Рекомендации для родителей детей с аутизмом

Рекомендации для родителей

Как помочь братьям и сёстрам детей с аутизмом

Быть братом или сестрой ребёнка с аутизмом — это и настоящий вызов, и потрясающий опыт, делающий нас лучше. Вот несколько идей, как уделять типично развивающимся братьям и сёстрам детей с РАС родительские время и внимание и как помочь им понять аутизм.

Если у вас ребёнок с аутизмом, то бывает трудно найти время на других детей. Из-за этого у вас может возникнуть чувство вины или беспокойства. Не корите себя. Лучше каждый день делайте для воспитания других детей несколько несложных вещей.

Нарушения сна у детей с аутизмом

Проблемы с укладыванием в постель и сном присущи многим младенцам и детям. Однако у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) эти трудности выражены гораздо серьёзнее. Общие рекомендации по поведению помогут Вам справиться со многими нарушениями сна вашего ребёнка.

У детей с РАС, как и у каждого ребёнка, могут возникнуть проблемы с засыпанием и сном. Но у детей с аутизмом бывают такие нарушения сна, которые нечасто наблюдаются у других детей.

Шафали Джесте: "Улучшение сна может облегчить состояние при любой форме аутизма"

Я работаю в клинике при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) и наблюдаю детей, у которых выявлены различные генетические аномалии, связанные с аутизмом. Эти дети имеют широкий спектр особенностей – умственную отсталость, нарушения речи, судороги. Но у них есть одна общая черта – плохой сон.

Неспособность уснуть или сохранить сон – бессонница – может иметь далеко идущие последствия. Сон помогает нам структурировать память, учиться и расти. Бессонница способна усугубить когнитивные, социальные, коммуникативные и поведенческие проблемы, усилить тревожность. Также она может усугубить судороги.

Поведенческая терапия и лекарства помогают детям с расстройствами аутистического спектра спать лучше, однако следует адаптировать лечение к причинам нарушения сна каждого конкретного ребёнка.

Рождество: советы для семей с аутичными людьми

Рождество — радостное и весёлое время, но аутичный человек испытывает замешательство и стресс при любом новом занятии.

С помощью читателей журнала «Your Autism Magazine» мы составили список советов, которые помогут вам в период праздников.

(прим. переводчика: представленные советы подходят и для встречи Нового Года, который является более популярным праздником в России)

топ-10 того, что ни в коем случае не должны делать родители аутичных детей

Родительство — система взаимосвязанных компонентов, направленных на рождение и воспитание человека. Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность родительства напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Личные особенности (физические и психологические) взрослых тоже сказываются на стиле воспитания их детей. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с аутизмом, оный играет ведущую роль. Стартовые условия для ребёнка с аутизмом имеют не меньшее значение, чем личные сильные стороны, уровень интеллекта и благоприятные обстоятельства. В детском возрасте происходит осознание себя отличным от других, что может иметь негативные последствия для психики аутичного ребёнка. Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.

Данный текст предлагает родителям аутичных детей десять советов, направленных на улучшение качества взаимоотношений.

Синдром Аспергера и управление тревогой у детей

Для того, чтобы справляться с собственными бедами, необходимо контролировать свои эмоции и не позволять тревоге, депрессии, гневу и жизненным препятствиям контролировать нас и мешать нам использовать логику и разум.

Если дать волю эмоциям, то невозможно обсудить проблему. А ведь именно через язык мы контролируем наше поведение. Мы используем внутренний диалог и беседы с другими людьми, чтобы понять то, что происходит с нами.

На протяжении последних 10 лет в музейном деле произошла революция. Многие из музеев отошли от традиционной концепции витрин и приглушённых голосов и двинулись в направлении к интерактивным выставкам, когда задействованы все органы чувств. Посетителям предлагается потрогать, понюхать и послушать, а также посмотреть и, иногда, попробовать на вкус. Распространённая черта современных музеев — практическое обучение. Хотя эти разработки представляют собой позитивный шаг к поощрению активного, а не пассивного стиля обучения, они могут создавать трудности для детей с расстройствами аутического спектра (РАС). Дети попадают в незнакомую среду, находящуюся совершенно за гранью их повседневной жизни. Это может спровоцировать возрастание уровня тревожности. Несмотря на это, музеи являются огромным образовательным ресурсом. Там можно как поддерживать существующие интересы, так и поощрять новые.

Дети с синдромом Аспергера: характеристика, стили обучения и стратегии помощи

Все, кто вступает в контакт с ребенком, у которого диагностирован синдром Аспергера (как школьный персонал, так и сверстники), должны получить информацию об особенностях и учебных потребностях таких детей. Необходимо учитывать следующие характеристики и особенности обучения, связанные с синдромом Аспергера, и особенно их влияние на обучение и планирование подходящей образовательной программы для ребенка. Дети с синдромом Аспергера имеют трудности с обработкой входящей информации. Их умственные способности к усвоению, сохранению и использованию информации заметно отличаются от нейротипично развивающихся детей. Это формирует несколько необычный взгляд на мир. Поэтому обучающие стратегии для детей с синдромом Аспергера должны отличаться от стратегий, используемых для нейротипично развивающихся детей.

Тони Эттвуд: "Синдром Аспергера и его лечение у детей"

Ребенок с расстройством развития, таким как синдром Аспергера, по определению отличается от остальных детей. С течением времени, родители и специалисты научились определять этот диагностический термин, который описывает очень необычный профиль способностей. Тем не менее, сам ребенок с синдромом Аспергера тоже замечает, что он или она отличается от других детей. Некоторые дети с синдромом Аспергера интернализируют свои эмоциональные реакции на отличие от других, в то время как другие дети экстернализируют свои эмоциональные реакции.

Навязчивости, повторяющееся поведение и рутина

Навязчивости, повторяющееся поведение и рутина могут быть источником радости и наслаждения для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и способом справиться с требованиями повседневной жизни. Однако они также могут ограничивать участие людей в других занятиях и вызывать сильный стресс. В этой статье, которая в первую очередь предназначена для родителей детей с РАС, рассматриваются следующие вопросы: определение навязчивостей, повторяющегося поведения и рутины; функции, которые они выполняют; как можно реагировать на них.

www.aspergers.ru

Советы родителям детей с аутизмом

Ниже приведено несколько советов для родителей:

  • Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком — придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
  • Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
  • Не наказывайте ребенка. Ребенок, больной аутизмом, не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
  • Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят прыгать на батуте.
  • В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т. д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
  • Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
  • Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
  • Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
  • Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т. д.

