Стресс у ребенка рекомендации

Что делать, когда любая контрольная — стресс для ребенка?

— Помогите советом. Не знаю уже что делать. Каждая контрольная стресс для ребенка. Хотя он готовится очень усердно, но все равно каждый раз я уже сама трепещу перед любой контрольной. У ребенка то понос, то какие-то страхи непонятные, истерики. Он переживает за каждую задачу, которую не успел решить. При этом иногда просто начинает переписывать всю работу, чтобы получилось чисто и аккуратно. Почему для моего ребенка контрольная работа стресс? При этом я вижу, что другие дети абсолютно равнодушно относятся к этим контрольным и даже вовсе не переживают из-за оценок и из-за того, что и как они написали. Понимаю, что его проблема психологическая, но вот причин не могу понять.

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Марина, спасибо за ваш вопрос. На самом деле он действительно относится к области психологии. Как же так получается, что самый старательный и усидчивый ребенок, который хочет и любит учиться, испытывает стресс и при подготовке, и на самой контрольной работе? Точный ответ на этот вопрос дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Контрольная — стресс для лучших учеников

Лучшие ученики — самые старательные и усидчивые от природы, обладатели феноменальной памяти и аналитического мышления. Такими талантами, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, одарила природа представителей анального вектора.

Таким ученикам нужно всегда чуть больше времени на анализ и систематизацию информации, именно поэтому они несколько медлительны по своей природе. И их нельзя торопить, иначе они впадают в ступор и не понимают, что надо сделать. Такие дети всегда чувствуют особую ответственность за результат, и ограничение по времени выполнения задания для них всегда стресс.

Но это надводная часть айсберга. Есть и подводная.

Контрольная — стресс или страх опозориться?

У каждого свойства есть обратная сторона. Для ребенка с анальным вектором контрольная стресс еще и потому, что есть природный страх опозориться. Причем опозориться в буквальном смысле. Поэтому часто у таких детей перед контрольной бывает диарея — это проявление стресса в анальном векторе. А после контрольной работы, как правило, бывает запор. Родителям и учителям необходимо знать, что для детей с анальным вектором контрольная работа — физиологический и психологический стресс.

«В первом классе в один из дней «большая нужда» застала меня в школе на уроке. Я отпросился выйти, сказав учителю, что болит живот. Но исправить положение я не смог… ведь в школе не было туалетов со свето-звукоизоляцией и отдельным входом через подземный лабиринт, простые туалеты мне не подходили. Учитель обнаружил меня сидящим в коридоре и, видимо, заметив на моем лице признаки полного отчаяния, отпустил домой. Никогда не мог сказать об этом маме и другим ребятам. Так и носил с собой этот страх опозориться…» (Из обсуждений на форуме портала yburlan.ru)

Так проявляет себя природный страх опозориться, то есть не быть лучшим, не ответить на вопрос, не выполнить контрольную работу идеально и в срок. Именно это бессознательно и гложет ребенка, не дает ему покоя. Он вроде бы все знает на отлично, но все равно нервничает.

Такие дети всегда добросовестно учат уроки и готовятся гораздо больше и тщательнее других. Но вот эти психологические особенности мешают им получить высшую оценку за контрольную работу.

Вот как описывают эти состояния сами дети:

Ребенок может говорить о том, что у него «пальцы деревенеют, мысли разбегаются, тепло приливает к лицу…».

Он старается максимально сосредоточиться, чтобы ничего не пропустить, но все равно…

«Сердце сжимается и стучит быстро-быстро, невозможно успокоить его стук… кажется, что не хватает воздуха… в висках стучит страх: «А вдруг пропущу ошибку и обязательно вспомню о ней, когда сдам работу учителю…»

У некоторых от стресса моментально падает зрение, и задание просто расплывается перед глазами — это дети со зрительным вектором, о них поговорим дальше.

Стресс — контрольная работа у шустрых и подвижных детей

В противоположность усидчивому ребенку, у ученика с кожным вектором стресс контрольная работа вызовет только тогда, когда у него есть договоренность с родителями, что за хорошую учебу ему купят нечто дорогое и желанное (телефон, планшет, мопед). Именно тогда, если он получает двойку или тройку, у него действительно — стресс. Но кожник очень адаптивен и изворотлив по своей психологической природе. Поэтому такой ученик обязательно найдет способ договориться с учителем о том, как это можно исправить или переписать. Все его волнения будут именно не о самой оценке, а о тех последствиях, к которым приведет плохая оценка.

Как пережить стресс — контрольная для ребенка ужас

Нервничают перед контрольной работой и школьники со зрительным вектором, который наделяет своего обладателя повышенной эмоциональностью и богатым воображением. В идеале это дает очень большую фору в усвоении материала, так как зрительники обладают образным мышлением, что позволяет им еще лучше воспринимать и запоминать информацию. Так называемый феномен фотографической памяти — это про них.

Но одновременно огромная эмоциональная амплитуда способна многократно увеличить страхи. И такие дети проигрывают в своем воображении ужасные сценарии той самой контрольной работы.

Так что тут уже на первый план выходит управление эмоциональным состоянием во время контрольной работы.

Внимательная мама, конечно же, может этот момент отрегулировать и перенаправить буйное воображение в позитивное русло, в том числе помочь ребенку использовать свойства образного мышления при подготовке и во время контрольной работы.

Преодолеваем психологический и физиологический стресс от контрольной работы

Родителям необходимо очень хорошо разбираться в этих особенностях. Потому что сейчас, пока речь идет о контрольных работах, это один разговор. А когда сильнейший ученик, обладатель энциклопедических знаний, из-за стресса и неумения с ним справиться заваливает олимпиадную работу или вступительные экзамены, то травма и стресс усиливаются многократно.

Для учеников с разными векторами стресс и его последствия будут разными.

Как же справиться со страхами и стрессом контрольной работы?

Как смягчить стресс и его последствия от контрольной работы

Прежде всего, родителям необходимо соблюдать простые рекомендации:

  • Не торопить ребенка при подготовке и выполнении заданий.
  • Постараться заранее подготовить все необходимое для контрольной работы (тетради, ручки, линейки, циркули и т.д.).
  • Обязательно в день контрольной работы встать пораньше, чтобы у ребенка было чуть больше времени, и вы вместе могли избежать лишней суеты и торопливости при сборе в школу.
  • Обеспечивать ребенку чувство защищенности и безопасности. То есть транслировать на чувственном уровне ребенку свою любовь и поддержку и ни в коем случае не «увязывать» свое отношение к ребенку с его успехами в учебе.
  • Пояснить самому ребенку его особенности и раскрыть его таланты. Тогда во время контрольной или экзамена ребенок будет действовать последовательно, используя свои СИЛЬНЫЕ стороны, и не позволит увлечь себя посторонней суетой.
  • По возможности даже поговорить с учителем и обеспечить, чтобы рядом с таким учеником не сидел суетливый и подвижный или даже гиперактивный ребенок с кожным вектором.
  • Провести беседу с учителем и предупредить об этих особенностях ребенка. Просто попросить, чтобы она его не торопила и не подгоняла. Ведь медлительный ребенок с анальным вектором испытывает огромный стресс, когда звучат слова: «А теперь заканчиваем и ставим точку. Сдаем листочки. Не задерживаем, сдаем. Кто не сдал вовремя — оценка на балл ниже».

