Примеры психических расстройств

2.5.2 Феноменология психических расстройств: примеры заключений по результатам патопсихологического обследования7

Заключение 1. Больной С.,49 лет, заместитель начальника отдела НИИ. Поступил с подозрением на эпилепсию.

Больной жалоб на умственную работоспособность не высказывает. Беседует охотно. Часто подчеркивает, что «здоров и почти ничем серьезным не болел». Заметна склонность показать себя с лучшей стороны. В речи встречаются слова с уменьшительными суффиксами. Инструкции выслушивает очень внимательно. Выполняет задания старательно. Допущенные ошибки, даже самые незначительные, старается скрыть (когда в чем-то неуверен, начинает говорить тихим голосом или старается незаметно вообще уйти от выполнения трудного для него задания; часто свой неуспех пытается оправдать тем, что он впервые столкнулся с работой такого рода).

Инструкции к заданиям усваивает. Суждения последовательные, логика суждений не нарушена.

Вместе с тем следует отметить выраженное нарушение операциональной стороны мышления. Оперирование общими признаками предметов затруднено и заменяется установлением конкретно-ситуационных связей между предметами. Умение абстрагироваться от конкретных деталей нарушено. (Например, операция классификации предметов, в основе которой лежат выделение обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств, вызывает затруднение. Больной часто прибегает к ситуационному принципу образования групп. Создает большое количество мелких групп на основании довольно конкретной предметной связи. Так, объединяет в одну группу посуду и весы – «это все предметы для приготовления пищи. весы тоже к кухне подходят. они способствуют лучшему приготовлению пищи. в поваренной книге предусматривается состав в граммах. нужно что-то развесить, например, для приготовления торта надо знать все в граммах»).

Отмеченные нарушения мышления ярко и четко выступают при применении метода исследования процесса опосредования (метод пиктограмм). В созданных образцах-ассоциациях отсутствовала условность, много излишних конкретных деталей как в суждениях, так и в рисунках. Например, для запоминания слова «сомнение» больной придумывает следующий образ и ведет такое рассуждение: «Я раскрываю утреннюю газету, быстро просматриваю вторую страницу, но предварительно я написал свою заметку и жду, что ее напечатают в этом номере, так как в предыдущем не было. быстро пробежал одну страницу – заметки нет, у меня возникают сомнения – будет ли в этом номере напечатана моя статья. открываю следующую страницу, допустим, это газета «Неделя», опять нет, несколько страниц просмотрел, у меня возникает волнение – напечатают или нет; в конце концов я открываю предпоследнюю страницу и нахожу свою корреспонденцию, сомнение мое исчезает».

При запоминании слова «справедливость» у больного возникает образ со следующими пояснениями: «Показан мальчик пяти лет, у него была в руках конфета, у него выхватил конфету мальчик десяти лет и пытался убежать, но здесь взрослый, увидев эту сцену, успел схватить мальчика десяти лет за руку, подвести к мальчику пяти лет, и тот возвращает ему конфету. Совершать такие поступки несправедливо по отношению к малышам. взрослый им напоминает, что надо быть справедливыми».

Описанный характер нарушений мышления можно квалифицировать как снижение уровня обобщений.

Следует отметить выраженную утомляемость больного при умеренной интеллектуальной нагрузке (сам больной тщательно пытается скрыть утомляемость). Отмечаются грубые колебания внимания, которые иногда граничат с колебаниями тонуса сознания. Примером может служить отсчитывание из 200 по 13 – . 187 . 175 . 83 . 70 . 157 . 144 . 123 . 126 . 48 . 135 . 138 . 39 . 123 . 126 . 48 . 135 .

Процесс запоминания и воспроизведения грубо не изменен. Отмечается лишь некоторая слабость воспроизведения.

Таким образом, в момент исследования выявились нарушения мышления: снижение уровня обобщений (наличие конкретно-ситуационных и обстоятельных суждений); выраженные обстоятельность, тугоподвижность и детализация ассоциаций.

Отмечаются также заметная утомляемость и ярко выраженные колебания внимания, граничащие с колебаниями тонуса сознания.

Заключение 2. Больной А.,28 лет, по специальности техник. Диагноз: органическое поражение ЦНС неясного генеза (?), опухоль мозга (?).

Больной вял, пассивен на протяжении всего исследования. Речь монотонная, голос немодулирован. Задаваемые вопросы понимает медленно, с трудом. Ответы не всегда в плане поставленного вопроса. Жалобы носят расплывчатый характер: «Что-то происходит с головой, а вот что. это. как-то. ».

Инструкции к заданиям понимает с большим трудом, более сложные инструкции вообще недоступны больному. Усвоение правил работы возможно только при искусственном расчленении действия на более простые операции.

Интеллектуальные возможности больного резко снижены. Ему недоступно большинство предложенных заданий. Суждения носят конкретно-ситуационный характер. Процесс опосредования недоступен вследствие грубого снижения операций обобщения и абстрагирования, а также из-за нарушения целенаправленности мышления. Отмечаются инертные «застревания» больного на отдельных действиях, трудности переключения на новые действия.

При проведении локальных проб: а) затруднено повторение ритмических структур, как звуковых, так и графических; наблюдаются затруднения в начертании букв при письме; нарушение слитности букв при письме; б) выявляются нарушения конструктивной деятельности; отношений «под», «над»; почти полная утеря способности к воспроизведению фигур по образцу; затруднения при ориентировании в схеме числа, при выполнении простых счетных операций; в) выявились грубые нарушения зрительно-моторной координации (больше слева); г) наблюдается снижение памяти. Непосредственное воспроизведение материала – 6, 6, 5, 7 слов из 10. Отсроченное воспроизведение под-меняется множественными контаминациями.

Нарушена ориентировка во времени, частично – в пространстве.

Наблюдается резкая истощаемость больного, носящая пароксизмальный, так называемый пульсирующий характер. Степень утомления столь велика, что можно говорить о колебаниях тонуса сознания (во время выполнения задания больной может задремать).

Особо следует отметить значительное снижение критичности больного как к своему состоянию, так и к результатам исследования в целом.

Таким образом, исследование выявило грубое снижение интеллектуальных возможностей больного, резкое снижение активности и критичности, грубые комплексные нарушения памяти в сочетании с выраженными колебаниями тонуса сознания. Кроме того, отмечается целый комплекс нарушений психических функций.

Больному после ряда дополнительных клинических обследований (с учетом патопсихологических исследований) был выставлен диагноз «опухоль мозга».

Заключение 3. Больной Н.,25 лет, студент, поступил в больницу имени П.Б. Ганнушкина на обследование. Предположительный диагноз: шизофрения.

