, в том числе и заболевания аутистического спектра, можно заметить уже в первые годы жизни. Тем более даже профессиональная диагностика сводится к наблюдению за ребенком – методу, доступному для родителей. Что же такое аутизм и как он проявляется?

Ответить на этот вопрос не просто. Все дети с аутизмом отличны друг от друга, болезнь может проявлять себя совершенно разными симптомами. Кроме того, к основной проблеме нередко присоединяются сопутствующие: нарушения сна, аллергия, эпилепсия, умственная отсталость.

Само слово «autismus» впервые было употреблено швейцарским психиатром Э. Блейлером еще в 1910 году. Он описывал с его помощью социальные нарушения при шизофрении. Для обозначения отдельного психического расстройства, развивающегося в детском возрасте, этот термин был использован Л. Каннером в 1943 году. Исследователь выделил 11 проявлений раннего детского аутизма.

В современной медицине аутизмом называют психическое расстройство, возникающее вследствие нарушенного развития структур головного мозга и проявляющееся трудностями в социальном взаимодействии, снижением познавательной активности и стереотипными действиями.

Заболевание характеризуется устойчивым стабильным течением, сохранением симптомов у взрослых.

В последние десятилетия выявляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра. До сих пор неизвестно с чем это связано: с улучшением диагностических методов или появлением внешних факторов, провоцирующих заболевание. В нашей стране статистика не ведется, но, к примеру, в США 1 из 50 детей страдает аутизмом.

Многих родителей интересует вопрос: в каком возрасте проявляется аутизм? Это расстройство может развиться как в первые годы жизни, так и в более поздний период. Наиболее заметны изменения у детей с 1 до 3 лет, так как именно в этот момент идет интенсивное развитие коммуникативных навыков, установление социальных контактов с другими людьми.

Увеличение количества детей, заболевших аутизмом, еще острее ставит вопрос о причинах этого расстройства. За годы исследований ученые определили, что заболевание провоцируется определенным набором факторов риска.

Возможными стимулами для развития аутизма являются:

  • модификации в структуре генов;
  • органические заболевания центральной нервной системы, например, энцефалиты;
  • патологии обмена веществ, нарушения гормонального фона;
  • влияние бактериальных и вирусных инфекций;
  • отравление ртутью (например, при введении вакцины);
  • длительное использование антибиотиков;
  • перинатальное воздействие химических веществ.
  • Немаловажную роль играет наследственная предрасположенность ребенка к аутизму. При ее наличии любой из вышеприведенных факторов способен спровоцировать развитие заболевания.

    Признаки аутизма в зависимости от его типа

    При диагностике аутизма учитывается широкий спектр клинических проявлений. Этиология симптомов и их выраженность варьируются, поэтому нет единого перечня для всех детей. То, как проявляется аутизм у ребенка в конкретном случае отчасти определяется видом заболевания:

  • Синдром Каннера (аутизм раннего детства, глубокий аутизм). Проявляется трудностями в сфере коммуникации, проблемами социальной адаптации, нарушением интеграции сигналов, поступающих от органов восприятия. Ребенок часто совершает стереотипные действия, имеет нарушения в речи, обычно в виде эхолалий – повторений услышанных слов и окончаний фраз. Трудности в социальном взаимодействии проявляются отсутствием реакции на свое имя, избеганием зрительного контакта, полным отсутствием слов до 16 месяцев.
  • Атипичный аутизм. Наиболее легкая форма заболевания, при которой симптомы долгое время могут оставаться незамеченными. Нарушения социального взаимодействия не всегда проявляются как полный отказ от них, часто ребенок хочет контактировать с окружающими, но не знает как. Отмечаются трудности в понимании речи и выражении эмоций, ограниченный словарный запас. Со стороны познавательных функций – негибкость и конкретность мышления.
  • Синдром Аспергера. Нарушения проявляются в основном в сфере взаимодействия с окружающими людьми. Социальные навыки формируются с трудом, интересы и занятия стереотипны, мышление негибкое, часто появляются ритуалы и навязчивые действия. Адаптация происходит за счет нормально развивающихся познавательных функций: речи, памяти, внимания, интеллекта.
  • Нарушение невербальных способностей к обучению. Симптомы схожи с синдромом Аспергера, в дополнение к ним обнаруживается гиперчувствительность органов восприятия, неумение устанавливать невербальные контакты, нарушения равновесия и графомоторики, отсутствие образного мышления, конкретность суждений, стереотипные поведенческие программы.
  • Комплексное расстройство развития. Проявление аутизма этой формы – трудности в социальном взаимодействии и общении в сочетании с физическими нарушениями. Разделяется расстройство на два типа: синдром Хеллера, при котором нарушено формирование двигательных, речевых и социальных навыков; синдром Ретта, в клинической картине которого на первый план выходят двигательные нарушения, атаксия, стереотипия в ручной моторике, судороги, а также притупление эмоций.
  • Синдром многих сложных нарушений развития. Эта форма проявляется изменениями во всех сферах: эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, мыслительной. При этом может быть как равномерное нарушение всех компонентов, так и парциальное.
  • Таким образом, проявление аутизма у детей неоднородно. Специалисты говорят о спектре нарушений подобного рода. Диагностика требует определенной квалификации от врача, психолога и педагога. В особо сложных случаях могут быть применены лабораторные генетические методы исследования.

