Стресс от положительных эмоций

Эмоции и стресс в психологии

Стресс – одно из эмоциональных и физических состояний, реакция организма на стрессовый стимул, который может носить как физический, так и эмоциональный характер. В этом случае пробуждаются все системы организма на борьбу с неблагоприятной для него ситуацией. Парадокс, что организм одинаково реагирует не только на отрицательные, но и положительные сильные эмоции.

Основные особенности развития и действия

Понятие об эмоциональном стрессе в психологической науке появилось не так давно, всего в1926 году. Ранее оно относилось к физике. А теперь внимание: в качестве характеристики распределения сил внутри предмета, которые воздействуют на него и приводят к деформации. В организме человека таким изменениям подвергаются основные системы – эндокринная, иммунная, нервная.

Парадокс, но развиваться стресс может как от положительных, так и от отрицательных эмоций. Физические реакции будут одинаковыми. Диагностируя стресс у больного, психологи отличают характер эмоций как специфические признаки, поскольку от этого зависит психологический фон на момент работы, и, соответственно, методы снятия последствий.

Психология отличает «негативный» стресс, называя его эмоциональным дистрессом. Человек в таком состоянии отличается ограниченной невменяемостью, он не способен быть объективным, болезненно реагирует на разного рода раздражители.

Течение стресса, если его не остановить, проходит 3 фазы:

  • Тревожность наблюдается 3-14 дней. На физическом уровне – повышение уровня адреналина, желез внутренней секреции, эндокринной системы.
  • Выработка кортикостероидов, большого количества глюкозы, происходит открытие резервов организма.
  • Резервы заканчиваются, начинаются негативные изменения физического состояния – головные боли, изменение работы ЖКТ, скачки артериального давления и прочее.
  • Далее могут появиться депрессивные состояния, хронические заболевания. Если на первой стадии организм позволяет человеку быстро решат серьезные проблемы, решительно принимать шаги, активно физически работать, то с каждой последующей стадией происходит отклонение к саморазрушению, поэтому так важно останавливать процесс на первой стадии.

    Если стрессы не идут чередой, носят временный характер, организм справляется самостоятельно. Но в случае, если человек, особенно ребенок, не может выйти из стресса самостоятельно, необходимо обращение к специалистам. Обычно медикаментозное лечение ограничивается витаминами и успокоительными травами. Психологи работают с помощью бесед, подключается музыкотерапия, арт-терапия, гидротерапия, массажи. Важны регулируемые физические нагрузки.

    Эмоциональный стресс отличается от физического только причинами возникновения. В дальнейшем физические реакции организма, как, впрочем, и психологические, практически одинаковы. Эмоции и эмоциональный стресс находятся очень близко. Слишком много эмоций – и организм не выдерживает психологических перегрузок.

    Причинами стрессовых состояний могут стать такие сильные переживания, как:

  • смерть или серьезная хроническая болезнь близкого человека;
  • собственное тяжелое заболевание;
  • конфликтные ситуации в семье или трудовом коллективе;
  • резкие социальные, финансовые изменения способа жизни;
  • активация страхов или фобий.
  • Часто это накладывается на личностные особенности – мнительность, постоянное ощущение тревоги, импульсивность, и прочие. Однако это не является специальным условием. Каждый человек подвержен стрессам, только в зависимости от силы эмоций, личностных качеств и способности противостоять стрессовым реакциям, урон он состояния будет большим или меньшим.

    Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний – противоположные факторы. Чем больше личность владеет собой, умеет управлять своими эмоциональными состояниями, тем выше у нее стрессоустойчивость. Не стоит смешивать регуляцию со сдерживанием эмоций глубоко в себе. Это приводит не просто к стрессам – к депрессивным состояниям.

    Следует отметить, что психоэмоциональный стресс по своей силе и влиянию на жизнь взрослого человека во многим зависит от того, насколько эмоционально насыщенным и сложным было его детство.

