Раздражительность это в биологии

Экологическая единица: популяция – это в биологии

Биологический термин «популяция» впервые применен в 1903 году биологом из Дании Вильгельмом Людвигом Иогансеном (1857 — 1927) для обозначения группового произрастания одного вида растений.

Что такое популяция? Она (древние латиняне говорили: populus, из современных англ. population- население) представляет собой совокупность представителей конкретного вида живых организмов, долгий временной отрезок живущих или произрастающих на одном территориальном пространстве, обособленно от особей других, схожих по аналогичным признакам групп.

Термин применяется в разнообразных областях естественных наук: экологии, медицине, биологии, демографии.

Если брать к примеру экологию, то в соответствующей терминологии, понятие определяется, как сообщество животных или растений одного вида, имеющее единый генофонд (этот термин рассмотрим ниже), способное к устойчивому самовоспроизведению. В биологии под ней подразумевают группы организмов в составе определенного вида.

Самый простой пример — популяция человека на Земле. Если взять примеры из животного мира: пятнистого и благородного оленя, бурого и белого медведя, трески и пикши в морях бассейна Северного Ледовитого океана. Из мира растений: разные виды сосны и ели, осины и липы, дуба и вяза.

Какими параметрами характеризуется каждая популяция? Общепринятыми критериями являются:

  • общее местообитание (ареал);
  • единообразное происхождение общности организмов;
  • относительная изолированность данной общности от иных схожих групп (так называемые межпопуляционные барьеры);
  • соблюдение принципа панмиксии (свободного скрещивание) в составе группы, иначе говоря равная вероятность встречи всех существующих генотипов в пределах ареала.
  • Видов живых организмов в дикой природе великое множество. Прежде всего надо выделить две глобальные популяции — животных и растений. И уже в них определяются подвиды той или иной конкретной группы организмов

    В биологии структурно выделяются географически обусловленные группы, как пример, поселение белок в лесах Ульяновской области. Сгруппировавшиеся животные одного подвида (в нашем случае — белки), обитающие на географически однородном пространстве. Такая территория называется ареалом обитания.

    В свою очередь популяции географические подразделяются на более мелкие — экологические (белки в хвойных и смешанных лесах одного района), а те — на еще более мелкие — элементарные или локальные (те же белки, но уже в разных частях одного леса).

    По способности размножаться существует подразделение на:

  • Постоянные, не нуждающиеся в притоке особей своего вида извне для поддержания численности на уровне необходимом для полноценного существования.
  • Полузависимые, в которых определенное количество подобных особей со стороны поступает из вне, но и без них популяция способна существовать долгое время.
  • Временные, в них смертность представителей выше видовой рождаемости, и существование находится в прямой зависимости от притока особей извне. Временные популяции часто формируются в местах с неблагоприятным климатом и нестабильной кормовой базой.
  • Структура преимущественного числа существующих видовых поселений обусловлена формирующими их представителями, и размещением последних на территории обитания (вспоминая белок — общее число и процент разнополых зверьков в лесу). Чтобы было понятней рассмотрим по пунктам.

    Итак, структура популяции бывает

    Пространственная — распределение особей по занимаемой местности — сколько белок бегает и где. Оно, в свою очередь, подразделяется на:

  • Случайное (если лес одинаков для всех белок, и они скачут в одинаковой природной обстановке). В этом случае зверьков немного, в «группы» они не сбиваются и не живут кучно водном месте.
  • Равномерное. Встречается преимущественно у животных, обитающих в условиях жесткой конкуренции за кормовые ресурсы и места обитания. Некоторые виды хищных рыб, птиц и млекопитающих (медведи, например) трепетно охраняют свои охотничьи угодья и чужаков на них не жалуют.
  • Групповое. Самое часто встречающиеся в природе. Здесь рассмотрим на примере растений. Некоторые деревья имеют большие, тяжелые плоды (орехи, желуди, орехи чинары и др.), которые падая рядом с деревом, тут же прорастают, образуя группы. И даже ландыши! Но, они обязаны этому вегетативному способу размножения (отпрыски от корневищ). Эти особенности произрастания вызваны тем, что окружающие условия среды неоднородны, места обитания ограничены, вид имеет характерные биологические качества и варианты размножения.
  • Половая — соотношение разнополых экземпляров (сколько в лесу белок-мальчиков и белок-девочек).