    Особенности поведения ребенка с аутизмом

    Наблюдение за особенностями поведения ребенка позволяет раньше выявить аутизм. Обратить внимание на нетипичные проявления должны, в первую очередь, родители. При всем разнообразии форм заболевания можно выделить общие характерные симптомы:

  • Речевые нарушения. Могут быть разной степени выраженности: от полного отсутствия слов и звуков до незначительного ограничения словарного запаса с трудностями формирования сложных высказываний. Чаще ребенок до года не гулит, к двум – владеет 10-15 словами, к трем – не способен их комбинировать. Из качественных изменений наблюдаются: эхолалии – эхообразное повторение услышанных слов, неологизмы – придуманные слова, обращение к себе в третьем лице. В речи отсутствуют обращения и личные местоимения, она не используется для контакта с другим человеком.
  • Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Дети-аутисты не смотрят в глаза, не просятся на руки, не обнимаются с близкими людьми, не улыбаются в ответ. При попытке родителей проявить чувства с помощью объятий, поцелуев или поглаживаний – сопротивляются. Поскольку привязанность не формируется, они редко выделяют маму и папу среди прочих людей. Не реагируют на обращения и просьбы окружающих.
  • Трудности социализации. В присутствии других людей ребенок-аутист испытывает дискомфорт, тревогу, при чрезмерном приближении кого-либо часто убегает и прячется. Такие дети не принимают участия в играх, ни с кем не дружат, потому что не могут понять эмоции и принять правила. Наблюдается постоянное стремление к уединению, в котором они чувствуют себя спокойнее.
  • Агрессия. Эмоция проявляется приступообразно, может быть спровоцирована незначительными трудностями или ограничениями. Гнев выплескивается истерикой, криками, физической атакой. Примерно у трети детей наблюдается аутоагрессия – нанесение вреда самому себе.
  • Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как и зачем играть с предметами. Конкретность мышления не позволяет переносить реальную ситуацию в игровой план. Особую трудность представляют символические действия, при которых один предмет заменяет другой, чем-то на него похожий (например, использование карандаша как микрофона, палки как лошади). Часто игрушки используются для стереотипных движений, среди всего разнообразия выбирается одна, к которой ребенок становится чрезмерно привязанным и часами не выпускает ее из рук.
  • Стереотипии. В поведении детей с аутизмом отмечается выраженная тенденция к совершению однообразных, как правило, бессмысленных действий в течение длительного времени. Они могут стучать предметом о стол, раскачиваться, бегать по определенной траектории. Компульсивность поведения проявляется приверженностью к четким правилам и распорядку. Это помогает ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно.
  • Зная, как проявляется аутизм у ребенка, родители могут выявить симптомы на ранней стадии и своевременно обратиться за медицинской и педагогической помощью. Чем раньше будут начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее прогноз.

    Проявления аутизма у детей до года

    Как проявляется аутизм у детей до года? В этом возрасте еще трудно судить о взаимодействии со сверстниками и особенностях мышления, но эмоциональные и поведенческие реакции уже имеют определенные особенности.

    Грудничок не улыбается, нет «комплекса оживления», характерного для новорожденных. Мимические выражения скудные, эмоции выражены слабо, практически отсутствуют. Взгляд ребенка направлен на какой-либо предмет, как правило, один и тот же. Двигательная активность снижена.

    Малыш не просится на руки, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Подрастая, не использует жесты (указательные, требующие и др). Не развивается речь: нет лепета, гуления, отклика на свое имя. Многие мамы ошибочно считают, что их ребенок просто очень спокойный по характеру. Он не доставляет беспокойства родителям, может много часов играть сам с собой, не плачет, не проявляет заинтересованности к окружающим людям.

    В редких случаях возможны отставания в росте и физическом развитии. При тяжелых формах заболевания малыш позже садится и начинает ходить, могут появиться сопутствующие заболевания: аллергия, эпилепсия, нарушения пищеварения и другие.

    Аутизм – заболевание, проявляющееся нарушением психического развития ребенка. При всем разнообразии симптомов ключевой является триада: нарушения социального взаимодействия, речи и наличие стереотипных действий. Умение родителей определить аутизм у ребенка на ранних сроках позволяет вовремя обратиться за специализированной помощью.

    mama66.ru

    Как выявить аутизм у детей до 6 лет: признаки, тесты

    Сегодня в мире аутизмом (расстройство аутистического спектра или РАС) страдает каждый 88 ребенок. Этот болезненное состояние психики хорошо поддается лечению в раннем детстве. Ниже приведена информация, которая поможет понять причины возникновения аутизма. Специальные тесты в статье помогут оценить склонность ребенка в РАС. Однако надо помнить, что правильный и точный диагноз поставить может лишь детский психиатр.