Как помочь ребенку научиться общаться?

Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми.

Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

  • Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов и т. д. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
  • Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь, для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
  • Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей — продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение — это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
  • Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с аутизмом требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои действия.
  • Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
  • Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
  • Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
  • Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка — она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т. п.
  • Как научить ребенка с аутизмом повседневным навыкам?

    Чистка зубов очень важна, так как позволяет предотвратить развитие кариеса и других заболеваний зубов и ротовой полости. У вас есть два варианта: чистить зубы ребенку, либо научить ребенка делать эту процедуру самостоятельно. Обучение ребенка чистке зубов может быть длительным, но все-таки это возможно. Не существует универсальных методов обучения, которые подошли бы любому ребенку с аутизмом: иногда этого можно добиться с помощью карточек, на которых имеются пошаговые картинки-инструкции, иногда в процессе игры с ребенком, иногда на собственном примере.

    Посещение туалета может оказаться сложным для любого ребенка, но у детей с аутизмом этот процесс может вызвать особые затруднения. Обучение ребенка посещать туалет самостоятельно может затянуться на несколько месяцев. Лучше начать обучение ребенка тогда, когда он начнет понимать, что хочет в туалет (это можно заметить по его поведению, мимике и пр.)

    Ваш ребенок сначала может не понять смысла в отказе от подгузников, в которых ему было так удобно несколько лет. Переход с подгузников к использованию горшка не желателен, так как у ребенка сформируется новая привычка, и в будущем вам будет намного сложнее отучить его от горшка и научить посещать туалет. Поэтому рекомендуется от подгузников сразу перейти к туалету.

    Постарайтесь отметить время дня, в которое ваш ребенок опорожняет мочевой пузырь или кишечник (если вы кормите ребенка по расписанию каждый день, то опорожнение так же происходит примерно в одно и то же время суток). Во время того, как ребенок писает или какает, покажите ему фотографию туалета и произнесите «(имя ребенка), туалет». Меняйте подгузник ребенка в комнате, где есть унитаз: так ребенок начнет связывать свои отправления с посещением туалета. В те часы суток, когда ребенок чаще всего испражняется — отведите его в туалет, разденьте и посадите на унитаз. Даже если ребенок не опорожнил мочевой пузырь или кишечник, продолжайте вести себя так, как будто это произошло: воспользуйтесь туалетной бумагой, оденьте ребенка, вымойте ему руки и выведите из туалета. Каждый раз, когда ребенок справляет нужду вне туалета — как можно скорее отведите его туда. Обязательно награждайте ребенка, если он пописал или покакал в унитаз (похвалите его или дайте любимую игрушку, печенье и т. д.)

    Мытье рук очень важно после посещения туалета и перед едой. Во время обучения всегда выполняйте все действия в одной и той же последовательности. Например: поднять рукава-открыть кран-намочить руки-взять в руки мыло-намылить руки-положить мыло-сполоснуть руки-закрыть кран-вытереть руки-опустить рукава. Первое время стойте рядом с ребенком и помогайте ему, направляя его действия, либо подсказывая с помощью карточек.

    Обучение детей с аутизмом

    Обучение ребенка, как правило, производится на дому приходящим специалистом, либо родителями. Кроме того, в некоторых городах существуют специальные школы для детей, страдающих аутизмом. Обучение ребенка производится по особым методикам, разработанным известными психологами, педагогами или психиатрами. Мы перечислим наиболее распространенные учебные программы для детей с аутизмом:

    1. Прикладной поведенческий анализ — это учебная программа, которая помогает ребенку научиться анализировать свое поведение и делать выводы, что хорошо, а что плохо. В этом ребенку помогает психолог, который каждый раз вознаграждает его за правильное действие. Эта программа имеет множество этапов, от самого простого (научить ребенка спокойно сидеть за столом) до более продвинутых (формирование разговорной речи у ребенка и пр.)
    2. «Время на полу» — это учебная методика, которая предлагает родителям или учителю регулярно проводить несколько часов в день с ребенком на полу, играя. Игры при этом являются частью лечения и формирования у ребенка навыков к общению.
    3. Программа ТЕАССН — Лечение и обучение детей с аутистическими и другими типами расстройств общения. Эта учебная методика основана на индивидуальном подходе, который разрабатывается в зависимости от целей обучения, потребностей и особенностей конкретного ребенка. Эта техника включает в себя другие методы обучения, такие как прикладной поведенческий анализ, обучение с помощью карточек или картинок и пр.
    4. Методика «Больше, чем слова» помогает родителям понять способы общения их ребенка с окружающими. Не всегда ребенок с аутизмом может выразить свои желания словами, но родители могут понять его, проследив за мимикой, жестами ребенка, его взглядом и т. д. Поняв средства общения ребенка, родители (или психолог) помогают ему сформировать новые методы, более понятные окружающим (например, с помощью слов, жестов или карточек).
    5. Социальные истории — это своеобразные сказки, которые описывают определенные ситуации, связанные со страхами или беспокойством ребенка. Такие истории могут быть написаны педагогом или родителями ребенка. В социальных историях описывается ситуация, объясняются мысли других людей и их эмоции, а также подсказывается желательная реакция ребенка в этой ситуации.
    6. Система общения с помощью обмена карточками применяется при тяжелых формах аутизма, когда ребенок не может разговаривать. В этом случае ребенку помогают запомнить, что означает та или иная карточка, после чего он использует карточку для общения. Эта система помогает ребенку проявлять инициативу в общении, а также облегчить процесс общения с окружающими.
    7. Некоторые родители детей, больных аутизмом, сообщают, что диета может значительно улучшить симптомы аутизма. Эта диета основана на предположении о том, что в кишечнике людей с аутизмом не усваиваются некоторые белки (казеин и глютен). Исключение из рациона питания продуктов, содержащих казеин и глютен, якобы может вылечить ребенка от аутизма.

      Однако ученые доказали, что большинство детей с аутизмом имеют нормальное пищеварение, и безглютеновая диета не приводит к выздоровлению ребенка.

      Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

      doctor.kz

      Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

      Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

      РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

      Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение.

