Умственная отсталость это по исаеву

Умственная отсталость: причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра общей психологии

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХИАТРИЯ»

Умственная отсталость, причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы

Студентка 5 курса, группа ПС – 31

Факультета психологии и права

Умственная отсталость, недоразвитие интеллекта или – в более широком смысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе.

Умственную отсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожилом возрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает.

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости.

Олигофрения. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.

Г. Е. Сухарева выделила критерии отграничения олигофрении от сходных состояний, к которым она отнесла преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. В.В.Ковалев, определяет олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

Классификация олигофрении по степеням:

Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм.

1). Пограничная умственная отсталость — IQ = 70 — 90. Это предболезнь.

2). Дебильность (легкая умственная отсталость) — IQ = 50 – 70 — как ребенок 8-12 лет. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

3). Нерезко выраженная имбецильность — IQ = 35 – 50, как у ребенка 6 — 7 лет. Некоторые из них посещают специальную школу или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено.

4). Резко выраженная имбецильность (выраженная умственная отсталость). IQ = 20 – 35, т.е. как у ребенка 5 лет. Дети с таким уровнем интеллекта овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения.

5). Идиотия (глубокая умственная отсталость) – IQ = 0 — 19. Соответствует ребенку 2 лет. Глубоко умственно отсталые дети в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно 5% от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести заболевания, от его преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

Классификация олигофрении по эмоционально-волевым нарушениям (по Исаеву):

1). Астенический тип: варианты:

а). основной г). дисмнестический

б). дислалический д). брадипсихический

2). Дисфорический тип.

3). Стенический тип: уравновешенный или неуравновешенный.

б). акатизический (при передозировке нейролептиков) – бесцельное

в). мориоподобный (с дурашливостью, цинизмом).

Отличия олигофрении от педагогической запущенности:

Педагогическая запущенность — это задержка психического развития, которая возникает в условиях социального неблагополучия.

1). У запущенного ребенка – остается интерес ко всему новому.

2). У запущенного ребенка отсутствует тугоподвижность мышления.

3). Те стороны психики, которые подверглись благоприятному воздействию – у запущенного ребенка развиты нормально.

Частный случай педагогической запущенности – синдром сиротства:

2). Дистимия (пониженное настроение).

3). Педагогическая запущенность.

4). Слабо развита моторика.

Деменция — умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. Она может быть:

Органическая деменция бывает частичной (парциальной) или общей. При частичной деменции сохраняется ядро личности (оно складывается из 2 критериев: сознание болезни и стремление корригировать ее), а также сохраняются социально-этические установки личности.

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;

различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;

заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);

при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка;

Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить:

фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;

воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;

в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем — постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.

Приведем далее в качестве примеров некоторые синдромы, для которых характерна умственная отсталость.

Синдром повышенной ломкости X-хромосомы наследуется по X-сцепленному доминантному типу. Клиническая диагностика этого синдрома обычно трудна, поскольку его фенотипические проявления многообразны и неспецифичны. Его классические признаки: большие оттопыренные уши, удлиненное лицо, выступающая нижняя челюсть, макроорхизм — появляются, как правило, только после пубертатного периода. Самыми ранними симптомами обычно являются задержка развития и поведенческие расстройства, в том числе гиперактивность и аутизм.

Болезнь Ли обусловлена дефицитом цитохром-C-оксидазы и пируватдегидрогеназы. Заболевание начинается обычно в возрасте до двух лет и проявляется задержкой развития, мышечной гипотонией и слабостью, атаксией, офтальмоплегией, нарушением ритма дыхания.

Синдром MERRF (миоклоническая эпилепсия с пятнистыми мышечными волокнами) обусловлен точечной мутацией в нуклеотидной паре ДНК. Синдром проявляется атаксией, мышечной слабостью, деменцией, низкорослостью, снижением слуха, лактацидозом.

Синдром MELAS (митохондриальная энцефаломиопатия, лактацидоз и инсультоподобные эпизоды) связан с точечной мутацией в нуклеотидной паре ДНК. Клинические проявления включают низкорослость, эпилептические припадки, повторную рвоту, периодические головные боли, рецидивирующие инсультоподобные эпизоды, деменцию. В крови выявляется лактацидоз, в мышцах — пятнистые волокна.

