Типы реагирования при стрессе

Реакции человека на различные типы стресса

Типы стресса разделяют по степени воздействия на личность, каждый вид может иметь как положительное, так и негативное влияние. Травмирующий фактор вызывает определенные реакции на эмоциональном и физическом уровне. Стрессовое поведение зависит от личностных особенностей, каждый индивид по-разному ведет себя в напряженных и экстремальных условиях. Разберем основные вопросы реагирования человека на стресс.

Какие существуют типы стресса

Стресс появляется при появлении угрожающих человеческому организму и психике условиях. Существуют следующие виды негативных выражений:

  1. Длительный травмирующий стрессор. На личность критически действует долговременная эмоциональная нагрузка. Это может быть затянувшийся конфликт с руководителем, ссоры из-за проживания на одной территории, болезнь родственника и иные причины.
  2. Физиологическая травма. В этом случае проявляется влияние внешних воздействий. В эту группу входит холод, жара, физическое перенапряжение, голод. Виды реакций на физиологический стресс проявляются в виде физической и моральной усталости, раздражения, присутствует изнеможение и общая слабость.
  3. Отрицательные переживания, связанные с человеческими взаимоотношениями, называют психологической травмой. В нее входят ситуации реагирования на обман, предательство, измены.
  4. Экстремальная стрессовая нагрузка. В группу входят события, которые угрожают безопасности человека. Аварии, экологические катастрофы, преступления, тяжелая болезнь, авария, война, вынужденная эмиграция и другие тяжелые условия жизни.
  5. Информационная перегрузка. Напряжение возникает из-за влияния информационной составляющей, человек обладает большой ответственностью и вынужден ежедневно принимать важные решения. Подобный тип стрессового переживания возможен в ряде профессий. Например, диспетчера, часть руководителей, врачи-хирурги и другие.
  6. Вышеописанные травмирующие факторы вызывают у людей, которые им подвержены, определенные виды реакций. Они имеют установленные симптомы и признаки.

    Стресс-факторы вызывают ряд эмоциональных и физических реакций организма.

    Виды эмоциональных реакций:

    Эмоции могут меняться, затяжное переживание самым отрицательным образом сказывается на психике, состояние переходит в депрессию, апатию, появляются симптомы невроза. Успешное разрешение кратковременной стрессовой ситуации снимает эмоциональные проявления, но для некоторых видов стресса требуется помощь специалиста.

    Виды физических реакций:

    • головная боль;
    • усталость;
    • боль в грудном отделе;
    • сухость во рту;
    • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
    • усиленный или пониженный аппетит;
    • тики, заикание.

    Если экстренная угроза исчезает, то физиологическая проявления возвращаются в норму. При длительном стрессовом факторе симптомы переходят в хронические , развиваются болезни.

    Личностные особенности и реакции

    Виды реагирования на травмирующий фактор сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности. Имеет значение темперамент, характер человека, уровень самооценки и родительские установки.

    Есть ряд исследований, проводящих связь между темпераментом и типами реакций на критическую ситуацию.

  7. Люди со слабой нервной системой, меланхолическим темпераментом при стрессовых событиях испытывают тревогу, невротическую тревожность, сильный испуг. Они склонны к самообвинению и паническим настроениям, часто у них нет сил на борьбу. Во многих случаях начинаются бессонница, проблемы со сном.
  8. Холерический тип личности выдает следующий набор реакций: гнев, протест, агрессивность. Гневные чувства порождают развитие язвы желудка, гипертонии. Холерики зависимы от успеха, тяжело переживают неудачи, они очень боятся совершить ошибку.
  9. Флегматический тип темперамента в напряженных ситуациях сохраняет самообладание, подавляет эмоции, игнорирует проблему. Они склонны заедать проблему, что приближает их вес к критическому показателю, нахождение в длительной травме. Стресс-факторы у флегматиков замедляют мыслительную деятельность, присутствует вялость, пересыпание.
  10. Люди с преобладанием сангвинического темперамента реагируют на стресс с оптимизмом, могут протестовать, но всегда уверены в собственной ценности. Сангвиники обладают сильной нервной системой, поэтому легко справляются с отрицательной эмоциональной нагрузкой.

Немаловажное значение на проявление эмоциональных реакций при стрессе оказывает уровень самооценки. Заниженная оценка себя, неуверенность в своих возможностях увеличивает состояние тревоги и паники при напряженных жизненных моментах. Есть данные, что отрицательная самооценка влияет на показатели экзаменов, учащиеся не справляются с волнительной нагрузкой, получают низкие баллы.

