Изменения в психике при стрессе

Изменения в психике при стрессе

В настоящее время установлено, что стресс сопровождается функциональными (нейроэндокринными, обменными) и морфологическими изменениями. Доказана роль стресса как главного этиологического фактора язвенных поражений слизистой желудка, гипертонической болезни, атеросклероза, нарушений структуры и функции сердца, формирования иммунодефицитных состояний и злокачественных опухолей, нарушений обмена веществ.

Патогенез язв желудка при стрессе

Язвы желудка образуются как обязательный признак первой стадии стресс-реакции. У человека формирование язв наблюдается при стрессе, вызванном конфликтом между необходимостью осуществлять пищевую, половую, оборонительные реакции и запретом или невозможностью их осуществления. У животных аналогичная ситуация моделируется при формалиновом стрессе, иммобилизации, болевом раздражении и невозможности уйти от болевого воздействия. Язвы желудка и кишечника сейчас обнаружены практически при всех сильных стрессорных воздействиях, а у человека особенно после сильных эмоциональных переживаний.

Показано, что язвы желудка и кишечника развиваются не во время самого стрессорного воздействия, а спустя некоторое время (в эксперименте, обычно на голодных животных). Полагают, что в результате возбуждения симпатоадреналовой системы возникает спазм артериол мышечной оболочки желудка, стаз крови, имеют место повышение проницаемости сосудов, кровоизлияния и некроз. Одновременно подавляется секреция желудочного сока. Лишь после прекращения стрессорного воздействия восстанавливается, а затем повышается активность парасимпатического отдела нервной системы и усиливается секреция желудочного сока. Ишемизированные и некротизированные участки слизистой оболочки подвергаются перевариванию с образованием язв (Ф. 3. Меерсон, 1981).

Таким образом, сильное возбуждение симпатоадреналовой системы при стрессе вызывает повреждение слизистой желудка, а последующее повышение парасимпатических влияний и усиление секреции желудочного сока приводят к формированию язв.

Нарушения сердечно-сосудистой системы при стрессе

Активация при стрессе симпатоадреналовой системы вызывает учащение ритма сердечных сокращений, увеличение систолического и минутного объема кровообращения, общего периферического сопротивления, вследствие чего происходит подъем системного артериального давления.

При длительном и интенсивном стрессе регистрируется повреждение миокарда, основными причинами которого являются высокие концентрации катехоламинов, активирующие перекисное окисление липидов, а образующиеся в результате этого гидроперекиси повреждают биомембраны клеток сердца и других органов и тканей (мышц, аорты). По данным Ф. 3. Меерсона, перекисное окисление липидов для различных органов при стрессе сохраняется от 2 до 5 суток. Повышение проницаемости мембран лизосом кар-диомиоцитов и выход протеолитических ферментов в цитоплазму и кровь вызывают более значительное повреждение мембран клеток. Очаговые контрактуры мышечных волокон и некротические изменения в сердце при стрессе объясняют нарушением мембранного транспорта кальция, ибо удаление кальция из миофибрилл — необходимый процесс нормального расслабления. Основу указанного нарушения составляют повышение проницаемости мембран саркоплазматического ретикулума для кальция и снижение активности фермента Са-АТФ-азы. После перенесенного стресса выявлено снижение адренореактивности сердечной мышцы.

По Ф. 3. Меерсону (1981), патогенез повреждений сердечной мышцы при стрессе можно представить следующим образом: высокие концентрации катехоламинов-*¦ активация перекисного окисления липидов и накопление перекисных соединений -*¦ лабили-зация лизосом -*¦ повреждение перекисями липидов и протеолити-ческими ферментами мембран сарколеммы и саркоплазматического ретикулума-«нарушение транспорта кальция в миокардиальных клетках-«кальциевая контрактура и гибель клеток.

Стресс является также важным инициальным моментом формирования гипертонической болезни вследствие активации симпа-тоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем и последующего расстройства водно-солевого обмена и сосудистого тонуса.

Таким образом, уже на примере сердечно-сосудистой системы мы видим, как стресс-синдром превращается из звена адаптации в звено патогенеза неинфекционных заболеваний.

studbooks.net

Формы проявления стресса

Изменения функциональных систем организма при стрессе.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления. Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.

Между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

1) Изменение поведенческих реакций при стрессе

Все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы.

Нарушения психомоторики могут проявляться:

— в избыточном напряжении мышц (особенно часто — лица и «воротниковой» зоны);

— изменении ритма дыхания;

— уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

— нарушении речевых функций и т. д.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи и т. д. Нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей.

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

2) Изменение интеллектуальных процессов при стрессе

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Чем же объясняется такая форма проявления стресса? Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что «многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты». Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний.

