Температура при психических расстройствах

13. Врачебно-трудовая экспертиза при психических расстройствах.

Медицинская экспертиза включает в себя трудовую, судебно-психиатрическую (уголовных и гражданских дел) и военно-психиатрическую экспертизы.

При временной утрате трудоспособности больные получают больничный лист, который при наличии показаний может продлеваться на срок до 10 месяцев. При стойком снижении или утрате трудоспособности больному определяется одна из трех групп инвалидности. Решение этого вопроса осуществляется специализированными комиссиями (психиатрическими МРЭК) на основе степени утраты больным способности к труду, ее стойкости и необратимости:

а) I группа — наличие социальной недостаточности, требующей социальной защиты и помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма. Такие больные не только не могут работать, но нуждаются в уходе или надзоре. Чаще это больные с глубоким слабоумием, в конечных состояниях шизофрении.

б) II группа — стойко выраженное расстройство функции организма, которое приводит к невозможности работать, либо обучаться. Больные 2-й группы по психическому заболеванию могут работать лишь в специализированных условиях – в лечебно-производственных мастерских.

в) III группа — вследствие психического расстройства больной не может работать по специальности, либо на прежнем месте работы и должен перейти на нижеоплачиваемую работу.

Группа инвалидности может устанавливаться на срок один, два года, либо пожизненно. МРЭК также дает рекомендации по реабилитации больного.

14. Судебно-психиатрическая экспертиза и порядок ее проведения. Понятие о вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности. Меры безопасности и лечения.

Судебно-психиатрическим экспертом может быть только лицо, имеющее звание врача и прошедшее специализацию по психиатрии; эксперт должен быть объективен, не иметь личной заинтересованности в результатах экспертизы, обладать специальными познаниями и практическим опытом в области психиатрии. Эксперт призван помочь следствию и суду выяснить те фактические обстоятельства по делу, которые не могут быть установлены без экспертизы. Знакомясь с доказательствами по делу, эксперт своими разъяснениями и выводами помогает следствию и суду установить, имеет ли он дело с психически больным или психически здоровым человеком, каков характер психического заболевания, если оно имеется.

Проведение судебно-психиатрических экспертиз, как правило, поручается постоянным судебно-психиатрическим комиссиям (не менее трех психиатров: докладчик, член и председатель комиссии), которые работают на базе психоневрологических диспансеров или психиатрических больниц. Состав этих комиссий утверждается приказом обл (гор) здравотдела области или города, где они создаются. Следователь и суд могут поручить проведение судебно-психиатрической экспертизы любым врачам, имеющим специализацию по психиатрии. Наиболее сложные, в том числе повторные, экспертизы могут быть поручены кафедрам психиатрии медицинских ВУЗов.

Виды судебно-психиатрической экспертизы:

— экспертиза в кабинете следователя;

— амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза;

— стационарная судебно-психиатрическая экспертиза;

— экспертиза в судебном заседании;

— заочная (и как частный вид посмертная) судебно-психиатрическая экспертиза.

Заключение экспертной судебно-психиатрической комиссии оформляется актом экспертизы. Приводимые в нем фактические данные должны быть максимально точными и сопровождаться указанием, откуда они почерпнуты (из материалов дела, со слов обследуемого, из медицинской документации). Содержание акта должно быть понятно не только специалистам-психиатрам, но и судебно-следственным работникам. Он должен включать не только выводы о диагнозе и судебно-психиатрической оценке, но и обоснование этих выводов, вытекающее из данных о психическом состоянии подэкспертного в прошлом и в период обследования. Акт состоит из введения, сведений о прошлой жизни обследуемого, истории настоящего заболевания (если таковое имеется), описания физического, неврологического и психического состояния (включая результаты лабораторных исследований), заключительной, так называемой мотивировочной части. Последняя часть состоит из выводов и их обоснования.

Невменяемое лицо — лицо, которое не могло осознать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить ими в случае хронических психических заболеваний, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики. К невменяемым лицам применяется принудительное лечение (по решению судебно-психиатрической экспертизы уголовных дел) — как мера безопасности, а также для купирования психического заболевания.

В соответствии с законом условия невменяемости, которыми руководствуется суд и на основе которых строится судебно-психиатрическое заключение, определяются так называемой формулой невменяемости:

1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости

2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим кодексом.

а) медицинский — обобщающий перечень психических болезненных расстройств (в определении невменяемости)

б) юридический — определяет степень выраженности нарушений интеллекта (способность отдавать себе отчет в своих действиях, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий), либо волевых нарушений (способность руководить своими действиями).

Лица, находящиеся на принудительном лечении, в течение первых 6 мес подлежат освидетельствованию не реже 1 раза в месяц для решения вопроса о продлении принудительной госпитализации, если лежат свыше 6 мес — освидетельствование 1 раз каждые полгода.

Судебно-психиатрическая экспертиза гражданских дел решает вопрос о дееспособности.

Недееспособное лицо — лицо, которое не могло понимать значение своих действий и руководить ими, не может распоряжаться денежными средствами, воспитывать детей, вступать в брак. Для таких больных суд принимает решение о назначении опекуна.

studfiles.net

Нарушения памяти при разных психических расстройствах

При эпилепсии — развернутые (большие, генерализованные) судорожные припадки протекают с полной потерей сознания и тонико-клоническими судорогами. Примерно у половины больных развернутому припадку предшествует появление ауры — кратковременного (несколько секунд) изменения сознания, во время которого возникают яркие сенестопатические, психосенсорные, галлюцинаторные и другие расстройства (сенсорная, моторная, вегетативная аура), остающиеся в памяти больного, в то время как происходящие вокруг события не воспринимаются и не запоминаются.

