Детский невроз что это

Бывают темы, говорить на которые очень трудно. Это — одна из таких. Детский невроз. Навязчивые движения. Что делать, если твой ребенок вдруг начинает ни с того, ни с сего теребить что-то руками, резко крутить головой, щелкать пальцами или делать любое другое, из раза в раз повторяющееся движение? И сам, кажется, переживает по этому поводу.

Тики, кстати, далеко не всегда имеют невротическую природу и вообще хоть раз в жизни случаются с каждым из нас. Бывает, что у человека от усталости подрагивает веко или кривятся губы. Тело как будто автономно от нашего сознания сбрасывает переизбыток напряжения. Знакомо? То же происходит с ребенком. И причина может быть та же — переутомление в школе, дома, нездоровая обстановка вокруг, переизбыток информации, постоянное нахождение в условиях повышенного шума и т.д. Если скорректировать режим дня и снизить нагрузку, тики могут уйти так же незаметно, как появились.

С медицинской точки зрения, тики — результат сбоев в работе отделов головного мозга, отвечающих за движения, тонус мышц. Иногда, в период интенсивного роста — результат временно возникшего диссонанса в работе головного и спинного мозга (проще говоря, организм подростка развивается быстро, но неравномерно, и части нервной системы не успевают друг за другом). Справиться с тиками помогают успокоительные препараты, всевозможные релаксации, умеренная, но регулярная физическая нагрузка. Естественно, подбирать лечение должен врач — психоневролог. Главное, ребенка при этом не залечить, чтобы не привить особый и столь часто встречающийся «кайф от болезни».

Причина, в общем-то, понятна. В подавляющем большинстве на детей мы обращаем внимания мало. И даже не потому, что мы такие уж плохие родители. Просто пока он есть и здоров, бегает тут рядом, ноет «мама, мама. », чего-то требует, «глушит» дом «ужастиками», не приходит в голову, что ему нужно какое-то особое внимание. Да и дел по дому навалом, отдохнуть хочется. И вдруг у него появляются какие-то тики, подергивания. Все! Кошмар! Что же делать? Ребенка запустили. Да еще и суровый доктор с умным видом рецепт выписывает. Вот на этом этапе и начинают ребенка залечивать и залюбливать. И от него, естественно, не укрывается этот факт. Ребенок начинает осознавать выгоду своего состояния!

Невроз навязчивых движений

Отличие навязчивых движений в том, что они минимально, но все же поддаются контролю и, как правило, являются прямым повторением какого-либо характерного жеста. Это позволяет думать, что навязчивые движения все-таки имеют сугубо психологическую природу и вызваны устойчивым во времени и сценарии типичным травмирующим обстоятельством. На ребенка постоянно давят, кричат, унижают, заставляют идти наперекор его воле, вынуждают к чему-то, либо напротив — совсем не замечают, игнорируют. Психика не в силах с этим справиться, и тогда удар на себя принимает тело.

В пользу этой версии говорит то, что навязчивые движения нередко проходят сами собой, как только меняются отношения внутри семьи или сам ребенок находит какой-то выход из своего душевного тупика.

Второй аргумент: навязчивые движения ребенка во много раз сильнее переживаются родителями, чем тики, хотя тики, на первый взгляд, выглядят все-таки страшнее и безнадежнее. Видимо, идущее от навязчивых движений психологическое напряжение невозможно не ощущать и на него не реагировать. Часто можно увидеть такую картину: мама рыдает или орет благим матом, ребенок стоит и дергается всем телом. Со стороны они выглядят как две части одного целого, как актеры причудливой пантомимы, как пронзенные разрядом электрического тока. Жуть!

Навязчивым движениям уделяется особенно много внимания. Практически все специалисты рекомендуют психотерапию и медикаментозное лечение. Не уточняется только, какую именно психотерапию, а ведь она бывает очень разной.

Хороша та, что не только лечит, но и помогает найти другие способы выхода напряжения. Поэтому так успешны сейчас песочная терапия, где ребенок строит собственные миры из песка, арт-терапия, где занимается рисованием, лепкой, конструированием. Где невротическое напряжение выводится через действие!

Правда, здесь есть одно «но». И та, и другая работа — творческая, так что сам психотерапевт должен быть раскрепощенным и творческим человеком. Я никогда не забуду слова шестилетнего мальчика, который уже на пороге кабинета, посмотрев на меня

Очень интересна и продуктивна танцевально-двигательная терапия. В ней ребенок всю свою боль может выплеснуть через танец. Телесно-ориентированная, которая зачастую и вовсе идет от противного. Хочешь махать руками — маши, только очень быстро! Хочешь дергать головой — дергай, но при этом говори вслух, что чувствуешь. А еще лучше даже не говори, а кричи. Хочешь кричать на маму? Кричи на маму. Представь ее перед собой и кричи все, что накопилось. Ох, слышали бы некоторые мамы, что кричат о них их дети!

