Умственная отсталость тяжёлой степени

Вопрос 6. Психологическая характеристика лиц с нарушением интеллекта (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая степень умственной отсталости).

Умственная отсталость – это стойкое снижение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга. Уже в 18 веке внимание таких психиатров как Эскироль, Бине, Крепелин, было сосредоточено на изучение и анализе выраженных нарушений умственного развития. С середины 19 века проблемы интеллектуальной недостаточности стали волновать не только врачей, но и педагогов, а затем психологов. В России рассмотрение проблемы умственной отсталости , отграничение олигофрении от душевных заболеваний прогрессирующего характера началось в начале 20 века (Кащенко; Россолимо – медицина). В 20-е годы 20 века Л.С. Выготский объединил исследования врачей, психофизиологов, психологов.

В различных странах процент умственно отсталых лиц оценивается по-разному. В среднем он колеблется от 2,5 от 4 процентов. В России умственная отсталость встречается в 3,5 случаях на 1000 населения, в Красноярском крае – 7,5 на 1000 (по данным Краевого управления здравоохранения).

Сегодня в России пользуются Международной Классификацией Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Итак, в специальной психологии выделяют следующие степени умственной отсталости:

F-70 умственная отсталость легкой степени;

F-71 умственная отсталость умеренная;

F-72 умственная отсталость тяжелая;

F-73 умственная отсталость глубокая.

Легкая у/о -это наименьшая степень психического недоразвития, наиболее распространенная форма и составляет около 75- 85 % от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является эндогенными или семейно-наследственными по своему происхождению.

Ощущения и восприятие формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот ядерный симптом оказывает влияние на все психическое развитие. Психологи указывают на замедленный и суженный объем зрительного восприятия. Недифференцированность восприятия проявляется в неспособности различать сходные предметы при попытке их узнать (кошка ими не отличается от белки, компас от часов).

. Однако, обнаружены ухудшение концентрации внимания, что в свою очередь приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей мыслительной деятельности. В связи с чем около 50% умственно отсталых детей либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Произвольное внимание вырабатывается с большим трудом. Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения. Наблюдается нарушение переключаемости внимания, т.е расстройство перехода от одной деятельности (задания) к другой (застревание, соскальзывание).

Они обладают удовлетворительным вниманием и памятью.

Расстройства памяти объясняется слабостью замыкательной функции коры и в связи с этим малым объемом и замедленным темпом формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Они неточно воспроизводят материал. Все новое усваивают очень медленно лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Расстройство мышления основной признак умственной отсталости. Снижен уровень обобщения, страдает анализ и синтез. При сравнении предметов часто соскальзывают на простое описание. Имеется способность к образованию простых понятий, мышление остается преимущественно конкретным, привязанным к ситуации. Овладев представлениями о времени, пространстве, причинности (что недоступно для ДРУГИХ СТЕПЕНЕЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ), эти дети обнаруживают сниженную способность ориентироваться в новой для них обстановке, уловить смысл предъявленной картинки. Мышление характеризуется своей лабильностью и инертностью. Лабильность выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений у расторможенных ребят. Инертность – это затрудненность переключения с одной мысли на другую, т.е. вязкость, проявляется замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Нарушена критичность мышления, т.е. отсутствует контроль своих действий и коррекции допущенных ошибок.

Около 40-60% детей этой группы имеют речевые нарушения. Обнаруживается значительное запаздывание развития речи. Двигательный навык речи и слуховое различение звуков возникает позже чем в норме (примерно к 3-4 годам). Причина в слабости замыкательной функции головного мозга, нарушении динамики нервных процессов. Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Грамматический строй характеризуется односложностью фраз, нарушением согласованности слов в предложениях.

Заметим, что с программой специальной школы 8 вида эти дети справляются успешно, социальный прогноз на будущее весьма положителен.

При умеренной у/о наблюдается около 10% от всего количества, страдающих нарушениями интеллекта. Причинами ее возникновения могут быть как эндо, так и экзогенные факторы. Характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и неспособностью образовывать отвлеченные понятия. Как правило очень нарушена сенсорная сфера (ощущение, восприятие). отстает понимание и использование речи, как и отстает развитие навыков самообслуживания. Имеют ограниченные школьные успехи, часть ребят овладевает навыками чтения, письма и счета.

