Стресс и социальная поддержка

Стресс и стрессоустойчивость Понятия стресса и стрессоустойчивости

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

• Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

• Информационная поддержка — совет о том, как справиться с про­блемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка — это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать нам справлять­ся со стрессом.

Внутренний локус контроля — это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Обнаружено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.

По нашему мнению, стойкость смягчает эф­фекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее неже­лательные.

Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологичес­кая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, мож­но придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реак­тивностью.

studfiles.net

4.Стресс и поведение сотрудников в организации.

Стресс — это напряжение от чрезмерных требований, ограничений или возможностей. Конструктивный стресс оказывает положительное воздейтсвие и на установки, и на производительность. Диструктивный стресс оказывает отрицательное воздействие и на установки и на производительность.

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс — обычное и часто повторяющееся явле­ние (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение го­лода и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и организации.

Присутствие стресса в производственной сфере практически неизбежно для многих видов работ. Однако индивидуальные особенности людей приводят к широко­му диапазону различных реакций на стресс; какая-то задача, которая кажется труд­ной и интересной для одного человека, приводит к высокому уровню тревожности у другого. Накапливающееся давление вызывает неблагоприятное напряжение эмоций человека, его умственной деятельности и физического состояния. Когда стресс стано­вится чрезмерным, начинаются его внешние проявления, которые негативно сказыва­ются на показателях труда и здоровья, угрожают способности работников адекватно воспринимать внешние условия. Сотрудники, подвергающиеся воздействию стресса, нервничают, ощущают постоянное беспокойство. Данные симп­томы могут вызываться и другими причинами, но именно они являются выражением испытываемых в процессе труда стрессов.

Причины стресса. Условия, которые, как правило, вызывают стресс, называются стрессорами. Стрессоры – это факторы, вызывающие стресс. И хотя серьезный стресс может произойти и по одной-единственной причине, как правило, индивид подвергается воздействию нескольких стрессоров.

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

1. Организационные факторы:

• перегрузка работника во время рабочего дня — приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

• слишком малая нагрузка работника во время рабо­чего дня — способствует появлению беспокойства относительно своего профессионализма;

• ролевой конфликт — возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

• неопределенность ролей при нечетком формулиро­вании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

2. Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

• положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);

• негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т.д.). Отрицательные последствия стресса:

• физиологическая реакция организма (язва желуд­ка, головная боль, заболевания сердечной и дыха­тельной систем и т.п.);

• психологическая реакция (раздражительность, бес­сонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

Стресс может возникнуть у работников любых профессий и специальностей, а его характер во многом определяется индивидуальными реакциями на стрессоры. Частично это различие заложено в опыте каждого работника, его мировоззрении и его внутренних факторах. Однако существует ряд внешних, относящихся процессу труда условий, которые наиболее часто обусловливают возникновение грессов.

Рабочие перегрузки и жесткие временные рамки оказывают давление на работ-иков и ведут к стрессам. Очень часто эти воздействия исходят от руководства, низкое качество менеджмента также может быть причиной стресса (автократическое руководство, атмосфера незащищенности на рабочем месте, неадекватные должност­ям обязанностям полномочия).

Одна из самых распространенных причин стрессов — ролевые конфликты и нео-пределенность, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданиях коллег и менеджеров. Расплывчатые должностные инструкции означают отсутствие у работника формальной модели ожидаемых действий.

Типичные причины стрессов в процессе труда

Давление факторов времени

Низкое качество управления

Атмосфера незащищенности на рабочем месте

Несоответствие полномочий и обязанностей

Ролевые конфликты и неопределенность

Различие между системой ценностей компании и работника

Изменения любого типа (прежде всего радикальные и нестандартные)

Еще одна причина стресса — различия систем ценностей сотрудника и компа­нии. Существенные расхождения нередко приводят к нервно-психическому стрессу (работнику необходимо достичь баланса ценностных систем).

Общая причина многих стрессов — организационные изменения любого типа, по­скольку все они требуют умения адаптироваться к новым условиям. Особенно сильный стресс вызывают радикальные или необычные перемены, такие как временная приоста­новка производства или перевод на другую работу, что ведет к повышению уровня тре­вожности работников относительно финансового положения. Очевидно, что в процес­се труда работники подвергаются воздействиям многочисленных мощных стрессоров.

В зависимости от уровня и «знака» стресс оказывает как положительное, так и отрица­тельное влияние на показатели выполнения рабочих заданий. Отсутствие стрессов означает, что работникам ставятся весьма простые задачи, и в данном случае показатели их выполнения находятся, как правило, на низком уровне. По мере увели­чения уровня стресса возрастают и показатели производительности, так как стресс помогает человеку привлекать дополнительные ресурсы, необходимые для удовлетво­рения предъявляемых процессом труда требований. Конструктивный стресс — здоро­вый стимул, побуждающий работников реагировать на содержащийся в задаче вызов.

Если уровень стресса становится слишком высоким, он превращается в деструк­тивную силу. Показатели работы начинают снижаться после достижения неко­торой точки, поскольку излишний стресс препятствует выполнению рабочих заданий. Работник утрачивает контроль над стрессом, теряет способность принимать решения, неадекватно ведет себя. Если стресс нарастает и достигает точки сры­ва, показатели работы стремятся к нулю, сотрудник чувствует себя слишком плохо, отказывается выходить на сопряженную со стрессом работу, увольняется.