    8. Не отказываться от себя во имя ребенка — это не способствует развитию и социализации ребенка.
    9. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требований.
    10. Внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений.
    11. Не сравнивать своего малыша с другими детьми, ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.
    12. Не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий: чем упорнее родители настаивают на своих требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Стараться найти способы «переключить» внимание ребёнка на что-то другое, а потом вернуться к своему требованию.
    13. 6. Прежде всего необходимо организовать и соблюдать его режим дня, аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;

    14. Важно также научить ребёнка основным гигиеническим навыкам. Если ребенок длительное время не может овладеть гигиеническими навыками, не может пользоваться туалетом, его нельзя ругать. Надо быть терпеливым и спокойным, меняя его одежду, но не прекращать действий по воспитанию у него этих навыков.
    15. При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания,пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.
    16. Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения.

    10. Необходимо научить ребенка слову “стоп”. Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово “стоп”, это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать “Стоп”, со временем он поймет, чего от него добиваются;

    11. Аутисты обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом.

    12. Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте;

    13. Желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети; большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение.

    14. —Необходимо сделать ему какой-нибудь “тайный” уголок – место, где ребёнок сможет оставаться наедине со своими мыслями, и ему никто не будет мешать;

    15. Необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло. Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата;

    16. Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку;

    17. Найдите хорошего врача – психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту, зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию; важно правильно подобрать медикаментозную терапию,

    18. Хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.

    23borisov.schools.by

    Причины аутизма у детей. Рекомендации по обучению аутичного ребенка

    Автор: Астреинова Евгения Анатольевна, психолог

    Аутизм – особый вид психического расстройства, при котором человек отгораживается от окружающего мира, отказывается от общения с другими людьми.

    Статистика по аутизму вызывает серьезную обеспокоенность специалистов по всему миру. Если в 2000 г. считалось, что аутизмом страдает в среднем от 5 до 26 детей из 10 000, то в 2008 г. по данным ВОЗ частота детского аутизма составила один случай на 150 детей. По последним данным (от US. Centers for Disease Control and Prevention) каждый 88й ребенок в США имеет расстройство аутистического спектра. Такая лавинообразно растущая статистика последних лет напоминает пандемию и заставляет всерьез задуматься, с одной стороны, о правильности критериев в постановке диагноза аутизма, с другой, о психическом здоровье будущих поколений.

    Ведь бытующий в обществе миф, что аутичные дети – гении, у которых просто поведение немного отличается от здорового человека, к сожалению, чаще всего далек от истины. Две трети аутичных детей имеют умственную отсталость различной степени тяжести, а оставшаяся треть страдает от таких поведенческих нарушений, которые препятствуют успешной социальной адаптации даже в случае сохранного интеллекта.

    Между тем, в современной науке остается множество вопросов касательно возникновения, лечения и предотвращения развития аутизма.

    Системные причины возникновения аутизма у детей

    Для меня, как автора статьи, проблема детского аутизма непосредственно связана с собственной жизнью. В 1999 году родился мой сын, и поначалу его развитие не отличалось от остальных ровесников. Различия стали видны в возрасте 2-3 лет, когда сверстники сына начали разговаривать, вступать в совместную игру, а мой ребенок оставался безучастным и отрешенным, не реагируя даже на собственных родителей.

    Поиск причины аутизма и путей решения этой проблемы и определили мой дальнейший жизненный путь: я сменила профессию, получила второе образование (психологическое) и на настоящий момент уже более 7 лет посвятила работе с детьми аутистами.

    Накопленный багаж опыта действительно позволил существенно улучшить развитие моего ребенка и помочь другим детям с аналогичной проблемой. Однако вопрос о происхождении заболевания и многие другие моменты для меня оставались открытыми до того дня, когда я впервые попала на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    В ходе тренинга, я выяснила, что мой сын – обладатель звукового вектора, и что особо чувствительной зоной таких людей является ухо. Из этого следует, что такой человек более чувствителен к звукам, как правило, обладает лучшим, чем многие, слухом. В первобытном обществе звуковики несли видовую роль «ночной охранник стаи», отсюда и еще одна их особенность – нередко они склонны к ночному бодрствованию.

    В связи с высокой восприимчивостью слуха, громкие звуки доставляют человеку со звуковым вектором дискомфорт. Слишком громкая музыка, шум и тем более крики родителей могут оказаться для такого ребенка факторами сверхстресса, который заставляет его отгораживаться от мира, «уходить в себя» во избежание неприятных ощущений.

    Ухо такого ребенка восприимчиво не только к громкости звука, но и к смысловой наполненности речи. Оскорбительные смыслы в разговоре взрослых также наносят ребенку со звуковым вектором серьезный психический ущерб. Поэтому ссоры родителей на повышенных тонах, несущие в себе негативную смысловую окраску, просто губительны для такого малыша, даже если происходят не на его глазах, а через стенку, в соседней комнате. Как следствие, происходит не только ухудшение контактности ребенка, но и существенно снижается способность к обучению.

    Если ребенок получил подобную психическую травму и отгородился от мира, его развитие неизбежно искажается в целом. Специалисты называют аутизм первазивным нарушением, что означает «всепроникающее». Действительно, системно-векторная психология Юрия Бурлана подтверждает, что при травме звукового вектора, развитие всех остальных векторов ребенка также неизбежно нарушается, что приводит к патологическому сценарию развития многих свойств, заданных ребенку от природы.

    Как распознать аутизм у детей

    Детский аутизм сопровождает разнообразный набор симптомов, который напрямую зависит от набора векторов (свойств психики), который задан ребенку от рождения. В этой статье мы подробно рассмотрим общие признаки, которые характерны для любого ребенка с диагнозом аутизма, и немного коснемся того, какие симптомы в поведении аутичного ребенка дает смешение разных векторов.

    Если первичную звуковую травму ребенок получил еще внутриутробно, то нарушения в его развитии можно заметить с самого рождения. Такие дети испытывают трудности взятия груди, развитие автоматизма сосания происходит с задержкой. При взятии на руки, у ребенка не проявляется так называемая «антиципирующая поза» — то есть, ребенок не пытается подаваться телом и тянуться ручками навстречу взрослому.

    Родители аутичных детей нередко отмечают, что с раннего возраста их ребенок испытывал нарушения сна, даже реакция на холод и голод была выражена слабо. Ребенок мог часами оставаться голодным или мерзнуть, но не сообщать о своей потребности даже криком. Из чего можно сделать предположение, что ребенок аутист слабо ощущает и осознает собственное тело. По этой же причине у него с большим трудом формируются навыки опрятности, он долго не просится на горшок (не осознает собственных потребностей и не сообщает о них), с трудом осваивает любые моторные навыки.