При тяжелой умственной отсталости (примерно 5% от всей умственной отсталости) речь этих детей остается несовершенной, преобладают имена существительные и глаголы. Прилагательные-признаки фактически отсутствуют. Фразы короткие, аграматичные, множественные дефекты звукопроизношения. Анамнез как правило указывает на более позднее овладение речью (с 3, иногда 5 лет). Чужую речь понимают в пределах своих интеллектуальных возможностей, обычно правильно реагируют на мимику, жесты. Моторика неполноценна, особенности мелкой пальцевой моторики указывают на трудности овладения письмом. Наблюдаются синкенизии, сопутствующие движения. Нарушены координация в пространстве. Мимика бедна, преобладают влечения низшего порядка. Даже овладев чтением, не могут пересказать прочитанное. Выучив таблицу умножения, не могут ею воспользоваться. Доступны те виды труда, где не требуется инициативы, переключения с одного вида деятельности на другой. Способны выполнять стереотипные (штамповые) движения. Адаптация возможна только при посторонней помощи. При отсутствии сочетанных дефектов ребенок способен овладеть элементарными навыками труда. При более тяжелых формах работать не могут. Обязателен уход и присмотр со стороны родных, либо проживание в интернатах органов социальной опеки.

Глубокая умственная отсталость составляет около 1% от всей группы умственной отсталости. В большинстве случаев выявляется органическая этиология. Как правило, следствие тяжелой патологии беременности или черепно-мозговых травм в первые 3 года жизни ребенка. Их психика находится на низких ступенях развития, у них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, восприятие, память. Отсутствует элементарная способность к процессам мышления. Психологическая диагностика этих детей невозможна, нет понимания обращенной к ним речи, следовательно не понимают предложенную инструкцию.. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб.

Большинство больных неподвижны, либо резко ограничены в движениях. Самые тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих.не отличают съедобное от несъедобного. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффективные вспышки, что проявляется в самоповреждении. Безудержный онанизм.

Это наименее изученная и описанная группа в психологической литературе.

studfiles.net

Тяжелая умственная отсталость

Тяжелая умственная отсталость — это не отдельное заболевание, а, считающееся лишь одной из степеней олигофрении. Тяжелая умственная отсталость относится к подразряду имбецильности, что обозначает не среднюю имбецильность по тяжести, но и не глубокую идиотию. Такие индивидуумы обычно характеризуются фенотипом с особенностями и ограничением деятельности любых сфер. Но, у них вполне себе развита вторая разговорная человеческая сигнальная система, что выигрышно на фоне идиотии. В отличие от глубокой степени, больные могут сформировать и вырабатывать простейшие рефлексы, что являются условно-элементарными и это благоприятно для ухода, что преимущественно перед идиотией.

Умственная отсталость формируется в раннем детском возрастном отрезке и лишь до трехлетней возрастной границы. Это патогенетически объясняется особенностями индивидуумного развития умственных задатков у крохи и выявления проблематики. Причин этих проявлений множество и естественно это весомая нагрузка (и моральная, и денежная) на семейные натруженные пары и общество. Но гуманность нашего общества поддерживает таких индивидов с отклонениями, невзирая на их неспособность для педагогического обучения.

Тяжелая умственная отсталость — что это такое?

Тяжелая степень умственной отсталости принадлежит к регистру психических заболеваний, имеет номер Ф 72. Умственная отсталость формирует несколько форм: дифференцированную, которая имеет свои причины, и недифференцированную, происхождение которой не выяснено.

Распространение столь тяжелой формы умственной отсталости менее выразительно, нежели легкой, но насчитывается немалое ее число. Причины сильно варьируют зависимо от индивида, их огромное множество. Во время доказательной медицины их поиск очень актуален, но не всегда нахождение причины увеличивает количество шансов для подбора адекватного лечения.

Направление поиска причин подбирается индивидуально из-за разных клинических случаев, поскольку невозможно предсказать исход всех ситуаций. Факторы появления тяжелой умственной отсталости вызваны в разнообразных источниках, ребенок может быть поддан им еще в утробе, находясь под защитой, при родах с тяжелым исходом, при инфекциях, травмах и множестве иных причин.

Интоксикации занимают одно из лидирующих причин, поскольку их может быть множество. Многие лекарства, влияющие внутриутробно, такие как Эмбриотоксин или Фетотоксин с оказанием тератогенного действия, могут привести к тяжелой умственной отсталости. Согласно данным американкой ассоциации проверки лекарств и еды беременным, к безвредным можно лишь солевые растворы и то достаточно выборочно. А никакие не витамины, полезные таблетки, поддерживающие плод, а про антибиотики, гормоны, цитостатики и антигельминтные вообще нет речи. Но, сейчас выражена полипрагмазия со значительным приемом лишних препаратов, поэтому многие пары, не зная о своем новоиспеченном положении, принимают токсичные тератогенны. Также опасны снотворные, транквилизаторные препараты и нейролептики, многие анестетики, препараты для наркоза, а также наркотики и алкоголь.

Алкоголизм у матери может принести немало опасностей и спровоцировать появление тяжелой умственной отсталости. Влияниями со сферы экзогений также являются интоксикации у матери при болезнях соматического происхождения и токсикомании. Особенно опасные группы торч-инфекций, к ним принадлежат токсоплазмоз, который у взрослых практически инертен, краснуха, детская болезнь, имеющая непоправимое тератогенное влияние на плод, с глухотой и слепотой, также очень опасен цитомегаловирус и герпесвирус. Особенно опасна эта патология в остром течении при беременности в силу непоправимого влияния на плод с их способностью проходить через плаценту.

