При заикании речевая карта

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием..……………….2

Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)………………………………………….5

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В. И.Селиверстова)…………………………………………………………………8

Памятка для детей для профилактики нарушений голоса..…………………..15

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием

Фамилия, имя ребенка Бочаров Николай, 6 лет 2 мес.

Дата рождения 4 февраля 2004г.

№ д/с _________________ г. ______________.

Жалобы родителей нарастающие запинки в речи, спотыкания

Сведения о родителях отец: Бочаров Алексей Петрович, 44 года,

образование высшее, экономист.

мать: Филиппова Алина Ивановна, 31 год,

образование среднее специальное, бухгалтер.

1. От какой беременности ребенок от первой беременности

2. Характер беременности беременность без патологии

3. Как протекали роды роды в срок, со стимуляцией

4. Вес и рост ребенка при рождении 2 кг 800 г

5. Вскармливание искусственное

6. Раннее психомоторное развитие:

а. когда стал сидеть 7 мес.

б. когда стал ходить 1 год

в. когда появились зубы 6 мес.

г. болезни до года аденовирусная инфекция, простуды

д. болезни после года эпидемический паротит, грипп

е. поведение до года беспокойный, плохой сон

а. гуление 12 недель

б. лепет 20 недель

в. первые слова 1 год

г. первая фраза 2 года

д. с какого возраста нарушение речи в возрасте 3х лет

е. речевая среда N

ж. занимался ли с логопедом +

з. течение заикания с момента возникновения рецидивирующее

1. особенности личности ребенка беспокоен, возбудим, обидчив, плаксив, раздражителен

2. устойчивость внимания, сосредоточенность, память внимание неустойчиво, память хорошая, долго не может сосредоточиться

3. дисциплина дома и в детском саду дома дисциплина не соблюдается, ребенок является кумиром семьи, в детском саду часто отказывается подчиняться

4. речевая активность высокая речевая активность, легко вступает в беседу

5. состояние общей моторики наблюдается моторная неловкость

6. строение и подвижность речевого аппарата прикус N, объем движений органов артикуляции ограничен, переключаемость с одного уклада на другой затруднена, тонус мышц языка, губ, щек повышен. Затруднен ………… языка, тремор кончика языка, переходящий в гиперкинез. Гиперметрия, гипертрофия языка, отечность. Звукопроизношение в норме.

7. темп речи ускоренный

8. в каких видах речи выражено заикание:

б. отраженная речь с легким заиканием

д. пересказ заикание в умеренной степени

ж. ритмизированная речь без заикания

з. пение без заикания

9. дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи верхнеключичный тип дыхания, дыхание прерывистое при фонации, речевой выдох разорванный

10. локализация и тип судорог судороги тоно-клонического типа с преобладанием тонических.

а. судороги дыхательного аппарата возникают ……………………………

б. голосового аппарата смыкательный гортанный спазм, вокальные судороги

в. артикуляторные судороги языка, губ губная, судорога Фрешельса, судорога кончика, спинки, корня языка, подъязычная судорога, судорога мягкого неба, смыкательная: губная. …………………………………….

11. трудные звуки, слоги согласные звуки [ г,] [ т] [ д ] [ п ] [ к] и их мягкие варианты, слоги с данными звуками, а также в сочетаниях [ тр ], [ др ] и т. д.

12. сопутствующие движения синкинезии рук, головы в процессе речи

13. наличие эмболофразий ну, вот, это, еще

Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)

Цели и задачи занятия: вызывать релаксацию мышечного аппарата верхних конечностей по контрасту с напряжением, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики рук, развитие речевого дыхания, воспитание внимания, выдержки, умения работать в коллективе, тренировка быстрого включения в деятельность.

Оборудование: наборы разноцветных палочек, сухие осенние листья, картинки с изображением геометрических фигур, фишки, кубики.

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Тихо-тихо садятся сначала девочки, затем еще тише – мальчики».

2. Коррекция нарушения моторики средствами релаксации

логопед: «мы с вами хотим быть сильными, храбрыми и отважными. Для этого нам надо потренироваться.

1. упражнение «Кошка»

2. Упражнение «Силачи»

логопед (с показом): взяли тяжелую гирю правой рукой, поднимаем вверх, подняли, подержали, бросили (дети с напряжением поднимают медленно правую руку вверх, затем расслабленно бросают ее вдоль туловища, то же с левой рукой). Мы поднимаем тяжелую штангу двумя руками. Нагнулись штангу взяли, поднимаем, поднимаем, вверх потянулись руками, держим штангу, бросили. (дети расслабленно бросают руки вдоль туловища). Мы сильные (дети с напряжением сгибают руки в локтях и прижимают сжатые кулачки к груди). Мы слабые. (руки расслабленно падают вниз. Повторяют 3-4 раза).

