Заикание невротическое это

Невротическое заикание — это расстройство плавности и ритма речи, носящее функциональный характер и являющееся следствием тех или иных патологических психоэмоциональных процессов. Наиболее характерная черта данной формы заикания — это изменчивость симптоматики в зависимости от эмоционального состояния пациента и той обстановки, которая его окружает в определенный период времени. Имеет рецидивирующее течение, носящее волнообразный характер. В диагностике данного патологического состояния важную роль играет сбор анамнеза, в ходе которого стараются выявить наличие у пациента психологической травмы, спровоцировавшей начало болезненного состояния.

Свободная и плавная речь встречается не так уж часто. Почти все люди говорят прерывисто — растягивают слова, повторяют слова и междометия, тянут звуки. Если перерывы в речи составляют больше, чем 10%, то это называется логоневроз (или заикание). Он отличается от обычного прерывания речи по частоте, виду и продолжительности. Заиканием принято считать нарушения темпа, ритма и плавности речи, вызванные судорогами и спазмами мышц речевого аппарата. Оно характеризуется частым непроизвольным повторением либо удлинением звуков или слогов, а также остановками и запинками в речи, что разрывает ее течение. Логоневроз возникает у детей от 2 до 6 лет, у мальчиков он встречается гораздо чаще, чем у девочек. Он имеет психогенную природу, то есть вызывается психической травмой различного характера. Если не придать ему должного значения в детском возрасте, то при отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь. Согласно данным статистики, в РФ той или иной формой заикания страдают около 1,4% взрослых.

В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и выделены два клинических вида заикания — невротическое и неврозоподобное, различающиеся по этиологии и патогенезу. Неврозоподобное заикание обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, проявляется оно постепенно, без видимых причин, возникает у детей в возрасте 3-5 лет. В анамнезе отмечается, как правило, патология беременности и родов — тяжелые токсикозы, угроза выкидыша, кислородное голодание плода, отягощенная наследственность.

Невротическая форма заикания проявляется у детей без отклонений внутриутробного развития и родов. Они развиваются в соответствии с возрастной нормой, моторика формируется своевременно. Возникает оно в раннем возрасте в период интенсивного формирования мышления, активного познавания мира, усложнения речи. В короткое время дети осваивают много новых слов и понятий, их речь усложняется, в ней появляются сложные конструкции, словарный запас бурно растет. В это время темп речи их ускоряется, ребенок как бы «захлебывается словами», произнося их невнятно и сглатывая окончания. Психика детей, подверженных невротическому заиканию, лабильна. Они чрезмерно впечатлительны, робки и застенчивы, с повышенной тревожностью. Начало заикания острое, внезапное. Оно связано с психической травмой шокового характера (тяжелая болезнь или смерть близких, сильный испуг, резкое изменение привычных жизненных стереотипов) или с длительным психотравмирующим фактором (неправильные методы воспитания, неблагополучие в семье, длительное отрицательное воздействие и т.д.). Очень важно в такой ситуации наладить контакт с ребенком, успокоить его, создать атмосферу любви и безопасности, улучшить психологический климат в семье. Родителям нужно как можно раньше обратиться к врачу-логопеду, который окажет действенную помощь. Медикаментозное лечение заикания, как правило, неэффективно и почти не дает результатов.

Течение заикания имеет следующие типы:

  • постоянное — не зависящее от ситуации;
  • волнообразное — усиливающееся и ослабевающее, но не исчезающее окончательно;
  • рецидивирующее — исчезающее и возвращающееся после длительных перерывов.
  • Степени тяжести нарушения речи классифицируют как:

  • легкую, когда заикаются только в волнении, возбуждении;
  • среднюю, при которой в спокойном состоянии дефект заметен мало, а в состоянии эмоционального возбуждения заикание становится сильным;
  • тяжелую, при этой степени заикание сильное, не зависящее от ситуации и сопровождающееся непроизвольными движениями.
  • Симптоматика невротического заикания

    Для всех форм заикания характерны судороги при речевом акте, длящиеся от долей секунд до полутора минут. Судороги бывают разными по форме (тонические и клонические), частоте и локализации (голосовые, дыхательные и артикуляционные). При клоническом типе наблюдается многократный повтор звуков и слогов; при тоническом — длительные паузы и тянущееся произношение звуков и слогов. Бывает и смешанный тип с сочетанием признаков того и другого логоневроза. При заикании проявляются нарушения не только речевой, но и общей моторики (тик, миоклональные судороги). Для того чтобы отвлечь внимание и для облегчения своей речи, заикающиеся прибегают к различным уловкам: движениям головы, конечностей, раскачиванию.