    Почему у малыша развивается аутизм?

    Аутизм — болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.

    Ранее, когда аутизм был недостаточно изученным заболеванием, бытовало мнение, что его причиной являются психосоциальные факторы, которые влияют на ребенка в период его развития. Но со временем врачи и другие специалисты сферы психологии и психиатрии пришли к выводу, что основная причина, которая провоцирует аутизм – это биологические факторы.

  • Врожденные нарушения обмена веществ , которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.
  • Аутоиммунные процессы , при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.
  • Дородовые или послеродовые осложнения . К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.
  • Наследственные факторы .
  • Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.
  • Нарушения познавательных функций и речи .
  • Нарушения эмоциональной сферы .
  • Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
  • Какие признаки РАС у детей дошкольного возраста?

    Как родителям самостоятельно проверить ребенка на наличие аутизма по тестам?

    Человеку без специализированного образования будет достаточно трудно выявить такое сложное заболевание как аутизм. Тем не менее, данная патология имеет некоторые своеобразные проявления, которые должны вызвать подозрения у родителей ребенка. Симптоматические проявления аутизма отличаются в зависимости от возраста ребенка . В преобладающем количестве случаев ранний детский аутизм диагностируется в возрасте 2-3 лет, поскольку именно в этот период более конкретно проявляется нетипичное поведение ребенка.

    Аутизм у малышей до года

    У маленьких детей до 1 года симптомы РАС достаточно размыты и часто могут неправильно восприниматься. Для выявления нарушений у таких детей существует несколько тестов, которые могут провести родители. Результаты подобного тестирования не стоит самостоятельно интерпретировать, поскольку точный диагноз может поставить только квалифицированный специалист после подробной работы с ребенком.

    Родителей детей до 1 года может насторожить следующее:

    • отсутствие концентрации взгляда на матери, при этом ребенок может длительно задерживать взгляд на любых других объектах;
    • ребенок не смотрит в глаза, его взгляд «пустой»;
    • у малыша нет потребности в тесном контакте с матерью;
    • у ребенка присутствуют повторяющие монотонные движения;
    • ребенок поздно начинает держать головку или самостоятельно сидеть, присутствуют нарушения мышечного тонуса.
    • Более серьезная диагностика аутизма подразумевает выявление определенных маркеров, которые могут говорить о риске развития данного заболевания. Одним из таких маркеров является нетипичное увеличение головного мозга и объема спинно-мозговой жидкости у детей 6-9 месяцев.

      На сегодняшний день одним из наиболее распространенных тестов для диагностики аутизма у детей 1-3 лет является M-CHAT. Данный тест включает 20 вопросов, на которые родитель должен ответить «да» или «нет». Чем больше будет отрицательных ответов, тем выше риск аутизма.

      1. Если вы укажете ребенку на какой-то объект, будет ли он на него смотреть?
      2. У вас когда-либо были подозрения на то, что ваш ребенок глухой?
      3. Играет ли ребенок в игры, разговаривая при этом с игрушками (игры «понарошку»)?
      4. Любит ли ребенок лазить по мебели или по конструкциях на детской площадке?
      5. Делает ли ребенок какие-то движения руками или пальцами перед глазами?
      6. Указывает ли ребенок пальцем на тот предмет, который он хочет получить (игрушку или лакомство)?
      7. Показывает ли ребенок пальцем на те предметы, которые привлекли его внимание (птица на дереве, большая машина на дороге)?
      8. Ребенок контактирует со сверстниками?
      9. Ребенок поднимает и приносит вам предметы, чтобы вы их увидели?
      10. Реагирует ли ребенок на свое имя?
      11. Ребенок улыбается вам в ответ?
      12. У ребенка начинаются истерики от громких звуков и шума?
      13. Ребенок умеет ходить?
      14. Когда вы говорите с ребенком, его взгляд сконцентрирован на ваших глазах?
      15. Ребенок пытается повторять ваши движения?
      16. Если вы резко поворачиваетесь, чтобы посмотреть на что-то, обращает ли ребенок внимание на объект вашей заинтересованности?
      17. Ребенок старается привлечь ваше внимание к себе?
      18. Понимает ли ребенок (без использования жестов), что вы ему говорите?
      19. Смотрит ли ребенок на вашу реакцию, когда случается что-то необычное?
      20. Ребенку нравится качаться на качели или раскачиваться на коленях матери?
      21. Тест CARS для детей 2-6 лет

        Для диагностики аутизма у детей 2-6 лет используют шкалу CARS. Шкала состоит из 15 сфер, которые подразделяются еще на 4 утверждения. Номер утверждения соответствует оценке (например, если утверждение №2, значит и оценка по данной сфере будет 2). Чтобы подсчитать результат, необходимо сложить сумму всех 15 оценок.

        Вопросы для проведения теста CARS:

        І. Отношения с людьми.