На типы реакций при стрессе влияют родительские установки. Некоторые психологи утверждают, что сценарий поведения при травмирующем факторе человек черпает от родителей.

Ребенок впитывает родительские примеры, а потом неосознанно повторяет их во взрослой жизни.

Так, один человек будет при стрессе молча глотать обиды, другой прибегнет к алкоголю, третий – начнет искать путь оптимизации. Разобраться в жизненном сценарии можно с помощью психолога или при самостоятельном анализе.

Способы реагирования на стресс

По видам реагирования на стресс-фактор люди также различаются. Существует несколько категорий реакций.

  • «Стресс кролика». В этом случае человек пассивно переживает травмирующую ситуацию. У него нет сил для активизации, он прячется от проблем.
  • «Стресс льва». Личность с данным проявлением бурно, гневно и экспрессивно реагирует на стрессовые события.
  • «Стресс вола». Способ подразумевает тип реакций на пределе своих умственных, эмоциональных и физических возможностей. Такой человек может долго жить и работать в травмирующей ситуации.
  • Стресс-фактор вызывает различные эмоциональные проявления, они сказываются на физическом и психическом состоянии человека. Психологи подмечают, что негативные раздражители могут существовать на самом деле, например, развод, но и быть надуманными. К надуманным ситуациям относятся реакции на то или иное поведение окружающих. Стрессовая реакция проявляется в зависимости от типа личности, родительских установок. На реагирование влияют особенности характера и темперамента.

    ostresse.ru

    Реакция организма на стресс

    В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Сейчас слово «стресс» чаще понимают в узком смысле слова. Т.е. стресс – это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

    Стресс характеризуется динамикой и имеет логику своего развития. Последствия для организма в результате стресса могут быть самые разные. В том случае, когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение адаптивных функций. При длительном постоянном стрессе могут возникнуть нарушения функционирования адаптивных механизмов и появиться необратимые изменения: сердечно-сосудистая патология, заболевание желудочно-кишечного тракта и т.п.

    Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Таким образом, стресс – нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.

    Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической и социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

    В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

    Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения – все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

    Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

    Начало создания концепции стресса связано с именем канадского ученого Г.Селье. Он обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы. Начальные симптомы во всех случаях одни и те же – слабость, повышенная температура, снижение аппетита, и только спустя несколько дней появляется характерная картина заболевания. Тогда уже он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС).

    Он предложил, что каждый болезнетворный фактор (в том числе микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием в отношении адаптационных возможностей организма. ОАС – это усилие организма приспособиться к изменившимся условиям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальных механизмов защиты. Таким образом, все болезнетворные воздействия предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

    Первоначально этот неспецифический синдром выступил в морфологических и функциональных изменениях и получил название «триады»: увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез, так называемого тимиколимфатического аппарата (иммунная система) и точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника. Затем было показано, что при непрекращающемся действии стрессогенного фактора «триада стресса» изменяется.

    В 1936 г., описав впервые ОАС, или синдром биологического стресса, Г.Селье выделяет его три стадии: стадию тревоги, стадию резистентности и стадию истощения.

    Согласно Г.Селье, 1 стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта, уже описанных как «триада стресса». Если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

    2 стадия стресса – стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.

    3 стадия – фаза истощения. В результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

    Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные и длительные. При кратковременном стрессе актуализируются готовые программы реагирования, а при длительном требуются адаптационные перестройки функциональных систем, иногда крайне тяжелые и неблагоприятные для здоровья человека.

    Интенсивное физиологическое и психологическое изучение длительного стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов. Эти работы позволили более детально исследовать первую стадию стресса, выделив в ней три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям. Первый период – активизация адаптационных защитных форм реагирования. У большинства людей он отличается стеническими эмоциями и повышенной работоспособностью. Его продолжительность исчисляется минутами, часами. Если адаптационная защита не прекращает стрессогенности воздействия, то наступает второй этап. В течение второго периода формируется новый уровень «функционирования», адекватный экстремальным требованиям среды. Для этого этапа часто характерно ухудшение состояния человека, снижение его работоспособности. Однако при высокой мотивации в этом периоде стресса может поддерживаться достаточно высокая работоспособность у человека за счет сверхмобилизации его резервов. Однако такое перенапряжение чревато последствиями – обострением скрытых заболеваний, появлением болезней стресса (сосудистых, воспалительных, психических). В условиях, приближающихся к предельно допустимым, суммарная продолжительность двух первых периодов стресса в совершенно разных стрессогенных условиях в среднем одинакова и составляет 11 суток. Третий период первой стадии стресса – период неустойчивой адаптации. Он предшествует стадии сопротивления стрессу и его продолжительность варьирует до 20-60 суток.