Влияние абсолютно всех вирусов на плод медицине неизвестно, но даже элементарная простуда способна иногда сильно навредить умственному развитию, а грипп, краснуха, ветряная оспа, скарлатина и подавно.

Многие хронические хвори, а также токсичные работы весьма вредны для не рожденного малыша. Ведь в организме матери накапливаются вредные метаболиты и нарушается нормальный обмен. Это нередко вынуждает кроху перебирать на свой хрупкий организм функции детоксикации, что ведет к формированию декомпенсаций с тяжелой умственной отсталостью.

Многие акушерские патологии также приведут к умственной отсталости: хроническая и острая гипоксия плода, отслойка плаценты, низкое расположение ее, многоплодие, особенно с однояйцевыми близнецами и мало- и многоводие при беременности. Травмы в любой период вынашивания и при родах могут стать фатальными для нормального развития головного мозга. Особенно опасны травматические способы родовспоможения, а также гипоксические страдания плода.

Сейчас с появлением генетики начали выявляться генетические синдромы, ведущие к тяжелой умственной отсталости.

Тяжелая умственная отсталость у детей появляется при синдроме Ретта, генетической мутации, которая в возрасте шести месяцев ведет к регрессу ребенка, до того нормально формировавшегося умственно. Тяжелая умственная отсталость у детей бывает при травмах или болезнях в раннем — до 3- летнего возраста.

Симптомы тяжелой умственной отсталости

Тяжелая степень умственной отсталости проявляется врожденными патологиями. Она должна проявиться до первого трехлетия.

Тяжелая умственная отсталость у детей проявляется рано и обычно родители быстро пытаются определить первопричину появления для помощи своему крохе, но не всегда это возможно.

Характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью весьма живописна, у них характерный фенотип, то есть внешность. Рот приоткрыт, может быть слюнотечение. Их возможно обучить элементарным навыкам, но уход за ними очень сложен. Развитие отстает, интеллект формируется медленно и навсегда остается недоразвит. Они не обучаемы и способны овладеть лишь простейшим тяжелым физическим трудом. У них анамнестически выясняется гипомнезия, плохое запоминание, но в отличии от идиотии они отличают своих близких. В клинической беседе заметен их примитивизм, а также, опросив родных, можно понять, насколько плохо они ориентируются в самоуходе. По данным психологических опросников и методов выявления интеллекта можно протестировать их и выяснить, что у таких персон цифры не превышают 34, но и не ниже 20. В таких случаях можно выставить диагноз тяжелой умственной отсталости.

Отставание всегда заметно и в физическом ракурсе, не только в интеллектуальном. Нередко находятся дефекты ушей, лица, подобные внешние отклонения, необычная форма головы, недоразвитие генеталий. Зависимо от первопричины у таких индивидуумов бывают невралгические проявления, парезы и параличи, особенно если причина гипоксическая или травма ЦНС. Нередко их обучают элементарному, поэтому они понимают речь и даже способны произносить отдельные простые слова. Но грамматически верно глаголить они не способны, как и использовать сложные конструкции. Их мышление, как и выражения конкретны и нередко обозначают простейшие просьбы. Нередко у них имеется нарушения инстинктов и воли, что может вести к сложностям проживания с ними. Эмоции у них плохо дифференцированы, но они узнают родных и прислушиваются к похвалам и наоборот. Бывают агрессивны, могут подраться, не отличаются благодушием, раздражительны и замкнуты. На вопросы отвечают последовательно, односложно, примитивно и после паузы. Не способны абстрагировать и обобщать. Счет им практически недоступен, некоторых умудряются обучить считать до трех — пяти. Могут съесть готовую еду и одеться, способны повторять простые трудовые действия.

Их нельзя оставлять иначе они пропадут, легко внушаемы, не ориентируются в новой обстановке и не способны обходить себя самостоятельно, имеют необходимость в надзоре. Никаких особых интересов не проявляют, но могут пересматривать картинки в журналах.

Есть две отдельные группы персон с тяжелой умственной отсталостью, одна группа вяло-апатическая, индивидуум равнодушен и интересуется лишь удовлетворением своих потребностей, относятся к торпидным. Другая группа, эректильные персоны очень живые и подвижные, им присуща агрессия и живость, они подвижны и нередко непоседливы. По эмоциональным сферам они очень различаются злобностью, тогда они упрямы или радушием, тогда они благодушны и приветливы. Но вторая группа встречается гораздо реже.

Характеристика тяжелой умственной отсталости у детей проявляется отставанием от погодок, а у взрослых нарушением интимной сферы и поведенческих мотивов.

