Боязнь школы это

Здоровые психически и физически дети с радостным нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не выказывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией. Эти дети в первые шесть лет жизни по разным причинам не научились устанавливать естественные контакты с ровесниками, не смогли своевременно освободиться от симбиоза с матерью.

Такая важная перемена в жизни ребенка, как поступление в школу, в воображении 6 — 7-летнего ребенка может принять угрожающий характер и достичь силы стрессовой ситуации. Вот как представил себе будущую школьную жизнь Саша Н.: «Приходит учитель в класс, а там все ученики в синяках, с пластырями и бинтами на голове, и все орут от боли. А хулиган сидит за своей партой в рваном грязном костюме с ложкой в зубах, с рогаткой в руках и со складным ножом в дырявом кармане. Учитель спрашивает: «Кто это все натворил? Окна выбиты, а на полу стекла, мусор, сломанная рогатка валяются. ».

Саша сказал, что больше всего ему хотелось бы быть похожим на такого хулигана, но он заставит себя быть хорошим. Воображение Саши и раньше было своеобразным. Теперь же страх, что он будет нелюбим учителем и соучениками, боязнь обвинения в непослушании усиливаются его фантазией. Занятия психогимнастикой с Сашей Н. были построены с использованием так называемой биодрамы (А. ВОЛЬТМЕ 1951). В биодраме между детьми распределяются только роли животных. А. Вольтман считает, что дошкольнику легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей, и, добавим мы, биодрама незаменима в таких щепетильных случаях, как изображение дошкольником учителя, наделенного отрицательными качествами.

В зале, где проходили занятия, поставили несколько парт и учительский стол. Саша и еще несколько детей, у которых тоже предполагалась, но по другим причинам плохая адаптация к школе, были приглашены на игру в школу. Уроки попеременно проходили в двух разных школах — «звериной» и «людской».

В «звериной» школе разрешалось любое фантазирование, которое тут же «отреагировалось». В ней Саша переиграл все роли от забитых, объятых ужасом, униженных лесных существ до злобных и агрессивных зверей-учителей (была использована музыка Д. Д. Кабалевского).

«Школа для людей» была представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Уроки в этой школе имитировали школьные предметы. На переменах же создавались ситуации, которые моделировали различные взаимоотношения школьников в этой школе. Сашин престиж был повышен тем, что он исполнял роль учителя. Для изображения уверенности мальчику предлагалось удерживать прямую осанку и как можно шире развернуть плечи. Такая поза является индикатором доминантности или успеха у человека. Имеются исследования, в которых экспериментально подтверждается, что физическая поза по принципу обратной связи является одним факторов, влияющих на эмоциональное впечатление и поведение. Постепенно Саша и на самом деле стал спокойнее, увереннее. В результате этих игр у мальчика негативное отношение к настоящей школе изменилось на положительное. Представляет интерес и то, что в «школе для людей» Саша без кого-либо нажима на него ни разу не соскользнул на свои прежние фантазии.

Благодаря биодраме удалось эмоционально пресытить детей, включая Сашу. Игра в «звериную» школу сама собой прекратилась. Вместо нее открылась художественная школа, ориентированная на Сашу, в которой на разных уроках использовались некоторые рекомендации Леонардо да Винчи для желающих научиться рисовать. (Конечно, они были упрощены и адаптированы для детей.) Так, например, на одном из уроков на стене чертилась мелом небольшая линия или приклеивалась полоска бумаги. Дети садились в нескольких шагах от стены и отрывали от узкой и длинной бумажной ленты такую полоску, которая, по их мнению, соответствует длине полосы на стене. Затем они должны были подойти к стене и проверить себя. Саша хорошо выполнял это упражнение, что еще раз подтверждало его одаренность и усиливало его веру в себя. Для Саши задание усложнялось тем, что он должен был все дальше отступать от стены с полоской. На другом уроке в художественной школе дети рассматривали разноцветные пятна, которые сами же и изготовляли. И в этом наш Саша превосходил других детей.

Через несколько месяцев Саша поступил в общеобразовательную школу.

studfiles.net

«Многие школы — это царство уныния и страха. Так быть не должно»

48 лет, управляющий партнер Odgers Berndtson, председатель управляющего совета программы «Учитель для России»

— Что вас не устраивает в современной российской школе?

— Школа должна быть, во-первых, полезной, во-вторых, живой. Что одно, что второе в российской массовой школе не очень. Начну со второго. К сожалению, большинство участников образовательного процесса не интересует психологический комфорт школьника, ощущение у него безопасности. Это не в повестке директоров, и учителям не до того. Некоторые педагоги не понимают, зачем они работают в школе, поэтому на детей кричат, порой единственный инструмент в их руках — это угрозы. И из-за всего этого многие школы — это ад, царство уныния и страха. Так быть не должно.

Хотя у учителей самих жизнь собачья.

Ставка 30 часов, да даже если 25 часов — это пять уроков в день, потом проверка домашних заданий и подготовка к следующему рабочему дню.

Фронтальное преподавание предполагает, что ты большую часть времени стоишь у доски и повторяешь то, что перед этим повторял 20 лет. Понятно, есть отдельные люди, героические, которым не надоело и которые умеют разбавить программу. Но я с трудом себе представляю такую жизнь. Как это: один и тот же учебник химии, он еще и единый, и будешь ты талдычить его из года в год. Вопрос: зачем? И жизни нет. К тому же, учитель зажат инструкцией.

