Поварова и а заикание

Заикание: диагностика и коррекция

Белякова Л. И. Логопедия : заикание. – М. : Academia, 2003. – 207 с.

Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : Учеб. пособие / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Флинта, 1997. – 159 с.

Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под ред. В. И. Селиверстова. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 127 с. — (Коррекционная педагогика).

Дель С. В. Музыкальные упражнения в коррекции речи при заикании. — М. : Образование плюс, 2006. — 57 с.

Парамонова Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. — СПб. : Детство-Пресс, 2007. — 127 с.

Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция. — СПб. : Речь, 2005. – 274 с.

Терентьева В. И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста // Дефектология. – 1997. — № 4. – С. 20-23.

Карпова Н. Л. Логоневроз как форма нарушения речевого общения. Исследование мотивационной сферы заикающихся // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 25-28.

Карпова Н. Л. Особенности лечения заикающихся подростков и взрослых. Методика логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 28-34.

Владимирова И. М. Коррекция речевых нарушений и коммуникативных (вербальных и невербальных) процессов у взрослых заикающихся / Владимирова И. М., Миссуловин Л. Я. // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 1998. — № 1. – С. 50-54.

Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания // Дошк. воспитание. – 1998. — № 3. – С. 82-84.

Резниченко Т. С. Моделирование программы обучения чтению при коррекции заикания и общего недоразвития речи // Дефектология. – 1998. — № 5. – С. 71-75.

Заикание // Логопедия. – М., 1998. – С.252-330.

Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания / И. П. Лукашевич и др. // Дефектология. – 2000. — № 5. – С. 9-15.

Набиева Т. Н. Основные факторы риска возникновения заикания // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 18-23.

Организация работы воспитателя в группе детей с заиканием // Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М., 2000. – С.66-87.

Флерова Ж. М. Заикание // Флерова Ж. М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 29-32.

Садовникова Е. Н. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников / Е. Н. Садовникова, Е. Ю. Рау // Дефектология. – 2001. — № 2. – С. 69-76.

Белякова Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // Дефектология. – 2001. — № 4. – С. 49-53.

Упражнения от заикания / подгот. Е. Панкратова // Физкультура и спорт. – 2002. — № 2. – С. 18.

Черкащенко А. Не могу молчать! : [лечение заикания] // Здоровье. – 2002. — № 8. – С. 34-35.

Щетинин М. Преодолеем заикание // Соц. защита. – 2002. — № 10. – С. 2-5 (Право на жизнь).

Помазан Н. С. В своей речевой лечебнице он использует труды великих : [лечение заикания П. А. Иванкиным] // Вестник Надежды. – 2002. — № 12. – С. 9-12.

Рябов А. Речевой вывих : Заикание // Будь здоров! – 2003. — № 12. – С. 51-54.

Власова Л. С. Заикание. Психокоррекция методами НЛП // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2004. — № 1. – С. 32-35.

Юдин Н. Как помочь ребенку избавиться от заикания // Воспитание школьников. – 2004. — № 3. – С. 38-41.

Жукова Н. А. Регуляция эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у заикающихся дошкольников с помощью релаксации // Логопед в дет. саду. – 2004. — № 2. – С. 30-32.

Филатова Ю. О. VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход // Дефектология. – 2004. — № 2. – С. 91-94.

Суфлер вылечивает заикание // Наука и жизнь. – 2004. — № 4. – С. 14.

Новикова С. Ф. Специфика логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольный период // Шк. логопед. – 2005. — № 1. – С. 62-65.

Гончарова Н. Коррекция заикания : ст. дошк. возраст / Н. Гончарова, Л. Виноградова, С. Майкова // Дошк. воспитание. – 2005. — № 3. – С. 59-66.

Дель С. В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с заиканием в процессе комплексной реабилитации // Практ. психология и логопедия. – 2005. — № 2. – С. 9-17.

Макаускене В. Групповая программа коррекции речи у заикающихся школьников / В. Макаускене, Ю. Орзекаускене // Дефектология. – 2005. — № 2. – С. 70-74.

Михайлова Е. А. О роли и специфике невербальных средств в процессе коммуникации заикающихся // Логопед в дет. саду. – 2005. — № 2. – С. 25-30.

Поварова И. А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. – 2006. — № 1. – С. 12-31.

Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 2. – С. 31-36.

Филатова Ю. О. О функционировании Американской организации по заиканию // Дефектология. – 2006. — № 2. – С. 79-81.

Яковлев С. Б. Коррекция заикания у дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 2. – С. 40-43.