    Возрастная — самая понятная. Сколько особей разного возраста. У любого вида, а порой, и в каждой популяции внутри вида существуют разные соотношения возрастных групп. Как правило, выделяют следующие экологические возраста:

  • предрепродуктивный (организмы, не достигшие половой зрелости);
  • репродуктивный (половозрелые);
  • пострепродуктивный (представители, утратившие возможность к размножению).
  • Для животных и растений данная структура имеет существенные различия, но это отдельная тема для рассмотрения.

    Генетическая структура популяции обусловлена изменчивостью и разнообразием генотипов (грубо говоря различием белок по окраске и размерам, и их вариациях при спаривании с последующим потомством).

    Экологическая структура заключается в разделении какого-либо вида на группы отдельных представителей, по-своему взаимодействующих с условиями среды обитания. Именно здесь часто проявляется локальная популяция. Всё дело в том, что различие между типом и отдельной группой представителей, существующих в особых условиях общего ареала проживания, весьма условно.

    В принципе, система функционирует подобно практически любой биологической системе. Соответственно для неё характерны: рост, развитие, выживаемость в изменяющихся условиях среды. Это обуславливает наличие определенных параметров.

    Для большинства существующих популяций характерны: численность, плотность, рождаемость и смертность. Все эти характеристики к тому же находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

    Численность популяции — суммарное количество представителей вида, проживающих на территории. Плотность, соответственно, число особей данного вида на единицу площади ареала.

    Во многих крупных группах средняя численность ежегодно изменяется не слишком сильно, в связи с тем, что:

  • от естественных причин погибает примерно одинаковое число представителей;
  • интенсивность размножения организмов растет при небольшой плотности популяции, а при увеличении, соответственно, снижается;
  • постоянно меняющиеся природные условия и климатические факторы создают препятствия для высокой реализации репродуктивного потенциала.
  • Но, при даже при определенной стабильности, для популяционной численности характерны колебания. Главные причины указанных колебаний связаны с изменениями в условиях существования. А, именно:

  • изменяющиеся воздействие абиотических факторов;
  • резкие изменения в отношениях между видами (рост числа биологических врагов, увеличение активности паразитов);
  • существенные изменения кормовой платформы.
  • Эти периодические колебания ведут к изменениям в общей численности, которые складываются из следующих явлений:

    • рождаемость;
    • смертность;
    • иммиграция (вселение — приток особей со стороны);
    • эмиграции (выселения представителей вида).
    • С этими факторами связаны так называемые популяционные волны.

      Пример: сокращение в результате отстрела количества лис (абиотический фактор) ведет к популяционному увеличению полевых мышей (полевок).

      Но особое значение имеет эффективная численность — количество половозрелых представителей вида, способных давать потомство. Именно ими формируется генофонд. И теперь рассмотрим это понятие конкретно.

      Что такое генофонд популяции (пул генов). Это совокупность всех признаков (генов) вида и их вариаций, передающихся по наследству. Именно благодаря генам, белки из Сибири отличаются от белок из Канады. Генные вариации (аллели) обуславливают способность организмов приспосабливаться к постоянно меняющимся особенностями окружающей среды. Чем больше разнообразие генов, тем способней организм приспособиться к жизни.

      В биологии существует такое понятие как идеальная популяция. Но, оно сугубо теоретическое и используется для моделирования процессов эволюции. Идеальную популяцию можно определить, как гипотетическую панмиктическую (т.е., особи которой имеют одинаковые шансы на скрещивание), с бесконечно растущей, сохраняющейся в поколениях, и независимой от естественного отбора, внешних факторов и мутаций, численностью.