Больной жалоб не высказывает. На вопросы отвечает расплывчато. В ходе исследования наблюдается иногда неадекватная улыбка, иногда – неадекватный ситуации смех. Стационирование в больницу называет недоразумением, ошибкой. Себя считает психически здоровым. При обследовании самооценки все показатели резко завышены, что свидетельствует о нарушении критичности. Например, относит себя к числу почти самых здоровых людей. Считает, что абсолютно здоровым человеком ему мешают быть «зрение. очки мешают заниматься подводным плаванием, их приходится часто снимать, а также родимое пятно на теле». Больной оценивает себя также достаточно высоко по шкале «счастье», сопровождая свою оценку следующим резонерским высказыванием: «Самые счастливые люди, которые ясно разобрались в себе, ясно понимают себя и согласно познанию себя совершают поступки, то есть действия этих людей не противоречат, действия их осознанны, то есть они познали себя, и это они делают. Самые несчастливые люди – люди, которые никогда не знают, что им делать, часто совершают и действуют по указке других людей, то есть нерешительные, расплывчатые, раздвоенные, расстроенные».

Больной некритичен к своим суждениям, действиям. Так, он «принципиально» не согласен с замечаниями экспериментатора, спорит, стремясь доказать свою правоту.

Формально больному доступны сложные мыслительные операции, однако обнаруживаются искажения операциональной стороны мышления, выражающиеся чаще всего в повышенной актуализации маловероятных свойств предметов. Так, при выполнении задания «исключение предметов» больной предлагает сразу несколько вариантов решения, не может выбрать из них наиболее правильный. Например, предлагаются карточки с изображением пилы, топора, коловорота и шурупа. Исключению в данном случае подлежит шуруп, так как все остальные предметы – орудия труда. Больной же исключает пилу, поскольку «остальные предметы, которыми может пользоваться только один человек, а пилой обязательно два», или «потому что пила – это режущий инструмент, а остальные предметы входят в поверхность». Предлагает также исключить топор, так как «остальные предметы, которыми совершают длительные, постепенные, непрерывные операции, а топором можно совершить только одноразовое действие».

Обращают на себя внимание расплывчатость и разноплановость суждений, резонерство. Таким образом, на первый план при исследовании выступают грубые нарушения критичности в сочетании с выраженными нарушениями мышления (по типу соскальзывания, разноплановости суждений, резонерства).

Заключение 4. Больная Н.несколько раз стационировалась в психиатрические больницы разных городов с разными диагнозами: шизофрения, психопатия, эпилепсия. Во время предыдущего стациони-рования после консультации очень авторитетного психиатра ей поставили диагноз «эпилепсии», хотя припадков в стационаре никто не наблюдал. Поведение психопатоподобное, с признаками выраженной деградации (в прошлом педагог, в последние годы не работает, ведет легкомысленный образ жизни). Была направлена на исследование с целью разграничения эпилептической деградации от шизофрении.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования. Считает себя совершенно здоровой, работоспособной, охотно, даже азартно выполняет экспериментальные задания, потому что ей кажутся занятными подобные «задачки», но настоящего личностного отношения к факту проверки ее умственных способностей у больной не выявляется. Некритично, с удовольствием принимает похвалу экспериментатора, не замечая, что похвала не заслужена, так как в большинстве заданий больная обнаруживает несостоятельность. Не устанавливает зависимости между данным исследованием и оценкой ее здоровья в целом.

Инструкции к новым видам деятельности улавливает легко, работает довольно быстро. Может понять довольно сложные абстрактные логические связи, а иногда устанавливает их самостоятельно. Легко переключается, подхватывает помощь, подсказку, может исправить допущенную ошибку. Однако самостоятельные рассуждения больной отличаются непоследовательностью, обилием пропущенных звеньев, соскальзываниями, приводящими к разноплановости, растекаемости и нелепости суждений. Так, например, она не может выделить существенные признаки чтения и рассуждает при этом так: «Читать можно и по картинкам. печатными бывают картинки и книги. напечатанного без глаз не прочтешь. слово мы не читаем, а слышим. ». В конце концов, выделила слова «печать и картинка», объяснив это тем, что «слова не только читают, но и слышат, а к печати картинка ближе. ». Такого рода «кривая логика» встречалась в рассуждениях больной очень часто. Она отказалась признать де­лимое и делитель существенными признаками деления на том ос­новании, что у этих слов общий корень, а так не может быть.

Множество побочных, идущих в разных направлениях ассоциаций, не только усложняют и загромождают ход рассуждений боль­ной, но и вовсе отвлекают ее от заданной темы. Понимает пере­носный смысл пословицы, но, пытаясь записать объяснение посло­вицы, совершенно отходит от ее логического смысла. Не может даже запомнить конкретный рассказ: начинает писать его изложение и отходит от заданного содержания. Лучше запоминает отдельные слова (5, 7, 7, 7, 9, спустя час – 8), но хуже воспроизводит пиктограмму. Таким образом, на первый план при исследовании выступила эмоциональная неадекватность (эмоции живые, но хаотичные) и растекаемость, беспорядочность мышления (при живой сообразительности).

По совокупности клинических данных, но с учетом данных патопсихологического исследования, этой больной был поставлен диагноз «шизофрения».

Заключение 5. Больной Е.учился, но не закончил вспомогательную школу. Во время стационарной психиатрической воинской экспертизы была диагностирована олигофрения в степени дебильности (легкая умственная отсталость). Во время настоящего поступления поведение больного показалось врачу странным. Был направлен на исследование для разграничения олигофрении и шизофрении.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования. В начале исследования больной сидит отвернувшись; односложно, неохотно отвечает на вопросы. Говорит, что «память пропала, а старое вспоминать неохота». Постепенно втянулся в эксперимен­тальную работу, стал более разговорчив, выполнил много заданий.

Предлагавшиеся больному тексты, картинки, слова он часто сам связывал с вопросами своей жизни и с пережитыми невзгодами.

При выполнении экспериментальных заданий выявилось, что больному доступно понимание довольно сложных для его образо­вательного уровня обобщений, он легко, без помощи выполняет классификацию, самостоятельно устанавливает группу измерительных приборов, одушевленных, неодушевленных предметов и т.д. Речь больного отличается богатым словарным запасом, выявляется также неожиданно большой запас представлений. Больной сообрази­телен (иногда это и не выявляется из-за медлительности, инертности и отсутствия направленности на задание).

В ряде экспериментальных заданий выявилась большая причудливость суждений и ассоциаций больного. Так, в опыте на опосредованное запоминание (по Леонтьеву) больной для запоминания слова «собрание» выбрал рисунок кровати, отвергнув лежащие рядом рисунки стола и стула, «так как кровать большей вместительности». К слову «сосед» он выбрал рисунок с двумя ученическими перьями, объясняя это тем, что «хотя это неодушевленные, но их два рядышком». Для запоминания слова «праздник» больной выбрал кошку, для слова «пожар» – солнце.

