Как вылечили аутизм

Аутизм: основные признаки синдрома, виды, диагностика

Аутизм, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга.

Аутизм, что это за болезнь и почему к ней в последнее время такое пристальное внимание? Ответ прост: его стали все чаще и чаще выявлять. Причем данное заболевание диагностируют сегодня не только детям, но и взрослым, так как этот синдром у нас начал устанавливаться недавно. До этого диагноз ставился иной, что не давало реального инструментария для лечения таких людей. Хотя раннее вмешательство имеет довольно позитивную динамику во многих случаях.

В чем же дело, почему люди становятся аутистами, что вызывает это заболевание? На эти вопросы ответить сегодня очень трудно. Ученые и исследователи не имеют пока что единого мнения. Известно только одно: вылечить такого человека невозможно, этот диагноз будет его сопровождать всю жизнь. Но вот приспособиться к нему, помочь ему быть понятным окружающим – можно и нужно.

С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста. Понимаем, что при каждом чихе бежать к педиатру глупо. Но есть то, что должно родителей стимулировать к тому, чтобы постоянно обращаться к врачу. Это здоровье малыша. Истина одна: чем раньше начинается лечение, тем лучше его результат.

Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

Так что же такое аутизм?

Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

  • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
  • стереотипность в поведении и интересах.
  • Указанные особенности появляются у ребенка, как правило, еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

    Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

    Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

  • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
  • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
  • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.
  • Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

    Что может вызвать заболевание?

    Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

  • психодинамические факторы;
  • влияние окружающей среды;
  • органические невролого-биологические нарушения;
  • биохимические патологии;
  • генетический фактор.
  • Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

    Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

  • вирусными инфекциями;
  • радиацией;
  • хронической внутриутробной гипоксией;
  • острой асфиксией;
  • интоксикацией.

К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

  • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
  • синдром Дауна (5-10%);
  • туберозный склероз (16-48%);
  • синдром Ангельмана;
  • синдром Жубера;
  • синдром Коэна;
  • эпилептическая энцефалопатия.
  • Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

    Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

    Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой, являются такие факторы:

  • психогенные у 5% пациентов;
  • соматические у 8 %;
  • аутохтонные ( без явных причин) у 86%.
  • К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

    К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

    При этом наблюдаются такие стадии заболевания:

    · напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом взмахивание руками, как крыльями;

    К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • психопатоподобные расстройства;
  • неврозоподобные расстройства.
  • Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

    • реакции на окружающих и их речь;
    • навыков самообслуживания;
    • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.
    • Как распознать аутизм у ребенка?

      Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства. Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

      Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

      Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

      В 18 месяцев для ребенка можно провести такое небольшое диагностирование на наличие аутизма по рекомендациям HANS:

    • Смотрит ли малыш на вас, когда показывает на предмет, который его заинтересовал?
    • Смотрит ли ребенок, когда вы ему на что-то указываете?
    • Пользуется ли он своим воображением, когда играет «понарошку»?
    • Если ваши ответы только «нет», то у вашего ребенка может быть аутизм. Обратитесь срочно к детскому врачу.

      Во время визита к доктору вам будет предложено заполнить анкету (А), где будут находиться вопросы следующего образца:

    • Нравится ли вашему малышу играть у вас на коленках, качаться, подпрыгивать?
    • Нравится ли ребенку куда-то залезать, например, на лестницу?
    • Любит ли играть в детские игры: «ку-ку», «прятки»?
    • Играет ли в игры «понарошку», например, заваривает чай и наливает в чашечки?
    • Пользуется ли указательным пальцем, когда что-то ему нужно?
    • Указывает ли пальцем на то, что его заинтересовало?
    • Использует ли игрушки по назначению или просто их бросает либо прижимает к себе?
    • Приносит ли ребенок какие-то вам предметы, чтобы что-то на них показать?
    • Другую анкету (Б) заполнит медработник согласно своим наблюдениям:

    • За время приема установил ли ребенок зрительный контакт?
    • Заинтересуйте ребенка и покажите пальцем на какой-то предмет в другом конце кабинета и промолвите: «Смотри! Это (назовите предмет)!» Обратите внимание на лицо малыша. Посмотрел ли он в ту сторону, куда вы показывали?
    • Обратите внимание ребенка на себя и предложите ему что-то сделать «понарошку»: покормить куклу, поехать на машине в магазин. Выполняет ли ребенок вашу просьбу?
    • Задайте ребенку вопрос о том, где свет. Указывает ли малыш пальчиком на свет?
    • Получается ли у малыша построить из кубиков башню?
    • Во второй анкете (Б) могут быть такие варианты выполнения заданий:

    • во 2 задании ответ «да» вы отмечаете тогда, когда вы убеждены, что ребенок смотрел на предмет, на который вы показывали, а не на вашу руку;
    • в 3 задании «понарошку» можно играть в любую знакомую для ребенка игру, и это будет считаться, как ответ «да»;
    • в 4 задании можно повторить вопрос о любом предмете, который знаком малышу, при этом «да» ставьте в том случае, если ребенок посмотрел вам в лицо до того или после того, как вы попросили выполнить задание.
    • Теперь можно подытожить результат

      вопрос 6 — применение указательных жестов (А6).

      вопрос 2 – понимает указательные жесты и следует взглядом за ними (Б2);

      вопрос 3 – играет «понарошку», следует действиям взрослых (Б3);

      вопрос 4 – использует указательный палец для того, чтобы показать предмет (Б4).

      вопрос 1 – непонятная и грубая игра (А1);

      вопрос 2 – есть социальные признаки (А2);

      вопрос 3 – определение уровня развития моторики (А3);

      вопрос 5 – наличие указательных жестов (А5);

      вопрос 7 – функциональные игры (А7);

      вопрос 8 – навыки демонстрации предметов (А8);

      вопрос 1 – установка визуального контакта (Б1);

      вопрос 5 – умение строить башню из кубиков (Б5).

      Оценка риска наличия синдрома аутизма

      К группе высокого риска относятся те дети, которые имеют показатели «нет» в вопросах А4, А6, Б2, Б3, Б4.

      Группа низкого риска: показатель «нет» отсутствует в двух группах.

      Группа среднего риска: показатель «нет» есть в двух и более второстепенных пунктах, а также в некоторых основных.

      Группа высокого и среднего риска: обязательно ребенок направляется к психологу или психиатру.

      Группа низкого риска: если есть хотя бы одно «нет», повторите тест приблизительно через месяц.

      Итак, можно выделить основные пункты, которые характерны людям, страдающим на аутизм согласно вековой категории.