      Какова же основная роль понятия для существования живых организмов на планете? В экологии она определяется, как элементарная единица процесса микроэволюции (внутривидовые малые генные изменения в нескольких поколениях, ведущие к определенным изменениям особи, как внешним, так и внутренним), реагирующая на меняющиеся факторы окружающей среды перестройкой генофонда.

      Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

      Популяция как форма существования видов в природе

      Исходя из изложенного, резюмируем. Популяция — есть совокупность представителей одного вида, обитающих на общей территории, свободно скрещивающихся, обладающая единым генофондом, имеющая свою структуру, характеристики и параметры, аналогичными существующим биосистемам, и являющаяся элементарной микроэволюционной единицей.

      uchim.guru

      Что такое биоценоз – это в биологии: классификация и виды

      Вся живая природа, окружающая нас – животные, растения, грибы и прочие живые организмы, является целым биоценозом или частью, например, регионального биоценоза или биоценоза отдельной части материка. Все биоценозы различны по условиям, и могут различаться видами организмов и растений.

      Биоценоз – это общность, совокупность живых организмов в природе определенного территориального участка. Понятие также подразумевает и условия окружающей среды. Если берется отдельная территория, то в ее пределах должны быть примерно одинаковый климат. Биоценоз может распространяться на обитателей суши, воды и воздуха.

      Все организмы в биоценозе тесно связаны друг с другом. Существую пищевые связи, или с местом обитания и распространения. Некоторые популяции используют другие для построения собственных убежищ.

      Также существует вертикальная и горизонтальная структура биоценоза.

      В 19 веке биология активно развивалась, как и остальные отрасли науки. Ученые продолжали описывать живые организмы. Для того, чтобы упростить задачу описания групп организмов, которые заселяют какую-либо определенную территорию, Карл Август Мебиус был первым, кто ввел термин «биоценоз». Это произошло в 1877 году.

      Существуют следующие признаки биоценоза:

      1. Между популяциями существует тесная связь.
      2. Биотическая связь между всеми компонентами носит устойчивый характер.
      3. Организмы приспосабливаются друг к другу и группами.
      4. Наблюдается биологический круговорот на данной местности.
      5. Организмы взаимодействуют друг с другом, поэтому они взаимно необходимы.

      Компоненты биоценоза — это все живые организмы. Их делят на три большие группы:

    • консументы – потребители готовых веществ (например, хищники);
    • продуценты – могут производить питательные вещества самостоятельно (например, зеленые растения);
    • редуценты – это те организмы, которые являются конечным звеном пищевой цепочки, то есть они разлагают омертвевшие организмы (например, грибы и бактерии).
    • Абиотическая часть биоценоза

      Абиотическая среда – это климат, погода, рельеф, ландшафт и т.д., то есть это неживая часть живой природы. На разных участках материков условия будут отличаться. Чем суровее условия, тем меньше видов на территории будет обитать. В экваториальном поясе наиболее благоприятный климат – тепло и влажно, поэтому в таких районах чаще всего встречаются эндемичные виды (многие из них можно обнаружить на материке Австралия).

      Обособленный участок абиотической среды называется биотопом.

      В биологии виды биоценоза классифицируются по следующим признакам.

      По пространственному расположению:

      По типу связей видов внутри биоценоза:

    • Трофические (пищевые цепочки);
    • Фабрические (обустройство мест обитания организма с помощью омертвевших организмов);
    • Топические (особи одного вида служат местом обитания или влияют на жизнь других видов);
    • Форические (участие одних видов в распространении ареала обитания других).

    Естественный биоценоз

    Естественный биоценоз характерен тем, что он имеет природное происхождение. В процессы, протекающие в нем, человек не вмешивается. Например: река Волга, лес, степь, луг, горы. В отличие от искусственных, естественные имеют больший масштаб.

    Если человек вмешивается в естественную среду, то равновесие между видами нарушаются. Происходят необратимые процессы – вымирание и исчезновение некоторых видов растений и животных, они указаны в «чёрной книге». Те виды, которые находятся на грани исчезновения занесены в «красную книгу».

