Что такое заикание в логопедии

7. Заикание. Классификация заикания. Комплексный подход к преодолению заикания

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в Функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАИКАНИЯ В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания классификации относятся в 1937 году. A. Alister (1937, 1956) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендее (1963). По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт. По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др. Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравновешенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; а также детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии, и, наконец, детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая), некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

Изучение заикающихся младших школьников представлено в классификации А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне задержанного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервозности, нередко осложненное «косноязычием», у невротиков.

В работах, посвященных изучению заикания у подростков и взрослых, показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и особенностями заикания.

М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов (строение тела астеническое), у психастеников (астенико-атлетический тип), у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными компонентами.

М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим развитием личности; при различных органических поражениях центральной нервной системы.

Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими выделяются 4 группы: резидуальные явления органического поражения центральной нервной системы различного генеза; невротические расстройства; психопатии; вялопрогредиентная шизофрения.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько в первые три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками, взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающихся немногим более 1% (по М. Е. Хватцеву).

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).

studfiles.net

Под редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ

Издание пятое, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника

для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений

Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.: ил. ISBN 5-691-01357-2.

В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практичес­кие аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны традиционные подходы и современные новые технологии в методике логопедической работы, излагаются достижения отечественной и зарубежной те­ории и практики логопедии. В книге представлены понятийно-категориальный и терминологический словарь.

Учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педа­гогических вузов и учителей-логопедов. Первое издание вышло в 1989 году.

От научного редактора 9

Теоретические основы логопедии

Глава 1. Логопедия как специальная педагогическая наука 14

Глава 2. Этиология нарушений речи 20

Глава 3. Классификация нарушений речи 27

Глава 4. Методы логопедического воздействия 35

Виды нарушений голоса и речи и их коррекция

Глава 5. Нарушения голоса 41

Глава 6. Дислалия 57

Глава 7. Ринолалия 82

Глава 8. Дизартрия 97

Глава 9. Нарушения темпа речи 130

Глава 10. Заикание 143

Глава 11. Алалия 180

Глава 12. Афазия 209

Глава 13. Нарушения письменной речи 238

Логопедическая работа при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи. Нарушения речи и их коррекция при сенсорной и интеллектуальной недостаточности

Глава 14. Обучение и воспитание детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием речи 259

Глава 15. Обучение и воспитание детей

с общим недоразвитием речи 265

Глава 16. Особенности логопедической работы

при нарушениях слуха 285

Глава 17. Особенности логопедической работы

при нарушениях зрения 291

Глава 18. Логопедическая работа при интеллектуальной

Организация логопедической помощи в России.

Профилактика речевых нарушений

и предупреждение вторичных дефектов

Глава 19. Система специальных учреждений для детей

с нарушениями речи 307

Глава 20. Отбор в специальные учреждения для детей

с нарушениями речи 321

Глава 21. Профилактика речевых нарушений

и предупреждение вторичных дефектов 329

Термины и понятия логопедии 335

Без речи нет ни созна­ния, ни самосознания.

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Выход настоящего, пятого издания учебника «Логопе­дия» приурочен к двум датам: в 2003 году исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Хватцева, а в 2004 го­ду — 45 лет с момента последнего выхода в свет его учебни­ка «Логопедия».

Перед научным редактором юбилейного издания «Лого­педии» Л.С. Волковой, ученицей профессора Хватцева, дол­гое время работавшей под его руководством, стояла задача кардинальной переработки содержания и структуры учеб­ника с учетом требований современной науки и практики.

В работе приняли участие многие авторы, представляю­щие разные научные школы и направления, но объединен­ные общим стремлением — создать учебник нового поколе­ния. Научный редактор выражает им всем искреннюю признательность.

Перечень внесенных в учебник изменений может быть представлен следующим образом: В целях снятия неоправданного дублирования систематизированы задачи логопедии, многие из которых явля­ются крайне актуальными.

Систематизированы общедидактические и специфичес­кие принципы — в главе 1 учебника они рассматриваются как теоретическая и методическая основа науки, а также анализа речевых нарушений и логопедического взаимодействия.