    Исследование эндогенного механизма стресса, начатое Г.Селье, получило дальнейшее развитие и нашло отражение в теории нейронной и эндокринной регуляции стресса. К представлению о том, что стресс связан с цепочкой реакций, начинающихся с выработки гипофизом адренокортикотропного гормона (АКТГ), добавились новые данные о физиологических и биохимических пусковых механизмах стресса.

    По Г.Н. Кассилю, схема развития стресса представляется следующим образом. Стрессор через кору полушарий головного мозга сигнализирует гипоталамусу о возникшей опасности. В нервных клетках гипоталамуса происходит мобилизация норадреналина (НА). Из связанной формы НА переходит в свободное состояние, активирует норадренергические элементы лимбико-ретикулярной системы (НАЭ) и вызывает возбуждение симпатических центров и тем самым усиливает деятельность симпатоадреналовой системы. Симпатическая стимуляция по главным нервам достигает мозгового слоя надпочечников и вызывает у человека усиленный выброс в кровь смеси адреналина (АДР) и норадреналина (НА) из мозгового слоя надпочечников. Кровь обогащается адреналином (80-90%) и норадреналином (20-10%). У различных животных соотношение секреции АДР и НА в мозговом веществе надпочечников значительно варьирует. Так, у кита НА составляет 70-80%, у кролика же выделяется почти исключительно адреналин. Катехоламины через гематоэнцефалический барьер проникают в определенные участки гипоталамуса и лимбико-ретикулярной системы. Происходит активация адренергических, а также серотонинергических и холинергических элементов ЦНС. Повышение их активности стимулирует образование релизинг-фактора, который, стекая к передней доле гипофиза, вызывает у него выработку АКТГ. Под влиянием этого гормона в коре надпочечников увеличивается синтез кортикостероидов, и содержание их в крови нарастает.

    Нейроны гипоталамуса секретируют несколько релизинг-факторов. Среди них 7 стимулирующих (либеринов) и 3 тормозящих (статинов). АКТГ стимулируется кортиколиберином – полипептидом, состоящим из 39 аминокислотных остатков, последовательность которых установлена.

    Как только содержание кортикостероидов (КС) в крови достигает верхней границы нормы, срабатывает закон обратной связи. Проникая через гематоэнцефалический барьер в спинномозговую жидкость и мозг, кортикостероиды тормозят образование релизинг-фактора в гипоталамусе. Автоматически приостанавливается образование АКТГ, и уровень кортикотропных гормонов в крови падает.

    Изучение механизма обратной отрицательной связи, действующей через КС, показало, что тормозное звено в функционировании системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники имеет серотонинергическую природу.

    При длительных и особо угрожающих жизни стрессогенных воздействиях в механизме обратной связи, прерывающей секрецию КС, могут возникать сбои, когда взаимодействие между нервными и химическими механизмами разлаживается. Обнаружено, что при этом КС связываются с особым белком крови – транскортином (ТР). Соединение КС+ТР задерживается гематоэнцефалическим барьером. Поэтому в мозг перестает поступать информация об избытке КС в крови и секреция АКТГ не прерывается. Когда обратная отрицательная связь, ограничивающая рост уровня КС, не срабатывает, тогда начинается 3 стадия стресса – стадия истощения. Избыточное накопление гормонов коры надпочечников в жидких средах организма ведет к расстройству функций, которое распространяется постепенно на нервную и эндокринную систему, захватывая сердце, сосуды, легкие, органы пищеварения.

    1 и 2 стадии стресса по-разному выполняют свою защитную функцию. Второй стадии стресса, стадии сопротивления, адаптации к стрессу соответствует увеличение содержания катехоламинов (АДР и НА), проникающих в мозг за счет повышения проницаемости гематоэнцефалического барьера. В результате усиливается образование релизинг-факторов и, следовательно, непрерывно нарастает уровень кортикостероидов в крови. С ростом КС усиливается защитная функция организма, так как КС обладает противовоспалительным, десенсибилизирующим, антиаллергическим, противошоковым и антитоксическим действием.