    Стресс эмоциональный, как и физический, включает защитные силы организма. Главная проблема состояния — нарушение внутреннего баланса всех систем. Во время длительного стресса или их чреды происходит:

  • Изменение гормонального фона, что серьезно сказывается на эндокринной системе, общем иммунитете, работе сердечно-сосудистой системы и ЖКТ. В результате при отсутствии заболевания человек чувствует себя абсолютно больным с соответствующими симптомами.
  • Снижается способность к регенерации. Подавленность иммунной системы приводит к замедлению процесса на 25%.
  • Изменение гормонального фона особенно серьезно влияет на детей. У них наблюдается остановка роста и общего развития всех систем.
  • Психоэмоциональный стресс, стимулируя излишнюю активность нейронов, приводит к необратимым нарушениям в головном мозгу, приводя к нарушениям краткосрочной памяти.
  • Изменение метаболизма становится причиной ожирения.
  • Особенность детских состояний

    Дети отличаются повышенной эмоциональностью. Поскольку эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний тесно связаны между собой, а опыта регулирования у малышей нет, они легко подвергаются нарушениям и получают при этом непоправимый вред для физического и психического состояния. Кроме того, это сказывается на их взрослой жизни, грозя перерасти в серьезные психологические заболевания.

    Эмоциональный стресс у детей в 4 раза повышает развитие болезней сердечно-сосудистой системы, у 10-25% вызывает хронические заболевания, и это только небольшая часть негатива, которым грозит стрессовое состояние для ребенка. Признаками такового становятся:

  • резкие перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • снижение концентрации внимания (о нем может свидетельствовать резкое снижение успешности в учебе);
  • замкнутость;
  • ночное недержание мочи;
  • новые вредные привычки – грызть ногти или карандаш, прикусывать губу, накручивать локоны на пальцах или ковырять в носу;
  • новые страхи и фобии;
  • боли в области головы и ЖКТ.
  • У старших детей, подростков, может развиваться агрессивность, лживость. При наблюдении подобных признаков, необходимо срочно обратится к психологу, поскольку без адекватной помощи время может быть упущено, и у ребенка появятся необратимые изменения организма на физическом и глубоком психологическом уровне. Детей нельзя держать в постоянном напряжении, это особенно касается учебного процесса.

    К причинам, которые могут подвергнуть ребенка стрессу, относятся переезд, начало учебы или детский сад, экзамены и собеседования, проблемы в коллективе, развод родителей или их ссоры, переезд близких друзей, длительное увлечение агрессивными компьютерными играми. Переживания родителей поразительно быстро отображаются на их детях. Редко дети могут осознать причины своего подавленного настроения, оно может быть просто зеркальным отображением взрослой жизни своей семьи.

    В психологии существует мнение, что стрессов можно избежать, если придерживаться профилактики возникновения негативных эмоций. Конечно, не всех проблем можно избежать, но ежедневных бытовых и профессиональных – точно. Для этого существует снятие эмоционального напряжения путем:

  • активной социальной жизни;
  • режима сна;
  • здорового питания, включающего антистрессовые компоненты;
  • наличия хобби;
  • религиозности или чтения мантр;
  • чтения книг;
  • регулярных физических нагрузок;
  • творческой деятельности в любых проявлениях;
  • наличием в доме животных и комнатных растений;
  • регулярного общения с природой.
  • Примечательно, что такая профилактика одинаково действенна и в отношении взрослых, и в отношении детей. Это говорит о том, что можно время, отведенное на профилактику негативных переживаний проводить всей семьей, укрепляя связи, создавая прочные и положительные отношения. Выезды на природу всей семьей, туристические походы, особенно пешие и велосипедные, позволяют совместить спокойные положительные эмоции, умеренные физические нагрузки, красивые пейзажи и приятное общение. Таким образом в сбалансированное состояние приходят организмы всей семьи.

    Эмоциональный стресс и эмоции всегда находятся рядом. Психоэмоциональные напряжения излишней силы или длительного времени воздействия, приводят губительным последствиям. Профилактические меры способны снизить негативный эмоциональный фон и в значительной мере снизить вероятность проявления эмоционального стресса для организма.

    apatii.net

    Положительные эмоции

    Бесконечные одинаковые серые будни, ползущие друг за другом, способны любого довести до угнетенного состояния. Но вы можете наполнить свою жизнь красками с помощью положительных эмоций. Есть много видов положительных эмоций, каждая из них внесет свой положительный заряд в ваш мир.

