Холодовой стресс новорожденного это

Гипотермия — состояние, когда температура тела меньше 35—35,5 °С. Это состояние может иметь причины, связанные с окружающей средой, или свидетельствовать об интеркуррентном заболевании. Лечение гипотермии — согревание.

Причины возникновения гипотермии

На температурный баланс влияет относительная влажность, движение воздуха, близость холодных поверхностей и температура окружающего воздуха. Новорожденные особенно подвержены быстрой потере тепла и последующей гипотермии из-за большого отношения поверхности к весу, особенно высокого у новорожденных с низкой массой тела при рождении. Потеря тепла путем излучения возникает, если обнаженная кожа находится в окружающей среде, содержащей предметы с более низкой температурой. Потери тепла путем испарения возникают, когда новорожденный влажный из-за покрывающей его тело амниотической жидкости. Гипотермия также может быть следствием патологических состояний, нарушающих терморегуляцию (например, сепсис, внутричерепное кровоизлияние).

Продолжительный недиагностированный холодовой стресс требует дополнительных энергетических затрат, нарушая рост. Новорожденные отвечают на охлаждение путем высвобождения в буром жире норадреналина под действием симпатических нервов. Бурый жир — это специализированная ткань у новорожденных, которая располагается на задней поверхности шеи, между лопатками и вокруг почек и надпочечников и отвечает на высвобождение норадреналина липолизом, затем следует окисление и реэстерификация жирных кислот, которые при этом образуются. Эти реакции приводят к местной продукции тепла, а богатое кровоснабжение бурого жира способствует переносу этого тепла к другим частям тела новорожденного. Эта реакция увеличивает скорость обмена веществ и потребность в кислороде в 3 раза. Таким образом, у новорожденных с дыхательной недостаточностью (например, недоношенные новорожденные с респираторным дистресс-синдромом) холодовой стресс может также привести к тканевой гипоксии и неврологическому повреждению. В дополнение гипотермия может вызвать гипогликемию, метаболический ацидоз и смерть.

Гипотермия: лечение и профилактика у новорожденных

Гипотермию лечат путем согревания ребенка в кювезе или под источником лучистого тепла. Новорожденный должен наблюдаться и лечиться, как при гипогликемии, гипоксемии и апноэ. Причины гипотермии, такие как сепсис или внутричерепное кровоизлияние, требуют специфического лечения.

Гипотермию можно предотвратить, если сразу после рождения высушить новорожденного и завернуть его (включая голову) в теплую пеленку. Если новорожденному проводится первичная реанимация или он находится под наблюдением, следует поместить его под источником лучистого тепла. Больные новорожденные должны находиться в условиях нейтральной температуры, чтобы минимизировать скорость обмена веществ. Температура в кювезе варьирует в зависимости от массы тела при рождении и возраста (после рождения) новорожденного. Как альтернатива подогрев может регулироваться сервомеханизмом, настроенным на поддержание температуры тела на уровне 36,5 °С.

simptom-lechenie.ru

Икота у новорожденных — 7 причин возникновения и что делать родителям

Неопытные мамы, когда малютка начинает икать, очень волнуются. Ведь они еще не знают, что с ребенком происходит, что его при этом беспокоит, надо ли это лечить. Икота у младенцев возникает часто. Существует несколько распространенных ситуаций, при которых малыш начинает икать. В статье рассмотрены все эти основные случаи и даны рекомендации, что надо сделать.

Икота у новорожденных детей – это нарушение дыхания. Она начинается в том случае, когда диафрагма сокращается в виде толчков и резких дыхательных движений. Сама по себе икота – не заболевание, но она является признаком каких-либо нарушений в организме ребенка. Чтобы знать, как избавить новорожденного от икоты, надо выяснить механизм этого явления.

Что такое икота — пояснение

Икота возникает у всех людей непроизвольно. Она является реакцией организма на различные внешние или внутренние раздражители.

При этом сокращается диафрагма и вместе с ней межреберные мышцы. Происходит вдох, а затем дыхательные пути резко закрываются. Поток воздуха внезапно перекрывается и возникает ощущение, что человеку не хватает воздуха. Зная о собственном опыте, родители беспокоятся и думают, что малютке, которому исполнился месяц, это так же мешает, как и взрослым людям. На самом деле новорожденным это не доставляет никаких неприятностей.

?Поэтому нужно перестать волноваться и выяснить, что приводит к иканию у ребенка и как ему помочь.?