Галлюцинаторные синдромы. Делирий — неспецифический синдром, характеризующийся сочетанным расстройством сознания, восприятия, мышления, памяти, ритма сон- бодрствование, моторным возбуждением. Делириозное состояние является преходящим и колеблющимся по интенсивности. Наблюдается на фоне различных интоксикационных воздействий, обусловленных алкоголем, психоактивными веществами, а также заболеваниями печени, инфекционными болезнями, бактериальным эндокардитом и другими соматическими расстройствами.

Деменция — состояние, обусловленное заболеванием, как правило, хронического или прогрессирующего характера, при котором имеются снижения познавательной, интеллектуальной деятельности, нарушаются память , мышление, ориентировка, понимание происходящего, теряется контроль над побуждениями и эмоциями. При этом сознание формально не изменено, наблюдаются нарушения поведения, мотиваций, эмоционального реагирования. Характерна для болезни Альцгеймера, цереброваскулярных и других заболеваний, первично или вторично воздействующих на мозг.

Маниакальное состояние. При легкой степени гипомнезии на текущие события больной в целом помнит события ближайших 2-3 дней, но иногда допускает незначительные ошибки или неуверенность при воспоминании об отдельных фактах (например, не помнит события первых дней пребывания в больнице). При нарастании нарушений памяти больной не может вспомнить, какие из процедур принимал 1-2 дня назад; лишь при напоминании соглашается, что сегодня уже беседовал с врачом; не помнит блюд, которые получал во время вчерашнего ужина или сегодняшнего завтрака, путает даты ближайших свиданий с родственниками.

При выраженной гипомнезии отмечается полное или почти полное отсутствие памяти о ближайших событиях.При этом грубо нарушена память о событиях в своей личной жизни, на вопросы отвечает приблизительно или после сложных подсчетов. При выраженной гипомнезии отмечается полное или почти полное отсутствие памяти о прошлых событиях, на соответствующие вопросы больные отвечают "не помню". В этих случаях они социально беспомощны и нетрудоспособны.

Психоорганический (органический, энцефалопатический) синдром — состояние достаточно стабильной психической слабости, выражающееся в наиболее легкой форме повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания и другими проявлениями астении, а в более тяжелых случаях — также психопатоподобными расстройствами, снижением памяти, нарастающей психической беспомощностью. Основу патологического процесса при психоорганическом синдроме определяют текущее заболевание головного мозга органической природы (травматическая болезнь, опухоль, воспаление, интоксикационное поражение) или его последствия.

К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится “корсаковский синдром” ( нарушение памяти на текущие события) и прогрессирующая амнезия (когда расстройства распространяются на любые события, а также имеет место взаимное наложение событий и дезориентация во времени и пространстве). При олигофрении нарушены смысловая и механическая память. При эпилепсии ухудшается опосредованное запоминание. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство.

sci.house

ЭЭГ при психических расстройствах

Опубликовано пт, 22/12/2017 — 10:12

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — это неинвазивное исследование, которое может помочь в диагностике психических и нейропсихиатрических расстройств. Хорошим предиктором аномальной записи ЭЭГ является наличие органического фактора, идентифицированного во время клинической оценки. Неинвазивность и низкая стоимость процедуры и ее способность измерять спонтанную деятельность мозга, по-видимому, привлекают клиницистов к использованию этого инструмента для диагностике психических расстройств.

По — видимому, стоит описать специфические изменения ЭЭГ, связанные с основными психическими расстройствами. Но сначала, немного истории. Первая электроэнцефалография (ЭЭГ) человека была представлена ??Гансом Бергером в 1920 году, который , кстати , записал ее на своем сыне.

Основным принципом ЭЭГ является регистрация электрической активности, производимой головным мозгом, с использованием электродов. Рассматривая роль ЭЭГ в психиатрии почти 25 лет спустя после открытия Ганса Бергера , многие психиатры говорили, что исследования записей ЭЭГ предложили клиническому психиатру непонятно что мало. Неграмотные психиатры уверяли, что : ЭЭГ не дает истинного отчета о потенциалах активности мозга , электрическая активность которых непонятна, поскольку клиническая картина психических расстройств развертывается по своему сценарию, что ЭЭГ регистрирует простые физиологические изменения в активности нейронов, которые не отражаются на комплексной интеграции человеческого мозга.

Деннис Уильямс ( 1954) в свое время писал о том, что , исключая грубые органические нарушения; исследование и модификация локальных церебральных нарушений, связанных с аномальным поведением; корреляция изменений записей ЭЭГ с отдельными аспектами темперамента или личности; и использование методов активации для демонстрации скрытых патологий, несомненно , представляют интерес для психиатра. С момента публикации статьи этого автора прошло почти 70 лет , достигнуты большие технологические успехи в записях и расшифровке ЭЭГ, но недоверие , к этому методу исследования мозга , а следовательно и психических расстройств у психиатров все же остаются. В частности, многие психиатры полагают, что история эпилепсии, находящегося на клозапине больного и возможные судорожные припадки, является единственным значительным предиктором аномальной записи ЭЭГ. Другие психиатры утверждали , что ЭЭГ выявляет наличии органического фактора, итак идентифицирующегося во время клинической оценки, в качестве значимого предиктора, но ни одна из аномальных записей не помогает в выявлении причины психического расстройства, которая еще не подозревалась при клинической оценке. К сожалению, многие психиатры с завидным упрямством игнорируют аномальные записи ЭЭГ. На самом деле , Из 187 записей ЭЭГ у пациентов, проявляющих агрессивное поведение, 71% подтверждают доказательства наличия у больных эпилепсии и 22% позволяют определить органическую дисфункцию мозга ( Stone 2003 ). Еще одной проблемой является сравнительная недостаточность психиатрической подготовки среди нейрофизиологов и отсутствие обучения наблюдению и интерпретации ЭЭГ среди психиатров.