По этому поводу они пишут: «Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через «кривое зеркало»). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и оценка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).

Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам — она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы «прозреваем» от «отравления эмоциями» и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям».

3) Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

— повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

— повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

— снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: стресс может проявиться в форме боли в сердце и других органах; затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают «резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.» Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс.

4) Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональная форма проявления стресса затрагивает различные стороны психики.

В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.

Объективные причины возникновения психологического стресса.

К числу вызывающих стресс (стрессогенных) факторов относятся ос­трые или хронические психотравмирующие обстоятельства, выраженные неблагоприятные жизненные перемены, учебные или производственные перегрузки, конфликты в семье или на работе.

Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы:

1) условия его жизни и работы (жилищные условия, производственные факторы, экология);

2) люди, с которыми он взаимодействует (строгий начальник, плохие соседи, нерадивые подчиненные);

3) социальные факторы среды (высокие цены, условия кредита, плохая власть, налоги);

4) чрезвычайные обстоятельства (природные и техногенные катастрофы, болезни и травмы).

При этом следует отметить, что термин «объективные причины» достаточно условный, так как человек может в той или иной мере повлиять почти на любой «объективный» стрессор. Например, он может выбирать иные условия своей жизни, менять состав ближайшего социального окружения и даже противодействовать определенным природным или техногенным катаклизмам. В группу объективных причин относятся те стрессоры, которые существуют вне сознания человека, испытывающего стресс, хотя они и могут быть модифицированы этим сознанием.

adaptaonline.ru

При стрессе происходит нарушение биохимических процессов, начинаются патологические изменения в органах и тканях,что подавляет иммунную систему.

Стресс, постстрессовые состояния.

Стресс — это разрушительные биохимические процессы, происходящие в организме человека под воздействием деструктивных социальных, информационных и техногенных факторов.

Под социальным стрессом мы понимаем комплекс реакций психофизиологической дезадаптации в стадии суб- и декомпенсации, возникающих при длительном или кратковременном деструктивном воздействии социогенных и техногенных факторов на организм человека.

При стрессе начинает вырабатываться адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций, элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной.

Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании.

Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.

По общим подсчетам треть населения России находится в постоянном стрессе. Что касается москвичей, то эта цифра составляет 70%.

Воздействие стресса на организм человека

• Активируется центральная нервная система, которая запускает стрессовую реакцию:

происходит нарушение биохимических процессов, начинаются нежелательные изменения в органах и тканях.

• В крови резко возрастает уровень глюкокортикоидов, что подавляет иммунную систему, защищающую человека от чужеродных веществ и инфекционных агентов, вирусов и бактерий, а также от собственных измененных клеток, превратившихся в опухолевые.

• Происходит значительное снижение лейкоцитов в крови, которые играют важную роль в процессе иммунологической защиты организма.

• Мышечное напряжение приводит к разрушению клеток, накоплению токсинов и нарушению кислородного обмена и питательных процессов в тканях. Возникающая в таких случаях боль является следствием не только мышечного напряжения, воздействующего на нервные окончания, но и нехватки кислорода на клеточном уровне.

• Расширяются капилляры- диаметр сосудов увеличивается, ток лимфы замедляется, плазма и протеины накапливаются в межклеточном пространстве. Увеличивается уровень токсинов , поднимается давление, развивается отечность , затрудняется снабжение кислородом и питание клеток.

• Основная нагрузка ложится на сердце. В спокойном состоянии сердце перекачивает 5-6 литров крови. В стрессовой ситуации эти цифры возрастают до 15-20 литров. У людей среднего и старшего возраста значительно увеличивается риск возникновения инсультов и инфарктов.

• Нарушение работы жизненно важных систем, появление психосоматических патологий, резкое снижение иммунитета.

• Общее беспокойство и недовольство жизнью, своим социальным статусом и занимаемой должностью.

• Внутренняя суета, принятие импульсивных, поспешных, необдуманных решений.

• Раздражительность, агрессивность, нетерпимость к окружающим, приступы необоснованного гнева.

• Ухудшение концентрации внимания и памяти.

• Низкая работоспособность, неконтролируемые эмоции, депрессия.

• Потеря желания что-либо делать и к чему-либо стремиться.

• Изменение поведения, искаженное восприятие реальности, нервозность, страх.

• Уход от реального восприятия с помощью антидепрессантов, алкоголя, наркотических препаратов.

• Попытки справиться с помощью обращений к психологам, применении восточных , оккультных практик, НЛП, гипноза и т.д.

• Необъективная оценка себя и окружающих.

• Повышение, а затем резкое снижение сексуальной способности.