    Такие простые шаги на самом деле очень действенны. Они постепенно помогают ребенку понять свои особенности и использовать свои сильные стороны, что позволяет в дальнейшем уже самому преодолевать различного рода стрессы. Даже знание того, что ему нужно на выполнение задания больше времени, дает огромное преимущество в дальнейшем и даже позволяет отказаться от переписывания начисто контрольной работы.

    Преодолеваем стресс контрольной — задачка имеет решение

    Современные дети — это другое поколение. Они полиморфы, то есть являются носителями множества векторов. От 3 до 5, иногда более. Это значит, что от контрольной работы или экзамена возникает еще и внутриличностный стресс.

    Например, при сочетании двух контрарных векторов — анального и кожного — ребенок будет стремиться сделать и быстро, и правильно, и аккуратно. А если есть еще и зрительный вектор, то его внутренние желания будут требовать красоты оформления. Сочетание таких разных желаний не всегда возможно осуществить. Тогда возникает внутриличностный стресс. Это бессознательная реакция. Так что при наличии разных векторов задачка усложняется. Но это не значит, что она не имеет решения. Системно-векторная психология «щелкает» и не такие орешки. Вот что сделала одна из участниц тренинга:

    — Понимаешь, Маруся, — начала я, — мне кажется, что в тебе пытаются ужиться маленькая шустрая (кожная) обезьянка и неповоротливый, медлительный обидчивый бегемотик. Обезьянке важно, чтоб ты была успешна, но она непоседливая, и у неё в одно ухо влетело, а в другое вылетело. А бегемотик, наоборот, основательный, неторопливый. Ему важно пусть медленно, но довести дело до конца. У него хорошая память, но ему все время мешает обезьянка.

    — Мам, ну надо же, как ты точно подметила, я абсолютно точно вижу в себе то бегемотика, то обезьянку (образы!) Так вот, — продолжаю я, — надо нам с тобой придумать, как себя вести и бегемотику и обезьянке, чтоб они не только не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Мне кажется, что во время урока надо выключать обезьянку и включать бегемота — замедляться, чтобы накопить знания, которые даются на уроке, чтоб потом ты могла спокойно выдать их на контрольной. А шуструю обезьянку включай на переменке и на физкультуре — она же любит побегать и порезвиться.

    А вот что говорят учителя о применении знаний системно-векторной психологии в своей работе:

    Понимание — вот лучшее, что могут дать родители

    Мы сделали буквально несколько набросков, которые показывают, насколько сложен внутренний мир ребенка и какими скрытыми движениями души он реагирует на разные обстоятельства жизни, в том числе и на контрольные.

    Попробуйте ответить себе на несколько вопросов:

  • Насколько хорошо вы знаете своего ребенка?
  • Доверяет ли вам ваш ребенок? Какие слова вы обычно используете в разговорах с ним? Рассказывает ли он вам о сложных ситуациях? (Ведь он может не признаться, что, например, опозорился).
  • Приходится ли вам уговаривать его поесть? Как ни странно, это очень важный момент
  • Все это — важные составляющие.

    Информация, которую мы получаем на тренинге, бесценна. Это большая энциклопедия в 80 томах. И освоить эти навыки в живом эфире помогает особый способ подачи информации.

    Приглашаем вас точнее разобраться в психике вашего ребенка на ближайший цикл бесплатного онлайн-тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Развитие врожденных свойств векторов происходит до пубертата. Так что не откладывайте счастье и гармоничное развитие вашего ребенка на будущее.

    Автор статьи: Виктория Винникова, педагог

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

    22 Мар, 2017 Комментариев: 2 Просмотров: 839

    svp.expert

    Стресс у детей и подростков. Подростковый стресс

    В среднем подростковом возрасте дети переживают период быстрого социального, эмоционального и интеллектуального взросления, а также испытывают определенное давление со стороны родителей, которые хотят, чтобы дети соответствовали их ожиданиям.

    Некоторые дети лучше приспосабливаются к таким сложным задачам, чем другие, время от времени у них могут возникать эмоциональные и поведенческие проблемы. В этой и последующих главах будут описаны наиболее часто встречающиеся проблемы, возможные варианты их решения, а также то, когда и как вы сможете получить помощь в решении этих проблем.

    Сегодня постоянные стрессовые состояния оказывают пагубное воздействие на организм наших детей. Дети сталкиваются с множеством проблем в школе, дома и на улице. Насилие, наркотики, курение и употребление алкоголя — можете продолжить этот список — это способы выйти из стрессовых состояний. Постарайтесь уберечь детей от эмоциональных потрясений и научить их расслабляться.

    В этом возрасте давление может исходить из разных источников — как самого ребенка, так и родителей, учителей, сверстников, а также общества, в котором живет ребенок. Давление может принимать различные формы и создавать сложные проблемы для детей, на которые им приходится реагировать и приспосабливаться к ним. Вне зависимости от того, являются ли эти события действительно важными, такими как развод родителей, либо лишь незначительными трудностями (например потеря домашнего задания), эти потребности или стрессовые ситуации становятся частью повседневной жизни ребенка.

    Какие-то события жизни дети принимают с радостью и достаточно легко к ним адаптируются. Другие же события они могут воспринимать как угрозы самим себе либо повседневной жизни их семьи или общему ощущению благополучия, и это вызывает у ребенка стресс. Большинство стрессов, с которыми приходится сталкиваться ребенку, находится где-то посередине — конечно, они нежелательны, но и не причиняют серьезного вреда, а скорее являются частью выполнения задач детского возраста и познания самого себя.

    Подростков также может беспокоить умение заводить друзей, успехи в школе, способность противостоять давлению со стороны сверстников или преодолевать свои физические слабости. Вне зависимости от формы проявления, если стресс слишком сильный или продолжительный, в некоторых случаях он может нанести серьезный урон ребенку. Определенная концентрация стрессовых ситуаций может создавать предрасположенность ребенка к заболеваниям. Важные события, в особенности события, навсегда изменяющие жизнь семьи ребенка, такие как смерть одного из родителей, могут оказывать длительное воздействие на его психическое здоровье и благополучие. Незначительные повседневные стрессы также могут иметь некоторые последствия. Они могут привести к потере аппетита или ухудшению сна. Дети могут стать угрюмыми или раздражительными, их успеваемость в школе может ухудшиться. Также может измениться их поведение и желание контактировать с другими людьми.