Логопед: Мы отдыхаем после зарядки. Сядьте на стульчики удобно. Руки лежат на коленках. Глазки закройте, отдохните… (послушайте какая музыка звучит, сначала тихо, затем усиливается и звучит 2 – 3 минуты). Хорошо отдохнули. А теперь глазки открыли. Глазки на меня.

3. Группировка геометрических фигур с учетом формы

4. Развитие речевого дыхания, удлинение выдоха

Логопед: «Сейчас у нас осень. Листья опадают с деревьев, на них дует ветер и они разлетаются. Посмотрите (показ). А теперь вы будете ветерками. Подул ветерок и листья колышутся. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом».

5. Развитие мелкой моторики рук

Выкладывание из палочек двух цветов предмета по образцу. Дается задание «сложи узор». За правильное и точное выполнение задание дети награждаются фишками.

6. Логоритмика. Развитие общей моторики

Шагали по дорожке.

Наши, наши ножки

Бежали по дорожке.

Скакали через кочки,

Скакали через кочки.

Прибежали на лужок

На первые 2 строчки – делают четкие шаги по кругу на каждое слово.

На вторые 2 строчки – бег на мысочках, но не быстро.

На третьи 2 строчки – прыжки на месте.

На последние 3 строчки – стоя на месте, повернувшись в круг поочередно ставят на пятку правую и левую ноги.

На последнюю строчку – руки на пояс, топают на месте.

Повтор движений еще раз в другую сторону.

7. Дидактическая игра «Кто больше соберет?»

На ковре рассыпаны кубики небольшого размера. По свистку дети по парам начинают собирать кубики и складывать в корзинки. При этом разрешается брать в руки только по одному предмету. По свистку дети заканчивают собирать. Подсчитыватся число кубиков. За успешное выполнение задания выдается фишка.

8. Подведение итогов занятия

Подсчитывает набранные за занятие фишки каждого ребенка. Логопед на доске в большой таблице отмечает звездочками успехи каждого ребенка, озвучивая их достижения. «Молодцы, ребята. Сегодня вы потрудились хорошо, работали активно».

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В. И.Селиверстова)

Цели: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания, учить детей выделять морфему НИЦА из слов, учить детей осуществлять синтез (склеивание) морфем ………………………………………………. формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры, Развивать тактильное восприятие, слуховую память, регулирующую функцию речи.

Слова, сложные по семантике:

Объяснение семантики слов через создание проблемной ситуации.

Слова сложной слоговой структуры:

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы начнем наше занятие необычно, сегодня мы будем строиться в круг

Дети вместе с логопедом встают в круг.

2. Развитие диафрагмального дыхания и снятие мышечного напряжения

2.1. Восстановление дыхания

1) Логопед: «Дышим животами».

Методические рекомендации: вдох глубокий носом, выдох ртом (дыхание контролируется руками, расположенными на животе, спина прямая).

2) Упражнение «Воздушный шар».

Методические рекомендации: а) …………………………..; б) задержать дыхание; в) выдох ртом, звук Ф.

Логопед: «Вдох – надуваем воздушный шар, выдох – лопнул воздушный шар, воздух из него выходит – Ф – Ф – Ф».

2.2. Снятие мышечного напряжения:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая:

Замедляется движение, исчезает напряжение

И становится понятно: расслабление приятно!

Рекомендации детям: правая нога вперед, руки поднять вверх, пальцы растопырить в напряжении.

Логопед: «Представим себя оленями»

Действия сопровождаются стихотворением «Мы – олени»:

Рвется ветер нам навстречу,

Он сбивает нас с пути,

Не дает никак пройти.

Ветер стих, расправил плечи.

И становится понятно:

2.3. Формула правильной речи:

1. Развитие тактильного восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Нам по почте прислали посылку, а в ней волшебный мешочек. Давайте определим на ощупь, что лежит в мешочке. Но есть одно условие: не подглядывать!

Логопед: Сергей, как ты догадался, что это сахар. Даша, как ты догадалась, что это хлеб и т. д.?

При затруднениях в определении продуктов, логопед предлагает ребенку определить, какой предмет на ощупь.

Мягкий, пористый – хлеб,

Жесткий, твердый, сухой – сухарь,

Шероховатый, твердый – сахар.

После того, как все продукты окажутся на столе, логопед спрашивает: «Что объединяет все эти предметы?»

Дети: «Это продукты питания»

4. Формирование операции вычленения суффикса НИЦА в словах.

Логопед: «Для каждого продукта есть своя посуда.

Где хранится хлеб? (в хлебнице)

Где хранится сахар? (в сахарнице)

Где хранятся конфеты? (в конфетнице)

Где хранятся сухари? (в сухарнице)

На столе появляются хлебница, сахарница, конфетница, сухарница.

Логопед: Положите каждый продукт в соответствующую посуду.

Дети раскладывают продукты.

Логопед: Куда ты положил хлеб? Как называется посуда для хлеба и т. п.

