Болезни умственной отсталости

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость представляет собой такое интеллектуальное развитие, которое не соответствует возрасту. Люди с таким диагнозом испытывают огромные трудности в общении, обучении и социальной адаптации. Дефекты в познавательных способностях нарушают нормальную жизнедеятельность.

Такие умственные дефекты могут быть как врожденные, так и приобретенные в начале жизни. Причин появления такого заболевания множество, но наиболее распространенными являются следующие:

  • Генетическая причина – отклонение от нормы во время становления генов и слияния хромосом, генные мутации.
  • Негативное влияние среды – ранние и поздние сроки беременности, послеродовый период.
  • Точное установление причины развития умственной отсталости – довольно сложный и трудоемкий процесс. Самыми распространенными негативными факторами, которые влияют на интеллектуальное развитие плода в утробе матери, являются употребление несовместимых с беременностью лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя, лучевая терапия, вирусные инфекции и плохое питание.

    Умственная отсталость проявляется сразу в нескольких формах:

    1. Общее снижение интеллектуального развития.
    2. Системная недоразвитость речевого аппарата.
    3. Нарушение внимания и восприятия.
    4. Нарушение эмоциональной сферы.

    Людям с таким диагнозом сложно переключаться с одного дела на другое, распределять задачи, формировать и высказывать мысли, а также воспринимать информационный поток. Часто наблюдается неустойчивость в эмоциональном плане, несоответствие эмоции текущей ситуации, нарушения памяти и функции запоминания знаний. Частый спутник болезни – медленная, несвязная речь или ее полное отсутствие.

    Диагностика и лечение умственной отсталости

    Диагноз «умственная отсталость» можно установить на ранних этапах развития – когда ребенок начинает активно двигаться и воспроизводить отрезки речи. Для детей с таким заболеванием характерны следующие нарушения активности:

  • позднее держание головы;
  • запоздалое ползанье, лепет;
  • позднее произнесение слов, слогов, фраз;
  • импульсивные эмоциональные реакции;
  • преобладание конкретного мышления над абстрактным.
  • Врачи-психологи проводят диагностику заболевания на поздних стадиях развития с помощью специальных стандартизированных тестов. Такие задания позволяют с наибольшей точностью определить показатели интеллектуального развития и возможные отклонения.

    Специализированное лечение умственной отсталости

    Детские психиатры и учителя специализированных школ могут дать своим воспитанникам необходимые знания, а также обеспечить должное наблюдение и уход. Дети с легкой степенью отсталости занимаются по такой программе, которая основана на конкретно-наглядных методиках. После прохождения программы они могут свободно ориентироваться в окружающем пространстве и адаптироваться под его изменения.

    Для детей с умеренной степенью отсталости разработана специальная программа, которая помогает овладеть письмом и чтением, а также порядковым счетом. Они также способны овладеть простыми трудовыми навыками и принимать участие в элементарных трудовых процессах под наблюдением.

    Лечение умственной отсталости – Гаммалон

    Лечение умственной отсталости медикаментами является одним из способов улучшения качества жизни людей с таким заболеванием. Синтетические препараты могут улучшить состояние больного, но часто имеют непродолжительный эффект и большой список противопоказаний и негативных воздействий на другие органы и системы. Натуральный препарат Гаммалон используется для активации работы головного мозга и не имеет негативного влияния на другие системы организма.

    Основной компонент формулы – гамма-аминомасляная кислота – обладает широким спектром лечебного действия и абсолютно безопасен в применении. Ключевая характеристика препарата – избирательность и направленность действия. Активные компоненты состава влияют непосредственно на нервную клетку, повышая активность нейронов и стабилизируя работу клеточной мембраны. Это позволяет ускорить клеточный синтез.

    Препарат Гаммалон используется для лечения умственной отсталости, улучшения памяти, более эффективного и быстрого усвоения информации, стимулирования когнитивных процессов в мозге, восстановления оптимальной двигательной активности.