Почему часто икают новорожденные дети? Икание – это рефлекс. Кроха начинает икать непроизвольно, так же, как и чихать. Существует несколько причин, почему новорожденные так делают:

  • стресс;
  • ребенку холодно;
  • собрался воздух в желудке после кормления;
  • от переедания;
  • из-за нахождения в неудобной позе;
  • различные заболевания.
  • Малыш никогда не будет икать необоснованно, это последствие различных раздражителей. Поэтому каждая из этих причин требует внимания и помощи родителей.

    Назначение икоты в том, чтобы помочь малышу освободиться от воздуха, который накопился у него в желудке. Поэтому с детьми это часто происходит после кормления. Когда воздух вышел из желудка, ребенок успокаивается. Самая распространенная причина этого явления у новорожденных – воздух в желудке, который они проглотили вместе с молоком при кормлении.

    Вертикальное положение и покачивания на руке удалит воздух из желудка

    Врачи рекомендуют после кормления поднимать малыша в вертикальное положение и держать его так около 15 минут, немного и несильно покачать его.

    Это поможет избавить желудок от воздуха. Если после кормления новорожденный икает, его можно снова приложить к груди или дать бутылочку (при искусственном вскармливании или смешанном кормлении). Многие мамы детей свидетельствуют о том, что это хорошо помогает.

    Икание у детей начинается после обильного кормления. Лишняя еда приводит к растяжению желудка, скоплению в нем воздуха, возникает срыгивание, болит живот. Поэтому грудничков надо кормить по требованию и в спокойной обстановке, не доводить его до такого состояния, когда он сильно проголодается и станет заглатывать вместе с молоком воздух.

    Переесть чаще всего может младенец на искусственном вскармливании, потому что смеси очень калорийны. Они не приспособлены для желудка новорожденного ребенка так, как грудное молоко. Надо соблюдать рекомендации педиатров при искусственном вскармливании. Кормить малыша необходимо только по режиму и давать ему необходимое количество смеси, не перекармливая его. Смеси перевариваются и усваиваются не так хорошо, как молоко мамы. Поэтому ребенка надо кормить по часам, чтобы каждая порция полностью усвоилась, и он не стал срыгивать.

    Вызвать икоту, то есть судорожные сокращения диафрагмы, у малыша могут различные стрессовые факторы:

  • громкие звуки (сигнал автомобиля, музыка, стали кричать);
  • ребенка оставили одного;
  • появление незнакомых людей.
  • Испуг и стресс могут вызвать икоту

    Некоторые родители стараются укладывать ребенка спать только в полной тишине. Но врачи рекомендуют приучать младенца спать под умеренные шумы окружающей среды. Сон будет спокойным. Напугать его может только резкая и громкая музыка или другие звуки. Иногда малыш начинает нервничать, когда его оставили одного в комнате. Это тоже может быть признаком стресса. Чтобы остановить икоту, нужно взять его на руки, и это прекратится. Если кроха на смесях, надо дать ему воды. Если грудничок – то предложить грудь. Дети после этого успокаиваются.

    ?Лабильность нервной системы приводит к икоте от стресса, но так же быстро малыш и успокаивается.?

    Икание от того, что новорожденному холодно, возникает значительно реже, чем в том случае, когда в его желудке воздух. Наилучшая температура помещения для новорожденного – это 22 градуса. Комаровский рекомендует поддерживать в детской комнате температуру 19 градусов. Если в комнате холоднее, то кровеносные сосуды суживаются, сокращается мускулатура, а затем возникают спазмы диафрагмы. Определить причину икоты в этом случае несложно. Нужно попробовать на ощупь конечности малыша, они будут холодными. Тогда родителям нужно просто надеть на ребенка кофту и прижать его к себе. Он быстро согреется и успокоится. Ручки и ножки новорожденного всегда должны быть теплыми, а губы – розовые.

    Ребенок замерз после купания и икает

    Небольшое обезвоживание организма у крохи может привести к икоте. Нередко возникает у новорожденных, которые на искусственном вскармливании. Педиатры рекомендуют часто предлагать грудным детям, которые едят смеси, попить воды. Это предотвращает нехватку в их организме жидкости. Чтобы помочь малышу избавиться от икоты, вызванной обезвоживанием, ему необходимо дать бутылочку с водой. Надо делать специальные детские чаи. Ромашка и другие травы обладают дополнительной пользой, лечат колики в кишечнике.

    Менее часто это бывает у детей, которые находятся на грудном вскармливании. В молоке мамы достаточно жидкости, и дополнительно поить малыша не приходится. Но это может произойти в сильную летнюю жару. Поэтому таким малышам тоже нужно предлагать бутылочку с водой.