У школ, которые считаются хорошими, главное — рейтинг и качество обученности. Из учителей это выжимают. В этой ситуации у детей нет возможности ошибаться. Если у ребенка две безнадежных тройки, он как показатель школу не шибко интересует.

А что касается пользы, знания можно получить неплохие. Но наши международные победы, например в Пизе, во многом заслуга родителей этих детей. Повторюсь, есть огромное количество великолепных учителей, и их работа — это подвиг. Но в большинстве своем…

— Что для вас школа будущего?

— Был такой бразильский реформатор образования — Пауло Фрейро, он говорил, что бывает только два типа образования: первый позволяет новому поколению встроиться в парадигму предыдущего, а второй — увидеть недостатки предыдущего и попытаться изменить реальность к лучшему. В России есть люди, которые пытаются вывести образование на новый уровень, но сейчас, к сожалению, мы можем причислить себя лишь к первому типу.

Мне кажется очень нездоровым, что дети проводят 11 лет за партой. Понятно, если их готовили стоять у станка потом лет 50, это важная тренировка. И сразу можно было отбраковать тех, кто не сумел высидеть и загнать их в тюрьму.

Сейчас такой необходимости точно нет. В школе 21 века нужны перемены подлиннее, побольше групповой работы. Зачем сидеть за партой, если можно на полу? А дальше нужно смотреть по возможности. Разумеется, есть отдельные факторы, затрудняющие переустройство школ. Но всегда начинают с малого, и в теплые месяцы учителям с детьми точно можно проводить больше времени на улице, а во все остальное время можно устраивать «экспедиции» — менять классы местами. Вот ты учишься в Москве, на две недели едешь в Пензу, Мурманск, Вологду, в любой город или деревню — и живешь там, учишься. Всем полезно: и учителям других детей поучить, и детям посмотреть, что жизнь другая бывает — или лучше, или хуже. Сильно расширяет границы. Эту идею мы переняли у тамбовских учителей, основавших проект «Привет, я тоже из России» .

Вторая важная составляющая школы будущего это, безусловно, персонализация образования. Такие практики уже есть в Финляндии и в Штатах.

Но надо понимать, что учить в таком формате на порядок сложнее, чем сажать детей за парту и пугать, чтобы они запомнили предыдущий параграф. В такой новой школе будут проходить литературу, математику, историю, языки и все другие предметы с удовольствием, потому что это полезно, интересно и вкусно. И все это будет достигаться за счет учителей, понимающих, зачем нужен образовательный процесс. В этих школах, на мой взгляд, дети будут углубляться в отдельные темы просто из-за того, что хочется, например, Гофмана и Толкина читать на английском. Без этого точно можно прожить и заработать миллиард долларов, президентом страны можно стать, это не из категории необходимого, но это так приятно!

— Два ваших сына в школу не ходили вообще. И как результаты?

— Я не могу сказать, что это была какая-то великая образовательная победа, у этих сыновей нет суперзнаний, они не совершили великих научных открытий. Но детей просто не напугали. У них нет проблем с социализацией, спокойно общаются с любыми людьми любого возраста.

Есть такая школа Чапковского, там дети в начальной школе приходят на один день в неделю, а в средней школе на два дня.

Идея заключается в том, что не обязательно высиживать шесть уроков пять дней в неделю, чтобы получить базовые знания, с которыми средний ученик выходит из школы. Все это можно сделать гораздо быстрее. Безусловно, это не для всех детей и не для всех родителей. Это для тех детей, у которых уже есть навыки самоорганизации, и для тех родителей, которые готовы инвестировать в развитие детей и прививать им дисциплину. Я тогда много работал и много зарабатывал. Были репетиторы, ими все решалось. То, о чем я говорю, не про анархию, а про то, как научить ребенка быть самостоятельным. Ему надо ставить собственные цели, управлять своим вниманием, сосредотачиваться на задачах — это все необходимо. Я учился в обычной школе, и она мне в этом не помогла. Но я помню, как научился управлять собственным вниманием — когда самостоятельно выучил английский.

— И да и нет. Ребенок может быть на 100% замотивированным, но ему все равно нужно каким-то образом следить за своим прогрессом. Какое количество объектов он может удержать в голове одновременно, как быстро он определяет суть высказывания, каким минимальным количеством слов он может пересказать содержание или основную мысль? Эти и другие показатели со временем меняются, и если за этим не следить, ребенок может потерять ориентир, ему будет сложно понять, на что сделать упор, какому предмету уделить больше внимания и так далее. Поэтому оценка — да. Вопрос — кому она важна.

Но точно нельзя мерить компетенции. Нельзя нас с вами сравнить и сказать, что у вас креативность 82, а у меня 34. И креативности, и критическое мышление, и коммуникативные способности они проявляются в контексте, этих контекстов бесконечное количество.

На зоне в Воркуте я, глядишь, как-нибудь договорюсь с мужиками, потому что мне 48, ну, и ваще, жил в деревне и в армии служил, а вам будет сложнее. У меня там коммуникация проявится на 52, а у вас на 18. А креативность… Гумилёв, говорят, вообще музыку не воспринимал, его креативность в музыке была ноль, а в стихосложении — 99.