    Регулярный прием препарата Гаммалон улучшает состояние ребенка с умственной отсталостью, восстанавливает правильную работу пораженных участков головного мозга и стабилизирует работу нервной системы.

    Смотрите также популярные препараты:

    japan-pharmacy.com

    Детская умственная отсталость

    Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

  • Органическое поражение мозга при родах.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Детский церебральный паралич.
  • Генетические нарушения обмена веществ.
  • Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
  • Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
  • Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
  • Микроцефалия.
  • Гидроцефалия.
  • Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
  • Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
  • Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.
  • При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия — это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.

    Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.

    Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.

    Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.

    Легкая степень умственной отсталости

    Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.

    Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.

    В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.

    Умеренная умственная отсталость

    Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.

    Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.

    Тяжелая степень отсталости

    При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.

    Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.

    Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:

  • синдром Аспергера;
  • шизофрения;
  • социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы;
  • печеночная энцефалопатия.
  • Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности (гипоксия плода, краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.

    Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.

    golmozg.ru

    Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «умственная отсталость»? Наверно, не очень приятные. Познания большинства людей об этом заболевании базируются на популярных фильмах и телепередачах, где реальность часто искажается в угоду зрелищности, а также рассказах окружающих. Не часто можно увидеть пациентов с выраженной умственной отсталостью в нашем привычном окружении – чаще они обособлены от общества (хотя в Европе и США такие люди встроены в социум и их нередко можно встретить в повседневной жизни, что иногда создает ложное представление о якобы большей распространенности умственной отсталости в этих странах). Многие из нас сталкивались с умственно отсталыми людьми сами того не подозревая, ведь при легкой степени этого заболевания провести грань между умственно отсталым и здоровым человеком достаточно непросто.

    С точки зрения врача, умственная отсталость — это заболевание, главным условием которого является либо врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта. При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е. пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже повышается со временем под влиянием обучения, воспитания. Это одно из важных отличий умственной отсталости от деменции – состояния, характеризующегося снижением интеллекта и возникающего как осложнение при различных заболеваниях (инсульты, травмы головы, тяжелые инфекции, алкоголизм и наркомании, тяжелые психические заболевания) а также в пожилом возрасте. У пациентов с деменцией со временем состояние интеллекта ухудшается.

    Другое название умственной отсталости – олигофрения (от латинского «олиго» — мало и «френос» — разум).

    Причины умственной отсталости

    Возможных причин умственной отсталости довольно много, не все из них достаточно изучены. Установлено, что при умственной отсталости снижение интеллекта обусловлено органическим поражением головного мозга, и , к сожалению, не всегда с точностью можно сказать, почему возникло это поражение у конкретного пациента. Считается, что наиболее частые причины возникновения умственной отсталости – наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания.

    Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Вот почему каждая женщина должна обследоваться у врача пред планированием беременности, а в период ожидания ребенка ей необходимо быть особенно внимательной к своему здоровью.

    Да и мужчин это тоже касается – есть исследования, доказывающие, что длительное употребление алкоголя или наркотических средств повышает шансы мужчины стать отцом ребенка-олигофрена. Кроме того, профессиональные вредности, с которыми сталкиваются будущие родители, также могут послужить фактором риска умственной отсталости детей. В первую очередь это относится к радиоактивному излучению и агрессивным химическим реагентам.

    Как вы уже поняли, основным симптомом умственной отсталости является снижение интеллекта. В зависимости от степени снижения интеллекта, выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму умственной отсталости.

    При легкой степени умственной отсталости (другое название – дебильность) IQ пациентов составляет 50-69. Внешне такие пациенты практически не отличаются от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Часто пациенты с легкой степенью умственной отсталости имеют нарушения поведения. Они зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие пациенты становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении). А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми, а подчас и антисоциальными. Внушаемость пациентов с легкой степенью умственной отсталостью может привлекать к ним представителей криминального мира, тогда они становятся либо жертвой обмана, любо игрушкой в руках преступников. Практически все пациенты этой группы осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание.