Какая посуда осталась пустой? (селедочница)

Логопед накрывает поднос с посудой тканью.

Логопед показывает детям символ частицы НИЦА (треугольник)

5. Обучение синтезу морфем – образованию имен существительных с помощью частицы НИЦА

Работа у доски. Дети за партами.

1. Логопед выставляет на доске в линейный ряд картинки:

Сухарь, салат, хлеб, сахар, суп.

Логопед: «Назовите слова-картинки».

Сахар, салат, хлеб, суп.

Суп, салат, сахар, хлеб, сухарь.

Дети выходят (по желанию), изменяют линейный ряд картинок в соответствии с инструкцией логопеда.

2.Логопед приглашает двух детей к доске (Олю и Антона)

Логопед: Поучимся придумывать слова из этих картинок и символа частицы НИЦА

Оле одевали на голову ободок с картинкой СУП, Антону – ободок с треугольником.

Логопед: «Будьте внимательны. Чтобы получилось новое слово, продукт и частица должны соединиться и слитно произноситься. Было слово СУП, добавим частицу НИЦА, получилось новое слово СУПНИЦА. Ира, что обозначает это слово? (посуда для супа)

Аналогичная работа проводится с другими картинками, в этой работе были задействованы все дети по очереди.

1. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

А) Бревнышки – веревочки

Логопед: Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки».

Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что …………………………………………………………………

После команды логопеда: «солнышко пригрело, и сосулька начала таять», дети медленно опускают руки, расслабляя все тело, опускаются и ложатся, полностью расслабившись. «Сосулька растаяла и превратилась в лужу».

7. Закрепление модели словообразования существительных с частицей НИЦА

1. Создание проблемной ситуации.

Логопед раскладывает на ковре картинки:

Лимон, хлеб, конфеты, гриб, сахар, сухарь, суп, селедка, салат, молоко, капуста.

Каждый ребенок объясняет, почему он выбрал именно эту картинку.

Объяснение значения слов, образованных по аналогии от названия продукта:

Логопед: «Давайте подумаем, что обозначают эти слова»

Дети вместе с логопедом выходят на поляну (ковер) и встают в полукруг.

Логопед: «Я буду бросать каждому мяч и называть продукт, а вы должны кинуть мне его обратно и назвать посуду для этого продукта»

8. Практическое применение навыка словообразования

Логопед приглашает детей подойти к столу, на котором продукты были разложены в соответствующую посуду в начале занятия.

Заранее была создана путаница (продукты были неправильно разложены в посуду)

Дети по очереди выполняют задание.

Логопед: «Кто из вас вспомнит, что нового мы узнали на сегодняшнем занятии? Какая маленькая частица помогала придумывать новые слова?

Дети вспоминают этапы занятия.

Логопед: «Молодцы, ребята!»

Памятка для детей для профилактики нарушений голоса

В самом начале лечения ребенку следует в доступной для него форме рассказать о механизмах образования голоса и об основных его нарушениях. Имея представления об основах возникновения голоса и его нарушениях, ребенок легче понимает сущность коррекционных мероприятий. Объяснение дается с использованием наглядного материала (рисунков), причину нарушений объясняют, не вдаваясь в детали. Очень важно выяснить, как ребенок относится к собственному голосу, как воспринимают его голос окружающие. …………………………………….. Также даются «Правила для предупреждения перенапряжения голоса», где представлена информация о формах перенапряжения, которых нужно избегать [1].

Правила поддержания хорошего голоса

1. Расстояние между собеседниками не должно быть большим.

2. Располагайся в центре комнаты, тогда тебя все хорошо услышат и тебе не придется напрягать голос. Говори только тогда, когда остальные молчат.

3. Говори легко, плавно и без усилий. При разговоре голову держи прямо, мышцы лица, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены.

Предупреждение перенапряжения голоса

1. Избегай крика, визга, громких радостных возгласов, очень громкого смеха. Вместо этого прибегай к жестикуляции.

3. Не говори на вдохе, не говори шепотом, не создавай своим голосом неестественных шумов.

pandia.ru

Речевая карта для дошкольников с заиканием

Фамилия, имя_____________________________________________________________________________

Состав семьи_____________________________________________________________________________

Мать, образование матери, профессия ________________________________________________________

Отец, образование отца, профессия __________________________________________________________

Тип семейного воспитания__________________________________________________________________

Психологический климат в семье____________________________________________________________

Особенности речевой среды (двуязычие, контакты с лицами с речевой патологией)

Мнение родителей о речи ребенка, его поведении

Куда и с каким результатом обращались по поводу заикания

Построение фраз (грамотное, неграмотное)

Темп речи (нормальный, быстрый, замедленный)

Ритм речи (ритмичная, аритмичная)

Сила голоса (громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий)

Высота голоса (нормальный, высокий, низкий)

Тембр голоса (нормальный, сиплый, хриплый, с носовым оттенком, резкий)

Атака голоса (мягкая, твёрдая, придыхательная)

Внятность речи (внятная, отчётливая, смазанная, неясная)

Наличие заикания у родственников___________________________________________________________

Особенности протекания беременности, родов

Заболевания раннего периода

Психомоторное развитие

Держит голову ,сидит ,стоит ,ходит

Излишне подвижен, излишне заторможен.