    Влияние стресса на организм

    Стресс влияет на эффективность деятельности. При высоком уровне стрессовой напряженности падает работоспособность. Раньше страдают более сложные формы деятельности, например, такие, как операции по стохастическому наведению на цель, нарушаются сложно координационные движения. Простая же сенсомоторная реакция, время реакции на аварийный сигнал в условиях длительного многосуточного нервного напряжения улучшаются. Стресс по-разному влияет на когнитивные процессы. Растет сенсорная чувствительность, абсолютная и разностная, улучшается способность к детекции сигнала. Расширяется поле зрения. Вместе с тем нарушаются более сложные интегративные процессы (сложное опознание, перцептивное научение), увеличиваются ошибки памяти, возможна гиперактивность мышления (навязчивые мысли, бесполезное фантазирование), «уход» от решения стрессогенных проблем (решение побочных «замещающих» проблем или уменьшение активности мышления).

    Рост сердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе (ишемическая болезнь сердца, гипертония), возникновение язвенной болезни и другие связывают с возросшими эмоциональными перегрузками, с увеличением стрессорных воздействий, которым подвергается человек в наше время. Многие соматические болезни имеют неврогенное происхождение. Основа для понимания причин возникновения и механизмов неврогенных заболеваний была заложена учением И.П.Павлова об экспериментальных неврозах. Благодаря достижениям современной нейрофизиологии Павловское учение переживает новый период развития, что связано с выяснением нервных и биохимических механизмов стресса.

    Патологический процесс возникает в результате истощения всех защитных резервов организма, которые используются в процессе развития стресс-реакции. Имеются данные о формировании гипертонического синдрома с дисфункциями адренергических структур мозга. В настоящее время моноаминергической системе отводится ведущая роль в генезе патологических синдромов, возникающих под влиянием стресса. Предполагается, что характер патологического синдрома связан с тем, какие звенья адренергической системы оказываются несостоятельными и не выдерживают сильного напряжения: синтез, распад и т. д. и какая форма нарушений при этом возникает: возбуждение, истощение, образование промежуточных продуктов метаболизма.

    Литература, использованная при подготовке статьи:

    Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности., Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека., Степаненко Б.Н. Успехи биологической химии.

    biofile.ru

    Типы реагирования при стрессе

    ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

    I. Понятие стресса. Стресс как проблема современной психологии

    Эмоции в структуре человеческой психики. Стресс как вид эмоционального состояния человека

    Процессы адаптации и свойства нервной системы

    Понятие темперамента. Темперамент и типы нервной системы

    Эмоциональные реакции на стресс; Их зависимость от свойств нервной системы и типа темперамента

    II. Разработка эксперимента для выяснения влияния

    фактора темперамента на эмоциональные реакции при стрессе

    В настоящее время учение о стрессе получило достаточно широкую известность. За последние пятьдесят лет было написано огромное количество трудов по данной теме. Актуальность этого вопроса объясняется, во-первых, его многогранностью, во-вторых, недостаточной его изученностью из-за сложности постановки эксперимента, и в-третьих естественным желанием человека наилучшим образом адаптироваться к условиям жизни, желанием общества повысить отдачу в труде от каждого его члена.

    Трудности в изучении данного вопроса возникают так же из-за отсутствия целостного представления о структуре стресса и противоречивости имеющихся подходов.

    Не разрешенной является на данный момент такая актуальная задача, как прогнозирование поведения человека в стрессовой ситуации. А именно этот аспект является основной проблемой психологии стресса, поскольку его разрешение даст возможность разрабатывать коррекционные программы направленные на повышение адаптационных возможностей личности.

    Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование гипотезы о зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента. И разработка психологического экспериментального исследования для проверки данной гипотезы.

    1.Понятие стресса. Стресс как проблема современной психологии

    Термин «стресс» был введен канадским физиологом Г. Селье (1936г.) при описании адаптационного синдрома. Он определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование.

    В настоящее время термин "стресс" встречается в современной литературе, как обозначающий такие понятия:

    1. Сильное неблагополучное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

    2. Сильные, как неблагополучные, так и благополучные для организма реакции разного рода;

    3. Неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при разного рода воздействиях;

    В Психологическом словаре, под редакцией Зинченко В.П. приводится следующее определение данного понятия:

    «Стресс — это состояние психического напряжения возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (12).

    Основной характеристикой стресса является независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки. Данный процесс Селье обозначил как Общий Адаптационный Синдром (ОАС).

    ОАС — это совокупность адаптационных реакций в организме, носящих общий защитный характер ( ). Согласно Селье, ОАС включает в себя три этапа:

    1. Реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;

    Стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями;

    Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций;

    Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации.