Программы для детей с тяжелой умственной отсталостью

Проблемы детей — это бич общества и от них страдают все прослойки людей. Именно поэтому множество программ разучиваются для придания возможностей обучения и работы в будущем, пусть элементарной, таким детям. Помимо программ с нагрузками для психологов и психотерапевтов очень важно применять традиционное лечения для облегчения межнейрональных связей.

Во многих странах разработаны программы обучения для крошек с особенными потребностями, а особенно с тяжелой умственной отсталостью. Имеется много центров для особо развитых детей, которые ведут уроки по упрощенной, разработанной специально, программе, а также там работают кинезиотерапевты, специальные аппараты для активации нервов, профессиональные массажисты и доктора. В целом детей в этих центрах имеется возможность занять на целый день, и дать им малый шанс для развития умений для жизни. В старшем возрасте имеются подобные центры, где имеются элементарные навыки взрослой жизни, ориентирование, обучение датам, временам года, там можно обучиться навыкам самостоятельной жизни и элементарной готовке. Также обучают простой работе за компьютером и предлагают посетить комнату снузелен терапии для снятия агрессии.

Из препаратов при тяжелой умственной отсталости актуальны ноотропы и адаптогены. Важен надежный уход с лечением при потребности соматических патологий и предотвращения формирования хронических инфекций. В некоторых случаях при нарушениях поведения применяем транквилизаторы или даже нейролептики, лучше атипичные: Риспаксол, Клозапин, Солиан. При нарушении сна применяем Золпидем или успокоительные, про типу Валерианы, Бифрена, Магне антистресс, Валесана.

vlanamed.com

Формы умственной отсталости

Умственная отсталость может быть врождённой или приобретённой, но тогда это происходит только в раннем детском возрасте. Также это может быть выражением недостаточного психического развития. В любом случае следствием каких-то органических или социальных причин становится снижение интеллектуальных способностей, а вместе с тем и нарушение эмоционально-волевой сферы, двигательных функций и речи. Одним из первых, кто попытался систематизировать отклонения этого рода был Эмиль Крепелин, он же ввёл и понятие «олигофрения». Правда, исследовались люди, у которых причиной нарушения были соматические болезни и травмы, а современный подход включает в себя ещё и психические аномалии в развитии, вызванные социальными факторами.

Первая же попытка дифференциации умственной отсталости принадлежит Филиппу Пинелю, который ввёл понятие «идиотия» и выделил четыре её основных вида. Но главное в том, что Пинель разделил слабоумие на врождённое и приобретённое, а это различие актуально и в наши дни. Таким образом патологические отклонения уровня интеллекта принято делить на олигофрению и деменцию. Под первым понимают врождённый дефект, в под вторым — приобретённый. При олигофрении умственные способности человека никогда не были в норме, а при деменции были, но потом из-за чего-то снизились. Согласно традиционной классификации выделяются три степени:

Последняя самая тяжёлая. Однако в современной МКБ-10 указываются 4 степени. На два уровня делиться имбецильность. А вообще это:

  • лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая;
  • глубокая

умственная отсталость. При этом в МКБ-10 термины дебильность, имбецильность и идиотия исчезли, поскольку признаны выходящими за рамки медицины ярлыками, но они же были ещё в МКБ-9. Когда-то выделялась ещё и некая пограничная умственная отсталость. Это было ещё в годы СССР, а в мире тогда существовали критерии МКБ-8. Пограничная умственная отсталость — это IQ 68-85, но рассматривать такой уровень аномальным может только слишком большой оптимист, поэтому такое состояние было справедливо удалено из всех медицинских справочников и классификаторов.

Умственная отсталость: формы

Понятие формы нужно для классификации проявления отсталости. К примеру, Мария Семёновна Певзнер предложила следующую классификацию состояний:

  • неосложнённая олигофрения;
  • олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые, тормозные и с выраженной слабостью основных нервных процессов);
  • олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  • олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  • олигофрения с нарушениями функции лобных долей мозга.
  • Так же про формы говорят, когда пытаются указать на особые случаи или выделяют что-то клиническое. Первое нашло в МКБ отражение в виде диагноза F78 «другие формы». Он ставится если рассматривается ситуация, когда у ребёнка есть какие-то другие дефекты, которые не позволяют относить его к общему ряду. К примеру, есть основания полагать, что у ребёнка низкий уровень умственного развития, но он глухонемой, слепой или страдает какими-то ещё болезнями, что затрудняет диагностику по общим критериям. Говорят ещё и про клинические формы умственной отсталости. Под этим понимается необходимость лечения. Чаще всего речь об этом возникает тогда, когда больной совершает плохие поступки, и его поведение требует коррекции. Сами же степени соответствия хронологического возраста психическому не являются основой для градации по принципу «этих лечить, а этих не лечить».