А что таблетки? Да, вероятно, они могут принести положительный эффект и даже снять симптом. Но в подавляющем большинстве за этим следует привыкание к препаратам, если не на физиологическом, то на психологическом уровне. Ребенок усваивает, что если есть проблема — на душе, то надо выпить таблетку, и все пройдет. То, что проблема на душе, как правило, решаема, надо только понять, что в твоей жизни происходит не так, и сделать правильные выводы и действия, уже не будет срабатывать. Зачем? Ведь пить таблетки проще! К тому же, психотропные препараты хоть и косвенно, но влияют на волю человека, а это значит, что маленькому человеку будет трудно бороться с болезнью. Он скорее согласится принять ее как данность. А это — верный путь к полной потере себя в социальной жизни.

Открою тайну: в подростковом возрасте у меня самой были навязчивые движения, в моменты волнения я начинала подергивать плечами. Родители, конечно, переживали, но у них хватило понимания не делать из этого проблемы и не залечивать меня антидепрессантами. А в те времена лечили только так.

Но мама нашла хорошего психолога, харизматичного мужчину. Мне назначили гипноз. Раз десять мы на него ездили, как сейчас помню, зимой, на другой конец города. Когда добирались до поликлиники, где принимал тот психолог, уставшие от толчеи в общественном транспорте, я блаженно растягивалась на кушетке, радуясь перспективе спокойно провести целый час. Гипноз был групповым, рядом со мной на таких же кушетках лежало еще человек 15 таких же мальчиков и девочек. Психолог говорил какие-то успокаивающие слова, играла тихая музыка. Мне казалось, что ничего не происходит, во всяком случае, я вполне контролировала себя и мечтала о чем-то своем. Изредка вертелась, и тогда гипнолог подходил и водил руками над моей головой, брал за руку. Было забавно. После гипноза состояние было легкое и спокойное, я, кажется, действительно стала меньше нервничать. Когда движения ушли, я, честно говоря, не помню. Просто ушли, сами собой.

Может, и не сразу, но не припоминаю, чтобы это было большой проблемой. Как ребенок, который это пережил, могу сказать, что, когда это касается тебя, это не выглядит так страшно. Может, если бы это не прошло или надо мной бы смеялись в классе, я бы болезненнее это переживала. Но — не смеялись. Сейчас думаю: какое счастье, что родители не пошли по стандартному пути — клиника, уколы. Кто знает, где бы я сейчас тогда была и в каком состоянии здоровья?

Очень спокойно! Дайте понять ребенку, что вы это заметили, но не делаете из этого проблемы. Объясните, что такое иногда случается с человеком, который очень устал или хочет, но боится что-то сказать. Если ребенок не замкнулся в себе, спросите как можно мягче: «Может быть, ты хочешь мне что-то сказать или попросить?».

Не критикуйте ребенка на людях, не просите его сдерживать себя и не делайте страдальчески-проникновенных лиц, когда кто-то из знакомых заметил тик ребенка. Не оправдывайтесь. Вы же не оправдываетесь за его разбитые коленки? Здесь то же самое. Редкий ребенок не имеет эмоциональных проблем.

Как можно меньше реагируйте на навязчивые движения, но старайтесь переключить его внимание на что-то другое. Например, попросите что-то принести вам или сделать.

Прежде чем вести ребенка к психологу или неврологу, спросите о его желании. Совершенно не обязательно сразу же лечить невроз, иногда как раз надо дать ему время выразиться, и тогда станет более понятно, чем он вызван и что надо делать.

Будьте мудрыми и воспринимайте невроз как общую проблему, а не проблему ребенка. В подавляющем большинстве, навязчивые движения — единственный язык, на котором ребенок говорит с вами.

А если вы хотите понять его и также понять, отчего у него эти навязчивые движения, найдите время, часика два-три, и попробуйте поделать то же самое, что делает ваш сын или дочь. Точно так же ходите и крутите, дергайте, выламывайте свои части тела, в точности копируя его/ее движения и прислушиваясь к себе, своим эмоциям. Только сделайте это не один и даже не десять раз, а раз сто-двести, в течение, минимум. часа, а то и двух. И тогда вы поймете, что выбрасывает из себя тело ребенка и что он кричит в своем застывшем, молчаливом крике. О чем оно хочет сказать вам! Где у него болит?

Мама шестилетнего Стасика: «Я трясла, трясла, трясла головой, а потом вдруг вспомнила, что точно так же трясла головой моя мать, Стасикова бабушка, когда отчитывала меня в детстве. Только она это делала не так сильно и часто, как сын, но можно было узнать. Мама с нами не живет, но она приезжала к нам, когда сыну было три года. Я оставляла его на нее, и он потом жаловался, что бабушка его все время ругала. А я и значения не придала, хотя сама все детство от маминой жестокости страдала».

Мама двенадцатилетней Сашеньки: «Я знала, что дочь стесняется своей внешности из-за того, что у нее прыщи. Когда подошла к зеркалу и стала корчить рожицы, как она, подумала: « Боже мой, девочке же надо помочь справиться с ними и научить следить за собой. Она же у меня красивая! Почему я раньше об этом не думала?».