Как организации, так и отдельные индивиды весьма озабочены проблемами стрессов и их последствий. Попытки управления стрессом предполагают выбор одного из воз­можных решений — предотвращение и контроль над уровнем стрессов, уклонение от стрессов и их преодоление. Профилактика стресса подразумевает сведение к минимуму вероятности возниконовения стресса. Управление стрессом подразумевает активный подход к борьбе со стрессом, влияющим на поведение. Благополучие подразумевает сохранение физического и психического здоровья для того, чтобы было легче справиться со стессом, если он возникает.

Такие организационные мероприятия, как улучшение коммуникативных навыков менеджеров, участие сотрудников в управлении, обога­щение процесса труда и внедрение программ ОР, направлены на снижение или ис­ключение факторов напряжения. Возможности уклонения от стресса отдельных работников включают в себя перевод в рамках организации, переход на другое место работы, досрочный выход на пенсию или тренинг, позволяющий противостоять фак­торам напряжения. Преодоление стрессов предполагает совместные усилия работни­ков и руководителей и может включать социальную поддержку, возможность релак­сации, биологическую обратную связь и личные оздоровительные программы.

Некоторые сотрудники испытывают стресс из-за того, что они находятся как бы вне окружающего их мира, ощущают недостаток межличностных отношений. Люди с амбициями и сильной потребностью в независи­мости нередко с трудом устанавливают близкие отношения с друзьями и коллегами, жертвуя социальными потребностями ради достижения успеха. Дефицит социальных контактов обусловливает высокую степень тревожности, озлобленность и одиноче­ство.

Лекарство от этой «болезни» — социальная поддержка в организации и за ее пределами, т. е. система поддерживающих видов деятельности, взаимодействий и от­ношений, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей работников. Вы­деляют четыре типа поддержки: инструментальную (поддержка задачи), информаци­онную, оценочную и эмоциональную.

Методы преодоления стрессов:

разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;

научиться говорить «нет»;

не соглашаться на противоречивые требования ру­ководителя.

Методы, способствующие преодолению стрессово­го состояния работников:

оценка способностей, потребностей и склоннос­тей для принятия решения о характере и объемах работы;

при наличии аргументированного обоснования поз­вольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;

полномочия, ответственность и ожидаемый резуль­тат должны быть четко описаны. Необходимо ис­пользовать обратную связь для того, чтобы убе­диться в адекватном восприятии задания сотруд­ником;

использование ситуационного подхода к лидер­ству;

обеспечение надлежащего вознаграждения за эф­фективную работу;

развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.

studfiles.net

Стресс, копинг, социальная поддержка — компоненты адаптации человека к требованиям социума

Авторы: Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский

Первая часть работы посвящена трансакциональной теории стресса и копинга и исследованиям зарубежных авторов в области копинг-поведения.

Трансакциональная теория стресса и копинга

Один из ведущих современных исследователей копинг-поведения Рудольф Мусс отмечал: «… многие люди замечательно устойчивы и даже процветают перед лицом напасти. Они действуют, смотря в лицо опасности, преодолевают большинство жизненных кризисов и ведут продуктивную жизнь. Как это может быть? Ответ на этот вопрос является достойной наградой, чтобы за ней гнаться».

Исторические попытки ответа на этот вопрос возникли тогда, когда возникло понятие о здоровье и болезни. Медицина девятнадцатого века находилась под большим влиянием взглядов Клода Бернара на болезнь как на попытку восстановить гомеостаз, которая переходила в другую разновидность жизнедеятельности, нарушающую гомеостаз в итоге. Вслед за Клодом Бернаром Иван Михайлович Сеченов доказал, что способность организма к адаптации регулируется нервной системой посредством изменений в головном мозге человека. Однако только во второй половине двадцатого века появление теорий и концепций психологического поля, системного подхода, социального научения, локуса контроля и т.д. создало теоретическую базу для развития широкого когнитивного движения в психологии, в недрах которого родились первые работы по копинг-поведению Джениса, Арнольда Лазаруса, Рудольфа Мусса. Попытки этих исследователей определить, почему под влиянием психологических стрессоров в одних и тех же условиях среды одни люди заболевают, а другие – нет, привели их к двум следующим выводам. Во-первых, в промежутке между стрессором и ответом организма и личности на стрессовые ситуации лежат процессы совладания со стрессом, обусловленные опытом личности. Эти процессы были названы копинг-процессами. Во-вторых, исследование ответа на вопрос, «каким путем люди совладают со стрессорами» даже более важно для общества, его морали, социального функционирования человека и его соматического здоровья, чем изучение природы и причин стрессоров, частоты их воздействия.

Разрабатываемый с 1966 года в Калифорнийском университете (Беркли) Ричардом Лазарусом и его научной группой оригинальный когнитивный подход привел к тому, что из скромной сноски, приложения к теории стресса, которую сделал в одной из своих последних работ Ганс Селье, концепция копинга выросла и заняла центральное место в современной теоретической модели стресса и эмоций.

Трансакциональная теория стресса и копинга Р. Лазаруса рассматривает эмоциональный стресс и копинг как две стороны одной монеты, а стресс как особую связь между личностью и средой. Стресс, испытываемый человеком, регулируется как его личностью, так и средой, в которой он функционирует. Он оценивается личностью как испытывающий или превышающий ее ресурсы, угрожающий ее благополучию. Индивидуум рассматривается как активный организатор опыта и активный ответчик на требования среды, а поведение индивида является результатом взаимодействия (трансакций) между человеком и средой. Трансакции происходят тогда, когда стрессор и личность воздействуют обоюдно один на другого. Стресс оказывает как повреждающее, ухудшающее воздействие на здоровье, так и способствующее укреплению здоровья, усовершенствованию реагирования, адаптации, развитию более совершенных и эффективных форм поведения. Результат определяется различными формами преодоления стресса. Иными словами – разними вариантами копинг-поведения.