    Если дать грудь или попить — икота проходит

    Икота при заболеваниях

    Выше описаны распространенные причины икоты у новорожденных, когда родители могут сами определить причину и помочь ребенку. Но редко бывают случаи, когда это у детей возникает из-за различных заболеваний, например, воспаление (ларингит, трахеит) или опухоль пищевода, желудка. Поэтому необходимо показать ребенка педиатру и обследовать малыша, чтобы исключить разные патологические состояния.

    ?Сама по себе икота у ребенка – это не болезнь. Она является следствием несовершенства его организма, который растет и развивается. Поэтому, если малыша осмотрел врач и определил, что новорожденный здоров, а младенец все-таки не перестает икать, родителям не нужно беспокоиться. Со временем его организм окрепнет, и непроизвольные сокращения диафрагмы прекратятся.

    detki.guru

    Билирубин у новорожденных – норма, повышенный, таблица, причины, симптомы

    Рождение ребенка – это своеобразный физиологический стресс, поскольку функции, выполнявшиеся ранее плацентой, теперь осуществляются в организме новорожденного. При этом все органы еще только формируются, в том числе и система коньюгации билирубина. Из-за этого возникает состояние, при котором билирубин у новорожденных превышает 35-50 мкмоль на литр, называемое желтухой.

    У родителей новорожденного часто возникает вопрос – что такое билирубин, и какое отношение он имеет к желтухе?

    Билирубин – это продукт распада эритроцитов. В костном мозге, селезенке и печени происходит расщепление гемоглобина на глобин и гемм. Далее гемм трансформируется в биливердин, и, после ферментных преобразований, в железобеливердиновый комплекс с выделением из него железа и нерастворимого в воде билирубина.

    Основная часть образовавшегося билирубина вступает с альбумином во временную связь. Далее билирубин от альбумина перемещается внутрь печеночной клетки. В печени происходит коньюгация билирубина с глюкурановой кислотой и образуется диглюкоронид-билирубин, который выводится в желчные протоки и пищеварительный тракт. Оттуда часть поступает в кровь, а часть выводится с калом.

    У новорожденного имеются свои особенности билирубинового обмена, при которых он накапливается в крови и способен проникать в ткани.

    Анализ на билирубин у новорожденных

    Поскольку высокий уровень билирубина может оказать вредное воздействие на нервную систему ребенка его необходимо контролировать с помощью анализов и при необходимости снижать.

    У новорожденных, особенно недоношенных, низкая билирубинсвязывающая емкость альбумина. Это может приводить к развитию у них ядерной (очень опасной формы) желтухи уже при концентрации 150-170 мкмоль на литр. Поэтому анализ на билирубин у новорожденных берут в 1 сутки после появления на свет, а затем на 3 день жизни малыша.

    Повышенный билирубин у новорожденных

    Билирубин у новорожденных всегда имеет более высокий уровень, чем у детей после 1 месяца жизни. Это связано с распадом фетальных эритроцитов сразу после рождения. Норма билирубина у новорожденных составляет 51-60 мкмоль на литр при измерении в первый день жизни, а на третьи сутки до 205 мкмоль. Приблизительно через месяц он уже равняется 8,5-20,5.

    Повышенный билирубин у новорожденных (до 85-102 мкмоль на литр) со 2 по 7 день жизни без ухудшения общего состояния ребенка – это физиологическая желтушка у новорожденных. Более высокий билирубин у новорожденных, особенно недоношенных, может привести к развитию билирубиновой энцефалопатии (поражения головного мозга), особенно после перенесенной гипоксии или родовой травмы.

    Причины повышенного билирубина у новорожденных представлены 4 группами:

    1. Коньюгационная желтуха. Нарушения билирубинового обмена, чаще наследственные. Проходят через 4 недели.
    2. Механическая желтуха. Развивается при атрезии и гипоплазии желчных протоков.
    3. Желтуха, обусловленная поражением паренхимы печени при неонатальном гепатите, внутриутробных инфекциях или на фоне применения некоторых лекарств.
    4. Гемолитическая болезнь новорожденного, вызванная резус-несовместимостью. Различают 3 клинических формы ГБН (желтушную, отечную и анемическую). Течение болезни зависит от формы ГБН.

    В норме у новорожденных уровень билирубина снижается через 4 дня, хотя элиминирующая функция печени дозревает только к концу месяца жизни.

    Симптомы повышенного билирубина у новорожденных:

  • Желтушность покровов кожи, слизистых и склер.
  • Вялость, сонливость.
  • Ослабление сосательного рефлекса.