Немного теории. Волна ЭЭГ представляет собой представление различий в электрических потенциалах между электродом, размещенным на скальпе, и эталонным электродом, размещенным в другом месте головы. Временная природа этой электрической разности приводит к колебаниям, которые создают образец ( паттерн ) ЭЭГ или ее "след". Стандартная ЭЭГ , снимаемая с кожи головы, использует 21 электрод и может занимать до 40 минут. В дополнение к внешнему размещению, используемому в стандартной ЭЭГ, электроды могут быть размещены непосредственно внутри черепа (внутричерепная ЭЭГ), под кожей головы (субдурально) или на внешней поверхности мозга и твердой мозговой оболочке (электрокортикография). Если подозревается какая — либо патология , но ЭЭГ , записанная в покое нормальная, то "активированная" ЭЭГ используется для увеличения вероятности записи ненормальных паттернов. Наиболее распространенными процедурами активации являются стрессовая гипервентиляция и фотостимуляция (стимуляция зрительной коры с использованием света). В ЭЭГ-видеонаблюдении проводится стандартная ЭЭГ с одновременной видеозаписью пациента. Преимущество ЭЭГ-видеомониторинга заключается в наблюдении временной взаимосвязи между исследуемым поведением и записью ЭЭГ. Последовательные и непрерывные записи ЭЭГ , например, на протяжении суток могут помочь диагностике психических расстройств.

Количественная ЭЭГ (qEEG) использует аналитические алгоритмы, которые автоматически оценивают ЭЭГ в покое и вызванную активность мозга. Этот метод предполагает сравнение данных конкретного человека с данными базы большой популяции или определенной популяции с определенным психическим расстройством. Частотный анализ является самым мощным аналитическим инструментом, используемым в qEEG для ограничения артефактов. Он работает за счет сокращения данных ЭЭГ до управляемого количества коэффициентов. Быстрое преобразование Фурье, основанное на анализе Фурье, упрощает вычисление спектральных коэффициентов. Поскольку "следы" ЭЭГ содержат регулярные закономерности, их можно лучше понять по их спектральному (частотному) содержанию. При спектральном анализе амплитуды напряжения преобразуются в частоты, поскольку когнитивная активность лучше отражается на периодичности. Метод спектральной плотности мощности (энергетический спектр) всегда был популярным методом классификации сигналов ЭЭГ. Спектральная плотность мощности (PSD) описывается, как мощность (или дисперсия) временного ряда и распределяется с частотой. Первым шагом в классификации ЭЭГ является определение того, имеют ли сигналы отличительные признаки в их спектре мощности, где мощность является параметром состояния, который может использоваться вместо величины частоты волны. Мощность иногда представляется в виде логарифмической мощности (логарифм 10 оснований). Частотный или спектральный анализ включает в себя выбор элементарных форм или частот (сигналов), которые складываются вместе как весы по шкале до тех пор, пока их общий результат не будет соответствовать исследуемому образцу. Высота или интенсивность формы волны — ее амплитуды — вычисляются в микровольтах для каждой частоты.

В qEEG связанные с событиями (вызванные) потенциалы — электрические реакции нейронов на раздражители — извлекаются из записей ЭЭГ с помощью анализа временной области (анализ трассы ЭЭГ по времени). Осцилляции, связанные с событиями, представляют собой изменения в частоте спектра мощности текущей ЭЭГ, которые могут быть напрямую или слабо связаны по времени. Они дополняют обычную ЭЭГ, поскольку обеспечивают понимание более высоких функций мозга, включая познавательную активность .

Записи биоэлектрической активности мозга или "модели электроэнцефалограммы" зависят от возраста, например, запись МЭГ с замедленным и высокоамплитудным ритмами. Асинхронные, более зрелые ритмы развиваются от 2 до 6 лет. Генерированная низкоамплитудная бета-активность начинает появляться в период полового созревания, а взрослая ЭЭГ показывает заднюю альфа-и переднюю бета-активность. В старости наблюдается замедление альфа-частоты, сопровождающееся уменьшением и дельта-активности.

На электроэнцефалограмму также влияет уровень бодрствования или сознания. Нормальный «следящий за глазами» вид ЭЭГ характеризуется высоко ритмичными альфа-волнами. Бета-волны не являются чем-то необычным, особенно над лобно — центральными областями мозга в обычной записи ЭЭГ взрослого человека. Активность тета очень ограничена в записях ЭЭГ, и недолжно быть дельта-активности. Альфа-кома — это диффузная альфа-волна, наблюдается в коматозном состоянии. Фазы сна также связанны с определенными паттернами ЭЭГ.

Электроэнцефалография может быть ценным инструментом для исследования бреда. Записи ЭЭГ во время бреда характеризуется замедлением или выпадение заднего доминирующего ритма (ранняя фаза), генерализованная теневая или дельта-медленная активность, плохо организованный фоновый ритм и отсутствие реакции на открытие и закрытие глаз, также достаточно типичны для бреда. В качестве биомаркера для делирия была предложена антихолинергическая активность сыворотки, и такая активность коррелировала со следующими результатами ЭЭГ: замедление затылочных и qEEG с увеличением дельта и тета активности , а также с уменьшением альфа — активности , в результате чего наблюдается более низкая медленная волна по сравнению с записями полученными при деменции (Thomas 2008 ). На qEEG активность и относительная мощность в дельта-зоне позволяет дифференцировать бред от деменции ( Jacobson 1993). Пролонгированная активация ЭЭГ может быть использована для диагностики бреда при деменции с 67% -ной чувствительностью и 91% -ной специфичностью, основанной на изменениях плотности плотности альфа-и дельта (Thomas 2008 ). При деменции аномалии qEEG включают в себя более высокие значения величин переднего и теменно-затылочного тета индекса и более низкие значения теменной-затылочной бета активности. Более низкая пиковая частота значительно связана со снижением когнитивной функции у пациентов с вероятной ранней стадией болезни Альцгеймера ( Clauss, 1998 ). Имеются данные о том, что визуальный и количественный анализ следов ЭЭГ можно использовать для дифференциации болезни Альцгеймера и сосудистой деменции ( Gawel 2009 ). Количественные исследования ЭЭГ показывают, что замедление "роста" ЭЭГ связано с более слабой познавательной способностью у пациентов с сосудистой деменцией ( Muresanu 2008 ). Электроэнцефалография может помочь в распознавании болезни Альцгеймера и деменции , обусловленной сифилисом на самых ранних стадиях этих болезней. В исследовании ( Bonanni 2008 ), в котором приняли участие 50 пациентов с диагнозом слабоумия Альцгеймера, деменция тела Леви или деменция болезни Паркинсона, частота доминирующих волн составила 8,3 Гц (sd = 0,6) для группы болезни Альцгеймера и 7,4 Гц (sd = 1) для группы деменции с тельцами Леви. Менее половины (46%) пациентов с деменцией болезни Паркинсона продемонстрировали аномалии ЭЭГ, наблюдаемые у пациентов с деменцией с тельцами Леви. В небольшом исследовании результаты qEEG у пациентов с лобно-височной деменцией было отмечено отсутствие медленных волн и снижение активности в течение длительного времени ( Lindau, 2003 ). Относительная мощность от височной области в полосе бета-2 и из теменной области в полосах тета, альфа и бета-2 представляют собой информативные переменные qEEG полезные для дифференциальной диагностике лобно-височной деменции и болезни Альцгеймера с диагностической точностью 84,6% ( Yener 1996 ).

