Обучение детей синдромом дауна

Дети с синдромом Дауна, или солнечные дети

Рождение особого ребенка всегда становится настоящим испытанием для родителей, и это совершенно естественно. Каждая мама хочет иметь здорового малыша, но не всегда мы можем влиять на свою жизнь. Родители детей с синдромом Дауна, впрочем, также как и детей с другими заболеваниями, неизменно задаются вопросом – «За что это нам?». На этот вопрос никогда не будет получен ответ, потому что его не может быть в принципе. Неизвестно, почему у малыша образуется лишняя хромосома. Так случилось, и никто в этом не виноват. Но на самом деле испытанием для родителей становится не само рождение солнечного ребенка, а отношение общества к особым детям. Кстати, вы знаете, почему даунят называют солнечными детьми? Потому что они открыты людям и всегда улыбаются. Одарив таких малышей лишней хромосомой, природа дала им и созданное для любви сердце. Возможно, для того, чтобы научить любви и других людей…

Рождение ребенка с синдромом Дауна

Все родители детей с синдромом Дауна переживают настоящий шок, даже если они уже знали заранее о большой вероятности рождения особого ребенка по результатам скрининга. Не бойтесь обратиться за психологической помощью к профессионалам или сообществам родителей солнечных детей. Не прячьтесь от проблемы – она никуда не уйдет, но чем раньше вы ознакомитесь с перспективами жизни и адаптации малыша, со своими правами на помощь от государства, тем увереннее будете чувствовать себя.

Вам может потребоваться достаточно много времени для адаптации. Это тоже естественно – ведь ваша жизнь кардинально изменилась. Самое главное – суметь понять, что ни вы, ни ваш малыш не виноваты в том, что у него такой диагноз.

Вполне возможно, что вы попадете под психологический прессинг близких людей, ничего не знающих об особенностях детей-даунов, но страстно желающих рассказать вам о страшных перспективах их жизни и развития. Не поддавайтесь давлению со стороны: никто кроме родителей не несет ответственность за судьбу малыша.

Как быть, если в семье уже есть дети? Нужно рассказать им обо всем как можно раньше, на понятном и доступном им языке. Объяснить, что их новорожденный братик или сестричка не такие, как они, и в этом нет ничего страшного. Дети гораздо лучше адаптируются в подобной ситуации: их сознание еще не зашорено стереотипами о том, что умственно отсталый человек – это иная каста. А вот от того, что их родители находятся в депрессии, дети точно будут страдать, не понимая, что же произошло. Поэтому рождение ребенка с синдромом Дауна для других детей в семье ни в коем случае не должно стать трагедией. Вы удивитесь, насколько отзывчивыми будут малыши, помогая вам с уходом за особым ребенком.

Развитие детей с синдромом Дауна

Что ожидать родителям особого ребенка? Прежде всего, нужно провести полное обследование здоровья малыша, поскольку в ряде случае синдром Дауна коррелирует с некоторыми соматическими заболеваниями – врожденным пороком сердца, нарушением слуха и зрения, проблемам с щитовидной железой. Это важно, поскольку вы должны знать, чем именно вызвано отставание в развитии: например, нарушение слуха или зрения может затруднить проведение развивающих занятий.

Главная особенность солнечных малышей – сохранность их эмоциональной сферы, а также хорошие способности к подражанию, и именно эти качества должны максимально использоваться родителями и педагогами для обеспечения развития детей с синдромом Дауна.

Мышление у таких детей замедленное, а внимание рассеянное. Однако механическая память будет более развита. Еще одна отличительная особенность солнечных деток – их музыкальность. Поэтому в качестве раннего развития рекомендуется так называемая музыкальная терапия – развитие общей моторики под музыкальное сопровождение. Никогда не отстраняйте малыша от участия в играх с другими детьми – он будет копировать их поведение и повторять слова, и это очень важно.

Особенностью детей-даунов является то, что они начинают сидеть, ползать и ходить позже, чем обычные дети, а также отставать в развитии мелкой моторики. Именно поэтому крайне важно начинать развивающие занятия и делать специальные упражнения еще на первом году жизни. Это поможет свести к минимуму отставание в развитии.

Для развития речи таких детей родителям необходимо научиться комментировать свои действия, причем делать это простым языком: «Я мою посуду», «Я ем хлеб». Ребенок будет запоминать действия и повторять их названия. Книжки, которые вы читаете малышу, должны содержать яркие иллюстрации – это поможет сконцентрировать внимание ребенка.

