Имбецильность это умственная отсталость

В противопоставление деменции, суть которой в приобретенном дефекте интеллекта, при олигофрении умственные нарушения присутствуют с рождения или с ранних лет жизни, являясь следствием нарушения функции нервной системы во внутриутробном или раннем детском периодах развития (черепно-мозговая травма при прохождении родовых путей, недостаток йода в раннем возрасте, пороки развития нервной системы).

Симптомы имбецильности

  • Отставание в умственном развитии: человек в детстве позже начинает говорить, может совсем не научиться читать, с трудом учится считать (нередко способность к счету ограничена пальцами одной ладони).
  • Отставание в физическом развитии: человек в детстве поздно начинает ходить, присаживаться. Движения больного плохо координированы, размашисты, неуклюжи.
  • Трудности при самообслуживании: больные способны выполнять только простейшие действия (держать ложку, пить из кружки, иногда завязывать шнурки, мыть посуду и др.). В связи с этим больные не способны к самостоятельной жизни. Более сложные виды работ (управление автомобилем, работа на компьютере и др.) невозможны.
  • Недоразвитие речи: больные могут произносить только короткие, простые фразы, понимают не сложную по смыслу речь, полноценная, развернутая речь невозможна.
  • При попытке выражения мысли больной помогает себе мимикой, вычурными жестами (широко открывает рот, глаза, делает неестественные движения головой, руками и т.п.).
  • Недоразвитие памяти: больные с трудом могут запомнить короткий отрывок из стихотворения, пересказать только что прочитанный рассказ.
  • Нарушение абстрактного мышления: при обучении больные могут научиться считать (примитивный счет), различать предметы, картинки, но не способны к абстрактному мышлению и связыванию нескольких явлений или предметов в одну смысловую группу (например, не могут ответить на вопрос, есть ли что-то общее между грушей, яблоком и апельсином).
  • Подчиняемость, внушаемость: люди с олигофренией часто ввязываются в компании наркоманов, правонарушителей, так как являются чрезвычайно внушаемыми.
  • Отсутствие/недоразвитие воли: выполнение какого-либо задания возможно только при постоянном контроле больного, так как без должного напора он быстро отвлечется и прервет выполнение работы.
  • Эмоциональные нарушения: вспышки агрессивности, злости, раздражительности. Больные бывают чрезвычайно привязаны к родственникам.
  • Выраженность указанных симптомов индивидуальна для каждого больного.

    • Генетические заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью (синдром Дауна, синдром Ангельмана, Прадера-Вилли, связанные с нарушением строения генов и хромосом, сопровождаются также признаками физического недоразвития).
    • Повреждающие факторы, воздействующие на плод через организм беременной женщины.
      • Ионизирующее излучение (например, при частом использовании рентгена у беременной).
      • Химические агенты (например, бытовые токсины, алкоголь, наркотики, попадающие в организм беременной).
      • Инфекционные заболевания у беременной:
        • цитомегаловирусная инфекция;
        • сифилис;
        • краснуха;
        • токсоплазмоз и др.
        • Недоедание у беременной (или грубое нарушение диеты, например, отказ от употребления мяса в контексте вегетерианства, но без должной компенсации необходимых веществ с помощью разнообразия диеты).
        • Недостаток йода у беременной (необходим для правильного развития нервной системы).
        • Травмы головного мозга ребенка в процессе родов: асфиксия, родовая травма.
        • Недостаточное общение и педагогическая работа с ребенком в первые годы жизни (в неблагополучных семьях): при этом исходные ресурсы головного мозга оказываются неиспользованными, поэтому в этих случаях чаще отмечается положительный эффект от лечебных мероприятий.
        • Недостаток йода в пищевом рационе в раннем возрасте (новорожденность и до 2-3 лет).
        • Врач психиатр поможет при лечении заболевания

          lookmedbook.ru

          Олигофрения в степени дебильности, идиотии и имбецильности

          Олигофрения – заболевание, которое характеризуется нарушением развития интеллекта, личности и психики в целом. Чаще всего это врожденное либо приобретенное в раннем детстве недомогание. Название болезни произошло от латинского языка и означает «малый разум».

          Олигофрению называют по-разному – «слабоумие», «психическая недостаточность», «задержка интеллектуального развития», «умственная отсталость» и т.д.

          Причины возникновения олигофрении

          Причины, которые провоцируют заболевание:

        • эндогенные факторы (нарушение внутриутробного развития плода);
        • экзогенные (внешние – травмы, опухоли и т.д.);
        • совокупность причин.
        • Эндогенные факторы включают в себя наследственные заболевания, генетические и хромосомные мутации, воздействие на эмбрион химических веществ – лекарства, алкоголь, радиация, сильный стресс матери, инфекционные и вирусные заболевания беременной. Интеллектуальную недостаточность могут спровоцировать и осложнения во время беременности – нарушение плацентарного кровотока, резус-конфликт, гормональные нарушения матери (болезни щитовидной железы, надпочечников и т.д.).

          К внешним причинам, которые способны спровоцировать олигофрению, можно отнести – родовую травму, асфиксию и гипоксию плода, серьезные инфекционные болезни – энцефалит, менингит. Также умственную отсталость вызывают тяжелые травмы мозга, опухоли.