Арутюнян Л. З. Мое понимание заикания // Шк. логопед. – 2006. — № 4. – С. 5-11.

Поварова И. А. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного отражения качества жизни заикающихся // Практ. психология и логопедия. – 2006. — № 4. – С. 34-36.

Яковлев С. Б. Логопедическая работа по коррекции заикания у дошкольников // Практ. психология и логопедия. – 2006. — № 4. – С. 37-39.

Психологические, психофизиологические и нейропсихологические исследования заикания : Заикание как проблема речевого общения / Карпова Н. Л. и др. // Логопедия. – 2006. — № 3. – С. 5-19.

Блудов А. А. Мультимедийный комплекс «BreathMaker» в системе коррекции заикания / Блудов А. А., Кнобеевский М. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 5. – С. 37-42.

Волкова Г. А. К вопросу о дизонтогенезе подражания заикающихся дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 5. – С. 42-45.

Баркан А. Почему ребенок заикается? // Будь здоров! – 2006. — № 10. – С. 68-70.

Садовникова Е. Н. Система специальной релаксации в процессе логопсихотерапевтической помощи заикающимся детям 5-6-ти лет // Спец. психология. – 2006. — № 4. – С. 54-63.

Казбанова Е. С. Пятый Всемирный конгресс по нарушениям плавности речи // Дефектология. – 2006. — № 6. – С. 84-87.

Филатова Ю. О. Использование компьютерной программы «Видимая речь 3.0» в системе диагностики и коррекции заикания у младших школьников // Дефектология. – 2006. — № 6. – С. 67-73.

Карпова Н. Л. Круглый стол «Заикание: современные проблемы изучения и преодоления» // Коррекц. педагогика. – 2007. — № 1. – С. 77-79.

Виноградова М. А. Специфика проведения функциональных тренировок в преодолении заикания у дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 3. – С. 28-32.

Волкова Г. А. Особенности развития общительности заикающихся детей раннего и дошкольного возраста // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 3. – С. 5-10.

Арутюнян Л. З. Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся // Шк. логопед. – 2007. — № 2. – С. 14-18.

Ворошилова Е. Л. Основные направления формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием старшего дошкольного возраста // Шк. логопед. – 2007. — № 2. – С. 5-12.

Красавина Н. В. Примерное тематическое планирование коррекционно-образовательной работы с заикающимися дошкольниками / Н. В. Красавина, Н. А. Соколова, Е. В. Дергачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. — № 2. – С. 18-22.

Федоренкова Е. В. Основные принципы постановки диафрагмально-релаксационного типа дыхания у дошкольников с заиканием / Федоренкова Е. В., Ляпунцова Н. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 6. – С. 52-60.

Дьякова Е. 8-ой Всемирный конгресс для лиц с заиканием : (8 th World congress for people who stutter) / Е. Дьякова, К. Белов // Логопедия. – 2007. — № 3. – С. 71-73.

Филатова Ю. О. Клаттеринг в XXI веке // Дефектология. – 2007. — № 5. – С. 91-94.

Вакулин А. Ф. Русский язык излечивает заикание // Вестник ЗОЖ. – 2007. — № 11. – С. 12.

Садовникова Е. Н. К вопросу о роли нарушения в генезе заикания // Коррекц. педагогика. – 2007. — № 6. – С. 48-54.

bibl22.ru

Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах спб.: Питер, 2004 Оглавление

Коррекция заикания в играх и тренингах

Работаем над проблемой 12

Общие представления о заикании 12

Причины и проявления заикания 14

Современные методы коррекции заикания 19

Как достичь цели 34

Секреты общения 37

Способы передачи информации в речевой деятельности.

