От чего болеют аутизмом

«Здоровье есть дар Божий», — говорил преп. Серафим. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет одумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям.

О болезнях последних так пишет в одном письме старец Амвросий Оптинский: «Не должно забывать и мудреного настоящего времени, в котором и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят и от того, что слышат, и поэтому требуется очищение, которое без страданий не бывает; очищение же душевное по большей части бывает через страдания телесные. Посмотрите: и самые грудные младенцы не без болезней ли или страданий переходят в будущую жизнь?»

Тяжело видеть страдание детей. Но знаем ли мы, что в некоторых случаях виновниками этих страданий бываем мы сами?

Однажды к старцу Амвросию подошел крестьянин, на руках у которого бился бесноватый мальчик, и попросил старца об исцелении ребенка. «Чужое брал?» — строго спросил старец. «Брал, грешил, батюшка», — отвечал крестьянин. «Вот тебе и наказание», — сказал старец и отошел от несчастного отца.

Точно так же в житии преп. Аммона (память 4 окт.) рассказывается про отрока, укушенного бешеной собакой в наказание родителям за их грех — кражу вола.

Смерть сына царя Давида последовала также как наказание за вину отца (2 Цар. 12, 14).

Страдания невинных детей так объясняются св. Нифонтом, еп. Кипрским (память 23 дек.): «Многие живущие в мире. в грехах своих не каются и о душах своих попечения не имеют.

По этой-то причине Господь наказывает как детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к принесению покаяния и тем оправдать их на Страшном Суде Своем.

Знай, что младенцы без греха страдают для того, чтобы им за напрасную их смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия истинного покаяния».

Поэтому при страдании ребенка нам следует спрашивать свою совесть: не покарал ли Господь за мой грех моего ребенка?

Может быть, часто единственным средством, служащим для выздоровления ребенка, является покаяние его родителей.

Идиоты — да ведь только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет. Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. А дети — все ангелы Божии суть.

О причине болезней детей

Если ребенок зачат со вторника на среду или с четверга на пятницу, в воскресный день, в пост или в большой праздник, он родится с дефектом — моральным, нравственным или физическим. Обычно в одной семье бывают и здоровые, и больные дети. Грех родительский отражается на детях, они страдают и мучаются.

А виноваты мы сами. Нерассудительны те родители, которые имеют детей малых, кормят их грудью, а при этом ругаются, скандалят, обижаются, злятся, живут только для плоти. Все их страсти обязательно скажутся на нервной системе ребенка. Даже если ребенок еще находится в утробе матери, он воспринимает состояние матери, потому рождается больным. Если беременная женщина пьет вино, курит, живет с мужем по плоти, ребенок у нее родится страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей. Когда в семье маленькие дети, не надо думать, что они ничего не понимают, ничего не знают. Они все понимают и все знают. Дети, как резиновая губка, все впитывают от родителей.

Сила Животворящего Креста

В Киеве проживала молодая вдова, которая имела единственного сына, мальчика десяти лет. В нем она души не чаяла и буквально боготворила его. Однажды у нее за столом сидели гости. Речь зашла о красоте природы и величии Божием. Вдова, слыша такие слова, указывает на своего сына, который сидел здесь же и ел котлету, и говорит: «Вот мой бог и мое сокровище! Ничего другого я не признаю». Не успела она произнести свои слова, как раздался ужасный крик. Мальчик подавился котлетой и тут же, через десять минут, скончался. Лицо его было искажено смертными страданиями. Отчаянию матери не было предела. Истерзанная душою, измученная, она ходила по дому как безумная. Мальчика приготовили к погребению. Няня заметила, что на груди у него нет креста и, обращаясь к матери, говорит: «У Володи нет креста. Разве повесить ему крест на шею?» Но мать, услышав слово «крест», поспешно отвечала: «Нет, не нужно, к чему это вешать на грудь» — и вышла в соседнюю комнату. Няня как глубоко верующий человек не могла примириться с мыслью, что ребенок будет погребен без креста. Она сняла со своей шеи крест, который берегла от дней своего младенчества, и с глубоким благоговением возложила его на грудь отрока. И вдруг — о чудо! Лицо мальчика, до этого обезображенное конвульсиями, вдруг просветлело и улыбнулось. Няня, видя такое чудо, залилась горячими слезами умиления. Мать, слыша плач няни, вошла в комнату и, видя улыбающееся лицо сына, воскликнула: «Он жив, он жив!» Но няня говорит: «Нет, Володя мертв. Но после того, как я возложила на него крест свой, благодать Божия просветила миром его душу и тело». Тогда мать, видя силу Креста Господня, засвидетельствованную улыбкою на мертвом лице отрока, признала в этом знамении явление благодати Божией. Припав на коленях к образу, она со слезами умиления и раскаяния молилась о прощении своих согрешений и упокоении своего сына.

О скорбных обстоятельствах жизни

Все, что от Господа, помимо нашего произвола, есть самое лучшее для нас. Это не по вере только, отвлеченно так, но какое ни рассмотри обстоятельство из жизни, осязательно увидишь, что так всегда есть. Вот и ваше теперь стеснение отовсюду — и своя болезнь, и сыновняя, и дела те тяжелые, о коих намекаете, — все это есть самое лучшее и для вас, и для всех ваших. Только остается молиться и, молясь, Бога благодарить. И за скорбное еще более надо благодарить — лобзать наказующую и учащую десницу Божию. Слепота наша, ничего не видящая, и самолюбие, слишком притязательное, — одни причины суть скорбей наших — того, что слишком болеем сердцем при неблагополучных обстоятельствах. Вы, конечно, все это так понимаете и умеете свои чувства вставить в рамку, которую делает Небесный Промысл, с неподражаемым искусством. Желаю вам благодушия. Сердце, преданное Господу, всегда умеет найти покой! Матерь Божия да согреет вас материнским в душе утешением!