Мама восьмилетней Ингриды: «Как она с этим живет? Боже мой, а я — то ее еще ругала? Почему, чтобы вспомнить о том, что твой ребенок нуждается в тебе, надо, чтобы случилось такое?».

lady.mail.ru

Детский невроз — взгляд в будущее

Причины детских неврозов

Возникновение детских неврозов

В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями. Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности.

Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением.

Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов.

При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе

Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).

Современные исследования детских неврозов

С точки зрения современных исследований, может существовать и генетическая предрасположенность к формированию детского невроза, с одной стороны к развитию определенных черт личности, с другой — к избирательной непереносимости некоторых внешних средовых воздействий, а также генетический контроль за формированием психофизиологических функций.

Как правило, неврозы возникают легче, когда происходит ослабление нервной системы: инфекционными заболеваниями, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами, переутомлением, психо-эмоциональным перенапряжением; возрастные кризисы, когда детская личность более уязвима.

Симптомы детских неврозов

Проявления детских неврозов достаточно разнообразно, это и различные тики (ребенок может подергивать веками глаз, похожими на моргание, но достаточно частые); навязчивые действия какими-либо частями тела, при этом эти действия, как правило, учащаются при дискомфортной для ребенка ситуации; речевые нарушения в виде логоневроза; ночное, а и не редко дневное недержание мочи (энурез), или кала (энкопрез); проявления детских неврозов могут быть в виде навязчивого покусывания губ до крови, или когда ребенок грызет ногти. Часто детские неврозы могут сопровождаться выраженным эмоциональным возбуждением, с рыданием и попытками самоповреждения.

К наиболее частой симптоматике неврозов у детей относятся:

Лечение детских неврозов

Как правило, детские неврозы обратимы, и чем раньше родители заметят, что у их ребенка имеются какие-то проблемы психологического толка и обратятся с ребенком к специалисту, тем выздоровление будет быстрее, а лечение более легкое. Однако, если длительное время не замечать, что у ребенка возникли проблемы, либо не обращать на это внимание, то невроз, как и любое другое расстройство, может перейти в хроническую форму, а также могут возникнуть, какие-либо осложнения. И, соответственно, лечение такого нарушения будет более длительным и трудоемким, что отразится на социально-психологических адаптивных функциях ребенка.

Лечение детских неврозов, как правило, проводится амбулаторно, при данных нарушениях терапия необходима комплексная: это медикаментозная терапия и психотерапия, причем акцент в лечении детских неврозов делается на психотерапию, т.е. занятия с психологом. Но, в любом случае, диагностику детских неврозов и рекомендации по лечению должен проводить детский врач-психиатр или психоневролог.

Предупреждение детских неврозов

Родители, чтобы минимизировать вероятность возникновения невроза у детей, не должны обижаться на них за естественные проявления (кризисы, сопровождающие взросление), потому что вырастить личность со своими индивидуальными особенностями, независимыми от давления родителей – это труд, достойный уважения.

brainklinik.ru

Подари ребенку невроз: 10 правил детской невротизации

Взрослый психологически здоровый,

творческий человек — это ребенок, который выжил

Эта статья для тех, кто хочет воспитать психологически здорового ребенка.

В ней рассказывается о том, что такое детский невроз и как формируется невротическая личность нашего времени.

Детский невроз: основные признаки и проявления

Симптомы невроза у детей

Как вырастить невротика: общие правила и рекомендации

Знаменитый французский писатель Антуан Экзюпери как-то сказал:

«Все мы родом из детства…».

Можно долго спорить с этим. Спорить и доказывать, что человек сам кузнец своего счастья, что он сам определяет свою судьбу.

Я так раньше и делал.

Но моя практика психолога-консультанта быстро избавила от иллюзий на этот счет.

Корни большинства проблем тех, кто решился прийти в кабинет психолога, уходят в прошлое, в детство.

Вот далеко не полный список тех недугов, прочные основания которых формируются в результате родительских ошибок и психолого-педагогического невежества.

  • невротизация поведения и межличностных отношений,
  • семейная тирания
  • тревога, агрессия, недовольство жизнью
  • неуверенность в себе
  • внутренние конфликты,
  • потеря смысла жизни
  • конфликты и ссоры в семьях
  • Но это не исключает того, что нашей рукой водит бессознательная воля наших родителей и воспитателей, их собственные неврозы и психологические проблемы.

    Я намеренно написал эту статью, используя метод «от противного».

    Она построена в виде рекомендаций на тему «как воспитать невротичного, полного психологических проблем человека».

    Вполне понятно, что делать надо с точностью наоборот.

    И тогда из вашего ребенка вырастить здоровая, зрелая личность, успешный человек, способный стать счастливым и подарить счастье окружающим его людям.

    основные признаки и проявления

    Для начала давайте определимся с терминами. О неврозах я уже писал в этих статьях:

    Поэтому здесь просто повторюсь, что невроз – это очень низкая приспособленность к жизни.

    Это когда жизнь человека наполнена внутренними и внешними конфликтами, тревогой и прочими отрицательными эмоциями.