    Во втором полугодии первого года жизни, у аутичного ребенка становится заметным слабый эмоциональный отклик на других людей. Нет ответной улыбки на соответствующую мимику взрослого, ребенок отрешенный и безразличный. После года формирование таких эмоций как удивление, обида или гнев также запаздывают. Собственная мимика ребенка сильно обеднена, либо присутствуют неадекватные ситуации гримасы. Способность к такому невербальному общению как жесты тоже нарушена: отсутствует указательный жест, наклон головы как согласие, жесты приветствия и прощания и т.д.

    Обычно около года аутичный ребенок начинает пугаться бытовых шумов: звука пылесоса, фена, шума в водопроводных трубах. Одним из самых «знаковых» форм поведения становится закрывание ушей руками при малейшем стрессе или дискомфорте у аутичного малыша.

    Также, одним из ярких симптомов аутизма является отсутствие реакции на имя. Позже, у говорящих аутистов специалисты наблюдают отсутствие «Я»-формы в речи. И то, и другое говорит о некоем нарушении самоидентификации ребенка аутиста. И это неудивительно, ведь осознавать свое «Я» малыш учится на отличиях, постепенно отделяя мир внутри (то есть себя) от мира снаружи. В силу глубокого погружения в собственный внутренний мир, аутичные дети могут надолго оставаться неспособными осознавать мир внешний, и, соответственно устанавливать с ним контакт.

    Визуальный контакт с другим человеком у аутиста также обычно нарушен. Взгляд аутиста скользит как бы «сквозь», не замечая других, либо ребенок активно избегает глазного контакта. Порой можно заметить у него словно застывший взгляд. Вообще, эмоциональные связи с людьми у аутичных детей развиваются с большой задержкой. Такой ребенок намного позже начинает узнавать мать и отца, безразлично может реагировать на их появление или уход, даже слова «мама» и «папа» появляются в его обиходе позже других слов (а порой они и вовсе не отнесены к родителю).

    В дальнейшем, такая недостаточность эмоциональных связей проявляет себя в том, что малыш порой не различает живое и неживое. Например, он может манипулировать рукой взрослого, как инструментом, чтобы добиться желаемого. Ребенок с аутизмом стремится к уединению, в собственной игре часто оперирует предметами быта, а вовсе не игрушками, как многие другие дети.

    Аутичные дети, как и большинство обладателей звукового вектора, часто имеют прекрасную слуховую память, некоторые из них способны цитировать наизусть целые поэмы. Многие аутисты обладают прекрасным, а порой и абсолютным музыкальным слухом, однако реализовать такие способности редко представляется возможным в силу отказа контактировать с педагогом. А порой слишком сильная травма в звуковом векторе проявляется в том, что ребенок напротив, не в силах слушать даже тихую музыку, любые звуки причиняют ему боль.

    Родители и специалисты нередко жалуются, что ребенок не понимает обращенную речь. Однако, если присмотреться внимательно, мы обнаружим, что это не совсем так. Парадокс такого заболевания как аутизм заключается именно в самоизоляции ребенка от мира, в отказе принимать тот контакт, который навязан извне. Между тем, легко заметить, что аутичный ребенок очень часто слышит и понимает, о чем говорят взрослые даже на большом от него расстоянии. В своей практике я неоднократно обнаруживала, что когда обсуждаю с родителями заболевание ребенка, малышу крайне неприятна эта тема, он ведет себя беспокойно, старается увести родителя.

    Чем вызвано многообразие симптомов при аутизме

    В настоящее время любой современный ребенок от рождения имеет несколько векторов, каждый из которых задает определенные свойства психики. Причиной возникновения аутизма является, конечно, звуковая травма. Ее последствия в свою очередь неизбежно отражаются на развитии других векторов (свойств) ребенка, обуславливая первазивность данного расстройства.

    Так, если у аутичного ребенка помимо звукового вектора присутствует также кожный, специалисты могут наблюдать симптомы гиперактивности, навязчивый неосмысленный счет, составление предметов в ряд, моторные стереотипии. Анально-звуковые аутисты напротив, заторможены, боятся всего нового, негативно реагируют на любые перемены.

    Нетрудно представить, какую сложную симптоматическую картину специалисты наблюдают у аутичного ребенка: ведь в среднем, современный человек от рождения является обладателем 3-4 и более векторов. Без знаний системно-векторной психологии родители и педагоги часто бывают растеряны и не могут разобраться в такой лавине симптомов, не знают, с чего начать.

    Тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана впервые дает развернутый ответ о том, как устроена психика человека и психика аутичного ребенка в частности. Для меня, и как для специалиста, и как для мамы аутичного ребенка, тренинг стал логичным завершением многолетнего поиска причин возникновения заболевания аутизмом.

    Пути развития ребенка при аутизме

    Комплекс конкретных мер, безусловно, зависит от набора векторов у ребенка, и безошибочно их определить позволяет только полный курс тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Здесь же мы попытаемся наметить некие общие вехи пути развития детей при раннем аутизме.

    Прежде всего, отличительным признаком детского аутизма является то, что развитие различных свойств психики ребенка нередко останавливается, «застревает» на стадии извлечения приятных, манипулятивных ощущений.

    Так, например, звуко-зрительные аутисты много лет могут доставлять себе удовольствие игрой света, цвета и тени от предметов, кручением колес игрушки, но не используют предметы по назначению.

    С собственным телом аутичный ребенок также может производить многочисленные манипуляции: это касается и навязчивых движений, и некой удивительной грациозности, с которой такой ребенок передвигается в самостоятельной игре. Однако при попытках обучить элементарным бытовым навыкам, родители натыкаются на огромные трудности в их освоении ребенком.

    Обучение и развитие ребенка с аутизмом. С чего начать?

    Пройдя свой собственный и личный, и профессиональный опыт в этой области, могу сказать, что первой реакцией родителей на диагноз раннего аутизма у ребенка является сначала шок, а потом многочисленные попытки заниматься тем, что мы привыкли называть «обучением». Цифры и буквы, пазлы и развивающие пособия, карточки и энциклопедии…

    Это, конечно, дает возможность набрать определенный багаж знаний. Но без навыков реальной жизни этот багаж останется бесполезным камнем на шее вашего же ребенка. В лучшем случае, вы получите «гения», не способного даже самостоятельно вытереть себе нос. В худшем – всеми этими энциклопедическими знаниями ребенок будет точно так же бессмысленно орудовать ради извлечения манипулятивных ощущений: например, увлеченно считать вслух до миллиона, никак не привязывая это к жизни вокруг.