Языки общения 37

Коммуникативные качества речи 46

Предварительная подготовка и начало общения 48

Проблема контакта 50

Стиль ведения беседы 52

«До свидания, было приятно побеседовать. » 59

Что такое умение слушать и что оно может вам дать? 63

Мы слышим то, что хотим услышать 63

Полезные советы и рекомендации 68

Путь в никуда 70

Когда у страха глаза велики 71

Как разговаривать по телефону? 76

Верить — не верить? 79

Я выбираю ключ к успеху! 84

Я знаю, как нужно! 87

Проверьте себя 88

Дышим правильно — говорим легко 92

Общие сведения 92

Дыхательная гимнастика 94

Статические упражнения 96

Дыхательные упражнения с движениями 105

Упражнения для удлинения продолжительности

фонационного (речевого) выдоха 108

Разминка между делом 115

Речь и осанка 115

Мышечное расслабление 116

Комплексная релаксационная гимнастика 119

Тренируем речевые мышцы 126

Общие сведения 126

Тренировка мышц нижней челюсти 127

Тренировка губ 129

Тренировка мышц языка 130

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба 132

Упражнения для мимических мышц 133

Приемы самомассажа в устранении заикания 136

Общие сведения 136

Расслабление мышц шеи 137

Расслабление лицевой и губной мускулатуры

методом поглаживания 137

Расслабление мышц языка 138

Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком 138

Скрытые сообщения: что стоит за

нашими жестами и движениями 140

Общие сведения 140

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения 141

Волшебный мир звуков 152

Общие сведения 152

Интонационные упражнения 154

Речь, ритм, движение 179

Общие сведения 179

Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи 181

Тайны голоса 191

Общие сведения 191

Изолированное произношение гласных звуков 192

Сочетание гласных звуков 193

Работа над словами 198

Работа над предложениями 202

Верный путь к хорошей речи 213

Больше говорим друг с другом 258

Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником 258

«Позвольте мне свое суждение иметь. » 268

Упражнения для совершенствования психологических,

логических и этических умений, необходимых в общении 269

Неумение слушать — серьезная ошибка 276

Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий 277

Простые словесные игры 281

Список слов с разной длиной и разной ритмической структурой 313

Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения 316

Тренинговые тексты для удлинения

продолжительности речевого выдоха 323

Тексты на совершенствование чувства ритма

и выразительности речи 326

Тексты песен 349

О курсе лечения в условиях стационара

и при амбулаторных занятиях 355

Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции 359

Подготовительный этап 359

Основной этап 360

Заключительный этап 362

Интерпретация тестов 364

Тест 1. Приятно ли с вами общаться? 364

Тест 2. Коммуникабельны ли вы? 364

Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными

компонентами в процессе общения? 366

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Известно, что заикающихся в нашей стране от 1,5 до 2,2 процента. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Книга «Коррекция заикания в играх и тренингах» предназначена для взрослых и подростков, страдающих заиканием, а также специалистов-логопедов, занимающихся реабилитацией таких пациентов.

Книга написана на высоком научном уровне и в то же время — популярно, доступно, интересно. Четкие рекомендации позволяют заикающемуся самостоятельно работать над совершенствованием своей речи, не допуская ошибок.

Книга включает комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков: фонационного дыхания, контроля темпа и ритма речи, правильной артикуляции, голосоведения.

В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения, игры и задания для совершенствования психологических и логических умений, навыков конструктивного взаимодействия.

Значительную ценность представляет обширный речевой материал, который может быть использован заикающимися при самостоятельной работе, а также специалистами в процессе групповых и индивидуальных занятий. Это крайне важно для заикающихся с длительным течением заболевания, когда пациент не может регулярно посещать логопеда.

В книге разъясняется возможность коррекции речи при консультативных занятиях со специалистом, изложены основные этапы и принципы логокоррекционной работы. Приведен комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков. Представлен речевой материал, который может быть использован как на занятиях со специалистом, так и в самостоятельной работе.

Безусловно, данное практическое руководство может быть востребовано не только самими заикающимися, но и окружающими их заинтересованными лицами, а также специалистами, работающими в области заикания, — логопедами, педагогами, психологами, врачами.

Р.И. Лалаева, доктор педагогических наук,

профессор, лауреат премии правительства РФ

Перед вами книга для тех, кто страдает заиканием и хочет избавиться от него. Цель данной книги — в простой и доступной форме описать последовательность упражнений, которые надо выполнять для коррекции заикания.

Психологически трудным моментом является начало работы по преодолению заикания (начало занятий с логопедом или самостоятельных занятий).

У заикающихся до начала занятий возникают простые житейские вопросы:

• Каковы причины возникновения заикания?

• Распространено ли заикание среди населения?

• Кто чаще страдает заиканием — мужчины или женщины?

И наконец, самый главный вопрос: сможет ли заикающийся человек, начав заниматься, преодолеть заикание и достичь стабильности в речи?

Эти вопросы, действительно волнующие людей, показались мне настолько важными, что я посвятила ответам на них первые главы книги.

В первой главе изложены общие представления о заикании и намечены пути его преодоления.

Во второй главе рассматривается психологический аспект общения, поскольку для борьбы с заиканием мало выработать правильную технику речи, надо перестать бояться языкового общения с людьми.

Как писал И. Бабель, «перестаньте скандалить за вашим письменным столом и заикаться на людях. Представьте, что вы скандалите на площадях и заикаетесь на бумаге».