Гуление ,лепет ,первые слова ,первые фразы

Темп речевого развития замедленный, ускоренный, нормальный.

Время появления заикания

Как начиналось заикание

Течение заикания: постоянное, волнообразное, рецидивирующее

Где и когда занимался исправлением речи

Периоды усиления заикания

Степень фиксации ребёнка на заикании: нулевая, умеренная, выраженная

Заикание невротическое, неврозоподобное, смешанное

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Особенности речевого поведения

сразу вступает в контакт

избирателен в общении

проявляет негативизм

проявление расстройств ВНС

Во время первой встречи с логопедом

легко вступает в контакт

необходима стимуляция

не стремится к контакту

держится около матери

С другими взрослыми

легко вступает в контакт

отказывается от контакта

инициативен в общении

Переключение внимания

Длительное речевое общение

Ведущая форма общения

Проявление расстройств вегетативной нервной системы

Ситуации общения, в которых заикание проявляется

Ситуации общения, в которых заикание не проявляется

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Понимание различных форм словоизменения (показать на картинках)

Дифференциация предложно-падежных конструкций

Дифференциация существительных с уменьшительными суффиксами

Дифференциация глаголов с различными приставками

Понимание предложений (показать по картинкам)

Показать по речевой инструкции до 6 игрушек

Показать по речевой инструкции до 6 предметов в кабинете

Показать изображения предметов разной величины из предложенных

Показать изображения предметов разной формы из предложенных

Показать изображения предметов разного цвета в ряду данных

Ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки

Показать по речевой инструкции изображения героев сказок

Показать части изображения, похожие на геометрические фигуры

Показать все предметы определённой формы

Показать изображения предметов разных цветов из предложенных

Показать по сюжетным картинкам времена года

Показать изображения диких и домашних животных

Выбрать предметы по обобщающему слову

Показать в ряду картинок изображения праздников

Показать изображения людей разных профессий

Ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста

Ответы на вопросы о семье

Ответы на вопросы об игрушках

Ответы на вопросы о сказках, мультфильмах

Пересказ известной сказки

Назвать 5 – 6 предметных картинок (отражённая речь)

Повторение предложений из 3 – 4 слов по сюжетным картинкам

Сопряжённое чтение стихотворения

Чтение стихотворения шёпотом

Ответы на вопросы о фруктах, овощах, машинах, профессиях

Сравнение по вопросам двух предметов

Повторение предложений по картинкам (отражённая речь)

Описание игрушки (сопряжённая речь)

Ответы на вопросы на разные темы

Инсценировка сказки (настольный театр)

Составление предложений по сюжетным картинкам

Повторение (отражённая речь) по предложениям текста

Назвать и выполнить действия (сопряжённая речь)

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Голосоподача (атака голоса)

резкий, с металлическим оттенком

деление слов слоговой паузой, судорогой

Соответствие логического ударения смыслу фразы

норма, излишне тонкие или полные, укороченная нижняя губа

норма, отсутствие, редкие или мелкие зубы, форма, вне челюстной дуги, низкие, высокие, сверхкомплектность, диастема, язычный наклон

прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрёстный

норма, уплощённое, высокое («готическое»), низкое, плоское, излишне низкое

норма, укороченное, недостаточно подвижное, подтянутое, вялое, провисшее, раздвоенное

Норма, укорочен, раздвоен, асимметричен, сросся с краем нёба, отсутствует

норма, макроглоссия, микроглоссия, массивный, длинный, узкий, маленький, бледный, кровенаполненный, «географический», вялый, распластанный, напряжённый (передняя часть спинки, средняя, корень), поза «комком», неравномерный мышечный тонус (в покое подрагивает, извивается), ассиметричный (слабее развита правая, левая сторона)

норма, слабовыражен, раздвоен, подтянут вниз, напряжён, вялый тонус мышц, ассиметрично отклонён

норма, короткая, укороченная, толстая, утолщённая

норма, прогения, прогнатия

СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Вытягивание губ вперёд

поднять верхнюю губу

опустить нижнюю губу

поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу

открыть – закрыть рот

двигать нижней челюстью вправо и влево

Подъём кончика языка внутри рта

Высовывание распластанного языка

Движения языка вверх – вниз

Движения языка вправо – влево

Высовывание узкого языка

Отклонение кончика языка

покашлять с открытым ртом

произнести [А] с широко открытым ртом

С помощью логопеда

Длительность выполнения (способность удержать положение)