    Список положительных эмоций:

    1. Интерес, заинтересованность, любопытство – наиболее часто возникающая эмоция, мотивирует развитие мышления, знаний, навыков. Интерес – единственная мотивация, поддерживающая осуществление рутинной работы. У заинтересованного человека возникает желание расширять свой опыт, исследовать что-то новое. При сильном интересе человек ощущает оживление и воодушевление.
    2. Удивление – это переходящая эмоция: быстро появляется и так же быстро исчезает. Его функция заключается в подготовке человека к внезапным либо новым событиям, успешным действиям.
    3. Радость – относится к положительным эмоциям человека, характеризуется ощущением уверенности, значимости, способности преодолевать трудности и получать удовольствие от жизни. Она сопровождается удовлетворенностью собой, миром и окружающими людьми, чувством энергетического подъема и собственной силы. Радость пробуждается, когда человек реализовывает свой потенциал. Препятствия на пути к самореализации мешают возникновению радости.
    4. Счастье – самая мощная положительная эмоция. Она возникает, когда человек достигает цели или когда этот миг приближается. Дорога к счастью – в идеалах, мечтах, целях. Они предвосхищают результат, способствуя появлению приятных чувств. Чем цель доступнее и ближе, тем меньшее ощущение счастья. Человек, который хочет испытать счастье в полной мере, должен определить свои способности и добиваться трудных, далеких целей.
    5. Благодарность – зарождается, когда человек ощущает признательность, понимает, что получил какую-то пользу.
    6. Надежда – это оптимизм, вера в то, что все будет хорошо в конечном результате. Проблемы не кажутся не разрешенными, человек видит будущее светлым и верит, что его желания сбудутся, не смотря ни на что.
    7. Умиротворенность – появляется, когда все как надо идет, вы ощущаете расслабленность и спокойствие. Ваш разум не отягощен заботами. Умиротворенность приходит в миг затишья и спокойствия когда можно просто наслаждаться настоящим.
    8. Трепет мы ощущаем, когда вспыхивают благоговение и любопытство относительно чего-то невероятно восхитительного. Это могут быть удивительные природные явления, произведения искусства, достижения техники. В такие моменты приходит понимание, что мы лишь зернышко в огромном мире.

    Как получить положительные эмоции?

  • Получить положительные эмоции можно и с помощью обычных слов. Вы наверняка замечали, что приятные слова, сказанные любимым человеком, сразу поднимают настроение. Слова, вызывающие положительные эмоции, для каждого человека свои особенные.
  • Одним из способов как вызвать положительные эмоции являются встречи с друзьями детства и молодости. Сходите на встречу выпускников или на дружеское свидание и заряд положительных эмоций вам обеспечен.
  • Найдите положительное в своей жизни. Переоцените каждую ситуацию и придайте ей положительную окраску. Оптимистический взгляд на мир позволяет получать больше положительных эмоций и чувств.
  • Если не знаете, где взять положительные эмоции – путешествуйте. Отличный вариант поездка к морю, но можно ограничиться и своим городом. Посвятите весь день прогулке по лесу, парку это подарит вам отличное настроение.
  • Найдите свое хобби. Творческая реализация избавит от негатива и подарит радость.
  • Чаще улыбайтесь. Наш мозг не различает искреннюю и фальшивую улыбки, он реагирует на нее, как на подлинную. Поэтому даже подделка может потом вызвать положительные эмоции.
  • Мир эмоций пронизывает всю человеческую жизнь: общение, взаимодействие с людьми, деятельность и познание. Действие положительных эмоций огромно: они позволяют расширить привычные действия и мышление, создают личные ресурсы, делают нас жизнерадостными, с течением времени улучшают здоровье и благополучие.

    womanadvice.ru

    / Стресс и его влияние на личность

    Стресс и его влияние на личность

    Современная жизнь постоянно сталкивает нас со стрессами и переживаниями. Поэтому в наши дни невозможно быть успешным без умения избегать стрессовых ситуаций. Стресс оказывает негативное влияние на здоровье человека, как физическое так и эмоциональное. Ежедневно мы ощущаем влияние стресса в различных формах: начиная от домашних скандалов и заканчивая стрессами на работе. И это действительно важно,ведь влияние стресса на организм человека приводит к снижению активности мозга, и вообще является причиной большого количества различных заболеваний.

    Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) —Стрессом обычно называют состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Также под понятием «стресс» понимают сами раздражающие физические, психические или биологические факторы.В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т.д.).

    Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon[1]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response)[2][3][4].

    Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому[5], но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

    Стресс, как и любой процесс, имеет несколько этапов. Этапы стресса — это определенные стадии, которые проходит человек, когда попадает в шоковую для него ситуацию .

    Основные этапы стресса прослеживаются вне зависимости от природы раздражающего фактора. Основоположник концепции стресса канадский физиолог Г.Селье выделил 3 основных этапа стресса.

    Шок или стадия тревоги. В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается. А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.

    Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей.

    Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжениярезервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма. Вот некоторые болезни, возникающие на фоне стресса:

    сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, стенокардия, гипертензия, гипертония;

    неврологические заболевания: неврозы, бессонница, мигрень;

    заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язвенная болезнь;

    заболевания опорно-двигательной системы: остеопороз, мышечная дистрофия.

    Хронический и продолжительный стресс является одним из факторов риска возникновения онкологических и психических заболеваний.

    По своей продолжительности этапы стресса строго индивидуальны и часто зависят от глубины испытываемого напряжения и конкретной ситуации: от нескольких минут (и даже секунд) до нескольких недель.

    3.Может ли он быть положительным или отрицательным,стресс??

    Наша жизнь полна эмоций, как положительных, так и отрицательных. К сожалению, стресс стал верным спутником современной жизни, и избавиться от него порой совсем не просто.

    К признакам стресса, как правило, относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, а также усталость. Понятие «стресс» имеет негативный окрас. Но это не удивительно. Ведь он не только погружает человека в дискомфортное состояние, но и может причинить серьезный вред его здоровью.

    На самом деле, стресс — не всегда вредитель. Иногда он может стать настоящим помощником. К примеру, если человек попадает в серьезную или даже опасную ситуацию, такую как автомобильная авария, где нужно среагировать максимально быстро, на помощь приходит стресс. Благодаря увеличенному выбросу адреналина в кровь, организм быстрее оценивает ситуацию и, как следствие, дает правильную и быструю реакцию на происходящее.

    Каждый день любой современный человек сталкивается с различными сложными ситуациями, как то: налоговые проверки, собеседования, переговоры или экзамены. Все это и много другое требуют принятия четких и быстрых решений, а стресс, улучшающий концентрацию, в этом непременно поможет.

    Бывает ли позитивный стресс?

    Ни для кого не секрет, что стресс способствует понижению настроения, развитию различных заболеваний и депрессии, вызывает чувство страха и порой просто выбивает из колеи. К сожалению, на этом список не заканчивается, но в сложившейся стрессовой ситуации можно кое-что изменить.

    На самом деле, стресс способен не только негативно влиять на настроение, но и мотивировать человека. Так, например, благодаря состоянию стресса он работает более продуктивно и успешно. Стресс мобилизует все органы человека и делает его более сосредоточенным и внимательным, не говоря уже о том, что выброс адреналина в кровь заставляет мозг работать эффективно и быстро.

    Таким образом, можно сделать вывод, что кроме вреда и негатива, стресс может нести и пользу, мотивировать на выполнение задач, которые первоначально кажутся невыполнимыми. На самом деле, не все могут использовать такую возможность и научиться использовать стрессовое состояние себе во благо. Но этому непременно нужно учиться.

    Нужно учиться управлять своими эмоциями, чтобы оставаться психически и физически здоровыми и жить полноценной и качественной жизнью.