    Согласно данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс ( ). Опыт изучения акустического и гравитационного стресса, показал возможность разделить людей на активно, пассивно и исходно реагирующих. Чем выше степень экстремальности, тем больше возрастает число «пассивных» за счет уменьшения числа исходно реагирующих. Доля активно реагирующих меняется У-образно, достигая максимума при определенном уровне экстремальности, а затем, снижаясь ( .). Это явление можно объяснить действием закона Йоркса – Дотсона, согласно которому, увеличение активации сначала ведет к повышению активности, но после достижения определенного максимума, активность начинает резко снижаться, повышается вероятность дезорганизации системы. Возбуждение и торможение составляют две стороны единого, нервного процесса. Своим сбалансированным соотношением они определяют успех приспособительной деятельности. Палов И.П. высказал предположение, что одной из главных причин для возникновения запредельного торможения является истощение, ослабление нервных клеток ( )

    Данная схема реакции на активацию, полностью соответствует трем фазам ОАС. Однако, в связи с индивидуальными особенностями различных людей, протекание этих фаз будет различаться как по продолжительности каждой фазы, так и по их интенсивности. А поскольку, человек функционирует одновременно на нескольких различных уровнях, то дезорганизация любого из них, в той или иной степени повлечет за собой дезорганизацию и на всех остальных. Что, в свою очередь, неблагоприятно отразиться и на психосоматическом здоровье человека, и на продуктивности его деятельности, и на его социальное окружение.

    В связи с этим, перед исследователями стоит задача изучения адаптации человека к сложным (т.н. экстремальным) условиям, прогнозирование его поведения в подобных условиях ( ), а так же разработка методов коррекции.

    2. Эмоции в структуре человеческой психики. Стресс как вид эмоционального состояния человека.

    Эмоции являются обязательным компонентом стресса ( ).Живое существо ведущее непрерывную борьбу за свою адаптацию снабжено такими механизмами, как эмоции, в особенности – тревога, которые обеспечивают ему достаточную подготовку к действиям в новой или кризисной ситуации ( ).

    по определению Ч.Дарвина (1872), эмоцию следует рассматривать как ответ организма на определенную ситуацию ( ).

    К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы

    Эмоции включены во все психические процессы и состояния, так как они являются древнейшей формой психического отражения. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. В деятельности эмоции выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее ( ).

    Симонов П.В., разработавший информационную теорию эмоций, считает что, эмоция (Э) пропорциональна потребности (П), а знак эмоции зависит от соотнесения между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности (Н), и существующей наличной информацией (С). Симонов дал формулу эмоций:

    Соответственно, если Н<С, что означает недостаток сведений и средств, необходимых для достижения цели, то у индивидуума появляется отрицательная эмоция (например, если человек не знает — как защититься, у него рождается страх). Если же Н>С, то возникает надежда удовлетворить потребность, и эмоции приобретают положительную окраску ( ).

    Различная эмоциональная оценка вызывает и различные побуждения к действию. Но эмоции не только побуждают к деятельности, благодаря своему физиологическому механизму, они определяют так же интенсивность, темп и продолжительность деятельности.

    В зависимости от влияния на процессы жизнедеятельности, различают стенические и астенические эмоции

    Стенические эмоции повышают жизнедеятельность, активность, настроений, общее самочувствие. Активизируют кровообращение, дыхание, усиливают обмен веществ.

    Астенические эмоции угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности. Помимо общего угнетения кровоснабжения и дыхания, особенно страдает кровоснабжение головного мозга ( ).

    Приведенная классификация эмоций на стеничкские и астенические соответствует классификации стресса на эусресс и дистресс ( ).

    Такая тесная связь психических и физиологических процессов, возникающих под действием эмоций, объясняется тем, что промежуточный мозг, где находятся ведущие участки «центров эмоций», тесно связан с эндокринной системой. Эмоциональная реакция формируется высшими отделами нервной системы в зависимости от ситуации. Она активизирует деятельность гипоталамуса, координирующего вегетативные, гормональные и моторные механизмы выражения эмоций. Отсюда восходящие сигналы активизируют высшие отделы нервной системы, а нисходящие сигналы изменяют работу симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

    3 Процессы адаптации и свойства нервной системы

    Считается, что «фундаментальным компонентом» психического стресса является эмоциональное возбуждение. В сущности эмоциональные переживания , эмоциональная насыщенность деятельности выделяется большинством авторов в качестве основной характеристики этого состояния.

    Дифференциация физиологических и психических стрессов основывается на том, что они запускают разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряженности. Однако в действительности, воздействие стрессоров на индивида имеет интегральных , комбинированный характер и вовлекает одновременно и физиологические, и психологические процессы.