Способность к переключению

ОСОБЕННОСТИ ПРИЁМА ПИЩИ

Удержание рта закрытым вне еды и речи

Особенности приёма пищи

ест самостоятельно N , требует помощь взрослого —

пережёвывает твёрдую пищу N , не пережёвывает —

глотает спокойно N , запрокидывает голову —

жуёт с закрытым ртом N , жуёт с открытым ртом —

сосательные движения губ при жевании (нет — N )

НАЛИЧИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ

Повышенная саливация

Наличие синкинезий (замены движений)

ВЫПОЛНЕНИЕ МИМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Надуть правую щёку

Надуть левую щёку

Втянуть правую щёку

Втянуть левую щёку

Поднять брови вверх

Закрыть – открыть глаза

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

Легко сомкнуть веки

Плотно сомкнуть веки, открыть

Закрыть поочерёдно правый, левый глаз

Особенности мимики при речи

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЁННЫХ МИМИЧЕСКИХ ПОЗ (ПО ОБЪЯСНЕНИЮ ЛОГОПЕДА)

Губы в улыбке, глаза прищурены (радость)

Брови подняты вверх, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперёд (удивление)

Брови слегка сводятся к переносице, концы бровей слегка опускаются, губы сжаты (печаль)

Брови поднимаются вверх, глаза раскрыты, рот приоткрыт (ужас)

Брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены (сомнение)

Губы сжаты, глаза прищурены (подозрительность)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Присесть на корточки и перекатить мяч логопеду

Пролезть через обруч

Прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него

Катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него

Переложить флажок из руки в руку над головой

Круговые движения рукой с лентой над головой

Топать и хлопать одновременно

Прыжки с продвижением на обеих ногах

Прыжки на правой ноге

Прыжки на левой ноге

Идти и остановиться по сигналу

Разные виды ходьбы и бега под разные сигналы

Бросить и поймать мяч

Крутить правой рукой обруч на полу

Прыгать 2 ногами в лежащий обруч, выпрыгнуть

Движения рук с флажками по инструкции

Присесть, катать мяч по полу, встать, поднять мяч

Ударять мяч ладонью об пол и считать до 5

Взять в руки как можно больше мячей, принести

Пробежать, на бегу ловя и бросая мяч

Различные упражнения с обручем

Бросать мяч от груди, из – за головы

Лазание по гимнастической стенке

ИССЛЕДОВАНИЯ РУЧНОЙ И ПАЛЬЧИКОВОЙ МОТОРИКИ

Кинестетическая основа движений

Сжать пальцы обеих рук в кулачок, разжать

Игра «Сорока кашу варила»

Показать «ушки» (сжатые пальцы по бокам головы)

Показать «острые ушки», вытянув 2 и 3 пальчики

Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку

Игра «Здравствуй, пальчик»

Показать «рожки» (2 и 5 пальцы)

Руки над головой, переложить три ленты поочерёдно

То же с 5 лентами

Поднять обе руки вверх, покачать из стороны в сторону, опустить

Сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь: на каждой руке, на 2

На 2 руках показать 2 и 3 пальцы, разъединить, показать (5 – 6 р.)

На 2 руках показать 2 и 5 пальцы, разъединить, показать (5 – 6 р.)

На 2 руках положить 2 пальцы на 3, разъединить (5 – 6 раз)

На 2 руках положить 3 пальцы на 2, разъединить (5 – 6 раз)

Манипуляции с предметами

застёгивать и расстегивать пуговицы

перекладывание мелких предметов из одной руки в другую

завязывать и развязывать шнурки

делать ножницами прямой разрез

делать ножницами косой разрез

вырезать фигуру среднего размера

Завязать ленту узлом

Завязать ленту бантом

Кинетическая основа движений

поочерёдно сгибать и разгибать пальцы на правой руке

поочерёдно сгибать и разгибать пальцы на левой руке

сжать правую руку в кулак, а левую выпрямить

сжать левую руку в кулак, а правую выпрямить

упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой

упражнение «Игра на рояле» правой рукой

упражнение «Игра на рояле» левой рукой

проба «кулак – ребро — ладонь» ведущей рукой

проба «кулак – ребро — ладонь» левой рукой

проба «кулак – ребро — ладонь» правой рукой

Навыки работы с карандашом

умение держать карандаш

умение рисовать прямые линии

рисование горизонтальных линий

рисование вертикальных линий

умение рисовать ломаные линии

умение рисовать замкнутые линии

умение рисовать волнистые линии

умение рисовать человека

Ведущая рука, леворукость, амбидекстрия

Координация рук, ног

Объём выполнения движений

Гиперкинезия мышц лица

Повышенная двигательная активность

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (4 — 5 лет)

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (5 — 6 лет)

в стечении с согласным

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (6 – 7 лет)

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Фонематический анализ слогов и слов