Классифицируя предметы, больной наряду с правильно обобщенными группами пытался объединить карточки по признаку элементов движения, изображенных на рисунке. «Кузнец двигает молотком, а ребенок двигает зубами». Лисицу больной также отнес к этой группе, отделив от остальных животных, так как «в ее изображении также есть элемент движения». Исключая предметы, выделяет в одной из задач «барабан», так как «зонт, наган и фуражка являются средством защиты». Относительно рисунка лыжника сказал, что это «видимость движущегося одушевленного предмета в виде человека». Сравнивая понятия, больной говорит, что «дождь – это капля, снег – пушинка, если погреть, то когда масса сгущается, получается влага».

Объединяя в классификации посуду, называл ее «вместимости». Подобного рода причудливых выражений и своеобразных изменений слов у больного было много. Так, например, исключая предметы, больной говорит: «Конверт – это «письменное», а остальное – «всеслуховое». И далее: «Барабан осуществляет мелодию своим сту­ком». Правильно исключая солнце, больной говорит: «Солнышко всходит ежедневно и находится на просторах независимо от масштабов его окружения, а остальное в помещении».

Таким образом, на первый план при исследовании больного выступили явления разноплановости, инертности мышления, причудливость ассоциации при хорошем уровне обобщений.

В данном случае доступность обобщений, сообразительность, богатый запас представлений – все это говорило против олигофрении, а наличие разноплановости и причудливости ассоциации свидетельствовали в пользу диагноза шизофрении. Клинический диагноз больного по получении дополнительных объективных данных и после длительного наблюдения – шизофрения.

Заключение 6.Больной – студент. Не стационировался, был на-правлен на амбулаторное исследование с целью разграничения шизофрении (простой формы), психопатии и неясного органического заболевания.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования. Больной жалуется на апатию, трудности сосредоточения мысли, невозможность заниматься какой бы то ни было работой.

Задания выполняет послушно, подчеркнуто дисциплинирован, но к факту исследования его умственной работоспособности остается совершенно безучастным, ни о чем не спрашивает, неудачами не огорчается, похвале не рад.

Новый материал понимает и запоминает хорошо. Обращает на себя внимание несоответствие выхолощенных, псевдоабстрактных связей, устанавливаемых больным в пиктограмме, и непоследовательности конкретности суждений, выступающих в классификации. Так, например, пиктограмма больного состоит главным образом из штрихов и черточек (развитие – извилистые линии, справедливость – параллельные, счастье – завитушка кверху, болезнь – такая же завитушка книзу и т.д.). В классификации больной наряду с обобщенными группами объединяет доктора и термометр, кузнеца и лопату, считает, что ботинки могли бы быть отнесены к средствам пе­редвижения, так как в них ходят.

Больной работает вообще внимательно, но, допуская в процессе такой внимательной работы ошибки, не спешит их исправить, иногда даже оспаривает, не замечая их нелепости.

Таким образом, на первый план при исследовании выступили нарушения мышления больного (выхолощенность, непоследователь­ность) и эмоциональная безучастность. Клинический диагноз после стационирования: шизофрения.

Заключение 7.Заключение по данным экспериментально-психологического исследования, направленного на разграничение сосудистой патологии и шизофрении.

Больная А.говорит, что еще в детстве «стала тупицей и плаксой». Задания выполняет старательно, спокойно, во все время исследования остается однообразной, вежливой, но безучастной.

Обнаруживает хороший уровень умственного развития; больной доступно понимание абстракций и установление логических связей (решила сложные аналогии). Неплохо запоминала новый материал, читала, усваивала сложные инструкции. В то же время в работе, требовавшей самостоятельных рассуждений и обобщений, выявились элементы разноплановости мышления, соскальзывания, синкретические связи. Так, например, в основном правильно классифицируя предметы, установила также группу «красоты», сложив в нее бабочку, золотую рыбку и двух птиц. Сама предположила, что бабочка должна быть объединена с жуком «как насекомое», но передумала, так как жук может быть противный, вредный, и предпочла объединить его с грибом-мухомором, а бабочку – с «красотой».

В конце (при легкости абстрагирования) у больной группы назывались «жизнь, природа и труд».

Таким образом, у больной выявились элементы разноплановости и причудливости суждений при достаточной сообразительности и хорошей памяти. Клинический диагноз при выписке: шизофрения.

Заключение 8. При аналогичной клинической задаче (разграничение сосудистой патологии на почве ревматизма от шизофрении у больного с депрессией, идеями отношения и падением трудоспособности) экспериментальные данные оказались иными.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования.Больной жалуется на забывчивость, утомляемость. Просит выяснить и устранить причину снижения работоспособности.

Задания выполняет старательно, беспрерывно проверяет свои действия и, если замечает ошибку, огорчается и тотчас исправляет ее. Следит за выражением лица экспериментатора, пытаясь ориентироваться в том, правильно или ошибочно он выполняет задания. Новый материал понимает быстро, правильно, но запоминает хуже, из 10 слов воспроизвел 5, 7, 9, 8, 7, спустя час – 4 слова. Ассоциации больного (при составлении пиктограммы) в меру конкретны, содержательны, воспроизвел 11 из 15, остальные 4 приблизительно верны по содержанию, но неточны.

Суждения больного также просты, адекватны; при небольшой организующей помощи приходит к правильным обобщениям. Внимание неустойчивое, как в счетных, так и во многих мыслительных заданиях – много случайных, легко исправляемых ошибок. К концу исследования число таких ошибок нарастало. При исследовании зрительно-моторной координации – толчкообразность движений.

Таким образом, на первый план при исследовании выступило ослабление внимания, памяти, утомляемость. Клинический диагноз при выписке: ревматическое поражение центральной нервной системы.

Заключение 9.Пример заключения, составленного с целью разграничения сосудистого слабоумия с последствиями локального кровоизлияния, опухоли и атрофического заболевания мозга.

Больная жила одиноко, объективные сведения крайне скудны, в больницу поступает впервые. Образование 7 классов, работала счетоводом, давно на пенсии.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования.Беседовать с больной чрезвычайно трудно. Она плохо понимает обращенную к ней речь, отвечает бессвязно. В то же время старательно выполняет предлагаемые ей задания в меру своего разумения. Работает довольно долго, не утомляясь и мало отвлекаясь. При явной несостоятельности (не может читать и писать) удивляется этому и пытается объяснить, что раньше она это хорошо делала.

На первый план выступили явления выраженной сенсорной афазии и апраксии и грубые расстройства памяти. Больная узнает предметы и пытается объяснить их назначение, но часто не может их назвать. Подсказка части слова или даже всего слова полностью не помогает больной. Так, например, показаны ботинки, больная указывает на ноги, говорит: «Их две». Экспериментатор подсказывает: «Боти. ». Больная говорит: «Бойцы?» Показывают вишни. Больная говорит: «Из нее делают. там разные, похожие на эту, забыла все, пошла бы, купила ее и узнала бы. ». Экспериментатор подсказы­вает: «Вишня». Больная говорит: «Вище?».