    Важное значение в развитии психо-эмоционального напряжения играют активационные механизмы, такие как — эмоциональная устойчивость, волевые характеристики, степень внушаемости, тревожность, уровень притязаний и др.

    Эмоциональная устойчивость является наиболее значимым фактором определяющим тип реагирования человека. Она подразумевает формирование необходимой в данной ситуации степени эмоционального возбуждения. У лиц с оптимальным уровнем эмоциональной устойчивости чаще формируется реакция адекватного ответа активного типа.

    Так же установлено, что характер реагирования на стресс в большей степени зависит от таких свойств нервной системы, как подвижность основных нервных процессов, способность к мобилизации, уровень эмоциональности, характеристики темперамента. Что еще раз подтверждает выводы о том что, активизированность нервной системы связанная прежде всего с нейродинамическими показателями силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, играет основную адаптивную роль ( ).

    Такая закономерность связанна с тем, что данные процессы, являются основными свойствами нервной системы. Различное сочетание их выраженности определяет тип высшей нервной деятельности, которая, в свою очередь, является физиологической основой характера.

    Эти три признака были всесторонне изучены И.П.Павловым и были положены им в основу классификации типов нервной системы:

    Сила процесса возбуждения, или работоспособность клеток больших полушарий. В обычных условиях сила возбуждения в нервных клетках соответствует силе раздражителя: сильный раздражитель вызывает сильное возбуждение, слабый — слабое. Если же взять раздражитель очень большой силы, то окажется, что не всякая нервная система способна отвечать на него возбуждением соответствующей силы. Так например, у собак с сильным процессом возбуждения такой раздражитель может быть сделан условным раздражителем, причем выработка условного рефлекса происходит безболезненно для нервной системы. У собак со слабым процессом возбуждения такой раздражитель максимальной силы не только не дает условного рефлекса, но при попытках применять его даже влечет за собой задержку всей условно-рефлекторной деятельности, а иногда и длительное заболевание нервной системы.

    Сила процесса торможения по сравнению с силой возбуждения, иначе говоря, способность уравновешивать процессы возбуждения процессом торможения. У некоторых собак при любой силе возбуждения может вырабатываться тормозной процесс, способный уравновесить возбуждение; у других сила тормозного процесса значительно отстает от силы процесса возбуждения, и поэтому возбуждение большой силы уже не может уравновешиваться торможением. Сила тормозного процесса определяется тем, как долго данный нервный центр может выносить непрерывное тормозное состояние. У животных с сильным тормозным процессом можно непрерывно поддерживать внутреннее торможение в течение 5 – 10 минут, тогда как животные со слабым процессом торможения не могу выносить его даже в течение 30 секунд, а попытки поддерживать его в течение 5 минут, ведут у них к серьезному заболеванию нервной системы.

    Подвижность процессов возбуждения и торможения. У одних животных процессы возбуждения и торможения с большой быстротой распространяются по клеткам мозга и, что особенно важно, могут быстро сменять друг друга. У других — и распространение нервных процессов, и смена противоположных процессов друг другом проходят медленно. Подвижность нервных процессов обнаруживается , например, при перестройке выработанной у животного системы условных рефлексов. Если звук одной высоты постоянно подкрепляется пищей, а звук другой высоты не подкрепляется, то на первый звук идет слюна, а на второй — нет. Если же попробовать поступать наоборот, тогда животное с подвижными нервными процессами быстро переключиться на эти новые условия и начнет реагировать на второй звук, а на первый не реагировать, животное же с малоподвижными процессами долго не сможет приспособиться к этой перемене условий.

    Значение этих трех признаков для всей работы нервной системы И.П.Павлов характеризовал следующим образом:

    «Значение силы нервных процессов ясно из того, что в окружающей среде оказываются (более или менее часто) необычные чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других таких же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенство силы обоих нервных процессов. А так как окружающая организм среда постоянно (а часто — сильно и неожиданно) колеблется, то оба процесса должны, поспевать за этими колебаниями, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно» ( ).

    4. Понятие темперамента. Темперамент и типы нервной системы

    Темперамент — это закономерное отношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

    Понятие темперамента возникло на основе учения древне греческого врача Гиппократа (6 в до н.э.).

    Свойства темперамента — индивидуальный темп, ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относятся ко всем сторонам психической деятельности.

    Свойства темперамента – это наиболее устойчивые индивидуальные способности. Темперамент зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П.Павлов и его последователи доказали непосредственную и прямую зависимость темперамента от общего типа нервной системы.

    Павлов нашел, что среди всего многообразия нервных систем животных, прошедших через его лабораторию, ясно намечается четыре основные типа нервных систем.