    Обычно маленькие дети не замечают своего недуга и не обращают на него внимания. Но по мере взросления их поведение проходит несколько этапов. Обычно с приходом в школу начинается рецидив заикания, так как с увеличением нагрузки, расширением круга общения происходит и усиление речевой и психической напряженности. У ребенка начинается логофобия и формируются такие черты личности, как замкнутость, боязнь общения. В подростковом возрасте эти качества проявляются особенно выраженно. У одних это становится причиной резкого ограничения контактов, они говорят мало, упрощая свою речь до простейших, легкопроизносимых фраз, а другие ведут себя вызывающе, агрессивно (гиперкомпенсация).

    Невротическая форма заикания имеет свои особенности. Так, у одного и того же человека она может варьироваться по интенсивности прерывистой речи. Особенно заметна ситуационная зависимость. В спокойной домашней обстановке среди близких и любящих людей заикание проявляется так мало, что становится почти незаметным. Напротив, при общении с незнакомыми людьми, необходимости выступить перед аудиторией, на ответственной встрече происходит резкое усиление симптомов заикания.

    Общение с людьми, страдающими тяжелой формой заикания, затруднено и мучительно для обеих сторон. Речь их сопровождается различными движениями головы, корпуса, рук и ног, повышенной речевой моторикой (покусыванием губ, причмокиванием, беззвучным артикулированием звуков), что производит тяжелое впечатление.

    Правильная диагностика — основа успешной коррекции

    Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.
  • Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.
  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.
  • Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.

    Лечение и коррекция невротического заикания

    Лечение заикания необходимо начать как можно раньше, пока не сформировалась стойкая логофобия и, как следствие, дисгармоническое развитие личности.

    Терапия заикания результативна только в комплексном подходе к лечению, и в основе должно лежать устранение психотравмирующего фактора. Это особенно важно, если причиной возникновения логоневроза у ребенка послужила нездоровая обстановка в семье. В таком случае необходимо консультирование членов семьи и семейная психологическая терапия. Существует множество методик лечения заикания, амбулаторных, домашних и в условиях стационара. Такой курс, введенный в практику В.И. Селиверстовым, составляет 3 этапа.

  • соблюдение твердого режима дня;
  • создание спокойной психологической обстановки;
  • минимальное речевое общение.
  • Логопедические занятия проводятся в соответствии с возрастом, заучиваются небольшие простые тексты, не вызывающие судорожной готовности.

    • усложнение занятий;
    • введение подвижных игр;
    • закрепление полученных навыков.
    • закрепление плавной речи;
    • введение ролевых игр.
    • Методики лечения подростков и взрослых людей имеют свои особенности. Главную роль здесь играют мотивация и желание пациента избавиться от недуга, готовность к длительным занятиям для достижения результата. Методы коррекции заикания базируются на трех факторах: логопедическом, медикаментозном и психотерапевтическом. Занятия с логопедом формируют у человека правильную речевую технику; применение противосудорожных и седативных препаратов снижает судорожную готовность и снимает нервную напряженность; психотерапевтические занятия и аутотренинг помогают адекватно и конструктивно подходить к своей проблеме.

      Кроме того, используются методы нетрадиционной медицины — фитотерапия, точечный массаж, иглоукалывание, гипноз и другие. Существуют авторские методики и разработки: А.Н. Стрельниковой (основанной на дыхательных упражнениях); Ю.Б. Некрасовой (на основе социореабилитации); Л.З. Андроновой-Арутюнян (предлагает синхронизировать речь с движениями пальцев рук). Все эти методы прошли проверку временем и могут применяться в комплексе с логопедическими мероприятиями.

      www.mosmedportal.ru

      Невротическое заикание

      Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

      Невротическое заикание

      Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

      Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

      Этиология и патогенез невротического заикания

      Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

      У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

      Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

      Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

      Симптомы невротического заикания

      Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

      Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

      Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

      При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

      Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

      Диагностика и дифференциальная диагностика

      Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

      Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

      Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

      Лечение невротического заикания

      Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

      Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

      Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

      www.krasotaimedicina.ru

      Невротическое и неврозоподобное заикание

      Выделяют две формы заикания – невротическое и неврозоподобное.

      Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении

      Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.

      Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.

      Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.

      Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы. Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка. В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.

      Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.

      Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.

      О неврозоподобной форме заикания — о причинах, проявлениях, течении

      Неврозоподобное заикание начинается у детей 3-4 лет, провоцирующих факторов обычно нет – ни стресса, ни сложных отношений в семье. Если подробно поговорить с мамой ребенка, то чаще всего вспомнится тяжелый гестоз при беременности, угроза выкидыша или асфиксия в родах. В период новорожденности такие детки плохо спят, беспокойны. У них нарушена моторика, координация движений, позже начинают ползать, ходить.

      По сравнению со сверстниками дети с неврозоподобной формой заикания позже начинают говорить, первые слова говорят в возрасте полутора лет, фразы оформляются к 3 — 3,5 годам. Словарный запас накапливается постепенно, плохо произносятся многие звуки. Начало заикания совпадает с формированием фразовой речи, когда малыш говорит словосочетаниями, предложениями.

      Судорожные запинки в речи не зависят от того, попал ребенок в незнакомую ситуацию или говорит с родителями. Заикание усиливается в период заболеваний, при физическом или психическом утомлении ребенка.

      У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика, нарушена координация между движениями рук и ног. Дети с трудом запоминают последовательности движений в танцах.

      В тех случаях, когда ребенок начинает посещать логопеда сразу при возникновении проблемы, и параллельно обследуется у невролога, возможно полное восстановление речи, преодоление заикания. Систематическая работа с логопедом должна продолжаться не менее года.

      Если лечение неврозоподобной формы заикания не начато вовремя, либо проводится отрывисто, наблюдается постепенное утяжеление заикания.

      При неврозоподобной форме ребенок заикается всегда, в то время как при невротическом заикании малыш может говорить нормально, без запинок наедине с собой или любимыми игрушками, животными.

      saikov.by

      Добрый день! С вами автор блога Антон Таубин.

      В этой статье я бы хотел поговорить о формах заикания.

      Официальная медицина классифицирует заикание на две группы:

      Невротическая и неврозоподобная формы заикания

      Неврозоподобная форма заикания часто появляется на фоне ярко выраженного психического расстройства с нарушениями моторики и потерей контроля над артикуляцией. Эта форма фиксируется на приборе Электроэнцефалограммы, показывая чаще всего патологическое функционирование мозга, дети с этой формой часто отстают в развитии от сверстников. Неврозоподобное заикание имеет мало общего с обычным заикание и является лишь малой частью, верхушкой гораздо более серьезного заболевания, связанного с отклонениями психики. В отличии от невротической формы, неврозоподобная форма заикания обнаруживается средствавами объективной диагностики, попросту говоря, ее видно, когда делают МРТ.

      Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

      Книга: Избавление от заикания

      После подтверждения Вы получите книгу на ваш email

      Невротическая форма заикания это обычное нам заикание, которое не обнаруживается средствами медицинского обследования. Электроэнцефалограмма показывает вполне гармоничное состояние головного мозга (если нет отклонений, связанных с другим заболеванием), в отличие от неврозоподобной формы, если заикающийся молча пройдет обследование, то врачи не смогут выявить, что у человека заикание. Невротическое заикание у детей возникает в большинстве случаев в возрасте 3-4 лет, начинается внезапно и быстро прогрессирует.

      Типы течения заикания при этом зависит от обстановки: часто наедине с собой заикание значительно ослабевает, а при внутреннем диалоге с самим собой заикание полностью отсутствует. Но в стрессовой ситуации, особенно в ситуации связанной с публичными выступлениями, обращением к не знакомым людям, звонок по телефону, заикание значительно усиливается, и каждое слово дается с большим усилием из-за сильнейших спазмов речевого аппарата.

      Классификация заикания: клоническая и тоническая формы

      • Клоническое заикание: при этой форме заикающийся многократно произносит одно и то же слово или слог. Клоническая форма проявляется так же судорогами при заикании.
      • Тоническое заикание: при ней наблюдаются длительные паузы, как перед началом речи, так и во время произнесения фразы. Пауза сопровождается судорогами речевых мышц, а так же лица, губ и даже мышц живота.
      • Так же существует смешанная форма, это совокупность тонической и клонической формы.
      • Но это все официальная версия. Я бы хотел озвучить свою, на основе многолетнего опыта, я каждый день ощущал эти чувства. Хоть я и не врач, не профессор и медицинский университет не заканчивал, собственное мнения я, надеюсь, заслужил.