    Особые формы умственной отсталости достаточно часто рассматриваются из-за необходимости дифференцирования. Так, при атонической форме на первое место выходят аффективная незрелость и нестабильность, смешение эмоций, отсутствие интереса к среде, ослабление инстинктов, хаотичность деятельности, стереотипные движения. Всё это можно принять за аутизм или шизофрению. Тем не менее, при атонической олигофрении дети могут пытаться идти на контакт, но у них это не получается. Так же не прослеживается и продуктивная симптоматика шизофрении.

    Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, что является наиболее распространенной клинической формой умственной отсталости. Это обусловлено различными подходами к диагностированию и общим отношением к проблематике. Возможно, что справедливыми окажутся такие цифры. В той или иной мере низкое умственное развитие касается примерно 1% детей, а от 68,9 % до 88,9 % из них имеют лёгкую степень умственной отсталости.

    Умеренная умственная отсталость: краткая характеристика

    Сначала о лёгкой форме. Это психический возраст 9-10 лет, а коэффициент интеллекта 50-69. Судьба таких детей может быть самой разной. Не исключается посещение обычного детского сада и общеобразовательной школы. Конечно, тогда мы будем иметь дело скорее всего с двоечником, поскольку программа, рассчитанная на нормальных детей, для таких слишком трудна.

    Отметим ещё одну сложность. Какой-то вид проблематичности не обязательно может быть связан с олигофренией. Выше мы сказали про возраст 9-10 лет. Так вот, если это олигофрения, а степень выраженности — дебильность, говоря по-старому, то больной никогда не достигнет психического возраста в 14-15 лет, никогда не посмотрит на мир взрослыми глазами, а его детскость не нужно путать с лирическим нежеланием взрослеть. Тут всё иначе.

    Но существует ещё и задержка в психическом развитии, которая может являться обратимой. Другими словами, в период от 7 до 9 лет ребёнок развивался с большим запозданием, но потом «наверстал» упущенное и сравнялся со своими сверстниками. Определённые отличия от них у него могут сохраниться, но не столь патологические, как при олигофрении.

    Ребёнок с умеренной формой умственной отсталости — это психический возраст 6-9 лет, его коэффициент интеллекта 35-49, а традиционный термин обозначения «нерезко выраженная имбецильность». Тут всё гораздо хуже. Больные отличаются внешним видом, а в обычной школе им делать было бы нечего, но они в неё и не попадут. Окружающих они понимают, конечно если те не говорят про квантовую физику, могут выражать свои мысли сами. Только мысли их очень просты, а выражение сводится к одному-двум словам. Обычно словарный запас состоит из нескольких десятков слов, но может достигать и 200-300 слов.

    При умеренной умственной отсталости дети учатся в специальных школах, где их удаётся обучить чтению простых текстов, написанию отдельных фраз, счёту до десяти. Основной способ обучения — привитие подражательных навыков. Таким образом самых маленьких учат одеваться самостоятельно и выполнять элементарные действия по самообслуживанию, а детей постарше в рамках предельно упрощённой школьной программы. Впрочем, автору известны случаи, когда детям с умеренной степенью умственной отсталости прививали даже навыки рукоделия. Но для самостоятельной жизни в социуме они совершенно не приспособлены.

    Тяжелая умственная отсталость: краткая характеристика

    Это выраженная имбецильность. Говоря про умеренную умственную отсталость мы начали с лёгкой степени. А на этот раз начнём глубокой, т. е. идиотии. При идиотии коэффициент интеллекта обозначают «до 20». В некоторых случаях его определение невозможно, ибо не родился тот герой, который может определить такой показатель у ребёнка, который вообще ничего не понимает и не говорит. Тут же всё не так страшно, но и совсем даже не радужно. IQ где-то на уровне 20-34, а его определение, говоря правду, зависит от диагноста, а не от самого пациента. Психический возраст 3-6 лет, но такие имбецилы это не такие дети, как здоровые в 6 лет. Некоторые обычные в 6 читают и пишут, поют и пляшут, декламируют стихи и собирают не кубики, но конструкторы. При тяжёлой умственной отсталости дети знают минимум слов, а так же — не всегда знают, зачем они вообще-то нужны, если можно показать рукой.

    Однако они бывают разные. Могут быть вялые, апатичные, ни на что не реагирующие или реагирующие парадоксальным образом. Могут же быть активными, энергичными и непоседливыми. Индивидуальные черты тоже разные — кто-то зол, агрессивен, часто встречаются вспышки гнева, а кто-то дружелюбен, добр и отзывчив, любит похвалу и ласки.

    Всё, чего можно добиться от таких детей — это привить им навыки элементарного самообслуживания, а так же выражать свои потребности не загадочными звуками, но некоторыми словами. Иногда педагоги считают большим достижением, когда воспитанник научится обозначать свой дискомфорт словами — «холодно», «жарко», «в туалет», «болит», или станет использовать слова «хорошо», «доволен» со смыслом. Про какую-то самостоятельность в социуме и речи быть не может.