    По признаку силы процессов возбуждения нервной системы можно разбить на сильные и слабые. Сильные нервные системы можно разбить по признаку уравновешенности возбуждения торможением на уравновешенные и не уравновешенные; у первых процессы торможения достаточно сильны, что бы уравновесит сильные процессы возбуждения, у вторых — тормозные процессы отстают по своей интенсивности от процессов возбуждения. Для слабых нервных систем этот признак не имеет значения: если процесс возбуждения сам по себе очень слаб, то уравновешивание его тормозным процессом не составляет трудности. Различие нервных систем по подвижности достаточно резко сказывается лишь у сильных уравновешенных нервных систем, которые и разделяют на нервные системы с подвижными и с малоподвижными, инертными нервными процессами.

    В результате получаются следующие четыре типа:

    Сильный, уравновешенный, подвижный — Живой тип.

    Сильный, уравновешенный, мало подвижный — Спокойный, Медлительный тип.

    Сильный, неуравновешенный, подвижный — Возбудимый., Безудержный тип.

    И.П.Павлов считал, что установленные им четыре типа нервной системы приблизительно соответствуют четырем темпераментам. Живой тип лежит в основе сангвинического темперамента; спокойный, медлительный – в основе флегматического; возбудимый, безудержный – в основе холерического; слабый – в основе меланхолического ( ).

    5.Эмоциональные реакции на стресс; их зависимость от свойств нервной системы и типа темперамента

    Эмоциональная реакция — это субъективное психическое переживание, которое возникает как ответ субъекта на какой-либо внешний или внутренний раздражитель.

    Эмоциональная реакция на стресс — это, соответственно, психологические изменения возникшие в результате воздействия стрессоров. Сюда, в первую очередь, относят тревогу, а так же изменения активности, самочувствия, настроения и пр.

    Как отмечал Симонов В.П.: «Индивидуальные склонности к преимущественному реагированию одной из фундаментальных эмоций лежит в основе классификации темпераментов. Слабый тип нервной системы имеет особое отношение к эмоции страха, сильный, безудержный – к эмоции ярости, сангвинический – к положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он подобно сангвинику тяготеет к положительным эмоциям.»

    Наглядно можно сопоставить между собой некоторые качества типов темперамента по таблице свойств темперамента (школа Теплова).

    library.by

    2.1.2. Изменение когнитивных процессов при стрессе

    2.1.2. Изменение когнитивных процессов при стрессе

    При стрессе обычно страдают все стороны когнитивной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

    В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

    Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

    В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний. По этому поводу они пишут:

    «Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через “кривое зеркало”). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и оценка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).

    Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам – она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены.

    На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что, когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы “прозреваем” от “отравления эмоциями” и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям» @@@@@3; с. 89—90#####.

    Рис. 7. Интеллектуальные признаки стресса.

    Интеллектуальные изменения, имеющие место во время стресса, показаны на рис. 7.

    psy.wikireading.ru

    Какие бывают типы реакций на стресс / Симптомы стресса

    Стресс полностью меняет поведение человека. Какие бывают типы реакций на стресс? Как выглядят симптомы стресса? знать ответы на эти вопросы крайне важно для принятия решения по действиям в конкретной ситуации.

    Физические симптомы стресса

    Какие бывают типы физических реакций организма на стресс? К физическим симптомам стресса относятся:

    • чувство сжатия в груди,

    • болезненные ощущения в теле,

    • головокружение и одышка.

    Что касается мышечной системы, то могут наблюдаться такие симптомы, как

    • повышенная пугливость (слишком сильное реагирование на внезапный шум или неожиданное движение),

    Психологические и социальные симптомы стресса

    К эмоциональным симптомам, предупреждающим нас о том, что у человека реакция на стресс относятся:

    • частые приступы гнева. Состояние психики также может свидетельствовать о стрессе: горестные чувства, страхи, трудности с концентрированием внимания, забывчивость, ночные кошмары, потеря самоуважения и сложности с принятием решений, — все это предупреждает нас, что необходимо принимать меры.

    Стресс может изменять наше поведение, это заметно по увеличению потребления алкоголя, табака, принятия лекарственных средств; возрастает опасность несчастных случаев.

    Какие бывают типы реакций на стресс

    То, как мы реагируем на стресс, имеет жизненно важное значение. Симптомы стресса сугубо индивидуальны в критических ситуациях. Но есть адекватные, правильные реакции, а есть неадекватные, вредные нам самим и окружающим. Как мы себя ведем в трудуную минуту, зависит от особенностей темперамента. Давайте рассмотрим, какие бывают типы реакций на стресс.