• Проблемы в семейной жизни.

Человек начинает действовать автоматически, устраняется от принятия важных решений, перестает управлять своей жизнью. Попытки самостоятельно справиться со стрессом, причина которого находится вне его, в 90% случаев приводят к ослаблению системы защиты и разрушению человека как личности и биологической сущности.

После перенесенных травм или стрессов, даже выйдя «сухим из воды» в физическом аспекте, человек получает различные посттравматические и постстрессовые расстройства. Сегодня к постстрессовому состоянию можно отнести различные антропогенные и природные факторы. К примеру, человек, прошедший горячие военные точки или подвергнутый физическому насилию, тоже может иметь постстрессовое состояние. Ярким примером может стать «афганский синдром», а также «синдром человека, пережившего сильнейшее землетрясение».

Стрессы иногда называют «тихими убийцами». При хроническом стрессе развиваются болезни сердца, повышается кровяное давление, нарушается сердечный ритм, появляются боли в груди.

2. Говорят, что от стресса седеют. На самом деле это не так, а вот выпадение волос у женщин возникнуть могут, при этом выпадать они начнут в течение 3-х месяцев после стрессового события.

3. При сильном стрессе происходит расширение зрачков. Так человек пытается получить о ситуации максимум визуальной информации.

4. Женщины во время беременности, не должны подвергаться стрессам, т.к. из-за них может произойти выкидыш

5. А у мужчин они снижают подвижность и количество сперматозоидов, что приводит к эректильной дисфункции.

6. Снизить уровень гормонов стресса позволяет смех.

7. Кортизол (гормон стресса) – причина накопления брюшного жира, расширения отдельных жировых клеток, что может привести к «болезненному» ожирению.

8. Если человек подвержен стрессам, вероятность его смерти от сердечных заболеваний, рака, заболеваний легких, цирроза печени наиболее высока. С такими людьми чаще всего происходят несчастные случаи, они нередко совершают самоубийства.

9. Хронические стрессы замедляют рост детей, так как гормон роста производится в недостаточном количестве.

10. Самые стрессовые профессии: врачи, менеджеры, журналисты.

11. Ученые утверждают, что стресс – часть эволюционного процесса. Он необходим для выживания, так как на время повышает работоспособность, усиливает мозговую активность.

12. Стрессы делают кровь густой, подготавливая так организм к травмам. В то же время в стрессовых ситуациях вероятность образования тромба очень велика.

13. Согласно результатам исследований, количество гормона стресса уменьшается при употреблении темного шоколада. Еще более полезным считается какао, в котором содержатся антиоксиданты – флавоноиды.

14. При хронических стрессах растет количество цитокинов, вызывающих воспаления.

15. Распространенной реакцией организма на стресс является гипервозбуждение, приводящее к хронической бессоннице.

16. Первые упоминания о стрессах можно встретить у Гомера в «Илиаде» (8 ст. до н.э.): герой поэмы Ахиллес жаловался на эмоциональный упадок и возникающие у него в голове мысли о самоубийстве.

17. Мужчины более подвержены стрессам, нежели женщины. Наиболее распространены реакции у мужчин на стрессовые ситуации: гипертония, агрессивное поведение, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков.

18. Постоянным низкочастотным шумом провоцируется выработка гормонов стресса.

19. Стресс – причина гормональных изменений в организме человека, при которых уменьшается сексуальное влечение.

20. Внезапные эмоциональные травмы нередко приводят к «Синдрому разбитого сердца» – кардиомиопатии (сильной слабости сердечной мышцы). Особенно часто подобные состояния возникают у женщин.

Первыми, кто обратил внимание на проблему стресса были США. В конце прошлого столетия в Америке была обнародована статистика, которая показала как сильно стресс влияет на американское общество:

• Стресс является причиной 80% заболеваний. У 90% людей, страдающих хронической диареей (колитами), отсутствует органическое происхождение данной болезни – ее вызывает стресс.

• Сердечные приступы и различные кардиологические заболевания, в возникновении которых основную роль играет стресс, являются причиной 50% всех смертей в США.

• По статистике около 24 млн американцев начинают употреблять наркотики для того, чтобы снять стресс.

• То же самое касается алкоголя и алкогольной зависимости. 10 млн американцев являются алкоголиками. Для них спиртное – это лучшее средство для снятия стресса и напряженности.

• Более 40 млн американских жителей страдают от головных болей и около 10 млн от мигреней, вызванных стрессом.

• Бессонница — проблема для 30 млн американцев, подвергающихся стрессам.

• С проблемами эмоционального характера связано большинство несчастных случаев на производстве. В год происходит около 2 млн травм с потерей работоспособности и порядка 15 тыс смертей.