Итак, поведение человека является результатом связей, трансакций между ним и средой. Нам необходим язык связи, с помощью которого две основные системы – личность и среда, соединяются и рассматриваются на новой ступени анализа.

Два основных конструкта являются центральными в подходе Р. Лазаруса — когнитивная оценка и копинг.

Процессы когнитивной оценки являются центральными для поведения людей в стрессовых ситуациях. Люди постоянно оценивают, что с ними происходит с точки зрения влияния происходящих событий на их благополучие. Посредством оценки определяется, совладать ли и каким способом с требованиями социальной среды, вытекающими из этой оценки. От оценки зависит также качество и интенсивность переживаемых нами эмоций. Важно различать два вида когнитивной активности, которые воздействуют на эмоциональный процесс. Информационная активность связана с тем, что мы знаем, и что мы думаем о мире, о том, как он функционирует, и что он значит для нас. В социальной психологии данный процесс называется атрибуцией. Оценочная активность связана с выбором из всей информации той, которая является важной для благополучия индивида. Она возникает из предпосылки «Что это значит для меня»? Необходимо делать различия между двумя видами оценки – первичной и вторичной, так как они имеют разные функции и имеют дело с разными источниками информации.

Первичная оценка связана с мотивацией. На сколько важно для меня то, что происходит? Если первичная оценка стрессового события включается индивидуумом, то это значит, что стрессовое влияние начинает осознаваться. Возникает вопрос: «У меня все в порядке или у меня неприятности, проблемы, беда»? Предполагается три возможных варианта ответа.

  1. Ситуация рассматривается как существенно не значимая для личности и не имеет последствий, касающихся эмоций, решений, поведения и благополучия.
  2. Ситуация рассматривается как позитивная. В этом случае возникают позитивные эмоции, и чувство благополучия усиливается.
  3. Ситуация рассматривается как стрессовая. Стрессовая ситуация может оцениваться как: ущерб (вред), угроза, отражающая предвкушаемый ущерб (вред), вызов, обращенный к потенциальным ресурсам личности.
  4. Та или иная оценка стрессовой ситуации будет определять, какие эмоции будут переживаться. Тревога является переживанием, возникающим тогда, когда личность расценивает ситуацию как стрессовую или угрожающую. Когнитивная оценка основывается на степени воспринимаемой угрозы, виде стрессора, психологических особенностях индивида.

    Эмоциональный и мотивационный опыт личности дает начало действию. Это происходит в процессе вторичной оценки, которая приводит к вопросу: «Что я могу сделать в данной ситуации»? Вторичная оценка может считаться основой для копинга, как оценка усилий, ориентированных на действие или интрапсихическое управление внешними и внутренними требованиями, конфликтами, запросами, которые подвергают испытанию или превосходят ресурсы личности. Вторичная оценка является дополнением первичной, определяет, какими методами мы можем влиять на негативные события, их исходы и процесс выбора механизма и процессов преодоления стресса.

    Копинг рассматривается как попытки преодоления состояния ущерба, угрозы или вызова, когда обычные или автоматические ответы трудно достижимы, а требования среды должны быть встречены новыми поведенческими решениями, или старые поведенческие решения должны быть приспособлены к встрече с возникшими стрессорами. С позиций когнитивно-поведенческого подхода стресс рассматривается как когнитивная деятельность, включающая оценку предстоящей угрозы (первичная оценка) и оценку последствий совладающего действия (вторичная оценка). Исходя из этого, копинг-процесс определяется как когнитивное использование первичной и вторичной оценок происходящего, а копинг-стратегии – как актуальные ответы на воспринимаемую угрозу.

    Копинг-поведение организуется когнитивными процессами, которые ведут к определенному эмоциональному ответу. Оно может выбираться с различными целями. Например, социализация является копинг-поведением, направленным на борьбу с физической изоляцией, причиной которой может быть распад социальной группы (например, семьи или группы друзей) или депрессия, одиночество. Посещение вечеринки, например, как средство устранения физической изоляции, одновременно позволяет повысить сниженное настроение.

    Р. Лазарус и С. Фолькман выделяют две основные функции копинга. Функция, направленная на разрушение стрессовой связи личности и среды, названа сфокусированной на проблеме. Функция копинга, направленная на управление эмоциональным дистрессом, названа сфокусированной на эмоциях. Мы используем обе эти функции фактически во время любого совладания со стрессовой ситуацией. Это подтверждает неадекватность упрощенной концептуализации копинга, как только психологической защиты или только как проблемно-разрешающего или нацеленного на решение проблемы действия. Стресс может переживаться когнитивно, эмоционально и проявляться в поведении, но обычно существуют многочисленные, неповторимые комбинации всех этих трех компонентов. Поэтому при оценке копинга должны определяться обе его функции. Пропорциональное представительство каждой из этих функций меняется в зависимости от того, как стрессовые ситуации оценены. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные или поведенческие усилия, с помощью которых индивид пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Усилия, с помощью которых индивид пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему. Его действие направлено на действительное изменение ситуации. Эффективный копинг приводит к желаемому результату, который подкрепляется чувством компетентности и поощряет будущие копинг-попытки. Неэффективный копинг часто вызывает дополнительный стресс, приводит к чувству неудовлетворенности.

    По мнению Р. Лазаруса и С. Фолькман, линейная модель (стимул – ответ) является неадекватной для изучения влияния стрессоров на здоровье и поведение человека. Стресс – это сложная система взаимодействия ряда переменных, поэтому не всегда стрессоры одинаково значимы для индивида.