      22. Нет затруднений во взаимодействии с людьми.
      23. Слегка нарушены (избегает взрослых, стеснительный).
      24. Нарушены в средней степени (игнорирует взрослых, внимание ребенка тяжело привлечь).
      25. Серьезные нарушения (полностью игнорирует любые контакты с людьми).
      26. ІІ. Имитация (может ли ребенок имитировать слова, движения, звуки)

      27. Нормальная имитация.
      28. Легкое нарушение.
      29. Нарушение имитации в средней степени.
      30. Серьезные нарушения (совсем не имитирует звуки и движения).
      31. ІІІ. Эмоциональный ответ (эмоциональная реакция на ситуацию или событие).

      32. Нормальный, соответствует ситуации.
      33. Слегка нарушен, иногда не соответствует ситуации.
      34. Нарушения средней степени.
      35. Серьезные нарушения эмоционального ответа (полностью не соответствует ситуации).
      36. ІV. Владение телом.

      37. Нормальное (ребенок активный, движения скоординированы).
      38. Нарушено в легкой степени (иногда наблюдается неловкость в движениях).
      39. Нарушено в средней степени (ребенок делает странные нетипичные движения, такие как необычные скручивания пальцев, наносит себе повреждения, ходит на пятках).
      40. Серьезные нарушения (постоянные нескоординированные и нелогические движения).
      41. V. Использование предметов.

      42. Соответствующее использование.
      43. Нарушено в легкой степени (проявление повышенного интереса к конкретному предмету).
      44. Нарушено в средней степени (неправильное использование, повышенное внимание к мелким деталям этого предмета).
      45. Серьезные нарушения (трудно отвлечь ребенка от предмета).
      46. VI. Адаптация к изменениям (реакция на рутинные изменения, например использование фломастеров вместо карандаша).

      47. Нормальная адаптация.
      48. Слегка нарушена (несмотря на изменения, ребенок все равно пытается использовать предыдущий материал).
      49. Нарушена в средней степени (ребенок активно отторгает любые изменения).
      50. Серьезные нарушения адаптации (тяжелый ответ на изменения в виде недовольства или истерики).
      51. Нормальный зрительный ответ.
      52. Нарушен в легкой степени (ребенок предпочитает интересоваться зеркалом, нежели играть с другими детьми).
      53. Нарушен в средней степени (избегание зрительного контакта).
      54. Серьезные нарушения зрительного ответа (полностью избегает зрительного контакта).
      55. Слегка нарушен.
      56. Нарушен в средней степени (часто игнорирует некоторые звуки, неадекватно воспринимает определенный звук).
      57. Серьезные нарушения реакции на звук.
      58. IX. Использование органов чувств.

      59. Нормальное.
      60. Слегка нарушено.
      61. Нарушено в средней степени (ребенок чрезмерно озабочен попытками пощупать, понюхать или попробовать что-либо).
      62. Серьезные нарушения (вместо использования предметов по назначению, пытается их понюхать, укусить, попробовать на вкус).
      63. Х. Степень нервозности.

      64. Нормальная реакция.
      65. Реакция нарушена в легкой степени (ребенок периодично проявляет повышенный страх к чему-либо).
      66. Реакция нарушена в средней степени (проявляет повышенный или пониженный страх к чему-либо).
      67. Серьезные нарушения (не проявляет страха в опасных ситуациях или наоборот панически боится неопасных ситуаций).
      68. Нормальная.
      69. Нарушена в легкой степени (выраженная задержка речевого развития).
      70. Нарушена в средней степени (неосмысленное использование речи или же полное ее отсутствие).
      71. Тяжелые нарушения (отсутствие нормальной речи, воспроизведение странных звуков).
        1. Нормальное использование.
        2. Нарушено в средней степени (не понимает языка жестов).
        3. Тяжелые нарушения (использование странных жестов и полное непонимание жестикуляции других).
        4. Слегка нарушена.
        5. Нарушена в средней степени (ребенок чрезмерно вялый или активный).
        6. Серьезно нарушена.
        7. Нормальный.
        8. Нарушения легкой степени (немного отстает от сверстников).
        9. Нарушения средней степени (нормальное функционирование интеллекта отмечается только в одной конкретной сфере).
        10. Серьезные нарушения (явное преобладание интеллектуального развития в одной сфере и отставание во всех остальных областях).
        11. Подсчет общей оценки:

          К какому врачу обратиться при подозрении на аутизм?

          Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка аутизм, то для диагностики этого заболевания необходимо обращаться в детскому психиатру. Специалист сможет на основании осмотра и обследования поставить точный диагноз. При выявлении аутизма врач даст рекомендации, как лечить это заболевание.

          Из книги детского психиатра О.В. Доленко «Аутизм в дошкольном детстве — откровенный разговор»:

          Существует мнение, что люди, страдающие аутизмом, обладают феноменальными способностями, а не общаются потому, что не испытывают в этом потребности и предпочитают в одиночестве погружаться в свой собственный мир фантазий.