Таблица билирубина у новорожденных

В клинической картине гипербилирубинемии имеют значение не только показатели билирубина. Важно тщательно отслеживать динамику его снижения, а также оценивать состояние печени и желчевыводящих путей, цвет мочи и кала.

xn--80aayhhb9f.xn--p1ai

Транзиторные состояния новорожденных (пограничные, переходные)

1. Транзиторные состояния новорожденных

2. Переходные состояния новорожденных – реакции, отражающие процесс адаптации к родам, новым условиям жизни.

внеутробного периодов жизни

Могут приобретать патологические черты

3. К переходным состояниям относятся:

— синдром «только что родившегося ребёнка»

-транзиторная неврологическая дисфункция

— транзиторная гипервентиляция и особенности

акта дыхания в раннем неонатальном периоде

— транзиторное нарушение метаболизма миокарда

— транзиторная гиперфункция желёз внутренней

— транзиторные особенности функции почек

— транзиторный дисбактериоз и катар кишечника

— транзиторные особенности обмена веществ

— транзиторная потеря первоначальной массы тела

— транзиторное нарушение теплового баланса

— транзиторные изменения кожных покровов

физиологическая желтуха новорожденных

— транзиторные особенности неонатального

гемопоэза и гемостаза

— транзиторный неонатальный иммунодефицит

• Защита от болевых

нагрузок в родах и

6. Синдром «только что родившегося ребёнка»

«сенсорная атака» вызывают

глубокий вдох, крик,

позы и мышечный тонус.

7. Катехоламиновый всплеск играет важную роль:

жидкости, находящейся у плода в

— стимулирует синтез сурфактанта

— увеличивает кровоток в жизненно

новорожденного отличительных черт

воздействующих на него жизненно

9. Транзиторная неврологическая дисфункция

уменьшаются на 4

10. Транзиторная гипервентиляция и особенности акта дыхания в раннем неонатальном периоде

Первое дыхательное движение происходит по типу гасп

12. Минутная легочная вентиляция, направленная на компенсацию ацидоза, в 2-3 раза выше, чем у старших детей – это транзиторная

13. Транзиторное кровообращение

— наличие плацентарного круга

— минимальный ток крови через лёгкие

80 мм рт. ст., в аорте 70 мм рт. ст

растяжение лёгких газами

уменьшение сопротивления в легочных сосудах

увеличение кровотока в лёгких в 5 раз

Артериальный проток начинает закрываться через 10-15 минут,

чему способствует выравнивание давления в сосудах и

повышение кислорода в артериальной крови

К 6 неделям давление достигает величины

окна происходит вскоре

после рождения, а

несколько месяцев или

протока начинается на

2 неделе жизни и

происходит на 3 нед

16. Транзиторная полицитемия( активированный эритроцитоз)

показатели, так как в 1

гематокритное число у

• В первые часы жизни

максимум к 4-6 часам)

имеющих венозное гематокритное число 0,7 и выше

или уровень гемоглобина 220г/л и выше

18. Транзиторная гиперволемия

— всасывание легочной жидкости из дыхательных

путей в кровь и лимфу

— активная секреция АДГ

19. Транзиторное нарушение метаболизма миокарда

размеров сердца, приглушением тонов

— гипоксия в родах

— высокий уровень адреналина

— неэстерифицированные жирные кислоты в крови

— перекисное окисление липидов

21. Транзиторная гиперфункция желёз внутренней секреции

активность адреналовой и

• В первые дни жизни

снижается, на 3-5 день

кортикостерона в крови

22. Уровни тироксина и трийодтиронина у новорожденного ниже, чем у матери, повышаются на 2-3 сутки Уровень ТТГ при рождении в 3

30 минут жизни повышается в 5-6 раз, затем в

течение 3 часов резко снижается

околощитовидных желёз отмечается у всех

В пуповинной крови уровни Са и

кальцитонина выше, чем у матери,

В течение 2 суток уровень паратгормона

повышается, Са – понижается

На 3-4 сутки уровень Са повышается,

Диагноз ставится по

Наиболее часто у

асфиксию и СДР при

мастопатия) с 3-4 дня жизни, нарастает к 8-10 дню,

лечения не требует

Десквамативный вульвовагинит слизистое отделяемое

серовато- белого цвета в первые 3 дня

Кровотечение из влагалища ( метроррагия)

на 4-7 день жизни, лечения не требует

Угри (милиа) бело- жёлтые узелки до 2 мм на крыльях носа,

переносице, подбородке, лбу

Лечения не требует

25. Арборизация носовой слизи при микроскопии имеет характерный рисунок, у 20-40 % новорожденных