Обучение детей с синдромом Дауна

Этот вопрос волнует всех без исключения родителей. Что ожидает солнечного ребенка в будущем? Сможет ли он учиться, и как вообще это происходит? Прежде всего, нужно помнить, что ваш ребенок имеет полное право ходить в детский сад и общеобразовательную школу. Именно интеграция в подобную среду является наиболее перспективным подходом в обучении детей с синдромом Дауна.

Дети обучаются в обычном классе по специальным программам. Возможно обучение в коррекционной школе. Очень важным моментом являются дополнительные развивающие занятия – музыка, физкультура, лепка, и даже театральные кружки.

После школы молодые люди с синдромом Дауна могут получить начальное профессиональное образование и работать. Кстати, удивительной особенностью детей-даунов является то, что им хорошо дается работа на компьютере. Этим можно воспользоваться и при обучении.

Известные факты: люди с синдромом Дауна занимаются творчеством, пишут книги, снимаются в кино и рисуют картины. Все родители должны понимать: нормальная жизнь их детей в будущем зависит, прежде всего, от того, как смогут родители помочь своему малышу в раннем развитии. А также от того, как к ним относится общество. И именно интеграция в обычную среду позволяет ребенку развиваться лучше. Взаимодействие же обычных детей с особыми очень полезно: это развивает толерантность людей и уважение к тем, кто по какой-то причине не похож на них самих.

Мы желаем всем родителям солнечных детей сил и понимания того, что их малыши заслуживают абсолютно полноценной жизни.

lady7.net

Обучение детей синдромом дауна

Синдром Дауна — врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.

Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается — от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004). Накопленный практический опыт Центра оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап» в Москве показывает, что коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии. Хотя бытует мнение, что все дети этой категории имеют глубокие интеллектуальные нарушения, что стало причиной устойчивого восприятия детей с этим синдромом, как детей, не подлежащих обучению.

Речь у особых детей появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Они могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными, могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Существует большая практика воспитания детей в специальных учреждениях и в условиях семьи показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению. Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе. Наблюдения за этими детьми, изучение их деятельности и поведения позволяют говорить о том, что при низких интеллектуальных способностях этих детей все же удается выявить у них «элементы обучаемости», то есть более сохранные компоненты познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, на которые могут опираться воспитатели в процессе коррекционной работы.

В обучении детей с синдромом Дауна существует программа рисования и подготовки к письму. В ней подробно рассказывается, что надо делать, например, перерисовывать по образцу, рисовать геометрические фигуры, как развивать графический навык. Таким же способом ребенка можно учить буквам и цифрам.

Ребенка с синдромом Дауна нужно обучать счету с помощью программы обучения числам от 1 до5 , где можно использовать:

— механический счет от (например, табло с цифрами);

— счет движущихся предметов (например, детские машинки)

— счет фиксированных предметов (например, можно использовать магнитную доску, с различными яркими магнитами)

— счет беспорядочно движущихся предметов (можно использовать детскую железную дорогу)

— счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до5;(например на магнитную доску цифры прикреплять в разброс)

— механический счет путем называния чисел (обязательно называть числа по порядку)

— счет и определение размеров набора из 1-5 предметов (можно использовать любые знакомые ребенку игрушки разных размеров)

— называние по порядку чисел от 1 до 5.

Также при счете помимо игрушек можно использовать карточки с цифрами. Сюда также можно отнести

— механический счет до предъявленного числа

— отбор карточек с числами от 1 о 5;

— отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 5;

— сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10[i].

Когда ребенок с синдромом Дауна освоил программу обучения числам от 1 до 5 можно использовать ту же программу обучению счета от 1 до 10.

Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала, что и все другие люди. Получая педагогическую помощь и необходимую социальную поддержку с самого рождения, они могут успешно развиваться, жить полной жизнью, быть достойными гражданами и полезными членами общества[ii].

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны выполнять простейшие виды домашних дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.д. эти обязанности надо периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Нужно всячески поощрять стремление ребенка с синдромом Дауна правильно выполнить работу, даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть отмечены.

Список рекомендуемой литературы:

Каролина Филпс Мама, почему у меня синдром Дауна? Москва.- Теревинф , 2012.

Б.Ю.Кафенгауз Ребенок с наследственным синдромом. Опыт воспитания.

Патриция Р. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна.

Жильянова П.Н. Социальная адаптации детей раннего возраста с синдромам Дауна.

Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей синдромом Дауна: Пособие для родителей .