    Когда он живет словно бы в пол силы, при хороших задатках и потенциалах мало чего достигает.

    Когда он чувствует постоянную неудовлетворенность жизнью, и ему сложно уживаться с людьми и обстоятельствами, а тем более, активно изменять их.

    определить, что представляют собой и

    неврозы у детей

    Это совокупность в целом обратимых и исправимых психологических и поведенческих дефектов, способствующих тому, что ребенок частично утрачивает приспособляемость к жизненным обстоятельствам.

    Его контакты с окружением привносят в его внутренний мир страдания и тревогу.

    Такому ребенку намного труднее в этом мире, чем другим детям.

    симптомы невроза у детей

    • Социальная не адаптивность
    • Повышенная тревожность
    • Повышенная впечатлительность и внушаемость, чрезмерная ранимость
    • Агрессивность, ярость, злость
    • Стремление причинить боль окружающим
    • Страхи и приступы удушья
    • Никогда и ничем не удовлетворяемые требования внимания и одобрения
    • Плаксивость, слабость и раздражительность
    • Частые и необъяснимые смены настроения
    • Повышенная утомляемость и нарушения сна
    • Неуверенность в себе, нерешительность
    • Страх одиночества и заброшенности
    • Навязчивые действия, страх, что «случиться что-то плохое»

    Важно отметить, что в этой публикации я не буду говорить о так называемых ситуативных неврозах. Речь пойдет о неврозах характера.

    Невроз характера не обусловлен реакцией человека на внешние неблагоприятные обстоятельства и ситуации.

    Он есть результат негативной динамики специфических свойств характера и личности человека.

    Например, неуверенности в себе, тревожности, замкнутости, агрессивности, неумения решать проблемы, стремления к власти или к подчинению и т.п.

    А вот эти самые специфические свойства личности и характера формируются в результате неблагоприятных обстоятельств семейного воспитания.

    Как раз в том случае, когда родители руководствуются нижеследующими правилами и рекомендациями:

    Первое и очень важное правило: безоговорочно и не смотря ни на что, считайте себя самым лучшим и даже идеальным родителем и педагогом.

    Если не совсем получается, то используйте фразу:

    «Конечно же, в моей методике воспитания моего ребенка есть определенные недостатки, но…».

    А вот дальше сыпьте эпитетами, хвалите себя, приводите примеры «удачного» применения самых лучших методов воспитания.

    Все это позволит вам избежать сомнений в правильности своего подхода к ребенку.

    Позволит вам не замечать чудовищных ошибок в воспитании и закрывать глаза на то, что невротизация ребенка идет полным ходом.

    Вы возвеличитесь и свысока перестанете замечать то, что происходит в реальности.

    Ведь самоидеализация всегда приводит к слепоте в отношениях.

    Создайте себе идеал человека (образ идеального мужчины или женщины) и, воспитывая своего ребенка, всеми силами старайтесь подогнать его под этот образ.

    Очень старайтесь, а не то он вырастет не соответствующим идеалу – гармоничным, творческим, способным радоваться жизни, открытым миру и способным спонтанно реагировать на жизненные обстоятельства.

    Если будете стараться и все делать правильно, то у вас получится невротическая личность нашего времени, о которой писала К. Хорни.

    Как можно чаще критикуйте, давайте советы, навязывайте свое мнение и решайте за ребенка, как поступить в том или ином случае.

    Тем самым вы постепенно лишите его природной инициативы, спонтанности и веры в то, что он сам способен решать свои проблемы.

    Кроме того, не давайте ребенку учиться на своих ошибках, замените его жизненный опыт вашими нравоучениями и советами.

    Вообще, очень важно помнить, что ваши правила, которым вы стремитесь подчинить ребенка,

    ваши советы и рекомендации, что вы даете ему, не должны быть логичными, обоснованными и, самое главное, понятными ему.

    Пусть сам догадается! Пусть дойдет своим умом!

    Так вы вырастите беспомощного человека, самооценка и уверенность в себе которого, целиком и полностью будут зависеть от мнения окружающих его людей.

    Навсегда забудьте, что такое безоценочное принятие.

    Любите и уважайте своего ребенка, а также проявляйте заботу к нему только в том случае, если он ведет себя правильно, в соответствие с вашими представлениями о том, что «такое хорошо, а что такое плохо».

    Принимайте своего ребенка только в случае, если его поступки, эмоции и мысли, соответствуют критериям правильности, т.е. если он «хороший».

    Пусть он знает, что понимание, принятие, заботу и любовь нужно заслужить хорошим поведением.

    Так он превратиться в человека, зависимого от оценок окружающих, постоянно всем угождающего, умеющего манипулировать людьми, ради получения одобрения и признания.

    Сделайте из ребенка кумира семьи и доведите его уровень притязаний до наивысшего.

    Тогда он обязательно столкнется с тем, что его притязания будут не соответствовать возможностям их удовлетворения.

    Отсюда острые обиды, агрессия, необоснованные требования в признании и одобрении.

    Постоянно стимулируйте ребенка на стремление к успеху и достижениям в школе без учета его реальных сил и возможностей.