Одна из трудностей в интерпретации результатов ЭЭГ, которые показывают повышенную лобную дельта-активность у людей с шизофренией, состоит в том, что такие люди могут быть более склонны к непроизвольным саккадическим движениям глаз ( Matsue 1986 ).

Антипсихотические препараты увеличивают количество альфа-активности, добавляя еще один, мешающий диагностике фактор при расшифровке записей ЭЭГ. Исследование 19 пациентов хронической шизофрении , не получающих лечения показало большую дельта и левостороннюю бета-активность, чем у 21 здоровых людей ( Karson 1988 ). В очень небольшом числе пациентов, у которых была уменьшенная частота альфа, была связь с более крупным размером среднего желудочка. Это снижение альфа-частоты было подтверждено в исследовании 20 пациентов без шизофрении по сравнению с контролем по возрасту ( Omori 1995 ).

Большинство исследований с использованием спектров мощности активности qEEG показали, что больные шизофренией проявляют повышенную бета-и низкочастотную мощность и уменьшенную основную альфа-мощность ( John 1994 ). В одном исследовании , в котором участвовали 16 пациентов с резистентной к лечению хронической шизофрении, во время ее рецидива, использовали qEEG для исследования корреляции между мощностью разных полос частот в области переднего центрального скальпа и факторами Лиддла и шкалы синдромов (PANSS). Единственным важным показателем была положительная корреляция между бета-степенью и психомоторной заторможенностью. Аналогичные исследования показали, что негативные симптомы коррелируют с увеличением активности бета- и дельта-полос ( Williamson 1989), тогда как позитивные симптомы коррелируют с увеличением активности тета и дельта ( Fehr, 2001 ). Интересно отметить, что исследование результатов qEEG в поздней стадии шизофрении ( n = 10) не показало значительных нарушений, что повысило вероятность биологической разницы в расстройстве в зависимости от возраста начала этого психического расстройства ( Reeves, 2003 ).

Обнаружение сокращения зрительно вызванной активности P300 и увеличение латентности P300 у пациентов с шизофренией является надежным, в отличие от визуально вызванных потенциалов P300 диагностическим фактором. Поскольку визуальные потенциалы P300 влияют клинические переменные, одна из гипотез заключается в том, что слуховой P300 является признаком шизофрении, тогда как визуальный P300 является скорее маркером состояния ( Ford 1999 ). Слуховые аномалии P300 были обнаружены независимо от стадии болезни (включая презентации в продромальной стадии у лиц, которые не проявляют активных симптомов и считаются находящимися в ремиссии, а также у лиц с семейной историей шизофрении) и у больных с шизотипическими особенностями личности ( van der Stelt 2005). Эти группы больных также показывают длительную активацию P300. У пациентов с шизофренией сообщалось о снижении когнитивных событий, связанных с сегментами P300, и уменьшения активности в левой височной области , связанной с асимметрией в задней верхней височной извилине. Следует обратить внимание на то, что, хотя сокращение левой височной активности было реплицировано, многие исследования не смогли установить достоверность этого факта, возможно, из-за выбора пациентов и режима фиксации ответов биоэлектрической активности мозга.

Биоэлектрическая активность ( вызванные потенциалы) , связанная с событиями (ERP), регистрируется, когда индивид выполняет сенсорную или когнитивную задачу. Они отражают суммированную активность сетевых ансамблей, активных во время решения задачи, и характеризуются определенным шаблоном, называемым формой волны, состоящей из отрицательных и положительных прогибов (волн). Например, целевой стимул, обнаруженный среди ряда других нецелевых стимулов, создает положительную волну около 300 мс (латентность) после стимула. Это известно как ответ P300. Сенсорное стробирование относится к привычному вниманию к ответам на повторное воздействие одного и того же сенсорного стимула. P50 представляет собой электромагнитную диаграмму направленности электроэнцефалограммы (ЭЭГ), используемую для оценки сенсорного стробирования.

Патологические корреляционные сигналы P50, обусловленные дефектами внимания, были обнаружены не только у больных с шизофренией, но и у их родственников ( Clementz, 1998 ).

В метаанализе, изучающем полезность спектральной ЭЭГ в качестве диагностического инструмента для шизофрении, Boutros et al (2008) делают вывод, что большинство исследований, которые они рассматривали, подтвердили повышенное преобладание медленных ритмов у людей с шизофренией, независимо от их лечения. Однако, они указывают на отсутствие надежных данных о чувствительности и специфичности полученных результатов и отсутствии многоцентровых исследований с использованием стандартизованных критериев. Shagass et al (1984) сообщали о чувствительности 50% и специфичности 90% при сравнении лиц с шизофренией и пациентов с депрессией при использовании медленных волн в качестве диагностического маркера.