    У разных детей разные темпераменты, поэтому они отличаются друг от друга своей способностью справляться со стрессом и повседневными трудностями. Некоторые из них от природы покладисты и легко приспосабливаются к новым событиям и ситуациям. Других детей легко вывести из равновесия любыми изменениями в жизни. Все дети способны лучше справляться со стрессами, если прежде у них имелся успешный опыт подобного рода, а также если они уверены в своих способностях и эмоциональной поддержке со стороны семьи и друзей. Дети, уверенные в своей правоте и чувствующие любовь и поддержку, в целом успешно со всем справляются.

    Безусловно, возраст и развитие ребенка помогут определить, насколько сильный стресс на ребенка может оказать определенная ситуация. К примеру, смена учителя для ученика 1 класса может стать важным событием, но едва ли каким-либо образом повлиять на ученика 6 класса. Невысокий рост неважен для пяти- или шестилетнего ребенка, но в юношеском возрасте может стать причиной постоянных страданий. Восприятие и реакция ребенка на стрессовую ситуацию отчасти зависят от его развития, отчасти от опыта, а отчасти от темперамента.

    Многие родители не сомневаются, что дети школьного возраста не знают об окружающих их стрессовых ситуациях и никоим образом невосприимчивы к ним. Кроме того, они уверены, что их дети не только ни в чем не нуждаются, но у них также, вероятно, имеется достаточное количество игрушек, друзей, с которыми можно поделиться, много времени для игр и полный график необходимых дополнительных занятий.

    Это не так. Дети крайне восприимчивы к изменениям вокруг них, в особенности к чувствам и реакции их родителей, даже если эти чувства не передаются непосредственно при помощи слов. Если один из родителей останется без работы, детям придется приспособиться к финансовому кризису в семье; им нужно будет справляться не только с явными изменениями в семейном бюджете, но и с изменениями эмоционального состояния родителей. Детям может быть необходимо справляться с издевательствами на игровой площадке, переездом в новый район, серьезным заболеванием одного из родителей или собственным разочарованием из-за недостаточной способности преуспеть в каком-либо виде спорта. Они могут испытывать постоянное давление «правильно» одеваться или получать высокие отметки для того, чтобы увеличить вероятность их поступления в «надлежащее» высшее учебное заведение.

    Некоторые психологи уверены, что современным детям среднего подросткового возраста на самом деле приходится сталкиваться с гораздо большим количеством стрессовых ситуаций, нежели подросткам прежних лет, да еще они получают недостаточную социальную поддержку. Изменение семейной структуры от большой, оказывающей поддержку семьи (включая обоих родителей, тетей, дядей, бабушек и дедушек) предыдущих поколений до нынешних поколений с высоким процентом разведенных семей, семей с только одним родителем или семей, где один из родителей является приемным, радикально изменило сам опыт детства. Миллионам подростков приходится приспосабливаться к таким изменениям.

    Даже в полных и достаточно стабильных семьях постоянно увеличивающееся число обязанностей обоих работающих родителей зачастую служит причиной того, что детям приходится больше времени проводить на дополнительных занятиях после школы либо дома в одиночестве. Для некоторых детей такая потеря времени, которое они могли бы проводить с родителями, служит определенным стрессом, так же как и ответственность самому заботиться о себе и доме, а иногда и присматривать за младшим братом или сестрой после школы.

    Для многих детей и их семей стрессом является количество занятий, заполняющих свободное время детей. Слишком загруженные дети с несоответствующим количеством свободного времени могут чувствовать себя обессиленными.

    Кроме того, современные дети растут в такое время, когда им приходится сталкиваться с насилием и давлением со стороны сверстников относительно половой активности и употребления наркотиков, их предупреждают быть осторожными ввиду существующей угрозы похищения детей, сексуального домогательства и других преступных действий. Такое ощущение жизни в небезопасном мире для некоторых детей является источником постоянного стресса. То есть можно сказать, что современным подросткам приходится постоянно сталкиваться с проблемами принимать решения в различных ситуациях, и зачастую от них ожидают слишком быстрого взросления.

    Но при этом нельзя сказать, что все стрессовые ситуации оказывают только негативное воздействие. К примеру, умеренное давление со стороны учителя или репетитора может способствовать желанию ребенка получать только высокие отметки в школе и принимать более активное участие в спортивных мероприятиях. Успешное разрешение стрессовой ситуации или проблемных событий повышает способность ребенка справляться с ними в будущем.

    Если стресс постоянный или слишком сильный, это наносит большой вред как психике, так и всему организму ребенка. Внезапные стрессовые ситуации вызывают учащение дыхания и сердцебиения, сужают сосуды, повышают артериальное давление и мышечное напряжение, а также могут вызывать расстройство желудка и головные боли. Если стрессовая ситуация сохраняется, у ребенка может развиться предрасположенность к заболеваниям, он может испытывать чувство усталости, его будут мучить ночные кошмары, зубная боль, бессонница, для него станут характерными вспышки раздражения, депрессивное состояние и плохая успеваемость в школе.

    На разных стадиях развития способы проявления своей загруженности и неспособности справиться со стрессом у детей различны. В дошкольные годы вы, вероятно, замечали, что при попадании в стрессовую ситуацию ребенок начинал несколько регрессировать. Возможно, ему было трудно разлучаться с вами, он никуда не отпускал вас от себя или даже на время забывал некоторые свои навыки, связанные с процессом взросления, такие как пользование горшком.

    Дети младшего школьного возраста более открыто выражают свои чувства, тем не менее у них может проявляться большая склонность принимать стресс близко к сердцу: их характеризует уныние, депрессивное состояние или отчуждение. Другие дети могут выражать свой стресс чрезмерной активностью, гневом или созданием конфликтных ситуаций. Родители должны приспособиться к этим и другим признакам перегруженности ребенка.

    Не слишком ли вы давите на ребенка?

    С большинством стрессовых ситуаций ребенок сталкивается за пределами семьи — такой стресс может быть неподвластен контролю. Тем не менее многие подростки могут испытывать давление в семье, поскольку их родители из лучших побуждений чрезмерно загружают детей занятиями музыкой, спортивными секциями, компьютерными курсами и уроками живописи.

    На первый взгляд может показаться весьма полезным давать ребенку как можно больше возможностей попробовать свои силы в образовательных, культурных и спортивных занятиях. Некоторые родители расценивают это как преимущество для ребенка перед сверстниками в нашем конкурентном обществе. Но специалисты заверяют: если детей заставлять быть слишком старательными учениками, когда практически весь день распланирован за них, это может оказать и негативное влияние. У многих детей возникает стресс, когда он мчится с одного занятия на другое, когда совсем нет времени на отдых, игры, «безделье» и чтобы просто «побыть ребенком».