    Тем самым вы очень быстро подорвете его психически и физические силы, и посеете в нем конфликт между желаемым и возможным. Между идеалами и реальностью.

    А это базовый конфликт, лежащий в основе почти всех неврозов характера.

    Как можно чаще не соответствуйте базовым ожиданиям ребенка.

    Чего всегда ждут дети от своих родителей? Ясно чего: любви, заботы, безоценочного принятия, нежности и понимания.

    Но даем ли мы им это в полной мере?

    Мама и ее 5-летний сын на детской площадке. Сын, играя, упал и испачкал новые штаны. Плачет от боли и обиды. Что он ждет от мамы?

    В глубине души он жаждет всего перечисленного выше. Ведь мама подойдет, успокоит и поможет.

    Но! Мама подбегает к нему и начинает накачивать его виной и критикой:

    «Я же говорила тебе: «Не бегай, упадешь и испачкаешь новые штаны!»». И хорошенько шлепает его по пятой точке.

    Поведение мамы полностью НЕ соответствовало ожиданиям ребенка.

    Так воспитываются люди, всегда недовольные собой, неуверенные, зависимые от мнения и одобрения окружающих.

    Такой ребенок будет чувствовать себя покинутым и всю жизнь будет носить в себе вину и зерна отчаяния.

    Как можно больше посвящайте себя работе и прочим делам, активно убеждая себя и вашего ребенка, что это делается только для него и ради него.

    Он поймет. Ведь он уже совсем взрослый, и ему совсем не нужно ваше время, ваше внимание и ваша забота.

    Кстати, обязательно думайте о работе и решайте различные профессиональные и личные проблемы, когда проводите время с ребенком (например, во время прогулки или игры).

    Он этого никогда не заметит, ведь дети еще не умеют считывать эмоциональные сигналы и вообще не разбираются в психологии отношений.

    Кроме того, когда вам ребенок что-то очень живо и с интересом рассказывает и объясняет, вы обязательно:

    • слушайте его рассеянно и невнимательно
    • отвлекайтесь на другие дела
    • проявляйте безразличие
    • спрашивайте его о том, что совершенно не относится к теме его рассказа
    • Никогда подробно и с сочувствием не объясняйте своему ребенку причины своего отсутствия дома и рядом с ним.

      Достаточно сухого и короткого объяснения, «как взрослому».

      Так вы быстро научитесь играть роль отстраненного родителя.

      А там всего лишь один шажок, и невротизация ребенка завершиться в вашу пользу.

      Ведь он теперь будет чувствовать, что он не сильно-то интересен вам, что вас заботит другое.

      Так он быстро придет к мысли, что он вообще никому не нужен.

      И через всю свою жизнь будет нести ощущение ненужности, заброшенности и покинутости.

      Как можно чаще отвечайте на истерику ребенка собственной истерикой. Сразу хватайте ремень и учите его послушанию, тишине и буддийскому спокойствию.

      При этом кричите и брызжите слюной как можно сильнее, создайте на лице гримасу неимоверного гнева и ярости, исказите свое лицо наподобие гримасы убийцы-психопата.

      Это, пожалуй, лучший путь к психической травматизации ребенка.

      Детский невроз (или даже что похуже) таким способом формируется за считанные дни (если не в один миг).

      Обязательно выберите для себя один из трех самых эффективных вариантов (типов) воспитания невротической личности. Вот они:

      Отстранитесь от ребенка. Не формируйте у него привязанности к вам. Меньше ему внимания и заботы.

      Пусть будет сам по себе. Пусть считает себя ненужным и нежеланным. Отверженным, с заниженной самооценкой, одиноким и переполненным чувством вины.

      Здесь, наоборот, — все делайте за него. Заботы и опеки столько, чтобы ребенка выворачивало наизнанку. Удовлетворяйте все его капризы, идите у него на поводу.

      Это лишит его инициативы, активности и умения самостоятельно разрешать жизненные трудности. И это все при неимоверных притязаниях и раздутом самомнении.

      Думаю, такого вы будете кормить и нести на своих плечах до самой старости.

      Это когда мама с папой играют в плохого и хорошего полицейских. Когда соревнуются между собой в игре в воспитание.

      Например, мама сказала «нельзя», а папа разрешил. Папа наказал, а мама пожалела. Мама сказала одно, а папа совсем другое.

      Ребенок вынужден постоянно выбирать между родителями. Он вынужден постоянно лавировать и приспосабливаться.

      Так вырастает неуверенный в себе человек, живущий в постоянной тревоге и в ожидании каких-то жутких жизненных изменений.

      Это последнее правило. Под занавес. Добивающее. Звучит так:

      «Воспитывая ребенка, как можно чаще используйте «двойное послание»». Сейчас объясню.

      Двойное послание – это когда на словах вы выражаете одно, а мимикой, жестами и прочими невербальными сигналами совершенно противоположное.

      Так, мама может говорить, что очень любит своего ребенка, то все ее поведение говорит об обратном.