    При средней степени умственной отсталости (или имбецильности) IQ составляет 35-49. Такие пациенты способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Однако самостоятельно проживать они не способны и нуждаются в постоянном контроле и уходе.

    Тяжелая форма умственной отсталости или идиотия характеризуется IQ ниже 34. Эти пациенты необучаемы, у них отсутствует речь, их движения неуклюжи и нецеленаправленны. Эмоции ограничены простейшими проявлениями удовольствия и неудовольствия. Такие пациенты нуждаются в постоянном надзоре и содержатся в специальных учреждениях.

    IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

    Олигофрения в детском, младенческом возрасте, может проявиться задержкой развития ребенка, которую можно выявить при своевременном посещении педиатра. В детских дошкольных учреждениях у ребенка с умственной отсталостью обычно возникают проблемы с адаптацией в коллективе других детей, ему трудно соблюдать режим дня, занятия, проводимые воспитателем, часто оказываются слишком сложными для такого ребенка. В школьном возрасте родителей должно насторожить высокой степени невнимательность и неусидчивость, повышенная утомляемость, плохое поведение и успеваемость. Необходимо поддерживать контакт с педагогами, которые могут своевременно порекомендовать родителям обратиться к детскому психоневрологу или психологу. Также при олигофрениях нередко встречаются и неврологические отклонения – тики, частичные параличи конечностей, судорожные припадки, головные боли. Обычно такие проявления не остаются без внимания родителей и являются причиной обращения к невропатологу.

    Обследование при умственной отсталости

    Большую часть случаев умственной отсталости удается распознать в раннем возрасте. Умственную отсталость, обусловленную генетическими причинами, можно выявить еще в период беременности (например, болезнь Дауна). Для этого в женской консультации проводится скрининговое обследование беременной женщины на ранних сроках, что дает возможность принять решение о сохранении или прерывании беременности. В роддоме для ранней диагностики некоторых наследственных заболеваний, приводящих к умственной отсталости, также применяют скрининговые обследования.

    Некоторые формы умственной отсталости возникают из-за недоразвития определенной ферментной системы у ребенка. Наиболее распространенное заболевание из этой группы – фенилкетонурия. При рождении дети с фенилкетонурией ничем не отличаются от здоровых, но в первые месяцы жизни для них характерны вялость, частая рвота, кожные высыпания, повышенная потливость со специфическим неприятным запахом. При лечении, начатом до 2-3-х месячного возраста удается сохранить интеллект детей. Поэтому так важно наблюдение педиатра в период новорожденности и раннем детском возрасте.

    Педиатр при обследовании ребенка с подозрением на олигофрению назначит консультацию невролога, анализы крови и мочи, возможно, энцефалограмму. Обследование более старших детей включает в себя консультацию психолога, детского психоневролога или психиатра.

    При своевременно начатом лечении в подавляющем большинстве случаев удается добиться хорошей адаптации ребенка к последующей самостоятельной жизни. А вот самолечение и самостоятельная постановка диагноза могут привести к печальным последствиям – будет упущено время, которое так дорого ценится, когда дело касается лечения детей. Кроме того, под маской умственной отсталости могут скрываться и другие болезни – например, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические заболевания.

    Отставание в развитии ребенка в возрасте до 1 года обязательно требует внимания специалистов – как минимум педиатра и невропатолога. Конечно, не всегда ребенок, развивающийся медленнее своих сверстников, является умственно отсталым. Как показывают исследования, примерно 10% детей, серьезно отстававших от своих сверстников в развитии, не имели впоследствии умственной отсталости.

    Лечение умственной отсталости

    Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы). В случае фенилкетонурии бывает достаточно специального режима питания, который назначит педиатр.