        Я не касаюсь формы: неврозоподобное заикание, так как это клинический случай, который фиксируют медицинские приборы. Это уже явное психическое расстройство, конечно это тоже заикание, но оно вызвано дисфункцией головного мозга и тут, к сожалению, я бессилен.

        На мой взгляд, классификация заикания на тоническую и клоническую не имеет смысла, так как я не встречал ни разу, чтоб была только какая-то одна какая-то форма. Всегда имеет место и паузы, особенно перед началом речи, которые конечно же вызваны спазмом и повторения слогов и слов.

        А на счет тонической формы я вообще не уверен, что такая существует. Проявление этой форма без клонической если и бывает, то крайне редко. Я уже писал свое мнение об этом в статье «Причины заикания», разрешите повторить!

        Я тоже повторял слога, слова и даже целые словосочетания. Осознать, почему так происходит, потребовало самоанализа, я понял это только лет в 25. А причина, на мой взгляд, вот в чем: заикающийся всей душой хочет выглядеть нормальным (конечно потому что он и есть АБСОЛЮТНО нормальный) и стоять с перекошенным лицом, пытаясь преодолеть спазм, пугать народ своей физиономией это серьезный удар по самолюбию. Под самолюбием тут я подразумеваю огромное желание выглядеть нормальным. Самолюбие у заикающегося очень ранимое, иногда простая насмешка вызывает бурю обиды, злобу и слезы. Особенно это касается девушек.

        В студенческие годы я подрабатывал в баре и однажды я где-то не много «накосячил» и пытался объяснить подвыпившему посетителю, что ему надо доплатить. Этот посетитель сделал пренебрежительное лицо и ответил: «Что нормального бармена не могли найти, не заику?». Любой заикающийся поймет, какие чувства я испытывал. Даже какой-то «синий» маргинал способен меня морально уничтожить одной фразой, попытался бы я что-то возразить, начал бы заикаться еще сильнее, что вызвало бы только большие насмешки. Таких моментов в моей жизни было сотни.

        Подведя итог, могу выделить только две формы заикания:

        1. Неврозоподобная – может наблюдаться на ряду с психическим расстройством. Определяется объективными средствами медицинской диагностики. Как лечить мне не известно.
        2. Невротическая – это заикание не связанное с психическими расстройствами или физическими травмами. Человек с этой формой не имеет объективных физических или психических травм или отклонений, которые могли бы вызвать заикание. Может проявляться в клонической и тонической форма. О лечение этого типа читайте тут.

        Степени заикания, которые я встречал, можно условно расположить на 10 бальной шкале, от легких запинок, чуть выше нормы, до практически не понятной речи. Скажу, что примерно 70% заикающихся, заикаются примерно одинаково, на 5-6 баллов из 10.

        Если вам есть, что добавить или возразить, буду очень рад увидеть ваши комментарии!

        zaikanieblog.ru

        Неврозоподобное заикание.

        Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше­ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произ-

        вольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо язы­ком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестети-ческих зонах. Это иявляется механизмом неврозоподобного заика­ния.

        Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (на­следственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от си­туации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на рече­вом дефекте, то заикание резко уменьшается.

        Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие пе­реживания своего заболевания, что свойственно больным с логонев-розом, а после двигательного или психического возбуждения, сома­тической болезни или вследствие переутомления. Количественная вы­раженность заикания зависит от степени усталости, во второй поло­вине дня оно, как правило, усиливается.

        Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической ос­новой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дис-лалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого де­фекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего забо­левания, отношение к нему со стороны ребенка.

        Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — бо­язнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.

        Физиология речевого акта и его механизмы

        Голос — это совокупность различных по высоте, силе и тембру зву­ков, издаваемых посредством голосового аппарата. Полное понима­ние разных явлений патологии речи, в том числе и заикания, возможно лишь на основе знаний о нормальных функциях механизма речи.

        Произнесение слов обеспечивается синхронной работой четырех систем: а) энергетической — трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма), б) генераторной — гортань, в) резонаторной — глотка, полость носа, околоносовые пазухи и г) артикуляторной — ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое нёбо. Голосовой ап­парат — это сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга. Сам механизм голосообразования чрезвычайно сложен.