      Многие психологи полагают, что двойное послание может быть причиной не только невроза, но и шизофрении.

      Вот хрестоматийный пример двойного послания:

      «Мать навещает сына в больнице. Тот, наскучавшись, пытается ее обнять. Но она отстраняется от него, невербально проявляя неприятие. Ребенок, реагирует на это тем, что останавливает свой порыв и сам отстраняется. А мать тут же обижается и говорит: «Ты что, не рад меня видеть? Как это ужасно и плохо с твоей стороны, я ведь так тебя люблю!»

      В последующих публикациях

      я подробнее рассмотрю перечисленные типы воспитания

      и эффект «двойного послания»

      А эта статья подошла к своему завершению.

      Таковы правила, по которым воспитывается невротическая личность нашего времени.

      Большинство родителей неосознанно следуют им, и невротизация детей идет полным ходом.

      Причем многие по невежеству или для оправдания своих собственных психологических проблем выдают симптомы невроза у детей, за безобидные хоть и неприятные каверзы их поведения.

      Разводят руками и приговаривают: «Что поделаешь? Такова жизнь!».

      Так их чада впоследствии оказываются в кабинетах психологов, психотерапевтов и психиатров. И это в лучшем случае.

      Как вы понимаете, все делать нужно с точностью наоборот, воспитывая здорового человека, а не уязвленного горечью неприятия и нелюбви невротика.

      Впрочем, как вы помните вот из этой статьи, невроз иногда полезен.

      И с оптимизмом глядя в будущее, вслед за К.Г. Юнгом, можно воскликнуть «Как хорошо, что вы заболели неврозом!».

      А не то так бы и остались прозябать в своей зоне комфорта и продолжили бы жить не своей жизнью.

      До встречи в следующей статье.

      Берегите своих детей!

      Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий 🙂 (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован).

      Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail.

      Зачем это нужно?

      Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!

      Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту! 😀

      formaetsensum.ru

      Лучшие мультики для путешествий: что включить ребенку в дороге?

      Специалист развенчал мифы о гормональных контрацептивах

      Болит горло: почему не стоит списывать все на ангину?

      Как понять, что у ребенка слишком много игрушек?

      Поступление в первый класс 2018: все решит.. жребий?

      Календарь беременности

      Неврозы у детей: как помочь ребенку выйти из кризиса

      В медицинских справочниках ты можешь найти много определений невроза, описание его форм. Но неспециалисту разбираться в научной терминологии сложно. Поэтому объясним просто: невроз – это состояние ребенка, когда его душе плохо.

      Неврозы у детей бывают, вопреки мнению взрослых. Эта проблема не является печальной привилегией зрелых людей. Детям тоже бывает тяжело на душе. Причем тяжело не на 5 минут и не на час (мало ли, какие бывают быстропроходящие обстоятельства), а постоянно. Долгое время кроха испытывает мучительные чувства: напряжение, страх, тревожность, одиночество, растерянность, отчаяние.

      Причины невроза у детей

      «Да с чего ему бояться или отчаиваться?» – возмутишься ты (а также папа, бабушка и любящая тетя). Все в доме из сил выбиваются, все для него делают, все у него есть. Однако он не хочет никого слушать!

      К сожалению, все не совсем так. И неврозом страдают детки как в семьях со скромным достатком, так и в самых обеспеченных. Потому что в любых условиях может сложиться так, что кроха не чувствует себя в безопасности. Не понимает, почему ссорятся, отчего сердиты, расстроены окружающие его взрослые и чем это ему грозит. Вот и живет в напряженном ожидании чего-то плохого и страшного. Не может выполнить предъявляемых ему требований и все время боится окрика или наказания. А если малыш слабенький, болезненный, у него повышенная утомляемость и он просто физически плохо себя чувствует, само это самочувствие его пугает и угнетает.

      Кроме того, невроз может быть вызван острой травмирующей ситуацией. Смерть или тяжелая болезнь кого-то из близких, развод родителей, подготовка к переезду на новое место жительства и даже рождение младшего брата или сестрички, на которых переключается все внимание взрослых.

      Важно учитывать и тот факт, что есть возрастные периоды, когда нервная система малыша особенно уязвима и нестабильна. Один из таких периодов – известный всем «кризис трех лет». Как ни трудно в период этого кризиса управлять карапузом, нужно помнить: ломать и жестко подавлять его – опасно. Ответом на давление со стороны неустойчивой психики может стать невроз.

      Главное, что нужно знать о неврозе молодым родителям – это то, что ребенок скорее всего не единственный и не первый в семье человек, болеющий этим недугом. Болезнь, как считает замечательный российский психолог А.И. Захаров, очень часто проявляется сразу в трех поколениях семьи. Невроз проявлен и у детей, и у родителей, и у прародителей (бабушки и дедушки). Потому что традиция воспитания в старшей семье передается младшим как эстафета. Перенимается семейная система жестких требований, неизменных страхов. Воспроизводятся способы проявления (или запрета на проявления) чувств.