          Наблюдая за аутичными детьми, каждый раз убеждаюсь, что специфика поведения при этом расстройстве не в том, что ребёнок не испытывает потребности в общении. В том то и драматизм ситуации, что дети с данным расстройством, так же, как и их сверстники, имеют внутреннюю потребность в общении с другими детьми и близкими взрослыми. Именно неумение устанавливать нормальные контакты с людьми приводит к тому, что они либо избегают общения, так как испытывают огромное напряжение, либо применяют столь неадекватные и вычурные способы коммуникации, что смущают и шокируют своих родителей и отпугивают других детей.

          baragozik.ru

          Как проявляется аутизм у детей до года и старше

          Родителям часто сложно поверить, когда их ребенку ставят диагноз аутизм, ведь порой кажется, что с малышом все в порядке, он просто проявляет свой характер и индивидуальность. Еще в прошлом веке данная болезнь была очень редкой, на 10 тысяч здоровых детей приходился один с таким диагнозом. Согласно данным статистических исследований, сегодня картина менее утешительная – один случай на сотню новорожденных. Причины аутизма достоверно не установлены, да и заболевание в целом изучено плохо. Специалисты выделяют несколько факторов, которые могут провоцировать появление проблем: поражения органов центральной нервной системы, изменения на генном уровне, отравление ртутью, последствие некоторых вакцинаций, вредное воздействие химических веществ на организм матери во время вынашивания малыша.

          Аутизм непосредственно связан с нарушением процессов социальной адаптации ребенка, его психического и речевого развития. В случае с аутизмом актуальна общая схема для всех заболеваний – чем раньше его вывить, тем легче и эффективнее с ним можно бороться. Рост случаев заболеваемости вызывает среди врачей и ученых большие опасения, очень важна осведомленность родителей о симптомах заболевания для своевременного его выявления.

          Признаки аутизма у детей до года

          В возрасте до одного года аутизм диагностируется крайне редко, так как симптомов болезни родители могут сразу и не заметить. У ребенка в более взрослом возрасте заподозрить проблемы проще – ему в первую очередь интересно исключительно одиночество, в друзьях или простых собеседниках он не нуждается. Внимательное отношение родителей к малышу – залог своевременного обнаружения проблемы. О развитии аутизма могут свидетельствовать такие особенности в поведении и состоянии:

        12. нарушены коммуникативные способности, то есть малыш почти не реагирует на собственное имя, не проявляет никакой реакции на стремление близких «поговорить», не гулит;
        13. любому ребенку просто необходим контакт с матерью, с первых дней он привыкает к ее рукам. В случае если ребенок болен, с этим возникают некоторые проблемы. Так малыш не тянет рук к матери, когда та подходит, а во время кормления ему очень сложно занять комфортную позу;
        14. Замечание врача: согласно информации, полученной после опроса матерей, их дети вели себя по-разному во время кормления или укачивания, но всегда это было взаимно неудобно. Так, некоторые малыши становились полностью обездвиженными, как бы растекаясь по рукам матери, а некоторые постоянно находилось в сильном напряжении и все время на руках были негибкими.

        15. одной из ранних форм приспособления младенца является фиксация взгляда на лице его мамы. Новорожденные проявляют активный интерес к находящемуся напротив лицу, могут очень долго поддерживать зрительный контакт. Если ребенок страдает аутизмом, то такая форма приспособления становится для него неприемлемой. Зачастую это заметно рано – малыш либо вообще избегает прямого зрительного контакта, либо не фиксирует его надолго. Как показали исследования, человеческое лицо для аутичных детей также очень интересно, но они не могут долго фиксировать на нем свое внимание, а поэтому зрительные контакты непродолжительны и сменяются отводом взгляда;
        16. Иногда тревога родителей абсолютно не оправдана, ведь дети развиваются индивидуально

    одним из сигналов того, что ребенок развивается в нормальном темпе является появление улыбки адресно к близким. У детей с аутизмом такая реакция возникает своевременно, однако отмечают, что она появляется в основном не из-за присутствия родителя, а из-за посторонних факторов, приятных ребенку. Часто груднички с такой проблемой, в отличие от здоровых деток, не отвечают улыбкой на улыбку, то есть контакт с взрослым им быстро становится неинтересен и они не реагируют на их попытки его продолжить;

    игнорирование присутствия взрослого и отсутствие реакции на имя часто приводит к ложным подозрениям на проблемы со слухом, которых на самом деле нет;

    Статистические исследования показывают, что мальчики страдают от аутизма в 4 раза чаще, чем девочки. Риск сильно увеличивается, если имеется наследственная предрасположенность.

    Симптомы аутизма у детей старше года

    Существует специальная классификация, позволяющая описывать симптомы аутизма в рамках возрастных групп:

  • ранний аутизм (у детей в возрасте до 1 года);
  • детский аутизм (до 11 лет);
  • подростковая форма (до 18 лет);
  • и последняя, взрослая форма.
  • Рассмотрим проявления детского аутизма. Стоит отметить, что симптомы ранней формы никуда не уходят, к ним лишь присоединяются новые. Во-первых, дети с аутизмом имеют серьезные нарушения речевой функции, у них бедный словарный запас и они плохо комбинируют отдельные слова в предложения. При этом они могут долгое время повторять фразу, услышанную ранее, как эхо, часто придумывают новые, собственные слова для комфортного описания окружающих их предметов. Для общения речь они практически никогда не используют, а о себе в большинстве случаев говорят в третьем лице.