    Рассмотрим примеры естественного биоценоза.

    Река является естественным биоценозом. В ней обитают различные животные, растения и бактерии. Виды будут различаться в зависимости от расположения реки. Если река находится на севере, то разнообразие живого мира будет скудным, а если ближе к экватору, то обилие и многообразие обитающих там видов будет богатым.

    Обитатели речных биоценозов: белуга, окунь, карась, щука, стерлядь, сельдь, язь, лещ, судак, ёрш, снеток, налим, рак, жерех, карп, сазан, сом, плотва, сорожка, толстолобик, чехонь, различные пресноводные водоросли и многие другие живые организмы.

    Лес – является примером естественного вида. Лесной биоценоз богат на деревья, кустарники, траву, животных, которые обитают в воздухе, на земле и в почве. Здесь можно встретить грибы. Также в лесу обитают различные бактерии.

    Представители лесного биоценоза (животный мир): волк, лисица, лось, кабан, белка, ёж, заяц, медведь, лось, синица, дятел, зяблик, кукушка, иволга, тетерев, глухарь, дрозд, сова, муравей, божья коровка, сосновый шелкопряд, кузнечик, клещ и многие другие животные.

    Представители лесного биоценоза (растительный мир): береза, липа, клен, бузина, хохлатка, дуб, сосна, ель, осина, ландыш, купырь, земляника, ежевика, одуванчик, подснежник, фиалка, незабудка, медуница, орешник и многие другие растения.

    Лесной биоценоз представлен такими грибами: подосиновик, подберезовик, белый гриб, поганка, мухомор, вешенка, дождевик, лисичка, масленок, опёнок, сморчок, сыроежка, шампиньон, рыжик и т.д.

    Искусственный биоценоз

    Искусственный биоценоз отличается от естественного тем, что он создан руками человека для удовлетворения своих потребностей или целого общества. В таких системах человек сам проектирует требуемые условия. Примерами таких систем являются: сад, огород, поле, лесопосадка, пасека, аквариум, канал, пруд и т.д.

    Появление искусственных сред привело к разрушению естественных биоценозов, развитию сельского хозяйства и аграрного сектора экономики.

    Примеры искусственной классификации

    Например, в поле, теплице, саду или огороде человек разводит культурные растения (овощные, зерновые культуры, плодоносные растения и т.д.). Для того, чтобы они не погибли, создаются определенные условия: ирригационные системы для полива, освещение. Почва насыщается недостающими элементами с помощью удобрений. Растения обрабатываются химикатами, чтобы обезопасить их от поедания вредителями и т.д.

    Лесополосы высаживаются близ полей, на склонах оврагов, около железных и автомобильных дорог. Возле полей они нужны для того, чтобы уменьшить испарения воды, удержать снега весной, т.е. для контроля водного режима земли. Также деревья защищают семена от разнесения ветром, а почву — от эрозии.

    На склонах оврагов деревья высаживают для того, чтобы предотвратить и замедлить их разрастание, так как корни будут удерживать почву.

    Вдоль дорог деревья необходимы для того, чтобы предотвратить занос транспортных путей снегом, пылью, песком.

    Горизонтальная структура биоценоза

    Горизонтальная структура биоценоза отличается от ярусной тем, что обилие видов, обитающих на его территории, изменяется не по вертикали, а по горизонтали.

    Например, можно рассмотреть наиболее глобальный пример. Разнообразие, обилие и богатство живого мира различается по поясам. В зоне арктических пустынь, в арктическом климатическом поясе, животный и растительный мир скуден и беден. По мере приближения к зоне тропических лесов, в тропическом климатическом поясе, численность и разнообразие видов будет увеличиваться. Так нам удалось проследить изменения количества видов внутри биоценоза, и даже изменение их строения (так как им приходится приспосабливаться к различным условиям климата). Это естественная мозаичность.