      Часто в семье принято открыто высказывать недовольство, но скрывать любовь. А как же ее тогда почувствовать, быть в ней уверенным? Тот, кто сам вырос в состоянии напряжения и неуверенности, продолжает так жить и будучи взрослым. А это означает, что лечение невроза у маленького человечка необходимо сочетать с психотерапевтической работой и с остальными членами семьи. Чаще всего, как говорит практика, на это соглашаются мамы, реже – папы. Но, честно говоря, и бабушкам, и дедушкам было бы полезно хоть пару раз встретиться с детским психологом.

      Чем опасен невроз для ребенка?

      Хорошая новость заключается в том, что невроз излечим. Он является реакцией на напряженные, противоречивые или чрезмерно требовательные человеческие отношения. Сами такие отношения переживаются ребенком как стресс, то есть как потрясение. Но если взрослые захотят и будут учиться тому, как сделать отношения менее напряженными, доверительными и наполненными сочувствием, – невроз проходит.

      Конечно, без помощи специалистов родителям вряд ли удастся с ним справиться. Обращение к психотерапевту необходимо. Часто родители идут и к врачам-невропатологам. Это тоже бывает полезно. Но все-таки важно понимать: поскольку невроз представляет из себя «болезнь отношений», то одни лишь таблетки его не излечат. Медикаментозное лечение в случае невроза можно рассматривать как вспомогательное. Легкие успокоительные препараты помогут маленькому угомониться. Но без того, чтобы наладить с ним уравновешенные и доверительные отношения, вылечить невроз нельзя.

      Зачастую молодые родители понимают, что с крохой что-то не в порядке, когда проявления невроза уже очевидны: ребенок начинает заикаться, у него появляются тики, нарушается сон, наблюдаются истерики с паданием на пол и битьем головой об пол.

      Однако если знать, какие особенности поведения являются предвестниками невроза, малышу можно помочь на ранних стадиях его зарождения.

      Обрати внимание на частые проявления такого поведения:

    • хныканье, нытье;
    • упрямое стремление непременно добиваться своего;
    • необходимость обязательно побеждать в играх;
    • стремление раздавать сладости, игрушки;
    • кривлянье, паясничанье;
    • стеснительность;
    • извинения перед всеми;
    • оборонительное поведение;
    • жадность;
    • неспособность выбрать.
    • Любой из таких способов поведения – основание обратиться к психологу. Он поможет крохе успокоиться, почувствовать доверие к окружающему миру и самому себе. При этом ты должна быть готова к тому, что и тебе тоже нужно будет изменить свой стиль поведения.

      психолог. Украинский союз психологов и психотерапевтов,

      tvoymalysh.com.ua

      Детские психозы и неврозы порой приводят взрослых в тупик, в проблемные ситуации, а иногда доводят и до истерик. И тогда уже надо успокаивать не ребенка, а взрослого. В таких ситуациях дитя из «моего зайчика» превращается в кошмар для родителей.

      В этой статьей мы познакомимся с полезным материалом, касаемо детских неврозов, который может стать основой дальнейшего понимания данной темы.

      Детство — период становления и развития человека. Именно за первые 5-6 лет ребенок превращается из несамостоятельного малыша в довольно сформированного человека с собственными интересами, характером и взглядами на жизнь. Быстрота успехов и новые способности несравнимы ни с каким иным периодом жизни.

      Постоянное движение малыша вперед, проявление его самодостаточности выделяют факты, описывающие детское развитие. В случае, если у ребенка некоторые становления происходят по-другому , тогда это может обозначать отклонения в психическом развитии: опаздывание, опережение, искажение, которые всегда имеют первопричины.

      В первую очередь, ребенок реагирует именно эмоционально на окружение (ситуации, люди, слова). Поэтому он крайне уязвим и нежен, а детский невроз этому подтверждение.

      Становление психики ребенка — простые предостережения

      Становление психики ребенка зависит от внешних раздражителей, которые могут вызывать перенапряжение эмоциональной сферы. Такие раздражители могут быть разнообразными:

    • В грудном возрасте несоблюдение условий режима сна, часов кормления, может привести к расстройству слабых нервных процессов, особенно тормозного. Кстати, последнее имеет вероятность быть причиной дальнейшего отказа от еды, далее – спад аппетита.
    • Невроз у детей до 3 лет может возникнуть из за перемены домашней обстановки что приводит к перегрузке психики, при этом есть вероятность заработать невротическое состояние. К примеру, если избалованный пребыванием мамы ребенок, вынужден длительно и часто ждать ее.
    • Перегрузка так же может зависеть от темперамента воспитания, например, скачки от строгости к дурачеству. От таких скачков у ребенка не закрепляется тормозной процесс, и возникает патологическая тормозимость.
    • Очень плохо сказывается нервное отношение матери и отца к ребенку, например, скачки от жесткости к нежности; неравное отношение к детям в кругу семьи; перехваливание.
    • Перенапряжение психики может вызвать напряженные отношения в семье, конфликты, а так же разрушение семьи, расставание родителей, приход постороннего человека (отчим/мачеха)
    • Наряду с этим, важно учитывать, что каждому возрастному периоду соответствует биологическая отличительная черта. Перемены же возрастной реактивности у детей происходят с 2 до 4 и с 6 до 8 лет.