Даны методические рекомендации относительно особенностей логопедической работы с детьми, имеющими детские церебральные параличи и задержку психического развития, в главах «Дизартрия» и «Логопедическая ра­бота при интеллектуальной недостаточности».

Данные о распространенности речевой патологии сведены до минимума, так как они очень быстро устаревают.

В главе 1 показана общая тенденция резкого роста раз­личной речевой патологии. Причины же такого роста рас­сматриваются в главе 2 «Этиология нарушений речи».

Изменена последовательность глав о речевой патологии. Она приведена в соответствие с той последовательностью, которая дается в главе 3, посвященной классификации речевых нарушений.

В соответствии с логикой изложения материала о рече­вых нарушениях и организации работы переструктури­рованы III и IV разделы, главы «Нарушения голоса» и «Афазия».

Внесены изменения и дополнения в трактовку уровневого подхода речевой сформированности у детей с глубокими дефектами зрения. Они унифицированы с общепринятыми в науке уровнями, но сохраняют свою специфичность. В трактовку уровней общего недоразвития речи (раздел IV) добавлены новые исследователь­ские материалы по IV уровню ОНР (по Т.Б. Филичевой).

Изменены вопросы и задания к материалу глав, в списки литературы включены новые и дополнительные названия для того, чтобы студенты могли использовать более широкий круг исторических и современных литературных источников.

В словаре рассматриваются понятийно-категориальный аппарат, а также исторический справочный материал о персоналиях в логопедии.

Учебник предназначен студентам дефектологических фа­культетов (факультетов коррекционной педагогики) педа­гогических университетов и институтов и направлен на со­вершенствование качества подготовки учителей-логопедов, на повышение эффективности логопедической работы с деть­ми, подростками, взрослыми. В нем собраны материалы, позволяющие сделать вывод, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют со­бой единый организованный, целенаправленный воспита­тельный и учебный процесс. Книга отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия. С выходом учебника и комплекта методических пособий «Логопедия. Методическое наследие»* решаются следующие фундамен­тальные задачи:

обеспечение учебного процесса учебниками и методи­ческими материалами, которые не только расширяют круг знаний студентов, но и являются условием для формирования навыков самостоятельной работы;

совершенствование уровня квалификации преподавателей, способных создавать фундаментальные учебники и учебные пособия.

Все это в целом отвечает задачам модернизации и разви­тия высшей школы.

Материалы учебника представлены в соответствии с Го­сударственным стандартом высшего профессионального об­разования по данной специальности, учебными планами от­делений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии. При его подготовке учиты­валось, что усвоение логопедии предваряется знаниями, по­лученными студентами при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, комплекса биологических и медицинских научных дисциплин, исхо­дя из которых речь рассматривается под определенным уг­лом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами этой науки. Также использованы сведения из ряда дисцип­лин, изучающих речь и речевую деятельность, — от физио­логии высшей нервной деятельности до общей лингвистики.

Авторы настоящего учебника стремились к тому, что­бы и преобладающими при оценке дефектов речи и их пре­одолении были интегрированные психолого-педагогичес­кий и психолингвистический подходы, учитывая при этом, что логопедия является специальной педагогической наукой, которая имеет свой предмет исследования, и не под­лежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо дру­гих науках.

Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав (21). В разделе I рассматриваются теоретические и ме­тодологические основы логопедии. В последующих излага­ются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматривае­мой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь. В каждой главе о нарушениях речи и путях их пре­одоления даны характеристика речевого нарушения в исто­рическом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, методы и приемы логопедического обсле­дования и воздействия, вопросы организации логопедичес­кой помощи и профилактики речевых нарушений. Все гла­вы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы. В учебнике приведены наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским кол­лективом.

Основное внимание уделяется подготовке учителя-лого­педа для работы с детьми дошкольного и школьного возрас­та. Этим подчеркивается направленность логопедии на пре­дупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В отдельных главах учебника рассматриваются и вопросы коррекции на­рушений речи у взрослых.