Больную спрашивают: «Какой цвет?». Больная переспрашивает: «Кепка?». Больную спрашивают про внучку, она повторяет: «Внутри». Ее утешают: «Пройдет это». Больная переспрашивает: «Праздник?». Просят написать ее фамилию: «Жукова». Больная повторяет «Укола?». Читая слово «погреб», больная каждый раз прочитывает его по-разному: в «погреде, в пограду, поргабе, порбебе».

Не может зашнуровать ботинок. Больная совершенно не может писать не только под диктовку, но даже не может написать собственную фамилию. Не может списать слово, пишет лишь отдельные буквы. Беспомощна в повторении движений и поз рук. Больная ничего не помнит не только из прошлого, но даже того, что с ней только что произошло (заново поздоровалась с экспериментатором после эксперимента). Не усваивает самый короткий рассказ, фразу.

Таким образом, на первый план выступают явления амнезии, сенсорной афазии и апраксии.

В данном случае сочетание грубых расстройств памяти, сенсорной афазии и апраксии без утомляемости может рассматриваться клиницистами как дополнительный довод в пользу диагноза болезни Альцгеймера.

Ниже даны примеры заключений, составленных при исследовании больных с заведомо ясным и бесспорным диагнозом. Задача в этих случаях заключалась в том, чтобы выявить, какие интеллектуальные возможности еще сохранились у этих больных и в чем сущность их дефекта.

Заключение 10.На исследование была направлена больная в исходном состоянии шизофрении, т.е. в состоянии глубокого дефекта, остававшегося неизменным на протяжении последних 10 лет. Больной 42 года, больна уже 25 лет.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования.Больная по-детски радуется исследованию, как какому-то развлечению; рада тому, что прошлась по двору, что с ней разговаривают, занимаются. Эмоциональные реакции на смысл исследования и на свои достижения и неудачи чрезвычайно поверхностны, ребячливы; радуется тому, что задача получилась правильной, что ее похвалили, совершенно не интересуясь общим выводом о состоянии ее умственных способностей и психического здоровья.

В связи с предложенными ей вопросами или показанными пособиями стереотипно, одними и теми же выражениями жалуется на то, что ее все «спихивают», на то, что ей не приносят конфеток и т.д.

Несмотря на детскость поведения, больная довольно многие экспериментальные задания в состоянии выполнить. Она классифицирует и обобщает предметы до 3 групп, устанавливает аналогию отношений между понятиями, сравнивает понятия, составляет пиктограмму, записывает изложение рассказа и т.д. При выполнении всех этих заданий обращает на себя внимание аспонтанность, расплывчатость, разноплановость суждений больной. Ей доступно понимание сложных обобщений и логических связей, но наряду с правильными рассуждениями она высказывает паралогичные, причудливые. Так, например, правильно выделив в классификации группы мебели, инструментов, измерительных приборов, животных и т.д., больная объединяет затем лопату с мебелью, так как эти вещи «наиболее нужные». Диван же отделила от мебели, соединив с велосипедом и чернильницей на том основании, что это «вещи», а остальной мебелью «чаще пользуются». В «простых аналогиях» больная отлично решала и объясняла большинство сложных задач, но с правиль­ными решениями чередовались нелепые: «Железо кует кузнец, а дерево имеет кору», «Вода утоляет жажду, а пищу дает еда». После замечаний и возражений больная могла найти правильное решение, а затем снова с легкостью вернуться к прежнему нелепому или иному столь же абсурдному: никакого чувства обязанности следовать инструкции, никакого предпочтения истины у нее не было.

При составлении пиктограммы ассоциации больной были конкретными, но не связанными по содержанию, «пустыми». К слову «развитие» рисует вишни, так как «смотришь на вишни и развиваешься». К слову «теплый ветер» – платье, так как если бы было пальто, то это бы означало холодный ветер, к слову «справедливость» – портфель, так как «справедливость – это человек к чему-то стремится, у него ясные мысли…» К слову «разлука» больная рисует стул и объясняет это так: «я сижу за столом одна со своими мыслями» – воспроизводит как «одиночество». К слову «сомнение» рисует забор и объясняет: «Сомнение – это значит незнание…человек валяется под забором…он без всяких знаний валяется, если б не было забора, то он бы знал, забор – препятствие».

Несмотря на такие выхолощенные, бессодержательные связи, больная некоторые слова вспомнила правильно. Без напряжения и вдумывания запоминала 10 слов, рассказ и т.д. Правильно употребила в свободной беседе пословицу, но при вопросе, что значит «не всё то золото, что блестит», ответила: «Это кому что нравится…стоят на окне цветы… вам они нравятся. ».

Таким образом, на первый план при исследовании выступила расплывчатость, разноплановость мышления больной. Эмоциональные реакции больной неадекватны; при кажущейся безучастности и аспонтанности поведения больной они содержат также активную негативистичность; больная пуэрильна, но в ней нет детской послушности, внушаемости. Она остается отгороженной, упорно бездеятельной; принятая ею позиция беспомощности фиксирована и неподвижна.

studfiles.net

Регистры психических расстройств

Взаимоотношения между продуктивными и негативными симптомами, меняющиеся во времени, были изложены Дж.Х.Джексоном в его теории эволюции и диссолюции психических расстройств. Согласно этой теории, симптомы возникают и развиваются не случайно, а в некоторой последовательности, общей для многих заболеваний. Так, продуктивная симптоматика эволюционирует путем наслоения на мягкие (невротические) расстройства, возникающие в инициальном периоде болезни, все более тяжелых, грубых (психотических) симптомов. С другой стороны, развитие негативной симптоматики выражается в последовательном стирании, смывании (диссолюции) сначала наиболее хрупких, поверхностных слоев психики и личности, а затем и более глубинных, прочных функций, определяющих ее структуру.

Таким образом, наблюдая симптоматику каждого отдельного больного, мы имеем дело не с одним, а со всеми слоями психики, пострадавшими к настоящему моменту.

основоположник нозологического направления в психиатрии Э.Крепелин (1856— 1926) выделял 3 регистра психических расстройств: 1) невро-тические и аффективные, соответствующие неврозам и мани- акально-депрессивному психозу; 2) шизофренические; 3) органические.

В России широко известна подробная разработанная А.В.Снежневским (I960) схема соотношения продуктивных и негативных психопатологических синдромов. Смысл этой схемы заключается в том, что каждый круг более высокого уровня включает в себя все нижележащие слои психических расстройств. Это определяет малую нозологическую специфичность синдромов низших уровней (малых синдромов).