Определение наличия звука в слове

Выделение начального ударного гласного звука

Выделение начального согласного звука из слов

Выделение последнего согласного в словах

Выделение заданного согласного звука из слов

Количественный звуковой анализ слов

Последовательный звуковой анализ слов

Позиционный звуковой анализ слов

Состояние фонематического синтеза

Составление слов из звуков в правильной последовательности

Составление слов из звуков в нарушенной последовательности

Состояние фонематических представлений

Подбор слов с данными звуками

Нахождение картинок, названия котор. начинаются с оппозиционных звуков

Нахождение картинок, названия которых начинаются с данного звука

Состояние фонематического восприятия

Слуховая дифференциация фонем в слогах, повторение слоговых рядов

Дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении

Дифференциация свистящих, шипящих, сонорных звуков

Повторение слоговых рядов

Звукослоговая структура слов

Звукослоговая структура словосочетаний

Звукослоговая структура предложений

СОСТОЯНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Показ картинок по категориям

Называние предметов по категории

Имена существительные по лексическим группам

Качественные (цвет, форма, величина)

Бытовой глагольный словарь

Способы движения, голоса животных, птиц

Глаголы, обозначающие абстрактные понятия

Образование относительных прилагательных

Образование притяжательных прилагательных

Образование имён существительных

Уменьшительно – ласкательная форма

Детёныши животных, птиц без изменения основы

Детёныши животных, птиц с изменением основы

Родительный падеж множественного числа

Префиксальное словообразование глаголов

СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Изменение слов по падежам

Изменение слов по числам

Им. прилагательных и им. существительных

Им. существительных с глаголами

Им. существительных с числительными

Им. существительных с местоимениями

СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Описательный рассказ по образцу

Описательный рассказ по предметной картинке

Рассказ по сюжетной картинке

Рассказ по серии картинок

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ

Какая игрушка звучит

Направление звучания игрушки

Какой звук слышен (вода, бумага. )

Спеть песню без музыкального сопровождения

Спеть песню с музыкальным сопровождением

Определить услышанное (пляска, марш. )

Как звучал колокольчик (выше или ниже)

Направление звукоряда на металлофоне

Звучание инструментов разных групп

Звучание инструментов («горячо – холодно»)

Громко или тихо звучал инструмент

Повторить на инструменте разные звуки

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Показать одну названную картинку из трёх предложенных

Соотнесение одной из двух картинок с контурным изображением

Назвать по картинке предмет, изображённый без 1 важной детали

Показать одну названную картинку из 4 предложенных

Назвать контурные изображения 3 знакомых предметов

Назвать по картинке 3 предмета, изображённых без 1 детали

Назвать 3 «зашумлённых» контурных изображения предметов

Показать 2 названные картинки из 5 предложенных

Назвать контурные изображения 4 — 5 знакомых предметов

Назвать по картинке 4 предмета, изображённых без 1 детали

Назвать 4«зашумлённых» контурных изображения предметов

Назвать пары наложенных контурных изображений предметов

Показать квадрат заданного цвета из пары квадратов разных цветов

Разложить картинки на квадраты соответствующего цвета

Определить правую – левую руку у себя

Определить правую – левую ногу у себя

Показать правое ухо, правый глаз, левое ухо, левый глаз

Определить правую – левую руку у сидящего напротив

Отношения между предметами

Отношения между плоскими фигурами

Отношения между изображениями

Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся)

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА

Прямое копирование образца

Моделирование из объёмных фигур

Моделирование из плоских фигур

Складывание фигур из палочек по образцу

Повторение фразы из пяти слов «Бабушка вяжет носки внучке Маше»

По образцу собрать и разобрать пирамиду по 1 кольцу, называя действия

Построить из строительного материала по образцу домик, забор, ворота

Раскрасить красками контурные изображения: яблоко, вишня, солнце

По образцу разыграть с игрушками сюжет после 3 показов и рассказов

Разыграть в настольном театре отрывок из сказки после 2 показов

Подражание полное: полностью повторил действия и текст

Подражание творческое: внёс детали в показ действий и текст

Подражание неполное: опустил важные детали в действиях и тексте

Отказ от подражания

Различение фактуры предметов

Различение формы предметов

Различение объёмных геометрических фигур

Различение предметов по величине

Сравнение количества предметов

Адекватность эмоциональных реакций

Устойчивость эмоциональных реакций

ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ РЕЧИ

Называние предметов по наглядной опоре

Называние предметов без наглядной опоры

Вопросно — ответная речь

Рассказ по картинке

Пересказ с опорой на картинку

Пересказ без опоры на картинку

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ

Навязчивые страхи, мысли

ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ

В разговоре со сверстниками

В игровой деятельности

В продуктивной деятельности

В учебной деятельности

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

дрожащий гортанный спазм

судороги мягкого нёба

речь без заикания

Наличие «трудных звуков»

Наличие сопутствующих движений

Диагностика индивидуального развития речи заикающегося ребёнка.