    Поэтому, основное, с чего следует начинать, и потом на этом же строить развитие ребенка с аутизмом – обучение навыкам реальной жизни. Если учимся считать – то ставим на стол для всей семьи нужное количество тарелок и вилок. Развиваем мелкую моторику руки? Да, можно и мозаику собирать, но лучше научиться сначала самостоятельно орудовать ложкой. Читаем? Пусть почитает название продуктов в кухонном шкафу и выберет нужный.

    Конечно, развивающие пособия и книги важны и нужны. Главное, помнить о том, что они – не самоцель, а лишь инструмент для применения этих знаний в реальной жизни.

    Применение этих инструментов напрямую зависит от того набора векторов, то есть свойств психики, которые заданы ребенку от рождения. В других статьях можно прочесть об использовании различных коррекционных мер и пособий у аутичных детей с различной комбинацией векторов.

    Но первое, что нужно сделать родителям аутичного ребенка – пройти полный тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Тренинг является единственным способом понять причины аутизма, безошибочно определить заданные от природы свойства психики вашего ребенка и подобрать ключ к его максимальному развитию и реализации.

    Конечно, спектр аутистических расстройств довольно широк, и степень тяжести психических нарушений может быть разной. Однако высокая эффективность тренинга позволяет добиться существенного улучшения в состоянии ребенка, а в отдельных случаях зафиксированы такие результаты, как полное снятие диагноза аутизма.

    Эффективность системно-векторной психологии я в полной мере испытала на себе. Изучая её, я смогла найти правильный подход к своему младшему сыну, которого в школе буквально с первых дней учебы записали в не обучаемые неадаптанты. врачи говорили о расстройстве аутистического спектра. В школе предложили собирать документы для специальной комиссии.

    . благодаря рекомендациям Юрия насчет комфорта в звуке удалось во многом улучшить состояние 9-летнего сынишки-аутиста.

    Так уж сложилось,что у нас особенный ребёнок. Девочка 3х лет, аутист. Главное, что теперь я понимаю: от моего внутреннего состояния всецело зависит её. Я больше не пытаюсь «вытянуть морковку за ботву», я принимаю её такой, какая она есть, радуясь каждому её шажочку в развитии. Более того, она заметно изменилась за последнее время, всё больше улыбается и радуется. Стала открытой к людям, появилось желание контактировать с другими. Меньше приступов агрессии.

    Астреинова Евгения Анатольевна, психолог

    2 Фев, 2016 Комментариев: 4 Просмотров: 3890

    svp.expert

    Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?

    Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам

    В окружающем мире дети с аутизмом сталкиваются с уникальными проблемами. Родители и другие члены семьи могут вынужденно выступать выступать в роли педагога для своего ребенка. Конечно, все родители и члены семьи учат детей, но обычно это происходит не напрямую, не как в школьном классе. Родители и близкие объясняют и показывают детям, как мыть посуду, как складывать свою одежду и как ездить на велосипеде. Однако из-за своего уникального стиля обучения дети с аутизмом нуждаются в гораздо более конкретных и подробных инструкциях практически во всех областях повседневной жизни.

    Методики обучения, описанные в этой статье, помогут родителям и другим членам семьи избавиться от постоянного раздражения на ребенка. Эти методы помогут детям осваивать новые навыки с минимальными затратами. Все это инструменты, которые много лет применяются педагогами и другими специалистами в области аутизма, и которые доказали свою высокую эффективность.

    Планы по изменению поведения

    Хороший план по изменению поведения прост для понимания и воплощения в жизнь. Однако нужно отметить, что хотя планы по изменению поведения могут быть полезны для ребенка, во многих случаях дети гораздо лучше реагируют на изменения в самой окружающей среде. Поведенческий план включает три компонента: А, В и С.

    А. Антецедент, предшествующий стимул

    Это инструкция, которую родитель дает ребенку непосредственно перед реакцией ребенка. Например, Джонни говорят, что пора собираться в школу. Фраза о том, что Джонни пора собираться в школу — это антецедент.

    Это реакция ребенка, которая следует за антецедентом. Также его называют целевое поведение. В рамках плана по изменению поведению ваша цель — уменьшить или увеличить то или иное целевое поведение. Например, увеличить поведение — Джонни надевает штаны и рубашку.

    Это реакция родителя или другого члена семьи, которая следует за целевым поведением. Эта реакция помогает уменьшить или увеличить частоту такого поведения. Например, если Джонни одевается и чистит зубы, то ему разрешают пятнадцать минут играть в любимую компьютерную игру перед тем, как пойти в школу. Очень важно, чтобы до начала применения плана по изменению поведения, вы очень внимательно выбрали целевое поведение. Вы должны четко обозначить, что вы хотите увеличить или уменьшить частоту какого-то совершенно конкретного поведения.

    Если вы хотите увеличить частоту или сохранить какое-то поведение, то вам нужно выбрать очень сильную награду, или подкрепитель, который станет «С», последствием в плане по изменению поведения. Если же, с другой стороны, вы хотите уменьшить или полностью искоренить нежелательное поведение, то вы должны выбрать нежелательные для ребенка последствия. Однако при обучении ребенка намного эффективнее сосредоточиться на положительном и желательном поведении, а также желательных последствиях за него. Как в приведенном выше примере родители решили научить Джонни своевременно и самостоятельно одеваться, предлагая желательные последствия сразу после желательной реакции Джонни.

    Доска выбора — это инструмент, который предоставляет детям возможность выбрать занятие или награду за желательное поведение. Ребенок может быть мотивирован выполнить требуемое задание, если во время работы расположить перед ним доску выбора.

    После того, как ребенок выполнил задание (например, завершил домашнюю работу), ребенок выбирает одну из картинок или символов на доске. Каждая картинка обозначает определенный выбор ребенка. Картинки крепятся к доске с помощью ленты-«липучки» или магнитной ленты.

    Награды могут включать занятия, предметы или угощения, которые ребенок любит особенно сильно. Вы можете определить предпочтения вашего ребенка с помощью простого наблюдения. Предпочтения и неприязнь также можно определить, если предлагать ребенку определенные занятия, предметы или угощения и оценивать его заинтересованность. Желательно составить письменный список предпочтений вашего ребенка.