Но оценки ладно, соревновательность — это же гигантский стимул. Какой спорт без соревновательности? При этом понятно, что у этой медали есть неприятная обратная сторона. Соревновательность кому-то рушит психику, фрустрирует отстающих. В школе у каждого должна быть своя зона успеха, в каждом предмете. Например, ребенок прекрасно знает природоведение, но у него плохо с абстрактным мышлением, все равно его нужно поощрять: не умел построить треугольник из трех спичек, а теперь умеешь — вот круто! Оттолкнись, построй квадрат теперь. А в мире цифр и показателей…

Очень важно, чтобы учеба становилось делом ребенка.

Мне кажется, главное преобладание внутренней мотивации над внешней. Чтобы ребенок ходил в школу и учился не потому, что обязан и пятерку получить надо, а потому что понимал, что это зачем-то нужно.

Или просто прикольно. И очень важно, чтобы у ребенка во время урока и после возникали вопросы. Это значит, что ему интересно. Тут и начинается образование.

— И на этом фоне вы с коллегами создали программу «Учитель для России». Как это было?

— Мы, некоторые преподаватели и директора лучших московских школ, HR, всего человек десять, собрались и стали думать, кто такой хороший учитель. Потом декомпозировали это на критерии. Разработали программу.

Мы обращаемся в лучшие вузы, и приглашаем выпускников, а также уже состоявшихся профессионалов из разных сфер принять участие в программе «Учитель для России». Кандидатов мы отбираем тщательно.

Зовем тех, кто, во-первых, не разрушит детскую психику, во-вторых, сами не разрушатся от такой работы. Это люди, которые способны дать материал интересно и обойтись без насилия. У нас конкурс 25 человек на место.

Всего пять этапов отбора. Сначала нужно заполнить заявку — это уже сложная задача, двухчасовое упражнение, там много вопросов, надо подробно объяснить, почему кандидату это важно. Затем интервью по Скайпу, очный тур, очень похоже на то, что происходит на «Лидерах России», просто более компактное. И потом интервью с методистом — одним из преподавателей лучших московских школ. Когда человек все это проходит, шесть недель он нон-стоп учится в Летнем институте. На этом этапе процентов 10 потенциальных участников отсеиваются. Но остальные идут на два года в обычные школы, мы им выплачиваем стипендию и всячески поддерживаем. И задача программы — чтобы эти люди в образование пришли и там остались. В прошлом году был первый выпуск. И все без исключения остались в сфере образования.

И с этой программой вы отправились на «Лидеры России».

— Да. Одним из заданий конкурса было написать эссе. По словам организаторов, оно может попасть на рассмотрение руководству страны. Там я писал, как можно поменять климат в школах, обновить директорский корпус и двигаться в сторону персонализации образования. Про программу «Учитель для России» здесь много говорили, так что, я надеюсь, программа нужна.

Как вы собираетесь развивать ее? Есть же программа развития программы?

— Конечно, конечно. Но основное ограничение, которое есть в программе — это количество этих удивительных людей, которые готовы с большой потерей в зарплате идти в обычные школы и потом оставаться в образовании, где, понятно, в любом случае меньше денег и каких-то других возможностей, по сравнению с консалтингом, бизнесом и так далее. У нас действительно очень высокие критерии отбора. Но сколько находим таких великолепных учителей, столько у нас и есть. Первый выпуск был 35 человек, второй будет 80. Последний набор, который в сентябре пошел в школу, — это 90 с небольшим. На этот год у нас план набрать свыше 130 учителей.

Вы здесь говорили про повышение зарплат учителям?

— Я думаю, это всем понятно. Но помогать школе может даже сообщество, даже самое небогатое. И не обязательно деньгами.

Родители могут просто приходить в школу и помогать учителям или давать согласие на «экспедиции». Но они туда не ходят. И не потому, что нельзя, а потому, что неуютно. Родители боятся школ.

Как построить это взаимодействие сообщества и школы — это один из вопросов, на который если найдется ответ, школе станет гораздо лучше. Нет никаких сомнений.

Какую обратную связь вы получили на «Лидерах России»?

— Программа всем нравится. Другой вопрос, какое количество людей положило это в голову, потому что, понятно, тут все занятые люди. Увидим.

knife.media

Кто больше учителей страдает от бесконечной усталости, бесчисленных школьных проблем? Кажется, никто. А на самом деле есть такие: их ученики. Потому что свои взрослые проблемы, накопившуюся усталость или раздражение от очередного директорского разноса педагоги порой неосознанно выплескивают на них. Итак, в роли униженных и оскорбленных – дети.

…Кто из учеников может похвастать тем, что в его школе преподаватели не кричат на весь класс? Кто не слышит постоянных упреков и угроз?