    А искусственная мозаичность возникает под влиянием человека на окружающую среду. Например, вырубка лесов, засевание лугов, осушение болот и т.д. В месте, где человек не изменил условия, организмы останутся. А те места, где условия поменялись, будут населены новыми популяциями. Компоненты биоценоза также станут различаться.

    Понятие о биогеоценозе и экосистеме

    Подведем итоги: биоценоз имеет различные классификации в зависимости от происхождения, взаимосвязей между организмами и по расположению в пространстве. Они различаются территориальными масштабами и видами, которые обитают в их пределах. Признаки биоценоза можно классифицировать отдельно для каждого района.

    uchim.guru

    Дробление в биологии

    ДРОБЛЕНИЕ в биологии, процесс последовательных митотических делений оплодотворённой яйцеклетки (зиготы) на дочерние клетки (бластомеры), каждая из которых после деления сохраняет свой первоначальный объём; первый этап развития всех многоклеточных животных и человека. Суммарный объём цитоплазмы бластомеров, образованных в процессе дробления, не превышает общего объёма цитоплазмы зиготы. Вместе с тем количество ядерного вещества (ДНК) в бластомерах перед каждым последующим делением дробления удваивается. Поэтому отношение количества ДНК к количеству цитоплазмы в яйцеклетке (так называемое ядерно-цитоплазматическое отношение) возрастает вдвое после каждого деления в ходе дробления; без этого невозможны последующие процессы развития (морфогенез и дифференцировка), и именно в этом состоит биологический смысл дробления. Дробление продолжается до тех пор, пока ядерно-цитоплазматическое отношение не вернётся к значениям, имевшим место до периода роста ооцита (смотри Оогенез). Различают последовательные периоды синхронного (число бластомеров равно 2n, где n — число делений) и асинхронного (число бластомеров не равно 2n) дробления. Продолжительность каждого периода дробления различна у разных видов животных. Так, у млекопитающих (включая человека) период синхронного дробления вообще отсутствует, а у земноводных число синхронных делений дробления достигает 10. По окончании дробления образуется многоклеточный зародыш — бластула, структура которой зависит от типа дробления.

    Лишь в редких случаях, в частности у низших беспозвоночных (некоторые книдарии и плоские черви), бластомеры в ходе дробления располагаются беспорядочно (так называемые анархические дробления). У других животных различают несколько типов упорядоченного дробления, зависящего как от количества и расположения желтка в яйцеклетках, так и от свойств их кортикального (поверхностного) слоя. Согласно так называемым правилам дробления, ядра зиготы и бластомеров располагаются в центре свободной от желтка цитоплазмы, а веретёна делений — вдоль наибольшей протяжённости последней. В яйцеклетках с большим количеством желтка дробление является частичным, или меробластическим (желток в него не вовлекается). Основные типы меробластического дробления: дискоидальное, при котором бластомеры образуют диск в анимальной (бедной желтком) части яйцеклетки, а недробящийся желток расположен в вегетативной (богатой желтком) части (костистые рыбы, птицы, пресмыкающиеся); поверхностное, при котором потомки ядра зиготы перемещаются по цитоплазматическим мостикам из центра яйцеклетки к её поверхности, участвуя в формировании клеточной стенки бластулы — бластодермы, внутренняя же часть бластулы заполнена желтком (у большинства членистоногих). В яйцеклетках с меньшим количеством желтка (круглые и кольчатые черви, моллюски, иглокожие, земноводные и др.), а также при полном его отсутствии (млекопитающие) дробление является полным (голобластическим). При этом если в вегетативной области яйцеклетки желток всё же присутствует, дробление является неравномерным (бластомеры, образующиеся в этой части, по размеру больше бластомеров, формирующихся в анимальной части), а если желтка очень мало или вовсе нет — дробление равномерное, т. е. бластомеры более или менее равны по величине.