Есипова Т.П., Кобекова Е.А, Нерковская А.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста.

Зимина Л. Солнечные дети с синдромом Дауна.

Список использованной литературы:

Б.Ю.Кафенгауз Ребенок с наследственным синдромом. Опыт воспитания

cpms-smol.ru

Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна

Вы так долго ждали малыша…

Все девять месяцев беременности вы любили его, разговаривали с ним, прислушивались к каждому его движению внутри вас, с нетерпением отсчитывали дни до его появления на свет…

А когда он родился, как гром среди ясного неба, прозвучал диагноз, выставленный врачами вашему ребенку – «синдром Дауна»…

Трудно описать всю гамму эмоций, которые испытывают родители, узнав о недуге своего малыша. Это и страх, и обида, и недоумение, и нежелание верить в происходящее…

Многие начинают винить себя за болезнь ребенка. У некоторых возникает желание убежать от него…

Но неужели все те чувства, которые вы испытывали к своему крохе, пока ждали его появления на свет, вся любовь к нему улетучились после того, как вы узнали его диагноз?

Постарайтесь успокоиться и осмыслить происходящее.

Во-первых, вы не виноваты. Появление у малыша лишней 21-й хромосомы – это случайность, от которой не застрахован никто.

Во-вторых, «синдром Дауна» – это не приговор. Медицинские проблемы, способные повлиять на развитие ребенка, возникают не у всех детей, а само развитие детей с этим синдромом, как и здоровых малышей, зависит от влияния самых разнообразных факторов. Это и здоровье ребенка, и уход за ним, и качество обучения. А у деток, растущих в семье намного большие шансы на успешное развитие и полноценную самостоятельную жизнь.

Как же развивается ребенок с синдромом Дауна?

Процесс развития детей происходит в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Особенно они подвергаются влиянию со стороны людей, с которыми общаются. В этом отношении дети с синдромом Дауна не отличаются от других малышей. Более того, их развитие даже в большей степени зависит от влияния, оказанного в ранние годы.

В первый год жизни ребенка основной его опыт – это опыт общения с окружающими людьми. Он видит и слышит все происходящее вокруг, чувствует прикосновения, ощущает запахи… Малыш узнает своих близких, устанавливает контакт глазами, улыбается, лепечет.

Детки с синдромом Дауна практически не отличаются от своих сверстников в этом возрасте. В этот период (как, впрочем, и другие) очень важно, что бы ребенок чувствовал контакт с вами: дотрагивайтесь до него, берите на руки, разговаривайте с ним. Вы заметите, что ребенок с удовольствием идет с вами на контакт — он ищет вас глазами по комнате, улыбается вам, радостно агукает.

Хуже обстоят дела с двигательным развитием. За счет сниженного тонуса мышц, большинство таких малышей позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Это ограничивает их опыт познания окружающего мира, что, в свою очередь, обуславливает задержку психического развития. Существенно уменьшить это отставание поможет применение соответствующих упражнений на первом году жизни малыша.

Важным этапом в развитии ребенка является становление речи, которая становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем его нервной деятельности. В возрасте 2-3 месяцев малыши обычно «гулят», во втором полугодии начинают произносить отдельные слоги, а к году, как правило, знают около 5-10 слов. Дети учатся говорить путем подражания окружающим. Кроме того, они должны научиться понимать значение слов. Для этого необходимо произносить название действия или предмета, указывая на них. Очень скоро для малыша это может превратиться в увлекательную игру, в которой он будет тыкать пальчиком во все предметы для того, чтобы вы называли их, либо же сам будет отвечать на ваши вопросы.

Точно также учатся понимать первые слова и дети с синдромом Дауна. А вот говорить они начинают позже, иногда значительно позже обычных детей. У таких малышей часто возникают трудности с произнесением слов, потому нередко они прибегают к языку жестов. Кроме того, еще одной причиной задержки развития речи может являться нарушение слуха или его потеря. Поэтому очень важно регулярно проводить его проверку при помощи аудиометрии.

Чем вы можете помочь своему ребенку?

В первую очередь, окружите его своей любовью и заботой, но не ограничивайте его свободу своей гиперопекой. Не ищите в поведении ребенка каких-либо отклонений, ведь все дети по-разному проявляют свои чувства. Помните, что его основные потребности не отличаются от потребностей любого другого ребенка.

Пообщайтесь с родителями детей с синдромом Дауна, их советы помогут вам в занятиях с малышом, а положительный опыт придаст уверенности. Знайте, что существуют организации, занимающиеся помощью детям с синдромом Дауна.