    Часто для коррекции умственной отсталости врачи используют ноотропы – всем известный пирацетам, а также аминалон, энцефабол, пантогам. Целью применения ноотропных препаратов является улучшение обменных процессов в мозговой ткани. С этой же целью в лечении умственной отсталости используются витамины группы В и аминокислоты, необходимые для нормального функционирования мозга (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин). Эти препараты продаются без рецепта врача, но целесообразность их приема должен определить специалист.

    Иногда у пациентов с умственной отсталостью наблюдаются нарушения поведения, тогда врач-психиатр может подобрать препарат из группы нейролептиков или транквилизаторов.

    Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе. Необходимо соблюдать дозировки препаратов, предписанные врачом, а при появлении новых симптомов незамедлительно прийти на прием. Например, при лечении ноотропами может появиться повышенная возбудимость и головные боли, в таком случае надо обратиться к лечащему врачу для решения вопроса о замене препарата или изменении доз.

    В народной медицине вместо ноотропных препаратов применяют лекарственные растения, обладающие активизирующим влиянием на нервную систему. Это женьшень, лимонник китайский, алоэ. Следует помнить, что применение стимулирующих средств при умственной отсталости может спровоцировать психозы и грубые нарушения поведения, поэтому перед применением средств народной медицины лучше проконсультироваться с врачом.

    Социальная реабилитация является важнейшим компонентом помощи пациентам с умственной отсталостью. В первую очередь программы реабилитации направлены на обеспечение трудоустройства пациентов с легкой степенью умственной отсталости. Для этого существуют специализированные учебные заведения, где возможно обучение по адаптированной школьной программе, а затем – освоение несложных профессий, например, таких строительных специальностей как маляр, штукатур, плотник и т.д.

    При своевременном и правильном лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов — многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью. В то же время, при отсутствии должного воспитания, реабилитационных мер и медицинской помощи, олигофрены становятся асоциальными личностями – злоупотребляют алкоголем, оказываются участниками криминальных историй, могут представлять общественную опасность. Что касается средней и тяжелой формы умственной отсталости, то задачами медицинской и социальной помощи таким пациентам являются обеспечение ухода и надзора, а при необходимости – контроля за состоянием здоровья.

    Профилактика умственной отсталости

    Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика. Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога. После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром, выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение. Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка. К счастью, в последнее время отмечается тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.

    www.medicalj.ru

    Умственная отсталость

    Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы.

    Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия.

    Олигофрения — это не болезнь, но состояние, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей психики.

    Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма. Особенно это относится к тем случаям, когда имеет место биологическое повреждение зародыша и патологии развития его центральной нервной системы.

    Несмотря на идентичные причины развития умственной отсталости, степень и тяжесть заболевания может быть различной. Различают четыре основные степени:

    1. легкая (дебильность);
    2. умеренная (имбецильность);
    3. тяжелая (тяжелая умственная субнормальность);
    4. глубокая (идиотия).
    5. При дебильности отмечается ограничение к абстрактному мышлению, неспособность овладения математическими знаниями, ограниченные возможности логических обобщений, суждений, бедность ассоциаций, плохая память. Двигательная активность выражена неуклюжестью, угловатостью, медлительностью или напротив, повышенной суетливостью. Встречаются при этой степени заболевания и нарушения речи.

      К степени умственной отсталости, которую можно характеризовать как умеренную, относится имбецильность. При данной степени заболевания механическая память заметно снижена, а мышление приобретает конкретно-действенные формы. Словарный запас больных очень ограничен, а дети значительно отстают в физическом развитии. Внимание у таких людей неразвито, наряду с этим страдают эмоционально-психические характеристики. Эти люди выражают внешнее безразличие и подавленное настроение.

      Следует заметить, что все степени умственной отсталости имеют ряд аналогичных признаков, но для каждой формы эти признаки могут носить особый характер. Так, третья тяжелая умственная субнормальность по своей клинической картине сходна с умеренной умственной отсталостью. При этом у больных наблюдаются моторные нарушения и другие патологии, указывающие на повреждения центральной нервной системы.