Учение о позитивных и негативных расстройствах

Продуктивной симптоматикой (позитивная симптоматика, плюс-симптом) называют новый болезненный феномен, некую новую функцию, появившуюся в результате болезни, отсутствующую у всех здоровых людей. Примерами продуктивной симптоматики служат бред и галлюцинации, эпилептифор- мные пароксизмы, психомоторное возбуждение, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии. Негативной симптоматикой (дефект, минус-симптом), напротив, именуют ущерб, который наносит болезнь естественным здоровым функциям организма, исчезновение какой-либо способности. При-мераминегативной симптоматики являются утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия).

Выделение этих понятий принадлежит английскому невропатологу Дж.Х.Джексону, считавшему, что негативная симптоматика обусловлена деструкцией или временным бездействием клеток мозга, а продуктивная симптоматика — это проявление патологической активности живых клеток и тканей, окружающих болезненный очаг и потому работающих в неестественном, расстроенном режиме

Динамич хар-ка психопатологических с-ов: синдромокинез и синдромотаксис

Синдромотаксис представляет собой переход диагностического процесса на более высокий уровень систематизации и обобщения клинических данных уже в рамках патокинеза и нозологической предпочтительности синдромов. В нем отражена определенная закономерность развития клиники болезни, ее психопатологический стереотип, где все — от начала и до конца — присуще именно этому заболеванию: синдромы инициального этапа, манифеста, апогея, финала.

Каждая нозологическая единица имеет свой предпочтительный синдромотаксис. Оценка заболевания с позиций синдромотаксиса позволяет сделать вывод, что каждому этапу психического заболевания соотвествует свой достаточно строго очерченный «ассортимент» психопатологических синдромов. Такой подход объединяет феноменологический, статистический и динамический принципы психиатрии.

Синдромокинез — раздел семиотики, изучающий динамику возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения структурных элементов синдрома (от момента возникновения до полного регресса). Структурно-динамические варианты его отражают определенные варианты патогенеза и косвенно о них свидетельствуют. Синдромы могут развиваться этапно (непароксизмальные) и мгновенно (пароксизмальные).

1.Разграничение по причине возникнов. В. Кербиковделение делил психопатов на ядерных и краевых. Первые, по-видимому, в первую очередь обуслов­лены такими биологическими факторами, как наследствен­ность, внутриутробные вредности, патологически протекаю­щий ранний онтогенез. Они проявляются в более раннем воз­расте, чаще без видимых причин, отличаются большей тяже­стью психических расстройств и приводят больных к стойкой грубой дезадаптации. Краевые психопатии (патологическое развитие личности) развиваются в условиях необычного вос­питания, длительно существующих эмоционально травмирую­щих ситуаций (неполная семья, напряженные отношения меж­ду родителями, социальная изоляция, физические дефекты, уродства и длительные соматические болезни). Краевые пси­хопатии более пластичны: при изменении ситуации на благо­приятную возможна частичная компенсация имеющихся рас­стройств. а) Воспитание ребенка по типу “кумира семьи”. Все родственники ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и умениями. Все, что ни делает ребенок, оценивается окружающими как исключительное и неповторимое явление. б) Деспотическое.. За любую шалость, провинность, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое наказание. в) Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Подобный тип воспитания может проявлятся либо в чрезмерном стремлении родителей к ограждению ребенка от любых возможных опастностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела, Либо гиперопека сопровождается резким подавлением у ребенка его собственных желаний. г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя всемье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся всего сам. Мир взрослых людей оказывается для него чуждым.2.акцентуированные личности.Акцентуации проявляются гиперболизированностью какой-либо одной из черт характера, резко выраженным отличием в поведении от большей части популяции Однако такое отличие в боль­шинстве случаев не приводит к постоянной дезадаптации, хотя и может быть причиной определенного типа декомпенсаций под влиянием неблагоприятных обстоятельств. В некоторых ситуациях акцентуированные личностные черты даже могут быть основой особых способностей (таланта) и тем самым повышать адаптацию человека. Акцентуации расцениваются как крайний вариант нормы .3.Формы декомпенсаций.Паронойяльная-реактивный параноид,реакт депрессия;шизоидная-неврастения,невроз навязчивостей, реакт депрессия; неустойчивая- алкоголизм, наркомании ,симуляция; Возбудимая- агрессивное поведение ,алкоголизм, наркомании, правонарушения, самоповреждения ;истерическая -остерич невроз, истерич реактивные психозы,д епрессия,демонстативные суициды;психастения-невроз навязчивости, ипохондрический, алкоголизм; астеническая -неврастения, депрессия,ипохонд невроз,истерические реакции. “ Место наименьшего сопротивления ” — это такие особенности в характере человека, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным к определенным ситуациям или условиям. Эти специфические черты проявляются лишь в определенных ситуациях, для разных характеров отличающихся друг от друга. В этих ситуациях человек к с определенной акцентуацией характера ведет себя неадекватно, неразумно, не так, как другие. В то же время в других ситуациях ведет себя так же, как все и не испытывает психологического дискомфорта. 62.Психопатии1.Клинич.варианты.Паранойяльная психопатия- Эти лица склонны к образованию сверхценных идей,самых различных по своей тематике, Им свойственна переоценка своих способностей и возможностей, что в сочетании с высокой стеничностъю дела­ет их неуживчивыми в коллективе. Суждения их излишне жестки, прямолинейны.Шизоидная психопатия- проявляется в первую очередь чрезвы­чайной замкнутостью, интроверсией, независимостью взгля­дов, парадоксальностью суждений, отсутствием прочных свя­зей с семьей и коллегами, склонностью к фантазированию. Преобладающие защитные механизмы — фан­тазирование, интеллектуализация, аутизм.Неустойчивая психопатия- отличаются недоразвитием волевых качеств, повышенной внушаемостью, отсутствием серьезных жизненных установок. Психопатические личности этой группы уже в дет­ском возрасте обнаруживают отсутствие стойких интересов, подверженность влиянию случайных обстоятельств, отсутствие собственной точки зрения, высокую внушаемость. Они игнорируют все моральные и формальные запреты.Возбудимая психопатия- Отличается бурными вспышками раздражения, недовольства и гнева в ситуациях, не отвечающих интересам больного, или в случаях, когда ему кажется, что ущемляют его права. Пове­дение больных может не отличаться от нормального, если все их желания полностью реализуются. Однако при малейшем ущемлении их интересов они действуют импульсивно, без до­статочной логической оценки, без учета возможных послед­ствий. Бурно отреагировав на психотравму, больные быстро успокаиваются, испытывают удовлетворение, иногда сожале­ют о своей несдержанности, но никогда не признают своей вины полностью.Истерическая- отличается поведением, рассчитанным на вне­шний эффект: демонстративностью, театральностью, нарочи­тостью, стремлением совершать неожиданные, привлекающие внимание окружающих поступки. поведение больного легко меняется в зависи­мости от ситуации и текущей установки. Важнейшие защитные механиз­мы — вытеснение, регрессия, идентификация и диссоциация.Психастеническая- относится к тормозимым психопатиям. Главны­ми чертами психастеников являются тревожность, мнитель­ность и неуверенность в себе. Наиболее часто исполь­зуются такие защитные механизмы, как рационализация, ин­теллектуализация, гиперкомпенсация, сублимация, подавле­ние.Астеническая- основными признаками этого типа психопатий являются повышенная утомляемость, невозмож­ность длительно сосредоточивать усилия на одном деле.Аффективные- Эмоциональные личностные расстройства могут проявляться в виде лабильности, смены настроения или стойкого преоблада­ния одного из видов эмоционального фона, повышенного (ги- пертимия) или пониженного (дистимия). Эмоционально тупые личности- Основным расстройством у таких личностей считается недораз­витие высших нравственных чувств. Эти личности с ранних лет отличаются эгоистичностью, импульсивностью, упрямством, сварливостью, жестокостью:2.Формы декомп. Паронойяльная-реактивный параноид,реакт депрессия;шизоидная-неврастения,невроз навязчивостей, реакт депрессия(поведение хар-ся чрезвы­чайной замкнутостью, интроверсией, независимостью взгля­дов, парадоксальностью суждений, отсутствием прочных свя­зей с семьей и коллегами, склонностью к фантазированию); неустойчивая- алкоголизм, наркомании ,симуляция(они ведут праздный образ жизни, легко вовлекаются в антисоциальные группы, совершают вместе с компаниями мелкие преступления, зло­употребляют спиртными напитками и принимают наркотики.); Возбудимая- агрессивное поведение ,алкоголизм, наркомании, правонарушения, самоповреждения ;истерическая -остерич невроз, истерич реактивные психозы,д епрессия,демонстативные суициды;психастения-невроз навязчивости, ипохондрический, алкоголизм; астеническая -неврастения, депрессия,ипохонд невроз,истерические реакции.3.Возврастная динамика. Психопатические личности очень чувствительны к различным внешним воздействиям и биологическим изменениям, происходящим в течение жизни. Эти факторы меняют клиническую картину психопатии, вызывая обострения психопатических проявлений, временные или длительные реакции и развития. Такие временные сдвиги в состоянии психопатических личностей обозначаются как динамика психопатий. В подростковом возрасте (11—15 лет) возникает крайняя эмоциональная лабильность с «неуправляемостью» поведения, аффективными вспышками, истерическими проявлениями. Юношеский возраст (16—20 лет) характеризуется сохранением повышенной эффективности и появлением новых интересов, раздумьями над смыслом жизни, поисками своего места в будущем. Эти проявления у психопатических юношей становятся гротескными, приближаясь по внешнему оформлению к метафизической интоксикации или огульному бездумному отрицанию общепринятых авторитетов и форм поведения. В дальнейшем происходит постепенное сглаживание обостренных психопатических особенностей и с отчетливостью проявляются те или иные варианты личностной патологии..В климактерическом периоде психопатические черты зачастую вновь обостряются, смягчаясь в дальнейшем и замещаясь уже атеросклеротическими аффективными расстройствами, которые нивелируют варианты психопатий