Синдром Кирнса-Сейра, для которого характерны прогрессирующая наружная офтальмоплегия, атаксия, мышечная слабость, дегенерация сетчатки, нарушения проводимости сердца, лактацидоз, повышение уровня белка вСМЖ, пятнистые мышечные волокна.

Болезнь Олперса связана с недостаточностью комплекса I дыхательной цепи митохондрий. Кроме слабоумия, для нее характерны рано появляющиеся эпилептические припадки, деменция, спастичность, слепота, нарушение функции печени.

X-сцепленная адренолейкодистрофия обычно начинается в детском возрасте, однако иногда симптомы появляются в подростковом или в зрелом возрасте. Вначале обычно возникают поведенческие расстройства и изменения личности, затем присоединяются прогрессирующие неврологические нарушения, ослабление интеллекта и признаки надпочечниковой недостаточности.

Детский церебральный паралич — это хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся выраженными двигательными нарушениями, часто сочетающимися с эпилептическими припадками и умственной отсталостью. В зависимости от неврологических симптомов выделяют спастическую, хореоатетозную, атаксическую и смешанную формы детского церебрального паралича. Двигательные расстройства иногда становятся явными лишь на втором году жизни, что значительно затрудняет дифференциальный диагноз с прогрессирующими неврологическими заболеваниями. Важнейшая причина детского церебрального паралича — недоношенность и ее осложнения. У доношенных детский церебральный паралич обычно бывает обусловлен внутриутробными факторами, а перинатальные воздействия не играют ведущей роли.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002.

Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.

Фернандес Р. , Самуэльс М. Неврология. / Под редакцией М. Самуэльса. Пер. с англ. — М.: Практика, 1997.

xreferat.com

Какие бывают признаки умственной отсталости у детей?

Добрый день! У нас в гостях — Елена, которая знает про умственную отсталость не понаслышке. Что это такое? Какие признаки бывают? Передаю слово Елене.

Здравствуйте, дорогие читатели! Диагноз «умственная отсталость» звучит как страшный приговор. У родителей сразу куда-то вниз ухает сердце, опускаются руки… В первые мгновения даже кажется, что все это не более, чем страшный сон, от которого вот-вот они очнутся. Через некоторое время, когда паника немного отступает, многие начинают искать признаки умственной отсталости у детей, по которым врачи поставили диагноз. О том, каковы они, мы сегодня поговорим.

Признаки умственной отсталости

Каждый ребенок — маленькое солнышко для своих родителей, их кровиночка, заинька. Хорошо, когда он здоров, перегоняет по своим интеллектуальным и физическим способностям своих сверстников, имеет большой словарный запас и активно пользуется им. Но что если малыш в свои 4-5 лет вместо слов произносит лишь некоторые звуки? Что если в 3-4 года не просится даже на горшок, хотя по идее уже должен приучаться к взрослому туалету? Конечно, особо паниковать не стоит. Может, у него возрастные особенности такие? Но сходить на прием к психиатру обязательно нужно.

Какие признаки умственной отсталости существуют?

Прежде всего, стоит отметить, что по своей тяжести она делится на 4 степени. Отметим, при каких признаках устанавливается.

  1. Легкая (IQ в пределе 50-69 баллов, дебильность). Дети, входящие в эту группу, тяжело, но овладевают письмом и грамотой с помощью родителей, понимают значение времени и пространства, могут самостоятельно обслуживать себя, учиться в специальной школе. При старании у них можно немного развить произвольное внимание. Сложности у них возникают лишь в понимании сложных предложений, запоминании чего-либо (объем памяти значительно сужен) и при выстраивании ассоциативных цепочек. Однако они не мешают ему, повзрослев, обзавестись семьей и работой.
  2. Умеренная (20-49 баллов, легкая имбецильность). Возникает чаще всего из-за глубинного повреждения коры головного мозга. Развитие малыша происходит очень медленно (к примеру, в 5-6 лет он может лишь догнать по развитию лишь полуторагодовалых сверстников и то, если родители будут с ним заниматься). Поведение характеризуется отсутствием произвольной регуляции, точности, неловкостью. Речь, если и развивается, то очень обеднена, может появиться неожиданно. Предложения – простые, обрывочные. Детей можно научить считать до 10-20, обслуживать себя, собирать в группы различные вещи по основным различиям (подобие, чаще всего, не понимают), писать, выполнять практическую работу (но лишь при грамотном руководстве). Родителям следует психологически подготовиться к тому, что их сын (или дочь) проживет под их присмотром всю жизнь.
  3. Тяжелая (менее 20 баллов, выраженная имбецильность). Существенные отличия малышей из данной категории – это недоразвитость движений, грубое нарушение внимания (реакция есть лишь на красочные предметы), малый объем памяти, невозможность запоминания, сильное нарушение восприятия окружающего мира, невозможность передать сюжет самой простой картинки. Речь – или отсутствует вовсе или состоит из отдельных слов, которые сложно разобрать. Но малыш может пользоваться жестами, понимать обращенную речь (пусть даже частично), совершать какие-либо заученные приемы (к примеру, он вполне способен кушать руками). Понятно, что жить он может либо дома под присмотром заботливых опекунов, либо в домах инвалидов. Занятия в специальных государственных учреждениях, чаще всего, для него недоступны.
  4. Глубокая (IQ не достигает и 8, идиотия). Самая тяжелая степень, основными признаками которой считаются: невозможность ходить или сидеть, заботиться о себе, заявлять о своих желаниях. У детей из данной категории или вовсе нет или очень плохо развиты навыки самообслуживания, практически нет памяти и внимания, концентрации на предмете. Поведение – хаотичное, понятие инструкций – или нет или очень примитивное. Эмоции – или отсутствуют или весьма нестабильны. Большинство детей с идиотией обращают внимание лишь на боль.