    В яйцеклетках с малым количеством желтка различают спиральное, радиальное и несколько разновидностей билатерального дробления. При спиральном дроблении (моллюски, кольчатые черви) отдельный бластомеры или расположенные друг над другом их ряды (ярусы) в ходе каждого деления поворачиваются относительно друг друга либо по часовой, либо против часовой стрелки (декстральное и синистральное дробления соответственно). Направление скручивания определяется генотипом матери, поскольку оно связано со свойствами кортикального слоя зиготы. При радиальном дроблении (иглокожие, хордовые) таких поворотов не происходит и бластомеры располагаются точно один над другим. Билатеральное дробление (круглые черви, гребневики) связано с активными движениями бластомеров относительно друг друга. Как правило, при спиральном и билатеральном дроблении наблюдается ранняя и необратимая детерминация морфогенетической судьбы бластомеров, связанная как с перераспределением компонентов цитоплазмы яйцеклетки (ооплазматическая сегрегация), так и с контактными взаимодействиями бластомеров. При радиальном дроблении детерминация наступает позднее.

    Лит.: Белоусов Л. В. Основы общей эмбриологии. М., 2005; Дондуа А. К. Биология развития. СПб., 2005. Т. 1-2.

    knowledge.su

    Конвергенция и дивергенция в биологии. Суть и примеры явлений

    Согласно теории эволюции, все живые существа на Земле развивались от простейших форм к более сложным. Но если все двигалось по одной прямой, откуда тогда взялось такое разнообразие видов и популяций? Объяснить это явление может дивергенция и конвергенция. В биологии эти понятия обозначают особенности и закономерности развития видов.

    Особенности эволюционной теории

    Основная теория о развитии жизни на нашей планете, которую поддерживает наука, — это теория эволюции. Первые её положения и законы были сформулированы в XVII веке. Она подразумевает длительный естественный процесс изменений живых организмов до качественно нового уровня.

    Теория предполагает развитие организмов от простейших до наиболее сложных форм, которое сопровождалось генетическими мутациями, адаптациями, вымиранием и образованием видов. Современная теория основывается на предположениях Чарльза Дарвина о естественном отборе и данных популяционной генетики о мутациях, генетических дрейфах, изменении частоты аллелей.

    Эволюция подразумевает наличие у живых организмов общего корня, с которого и началось их развитие. При этом предположение об одном или паре прародителей необязательно. Ученые утверждают, что организмов-предков могло быть и больше, но все они принадлежали к родственным группам.

    Главными закономерностями, по которым протекала эволюция, являются конвергенция и дивергенция. В биологии примеры и особенности этих процессов описал Чарльз Дарвин. Подробнее о том, что они представляют собой, расскажем ниже.

    Дивергенция в биологии

    С латинского языка термин переводится как «расхождение» и может использоваться не только по отношению к живой природе. Дивергенция в биологии означает возникновение различия признаков у организмов. По своей сути это разнонаправленная изменчивость, которая возникает вследствие адаптации живых существ к разным условиям.

    Она проявляется в изменении частей тела или некоторых органов и приобретении ими частично новых функций и возможностей. Дивергенция в биологии – обычное явление. Она появляется в результате естественного отбора, то есть борьбы за существование. Приобретение признаков уменьшает конкуренцию – каждая новая популяция может занять свою экологическую нишу, не затронув других особей. Она также возникает в результате изоляции.

    Дивергенция может происходить на уровне вида, рода, семейства и отряда. С её помощью, например, класс млекопитающих разделился на грызунов, хищных, хоботных, китообразных, приматов и другие отряды. Они, в свою очередь, распались на более мелкие группы, которые отличаются внешним и внутренним строением.

    Дивергенции в биологии: примеры

    Дивергенция приводит к тому, что появляются различные по строению организмы, которые принадлежат к одной систематической группе. Однако у них остается общая основа, видоизменившиеся части тела выполняют те же функции. Например, уши остаются ушами, только у одних они стали более вытянутыми, у других округлыми, крылья у одних птиц короткие, у других длинные.