Наставления матери при болезни дочери

Какая вы мудреная! Не поскорбеть, конечно, нельзя; но убиваться — какой смысл? Что за беда, что заболела дочь? Поболит и поздоровеет. Ведь не все заболевающие умирают. С какой же стати вы провожаете на тот свет дочь, когда она только что заболела? Что ей стало хуже — обычный порядок болезней.

Конечно, все мы в руках Божиих, — и смерть каждого может застать в каждую минуту.

У больного та особенность, что смерть, если ей суждено придти, придет не внезапно. В этом отношении выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански. Вот об этом и надобно позаботиться теперь паче, нежели убивать себя гореванием.

Болящее дитя и его лечение

Премного жалею о горе вашем и молю Господа устранить причину оного — болезненные припадки юной дочери вашей.

Но молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля. Господь с Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно. Потому молиться — будем молиться, а естественных средств все же пренебрегать не следует. Ищите и обрящете!

Пришло мне на мысль — достаточно ли у ней прогулок на свежем воздухе и дома телесных трудов, требующих тоже движения и напряжения. Не идут ли к этому ванны, души? Катайтесь с нею каждый день, а то поезжайте кататься — путешествовать. В Киев проехали бы. и еще по чугункам. В Киеве тоже доктора знаменитые.

Но, конечно, и доктора по Божию благоволению помогают. Поэтому будем молиться. От всей души желаю, чтобы эта немощь прошла и следа не оставила.

Утешение родным в болезни близких сердцу

Вполне разделяю горесть вашу о Н. Господь да пошлет вам всякое утешение. Молитесь Господу — а между тем и сами ройтесь в тех источниках, где чаете обрести утешение.

Вы уже знаете их — и роетесь. Продолжайте с терпением&. и обретете, — ибо всякий ищущий с терпением и верою, обретает. если не всегда то, чего делает, то всегда то, что благоволит Бог во благо ему.

В горестях благо скрыто под скорбию сердца — оттого не ощущается и не видится, хотя есть не думательно, а действительно. И у вас теперь оно есть и действует, как в Н., так и вас. Благодушествуйте же, смиренно веруя, что так есть и для вас, хоть и не видно.

Вы чего желали бы Н. — временного благополучия или вечного спасения? Трудно вам выбирать? Скорее остановитесь на: — «того и другого». Но если первого нельзя совместить с последним, то, конечно, не задумавшись, изберете сие последнее, отказавшись от первого. Так вот и положите в уме своем и в сердце своем, что для Н., по теченью событий жизни вашей и ее, которых вы не видите и не знаете, необходимо было пресечь вкушение благ видимых — на время или навсегда. И Господь так устроил. Устроив, или попустив ей тяжкую болезнь, Он прикрыл ее тем от всего, что могло нехорошо действовать на ее настроение. Пройдут опасности — здравие возвратится. Не пройдут — так останется. (По милости Божией и за молитвы святителя Н. выздоровела.) Всяко опасаться за ее вечное спасение вы не имеете резонов. Судя по указанным вами ее занятиям, ее настроение душевное было хорошее. Теперь она в состоянии болезненном. След., перейдет ко Господу или теперь стоит пред Господом такая, какою застала ее болезнь. Такова и участь ее вечная. Умножится она вашими благодушными терпением и верою и вашим преданием ее в десницу Божию. Я же, сверх того, держусь той мысли, что, тогда как душа расстраивается по причине расстройства ее органа — тела, — дух остается цел, и он зреет там — глубже сознания — все более и более в том направлении, в каком застало его расстройство то.

В своих письмах святитель Феофан нередко касался значения так называемых «нарядных» молитв за болящих. В большинстве случаев, у нас эти молитвы совершаются так: родственники болящего, или сами, или чрез записку, просят священника помолиться о больном, причем тут же прилагают и плату за молитвенный труд. Этой материальной стороной дела, большею частию, и ограничивается вся забота родственников о болящем, так что они сами лично почти не считают нужным присоединять своих молитв о болящем к молитвам священнослужителей, особенно если сделанный им наряд имеет продолжаться несколько дней. Такое отношение к делу со стороны родственников болящего признается святителем далеко не похвальным.

«Вы добре устроили молитвование о своей дочери (болящей), — говорит он в одном письме. — Два молебна в неделе, да на проскомидии помин. Кажется, довольно бы. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душой. Если никто не воздохнет от души, то нарядный молебен, хоть и будет исполнен, а молитвы о болящей не будет. Только и есть тут ваша вера и надежда — знамением которых служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна. Вы заказали, но, дав деньги, чтобы другие молились, сами сбросили с плеч все заботы. Болящего (болеющего) о больной никого и нет. Служащим где за всех наболеться?! Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на литургии. Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к престолу Божию. и самую молитву Церкви делает болезнующею, хоть служащие и не болят. Так видите, в чем сила. Бывайте на молебнах сами и болите душой о болящей. И дело будет. В церкви, на литургии, болите во время проскомидии. А особенно, когда после Тебе поем богородичную поют песнь Достойно есть. тут поминаются за новосовершенною жертвою живые и умершие. Обедни сильнее, чем поминовение только на проскомидии, потому что это выражает сильнейшее наше соболезнование о болящей и вместе с тем — сильнейшую нашу веру и надежду, что Господь не оставит нас Своею помощию. Где заказать. Куда душа лежит, там и закажите. Но главное — сами болите о больной. И больше бедным помогайте. не тем только, которые ходят. Облегчите тяготимое бедностию семейство. Его молитва облегчит и вашу тяготу сердечную. и, слившись с вашею, составят трубный глас, сильный привлечь Господа».

СИЛА РОДИТЕЛЬСКОЙ МОЛИТВЫ

Если мы чувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению св. Отцов, качество нашей молитвы мы должны восполнять количеством ее. Так советовал преп. Серафим. Он рекомендовал родителям не ограничиваться в своей молитве обычными правилами, но, подражая инокам, вставать на молитву и в полунощный час.