Стоит отметить, что умственная отсталость – это не задержка психического развития и не болезнь. Это особое, чаще всего врожденное, состояние, при котором интеллектуальные возможности резко ограничены, а психологическое развитие ребенка происходит либо медленно, с большой задержкой, либо не происходит вовсе.

К дополнительным признакам всех 4-х указанных выше степеней можно отнести:

  • Органическое повреждение головного мозга (может быть выявлено у детей до года с помощью проведения УЗИ или томографии);
  • Системное нарушение интеллекта
  • Нарушение самоконтроля
  • Выраженность и необратимость обоих нарушений.

Только при наличии всех этих признаков можно говорить о наличии умственной отсталости. Так как, к примеру, недоразвитие интеллектуальной деятельности при отсутствии повреждения головного мозга может быть свидетельством недостаточности педагогического воспитания, а оно при определенных усилиях поддается коррекции.

Дорогие родители, помните, что как бы не вел себя малыш, какие внешние признаки вы бы не замечали, с ним можно и нужно проводить максимум своего времени и как можно больше заниматься (лепить, творить…). А еще важно очень сильно его любить. Ведь настоящая любовь всегда способна творить чудеса. И пусть ваш ребенок никогда не будет таким, как все. Но разве это так уж важно, если вот он рядышком, обнимает, целует в щечку и смотрит на вас широко распахнутыми глазками? Если он дарит вам массу положительных эмоций и пусть с трудом, но говорит «мама» или «папа»? Мы думаем, что нет. А вы?

Подписывайтесь на обновления блога и поделитесь статьей с друзьями. До новых встреч!

pozdnyakova.org

Умственная отсталость

Найдено 19 определений термина Умственная отсталость

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОБЩАЯ) (МКБ 317, 319)

Умственная отсталость

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Наиболее распространенная форма У. о. — олигофрения (от греч. oligos — немногий +phren — ум). Выделяются 2 основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями (роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по мере совершенствования методов диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.

Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны 2 основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями, такими как речь и мышление, несфор-мированностью/шчносяш в целом.

Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления. Эта же закономерность распространяется и на нейродинами-ческие процессы, явления нарушения подвижности (инертность), характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере и меньше — в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических функций по сравнению с др. создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными "симпатические" эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей.

По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на 3 группы: идиотия, имбецильность и дебильность.

Идиотия (от греч. idioteia — невежество) — наиболее тяжелая форма У. о. (IQ S 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения витальных (инстинктивных) потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограниченны.

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый телом, вялый) — выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии (см. Эхолалия). Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.

Дебильность (от лат. debilis — увечный, слабый) — легкое психическое недоразвитие (IQ = 50 + 70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако в процессе обучения обнаруживается явная недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. При дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.