Грамматический строй речи

Нарушено незначительно 2 балла

Нарушено значительно 1 балл

Темп общих движений

активен в общении

неустойчив в общении

избирателен в общении

Степень игровой активности

на начало_____________ учебного года по результатам обследования

при выпуске в школу

Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А. Одна карта заполняется в течение 3 лет, позволяет отслеживать динамику развития речи ребёнка. Включает в себя сведения о семье, анамнез ребёнка, обследование речевого поведения, общую характеристику речи, состояние дыхательной функции, фонации, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики, обследование всех компонентов речи (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь), характеристика проявления заикания

Номер материала: 503176

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

Речевая карта для учащихся с заиканием

учащихся (с заиканием)

3.Год и место рождения________________________________________________________________

5.Оставался ли на второй год в каком классе, причина________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из какого учреждения прибыл: _____________________________________

Дата ГМПМПК:____________________, № протокола:__________________

6.Домашний адрес_____________________________________________________________________ 7.Жалобы учителя или родителей _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.Состояние зрения, слуха и органов артикуляции._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Анамнез:

а)протекание беременности и роды________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б)ранее развитие ребенка (до2лет)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)данные о ходе развития речи:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ г)состав семьи, речь семьи:____________________________________________________________________

Время появления заикания _____________________________________________________

Предполагаемые причины ______________________________________________________

Как проявилось заикание _____________________________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________________________________________________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_________________________________________________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бывают ли периоды плавной речи_________________________________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено____________________________________________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

В общении со сверстниками___________________________________________________

В незнакомой обстановке_____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________

Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________

Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________

Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________

Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________

Состояние просодических компонентов речи.

Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________

Сила голоса________________________ Высота_____________________________

Тембр______________________ Особенности модуляций______________________

Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________

Внешняя (физическая) симптоматика заикания .________________________________

Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)

Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________

Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________

Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________

Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________

Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________

Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________

Степень заикания _____________________________________________________________

III . Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________

. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.

I . Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________

II . Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

а) произвольные ______________________________________________________________

б) непроизвольные ____________________________________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________

3. Изменение стиля речи________________________________________________________

III . Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________

IV . Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка.

Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________

Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________

– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________

– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________

Общая характеристика речи (внятность речи, словарный запас, грамматический строй) примеры

Уровень сформированности навыков анализа и синтеза

1. Анализ предложения на слова:______________________________________________________________________

(определить количество, последовательность и место слов в предложении)

2.Слоговой анализ и синтез________________________________________________________________________

3.Фонематический анализ:______________________________________________________________________ Предикативный словарь ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Словарный запас (в активе, в пассиве ) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура слова___ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Грамматический строй___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) составление рассказа по картинке _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) составление рассказа по серии картин _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Образцы речевых карт — файл 1.doc

5.Строение органов речевого аппарата:

^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______

^ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАИКАНИИ.

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

1.Особенности личности ребёнка: спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству.__________________________________________________________

5.Состояние речевой моторики_______________________________________

6.Состояние общей моторики________________________________________

7.Темп речи (медленный, быстрый)__________________________________

8.В каких видах речи выражено заикание:

9.Дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи_____________________

10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные)

12.Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)_______________

14. Состояние голоса (глухой,крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный)________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА №______

1.Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)

2.Исследование слухового восприятия:

3.Исследование зрительного восприятия:

4.Исследование восприятия пространственных представлений:

Язык массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка____________________________________________

6.Состояние общей моторики:

Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости_____________________

7.Состояние ручной моторики:

Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________

8.Состояние мимической мускулатуры:

Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

10.Исследование импрессивной речи:

11.Исследование экспрессивной речи:

Грамматический строй экспрессивной речи:

12.Исследование фонетической стороны речи:

Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха_____________________________________________________

Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос

Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;

Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________

gendocs.ru

Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Речь – это высшая психическая функция. Часто с расстройством речи идут рука об руку такие особенности, поведения у детей как коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства. Что негативно влияет и на социализацию детей, и на то, как сложится карьера и жизнь человека в целом.

Занятия логопеда с ребенком

Развитие речи у маленького человека в период 3-7 лет очень важно. Именно в это время мозг наиболее восприимчив к новым знаниям и способен синтезировать тем больше навыков, чем больше в его развитие вкладывать. Речь четко связана с деятельностью и ее осмыслением.

Необходимость ведения речевой карты ребенка обусловлена важностью фиксации в одном месте всей работы логопеда, исходных данных, результатов первого обследования, динамики речевого развития и финального результата. Из карты можно узнать о методике, которую использовал специалист, о самых проблемных местах, о реакции на определенные упражнения.

Особенно важность карты отмечают при встрече с такими диагнозами, как общее недоразвитие речи, алалия, дислалия, дизартрия, заикание и т.д. Также это важно для детей с расстройствами аутического спектра.

Следует учитывать, что специалисты могут заниматься с отличающимися по параметрам картами. Кто-то даже в процессе работы составляет собственную карту для ведения обследования исходя из специфики места работы; детей; проблем, с которыми чаще всего сталкивается.