    Вам вместе с ребенком необходимо установить некий баланс между запланированными и незапланированными занятиями. Не беспокойтесь о том, что ему станет скучно; на самом деле ребенок даже получит выгоду от ничем не занятого времени, когда сможет использовать свое воображение и заняться интересными для него делами. Что касается запланированных занятий, уменьшите их количество до тех, которые на самом деле доставляют ему удовольствие, в которых он достигает определенных успехов, приобретает новые умения или замечает улучшения. Узнайте о мнении и пожеланиях ребенка до того, как будете планировать для него какие-либо мероприятия.

    Как только ребенок начнет ходить на занятия, окажите ему поддержку (но не давите на него), обязательно хвалите его и проявляйте заинтересованность, посещая его бейсбольные матчи и фортепьянные концерты. В некоторых случаях ребенок может жаловаться, что у него пропал интерес к организованной программе или что его беспокоит неспособность выполнять задания так же хорошо, как и его сверстники или другие члены команды. Выясните причины и суть его жалоб. Некоторые проблемы вам придется решать вместе с ребенком либо может потребоваться временное прерывание деятельности. Вы как родитель должны помнить, что даже в этом возрасте ваш подросток все еще во многом остается ребенком. При достижении подросткового возраста дети часто могут испытывать давление от ожидания от них быть более взрослыми. Помогите подростку насладиться порой детства без ненужных факторов, вызывающих стресс. По мере взросления позвольте ребенку задавать собственный темп своих открытий. Обсудите с ним такие вопросы, как индивидуальность и давление сверстников.

    Помогите ребенку преодолеть трудности

    Если ребенок сталкивается со слишком большим количеством стрессовых ситуаций, ему может потребоваться ваша помощь для того, чтобы понять, как лучше всего справляться с трудностями. Уделите время и обсудите с ребенком давление, которое он испытывает в жизни, и причины его беспокойства. Детям школьного возраста зачастую сложно сесть и обсудить это. Но вы должны дать ребенку понять, что вам небезразличны эти вопросы и что вы хотели бы ему помочь. Рассматривайте каждую ситуацию как проблему, которую необходимо решить.

    Вам может быть нужно поставить себя на место ребенка и представить, что в такой ситуации может чувствовать ребенок. Обсудите некоторые формы его поведения и выражения эмоций, которые вы замечали в последнее время и благодаря которым посчитали, что ребенок может сам стараться решить какие-то проблемы. Постепенно ваши старания помогут ему выразить свои чувства при помощи слов.

    Помогите ребенку понять его собственный темперамент. Используйте некоторые выводы из ваших наблюдений за ребенком. Употребляйте такие высказывания, как «Я знаю, что ты достаточно болезненно реагируешь на стрессовые ситуации» либо «Мне кажется, тебе удобнее самому спокойно принимать решения». Это поможет проникнуть в суть проблемы и оценить умение ребенка справиться с ситуацией.

    Вместе с ребенком вы должны проанализировать возникшую ситуацию или занятия, который ему служат причиной проблемы. Может быть, у ребенка конфликт с друзьями, который ему нужно разрешить? Либо ему, возможно, необходимо ваше заверение в том, что, несмотря на развод, ребенка по-прежнему любят оба родителя? Или вам следует сократить расписание его дополнительных занятий либо же выбирать их с большей осмотрительностью?

    Вместе с ребенком определите имеющиеся проблемы и возможные варианты их решения. Уделите внимание влияниям, которые также могут затруднять способность ребенка приспосабливаться или справляться с ситуацией, и определите способы, при помощи которых он может изменить ситуацию.

    Если вам кажется, что у ребенка недостаточно свободного времени, помогите ему изменить расписание так, чтобы у него оставалось время на отдых и игры. Возможно, ребенок сам начнет использовать свои творческие способности и придумает собственные развлечения. Способствуйте тому, чтобы ребенок использовал свое воображение и способности для того, чтобы проводить время с удовольствием. Помните: ваша задача состоит не в том, чтобы постоянно занимать ребенка — на самом деле большинство детей получают удовольствие от простых игр в спокойной обстановке без бурного темпа и давления, которые обычно наблюдаются при сильной загруженности ребенка.

    Возможно, вы сочтете нужным уделять по 10-15 минут в день только ребенку в выбранном им самим занятии. Такое времяпрепровождение способствует сближению семьи — это время, не подверженное воздействию стрессов.

    Если вы считаете, что вам требуется дополнительная помощь для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, обсудите этот вопрос с педиатром, который в процессе беседы с вами и ребенком поможет определить пути наименьшего стресса для ребенка. В некоторых случаях, если ребенок очень плохо справляется с ситуацией и стресс мешает его повседневной жизни, врач может направить вас к профессиональному консультанту.

    Помимо этого вам, возможно, необходимо будет присмотреться к собственной жизни. У детей, подверженных стрессу, зачастую родители также подвержены стрессу, и некоторая доля постоянного беспокойства передается и ребенку. Если вы переживаете личный кризис, например развод, либо пытаетесь заполнить весь день ребенка занятиями, поскольку вы сами по натуре очень активный человек, возможно, сейчас самое время внести некоторые изменения в свою жизнь, уменьшив личный стресс, который может оказывать косвенное влияние и на вашего ребенка.

    Что беспокоит ребенка

    В процессе научного исследования ученикам 5-х и 6-х классов задавали вопросы, касающиеся событий в их жизни (уже произошедших или которые только могут произойти), вызывающих у них беспокойство или другие отрицательные чувства. Далее перечислены обстоятельства, которые упоминались чаще всего, причем список составлен в порядке убывания.

    • Болезнь
    • Ничегонеделание
    • Недостаток денег
    • Давление с целью получения только высоких отметок
    • Ощущение аутсайдера в отношениях со сверстниками
    • Недостаточное количество времени, которое дети проводят с родителями
    • Невыполнение домашнего задания
    • Недостаточные успехи в спорте
    • Неспособность одеваться так, как хотелось бы
    • Переживания по поводу изменений тела
    • Опоздание в школу
    • Маленький рост
    • Родители, постоянно ругающиеся в присутствии ребенка
    • Неумение находить контакт с учителями
    • Вес или рост больше, чем у других детей этого же возраста
    • Переезд
    • Смена школы
    • Споры с родителями относительно правил в семье
    • Раздельное проживание родителей
    • Давление с целью уговорить сделать что-то, чего ребенок не хочет (например курение).

    Признаки перегруженности

    Хотя стресс является частью нашей жизни и процесса взросления, вам необходимо вмешаться, как только вы увидите, что стресс разрушительно действует на физическое или психологическое здоровье ребенка. Вот некоторые признаки того, что стресс, вероятно, оказывает слишком негативное влияние на ребенка.