Явления У. о. наблюдаются не только при олигофрении, но и при др. нарушениях ц. н. с; при этом клинико-психологическая картина будет иной. Так, при органических поражениях ц. н. с, возникших у детей старшего возраста (после 3 лет), уже не типичны основные признаки олигофреническо-го слабоумия: тотальность и иерархичность. В условиях определенной сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их развитие, но и повреждает уже сформированные. Поэтому более характерна мозаичность интеллектуального дефекта: одни психические функции задерживаются в развитии, др. — повреждаются, третьи остаются относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее характерным является нарушение памяти и внимания при большей сохранности др. психических процессов (см. Черепно-мозговая травма). У. о. может наблюдаться и при хронических психических заболеваниях. Напр., при возникновении шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая активность, появляются признаки интеллектуальной недостаточности ("олигофренический плюс"). См. также Генетика поведения, Дауна болезнь, Дети с отклонениями в психическом развитии, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Фенил-кетонурия, Шизофрения. (В. В. Лебединский.)

vocabulary.ru

Определение понятия «умственная отсталость» в современной специальной психологии. добавить

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга,имеющим диффузный характер мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность. Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией. В результате травм головного мозга, различных заболеваний центральной нервной системы происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков.

Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжелой степени. Появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет предотвратить или затормозить прогрессирование заболевания. Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопато-логическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Роль биологических и социальных предпосылок в психическом развитии человека. Общие закономерности психического развития нормального и умственно отсталого ребенка. Л.С. Выготский о структуре и путях компенсации интеллектуального дефекта. Эндогенные и экзогенные причины умственной отсталости. Степени выраженности нарушений интеллекта и тенденции использования в науке следующих дефениций: «идиотия», «имбецильность», «дебильность». Значение клинико-генетических, психологических, социологических исследований для предупреждения возникновения и правильной диагностики интеллектуальных нарушений.

2.Цель, задачи и содержание курса математики в школе VIII вида

Цели и содержание математического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках и учебных пособиях по математике. Постоянное развитие общества приводит к периодическому пересмотру целей и содержание образования в соответствии с поставленными обществом требованиями.

Исходя из общих целей средней общеобразовательной школы, из специфики математики как науки, ее роли и места в современной системе наук, в технике и производстве, ее значение в жизни современного общества, определяются цели обучения математике в средней общеобразовательной школе.

Цели — это планируемые результаты обучения, на достижение которых будет направлена совместная деятельность учителя и ученика в процессе обучения математике.

Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи: 1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы; 2) разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; 3) рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Поэтому, можно сказать, что МПМ — дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов. И более кратко задачи МПМ — можно сформулировать так:

Зачем надо учить математике? — Цели обучения

Что надо изучать? — Содержание обучения

Как надо обучать математике? — МПМ.

С учетом психологической характеристики учащихся определенного возраста и предшествующего обучения, ММ определяет содержание и разрабатывает методы получения, соответствующие этому содержанию и уровню мыслительной деятельности учащихся. ММ занимается также анализом математической деятельности и разработкой методов изучения всех ее аспектов. В задачи ММ входит разработка методов построения школьного курса математики и отдельных ее разделов по годам обучения. Поэтому она анализирует идейные основы самой математики и исследует возможности построения школьного преподавания на базе тех же общих идей и математических понятий. Она разрабатывает методику формирования и развития математических идей в школьном обучении и изложение школьного курса математики на базе этих идей.

2.3Содержание методики математики составляют вопросы её общих теоретических основ (общая методика математики) и вопросы изучения отдельных разделов, тем курса (частные методики математики).

Школьное математическое образование — это организационный процесс и результат усвоения предусмотренных программой математических знаний, умений и навыков, а так же приёмов мышления и способов познания. Оно включает в себя обучение математике и связанное с ним воспитание. Поэтому предметом МПМ является математическое образование, к основным компонентам которого относится: 1) содержание (математическая информация, подлежащая изучению); 2) структура (система построения и последовательность изучения информации); 3) методы и средства подачи и усвоения учебной информации; 4)деятельность учителя на уроке; 5) интерес учащихся к изучению математики, в сочетании с обучением и воспитанием. Предметом методики математики (ММ) является обучение математике, которая представляет собой научную область, занимающуюся исследованием процесса обучения в математике, где бы он ни происходил (от дошкольников до ВУЗов). Под ММ (методикой математики) будем понимать область, предметом которой является обучение математике в средней общеобразовательной школе.

3. не нашлаПеречислите способы определения размеров предметов или их сравнения в младшем школьном возрасте на уроках математики.

1.Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) детей с умственной отсталостью (психологическая характеристика)

Физиологические механизмы психической жизни человека. Функциональная организация человеческого мозга с позиций современной нейрофизиологии и нейропсихологии (А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.В. Симонов и др.).