Отёк наружных половых органов держится 1-2 недели

26. Транзиторные особенности функции почек

Транзиторная протеинурия вследствие

увеличенной проницаемости эпителия

клубочков, канальцев, капилляров

Мочекислый диатез на 1 неделе моча жёлто- кирпичного цвета

27. Транзиторный дисбактериоз и катар кишечника

1ф ( первые 10-20 ч после рождения) – асептическая

2ф ( 3-5 день жизни) – нарастающего инфицирования

3ф ( конец1-2 неделя жизни) – трансформации

Дисбактериоз физиологическое явление,

но при нарушении сан эпид режима, ИВ или дефектах ухода

может присоединиться вторичная инфекция

28. Транзиторные особенности метаболизма

– энергетическая ценность молока не покрывает

потребности основного обмена

29. Активация гликолиза и липолиза с понижением содержания глюкозы в крови, повышением концентрации неэстерифицированных жирных

Гипогликемия – содержание глюкозы 2,6 ммоль/л и ниже

Транзиторный ацидоз у здоровых

компенсирован (рН 7,36 ) дефицит

оснований может достигать 6 ммоль/л

30. Транзиторная гипокальциемия и гипомагниемия В пуповинной крови Са – 2,59-2,74 ммоль/л, магния – 0,85-0,95 ммоль/л К концу

Затем они постепенно достигают

величин, характерных взрослым Са –

2,1-2,7 ммоль/л, магний – 0,78-0,91

31. Транзиторная гипераммониемия на 2-3 сутки концентрация азота аммиака выше 40-45 мкмоль/л Обычно лечения не требует При очень

выраженным угнетением ЦНС,

показаны заменное переливание крови,

32. Транзиторная гипертирозинемия повышение уровня тирозина в сыворотке крови до 600 мг/л

— ИВ с большими белковыми нагрузками

Назначается аскорбиновая кислота

33. Транзиторная потеря первоначальной массы тела

массы тела наблюдается

на 3-4 день и не должна

2 ст – 6-10% — клинические признаки могу

отсутствовать или быть слабо

3ст – более 10% — ярко выраженные

35. Транзиторное нарушение теплового баланса

— более высокая теплоотдача по отношению к

— резко ограниченная способность увеличивать

теплоотдачу при перегревании или способность

увеличивать теплопродукцию в ответ на охлаждение

— неспособность давать типичную лихорадочную

реакцию из-за нечувствительности мозга к

гипотермия – первые 30

снижаться на 0,3 в 1

гипертермия на 3-5

повышаться до 38,539,5 С

37. Транзиторные изменения кожных покровов

усиливается на 2 сутки, исчезает к концу 1 недели жизни

Физиологическое шелушение возникает на 3-5 день жизни

Родовая опухоль – отёк предлежащей части

проходит через 1-2 дня

Токсическая эритема возникает на 2-3 день

слегка плотноватые пятна, нередко с папулами

или пузырьками в центре

Это аллергоидная реакция, исчезает через неделю

— поверхностные тонкостенные везикулы

— небольшие групповые эритематозные папулы

Проходит через 1-2 дня, лечения не требует

39. Транзиторный неонатальный пустулярный меланоз

1ст – маленькие поверхностные везикулопустулы с отсутствием или минимальной

2ст – кружевоподобные плотные,

покрытые корочкой выступающие над

поверхностью кожи пятна, окружённые

3ст – гиперпигментированные пустулы

40. Акне новорожденных ( неонатальный пустулёз головы) красные пустулы на лице, проходят на второй неделе жизни

41. Транзиторная гипербилирубинемия, физиологическая желтуха новорожденных

уменьшается к концу

пуповинной крови – не

более 50 мкмоль/л,

гемоглобин в норме,

билирубина в первые

сутки – менее 5,0

42. Причины повышения билирубина:

физиологической полицитемии, малый срок жизни

эритроцитов, содержащих фетальный гемоглобин,

катаболическая направленность обмена веществ

— сниженная функциональная способность печени к

— повышенное повторное поступление свободного

билирубина из кишечника в кровь

43. Транзиторные особенности неонатального гемостаза и гемопоэза

с резким снижением его

44. Транзиторный неонатальный иммунодефицит

— повышенное количество Т-лимфоцитов и Т-супрессоров

— нормальное количество В-лимфоцитов и нормальная

концентрация иммуноглобулинов класса G

— пониженная концентрация в крови фибронектина и гаммаинтерферона

— пониженная концентрация в крови компонентов как

классического, так и альтернативного пути активации

— повышенное количество нейтрофилов в крови при

снижении пролиферации и пула хранения в костном мозге

— сниженная двигательная активность нейтрофилов и

наличие в сыворотке крови её ингибиторов, дефект

мембранных протеинов, дефицит свободного кальция в

нейтрофилах и их способности активировать образование

ppt-online.org

Реферат: Стресс, способы его преодоления и предотвращения:

Министерство образования Российской Федерации

Уральский Государственный университет А.М. Горького

Стресс. Способы его преодоления и предотвращения.