Информация к размышлению. «Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами…

К 10 классу 45- 50% школьников имеют различные формы неврозов, отклонения в развитии нервной системы.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков преобладают высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживание душевного дискомфорта, конфликтность поведения. У большей части (около 65%) доминирует низкий уровень настроения, у трети – средний, высокий – у менее чем 10%. В старших классах значительно увеличивается число учащихся с низким уровнем настроения (70%). Средний уровень констатируется лишь у 20%, высокий – у 5%. Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм». (. Тренинг эмоциональной устойчивости. Советы психолога учителю. М.; 2002)

Информация к размышлению. Анализ результатов опроса старшеклассников показал, что каждый второй школьник в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации… Причину эмоциональной напряженности в школьной обстановке дети часто видят в позиции учителя, его отношении к ним. Многие объясняют неблагополучное эмоциональное состояние в школе личностными качествами учителей; три четверти опрошенных назвали педагогов, которые не любят детей, почти половина, по их оценкам, равнодушна к своим воспитанникам; меньше трети имеют нелюбимого учителя; только одна пятая надеется на помощь учителя в трудную минуту. Такое положение объясняют несправедливостью учителей – 36%, «грубостью и бестактностью» — 45%, «равнодушием к ним» – 43%; «нежеланием понять ученика» – 40%. (Там же). На вопрос анкеты: «Кому бы ты доверил свои секреты?» учитель был поставлен на последнее место.

Вот некоторые отрицательные факторы, толкающие учащихся на конфронтацию – часто непримиримую со школой: несправедливость, черствость, проявляемые во взаимоотношениях с учениками, неразумные, порой даже вздорные требования к ним, негуманность и агрессивность, но наряду с этим бесхарактерность, непоследовательность, безразличие к личности ребенка, подростка, не говоря уже о недобросовестном преподавании. Так рождаются страхи, отсюда боязнь школы.

Страх — это отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности, это прежде всего проявление биологической защиты организма, сигнал опасности.

По наблюдениям Фрейда, Хорни, в результате первых конфликтов с миром – в процессе рождения ребенка на свет появился первый страх, а затем вырабатывается защитный механизм, защитная стратегия поведения, например, скрытность, уступчивость, исполнительность или упрямство. Он становится для ребенка особой ценностью, поскольку в тех условиях, в которых он живет, обеспечивают его безопасность.

Фрейд отмечал: «Процесс рождения является мощным источником страха…и …все последующие страхи должны рассматриваться как повторение первоначального страха, возникшего при рождении». Он же выделил несколько основных форм страха:

«испуг» – как аффективное состояние страха, возникающее в ситуации опасности;

«свободный страх» — беспредметный — в психологии его называют тревогой, для него характерно обостренное переживание собственной беспомощности перед надвигающейся опасностью;

«боязнь» — как страх перед каким-либо конкретным объектом (учитель, родитель, одноклассник);

«фобия» – непреодолимый навязчивый страх перед каким-либо предметом, явлением, развивающийся при некоторых психозах.

Страхи имеют различные маски, с помощью которых происходит борьба человека со страхом.

Называют несколько таких масок: покорность, властность, агрессивность, самообман, бегство в виртуальные миры, алкоголизм, наркоманию и токсикоманию.

В системе отношений «преподаватель — воспитанник» страх оказывает сдерживающее воздействие на восприятие, мышление и поведение обучаемого: он становится функционально невосприимчивым к информации, замедляется ход его мыслей.

Страх отгораживает ребенка, учащегося от взрослого, делая их «непроницаемыми» для воспитания и обучения, для усвоения ценностей общества. Эта эмоция развивает у воспитанников лживость, умение «казаться, а не быть».

И опять: почему дети не хотят идти в школу? Чего боится ученик переступая порог образовательного учреждения? Очень часто родители слышат от ребенка: «Она обзывает меня, игнорирует, издевается» – это об учителях.

Пишет ученица средней школы. У нас есть учительница, очень злая. Когда идешь к ней на урок, то сердце в пятки уходит и начинается дрожь в коленках. Она может оскорбить ученика без особых причин при всем классе. С ней нельзя спорить, так как она может потрепать тебя. Оценки ставит в зависимости от настроения. И, создается впечатление, что она сама не знает материал. После таких уроков – пыток портится настроение, не хочется идти в школу.

Все перечисленные жалобы имеют отношение к понятию «психологическое насилие». Общее определение насилия звучит так: это такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека, которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус, причиняя ему физические, душевные и духовные страдания.

Речь идет о сфере взаимоотношений Взрослого и Ребенка – о воспитании, образовании и каждодневном общении. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходит в школьной среде, но это незаметное повседневное психологическое воздействие имеет часто очень серьезные последствия. При грубых формах социальной, в том числе школьной, дезадаптации подростков практически всегда выявляется психологическое насилие в школе.

Длительное эмоциональное напряжение поражает у школьников желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где ты подвергаешься насилию. Это порождает и безнадзорность – одну из важнейших социальных проблем современного общества. Мы полагаем, что снижение психологического насилия в образовательной среде школы может являться одним из подходов в профилактике зависимостей (наркотической) и укреплению психического здоровья учащихся.

Отчуждение школы, боязнь воспринимается учеником как естественное поведение и, как видим, стало весьма распространенным явлением в системе школьного образования. Оно проявляется, прежде всего, в негативном отношении к школе к ее ценностям.

По данным исследования (1999 г под рук. ) хорошая школа, по мнению учащихся, обладает признаком безопасности (школа без опасности насилия, унижения, оскорбления). По мнению родителей хорошая школа отличается не только качеством образования, но и обеспечением безопасности детей, заботой об их здоровье физическом и психическом.