Постоянно занимайтесь с вашим ребенком, используя при этом его сильные качества – хорошее зрительное восприятие и способность к визуальному обучению. Показывайте ему различные картинки, буквы, написанные слова, любые другие наглядные пособия…

Из-за сниженного мышечного тонуса у таких деток нарушается двигательная функция, что может задерживать их дальнейшее развитие. Необходимо помнить, что все двигательные навыки улучшаются с тренировкой. Поэтому придумывайте новые упражнения, показывайте их ребенку, всегда хвалите его за успехи. Для укрепления мышц кисти полезны рисование, лепка пластилином, конструирование, сортировка мелких предметов, нанизывание бус.

Учитывая то, что у таких детей более короткий, по сравнению со здоровыми, период концентрации, старайтесь во время занятий менять виды деятельности.

Будьте готовы к тому, что во время обучения вам придется столкнуться с трудностями в запоминании малышом новых понятий и навыков, в установлении последовательности действий, в умении рассуждать и обобщать…

Старайтесь расширять круг общения вашего ребенка, ведь еще одна его сильная сторона – это способность подражать поведению сверстников и взрослых, учиться на их примере.

В последнее время растет популярность программ ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Это связано с успехами ее применения в различных странах мира. Программа «Маленькие ступени», разработанная в австралийском Университете Маккуэри, рекомендована к широкому использованию и Министерством образования России. В ней описывается индивидуальноя работа с детьми, рассказывается как обучить малыша навыкам восприятия речи, развить его двигательную активность.

Многие детки, обучавшиеся по этой программе смогли ходить в обычные школы, где обучаются по индивидуальным планам. Кстати, обучение в простой школе с обычными детьми тоже имеет немаловажное значение для ребенка.

Во-первых, он общается со сверстниками, подражая им учится тому, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть в футбол, кататься на велосипеде, танцевать.

Во-вторых, ребенок не чувствует себя изгоем, да и для сверстников он не чужой. Он – частичка общества! Еще лучше, если ровесники берут шефство над такими детьми, или когда все вместе занимаются в различных кружках.

Конечно же, не все в воспитании ребенка для вас будет легко. Ежедневные интенсивные занятия требуют большого труда и терпения. Не всегда вы сможете достичь 100% желаемого результата. Но сколько радости вам будут приносить пусть даже маленькие победы вашего малыша! А их при желании и упорстве будет немало!

www.uaua.info

Обучение и воспитание детей с синдромом дауна

Дети с синдромом Дауна: развитие и воспитание

Диагноз «болезнь Дауна» врачи обычно ставят очень рано, чаще еще в родильном доме — слишком типичны и очевидны внешние признаки этой болезни. Дети с болезнью (синдромом) Дауна похожи, их внешний облик однотипен:

  • уменьшенный в объеме череп, часто несколько скошенный сзади,
  • косое расположение далеко отстоящих друг от друга глаз, надбровных дуг,
  • деформированное строение ушной раковины,
  • запавшая переносица,
  • маленький «пуговкой» нос,
  • полуоткрытый маленький рот,
  • пятнистый румянец на щеках.
  • Болезнь Дауна встречается сравнительно редко. Причины, вызывающие изменения в хромосомном механизме наследственности, пока еще полностью не выяснены. Полагают, что чаще всего эти изменения вызваны различными расстройствами здоровья во время беременности: воспалительными заболеваниями, отравлениями и т. п. Выше среднего процент заболевания у детей, рожденных от пожилых или сильно различающихся по возрасту родителей.

    Можно ли вылечить эту болезнь? Как развивать и воспитывать таких детей?

    Особенности физического развития

    Физическое развитие детей с синдромом Дауна нарушено: отмечается отставание в росте, диспластичность телосложения, короткие пальцы рук и ног. Мышечный тонус понижен; это приводит к чрезмерной гибкости суставов.

    Движения детей часто неловкие, неуклюжие, походка неустойчивая. Детям свойственно беспокойство, повышенное стремление к движениям, — так называемое психо-моторное возбуждение. Однако встречаются и дети не темпераментные, а заторможенные. По характеру дети мягки, ласковы, добродушны, охотно вступают в контакт, приветливы.

    Особенности умственного развития

    Болезнь заметно сказывается на умственных способностях. Память снижена, внимание неустойчиво, значительно ослаблена познавательная деятельность; дети долго не понимают назначения предметов окружающей обстановки, не осваивают действий с ними.