  • у ребенка развиваются физические признаки болезни, такие как головные боли и боли в желудке.
  • Ребенок выглядит беспокойным, уставшим или возбужденным.
  • у ребенка проявляются признаки депрессивного состояния, и он отказывается отвечать на вопросы о том, как себя чувствует.
  • Ребенок становится раздражительным, негативно настроенным и во время привычных занятий практически не проявляет никаких положительных эмоций.
  • Ребенок перестает проявлять интерес к какому-либо занятию, которое раньше было для него крайне важным, и предпочитает оставаться дома.
  • Его отметки в школе становятся хуже, он проявляет меньший интерес к таким обычным занятиям, как посещение уроков и выполнение домашнего задания.
  • Ребенок проявляет признаки антиобщественного поведения, такие как вранье и воровство, отказывается или забывает выполнять свои домашние обязанности, становится более зависимым от вас, чем раньше.
  • Снятие стрессового состояния у детей

    Занятия йогой, прогулки на свежем воздухе, медитация и ведение дневника — вот способы, с помощью которых ребенок может снять внутреннее напряжение. Полезны также травы, которые укрепляют и успокаивают нервную систему, тонизируют надпочечники и другие органы эндокринной системы. Этими рекомендациями могут также воспользоваться родители и учителя, которые сами находятся в стрессовом состоянии.

    При эмоциональном возбуждении, беспокойном состоянии, при переживании стрессовых ситуаций применяйте ромашку, валериану, хмель, липу, лаванду, шлемник, вербену, буквицу, пассифлору, мелиссу и пустырник. Эти травы можно использовать отдельно или комплексно в виде чая, отвара или настойки.

    Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.

    www.sweli.ru

    Стресс: понятие, причины и некоторые рекомендации

    Стресс — это психическое состояние организма, когда чрезмерное перенапряжение препятствует полноценному восстановлению сил.

    Впервые понятие стресса сформулировал известный канадский биолог и врач, эндокринолог Ганс Селье, выделивший три фазы развития стресса:

    Фаза 1. Реакция тревоги — когда организм готовится к встрече с новой ситуацией.

    Фаза 2. Сопротивление — когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации.

    Фаза 3. Истощение — когда резервы организма катастрофически уменьшаются.

    Когда требования внешней ситуации, длительное время преобладают над внутренними ресурсами человека, происходит нарушение состояния равновесия. Когда вы пытаетесь постоянно делать больше, чем у вас хватает на это сил, когда нужно работать, потому что иначе «мир рухнет», «дело завалится», «клиент уйдет» и т.д. и т.п. Нарушается равновесие между «надо» и «могу». Когда мы забываем про то, что каждое усилие требует внутренних ресурсов, и не соотносим одно с другим.

    Как победить стресс? 8 хитрых шагов. Эти простые действия помогут вам обрести покой и душевное равновесие. Чтобы победить стресс с ним не нужно бороться, его нужно перехитрить.

    10 ответов психолога на вопросы о стрессе Что вызывает стресс? Каковы последствия стресса для здоровья? Почему стресс оказывает разрушительное воздействие?

    А думаете ли вы в повседневной жизни о том, что объем ваших внутренних ресурсов ограничен? Что каждое решение, встреча, совещание, улаживание конфликта черпает силы из внутреннего источника ресурсов. И, если вы хотите каждый день чувствовать радость жизни, получать удовольствие от работы, наслаждаться победами, то необходимо пополнять этот источник.

    В школе, на уроке физики нас учили: для того, чтобы взять что-то из емкости, сначала надо туда что-то положить. Глупо постоянно черпать из источника воду и надеяться, что вода не иссякнет никогда. Почему же тогда вы забываете, что внутренний источник ваших ресурсов надо пополнять изо дня в день?

    Одна из самых распространенных причин, которые приводят к истощению внутренних ресурсов человека – невозможность остановиться в постоянном беге за успехом. Остановиться, для того, чтобы насладиться, порадоваться и наполнить себя положительными эмоциями.

    Существует множество исследований и схем, показывающих весь цикл, который должен проходить человек, на пути реализации задуманного и пополнить себя внутренними ресурсами.

    Вот как на это можно посмотреть с точки зрения гештальт психологии.

    Фаза 1. На этом этапе вы осознаете свою неудовлетворенность, чувствуете, что в жизни (работе) вам чего-то не хватает.

    Фаза 2. На этом этапе вы определяетесь, что именно вы хотите, ставите цель, делаете первые шаги.

    Фаза 3. На этом этапе вы достигаете цели, получаете результат

    Фаза 4. Здесь происходит анализ достижений и ошибок, переживание удовольствия от достижения цели и получение удовлетворения. Основная задача этого этапа – вписать опыт и радость от успеха во внутренний мир. Наполнить его ресурсами

    4-й этап – фаза ассимиляции полученного опыта, время, когда надо остановиться, задуматься о том, что сделано, насладиться результатом и отдохнуть, набраться сил, для дальнейшего прыжка, для более высоких и амбициозных целей. Здесь очень важно, как губка, впитать в себя радость и удовлетворение от случившегося, как можно больше делиться этим с окружающими, близкими и родными, радоваться, пока есть такая потребность и желание. И вы сами почувствуете, когда вам этого уже будет достаточно. Это как хороший отпуск после работы, отпуск, после которого вновь хочется работать. Когда появляются новые идеи, мысли и решения. Вот это уже самое время для начала нового витка.

    Для того, чтобы быть более стойким в стрессе, необходимо опираться на радости, успехи, положительные эмоции, а если их не хватает, мысль «Все плохо, все не так» постоянно зудит в голове, вы становитесь уязвимыми и стрессы все больше подтачивают ваш организм.

    Если последний 4-й этап цикла человек не проходит до конца или пропускает, он сам лишает себя позитивных эмоций, которые впоследствии могли бы стать ресурсами для преодоления стрессов. Как это происходит в жизни: человек стремиться достичь своей цели, старается, изобретает новые идеи, принимает решения, используя при этом внутренние ресурсы организма, опираясь на накопленные ранее позитивные эмоции, достигает цели и…не переходя на последнюю стадию перескакивает на первый этап, а то и сразу на второй, ставит новую цель и бежит дальше. Так может продолжаться долго. Постоянное перескакивание этапа ассимиляции чревато тем, что источник ресурсов иссякнет и организм попадет в цепкие лапы стресса. Более того, потребность в отдыхе все равно остается, она существует и стремится к удовлетворению. А это значит, что, работая, человек все равно будет думать об отдыхе и осознанно или нет, будет его себе устраивать, т.е. оттягивать сроки, не делать неприятную работу, перестанет чувствовать себя эффективным и т.д.