Под психически безопасной средой школы, мы понимаем среду взаимодействия, свободную от проявления психологического насилия – как условие для позитивного личностного роста её участников.

Главными принципами являются — опора на развивающее образование, цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания, и – помощь социально-психологической умелости.

Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда – школа, где ребенку должно быть тепло, уютно, комфортно, где все дети учатся с удовольствием, основательно без унижений и оскорблений.

Многие учителя неплохо относятся к детям послушным и спокойным, легко обучаемым. Но как только ребенок обнаруживает признаки своего возраста, требующие именно профессионального участия педагога, это вызывает у него обиду на ребенка, возмущение, гнев, раздражение и всё только потому, что ребенок не может понять учителя. Когда педагог возмущенно упрекает ученика это может оказаться относительно безвредным только для детей выносливых, а для детей менее выносливых в нервно-психическом плане эти возмущения вредны: они блокируют активное внимание, подавляют способность воспринимать, соображать, дети впадают в состояние заторможенности, тупеют, немеют. В таком состоянии они не способны осмысленно воспринимать и запоминать, а тем более правильно выполнять требуемые действия. Отсюда – утрата побуждения к занятиям, желание уклониться от них, страх учения, то есть то, что в целом называется дидактогенией. Дидактогения – это неблагоприятные последствия педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия и влияния, т. е. последствия нарушений педагогической деонтологии. (Науки о профессиональной этике, долге, моральной обязанности). Что ведет в конечном итоге к неврозам.

Когда эти страхи давлеют над человеком он стремится от них уйти, избавиться всеми возможными силами (взрывается, становится агрессивным, не желает встречаться с объектом насилия – это защитная реакция).

Итак, многие дети испытывают страх перед школой. Порой заболевают от сознания, что надо идти в школу (болит живот, голова).

Страхи, связанные со школой, имеют целый ряд факторов. Это:

1. Личные качества ребенка:

— завышенные требования к самому себе,

— воспоминания из прошлого, которые побуждают страх,

— плохое состояние здоровья,

— проблемы в отношениях со сверстниками.

2. Особенности семьи ребенка:

— где родители пугают и наказывают детей,

— где плохие отношения родителей к ребенку,

— стрессовые ситуации в семье,

— опасные жизненные ситуации.

3. Особенности школы и учителя:

— психосоциальная атмосфера в школе,

— завышенные требования школы,

— некомфортные отношения между детьми,

— боязнь персонала школы,

— боязнь неприятного школьного окружения,

— явления, которые угрожают ребенку на пути в школу.

46% учителей отдают предпочтение авторитарным методам работы. Поражает тотальная агрессино-обвинительная позиция некоторых педагогов старшим подросткам. Детский врач С. Долецкий ввел в научный оборот – «спецтермин» синдром опасного обращения с детьми – дидактогенные неврозы. «Хотелось ли тебе сегодня идти в школу?» (10 городов России – социологическое исследование ЮНПРЕСС): 30% — да, 70% — нет. Причины:

1. Неуважительное отношение;

2. Недостаточное условие для проявления самостоятельности.

Информация к размышлению.

22% школьников подвергается психологическому, 16% физическому насилию со стороны учителей, примерно 40% детей подвергаются физическому и психологическому насилию в семьях. (Данные Госкомитета по делам молодежи – парламентских слушаниях различных годов).

Так появляются «тупицы» – живые воплощения педагогики «негативного стимулирования» ведущие к педагогической запущенности, впадающие в невротическое состояние. Факторы, ведущие к невротическому состоянию:

2. Психологические – связанные с взаимоотношением лиц в микрогруппах

3. Психолого-педагогические – отражающие воздействия образовательного процесса;

— авторитарность преподавателя, завышение требований к школьнику;

— большой объем информации;

— снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворения методами преподавателя;

— конфликтные ситуации с учителями;

— некомфортные отношения между детьми, боязнь школьного окружения.

Все это можно исправить только сочетанием благожелательности, терпения, ласки. Необходима система специальных мер, направленных на преодоление и ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении, коррекция (исправление).

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на обучаемого:

— на изменение познавательных возможностей;

— его эмоционально-волевой сферы;

— улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности);

— развитие его интересов и склонностей: трудовых, художественно-эстетических и иных способностей:

Коррекционно-развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая оказывать своевременную помощь в обучении; повышать общий уровень развития, ликвидировать пробелы его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков.

Итак, как конкретно помочь ребенку.

1. Вовремя увидеть и прийти на помощь. (Использовать анкеты, сочинения, опросник).

2. Проводить беседы с целью укрепления веры в себя (усиление «своего Я», способности преодолеть обстоятельства, несущие угрозу, — Анница Микуш Кос).

Ребенок должен при помощи взрослых – родителей, педагогов, психолога – побороть свой страх, а взрослые защитить его.

3. Помощь в учебе, хорошая подготовка поможет ему быть уверенным в своих знаниях и справиться с ответом, контрольной работой, зачетом, тестом.

4. Совместно – педагоги – родители – психолог разработать программу помощи по развитию самостоятельности, уверенности в себе, своих знаниях, умениях.