    Наглядным примером является вид конечностей у млекопитающих. У разных видов они отличаются в зависимости от способа жизни и среды обитания. Так, у кошачьих на лапах есть мягкие подушечки, а у приматов длинные и подвижные пальцы для захвата веток, у морского льва развились ласты, у коров – копыта. Понять, что такое дивергенция в биологии, можно на примере белянок. Бабочки этого семейства питаются разной пищей на стадии гусеницы: одни едят капусту, другие – репу, третьи – свеклу и т. д.

    У растений расхождение признаков проявляется в форме листьев. У кактусов они стали колючками, у барбариса развились иглы. Также дивергенция прослеживается на уровне корневой системы. Некоторые растения имеют корни-присоски, у картофеля это клубни, у свеклы и моркови они прибавили толщины и превратились в корнеплоды.

    Если дивергенция характерна для родственных организмов, то конвергенция, наоборот, наблюдается у отдаленных групп. Она проявляется в схожести признаков у систематически разных организмов. Как и дивергенция, появилась в результате естественного отбора, но в этом случае он направлен одинаково у разных видов, отрядов и т. д.

    Животные или растения, которые принадлежат к абсолютно разным классам, приобретают одинаковые по строению и функциям органы. Это обусловлено общей средой обитания или схожестью образа жизни. Но их схожесть не распространяется на все тело, конвергенция затрагивает только те органы, которые необходимы для приспособленности к определенным условиям.

    Так, животные, которые перемещаются по воздуху, имеют крылья. Но одни могут относиться к насекомым, а другие — к позвоночным. Обитающие в воде организмы имеют обтекаемую форму тела, хотя и не обязательно являются родственными друг другу.

    Примеры конвергенции

    Форма тела дельфинов, китов и рыб – типичная конвергенция. Из-за внешней схожести с акулами киты и дельфины вначале причислялись к рыбам. Позже было доказано, что они – млекопитающие, так как дышат легкими, появляются на свет путем живорождения и имеют ряд других признаков.

    В качестве примера конвергенции можно привести крылья у летучих мышей, птиц и насекомых. Наличие этих органов связано со способом жизни животных, которые перемещаются при помощи полета. При этом вид и строение крыльев у них существенно отличаются.

    Еще один пример – наличие жабр у рыб и у моллюсков. Иногда конвергенция проявляется и в отсутствии каких-либо органов. Так, на некоторых вулканических островах обитают бескрылые бабочки, мухи и другие насекомые.

    fb.ru

    §28. Подведем итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?

    Выполни следующие задания

    1) На протяжении многих веков люди пытались выяснить, как возникла жизнь на Земле, как появляются новые живые организмы, чем они отличаются от тел неживой природы. Назови свойства живых организмов, отличающие их от тел неживой природы

    Ответ: рост, развитие, размножение, наследственность, раздражительность, дыхание, питание, обмен веществ

    2) Наука о живом называется биологией. Для изучения живых организмов ученые-биологи используют следующие методы исследования:

    Ответ: опыт, наблюдение, описание

    3) Методы изучения живых организмов используются и в условиях школьной лаборатории (в кабинете биологии). Приведи примеры исследований, которые ты провел в классе или самостоятельно дома

    Ответ: доказали, что в некоторых продуктах есть крахмал, показали на опыте, что листья испаряют воду, доказали, что почва содержит воду

    4) Работая с микроскопом, ты убедился, что живые организмы состоят из клеток. Нарисуй любые клетки. Подпиши, какому живому организму они принадлежат

    5) Клетки образуют органы, а органы – единый

    6) Одни живые организмы состоят всего из одной клетки, другие – из

    Ответ: нескольких клеток. Например, инфузория туфелька – одна клетка, человек – нервные, мышечные, жировые и т.д. клетки

    7) Любой новый организм возникает только из живых клеток:

    а) у одних – из клеток тела, это бесполое размножение;

    б) у других – из мужской и женской половых клеток, это половое размножение

    * Нарисуй схемы полового и бесполового размножения и приведи примеры. (В случае затруднений с ответом вернись к рисунку 31 в §13 и рисунку 38 в §16 учебника)