    Ассимиляция необходима, чтобы человек выделил из осуществленного процесса успешные решения, проанализировал их и сделал их частью своего опыта, а самое главное – насладился победой, порадовался и наполнил себя положительными эмоциями. Именно это и есть сильный ресурс для сохранения стойкой позиции и адекватной реакции на все стрессовые факторы.

    Что делать / или практические советы по профилактике эмоционального истощения.

    После стресса организм находится в состоянии “разряженного аккумулятора”, истощения, после чего начинается постепенное накапливание энергии (“подзарядка” организма) до момента полного восстановления сил и энергии. Этот процесс приблизительно в три раза длиннее, чем время воздействия стрессовой ситуации, и это надо учитывать при ликвидации последствий любого стресса, большого или самого маленького.

    Для этого вам необходимо систематически пополнять источники своих ресурсов в организме в том объеме, в котором они были использованы.

    На вопрос «как это делать?» каждый может ответить себе сам, если задумается над тем, что в жизни доставляет ему много радости, от чего возникает ощущение полноты жизни. При чем, здесь уместны не только моменты успеха на работе.

    Источники ресурсов должны быть максимально разносторонними. Например, это может быть какое-то место на природе, где вы чувствуете себя умиротворенно, расслабленно, также это может быть круг друзей, с которыми вы последнее время редко встречаетесь, но каждая встреча с ними, наполняет вас жизненной энергией и оптимизмом.

    Замечательно, если параллельно с работой у вас есть хобби, которым вы увлекаетесь, и которое помогает вам отвлечься от мыслей о работе, например, рыбалка, охота, музыка. Или любой вид активного отдыха, который настолько увлекает, что заставляет забыть о текущих делах в офисе.

    Вспомните, бывает такое, что вы долго пытаетесь найти решение сложному вопросу, вы постоянно думаете об этом, а в голове – хоть шаром покати, — ничего, ни одной светлой мысли. Вы уходите домой, и продолжаете придумывать, перебираете варианты. А вечером после работы, общаясь с друзьями и, казалось бы, совсем позабыв о насущной проблеме, вы вдруг(!) находите единственно верный вариант решения! Решение, которое вот так просто взялось из ниоткуда, прошмыгнуло между мыслями о бильярде и воспоминаниями, о веселой студенческой жизни, и осталось, напоминая о себе ярким радостным пятном. Или на утро, после тяжелых раздумий в офисе, вы встаете с кровати, а в мыслях – сразу несколько решений, которые вчера даже в голову не приходили.

    Вспоминаете? Почему это происходит? Если вы внимательно читали все вышесказанное, то легко найдете ответ на этот вопрос. Это происходит потому, что, переключившись на другой вид деятельности, отдохнув, организм получает энергию и нужный объем ресурсов, для принятия решения.

    Ну, и в заключение хотелось бы сказать что стресс, это не всегда плохо.

    Умеренный уровень стресса, повышает скорость обработки информации, мобилизирует ресурсы организма, повышает эффективность в единицу времени. Главное в этот момент, собраться с мыслями, настроиться на решение возникшей сложности и заручившись поддержкой предыдущих успехов идти вперед.

    Желаю вам всегда радоваться собственным успехам и вдохновляться на новые!

    Кира Ломакина — психолог, психотерапевт, бизнес-тренер.

    upsihologa.com.ua

    / Рекомендации для родителей

    Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие позиции (они представлены на Профиле слева направо):

    1.Тест «Рисунок человека»

    2. Тест «Графический диктант»

    3. Тест «Образец и правило»

    4. Тест «Первая буква»

    5. Общая успешность в 4-х тестах.

    6. Навыки чтения, письма, счета

    Индивидуально-личностные особенности ребенка

    8. Усвоение норм поведения в школе

    9. Успешность функционирования в роли ученика

    10. Взаимодействие со сверстниками

    11. Эмоциональная стабильность (тревожность)

    12. Эмоциональное благополучие

    Семья как ресурс адаптации первоклассника

    13. Подготовка к школе в семье

    14. Установки родителей по отношению к школьному обучению

    15. Условия ребенка в семье для обучения

    16. Помощь ребенку в обучении

    Интегральные показатели успешности адптации

    17. Цена адаптации ребенка к школе

    18. Индивидуальные особенности здоровья

    19. Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка

    20. Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя

    21. Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя

    22. Возрастное соответствие массы тела и роста

    23. Физкультурная группа

    24. Группа здоровья

    Далее мы рассмотрим более подробно каждую группу показателей и ее составляющие.

    3. ГОТОВНОСТЬ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

    На рисунке 1 показана часть профиля, на котором представлены данные степени развития познавательной сферы ребенка.

    Познавательная сфера (позиции 1-4)

    3. Тест «Образец и

    Тест «Первая буква»

    2. Тест «Графический

    Общая успешность в

    Навыки чтения, письма,

    Рис. 1 Познавательная сфера в профиле готовности первоклассника к обучению в школе.

    Достаточный уровень сформированности познавательной сферы является одной из важнейших предпосылок школьного обучения. В основе познавательной деятельности лежит психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая функциональное созревание структур головного мозга, показывающая сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем развивающегося ребенка.

    Важно оценить сформированность познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи) и умение выделять учебную задачу.

    Общее развитие познавательной сферы ребенка – эта группа показателей включает в себя определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

    Психофизиологическая зрелость – это понятие прежде всего включает достаточный уровень созревания нервной системы ребенка и его мозга, позволяющий не только эффективно воспринимать информацию из окружающего мира и анализировать ее, но и все более произвольно управлять своим вниманием, своими эмоциональными реакциями. Психофизиологическое созревание ребенка связано с совершенствованием его движений, прежде всего с тонкой моторикой – точными движениями рук, способностью координировать движения глаз и рук и т.д.

    Интеллектуальная зрелость – тесно связана с психофизиологической, но также включает в себя достигнутый уровень развития мышления, умение выделять существенные признаки предмета, проводить несложные логические размышления (например, устанавливать последовательность событий), сравнивать предметы, делать выводы, выявлять взаимосвязи между понятиями. Интеллектуальная зрелость также подразумевает достаточный уровень развития речи, внимания, памяти ребенка.

    В целом это сфера, отражает общий уровень развития первоклассника и характеризует наличие готовности к новой для него учебной деятельности, усвоению знаний и умений. Это – один из основных показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Он отражает результат предшествующего развития ребенка.

    Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в хорошем уровне концентрации внимания, способности контролировать свое поведение, уравновешенности, развитии зрительномоторной координации и речи ребенка. Физиологически зрелые дети готовы к усвоению школьных требований.

    Готовность к усвоению навыков письма и счета также связано с состоянием пространственного и зрительного восприятия; состоянием моторики и зрительно-моторной координацией. Однако в этом показателе отражено также умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена, наличие у ребенка интуитивных до числовых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом

    В данном проекте для оценки познавательной сферы применяются известные методики: «Рисунок человека» (на Профиле готовности – 1. Тест Рисунок), «Графический диктант» (2. Тест Графический диктант), «Образец и правило» (3. Тест Образец и правило), «Первая буква» (4. Тест Первая буква).

