Чтение при заикание

Исследование посвящено изучению процесса чтения вслух взрослыми заикающимися. Результаты наших предыдущих исследований показали наличие у заикающихся специфических особенностей протекания процесса внутреннеречевого программирования при порождении высказывания. В данной статье анализируется противоположный процесс — восприятие речевого сообщения. Задачи исследования заключались в рассмотрении адекватности воспроизведения слов читаемого вслух текста, характеристики пауз и специфики интонационного оформления текста. Выявлены специфические ошибки при воспроизведении текста, нарушение смыслового членения и интонационного оформления. Выявленные особенности восприятия текста интерпретируются как нарушение деятельности внутреннеречевого звена речевого процесса. Полученные данные предлагается учесть в коррекционной работе при формировании плавной речи заикающихся.

Чтение, как познавательно-информационный процесс принято рассматривать с позиций единства внутренней и внешней сторон. При этом внутренней стороной является акт понимания текста, т.е. его смысловое восприятие, а внешней — его техническая исполнительная сторона [9].

а) адекватности воспроизведения слов читаемого текста,

б) характеристик пауз, возникающих в процессе чтения,

в) специфики интонационного оформления текста в процессе чтения.

Испытуемым предлагался для прочтения вслух связный текст объемом 187 слов. Выполнение задания фиксировалось на магнитной ленте.

У испытуемых контрольной группы наблюдались единичные ошибки прочтения текста. Эти ошибки были крайне редкими и не имели характера закономерности. Важно отметить, что все случаи неточного прочтения слов были сразу же замечены испытуемыми и исправлены в соответствии с текстом.

-перенос ударения на слог предыдущий ударному:

У лиц контрольной группы в процессе чтения текста регистрировались паузы длительностью от 0,1 с до 0,2 с. Паузы длительностью от 0,1 до 0,2 с (20,8 %) локализовались внутри слов и являлись результатом произношения смычных согласных звуков. Составляя неотъемлемую часть речевого потока, они не воспринимались аудитором “на слух” и лингвистической нагрузки на себе не несли. Все паузы от 0,2 до 1,2 сек возникали на границах синтаксических единиц (синтагм и предложений), т.е. были лингвистически обусловленными. Наиболее характерными для процесса чтения были паузы длительностью от 0,2 до 0,6 сек (54,9 %) . Они в основном локализовались между синтагмами, т.е. были более характерны для межсинтагматического членения текста.

Характеристика интонационного оформления

Анализ магнитофонных записей показал, что у лиц с нормальной речью интонация незавершенности, которая выражалась в повышении тона голоса в процессе чтения текста, как правило, соответствовала границе синтагм, что также сопровождалось паузой. Интонация завершенности, проявляющаяся в понижениии тона голоса, соответствовала окончанию предложения, что синтагматически соответствовало точке и маркировалось более длительной паузой. Таким образом, у лиц с нормальной речью смысловое членение текста в процессе чтения обеспечивалось соответствующим интонационным членением, что свидетельствовало об успешном техническом отражении смысловой организации текста.

Обсуждение полученных результатов

Восприятие и понимание текста в процессе чтения тесным образом связаны друг с другом, хотя и не тождественны. Без адекватной технической реализации внешней стороны высказывания невозможно обеспечение его внутренней стороны- понимания. Осмысленное воспроизведение читаемого текста подразумевает не только адекватное прочтение слов, но и их объединение в синтагму при помощи просодических средств.

* Паузой считалось любое отсутствие акустического сигнала, независимо от причины, вызвавшей ее [5].

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М.,1998. С. 22.

3. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: теория и практика. МПГУ им. В.И.Ленина. М., 1991. C. 38-50.

4. Дьякова Е.А. Особенности речевого паузирования и характер искажения текста в процессе чтения у взрослых заикающихся // Общенациональный Конгресс по чтению “Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее”. Тезисы докладов, август, 1992. М., 1992. С. 5-6.

5. Дьякова Е.А. Монологическое высказывание взрослых заикающихся: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1995.

6. Дорофеева С.А., Трауготт Н.Н. Нарушения чтения при локальных поражениях головного мозга // Общенациональный Конгресс по чтению “Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее”. Тезисы докладов, август, 1992г. М., 1992. С. 3-4.

7. Ермолаева О.В. Исследование понимания текстов слабослышащими дошкольниками // Общенациональный Конгресс по чтению “Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее”. Тезисы докладов, август, 1992г. М., 1992. С. 6-7.

8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.М., 1982.

9. Зимняя И.А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “Психолого-практические проблемы обучения техники чтения, смысловому восприятию и пониманию текста”, май, 1988. М., 1989, С. 67-69.

10. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.,1997.

11. Лалаева Р.И., Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.- СПб., 1998 г., С. 5 -7.

12. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л. ,1982.

13. Цыпина Н.А. Коррекционная работа по совершенствованию понимания прочитанного текста при обучении детей с задержкой психического развития // Общенациональный Конгресс по чтению “Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее”. Тезисы докладов, август, 1992. М., 1992. С.10-11.

Другие статьи по теме «Заикание»:

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

www.logopedy.ru

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Заикание при чтении на людях

Описание: Общие вопросы по тематике сайта.

Поэтому вопрос: кто как действовал в этой ситуации? Перечислил варианты в голосовалке.

А нам лень прочитать ))

есть такое упражнение — читать в наушниках, записывая себя на диктофон: музыку выбрать, которая цепляет, сделать её погромче, читать максимально медленно и отчётливо — особенно поначалу, и не концентрироваться на смысле текста, можно даже взять знакомый текст. Вот. Читать помногу — листов по 10 минимум. Именно долго, потому что, если есть напряжение — в теле или в сознании, которого не замечаешь, через листа три оно скажется и нужно будет что-то сделать с ним — расслабить там, где напряглось и продолжать.

Потом слушать запись — это как ещё одно упражнение. Запинки на записи, если и есть, то существенно меньше, чем в обычной речи. Слушать, как постороннего человека. Бывает, замечаешь что-то, что можешь потом корректировать.

После такого курса я читала для аудитории длинные сказки и сама удивлялась как классно получается.

наверное, и, когда в группе нужно читать, можно попробовать надевать наушники с музыкой — маленькие для плеера, и читать в них.

т.е. методика в том чтобы по минут 15 (10 листов) читать каждый день потом еще столько же времени слушать с диктофона что получилось? в итоге по полчаса в день примерно и сколько дней вы так тренировались перед выступлением для аудитории?

Я читала час-полтора, иногда больше. Пару месяцев. Сколько вам лично нужно это вам виднее.

Страх при чтении на людях или во время упражнения?

Самонаблюдение, любовь к себе и что-то ещё, что только вы о себе знаете.

К сожалению, из вне тут мало чем можно помочь, на себя вся надежда.

Кому одному слушателю читаешь, так же клинит? Уверен, что нет. Но всё же??

когда один — тоже иногда сначала возникает ступор, видимо на автомате, но когда пытаешься выговорить — проходит, в итоге так, заминки. Т.е. видимо конкретно у меня — даже когда один страх автоматом возникает, но сразу пропадает, на толпе — конечно только усиливается.

В апреле месяце мне будет нужно выступить на публике, т.е. ситуация будет такая же, что и при защите диплома, но плюс еще куча студентов будет в аудитории.

Ранее, при выступлении с докладам перед всеми, я очень сильно заикался, не мог даже простые слова выговаривать. Когда выходил на публику, было такое чувство, что сердце билось 100 ударов в секунду.

В обычной жизни я заикался до 17 лет достаточно сильно, с друзьями и родными поменьше, наедине с собой вслух говорил отлично. После 17ти, когда поступил в университет, я стал, наверно, достаточно коммуникабельным, прошел через кучу разных жизненных ситуаций, и заикаюсь по сей день только перед публикой.

Мне нужно что то, что снимет стресс на выступлении, может таблетки какие.

Нервную систему в порядок приведи. И меньше нервничай. Для практики в людных местах стишки почитай, каждый день. После недели выступлений уже не будешь бояться толпы.

Очень жду помощи, заранее спасибо!

Вот из классики В. Леви, из ИБД:

" Вторая ступенька — уже игровая. Войти в образ некоей Кати Кискиной. Персона полупридуманная, полуреальная. Имеет характер enfant terrible — неудержимо болтлива, шокирующе непосредственна, ничего не стоит сказать, например, такую вещь:

. Происходило немало забавного. Помню, будучи еще школьником, ничего еще не смысля в самовнушении, не зная даже и слова такого, я искал способы борьбы с жутким, парализующим экзаменационным волнением. Пробовал разное пробовал напрягать свою волю, чудовищными усилиями "брать себя в руки", пробовал устыжать себя, пробовал "наплевать", "начихать" и прочее никаких результатов. Мешал "я сам", который так за себя боялся, который на себя никак не мог начихать — но это я понял позднее. И вдруг — вот, вот. Еще несколько- проб и ошибок — и я, наконец, улавливаю, что самый верный способ хорошо сдать экзамен, при прочих равных условиях, — это на самом экзамене играть в то, что это игра в экзамен! Так, что-то несерьезное — НО.

stuttering.su

Заикание обычно определяется как вид невроза. Однако никакой теории этого невроза не существует. Способы лечения нащупываются чисто эмпирически и на практике приводят к очень неровным и не всегда надежным результатам. Из числа лечившихся многие остаются заиками на всю жизнь.