    а) примеры полового размножения: гидра, кошки, собаки, тюлени, человек, пингвин, куры

    б) примеры бесполового размножения: дрожжи, грибы, клубника

    8) Живые организмы должны питаться. Взрослые организмы обеспечивают себя питательными веществами и запасают их для развития нового организма

    * Зарисуй строение семени растения и яйца птицы, обозначив на рисунках:

    а – запасные питательные вещества;

    * Проверь правильность своего рисунка, вернувшись к рисунку 72 в §26 учебника

    9) Хищники, паразиты и растительноядные регулируют число других живых организмов и сохраняют разнообразие жизни. Поясни, кто из них чем питается

    Ответ: хищники – другими животными;

    Паразиты – за счет организма хозяина; растительноядные – растениями

    10) Только растения кормят сами себя, образуя на свету органические вещества из углекислого газа и воды, выделяя при этом кислород. Этот процесс происходит в тех клетках растения, где есть зеленое вещество, улавливающее солнечный свет – хлорофилл

    11) Для жизни организмам необходима энергия. Источником энергии для всех жителей Земли является Солнце. Взять энергию солнца и передать ее животным и человеку вместе с пищей могут только

    12) Растению нет необходимости передвигаться в поисках пищи. Животные и человек должны добывать уже готовые органические вещества. Поэтому животные передвигаются, а человек трудится

    13) Живые организмы не могут жить без воды, в которой растворены необходимые для жизни вещества. Подтверди это примерами

    Ответ: растения без воды засыхают, у человека тоже происходит истощение, так как на 70-80% человек состоит из воды, животные также без воды ослабевают, погибают.

    tetrab.ru

    Это интересно:

    • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
    • Заикание ребенку 7 лет Заикание у детей — как помочь ребенку Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и […]
    • Что такое чувство боязни Страх как эмоция. Страх как чувство. Что это? Может ли человек самостоятельно определить, что он переживает? Наполняющий душу страх – это эмоция или чувство в его сердце? Ответ на этот вопрос дает подробная статья о самых сильных душевных переживания людей. Отрицательным внутренним переживанием, которое связано с реальной или мнимой угрозой, […]
    • Заикание по левиной Классификация речевых нарушений В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают […]
    • Плавание при неврозах Грудничковое плавание в бассейне Чтобы ребенок нормально физически и психически развивался, ему необходимы ежедневные и разнообразные физические нагрузки: интенсивный МАССАЖ всего тела, ГИМНАСТИКА и ПЛАВАНИЕ! В грудничковом плавании, как в способе развития ново рожденных детей, есть одна особенность. Задача научить грудничка плавать […]
    • Великие мифы великой депрессии Легенды и мифы Великой Депрессии Конечно, сравнивать сегодняшнюю ситуацию с той, что в 30-е оставила без работы каждого четвертого - опасно и неправильно: любые исторические параллели ущербны. Об этом на днях написал колумнист «Нью-Йорк Таймс» Дэвид Брукс: причины каждого кризиса кроются в психологии, поэтому каждый из них разворачивается иначе и […]
    • Как я победила депрессию Как я победила депрессию без таблеток и врачей Автор: Наталья Лукьянова, г. Всем привет, на связи снова Наташа! Простите, что давно не писала. Те, кто прочтет сегодняшний пост, поймут, почему я так надолго пропала и как чуть было вовсе не ушла из жизни. Да да, представьте себе, все очень серьезно. Сейчас, оглядываясь назад, вспоминая, предыдущий […]
    • Я все время в депрессии «Время, проведенное в депрессии, — это потерянное время» Депрессия сегодня признана самым распространенным психическим расстройством. Однако далеко не все люди, живущие с депрессией, обращаются к специалистам. Многие просто не догадываются, что утрата радости и удовольствия от жизни, мысли о беспросветном будущем, неспособность сконцентрироваться […]