    Методика «Рисунок человека» используется для исследования общего уровня умственного развития ребенка. Низкие результаты по этой методике говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) ребенка. У него может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить такого ребенка в систему школьной жизни могут

    привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).

    Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

    Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.

    Методика “Образец и правило” предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.

    Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.).

    Методика «Первая буква» выявляет готовность к овладению грамотой. Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха.

    При повторном выявлении проблемной зоны необходимо направить родителей на консультацию к невропатологу и логопеду. Комплексный подход позволит наиболее эффективно провести коррекцию и предупредить серьезные затруднения в адаптации.

    Общая успешность в 4-х тестах (позиция 5)

    Общая успешность в 4-х тестах (позиция 5 на Профиле) получена как среднее арифметическое 4-х по всем четырем методикам. Этот показатель рассматривается как некоторая интегральная характеристика готовности первоклассника к обучению в школе, полученная на основе выполненных учеником работ.

    Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. Это, значит, следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация.

    При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

    Дети с низкими результатами по показателю «Познавательная сфера» нуждаются в помощи. Очень часто родители не способствуют развитию ребенка в этом направлении, так как не дооценивают важность многих составляющих познавательных способностей и не понимают, как на них влиять. Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чем-то второстепенным. Таким образом, именно в момент подготовки к школе семья все больше отказывается от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: понимание инструкции, произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д.. Многие современные родители занимаются формальным развитием школьных навыков, забывая о необходимости включать в жизнь ребенка творческую деятельность и разнообразные игры, тем самым, развивая общую готовность к школе. Большую проблему составляет недостаточный опыт совместных свободных игр с правилами у детей. С поступлением в школу эта тенденция только усиливается.

    «Навыки чтения, письма, счета» (позиция 6)

    В настоящее время большинство детей приходят в школу с некоторым запасом базовых «школьных» умений и навыков. Предполагается, что это позволит ребенку более успешно осваивать школьную программу. Диагностика владения навыками чтения, письма и счета важна для учителя, так как позволяет оптимизировать учебный процесс, учитывая реальные умения учащихся. В данном исследовании суммируются результаты ответов из «Карты первоклассника» и «Анкеты родителей».

    Показатель «Навыки чтения, письма, счета» отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Данный показатель определяется и фиксируется учителем.

    Обращаем Ваше внимание, что специфические проблемы в начале школьного обучения есть как у детей с высоким уровнем подготовки, так и при низкой подготовке. Наличие больших различий в учебных навыках детей класса создает трудности, как для учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.

    Таким образом, значительное отличие от среднего по классу по данному показателю указывает на возможность затруднений у ребенка при адаптации к обучению.

    Дети, у которых показатели данного блока значительно ниже среднего будут испытывать двойную нагрузку, догоняя класс. В этом случае особенно необходима помощь родителей, понимание со стороны учителя, терпение взрослых.

    Важно сопоставление 6-го показателя с уровнем показателей по всем тестам познавательной сферы.

    Сочетание средних и выше среднего результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на недостаточное внимание к обучению в дошкольный период. Данное сочетание не так проблематично: при хорошей обучаемости можно довольно быстро и правильно сформировать навыки учащихся.

    В то же время в процессе обучения могут обнаружиться некоторые проблемы, незамеченные на предыдущем этапе развития ребенка, так как не было той деятельности, в которой они могли проявиться. Например, может обнаружиться нежелание заниматься монотонной деятельностью, быстро угасающий интерес при интеллектуальных занятиях, нежелание заниматься деятельностью, которая получается, не так хорошо, как у лидеров, наличие нарушений фонематического слуха, при которых ребенок плохо различает некоторые похоже звучащие буквы, проблемы с мелкой моторикой, когда ребенку трудно вести точную ровную линию.

    Сочетание низких результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на возможность значительных трудностей в процессе вхождения в учебный процесс, так как несформированные предпосылки учебной деятельности могут означать некоторую незрелость предпосылок учебной деятельности и затруднять быстрое усвоение необходимых знаний и навыков. Это может повышать тревожность ребенка, вызывать неудовлетворенность результатами своей деятельности, ощущение перегруженности, утомление, негативизм по отношению к трудной и неприятной для него деятельности.

    При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. Внимание должно уделяться не только обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), но и развитию у детей произвольности,

    умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

    Часто родители в таких случаях стараются все внимание сосредоточить на учебных заданиях, обучении письму, чтению, счету, сокращая при этом все другие виды деятельности ребенка, препятствуют игре, посещению кружков. Это только затрудняет коррекцию проблемы, усиливает стресс у ребенка. Необходимо в семье сохранять доброжелательную и спокойную атмосферу вокруг ребенка, поддерживать уверенность, что он справиться с трудностями, подчеркивать все успешные моменты. Внимание взрослых должно быть сосредоточено на малейших успехах ученика, чтобы не вызвать потерю мотивации и формирование отрицательной самооценки.

    В домашней работе по развитию познавательных способностей, рекомендуются совместные игры родителей с детьми, наблюдение за природными явлениями, выполнение творческих заданий. Описание некоторых игр и занятий приводится в Приложении 1.

    Более подробные рекомендации родители могут получить у психолога и педагога.

    Особую категорию составляют дети, демонстрирующие познавательные способности и учебные навыки выше среднего. Начиная обучение в разноуровневом классе, в котором учителю необходимо «подтягивать» других, эти дети могут потерять интерес к учебе. В этом случае и ребенок, и родители могут излишне расслабиться, привыкнув к тому, что все знакомо и дается легко, и пропустить момент, когда закончится «запас прочности». Часто взрослые считают, что ребенок, хорошо знающий тему урока, может пока просто посидеть-послушать. Родители часто в подобном случае подчеркивают превосходство ребенка над одноклассниками, формируют критическую точку зрения на происходящее в классе, сосредоточенность внимания ребенка на ошибках других детей или педагога. Однако такой подход может привести к формированию привычной позиции «стороннего наблюдателя», которую достаточно трудно переформировать. Такой ребенок часто не может интегрироваться в жизнь школы, не находит друзей, всегда чувствует себя как бы в стороне. Это приводит в дальнейшем к серьезным психологическим проблемам, мешает реализовать свой высокий потенциал. Необходимо пробуждать у ребенка интерес к другим детям, внимание к их успехам и позитивным качествам, совместной деятельности.

    Другие проблемы, возникающие у детей с подготовкой выше среднего могут проявляться в том, что могут не сформироваться навыки систематической, «рутинной» учебной работы. Навыки (например, письма) могут быть сформированы не оптимально, и потребуется переучивание. В каждом конкретном случае только сотрудничество семьи с педагогом обеспечит оптимальную поддержку ребенка.