        Первая система речевого аппарата подает струю воздуха, вторая служит для образования голоса, третья (резонатор) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр, четвертая система — ар-тикуляторная — является органами произношения.

        Дыхательный аппарат.Основная его функция заключается в осу­ществлении газового обмена, необходимого для жизни организма: снабжение кислородом и освобождение от углекислого газа. Благо­даря попеременному расширению и сужению легких происходит об­новление воздуха. Вдох происходит при расширении грудной клетки, выдох при ее сужении.

        Расширение грудной клетки происходит вперед, в стороны, вверх и вниз. Движение стенок грудной клетки при вдохе происходит бла­годаря действию вдыхательных мышц, из которых одной из самых сильных является диафрагма. При спокойном выдохе стенки груд­ной клетки движутся под воздействием силы тяжести. При форсиро­ванном (усиленном) выдохе включаются выдыхательные мышцы (брюшной пресс, внутренние межреберные мышцы).

        В спокойном дыхании преобладание фазы выдоха над фазой вдо­ха составляет приблизительно 2:1. В течение минуты происходит 16— 18 полных дыхательных движений, т. е. вдохов и выдохов.

        (Схема 1) СХЕМА СИСТЕМ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО АППАРАТА

        Дата добавления: 2015-08-13 ; просмотров: 91 | Нарушение авторских прав

        mybiblioteka.su

        Это интересно:

        • Март и депрессия Гороскоп для Козерогов женщин на март 2018 года от Павла Глоба Гороскоп на март 2018 года для женщины Козерога подготовил массу сюрпризов. Период будет необычным. Важно уделить внимание знакам и символам, они помогут узнать новую информацию. Начало месяца запомнится романтическими свиданиями, интересными встречами, яркими событиями. В марте […]
        • Кто лечился в клинике неврозов Кто лечился в клинике неврозов,зайдите! У меня 2 недели сильнейшая депрессия,принимаю антидепрессанты,но не помогает особо.Психотерапевт предлогает лечь в клинику,но я боюсь до ужаса! Пожалуйста расскажите,кто лечился,какое там лечение,как проходит день,и помогло ли вам? Я не лечилась, но у меня знакомый там был. У него навязчивое расстройство, […]
        • При неврозах симптомы Головная боль при неврозах Головная боль является весьма частым симптомом при неврозах. По нашим данным, на головную боль жалуются 58 % больных неврозами, в частности, 60,2 % лиц, страдающих неврастенией, и 64,3 % — истерией. В качестве основной жалобы головная боль выступает у 10 % больных неврастенией и 7 % истерией. Относительно реже этот […]
        • Боязнь школы это Здоровые психически и физически дети с радостным нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не выказывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией. Эти дети в первые шесть лет жизни по разным причинам не научились устанавливать естественные […]
        • Адаптационный синдром при стрессе Триада Селье» и стадии общего адаптационного синдрома Г. Селье пронаблюдал и описал многообразные изменения, возникающие в организме при стрессе и называемые в настоящее время «триадой Селье»: • гипертрофия коры надпочечников и инволюция тимиколимфатического аппарата (тимуса, селезенки, лимфоузлов); • образование геморрагических язв в […]
        • Уровень депрессии по беку Депрессия от фенибута Профессиональные тесты, методы диагностики Anais » Пт ноя 06, 2009 1:37 am Уровень депрессии по шкале Бека (в баллах) - 17. Мягкая депрессия. Вероятно, есть причины причины для беспокойства. Задумайтесь. Люди часто, не достигнув желаемого, делают вид, что желали достигнутого. Anais Dark side Егор(Георгий) » Пт ноя 06, 2009 […]
        • Снятие диагноза шизофрения Как ставится диагноз шизофрения Психические недуги создают массу проблем для больного и его близких, поэтому важно, насколько верен диагноз «шизофрения», как ставится и есть ли возможность снять удручающую надпись в медкарте. Верные методы диагностирования психических заболеваний являются залогом успешного лечения. Профессиональное отношение к […]
        • Бананы при депрессии Банан относится к многолетним травянистым растениям семейства Банановых. Его родиной считают Малайский архипелаг. Высота растения зависит от сорта и может достигать 10 метров. Существует около 70 видов этого растения. Стебель банана - псевдоствол - крепкий, короткий. На каждом стебле развиваются кисти, которые собраны в гроздь. Каждая гроздь […]