    Стрессоры подразделяются на центральные, затрагивающие жизненно важные и субъективно значимые цели, ценности, интересы и периферические, мало значимые и поэтому не оказывающие особого влияния на здоровье. Для долговременных эффектов значимы лишь центральные стрессоры. Эмоциональный дистресс и психопатологическая, но не соматическая симптоматика связаны с центральностью стрессора. Психосоматические нарушения часто связываются не только с центральными, но и с периферическими стрессорами, оказывающими длительное повседневное влияние на человека.

    Попытки объяснить копинг-поведение помимо когнитивной психологической школы предпринимаются и представителями других теоретических направлений. К традиционному психоанализу концепция копинга не имеет прямого отношения, хотя связанная с копингом идея защитных механизмов представляется очень важной. Эти механизмы могут иметь как патологическую, так и адаптивную функцию. Согласно трактовке З. Фрейда эти процессы служат разрешению конфликта между импульсами личности и принуждением внешней среды. Их функция – редуцировать эмоциональное напряжение, давая личности возможность выразить сексуальные или агрессивные импульсы опосредовано. Эго-процессы являются когнитивными механизмами, хотя в случае действия защитных механизмов они могут иметь поведенческое выражение. В этом случае реализуется психологическая защита – субъективное искажение реальности с целью редукции эмоционального напряжения.

    Представители неопсихоаналитического направления четко определяют различия между копингом и психологической защитой. Согласно Н. Хаан, копинг и психологическая защита основываются на одинаковых, тождественных эго-процессах, но отличаются полярностью направленности на продуктивную адаптацию и слабую адаптацию. Копинг-процессы берут начало с восприятия вызова. Восприятие вызова запускает когнитивные, ценностные и мотивационные структуры, действие которых является основным для адекватного ответа. Когда происходит ситуация, в которой личность сталкивается с новыми требованиями социальной среды, для которых существующих ответ не является подходящим, возникает копинг-процесс. Таким образом, с точки зрения Н. Хаан, копинг-процесс – это поиск и осуществление адаптивного ответа личности на стрессогенные требования социальной среды с учетом существующего опыта, но новых обстоятельств. Защитные механизмы с точки зрения традиционного психоанализа позволяют устранить психическую травму или редуцировать эмоциональное напряжение за счет искажения действительности. Однако Н. Хаан пришла к выводу, что существует группа защитных механизмов, позволяющих преодолеть проблемную ситуацию без искажения действительности и отказа от реальности. Классические же защитные механизмы она характеризует как ригидные, эмоционально неадекватные и не соответствующие реальности процессы.

    Теория жизненного цикла, основанная на работах Э. Эриксона, описывает 8 стадий жизни, каждая из которых является новым кризисом или вызовом, который должен быть преодолен успешно для того, чтобы личность адаптировалась адекватно к следующей стадией развития (адекватно совладала с ней). Копинг-ресурсы личности, накапливаемые в течение подросткового периода, воздействуя на Я-концепцию, влияют на процесс совладания со стрессом в зрелом и пожилом возрасте. Эта теория предполагает, что адекватное разрешение кризиса, которое происходит на каждой точке жизненного цикла, приводит к накоплению ресурсов (копинг-ресурсов или ресурсов совладания с точки зрения копинг-концепции), которые смогут помочь разрешить последующие кризисы.

    Успешное столкновение со средовыми стрессорами формирует чувство самодостаточности. Это чувство А. Бандура более четко называет самоэффективностью. Является очевидным, что оно возникает тогда, когда стресс, возникший в результате новых требований, предъявляемых социальной средой успешно преодолен. Именно самоэффективность позволяет человеку успешно накапливать опыт преодоления стресса и совершенствовать, развивать свои адаптационные возможности. Копинг-ресурсы могут влиять как на оценку потенциальной стрессовой ситуации, так и на выбор копинг-ответа для управления этой ситуацией. Например, чувство компетентности может приводить личность к восприятию потенциального стрессора как менее угрожающего и выбирать реальный копинг-ответ для достижения успешного исхода. Копинг-ресурсы могут помогать людям предвосхищать и совершать действия, способствующие избеганию предполагаемых стрессоров.

    Биокибернетическая модель копинга, предложенная С. Шенпфлюгом и коллегами, основана на понимании изменчивости среди и личности. В логике рассуждений об изменчивости среды и личности очевидно, что между ними происходят процессы взаимовлияния. То есть требования среды выражено влияют на личность, и в то же время характер реагирования личности на требования среды влияет на нее. Согласно этой концепции, в результате такого взаимовлияния старые процессы регуляции перепрограммируются, и начинается развитие новых регуляторных процессов, что приводит к развитию новых форм регуляции поведения. Однако сложно согласиться с тем, что психологические процессы являются следствием только кибернетической регуляции.

    Помимо предложенного Р. Лазарусом и С. Фолькман разделения копинга на сфокусированный на проблеме и на эмоциях, существуют и другие варианты типов копинг-поведения. Л. Перлин и соавторы описывают следующие три варианта копинг-поведения.

    1. Копинг, направленный на стимул. Он направлен на устранение или смягчение первопричины стресса (его триггера – пускового механизма). В качестве примера авторы приводят тушение огня во время пожара на кухне.

    2. Копинг, направленный на эмоциональный ответ. В данном случае совладание со стрессом направлено прежде всего на редукцию эмоционального напряжения. В то же время авторы не исключают, что данных копинг может быть направлен и на какие-либо другие грани эмоционального ответа. В качестве примера приводится использование физических упражнений, медитации, аутогенной тренировки с целью снижения или устранения эмоционального напряжения.