На сегодняшний день главным источником беспокойства на Западе являются:

• Постоянный рост цен и дороговизна товаров.

• Состояние здоровья беспокоит 43% американцев.

• Проблемы на работе — 24%.

• Проблемы с пожилыми родителями – 21%.

• Проблемы с детьми – 19%.

В результате исследований было выявлено, что пожилые американцы чувствуют себя наиболее спокойно. Мужчины менее подвержены стрессам, чем женщины. На одиночество жалуются больше молодые американцы, чем представители взрослых возрастных групп. Американцы с низкими доходами больше всего обеспокоены денежными проблемами, чем другими вопросами, а жителей с высокими заработками волнует постоянная нехватка времени, которая приводит к еще большим стрессам, перерастая в хроническую спешку, и вызывая проблемы со сном.

Для жителей России рост цен также является основной причиной развития стрессов.

• Стресс на работе занимает второе место среди источников беспокойства – 24%.

• Другие экономические проблемы- 25%.

• Жилищные проблемы волнуют 18% опрошенных

• Проблемами пенсий и здравоохранения обеспокоены 16% россиян.

Более 60% населения страны считают, что жить в стране становится с каждым годом только опаснее. Страх потери близкого человека вследствие тяжелой болезни или несчастного случая является причиной волнения для 51% населения России. 43% граждан боятся того, что болезнь и последующая за ней смерть может настигнуть их самих. 53% россиян боятся преступлений против жизни и здоровья своих родственников, и 40% против себя. 28% опрошенных главными опасностями назвали войны и социальные конфликты. Треть населения считает наиболее опасными стихийные бедствия и экологические катастрофы.

Больше всего вышеперечисленным обеспокоено молодое население России. А вот пожилые люди больше страдают от одиночества.

www.infoecology.ru

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции — файл n1.doc

Доступные файлы (1):

Изменение поведенческих реакций при стрессе

Изменение интеллектуальных процессов

Изменение физиологических процессов

Эмоциональные проявления стресса

2.2. Оценка уровня стресса

Объективные методы оценки уровня стресса

Субъективные методы оценки уровня стресса

Прогноз уровня стресса

2.1. Формы проявления стресса

36 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

Рис. 5. Поведенческие признаки стресса

Рис. 6. Неадекватные методы подавления стрессов. Частота применения

стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разре­шению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет по­иски выхода из стрессорной ситуации.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и био­химическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утом­ляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д. (рис. 8).

44 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

где ВИК — вегетативный индекс Кердо; АДД — артериальное диасто-лическое давление; ЧСС — частота сердечных сокращений.

следования механизмов и путей реализации эмоционального стресса [6, 12, 19]. Привлекательность данного метода обусловлена доступно­стью его применения и его большой информационностью, позволяю­щей регистрировать не только показатели работы сердца как отдельно­го органа, но и состояние систем регуляции вегетативного гомеостаза в целом.

50 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

части испытуемых стресс приводил к замедлению скорости реакции, а у другой части студентов реакция, наоборот, улучшалась (рис. 15).

Количество студентов, % от общего числа

Для измерения индивидуальных различий в тревожности ]. ТауЬг был разработан специальный тест по определению уровня личност­ной тревожности («шкала тревоги», МАЗ). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два оп­росника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (лич­ностная тревожность), а второй — как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показа­телями личностной тревожности ситуативная тревожность в анало­гичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возмож­ной неудачи, может рассматриваться как приспособительный меха­низм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом об­щественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные на­блюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угро­жающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче.

ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов [5]. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптома­тика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым нев­ротическим реакциям).

56 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

1 Например: Свидерская Н. Е. и др. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у чело­века // Журнал ВИД. 2001. Т. 51, № 2, с. 158-165.

58 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

+ предпосылки ее развития;

Стрессовая ситуация и ее предпосылки

Поведение при стрессе (мысли + действия + чувства)

Что помогает мне преодолевать стресс?

2.2.3. Прогноз уровня стресса

60 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

использование идентичных стрессоров (например, изучение психо­

логических и вегетативных реакций студента на одном экзамене

дает возможность прогнозировать характер и уровень переживае­

мого им стресса на другом);

использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных

мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при

помощи метода нейролингвистического программирования);

прогнозы на основе психологических тестов и опросников’,

математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

создание при помощи различных устройств модельной стрессорной

ка к ситуации реальной.