    Затем нужно сделать символ для каждого предмета или занятия из списка. Символы могут включать слова, пиктограммы, фотографии, рисунки, даже реальные предметы, в зависимости от того, что будет более понятным для ребенка. Если ребенок умеет читать, то может быть достаточно слов или описания занятия или предмета. Если ребенок не может читать или у него есть трудности с пониманием символических изображений, то можно использовать фотографии реальных объектов или сами предметы. Например, если любимое угощение ребенка — кренделек, то можно обернуть пищевой пленкой один кренделек и прикрепить его к доске.

    Вы можете сделать доску выбора в любое время или в соответствии с особенностями данной ситуации. Например, перед обедом вы можете избегать лакомств в качестве награды, чтобы не испортить ребенку аппетит. Выбор занятий и предметов должен быть приемлемым и уместным для данного момента.

    Прямые инструкции — это простой, четкий и понятный метод, когда ученика инструктируют по предмету обучения. Исследования показали, что прямые инструкции эффективны для учеников с нарушениями обучения. Хорошие прямые инструкции учат навыкам по маленьким шагам, чтобы ребенок мог постепенно осваивать более крупные навыки. Прямые инструкции — это интенсивный подход к обучению, который требует большой степени взаимодействия между учителем и учеником. Очень важно, чтобы перед уроком вы четко определили конкретный навык, которому вы учите. Также важно, чтобы этот навык поддавался наблюдению и измерению.

    Вот пример применения прямых инструкций для обучения тому, как звонить по телефону в экстренной ситуации:

    Родитель: Джон, я хочу показать тебе, как вызвать скорую помощь по телефону, если кому-то плохо или кто-то пострадал. Чему мы сейчас будем учиться?

    Ребенок: Как вызвать скорую помощь по телефону.

    Родитель: Совершенно верно! Вот телефон, а вот номер, который ты должен набрать, если кому-то плохо (номер написан на клавише быстрого набора на телефоне). На номере написано «911». Что написано на номере?

    Родитель: Отлично! Теперь давай я покажу тебе, как набрать 911 в случае необходимости. (Родитель показывает. Телефон отключен от сети на время занятия). Теперь ты попробуй.

    Ребенок: Ладно. (Набирает 911).

    Родитель: Отличная работа! Можешь еще раз сделать?

    Ребенок: Ладно. (Снова набирает 911).

    Родитель: Теперь я хочу рассказать тебе, что сказать по телефону, когда ты звонишь в скорую помощь. Что я сейчас тебе покажу?

    Ребенок: Что сказать.

    Родитель: Отлично! Ты скажешь: «В моем доме кому-то плохо, и мне нужна помощь. Меня зовут Джон Смит, и я живу на улице Мерсер-лейн, 333». (Напечатанный текс висит рядом с телефоном). Теперь ты, Джон, попробуй.

    Ребенок: Ладно. (Ребенок повторяет за родителем).

    Родитель: Отлично! Теперь давай попробуем снова.

    Ребенок: Ладно. (Ребенок повторяет фразу).

    Родитель: Отличная работа! Теперь ты знаешь, как позвонить в скорую, если кому-то плохо или кто-то ранен. Мы завтра еще раз потренируемся. И раз ты так хорошо справился, то можешь сейчас поиграть в видеоигры на десять минут дольше.

    Как вы могли увидеть на этом примере, прямые инструкции включают несколько ключевых компонентов, таких как моделирование навыка для ребенка, возможность для ребенка продемонстрировать этот навык, несколько возможностей для практики. Кроме того, перед началом урока родители должны очень четко обозначить его цель.

    Прямые инструкции ограничены маленькими шагами, каждый из которых должен осваиваться отдельно. Например, в примере выше родитель учил ребенка, как вызывать скорую, а не пожарных или полицию. Этим другим навыкам нужно обучать отдельно, чтобы не перегрузить ребенка. Очень важно постоянно проверять, понял ли ребенок инструкцию. Прямые инструкции сосредоточены на уровне навыков ребенка и на том, чему реалистично научить ребенка за один непродолжительный урок.

    Карточки «сейчас-потом»

    Исследование психолога Дэвида Премака (1965) показало, что люди скорее выполнят нежелательное дело, если знают, что за этим последует нечто предпочтительное. Этот поведенческий феномен распостраняется как на взрослых, так и на детей. Карточка «сейчас-потом» — это инструмент, который основан на данном принципе.

    Карточки сейчас-потом обычно делают из какого-то легкого материала, например из картона или ламинированного листа бумаги. Карточка делится на две половины одной линией. В левой части карточки наверху пишется слово «Сейчас». В правой части карточки наверху пишется слово «Потом». Под словом «Сейчас» размещается обозначение того задания, которое должен сделать ребенок. Можно воспользоваться скотчем, магнитом или лентой-липучкой, чтобы прикрепить к карточке символ задачи. В качестве символа можно использовать небольшие предметы, фотографии, пиктограммы или слова. Поначалу от ребенка требуется просто выполнить только одно занятие из графы «Сейчас», пока ребенок не освоит концепцию и цель таких карточек. Ребенок сам выбирает то, что ему хочется, и размещает в графе «Потом».

    В результате у ребенка появляется зрительное напоминание о том, что он приближается к награде «Потом». Карточка также напоминает ему, что нелюбимое занятие, например, домашнее задание, близится к завершению. Когда ребенок понимает формат карточки сейчас-потом, то можно увеличивать количество требуемых от него заданий.

    Взрослый должен относиться к карточкам сейчас-потом как к своего рода контракту или соглашению. Если ребенок усердно трудится над выполнением соглашения сейчас-потом, то за этим обязательно последует награда. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы не давить на ребенка, понуждая его продолжить работу. У вас может возникнуть такое искушение, так как результаты ребенка могут улучшиться благодаря использованию такого инструмента. Однако помните, что карточка сейчас-потом работает, только если как ребенок, так и взрослый, придерживаются своего соглашения.

    Макро и микро расписания

    Расписания — чрезвычайно полезны и важны для детей с расстройствами аутистического спектра. Они уменьшают потребность в устном языке и запоминании вербальных инструкций. Это повышает понимание и делает окружающую среду более предсказуемой для ребенка.

    Дети с аутизмом постоянно сталкиваются с разнообразными внутренними и внешними стимулами, и им нужна помощь, чтобы разобраться в происходящем вокруг. Наглядные расписания помогают ребенку сосредоточиться на требуемых занятиях и повышают его успехи в обучении. Если ребенок еще плохо читает, то расписания составляются из изображений. Для детей, которые хорошо понимают написанные слова, символы и их значения, подойдет письменное расписание или расписание из пиктограмм.