Исходя из многолетнего опыта работы и достигнутых результатов, я могу сказать, что преодоление заикания — дело нелегкое, но цель — достижима!

Специалистами разработана методика реабилитации лиц, страдающих заиканием. Эта методика хорошо отработана и может быть использована не только на занятиях под наблюдением логопеда, но и при самостоятельных занятиях.

Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования как речевого аппарата, так и нервной системы человека.

При этом осуществляется следующее:

• организация фонационного дыхания;

• формирование навыков четкой артикуляции и произнесения;

• формирование интонационной выразительности речи;

• стабилизация темпа и ритма речи;

В процессе занятий необходимо контролировать себя и выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма движения и речи и пр. в повседневной жизни.

Занимающиеся осваивают критерии хорошей речи, способы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса.

В данной книге вы найдете необходимые рекомендации.

Материал скомпонован не поэтапно, а по видам работы и состоит из нескольких разделов. Каждому виду работы отводится определенное время. Оно зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и тяжести нарушения речи.

В соответствующих разделах книги даны методические пояснения, указания к работе. Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно взаимосвязаны.

Первые четыре вида упражнений — дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, мышечное расслабление и самомассаж (главы 3—6) — подготовительные. Их можно считать базой, на которой в дальнейшем формируются навыки свободной речи в разнообразных условиях общения. Четкость движения органов артикуляции, умение контролировать мышечный тонус и правильное речевое дыхание — основа для свободного звуко- и слогопроизнесения, а в последующем и естественной речи.

Далее начинается освоение навыков фонации с произнесения гласных звуков и их сочетаний. Затем тренируется произнесение слогов, слов, фраз. В тяжелых случаях нарушений (преобладание голосовой судороги) все указанные упражнения достаточно долго проводятся на беззвучной артикуляции или шепоте. При развитии фонации тренируются стабильность звучания, сила и высота голоса, темп и слитность речи.

В книгу включен материал, отражающий сведения об интонации, о таких ее составных частях, как пауза, логическое ударение, темп, ритм, мелодика.

Весь материал излагается в популярной и доступной форме, приводятся практические советы и упражнения по улучшению собственной речи.

Предлагаемый литературный материал не является обязательным. Каждый логопед может брать статьи, рассказы, стихи по своему усмотрению, принимая во внимание запросы пациентов и их возраст.

В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения.

Задания предлагаются в форме занимательных игр (лингвистических, сюжетно-ролевых, пантомимических), игровых упражнений и тренингов. В рамках игры возможно сочетание речевых и неречевых средств общения, совершенствование речевой активности.

Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому проявить интеллектуальные и творческие способности.

В ролевых играх формируется интонационная выразительность речи, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Участие в них стимулирует собственно речевую активность, а также позволяет участникам игры обогатить социальный опыт взаимодействия с людьми.

Книга содержит словарь-справочник, который поможет легче ориентироваться в значении терминов.

Желательно, чтобы лица, занимающиеся самостоятельно, имели возможность периодически консультироваться у логопеда, который может дать им советы и рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе выполнения тех или иных заданий.

Работаем над проблемой

Какой бы ни был длинный путь,

всегда он начинается с первого шага.

Общие представления о заикании

Заикание известно человеку, по-видимому, столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции.

У взрослых заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Многие перестают видеть свои профессиональные и личные достижения, считая, что, если бы не заикание, все могло бы быть лучше. В результате у большинства заикающихся возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение (Л.Я. Миссуловин, 1988).

Столь ли распространено заикание, чтобы говорить о существовании проблемы?

Во всем мире заикаются 1 процент взрослых и 2—3 процента детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2 процента (В.М. Шкловский, 1994).

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать «срыв» речи — заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи.

Усиление заикания обычно наблюдается в период школьного обучения, особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте. В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Усиливаясь с годами, недостаток речи начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях.

Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в три-четыре раза. По мнению И.А. Сикорского (1889), доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито несколько лучше, чем у мужчин. Видимо, это мнение основано на общеизвестном факте, говорящем о некотором «опережении» девочками мальчиков в развитии речи при отсутствии каких-либо заболеваний.

Причины и проявления заикания

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теорий, претендующие на объяснение его механизмов.

Бытует мнение о том, что заикание возникает от испуга, то есть в результате психотравмы. Но можно ли считать психотравматизацию единственной и ведущей причиной заикания?