    3. Копинг, направленный на оценку. Он включает в себя различные когнитивные копинг-механизмы. Личность совладает со стрессором путем изменения восприятия или оценки угрозы. Человек может пытаться не задерживать свое внимание на проблеме, снижать значимость для себя тех или иных стрессовых ситуаций. Данный вид копинга включает и такие традиционные механизмы психологической защиты как отрицание и регрессия.

    Лонгитудинальное исследование развития личности в детстве позволило Г. Мэрфи и С. Мориарти выделить два вида копинга, именуемых авторами «копинг-1» и «копинг-2». Копинг-1 характеризуется активным разрешением проблем и использованием удобных случаев для достижения эффективности ответа на требования среды. При использовании копинга-2 особое значение имеет внутреннее равновесие и баланс, мобилизация ресурсов для поддержания внутренней интеграции под воздействием стресса. Г. Мэрфи определяет копинг, как определенные попытки совладания с новой ситуацией, которая является потенциально угрожающей, вызывающей или приносящей удовольствие.

    Т. Вилсом и С. Шифманом предложено разделение копинга на антиципационный и восстановительный. Антиципационный копинг рассматривается как предвосхищаемый, предвидимый ответ на стрессовое событие, происхождение которого ожидается, как средство управления событиями, которые произойдут. Восстановительный копинг рассматривается как механизм, помогающий снова обрести психологическое равновесие после произошедших неприятных событий. Достаточно часто этот вид копинга может иметь дело с последствиями воздействия стресса.

    Начиная с 70-х годов двадцатого столетия новая по тем временам концепция копинга успешно внедряется в исследования, касающиеся процессов семейной адаптации и семейного стресса. Семейный копинг определяется как управление стрессовых событий и ситуаций группой людей, объединенных семейными взаимоотношениями. Семейные копинг-ресурсы определяются как индивидуальные или групповые силы, включающие свое действие, в процессе преодоления стрессового события. Примером могут служить экономическая база, здоровье, интеллект, профессиональные или трудовые коммуникативные (интерперсональные) навыки, развитые социальные сети и социальная поддержка. Семейные ресурсы, следовательно, являются персональными, социальными, экономическими и физическими ценными качествами, которые члены семьи могут привлекать в ответ на простое стрессовое событие или комплекс стрессоров. Однако, наличие ресурсов само по себе не означает, что семья будет их эффективно использовать. Для этого необходимы развитые стратегии адаптационного поведения членов семьи и их согласованное (результирующее) использование. Каждых из членов семьи может иметь развитые индивидуальные копинг-ресурсы и копинг навыки, но не иметь развитой мотивации согласованного стратегического и тактического их использования или не уметь их использовать в семейной группе для решения семейных проблем и преодоления семейных стрессов.

    Направления научно-практических исследований копинга, проводимых за рубежом, настолько разнообразны, что затруднительно определить сферы здоровья и болезни, где бы они ни проводились. Так приведенное в Голландии исследование взаимной связи агрессии, психологической защиты и копинг-поведения показало, что защитное поведение человека может иметь целью подавление агрессии, а также может усиливать агрессию и способствовать появлению жестокости как основного радикала межличностных отношений. У человека защитное поведение все же чаще заключается в перцептивных и когнитивных стратегиях, не связанных напрямую с агрессией. Авторами выделено два основных фактора совладающего поведения и два защитных фактора. Факторы совладающего поведения: фактическое овладение ситуацией и эмоционально-ориентированные стратегии. Факторы защитного поведения: когнитивная защита и защитная жестокость. Фактор защитной жестокости включает в себя гнев, насилие, а также такие психологические механизмы как проекция. Этот фактор тесно связан с агрессивным поведением и возникновением жестокости как основного радикала межличностных отношений.

    Развитие концепции копинг-поведения в работах российских исследователей

    Стремительный рост интереса к проблеме адаптации к требованиям социальной среды нашел свое отражение в работах российских исследователей, касающихся как взрослого, так и детского контингента.

    В рамках концепции копинг-поведения В.А. Ташлыковым проведено исследование личностных механизмов совладания и защиты у больных неврозами с психосоматическими расстройствами.

    В работе Р.К. Назырова установлено, что здоровые взрослые для совладания с трудностями используют поведенческие копинг-стратегии «сотрудничество», «отвлечение», когнитивные копинг-стратегии «активное избегание в мыслях», «фатализм» и эмоциональную копинг-стратегию «оптимизм». Копинг-поведение больных неврозами характеризуется использованием менее адаптивных копинг-стратегий «отрицания», «компенсации», «изоляции», отсутствием специфичности копинг-поведения в когнитивной сфере и частым использованием неадекватного копинг-поведения «самолюбование» в эмоциональной сфере.

    Е.И. Чехлатый, исследуя личностную и межличностную конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамику под влиянием групповой психотерапии приходит к следующим выводам. Больные неврозами значительно реже, чем здоровые люди используют адаптивные формы копинг-поведения, такие как «сотрудничество», «оптимизм», «обращение». Это относится, прежде всего, к эмоциональным и поведенческим механизмам совладания. Для мужчин, страдающих неврозами, в когнитивной сфере копинг-поведения достоверно чаще отмечены «проблемный анализ», а у женщин – «установка собственной ценности».

    В исследовании Г.Я. Кошелевой изучено влияние субъективного контроля как личностного ресурса преодоления жизненных трудностей. Автор приходит к выводу, что следствием реакции личности на болезнь является нарушение саморегуляции своей деятельности, снижение уверенности в собственных силах и возможности контролировать разнообразные жизненные ситуации. Установка больных на снятие ответственности за исход всех жизненных событий и приписывание ее внешним факторам препятствует преодолению жизненных трудностей, ухудшает сопротивляемость, формирует чувство беспомощности, потребность в опеке.