    В расписании для ребенка с аутизмом не должно быть конкретного времени, скорее это последовательность или порядок определенных событий. Это связано с тем, что дети с аутизмом могут зацикливаться на фактической информации, например, на времени. Ребенок может сфокусироваться на времени (например на том, чтобы начать дело с точностью до секунды), а не на том, что надо сделать.

    Макро расписания обычно обозначают самые основные периоды дня или недели. Ниже приводится пример такого расписания на день:

    3. Почистить зубы.

    4. Пойти на кухню и съесть завтрак.

    5. Пойти на автобусную остановку.

    6. Приехать в школу, пойти в класс.

    7. Сесть в автобус, чтобы поехать домой.

    8. Вернуться домой, перекусить.

    9. Поиграть во дворе на качелях.

    10. Сделать домашние задания.

    12. Посмотреть телевизор.

    13. Принять ванну и надеть пижаму.

    14. Лечь в постель, почитать книгу с папой.

    15. Выключить свет.

    Микро расписание похоже на макро расписание, но оно посвящено одному конкретному делу. Микро расписание также может состоять из маленьких предметов, фотографий, рисунков, пиктограмм или слов. Микро расписание позволяет родителям разбить задачу на маленькие шаги. Это помогает ребенку лучше понять каждый шаг и задачу в целом.

    Как и макро расписание, микро расписание необходимо разместить на видном месте в доме. Некоторые родители ламинируют микро расписание и наклеивают их на стены, например, в ванной. Например, такое микро расписание в ванной может выглядеть следующим образом:

    1. Намочить волосы.

    2. Нанести шампунь на волосы.

    3. Массировать пальцами голову, чтобы нанести шампунь.

    4. Смыть шампунь.

    5. Взять кусок мыла и руками или мочалкой намылить:

    — переднюю часть туловища

    — заднюю часть туловища

    7. Промыть мочалку и повесить ее сушиться.

    8. Выключить воду.

    9. Вытереться полотенцем.

    Проигрывание по ролям

    Проигрывание по ролям — это инструмент обучения, которые помогает людям понять, как реагировать в социальных ситуациях. Подобные упражнения с проигрышами могут быть полезны детям с расстройствами аутистического спектра.

    Простой формат проигрывания по ролям приведен ниже. Пример иллюстрирует, как научить ребенка с аутизмом говорить с другом. Ваш ребенок может играть роль друга. Вы будете играть роль вашего ребенка. Для обучения ребенка новым навыкам вам потребуется делать много подсказок и намеков.

    Затем роли меняются, чтобы ребенок мог потренироваться в навыке, который пригодится ему в реальной жизни. Очень важно, чтобы вы показывали ребенку пример, и объясняли ему важность тона и невербальной коммуникации, в том числе улыбки и того, насколько близко можно стоять к другому человеку. Обычно друзья рады видеть друг друга и улыбаются. Вот пример такого проигрыша по ролям:

    Друг (улыбается): Привет.

    Марк (улыбается): Во что хочешь играть?

    Друг: У меня есть видеоигра, или можно пойти качаться на качелях. Чем хочешь заняться?

    Марк: Я бы хотел поиграть в видеоигру.

    Друг: Посмотри, в какую игру хочешь играть сначала?

    Марк: Ну, давай играть в эту.

    Друг: Будет здорово.

    В некоторых случаях, например, с детьми более старшего возраста, полезно снимать проигрыш по ролям на видео. Родители и ребенок могут просматривать такую видеозапись для дополнительной практики.

    Сценарии можно использовать для обучения детей с аутизмом социальным навыкам и расширения их языковых возможностей. Обучение социальным навыкам происходит в контексте сценария.

    Вот пример такого сценарии, касающегося правильного поведения в школьном автобусе:

    «Я хочу рассказать тебе про хорошего мальчика по имени Ник. Каждый день он ездит в школу на школьном автобусе. Каждый день он ждет в очереди, пока автобус не остановится. Автобус останавливается, и он заходит в него. Он идет прямо к своему месту. Он сидит там во время всей поездки, и никогда не встает, пока не приедет в школу.

    Ник сидит рядом с девочкой по имени Сара и говорит с ней. Он говорит с ней о том, что ему нравится в школе. Иногда он рассказывает ей, как трудно учиться математике. Когда автобус останавливается, то он ждет, пока водитель автобуса не скажет, что пора выходить. Когда водитель это говорит, Ник встает и выходит из автобуса.

    Иногда он говорит водителю «до свидания». Он идет в свой класс и готовится к урокам».

    Написание сценария — несложная задача, и это очень полезно для детей с расстройствами аутистического спектра. Вы можете проявлять сколько угодно творчества, описывая проблематичную ситуацию, с которой предстоит столкнуться ребенку.

    По опыту родителей, такие сценарии лучше читать с ребенком множество раз. Так ребенок скорее вспомнит сценарий в сложной для него ситуации.

    Системы коммуникации символами

    Системы коммуникации символами предоставляют детям с аутизмом зрительные подсказки. Такие дети часто испытывают трудности с вербальными инструкциями, так как у них есть нарушения восприятия речи на слух, формирования концепций, краткосрочной слуховой памяти и внимания. Если же вы много раз повторяете одну и ту же инструкцию, то это может лишь вызвать раздражение, сопротивление и отказ следовать вашим указаниям.

    Системы коммуникации символами — это прекрасный инструмент обучения для родителей и учителей. Очень важно правильно подобрать систему, которая соответствует развитию и когнитивному уровню вашего ребенка. Символы могут включать реальнее предметы, фотографии, рисунки или слова. Системы символов могут включать абстрактные пиктограммы. Существуют базы данных пиктограмм для формулирования предложений, которые включают все языковые концепции и обширный словарь.

    Родители могут использовать зрительные символы во всех аспектах жизни ребенка, например, для составления ежедневных расписаний, для обучения конкретным навыкам, для поручения ребенку заданий, для подсказки верного вербального ответа и практически для всех ситуаций, где используется устная речь.

    Не волнуйтесь, использование символов не является шагом назад для ребенка. Они просто повышают вероятность, что ребенок поймет, чего от него ожидают, и, следовательно, они увеличивают его шансы на успех в различных областях жизни.

    Аутизм часто проявляется в том, что ребенку трудно понять, что происходит. Необычное поведение часто является результатом того, что ребенок не понимает, что соответствует данной ситуации, или же он не понимает, как выразить свои желания. Например, повторяющиеся движения руками могут быть связаны с тем, что ребенок не понимает, как иначе регулировать свое тело.