Всем известно, что подавляющее большинство детей, особенно в раннем возрасте, пугаются, но далеко не все после этого начинают заикаться. Следовательно, у ребенка, начавшего заикаться, имелись определенные предпосылки, предрасполагающие причины, на которые наслоились различного рода психотравмы (например, сильный испуг, конфликты в семье и др.).

Каковы же эти предпосылки? Неблагоприятные условия жизни и работы матери, а также различные заболевания в период беременности могут явиться причиной ослабленности новорожденного. Предрасполагать к возникновению заболевания могут черепно-мозговые травмы, соматические или инфекционные заболевания, протекавшие с высокой температурой, различного рода эмоциональное напряжение.

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным.

Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие либо это невроз или неврозоподобное состояние.

Большинство отечественных ученых относят заикание к неврозам. При этом часть исследователей склонны рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский), другая часть — как особую форму общего невроза (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тягугин, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина).

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип высшей нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен биологическими предпосылками, неблагоприятными внешними факторами.

Предрасполагающие причины для возникновения заикания разнообразны. Может быть сочетание нескольких причин: наследственная предрасположенность, невропатическая конституция, органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность вследствие заболеваний, семейная отягощенность патологией речи и др. Непосредственным толчком для появления судорожных запинок может послужить психотравма, инфекционное заболевание, возросшие интеллектуальные нагрузки. Заикание может начаться и без видимой причины.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями судорожности. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности на основе органических изменений центральной нервной системы.

Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. По своим проявлениям заикание — крайне неоднородное расстройство. Многообразие проявлений заикания, отмеченное исследователями, позволяет утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей.

Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся проявляются по-разному. У них часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать его нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: речебоязнь, чувство угнетенности, раздражительности и постоянные переживания из-за своей речи, поэтому расстройство речи еще более усиливается.

Первые реакции на дефект у ребенка неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие сопровождается у него развитием понимания, что он говорит не так, как все (неплавно, прерывисто, с запинками), что ему что-то мешает свободно говорить (двигать языком, губами и т. д.). Запинки возникают внезапно, необъяснимо от чего, являются предметом внимания окружающих, не поддаются сразу преодолению, не исчезают самостоятельно и постепенно входят в патологическую условно-рефлекторную цепочку (Н.И. Жинкин, 1958).

Длительное действие раздражителя в одних случаях приводит к понижению чувствительности (адаптации), а в других — к ее обострению (сенсибилизации).

Отсутствие фиксации на речевых запинках у ребенка происходит, прежде всего, под влиянием благоприятных окружающих условий, доброжелательного и спокойного отношения к проявлению этих запинок. В этом случае запинки не мешают общению ребенка с окружающими. Такая картина преимущественно характерна для детей с запинками несудорожного характера, которые, по мнению ряда авторов (М. Зееман, 1962; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; В.И. Селиверстов, 2000, и др.), встречаются у детей довольно часто (в 80% от общего числа всех детей от 2 до 4 лет) и легко проходят, если нет осложнений.

Иная картина наблюдается в случаях обострения чувствительности к восприятию своих речевых нарушений. Возникшие представления о речевых запинках у заикающегося могут опережать само их появление и выступать в данном случае уже как их предвидение и ожидание. Понятия о своей неправильной речи складываются у заикающихся по-разному и постепенно, с накоплением опыта.

Осознанное внимание к своим речевым проблемам побуждает к волевым действиям по преодолению речевого дефекта. Причем невозможность самостоятельно справиться с этой задачей усугубляется ощущениями собственной неполноценности. Состояние яркого переживания способствует фиксированности на своем дефекте, которая увеличивается с возрастом. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей. Например, школьник, свободно говорящий на перемене, тяжело заикается на уроке, а человек, только что не испытывавший затруднений при разговоре с приятелем, не может двух слов сказать без запинки в ответ прохожему.

Неблагоприятный опыт прошлого порождает не только определенные представления о своей неправильной речи, о самом себе и своем положении в обществе, но и формирует неуверенность в своих речевых возможностях. Предвидение и ожидание речевых запинок в совокупности с отрицательными эмоциями во многих случаях приводит к навязчивым страхам речи (логофобии, звукофобии), снижению речевой активности. Переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во время речи, повышенной психической истощаемостью. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий названные явления могут или проявляться кратковременно, или перерастать в стойкие патохарактерологические особенности.

Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности подростка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, социальным и педагогическим проблемам.