Авторский коллектив выражает надежду, что материа­лы учебника будут способствовать повышению культуры речи студентов-дефектолов, так как роль современного ло­гопеда чрезвычайно значима в социокультурном совершен­ствовании речевого развития каждого индивидуума и обще­ства в целом.

Особую благодарность научный редактор выражает лю­дям, способствовавшим качественному улучшению матери­алов учебника, прежде всего профессору С.Н. Шаховской, доценту Т.В. Тумановой.

studfiles.net

Шпоры По Логопедии Заикание

Шпоры для школьников и студентов. Предмет, задачи, принципы, методы логопедии. Связь логопедии с другими науками. Характеристика основных форм заикания. Шпоры по : ЛОГОПЕДИЯ госы.

Заикание — Википедия. Согласно МКБ- 1. 0, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо- ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties.

Заикались: египетскиефараоны, персидскийцарь Бат. Но эта проблема затронута в очень немногих работах и другим аспектам заикания уделено гораздо больше внимания. Учёные древности в своих упоминаниях о психологических особенностях заикающихся писали об использовании психических предосторожностей против заикания (Плутарх) и об особенностях характера заикающихся (Авиценна). Учёные отмечают преобладание психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, отмечают слабость воли, упадок духа и смущение (Меркель), преобладание недостатка именно воли как причины заикания (Винекен), влияние душевных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен).

Шпаргалки для студентов по специальности логопедия, 5 курс. Ответы на 55 вопросов: заикание, алалия, онр, ффнр. Шпоры по логопедии к Госэкзамену. Заикание как ‘детская болезнь’. Заикание- нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Суммируя эти взгляды и, высказывая своё мнение, Сикорский И. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературных источников, хотя этот случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту. Многие авторы считают, что такое тщательное исследование психологических особенностей заикающихся начинается только в XX в. Говоря об изменении и развитии взглядов на психологические особенности заикающихся учёных древности по сравнению с учёными XIX в., необходимым отметить, что в XIX в. Также учёные XIX века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И.

По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И.

Коррекция и профилактика заикания. Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике. Логопедические технологии. Логопедический массаж. Оксана Макерова Заикание. Заикание — это отсутствие информации о том, что такое заикание. Казимир Маркович Дубровский. Шпаргалки по многим дисциплинам.списывать не удавалось,но зато когда писала их многое запонималось само собой. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Анализ основных теорий заикания и современных взглядов на механизмы заикания.

А.) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А.) Появление этих работ, говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся. Необходимо отметить, что работы по частным вопросам психологических особенностей заикающихся (особенности поведения в игре, особенности поведения в конфликтных ситуациях, особенности мыслительной деятельности и др.) появились только в конце 2. Становление и развитие подходов к преодолению заикания.

Демосфен пользовался следующими методами и приёмами психокоррекции своего дефекта речи и своих психических особенностей: декламация под шум морских волн; выбор образца для подражания и подражание ему как в речи, так и в мимике и жестах (Перикл); упражнения в беззвучном мысленном произнесении слов (в месте, удалённом от людей). В 1. 9в. А., в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается Сикорским И.

Такого плана лечения мы не встречаем в литературе от древности до конца 1. В работах Неткачева Г. Д., в отличие от учёных прошлого, отвергает дыхательную гимнастику, которая неизменно входила во многие системы лечения заикающихся, говоря, что она плохо влияет на психическое состояние заикающихся, мешая психокоррекционной paботе. Такого плана ранее не было в трудах учёных, хотя отдельные советы давались в монографии Сикорского И. В русле психологической помощи заикающимся детям важны появившиеся работы Гиляровского В. И., в которой он изложил последовательную и обоснованную практическим опытом, поддержанную крупнейшими учёными того времени, систему психотерапевтической работы с заикающимися. Эта система вызвала большие споры в 2.

Мысль Тартаковского И. Также, важными, на наш взгляд, являются положения Тартаковского И. Необходимо отметить тот факт, что система Тартаковского И. И., появившаяся в 2.

Дубровским был предложен «Метод одномоментного снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии.