Примеры усиленной молитвы за своих детей мы видим еще у праведников Ветхого Завета.

Так, Иов, «вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех детей своих, говоря: „Может быть, сыновья мои согрешили“, и так делал Иов во все дни» (Иов. 1, 5).

В своей молитве за детей Иов был близок духу Христову — духу посредничества между Богом и людьми.

Как и всякая молитва, молитва родителей за детей может быть разумной и неразумной. Ап. Иаков говорит: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4, 3).

Св. Отцы говорят: «Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианина».

Это относится и к молитве родителей, и в частности, к тому случаю, когда родители молятся о выздоровлении смертельно болящего ребенка. Случается, что Господь спасает родителей от будущего горя тем, что отнимает у них детей в раннем возрасте. Поэтому родителям нужна в этих случаях смиренная покорность всеблагому Промыслу Божию, и молитва их о болящем, как бы горяча она ни была, всегда должна кончаться словами Господа в Гефсиманском саду: «. впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

В таких случаях надо помнить рассказ о том, как с отчаянием молилась одна мать о выздоровлении двух своих сыновей, лежавших в смертельной горячке. В тонком сне Господь открыл ей будущее ее сыновей на земле. Она видит их взрослыми за разгульной пирушкой в кабаке. В ссоре они бросаются друг на друга и ножами наносят друг другу смертельные раны.

Очевидно, не с матери этих двух сыновей надо брать пример родителям, а с матери Людовика французского (католического святого), которая говорила ему: «Мне легче видеть тебя умирающим на моих глазах, чем совершающим смертный грех».

Поэтому нельзя предаваться отчаянию при смертельной болезни ребенка, но брать пример с царя Давида при болезни его сына. Неделю молился царь и ничего не ел, говоря: «. кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» Но когда дитя умерло, то Давид успокоился и стал есть, так объясняя свое поведение окружающим: «Теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12, 22–23).

Конечно, помимо случаев, когда по воле Божией дети умирают несмотря на мольбы родителей, имеется еще более случаев, когда усердная молитва родителей чудесно спасала смертельно заболевшее дитя.

Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед Богом особую силу: горячая любовь движет и горячую молитву. А горячая молитва не останется не услышанной Богом.

Сила родительской молитвы такова, что бывают случаи, когда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда им следовало бы отказать.

Свидетельством этому является случай из рода московского купца Азурина. За страшный грех — клятвопреступление — был наказан не только сам Азурин, но и его потомство: все мужское поколение Азуриных постигало или самоубийство, или сумасшествие. На этом роду оправдались слова Св. Писания: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5–6).

Одна из Азуриных при смертельной болезни ребенка всю ночь в исступлении молилась и рыдала перед образом святого, особо почитаемого семьей, умоляя спасти сына.

Под утро в полусне она видит, что святой вышел из иконы и сказал ей: «Неразумна твоя молитва, ты не знаешь, кем будет ребенок. Но если ты так просишь, то пусть будет по твоей просьбе». Сын выздоровел, вырос, и жизнь его стала проклятием для его матери.

В Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к иконе Божией Матери Калужской. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла. Несчастная женщина, обезумевшая от горя, бежит в собор и здесь, у образа Божией Матери, начинает свою безумную молитву такими словами: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ. Но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения: Ты не спасла мне дочери от смерти!» И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Богородицы женщина впала в какое-то бессознательное состояние и видит лучезарно сияющую Царицу Небесную. Божия Матерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умоляла Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистою в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы Господа с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему: иди, дочь твоя жива. » После этих слов женщина очнулась и направилась домой. Дочь ее уже лежала в гробу, готовая к погребению. Но вдруг, неожиданно для всех, щеки ее покрываются румянцем, слышится глубокий вздох из ее груди, и отроковица — живая — поднимается из гроба. Радости матери не было конца. Но счастье было непродолжительно. Выросшая девица повела разгульную и порочную жизнь. Для матери она явилась не утешением, а большим несчастьем. Она ее била, бранила и всячески издевалась над ней, причиняя обиды. Так страшно и опасно не подчиняться воле Божией.

Итак, мы приходим все к тому же основному выводу, который должен глубоко запасть в наше сердце — сердце родителей: судьба, счастье, спасенье наших детей зависят прежде всего от нас — их родителей.

Поэтому с полным самоотвержением и любовью, трудясь «в поте лица» и идя «узким путем», путем «безумной» мудрости (1 Кор. 3, 18) постараемся спасти себя покаянием и «стяжанием Духа Святого Божия», а через это мы спасем и наших детей.

Прежде всего на деле докажем нашу действительную деятельную любовь к ним и прибегнем к теплой, постоянной, усердной молитве к Богу за наших детей и о даровании нам мудрости в важнейшем для нас деле — в деле их духовного воспитания.

www.pravzhurnal.ru

Причины аутизма у детей

Аутизм — это серьезное расстройство психического здоровья у детей. Первые клинические симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте — до 2 лет. В основе болезни лежат отклонения, связанные с нарушением развития головного мозга.

Основными признаками патологии является ярко выраженная ограниченность социального общения и отсутствие каких-либо интересов. Дети, страдающие аутизмом, не способны построить в будущем нормальные человеческие отношения.

Это заболевание распространено в современном мире. По данным статистики, на 1000 новорожденных приходится 6 случаев аутизма. Болезнь в 4 раза чаще поражает мальчиков.

Ученые до сих пор спорят о возможных причинах мутации генов, с целью найти лекарство от аутизма. Но вопрос о том, почему происходит сбой в генах, несущих ответственность за созревание синаптических связей в мозге, — остается открытым.

Не существует четкого перечня факторов, которые могут вызвать этот недуг. Учеными было выдвинуто немало теорий, относительно этиологии аутизма, но несмотря на многочисленные исследования многие из них , остались неподтвержденными. Возможно, эта проблема будет до конца изучена в будущем.