    Заметно и отставание в развитии речи: часто дети дауны начинают говорить лишь после 3— 4 лет, говорят неясно, нечетко, с различными дефектами, не всегда понимают обращенную к ним речь.

    Обучение и воспитание

    Детям с болезнью Дауна оказывается медицинская помощь. Лекарственная терапия назначается очень рано, сразу после рождения ребенка. В результате лечения несколько убыстряется темп развития детей: они начинают раньше стоять, ходить, говорить. Лекарства регулярно применяются и позже. Однако коренного улучшения пока добиться не удается.

    Где бессильна медицина, на помощь приходит специальная педагогика. Но заметного успеха в обучении и развитии детей с синдромом Дауна можно ожидать лишь в случае, если своевременно (то есть возможно раньше) обращается внимание и на общее лечение и на правильное воспитание. При правильно организованной повседневной воспитательной работе дети дауны все же продвигаются в своем развитии и приспосабливаются в дальнейшем к элементарным видам трудовой деятельности.

    Подробную консультацию по работе с такими детьми родители могут получить у дефектолога — специалиста по олигофренопедагогике; мы укажем лишь основные моменты этой работы:

    1. Очень важно развитие сенсорных навыков: фиксации взора, направленности слухового внимания и т. п.
    2. Так как ведущая форма деятельности дошкольника— игра, все занятия проводятся в игровой форме — так, чтобы ребенку было интересно.
    3. Очень важно научить ребенка правильно использовать игрушку, нужный предмет, — так будут формироваться элементарные двигательные навыки и умения, будут уточняться пространственные и временные представления.
    4. В виде игры проводятся и занятия по развитию навыков самообслуживания и гигиены: ребенка учат одеваться, умываться, стелить постель, воспитывают привычку к чистоте, навык опрятной еды.
    5. Очень важно использовать присущее таким детям стремление подражать другим.
    6. Поведение близких ребенку взрослых должно быть всегда спокойным, ровным, без всякой нервозности и подчеркнутых проявлений жалости. Вокруг него не должно быть атмосферы несчастья.
    7. И разумеется, абсолютно недопустимы случаи, когда над ребенком смеются, дразнят его и т. п.

    Чаще всего целиком и полностью забота о воспитании таких детей ложится на плечи родителей. Занятия с ними требуют большого упорства, терпения, настойчивости, регулярности, — но такая работа не бесперспективна — ребенок с синдромом Дауна может значительно продвинуться в своем развитии .

    • Ночное недержание мочи у детей (энурез)
    • Почему дети боятся?
    • Детский онанизм: причины, лечение
    • Причины заикания у детей, профилактика
    • Ребенок в 2 -4 года сосет палец, что делать?
    • Если ребенок непоседа
    • Методики обучения детей с синдромом Дауна

      Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Поэтому во многих странах рожденные с синдромом Дауна занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.

      Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.

      В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.

      В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто: по статистике, примерно один случай на 600-800 новорожденных.

      Двигательные навыки и навыки самообслуживания

      Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.

      Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).

      Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.

      Множество современных и уже опробованных методик дают прекрасные результаты. Например, анималотерапия отличается формированием особо доверительного контакта больного ребенка и специально подготовленного животного. Игровая форма обучения фиксирует интерес ребенка, снижает его утомляемость. В тесном контакте с животным развиваются моторные навыки, тренируются слабые мышцы, расширяется кругозор и улучшается психоэмоциональное состояние ребенка с синдромом Дауна.

      В ряду особо перспективных обучающих программ с участием животных, стоит дельфинотерапия. Специально обученные дельфины погружают ребенка в мир чуткого тактильного контакта и ультразвукового общего воздействия. Игры и занятия с «улыбчивыми» дельфинами развивают мышечный корсет ребенка, его моторные и речевые навыки. Ультразвук из сонара дельфина благотворно воздействует на центральную нервную систему, укрепляет иммунитет, улучшает функцию внутренних органов и эндокринных желез.

      Занятия с дельфинами обучают больного ребенка самостоятельности и независимости от посторонней помощи. Ребенок запоминает позитивные модели поведения в незнакомой обстановке и в дальнейшем легче адаптируется в социуме.

      В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

      Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

      Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

      Обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки»

      Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется также во многих странах.

      Программа охватывает определенные области развития:

      • общую моторику;
      • речь;
      • двигательную активность;
      • навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.

      Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.

      Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи

      «Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

      Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры,складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

      Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением.

      Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

      Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.