студента I курса

Нижний Тагил 2000 г.

Три основные – древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи.

I Здоровье – физическое и неэтическое – связано с мироощущением, «настроем» и образом жизни. То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь.

II Человек ответственен за свою жизнь и свое здоровье. Понимание именно этой ответственности может очень многое изменить в жизни. Оздоравливаясь, вы дарите радость жизни и окружающим.

III Сохранение или обретение здоровья неосуществимо без соразмерности ваших возможностей и притязаний. Как сказал Станислав Ежи Лец, «поднимайся над собой, но не теряй себя из виду!»

Истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни 2 .

На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека об действия неблагоприятных факторов среды.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. –Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса 3 .

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции 5 .

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации 5 .

Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф – это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Г. Селье выдвинул и блестяще доказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальной концепции стресса.

В начале целого ряда заболеваний больные испытывают общий дискомфорт, то, что называется «не по себе». Затем появляется слабость, раздражительность у детей – плаксивость. При инфекционных заболеваниях поднимается температура. Все эти признаки говорят о каких-то еще непонятных болезненных проявлениях, о неспецифической, однотипной защитной реакции организма, которую Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом. И лишь потом, когда присоединяются другие симптомы (сыпь на теле, расстройство желудка, боли в тех или иных участках тела и т.д.), можно говорить о диагнозе, о специфичности симптомов заболевания.

В развитии ОАС различают 3 стадии: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения. В первой организм начинает, правда, довольно робко сопротивляется изменившимся условиям фазе сопротивления или приспосабливается к ним. В фазе сопротивления осуществляется адаптация к новым условиям, организм в полной мере противится воздействию стрессора. В третьей фазе, наступающей после продолжающегося длительного воздействия стрессора, все резервы адаптации приходят к концу, и организм погибает. Естественно, что последняя фаза развивается далеко не всегда. В большинстве случаев организм справляется со стрессором на первой или второй фазах общего адаптационного синдрома.

Люди, далекие от медицины, но знакомые со словом «стресс» (а таких становится все больше и больше), употребляет его чаще всего с эпитетами «эмоциональный», «психический». Если так, то и эмоциональный стресс, вероятно, должен сопротивляться такими же, реакциями организма, как и все другие виды стресса? Действительно, и эмоциональный, или психический, стресс развивается по тем же законам общего адаптационного синдрома. Эмоциональные раздражители – наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации 4 .

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Стресс – неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации.

Умственного перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – самые вредоносные стрессоры 6 .

Стресс… Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.

Может быть, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и бежать от стрессов? Уезжать по возможности из больших городов, поменьше уделять внимания тревогам и заботам, не ставить перед собой никаких серьезных целей? Это ведь всегда связано с поиском, неопределенностью и риском – стало быть, стрессогенно. Может нужно просто тихо жить, оберегая здоровье?

Впрочем, и здоровый смысл, и житейские наблюдения так же подтверждают, что постоянный «уход» от стресса – не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжений.

О том свидетельствуют и некоторые наблюдения американских психологов. Так, например, они обнаружили, что у тех пенсионеров, которые ведут активный образ жизни, здоровье гораздо лучше, чем у тех, кто довольствуется спокойно – пассивным существованием. Или другой пример: выяснилось, что у матерей-одиночек меньше жалоб на здоровье (и реально – меньше отклонений от здоровья), чем у их ровесниц в нормальных семьях. А ведь жизненная нагрузка у первых несомненно выше.

Значит, данные современной науки о механизмах стресса могут помочь человеку избежать вредных последствий стресса, благополучно преодолеть вызванные ими напряжения.

Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий.

Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием 8 .

Стресс – это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. Например, нарушения надежд, глубокого недовольства жизнью или собой и ощущения бессилия зло – либо изменить. Всего лишь новое слово… Но слова небезобидные и небезразличны и реальности. Возникает опасность «спрятаться» за новое слово, как за оправдание своих состояний. Произнести: «я нахожусь в стрессе», «я не выдерживаю этих бесконечных стрессов» гораздо легче, чем признать: «я несчастен». Новые слова (стресс, дистресс) создают как бы и новую реальность (иллюзию), оказываются чем-то вроде «нечистой силы», которую может изгнать искусный целитель (врач). Между тем причины стрессов и дистрессов обусловлены в равной степени «извне» и «изнутри»: это взаимодействие жизненных обстоятельств и личных качеств. И нам, людям, страдающим от стрессов, предстоит овладеть двумя науками: справляться с обстоятельствами жизни, ведущими и стрессам, и со свойствами нашей натуры, «натворствующими» стрессам 1 .