Причины патологии нервной деятельности. Особенности ВНД детей с умственной недостаточностью (А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.А. Новикова, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.).

Расстройства высших психических функций при поражении головного мозга (А.Р. Лурия и др.).

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями нейродинамических процессов, с поражением лобных отделов коры головного мозга. Учет патологии ВПД в организации коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых детей.

2.Содержание, система и принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Содержание, система и принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Учебные программы по естествознанию для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Анализ программ.

Принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Преемственность программы по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 1-4 классов и программы по природоведению для детей, обучающихся в 5-х классах с программами по естествознанию для учащихся старших классов.

3.Проанализируйте по предложенной схеме Программу специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (биология, любой класс по выбору).

Сборник 1 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по следующим предметам: русский (родной) язык, математика, природоведение, биология, география, история, обществоведение, социально-бытовая ориентировка, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.

Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержание обучения по всем программам носит практическую направленность и способствует социальной адаптации учащихся.

lektsii.org

Умственная отсталость это по исаеву

Приветствую Вас Гость | RSS

К умственно отсталым относят детей со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Умственно отсталые дети – разнородная по своему составу группа. В нее входят дети, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т.е. до становления речи. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.

Глубокое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность умственно отсталых детей. Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в физическом развитии: аномалии роста, нарушение обмена веществ, дискоординация моторики, трудности формирования двигательных рабочих навыков и другие.

Олигофрения составляет основную группу заболеваний, приводящих к умственной отсталости. В зависимости от степени интеллектуального недоразвития различают 3 степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

1. Идиотия – наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Эти дети не овладевают речью, не понимают речь других. Они не могут овладеть навыками самообслуживания, имеют тяжелые нарушения моторики, часто не способны самостоятельно передвигаться. В практике работы с такими детьми были достигнуты некоторые успехи в воспитании у них ориентировочных реакций на звук, на яркий свет и цвет, на движущиеся объекты и другие раздражители. Они нуждаются в постоянном надзоре, поэтому направляются в детские учреждения – дома-интернаты Министерства социальной защиты.

2. Имбецильность – глубокая умственная отсталость. Дети, страдающие имбецильностью, малоспособны к самостоятельной целенаправленной деятельности в силу имеющихся нарушений в познавательных процессах и в эмоционально-волевой сфере. При длительном обучении эти дети могут получить навыки письма и чтения, но это не становится источником развития их личности. При специальном обучении они овладевают несложными умениями самообслуживания в быту, простейшими навыками ручного труда и при постоянной помощи и организации их деятельности могут работать в учебно-трудовых мастерских для инвалидов.

3. Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости, которая может быть в значительной мере корригирована в системе учебно-воспитательной работы в специальной школе. Дети, страдающие дебильностью, имеют недоразвитие всех высших психических функций, могут иметь дефекты в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность. Особенность этих детей – недоразвитие мышления, тем не менее они способны овладеть навыками письма, чтения и счета в объеме программы специальной школы.

Среди всех детей с умственной отсталостью дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, составляют большинство (70–80%).

Классификация по степени выраженности дефекта – не единственная классификация умственной отсталости. В зависимости от причин, вызвавших умственную отсталость, Г.Е. Сухарева выделяет:

– генеративные (наследственные) олигофрении;

– олигофрении вследствие действия патогенных факторов во внутриутробном развитии;

– олигофрении вследствие травм и заболеваний, возникших в возрасте до 2–3 лет.

Но при разных причинах, вызвавших умственную отсталость, особенности проявления дефекта, поведения детей могут быть одни и те же.

Для целей организации коррекционной работы больше подходит классификация М.С. Певзнер, при которой выделяют 5 групп.

В первую группу входят неосложненные формы олигофрении, во вторую – олигофрения с нарушениями нейродинамических процессов возбуждения и торможения. В зависимости от преобладания какого-либо одного процесса в данной группе выделяют подгруппы: возбудимые дети, тормозные дети и дети с патологической слабостью, повышенной лабильностью (неустойчивостью) обоих процессов.

Третью группу составляют олигофрении с осложнением «лобного синдрома», в этой группе различают, по терминологии М.С. Певзнер, «дурашливых» детей и вялых, также в зависимости от преобладания процесса возбуждения или торможения.

К четвертой группе относят олигофрении с психопатоподобным поведением, проявляющимся в агрессивных реакциях или дисфории (расстройство настроения).