          Важно помнить, что клиническая картина олигофрении зависит не только от причин, а в основном от развития ребенка в период воздействия факторов. Например, если беременная заболела серьезной инфекционной болезнью в первом триместре – риск нарушений развития плода в несколько раз выше. В то же время, если грипп или ОРВИ настиг ее в третьем триместре – это практически никак не влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Такую же картину получаем при медикаментозном лечении беременной женщины – чаще всего в первые 12 недель препараты опасны для эмбриона.

          По мнению исследователей и психиатров, истинная олигофрения присутствует лишь у 3% населения планеты. И 75% из них – переносят заболевание в легкой форме. Достаточно часто олигофрению ставят детям с задержкой развития при частых соматических заболеваниях.

          В настоящее время учеными выявлено около 300 болезней, которые имеют в клинической картине олигофрению. В 80% случаев они передаются по наследству. Также доказано, что при мутации Х-хромосом, заболевание протекает в более тяжкой форме. Среди этих болезней примерно 80 – это заболевания обмена веществ.

          Клиническая картина заболевания

          Для диагностики олигофрении ученые учитывают явные нарушения в трех областях:

        • Психика человека (память, внимание, воображение, восприятие и т.д.);
        • Личностные характеристики (восприятие себя, самооценка, самосознание);
        • Соматическая – строение и конституция тела. Например, дети с синдром Дауна имеют внешние схожие характеристики (раскосые глаза, типичное выражение лица).
        • В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы. Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи.

          Классификация олигофрении

          Ученые вывели несколько вариантов оценки олигофрении у пациентов. Их можно разделить на три направления:

        • Оценка по М. Певзер;
        • Оценка интеллекта (классическая: идиотия, имбецильность и дебильность);
        • Альтернативная.
        • Согласно оценке М. Повзнера, выделяют формы неосложненной олигофрении, осложненной с возбудимыми и тормозными расстройствами нейродинамики, психопатические расстройства поведения вместе с умственной отсталостью, олигофрению в сочетании с нарушением работы отдельных анализаторов или олигофрению с явными симптомами лобной недостаточности.

          В МБК-10 выделяют четыре основные степени олигофрении: идиотия (самая глубокая, IQ =20), имбецильность (тяжелая IQ =20-40) и имбецильность умеренная ( IQ =40-50) и дебильность (легкая форма — IQ =50-60). Также заболевание делят на две большие группы: первичные (наследственные и врожденные) и вторичные нарушения.

          Идиотия – это самая тяжелая форма заболевания. Пациенты постоянно нуждаются в надзоре и помощи посторонних. Часто сопровождается полным отсутствием мышления и речи. Иногда в активном словаре есть отдельные звуки или слова.

          Чаще больной не понимает обращения и просьбы. Порой люди с олигофренией способны реагировать на интонацию и эмоционально насыщенную речь.

          Эмоции проявляют базовые – крайнее удовольствие, граничащее с эйфорией. Либо недовольство – приступы агрессии. Можно сказать, что они ощущают мир в приглушенном виде. Даже болевой порог снижен.

          Внимание неустойчивое, больной не способен долго концентрироваться на одном предмете. Часто отсутствует память, пациенты не узнают родственников и близких. Дети с диагнозом идиотия не всегда могут сидеть или ходить. Либо начинают это делать с очень большой задержкой.

          В некоторых случаях больные не могут проглатывать или самостоятельно жевать пищу. Не могут сами себя обслуживать.

          Пациенты проявляют патологичные влечения – страдают ожирением и едят все подряд, сосут или облизывают бытовые предметы, кусаются. Больные не способны различать съедобные и несъедобные предметы, горячее и холодное, высокое и низкое положение.

          Дополнительно к нарушениям интеллекта и личности добавляются физические расстройства – косоглазие, дисгармоничное развитие тела.

          Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Речь у больных развита больше, однако наполнена аграмматизмами и косноязычна. Люди с этим диагнозом остаются необучаемыми и неспособными работать. Им доступны лишь простые манипуляции самообслуживания. Например, они могут сами есть пищу ложкой или вилкой. Больные способны на базовом уровне ориентироваться в привычной бытовой обстановке.

          Благодаря неплохой механической памяти и пассивному вниманию, могут усвоить элементарные знания. Некоторые пациенты знают буквы, овладевают порядковым счетом, учатся мыть посуду, стирать, убирать после себя. В то же время трудно переключаются с одной деятельности на другую.

          Пациенты инертны и безынициативны, легко теряются в новой обстановке. Дети с патологией способны привязываться к родным людям, позитивно реагируют на похвалу и чувствительны к негативной оценке.

          Дебильность – это относительно легкая степень олигофрении. Пациенты с дебильностью способны обучаться, быстро овладевают навыками самообслуживания и элементарными трудовыми процессами. Имеют довольно развитую речь, если сравнивать с предыдущими стадиями олигофрении. Она характеризуется пустыми оборотами, часто носит подражательный характер.

          Имеют более адекватное и предсказуемое поведение. Обладают развитой механической памятью, склонны к копированию и легко внушаемы. Абстрактное мышление слабое, в основном мыслят конкретными ассоциациями и шаблонами. Также трудно переключаются с одного вида деятельности на другой.

          Олигофрения степени дебильности не мешает посещать обычную школу, однако их поведение характеризуется медлительностью, инертностью, отсутствием любой инициативы и креативности, самостоятельности в решениях. Проще усваивают простые, конкретные знания. Сложно даются теоремы и теории.

          Клиническая картина олигофрении у детей

          Проявление и симптомы олигофрении зависят от тяжести заболевания. Также влияют вторичные нарушения, возраст ребенка и условия, в которых он проходит лечение и реабилитацию.