    Исследование эмоционально-поведенческой активности у больных разными формами ишемической болезни сердца, проведенное Н.Я. Притыкиной, определило четыре способа преодоления психотравмирующей ситуации больными ишемической болезнью сердца: 1) активное изменение ситуации (смена работы, отказ от нежелательных целей и действий и т.д.); 2) приспособление к ситуации, переориентация; 3) дискомфорт независимо от изменения ситуации; 4) сочетание разнонаправленных тенденций (гетероагрессивное эмоциональное реагирование, ориентированное на разрыв; выход из ситуации; отказ от решения или непродуктивное ее решение на поведенческом уровне).

    Один из разделов работы В.В. Николаевой посвящен психологическим механизмам эффективного преодоления критической жизненной ситуации хронической соматической болезни детей и подростков. Психические средства совладания с болезнью по ее данным зависят от возраста больного ребенка, его ведущей деятельности. Не обладая достаточным жизненным опытом ребенок обнаруживает стремление получить помощь от взрослых. Последние, устанавливая определенные воспитательные отношения с ребенком, вызванные болезнью, могут препятствовать этому процессу… В подростковом возрасте наиболее часто используются следующие способы преодоления: отстранения от мира, аутизация, напряженная устремленность в будущее вопреки тяжелой болезни, фантазии как способ ухода от тяжелой реальности.

    Стрессогенная ситуация, как отмечает Л.К. Китаев-Смык, предъявляет человеку требования, воспринимающиеся им либо как превосходящие его возможности, что ведет к дистрессу, либо как позволяющие реализовать свои возможности и благодаря этому достигнуть желаемых последствий. «Экстремальные ситуации, возникающие в жизни, могут оказывать на человека неблагоприятное влияние. Такие ситуации могут побуждать в нем потенциальные возможности, незаменимые в обычных не стрессогенных условиях».

    addictology.ru

    Профессиональный стресс (стр. 1 из 3)

    Предмет: Психология проффессиональной деятельности

    Тема реферата: Проффесиональный стресс – современные подходы к исследованию

    Студент 5 курса

    Преподователь : кандидат психологически наук А.С. Кузнецова

    2.Стресс и стрессоустойчивость

    3.Понятия стресса и стрессоустойчивости

    4.Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

    5.Профессиональный стресс. Источники и виды производственного стресса

    6.Источники профессионального стресса

    7.Виды профессионального стресса

    8.Средства преодоления и предотвращения профессионального стресса как технологии ресурсосохранения.

    9.Управление производственным стрессом

    10. Условия труда, способствующие снижению уровня стрессоров.

    Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.

    Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном — в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника.

    Это в свою очередь понижает не только качество жизни данного сотрудника, но и качество выполняемой им работы, нанося ущерб организации в целом. И неспроста современные работодатели все больше внимания уделяют психологическому обеспечению работников, понимая, что это не последний фактор оптимизации трудовых процессов. Поэтому сегодня средства упреждения и преодоления производственного стресса выступают также как технологии ресурсосохранения.

    Стресс и стрессоустойчивость

    Понятия стресса и стрессоустойчивости

    Стрессоустойчивость – человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

    Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

    Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.

    В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респи­раторных инфекций.

    Социальная поддержка яв­ляется хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В боль­шинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддер­жка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стрес­са.

    • Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

    • Инструментальная поддержка — материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и мно­гое другое.

    Стойкость — это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудно­стей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой со­противляемости к стрессу.

    Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благопо­лучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимис­ты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситу­ации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной под­держки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчерки­вать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентри­роваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, опти­мизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

    Профессиональный стресс. источники и Виды производственного стресса

    Источники профессионального стресса

    Рассмотрим факторы, которые могут вызвать профессиональный стресс.

    Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых ворот­ничков» и выявили следующие их группы:

    Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

    перегрузи или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

    mirznanii.com

    Социальная поддержка жителей Москвы

    Социальная поддержка ветеранов

    Жители Москвы и Московской области могут рассчитывать на оказание социальной поддержки в самых различных видах и объемах. Претендовать на такие меры поддержки со стороны руководства муниципального образования могут ветераны различных сфер деятельности:

    Внимание акция! Получите бесплатную консультацию юриста по социальным вопросам прямо сейчас!

    Статьей 6 Закона Москвы от 03.11.2004 № 70 установлены следующие льготы ветеранам труда и приравненным к ним лицам:

    Получите бесплатную консультацию прямо сейчас. Позвоните по телефонам горячих линий!

  5. Для Москвы и Московской области телефон:
  6. Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

    • бесплатное передвижение на всех видах транспортных средств (включая электрички) в пределах города, кроме такси;
    • 50%-ная компенсация оплаты по начислениям ЖКХ (электроэнергия, вода, газ канализация, вывоз мусора) и за жилое помещение;
    • дополнительный отпуск в любое удобное время (в случае официального трудоустройства ветерана);
    • бесплатное зубное протезирование в муниципальных поликлиниках Москвы, за исключением изготовления дорогостоящих конструкций;
    • безвозмездное обслуживание в организациях здравоохранения столицы;
    • бесплатное санаторно-курортное лечение с оплатой дорожных расходов;
    • предоставление пособия на погребение.
    • Помимо указанных видов помощи, граждане получают ежемесячную городскую денежную выплату в размере 200 рублей (ст.11 Закона №70 от 03.11.2004г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области») Сумма ежегодно проходит процедуру индексации. Чтобы получить право на пользование льготами, гражданин должен обратиться с документами, подтверждающими его статус, в службу соцзащиты и подать заявку.