Пятую группу составляют олигофрении, осложненные модально специфическими нарушениями в зоне отдельных анализаторов, т.е. слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Таким образом, в этой группе можно выделить 4 подгруппы.

Одна из классификаций умственной отсталости принадлежит отечественному детскому психиатру Д.Н. Исаеву. Он предложил заменить понятие «умственная отсталость при олигофрении» как многозначное на термин «психическое недоразвитие». Выделение 4 форм основывается на связи между этиологией и психическим состоянием. Внутригрупповая классификация проводится на нейропсихологической основе.

Так, выделение первой и второй форм – стенической и астенической – связано с предположением о том, что поражение мозга «наложилось» на возможный тип высшей нервной деятельности. Стеническая форма (от греч. «стенос» – сила) представляет собой неосложненную умственную отсталость, астеническая форма характеризуется повышенной истощаемостью нервных процессов, низкой интеллектуальной работоспособностью.

Третья форма – атоническая – получила свое название из-за нарушенного нормального тонуса психической деятельности, детям с этой формой характерны либо эйфорические реакции, либо патологическая вялость.

В основе выделения четвертой формы – дисфорической – лежат расстройства настроения, влечений, наблюдающиеся у некоторой части детей с умственной отсталостью.

Сравнение классификаций М.С. Певзнер и Д.Н. Исаева показывает их сходство: группы соотносятся между собой по основным характеристикам, кроме того, во вторую группу Д.Н. Исаев относит детей с олигофренией, осложненной нарушением функций анализаторов.

Во всех формах психического недоразвития Д.Н. Исаев выделяет варианты в зависимости от типа высшей нервной деятельности. Так, при стенической форме выделяют уравновешенный и неуравновешенный варианты поведения детей. Таким образом, преобладание возбудимости у ребенка не всегда является фактором клиническим, т.е. результатом повреждения мозга, а чаще всего это проявление темперамента. Такой ребенок нуждается не в лечении, а в обучении умению регулировать свое поведение. Дети со стенической формой имеют основной (неосложненный) дефект в недоразвитии высших психических функций. Они, как правило, эмоционально адекватны, работоспособны и во вне ситуации обучения могут производить впечатление нормально развивающегося ребенка.

При астенической форме существенно не только преобладание процессов возбуждения или торможения, но и прижизненные заболевания ребенка, иммунодефицитные состояния, которые провоцируют «цепочки» детских инфекций, дающих суммирующий эффект негативного воздействия на ослабленную нервную систему. Если вредные факторы действуют в период сензитивного развития отдельных функций, это приводит к вариантам нарушений:

– диспраксический (расстройство координации тонких движений, мелкой моторики);

– дисмнестический (нарушение процессов памяти);

– дислалический (нарушение речи).

Дети с этой формой имеют относительно легкий интеллектуальный дефект и вполне благополучный прогноз, так как имеющиеся у них недостатки удается корригировать.

При атонической форме у детей нарушается способность к целесообразному, плановому поведению, серьезно страдает мотивация, поэтому даже при небольшом интеллектуальном снижении дети слабо усваивают программу специальной школы по математике, русскому языку.

При дисфорической форме повреждается инстинктивное поведение, дети плохо подчиняются требованиям дисциплины. У мальчиков чаще наблюдается аффективный вариант, у девочек – истероидный.

Данная классификация служит целям дифференциальной диагностики, так как при отграничении умственной отсталости от сходных состояний и в первую очередь от задержки психического развития сопоставлять следует именно формы проявления интеллектуального недоразвития.

Нередко, особенно при педагогической диагностике, за умственно отсталых ошибочно принимают детей, имеющих состояние по ряду признаков сходных с интеллектуальным недоразвитием. К таким состояниям относят педагогическую запущенность, замедленный темп психической деятельности, различные нарушения работы анализаторов, церебростенические состояния и задержку психического развития (ЗПР).

Педагогическая запущенность проявляется в трудностях в обучении и воспитании, отклонениях в поведении (вплоть до склонности к совершению правонарушений), несформированности учебных интересов. Однако снижение познавательной деятельности в данном случае не имеет органической основы. Такие дети нуждаются в психолого-педагогической помощи (индивидуальный подход в обучении, работа с родителями, ликвидация пробелов в знаниях, развитие познавательной активности и т.д.), но направлению в специальное коррекционно-обра­зовательное учреждение не подлежат.