    Ребенок с таким диагнозом очень болезненно относится к каким-либо переменам. Смена привычной обстановки или вещей может стать поводом для истерики. Обретение новых навыков очень затруднено, обычно у таких пациентов проявляются особые способности только к одному виду деятельности. Контакт с людьми, особенно новыми, дается крайне тяжело – скорее всего, ребенок просто убежит и спрячется. Создается общее впечатление, что ребенок попросту живет в собственном мире.

    Фотогалерея: проявления аутизма у детей

    Важно! Опасность заболевания кроется в склонности к самоистязанию и направлению агрессии на самого себя. Так, спровоцировать сильный гнев может даже малейшая неудача, и в трети всех случаев аутичные дети вредят себе же, таким образом вымещая недовольство или злость.

    Симптомы аутизма порой носят не только поведенческий характер, но и принимают физическую форму. Так, в сочетании с особенностями организма, проявления аутизма могут дополняться следующими элементами:

  • нарушения в области сенсорного восприятия;
  • снижение уровня иммунитета и как следствие частые болезни;
  • нарушения в работе органов желудочно-кишечного тракта;
  • периодическое возникновение судорог.
  • Проявления болезни специфичны, у ребенка могут присутствовать как все без исключения, так и только отдельные симптомы. Болезнь протекает в разных формах, при легких, например, пациенты с подобным диагнозом оканчивают школу, устраиваются на работу и даже заводят собственные семьи. Коррекция состояния производится с помощью специальных методик, основанных на обучении малыша конкретным сценариям поведения в различных ситуациях и активном взаимодействии с ним. Успех лечения полностью зависит от старания родителей.

    pediatriya.info

    Признаки проявления аутизма у детей до 1 года

    Выявление признаков аутизма у детей до года возможно еще с первых месяцев жизни малыша. Конечно, в таком раннем возрасте установить точный диагноз невозможно, и врачи только предполагают, что у младенца имеется такое заболевание. Чтобы подтвердить диагноз, надо проконсультироваться с детским психологом.

    Родителям стоит заранее ознакомиться с распространенными признаками этого заболевания, чтобы при необходимости сразу обратиться к специалисту.

    Как проявляется аутизм у ребенка: особенности общения аутиста с другими

    Многих родителей интересует, как заметно проявляется аутизм у детей до года? Основным признаком болезни считаются проблемы с взаимодействием с другими людьми. Ребята с таким заболеванием всеми способами избегают контакта с внешним миром и живут в собственном, внутреннем мире. Поэтому они всеми способами избегают любого контакта со своими сверстниками.

    На попытки вступить в контакт у детей-аутистов не всегда появляется нормальная реакция. Некоторые агрессивно реагируют на это и даже начинают плакать. Также при общении с аутистом можно заметить и другие признаки болезни — отсутствие зрительного контакта и расстройства речи. Эти симптомы часто встречаются у малышей с тяжелой формой заболевания.

    Проблема становится более заметной, когда малыша отправляют в садик. Часто любые попытки приобщить ребенка к другим ребятам из садика остаются безрезультатными. Дети-аутисты не будут проявлять интерес к окружающим малышам или проявлять к ним агрессию.

    Как выявить аутизм у ребенка по поведению, интересам: признаки

    При определении признаков аутизма у новорожденных следует обращать внимание на особенности их поведения. При этом особое внимание надо уделить интересу к игрушкам. Четверть ребят с аутизмом игнорируют любые разновидности игрушек. Если малыш все же заинтересовался ими, то, скорее всего, он проявит интерес только к одной игрушке, так как аутисты предпочитают однообразие.

    Любые игры, для которых требуется воображение или фантазия, не нравятся деткам с аутизмом. Например, при наличии у ребенка игрушки куклы он не станет менять у нее одежду или как-то изменять ее внешний вид. Его игра с куклой ограничиться повторением определенного действия — постоянным расчесыванием или, например, усаживанием игрушки.

    Свои интересы аутисты не разделяют с другими и не впускают в свою игру посторонних людей. Многие избегают контакта даже с такими же детьми, как и они.

    Какие нарушения моторики характерны для детей с аутизмом?

    К признакам аутизма у грудничка относятся проблемы с работой телесно-моторной системы. Однако проблемы с моторикой нельзя назвать основными признаками, с помощью которых устанавливается такой диагноз. Специалисты утверждают, что некоторые малыши с аутизмом отлично владеют своим телом.

    Внимание родителей должно быть направлено на походку младенца. Часто при ходьбе аутисты балансируют руками и ходят на цыпочках, имитируя полет бабочки. Некоторые перемещаются только вприпрыжку. При этом делают это с некой угловатостью и неловкостью.

    Чтобы разобраться, почему малыш передвигается именно так, надо установить точные причины аутизма у новорожденного.