      Самой тяжелой степенью олигофрении является идиотия, которая характеризуется практически полным отсутствием мышления и речи. Больные ограничены к способности выполнения инструкций или определенных требований. Большинство больных малоподвижны, страдают недержанием кала и мочи, у них наблюдается отсутствие невербальной коммуникации.

      Причины заболевания заключаются в поражении центральной нервной системы на ранних стадиях развития головного мозга, как правило, это происходит во внутриутробном периоде развития плода. В то же время в случае приобретенного слабоумия расстройство психики возникает у здорового до того человека, что позволяет обнаружить у него остатки былых навыков и знаний.

      Одной из причин умственной отсталости являются наследственно обусловленные формы заболевания, к которым относятся хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Вильямса), дисфункции отдельных генов. Причиной развития болезни Дауна становится хромосомная ошибка, которая выражена в трисомии хромосомы.

      Причиной развития умственной отсталости может стать внутриутробное поражение эмбриона факторами физической или инфекционной природы, а также нарушения во время процесса родов, приведшие к асфиксии плода или родовой травме. Кроме того, повлечь развитие болезни может гипоксия головного мозга, травмы головы. Но все же чаще всего причины умственной отсталости лежат в плоскости внутриутробного развития плода, как следствие влияния отрицательных факторов на период беременности. Гораздо реже причиной заболевания может стать запущенность в развитии детей в начальные годы жизни.

      Умственная отсталость у детей

      Умственно отсталый ребенок соматически может выглядеть практически здоровым, в то время как может наблюдаться стойкое недоразвитие его психики. При этом умственная отсталость у детей выражена в недоразвитии эмоциональной сферы ребенка. Своевременно поставленный правильный диагноз является важным условием для коррекционного воспитания такого ребенка.

      Следует отметить, что олигофрения возникает крайне редко уже после того, как сформирована речь ребенка, а потому диагностировать заболевание можно на ранних стадиях. К одному из видов умственной отсталости у детей относится полное слабоумие, при котором распад интеллекта является необратимым явлением. Часто наблюдаются случаи заболевания у детей, которые сопровождаются шизофренией и эпилепсией, что значительно осложняет течение болезни. Такие дети признаны инвалидами.

      Дети олигофрены очень сильно отстают в развитии от своих сверстников, они нервны, раздражительны и ослаблены, часто страдают энурезом. При этом умственная отсталость у детей характеризуется отсутствием интереса к окружающему их миру, к контакту с взрослыми и со сверстниками. Такие дети не умеют действовать не только по определенным словесным инструкциям, но даже и по наглядному образцу. Кроме того, умственная отсталость у детей, выраженная ситуативным пониманием речи, может сохраняться до поступления в специальное учебное заведение

      Признаки умственной отсталости становятся наиболее очевидными, когда ребенок приобретает речевые и двигательные навыки. У детей с нарушениями центральной нервной системы отмечается задержка в развитии всех навыков, которые он должен приобрести к трехлетнему возрасту: держание головы, сидение, ползанье, произношение слогов и отдельных слов. Такие дети импульсивны, их эмоциональные реакции не имеют полутонов.

      Для того чтобы проводить эффективное лечение умственной отсталости необходимо точно установить диагноз заболевания и причины патологического состояния. С этой целью составляется родословная, исключается наследственный дефект обмена веществ, проводится цитогенетическое обследование.

      В случае установленной причины лечение умственной отсталости проводится определенным образом с помощью специфической терапии. Так, в случаях, когда причиной заболевания является нарушения метаболизма, назначается диетотерапия. Специальная терапия проводится в качестве лечения умственной отсталости и в случаях, когда причиной заболевания являются врожденный токсоплазмоз или сифилис.