Таким образом, принимая точку зрения Л.Я. Миссуловина (1988) и В.М. Шкловского (1994), можно полагать, что заикание — это состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и положительной динамикой, при котором в периферическом речевом аппарате человека, страдающего заиканием, наблюдаются судороги различной тяжести, продолжительности и частоты, возникающие вследствие невротических, неврозоподобных состояний либо органических заболеваний нервной системы и в свою очередь вызывающие у значительной группы больных вторичные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловливать определенные изменения личности и приводить к нарушениям системы общения заикающегося с окружающими.

Итак, можно сделать вывод, что заикание — сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к лечению.

refdb.ru

Глава 1 Работаем над проблемой 11

Общие представления о заикании 11

Причины и проявления заикания 13

Современные методы коррекции заикания 18

Как достичь цели 33

Глава 2 Секреты общения 36

Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения 36

Коммуникативные качества речи 45

Предварительная подготовка и начало общения 47

Проблема контакта 49

Стиль ведения беседы 51

«До свидания, было приятно побеседовать. » 58

Что такое умение слушать и что оно может вам дать? 62

Мы слышим то, что хотим услышать 62

Полезные советы и рекомендации 67

Путь в никуда 69

Когда у страха глаза велики 70

Как разговаривать по телефону? 75

Верить — не верить? 77

Я выбираю ключ к успеху! 83

Я знаю, как нужно! 86

Проверьте себя 87

Глава 3 Дышим правильно — говорим легко 91

Общие сведения 91

Дыхательная гимнастика 93

Статические упражнения 95

Дыхательные упражнения с движениями 104

Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха 107

Глава 4 Разминка между делом 114

Речь и осанка 114

Мышечное расслабление 115

Комплексная релаксационная гимнастика 118

Глава 5 Тренируем речевые мышцы 125

Общие сведения 125

Тренировка мышц нижней челюсти 126

Тренировка губ 128

Тренировка мышц языка 129

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба 131

Упражнения для мимических мышц 132

Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания 135

Общие сведения 135

Расслабление мышц шеи 136

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания 136

Расслабление мышц языка 137

Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком 137

Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями 139

Общие сведения 139

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения 140

Глава 8 Волшебный мир звуков 151

Общие сведения 151

Интонационные упражнения 153

Глава 9 Речь, ритм, движение 178

Общие сведения 178

Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи 180

Глава 10 Тайны голоса 190

Общие сведения 190

Изолированное произношение гласных звуков 191

Сочетание гласных звуков 192

Работа над словами 197

Работа над предложениями 201

Глава 11 Верный путь к хорошей речи 212

Глава 12 Больше говорим друг с другом 257

Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником 257

Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь. » 267

Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении 268

Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка 275

Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий 276

Глава 15 Простые словесные игры 280

Приложение 1 Список слов с разной длиной и разной ритмической структурой 312

Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения 315

Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха 322

Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи 325

Приложение 5 Тексты песен 348

Приложение 6 О курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях 354

Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции 358

Подготовительный этап 358

Основной этап 359

Заключительный этап 361

Приложение 8 Интерпретация тестов 363

Тест 1. Приятно ли с вами общаться? 363

Тест 2. Коммуникабельны ли вы? 363

Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения? 365

studfiles.net

Поварова и а заикание

Заикание — довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произношении слов, фраз. Речь говорящего прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Возникают эти затруднения только в момент речевого общения. Вне его прерывистость речи исчезает. Речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, то есть не является только двигательным расстройством, хотя и весьма сложным по своему патогенезу.

Проблема заикания занимает умы уже не одно поколение людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.

Существует медицинский аспект заикания. Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской академии наук за свой труд о заикании считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося [5]. Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога [12]. Развивая эту точку зрения, Арутюнян Л.З. отмечает, что заикание есть нарушение у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально [2]. В целом Н.И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи [12].

Поварова И.А. рассматривала заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем фазы [25]. Первая — собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя поступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно — соматические реакции на это, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

С конца XIX в. определеннее становится мнение, что заикание- это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат, прежде всего, нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сикорский) [10,12,30]. Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании — это лишь следствие этих психических недостатков (Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна) [12].

М.И. Пайкин рассматривал механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитываемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов» [24]. К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначальное голосообразование и лепет ребенка, повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М. Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» [12]. Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально — волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее.

Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову) [10]:

— легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

— умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

— высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

При клинико-психологическом исследовании В.М. Шкловским установлено, что заикание, ведущее к расстройству коммуникативного процесса, обусловливает нарушение системы отношений личности [32]. Это способствует формированию таких черт в характере заикающегося, как повышенная тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность, чувство ущемленности, ущербности, неуверенность в себе, пониженная самооценка, и др., которые, в свою очередь, приводят к еще большей дезорганизации системы отношений личности. На основании результатов клинико-экспериментального исследования предложена классификация больных с заиканием.