Например, для оценки поведения студентов на экзамене проводилось сравнение психофизиологических показателей студентов в трех вариан­тах: при сдаче экзамена, во время стоматологического приема и при вы­полнении теста «Зеркальная координометрия». Сопоставление реакции студентов на ситуацию экзамена с реакциями на этот тест показало, что подобные тестовые задания могут являться своеобразными пробными мо­делями, изучение которых позволяет прогнозировать реакции того или иного испытуемого на реальную стрессовую ситуацию. На основании по­лученных результатов автором было предложено использовать последний лабораторный тест для прогнозирования реакции человека на эмоцио­нальный стресс и оценки стрессотолерантности 1 .

64 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

Полученные модели психологических и физиологических пара­метров студентов во время экзаменационного стресса можно исполь­зовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профи­лактических мероприятий со студентами, входящими в «группу риска» по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

Назовите четыре возможные формы проявления стресса.

В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

Какие существуют объективные методы оценки уровня стресса?

Каким образом вычисляется вегетативный индекс Кердо (ВИК)?

Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций,

применяемых при изучении психологического стресса.

Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состоя­

ния при стрессе?

Перечислите методы прогнозирования уровня стресса.

«& Выберите правильный вариант ответа

ки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

57 баллов по Спилбергеру?

стресса относится метод множественной регрессии?

66 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

Марищук В. Л,, Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в ус­

ловиях стресса. СПб., 2001, с. 81-101.

Хессет Дж, Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 19-48; 164-174.

Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические ас­

пекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 86-170.

Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 18-55.

Баевскш Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ из­

менений сердечного ритма при стрессе. М., 1984, с. 6-121.

Бажанов Н. П., Судаков К. В., Иващенко О. Н., Тябанкова В. Ф. и др. Ре­

зультаты изучения психоэмоционального напряжения у стоматологиче­

ских больных в предоперационный период // Роль эмоционального стрес­

са в генезе нервно-психических заболеваний. М., 1977, с. 15-18.

Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002,

Доскин В. А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психи­

ческое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988, с. 147-160.

Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб., 1997, с. 47-59.

Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте.

М., 1984, с. 159-160.

Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Современные способы оценки функ­

ционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология

человека. 2001. № 6, с. 135-141.

Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в ус­

ловиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. № 5, с. 48-50.

Поколев Г. М., Недугова Н. П., Фомина Г. Б., Илъичов Д. Г. Комплексная

оценка реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс

у лиц молодого возраста // Кардиология, 1985. № 5, с. 112-113.

Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 15-

Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергоза­

траты у студентов в процессе результативной учебной деятельности //

Вестник Российской академии медицинских наук. 1999. № 6, с. 47-51.

Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня

эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный ана­

лиз и управление в биомедицинских системах. 2002. Т. 1. № 3, с. 319-322.

Ах А. Р. ТЬе рЬузюЬ^са! сН#егеп1ла1;юп Ъегдуееп Геаг апс! ап^ег т Ьитапз //

РзусЬозот. Мей., 1953. Уо1. 15. Р. 433-442.

Пюп апс! СНтса! Узе // С1гси1а1:юп, 1996. V. 93. № 5. Р. 1043-1065.

М/# ^.]. ТЬе рЬагтасо!о§у о^ Ьитап агшегу // РЬагтасо1о^у апс! ТЬегару,

nashaucheba.ru

Потеря памяти при стрессе: симптомы, причины и рекомендации

Полезное руководство о потере памяти при стрессе: почему некоторые люди из-за стресса забывают самые простые вещи? Узнайте, каковы симптомы и причины потери и провалов в памяти в результате стресса, как влияет стресс на нашу память и мозг и когда стоит начать беспокоиться. Также мы дадим некоторые рекомендации и упражнения для избежания проблем с памятью в стрессовых ситуациях.

Потеря памяти из-за стресса

Остановитесь на мгновение и вспомните ваш первый поцелуй, день свадьбы, день падения Берлинской стены, день смерти леди Ди, 11 сентября, день автомобильной аварии… Все эти моменты, как хорошие, так и плохие, навсегда остаются в нашей памяти. Тем не менее вряд ли мы вспомним, что случилось днём раньше этих событий. Как мы видим, стресс в определённых ситуациях может даже улучшить память.

Однако в то же время у всех нас имеется и другой опыт. Заходя в зал, переполненный людьми, ожидающими нашего доклада или презентации, мы вдруг понимаем, что из головы “вылетели” важные данные, которые мы хотели использовать в выступлении. Или мы сдаём важный экзамен, и вдруг мысли начинают путаться, мы не можем вспомнить ответ на заданный вопрос. Или представьте себе ситуацию, когда рядом с вами человек, который очень вам нравится, или его семья. Вам задают вопросы, а вы чувствуете себя глупо, вы растеряны, потому что так нервничаете, что даже не способны рассказать о себе самые простые вещи.