      При эндокринопатиях используется гормональное лечение умственной отсталости. В качестве медикаментозной терапии применяют специальные лекарственные средства, которые способны подавлять определенные негативные влечения. Большое значение в процессе лечения умственной отсталости играют специальные лечебно-воспитательные учреждения, в которых разработаны специальные программы развития детей олигофренов.

      xn—-7sbbpetaslhhcmbq0c8czid.xn--p1ai

      Умственная отсталость (олигофрения)

      Олигофрения – врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка психического развития, проявляющаяся нарушением интеллекта.

      Причины возникновения

      • внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами химической (токсины, лекарственные препараты), инфекционной (сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.), физической (ионизирующее излучение) природы;

      • значительная степень недоношенности;

      • травмы головы, инфекции с поражением головного мозга, гипоксия головного мозга;

      • педагогическая запущенность детей из неблагополучных семей в первые годы жизни.

      Симптомы умственной отсталости

      Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой сферы. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, нетипично, иногда с резкими отклонениями. Характерны качественные, количественные изменения психической деятельности ребенка.

      Наблюдается отсутствие интереса к окружающему, патологическая инертность основных нервных процессов, поэтому эмоциональные контакты со взрослыми у ребенка дошкольного возраста, как правило, не возникает. Больные дети не умеют общаться со сверстниками, не умеют правильно действовать по словесной инструкции или по подражанию, образцу. У детей дошкольного возраста с олигофренией, лишенных специального коррекционного обучения, отмечается недоразвитие специфических для такого возраста видов деятельности – рисования, игры, элементарного бытового труда, конструирования.

      Умственно отсталый ребенок обычно проявляет слабый интерес к окружающему. Первые предметно-игровые действия проявляются у олигофренов лишь к середине дошкольного возраста.

      В большой степени нарушено произвольное внимание. Сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования. Олигофрены действуют хаотически, не учитывая свойства предметов, или ранее усвоенным способом, который неадекватен в новой ситуации. Восприятие характеризуется узостью, недифференцированностью. У всех умственно отсталых детей присутствуют отклонения в речевой деятельности, которые могут поддаваться некоторой коррекции.

      При олигофрении характерна задержка становления речи, что выявляется более поздним пониманием обращенной к ним речи, дефектами самостоятельного пользования речью.

      Отмечается также слабость развития волевых процессов. Олигофрены часто бывают безынициативны, импульсивны, несамостоятельны, им трудно противостоять воле другого человека. Свойственна недостаточная дифференцированность, нестабильность чувств, эмоциональная незрелость, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

      Диагностические критерии МКБ-10

      Общие диагностические указания F7X.X:

      A. Умственная отсталость – состояние неполного или задержанного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, моторных, речевых и специальных способностей.

      B. Отсталость может развиваться с другим психическим, соматическим расстройством или без него.

      C. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях эти нарушения у больных с легкой степенью умственной отсталости могут не иметь явного характера.

      D. Измерение коэффициента умственного развития проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей.

      Четвертый знак используется для определения степени выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующей психической патологией.

      Указания на нарушения поведения:

      0 – это отсутствие, слабая выраженность поведенческих нарушений;

      1 – значительные нарушения поведения, требующие ухода, лечения;

      8 – другие нарушения поведения;

      9 – нет указаний на нарушения поведения.

      По степени выраженности:

      • дебильность – слабо выраженная олигофрения;
      • имбецильность – средне выраженная олигофрения;
      • идиотия – крайне выраженная олигофрения.
      • Степени тяжести олигофрении (МКБ-10):

        Классификация по М. С. Певзнер:

      • неосложненная олигофрения;
      • олигофрения, осложненная расстройствами нейродинамики (тормозные и возбудимые);
      • олигофрения, сочетающаяся с психопатоподобными формами поведения;
      • олигофрения, сочетающаяся с нарушениями различных анализаторов;
      • олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
      • Родителям при выявлении признаков нарушения умственного развития у ребенка необходимо обратиться к врачу. При выявлении олигофрении необходимы специальные программы обучения, социальной адаптации.