Наследственная предрасположенность

Несмотря на многочисленные споры, специалисты сходятся в одном: болезнь начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Поэтому нет сомнений в генетической природе этого недуга.

Химические и биологические факторы

Следующей причиной развития аутизма являются расстройства гормональной и иммунной природы, а также различные нарушения, затрагивающие нервную систему. Некоторые ученые уверены, что стать провокатором заболевания могут обыкновенные вакцины для детей, но это мнение до сегодняшнего дня остается неподтвержденным.

Поэтому если после проведения прививки в поведенческих реакциях и самочувствии ребенка возникли какие-либо выраженные изменения, скорее всего, речь идет о наличии не обнаруженного в прошлом расстройства, которое до этого момента являлось скрытым и ничем себя не проявляло. То есть вакцинация в данной ситуации вполне может сыграть роль так называемого патологического пускового механизма.

Также популярностью пользуется теория негативного влияния на развитие головного мозга мучной и молочной продукции — пищи, содержащей такие вещества, как глютен и казеин. Ученые, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что белки вызывают серьезные расстройства нервной системы новорожденных и грудных детей, в связи с чем и диагностируются ранние симптомы аутизма.

Неблагоприятное влияние на детский организм может оказать неблагополучие воздушной атмосферы, окружающей человека: всевозможные соли тяжелых металлов, выхлопные газы, химические растворители, никотин и токсины отражаются на уровне развития головного мозга и нервной системы ребенка, поэтому они вполне могут являться одной из причин развития аутизма.

Перинатальная патология

У некоторых детей вскоре после рождения диагностируются органические поражения отдельных участков головного мозга, которые появились еще во время периода внутриутробного развития. Причины возникновения этих аномальных явлений обусловлены инфекционными заболеваниями матери в период беременности (в частности, краснухой), физическими и психическими травмами, а также риском, связанным с профессиональной деятельностью женщины (отравление организма солями тяжелых металлов, облучение и пр.).

Кроме того, к развитию расстройств головного мозга могут привести и такие осложнения, как родовые травмы, полученные новорожденными в процессе стремительных или тяжелых родов, а также в связи с преждевременным родоразрешением.

Известны случаи, когда сама природа в первые недели беременности «отбраковывает» нездоровое потомство, которое обладает определенными нарушениями на генетическом или органическом уровне. Поэтому существует теория, согласно которой вероятность рождения на свет ребенка, страдающего аутизмом, повышается, если у будущей матери вовремя гестации диагностировалась угроза самопроизвольного выкидыша.

Излишнее употребление антибактериальных препаратов негативно отражается на организме детей и может послужить внешней причиной, провоцирующей развитие аутизма. Дело в том, что антибиотики — это не просто вещества, которые направлены на борьбу с инфекционным фактором, но и чужеродные по своей природе компоненты для человеческого организма, проникающие внутрь него. Они чрезмерно активизируют детскую иммунную систему.

Курсовое лечение препаратами антибактериальной терапии должно назначаться со строгим учетом патогенеза инфекции, не являться токсичным и давать терапевтический эффект.

Антибиотики должны использоваться в самых минимальных для возраста ребенка дозах. В противном случае бесконтрольный длительный прием препаратов способен нанести ущерб клеточным структурам головного мозга, что, в свою очередь, может стать толчком к развитию психических расстройств, в частности, аутизма.

Особенности воспитательного процесса

Поведение родителей серьезно сказывается на психическом здоровье малыша. Отклонения в этой сфере может вызвать напряженная обстановка внутри семьи, систематические скандалы с рукоприкладством, физические наказания, которые применяются непосредственно к ребенку, — все это может говорить ему о том, что его не любят и отвергают.

Даже в раннем возрасте он начинает замыкаться, чтобы найти причины в себе. Это может привести к формированию психического расстройства с последующим развитием аутизма. Отрицательные эмоции накапливаются.

На этом фоне его головной мозг защищаясь, затормаживает основные процессы развития, стремясь оградить детскую психику от влияния внешней действительности, подталкивая решение всех имеющихся проблем к простым стереотипным действиям и поступкам. Этим и обусловлен повторяющийся механизм действий у детей, страдающих аутизмом.

Под влиянием стресса в кровь выбрасывается гормон дофамин — секрет, влияющий на передачу импульсов в тканях головного мозга. Хронический стресс может стать причиной медленного формирования аутизма, с постепенным появлением симптомов, характерных для этого заболевания: отчужденность к окружающим, отсутствие интереса к внешнему миру, повторение одного и того же механизма действий.

Дать начало развитию аутизма у детей может недостаточное количество таких гормонов, как адреналин и норадреналин. Нехватка также провоцирует неадекватную психическую реакцию со стороны больного — отсутствием улыбки, нежеланием контактировать с окружающими, выраженной апатичностью.

Гормональные нарушения приводят к патологическим изменениям метаболизма, то есть происходит нарушение его нормальной физиологической внутренней среды.

Колоссальное значение играет возраст до 1 года, когда головной мозг ребенка активно совершенствуется, с точки зрения функционального значения, и становится похожим на мозг взрослых людей.

Всего можно выделить 3 критических момента в становлении аутизма у детей, в те моменты, когда нервные процессы находятся на пиковом уровне. Именно в эти возрастные периоды происходит перестроение организма и значительно повышается риск формирования отклонений в психическом здоровье, это возраст:

Но, скорее всего, аутизм у ребенка развивается на фоне целого комплекса различных предрасполагающих факторов. То есть при неблагоприятном стечении обстоятельств причины могут наслаиваться друг на друга.

Например, беременность женщины, протекающая с определенными осложнениями (на фоне токсикозов, инфекций и соматических заболеваний), неудачно сочетается с некоторыми странностями в поведении и психическом здоровье будущего отца, а затем и тяжелыми родами.

mama66.ru

Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.