Краткосрочные слабые или умеренные (острый стресс) стрессоры (микро- и макрострессоры) или факторы, вызывающие состояние стресса, улучшают память, в то время как серьёзные и долгосрочные стрессоры (хронические) вредны для нашей памяти и провоцируют её потерю.

Симптомы потери памяти при стрессе

“Я испытываю cерьёзный стресс и заметила значительную потерю памяти. Я не помню самые простые вещи. Ощущение, что мой мозг так устал, что не способен вспомнить даты, номера и даже детали разговоров. Когда я пытаюсь их запомнить, они просто не задерживаются в памяти и быстро вылетают из головы. У меня всегда была хорошая память и это для меня ненормально. Мне кажется, что мозг постоянно затуманен. Что-то не так, я волнуюсь”.

Одной из самых распространённых причин потери памяти является стресс. Однако неожиданные провалы в памяти могут быть симптомами нейродегенеративного заболевания или деменции, например, болезни Альцгеймера. Поэтому крайне важно пройти дифференциальную диагностику у квалифицированного специалиста.

Различные исследования доказали, что в стрессовых ситуациях высвобождается кортизол (глюкортикоид или глюкокортикоидный гормон стероидной природы), который может спровоцировать потерю памяти.

В этом видео очень доступно объясняется, что происходит в нашем мозге, когда мы не можем что-то вспомнить. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Потеря памяти при стрессе может происходить по-разному:

  1. Небольшие провалы в памяти. Случаются изо дня в день и не являются значительными. Например, когда мы забываем ключи или не помним, где оставили мобильный телефон или пульт от телевизора, или когда идём в магазин и забываем что-то купить из списка и т.д.
  2. Значительные провалы в памяти. Например, когда мы забываем имена хорошо знакомых людей или адреса, где мы часто бываем, номера телефонов, которые часто набираем, или пин-код своей банковской карты, которую постоянно используем и т.д.
  3. Серьёзные провалы в памяти. Это потери памяти, вызванные тяжёлым интенсивным стрессом – хроническим. Он может стать следствием пережитой травмирующей ситуации или обстоятельства. Такая потеря памяти может сильно повлиять на нашу жизнь. Человек может забыть важные моменты или даже целые эпизоды своей жизни, не помнить свой возраст или даже имя.

Почему хронический стресс приводит к потере памяти

Зависимость между уровнем стресса и продуктивностью/памятью можно объяснить с помощью закона Йеркса-Додсона, также известного, как “Теория перевёрнутого U”.

Потеря памяти при стрессе: “теория перевёрнутого U”

Специалистам в области образования этот эффект также известен как эффект “перевёрнутого U”. Он заключается в следующем: при лёгком и умеренном стрессе наша память “улучшается”, однако до определённой точки, после которой увеличение уровня тревоги и стресса приводят к “ослаблению” памяти.

Согласно “Гипотезе каскада глюкокортикоидов” (Р.Сапольский, 1986) хронический стресс может вызвать изменения в мозге, в результате которых ось, отвечающая за наши ответные реакции на стресс (ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники), теряет контроль над ситуацией. Не так давно эта гипотеза была переименована и получила название “Гипотеза нейротоксичности“.

Среди областей мозга, отвечающих за память и обучаемость, важную роль играет гиппокамп, обладающий специфическими рецепторами глюкокортикоидов, поэтому он очень чувствителен к ним. Глюкокортикоиды помогают мобилизовать необходимые организму энергетические ресурсы для противостояния возможным стрессовым ситуациям. Однако избыток кортизола приводит к атрофии мозга.

Не так давно были проведены исследования, которые с помощью техники нейроизображения позволили увидеть уменьшение размера серого вещества гиппокампа у людей, на протяжении многих лет страдавших гиперкортизолемией (хроническим избытком кортизола) по причине своего заболевания (синдром Кушинга). Таким образом, стресс влияет на память и обучаемость, тесно связанные с гиппокампом, хотя и по сей день до конца не изучено сложное функционирование этого отдела мозга.

Таким образом, гиперактивность оси “гипоталамус-гипофиз-надпочечники” является, с одной стороны, следствием ежедневного накопления стимулирующих сигналов из-за стрессовой ситуации, а с другой – она поддерживается отрицательным влиянием глюкокортикоидов. Таким образом, такие заболевания, как анорексия, потеря веса и т.д. могут указывать на состояние хронического стресса страдающего ими человека.

Факторы и причины потери памяти при стрессе

Хронический стресс может привести к тому, что человек будет не в состоянии адекватно реагировать на окружающие его стимулы.