      Признаки аутизма у ребенка до 2-3 лет

    • Не устанавливает визуальный контакт.
    • При сохранном слухе не откликается на свое имя.
    • Не привлекает внимание людей к тому предмету, который его интересует.
    • Не просит о помощи, не зовет маму.
    • Ничем не делится, проявляет агрессию к другим детям.
    • Выполняет однообразные действия, играет, как правило, одной игрушкой.
    • Не допускает к своим занятиям других людей.
    • Для собственных нужд использует другого человека (например, ведет за руку туда, куда ему нужно), при этом эмоциональный контакт не устанавливает.
    • Неадекватно реагирует на свет, звук.
    • Признаки аутизма у ребенка 2 (3)- 11 лет

      1. В своей речи использует всего лишь несколько слов.
      2. Наличие стереотипных движений.
      3. Сильное беспокойство при смене обычной обстановки.
      4. Большие трудности в овладении письмом и чтением.
      5. Проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности (компьютер, рисование, музыка и т. д.)
      6. Признаки аутизма у детей после 11 лет

      7. Элементарные навыки сформированы.
      8. Желание общаться отсутствует.
      9. Присутствует агрессия по отношению к окружающим людям.
      10. Возможны частые депрессии у детей, эпилептические приступы.
      11. Одиночество — преобладающее состояние.
      12. Так как развитие ребенка с нарушениями аутичного спектра неравномерное, то можно наблюдать такие ситуации:

      13. для некоторых ребятишек характерны проявления, которые наблюдаются только у детей раннего возраста и сохраняются у аутистов долгие годы (например, брать все в рот, стучать предметом о предмет);
      14. некоторые отстают от нормы в развитии речи, бытовых и социальных навыках;
      15. но есть и такие, которые не только соответствуют во всем ровесникам, но и значительно их опережают в конструировании, обучении музыке, рисованию, конструированию, математике, а также во владении компьютером.
      16. Признаки аутизма у взрослых

        Аутические расстройства у взрослых зависят от того, насколько тяжелая форма самого заболевания, как оно протекает и какие методики лечения использовались. Аутизм у взрослых симптомы имеет такие:

        1. Довольно скудные мимика и жесты.
        2. Правила поведения в обществе не воспринимает и полностью их игнорирует. Поэтому аутист может говорить либо совсем тихо, либо очень громко; смотреть прямо в глаза или вообще не устанавливать зрительного контакта.
        3. Может своими действиями принести вред окружающим, не понимая этого.
        4. Не понимает эмоций и чувств других людей.
        5. Строить дружеские или любовные отношения ему очень сложно.
        6. Не обращается первым к кому-то.
        7. Словарный запас, которым пользуется, беден.
        8. Его речь больше похожа на речь робота, так как отсутствуют интонации и эмоции.
        9. Они довольно уверенные и спокойные только в обычной обстановке и не терпят каких-то изменений.

        Если аутизм у взрослых, признаки которых мы рассмотрели, протекает в более легкой форме, то вполне возможно, что к 20-25 годам человек сможет жить самостоятельно. При тяжелых формах аутисты требует специального ухода за собой.

        Аутизм – психическое расстройство, которое у всех проявляется по-разному. От количества признаков, причин и времени появления существует такая классификация аутизма:

      17. детский аутизм;
      18. атипичный аутизм;
      19. дезинтегративные расстройства раннего возраста;
      20. гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий;
      21. синдром Аспергера;
      22. общее отклонение в развитии.
      23. Детский аутизм (синдром Каннера)

        Форма аутизма, которой характерны проявления первых нарушений в развитии ребенка до достижения им 3 лет. Ненормальное функционирование наблюдается в коммуникации, поведении, социальном взаимодействии. Также у ребенка возможны безосновательные страхи, нарушение сна, сбои в работе кишечника, непонятные вспышки гнева, агрессивность по отношению к окружающим и к себе.

        Атипичный аутизм — форма аутизма, которая отличается от аутизма детского временем проявления первых симптомов или полным отсутствием определенных критериев. Итак, проявляется, как правило, после 3 лет. Атипичный аутизм часто встречается у детей, которые имеют умственную отсталость или речевые нарушения. Сначала ребенок развивается соответственно нормы, а потом у него наступает потеря приобретенных навыков. Развитие притормаживается. Ребенок, который имеет атипичный аутизм, приобретает тяжелую форму умственной отсталости.

        Дезинтегративные расстройства раннего возраста

        Форма аутизма, когда ребенок развивается соответственно возрасту, но в течение нескольких месяцев вдруг все меняется: у него идет потеря интереса к окружающему миру, появляются стереотипии, возникают отклонения в общении. Диагноз устанавливается только на фоне поведенческих симптомов.

        Гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий

        Основными характеристиками считаются: тяжелая умственная отсталость, гиперактивность, нарушение внимания, стереотипное поведение. Со временем (наиболее часто в подростковом возрасте) гиперактивность меняется на пониженную активность. Детям с таким аутизмом помочь очень тяжело. Нарушения поведения обусловлены не только низким интеллектом, но и в результате органического поражения мозга.

        При этом аутизме (его еще называют высокофункциональным аутизмом) нарушены социальные взаимодействия, присутствуют стереотипии, присуще увлечение только одним занятием. В отличие от типичного аутизма отсутствуют задержки в развитии речи. Познавательные функции развиваются соответственно нормы и даже выше. Характерна неуклюжесть. Те нарушения, которые появились в подростковом или в более позднем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

        Общие отклонения в развитии

        Формы аутизма, расстройства которых не подходят ни для одного из перечисленных видов либо данные о появлении заболевания и его протекании отсутствуют, что не позволяет установить более точный диагноз.

        Стереотипия при аутизме

        Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

        Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

        Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия. Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

        Дети-аутисты в свою очередь очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

        Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

        Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию. Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

        Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка. Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой. В игрушках их могут заинтересовать такие элементы, как запах, цвет, звук, поверхность. Очень часто у таких детей есть любимые вещи, с которыми они никогда не разлучаются, держат их всегда в руках, крутят или теребят.

        Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

        Лечение детей с аутизмом

        Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

        Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

        У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

        Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

        Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

        Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

        Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

        Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

        Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

        Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про детский аутизм.

        psyh.info

        IX. Аутизм и не аутизм

        В этой главе природа аутизма объясняется снова—через то, что не является аутизмом. Это приводит к более практическим вопросам: может ли ребенок быть аутистом только отчасти? Какова связь аутизма с другими диагнозами? Может ли ребенок вырасти из аутизма, или можно ли его вылечить?