75. Методы аутосуггестивной психотерапии.1- история формирования данного психотерапевтического направления (Э. Куэ, И. Шульц, Джекобсон) Известны следующие методики: произ­вольное внушение [Куэ Э., 1910], прогрессивная мышечная релаксация [Джекобсон Э., 1922], аутогенная тренировка [Шульц И.Г., 1932]. Еще в глубокой древности врачи пытались использовать приемы самовнушения с лечебной целью. В начале XX века получила распространение методика самовнушения, разработанная французским аптекарем Э. Куэ. Куэ считал, что первостепенное значение в возникновении и развитии болезней имеет человеческое воображение, а значит, если внушать себе, что ты здоров, то от болезни можно будет избавиться. Э. Куэ предлагал пациентам мысленно или шепотом повторять 25-30 раз подряд формулы самовнушения: "Мне становится лучше и лучше. Мои силы нарастают с каждым днем. Мое зрение (слух) улучшается. Я совершенно здоров. " Характеристику сущности самовнушения четко дал И. П. Павлов: "Раз точный исторический факт, что христианские мученики не только терпели, но и с радостью шли на мучения и умирали с хвалой тому, во имя кого они собой жертвовали, то перед нами яркое доказательство силы самовнушения, то есть концентрированного раздражения определенного района коры, сопровождающегося сильнейшим затормаживанием остальных отделов коры, представляющих, так сказать, коренные интересы всего организма, его целости, его существования. Основоположником современных методов психической саморегуляции принято считать немецкого врача Иоганна Шульца, предложившего в 1932 году методику аутогенной тренировки. Первоначально она была направлена только на лечение больных неврозами и состояла из двух этапов. Первый этап был подготовительным и преследовал цель обучить пациентов умению самостоятельно вводить себя в так называемое аутогенное погружение — состояние пониженного уровня бодрствования, особой дремоты. Вторая ступень аутотренинга ставила своей задачей непосредственное лечебное воздействие. Опыт показал, что уже само состояние аутогенного погружения обеспечивает успокоение, снимает возбуждение, дает благотворный покой и отдых. Разработке И. Шульцем методики аутогенной тренировки предшествовало его детальное знакомство с системой йогов в Индии и большой личный опыт использования гипноза в лечебных целях

. 2- методы аутосуггестивной психотерапии (методика самовнушения, аутогенная тренировка, прогрессирующая мышечная релаксация). Метод «управляемых оживлённых сновидений» ис-пользуется для лечения невротиков. Основная идея метода – в вертикальном направлении. Пациента просят погрузиться на дно моря и подняться на высокую гору. В состоянии углубленного самогипноза эти образы выступают яснее, живее и более обильно. Процедура, по замыслу её создателей, дополняет психоанализ, сокращая его время.Гипноанализ заключается в том, что пациенты образно переживают в гипнотическом состоянии свои сновидения, узнавая дальнейшие подробности, понимая связи и значение. Метод «свободных оживлённых сновидений» был разработан в 1956 г. А. Аргусом. Особое значение придавалось тому, чтобы пациент развивал полностью свободные образы, без влияний и направлений с чьей-либо стороны.Метод «символической визуализации» имеет тесную связь с психосинтезом и даёт возможность при определённых конфликтных ситуациях образно пережить освобождающие и исцеляющие символические события.Техника сжатия кулака. Положите правую руку горизонтально, дайте подсознательную инструкцию: "пусть правая кисть сожмется в кулак". И наблюдайте за тем, что происходит. Конечно, вы можете сжать кисть в кулак сознательно, но в данном случае пусть кисть сожмется сама собой, пусть ваше тело это делает. Вот в этом упражнении можно хорошо понять разницу между сознательными и бессознательными движениями. Техника сведения рук. Плечи прижаты к туловищу, руки согнуты с локтевых суставах, предплечья вытянуты вперед, на весу, ладони раскрыты параллельно друг другу. Сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях и представьте себе, что в этом пространстве между ладонями что-то есть Представьте, что между вашими ладонями находится шарик, начиненный энергией. И вы можете придать ему более компактный размер. И вы это понимаете, когда ваши руки еще больше сближаются. И тогда этот шарик может сжаться до размеров таблетки. которую можно сделать еще меньше.