          Чаще всего дети с тяжелой формой умственной отсталости находятся в специализированных интернатах. Часто эти люди доживают до 40–50 лет. Порой олигофрения сочетается с другими соматическими нарушениями – недоразвитием внутренних органов, проблемы с обменов веществ, как следствие слабые кости, суставы и т.д.

          Самый явный симптом заболевания – это отсутствующее выражение лица. Часто мимика ребенка с олигофренией искажается, копирует эмоции других людей либо отражает агрессию и отвращение. Пациенты настойчивы, трудно переключаются с одной деятельности на другую, открыто занимаются онанизмом или ходят под себя. Они не испытывают чувства стыда, брезгливости, тем более – нет понятия общества, этикета и т.д.

          Пациенты с олиго френией в степени дебильности неразборчивы в еде. Точнее, они не всегда способны отличить съедобные предметы быта от несъедобных. При олигофрении не бывает страха подавиться чем-то либо отравиться ядом. Встречаются проблемы с чувством насыщения, пациенты практически всегда голодны и готовы что-то съесть.

          Люди с олигофренией в стадии дебильности внешне неузнаваемы. Они способны обучаться, могут освоить простую профессию, связанную с ручным трудом. Порой заводят семьи и теоретически могут быть полезны для общества.

          Мышление у них узконаправленное, они рассуждают медленно, монотонно, часто обладают неадекватно высокой самооценкой, чувствуют свою важность и исключительность. Люди с дебильностью склонны к тирании, неоправданному упрямству, способны жестоко мстить и агрессивно реагировать на других людей.

          Эмоциональное и социальное развитие человека с легкой умственной отсталостью в целом зависит от окружения. Так как эти люди очень легко внушаемы и склонны к копированию и подражанию. Они не способны мыслить абстрактно, слабо развито воображение, им трудно сосредоточится и запомнить большой объем информации.

          Даже при хорошо развитой речи, они редко используют метафоры и большое количество прилагательных. Легко теряют нить разговора, их монологи не слишком эмоционально насыщены.

          Лечение и профилактика олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

          Лечение олигофрении в степени идиотии, имбецильности и идиотии симптоматическое. Многое зависит от причин, которые вызвали болезнь. Нарушение обмена веществ лечат ноотропами, назначают глютаминовую кислоту, церебролизин, липоцеребин, периодами проводят витаминотерапию.

          Внутричерепное давление снижают капельницами магнезии, назначают диакарб или глицерин.

          Сильную заторможенность убирают стимуляторами (синтетическими или натуральными). Используют китайский лимонник, алое, женьшень, сиднокарб и т.д.

          Возбуждение снимают нейролептиками, а судороги убирают препаратами, которые их прекращают.

          Эффективность лечения зависит от периода, когда его начали проводить. Также медикаментозную терапию рекомендуют совмещать с психологическими приемами. Для детей создают благоприятные условия для развития, контролируется питание, режим дня, эмоциональная нагрузка. Часто терапию проводит не один врач – подключают олигофренопедагога, коррекционного психолога или дефектолога.

          Детей со сложными формами олигофрении рекомендуют отправлять в специализированные заведения для комплексной коррекционной работы.

          psiho.guru

          Тяжелые интеллектуальные нарушения — имбецильность

          Вообще, имбецильность изначально является одной из степеней умственной отсталости (в отношении олигофрении), при которой интеллектуальные нарушения выражены очень сильно. Степень органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) довольно высокая, симптомы явные. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями – это инвалиды детства. Нарушения познавательной сферы (в первую очередь) видны «невооруженным глазом».

          Существовала определенная классификация умственной отсталости (МКБ 9), в которой было только три вида умственной отсталости:

          Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация (МКБ 10 – международная классификация болезней 10 пересмотра), она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

          В данной статье умственная отсталость рассматривается только в отношении олигофрении – группы патологических состояний, характеризующихся органическим поражением головного мозга и общим недоразвитием всей психической сферы, в первую очередь произвольной познавательной деятельности, возникших либо во внутриутробном периоде, либо в связи с осложнениями во время родов, либо в раннем детстве, в первые три года. УО – это не заболевание, а только лишь одна из характеристик различных заболеваний, при которых наблюдается интеллектуальная недостаточность.

          Что такое имбецильность?

          Условно имбецильность можно отнести в большей степени к тяжелой степени УО. Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью. При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

          И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом. Для лучшего понимания рассмотрим отдельно детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По сути все это олигофрения в стадии имбецильности.

          Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?

          Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды. Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации. Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.

          К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.

          Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера. Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет». Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.

          Какие нарушения развития характерны для детей с умеренной умственной отсталостью?

          Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже такие лёгкие действия для них недоступны. При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

          Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

          Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

          Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч». То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

          Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

          Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

          Дети с тяжелой умственной отсталостью. Краткая характеристика

          Особенности физического развития:

        • Это дети с явными признаками имбецильности. Их развитие проходит с серьезным опозданием. С еще более серьезным и тотальным чем у детей с умеренной степенью УО. Они плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге. Не умеют прыгать даже на двух ногах. У них сильно страдает согласованность движений. Координация серьезно нарушена.
        • Заданную по инструкции позу не могут выдержать даже 3 секунд в младшем возрасте. В старшем не выдерживают и 10. Они неуклюжи. Медлительны. Простые на первый взгляд двигательные действия являются для них серьезными трудностями. Например, перешагнуть через препятствие высотой буквально 30 см. А порой боятся даже преодолеть уличный бордюр высотой 15 см.
        • Наблюдаются сильные нарушения двигательной сферы. Такие дети в движениях либо крайне медлены, либо их движения быстрые, но бесцельные, плохо контролируемые, излишние. Согласованность и координированность сложных движений невозможна (повороты, наклоны на счет, прыжки).
        • Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.