      Обучение детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении и в школе

      В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

      Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах.

      Автор Милена Хурцаева, врач-педиатр

      Особенности развития и обучения детей с синдромом дауна

      Дети с синдромом Дауна, несомненно, по уровню интеллектуального развития отличаются от своих здоровых сверстников. Статья расскажет, как проходит развитие и обучение детей с синдромом Дауна, какие особенности имеет этот процесс.

      Появление на свет малыша – долгожданное и желанное событие. Но всегда ли это так? А если ребенок рождается с неизлечимым тяжелым заболеванием, при котором он будет внешне существенно отличаться от своих сверстников и отставать от них в психическом развитии? Для многих родителей диагноз «синдром Дауна», обнаруженный у крошечного чада, звучит, словно страшный приговор.

      Ранее было принято считать, что все дети с синдромом Дауна не поддаются обучению, так как им присуща тяжелая степень умственной отсталости. Как показывают современные исследования, действительно, практически все больные этой болезнью имеют отставания в интеллектуальном развитии. Однако интеллектуальный уровень пациентов внутри этой группы значительно различается и может варьироваться от незначительного отставания до тяжелой его степени.

      Особенности развития

      Но все же многие дети с болезнью Дауна в состоянии научиться ходить, говорить, писать, читать и делать практически все то, что могут их здоровые сверстники. Но для того чтобы достичь этого, родителям необходимо обеспечивать своим больным деткам соответствующие программы обучения и адекватную среду жизни.

      При диагнозе синдром Дауна развитие ребенка имеет свои особенности. Так, речь появляется поздно и остается недоразвитой на протяжении всей жизни, понимание речи дается с трудом, словарный запас весьма скромный, часто наблюдаются звукопроизношения в виде дислании или дизартрии.

      Подобные сложности в освоении речи обусловлены снижением остроты слуха, маленькой полостью рта, пониженным мышечным тонусом. Также у больных деток узкие и маленькие ушные каналы, что отрицательно сказывается на умении слушать. Большое значение при развитии речи отводится тактильным ощущениям внутри ротовой полости. Больные с трудом могут распознать свои ощущения, плохо представляя, куда необходимо поместить язык для произношения звуков.

      Зрительное восприятие у детей с таким диагнозом также развито неполноценно. Маленькие пациенты предпочитают избегать сложных изобразительных конфигураций и фиксируют свое внимание, как правило, лишь на единичных зрительных образах. Дети не в состоянии искать и находить детали, внимательно рассматривать конкретные предметы.

      Несмотря на столь тяжелый интеллектуальный дефект, эмоциональная сфера остается сохраненной. Дети-дауны могут быть доброжелательными, послушными, ласковыми. Они способны любить, обижаться, смущаться, но вместе с тем бывают и упрямыми, злобными раздражительными. Многие малыши любопытны и им присуща хорошая подражательная способность, что имеет большое значение для привития трудовых процессов и навыков самообслуживания. Уровень умений, которого способны достичь детки с таким диагнозом, может быть различным и зависит от генетических факторов и социальной среды малыша.

      21-я дополнительная хромосома, являющаяся причиной развития даунизма, обуславливает возникновение некоторых физиологических особенностей, ввиду которых развитие ребенка происходит значительно медленнее, нежели у здоровых малышей.

      Особенности обучения

      Разработано множество различных методик, позволяющих развивать и эффективно обучать детей-даунов. Но родителям стоит настроить себя на то, что обучение детей с синдромом Дауна – довольно сложный процесс, занимающий много времени. Чем раньше были начаты занятия с малышом, то тем выше шансы добиться успехов. Основной дидактический принцип обучения таких пациентов – задействование различных каналов восприятия (органов чувств). Процесс познания должен идти достаточно медленно, а сами занятия должны быть приятными и интересными для ребенка.

      Ранняя помощь. Она должна оказываться с момента постановки соответствующего диагноза и до поступления маленького пациента в образовательное учреждение. Основная ее цель – обеспечение максимальной реализации возможностей ребенка, предупреждения развития вторичных нарушений, включение малыша в общий образовательный поток.

      Дошкольное обучение. Малыши-дауны могут стать учащимися дошкольного учреждения компенсирующего вида, созданного для деток с нарушениями интеллекта. В программу обучения входят следующие основные направления: «Социальное развитие», «Здоровье», «Формирование деятельности», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Эстетическое развитие» и «Познавательное развитие». Все занятия проводят квалифицированные педагоги, основываясь на общепризнанных методиках обучения и развития деток с нарушениями интеллекта.