    Детский аутизм: признаки необычной чувствительности

    Многих интересует, как распознать аутизм у ребенка до года? Для этого следует обратить внимание на сенсорную чувствительность малыша.

    Сенсорное восприятие у ребят с таким заболеванием пониженное. Признаком, свидетельствующим о низкой сенсорной чувствительности, является погруженность человека в себя. Такие люди не идут на контакт и кажется, что им вообще никто неинтересен. У людей, которые хотят установить контакт с младенцем с низким сенсорным восприятием, возникают сложности. Например, если позвать такого малыша к себе по имени, он просто проигнорирует это. Из-за этого приходится громко называть имя малыша, чтобы он хоть как-то отреагировал.

    Чтобы проверить сенсорную чувствительность младенца, лучше обратиться к детскому психиатру для проведения специальных занятий. Главной задачей таких занятий является исследование особенностей поведения младенца.

    Почему дети аутисты склонны причинять вред себе и не бояться опасности?

    К симптомам аутизма у грудничка относятся проблемы с чувством самосохранения и повышенная агрессия. Такие признаки появляются практически у половины ребят с этой болезнью. Они могут агрессивно реагировать на любые жизненные отношения, даже благоприятные. Известно, что аутисты избегают контактов с другими людьми и поэтому высвобождают свою негативную энергию на себя. При этом они сильно кусают себя или бьют по голове.

    В раннем возрасте родители не видят ничего особенного в таком поведении ребенка. Однако со временем это становится угрозой для жизни детей, так как в будущем они могут прыгать с высокой высоты или резко выбегать на дорогу с автомобилями. При этом они не закрепляют негативный опыт после ожогов, ушибов или порезов. Поэтому они наносят себе увечья неоднократно.

    При появлении признаков нарушения чувства самосохранения надо немедленно обратиться к врачу и проверить малыша на аутизм.

    Как еще проявляется аутизм у детей?

    Чтобы разобраться, как распознать аутизм у новорожденного, надо ознакомиться с признаками болезни, которые редко встречаются у больных.

    Многие не могут понять, как можно определить у младенца аутизм только по наличию проблем с пищеварительной системой? Однако именно проблемы с ЖКТ входят в список болезней, появляющихся при аутизме. Часто детки страдают от хронического запора, который длится 2–3 недели. Данная проблема сопровождается сильной болью в нижней части животика. К признакам запора у годовалого ребенка с аутизмом относят скрежет зубками, постоянное нажатие на животик.

    Реже у малышей появляется хроническая форма диареи. Она появляется из-за проблем с иммунной системой, кишечной инфекции или воспалений в кишечнике.

    Когда у детей до года начинается проявление симптомов аутизма, появляются сложности со сном. Согласно статистическим данным эта проблема возникает у каждого второго младенца с таким заболеванием. Причиной нарушенного сна врачи считают неправильное функционирование части головного мозга, которая отвечает за сон. Из-за этого у аутистов сильно сокращается или вовсе исчезает фаза быстрого сна.

    У таких ребят проблемы со сном проявляются по-разному. Многие просто не понимают, что они должны уснуть и из-за этого бодрствуют до поздней ночи. Также детки не засыпают из-за ночного энуреза, который может появиться в любой момент.

    Склонность к судорогам, эпилепсии

    Еще одним признаком аутизма у ребенка-аутиста до года считается эпилепсия. Это заболевание сопровождается частыми конвульсиями и судорожными приступами. Эпилептические припадки появляются у аутистов намного чаще, чем у здоровых деток. Примерно 40% больных страдают от периодических приступов эпилепсии.

    При появлении первых признаков эпилепсии надо немедленно посетить врача для обследования и назначения правильного лечения. Лечить такие припадки у аутистов надо обязательно, так как отсутствие лечения часто приводит к преждевременной смерти человека.

    Аутизм — серьезное заболевание, которое следует преждевременно диагностировать. Чтобы своевременно выявить болезнь, надо ознакомиться с основными признаками ее проявления.

    grudnichky.ru

    Аутизм у ребёнка до года

    Аутизм у ребёнка до года диагностируют крайне редко. Часто подобный диагноз получает ребёнок в более позднем возрасте, но если время упущено, то и корректировать поведение малыша будет гораздо труднее. Давайте разберёмся, какие симптомы должны вас насторожить и что можно сделать, чтобы успешнее справляться с аутизмом у ребёнка до года и после него.

    Симптомы аутизма у ребёнка до года

    Говоря об аутизме, мы говорим о нарушении психического развития ребёнка, которое характеризуется расстройствами моторики и нарушениями развития речи у ребёнка, а также проявлениями стереотипности поведения. В дальнейшем всё это затруднит социализацию ребёнка – аутикам не нужны ни друзья, ни просто собеседники, они предпочитают лишь собственное общество.