        Особенности развития психической сферы:

      • У явных имбецилов интеллект крайне снижен, память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после пятикратного повторения, кратковременная. То есть ребенку предъявляются 10 картинок, например, с изображениями хорошо знакомых предметов (зонт, диван, цветок и т.д.) для запоминания, а потом убирают и просят воспроизвести. На просмотр каждой картинки и четкого проговаривания смысла картинки дается не меньше 20 секунд. Но в результате ребенок может назвать только максимум 3 предмета.
      • Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. Словарный запас беден. Хотя, могут быть очень эмоциональными. Адекватно реагировать на требования учителя или взрослого. Способны к общению с ними и между собой. Любят, когда их хвалят. В поступках и действиях мало критичны. В речи часто наблюдаются грубые косноязычия, бессмысленные и механические повторения услышанного.
      • Цвета плохо различают. Даже основные. Часто путаются. Причем чем больше предметов им предъявляют даже одного цвета, тем быстрее они начинают ошибаться. То есть объем воспринимаемой информации также должен быть строго дозирован и минимализирован для адекватной оценки способностей к обучению.
      • Их самостоятельная деятельность носит беспорядочный и хаотичный характер. Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Они часто не понимают смысла своих действий. Критичность серьезно нарушена.
      • У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке. Самостоятельно одеваться чаще всего не умеют. А если умеют, то нуждаются в организующей помощи (одень шапку, потом ботинки, застегни их, одень куртку и т.д.). Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.

        Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?

        В нашей стране обучение детей, у которых тяжелая умственная отсталость или даже умеренная, лучше организовано, конечно же, в специализированных школах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

        Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам.

        И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с тяжелой интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

        Поэтому для них так важна организация особенной образовательной среды. Но еще Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка. Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна. Но все же… Имеем ли мы право так рассуждать? Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

        Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?

        Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.

        Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:

      • Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
      • Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
      • Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).
      • Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.

        opsihoze.ru

        Подробно об олигофрении (умственной отсталости), о причинах, лечении и адаптации в социуме

        Олигофрения или умственная отсталость – это проблема психического дефекта, при которой отмечается слабоумие вследствие церебральных патологических изменений.

        Определить распространенность олигофрении непросто. Связанно это с разными методами диагностики, которые отличаются между собой. В медицине понятие «олигофрении» определяют как врожденную болезнь (передающуюся по наследству) или как приобретенную патологию снижения интеллекта у детей до 3-х летнего возраста.

        Причин, в результате которых возникает олигофрения, много. Для их выявления врач проводит всестороннее обследование, подбирается индивидуальная терапия, реабилитация и адаптация.

        Среди всех, имеющихся причин олигофрении, выделяют ряд главных факторов, которые чаще всего провоцируют развитие патологии:

      • Врожденное слабоумие, которое характеризуется внутриутробным поражением плода.
      • Олигофрения, вызвана генетической патологией (может проявляться после рождения ребенка).
      • Приобретенная умственная отсталость, связанная с недоношенностью малыша.
      • Умственная отсталость биологического характера (часто проявляется после травм головы, перенесенных инфекционных патологий, тяжелых родов, педагогической запущенности).
      • Иногда причину болезни определить не удается.

        Статистика утверждает, что 50% диагностированных случаев болезни являются результатом генетических нарушений, при которых у ребенка выявлено:

      • хромосомные аномалии;
      • синдром Дауна;
      • синдром Вильямса;
      • мутации генов при синдроме Ретта;
      • генетические мутации при ферментопатиях;
      • синдром Прадера — Вилли;
      • синдром Ангельмана.
      • Недоношенность малышей – причина олигофрении, при которой наблюдается недоразвитость всех органов и систем организма. Обычно дети, которые были рождены раньше срока, при развитии болезни, не могут в достаточной мере приспособиться к самостоятельному существованию.
      • Травмы головы, асфиксии и родовые травмы при осложненных родах могут стать причиной болезни.
      • Педагогическая запущенность – фактор, при котором часто диагностируется умственная отсталость у деток, чьи родители наркоманы или алкоголики.
      • Симптомы олигофрении

        Главные признаки патологии – полное поражение функций человека, при которых наблюдается снижение интеллекта, нарушение речи, памяти, появление изменений в эмоциях. Человек при этом не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не воспринимает адекватно происходящее, не в состоянии переработать информацию, полученную из источников. Кроме этого, часто у взрослых наблюдаются нарушения в работе двигательного аппарата.

        Проявления умственной неразвитости определяются, прежде всего, нарушением памяти и речи у ребенка или взрослого. При этом страдает образное мышление, человек не в состоянии абстрагироваться.

        Умеренная умственная отсталость характеризуются менее выраженными симптомами. Человек при легкой форме олигофрении не способен самостоятельно принимать решения, анализировать происходящее, выходить за рамки текущей ситуации, также наблюдается снижение концентрации внимания. Такому пациенту трудно сидеть на одном месте или выполнять одно и то же задание слишком долго.

        Ребенок, при легкой стадии олигофрении избирательно запоминает имена, цифры, названия. При разговоре можно заметить, что речь упрощенная, словарный запас мал.