        Мягкий аутизм и аутоподобное поведение

        Правомерно ли описывать ребенка как ауто-подобного или имеющего «аутистические черты», если он не аутист? Триада нарушений, характеризующая аутизм, – это не просто случайное совпадение не связанных друг с другом поведенческих проявлений, как полагали Wing и Gould (1979). Напротив, эти три нарушения, появляющиеся одновременно и взаимосвязанные, образуют синдром. Это убеждает в существовании одного ключевого когнитивного дефекта, вызывающего все три поведенческих нарушения. Что же тогда подразумевается, когда говорится, что ребенок «немного аутичный»? Люди, называющие ребенка «немного аутичным», по-видимому, подразумевают несколько вещей:

        а. Ребенок, которого они описывают, может быть нетипичным, не соответствовать аутизму каннеровского типа: он может быть достаточно многоречив (хотя и со слабой коммуникацией), у него может быть интерес к другим людям (хотя взаимодействие носит странный характер).

        В таком случае, термин «аутоподобный» используется, чтобы избежать стереотипной ассоциации с неговорящим и замкнутым аутичным ребенком. Это, по-видимому, не оправданный способ рассуждения об аутизме, поскольку, используя по отношению к таким детям термин «аутоподобный», мы способствуем неправильному пониманию того, как может проявляться аутизм. Этот термин также не вполне ясен, и ребенок, получающий такое определение, может не получить тех прав на образование, которые дает диагноз «аутизм».

        b. Ребенок, которого они описывают, может быть более способным, чем большинство аутистов. В этом случае, возможно, стоит говорить о «мягком аутизме», «аутоподобный» же предполагает наличие нарушений иных, чем при аутизме, которые только сходны с аутистическими – и это вносит путаницу.

        c. Термин может касаться только какого-то аспекта поведения ребенка: например у ребенка видны «аутоподобные» трудности коммуникации. Такое использование термина игнорирует представление об аутизме как

        о настоящем синдроме, вызываемом базовым когнитивным дефектом, проявляющимся в триаде нарушений. Ребенок с трудностями коммуникации, но без нарушений социализации и воображения – не аутичный, поскольку аутизм характеризуется сочетанием триады нарушений. Ребенок, у которого имеются трудности коммуникации, – это просто ребенок с трудностями коммуникации. В том, чтобы называть такого ребенка аутоподобным (если у ребенка нормальная символическая игра и социальное взаимодействие), не больше смысла, чем называть ребенка с прыщиками «кореподобным». Любое нарушение из триады само по себе не характеризует аутизм, и изолированные проблемы в социальном взаимодействии, коммуникации или в сфере воображения должны описываться отдельно.

        Такой подход менее запутывает и более информативен – само по себе любое нарушение из триады может вызываться причинами, совершенно отличными от тех, которые лежат в основе аутизма.

        Дифференциальная диагностика

        В 3-й главе было показано, что аутизм – это настоящий синдром, а не просто случайный набор нарушений. Это подразумевает, что аутизм – особое нарушение, отличающееся от нормы, и отличающееся от других нарушений. Однако действительно ли так просто отделить аутизм от других нарушений на практике?

        Аутизм имеет огромную вариативность проявлений – спектр нарушений. У конкретного человека аутизм легко распознать, когда его проявления находятся в средней точке спектра. Случаи же, находящиеся на одном из концов спектра, представляют диагностическую проблему: в случае аутизма с минимальными функциональными возможностями диагностика затруднена, так как функции социального взаимодействия, коммуникации и воображения могут быть очень снижены, но при этом соответствовать общему уровню развития (например, соответствовать уровню развития менее 20 —месячного возраста). На верхнем конце спектра у аутистов могут быть развитые компенсаторные стратегии, маскирующие реальные проблемы, как в случае с аутичными подростками, которые так мило встречают школьных инспекторов, что те начинают сомневаться в диагнозе «аутизм», – но эти подростки таким же стереотипным образом здороваются двадцать раз на дню и с теми людьми, которых они хорошо знают!

        Помимо социальной незрелости, являющейся одним из проявлений задержки развития, и трудностей социального взаимодействия в силу обычной застенчивости, существуют другие диагнозы, напоминающие аутизм. В 8-й главе уже обсуждался синдром Аспергера. Здесь мы обратимся к другим диагностическим категориям, которые могут образовывать границу аутизма. Достоверность этих предполагаемых синдромов и их взаимосвязь с аутизмом пока неясны, но, наверное, было бы полезно кратко взглянуть на некоторые из этих нарушений.

        Семантико-прагматическое нарушение

        Семантикопрагматическое нарушение, впервые рассмотренное Rapin и Allen (1983), в середине 1980-х стало популярным диагнозом у речевых терапевтов. В 1984 и 1985 годах в College of Speech Therapist Bulletin появились описания случаев и сообщения о группах детей с различными речевыми проблемами, которые было трудно отнести к каким-то из уже существующих диагнозов. У описываемых детей были трудности понимания, эхолалии, маленький словарный запас и неспособность пользоваться жестами. Кроме того, у некоторых детей были рано появившиеся поведенческие проблемы и бедная символическая игра. Вопреки очевидному сходству, многие речевые терапевты настаивали на том, что, по крайней мере, некоторые из этих детей не были аутистами. Однако во многих случаях такая оценка базировалась на утверждении, что эти дети не были замкнутыми и были вполне ласковы. Это наводит на мысль, что слишком узкое понимание аутизма или же слишком жесткая привязка к каннеровскому описанию приводили к тому, что эти авторы слишком поспешно отвергали возможность аутизма. Иногдадети с «семантико-прагматическим нарушением» описывались как эгоцентричные, со слабыми способностями к взаимодействию, что затрудняло их общение со сверстниками, так что их привязанность была направлена только на взрослых. Такие описания напоминают случаи, о которых писал Аспергер. В описании этих детей, даваемом Bishop и Adams (1989) (а также Adams и Bishop 1989), ничто не противоречит предположению, что проблемы этих детей очень сходны с теми, что имеют место при аутизме и синдроме Аспергера. Действительно, после обзора экспериментальных исследований детей с семантическими и прагматическими нарушениями Brook и Bowler (1992) пришли к выводу, что этих детей можно рассматривать как находящихся внутри аутистического спектра.