Итак, что обычно можно найти в речевой карте, которую заполняет логопед, что он фиксирует в документе:

  • Сведения о ребенке и о его семье. Анамнез, диагнозы (в том числе и подробности протекания родов, беременности, особенности грудного вскармливания и т.д.);
  • Описание особенностей строения артикуляционного аппарата (характеристики развития и формирования нёба, уздечек, языка, прикуса и т.д.) Работа мимических мышц и особенности произношения (если есть);
  • Общее описание речи – тембр голоса, звучание, интонации и т.д;
  • Тест или беседа на общее развитие. Логопед задает вопросы типа «как тебя зовут», «что это за предмет, опиши его», «есть ряд предметов – какой лишний», чтобы оценить не только развитие ребёнка, но и то, насколько он понимает речевые команды, сложные речевые обороты, обращенные к нему просьбы;
  • Особенности произношения ребенком сложных звуков в начале, середине и конце слов;
  • Вопросы, связанные с делением слов на слоги (после 4-5 лет), навыки образования множественного числа имен существительных, уменьшительно-ласкательных форм; образование слов путем присоединения приставок, суффиксов (после 6 лет);
  • Оценка общего словарного запаса – просьбы объяснить, например, что такое холодильник, велосипед и т.д. Сюда также относятся просьбы выявить общий признак, объединяющий предметы, задание отнести их к какой-то категории и работа с прилагательными (лимон – он какой?);
  • Задание на составление описания (4 года) или рассказа (от 5 лет) по сюжетной картинке.

Речевая карта для обследования детей при приеме в логопедическую группу заполняется специалистом в самом начале, затем по ходу занятий и, наконец, завершается финальным тестированием.

С описанной в карте проблемой логопед занимается по определенной методике рекомендованное количество времени.

Часто карта заполняется вместе с картами психомоторного развития, физического, познавательного развития детей.

deti.center

Это интересно:

  • Квест клаустрофобия отзывы екатеринбург Квесты в Екатеринбурге от 1 до 4 человек (+1, доплата 500 р.) от 2 500 до 3 000 р. от 1 до 4 человек (+1 за 500 р.) от 2 000 до 2 500 р. от 3 до 4 человек от 1 до 4 человек от 2 500 до 3000 р. от 2 000 до 2 500 рублей от 2 до 4 человек (+1 за 500 р.) от 1 700 до 2 200 рублей от 1 500 до 2 000 р. от 2 до 4 человек (+2 за 500 р./чел) от 1 до 3 […]
  • Невроз сердца чем опасен от чего развивается, как лечится и чем опасен невроз? Часто заканчивается суицидом Взять 30 г измельченных корней дягиля лекарственного, залить 500 мл белого вина, настаивать сутки при периодическом взбалтывании. Процедить. Принимать по 1/2 рюмки два раза в день. Взять 100 г молодых листьев березы, измельчить, залить 2 стаканами теплой кипяченой […]
  • Классификации умственной отсталости мкб 10 Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10). ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами . Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время […]
  • Смерть от шизофрении Смерть от шизофрении Особое место в генезе ВСС при шизофрении занимает своеобразная кардиомиопатия, которую вполне оправданно выделить в качестве самостоятельной нозологической единицы и обозначить как нейролептическая кардиомиопатия (НКМП) [1, 4, 9]. На нашем материале ВСС, связанная с общим ожирением, зарегистрирована у 1 мужчины и 6 женщин в […]
  • История болезни по депрессии Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в стационар – 21.03.03 На головокружение, “ком” в горле, усталость, […]
  • Психическая депрессия и усталость Хроническая усталость, депрессия. Лечение народными средствами Хроническая усталость во многих случаях - причина и следствие депрессии. Хроническая усталость часто является следствием переутомления, стрессов и высоких нагрузок, болезней. Депрессия может проявляться как простая усталость или общее ощущение ухудшения самочувствия. Депрессия, […]
  • Аутизм во владимире Звоните с 9:00 до 21:00 Перезвоним через 8 секунд О СТАВЬТЕ НОМЕР И МЫ ВАМ ПЕРЕЗВОНИМ Н аш специалист свяжется с вами в ближайшее время для бесплатной консультации Европейские натяжные потолки Бесплатный замер. Гарантия 15 лет. Работаем без предоплаты! Акция: "Третий потолок в подарок!" Акции и спецпредложения РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ […]
  • Маркеры оксидативного стресса научная статья по теме ВЛИЯНИЕ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ МАРКЕРОВ ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА В ПЕЧЕНИ И ТИМУСЕ КРЫС Биология Текст научной статьи на тему «ВЛИЯНИЕ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ МАРКЕРОВ ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА В ПЕЧЕНИ И ТИМУСЕ КРЫС» ?РАДИАЦИОННАЯ БИОЛОГИЯ. РАДИОЭКОЛОГИЯ, 2013, том 53, № 3, с. 229-235 ВЛИЯНИЕ […]