        Олигофрения в тяжелой форме характеризуется существенным нарушением памяти и внимания ребенка. Такому малышу трудно читать, иногда способность к чтению полностью отсутствует. Лечить деток при тяжелых формах олигофрении гораздо сложнее. Если ребенок не умеет читать, потребуется много времени (несколько лет), чтобы научить малыша распознавать буквы. Но даже это не сможет гарантировать возможность ребенку понимать прочитанное.

        Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитостью личности в познавательной деятельности. Как правило, у пациентов, которые страдают такой болезнью, нарушено абстрактное мышление. Однако это не единственная особенность болезни, так как существует еще несколько классификаций, при которых клиническая картина отличается.

        Единой и 100% верной классификации олигофрении на сегодня нет. Существует несколько классификаций, по которым принято различать эту болезнь:

      • по степени выраженности;
      • по М. С. Певзнер;
      • альтернативная классификация.
      • Принято определять следующие виды олигофрении:

      • Семейные формы олигофрении.
      • Дифференцированные формы болезни.
      • Наследственная форма.
      • Клинические формы.
      • Астетические формы.
      • Атипичные формы.
      • Среди всех видов болезни дифференцированная форма олигофрении изучена достаточным образом. В результате этого, в медицине ее принято разделять на несколько групп:

      • Микроцефалия. Болезнь часто характеризуется уменьшением черепно-мозговой коробки. При горизонтальном охвате размер черепа при этой форме олигофрении составляет 22–49 см. Масса мозга также может быть снижена до 150–400 г. Полушария и мозговые извилины недоразвиты. Как правило, при микроцефалии отмечается абсолютная идиотия. Причины патологии: Боткина во время беременности, диабет или туберкулез, прием химиотерапевтических препаратов, токсоплазмоз.
      • Токсоплазмоз. Патология является паразитарной, проявляется в результате вредоносного воздействия токсоплазмы на человека. Источником заражения бывают: домашние любимцы, кролики, грызуны. Необходимо знать, что токсоплазмы проникают к плоду через плацентарный барьер, в результате чего происходит заражение плода с первых моментов его жизни. Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, часто характеризуется поражением глаз и костей черепа, где появляются зоны кальциноза.
      • Фенилпировинограднаяолигофрения. Патология характеризуется нарушенным обменом фениламина и одновременным синтезированием больших количеств фенилпировидной кислоты. Определить концентрацию последних веществ можно в исследуемом образце мочи, крови или пота. Как правило, эта форма олигофрения свидетельствует о самой глубокой стадии болезни.
      • ПатологияЛангдона-Дауна. Болезнь характеризуется наличием у пациента 47 хромосом (норма – 46 хромосом). Причины таких хромосомных аномалий неизвестны. Состояние пациента при такой болезни нарушено, при этом человек подвижный, добродушный и ласковый. Как правило, мимика и движения у таких больных выразительные, они часто подражают своим кумирам.
      • Пилвиадннаяолигофрения. Болезнь, которая характеризуется нехваткой витамина А у беременной женщины в первом триместре.
      • Рубеолярнаяэмбриопатия. Патология, которая развивается в результате перенесенной краснухи мамы в период вынашивания ребенка. После рождения, малыш страдает катарактой, болезнями сердца, глухотой или немотой.
      • Умственная отсталость. Возникает в результате положительного резус-фактора. Патология часто характеризуется резус конфликтом, когда у ребенка отрицательный фактор. В таком случае резус-антитела проникают через плацентарный барьер, и у плода возникает поражение мозга. Дети при рождении страдают параличами, парезами и гиперкинезами.
      • Резидуальнаяолигофрения. Самая распространенная форма болезни, при которой останавливается умственное развитие в результате перенесенной инфекционной болезни или травм черепа.
      • Диагностика патологии

        Диагноз «олигофрения» врач устанавливает на основании всех бытовых навыков, а также психологического состояния больного. При этом изучается история болезни, оценивается уровень его социальной адаптации, изучается тест на уровень IQ. Также может быть показано проведение МРТ, ЭЭГ, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз.

        Правильная и всеобщая диагностика олигофрении необходима для того, чтобы исключить аутизм у ребенка раннего возраста. Так как эта патология также может сочетаться с умственной отсталостью. Лечение аутизма отличается, поэтому крайне важно поставить точный диагноз.

        В обследовании олигофрении выделяют:

      • Умственную отсталость, при которой развитие пациента нарушается, ухудшаются интеллектуальные, когнитивные, моторные и речевые возможности.
      • Олигофрения, которая возникла в сочетании с другими патологическими нарушениями ЦНС, при соматических расстройствах.
      • Слабоумие, которое возникло в результате неблагоприятных социальных условий.
      • Изменение IQ.
      • Диагностика степени выраженности поведенческих нарушений, в особенности, если нет никаких сопутствующих факторов.
      • Вышеописанные критерии диагностики включены в систему МКБ-10, по которой определяют степень олигофрении.