    Во всех случаях приходится учитывать ещё и то, что умственная отсталость, хоть и является самостоятельной нозологической единицей, может быть следствием не чего-то, что было до рождения или в ходе родов, но являться одним из следствий текущего заболевания. Некоторые из таких являются неизлечимыми, а медицина может лишь каким-то образом облегчить общую тяжесть ситуации.

    psycholekar.ru

    Тяжелая и глубокая степень умственной отсталости

    Тяжелая умственная отсталость по клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Дети с данной степенью интеллектуальной недостаточности обладают возможностями к частичному овладению речью, усвоению элементарных навыков самообслуживания.

    Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми. У большинства детей наблюдаются моторные нарушения, выражающиеся не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев. Движения детей замедленны и неуклюжи. При тяжелой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90—100% случаев. Соматическая симптоматика у большинства больных — часть клинической картины, наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов.

    В правовом отношении дети являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. До совершеннолетия они находятся в специализированных детских домах для глубоко умственно отсталых, а потом переводятся в учреждения социального обеспечения. Эти дети также могут воспитываться в домашних условиях.

    Глубокая степень умственной отсталости. Диагностика грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния, ходьбы, лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам. Диагностика основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований.

    У больных резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство- из них неподвижны, страдают расстройствами урологических функций, неспособны или малоспособны заботиться об основных потребностях, элементарные гигиенические навыки и самообслуживание отсутствуют. В поведении апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

    Дети с глубокой умственной отсталостью не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых) системы Министерства социального обеспечения, где им оказывается необходимая медицинская помощь, наблюдение и уход. По достижении 18-летнего возраста они переводятся в специальные интернаты. Государственная система помощи глубоко умственно отсталым не исключает их воспитания в семье при установлении опеки.

    Таким образом, умственная отсталость — это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура аномального развития обусловлена прежде всего первичным дефектом, непосредственно возникающим под болезнетворным влиянием, а затем уже вторичными отклонениями.

    Первичным дефектом умственной отсталости выступает органическое поражение головного мозга. Недоразвитие мышления, речи, высших форм памяти Л.С. Выготский (1983) рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднением усвоения социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга. Он также подчеркивал отрицательную роль социальной депривации, возникающей из-за выпадения умственно отсталого ребенка из коллектива здоровых сверстников, и в значительной мере с этим связывал недоразвитие личности, проявляющееся в примитивных реакциях, искаженной самооценке, несформированности волевых качеств.

    grablace.clan.su

    Характеристика тяжелой умственной отсталости

    Человек может успешно трудиться и получать новые знания благодаря когнитивным функциям головного мозга. У детей, особенно первого года жизни, часто наблюдается нарушение этой функции, что ставит под удар их нормальное существование. Проблема, связанная с тяжелой умственной отсталостью. Протекает тяжело, как для самого ребенка, так и для его родственников. Знание симптомов патологии позволит взрослым вовремя заметить у малыша имеющиеся отклонения и обратиться за помощью к специалисту.

    Умственная отсталость чаще обнаруживается у детей до 3 лет, но в некоторых случаях диагноз ставят и в школьном возрасте.

    Патология выделена в отдельную категорию – олигофрению. Проявляется в проблемах с речью, моторикой, социальной адаптацией и способностям к получению новых знаний и навыков.

    Заболевание чаще носит непрогредиентный характер, то есть не развивается с течением времени. Но иногда, при отсутствии лечебных мероприятий, патология прогрессирует. На фоне недуга могут проявляться и другие психологические расстройства. Пациенты с диагнозом тяжелой умственной отсталости имеют сходные черты с людьми, имеющими синдром Дауна или аутизма.

    Причины, которые могут привести к возникновению патологии, до сих пор изучены не до конца. Факторы, провоцирующие возникновение патологии, подразделяют на внешние и внутренние или на эндогенные и экзогенные. К причинам возникновения патологии относят:

  • Тяжелые отравления женщины в период вынашивания плода. Состояние чаще отмечается при бесконтрольном приеме лекарственных препаратов. Это влияет на формирование и развитие плода.
  • Перенесенные инфекционные заболевания в период беременности. К ним относится – ветрянка, грипп, скарлатина и т.д.
  • Дистрофия у беременной женщины. Нарушенный метаболизм в тканях и органах будущей мамы сказывается на умственном развитии малыша.
  • Травмирование плода во время родов или беременности. Ребенок может получить повреждения во время прохождения по родовым путям или при использовании щипцов.
  • Заражение паразитами внутриутробно. К таким заболеваниям относят токсоплазмоз, передающийся от беременной к плоду. Сама беременная инфицируется паразитом от домашних (собаки, кошки, куры) или диких (зайцы, грызуны) животных.
  • Наследственный фактор. Относится к эндогенным факторам, вызывающим развитие тяжелой умственной отсталости. Наследственность проявляется при несовместимости резус — факторов крови женщины и ребенка, а также при нарушении хромосомного ряда.
  • Воспаление оболочек мозга и его структур, например, менингит. В запущенных формах инфекционная патология становится причиной умственной отсталости среди маленьких детей.
  • Нарушение белкового обмена в организме.
  • Патология может развиться на фоне:

  • неблагоприятной экологической обстановки;
  • повышенного уровня радиации;
  • приема наркотиков или спиртосодержащих напитков родителями;
  • низкого уровня достатка.
  • В последнем случае больной не дополучает необходимых микроэлементов с пищей.