5. Школа, педагоги должны помочь родителями наладить взаимоотношения с ребенком, понять ребенка, знать особенности возраста, характера, строить отношения на основе любви, доброжелательности, взаимопонимания.

6. Помочь наладить взаимоотношения с одноклассниками (найти общее дело).

7. Наладить взаимоотношения «учитель – ученик», а если педагог нарушает деонтологию (этику взаимоотношений) и не желает менять свою позицию – оскорбляет, унижает детей, то такого педагога лишить права заниматься педагогической деятельностью.

кафедры педагогики и психологии РИПКРО

www.pandia.ru

Что такое софофобия: проявление и терапия

Софофобия – это панический ужас перед учебой. По мнению специалистов, данный невроз имеет тесную связь с гнозиофобией. Под этим термином нужно понимать страх перед получением знаний, которые поступают извне. Качество жизни такого человека значительно ухудшается, поскольку такие люди избегают посещения школ, институтов и другие учебные заведения.

Как правило, с этим состоянием часто сталкиваются дети, поскольку они должны каждый день посещать учебные заведения, то для них жизнь превращается в настоящий кошмар.

Почему развивается это состояние

По мнению психологов, данная патология является следствием педагогических работников, а также конфликтные ситуации, которые часто возникают в детском коллективе:

  • Каждый ребенок – индивидуальность. Так объясняют будущим педагогам в институтах. На практике они не все педагоги придерживаются данного правила. Очень скромный и застенчивый ребенок может получить травму, если педагог при всем классе отругает его за ошибки в домашнем задании.
  • К сожалению, детская жестокость тоже имеет место. Учитель для детей является авторитетом. Публичное высмеивание со стороны педагога ошибок ребенка приводит к тому, что над этим ребенком начинает смеяться весь класс. Постепенно у школьника появляется страх перед посещением учебного заведения и приступы панического страха перед самим учебным процессом.
  • Родители, стремясь к тому, чтобы дети учились хорошо, нередко ругают и наказывают их за плохую успеваемость. Такая линия поведения способствует тому, что у ребенка формируется невроз.
  • Характерным признаком развивающейся проблемы, является желание ребенка всячески избегать учебного заведения. Под любым предлогом.

    Симптомы невротического состояния

    Софофобия может иметь разные проявления:

  • Физические симптомы;
  • Психологические проявления.
  • Если говорить о физических проявлениях, то они очень характерны практически для любой панической атаки:

  • Наблюдается одышка;
  • Тахикардия;
  • Чувство сухости во рту;
  • Приступ тошноты иногда даже рвоты;
  • Дрожание конечностей;
  • Сильный испуг и неадекватное поведение;
  • Жидкий стул и урчание в животе;
  • Болезненные ощущения в груди;
  • Частое мочеиспускание.
  • И многие другие.

    Помимо физических симптомов, эта фобия имеет и психологические проявления. Как правило, дети, страдающие страхом перед учебой, теряют позитивный настрой. Им кажется, что ничего хорошего с ними уже не произойдет. Они становятся напряженными и беспокоятся. Кроме того у такого ребенка нарушается внимательность, что не способствует улучшению успеваемости в школе.

    Приступы панического ужаса приводят к нарушению памяти, ребенок не может сосредоточиться. Учеба вызывает у него неприятные ощущения, поэтому нет ничего удивительного в том, что школьник всеми способами старается ее избегать.

    Боязнь учиться отличается в нестандартном проявлением. Стоит обратить внимание, если у ребенка проявляются приступы панических атак. В таком случае нужно делать выводы, что заболевание начинает активно прогрессировать. Поэтому требуется срочная помощь специалиста.

    Поскольку чаще всего заболевание приходится на возраст в 12 лет, то оно может значительно усилиться во время переходного периода. У ребенка начинается гормональная перестройка всего организма. Он и так становится нервным и раздражительным. Поэтому реакция действительно может быть самой неадекватной. Нередко дети впадают в состояние глубокой депрессии, которая может даже привести к попыткам суицида. Ребенок может сбежать из дома, наделать глупости.

    Какие последствия патологии

    Панический страх перед обучением закладывается в детстве. Однако и во взрослой жизни он имеет самые неприятные последствия. Став взрослым человек испытывает сложности, если например, требуется освоить компьютерную программу, то по известным причинам он не сможет этого сделать.

    Как правило, у таких людей возникают сложности с построением карьеры. Если начальник требует пройти курсы повышения квалификации, то человека с расстройством просто не сможет этого сделать. Нередко, даже имея диплом об образовании, приходится переучиваться, а нередко и вовсе учиться заново, осваивать навыки.

    Кроме того в жизни также приходится постоянно получать новые навыки и знания. Поэтому если вовремя не справиться с такой фобией, то дальнейшая жизнь превратится в настоящий кошмар. Не стоит забывать о том, что люди с психическими расстройствами стараются ограничивать свое общение с окружающим миром. Поэтому их жизнь превращается в настоящий кошмар.

    Как бороться и получить возможность нормально жить

    В первую очередь родителям стоит насторожиться, если ребенок всеми силами старается избежать посещения школы. Далеко не всегда это является прихотью. Нередко боязнь учиться имеет вполне серьезные основания. Получить нормальное образование ребенку нужно обязательно, ведь от этого зависит вся его дальнейшая жизнь.