Дети с замедленным темпом деятельности (так называемые «тугодумы», дети с низкими способностями) есть в каждом классе. Их развитие соответствует норме, однако на выполнение любого задания они затрачивают значительно больше времени, чем сверстники. При уменьшении объема учебного материала, заданий они успешно продвигаются в обучении.

Причиной нарушений в познавательной деятельности могут быть и различные отклонения в работе анализаторов (зрительного, слухового, речевого). Однако если речь не идет о комплексном дефекте, то нарушения мышления носят вторичный характер и при создании соответствующих условий хорошо поддаются коррекции.

В основе церебростенических состояний лежат функционально-динамические расстройства высшей нервной деятельности. Детям данной категории свойственна повышенная чувствительность к любым воздействиям (звуки, запахи, колебания температуры), утомляемость, истощаемость, плохой сон, аппетит. Из-за сниженной работоспособности и нарушений внимания они часто не усваивают программу школы. Однако снижение познавательной деятельности не носит стойкого характера и компенсируется в условиях охранительного режима.

Наибольшую трудность представляет собой отграничение от умственной отсталости задержки психического развития (ЗПР). Основным критерием здесь является обучаемость ребенка, величина «зоны ближайшего развития».

Квалифицированная диагностика умственной отсталости представляет известные трудности, особенно в дошкольном возрасте. Знание специфики развития детей в условиях органического поражения центральной нервной системы, их личностных особенностей, познавательной деятельности позволяет специалистам-психологам правильно определить состояние ребенка и наметить пути коррекционной помощи.

grablace.clan.su

Это интересно:

  • Феназепам и шизофрения Международное непатентованное название Таблетки для приема внутрь. Раствор для парентерального (внутривенного и внутримышечного) введения. Таблетки, содержащие 0,5,1 или 2,5 мг бромдигидрохлорфенилбензодиазепина — активного вещества. Раствор для внутривенного и внутримышечного введения 1 мг бромдигидрохлорфенилбензодиазепина в 1 мл. Таблетки […]
  • Настойки при стрессе Настойка валерианы - экстренная помощь при стрессе Настойка валерианы – это лекарственный растительный препарат, который производится путём мацерации из расчета 1 грамм корня валерианы на 5 граммов 70% спирта. Препарат выпускается в виде настойки на 70%-ном спирте во флаконах по 30 миллилитров, а также в таблетках по 0,02 г, покрытых […]
  • Слабость плаксивость раздражительность Боль в груди, раздражительность, утомляемость… Как победить симптомы ПМС? С аббревиатурой ПМС сегодня знакомы и женщины, и мужчины. Первые встречаются с данным явлениям каждый месяц, вторые вынуждены терпеливо сносить побочные эффекты предменструального синдрома. Статистически, каждая женщина проводит в состоянии ПМС от 5 до 7 лет своей жизни, и […]
  • Симптомы белой горячки у алкоголиков Признаки белой горячки у алкоголиков — тяжелые последствия зависимости от алкоголя Алкогольная зависимость – недуг, который несет вред физическому и психическому здоровью, а также отрицательно воздействует на социальный статус и ведет к деградации личности. Закономерным результатом злоупотребления алкоголем является психоз, слабоумие, […]
  • Деменция срок жизни Акатинол — эффективное лечение деменции Что такое сосудистая деменция? Под сосудистой деменцией понимается существенное ухудшение интеллектуальных (когнитивных) способностей человека, вызванное заболеваниями сосудов головного мозга. При поражении сосудов отдельные участки мозга не получают необходимого для нормальной работы кислорода, […]
  • Голодание при шизофрении Лёгкий фастинг: Может ли голодание быть лечебным Хотя сейчас всё чаще говорят о бессмысленности строгих диет и о том, что самое лучшее питание — разнообразное и сбалансированное, идея о пользе полного голодания до сих пор жива, причём что в Кремниевой долине (привет «биохакингу»), что в России. Его пропагандируют как средство похудения, способ […]
  • Аутизм у дошкольника Признаки аутизма у детей Термин «аутизм» (autismus) был введён ещё в начале XX века, однако данная патология психического развития до сих пор до конца не изучена. Аутизм у детей сопровождается рядом признаков и симптомов, которые приводят к разрыву с окружающей реальностью. Ребёнок с этим расстройством уходит в себя и болезненно воспринимает […]
  • Стресс влияет здоровье Влияние стресса на здоровье человека Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, это обычное и часто встречающееся явление в нашей жизни. Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка. По данным статистики, в России примерно 70% жителей постоянно […]