      Чтобы оформить ветеранство и получить специальное удостоверение, гражданин должен:

      1. Подготовить обязательный список бумаг и заполнить типовое заявление.
      2. Передать заявку в соцзащиту, по месту своего жительства.
      3. Сотрудники органа создают комиссию, которая в течение 30 дней с даты обращения, проверяет правильность заполнения заявки и достоверность переданных бумаг, и выносит решение.
      4. Итоговый ответ в письменном виде направляется ветерану не позже пятидневного срока после принятия решения.
      5. В случае отказа, весь пакет документов возвращается заявителю. В случае одобрения, соцслужба оформляет распорядительный акт, на основании которого в исполнительном органе выдается удостоверение и его наличие гарантирует гражданину ряд социальных пособий и льгот.

        Что касается жилищного субсидирования, то тут ветеранам оказывается два вида помощи:

      6. Предоставляется муниципального жилья из городского фонда.
      7. Средства на улучшение жилищных условий.
      8. Для получения необходимо испытывать потребность в новом жилье и подать заявку на участие в программе по жилищному обеспечению. Предоставление жилплощади происходит в порядке очереди.

        Социальная поддержка пенсионеров

        Московские неработающие пенсионеры получают обязательное пособие в виде страховой пенсии по старости, накопительной и выплаты по государственному обеспечению. Средний размер пособия составляет 14 000 рублей. Для этого гражданин должен проживать в столице не менее 10 лет. В настоящее время пособие трудоустроенных граждан пенсионного возраста не индексируется, однако за столичными пенсионерами сохраняется право перерасчета размера выплаты, и разница компенсируется за счет городского бюджета. Социальное пособие или пенсия в 2016 году по гособеспечению составляет:

      9. социальная пенсия – 8 500 рублей;
      10. выплата на детей-инвалидов – 11 900 рублей;
      11. ветеранов и инвалидов ВОВ – 33 800 и 32 900 рублей;

    Накопительная составляющая формируется также как и в других субъектах федерации, в рамках назначенной тарификации, однако порядок исчисления избирается застрахованными лицами самостоятельно.

    Помимо обязательного пенсионного пособия пенсионеры Москвы могут получить дополнительные мерами соцподдержки.

    Льготы пенсионерам Москвы в 2016 году оговорены в Законе г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» и представлены такими видами помощи:

    • безвозмездное передвижение на всех видах общественного транспорта, включая метро, кроме такси и маршруток;
    • ежегодное получение путевки для поездки на отдых в оздоровительном заведении безвозмездно и в порядке очереди, если на это имеются медицинские показатели;
    • протезирование зубов, за исключением дорогостоящих конструкций в бесплатном порядке;
    • уход на дому в порядке предоставления соцпомощи, одиноко проживающим людям пенсионного возраста, утративших возможность самообслуживания;
    • соцобслуживание в виде дневного пребывания с пенсионерами;
    • помощь в виде покупки вещей и продуктов, которая оказывается пожилым людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;
    • помощь в оказании санитарно-гигиенических услуг, патронаж, комплексная уборка помещений;
    • льготы при оказании ритуальных услуг;
    • скидки при покупке медикаментов;
    • освобождение от уплаты взносов за капремонт пенсионеров старше 70 лет и одиноких граждан старше 80 лет.
    • Таким образом, льготы пенсионерам в Москве представлены широким перечнем мер, которые позволяют обеспечить пожилым людям максимально комфортное проживание. Для получения льгот, гражданину следует обратиться с соответствующим заявлением в организацию, осуществляющую начисление платежей, предоставив также документы, подтверждающие отнесение его к той или иной категории льготников.

      При увольнении на пенсию гражданин получает все необходимые выплаты в виде выходного пособия и денежных средств за неиспользованный отпуск. Вся необходимая документация оформляется в бухгалтерии организации, где гражданин трудоустроен.

      Социальная доплата представляет собой сумму, которая полагается пенсионеру в случае недостижения его пенсионного пособия минимального уровня в городе. Доплата оформляется в ПФР.

      Также пенсионерам предоставляются различные виды налоговых вычетов и льгот. Например, таких, как освобождение от уплаты имущественного и земельного налогов. Для получения, необходимо подать в налоговую инспекцию заявление и приложить необходимые документы.

      Социальная поддержка инвалидов

      Граждане, имеющие ограничения по здоровью, могут получить пособия и льготы. Согласно специально созданной программы, основной целью данного проекта является трудоустройство инвалидов. Для этого город выделяет специальную квоту, по которой уже сейчас работают порядка 32,6 тыс. граждан. Помимо этого, в Москве созданы специальные реабилитационные и абилитационные центры, в которых обслуживаются люди, нуждающиеся в прохождении таких программ.

      Льготы инвалидам в Москве, а именно, детям-инвалидам и родителям, воспитывающим несовершеннолетних со сложными диагнозами, предоставляются следующие:

    • 50%-ная скидка на оплату коммунальных услуг;
    • бесплатное передвижение на общественном транспорте самого инвалида и сопровождающего;
    • предоставление санаторно-курортных льгот;
    • скидки при посещении спортивно-оздоровительных мероприятий;
    • внеочередное поступление в ВУЗ и другие учебные заведения;
    • выплата пособия по вынужденной безработице;
    • помощь в приобретении средств реабилитации.
    • Инвалиды войны также могут рассчитывать на получение льгот и внеочередное обеспечение жильем. Оформить помощь можно при обращении в отдел соцзащиты населения с медицинским заключением. Что касается жилищной субсидии, то получить ее можно путем подачи заявления в администрацию и дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

      Социальная поддержка детей

      Отдельной группой граждан, нуждающихся в поддержке со стороны руководства Московской области, являются дети, школьники, студенты. Оплата пособий и оказание всех необходимых видов помощи происходит за счет средств городского бюджета.