        В статье, где обсуждается связь между аутизмом, синдро-момАспергераи семантико-прагматическим нарушением, Bishop (1989) говорит о том, что здесь следует принять континуальный подход. Она предлагает не просто континуум тяжести проявлений, но два фактора, позволяющие зафиксировать отличия в сочетаниях симптомов при данных нарушениях (см. рисунок 6). В этом преимущество подхода по сравнению с другими, Bishop продемонстрировала его высокую чувствительность по отношению к различным проявлениям нарушения социального взаимодействия. Согласно Bishop, аутизм, синдром Аспергераи семантико-прагматическое нарушение могут быть представлены на графике, где ось X – «осмысленная вербальная коммуникация», а ось Y – «интересы и социальные отношения» (в обоих случаях варьирование от «ненормального» до «нормального»), в виде различных, хотя частично и пересекающихся, областей. Это предполагает, что связь между способностью к коммуникации и способностью к социальному взаимодействию не носит жесткий характер – иначе такой график был бы бессмысленным, поскольку у всех лиц с маловыраженным снижением социального взаимодействия было бы слабовыраженное снижение коммуникативных способностей, и так далее. Такое предположение может быть неверным: существуют веские основания считать (см. главы 5 и 7), что способность к социальному взаимодействию и способность к коммуникации во многом опираются на одни и те же когнитивные механизмы. Тем не менее для того, чтобы ответить на вопрос, могут ли коммуникативные проблемы (скорее в прагматическом, нежели в собственно речевом аспекте) встречаться у детей без каких-либо аутистических нарушений в сфере социального взаимодействия и коммуникации, нужны дальнейшие исследования. Только в том случае, если будет показано, что это возможно, термин «семантико-прагматическое нарушение» будет играть полезную роль.

        Рис. 6.Факторный подход к дифференциальной диагностике Bishop

        Правополушарные когнитивные нарушения

        Semmd-Clikeman и Hynd(1990) сделали обзор литературы, посвященный правополушарным нарушениям развития, подтвердив наличие большого количества предположительно отдельных синдромов, включающих нарушение социального взаимодействия, моторной сферы и дефицит зрительно-пространственных представлений. Предположение о наличии связи этих нарушений с правым полушарием делалось преимущественно путем проведения аналогии со взрослыми пациентами, перенесшими мозговую травму. Такая проекция поведения взрослого человека, у которого случилась поломка вполне сформированной когнитивной системы, на ребенка, чьи когнитивные способности развивались в ситуации отсутствия определенного когнитивного компонента, – это путь, изобилующий подводными камнями. Тем не менее сочетание симптомов у детей с так называемыми правополушарными когнитивными нарушениями интересно само по себе, независимо от места поражения.

        Weintraub и Mesulam (1983) анализируют 14 детей с трудностями социального взаимодействия и дефицитом зрительно-пространственных представлений, у которых неврологически присутствовали мягкие правополушарные знаки. Четыре случая определенно напоминали аутизм. У всех 14 детей было избегание зрительного контакта, 11 детей совершенно не использовали жесты или использовали их очень скудно, у 12 был монотонный голос, а 13 были описаны как «застенчивые». Авторы приходят к выводу, что «существует синдром правополушарной дисфункции раннего возраста, который может обусловливаться генетически и быть связан с интроверсией, ослаблением социальной перцепции, стойкими эмоциональными проблемами, неспособностью выражать эмоциональные состояния и дефицитом зрительно-пространственных представлений».

        Неудивительно, что уже вскоре после этого исследователи стали указывать на сходство между такой клинической картиной и неуклюжестью, особенностями речи и снижением социального взаимодействия аутичных детей, особенно детей с синдромом Аспергера (Denckla 1983, DeLeon и др. 1986). Конечно же, описание мальчика с правополушарной дисфункцией во время поездки на машине вместе с одноклаcсниками, даваемое Voeller (1986), очень напоминает синдром Аспергера: «Все они говорили о том, что происходит, а он рассуждал о дорожных знаках».

        Похожие дети, по-видимому, были описаны и в более ранней работе Johnson и Myklebust (1971), посвященной «невербальным когнитивным нарушениям». Они описывают этих детей как неспособных интерпретировать существенные аспекты ситуации, неспособных к символизации и прогнозированию, а также имеющих затруднения с жестикуляцией и мимической экспрессией. Почему же эти авторы, увидевшие у этих детей неспособность к «социальной перцепции», просто не поставили им диагноз «аутизм»? Возможно, ответ лежит в слишком ограниченном представлении об аутизме, еще разделяемом многими практиками. В пользу этого приводился тот аргумент, что мы должны всё более сужать рамки диагностических категорий, с тем чтобы избежать всяких двусмысленных толкований экспериментальных данных, и для того, чтобы в результате различных исследований мы получали бы сходные результаты. Однако, по-видимому, правильно будет сказать, что различные проявления одного и того же нарушения следует объединять в одну категорию. Если это так, то нам, видимо, не следует изменять диагноз конкретному человеку только потому, что он старше или не имеет столь выраженных нарушений. В таком случае вопрос заключается в том, каковы реальные основания для выделения различных категорий и какие же качественно различные нарушения существуют в реальности.

        Шизофрения детского возраста и шизоидное личностное расстройство

        Термин «аутичный» впервые был использован Bleuler (1908) для описания ухода от социальных контактов, наблюдаемого у людей, больных шизофренией. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что представление о непосредственной связи аутизма с шизофренией сохранялось в течение долгого времени; вплоть до конца 1960-х годов аутизм и «шизофрения детского возраста» были взаимозаменяемыми диагнозами (обзор, касающийся такого смешивания понятий, см. у Rutter 1978). С конца 1960-х аутизм стал рассматриваться как непосредственно не связанный с шизофренией (Кау и Kolvin 1987). У аутистов нет какой-то особенной предрасположенности к развитию шизофрении, нет и повышения частоты встречаемости шизофрении среди родственников аутистов.

        Однако различного рода связи между шизофренией и аутизмом по-прежнему отражаются в результатах исследований. Frith и Frith (1991) показали сходство между негативными симптомами при шизофрении (например, эмоциональная тупость) и проявлениями аутизма. Они полагают, что в основе обоих нарушений может лежать один и тот же когнитивный дефект, а точнее дефект модели психического (см. гл. 5). Существенные различия между двумя этими нарушениями вполне ожидаемы: поломка сформированной когнитивной системы не могла бы привести к таким же последствиям, как отсутствие одного из когнитивных компонентов с самого начала развития. Chris Frith (1992) также полагает, что продуктивная симптоматика при шизофрении (например, галлюцинации и бред) может проистекать из неправильной работы механизма репрезентации внутренних представлений, приводящей к чрезмерному приписыванию окружающим каких-то намерений, например в виде бреда отношения (например, уверенность в том, что слова телеведущего обращены именно к нему).