      А так же хочется рассказать вам про основные правила тибетского воспитания , и нам есть чему поучиться у людей на востоке. Ведь они всегда впереди нас во многих сферах жизни, например, в медицине. Итак, вот основа воспитания:

    • Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи;
    • Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
    • Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями;
    • Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления;
    • Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.
    • Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

    • Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев;
    • Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям;
    • Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние;
    • Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.
    • А что если не лечить детский невроз?

      Если детский невроз не начать лечить во время, то это может привести к повторным неврастеническим явлениям. При этом ребенок может стать мрачным, пугливым, неуверенным в себе. В таком случае, аффективные взрывы могут стать «обычным делом».

      Анализом детских неврозов занимались.

      Доктор психологических наук Захаров А.И. «Неврозы у детей» (скачать) раскрывает в книге причины детских неврозов во время формирования личности. Все данные, которые приведены в книге отражают опыт автора, а книга написана как для психологов, педагогов, так и для родителей. Проявлениями неврозов у детей занимались и такие личности как:

      • Зигмунд Фрейд «Психоанализ детских неврозов» ( купить);
      • Гарбузов В.И. «Неврозы у детей» ( купить);
      • Спиваковская А.С. «Профилактика детских неврозов» (скачать).
      • Для того, чтобы детский невроз не коснулся вашего ребенка, можно изучать полезную литературу, касаемо воспитания:

        • «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф ( скачать);
        • «Не упускайте своих детей» Гордона Ньюфелда и Габора Матэ. Взрослые часто не понимают своих чад, теряется контакт с ними, пропадает понимание, и тогда детям становятся больше близки друзья, чем родители. И это не проходит бесследно, а влияет на психоэмоциональное развитие ребенка. Данный супербестселлер психотерапевта и врача раскроет вам причины потери контакта с детьми, чтобы вы смогли найти общий язык и взаимопонимание, что позволит вам обрести спокойствие за ребенка ( купить).
        • Внешнее окружение очень сильно влияет на процесс становления психики ребенка, что формирует личность в будущем. И, кстати, не стоит забывать — «как ребенка не воспитывай, все равно он будешь похож на родителя» . Поэтому в первую очередь надо воспитывать себя, стремиться к жизни без невроза. Конечно же окружение тоже играет роль (детский садик, школа; телевизор, игры; и т.д.). К просмотру предлагается социальное видео, в котором запечатлено, как дети повторяют поведение за взрослыми:

          Крепкого психического здоровья Вам и вашим детям!

          www.nevroz-lechenye.ru

          Это интересно:

          • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
          • Список литературы неврозы Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. Москва, 1988 Краткий психологический словарь. Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1996 Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. […]
          • Причины последствий от стресса От гриппа до потери памяти: 5 неожиданных последствий стресса Независимо от того, застряли ли вы в пробке, находитесь на собеседовании или спешите на первое свидание, вы в любом случае испытываете влияние стресса. Просто потому, что стрессовые факторы присутствуют в нашей жизни на регулярной основе. Но если одни из нас поддаются им, то другие […]
          • Что вызывает стресс у человека Что вызывает стрессы Исследования ученых доказывают, что стресс может вызвать заболевание или даже убить человека. Что же вызывает стресс? Оказалось стресс может быть вызван изменениями в привычном образе жизни или представлениях о мире и окружающих людях. Минимальный стресс мы испытываем, когда в привычной для нас тишине раздается резкий звук, […]
          • Ожирение от анорексии От анорексии до ожирения Опубликовал: admin в Эффективное похудение 09.04.2018 0 25 Просмотров Здравствуйте, уважаемые Читательницы! Сегодня мы поговорим о том, почему можно дойти от анорексии до ожирения. Ничто так не способно повысить самооценку, как восхищенные взгляды противоположного пола и завистливые своего. С древних времен красивое тело […]
          • Сладости и стресс Сладости для диабетиков Сладости для диабетиков и возможность их употребления являются вопросом спорным. Ведь данное заболевание характеризуется нарушением в процессах усвоения сахара организмом. Таким образом, очевидной кажется необходимость полностью отказаться от различного вида сладостей. Однако сделать это, разумеется, очень непросто. […]
          • Психическое расстройство потеря памяти Психические заболевания с потерей памяти Психические заболевания с потерей памяти Синдром потери кратковременной памяти При этой разновидности амнезии человек забывает вещи, только что с ним произошедшие. В повседневной жизни мы часто жалуемся на плохую память, и когда забываем что-то купить или сделать, говорим «память отшибло». Но каково это на […]
          • Почему когда стресс не хочется есть Почему когда бросаешь курить, постоянно хочется есть? Бросил курить, хочется есть. Очень часто слышны такие возгласы, что в период борьбы с курением, начинается резкая смена аппетита. Это проявляется не просто в повышении аппетита, а в постоянной потребности к еде. Зачастую, после того, как человек бросил курить, у него наблюдается значительное […]