    Классификация заболевания

    При умственной отсталости у детей страдают не только когнитивные, но и психологические функции головного мозга. Поэтому больному трудно находиться в организованных коллективах. Легкие степени патологии сложно диагностировать до годовалого возраста, поскольку в это время ребенок еще не умеет разговаривать и анализировать информацию.

    Степени патологии принято классифицировать в зависимости от уровня интеллекта ребенка (IQ). Результаты оценки интеллекта расшифровывают следующим образом:

    1. Дебильность (IQ 50-70) – легкая степень отклонения. Пациента можно научить простым физическим навыкам – чтению, письму, ремесленному делу.
    2. Имбецильность (IQ 35-49) – средняя степень умственного дефекта. Больного возможно обучить только навыкам самообслуживания – питаться, одеваться и т.д.
    3. Идиотия (IQ 0-34) – тяжелая степень патологии. Детей невозможно обучить навыкам и способностям самообслуживания. Они не способны самостоятельно питаться или ходить.
    4. Вместе с уровнем интеллекта определяется тип его поведения и наличие сопутствующих психологических нарушений. У детей с тяжелой формой заболевания отмечают нарушения:

    5. Слабые темпы развития. Подросток имеет развитие уровня 3-5 летнего малыша. Дети с умственной отсталостью начинают ходить, говорить, держать головку намного позже здоровых сверстников.
    6. Проблемы с речевыми навыками. Речь больных детей имеет множество дефектов и, как правило, состоит из 15-20 слов. Они в основном пользуются жестами для выражения своих потребностей. Словами они пользуются редко и чаще всего неосознанно.
    7. Моторная неловкость. Дети с тяжелой формой заболевания не способны выполнять действия. Связанные с координацией движения: собирание мозаики, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
    8. Хаотичное мышление. При достаточном усердии больные могут распознавать знакомые элементы на рисунках, а при длительном обучении – группировать похожие по смыслу картинки (животные, растения, одежда). Однако различить предметы по форме, размеру или цвету ребенок с тяжелыми умственными дефектами не сможет. То же самое касается составления рассказа по сюжетной картинке.
    9. Отсутствие логической памяти и резкое снижение механической.
    10. Нестабильность эмоционального состояния. Умственно отсталые дети резко меняют свое поведение.

    Все желания больных идиотией связаны с удовлетворением естественных потребностей. В поведении детей с тяжелой умственной отсталостью прослеживается заторможенность, вялость или неконтролируемая двигательная активность.

    Идиотия подразделяется еще на 3 группы:

    При полной идиотии у человека отсутствуют практически все желания, нарушены функции восприятия окружающего мира. По поведению они похожи на животных: громко кричат, неадекватно реагируют на внешние раздражители, не могут обслужить себя сами.

    При типичной форме заболевания инстинкты больных более выражены. О своих желаниях или дискомфортном состоянии они могут сообщать при помощи жестов или звуков. При этом речевые навыки отсутствуют полностью.

    Речевые идиоты способны реагировать на внешние раздражители и произносить отдельные звуки. Навыки к познавательной деятельности отсутствуют.

    Программа для детей с тяжелой умственной отсталостью разрабатывается специалистами нескольких профилей – преподавателями, неврологами, психологам, педиатрами. В лечении детей участвуют также ортопеды, логопеды и физиотерапевты.

    Основная цель терапии – обучить пациентов элементарным навыкам самообслуживания и помочь адаптироваться к окружающей среде. Для этого создано множество специализированных центров, в которых обучение детей ведется по упрощенной схеме. Реабилитация проходит с помощью оборудования для стимуляции нервных волокон, профессиональных массажистов и кинезиотерапевтов. Благодаря этим мероприятиям увеличивается шанс научить ребенка необходимым навыкам.

    Подростков также обучают в специализированных центрах. Основная цель учебных программ – научить пациента ориентироваться во времени и пространстве, а также самостоятельно выполнять элементарные действия – посещать туалет, выполнять простую работу за компьютером.

    Люди со средней или легкой степенью слабоумия способны обслуживать себя и трудиться на работе, не требующей интеллектуальных способностей.

    Из-за функциональных нарушений в головном мозге продолжительность жизни таких пациентов снижается. Однако постоянный контроль у специалистов, своевременные медицинские мероприятия способны улучшить прогноз выживаемости для детей с любой степенью умственной отсталости. Малыши с тяжелыми формами патологии, как правило, всю жизнь нуждаются в посторонней помощи. Чем выраженнее симптомы заболевания, тем выше риск летального исхода.