        Другое сходство между шизофренией и аутизмом видно при анализе синдрома Аспергера. Sula Wolff с соавторами (например, Wolff и Barlow 1979 Wolff и Chick 1980) исследовала группу детей, у которых было, как они выражаются, «шизоидное личностное расстройство»: дети были гиперчувствительны, эмоционально отчуждены, одиноки, с ригидными навязчи-востями, у них отсутствовала эмпатия и была склонность к необычным рассуждениям. Авторы полагают, что именно таких детей описывал Аспергер в своей публикации 1944 года. Отсюда Wolff делает вывод, что синдром Аспергера не является частью аутистического спектра, а скорее входит в группу шизотипических или шизоидных расстройств.

        У Wolf в ее первоначальном описании шизоидного личностного расстройства, опубликованном в 1964 году, нет ссылки на работу Аспергера (Wolf и Chess 1964). Однако она очень аккуратно проводит различие между ее группой и детьми с аутизмом по трем признакам. Она полагает, что у шизоидных детей, в отличие от аутистов, нет ни одной из следующих особенностей: отсутствие эмоционального ответа или избегание зрительного контакта, стереотипное поведение, отстающее или слабое речевое развитие с наличием эхолалий. Однако не ясно, как ее группа могла соответствовать предложенным ею критериям шизоидного личностного расстройства, если у этих детей не было ни одной из перечисленных проблем. Предложенные ею критерии включают «эмоциональную отчужденность», «ригидность, иногда доходящую до навязчивости»; также она пишет, что дети используют странный «метафорический» язык. Эти термины по-прежнему слишком расплывчаты, чтобы можно было провести четкое различие. Таким образом, различия между группами, по-видимому, группируются вокруг тяжести и возраста – двух факторов, которые тесно связаны друг с другом (поскольку для того, чтобы родители заметили более легкое нарушение, нужно более продолжительное время) и касаются скорее количественных, нежели качественных, различий.

        Среди диагностических критериев шизоидного личностного расстройства, предложенных Wolff и Cull (1986), трудно найти такие, которые бы давали возможность четко разделить это расстройство и аутизм (когда случай относится к верхнему концу спектра). Она приводит следующие ключевые признаки шизоидного личностного расстройства:

        2. ослабление эмпатии и эмоциональная отчужденность;

        3. повышенная чувствительность, доходящая до паранойи;

        4. необычная манера общаться;

        5. ригидность внутренних установок, например полный уход в занятия, связанные с какими-то особыми интересами.

        Из этих признаков только «повышенная чувствительность» не подходит под описание способных аутистов. Wolf и Cull считают, что синдром Аспергера– это тяжелая форма шизоидного личностного расстройства, которое является более широким понятием, включающим случаи, не соответствующие критериям синдрома Аспергера.

        Это понятие частично пересекается с «шизоидным параноидальным личностным расстройством», приводимом в МКБ-10. Тогда встает существенный вопрос: как отличить детей с шизоидным личностным расстройством, у которых есть синдром Аспергера, от тех, у которых его нет? Ответ сформулирован не вполне четко, снова подразумевается, что различие состоит в тяжести проявлений.

        Nagy и Szatmari (1986) полагают, что все описания Аспергера, Wing и Wolff относятся к одной и той же группе детей, которые в DSM-III соответствуют «шизоидному личностному расстройству». Однако этот диагноз в качестве признаков включает идеи отношений и необычный перцептивный опыт, при этом здесь не упоминается ни о каких нарушениях невербальной экспрессии – признаке, который некоторые авторы (например, Tantam 1988с) в случае синдрома Аспергера считают наиболее существенным. Такая диагностическая схема недооценивает значение необычной речи, особых интересов и снижения невербальной коммуникации, наблюдающихся при синдроме Аспергера. По сути, такой подход вряд ли полезен для обеспечения правильного обучения и организации жизни детей этой группы. Как отмечала Wing (1984), если установление связи между синдромом Аспергера и аутизмом может иметь полезные последствия в плане организации жизни таких детей, то диагноз «шизоидное личностное расстройство» может быть «огорчительным и при этом не иметь конструктивного значения». Она также делает важное замечание, что последний диагноз в настоящее время очень расплывчат и, наряду с синдромом Аспергера, может включать множество самых различных нарушений.

        Несовпадающие диагнозы

        Было предложено огромное количество синдромов, сходных с аутизмом, получивших различные названия. Какие из них входят в аутистический спектр (различаясь только по степени тяжести), а какие представляют собой отдельные нарушения (различающиеся по лежащим в их основе дефектам) – пока неясно. Конечно же, наши оценки будут зависеть от разделяемой нами психологической теории аутизма. Так, если теория аутизма утверждает, что основное и специфическое для аутизма нарушение приводит к нарушениям коммуникации, социального взаимодействия и воображения, то ребенок, проявляющий гибкость, у которого есть нестереотипная символическая игра, не может быть назван аутистом. С другой стороны, если у ребенка есть незначительные (но характерные) нарушения прагматического аспекта речи, без более типичных грубых нарушений, диагноз «аутизм» все равно может быть поставлен, при этом границы диагностической категории не придется расширять сверх допустимого. Как показали Wing и Gould (1979), нарушение социального взаимодействия у аутистов может проявляться в попытках завязать дружбу странным образом точно так же, как и в полном избегании контактов с другими людьми. В таком случае, в определенном смысле, наш ответ на вопрос: «Что такое аутизм?» на третьем уровне объяснения будет зависеть от влияния на наше мнение наших знаний о тех диагнозах, которые имеют отношение к аутизму, но не являются таковым.

        Можно ли вылечить аутизм?

        В настоящее время, к сожалению, нет способов излечения аутизма, хотя существует множество доступных терапий и видов лечения. Иногда используется медикаментозное лечение, хотя нет данных о лекарствах, которые эффективно помогали бы всем аутистам. Лучшие из них снижают тревожность и улучшают поведение – но не приводят к исчезновению самого аутизма.

        Бихевиоральная терапия, особенно системы обучения, осуществляемые вдумчивыми, специально подготовленными педагогами, может оказывать огромное влияние на людей с аутизмом, уменьшая поведенческие проблемы, формируя способы справляться со своими трудностями и раскрывая потенциал за счет концентрации на задатках и способностях учеников. С точки зрения трех уровней, которые обсуждались в 1-й главе, можно изменить поведение аутиста, однако в настоящее время невозможно исправить ключевые биологические и когнитивные дефекты.