Можно ли избежать стресса? Нет, этого практически невозможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций нередко трудно отказаться, даже если такая возможность и существует. Разве откажется спортсмен от участия в трудных соревнованиях? А какой фронтовик откажется от волнующей встречи с однополчанами? «Стресс не следует избегать», — советует Г. Селье, поскольку «полная свобода от стресса означает смерть».

Чего же следует избегать? Дистресса, под которым ученый понимает вредоносный или неприятный стресс. Дистресс – это ситуация, когда струны не выдерживают, когда они рвутся и мелодия останется несыгранной.

Как быть при дистрессе? Неужели в случаях дистресса всегда следует третья стадия синдрома адаптации – истощение? Разумеется, нет. При психическом, эмоциональном стрессе на первый план будет выступать не истощение физиологических возможностей организма, как это бывает при других видах стресса, а возможностей психологической защиты личности. В этом-то и кроется отличие психического стресса от всех других его вариантов. Дело не доходит до третьей стадии, до гибели организма. Рано или поздно психологическая защита сработает, личность изменить режим своей жизни, изменит установки, собственное отношение и ситуации, вызвавшей дистресс. Если же этого не произойдет, есть все основания ждать болезни личности, невроза или другого психогенного заболевания 6 .

Клиническая симптоматика, выявляемая при остром и хроническом и хроническом стрессах, разнообразна, но во многом сходна: выраженная бессонница, ощущение боли и давления в затылке, шеи, живота, спине, а также в области грудной клетки и глазных яблок, обильное потоотделение, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, рвота, физическое беспокойство, чувство усталости, дрожи в коленях и т.д. Для хронического стресса характерны также и некоторые другие симптомы, не встречающихся при остром стрессе: нарушение ночного сна, повышение или понижение половой потенции и т.д 5 .

По мнению Эверли и Розенфельда, врач, используя терапевтическое обучение больного, должен постараться включить в него следующие основные компоненты:

I – коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции.

Приведем некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибочные представления относительно стресса. После каждого ошибочного утверждения другое, поправляющее его утверждение.

1. «Связанные со стрессом симптомы и психопатические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении».

Это широко распространенное убеждение ложное, как стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весь организм. Психосоматическое заболевание развивающееся в результате стресса, является реальным заболеванием, которое может представить серьезную опасность для Вашего здоровья, как, например, гипертоническая болезнь и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

2. «Только слабые люди страдают от стресса».

В наибольшей степени подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, своего рода «наркоманы от работы».

3. «Я не несу ответственности за стресс в своей жизни. Стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы».

В действительности мы стали ответственны за большую часть стрессов нашей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом не столько того, что с нами происходит, сколько того, как мы на это реагируем. Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором.

4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс».

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

5. «Распознать источники чрезмерного стресса легко».

Это утверждение верно только наполовину. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.

6. «Все люди реагируют на стресс одинаково».

Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомом и заболеваниям, развивающимся вследствии чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.

7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать, — это сесть и расслабиться».

Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

Второй главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в представлении ему информации об общей природе стрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление в сущности – психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) роли.

Третий компонент сконцентрирован на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания. Врач должен познакомить пациента с тем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.

Четвертый – состоит в том, чтобы заставить пациента развить осознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие характерные симптомы чрезмерного стресса имеются. В школе пациент должен научиться отличать эустресс от дистресса.

Пятый компонент – пациент должен развить у себя способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для больного, так и для врача важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если пациент может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью избегания стрессоров или, по крайне мере, для лучшей подготовки и столкновению с ними.

Наконец, шестой компонент состоит в том, что врач, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщает пациенту о той активной роли, которую он сам (пациент) играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.

Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия — лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.).

Назовем лишь несколько распространенных методов психотерапии: групповой метод – для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое 7 .

Характер питания может оказывать влияние на стрессовую реакцию, поэтому выработаны рекомендации по диетотерапии стрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль для сохранения как физического, так и психического здоровья человека.

(борьба с избыточным весом, сокращение потребления сахара, насыщенных жиров и холестерина, ограничение потребления соли). Следует не пропускать утреннего завтрака и питаться в течение дня равномерно.

Важную роль при лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важно значение имеют взаимоотношения пациента и врача.

Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.

Клиническое применение поведенческих аутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.

При лечении стрессовых состояний может быть использована также и медитация – концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения 3 .

Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Гипноз также может быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояние.

Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса.

Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.