      Студентам и школьникам гарантируется бесплатный проезд во всех видах транспорта, включая метро и электрички, но кроме такси. Дети из малоимущих и многодетных семей вправе получать бесплатное питание, учебные пособия, школьную форму.

      Дети-сироты обеспечиваются квартирой в обязательном порядке, а также имеют право на поступление в ВУЗ или другое учебное заведение вне конкурса. Все обязательные виды социальной поддержки можно получить в службе опеки и попечительства. Предоставление квартиры должно состояться до достижения ребенком 24 лет, а документы подаются руководством интерната или детского дома, где воспитывался ребенок.

      Матери детей имеют право оформить следующие виды пособий:

      При посещении гинекологического отделения женщина должна оформить соответствующий родовой сертификат, а затем по месту своего трудоустройства получать все указанные пособия. График оплаты предполагает платежи во время выплаты средств сотрудникам предприятия. Супруги и дети военнослужащих имеют право на повышенные выплаты пособий.

      Социальная поддержка семей

      В Москве, как и в других регионах, социальная помощь оказывается многодетным и малоимущим семьям. В качестве льгот можно отметить такие:

    • 50%-ная субсидия на оплату ЖКХ в Москве.
    • Субсидирование на оплату детского сада.
    • Минимальные алименты на детей, которые не получают пособия от родителей.
    • Бесплатный проезд во всех видах общественного транспорта.
    • Отпуск молочных смесей и обеспечение лекарствами детей до года, трех лет и до 18 лет для многодетных семей.
    • Организация поездок в летние лагеря.

Помимо льгот, опекуны и попечители вправе оформить специальное пособие. Дополнительные выплаты получают матери-одиночки. Существенной помощью таким семьям является региональный материнский капитал, который исчисляется в размере 100 тыс. рублей.

Также льготы многодетным семьям выражаются в единоразовом получении надела для организации ЛПХ или строительства дома. Такие граждане могут оформить субсидию для открытия собственного бизнеса. Что касается жилищных субсидий, то они оформляются в стандартном порядке, путем подачи заявки в администрацию.

Льготы и пособия на детей в Москве оформляются в службе соцзащиты граждан.

Социальная поддержка отдельных категорий граждан

Участники ликвидации техногенных катастроф, к примеру, чернобыльцы, или граждане, пострадавшие от облучения, имеют право получить соответствующий статус и в дальнейшем пользоваться льготами, которые им полагаются. Меры социальной поддержки обозначены в законе г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

Оформить специальный документ можно в службе соцзащиты населения, путем подачи соответствующей заявки и пакета документации. Решение выносится комиссионно в течение месяца.

Жертвы репрессии и доноры также имеют право на получение помощи от московской администрации. Оформление происходит в соцзащите, а в качестве льгот предоставляются право на 50%-ную скидку при оплате за коммунальные услуги.

Отделения социальной защиты населения в Москве

Количество адресов отделений социальной защиты населения в Москве превышает возможное для отображения на карте, в связи с чем мы предлагаем вам скачать данную информацию в текстовом формате.

social-benefit.ru

Это интересно:

  • Психосоматические расстройства детей Глава 4. Психосоматические расстройства у детей Предпосылки психосоматических расстройств у детей Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения: I. Связь психического, телесного и […]
  • Март и депрессия Гороскоп для Козерогов женщин на март 2018 года от Павла Глоба Гороскоп на март 2018 года для женщины Козерога подготовил массу сюрпризов. Период будет необычным. Важно уделить внимание знакам и символам, они помогут узнать новую информацию. Начало месяца запомнится романтическими свиданиями, интересными встречами, яркими событиями. В марте […]
  • Стресс у сотрудников овд Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Шихова Анна Павловна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Шихова Анна Павловна. Профессиональный […]
  • Эпилептическая деменция это Лекция 14. Деменции, обусловленные прогрессирующими психическими заболеваниями. Эпилептическая деменция. Шизофреническая деменция. Эпилепсия – падучая болезнь. Проявляется в виде эпилептических припадков. Припадки как эпилепсия. Могут возникать при алкоголизме, наркомании. Может проявляться в одной из 3 форм: большой судорожный припадок приступы […]
  • Стресс его психологические и физиологические проявления 1.1.2. Физиологические проявления стресса 1.1.2. Физиологические проявления стресса Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу @@@@@1, 3, 7, 12#####: + является высшим центром вегетативной нервной системы; + отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма; + […]
  • Изжога от неврозов по избавлению от изжоги Сильная и постоянная изжога – причины и последствия Участковый терапевт сказал, что у меня вероятно гастрит. Замучила боль в желудке, изжога во рту. Это что мне теперь, всю жизнь на диете сидеть и лечиться? Боль за грудиной и чувство жжения в горле и на всем протяжении пищевода является признаком изжоги. Появляется она […]
  • Психические расстройства связанные с алкоголизмом Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Что такое Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Что провоцирует Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя Симптомы Психических и поведенческих расстройств вследствие употребления алкоголя […]
  • Что означает аутизмом Что означает слово аутист Кто такой аутист - самые известные личности-аутисты Необычный и странный, одаренный ребенок или взрослый. Среди мальчиков, аутисты встречается в несколько раз чаще, чем среди девочек. Причин возникновения заболевания много, но все они так до конца не выявлены. Особенности отклонения в развитии можно заметить в первые 1–3 […]