Учитывая степень заикания, а также клинико-психологическую характеристику заикающихся, можно выделить три основных группы (В.М. Шкловский, Б.Д. Карвасарский) [32].

Первая группа. Заикающиеся отличаются незначительно выраженным невротическим компонентом независимо от степени, формы заикания и типа судорог. При возникновении страха речи больные в состоянии его преодолеть самостоятельно. В структуре личности таких больных не отмечается стойких патологических отклонений. По характеру они достаточно активны, общительны. Отсутствует невротическая переработка имеющегося дефекта речи. Речевой дефект не мешает становлению личности как таковому.

Вторая группа. Для больных второй группы характерны значительные эмоциональные расстройства. У них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Заикание особо выражено в ситуациях, требующих активного речевого общения (ответы на уроках, экзаменах; выступление на собрании; разговор с незнакомыми людьми, по телефону и т.д.), что свидетельствует об избирательном характере нарушения отношений личности. У заикающихся данной группы проявляются следующие характерологические особенности: повышенная впечатлительность, сензитивность, резкие колебания настроения, неуверенность в себе, а следовательно, и низкая самооценка. Для этих больных характерны значительные эмоциональные расстройства; у них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда и не везде могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Это, свою очередь, неблагоприятно отражается на становлении общественно-личностных отношений. На этом фоне у заикающихся возникают трудности реализации своих способностей, актуализации себя в общественной и личной жизни.

В третьей группе тяжесть заболевания в значительной степени определяется выраженностью эмоциональных нарушений. По данным клинико-психологических исследований, в структуре личности больных отмечаются стойкие патологические отклонения. У больных этой группы оказывается дезорганизованной вся система личностных отношений и поведения, резко выражено чувство собственной неполноценности, непреодолимый страх, неуверенность в своих силах, тревожная мнительность, которая часто неадекватна по отношению к имеющемуся или практически отсутствующему дефекту речи. Возникают значительные трудности при получении образования, существенно нарушается трудовая деятельность и исключается всякая возможность общественной деятельности. Так появляются нарушения в системе межличностных отношений, препятствующие социальной адаптации.

Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи [12]. Изучение грамматического развития, состояния активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает. Речевые затруднения зависят от различных условий: с одной стороны, от типа первой системы, и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима.

Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике ребенка при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»)[ 32]:

а) Невротическая отягощенность родителей (нервные и другие болезни, ослабляющие или дезорганирующие функции центральной нервной системы: сифилис, алкоголизм, интопацирующие нервную систему плода).

б) Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).

в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация — база для заикания. Предполагающей причиной заикания может послужить и скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.

Отличаются случаи заикания из-за подражания заикающимся. Различают две формы такой психической индукции (психического заражения); пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речи заикающегося, активная — он передразнивает его и сам начинает заикаться.

Нарушения в развитии речи существенно влияют на эффективность процесса социализации ребенка. Вследствие логоневроза ухудшается процесс общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения, поиски способов самореализации в других видах деятельности.

studbooks.net

Заикание.net. Лечение заикания у детей и взрослых: руководство + DVD с аудио- и видеопрограммами (+ DVD)

"Мармелад" — качественное постельное белье для девочек и мальчиков от 4 до 12 лет, которое помогает родителям создать уютную

Компактная платформа Bibosec имеет приподнятые края для сбора стекающей воды может одновременно держать до 8 бутылочек и баночек разных

Новогодний конструктор порадует любого ребенка! В комплект входят фигурка Деда Мороза, 2 девочек, 2 лошадок и зайки, из деталей можно

Одинцова Т.С. Ростов:Феникс

Предложены практические рекомендации по формированию темпоритмической организации речи в структуре комплексной реабилитационной работы по коррекции заикания у подростков и взрослых. Поварова И.А. Речь Современный учебник

Волкова Л.С. Владос Библиотека учителя-дефектолога

Данный фильм послужит хорошим подспорьем для родителей по профилактике и лечению заикания у детей в домашних условиях.