    Поэтому, заметив характерные симптомы, нужно обязательно обращаться к психотерапевту. В том случае, если проблема имеет место, то ребенка нужно лечить. В этом случае применяются:

    Помимо психотерапевтических приемов используется и медикаментозная терапия. Однако врачи не спешат сразу же назначать таблетки. Поэтому нужно начинать курс лечения и не дожидаться пока ситуация зайдет слишком далеко.

    Для того чтобы устранить физические проявления, могут потребоваться транквилизаторы и успокоительные препараты.

    Заниматься самолечением не стоит. Вы не врач и не сможете помочь своему ребенку. Кроме того терапия может предполагать использование сильнодействующих препаратов. Самостоятельно определить их дозировку для ребенка вы также не сможете. Задумайтесь о будущем своего ребенка. В дальнейшем ситуация только ухудшится.

    Чем может помочь психолог

    В первую очередь нужно признать существование данной проблемы. Затем найти для ребенка хорошего психолога. Хороший специалист подберет терапию ,и составит программу. Если фобия не зашла слишком далеко, то достаточно нескольких сеансов.

    Боязнь учиться нужно лечить у специалиста. Не стоит доводить ситуацию до состояния безвыходности. Игнорировать его тоже нельзя. Получение образования – это очень важно. Это не только знания, но и получение социальных навыков, опыт общения в коллективе, формирование собственного мнения.

    Кроме того, не стоит «пичкать» ребенка таблетками. Нужно пройти курс комплексной психотерапии и коррекции. Нередко требуется реабилитация. Врачи стараются не назначать препараты при софофобии, поскольку они могут давать не предсказуемые побочные эффекты.

    Поэтому, как правило, ребенку прописывают курс лечения у психолога:

    • Требуются регулярные занятия со школьником;
    • Нередко нужна коррекция отношений в семье;
    • Требуются программы для социализации ребенка в коллективе.
    • Рассмотрим каждое из направлений.

      Психолог в первую очередь составляет программу по психотерапии. Как правило, занятия проводятся в игровой форме. Поскольку невозможно точно сказать, какой именно метод «сработает» в конкретной ситуации. В комплекс терапии входят и беседы с психологом.

      Кроме того параллельно с психотерапией проводится коррекционная терапия с семьей. Этот метод применяется в том случае, если специалист видит, что проблема в семье. Например, на ребенка оказывают давление. Для того чтобы выяснить это, специалисту достаточно несколько занятий.

      Еще одним важным направлением является работа с детьми в классе, где выявлен случай фобии. В этом случае проводится серия тренингов. Эта методика может быть особенно актуальна если имеет место буллинг.

      mystrahi.ru

      Понимаю, что это может быть серьезными заболеваниями… Но блин, люди, хватит бояться всякой чуши.

      Ну во-первых, этому думаю, многие подвержены)):

      Дидаскалейнофобия — боязнь школы

      Тестофобия — боязнь экзаменов

      Библиофобия — боязнь книг, библиотек

      Гнозиофобия – боязнь знания

      Эргофобия — боязнь работы – блин, а мне-то всегда говорили, что это просто-напросто лень… ))))))

      А этого боятся мужчины:

      Пентерофобия – боязнь тещи. Это официально зафиксированный научный термин. Бывает же! Стоит заметить, что еще не встречалась такая фобия, как боязнь свекрови. Все-таки женщины отважнее мужчин))

      Милитарифобия — боязнь службы в армии – какие ж вы, мужчины, боязливые))

      Партенофобия — боязнь девственниц

      Партенопелидофобия — боязнь лысых девственниц – что сказать, тонкое извращение

      А еще мужчины боятся жениться, только научно признавать этого не хотят. )))

      А вот очень странные фобии:

      Папафобия — боязнь Папы Римского.

      Гелофобия — боязнь смеха

      Метрофобия – боязнь поэзии

      Погонофобия — страх перед бородами

      Земмифобия — боязнь большого крота

      Алекторофобия – боязнь цыплят

      Гаргантофобия – боязнь телепузиков

      Аракибутирофобия — страх, что арахисовое масло прилипнет к нёбу

      Номофобия — боязнь того, что никто не будет звонить вам на мобильный телефон

      Хроноипохондрия — боязнь попасть в прошлое из-за страха заразиться каким-нибудь неизлечимым заболеванием и умереть, так как машина времени сломается и не будет возможности выбраться из прошлого, где это заболевание лечить не умеют (вот это ж фантазия у людей!)

      Гексакосиойгексеконтагексофобия – боязнь числа 666.

      Трискадекафобия – боязнь числа 13

      Параскаведекатриафобия – боязнь пятницы, 13-го

      Гексакосиойгексеконтагексапараскаведекатриафобия – боязнь числа 666 в пятницу, 13-го (это просто пипец!)))))

      Есть среди навязчивых страхов и такие фобии, как лутрафобия (боязнь выдр), глобофобия (боязнь воздушных шариков). А те, кто страдает птеронофобией, боятся, что их пощекочут перышком)).