        Специфическое лечение проводится при некоторых видах заболевания с установленной причиной (врожденные токсоплазмоз, сифилис и др.). При олигофрении, связанной с нарушением метаболизма (например, фенилкетонурия), назначают диетотерапию. В случае эндокринопатии (микседема) применяют гормональное лечение. Медикаментозную терапию назначают также для коррекции эмоциональной лабильности, подавления извращенных влечений (феназепам, перициазин).

        Большое значение имеют лечебно-воспитательные мероприятия, профессиональное приспособление, трудовое обучение. В реабилитации, социальной адаптации умственно отсталых пациентов важную роль играют школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.

        Нарушение социальной адаптации.

        Профилактика умственной отсталости (олигофрении)

        Профилактика наследственных форм заболевания наступает в период беременности: необходимо обследование беременных для нейроинфекции; предотвращение вирусной инфекции у беременных; предотвращение родовых травм, тяжелых инфекций у новорожденных.

        www.likar.info

        Это интересно:

        • От стресса жир на животе Как убрать жир с живота Не секрет, что в развитых странах та или иная степень ожирения наблюдается у значительной части населения. Задача, как убрать жир с живота и с боков, уже не считается только косметической проблемой. Избыточная масса тела существенно увеличивает риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета второго типа, артериальной […]
        • Проявления аутизма у детей симптомы Особые дети: современный взгляд на причины появления аутизма Детский аутизм – одно из проявлений расстройств аутистического спектра наряду с атипичным аутизмом, синдромом Аспергера, органическим аутизмом, аутистическим расстройством. У четверти пациентов он сочетается с умственной отсталостью различной степени, расстройствами мелкой моторики и […]
        • Кто вылечит депрессию Лечим депрессию в домашних условиях проверенными методами Постоянное плохое настроение, подавленность, нежелание делать что-либо. Подобное состояние можно наблюдать даже невооружённым глазом. Другим может показаться, что это лишь капризы человека или просто день не задался. Но, возможно, перед вами серьёзная психологическая подавленность! В таком […]
        • Шизофрения как проявляется Симптомы и признаки шизофрении у женщин Симптомы и признаки шизофрении у женщин следует знать, чтобы своевременно начать лечение этого расстройства. Хотя, конечно, диагностирование болезни и терапевтический курс должны назначаться не самостоятельно, а квалифицированным врачом. Наследственный фактор Шизофрения, от которой страдают […]
        • Все белая горячка Последствия и осложнения запоя Прием алкоголя грозит развитием ряда факторов, которые вызывают физиологические и психологические нарушения. Последствия запоя отражаются на работе всех систем жизнедеятельности человеческого организма. Самым распространенным последствием употребления алкоголя является похмелье. После запоя оно выражается в […]
        • Центр неврозов на шаболовке Профессиональная стоматология в Москве Эстетическая стоматология Детская стоматология Ведущие специалисты Прогрессивное оборудование Индивидуальный подход Безопасность лечения Хорошие цены Главная ценность «Стоматологического центра на Шаболовке» — это врачи. Наша команда — профессионалы-единомышленники и эксперты в своих областях, […]
        • Фитнес от стресса Йога для снятия стресса: 13 асан Все мы знакомы со стрессом. Когда же человек освобождается от напряжения, то ощущает свободу и лёгкость в теле. Практика йоги — это проверенный способ успокоиться. Асаны йоги (позиции) снижают артериальное давление, избавляют от хронической боли в спине и даже снимают симптомы тревоги и депрессии. Если у вас […]
        • Признаки заболевания анорексии Анорексия — симптомы и признаки ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Первые упоминания об анорексии встречаются в трудах французских психиатров в конце далекого XVIII столетия, когда были описаны первые симптомы анорексии у девушек. Основной особенностью заболевания являлось стойкое нежелание принимать пищу. В дальнейшем этому состоянию были даны названия […]