    4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА

    Школьная готовность понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребенка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика.

    В этом блоке нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика), социальной зрелости (например, особенности поведения, общительность) и эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями). В него включены также те характеристики, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип реагирования на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка, восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это для него или плохо).

    Рассмотрим составляющие данного блока, представленные на рисунке 2.

    Индивидуальноличностные особенности реб?нка

    10. Взаимодействие со

    8. Усвоение норм

    поведения в школе

    Рис. 2 Индивидуально-личностные особенности первоклассника в

    профиле готовности к обучению в школе.

    «Мотивация» (позиция 7)

    Мотивация является важнейшим фактором формирования школьной успешности. Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще

    нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

    В начале учебного года мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, только формируются постепенно в процессе самой учебной деятельности. Как подчеркивал В. В. Давыдов, потребность собственно в получении теоретических знаний возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих задач.

    Первоначальной же предпосылкой формирования учебной мотивации является желание ребенка почувствовать себя учеником, стремление узнавать новое. Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения – он старается вести себя так, как требуется ученику.

    Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к ?серьезным? занятиям, ?ответственным? поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

    Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию у него внутренней позиции ученика. Именно это и определяет поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как важный и соответствующий ему, воспринимается как реальныйи желаемый путь к взрослости.

    Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины: например, сниженная потребность познавательных мотивов, некоторые дети еще не ощущают необходимости новых знаний, у них не только преобладают игровые интересы, их игровое поведение однообразно, часто эти дети предпочитают просмотр мультиков;

    Распространенной причиной является установка избегания неудач, ситуаций неуспеха («и не буду делать, у меня не получится, я не умею»). Ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.

    Уже к началу школьного обучения, как правило, в результате неоптимальной системы дошкольной подготовки у части детей проявляются

    признаки «выученной беспомощности». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится, и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не стремится учиться чему-то новому. Взрослые могут считать, что ребенок просто ленивый, не хочет даже попытаться. А причина лежит в завышенных ожиданиях взрослых.

    Многие родители, бабушки и дедушки слишком остро и эмоционально реагируют на промахи и ошибки ребенка. Это приводит к тому, что ребенок начинает бояться неудачи, а если пытаться сделать что-то новое, всегда есть риск неудачи. Так формируется отказ о стремления к познанию, ребенок перестает верить в свою способность учиться, верить в собственные силы. Некоторые родители, считая своих детей умными и способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, пытаясь тем самым побудить его стараться еще больше, как бы бросая ему вызов и ожидая, что ребенок будет доказывать, как он хорошо сможет все сделать на этот раз. Но если ребенок не встречает безусловной любви и принятия, то он не может принять этот вызов. Он не верит в себя, не верит родителю, боится наказания и отвержения. В этом случае мы наблюдаем выраженную тревожность, обиду или неуверенность, слезы, а в дальнейшем это может перейти в непослушание, протест, а, порой, в скрытность, лживость, изворотливость в отношениях ребенка с родителями.

    Постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред — школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой творческой деятельности. Даже став взрослыми, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость. Поэтому необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим успехам. Нельзя сообщать ребенку, что он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, он станет гуманитарием или человеком искусства.

    Выученная беспомощность также формируется в ситуации, когда ребенок не понимает, что именно он делает не так, что приводит к конкретной реакции учителя или родителя. В таком случае у ребенка может сформироваться ощущение, что он просто не нравиться учителю, что он неудачник, ему всегда навезет и т.д. В любом таком случае также происходит потеря мотивации, уход от активности. Поэтому оценивание деятельности ребенка должно быть очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим рекомендацию, как улучшить результат, понятную для ребенка. Обязательно необходимо отмечать малейшие успехи.

    Некоторые современные родители, напротив, пытаясь повысить мотивацию и уверенность ребенка, хвалят его за все постоянно не зависимо от качества результата. Парадокс, но такое недифференцированное подкрепление приводит также к выученной беспомощности и снижает мотивацию. Ребенок теряет веру в свои силы – раз хвалят за такую ерунду, то, возможно, считают, что он не способен на большее. Похвала должна соответствовать усилиям и достижениям ребенка, понятна, так же, как и

    studfiles.net

    Это интересно:

    • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
    • Невроз и эффективное лечение Эффективное лечение невроза народными средствами Лечение невроза народными средствами, реально помогающими от расстройств психики, может проводить самостоятельно каждый человек. Важным условием в данном случае является консультация с лечащим доктором. Без рекомендаций врача нетрадиционную медицину лучше не применять. Невроз — это […]
    • Модель профессионального стресса Теории и модели профессионального стресса В течение последних лет отмечается повышенный интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса па рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием па работоспособность, производительность и общее состояние здоровье. В. А. Бодров отмечает, что […]
    • Губин и депрессия Андрей Губин 2017: “Мальчика-бродягу” не узнать! Популярный певец 90-х, автор многочисленных хитов “Мальчик-бродяга”, “Лиза”, “О тебе мечтаю я”, “Зима-холода”, “Девушки как звезды” – Андрей Губин, сегодня уже не тот беззаботный красавец, за которым бегали толпы […]
    • Депрессия темная ночь души Дэвид Хокинс. Депрессия и темная ночь души. Отчаяние характеризуется беспомощностью и безнадежностью и, следовательно, является угнетенным невыносимым состоянием. Теряется воля к жизни, Но даже акт суицида невозможен из-за недостатка энергии. Пассивный суицид происходит из-за непринятия пищи или неудовлетворения физических потребностей Депрессия […]
    • Кортизол повышен из за стресса Почему повышен кортизол у женщины: причины и симптомы, методы эффективной терапии Кортизол в организме человека является основным и наиболее активным глюкокортикоидом (глюкокортикостероидом), относящимся к катаболической группе. Его основная роль — сохранение энергетических ресурсов организма. Эта палочка-выручалочка приходит на помощь, начиная […]
    • Заикание проходит ли Излечимо ли заикание Речь — одно из наиболее сложных и ценных приобретений человека. Она появляется тогда, когда высший отдел нервной системы — кора головного мозга — достигает достаточного развития. Развитие речи происходит постепенно. С 3 месяцев ребенок начинает издавать подражательные звуки. В 5—6 месяцев малыш приучается к слиянию отдельных […]
    • Как снять рабочий стресс Как бороться со стрессом и быстро снять нервное напряжение В наше далеко не безмятежное время за стрессом далеко ходить не надо – его нам с удовольствием преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой и сотрудники по работе, и любимые домочадцы и грубый водитель маршрутки и все, кому мы позволим это сделать. Как снять стресс и вернуть себе душевный […]