      Анатидаефобия – боязнь того, что где-то в мире есть утка, которая следит за Вами. Звучит конечно глупо, но… а вдруг. Просто мы их не замечаем! а ведь некоторые уже в курсе и они скрывается от вездесущего глаза утки! оО

      Глобофобия – боязнь воздушных шариков. Не совсем обычный страх, который можно разделить на несколько частей. В одном случае люди боятся неожиданно лопнуть. Представьте такую картину идешь себе спокойненько по улице, и тут БАЦ. лопнул) да действительно страшно, вот люди и боятся. В другом случае люди с этой фобией боятся улететь в небо на воздушных шариках – видимо они не в курсе сколько шариков с гелием для этого необходимо!

      Гиппопотомонстросескиппедалофобия – боязнь длинных слов и по совместительству самая длинная фобия! Специально или нет, но фобию означающую боязнь длинных слов назвали всех длиннее. Видимо чувства юмора изобретателям названий не занимать, ведь не пожалели же они на эту фобию целых 33 буквы. Представляете ситуацию?

      У доктора на приёме:

      Доктор: Мне кажется у Вам гиппопотомонстросескиппедалофобия!

      Пациент: ааааааааааа… и в обморок

      Доктор: Ну! Точно!

      Калигинефобия — страх красивых женщин. Это одна из форм гинефобии, общего страха женщин. Эта же разновидность заставляет человека пугаться именно наилучших представительниц слабого пола

      Дисморфофобия — боязнь собственной внешности

      Эйсоптрофобия — боязнь собственного отражения в зеркале

      Ритифобия – страх перед морщинами

      Липофобия — боязнь жирной пищи

      Гетерофобия — боязнь противоположного пола

      Коитофобия — страх секса, сексуальных контактов

      Примейзодофобия – боязнь потерять невинность

      (Я бы еще добавила боязнь не выйти замуж))))

      Каунтерфобия или боязнь испугаться.

      Вдумайтесь только, замкнутый круг какой-то. Один раз испугавшись, человек пугается того что испугался, и так далее… )))

      Фобофобия или страх появления фобии.

      Получается если человеку, который боится появления фобии стоит только сказать, что это его состояние называется фобофобия и все — он впадает в перманентный ужас))

      Пантофобия или боязнь всего. Такая себе все объединяющая фобия напоследок. Звучит, конечно, абсурдно, но ничего не поделаешь.

      galya.ru

      Это интересно:

      • Адаптационный синдром при стрессе Триада Селье» и стадии общего адаптационного синдрома Г. Селье пронаблюдал и описал многообразные изменения, возникающие в организме при стрессе и называемые в настоящее время «триадой Селье»: • гипертрофия коры надпочечников и инволюция тимиколимфатического аппарата (тимуса, селезенки, лимфоузлов); • образование геморрагических язв в […]
      • Снятие диагноза шизофрения Как ставится диагноз шизофрения Психические недуги создают массу проблем для больного и его близких, поэтому важно, насколько верен диагноз «шизофрения», как ставится и есть ли возможность снять удручающую надпись в медкарте. Верные методы диагностирования психических заболеваний являются залогом успешного лечения. Профессиональное отношение к […]
      • Уровень депрессии по беку Депрессия от фенибута Профессиональные тесты, методы диагностики Anais » Пт ноя 06, 2009 1:37 am Уровень депрессии по шкале Бека (в баллах) - 17. Мягкая депрессия. Вероятно, есть причины причины для беспокойства. Задумайтесь. Люди часто, не достигнув желаемого, делают вид, что желали достигнутого. Anais Dark side Егор(Георгий) » Пт ноя 06, 2009 […]
      • Март и депрессия Гороскоп для Козерогов женщин на март 2018 года от Павла Глоба Гороскоп на март 2018 года для женщины Козерога подготовил массу сюрпризов. Период будет необычным. Важно уделить внимание знакам и символам, они помогут узнать новую информацию. Начало месяца запомнится романтическими свиданиями, интересными встречами, яркими событиями. В марте […]
      • Кто лечился в клинике неврозов Кто лечился в клинике неврозов,зайдите! У меня 2 недели сильнейшая депрессия,принимаю антидепрессанты,но не помогает особо.Психотерапевт предлогает лечь в клинику,но я боюсь до ужаса! Пожалуйста расскажите,кто лечился,какое там лечение,как проходит день,и помогло ли вам? Я не лечилась, но у меня знакомый там был. У него навязчивое расстройство, […]
      • Заикание невротическое это Невротическое заикание — это расстройство плавности и ритма речи, носящее функциональный характер и являющееся следствием тех или иных патологических психоэмоциональных процессов. Наиболее характерная черта данной формы заикания — это изменчивость симптоматики в зависимости от эмоционального состояния пациента и той обстановки, которая его […]
      • Депрессия страх и тревога Жуткая депрессия, страх, тревога и навязчивые мысли во время беременности Здравствуйте! Осознала, что нужно приходить в себя. ВСД с детства, ОКР было в подростковом возрасте, но к 19 годам усилием воли удалось справиться и остановить компульсии, боле менее обуздать обсессии. Беременность вторая, 7-ой месяц. На 4-ом месяце напугала невестка […]
      • Лечение алкогольной зависимости тюмень «РЦ Свобода» - это благотворительный фонд, который предлагает реальный шанс избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. Мы имеем собственный центр реабилитации в Тюмени, команду высококлассных специалистов, с душой относящихся к своему делу, и эффективные, проверенные опытом методики. Все это позволяет нам добиться отличных […]