В обзоре Shelley et al (2008) сообщается, что аномалии ЭЭГ, такие как небольшие острые спайки, всплески / и положительные спайки, чаще встречаются у пациентов с манией, чем у лиц с депрессией, у женщин, чем у мужчин с биполярным расстройством, и в не-семейных случаях аффективных расстройства позднего возраста. Выводы, такие как мелкие острые спайки, спайковые и волновые комплексы 6 / и положительные спайки у пациентов с суицидальными мыслями, имеют неоднозначное клиническое значение. Имеются некоторые свидетельства того, что межполушарная асимметрия и снижение когерентности следа ЭЭГ при биполярном расстройстве могут быть использованы для дифференциации его от шизофрении. Топография Anteroposterior P300 также отличает шизофрению от биполярного расстройства с психотической манией. Одно исследование ( n= 35 с шизофренией, n = 20 с психотической манией), выявило последующие сокращения P300 в группе шизофрении и передние ( фронтальные ) сокращения в биполярной группе ( Salisbury 1999 ).

Депрессия является наиболее распространенным психическим расстройством, с которым сталкиваются больные эпилепсией ( Kanner 2003 ). Следовательно, даже если эпилепсия не была диагностирована, результаты ЭЭГ для больных депрессией следует интерпретировать с осторожностью, поскольку они могут указывать на основное эпилептическое расстройство, а не на депрессию.

ЭЭГ в покое показывает большую активность альфа-волны с закрытыми глазами у пациентов с депрессией, что было истолковано как снижение активности коры при депрессии. Аналогично, повышенная активность альфа и бета была зарегистрирована у пациентов с психотической депрессией, но этот факт следует интерпретировать с осторожностью, поскольку такие изменения могут быть вызваны метаболическими изменениями из-за плохого питания ( Margerison 1962 ) или изменениями уровней адреналина ( Gjessing 1967 ).

Визуальный P300 (P300, вызванный с помощью визуального стимула) оказался ненормальным у пациентов с основным депрессивным расстройством и шизофренией (Blackwood 1987 ).

Гипнограммы, показывающие характер фаз сна в течение ночи, показывают нерегулярные переходы между различными состояниями сна и частые пробуждения у больных с депрессией. Фиксируется снижение стадий глубокого сна, связанное с длительным периодом быстрого сна (REM) ( Benca 1992 ). а антидепрессанты могут объяснять нерегулярные переходы и возвращать образец ЭЭГ во время сна к нормальной записи ( Figueroa Helland 2008 ).

minutkoclinic.com

ПОМОЩЬ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Кто должен помочь вам помочь: невролог или психолог? Психиатр или психотерапевт? Запутаться можно. И как избежать еще того, чтобы, не дай Бог, на учет не поставили?

А тут еще: психоневрологические клиники, психиатрические больницы, клиники неврозов, психосоматика, ПНД (психоневрологический диспансер), НД (наркологический диспансер), неврологические центры, наркологические стационары, кризисное отделение и отделение психосоматических расстройств, психотерапевтические клиники, центры восстановительной медицины. Голову можно сломать!

Давайте разберемся, куда и к кому обращаться.

Куда обращаться при психиатрических и неврологических расстройствах

Если посмотреть историю медицины 20 века, то можно увидеть, как, по мере развития науки шло дифференцирование медицинской практики. Из общих врачей выделились неврологи и психиатры.

В нашей стране, во второй половине прошлого века психиатрия разделилась на два крупных направления: собственно психиатрия и наркология, чуть позже в отдельное направление оформилась психотерапия.

Чтобы работать психотерапевтом или наркологом, врачу нужно вначале получить медицинское образование, отучиться на психиатра, поработать психиатром, и лишь после этого дополнительно получить психотерапевтическую или наркологическую специализацию.

Последние десятилетия развивается новое направление на стыке психиатрии и терапии — психосоматика. Неврологи стали делиться не вертебрологов и мануальных терапевтов, остеопатов и рефлексотерапевтов. Поэтому нередка ситуация, что из-за узкой специализации не сразу найдешь своего доктора.

Почему не стоит забивать себе голову такими вопросами

Когда мы организовывали свою клинику, исходили из того что наш организм — одна система, где все связано. Нервная система управляет всем организмом, она дает нам движения, чувствительность, эмоции, мышление и сознание. И при болезнях нервной системы проявления будут во всех сферах: двигательной, чувствительной, психической.

Мы собрали коллектив докторов психиатров, психотерапевтов, неврологов и организовали стационар, где можно в полном объеме оказывать помощь при психических расстройствах и неврологических заболеваниях, а также при состояниях, когда обе эти сферы пострадали от болезни. Мы помогаем и детям и пожилым пациентам.

У нас, в одном месте можно пройти обследование и, при необходимости получить терапию заболеваний психической, психсоматической и неврологической сфер. Наши специалисты: психиатры, психотерапевты, неврологи, психологи, терапевты, реабилитологи.

Современная система оказания медицинской помощи разделила на разные направления болезни нервной системы. Отдельно психиатрия, отдельно психотерапия, отдельно наркология, отдельно неврология, отдельно реабилитация, отдельно стационары, отдельно диспансеры и поликлиники, психологическая помощь — сама по себе.

  • неврологической,
  • психотерапевтической,
  • неврологической, психоневрологическим диспансером,
  • больницей кризисных и пограничных состояний,
  • центром лечения душевных болезней, местом психологической поддержки,
  • детской психиатрической больницей, клиникой лечения возрастных изменений нервной системы,
  • семейной клиникой .