Метод Дубровского привлёк к себе такое внимание, потому что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, те методы, которые были, не включали в себя ни психологический компонент, ни, тем более, терапевтический. Во второй половине XX в. Многие учёные стали рассматривать психокоррекционную работу как раздел комплексного медико- педагогического подхода по преодолению заикания (Ляпидевский С. С., Лебединский B.

C., Селиверстов В. Появилось чёткое разделение методов и приёмов психокоррекционного воздействия по разным возрастным группам заикающихся (Драпкин Б. В данный период чётко наметилась тенденция значимости социальной реабилитации заикающихся как первостепенной задачи. В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта.

К концу века была разработана система социореабилитации заикающихся (Некрасова Ю. Л.), которая, опираясь на ряд наук (философия, психология, педагогика, медицина), развивает идеи комплексного подхода с целью интегративного воздействия на личность заикающегося в целом. Названные подходы имеют глубокие исторические корни. Комплексный подход к работе с заикающимися, учитывающий психокоррекционное направление, берёт своё начало от исследований Сикорского И. А., а современный интегративный подход к психокоррекционной работе в психологии и педагогике основывается на исследованиях Рубинштейна С. Р. Перспективы коррекционной работы связаны с индивидуально- ориентированным подходом к обучению и воспитанию, который успешно применяется в современных системах работы с заикающимися и имеется тенденция дальнейшего развития и углубления этого подхода в работе с заикающимися (Некрасова Ю. Рау и др.). Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой- то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов.

Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией.

При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из- за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения.

В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание». Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м- м- м- м- м- м- м- м- м- мячик», «па- па- па- па- па- паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м.

Возможны случаи социальной самоизоляции. Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 1. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей.

Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия.

australiabertyl964.weebly.com

Что такое заикание и как оно проявляется

Заикание, как одно из выраженных речевых расстройств известно, с древних времен. Оно имеет относительно широкую распространенность и трудность в излечении.

Заикание – это такой дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т. е. когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает вследствие судорог мышц лицевого аппарата.

Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет, когда личность еще не сформировалась. В некоторых случаях заикание может возникнуть и позже. Иногда это связанно с поступлением в школу: начинается учебный процесс, изменяется ведущий вид деятельности ребенка, увеличиваются нагрузки. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.

При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно прерываются.

Заикающиеся дети испытывают общее моторное беспокойство, появляются сопутствующие движения, в которых участвуют самые различные группы мышц лица, шеи, туловища и конечностей.

Заикание проявляется значительно сильнее во время разговорной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых людей, также после сильного физического напряжения и простудных заболеваниях.

Факторы, которые могут быть причиной заикания, разнообразны.

Заикание может возникнуть при чрезмерной речевой нагрузке, длительном стрессовом состоянии, испуге, при общем недоразвитии речи и при различных инфекционных заболеваниях.

Поведение родителей с заикающимся ребенком

При первых симптомах заикания родители должны обратиться к врачу невропатологу, чтобы получить медикаментозное лечение, и к логопеду для занятий по коррекции заикания. Родители в присутствии ребенка не должны показывать своего волнения, не должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов. Спокойная плавная, неторопливая речь должна повсеместно окружать ребенка со стороны родителей и близких.

Родители должны строго соблюдать режим дня своего ребенка. Сон должен продолжаться не менее 10-11 часов, приучить ребенка ложиться в одно и то же время. Перед сном следует исключить подвижные игры, просмотр телевизионных передач.

Стараться не перегружать ребенка впечатлениями, ребенок в один день может побывать сразу в кино, на елке, цирке. Это все сказывается на работе центральной нервной системы: ребенок переутомляется и возбуждается.

Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, т. е. родители не должны заласкивать его, не потакать капризам, не наказывать физически. Родители должны относиться к нему как к нормальному, здоровому ребенку.