        Терапии: как оценить «чудодейственные средства»

        На протяжении истории аутизма неоднократно делались заявления о чудодейственных средствах, которые пробуждали надежду в родителях, но в результате проверки оказывались блефом и вскоре забывались. Различные терапевтические подходы возникают и исчезают с такой скоростью, что здесь не имеет смысла обсуждать какие-то конкретные виды терапии – любое обсуждение вскоре окажется устаревшим. Вместо этого в данном разделе будут предложены некоторые критерии оценки терапий, которые могут быть применимы к любому новому виду вмешательства и которые должны помочь вам самим составить свое мнение о сообщениях, касающихся чудодейственных средств.

        Оценка должна быть независимой, поскольку педагоги и родители, использующие какую-то терапию, могут уверовать в нее до полной потери объективности. Так, например, в случае лекарств те, кто проводит измерения, не должны знать, кто получает, а кто не получает препарат. Оценивать ребенка должен сторонний эксперт и, если это возможно, использовать для этого стандартизированные методики, а не давать свою субъективную оценку. Полезными инструментами могут быть IQ-тесты, такие как переработанная Векслеровская шкала интеллекта для детей (WISC-R) и Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (WAIS), методики оценки поведения аутистов, такие как Шкала оценки аутизма у детей (Childhood Autism Rating Scale – Schopler и др. 1980), и методики оценки адаптации в повседневной жизни, такие как Вайнлэндская шкала оценки адаптивного поведения (Sparrow и др. 1984).

        Уровень функционирования ребенка (включая диагностический статус) должен оцениваться (предпочтительно с помощью объективных методов оценки) до и после проведения терапии. Измерение, проводимое до терапевтического вмешательства, должно устанавливать точку отсчета. После некоторого периода применения терапии для определения динамики следует еще раз произвести оценку состояния ребенка, если возможно, с помощью тех же методик измерения. В некоторых случаях также полезно посмотреть, насколько устойчивы положительные изменения или насколько они обратимы и зависимы от того, продолжает ли ребенок посещать занятия. Так, например, для определения эффективности препарата необходимо провести оценку уровня функционирования ребенка до применения препарата, затем, когда он находится на препарате, и, наконец, после отмены препарата. Такая оценка результатов после отмены препарата может быть особенно необходима в случае лечения ребенка, который может оказаться недоступен для исследования, когда станет взрослым.

        Неотъемлемой частью экспериментальной проверки эффективности терапевтического воздействия является контроль. У большинства детей с аутизмом положительные изменения происходят по мере взросления, независимо от получаемой ими помощи. Таким образом, важно оценить отношение между изменениями, которые произошли в результате терапии, и теми изменениями, которые могли произойти сами по себе. Другими словами, специфический терапевтический эффект того или иного воздействия можно оценивать только относительно непрерывного развития. На самом деле это очень затруднительно, поскольку невозможно узнать, как бы развивался ребенок, не пройди он курс терапии.

        Обычный путь состоял бы в том, чтобы сравнить аналогичного ребенка, не прошедшего курс терапии, с ребенком, прошедшим курс терапии. В случае аутичных детей, которые часто столь не похожи друг на друга, чрезвычайно трудно подобрать контрольную группу для сравнения. Критериями подбора могут быть уровень интеллекта (IQ) или умственный возраст, хронологический возраст, тяжесть проявлений, тип школы, которую посещает ребенок, и пол. Если не удается подобрать ни одного ребенка для надлежащего контроля и сравнения, можно взять группу детей и в качестве контрольных данных брать средние показатели по группе.

        Любой, кто действительно нашел средство лечения аутизма или обнаружил эффективное терапевтическое воздействие, должен быть заинтересован в том, чтобы плод его усилий был оценен таким исчерпывающим образом, и открыт для контактов с независимыми экспертами. Вышеизложенные критерии также полезны для оценки индивидуальных достижений при использовании определенных программ обучения. Они могут быть использованы учителем для оценки того, как изменяются разные ученики в зависимости от используемых стратегий обучения.

        Аутизм – нарушение, приковывающее к себе внимание, поскольку он представляется нарушением, прежде всего, человеческого образа жизни. Трудно представить аналогичное нарушение у животного, с таким же сложным сочетанием особых способностей и дефектов, как у людей с аутизмом. Аутизм – именно человеческое нарушение; оно дает нам возможность соприкоснуться с тем опытом, который так близок, и, наверное, все же так далек от нашего восприятия нас самих и нашего мира социальных отношений. Возможно, мы все «слегка аутичны»? Не растворяется ли аутизм в континууме нормы? Это те вопросы, которые завораживают всех, кто знаком с аутизмом. В этой главе рассмотрены возможные границы аутизма. Следующая, последняя глава обращается в будущее и рассматривает еще одну теорию аутизма, которая может дать новые идеи для нашего понимания отношений между «нормальным» и «аутичным».

        www.razlib.ru

        Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма.

      24. Главная /
      25. Здоровье и долголетие /
      26. Физическое здоровье /
      27. Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма.
      28. Пока какое-либо лекарство от аутизма так и не изобретено. Однако используя методы лечения аутизма, соответствующую терапию, в сочетании с образовательными программами, многие детки, которых поразила эта умственная болезнь, способны обучаться и развиваться. Если начать лечение аутизма у детей на ранних стадиях, то можно снизить проявление симптомов, уменьшить агрессивность, сгладить особенности поведения и вырастить ребенка относительно самостоятельным.

        • Существуют ли эффективные методы лечения аутизма?

        Важно понимать, что лечение аутизма, вид терапии зависит от конкретных проблем конкретного пациента. Поэтому говорить о каких-то единых, действенных во всех случаях методах лечения не приходится: предлагаемое центрами и отдельными специалистами лечение аутизма у детей может помочь, а может, и нет. Так или иначе, а самой эффективной является терапия, сочетающая различные подходы, комбинации и методы лечения аутизма.

        Сам по себе аутизм неизлечим, ученые не могут постичь природу этого заболевания в полной мере, поэтому терапия аутизма продолжается на протяжении всей жизни.

        • Как и какие методы лечения аутизма лучше выбрать?

        Стандартной методики для лечения аутизма у детей не существует, и разные специалисты лечат аутизм по-разному, придерживаются подчас совершенно разных взглядов на лечение страдающих аутизмом и используют различные методы и процедуры. Какие именно подойдут в случае болезни вашего близкого или ребенка определить предварительно довольно сложно, но возможно.