. и прочими и прочими названиями.

rosa.clinic

Как помочь при психических расстройствах у ребенка

Поговорим о том, как помочь при психических расстройствах у ребенка. Если проблемы ребенка причиняют ему страдание или приводят к тому, что нарушается его потребность в образовании и возможности установления социальных контактов, то это требует профессиональной помощи независимо от того, что лежит в основе этих проблем. К сожалению, родители часто колеблются и сомневаются в том, нужно ли рассказать специалисту о проблемах ребенка и может ли он помочь в их разрешении (речь идет о детских врачах, детских психологах, детских и юношеских психотерапевтах, консультациях для детей и юношества, домашних врачах, школьных психологах). Эти сомнения и вызванное ими промедление в оказании помощи детям связано с предположением, что родители сами способны справиться с проблемами их детей или боязнью того, что специалист установит их вину в возникших у ребенка проблемах. Специалист должен осознавать, что он часто может освободить родителей от неуместного чувства вины и разъяснить им причину или характер трудностей поведения или заболевания их ребенка. В большинстве случаев родители принимают важное участие в лечении и коррекции поведения их детей.

Как помочь при психических расстройствах у ребенка. Кто может помочь?

Если мы ищем помощи для ребенка, важно, чтобы психолог, психиатр, психотерапевт или работник детской консультации, к которому вы обращаетесь, имел практический опыт работы с детьми и подростками. Несмотря на то что многие специалисты обучаются работе с детьми, они часто занимаются лечением взрослых и не располагают соответствующей практикой и знаниями.

Тот, кто ищет квалифицированного детского психотерапевта, должен спросить об этом своего детского врача или обратиться к так называемым детским или юношеским психотерапевтам. Другим источником информации могут служить детские психиатрические отделения ближайших больниц или университетских клиник.

Как взрослые должны получать советы относительно проблем своих детей у детских и юношеских психиатров, так и медицинские заключения относительно самих детей, имеющих психические проблемы, должны давать соответствующие специалисты. Как только установлен диагноз, психиатр рекомендует соответствующий курс лечения и по возможности называет других, находящихся поблизости специалистов по терапии детского возраста, способных предложить квалифицированную лечебную помощь.

Сигналы для родителей

Следующие образцы поведения свидетельствуют об эмоциональных и психических проблемах у детей. Старайтесь помочь ребенку, в случае если эти проблемы длятся более чем две недели:

• любое внезапное, бросающееся в глаза изменение обычного поведения, утрата интереса к привычной деятельности или дружеским связям, изменения привычного стереотипа сна и приема пищи или школьной успеваемости;

• продолжительная грусть, низкая самооценка, общий пессимизм или негативизм;

• необъяснимая сонливость или ослабление психической (духовной) активности;

• выраженная неустойчивость настроения у ребенка школьного возраста, которую нельзя объяснить внешними обстоятельствами;

• недостаточный контроль за поведением, импульсивность и агрессивность, не связанные с внешними обстоятельствами;

• неспособность ребенка старше семи или восьми лет быть терпимым к обстоятельствам;

• сильно выраженная самокритичность и чрезмерная сдержанность, а также недостаток спонтанности;

• постоянная чрезмерная робость и застенчивость, а также постоянный страх перед новой ситуацией или новыми знакомствами;

• отказ от прежних взаимоотношений с друзьями, братьями, сестрами и взрослыми или неспособность эти отношения устанавливать;

• неспособность устанавливать взаимоотношения с другими, сопровождающаяся заметным замедлением (задержкой) речевого развития;

• постоянные трудности в отношениях со сверстниками, как, например, постоянное отделение от детей или ссоры с ними в случае, если сверстники хотят такую преграду преодолеть;

• сильно выраженная отвлекаемость как дома, так и в школе, неспособность к концентрации своих действий и внимания или очевидная дезорганизация поведения, приводящая к проблемам в школе;

• недостаточный контроль за мочеиспусканием и дефекацией у детей старше пяти или шести лет;

• сексуальное поведение, не соответствующее данной возрастной ступени развития ребенка (например, открытая мастурбация в девятилетнем возрасте).

Оценка психических трудностей у детей неизбежно отличается от таковой у взрослых. Ребенок не может быть независимым и автономным, он вынужден зависеть от взрослых, школы, дома и социальной среды, из которой он произошел и в которой пребывает. Как правило, ребенок не принимает самостоятельно решения о том, что он нуждается в помощи и участии, чаще он использует различные формы протеста, направленные против школы, психотерапевта или родителей. Часто ребенок отрицает те трудности и проблемы, которые у него находят. Психотерапевты, специализирующиеся на помощи детям, естественно, обучены тому, какие реакции и симптомы свойственны детям соответствующей возрастной ступени. Несмотря на то что оценка проблем родителями сильно отличается от таковой у детей (они, например, часто упорствуют в том, что учительница, которая судит об их поведении, лжет), психотерапевт обязан заключить союз между родителем и ребенком, придерживаясь принципа «не становиться на позицию ни одной из сторон». В начале работы, особенно при общении с подростками, клиницист должен гарантировать, что доверенные ему сведения не будут переданы третьим лицам.

Психологи по-разному проводят обследование ребенка в разных возрастных группах. В процессе диагностики специалист расспрашивает о трудностях самого ребенка, его родителей и, по возможности, учителей. Некоторые клиницисты предлагают родителям заполнить анкету или проводят структурированное интервью, благодаря чему получают достаточно полное представление об имеющихся проблемах. Психолог интересуется историей жизни ребенка, начиная с пренатального периода и хода беременности его матери. От родителей психотерапевт должен получить информацию о проблемах ребенка, жизни семьи и способах воспитания, уровне культуры и образования семьи, а также о подробностях внутренних отношений и возникающих в связи с этим персональных проблемах. Таки образом он узнает все о непосредственном окружении ребенка, отражающемся на его состоянии и, возможно, способствующем возникновению у него проблем.

Не менее важно знать об истории обучения ребенка в школе, так как большинство детских проблем в равной степени связано с трудностями как в школе, так и дома. Клиницист должен спрашивать об успеваемости в школе не только детей и родителей, но и пытаться получить сведения об этом от учителей.

Рисование, рассказ о нарисованном и игры

В период диагностики может случиться и так, что некоторое время ребенок находится в клинике один, без родителей. Для получения информации о ребенке детские психиатры, психологи и психотерапевты используют игровые приемы, отличающиеся от прямого расспроса.

Такой разговор начинается с того, что терапевт предлагает ребенку нарисовать наиболее приятную для него картину и попытаться придумать рассказ о ней. При такой попытке клиницист побуждает ребенка к разговору, а тема рисунка может иметь значение для диагноза. Некоторые специалисты просят, чтобы дети изображали определенные персонажи и рассказывали о них. Эта и другая техника может быть использована для тестирования.

Специально для маленьких детей или в тяжелых случаях для того, чтобы выразить в словах свои впечатления о ребенке, детские психологи используют различные игрушки и куклы, которые предназначены также и для терапии. То, какую игрушку выбирает ребенок, как он с нею играет, что во время этой игры говорит, имеет важное значение для анализа психического состоянии ребенка, его проблемах и развитии.

Дополнительные психологические тесты. Диагност может использовать систематизированные психологические тесты для получения более полного представления о ребенке, обобщения и цифровой оценки полученных данных. Эти тесты, как правило, используют клинические психологи, которые специализируются в области тестологических исследований. Они составляют письменные отчеты, содержащие специфические рекомендации к лечению.

Есть две большие категории психологических тестов: объективные и проективные.

Объективные тесты. Эти тесты служат для определения функционального уровня ребенка в различных областях в сравнении с другими детьми соответствующей возрастной группы. Они дают возможность выявить типичные проблемы, требующие коррекции и лечения, а также представить данные измерения интеллектуального уровня (интеллектуальный индекс, IQ), психической работоспособности, способности к обучению в тех областях, где у ребенка имеются проблемы (например, способность к концентрации внимания или развитие речи). Большое количество тестов применяется для обследования детей на разных этапах развития, включая грудной возраст.

История рождения и первого периода развития

Для выявления проблем у детей вначале следует задать предварительные вопросы, касающиеся беременности матери, родов и грудного периода развития ребенка с последующим детализированным обзором общего развития ребенка. Ниже приведен список вопросов, требующих прояснения и внимания.

• Были ли у матери прежние беременности, аборты и выкидыши?

• Каков был возраст и состояние здоровья матери?

• Присутствовал ли резус-конфликт?

• Планировалась ли беременность?

• Какой пол ребенка предпочитали родители и другие родственники?

• Кто выбирал имя доя будущего ребенка?

• Насколько ощутимой для будущей матери была поддержка членов семьи в этот период?

• Были ли осложнения беременности, а именно:

— несчастные случаи, подъем тяжести или падение тяжести на беременную,

— токсикозы, повышенное артериальное давление, эпилептиформные припадки,

— тяжелые заболевания (диабет, болезни сердца), корь, венерические заболевания, инфекция мочевыводящих путей,

— употребляла ли мать наркотики, алкоголь, сигареты.

• Была ли у матери послеродовая депрессия?

• Каков тип и характер родов, длительность и характер болей?

• Были ли осложнения?

• Применялась ли анестезия?

• Каков апгар-индекс новорожденного?

• Проводилась ли экспресс-диагностика, каковы ее данные?

• Как долго мать и дитя оставались в роддоме?

• Присутствовали ли соматические проблемы, например:

— тихий, едва слышный плач,

• Является ли ребенок близнецом (однояйцовым или разнояйцовым)?

• Какова его реакция на братьев и сестер?

• Моторика. Когда ребенок стал:

— вставать без поддержки,

— ходить и прыгать,

— кататься на роликовых коньках и велосипеде.

• Тонкая моторика. Когда ребенок начал:

— пользоваться чашкой, ложкой и другими кухонными принадлежностями,

— рисовать и писать,

— играть на фортепиано,

• Был ли ребенок неуклюж, наблюдалась ли плохая координация движений и несчастные случаи из-за этого?

• Ребенок был гиперактивен или гиперпассивен?

• Когда впервые ребенок:

— произнес первые слова,

— произнес первые предложения

• Понятна ли его речь, есть ли запинки, шепелявость?

• Есть ли задержка ответов на вопросы, замедление речи, механическое повторение произнесенных слов и выражений?

• На скольких языках говорят дома?

• Какова жестикуляция ребенка, манера держаться во время общения, оценка интонации и речевого ритма?

• Насколько ребенок понимает речь и мимику старшего?

• Есть ли путаница или сбивчивость речи и мыслей?

Персональное социальное поведение

• Характер приема пищи

— Грудное или искусственное вскармливание было в младенчестве и какова реакция на отлучение от груди

— Наблюдается ли срыгивание пищи?

— Какой у ребенка аппетит, бывает ли рвота?

— Есть ли предпочтение твердой или жидкой пищи, наблюдается ли поедание несъедобных предметов?

— Существует ли непереносимость к определенным продуктам питания, брезгливость?

— Ребенок привык к однообразной или разнообразной пище?

— Сосет ли он пальчик?

• Воспитание навыков опрятности:

— Когда, как и в какой последовательности были усвоены навыки опрятности?

— Когда появился контроль за мочеиспусканием и дефекацией в дневное и ночное время, неудачи при испражнении или недержание мочи. Как часто?

— Есть ли запоры, поносы, колики, приходится ли пользоваться клизмой?

— Случалось ли ребенку подглядывать сексуальные сцены?

— Когда у ребенка появилось любопытство, связанное с сексуальными различиями? Как он при этом себя вел?

— Достаточно ли идентифицирован ребенок со своим полом? Есть ли обеспокоенность случаями трансвестизма, феминизации или сексуальной практикой.

— Реакция на другой пол.

— Какова реакция родителей на мастурбацию ребенка, а также их отношение к обнаженному телу или сексу?

— Реакция ребенка на обусловленные половым созреванием соматические изменения, когда она возникла?

— Есть ли сексуальные или эндокринологические анатомические проблемы?

— Как организован сон ребенка?