Речь у таких детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Им неинтересно заводить друзей. Предпочитая проводить время в одиночестве, они не играют с другими детьми. Часто они не отвечают на улыбки. При этом заболевании человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз.

И у детей и у взрослых обычно наблюдаются другие заболевания, такие как расстройства сна, аллергия, нарушения пищеварения.

Причины развития аутизма у детей

У мальчиков аутизм развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причина возникновения этого заболевания до сих пор не известна. По-видимому, наследственность играет важную роль. Если в семье уже есть ребенок, страдающий аутизмом, то вероятность этого заболевания у другого ребенка составляет 5-10%. Исследования не обнаружили какой-либо связи заболевания с вакцинациями детей.

Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

  • ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
  • не может объяснить, чего он хочет;
  • испытывает задержку темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • не улыбается другим;
  • не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
  • не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
  • не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
  • наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Иногда детям с аутизмом свойственно самоистязание, которое может проявляться значительными повреждениями на теле. Кроме того, у таких детей часто повышен порог болевой чувствительности, и ребенок может не реагировать на достаточно болезненные раздражители.

Что можете сделать вы

Убедитесь, что педиатр внимательно оценивает развитие вашего ребенка. Если вам кажется, что у вашего ребенка появились какие-либо симптомы аутизма, врач должен немедленно проверить его состояние.

Если аутизм диагностирован, ребенку назначат лечение, направленное на раннюю коррекцию процесса. Тренировка навыков и коррекция нарушений должна начаться как можно раньше.

Детям, страдающим аутизмом, легче всего адаптироваться, заниматься и работать в высоко организованной среде.

Что может сделать ваш врач

Существуют различные методики коррекции поведения. Если терапия начинается в раннем возрасте, она может дать хороший эффект. Физио-, трудотерапия, логопедия направлены на специфические особенности ребенка. Специальное обучение корректирует поведение ребенка и помогает в приобретении различных навыков.

Иногда требуется лекарственная терапия, в особенности, если необходим контроль поведения, при котором больному свойственно самоистязание.

health.mail.ru

Аутизм — психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте. Похожие состояния, но более с мягкими признаками и симптомами причисляют к синдрому Аспергера

С причинами заболевания тесно связывают гены, которые влияют на возникновение синаптических связей в коре головного мозга, но все же ученые сомневаются в том, что только гены являются виновником аутизма. Отводят роль и редким мутациям во время беременности. Предположительно считают, что окружение и отношение к малышу, условия существования также участвуют в возникновении аутизма у ребенка. Другая причина, такая как вакцинация ребенка, выдвигается как гипотеза, без научных подтверждений. Распространенность данного расстройства приблизительно 6 человек на одну тысячу. Мальчики заболевают чаще девочек в четыре раза. При аутизме отмечаются изменения почти во всех участках мозга, но этиология и причины заболевания до сих пор неясны. Родители начинают замечать ранние признаки аутизма в первые два года жизни

Аутизм признаки у детей

Это прежде всего задержка речевого развития и отсутствие желания идти на контакт — дефицит общения, ограниченность интересов, стереотипы, налицо проблема в развитии невербального общения (отказ смотреть в глаза и неприятие телесных объятий), неспособность дружить со сверстниками, разделять радость и увлечения с товарищами, отсутствие сопереживания за друзей; не восприятие таких чувств, как боли и грусти людей из своего окружения; неутомимое стремление упорядочивать предметы и наводить порядок

В трех случаях из четырех это умственная отсталость, неспособность говорить, а если разговаривает ребенок, то испытывает трудности, чтоб завести первым беседу и поддерживать ее. Как распознать аутизм? Это не сложно, больные повторяют однотипные фразы, услышанные ранее. В беседе не воспринимают юмор, а понимают все буквально без завуалированного общения. Наблюдаются нарушения в чувственном восприятии (когда больно – молчат, а от обычного прикосновения кривятся)

Ранний детский аутизм проявляется как сосредоточение внимания на частях игрушки, так и нежелании совсем играть целой. А зачастую вообще не желают играть. Требование от близких родственников определенного порядка в режиме (ходить по одной и той же дороге, кушать в определенном порядке продукты). Маленькие дети не любят ласк от родителей, звуковых игр, не могут долго начать говорить, наблюдается задержка речевого развития. Ребенок — аутист игнорирует речь, обращенную к нему, а реагирует только на отдаленные звуки.

Болезнь аутизм в подростковом периоде не простая пора. Обычные дети тяжело переносят этот период, а аутисты вдвойне. Подростки испытывают страхи, депрессии, случаются приступы эпилепсии

Аутизм у взрослых проявляется в увлеченности определенными темами (видео игры, игры в карты, запоминание номерных знаков на авто), отсутствие чувства юмора. Стереотипное мышление – шаблонами заранее выученными, характерны одни и те же движения – покачивания. Симптомы заболевания таковы, что 33% заболевших могут достичь успеха в профессиональной деятельности, жить самостоятельно, но все же испытывать трудности в общении с людьми. Интеллект взрослых достигает (при лечении и обучении) не выше среднего. Не более 10% взрослых людей, страдающих от аутизма, склонны совершенствовать свои способности (запоминать стихи, рисовать, играть на музыкальных инструментах)

Классификация аутизма, разработанная в России в 1987 году

Выделяют два типа аутизма : классический аутизм Каннера (по имени врача Лео Каннера, который впервые в 1943 году описал этот тип патологии) и второй тип аутизма, при котором встречаются аутистические состояния разного происхождения

1) синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера

2) аутистическая психопатия Аспергера

3) эндогенный и приступообразный аутизм по причине шизофрении

4) резидуально-органическое состояние аутизма

5) аутизм по причине хромосомных аберраций

6) аутизм из-за синдрома Ретта

7) аутизм неясного происхождения

Ранняя диагностика аутизма и лечение позволяют ребенку как можно быстрее реализовать имеющийся от рождения потенциал. Для определения степени и специфики отставания развития ребенка врач применяет разнообразные инструкции, опросники, тесты измерения уровня интеллекта, а также развития. Применяют успешно и клинические наблюдения в различных ситуациях. Оценивают доктора и физическое состояние заболевшего, чтоб выяснить, как физически развит малыш. По усмотрению врача берут лабораторные анализы. Хромосомный анализ делают при наличии в семье умственно отсталых. Электроэнцефалограф назначает врач при характерных припадках и возвращению к своему поведению. Магнитно-резонансное исследование проводиться, когда выявлена разница в структуре мозга.