        Вам, как человеку близкому, больше всех известно о проявлениях болезни у вашего ребенка или родственника, поэтому терапию нужно выбирать, соответствующую симптоматике болезни. К примеру, если имеются сложности в управлении больного собственным телом, то в методике должны обязательно присутствовать физиотерапевтические методы лечения аутизма. Если возникновение и прогрессия болезни связаны с отравлением – особое внимание уделите питанию детей при аутизме, диетотерапии, медикаментозной терапии. При неуправляемых поведенческих отклонениях, проявляющихся в агрессии, крайней стереотипности, гиперактивности и т.п., вспомогательным элементом терапевтического плана должны быть медикаментозные методы лечения аутизма. Если главная трудность в отсутствии коммуникации – сосредоточьтесь на образовательных программах, использовании иппотерапии и т.д.

        Прежде чем приступить к лечению, рекомендуется пообщаться с несколькими специалистами, чтобы, по меньшей мере, определиться, чья компетентность вызывает у вас наибольшее доверие. Чтобы получить дополнительную информацию, обратитесь за советом в какую-нибудь группу поддержки для аутистов, поищите в интернете полезные сведения. Разным детям с аутизмом лечение подходит разное. Одна и та же методика, одному пациенту может помочь, а для другого оказаться совершенно бесполезной.

        Поэтому родителю или опекуну так важно проанализировать и тщательно обдумать все предложенные методы лечения аутизма, руководствуясь тем, что представляет собой больной ребенок, и что является наиболее разумным в этой ситуации, по вашему мнению.

        И запомните: какой бы метод не использовался для лечения, на основе картины течения заболевания и симптоматики конкретного пациента, должна составляться индивидуальная программа терапии. При сочетании соответствующего лечения и обучающей программы большинство людей, страдающих аутизмом, делают существенные успехи в своем развитии.

        Иногда терапия аутизма предполагает применение трудотерапии и физиотерапии. Трудотерапия способна помочь пациентам обрести относительную самостоятельность и обучить их базовым бытовым навыкам (к примеру, как помыться, как застегнуть рубашку, как завязать шнурки). Физиотерапия аутизма предполагает выполнение физических упражнений и прочих лечебных процедур (к примеру, теплотерапии, массажа), способных помочь страдающим аутизмом управлять собственным телом.

        Если имеется аутизм у детей, лечение традиционным методом подразумевает управление поведением и обучение детей по специальной программе. Такой подход наиболее известен, как АВА терапия аутизма.

        Имеются научные доказательства зависимости успешности терапии и времени начала лечения: чем раньше начнется работа по коррекции поведения аутиста, по обучению, развитию бытовых, речевых навыков, трудотерапии, тем на лучший результат можно будет рассчитывать в будущем. Как правило, лечение аутизма у детей не бывает легким – это постоянная и напряженная работа с ребенком изо дня в день, из года в год. Медикаментозное лечение, коррекция поведения, и другие грамотно подобранные виды и способы, помогут пациенту справиться с большинством симптомов и сложностей, которые являются результатом заболевания.

        К специализированной терапии относят трудотерапию, логопедию, физиотерапию, дельфинотерапию. Все эти подходы являются очень важными составляющими, без которых излечение невозможно в принципе. Именно с их помощью лечат аутизм, они позволяют научить ребенка разговаривать, взаимодействовать с людьми, обслуживать себя, стать самостоятельным, независимым от постоянной посторонней помощи, получить элементарные навыки социальной адаптации.

        Сегодня нередко лечат аутизм при помощи дельфинотерапии. Как правило, даже один курс занятий приносит довольно хорошие плоды (время от времени желательно их повторять). Единственным нюансом является то, что для данного метода есть противопоказание, в виде осложнения аутизма у детей дезинтегративным психическим расстройством, сопровождающимся неуравновешенным, нелепым поведением.

        Эффективно лечат аутизм также с использованием разнообразных игр и занятий, подобранных с учетом степени и сложности заболевания, индивидуальных потребностей и особенностей малыша.

        Что касается трудотерапии, то она учит ребенка обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств (зрение, слух, запахи и прикосновения).

        Существуют также методы лечения аутизма холдинг-терапией, то есть через принуждение физической близости, способствующих установлению между мамой и ребенком физической связи. Среди них, насильственные объятия, или, к примеру, проговаривание мамой определенных слов и фраз о своих чувствах, и многое другое.

        Преимущество лечебной физкультуры в овладении малышом собственным телом, умении им управлять.

        Кроме прочего, аутизм у детей, лечение его осуществляют поведенческими, образовательными, биомедицинскими и комплементарными методами. Некоторые их данных форм терапии основаны на результатах научных открытий и исследований, другие научного обоснования под собой не имеют, однако по утверждениям многих опробовавших эти методы, способны действенно помочь в лечении. Учитывая изложенное, при выборе лечения аутизма у детей необходимо проанализировать существующие научные данные, которые свидетельствуют в пользу предлагаемой терапии.

        • Аутизм и питание детей

        Вопрос «аутизм и питание детей», очень глубокий и разносторонний. Было проведено масса исследований, главной целью которых, было выяснить, есть ли связь проявлений аутизма и пониженным или повышенным содержанием в организме аутистов тех или иных минералов, витаминов и прочих питательных веществ. К сожалению, четкого ответа результаты этих исследований так и не смогли дать. Только немногие теории получили достоверное научное подтверждение. Тем не менее и врачи, и родители говорят, что и у детей и у взрослых, страдающих аутизмом, которые принимают пищевые добавки и витамины, к примеру, жир печени трески магний, витамин В, витамин С, налицо улучшение.

        Некоторые пациенты имеют чувствительность к некоторым видам пищи или пищевые аллергии. В данных случаях необходима диетотерапия, особая диета для аутистов, которая обеспечит сбалансированность рациона и поддержание здоровья. Помимо этого, правильное питание детей при аутизме позволяет нормализовать кишечное пищеварение, наладить или улучшить всасывание организмом различных питательных веществ, а значит устранить проблемы, свойственные большинству аутистов. Имеются свидетельства, что после исключения некоторых потенциально нежелательных белков, к примеру, глютена (содержащегося в пшеничной муке) из рациона питания детей при аутизме, спустя некоторое время намечаются улучшения. Тем не менее, научных исследований, подтверждающих данные факты, пока не проводили.

        Обязательно, прежде чем будет использоваться диета для аутистов, лечение ребенка при помощи пищевых добавок, либо кардинально менять питание детей при аутизме, необходимо посоветоваться с лечащим врачом, и желательно не одним. Безусловно, для поддержания нормального развития и роста нужно следить, чтобы питание детей при аутизме включало все необходимые питательные элементы. Но, несмотря на всю потенциальную пользу, которую способны принести организму пищевые добавки, витамины и минералы, некоторые из них способны также и приносить вред, особенно при приеме в избыточном количестве.

        Главное понимать, когда говорится «лечим детский аутизм, лечение аутизма» предполагается вовсе не излечение от болезни как таковой. На данном этапе лекарства от аутизма в принципе не существует, как и самого лечения. Поэтому правильнее будет назвать это «коррекцией».

      29. • Поведенческая терапия для аутистов. Методы коррекции аутизма, РМО, «Игровое время» и АВА терапия.
      30. Поведенческая, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ лечения при аутизме. Проводившиеся более 30 лет подряд, исследования подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии.

        В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными.

        Помимо этого, существует еще немало способов коррекции поведения аутистов, домашних обучающих программ, и методов, основанных на глубинных знаниях самых ранних этапов развития ребенка и принципах прикладного поведенческого анализа. Читать подробнее:

        ____________________________

        • • Медикаментозные методы лечения аутизма
        • Одним из методов, применяющийся широко в нашей стране, является лекарственная, медикаментозная терапия аутизма. Это не отдельное лечение, а комбинирующееся со всеми остальными методами.

          При помощи лекарственных препаратов можно лечить многие симптомы заболевания, смягчить течение аутизма. Читать подробнее >>

        • • Лечение аутизма гомеопатией
        • Обычно, гомеопатию относят к альтернативным методам лечения, поскольку зачастую это возможность замены использования медикаментов, что уже хорошо. Кроме того, ценно воздействие биологических добавок на функционирование отдельных областей мозга. В настоящее время огромное количество гомеопатов специализируются в данной области и лечат аутизм.

          Это направление лучше вынести в отдельную графу, тем более, что в подходе такого лечения существует несколько направлений. Читать подробнее >>

        • • Альтернативные методы лечения аутизма: иппотерапия, дельфинотерапия, арт-терапия при аутизме

        Детский аутизм и лечение общением с животными – наиболее продуктивный способ коррекции умственного развития ребенка. Иппотерапию и дельфинотерапию считают лучшим лекарством против аутизма.

        Данные методы являются более эффективными для деток с поражением нервной системы, например, с ДЦП, которые нередко сопровождают детский аутизм и лечение его. Но для некоторых деток аутичного спектра и без сопутствующих отклонений в развитии, этот подход также дает весьма не плохие результаты.

        • • Физиотерапевтические методы лечения аутизма
        • Мануальная терапия, остеопатия, пальпация (воздействие на тело человека пальцами рук), в основе которых лежит воздействие на анатомические структуры тела, на внутренние органы, освобождают их от множества функциональных блоков и восстанавливают циркуляцию жидкостей в организме аутистов.

          Всё чаще в последнее время используется электростимуляция, как один из методов немедикаментозного воздействия на пациента при лечении различных психоневрологических проблем.

          Это не специализированный метод для аутистов, но в некоторых случаях весьма действенный. У него есть свои виды электростимуляции, показания к применению, а также противопоказания. Читать подробнее >>

        • • Дети с аутизмом, лечение биомедицинскими методами
        • Биомедицинское лечение аутизма у детей сводится к обогащению организма витаминами, при помощи нормализации питания детей при аутизме. Для терапии вводится специальная безглютеновая, безказеиновая диета для аутистов, иногда безсоевая диета для аутистов и даже бездрожжевая. Также аутизм у детей, лечение симптомов и проявлений различных форм отравлений осуществляется с применением антикандидозной и антибактериальной терапий, поддержкой иммунной системы, и выведением из организма тяжёлых металлов. Читать подробнее:

          Еще немного о лечении аутизма:

          ladyvenus.ru

          Это интересно:

          • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
          • Боязнь быть на улице одному Лечение Агорафобии, Страха выйти на улицу Страх, испытываемый в открытых местах или при выходе на улицу переживается человеком эмоционально. Агорафобия с паническими атаками лечится. Страх выхода на улицу часто сопровождается проявлениями такой симптоматики как паническая атака, что так или иначе связано с непосредственными изменениями нервной […]
          • Причины последствий от стресса От гриппа до потери памяти: 5 неожиданных последствий стресса Независимо от того, застряли ли вы в пробке, находитесь на собеседовании или спешите на первое свидание, вы в любом случае испытываете влияние стресса. Просто потому, что стрессовые факторы присутствуют в нашей жизни на регулярной основе. Но если одни из нас поддаются им, то другие […]
          • Болезни печени от стресса Болезни печени от стресса Ученые установили прямую связь между заболеваниями печени и хроническим стрессом. Результаты исследования экспертов Эдинбургского университета и Копенгагенской университетской больницы показали большую склонность к развитию гепатита и цирроза у людей, которые плохо спят и постоянно нервничают. Примечательно, что лица, […]
          • Ожирение от анорексии От анорексии до ожирения Опубликовал: admin в Эффективное похудение 09.04.2018 0 25 Просмотров Здравствуйте, уважаемые Читательницы! Сегодня мы поговорим о том, почему можно дойти от анорексии до ожирения. Ничто так не способно повысить самооценку, как восхищенные взгляды противоположного пола и завистливые своего. С древних времен красивое тело […]
          • Сладости и стресс Сладости для диабетиков Сладости для диабетиков и возможность их употребления являются вопросом спорным. Ведь данное заболевание характеризуется нарушением в процессах усвоения сахара организмом. Таким образом, очевидной кажется необходимость полностью отказаться от различного вида сладостей. Однако сделать это, разумеется, очень непросто. […]
          • Психическое расстройство потеря памяти Психические заболевания с потерей памяти Психические заболевания с потерей памяти Синдром потери кратковременной памяти При этой разновидности амнезии человек забывает вещи, только что с ним произошедшие. В повседневной жизни мы часто жалуемся на плохую память, и когда забываем что-то купить или сделать, говорим «память отшибло». Но каково это на […]
          • Русь и золотая орда проблемы взаимоотношения Учебные материалы по Истории России ответы на вопросы в краткой и полной форме Русь и орда: проблемы взаимовлияния После нашествия монголо-татар такие сильные княжества, как Черниговское, Галицко-Волынское, Смо­ленское, теряют независимость и входят в состав Лит­вы и Польши. Другими словами, перестает существовать политическая структура, […]