      В современное время все большую популярность приобретает интегрированное обучение в учреждениях образования (как школьных, так и дошкольных). которое предусматривает совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, обеспечивая последним социальную адаптацию и специальные условия. При посещении ребенком-дауном интегрированных групп в детских садах в соответствии с его возможностями разрабатываются индивидуальные учебные планы, что, несомненно, дает положительные результаты обучения.

      Школьное обучение. Обучение пациентов с диагнозом синдром Дауна может проходить в специальных коррекционных школах, где занятия организуются по специальной программе для деток с нарушениями интеллекта. Также школьники могут обучаться и в интегрированных классах, где так же, как и в детском саду, для каждого ученика, в соответствии с его уровнем развития, разрабатывается отдельный учебный план.

      Синдром Дауна представляет собой распространенное генетическое нарушение. На 600 — 800 новорожденных приходится 1 ребенок, страдающий этим недугом. Заболевание впервые было описано Джоном Лангдоуном Дауном в 1866 году и получило свое название от фамилии этого известного профессора. Лишь спустя почти столетие (в 1959 году) французскому ученому Жерому Лежену удалось выявить причину синдрома, которой является наличие лишней хромосомы.

      Реабилитация детей с синдромом Дауна, несомненно, непростой и длительный процесс. Задача родителей – максимально помочь своему чаду и создать для него такие условия, в которых он бы чувствовал себя таким же, как все – полноценным членом общества. И тогда, несомненно, малыш сможет достичь больших успехов.

      kakvospitat-rebenka.ru

      Презентация на тему . Клиника нарушения. Исторический аспект.

      Патогенез. Нейропсихологические данные. Нарушения в работе анализаторов.

      Особенность протекания психических процессов. Обучение детей с синдромом Дауна. Социализация. Реабилитация.

      Список литературы. Описание слайда: Понятие «синдром Дауна» Частота рождения детей с синдромом Дауна примерно 1 на 6.

      Существует 2 диагноза: Болезнь Дауна (используется в России). Синдром Дауна (общемировая практика). Синдром Дауна не является болезнью, а одна из форм олигофрении, обусловленной аномалией хромосомного набора.

      Описание слайда: Симптоматика полиэндокринными нарушениями различной степени тяжести; множеством пороков внутренних органов; пониженной сопротивляемостью к инфекционным заболеваниям; нарушениями познавательной деятельности вплоть до идиотии или имбецильности. Описание слайда: Клиника нарушения монголоидизм (скошенный разрез узких глаз с нависающей складкой над верхним веком); маленький нос с широкой плоской переносицей; деформированные ушные раковины; полуоткрытый рот; недоразвитая верхняя и выступающая нижняя челюсти; плоский затылок; нарушение моторики и физического развития; низкий рост. Описание слайда: Дети, страдающие болезнью Дауна. Описание слайда: Исторический аспект Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал английский врач Джон Лэнгдон Даун в 1.

      Французский ученый Жером Лежен в 1. Зарубежные – Стрэтфорд, Узгирис, Хант.

      Описание слайда: Как часто рождаются дети с синдромом Дауна? Частота появления синдрома Дауна во всех странах мира примерно 1:600 . Цель программы. Психологическое развитие ребенка с синдромом Дауна и оказание помощи семье воспитывающей его. Презентация статьи. Раздел индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи.

      Отечественные – Лурье, Забрамная. В настоящее время – Алехина А. В., Гурьевич Г. В., Давидович Л. Д. Описание слайда: Патогенез Причина проявления синдрома Дауна у ребенка – присутствие лишней хромосомы. В норме каждая клетка человека содержит 4.

      У детей с синдрома Дауна в 2. Описание слайда: Нейропсихологические данные Сильно изменены пропорции отдельных частей мозга, резко отличается от нормы рисунок борозд и извилин в коре мозга. Структурно – функциональные нарушения ЦНС, сочетающиеся с четким недоразвитием корковых структур (лобных и теменных), затрудняющих ассоциативную деятельность обоих полушарий мозга. Трудности в согласованном движении глаз и фиксации взгляда на объекте. Описание слайда: Нарушения в работе анализаторов Частота тугоухости у детей- даунов 6. Примерно 5. 0% детей имеют разные степени близорукости и в 2. Встречаются и такие нарушения зрительного анализатора, как астигматизм, косоглазие.

      Описание слайда: Особенность протекания психических процессов Мышление. Вербальные задания выполняют хуже невербальных.