    Родителям рекомендуется всегда сопровождать свою речь и инструкции зрительными символами и невербальной коммуникацией настолько, насколько это возможно. В новых для ребенка ситуациях, или когда он расстроен, стоит избегать исключительно вербальных инструкций.

    Большинство видов негативного поведения можно предотвратить. Невербальные символические подсказки и зрительная поддержка чрезвычайно эффективны для детей с аутизмом, поскольку они уменьшают их замешательство в той или иной ситуации.

    Какую символическую систему выбрать? Это зависит от уровня готовности ребенка. Совсем маленькие дети могут нуждаться в предметах, которые символизируют то или иное занятие. Например, маленькая игрушечная машинка может обозначать, что пришло время ребенку садиться в машину.

    Для более зрелого ребенка можно использовать менее конкретные образы. Например, очень эффективны фотографии реальных предметов из окружения ребенка. Например, родители показывают фотографию школы ребенка, когда говорят, что пришло время собираться в школу.

    Использование пиктограмм может быть следующим шагом по мере развития ребенка. Некоторые родители снабжают ребенка целой «книгой» таких пиктограмм. Пиктограммы крепятся в книгу с помощью ленты-липучки. Обычно такую книгу делают дома, и ребенок носит ее с собой дома, на улице и в школе. Кроме того, можно сделать отдельную книгу для конкретных занятий, например, для ужина. Можно сделать картинку для каждой части ужина. Картинка для основного блюда заменяется на картинку с десертом по мере того, как ребенок ужинает.

    Когда ребенок уже хорошо читает, можно использовать ежедневные расписания на основе текста. Многие взрослые используют ежедневники, почему же детям нельзя этого делать?

    Родителям следует творчески подходить к этой задаче и подбирать такие символы для системы коммуникации, которые соответствуют уникальным особенностям их ребенка.

    Многим людям с аутизмом повседневные дела могут казаться чрезвычайно сложными. Чистка зубов может показаться простой задачей. Однако чистка зубов состоит и из множества мелких навыков, включая:

    1. Взять зубную щетку.

    2. Промыть зубную щетку.

    3. Нанести зубную пасту на зубную щетку.

    4. Совершать горизонтальные и вертикальные движения щеткой по зубам.

    6. Промыть щетку.

    7. Прополоскать рот.

    Перечень этих навыков и есть анализ задачи. Каждую задачу можно проанализировать и разбить на маленькие составные части. Анализ задачи как правило нужен для того, чтобы научить ребенка новому навыку. Кроме того, этим маленьким навыкам обучают в рамках прямых инструкций.

    Родителям рекомендуется проводить анализ задачи, если ребенок демонстрирует раздражение во время той или иной деятельности. Если разделить задачу на небольшие части и обучать ребенка каждому навыку в отдельности, то ребенок с аутизмом, да и любой ребенок, пожалуй, сможет освоить новый навык с минимальным раздражением и расстройством. Например, ребенок расстраивается, когда ему говорят «вымой за собой тарелку». Но такая задача может быть не просто неприятной, ваш ребенок может приходить от нее в замешательство. Возможно, он не знает, как выполнить эту задачу. Если вы научите его отдельным шагам по выполнению задачи и одновременно будете предоставлять зрительные подсказки, то шансы на успешный опыт будут гораздо выше.

    Коробки ожидания — это очень полезный инструмент для многих детей. В такую коробку (пакет, сумку, корзинку) собирается то, что ребенку нравится читать или использовать. Ребенку разрешается брать эти предметы, только если он чего-то ждет. В нашей жизни очень часто приходится ждать, например, когда мы едем куда-то на машине, стоим в очереди, ждем начала матча.

    Ожидание тяжело дается многим детям с аутизмом, и наша цель — упростить им эту задачу. Коробки ожидания можно приспособить к нуждам конкретного ребенка и ситуации. Например, в ожидании начала матча можно дать ребенку мячик, который можно сжимать, а в машине в коробке ожидания могут быть книги и игрушечные машинки.

    outfund.ru

    Это интересно:

    • Джон харрисон заикание Stuttering - Независимый сайт о заикании Книга: Джон Харрисон «Переосмысление заикания» / John Harrison «Redefining Stuttering» Описание: Медиатека форума: аудио, видео и текстовый контент по заиканию, логопедии и смежным темам. (книга была переведена и издана участниками форума) Также спасибо и от меня.Отменили пару,сижу читаю..очень […]
    • Как диагностируют шизофрению Как «вылечить» шизофрению Александр Омкар, врач-психотерапевт, духовный педагог, Украина, Винница Обзор: чтобы «вылечить» шизофрению следует соблюсти ряд принципов, основные из которых следующие: 1) нужно отказаться от идеи что шизофрения является заболеванием и рассматривать её как глубокий духовный кризис развития личности; 2) для преодоления […]
    • Метод снежко от заикания отзывы Stuttering - Независимый сайт о заикании Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания. Общение с представителями и авторами методик. Нормальный - пожалуйста поменьше агрессии в своих постах, иначе у вас не будет возможности общаться с людьми в рамках данного форума. Отчего ты решил, что молодой человек невротического типа, называющий […]
    • Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек Awaken Your Strongest Self Break Free of Stress, Inner Conflict, and Self-Sabotage Издано с разрешения McGraw-Hill Companies, Inc. © 2007 by Neil Fiore. All rights reserved. © Перевод на русский […]
    • Уровень депрессии по беку Депрессия от фенибута Профессиональные тесты, методы диагностики Anais » Пт ноя 06, 2009 1:37 am Уровень депрессии по шкале Бека (в баллах) - 17. Мягкая депрессия. Вероятно, есть причины причины для беспокойства. Задумайтесь. Люди часто, не достигнув желаемого, делают вид, что желали достигнутого. Anais Dark side Егор(Георгий) » Пт ноя 06, 2009 […]
    • Депрессия проходит сама Депрессия: лечиться или само пройдет Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в эпоху Возрождение – меланхолией, в XIX веке – ипохондрией, в XX – «острой реакцией на стресс». У этой болезни много имен. Во времена Святой инквизиции ее называли одержимостью нечистой силой, в Возрождение – меланхолией, в XIX веке – […]
    • Стресс у сотрудников овд Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Шихова Анна Павловна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Шихова Анна Павловна. Профессиональный […]
    • Нарушение чтения у детей с умственной отсталостью Логопедическое обследование детей с умственной отсталостью Обследование дошкольников с умственной отсталостью Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов […]