Сестринский процесс при болезни альцгеймера

Сестринский процесс при деменции при болезни Альцгеймера.

Особенности общения с пациентами.В принципе, общение не представляет особых трудностей. Пациенты охотно идут на него и стараются дать необходимые сведения, хотя это выходит у них далеко не всегда. Все же стоит указать на необходимость щадящего подхода к пациентам, поскольку многие из них, сознательно или подсознательно, переживают свое жалкое положение. Поэтому при неудачах пациентов при ответах на вопросы следует их всячески одобрять («Эти расстройства у вас пройдут, и в следующий раз вы мне все расскажете»). У пациентов с далеко зашедшей деменцией при БА медсестра может столкнуться с агрессивными проявлениями. В таких случаях следует соблюдать социальную дистанцию (около 2 м от них), попробовать внушить пациенту, что его безопасности и покою ничто не угрожает и к нему относятся предельно благожелательно. В крайнем случае рекомендуется оставить на время пациента одного и попробовать заменить себя другим лицом.

Сбор информации.Опрос пациента дает неизмеримо меньше,чем его осмотр. При развернутой деменции пациенты, в силу хотя бы выраженной моторной и сенсорной афазии, не в силах описать свое состояние. В то же время сама афазия, так же, как расстройства счета, чтения, письма, узнавания предметов, памяти на давние и текущие события, при осмотре и исследовании пациентов выступают достаточно ярко. Подробные сведения можно получить и от родственников или близкихпациента, даже если они далеки от медицины и не все проявления поведения пациента воспринимают как болезнь. Эмоциональное состояние родных и близких, осуществляющих трудный ежедневный уход за пациентом с БА, само по себе может быть очень тяжёлым, и в силу тяжких эмоциональных переживаний близкие могут искаженно воспринимать пациента.

При сборе информации о пациентах с БА необходимо получить следующие сведения:

1. Состояние запоминания: возможность хотя бы ограниченной фиксации текущих событий; имеет ли значение напоминание; реакция пациента на выявленные расстройства запоминания (плач, гнев и т. п.).

2. Состояние памяти на давние события: глубина расстройств, возможности напоминания, эмоциональные проявления при выявленных расстройствах памяти.

3. Сохранность функции чтения.

4. Сохранность функции письма.

5. Сохранность функции счёта.

6. Сохранность узнавания предметов и определения их наименования.

7. Понимание обращенной к пациенту речи, эмоциональные реакции при расстройствах.

8. Возможность правильного выговаривания слов, выражения своих просьб, жалоб; эмоциональные реакции при расстройствах.

9. Сохранение элементарных двигательных навыков: одевание, мытьё и др. Риск возникновения закупорки дыхательных путей и аспирационной пневмонии при поглощении пищи.

10. Общий фон настроения (подавленность, злобность, апатия и др.). Имеется ли у пациента наклонность к агрессии или к депрессивным взрывам.

11. Опрятность; вероятность мочеиспускания и дефекации в неподходящих местах.

12. Состояние двигательной сферы: имеются ли тенденции к блужданиям и бродяжничанью.

13. Соматические расстройства: наличие хронических инфекций полости рта, мочеполовой сферы; состояние сердечной деятельности, дыхания и других систем.

14. Состояние сна пациента; появление дневной сонливости и ночного суетливого беспокойства.

15. Стабильность веса пациента; нет ли падения веса и признаков истощения.

16. Общее отношение к пациенту родных и близких (понимание, сочувствие, тенденция к отторжению, враждебность).

17. Способность семьи и близких осуществлять общий уход за пациентом — обеспечивать в должной степени водой и пищей, следить за физиологическими отправлениями, весом,

18. Знание семьей и близкими характера заболевания и специфических приемов ухода: необходимость частых проявлений любви и сочувствия, ограничения выбора и др.

19. Душевное (эмоциональное) состояние лиц, осуществляющих уход. Нет ли стремлений к избеганию пациента, переутомления.

Типичные проблемы пациентов.Как и при всех вышеописанных душевных болезнях, они вытекают из особенностейклинической картины и предусматриваются вопросами, перечисленными в предыдущем разделе для сбора информации Проблемы при БА касаются как самого пациента, так и его семьи, а кроме того, медицинских работников, осуществляющих уход за ним.

Проблемы пациента касаются, прежде всего, его эмоционального состояния, они приоритетны. Пациент на I стадии можетиспытывать подавленность и растерянность. На II стадии болезни непонимание его окружающими и невозможность выразить свои мысли вызывают у пациента злобные и агрессивные вспышки. Даже проблемы, связанные с возникновением у пациента бесцельных блужданий и бродяжничанья, во многом объясняются его эмоциональным состоянием.

Естественно, проблемами пациента являются те расстройства, которые приводят к возникновению отрицательного эмоционального состояния: нарушения памяти, узнавания предметов, автоматизированных действий, чтения, письма, счёта.

Как уже указывалось, при БА развивается ряд соматических расстройств, которые представляют для пациента и его семьи тяжёлые проблемы. Это истощение и непереносимость вторичных инфекций, дегидратация при неполноценном уходе, затруднение глотания пищи, риск её застревания в дыхательных путях и аспирационная пневмония. Это острые и хроническиеинфекции полости рта, зубов, хронические трахеобронхиты, инфекции кишечника и мочевых путей.

Тяжёлую проблему для пациента и его близких создает неряшливость и особенно неопрятность — публичное испускание газов, мочеиспускание и дефекация в не предназначенных для этого местах. Семья пациента (его близкие, другие лица, осуществляющие уход) может не знать о симптомах БА, расценивать поведениепациента как хулиганство, распущенность и т. п. Близкие,осуществляющие уход, могут не знать об основных его принципах. Наконец, нельзя не принимать во внимание огромную трудность ухода за больными БА, что может привести лиц, осуществляющих уход, к стремлению отдохнуть от пациента, по возможности избежать соприкосновения с ним, к тяжёлым эмоциональным реакциям, вплоть до депрессии.

Медицинский работник, участвующий в уходе за пациентом с БА, должен представлять себе тяжесть и изнурительность этого процесса и научиться собственному отдыху и релаксации.

Планирование сестринских вмешательств.

I. Общие правила при проведении любых вмешательств. Проводить все взаимоотношения с пациентом в спокойной, доверительной манере; помогать ему поддерживать самоуважение, не допускать уменьшительных именований (вроде «кисонька», «лапочка»), не ужасаться и не проявлять недовольство при неудачных ответах и реакциях пациента, в то же время всячески одобряя его при успехах, максимально упростить содержание своих вопросов и указаний.

II. Вмешательства, направленные на преодоление coматических нарушений, связанных с БА:

1. Уточнить у лиц, осуществляющих уход, динамику веса пациента и в дальнейшем тщательно следить за весом. При падении веса изменить состав пищи, предпринять введение белковых гидролизатов и т. п. Оценка — еженедельно.

2. Уточнить у лиц, осуществляющих уход, количество и характер пищи, получаемой пациентом. Научить семью и близких давать пациенту высококалорийную и легкоусвояемую пищу, не вызывающую раздражение кишечника, лучше кашицеобразную, не вызывающую расстройств глотания. Оценка — еженеднельно.

3. Уточнить у лиц, осуществляющих уход, количество жидкости, получаемой пациентом. Принять меры к предупреждению дегидратации, ввести в обиход употребление витаминизированных соков. Оценка — еженедельно.

4. Проводить периодический осмотр полости рта (ежедневно).

5. Периодически выслушивать лёгкие. Регистрировать периодически ЭКГ. Оценка — 1 раз в месяц.

6. Периодически проводить исследование мочи, учитывая частые инфекции мочеполовых путей при БА (1 раз в месяц).

7. Проверить правильность одевания пациента в различные

сезоны года: предупреждать укутывание, ведущее к потливости и возникновению ОРВИ; исключить стесняющую, раздражающую одежду, учитывая, что пациент не может на это пожаловаться. Оценка — ежедневно.

III. Вмешательства, учитывающие расстройства памяти,. речи, узнавания предметов, чтения, письма:

1. Проверить возможности пациента, не стараться обучать его заново или переучивать; при уходе пытаться сохранить оставшиеся возможности.

2. Ввести в правило основной принцип ухода при БА: ограничение выбора. Это значит: определять самому, а не предлагать пациенту выбор одежды, пищи, мест прогулок и т.п., поскольку адекватность выбора стоит за пределами возможностейпациента, утомляет его, может вызвать депрессию или агрессивность. Оценка выполнения этого принципа ухода близкими — еженедельно.

3. Ввести в обиход постоянный режим для пациента, включающий даже время физиологических отправлений, что предупреждает частично его неряшливость и неопрятность. Оценка — еженедельно.

IV. Вмешательства, направленные на коррекцию эмоциональных расстройств пациента:

1. Создать вокруг пациента атмосферу сочувствия, доверительности и одобрения.

2. После консультации с врачом давать пациенту антидепрессанты или транквилизаторы. Учитывать возможность побочных эффектов — атаксии, сухости слизистых, изменения мочеиспускания, сердечных аритмий, ежедневно осматривать пациента и периодически проводить электрокардиографию. Оценка — еженедельно.

3. При резких агрессивных вспышках после консультации с врачомвводить пациенту нейролептики.

V. Вмешательства, направленные на коррекцию отношений в семье:

1. Проверить полноценность ухода за пациентом, ввести необходимые коррективы относительно того, что касается поведения семьи при наблюдении за расстройством памяти, речи и пр.

2. Ознакомить семью и близких с основными симптомами заболеваня, опровергнуть возможные предубеждения, когда близкие принимают симптомы болезни за проявления дурного характера, распущенности и т. п.

3. Научить семью и близких соблюдению двух принципов уходa при БА — ограничению выбора и постоянной демонстрации любви к пациенту. Оценка — еженедельно. Даже очень частую демонстрацию любви и уважения к пациенту он каждый раз воспринимает как впервые.

4. По возможности привлечь наибольшее число лиц к уходу за пациентом, учитывая изнурительность этого ухода. Особенно это надо стараться сделать при утомлении родственников и близких, когда они, вследствие этого, избегают пациента.

sdamzavas.net

Тема 1.7. «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

Первый этап сестринского процесса.

Второй этап сестринского процесса.

Сестринский процесс — это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Сестринский процесс – это системный подход к оказанию профессиональной медицинской помощи, направленный на восстановление здоровья пациента, исходя из его потребностей.

Сестринский процесс – это автоматизированная структура мышления и действия сестры, ориентированная на потребности пациента при любом состоянии здоровья, в том числе и при отсутствии заболевания.

Цель этого метода — обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

1 этап — Сестринское обследование

2 этап — Сестринская диагностика

3 этап — Планирование

4 этап — Реализация плана ухода

Круг обязанностей медсестры, куда входит и выполнение назначенных врачом вмешательств и ее самостоятельные действия, четко определен законом. Все выполненные манипуляции отражаются в сестринской документации.

Суть сестринского процесса заключается в:

конкретизации проблем пациента,

определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами и оценке результатов сестринского вмешательства.

Сестринский процесс является одним из основных понятий со­временной теории сестринского дела. Эта реформаторская концеп­ция родилась в США в середине 50-х годов и за пять десятилетий убедительно доказала свою эффективность.

Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профес­сиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сест­ринской помощи.

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

Потребность есть физиологический и (или) психологиче­ский дефицит того, что существенно для здоровья и благополу­чия человека.

В сестринской практике используется классификация потреб­ностей Вирджинии Хендерсон, которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным:

Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

Двигаться и поддерживать нужное положение.

Спать и отдыхать.

Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружаю­щую среду.

Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

Заниматься любимой работой.

Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

Удовлетворять свою любознательность, помогающую нор­мально развиваться.

Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека:

Адекватное питание и питьё.

Личная гигиена и смена одежды.

Поддержание нормальной температуры тела.

Поддержание безопасности окружающей среды.

Почему именно учение о потребностях легло в основу сестрин­ского обследования? Поскольку конечная цель работы сестры ­комфорт её пациента, она обязана выяснить, пользуясь специаль­ной методикой сестринского обследования, нарушение удовле­творения каких потребностей в связи с заболеванием или травмой имеет место и служит причиной дискомфорта.

Кроме того, использование 10 последовательных ступеней ие­рархии потребностей позволяет добиться системности сестрин­ского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

Собирая информацию о пациенте необходимо сопоставить обычный, ежедневный стереотип удовлетворения каждой из 10-ти потребностей с тем, как эта потребность удовлетворяется пациен­том в настоящий момент. За сбором информации следует ее тщательный анализ, в результате которого формулируются сестринские диагнозы.

Первый этап сестринского процесса — сестринское обследование.

Цель обследования пациента — собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

Источниками субъективной информации являются:

сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;

близкие и родственники пациента.

Источники объективной информации:

физическое исследование пациента по органам и системам;

знакомство с медицинской историей болезни.

Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели:

общее состояние больного;

положение больного в постели;

состояние сознания больного;

Общее состояние больного.

Удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое, крайне тяжёлое.

Положение пациента в постели.

активное – больной произвольно, самостоятельно меняет положение в постели исходя из своих потребностей;

пассивное – больной неподвижен, из-за резкой слабости не может самостоятельно изменить своё положение в кровати, также при бессознательном состоянии больного;

вынужденное – больной принимает позу, облегчающую его состояние

Состояние сознания больного.

Ясное. Больной при этом полностью ориентируется в обстановке, четко отвечает на вопросы.

Помраченное (неясное) сознание проявляется в равнодушном, безразличном отношении больного к своему состоянию; на вопросы он отвечает правильно, но с опозданием.

При ступоре (оглушение) больной плохо ориентируется в окружающем, вяло, медленно отвечает на вопросы, иногда не по существу, и тут же начинает дремать, засыпать: впадает в состояние оцепенения.

Сопор — глубокое помрачение сознания (отупление). При этом больной находится в состоянии «спячки». Только громкий окрик, болевые воздействия (уколы, щипки и т. д.) могут вывести его из такого состояния, но на очень короткое время; вскоре он вновь «засыпает».

Кома (глубокая спячка) — полная утрата сознания. Больной не реагирует на окрик, болевые раздражения и тормошения. При коме отсутствуют рефлексы. Кома свидетельствует о значительной тяжести заболевания.

Галлюцинации бывают слуховые, зрительные, тактильные (ощущение ползания по телу червей, насекомых микробов и т. д.).

Во время слуховых галлюцинаций больной разговаривает сам с собой или с мнимым собеседником.

При зрительных галлюцинациях больные видят то, чего на самом деле нет, например, мышей, которые бросаются на них, чертей и т. д. Это часто бывает при алкоголизме.

Тихий бред характеризуется также нереальными представлениями, галлюцинациями, только больные ведут себя внешне спокойно, часто находятся в состоянии ступора или сопора, что-то бормочут, произносят непонятные и несвязные фразы.

Антропометрия — измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота. В ряде случаев измеряют основные показатели дыхания (спирометрия) и силу мышц (динамометрия).

В процессе общения медсестры с пациентом очень важно попытаться установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием. Соблюдение некоторых правил общения с пациентом позволит медсестре достичь конструктивного стиля беседы и добиться расположения к себе со стороны пациента.

Второй этап сестринского процесса — сестринская диагностика.

Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др.

Сестринский диагноз — это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента.

Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные.

Физиологические, например, недостаточное или избыточное питание, нарушение глотания, кожный зуд, недостаточная самогигиена.

Психологические, например, тревога о своем состоянии, дефицит общения, семейной поддержки

Духовные – одиночество, чувство вины, потребность в святом причастии.

Социальные – социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

Настоящие — проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);

Потенциальные — это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

Приоритетные – проблемы, которые следует решить в первую очередь.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.

Промежуточные приоритеты — неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка сестринского диагноза – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние.

В отличие от врачебного диагноза, направленного на выявление конкретного заболевания или сущности патологического процесса, сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Различие медицинского и сестринского диагнозов.

не изменяется (если нет врачебной ошибки)

осуществляет выявление конкретного заболевания, сущности патологического процесса, происходящего в организме, например, воспаление легких

в основе — нарушение функций различных органов и систем и их причины, то есть патофизиологические и патологоанатомические изменения

формулируется в терминах врачебной компетенции

Осуществляет описание внешней, ответной реакции пациента на наличие патологического процесса в организме. Например, одышка (как одно из проявлений воспаления легких)

в основе — нарушение удовлетворения основных человеческих потребностей как результат нарушения функций, то есть, представления, главным образом, самого пациента о его состоянии здоровья, его ощущения и жалобы.

подвижен, часто меняется

формулируется в терминах сестринской компетенции.

Сестринский диагноз (проблема пациента) — это описание настоящего или потенциального дефицита самоухода, вызванного нарушением удовлетворения универсальных потребностей человека в связи с состоянием его здоровья. Таким образом, в модели В. Хендерсон сестринский диагноз всегда отражает дефицит самоухо­да, имеющийся у пациента, и направлен на его замещение и пре­одоление.

С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются то­гда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, трав­ма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения.

Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удов­летворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополни­тельной опоры).

Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохране­нию его здоровья на оптимальном уровне (например, при­страстие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

Как правильно сформулировать сестринский диагноз?

Для этого необходимо проанализировать данные, собранные сестрой на первом этапе сестринского процесса.

Схема анализа данных, полученных при проведении сест­ринского обследования:

Выявить потребности, удовлетворение которых наруше­но. Для этого необходимо сопоставить по каждой из 10-ти потребностей обычную способность самоухода и способ­ность самоухода в данный момент, выявляя имеющийся или потенциальный дефицит самоухода.

Следует выяснить причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности, например, заболевание или травма, лечение, окружающая среда, в том числе обстановка стационара, личные обстоятельства (семейные или профес­сиональные).

Следующий шаг — необходимо выявить настоящие и потен­циальные возможности пациента в удовлетворении тех или иных потребностей, что для него является посильным, а что непосильным сейчас, в ближайшем и отдаленном будущем. Это даёт направление для сестринского вмешательства. Се­стра должна четко представлять себе, будут ли с течением времени возможности самоухода для ее пациента расши­ряться (к примеру, после несложной операции) или, наобо­рот, сужаться, становиться все более ограниченными (у ста­риков, инкурабельных пациентов).

Для правильной формулировки сестринского диагноза могут помочь следующие вопросы:

1. Отражает ли эта проблема дефицит самоухода?

Например, желтуха, являясь проблемой здоровья пациента, не является сестринским диагнозом, так как не отражает де­фицит самоухода у пациента.

2. Поддаётся ли эта проблема коррекции или устранению приёмами сестринской помощи?

Например, одышка у пациента, являясь проблемой здоровья и затрудняя самоуход, не является сестринским диагнозом, так как не поддаётся коррекции методами сестринского вмешательства.

3. Является ли выбранная Вами формулировка ясной и кон­кретной, понятной пациенту?

Например, дискомфорт — не сестринский диагноз, так как непонятно, в чём именно со­стоит проблема пациента.

4.Может ли выбранная Вами формулировка сестринского ди­агноза служить базой для планирования сестринской по­мощи? Из формулировки сестринского диагноза должно вытекать направление сестринского вмешательства.

Напри­мер, лихорадка — не сестринский диагноз, так как непонятно, имеет ли место дефицит самоухода и каким именно должен быть характер сестринского вмешательства. Пра­вильнее: пациент не понимает необходимости пить больше жидкости при лихорадке, пациент не может самостоятельно сменить влажное бельё, пациент может получить травму из-­за дезориентации.

Формулируя сестринский диагноз следует указать, что паци­ент не знает, не умеет, не желает, не может, не понимает в сложившейся ситуации с его здоровьем, что его беспокоит. При этом источниками проблем пациента могут являться не только за­болевание или травма, но и лечение (боится операции или перевязки), окружающая среда, в том числе обстановка ЛПУ (не может спать из-за шума холодильника в палате или духоты, постельного дискомфорта), возраст (забывает принимать назначенные врачом препараты), семейные или профессиональные обстоятельства (волнуется из-за конфликта в семье).

Таким образом, проблема сформулирована верно, если она описывает дефицит самоухода и направлена на скорейшее обретение пациентом ощущения комфорта и независимости.

Примеры возможных проблем пациента:

не может самостоятельно принимать пищу и жидкость (ука­зать причины);

не понимает необходимости пить больше жидкости;

стыдится принимать помощь посторонних людей при ин­тимных процедурах;

не может самостоятельно дойти до туалета;

трудно дышать в положении лёжа.

Классификация сестринских диагнозов.

1. По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские диагнозы:

Физиологические (например, пациент не удерживает мочу при напряжении).

Психологические (например, пациент боится не проснуть­ся после наркоза).

Духовные — проблемы высшего порядка, связанные с пред­ставлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).

Социальные — социальная изоляция, конфликтная ситуа­ция в семье, финансовые или бытовые проблемы, связан­ные с выходом на инвалидность, переменой места житель­ства и т.д.

В зависимости от времени появления проблемы пациента де­лят на настоящие и потенциальные.

Настоящие — проблемы, имеющие место в данный момент, здесь и сейчас, например, сегодня у пациента отсутствует аппетит.

Потенциальные — вероятные, возможные в будущем про­блемы со здоровьем, возникновение которых может быть предотвращено усилиями медицинских работников. На­пример, риск развития пролежней у неподвижного пациен­та, риск падений у пациента с нарушением координации движений, риск обезвоживания как следствия упорной диареи.

Как правило, у пациента одновременно диагностируется не­сколько проблем, связанных со здоровьем. В модели В. Хендерсон проблемы пациента учитываются одновременно: сестра решает все проблемы, которые ставит, в порядке их значимости, начи­ная с самых важных и далее по порядку.

Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:

— главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и па­губное для него либо препятствующее осуществлению са­моухода;

-проблемы, способствующие ухудшению течения заболева­ния и высокому риску развития осложнений. Например, пациенту при постельном режиме трудно дышать из-за сильного насморка, в связи с чем он плохо спит и ест, у него сушит во рту, болит голова, он раздражён. Одновременно сестра выяснила, что пациент иногда «пропускает» инъекции инсулина. Оказание сестринской помощи следует начинать с разрешения проблемы режима введения инсулина как наиболее важной, а затем последовательно перейти к решению других проблем.

Вопросы для самоподготовки.

Дайте определение понятию «Сестринский процесс».

Охарактеризуйте пять этапов сестринского процесса.

Перечислите потреб­ности по классификации Вирджинии Хендерсон.

Перечислите потреб­ности по классификации С.А. Мухиной и И.И. Тарновской.

Охарактеризуйте первый этап сестринского процесса — сестринское обследование.

Назовите источники субъективной информации о пациенте.

Охарактеризуйте общее состояние больного.

Перечислите виды положений пациента в постели.

Охарактеризуйте состояние сознания больного.

Назовите основные антропометрические данные пациента.

Охарактеризуйте второй этап сестринского процесса — сестринская диагностика.

Расскажите о классификации сестринских проблем.

Поясните различие врачебного и сестринского диагнозов.

Охарактеризуйте схему анализа данных, полученных при проведении сест­ринского обследования.

Приведите примеры возможных проблем пациента:

Классифицируйте сестринские диагнозы.

Назовите критерии выбора порядка значимости проблем пациента.

Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ?Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Сестринский процесс: Учеб. пособие: Пер. с англ. ?Под общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ?Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.

studfiles.net

Этапы сестринского процесса при гипертонической болезни

Важно знать! Больше никакой одышки, головных болей, скачков давления и других симптомов ГИПЕРТОНИИ! Наши читатели для лечения давления уже используют метод Лео Бокерии. Изучить метод…

Гипертоническая болезнь (ГБ) встречается у каждого третьего человека трудоспособного возраста и у 65% людей в возрасте старше 60 лет. Опасность этого недуга заключается в большой частоте осложнений, с которыми он протекает. Эти осложнения представляют угрозу для здоровья и жизни пациентов, делают людей инвалидами.

Сестринский уход: общие принципы

Адекватный сестринский уход за больными с ГБ, находящимися на амбулаторном или стационарном лечении, состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Опрос и осмотр пациента.
  2. Проведение инструментальных и лабораторных исследований.
  3. Создание комфортных условий для лечения больного.
  4. Диетическое питание.
  5. Медикаментозное лечение.
  6. Наблюдение за изменением состояния пациента. Рекомендации и реабилитационные мероприятия.

Первый этап: заполнение медицинской документации

В медицинской документации фиксируется вся информация о начале и динамике заболевания, проведенных обследованиях, назначенном лечении, его соблюдении и эффективности, реабилитационных мероприятиях и рекомендациях.

Первыми данными, которые вносятся в документацию, являются жалобы больного. У пациентов с ГБ они зависят от стадии болезни, возраста, пола пациента, вредных привычек, места работы. К основным жалобам при ГБ относятся жалобы на сердцебиение, боли за грудиной, одышку, головные боли, шум в ушах, ухудшение зрения, головокружение, слабость, потливость, раздражительность, тревожность, нарушение сна.

Кроме жалоб, медицинской сестре нужно собрать анамнез жизни и болезни пациента. Для этого необходимо активно опросить пациента о его режиме дня, условиях работы, семейной атмосфере, приеме лекарств, сопутствующих заболеваниях, отягощенной наследственности, вредных привычках. У женщин дополнительно интересуются акушерско-гинекологическим анамнезом, который в ряде случаев имеет значение для постановки диагноза врачом.

При обследовании пациента с ГБ необходимо подсчитать частоту и определить характеристики пульса, дважды измерить артериальное давление.

Второй этап: дополнительные исследования

Основными диагностическими исследованиями при ГБ являются анализы крови (общий, биохимический, на глюкозу), мочи, осмотр глазного дна окулистом, ЭКГ, ЭхоКГ, ультразвуковое исследование почек и сердца, рентген грудной полости. При необходимости, врач может расширить этот перечень диагностических методов.

Задача медицинской сестры на втором этапе — правильно подготовить пациента к сдаче анализов и проведению исследований.

Для этого пациенту необходимо доступно объяснить, что за день до сдачи биоматериала на анализ (крови, мочи) нельзя менять привычное питание и питьевой режим, принимать новые лекарственные препараты или мочегонные средства, употреблять спиртное, острую и жирную пищу.

Третий этап: комфортные условия для пациента

В зависимости от вида лечения (амбулаторное или стационарное) пациенту требуются разные условия для лечения. В случае амбулаторного лечения больному необходимо разъяснить, какой режим (постельный, полупостельный или общий) ему нужно соблюдать.

Сестринский уход при гипертонической болезни на третьем этапе — это обеспечение комфортных условий для постепенного выздоровления пациента на каждом этапе лечения.

Постельный режим предусматривает наличие рядом с больным его близких, которые будут ему менять белье, давать лекарства, помогать справлять свои физиологические потребности, принимать пищу или умываться, не поднимаясь с постели. Больному разрешено лишь переворачиваться на кровати или ненадолго принимать положение сидя.

При полупостельном (палатном) режиме разрешено передвигаться по квартире для посещения туалета, проведения гигиенических процедур, приема пищи. В этот период больной должен начинать занятия лечебной физкультурой (сидя или стоя) в среднем темпе.

При общем (свободном) режиме пациенту разрешаются передвижение по улице на короткие расстояния, медленная ходьба по лестнице, прогулки на свежем воздухе. Постепенно нужно расширять режим физической активности:

  • щадящий (включает ходьбу, лечебную физкультуру, плаванье);
  • щадяще-тренировочный (включает экскурсии, подвижные неспортивные игры, прогулки);
  • тренирующий (ближний туризм, спортивные игры, занятия в тренажерном зале).
  • Четвертый этап: диетотерапия

    Основным диетическим рационом для больных с ГБ является лечебный стол № 10-г. Это гипонатриевая диета, основными принципами которой являются:

    • ограничение калорийности питания;
    • исключение животных жиров, замена их растительными;
    • уменьшение суточного объема потребляемой воды до 1,5 л;
    • снижение содержания соли в суточном меню до 1,5-2 г;
    • регулярное употребление морской рыбы и морепродуктов;
    • исключение продуктов, возбуждающе действующих на нервную и сердечную деятельность (алкоголя, газированных напитков, кофе и чая, фасоли, гороха, наваристых бульонов из мяса и рыбы);
    • отказ от употребления полуфабрикатов, копчений, колбасных изделий, соленой рыбы, консервов, солений и маринадов, майонеза;
    • включение в меню продуктов, обогащенных магнием и калием (круп, орехов, хлеба с отрубями, изюма, кураги).
    • Задача четвертого этапа — нормализация веса пациента и составление его рациона питания таким образом, чтобы он придерживался его максимально долго (лучше — всю жизнь).

      Пятый этап: медикаментозное лечение

      Назначать лекарства имеет право только врач. Выбор лекарственных препаратов зависит от многих факторов: вида гипертонии (первичная или вторичная), стадии заболевания, выраженности симптоматики.

      Сестринский уход при артериальной гипертензии на этапе фармакотерапии заключается в разъяснении особенностей приема медикаментов и возможных побочных реакциях на них.

      Для лечения ГБ могут быть назначены диуретики, бета-адреноблокаторы, ингибиторы АПФ, антагонисты кальция, периферические сосудорасширяющие препараты и другие группы медикаментов. Фармакотерапия гипертонической болезни, как правило, начинается с назначения одного или двух препаратов.

      Гипертонику необходимо обязательно объяснить, как и когда он должен контролировать уровень своего артериального давления, а также рекомендовать фиксировать цифры давления в дневнике (блокноте, тетради).

      Шестой этап: диспансерное наблюдение

      С момента установления диагноза ГБ пациента необходимо поставить на диспансерный учет. Кратность диспансерных наблюдений зависит от уровня АД, стадии болезни, вида лечения и его эффективности, динамики заболевания. Периодичность осмотров устанавливается врачом на основании действующих ведомственных инструкций и может составлять 1 раз в год, 2 раза в год, 1 раз в 2 месяца.

      Задача среднего медперсонала при диспансерном наблюдении — собрать максимально возможное количество данных о состоянии пациента для оценки их врачом во время очередного осмотра.

      Пациенту необходимо подробно объяснить, а лучше составить памятку, в которой должно быть указано:

    • когда пациент должен посетить врача в следующий раз;
    • какие исследования он должен пройти до осмотра (лабораторные анализы, осмотр глазного дна, ЭКГ, ЭхоКГ);
    • каким должен быть алгоритм действий при возникновении опасных для жизни состояний (гипертонического криза, инфаркта миокарда, инсульта).
    • При очередном посещении оценивается динамика заболевания, на основании которой решается вопрос о дальнейшей тактике лечения. При необходимости, больному рекомендуется немедикаментозное лечение (физиотерапевтические процедуры, водолечение, ЛФК, санаторно-курортное лечение). Гипертоникам второй-третьей стадии при наличии поражений двух и более органов-мишеней рекомендуется пройти МСЭК.

      От скоординированных действий медицинского персонала во многом зависит успех лечения больного. Правильный и доброжелательный сестринский уход при гипертонической болезни не менее важен для пациента, чем грамотность врача. Но, какими бы профессиональными и чуткими ни были бы медики, без желания самого пациента справиться с недугом невозможно.

      lechimsosudy.com

      Сестринский процесс при инфаркте миокарда: как снизить риски осложнений и сохранить пациенту жизнь

      Сердечные заболевания – самая частая причина смерти людей, возрастом от 30 до 70 лет.

      Инфаркт миокарда представляет собой нарушение кровоснабжения сердца, в результате чего возникает некроз его тканей. Орган уже не может работать так, как раньше, что влечет за собой возникновение сопутствующих заболеваний.

      Площадь поражения тканей зависит от того, насколько профессионально и быстро была оказана первая помощь. Узнайте все о правилах помощи больным от медсестер при инфаркте и сестринском процессе.

      Каких результатов должна добиться медсестра

      Большинство случаев летального исхода при инфаркте миокарда возникает в первые несколько часов после диагностирования заболевания. В этот период времени, буквально, жизнь и здоровье пациента находится в руках медсестры.

      Чтобы снизить риски, необходимо:

    • помочь больному справиться с нарастающей паникой и стрессом (чем больше волнуется пациент, тем более разрушительными будут последствия);
    • использовать анальгетики и бета-блокаторы (при отсутствии противопоказаний);
    • при невозможности купирования боли нитроглицерином дать пациенту более сильные препараты (они могут сочетаться с седативными средствами);
    • при подъеме сегмента ST на ЭКГ применить тромболизис и антикоагулянты;
    • при необходимости, дать наркоз (кислород с закисью азота).
    • Неотложная помощь до прибытия врача

      Чтобы снизить риски для больного при инфаркте миокарда, а также стабилизировать его состояние, действия медсестры должны быть следующими:

    • Дать оценку показаниям сердечного ритма сердца.
    • Обеспечить больному стабильное и удобное положение тела (сидя или лежа). Желательно, чтобы вся неудобная и тесная одежда была снята, а также в помещение поступал свежий воздух.
    • По мере возможности, способствовать устранению болевых симптомов (как правило, применяют Морфин, Промедол, Дроперидол и др. препараты). Кроме того, вод язык дают валидол или нитроглицерин.
    • Согреть больного: в ноги положить грелку, а на грудь поставить горчичники.
    • Постоянно наблюдать за ритмом сердца и показателями артериального давления.
    • При ухудшении состояния человека с инфарктом, необходимо осуществлять реанимационные действия до приезда скорой помощи: непрямой массаж сердца и дыхание рот в рот.
    • Чтобы уменьшить степень осложнений при инфаркте, используют следующие препараты:

    • гепарин (для замедления возникновения тромбов вводится внутривенно 6-10 единиц);
    • нитраты (улучшают кровоток, что замедляет и предотвращает некроз тканей);
    • фибринолитики (увеличивают просвет вен и позволяют избежать некроза миокарда. Противопоказаны при внутренних кровоизлияниях, нарушениях свертываемости крови и онкозаболеваниях).
    • Уход в период стационарной реабилитации

      В период стационарной реабилитации комплекс мер по уходу за больным, перенесшим инфаркт миокарда, включает:

    • Контроль за соблюдением постельного режима хотя бы на протяжении 2-3 дней. Если больной находится в лежачем положении больше недели, то ежедневно следует проводить профилактику и обработку пролежней.
    • Постоянный мониторинг показателей сердечной деятельности. Самые главные показатели – частота пульса, частота дыхания и значения артериального давления.
    • Следить и принимать участие в составлении правильно подобранного рациона. Питание должно быть частым, но небольшими порциями, примерно, 100-150 грамм пищи на один прием. Она должна быть легкоусвояемая, а также не перегружать кишечник.
    • Соблюдение правил гигиены. Все процедуры, в том числе, купание, умывание, а также мочеиспускание и дефекация должны происходить строго в положении лежа. Если у больного более 2 дней не было дефекации, то можно прибегнуть к помощи слабительных средств.
    • Выполнение массажа. Любые чрезмерные физические нагрузки в период стационарной реабилитации противопоказаны. Но для того чтобы более или менее сохранить тонус мышц, необходимо регулярно массажировать конечности больного (особое внимание стоит уделить ступням), а также давать пациенту некоторое время (не более 15 минут в день) проводить в положении сидя.

    Вмешательства в амбулаторных условиях

    После выписки домой из медицинского учреждения период реабилитации больного не заканчивается. Чтобы сердце функционировало в правильном ритме, необходимо:

    Проконсультировать больного о необходимости соблюдения определенной диеты. Обычно, ее назначает лечащий врач. Больному необходимо отказаться от большого количества потребляемого холестерина, транс-жиров и вредных пищевых добавок.

    Если питание не сбалансировано, и, в большинстве, включает в себя жирную, острую и копченую пищу, то риск осложнений и возникновения вторичного инфаркта возрастает в несколько раз.

  • Рассказать о пользе физических нагрузок. Пациент может заниматься самостоятельно, либо посещать специальные занятия. Без физиотерапии восстановление после инфаркта будет очень медленным и неполноценным.
  • Провести профилактическую беседу о вреде алкоголя и курения. До больного нужно попытаться донести, что обе эти вредные привычки необходимо полностью исключить из его жизни.
  • Санаторное лечение. Чтобы поддержать организм, можно отправить больного на некоторое время в санаторий или профилакторий, специализирующийся на людях, перенесших инфаркт миокарда. В таких учреждениях оказывается полный комплекс мер, рекомендованных таким больным.
  • Кроме всего вышеперечисленного, пациенту необходимо рассказать о графике обязательных обследований, а также своевременного наблюдения у лечащего врача.

    Возможные проблемы и пути их решения

    К самым распространенным проблемам больных, перенесших инфаркт миокарда можно отнести следующие:

    Соблюдение постельного режима. Решение:

  • следить за распорядком дня пациента;
  • обеспечивать назначенными витаминами и препаратами;
  • проводить наблюдение за показателями гемодинамики;
  • строго выполнять все предписания врача;
  • не опускать самодеятельности пациента.
  • проследить за соблюдением постельного режима больным;
  • следовать указаниям лечащего врача.
  • дать обезболивающие препараты (по согласованию с врачом);
  • поставить горчичник на грудь;
  • обеспечить поступление свежего воздуха в помещение, где находится пациент.
  • Паника и страх за свою жизнь. Решение:

  • зафиксировать показатели ЭКГ;
  • ввести обезболивающие препараты (по согласованию с врачом);
  • направить в реанимационное отделение (при необходимости).
  • Острая сердечная недостаточность. Решение:

  • вызвать врача;
  • дать больному кислород;
  • обеспечить прием необходимых лекарств.
  • Человек быстрее пойдет на поправку, если будет знать, что о нем заботятся, проявляют сочувствие и консультируют по любым волнующим его вопросам.

    oserdce.com

    Сестринский процесс при олигофрении, сенильных и пресенильных психозах. Болезнь Альцгеймера.

    Олигофрения (синоним: малоумие, психическое недоразвитие) — это группа болезненных состояний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве интеллектуальным дефектом, который в течение всей последующей жизни не нарастает.

    При олигофрении наблюдаются отклонения и в физическом развитии: отставание в росте, неправильности телосложения, пороки развития внутренних органов и органов чувств (зрения, слуха), задержка или преждевременное половое развитие. Движения бедны, лишены плавности, точности, совершаются то с излишней быстротой, то, напротив, с замедленностью. Выражение лица однообразно и маловыразительно.

    1)различные вредные факторы, действующие на половые клетки родителей (например, алкоголь), на зародыш, плод или на ребенка в первые месяцы — годы жизни.

    2) разнообразные инфекционные заболевания беременной женщины и ребенка:

    — интоксикации и ушибы беременной,

    — голодание и неправильное питание во время беременности;

    3) различные эндокринные расстройства;

    4) генетические факторы (см. Дауна болезнь).

    По степени недоразвития психики при олигофрении выделяют идиотию, имбецильность и дебильность. Однако между ними нет четких границ, существуют промежуточные состояния.

    Идиотия — самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления: JQ — ниже 20. У таких больных реакции на обычные раздражители отсутствуют либо бывают неадекватными. Восприятия неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей. Какая-либо осмысленная деятельность, в т.ч. простые навыки самообслуживания, невозможны. Предоставленные самим себе больные остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями (раскачиванием, стереотипными размахиваниями руками, хлопанием в ладоши и т.п.). Они нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с чувством удовольствия или неудовольствия, что выражается в виде возбуждения или крика. Легко возникает аффект злобы — слепая ярость и агрессивность, нередко направленные на себя (кусают, царапают, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадает под руку, упорно мастурбируют. Глубокое недоразвитие психики нередко сопровождается грубыми дефектами физического развития. Жизнь их проходит на инстинктивном уровне. Встречаются и относительно более легкие формы идиотии. Больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

    Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания; JQ определяется в пределах 20—50. У имбецилов обнаруживаются довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающее. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость. Эмоции у них бедны и однообразны, психические процессы тугоподвижны и инертны. На перемену обстановки они дают своеобразную негативную реакцию. Личностные реакции более развиты: они обидчивы, стесняются своей неполноценности, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в надзоре и опеке. Следует учитывать повышенную внушаемость имбецилов, их склонность к слепому подражанию.

    Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах, возможно, их социальное приспособление; JQ равен 50—70. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты. В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

    Эмоции, воля и другие свойства личности при дебильности более развиты. Несмотря на это нередко дебилы неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее выступает в раннем детском возрасте, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее заметным. Учитывая широкий диапазон отставания и темпа психического развития, многие практические врачи и дефектологи различают выраженную, среднюю и легкую дебильность, почти неотличимую от нижней границы нормального интеллекта.

    Лечение условно можно разделить на симптоматическое и специфическое (каузальное).

    При симптоматической терапии применяют лекарственные средства, стимулирующие мозговой метаболизм (ноотропил, аминалон, церебролизин и др.); психостимуляторы (например, фенамин, сиднокарб); витамины группы В; дегидратирующие средства (сульфат магния, диакарб, лазикс); препараты рассасывающего действия (например, бийохинол, йодид калия); биогенные стимуляторы. При судорожном синдроме назначают систематический прием противоэпилептических средств.

    Специфическая терапия возможна при фенилкетонурии и других энзимопатиях; при гипотиреозе (компенсирующая гормональная терапия тиреоидином); при врожденном сифилисе, токсоплазмозе (специфическая терапия антибиотиками, препаратами мышьяка, хлоридином и др.); при мозговых инфекциях у детей (антибиотики, сульфаниламидные препараты). Эффективность лечения тем выше, чем раньше оно начато. Большое значение имеют коррекционные лечебно-педагогические мероприятия (олигофренопедагогика), в т.ч. обучение умственно отсталых детей и подростков в специализированных учреждениях (например, вспомогательных школах, интернатах, специальных ПТУ).

    Прогноз зависит от глубины умственной отсталости и формы О. При олигофрении в степени дебильности возможна социальная адаптация; при имбецильности и идиотии прогноз неблагоприятный.

    Профилактика. Первичная профилактика включает Медико-генетическое консультирование, которое должно проводиться в специальных медико-генетических консультациях с использованием современных методов биохимического и цитологического исследований, включая Амниоцентез. Предупреждение умственной отсталости во многом зависит от социальных мероприятий, направленных на улучшение условий среды и воспитания.

    Реабилитация. Существующая система лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает разнообразную помощь больным О. В системе учреждений здравоохранения больным О. оказывается амбулаторная и стационарная помощь. Амбулаторную помощь осуществляют детские и общие психиатры психоневрологических диспансеров. В системе народного образования имеется сеть вспомогательных школ, в которых обучаются дети с умственной отсталостью в степени дебильности. Общеобразовательное обучение сочетается с трудовым и профессиональным. Вспомогательные школы связаны с предприятиями местной промышленности, где дети, окончившие эти школы, могут быть трудоустроены. В системе органов социального обеспечения для больных О. в форме идиотии и имбецильности существуют дома инвалидов, где наряду с обеспечением ухода проводятся необходимые лечебно-воспитательные мероприятия. Для направления больного в одно из этих учреждений создаются специальные комиссии, в состав которых входит врач-психиатр. Направить больного на такую комиссию может только врач.

    Судебно-психиатрическая экспертиза при О. включает решение вопросов вменяемости и дееспособности. Умственно отсталые в степени идиотии и выраженной имбецильности обычно признаются невменяемыми и недееспособными. При дебильности вопрос о вменяемости и дееспособности решается индивидуально, с учетом не только степени интеллектуальной недостаточности, но и особенностей эмоционально-волевой сферы.

    Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 1428 | Нарушение авторских прав

    medlec.org

    Это интересно:

    • Санаторий для лечения неврозов Кардиологический санаторий Подмосковья "Воробьево" Кардиологический санаторий "Воробьево" считается одним из лучших в Подмосковье. Это климатобальнеологический курорт, в котором созданы все условия для качественного лечения пациентов не только с кардиологическими патологиями, но и с другими заболеваниями, а также для семейного оздоровительного […]
    • Этиология раннего аутизма Синдром раннего детского аутизма - что это? В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем заболевании» как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием. В настоящее время все более […]
    • Булимия лечение дома Булимия – особенности диагностики и лечения Почему развивается патология Предрасположенность к булимии наблюдается у людей, в чьей семье родственники страдают ожирением, подвержены депрессивным состояниям. Также имеется ряд факторов, влияющих на развитие заболевания, к ним относят: Гормональные нарушения – отмечают высокую концентрацию гормона […]
    • Средство от депрессии в домашних условиях Как можно справиться со стрессом и депрессией в домашних условиях В некоторых случаях избавиться от стресса и депрессии помогают не только сильнодействующие препараты. Эффективным дополнением к медикаментозной терапии является лечение народными средствами. О том, что человеку нужна помощь психолога или невропатолога, сигналят следующие симптомы: […]
    • Как наступает шизофрения Когда наступает овуляция после месячных Сегодня многие предпочитают планировать беременность. А для этого нужно знать, когда наступает благоприятный момент для зачатия, который напрямую зависит от овуляции. Через сколько дней после месячных наступает овуляция? Что такое овуляция. Что происходит при овуляции Под воздействием этого гормона фолликул […]
    • Мало веса меньше стресса Мало набираю вес при беременности Прибавка веса во время беременности: когда и сколько Беременность – это период в жизни женщины, когда каждый набранный килограмм воспринимается радостно. И если в первом триместре вес будущей мамы меняется незначительно, то с ростом ребенка он начинает неуклонно расти. В этот период важно не выйти «за границы […]
    • Заикание по левиной Классификация речевых нарушений В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают […]
    • Ребенок 2 года симптомы аутизма Признаки и первые симптомы аутизма у детей. Причины, диагностика и лечение у детей младшего возраста В медицине аутизм известен уже более 100 лет, но до сих пор врачи не могут конкретизировать, является ли данное отклонение заболеванием. Аутистическое расстройство относится к патологиям психического состояния человека, которое само по себе […]