    Вот два основных типа реакций на стресс:

    Какие бывают типы реакций на стресс: борьба

    Существуют две разновидности симптомов реакции на стресс. Первая свойственна честолюбивым индивидуумам, которым может сопутствовать успех, и они часто бывают лидерами. В худшем случае они агрессивны, раздражительны и нетерпеливы. Оказавшись в стрессовой ситуаций, они ведут себя так, что нагрузка на сердце и систему кровообращения возрастает, а это приводит к болезням сердца. Другая разновидность бойцовой реакции на стресс предполагает внутреннюю борьбу со стрессом. В этом случае индивидуум направляет всю энергию на себя. Такие люди с симптомами стресса «держат себя в руках», чаще всего организованны, аккуратны, точны и последовательны, Они могут выглядеть сухими людьми и в худшем случае становятся одержимыми, их мысли и действия однообразны. Они тяжело переносят ситуации, когда приходится сталкиваться с непредвиденными событиями, которые выбивают их из колеи, подвергая сомнению их способность контролировать свои действия.

    В стрессовых обстоятельствах у них могут появляться желудочно-кишечные заболевания, например пептические язвы или синдром кишечного дисбактериоза.

    Какие бывают типы реакций на стресс: уход от борьбы

    Люди, которым свойственно такое поведение в стрессовых ситуациях, всегда пытаются избежать соприкосновения со стресс-факторами. Они не любят обсуждать трудные проблемы и могут, например, не оплачивать счета. Такая тип реакции на стресс может сделать их осторожными и консервативными, превратить в ранимых, зависимых, не умеющих постоять за себя людей. Они могут чувствовать себя «малыми мира сего». создать собственный мирок, в котором остаются одинокими и подозрительными. Постоянное стремление уйти от стресса свойственно людям с фобиями или синдромом безнадежности, который в последнее время связывают с развитием некоторых видов рака.

    www.astromeridian.ru

    Это интересно:

    • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
    • Чем убрать стресс Как и чем убрать постакне на лице? Высыпания на лице появляются у многих людей, однако справиться с ними не составляет особого труда. При этом после устранения прыщей появляется другая проблема – следы на лице. Избавиться от них довольно сложно. Для этого используют различные лекарства, косметические процедуры и домашние средства. Итак, как […]
    • Где лечат неврозы в москве Неврозы. Лечение неврозов Клиника лечения неврозов Невроз это расстройство нервной системы, выраженное состоянием эмоциональной нестабильности. Зачастую неврозы и неврозо подобные состояния вызваны стрессовой ситуацией, длительным психоэмоциональным и физическим напряжением, которые могут вызвать истощение всей нервной системы, тревожность и […]
    • Вторая группа шизофрении Вторая группа крови и особенности жизни людей с ней Вторая группа крови в процессе исторического развития человека и расселения по миру возникла одновременно с появлением земледельцев. Очень хочется предполагать, что именно от них произошли современные дачники. Когда-нибудь ученые это несомненно докажут. Первобытные люди обратили внимание на […]
    • Расстройство личности примеры Эмоционально-неустойчивое расстройство личности: причины, симптомы и методы коррекции Эмоционально-неустойчивое расстройство личности является психической патологией, для которой характерны частая смена настроения, импульсивное поведение, нестабильность самооценки. Эпизоды раздражения, гнева и депрессии имеют разную продолжительность (от […]
    • Не встает после стресса Что делать, если не встает? Недостаточная эрекция – это временное явление, которое рано или поздно произойдет в жизни любого мужчины, который тут же задается вопросом: что делать если не встает? Сразу хочется отметить, что подобное не имеет никакого отношения к импотенции. Эрекция наступает по утрам или иногда, значит с вашим «дружком» все в […]
    • Болезни умственной отсталости Лечение умственной отсталости Умственная отсталость представляет собой такое интеллектуальное развитие, которое не соответствует возрасту. Люди с таким диагнозом испытывают огромные трудности в общении, обучении и социальной адаптации. Дефекты в познавательных способностях нарушают нормальную жизнедеятельность. Такие умственные дефекты могут быть […]
    • Проблемы вызывающие стресс Причины и факторы возникновения стресса О стрессах сегодня говорят многие, а большое количество людей считают их причиной всех своих неудач, в том числе и проблемы с собственным здоровьем. Появлению стрессового напряжения способствуют различные неудачи и неприятности. Стоит заметить, что релаксация, добрые поступки, эфирные масла, физические […]