        Стадии умственной отсталости

        Существует несколько стадий слабоумия. При самых легких формах болезни человек не отличается от здоровых людей. Однако сложности возникают при обучении и в работе. Принято выделять следующие 3 степени умственной недостаточности:

        В современной медицине принято выделять 4 вида болезни по классификации МКБ-10. Подобная классификация основана на результатах IQ тестов:

      • Легкая умственная отсталость с показателями IQ от 50-70 баллов. Как правило, это пограничная форма слабоумия, при которой наблюдается задержка психического развития. Исправить подобное состояние можно с помощью простых навыков социальной адаптивности.
      • Умеренная олигофрения с показателями IQ от 35 до 50 баллов.
      • Олигофрения в тяжелой форме – от 20 до 35 баллов. Часто при тяжелой форме возникает фенилпировиноградная олигофрения.
      • Глубокая степень болезни, при которой уровень IQ не достигает 20 баллов.
      • Стадия олигофрении, при которой уровень IQ не достигает 34 баллов. Пациенты с глубокой стадией слабоумия не обучаемы, неуклюжи в движениях. Речь плохо развита, эмоции характеризуются самыми простыми реакциями. Главной причиной такой стадии является наследственность.

        Умеренная форма слабоумия протекает в более легкой форме, по сравнению с идиотией. Пациенты с таким диагнозом часто не доживают до зрелого возраста, и умирают еще в детстве.

        Кроме вышеописанных проявлений, при идиотии отмечаются:

      • структурные повреждения мозга в грубых формах;
      • многочисленные клинические проявления неврологических патологий;
      • частые приступы эпилепсии;
      • пороки строения внутренних органов и систем.
      • Олигофрения в степени имбецильности проявляется уровнем IQ в промежутке 35-39 баллов. Это средняя степень болезни, при которой человек способен приобрести стандартные навыки для самообслуживания. Абстрактное мышление или обобщение у этой группы пациентов отсутствует. Больные имбецилы понимают простую речь, некоторые слова могут усвоить самостоятельно.

        Имбецильность в медицине принято делить на три подвида:

      • легкую степень;
      • среднюю степень;
      • и тяжелую степень проявления патологии.
      • При каждой из видов болезни определяется степень выраженность имбецильности. В социуме имбецилы отличаются следующими признаками:

      • Они сильно внушаемые люди.
      • Имбецилы довольно неряшливы.
      • Личные интересы таких больных зачастую сильно примитивны, и сводятся к утолению физических потребностей (удовлетворяя потребность в еде, эти люди прожорливы и неряшливы, утоляя потребность в сексе, у них повышается уровень распущенности).
      • Некоторые из таких пациентов чрезмерно подвижны, активны и энергичны, вторые же, напротив, апатичные и равнодушные ко всему происходящему.
      • Некоторые больные приветливы, добродушны и покладисты, в то время как другие агрессивны и озлоблены.
      • Олигофрения в степени дебильности определяется по уровню IQ, и характеризуется несколькими формами:

      • легкая стадия (показатели от 65–69 баллов);
      • умеренная стадия (показатели от 60–64 баллов);
      • тяжелая стадия (показатели от 50–59 баллов).
      • Пациенты, которые относятся к этой группе больных, отличаются следующими характерными особенностями:

      • У них нарушено абстрактное мышление.
      • Они неспособны самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
      • Плохо учатся в школе, материал усваивают долго, с большими усилиями.
      • Они не имеют собственного мнения, не отстаивают свою точку зрения, принимают чужую сторону.
      • Ловко ориентируются в обычных и знакомых для них ситуациях.
      • Как правило, такие пациенты ведут малоподвижный образ жизни и проявляют примитивные формы влечения.

        Лечение умственной отсталости

        Терапия пациентов с олигофренией сложная. Универсального метода, позволяющего проводить лечение для всех пациентов с умственной отсталостью, нет. Однако общее состояние таких больных может быть улучшено с помощью медикаментозного лечения или народных средств.

        Как правило, терапия болезни включает в себя:

      • Фармакотерапию транквилизаторами, нейролептиками, ноотропами, витаминными комплексами, аминокислотами.
      • Корректирующие упражнения для деток, страдающих слабоумием. При этом упражнения проводятся в присутствии доктора, логопеда, психолога.
      • Занятия с целью реабилитации пациентов.
      • Адаптивную физкультуру, при которой комплекс упражнений будет подобран врачом в индивидуальном порядке.
      • Народную медицину с использованием различных целебных отваров из трав, цветов. Благодаря таким методам удается уменьшить психоз, снять головную боль.
      • У детей олигофренов наблюдается стойкое недоразвитие психики. Такие малыши развиваются, но крайне тяжело и долго. Зачастую такие задержки вызывают сильные отклонения. У малышей, речь которых уже сформировалась, олигофрения практически никогда не развивается. Чего нельзя сказать о деменции.

        Основными признаками слабоумия у детей является отсутствие у них желания играть. Такие малыши отстают в сенсорном развитии и произвольном внимании. Им трудно сконцентрироваться на чем-то конкретном, речь развита плохо. В старшем возрасте, при посещении школы, отмечается безынициативность и несамостоятельность.

      • Нарушением интеллектуальных способностей.
      • Нарушением мышления у детей.
      • Наблюдением системного недоразвития речи у малышей.
      • Нарушением и отсутствием желания получить навык счета.
      • Как распознать умственную отсталость у ребенка до 1 года

        Олигофрения у детей до года диагностируется врачами. При этом обращают внимание на косвенные проявления болезни:

        1. Эпикант глаз, наличие только 1 борозды на ладони при синдроме Дауна;
        2. Пороки сердца, характерные складки шеи.
        3. Психическая заторможенность и неадекватная реакция на кормление, резкая смена настроения малыша.
        4. Малыш старше 4 месяцев не следит за предметами, которые показывают ему в движении.
        5. Спонтанное появление или сохранность разных врожденных рефлексов.
        6. Частые судороги.
        7. Малыш не пытается ползать, садиться, не «гулит».
        8. невролога, педиатра;
        9. неонатолога;
        10. генетические исследования;
        11. консультация детского инфекциониста;
        12. гематолога.
        13. Как распознать умственную отсталость у детей старше 1 года

          У деток после первого года жизни определить наличие болезни легче.