    • Ребёнок страдает нарушениями коммуникативных функций: не реагирует на собственное имя, не улыбается близким, не реагирует на попытки завести с ним «беседу», ребёнок в 1 год не лепечет и не «гулит».
    • Аутизм у ребёнка до года часто проявляется в периодических нарушениях слуха и невозможности установить контакт с ребёнком – карапуз попросту игнорирует указания взрослых, да и самих взрослых.
    • В отличие от здорового ребёнка, ребёнок с аутизмом не старается установить визуальный контакт с близкими, и какие бы интересные игрушки оптом ни скупали родители, не останавливает взгляд даже на самых громких из них.
    • Играть с игрушками аутик тоже не стремится – у него слабо выражен хватательный навык и он практически не понимает, как играть тем или иным предметом, попавшим ему в руки.
    • Наблюдается общая задержка развития ребёнка, часто малыш ослаблен и другими заболеваниями: нарушениями сна, аллергическими реакциями, расстройствами пищеварительной системы.
    • Обратите внимание на то, что в группе риска находятся мальчики, которые страдают аутизмом в 4 раза чаще, чем девочки. Также риск развития аутизма увеличивается, если это заболевание есть в роду.

      Что делать с аутизмом у ребёнка до года?

      Если у вас есть подозрение, что вам маленький ребёнок может страдать аутизмом, прежде всего, нужно успокоиться – эта проблема не терпит поспешности и нервности. Вы нужны своему малышу спокойными и внимательными. И, конечно, сильными.

    • Убедитесь в том, что вам педиатр достаточно внимателен к вашему ребёнку. Давайте специалисту полную информацию об уровне развития малыша, не стесняйте спрашивать непонятные вещи и приукрашивать ситуацию.
    • Займитесь развитием своего ребёнка самостоятельно – изучите нормы, определите «западающие места» и действуйте. Например, визуальный канал нужно стимулировать, предлагая ребёнку для игры контрастные игрушки.
    • Займитесь самодисциплиной. Дети с аутизмом плохо себя чувствуют в изменяющейся среде – им нужна чёткость: во всём должен быть порядок, который со временем станет привычным.
    • Поведение детей с этим диагнозом можно корректировать. Логопедические занятия, трудо- и физиотерапия помогут ребёнку приобрести полезные навыки и уменьшить проблемы в социализации.
    • Чаще всего таких деток лечат попросту терпением и любовью, но в особо запущенных случаях требуется лекарственная терапия.

      www.rebenokdogoda.ru

      Это интересно:

      • Дипломные работы по заиканию Дипломные работы по заиканию Приветствуем тебя, дипломник! На этом сайте мы предлагаем строительные дипломы, которые защитили, когда учились в Архитектурно-Строительном Университете. Все они имеют файлы, позволяющие ознакомиться с темой, содержанием работы, а если это чертежи, то с рисунками. Если Вы ищите информацию, где купить готовые дипломные […]
      • Изменение циркадного ритма под влиянием стресса / ХРОНОПАТОЛОГИЯ-Р русс. яз. тех. карта Технологическая карта для самостоятельного изучения теоретического материала Основные вопросы для изучения История вопроса универсальности феномена ритмичности в природе. Экзогенные и эндогенные процессы регуляции биологических ритмов. Воздействия на биоритмы факторов антропогенного […]
      • Матрасы стресс контроль отзывы Матрасы Mediflex (Дикуля) Матрасы Меdiflex разработаны группой врачей под руководством профессора В. И. Дикуля. Это ортопедические матрасы, созданные с учетом всех физиологических особенностей человеческого тела. Специалисты рекомендую эти матрасы как для комплексного лечения опорно-двигательного аппарата, так и для профилактики заболевания ОПД и […]
      • Неврология нарушение сна Нарушения сна. Причины. Симптомы. Диагностика. Лечение. Нарушения сна - явления достаточно широко распространенные. От 8 до 15% взрослого населения мира предъявляют частые или постоянные жалобы на плохой или недостаточный сон, от 9 до 11% взрослых людей употребляют седативные снотворные средства, а среди людей пожилого возраста этот процент […]
      • Частая депрессия у подростков Особенности протекания депрессии у подростков. Методы диагностики и лечения В подростковом возрасте физиологические, психологические и социальные изменения соседствуют с высокими требованиями во всех сферах жизни. Особенно тяжело детьми переносятся ситуации, в которых интересы родственников, учителей и друзей не совпадают. Повторные эпизоды […]
      • Как избавиться от уныния депрессии От зимы к весне. 11 способов пробуждения Статистика показывает, что зимой человек чаще всего впадает в уныние, апатию и депрессию. Теряет радость в жизни, думает о плохом. Как избавиться от уныния и легко перейти от зимы к весне? Известно, что всему свое время. Так есть время очищаться, а есть время наполняться. Осень и зима — это время […]
      • Ребенок в стрессе симптомы Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины, симптомы и методы лечения Развитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке […]
      • Ян голанд неврозы Психотерапевт Ян Голанд: «Самая распространенная психическая болезнь – панические атаки» Корреспондент АиФ-НН провела один день с известным психотерапевтом, психиатром, сексопатологом и знатоком человеческих душ, Яном. Нижний Новгород, 25 октября - АиФ-НН. Уже более 50 лет Ян Генрихович помогает людям вернуться к нормальной жизни. Являясь главным […]