Правильное отношение родителей к ребенку, комплексное воздействие (медицинское, логопедическое, психотерапевтическое) – залог успеха к выздоровлению заикающегося.

logoped-bel.ru

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое «заикание» в других словарях:

Заикание — МКБ 10 F98.598.5 МКБ 9 307.0307.0 OMIM 184450 … Википедия

Заикание — нарушение устной речи, при котором она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание чаще… … Психологический словарь

заикание — запинание, спотыкание, пселлизм, логопатия Словарь русских синонимов. заикание сущ., кол во синонимов: 11 • ангофразия (1) • … Словарь синонимов

ЗАИКАНИЕ — (balbuties), спазм артикуляции, периодически наступающий во время речевой функции. 3. обыкновенно появляется в детском возрасте, б. ч. от 2 до 7 лет (чаще в 4 года). Распространение 3. среди детей школьного возраста, по Капустину, равно 0,8%. У… … Большая медицинская энциклопедия

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Современная энциклопедия

ЗАИКАНИЕ — расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Большой Энциклопедический словарь

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, заикания, мн. нет, ср. (мед.). Нервное расстройство речи, выражающееся в затрудненном произношении звуков вследствие судорожного движения мышц гортани. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, я, ср. 1. см. заикаться. 2. Патология речи запинки, остановки, повторение одних и тех же звуков из за судорожных сокращений мышц гортани. Страдать заиканием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Заикание — чаще всего бывает нервного и притом наследственногопроисхождения; объяснять З. перенесенной в детстве английской болезнью,худосочием и ослабленным питанием едва ли верно, так как множестволюдей, при перечисленных условиях, говорят совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Заикание — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

psychology.academic.ru

Это интересно:

  • Психосоматические расстройства детей Глава 4. Психосоматические расстройства у детей Предпосылки психосоматических расстройств у детей Возникновение психосоматической концепции в медицине связано с именем психиатра Зигмунда Фрейда. Его теория конверсии эмоционального конфликта на соматическую функцию содержит следующие положения: I. Связь психического, телесного и […]
  • Ястребова методика по заиканию Независимый сайт о заикании Сертифицированные расходные материалы и запчасти для аутлендер 2012-2014 помогут.. Относится это также и к автомобилям Mitsubishi Outlander. Необходимость в замене может возникнуть вовсе и не из-за поломки, а просто в результате естественного износа деталей. Но если в случае телевизора или микроволновки […]
  • Умственная отсталость в 2 года Признаки умственной отсталости у детей до 3 лет. Умственная отсталость Из словарей и энциклопедий Большой психологический словарь Умственная отсталость (англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У. о. имеет разную этиологию […]
  • Март и депрессия Гороскоп для Козерогов женщин на март 2018 года от Павла Глоба Гороскоп на март 2018 года для женщины Козерога подготовил массу сюрпризов. Период будет необычным. Важно уделить внимание знакам и символам, они помогут узнать новую информацию. Начало месяца запомнится романтическими свиданиями, интересными встречами, яркими событиями. В марте […]
  • Эпилептическая деменция это Лекция 14. Деменции, обусловленные прогрессирующими психическими заболеваниями. Эпилептическая деменция. Шизофреническая деменция. Эпилепсия – падучая болезнь. Проявляется в виде эпилептических припадков. Припадки как эпилепсия. Могут возникать при алкоголизме, наркомании. Может проявляться в одной из 3 форм: большой судорожный припадок приступы […]
  • Как диагностируют шизофрению Как «вылечить» шизофрению Александр Омкар, врач-психотерапевт, духовный педагог, Украина, Винница Обзор: чтобы «вылечить» шизофрению следует соблюсти ряд принципов, основные из которых следующие: 1) нужно отказаться от идеи что шизофрения является заболеванием и рассматривать её как глубокий духовный кризис развития личности; 2) для преодоления […]
  • Стресс его психологические и физиологические проявления 1.1.2. Физиологические проявления стресса 1.1.2. Физиологические проявления стресса Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу @@@@@1, 3, 7, 12#####: + является высшим центром вегетативной нервной системы; + отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма; + […]
  • При неврозах симптомы Головная боль при неврозах Головная боль является весьма частым симптомом при неврозах. По нашим данным, на головную боль жалуются 58 % больных неврозами, в частности, 60,2 % лиц, страдающих неврастенией, и 64,3 % — истерией. В качестве основной жалобы головная боль выступает у 10 % больных неврастенией и 7 % истерией. Относительно реже этот […]