        14. Речевое развитие и коммуникативные способности малыша нарушены. Речь у такого ребенка скудная, обучение письма и чтения затруднено.
        15. Ребенок часто агрессивный, иногда неадекватный.
        16. Малыш усваивает новую информацию с трудом.
        17. Благодаря таким наблюдениям можно говорить об умственной отсталости у ребенка. При этом врач определяет форму олигофрении и назначает соответственное лечение.

          Олигофрения и деменция

          Деменция является приобретенной формой слабоумия, при которой отмечается снижение интеллектуальных способностей от нормального уровня, что должно соответствовать возрасту человека. Как правило, деменцией страдают люди преклонного возраста, поэтому болезнь в народе называют «старческим маразмом».

          Олигофрения – патология физически взрослого человека, у которого уровень развития остановился еще в детстве. При этом олигофрения – форма слабоумия, которую обратить нельзя. Болезнь развивается с ранних лет или с первых дней жизни.

          Как первая, так и вторая формы слабоумия передаются по наследству.

          Прогноз и образ жизни

          Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой узнали об олигофрении, зависит от степени слабоумия, а также от того, насколько точно и вовремя был поставлен диагноз. Как правило, если лечение было подобрано правильно и начато сразу, реабилитация пациентов с легкой степенью болезни позволяет им обучиться выполнять самые простые социальные функции. Также есть шанс обучиться и начать выполнять несложную работу, самостоятельно жить в социуме. Однако необходимо понимать, что таким пациентам часто необходима дополнительная поддержка.

          При диагностировании олигофрении у детей, с родителями проводится беседа, тренинги, которые помогают им научить своего ребенка способности к освоению простейших действий. Родители при этом должны понимать, что такому малышу необходим постоянный эмоциональный контакт. Также с целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта используют олигофренопедагогику, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.

        18. Своевременно обращаться за медицинской помощью для постановки диагноза и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
        19. Регулярно заниматься с ребенком, учить его читать, писать, считать. Обратиться за помощью к детскому психологу.
        20. Предоставить возможность ребенку быть среди сверстников, не пытаться оградить его от социума.
        21. Обучать ребенка самостоятельности.
        22. Не требовать от малыша невозможного, завышая планку по результатам здоровых деток.
        23. Лечение и социальная реабилитация пациентов, страдающих олигофренией невозможна без полезной литературы. К такой относят:

        24. Публикации Рубинштейна С. Я «Психология умственно отсталого школьника» Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология».
        25. Издание Петрова В. Г. «Психология умственно отсталых школьников».
        26. Издание Исаева Д. Н. «Умственная отсталость у детей и подростков».
        27. Существуют и другие не менее интересные книги и публикации ученных и докторов наук. Однако, именно на эти стоит обратить свое внимание, изучая вопрос о лечении и реабилитации детей, страдающих олигофренией.

          Профилактика олигофрении основана, прежде всего, на планировании беременности и на серьезном подходе к здоровью своего будущего ребенка. Врачи рекомендуют всем, кто планирует забеременеть, обратиться за консультацией в медицинский центр, где будущие родители смогут пройти полное обследование на исключение невыявленных патологий своего организма. Благодаря современным методам диагностики удается диагностировать и вылечить множество болезней, которые могут изменить ход беременности, и повлиять на развитие будущего ребенка.

          Кроме планирования беременности, необходимо соблюдать все рекомендации специалиста в период вынашивания ребенка.

          mozgportal.ru

          Умственная отсталость у детей. Кто такие имбецилы?

          Имбецильность – это умственная отсталость у детей, которая проявляется в умеренной форме. Этим термином обозначаются дефекты со стойко выраженным снижением познавательной деятельности. У ребенка с таким диагнозом всегда заметны отклонения в физическом и умственном развитии.

          Чтобы разобраться, кто такие имбецилы, нужно знать основные особенности больных детей. Такой диагноз ставят ребенку со средней степенью слабоумия. Для установления степени вычисляется коэффициент интеллекта. Если он колеблется в районе 25–49 единиц, можно говорить об имбецильности.

          Такие больные способны обучаться простейшим действиям. Они могут самостоятельно ухаживать за собой, а некоторые дети выполняют несложные поручения. Но больной ребенок развивается с опозданием. Его речь невнятна и часто образует несвязные предложения из звуков.

          Дети-имбецилы не способны жить самостоятельно. Чтобы их существование было безопасным, они должны находиться под постоянным присмотром. Такие люди, став взрослыми, узнают знакомых и испытывают привязанность к близкому человеку, но в развитии они остаются большими детьми.

          Почему возникает умственная отсталость?

          Доказано, что основным фактором, который способствует возникновению умеренной умственной отсталости, являются отклонения, приобретенные плодом в период внутриутробного развития. Поэтому на вопрос, кто такие имбецилы, можно дать однозначный ответ: это младенцы, получившие врожденные дефекты по причине неправильного развития. Они могут приобретаться наследственно или возникать в результате плохого образа жизни беременной женщины.