Ранний детский аутизм особенности: в 1 год малыш не бормочет, не производит жестов и не показывает по просьбе на предметы; в 1,5 года не говорит слов; в 2 года не воспроизводит фраз из двух слов и если теряет навыки общения, приобретенные ранее

Проблемы аутизма в том, что не существует методов для полнейшего выздоровления от данного состояния и как лечить правильно аутизм и оказать помощь родителям никто не знает. Да и по поводу того, что считать ли это особое состояние болезнью, в научной среде бытуют споры. Но все же ребенку помогать нужно в умении общаться и взаимодействовать в обществе. Не всем детям в будущем удается жить полной самостоятельной жизнью, достигнув совершеннолетия, но есть и исключения. А значит, работа с аутизмом дает положительные результаты. И как показывают отзывы – аутизм у детей сложная проблема, но решаемая. Отзывы благодарных родителей от посещения специальных летних лагерей и педагогических центров вдохновляют педагогов и врачей на дальнейшую работу с больными детьми аутизмом. Обучение детей с аутизмом направлено на интенсивные тренинги — практикумы, как индивидуальные так и групповые. Успешны музыкотерапия, арт терапия, кинезитерапия, нейрокинезитерапия. Такие занятия дают возможность детям погрузиться в мир ярких красок, ощущений и форм, привести в гармонию мышечный тонус, достигнуть двигательное равновесие. При раннем лечении многие дети налаживают свои контакты с внешним миром

Лечение аутизма лекарствами

Победить аутизм лекарствами можно только ограничено. Терапия помогает в сложных ситуациях, но стандартных лекарств для лечения аутизма не существует. Медикаменты состоят из ингибиторов обратного захвата серотонина (ситалопрам, флуоксетин, сертралайн). Эти препараты успешно используют в лечении депрессий и популярность перешла на лечение аутизма. После чего уходят тревоги, мании и улучшается общее поведение и обучаемость детей с аутизмом, нормализуются языковые навыки и социализация в обществе

Лечение аутизма и агрессии

Также для лечения используют психотропные лекарства (галоперидол, рисперидон, сонапакс). Эти препараты помогают при проблемах в поведении (агрессии, гнева, при неконтролируемых поступках), но имеют побочное влияние (увеличение веса, возбуждение, бессонница). Поэтому перед началом приема — советуйтесь с врачом. При назначении психотропных лекарств врач учитывает семейные проблемы родителей, которые возникают с присутствием больного в семье. Аутизм и агрессия это проблема для родителей. И проводя лечение, необходимо вовремя реагировать на скрытую агрессию родителей и чувство вины, направленное на ребенка; преждевременные ожидания в связи с началом терапии и быстрого желания вылечить аутизм. Важен еще такой момент, что из-за сложностей в общении и речевых нарушений, заболевший не может сообщить о побочных изменениях в своем организме, а испытываемое неприятное ощущение может перейти в усиление своего патологического поведения. В связи с такой ситуацией необходимо наблюдение за динамикой. Иногда назначают клофелин и гидрохлорид, для понижения кровяного давления и лечения агрессий у людей с проявлениями аутизма. Сюда же добавим Литий и антиконвульсивные препараты (карбамазепин), а также вальпроевую кислоту. Эти средства хороши для детей с нечастыми приступами.

Эффективность и помощь от всех препаратов индивидуальна и это важно помнить родителям!

В нашей стране ведущими являются виды помощи в виде больниц, а необходимы учреждения, где реально будут сочетать педагогическую, лечебную, логопедическую, а также коррекционную помощь

Коррекционная работа проводиться группой специалистов, а это и детский психиатр, невропатолог, логопед, психолог, педагог — воспитатель, сестра — воспитательница, музыкальный работник.

Коррекционную работу необходимо осуществлять поэтапно. Использовать адаптированные программы по обучению и проведению игр для специализированных детских яслей и садов. Применять два режима: щадящий, а также активирующий. Адаптация малыша к дневному стационару базируется на использовании тактильных, моторных контактов, пантомимических, протопатических форм в условиях свободного выбора, а также полевого поведения. Оценка состояния ребенка, его уровня развития, имеющихся знаний, а также поведенческих навыков должна производиться всеми специалистами. А в дальнейшем разрабатываться индивидуальный план коррекционных мероприятий. Деятельность ребенка планируется с учетом его психического развития. Применяется индивидуальная, а позже групповая игровая терапия. Отрабатывается первоначально важнейшая реакция оживления и включается зрительно-моторный комплекс. Следующий этап это процесс манипуляций с предметами. В результате чего развивают тактильное, кинестетическое, зрительно-тактильное и мышечное восприятие. В дальнейшем, между определенными частями тела, вырабатываются связи со словесными обозначениями, видами различных движений и их словесными определениями. У больного ребенка формируется начальное представление о теле, его частях. Теперь проводится работа с малышом по воспитанию навыков элементарного самообслуживания и участия в целенаправленной деятельности. Из опыта видно, что на первоначальном этапе лечения аутизма знания ребенка отстают на 3 возрастных порядка. Преобладает игра манипуляция, отсутствует партнерство, нет соотношения игры со значением игрушек, нет реакций на предлагаемые новые игрушки и вводимые новые лица.