3- показания к использованию аутосуггестивных методов в психиатрической клинике. 1. Психосоматические расстройства2.Астенический синдром3. Тревожные расстройства (в сочетании с поведенческой психотерапией)4. Неврозы (причем, наиболее эффективно при лечении больных неврастенией)5. Синдромы зависимости от ПАВ в состоянии ремиссии для подавления влечения, терапии аффективных расстройств.6. Психогенные сексуальные дисфункции.

cyberpedia.su

Психические расстройства: классификация и примеры

Психические расстройства представляют собой модели поведения или психические симптомы, которые влияют на различные сферы нашей жизни. Для человека, испытывающего эти симптомы, они являются дополнительной причиной стресса. Приведенный ниже список психических расстройств содержит основные категории психических расстройств, перечисленные в «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств», а также несколько примеров для каждого типа.

Острая реакция на стресс

Эта группа психических расстройств связана с установленным источником стресса, который вызывает появление значительных эмоциональных и поведенческих симптомов. Диагностическими критериями, перечисленными в «Руководстве…» являются:

  1. страдание, значительно превосходящее ожидания;
  2. страдание, оказывающее крайне негативное влияние на учебную, профессиональную или социальную деятельность.
  3. В дополнение к этим требованиям, симптомы должны проявиться в течение трёх месяцев после испытанного стресса, симптомы не должны отвечать критериям расстройств Осей I и II; симптомы также не должны быть связаны с тяжелой утратой и не должны длиться дольше шести месяцев после воздействия фактора стресса. Выпущенное в мае 2013 года издание «Руководства…» переместила эту группу расстройств, называемую также расстройствами адаптации, в новый раздел, посвящённый связанным со стрессом синдромам.

    Тревожные расстройства

    Под тревожными расстройствами подразумеваются расстройства, характеризуемые чрезмерным и анормальным чувством страха, беспокойства и тревоги. В одном из недавних исследований, опубликованном в «Архивах общей психологии», было подсчитано, что не менее 18% взрослых американцев страдают, по меньшей мере, от одного из тревожных расстройств. К группе тревожных расстройств относятся:

    Диссоциативные расстройства

    Диссоциативные расстройства — группа психических расстройств, которые включают изменения или нарушения функционирования психики, в том числе работы памяти и собственной идентичности. Группа диссоциативных расстройств включает в себя:

    • диссоциативное расстройство (ранее известное как «раздвоение личности»);
    • диссоциативную фугу;
    • диссоциативное расстройство идентичности;
    • деперсонализационное расстройство.
    • Расстройства пищевого поведения

      Расстройства пищевого поведения характеризуются навязчивой озабоченностью весом и потребностью придерживаться неправильного питания, оказывающего негативное воздействие на физическое и психическое здоровье. Расстройства пищевого поведения включают в себя:

    • нервную анорексию;
    • нервную булимию;
    • руминационное расстройство.

    Искусственные расстройства

    Имея эти нарушения, человек действует так, будто у него или неё имеется заболевание, зачастую намеренно преувеличивая симптомы или притворяясь — или даже самостоятельно нанося вред организму. К искусственным расстройствам относятся:

  4. синдром Мюнхгаузена;
  5. синдром Мюнхгаузена через представителя;
  6. синдром Ганзера.
  7. Расстройства контроля над побуждениями

    Расстройства контроля над побуждениями сопряжены с неспособностью контролировать импульсы, в результате чего происходит вреда себе или другим людям. Группа расстройств контроля над побуждениями включает:

  8. клептоманию (кражи);
  9. пироманию (поджоги);
  10. трихотилломанию (вырывание волос);
  11. лудоманию (азартные игры);
  12. расстройство прерывистой вспыльчивости;
  13. дерматилломанию (сдирание кожи).
  14. Психические расстройства, возникающие вследствие общего медицинского состояния

    Причиной возникновения психических расстройств этого типа становится другое заболевание. Медицинское состояние может вызвать и психические симптомы: например, кататонический синдром или изменение личности. К примерам этой группы расстройств можно отнести:

  15. психические расстройства при эпилепсии;
  16. депрессию, вызванная диабетом;
  17. психоз, связанный со СПИДом;
  18. личностные изменения, связанные с повреждением головного мозга.
  19. Нейрокогнитивные нарушения

    Это психические расстройства сопряжённые с нарушением когнитивных способностей, например, памяти, восприятия или способность решать проблемы. Некоторые тревожные расстройства, аффективные расстройства и психотические расстройства классифицируются также как когнитивных расстройств. Нейрокогнитивные расстройства включают в себя:

    Аффективные расстройства

    Аффективные расстройства характеризуются изменениями в настроении. К этой группе заболеваний относят:

    Нарушения нейроразвития

    Эта группа расстройств диагностируется в младенчестве, детстве или подростковом возрасте. К этим психическим расстройствам относятся:

    aboutyourself.ru

    ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

    (Диагностика —- это совокупность процедур и методов, направленных на определение болезни с целью поста- * новки правильного диагноза и выбора средств для лечения с учетом прогноза заболевания.

    При проведении диагностики психических рас- 1 стройств важно учитывать два аспекта значимости данной процедуры: медицинский и юридический. Вначале рассмотрим медицинский фактор. Для диагностики психических болезней необходимо различать следующие понятия:

    0 нормальное состояние;

    0 психическое заболевание;

    0 психическое нарушение;

    0 расстройство личности.

    Проведение диагностических мероприятий психических болезней начинается с определения симптомов заболевания. Далее симптоматика складывается в определенные синдромы заболевания. А синдромы, в свою очередь, составляют нозологическую форму психического расстройства — заболевание. Цель точной диагностики заключается в правильности выработки тактики и стратегии лечения болезни, а также дальнейшей реабилитации больного.

    На первом этапе диагностики определяются основные признаки заболевания или симптомы. Признак заболевания относится к клиническим понятиям и непосредственно связан с внешним восприятием психиатром состояния человека. Отдельные признаки заболевания выделяются у больного на уровне чувственного познания психиатром с учетом его опыта. После определения основных признаков заболевания необходимо провести их обобщение и классификацию, установить существующие взаимозависимости. Таким образом, симптомы заболевания подвергаются клинической экспертизе. По ее результатам выделяют синдромы болезни, что является уже следующим этапом диагностики психических расстройств. Третий этап диагностики формирует общую клиническую картину психического заболевания, раскрывает патогенез и суммирует полученные данные в виде диагностической гипотезы. Четвертый этап строится на основе сформулированной диагностической гипотезы и характеризуется уточнением клинических симптомов, поиском причинно-следственных взаимосвязей между различными факторами заболевания: экзогенными, личностными, эндогенными, психогенными и др. На основе проделанной работы выстраиваются стратегия и тактика проведения терапевтического лечения. На пятом этапе проводится мониторинг изменений симптоматики в ходе лечения болезни. Шестой этап характеризуется уточнением предварительного диагноза, определением прогноза выздоровления, выработкой реабилитационных и профилактических мероприятий.