Чтобы удерживать и запоминать информацию, необходимы внимание и концентрация. Это нужно для того, чтобы наш мозг мог корректно обрабатывать информацию и хранить её в памяти. Если нарушены процессы внимания, запомнить информацию будет сложно.

Когда мы чрезмерно обеспокоены или испытываем иррациональный страх, даже когда мы чем-то одержимы, процесс сбора, хранения и восстановления информации (память) может быть нарушен.

Кроме того, к хроническому стрессу может привести стремление ежедневно соответствовать требованиям и обязательствам, многозадачность, завышенные ожидания и требовательность к себе на работе, причём мы даже не всегда это осознаём.

Потеря памяти в результате стресса также связана с бессонницей, недостатком сна и депрессивным настроением.

В целом существуют различные причины потери памяти в результате стресса:

  • Травматические эпизоды: эти события запечатлеваются в нашей памяти. Мы можем воспроизводить в голове одну и ту же сцену снова и снова до тех пор, пока из памяти не сотрутся другие воспоминания. В наиболее тяжёлых случаях это приводит к Посттравматическому стрессовому расстройству.
  • Чрезмерная обеспокоенность: когда мы слишком волнуемся, наше внимание и мысли сфокусированы на одном и том же. Поэтому нам очень сложно воспринимать и обрабатывать другую информацию.
  • Общее тревожное расстройство или ОТР: это расстройство может развиться, если человек находится в состоянии стресса и повышенной нервозности по меньшей мере в течение 6 месяцев.
  • Паническое расстройство и панические атаки: страдающие им люди испытывают острые симптомы тревожности. Часто в таких ситуациях нарушается и память.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство или ОКР: при данном расстройстве человек испытывает потребность совершать ритуалы (компульсии), которые его успокаивают и придают уверенность, он не может от них отказаться даже если хочет. Поэтому внимание полностью сосредоточено на данном виде воспоминаний (реализация компульсий).

Связь между стрессом и памятью

В этой статье мне также хотелось бы отметить и положительное влияние стресса на нашу жизнь, поскольку благодаря ему мы активны и можем ежедневно выполнять множество необходимых дел и задач.

В первую очередь следует отметить, что симптомы стресса – это адаптационный ответ нашего организма, направленный на то, чтобы помочь нам справиться с различными ситуациями. Поэтому сам по себе стресс не “плохой”. Представьте, что вы стоите посреди африканской саванны и вдруг замечаете, что прямо к вам на огромной скорости приближается бегущий лев. Что происходит в этот момент? Сердце начинает колотиться, дыхание учащается, мышечный тонус нарастает… вы срываетесь с места и бежите к ближайшему дереву и, к счастью, вам удаётся забраться наверх и спастись.

Таким образом, стресс выполняет адаптационную функцию, которая активируется в качестве первой ответной реакции в экстремальной ситуации, когда необходимо выжить.

В повседневной жизни мы конечно не сталкиваемся каждый день со львами на улице, однако это не означает, что мы не подвергаемся различным опасным ситуациям.

“В нашей привилегированной жизни мы являемся единственными представителями животного мира, достаточно умными для того, чтобы придумать себе определённые факторы стресса, и единственными настолько глупыми, чтобы позволить им управлять нашей жизнью”. Роберт Запольски, “Почему у зебр не бывает язвы”, Руководство по стрессу, 2004.

Хронический стресс связан с потерей памяти и многочисленными проблемами со здоровьем, такими, как: усталость, головная боль, повышенное давление, расстройства пищевого поведения, заболевания желудочно-кишечного тракта, эмоциональные проблемы, ослабление иммунной системы и т.д.

Как избежать потерю памяти из-за стресса: 10 практических советов

Сегодня благодаря многочисленным исследованиям стало известно, что то, как мы реагируем и преодолеваем различные возникающие проблемы и ситуации, является важнейшим фактором, определяющим эффекты стресса. Поэтому обучение активным стратегиям преодоления стресса поможет предупредить возможные проблемы с памятью по причине стресса.

Итак, как можно справиться с потерей памяти при стрессе?