    Лечение умственно отсталых детей будет успешным только при комплексном воздействии, то есть не только с индивидуальным подходом к обучению необходимо сочетать прием медикаментозных средств. Для коррекции патологического состояния детям приписываются ноотропы – Пирацетам, Аминалон, Пантогам. Цель приема ноотропных препаратов – ускорить метаболизм в клетках головного мозга. С этой же целью больным назначают витамины группы В и аминокислоты.

    При нарушенном поведении больному рекомендован прием транквилизаторов или нейролептиков. Дозировку и схему лечения препаратами данной группы определяет врач-психиатр. Вместо медикаментозных препаратов, например, ноотропов можно использовать лекарственные средства натурального происхождения – китайский лимонник, настойку женьшеня. Растения активируют работу нервной системы. Однако стимулирующие средства в некоторых случаях провоцируют психозы. Поэтому прием средств народной медицины возможен только после консультации с врачами.

    Снизить риск рождения ребенка с тяжелым умственным отклонением позволяют консультации семейных пар у генетика. Если есть риск рождения больного малыша, то парам рекомендуется пройти пренатальное тестирование, включающее в себя:

    • ультразвуковое исследование;
    • амниоцентез;
    • изучение в сыворотки крови матери фетопротеина.
    • Амниоцентез позволяет выявить генетические и метаболические аномалии у плода. Данный анализ в обязательном порядке назначается всем беременным женщинам, чей возраст старше 35 лет.

      Благодаря вакцине от краснухи, вошедшей в график национальных прививок, удалось устранить одну из причин тяжелой умственной патологии. В настоящее время активно разрабатывается прививка от цитомегаловирусной инфекции, которая в некоторых случаях также приводит к слабоумию.

      Тяжелая умственная отсталость – неизлечимый диагноз. Дети и взрослые с таким заболевание всю жизнь нуждаются в сторонней помощи, поскольку не могут полностью справляться с навыками самообслуживания, как люди с легкой и средней степенью заболевания. Выделяют несколько форм слабоумия: полную, речевую и типичную. В первом случае больные не поддаются обучению и не могут выражать свои желания при помощи мимики и жестов, а продолжительность их жизнь намного меньше, чем у здоровых людей.

      oinsulte.ru

      Это интересно:

      • Олигофрения и синдром дауна Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных […]
      • Бананы при депрессии Банан относится к многолетним травянистым растениям семейства Банановых. Его родиной считают Малайский архипелаг. Высота растения зависит от сорта и может достигать 10 метров. Существует около 70 видов этого растения. Стебель банана - псевдоствол - крепкий, короткий. На каждом стебле развиваются кисти, которые собраны в гроздь. Каждая гроздь […]
      • Кортексин при заикании отзывы Вопрос: могут ли при лечении заикания использоваться препараты: кавинтон, кортексин? ребенку 4 года заикание началось внезапно месяцев назад, сначала немного потом больше, невролог прописал кавинтон, глицин, пантокальцин, кортексин( 10 уколов), остальное курс в течении месяца через 3 месяца повторить. Какие побочные эффекты могут дать эти […]
      • При заикании речевая карта Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием..……………….2 Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)………………………………………….5 Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у […]
      • Цитокины лечение шизофрении Цитокины - классификация, роль в организме, лечение (цитокинотерапия), отзывы, цена Функции цитокинов в организме регуляция продолжительности и интенсивности иммунных реакций (противоопухолевая и противовирусная защита организма); регуляция воспалительных реакций; участие в развитии аутоиммунных реакций; определение выживаемости клеток; […]
      • Невроз сердца чем опасен от чего развивается, как лечится и чем опасен невроз? Часто заканчивается суицидом Взять 30 г измельченных корней дягиля лекарственного, залить 500 мл белого вина, настаивать сутки при периодическом взбалтывании. Процедить. Принимать по 1/2 рюмки два раза в день. Взять 100 г молодых листьев березы, измельчить, залить 2 стаканами теплой кипяченой […]
      • Больница пограничных состояний Клиника пограничных состояний СГМУ ул. Ленина, д. 417, кор. 3, эт. 4 Просто отвратительно. Обхода нет, про состояние не интересуются, если скажешь, что что-то волнует, резко и грубо отвечают. Раздатчица - хамло. Еда - помои, есть невозможно. И это все за большие деньги. Медсестры, единственные, кто хорошо относятся. Не рекомендую. Хочу довести до […]
      • Март и депрессия Гороскоп для Козерогов женщин на март 2018 года от Павла Глоба Гороскоп на март 2018 года для женщины Козерога подготовил массу сюрпризов. Период будет необычным. Важно уделить внимание знакам и символам, они помогут узнать новую информацию. Начало месяца запомнится романтическими свиданиями, интересными встречами, яркими событиями. В марте […]