    Диагностические дифференцированные критерии:

    0 данные анамнеза;

    0 возраст больного;

    0 тип дебютной части заболевания;

    0 темпы развития дебютной части заболевания;

    0 основные клинические проявления (симптомы, синдромы, их динамика);

    0 тип течения заболевания;

    0 специфика ремиссии и светлых промежутков;

    0 показатели лабораторных анализов;

    0 соматоневрологические исследования;

    0 отношение человека к заболеванию.

    Следующий фактор диагностики психического забо- 2 jJ левания — юридический.

    На основании законодательства о психиатрической помощи постановка диагноза психического заболевания проводится в соответствии с утвержденными международными правилами. Диагноз психической болезни не может быть поставлен человеку только по причине его несогласия с общепринятыми культурными, морально-нравственными, религиозными и политическими ценностями или по другим причинам, не связанным со здоровьем.

    Диагностика и терапия больного должны проводиться медицинскими методами и лекарственными средствами, допущенными к применению на основании нормативноправовых актов федерального органа здравоохранения. Данные медицинские методы и средства лечения должны применяться исключительно в целях диагностики и оздоровления больных.

    Принципы диагностики заболеваний психики должны ориентироваться на международный опыт и использование в работе утвержденной МКБ, которая обязательна в России. На основе МКБ Министерством здравоохранения и социального развития РФ был разработан адаптированный для России вариант «Психические и поведенческие расстройства». Также существуют стандарт диагностики и лечения психических заболеваний и руководство «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств», направленные на улучшение диагностики и лечения психических заболеваний. Описанные в документах процедуры не ограничивают действия врача, в каждом конкретном случае психиатр вправе индивидуализировать диагностические мероприятия и процедуру лечения. Лечебно-диагностический стандарт имеет цель — обобщение мирового опыта, способствует росту эффективности врачебной деятельности.

    В соответствии с законодательством РФ установить диагноз психического расстройства имеет право лишь врач-психиатр. Предварительное заключение другого врача-специалиста не может служить основанием для недобровольного лечения. В местности, где отсутствует врач-психиатр, решение вопроса диагностики заболевания осуществляется путем дополнительного обучения специалиста с целью приобретения им права психиатрической деятельности.

    S Существуют определенные методы диагностики психических заболеваний:

    |ЙГ сбор анамнеза. Проводится сбор информации о психическом и физическом состоянии человека в настоящем и ретроспективном планах, собираются данные о наследственности, особенностях формирования личности, чертах и свойствах характера, интересах

    и навыках, привычках. Описываются перенесенные заболевания, травмы головы, употребление наркотических и алкогольных средств, наличие фактов аморального поведения. Эти данные можно получить по следственно-судебным материалам, характеристикам по месту работы и жительства, истории заболеваний и т.д.;

    рЗ» сбор информации о психическом здоровье и адекватности поведения человека на основании свидетельских показаний. Эти данные можно получить путем опроса свидетелей, проходящих по изучаемому делу;

    (йг сбор официальной медицинской информации. Осуществляется путем запроса в психиатрические лечебные учреждения для получения справок и выписок из истории болезни;

    экспериментальное психологическое исследование включает в себя осмотр пациента психологами, позволяющий выявить нарушения по отдельным аспектам личности и указать на ее особенности;

    Its» наблюдение проводится в стационарных условиях врачами-психиатрами и другим медицинским персоналом при совершении ими обходов в форме личной беседы с человеком. Проводится круглосуточно. Обращается внимание на изменение состояния больного в психическом плане;

    Its» обследование головного мозга заключается в проведении анализов и аппаратном обследовании функций головного мозга (компьютерные томографии, спинно-мозговые пункции, электроэнцефалограммы и др.);

    1йГ диагностика неврологических симптомов. Проводится исследование рефлексов неврологического характера. Определяется соответствие сухожильных рефлексов, отсутствие патологических рефлексов,

    параличей, судорог, степень нарушений вегетативной системы;

    цЗг- диагностика соматических симптомов. Определяется отсутствие либо наличие данных симптомов (нарушение функций обмена веществ, пищеварения, кровообращения и т.д.). Проводится путем лабораторных анализов и в форме аппаратной диагностики.

    lawbook.online

    Это интересно:

    • Таблетки от булимии список Таблетки и лекарства для кошек от поноса: список всех возможных лекарственных средств и их дозировка Понос у кота – ситуация довольно распространенная и неприятная, причем как для самого животного, так и для его владельцев. Зачастую он бывает вызван некачественными кормами и обжорством самого питомца, но не исключен вариант попадания в организм […]
    • Психосоматические расстройства детей Глава 4. Психосоматические расстройства у детей Предпосылки психосоматических расстройств у детей Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения: I. Связь психического, телесного и […]
    • Вытянуть себя из депрессии Как вытащить себя или близкого из депрессии? «…Жизнь кажется тяжелой и невыносимой. Вроде бы вчера проблемы решались легко и самостоятельно, а сейчас не получается. Все плохо, навалилось Это часто приходится слышать от своих клиентов в процессе психологического консультирования. Что же происходит с современным человеком, когда он […]
    • Умственная отсталость в 2 года Признаки умственной отсталости у детей до 3 лет. Умственная отсталость Из словарей и энциклопедий Большой психологический словарь Умственная отсталость (англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У. о. имеет разную этиологию […]
    • Генетика психических расстройств это 2 Генетика психических заболеваний О роли дегенерации впервые достаточно определенно высказался Б. Морель (1857). Он привел клинические доказательства о накоплении в вырождающихся семьях различных стигм дегенерации, так что в третьем-четвертом поколениях могут рождаться уже психически больные дети, обнаруживающие, например, признаки dementia […]
    • Музыка для депрессии Музыка для снятия стресса, усталости и депрессии Музыка для снятия стресса, усталости и депрессии… Реально ли это? Можно ли расслабиться с помощью одних только звуков, и тем более повлиять на такие серьезные демотивирующие состояния, как стресс и депрессия? Специалисты со всего мира, занимающиеся исследованием влияния музыки на организм человека, […]
    • Стресс у сотрудников овд Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Шихова Анна Павловна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Шихова Анна Павловна. Профессиональный […]
    • Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек Awaken Your Strongest Self Break Free of Stress, Inner Conflict, and Self-Sabotage Издано с разрешения McGraw-Hill Companies, Inc. © 2007 by Neil Fiore. All rights reserved. © Перевод на русский […]