  • 1. Найдите различные пути решения одной и той же проблемы. Для этого подумайте, что именно в данной ситуации является причиной стресса, и каким образом можно это решить. По мере того, как вы будете находить различные варианты, уровень стресса начнёт значительно снижаться, поскольку вам уже не будет данная проблема представляться как “безвыходная ситуация, у которой нет решения”.
  • 2. Постарайтесь сосредоточиться на настоящем моменте и старайтесь бывать на природе, хотя бы раз в неделю.
  • 3. Найдите время для себя, прислушивайтесь каждый день к своим нуждам и потребностям.
  • 4. Как минимум, пару раз в неделю встречайтесь со своими друзьями, смейтесь и веселитесь (было доказано, что смех является очень мощным “анксиолитиком”).
  • 5. Занимайтесь спортом. Это отличный способ привести в порядок организм на гормональном уровне и естественным образом избавиться от токсинов.
  • 6. Отдыхайте рекомендуемое количество часов и, если это возможно, спите днём. Правильный отдых способствует укреплению нашей памяти.
  • 7. Придерживайтесь сбалансированной диеты. Диета должна быть богата полезными веществами и витаминами для мозга.
  • 8. Забудьте о многозадачности, о том, чтобы делать 200 вещей одновременно. Сначала доведите до конца начатое, и только затем приступите к выполнению следующей задачи. Таким образом вы сможете сконцентрироваться и сосредоточить своё внимание на том, что вы делаете (в этом случае вы с меньшей вероятностью забудете куда поставили стакан с водой, когда отвечали на телефонный звонок и т.д.)
  • 9. Практикуйте техники релаксации и/или дыхательные упражнения. Было доказано, что эти техники очень положительно влияют на наш организм на физиологическом уровне, и что поддержание оптимального уровня активации позволяет повысить производительность нашей памяти.
  • 10. Тренируйте память и концентрацию. В настоящее время разработаны клинические программы когнитивного тестирования, позволяющие оценить ваше когнитивное состояние и улучшить с помощью увлекательных упражнений для мозга ослабленные когнитивные функции. CogniFit (“КогниФит”) является одной из самых известных и используемых программ когнитивной стимуляции.
  • Тем не менее, если вы серьёзно обеспокоены возможной потерей памяти в результате стресса, необходимо обратиться к специалисту для диагностики и лечения. Ваш домашний доктор и/или психолог помогут вам найти подходящее решение проблемы.

    Спасибо, что прочитали статью. Как обычно, будем рады вопросам и комментариям.

    “Часто…нам кажется, что мы заперты в тюрьме, но это не так. В двери этой тюрьмы нет замка”. Катрин Рамбер.

    blog.cognifit.com

    Это интересно:

    • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
    • Боязнь быть на улице одному Лечение Агорафобии, Страха выйти на улицу Страх, испытываемый в открытых местах или при выходе на улицу переживается человеком эмоционально. Агорафобия с паническими атаками лечится. Страх выхода на улицу часто сопровождается проявлениями такой симптоматики как паническая атака, что так или иначе связано с непосредственными изменениями нервной […]
    • Причины последствий от стресса От гриппа до потери памяти: 5 неожиданных последствий стресса Независимо от того, застряли ли вы в пробке, находитесь на собеседовании или спешите на первое свидание, вы в любом случае испытываете влияние стресса. Просто потому, что стрессовые факторы присутствуют в нашей жизни на регулярной основе. Но если одни из нас поддаются им, то другие […]
    • Болезни печени от стресса Болезни печени от стресса Ученые установили прямую связь между заболеваниями печени и хроническим стрессом. Результаты исследования экспертов Эдинбургского университета и Копенгагенской университетской больницы показали большую склонность к развитию гепатита и цирроза у людей, которые плохо спят и постоянно нервничают. Примечательно, что лица, […]
    • Ожирение от анорексии От анорексии до ожирения Опубликовал: admin в Эффективное похудение 09.04.2018 0 25 Просмотров Здравствуйте, уважаемые Читательницы! Сегодня мы поговорим о том, почему можно дойти от анорексии до ожирения. Ничто так не способно повысить самооценку, как восхищенные взгляды противоположного пола и завистливые своего. С древних времен красивое тело […]
    • Сладости и стресс Сладости для диабетиков Сладости для диабетиков и возможность их употребления являются вопросом спорным. Ведь данное заболевание характеризуется нарушением в процессах усвоения сахара организмом. Таким образом, очевидной кажется необходимость полностью отказаться от различного вида сладостей. Однако сделать это, разумеется, очень непросто. […]
    • Психическое расстройство потеря памяти Психические заболевания с потерей памяти Психические заболевания с потерей памяти Синдром потери кратковременной памяти При этой разновидности амнезии человек забывает вещи, только что с ним произошедшие. В повседневной жизни мы часто жалуемся на плохую память, и когда забываем что-то купить или сделать, говорим «память отшибло». Но каково это на […]
    • Русь и золотая орда проблемы взаимоотношения Учебные материалы по Истории России ответы на вопросы в краткой и полной форме Русь и орда: проблемы взаимовлияния После нашествия монголо-татар такие сильные княжества, как Черниговское, Галицко-Волынское, Смо­ленское, теряют независимость и входят в состав Лит­вы и Польши. Другими словами, перестает существовать политическая структура, […]