          К основным причинам возникновения имбецильности относятся:

          • наследственные расстройства обменных процессов;
          • болезни, вызванные хромосомными изменениями;
          • инфекционные заболевания, поразившие головной мозг плода;
          • интоксикация младенца в результате злоупотребления беременной алкоголем, наркотиками;
          • кислородное голодание плода;
          • рождение младенца раньше срока;
          • воздействие ионизирующей радиации на плод;
          • травмы, которые ребенок получает до достижения им трехлетнего возраста.
          • Часто термин имбецильность сравнивают с дебилизмом. На самом деле, дебилизм — это легкая форма умственной отсталости. Таких людей не всегда можно отличить от здоровых. Имбецил-дебил неуместное понятие с медицинской точки зрения. Человек с диагнозом «дебилизм» может научиться читать, писать и выполнять несложные логические операции.

            Как проявляется имбецильность?

            Для умеренной формы умственного отклонения характерны определенные симптомы:

          • неспособность к абстрактному мышлению;
          • невозможность обобщать события, происходящие вокруг;
          • выраженная мыслительная конкретность;
          • затруднения с образованием понятий.
          • Речь детей-имбецилов слабо развита. Их словарный запас ограничен, память и внимание недоразвиты, а мысли имеют примитивный характер.

            Следует понимать, кто такие имбецилы в правовом отношении. Государством они признаются недееспособными и до момента совершеннолетия находятся в детских домах специального типа. Но и в будущем таким людям требуется опека.

            Возможно ли обучение имбецилов?

            Большинство людей не до конца понимает значение слова «имбецил». Многие сравнивают это понятие с идиотизмом, который является более тяжелой формой умственной отсталости.

            Дети с диагнозом имбецильность узнают и запоминают окружающие предметы. Они могут сами одеваться, кушать и совершать утренний туалет. Но отсутствие способности к самостоятельному мышлению не позволяют им посещать обычную школу. Обучение имбецилов происходит в домашних условиях и в коррекционной школе специального типа.

            Детей с подобным диагнозом условно разделяют на 2 группы:

          • активные, подвижные ребята;
          • равнодушные, апатичные.
          • В зависимости от способностей, проявляемой активности и характера для детей подбираются специальные программы обучения.

            Имбецилы во взрослой жизни

            Во многих странах проводится работа по обучению умственно отсталых детей и их дальнейшая социальная адаптация. Для них создаются специальные дома, школы и центры. Они позволяют не выделять больного человека из толпы, не привлекать к нему внимания, оградить его от распространенного вопроса: «Кто такие имбецилы?» Социальные службы создают необходимые условия для нормального и полноценного существования умственно отсталых людей.

            С 1987 года в детских домах была введена новая должность – педагог-дефектолог. Это позволило улучшить коррекционную работу с детьми-имбецилами. В домах-интернатах организовываются диагностические группы, куда поступают новые воспитанники. Благодаря этому за четыре месяца у многих детей выявляются возможности развития познавательной деятельности. Во взрослой жизни многие из них могут работать в специальных мастерских.

            fb.ru

            Это интересно:

            • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
            • Альцгеймера болезнь ранняя стадия Как определить начальные симптомы болезни Альцгеймера? Болезнь Альцгеймера тяжела и коварна. Те, кто сталкивался с ней, знают, как трудно приходится самим заболевшим и их родственниками. Хоть заболевание известно медикам больше века (идентифицировано в 1907 году), природа его возникновения до сих пор непонятна. Например, так и не удалось […]
            • Депрессия при пмс Эффективное лечение депрессии при ПМС В случае если проявилась депрессия при ПМС, лечение существует. Но перед тем как прибегнуть к нему, требуется обнаружить источник ее возникновения и обратиться к специалисту. ПМС именуют по-разному: предменструальный синдром, предменструальная болезнь или кругообразный синдром. Предменструальной анемией […]
            • Синдром дауна признаки у новорожденного Признаки синдрома Дауна у новорожденных Наиболее подходящим определением для данной геномной патологии является именно термин «синдром», а не «болезнь». Синдром подразумевает набор определенных характерных признаков и симптомов, по которым то или иное болезненное состояние с легкостью узнается специалистами. Впрочем, заметить отклонения при […]
            • Дыхательные нарушения неврозы Симптомы и способы лечения дыхательного невроза До конца не удается сделать вдох, чувствуется острая нехватка воздуха, возникает одышка. Что это за симптомы? Может быть астма, или бронхит? Не обязательно. Иногда такие симптомы могут возникать и на нервной почве. Тогда это заболевание носит название дыхательный невроз. Такое нарушение дыхания на […]
            • Психические расстройства связанные с алкоголизмом Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Что такое Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Что провоцирует Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Симптомы Психических и поведенческих расстройств вследствие употребления алкоголя […]
            • Что такое острый стресс Что такое трахеит: признаки, симптомы, как лечить болезнь Трахеит – это воспалительный процесс слизистой трахеи инфекционного характера, который проявляется приступообразным сухим кашлем или с выделением мокроты, раздражением эпителия, фебрильной температурой, болью за грудиной. Трахеит практически не протекает в виде самостоятельной болезни. […]
            • Великая депрессия великобритания Тесты: Великая депрессия и наступление тоталитаризма (Всемирная история, 9 класс) Великая депрессия и наступление тоталитаризма Что стало следствием преодоления странами Запада (США, Великобритания, Франция) мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.? А общее огосударствление экономики и создание централизованной системы управления […]