      Презентация на тему Солнечные дети к уроку по педагогике. Так называют детей с заболеванием Синдромом Дауна. Синдром Дауна- это хромосо. 242 презентации. Презентация на тему: Синдром Дауна. Скачать эту презентацию. Что такое синдром Дауна? В поддержку людей с синдромом Дауна. Презентация прошла в вести и развивать программы помощи детям с синдромом Дауна и.

      Предпочитают простые стимулы сложным. Ограничение представлений, отвлечений и обобщений. Стремление обращать больше внимания на детали, формы, чем на целостную конфигурацию. Описание слайда: Внимание. Неустойчивость активного внимания; Повышенная утомляемость и истощаемость; Речьтяжелое недоразвитие речи; Речь начинает развиваться поздно, медленно; нарушения пространственной соотнесенности артикуляционных поз.

      Описание слайда: Обучение детей с синдромом Дауна Продуктивнее обучаются на основе подражания взрослому, в совместной деятельности с ним. Плохо усваиваются навыки, если деятельность находится только под их контролем. Насыщенность занятий создают благоприятные условия для развития когнитивной деятельности. Описание слайда: Введение дополнительного стимула возбуждения (например, музыка) при выполнении задания, увеличивает темп работоспособности. Улучшению обучения, способствуют постоянные структурированные задания. Так как у таких детей сложность перехода из краткосрочной памяти в долговременную.

      Наиболее эффективно сочетание двигательной и зрительной памяти и больше повторений. Описание слайда: Социализация развитие общей моторики и физ. Умственная отсталость у детей и подростков. Воспитание и обучение детей с интеллектуальными недостатками. Люди с умственной отсталостью. Дошкольное воспитание. Дефектология. 7. 8- 8.

      Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

      managementleading.weebly.com

      Это интересно:

      • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
      • Заболевания при неврозах Половые расстройства при неврозах Клиническая картина, течение, прогноз и лечение половых расстройств при неврозах зависят от того, компонентом какого невроза они являются. Патогенез и симптоматология половых расстройств при истерии, психастении, неврозе навязчивых состояний и неврастении совершенно различны. Объединяет их лишь психогенная […]
      • Великие мифы великой депрессии Легенды и мифы Великой Депрессии Конечно, сравнивать сегодняшнюю ситуацию с той, что в 30-е оставила без работы каждого четвертого - опасно и неправильно: любые исторические параллели ущербны. Об этом на днях написал колумнист «Нью-Йорк Таймс» Дэвид Брукс: причины каждого кризиса кроются в психологии, поэтому каждый из них разворачивается иначе и […]
      • Бессонница и раздражительностью Бессонница – чем грозит отсутствие полноценного сна Проблемы с нормальным сном знакомы подавляющему количеству взрослых людей. Когда они возникают периодически, о каких-либо негативных последствиях для организма речь не идет. Помимо сложностей с тем, чтобы уснуть, бессонница обычно сопровождается сонливостью в течение дня, общей усталостью и […]
      • Болезни умственной отсталости Лечение умственной отсталости Умственная отсталость представляет собой такое интеллектуальное развитие, которое не соответствует возрасту. Люди с таким диагнозом испытывают огромные трудности в общении, обучении и социальной адаптации. Дефекты в познавательных способностях нарушают нормальную жизнедеятельность. Такие умственные дефекты могут быть […]
      • Расстройства психической адаптации Юрий Анатольевич Александровский Пограничные психические расстройства (3-е издание, 2000 г.) На основе обобщения многолетнего врачебного опыта и исследований, проведенных под руководством автора, в настоящем издании систематизированно излагаются теоретические, клинико-диагностические, терапевтические и организационные вопросы современной […]
      • Причина инсульта стресс Причина инфаркта – стресс Видео: Стресс. Причины Стресса. Лечение и Проявление Стрессовых Состояний. Как правило, самой основной причиной болезней сердечно-сосудистой системы, а в том числе и инфаркта миокарда, является стресс, который зачастую сопровождает человека, как на работе, так и дома. Стресс – это психическое состояние, которое возникает […]
      • Боязнь быть на улице одному Лечение Агорафобии, Страха выйти на улицу Страх, испытываемый в открытых местах или при выходе на улицу переживается человеком эмоционально. Агорафобия с паническими атаками лечится. Страх выхода на улицу часто сопровождается проявлениями такой симптоматики как паническая атака, что так или иначе связано с непосредственными изменениями нервной […]