Одним из важных и давно применяемых способов предотвращения вредных последствий стресса является повторное или предварительной действие тех же или – других стрессоров, в результате чего существенно стрессорных факторов.

В последнее время в США завоевал широкое признание как средство эффективной борьбы со стрессом массаж. Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость и упругость мышц.

В обычной, повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь 2 .

Медитация (лат. – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности. Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.

Релаксация по методу Бенсона.

1. Спокойная обстановка.

2. Объект сосредоточения.

3. Пассивное отношение (освобожденность разума от мыслей, целей).

4. Удобная поза. Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть.

Было бы полезно, — отмечает Бенсон, — введение в современную культуру ежедневной утренней релаксации «вместо утреннего кофе». Постоянное применение релаксации (1-2 раза в день в течение нескольких месяцев) приводит к тому, что уменьшается степень напряжения в стрессовых ситуациях, заметен «общий сдвиг в сторону спокойствия».

Нередко очевидны и более глубокие изменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы: появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе, уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.

Итак, стресса не следует избегать. Есть способы перехитрить стресс:

· Больше движения (бег, аэробика).

· Не затягивать с разрешением любых конфликтов.

· Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.

· Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.

· Научиться говорить людям «нет».

· Не злоупотреблять кофе, алкоголем.

· В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с –друзьями.

· Переключить внимание на приятную тему.

· Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.

· При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более странный «сценарий».

· Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.

· Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.

· Синий и зеленый цвета успокаивают.

· Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».

· Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.

· Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.

· Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.

· Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.

· Душ, теплая ванна.

· Полноценный глубокий сон.

· Делайте что-нибудь с настроением Хобби — то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.

· Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи.

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.

Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом наверное сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д.

Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

Список использованной литературы.

1. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.-128с., ил. стр. 3, 4, 6, 102, 106, 108.

2. Бенджамин Колодзин. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского Савельевой. стр. 15, 42.

3. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988-176с. – стр. 3, 4, 105, 133, 140-149.

4. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.

5. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 1981 – 383с., стр. 309, 310.

6. Русинов А. стр. 59-70.

7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. – 319с. стр. 180, 184, 185, 195.

8. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983, стр. 114, 184, 272.

domashke.net

Это интересно:

  • Деменция дома для Пансионат для пожилых c деменцией Пансионат для пожилых с деменцией С каждым годом человек стареет и замечает, что память его иногда подводит, зрение стало не таким острым, как в молодости, а физические нагрузки утомляют. Многие доживают до глубокой старости, но сохраняют активный образ жизни: интересуются окружающим миром, общаются со знакомыми […]
  • Депрессия и слабость Депрессия, или синдром хронической усталости В медицинских учебниках о депрессии говорится так: "Состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимся с двигательными расстройствами, потерей аппетита, похудением, изменениями ритма сердечной деятельности". Достаточно распространено […]
  • Методы борьбы со стрессом на работе Методы борьбы со стрессом (в общем) Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, […]
  • Препараты от стресса и бессонницы RelaxiS - средство от стресса, депрессии и бессонницы в Кокшетау Привет! Скорее всего, Вы намерены заказать RelaxiS - средство от стресса, депрессии и бессонницы в Кокшетау. В нашем интернет-магазине Стальной-характер.рф можно оформить покупку по по скидочной цене, потому что мы являемся доверенным дистрибьютером этого товара. Для оформления […]
  • Анализ на гормоны при стрессе Гормоны вырабатывающиеся надпочечниками при стрессе Оставьте комментарий 2,155 При стрессе активизируется функционирование систем человеческого организма. Запускаются механизмы по выработке гормонов, которые включают в себя целые комплексы органов, желез и сосудов. Активнее прочих желез работают при стрессе надпочечники и гипофиз. Из-за выработки […]
  • Характеристики на детей с умеренной умственной отсталостью Характеристика на ученика с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (даун) Ф., И. ____________________________________ Дата рождения _________ Возраст ___ ____ Класс _______ Ребёнок всегда опрятен, аккуратен. Поведение ребёнка неустойчиво. Условия семейного воспитания: Воспитывается в полной семье. Родители работают. Достаточно много уделяют […]
  • Лз арутюнян заикание Анализ метода лечения заикания Андроновой-Арутюнян. Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андронова- Арутюнян . Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора. Рука не мешает при разговоре, а наоборот […]
  • Стероидные гормоны стресса К стероидным гормонам относятся гормоны, являющиеся производными стероидов. Стероиды, в свою очередь, представляют собой производные полициклических спиртов – стеролов, у которых окислена боковая цепь. Стероидные гормоны, в основном, синтезируются в коре надпочечников и половых железах (семенниках и яичниках). Биосинтез гормонов коры […]