— Есть ли определенные привычки при отходе ко сну?

— Случались ли кошмары, сноговорение, снохождения, нарушения сна (раннее пробуждение, ночные страхи), ночное недержание мочи?

— Боится ли ребенок темноты?

— Ребенок засыпает и спит один? Если нет, то кто находится рядом с ним?

— Был ли ребенок на первом году жизни ласковым, склонен ли был льнуть к взрослым?

— Каков его стиль и темперамент при общении со сверстниками, братьями и сестрами, учителями, родителями и другими членами семьи?

— Как и с кем играет ребенок? Готов ли он делиться и считаться с другими?

— Какого пола друзей предпочитает ребенок?

— Предпочитает ли ребенок играть с младшими или старшими по возрасту или со взрослыми?

— Какова реакция на расставание с родителями и появление нового ребенка в семье?

— Ребенок проявляет агрессивное поведение, способность к лидерству, или же является «козлом отпущения», «клоуном»? Застенчив ли он, общителен, уступчив?

— Есть ли чрезмерная впечатлительность, излишняя склонность к соперничеству, жестокость по отношению к другим, доминирование, дистанцирование?

— Весел ли ребенок?

— Занимается ли он спортом, каковы его увлечения и игры?

— Характеристика объединений или групп, в состав которых входит ребенок.

• Привычки и страхи (если они выражены), например:

— склонность биться головой, раскачивание,

— приступы ярости, вспыльчивость,

— сосание большого пальца,

— жестокость по отношению к животным,

— общий (беспредметный) страх и фобии,

— употребление психоактивных веществ.

— Сколько времени проводит ребенок у телевизора? Какие он любит передачи?

— Не овладевает ли ребенком чрезмерное беспокойство о смерти и ее неизбежности?

— Бывает ли неуместное или необычное поведение?

— Какова способность ребенка справляться с трудной ситуацией?

— Может ли ребенок проявлять гибкость, толерантность, способность отложить или отсрочить удовольствие?

— Какова его способность приспосабливаться к новой ситуации, использовать свой опыт доя решения новых проблем?

Проективные тесты. Проективные тесты предназначены для оценки личности и психических конфликтов детей. Собственно, они не являются специфическими для какого-то заболевания, но их результаты позволяют судить, относится ли данный случай к какой-либо болезненной категории, а также какого поведения и работоспособности можно от ребенка ожидать в будущем.

Современная тестологическая психология позволяет получить широкий ряд сведений об образе мыслей и эмоциональном мире детей. Эта информация позволяет дополнить и обобщить клинические данные и сведения о предыстории заболевания, но ни в коем случае не может их заменить.

Рисунки и тесты, связанные с их описанием, наиболее частая форма проективного исследования. Кроме того, многие исследователи и клиницисты видят большую пользу в постановке конкретных вопросов перед тестируемым. Ребенку предлагается, если он того желает, нарисовать какую-нибудь персону, всю семью, дом или дерево и рассказать историю про этот рисунок. Из характера рисунка и рассказа тестолог делает вывод о представлениях ребенка о теле, его отношении к вопросам пола, его агрессивности и так далее. Подобные сведения можно получить при применении теста Роршаха, когда детям показывают размытые чернильные кляксы и просят истолковать их, и тест тематической апперцепции.

У детей с соматическими заболеваниями или недостатками часто выявляются и психические проблемы. Известно также, что у детей с трудностями поведения нередко имеются и неврологические нарушения. Недостаточность питания, хроническое отравление свинцом вызывают поведенческие проблемы. Дети со снижением слуха или зрения также предрасположены к поведенческим расстройствам или социальному регрессу. Употребление психоактивных веществ или наркотиков может вызывать широкий спектр проблем. Для исключения соматических причин заболевания исключительно важно провести соматическое обследование ребенка. Многие детские психиатры проводят такое обследование самостоятельно, другие же работают совместно с педиатрами.

www.astromeridian.ru

Это интересно:

  • Флуоксетин при депрессии Флуоксетин (Fluoxetine) - инструкция по применению, описание, фармакологическое действие, показания к применению, дозировка и способ применения, противопоказания, побочные действия. Оглавление инструкции по применению. Характеристика: Бициклический антидепрессант, производное пропиламина. Белый или не совсем белый кристаллический порошок, трудно […]
  • Этиология раннего аутизма Синдром раннего детского аутизма - что это? В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем заболевании» как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием. В настоящее время все более […]
  • Ребенок 2 года симптомы аутизма Признаки и первые симптомы аутизма у детей. Причины, диагностика и лечение у детей младшего возраста В медицине аутизм известен уже более 100 лет, но до сих пор врачи не могут конкретизировать, является ли данное отклонение заболеванием. Аутистическое расстройство относится к патологиям психического состояния человека, которое само по себе […]
  • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
  • Депрессия я бы обнял тебя Зачем и как он тебя обнимает? Вербальное (словесное) выражение наших чувств и поступков составляет только порядка 10% транслируемой миру информации. Остальное мы выражаем действиями — положением тела, наклоном головы, рукопожатиями, а во взаимоотношениях мужчины и женщины — конечно же «знаками любви» — объятьями, прикосновениями, поцелуями. И что […]
  • Шизофрения скрытая симптомы Каковы признаки скрытой формы шизофрении? Скрытая форма шизофрении, признаки которой обычно слабо выражены, как правило, развивается и протекает медленно, что создает определенные трудности при ее диагностировании. Классическая наука выделяет ряд форм шизофрении в зависимости от преобладания того или иного психопатологического синдрома. Так, […]
  • Аутизм код мкб 10 Общие расстройства психологического развития (F84) Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во […]
  • Стресс переломы стопы Симптомы и лечение перелома стопы Перелом стопы в настоящее время считается одним из наиболее распространенных видов травм и составляет около 10% от всех переломов. Возникает не только вследствие неточного приземления при прыжке, но и в результате относительно слабого удара по ноге. Такое повреждение может появиться по причине высокой […]