Следующий этап — это переход от манипуляций с игрушкой к сюжетной игре.

Важным остается побуждение и мотивация к деятельности, частое повторение игры и создание игровых штампов, с обязательным включением зрительно — моторного комплекса. Далее постепенно вводим более сложные формы игры, словесные указания даем в краткой форме

Педагогические программы включают обучение детей понятиям счету, числа, определению временных категорий, ориентировку по форме предметов, ориентировку в пространстве. Дети аутисты очень тяжело переходят к новым движениям, не подражают, не производят последовательной цепочки действий. У них возникают трудности воспроизвести по требованию недавно усвоенные знания. И на этом этапе важно усложнение деятельности — увеличение предлагаемого объема навыков и знаний, но любые задания предлагаются в наглядной форме и объясняются по несколько раз. Речевые задания подаются голосом разной громкости и обращаются к детям на разной тональности. И только после усвоения однообразных программ, которые предлагают разные специалисты, однообразная деятельность заболевшего ребенка начинает развиваться и становится направленной. И именно теперь дети переходят к осознанному овладению режимных навыков и моментов. В процессе комплексного воспитания у аутистов создается осознание “Я” и способность отграничивать себя от других лиц. На последующих этапах работы все также решается задача усложнения деятельности малыша, с постепенным переходом от индивидуальных занятий к групповым

Логопедическая работа включает определение речевой патологии, а соответствующая коррекция развивает фонематический и речевой слух, внимание, ставятся звуки и их автоматизация, проводятся дыхательные и голосовые упражнения. Важной остается цель расширения словарного запаса и развитие способностей к составлению коротких предложений по картинкам, их сериям, а также решаются другие задачи.

vlanamed.com

Аутизм у детей: что это такое

Сегодня 2 апреля, всемирный день распространения информации об аутизме. О том, что это за заболевание и как оно проявляется, мы расскажем в нашей статье.

Итак, для начала необходимо понять, что же это за заболевание. Аутизм — это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, возникающий вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующийся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

С каждым днем статистика выявления аутизма у детей стремительно растет, согласно мировой статистике 1 ребенок из 100 болеет аутизмом, и этот диагноз ставится чаще, чем лейкемия, синдром Дауна или детский церебральный паралич. Мальчики болеют аутизмом в 4 раза чаще, чем девочки.

В большинстве случаев расстройств аутического спектра приводят к инвалидности и абсолютной закрытости в социальном общении детей и их семей.

Однако не все потеряно, опыт многих стран свидетельствует, что чем раньше начата терапия аутизма, психолого-педагогическая коррекция ребенка, тем легче будут проявления аутизма во взрослом возрасте. 60% детей с расстройствами спектра аутизма, терапия которых была начата в возрасте 2-4 года, в школьном возрасте смогли заниматься по программе общеобразовательной школы, 20% — вспомогательной программой.

Чем раньше выявить признаки аутизма у ребенка, тем более успешной будет адаптация ребенка к окружающему миру и к самостоятельной жизни.В случае если время упущено, и ребенок долгое время оставался без коррекционной помощи, его расстройство будет развиваться тяжелее, тяжелее будет форма аутизма и путь ребенка к нормальной жизни.

Психолог Компаниец Наталья рассказывает: «Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его должен определять специалист (детский психоневролог).К сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий – от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, наверное, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Для них разрабатывают индивидуальные программы «лечебного» воспитания».

Для того чтобы своевременно выявить признаки аутизма у детей, родителям необходимо тщательно следить за развитием малыша. Особенное внимание нужно уделять тому, как ребенок взаимодействует с окружающими людьми и детьми; как проходит его развитие речи, понимает ли ребенок обращенную к нему речь.

Как правило, первый повод для волнений у родителей может возникнуть ориентировочно к двухлетнему возрасту ребенка, до этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, которые постепенно сгладятся.

К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, уже в достаточной мере овладевает простейшими навыками речи и общения. Даже если малыш в этом возрасте не разговаривает или говорит мало, т.е. его активный словарь не расширяется, он прекрасно понимает, чего от него хотят взрослые и хорошо идет на контакт – его пассивный словарь достаточно широк.

Какие признаки в поведении ребенка должны насторожить родителей:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет одни и те же слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется и не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.
  • Если какие-то из вышеперечисленных признаков присущи ребенку, совсем не обязательно, что это аутизм. Также некоторые из приведенных критериев могут указывать на отставание ребенка в развитии или сигнализировать о психических отклонениях. Как же разобраться в причинах отклонений и понять, что у ребенка: проблемы аутического свойства или нет?

    Существует короткий диагностический тест для родителей, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых?
  • Если ответы положительные, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

    Если на все три вопроса родители дают отрицательный ответ, есть все основания показать ребенка специалисту – педиатру, неврологу, психиатру.

    Также доступен для родителей и педиатров полный скрининговый тест M-CHAT — Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (The Modified ChecklistforAutisminToddlers (M-CHAT); Robins, Fein, & Barton, 1999).

    Тест M-CHAT – это опросник на 23 простых вопроса, который признан украинскими детскими психиатрами, как один из простых скрининговых методик для выявления риска развития аутизма у детей раннего возраста (с 2-х лет).

    В случае если у родителей есть подозрения по поводу корректности развития своего ребенка, такое скрининговое тестирование на аутизм по методике M-CHAT необходимо проводить с полутора лет каждые 6 месяцев. Если с 2,5 лет ребенок по тесту M-CHAT набирает более 4-х баллов – обратиться к специалистам необходимо обязательно.