Сущность специфических коррекционных воздействий на речь и состоит в том, чтобы восстановить ритмику речи. Заику упражняют в скандированном, метрическом произнесении фраз или в распевном произнесении. Однако скоро обнаруживается, что заикающийся легко справляется с распевным и скандированным произношением, но при переходе на разговорную речь или чтение заикание возобновляется с полной силой, а предшествующие упражнения в распевном произнесении не оказывают заметного эффекта.

Однако живая разговорная речь и беглое чтение строятся по другому стереотипу. Здесь выработаны другие правила для сочетания слогов в слова, т.е. сочетания произносительных единиц речи. Каждое слово различно по метрическому строю. В речи все время происходит смена ритмов. Сообщение составляется из разнометрических слов. Кроме того, вся фраза не членится на равновеликие группы слогов, отмеченных конечной цензурой (как в стихе), а распределяется по разновеликим слоговым отрезкам — синтагмам. В живой речи все время происходят темпо-ритмические перебои, имеющие определенное смысловое значение.

Таким образом, если двигательный слоговой стереотип словопроизнесения однороден по динамической конструкции и неизменен, то он может повторяться в этой форме без нарушений. При этом способность слогообразования у заикающихся сохраняется. Если же двигательные слоговые стереотипы произносимых слов неоднородны по динамической конструкции и происходит перемена мест сильных позиций от слова к слову и от синтагмы к синтагме, то словообразование у заикающегося нарушается. Он останавливается на одном из слогов или повторяет его несколько раз. Происходит разрушение динамической конструкции нормализованного во времени слогового стереотипа. В этом и состоит сущность заикания.

Механизм заикания представляет собой случай специфической патологической формы срыва индукционных отношений между корой и подкоркой. При заикании происходит максимальное, так сказать запредельное, перевозбуждение словестного стереотипа. В нормальном стереотипе произнесение каждого звука и слога требует особых силовых и временных индексов. Перевозбуждение снимает снимает силовые и временные соотношения, поэтому стереотип и ломается именно в части этих характеристик при сохранении порядка следования элементов. Вл внутренней речи усиление словестного стереотипа происходит при отсутствии громкого произнесения. Саморегулировки речедвижений и, в особенности, аэродинамических условий фонации не требуется. Поэтому торможение выходов на произвольно не управляемую систему только усиливает словестный стереотип и ничего не нарушает. Если же торможение или перевозбуждение непроизвольной системы речедвижений наступает в момент самих речедвижений, в процессе фонации, то, конечно, происходит разладка саморегулировки. Во внутренней речи механизм саморегулировки речевого дыхания может быть ослаблен или даже исключен. Устранение же его в громком произнесении ломает самое речь.

(полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)

Логопед — центр коррекции речи

www.logoped.info

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

б) повторение первых слоюв или целых слов в начале фразы;

в) вынужденные остановки в середине слова, фразы,

г) затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук. Знание этих причин помогает воспитателю, особенно первой и второй младших групп, вовремя выявлять таких детей, уделять им больше внимания: одним — на занятиях по развитию речи, другим — на занятиях по физической культуре и музыкальных, проводить беседы с родителями о помощи детям, а также о правильном воспитании, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. Ввиду того что это дети с ослабленной нервной системой для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. В беседах с родителями воспитатель должен заострить их внимание на ряде моментов:

нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.;

не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном;

нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду;

не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и др.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания;

нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.

Воспитателю необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к малышу. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать и хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, воспитатель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо предоставить ему возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы (особенно это относится к детям старшей и подготовительной к школе групп).

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Что такое заикание?

Что может являться причиной возникновения заикания?

Что должен делать воспитатель для предупреждения заикания у детей?

Какую помощь может оказать воспитатель заикающемуся ребенку?

studfiles.net

Заикание у детей в вопросах и ответах.

1) Почему возникает заикание?

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.

Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех–пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и как итог – дефект речи.

Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней – кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.

Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания.

— Ребенок, перед тем как произнести слово, выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает – речь на вдохе. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда, перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.

Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.

— Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим, например: М-биша (Миша), ребенок как бы захлебывается во время разговора;

— Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги – ребенок говорит, как при одышке.

— У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.

Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

3) Можно ли исправить речь заикающегося ребенка?

В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.

Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.

Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.

Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)

В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.

Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, или «окунуть» руки в краски и «разбрызгивать» их в разные стороны, при этом называя цвета и т. д.

При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.

Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.

Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала взрослый один четко медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы дают короткие, в два–три слова на один выдох. Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок произносит ее самостоятельно.

Для отраженного чтения, а затем и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, т. к. гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.

При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

После отраженного чтение возможен переход к упражнениям в вопросно–ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?» Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

 Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

 Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.

 Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.

 Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.

 Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.

 Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.

 Гласные звуки произноси широко и громко.

 Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.

 В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

 Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

 Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

 Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.

 Говори громко, четко, выразительно.

5) Как вести себя родителям с ребенком,

который начал заикаться

 Взять себя в руки и не паниковать.

 Попытаться разобраться в причинах дефекта.

 Создать дома спокойную обстановку.

 Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.

 Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

 Исключить шумные игры и шумные детские компании.

 Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

 Помочь избавиться от страхов.

 Выработать уверенность в себе.

 Найти правильную тактику воспитания.

 Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

 При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

 Научить правильно общаться.

 Постараться не ломать его стереотипы.

 Повременить с оформлением в детский сад.

 Как можно реже ходить в гости.

 Не приглашать часто к себе гостей.

 Ослабить нервное напряжение.

 Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

 Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

 Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.

 Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.

6) Как не надо вести себя родителям с ребенком,

 Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.

 Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.

 Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.

 Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.

 Ссориться, конфликтовать, пугать.

 Увеличивать интеллектуальную нагрузку,

 Постоянно ломать стереотипы.

 Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от Вас.

www.b17.ru

Это интересно:

  • У мужа депрессия что делать Депрессия у мужа. Подскажите-что делать. Тема о том, какой он плохой? Причем тут ремонт? Ты, наверное, хуже делаешь - стелишься перед ним, злишь его. И что значит "не любит вмешательство в его личное пространство". Вы же его жена, а поэтому все его горести и радости являются и Вашими тоже. Поэтому никакого самотека! Поговорите с мужем […]
  • Синильный психоз и его лечение Сенильный психоз: путь от снижения интеллекта к бреду и слабоумию Сенильный психоз – это группа заболеваний, психического характера, развивающиеся, как правило, у людей в возрасте около 60 лет. Данные расстройства характеризуются потерей в той или иной степени интеллектуальных способностей, навыков, приобретённых на протяжении жизни, снижением […]
  • Эмблемой синдрома дауна Эмблемой синдрома дауна С синдромом Дауна весьма часто сталкивается врач, работающий в родильном доме или же в детской поликлинике. Фенотип больного настолько своеобразен, что бывает достаточно одного контакта с таким больным, чтобы навсегда запомнить внешний облик ребенка и не испытать особых трудностей при диагностике. Тем не менее, при осмотре […]
  • У меня слабоумие что делать 10 февраля 2014 Старческое слабоумие (еще одно определение этого заболевания — сенильная деменция) – это недуг, который развивается у человека в старческом возрасте вследствие атрофических процессов в головном мозге. Как проявляется старческое слабоумие? Болезнь слабоумие проявляется постепенным ухудшением психической деятельности. Человек […]
  • Анорексия и последствия Анорексия- причины, симптомы, лечение, последствия В последнее десятилетие анорексия стала новой модой для современной молодежи. В сознании миллионов людей сформировано представление об идеальной фигуре благодаря фотографиям тощих моделей в глянцевых журналах. Особенно подобному влиянию подвержены девушки возрастной категории от 12 до 18, реже до […]
  • Лень или стресс В депрессии человек остро переживает внутреннюю беспомощность, неспособность что-либо изменить - с ним что-то случилось, и с определенного момента он стал бессилен. Можно сказать, что переживание такого рода бессилия, безвыходности, безысходности и составляет основное содержание депрессивного страдания. Как отличить депрессию от плохого […]
  • Если муж в депрессии как себя вести Как правильно вести себя, если муж пьет В разных странах число людей, обращающихся за медицинской помощью по вопросу лечения алкоголизма, составляет от 7 до 10% от всего населения. Это очень много, так как если муж пьет , то в семье страдают всегда минимум два человека, а то и более. Когда в дом приходит беда под названием алкоголизм , чаще всего […]
  • Может ли от невроза болеть голова Головная боль от жары Отправляясь в отпуск в жаркие страны или оставаясь летом в городах с раскаленным воздухом, большое количество людей жалуется на внезапные и продолжительные головные боли. К сожалению, не во всех местах есть возможность быстро вызвать доктора, и с этой проблемой приходится справляться самостоятельно. Если ситуация не очень […]