Химическая завивка в современном мире причесок стала самым популярным методом придания волосам пышности и объема. Голубева Е.В. Эксмо Парикмахерская — дома

Эта книга включает в себя информацию о том, как можно быстро и эффективно помочь вашему заболевшему ребенку. Лебедев Н.С. Ростов: Феникс

Зайцев С.М. Мн: Книжный Дом

Синяков А.Ф. Авеонт Природная аптека

Но немногие знают о том, что с его помощью можно лечить не только ссадины, но и внутренние болезни, даже самые тяжелые, такие, как атеросклероз, астма, гипертония… Сведения об этом появились в медицинской литературе еще в начале 20 века, но тогда Неломакин Питер Тропинка к здоровью

Различные виды деревьев издавна считались хорошими лекарями множества болезней. Казьмин В.Д. Феникс Панацея

Книга рассчитана на широкий круг читателей. Казьмин В. Рипол Классик, БАО Я вам помогу

Куропаткина М.В. Рипол Классик Здоровье и красота

Котешева И.А. Эксмо Советы практикующего врача

Маловичко А.В. СПб: Диля /Респекс

Эта книга содержит рецепты и рекомендации, способные реально улучшить состояние больных. Покровский А. АСС-Центр Азбука здоровья

Программа очищения организма, включающая профилактическое голодание и лечение водой, избавит ваш организм от шлаков и токсинов, накопившихся за многие годы. Музыченко И. Крон-пресс Будьте здоровы!

Мазнев Мартин Книги Мазнева по народной медицине

Рашевская К.В. Ростов: Феникс

Разделы, посвященные альтернативной медицине: лечение растительными препаратами и др. ; интересны данные о сочетаемости препаратов, многих заинтересует таблица средств дополнительной терапии, применяемых при различных онкологических заболеваниях. Степашкин В.Е. Феникс Больной вопрос

Прежде всего, необходимо четко представлять себе, что дисбактериоз — это не отдельное заболевание. Бецкой А.С. Феникс

Еременко М.Я. ИК Невский проспект Советует доктор

В издании отражены вопросы, касающиеся одного из наиболее часто встречающихся страданий мужчины — воспалении предстательной железы (простатита). Хейфиц Цитадель-трейд

Сюда входят тепловые, механические, инфекционные, радиационные, электрические, химические и др. раздражители. При длительном воздействии на кожу они могут вызвать возникн Кожный покров человеческого тела постоянно подвергается влиянию внешних Ужегов Г.Н. Ростов: Феникс

www.bookin.org.ru

Это интересно:

  • ВВ Суворова психофизиология стресса Читать онлайн "Психология стресса и методы коррекции" автора Щербатых Юрий Викторович - RuLit - Страница 7 8. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6—39. 9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52—60; 81—85. 10. Меерсон Ф. […]
  • Дизартрия и заикание / Дизартрия Е.Н. Винарская Дизартрия / Е.Н. Винарская УДК 376 ББК 74.3 Серия основана в 2005 году В48 Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141, [3] с.: ил., — (Библиотека лого­педа) ISBN 5-17-028185-4 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-10288-2 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 5-9762-0841-X (ООО «Хранитель») Книга […]
  • Болезнь альцгеймера презентация Презентация на тему: Болезнь Альцгеймера Болезнь Альцгеймера Одна из главных причин развития деменцииРемизова АлинаСергева Анна10 Б Что такое болезнь Альцгеймера Болезнь Альцгеймера (также сенильная деменция альцгеймеровского типа) — наиболее распространённая форма деменции, неизлечимое дегенеративное заболевание, впервые описанное в 1906 году […]
  • Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Мне обеспечивает защищённость человека от стресса Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек Awaken Your Strongest Self Break Free of Stress, Inner Conflict, and Self-Sabotage Издано с разрешения McGraw-Hill Companies, Inc. © 2007 by Neil Fiore. All rights reserved. © Перевод на русский […]
  • Синдром дауна велик Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (трисомия, см. также плоидность). Существует ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на […]
  • Болезнь альцгеймера симптомы и признаки википедия Болезнь Альцгеймера (также сенильная деменция альцгеймеровского типа) — наиболее распространённая форма деменции, неизлечимое нейродегенеративное заболевание, впервые описанное в 1906 году немецким психиатром Алоисом Альцгеймером. Как правило, она обнаруживается у людей старше 65 лет, но существует и ранняя болезнь Альцгеймера — редкая форма […]
  • Нарушение чтения у детей с умственной отсталостью Логопедическое обследование детей с умственной отсталостью Обследование дошкольников с умственной отсталостью Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов […]
  • Смерть от шизофрении Смерть от шизофрении Особое место в генезе ВСС при шизофрении занимает своеобразная кардиомиопатия, которую вполне оправданно выделить в качестве самостоятельной нозологической единицы и обозначить как нейролептическая кардиомиопатия (НКМП) [1, 4, 9]. На нашем материале ВСС, связанная с общим ожирением, зарегистрирована у 1 мужчины и 6 женщин в […]