    Ольга Ладная, руководитель сообщества особых семей «Мы вместе», мама ребенка с аутизмом: «Мы, как родители сообщества особых семей, семей, воспитывающих детей с аутизмом, на своем опыте знаем, что значит своевременная диагностика для ребенка. Это шанс начать ранние коррекционные и реабилитационные программы. Это шанс не упустить время, которое может быть упущено из-за непрофессионализма современной медицинской системы. Мы призываем родителей самим тщательно следить за развитием своего ребенка и постоянно и постоянно анализировать уровень развития ребенка в соответствии нормами развития для детей этого возраста».

    Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни: у малыша отсутствует комплекс оживления, ребенок не реагирует на близких, вплоть до полного безразличия, не улыбается, не смотрит в глаза, слабо реагирует на различные зрительные и слуховые раздражители. Аутичный ребенок либо не говорит вообще, либо повторяет что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же слов успокаивает больного малыша.

    Аутичный ребенок не очень хорошо понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей, не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.

    Дети-аутисты очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать. Ребенок может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически» (симбиоз), особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования.

    Причины развития аутизма

    Точная причина возникновения этого заболевания, к сожалению, до сих пор не известна. Ученые многих стран работают над решением этой проблемы и у каждой исследовательской группы своя версия.

    Американские ученые из Университета Калифорнии утверждают, что особую роль в развитии заболевания играет наследственность: если в семье уже есть ребенок-аутист, то вероятность рождения еще одного малыша с этим заболеванием составляет 20%.

    Согласно данным исследований другой группы ученых из Калифорнийского университета, у детей больных аутизмом в значимой зоне мозга, необходимой для нормального общения и эмоционального развития, отмечается чрезмерное количество клеток. Эксперты уверены, что отклонения развиваются еще во время второго триместра беременности в префронтальной коре головного мозга. В результате неправильного развития у детей с аутизмом фиксируется на 67% больше клеток, чем у здоровых малышей. Из-за аномального роста зоны ее функционирование нарушается, вследствие чего возникает аутизм.

    Исследователи из американского Университета Пенсильвании в ходе своей работы выяснили, что взаимосвязь также существует и между аутизмом и низкой массой тела новорожденных детей. В результате проведенного эксперимента оказалось, что уровень расстройств аутистического спектра среди участников исследования с низкой массой тела был в пять раз выше, чем у их сверстников, родившихся с нормальным весом.

    Ученые из университета штата Аризона, США, заявили, что по результатам их исследований они могут сделать вывод, что у детей с аутизмом повышен уровень некоторых токсичных металлов в крови и моче по сравнению со сверстниками без такого диагноза. Ученые утверждают, что сокращение раннего воздействия токсичных металлов на ребенка может снизить количество случаев аутизма, а лечение, направленное на выведение токсичных веществ, способно сократить их интенсивность.

    Также учеными рассматривалась взаимосвязь между аутизмом и вакцинацией, иммунологическими нарушениями и заболеваниями кишечника, распространением компьютеров и эмоциональной холодностью родителей. Все эти гипотезы требуют дальнейшего исследования.

    Аутизм – сложная и разноплановая болезнь, главное в общении с больным аутизмом ребенком терпение, человечность, надежда на лучшее и вера в успех. Родителям необходимо научиться принимать аутичных детей такими, какие они есть, избавить детей Родителям нужно создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

    www.uaua.info

    Это интересно:

    • Депрессия при пмс Эффективное лечение депрессии при ПМС В случае если проявилась депрессия при ПМС, лечение существует. Но перед тем как прибегнуть к нему, требуется обнаружить источник ее возникновения и обратиться к специалисту. ПМС именуют по-разному: предменструальный синдром, предменструальная болезнь или кругообразный синдром. Предменструальной анемией […]
    • Психосоматические расстройства детей Глава 4. Психосоматические расстройства у детей Предпосылки психосоматических расстройств у детей Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения: I. Связь психического, телесного и […]
    • Депрессия страх и тревога Жуткая депрессия, страх, тревога и навязчивые мысли во время беременности Здравствуйте! Осознала, что нужно приходить в себя. ВСД с детства, ОКР было в подростковом возрасте, но к 19 годам усилием воли удалось справиться и остановить компульсии, боле менее обуздать обсессии. Беременность вторая, 7-ой месяц. На 4-ом месяце напугала невестка […]
    • Генетика психических расстройств это 2 Генетика психических заболеваний О роли дегенерации впервые достаточно определенно высказался Б. Морель (1857). Он привел клинические доказательства о накоплении в вырождающихся семьях различных стигм дегенерации, так что в третьем-четвертом поколениях могут рождаться уже психически больные дети, обнаруживающие, например, признаки dementia […]
    • Истории болезни маниакально-депрессивный психоз Биполярное аффективное расстройство. Маниакальная фаза ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра психиатрии, психологии и наркологии Биполярное аффективное расстройство (маниакальная фаза) Куратор: студентка 5 курса 1 группы 1. Паспортные […]
    • Ястребова методика по заиканию Независимый сайт о заикании Сертифицированные расходные материалы и запчасти для аутлендер 2012-2014 помогут.. Относится это также и к автомобилям Mitsubishi Outlander. Необходимость в замене может возникнуть вовсе и не из-за поломки, а просто в результате естественного износа деталей. Но если в случае телевизора или микроволновки […]
    • Март и депрессия Гороскоп для Козерогов женщин на март 2018 года от Павла Глоба Гороскоп на март 2018 года для женщины Козерога подготовил массу сюрпризов. Период будет необычным. Важно уделить внимание знакам и символам, они помогут узнать новую информацию. Начало месяца запомнится романтическими свиданиями, интересными встречами, яркими событиями. В марте […]
    • Речевая карта ребенка с синдромом дауна Я – Артем! Я – не синдром Дауна! Я – Артем. Мне 4 года. У меня есть папа и мама. А еще у меня есть три сестры и старший брат. У меня есть четвероногий друг – лабрадор-ретривер Дана. А еще у меня есть дополнительная хромосома. Я пока не знаю, что это значит, но меня все любят, и я самый счастливый мальчишка на […]