    4. список последствий влияние стресса на человека:

    1.Энергетика человека под воздействием стресса снижается, появляется быстрая утомляемость. Силы истощаются, и возникает такое ощущение, что ничего не хочется делать. Нет сил, чтоб успешно справляться с работой.

    2.Эмоциональная сфера страдает, снижается настроение, появляются депрессивные мысли. Человек начинает концентрироваться на плохом, а это приводит к тому, что плохое только усиливается. И получается замкнутый круг, из которого нужно выходить с помощью освобождения от отрицательных эмоций.

    3.Физическое здоровье дает сбои. Обостряются хронические заболевания или появляются новые, такие как гипертония, диабет, болезни желудочно-кишечного тракта, болезни сердца и многие другие. Так же под влиянием стресса у человека повышается риск заболевание онкологией.

    4.Человек, под влиянием стресса может поправиться. Это происходит потому, что еда начинает выполнять защитную функцию, происходит заедание стресса и естественно это отражается на вашей фигуре не самым лучшим образом.

    5.Как стать более стресс устойчивыми?

    Но самое главное для нас с вами – стать стрессоустойчивыми. А вот как это сделать, мы сейчас рассмотрим. Я предпочитаю сделать вот такой свод правил, которые достаточно кратко излагают смысл жизни без стресса.

    Первое правило: «проблемы есть всегда, тогда какой смысл постоянно о них думать, их надо решать!». Что это значит? А вот что – жизнь каждого из нас полна проблем, которые всегда есть, да еще и прибавляются. Обычно мы о них постоянно думаем, а думать постоянно не надо, необходимо стараться их решать.

    Если не можем пока решить какие-то проблемы, то не стоит постоянно переживать из-за того, что они не решены. Говорите себе просто: «придет время, и я обязательно решу эти проблемы, а пока забуду о них» — это второе правило.

    Третье правило– «сейчас я отдыхаю». Во время отдыха не думайте о проблемах. Уверяю вас, этого времени у вас еще будет предостаточно. Дайте себе хоть чуть-чуть времени на отдых.

    Четвертоеи самое важное правило «если не можете что-то изменить, значит измените свое отношение к этому». Не все и не всегда можно изменить, поэтому необходимо иногда к чему-то относить проще.

    Избежать стрессовых ситуаций не может никто, поэтому главное – подготовить к ним организм. Для этого нужно:

    ? Соблюдать режим дня. Если тело «знает», в какое время оно отходит ко сну, просыпается, ест, нервная система работает более стабильно.

    ? Быть активным физически. Во время занятий фитнесом в организме вырабатываются гормоны, которые выбрасываются в кровь и при нервной встряске. Если это происходит каждый день, тело «закаляется», привыкает и затем легче переносит даже большой стресс. Причем происходит это на физиологическом уровне, вне нашего сознания. В идеале заниматься нужно каждый день по 30–40 минут. Альтернативой фитнесу могут быть прогулки в быстром темпе или посещение бассейна.

    ? Обеспечить организм магнием. Он необходим для выработки в организме веществ, позволяющих легче адаптироваться к состоянию стресса. Магния много в гречневой и пшенной крупе, бобовых, фундуке, арбузе.

    ? Спать не менее шести часов в сутки. При этом желательно, чтобы сон был непрерывным, а спать вы ложились до полуночи.

    Есть и другие способы выйти из под действие стресса. И не важно, какой из них вы выберете для себя, главное, чтоб вам было хорошо.

    studfiles.net

    Эмоции и эмоциональный стресс

    Эмоциисубъективно переживаемое отношение человека, к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т. д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т. д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.

    Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные – настроениями.

    Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности – положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональный стресс (напряжение).

    Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т. п.).

    В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

    Увеличение числа стрессов – расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

    При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбрасывает гормон АКТГ – активатор надпочечников. Одновременно повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т. д. В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимают работоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, – это стадия перестройки. Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжением, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).

    На второй стадии – «устойчивости» – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

    Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое – эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.

    Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия – «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому третья стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями. Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

    Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это означает, что стресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значение и становится в ряде случаев даже вредным для человека, его деятельности. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

    Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

    Движение – это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы – нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

    Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу висцеральных органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

    Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь – понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т. д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

    Худшим вариантом поведения в стрессовой ситуации является отказ от двигательной активности или изменения отношения к ситуации («поисковой активности»). Проявлением такого отказа у человека являются депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Особенно резко эти симптомы проявляются у высокоактивных людей, которые капитулируют перед возникшими трудностями в ситуации, которая кажется им безнадежной (так называемый тип А). По наблюдениям клиницистов, такие симптомы возникают у них перед инфарктом миокарда.

    Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение – информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека. Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий – мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля). Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель – до 40 индивидуально различных учеников и т. д.).

    Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам – срывам нормальной психической деятельности.

    valeologija.ru

    Влияние положительных и отрицательных эмоций на здоровье человека

    Многие из нас слышали, что негативные эмоции могут подорвать здоровье, позитивные — «вылечить» от недугов. Если говорить о психическом состоянии человека, то эмоции откладывают определённый отпечаток. Но как они влияют на здоровье, знают не многие.

    В народе говорят: «Все болезни от нервов». Да и врачи нередко используют эту фразу, пытаясь объяснить причину очередного недуга. Многочисленные исследования показывают, что отдельные эмоции по-разному влияют на здоровье человека. Но прежде чем выяснить, как это происходит, нужно разобраться, какие эмоции носят положительный характер, а какие – отрицательный.

    Положительные и отрицательные эмоции

    По определению эмоции не могут быть положительными или отрицательными. Просто в зависимости от того, что мы ощущаем в данный момент времени, наше самочувствие и здоровье может улучшаться или ухудшаться. Однако в обществе прочно закрепилось стереотипная классификация чувств: положительные и отрицательные.

    Положительными эмоциями принято считать:

  • смех и радость;
  • сочувствие и интерес;
  • любопытство и вдохновение;
  • восторг и восхищение.
    • К отрицательным эмоциям относят абсолютно противоположные чувства:
    • грусть и печаль;
    • неуверенность и стыд;
    • раздражение и зависть;
    • тревога и ненависть;
    • чувство вины и безразличие;
    • гнев и волнение.
    • Это основной список человеческих эмоций, который при желании можно дополнить и разнообразить. Но ясно одно: когда мы испытываем положительные эмоции, у нас поднимается настроение, улучшается самочувствие, появляется интерес к жизни и желание действовать. Когда нами завладевают отрицательные эмоции – мы впадаем в уныние, апатию, озлобляемся на окружающий мир, нас перестаёт интересовать сама жизнь и окружающие люди.

      Как влияют отрицательные эмоции на здоровье человека?

      Древние целители утверждали, что каждая болезнь взаимосвязана с определённым переживанием. Агрессия способна нарушить функционирование желудочно-кишечного тракта, спровоцировать головные боли, гипертонию и проблемы с зубами. Ревность вызывает нарушения в пищеварении, бессонницу и головные боли. Страх связан с сердечными заболеваниями, нарушениями в органах дыхания, ухудшениями слуха, остроты зрения и болезнями почек. Беспокойство вызывает проблемы кровообращения и болезни центральной нервной системы. Ненависть способствует развитию рака, болезней печени и язвы желудка.

      Как влияют положительные эмоции на здоровье человека?

      Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям.

      Как управлять эмоциями?

      Лучшее средство избавления от отрицательных эмоций – это их «выброс». Такие эмоции нельзя держать в себе, но от них и не должны страдать окружающие люди. Справиться с неврозами помогает физическая активность. Любимое хобби или увлечение помогает отвлечься от обид и переживаний. Арт-терапия (переписывание проблем на бумагу) позволяет перекрыть отрицательные эмоции положительными. Лекарственная терапия — седативные фитопрепараты, в составе которых содержатся успокаивающие травы: мята, валериана, пустырник помогают справиться с раздражительностью и эмоциональным возбуждением.

      Умение смеяться над собой и иронично воспринимать проблему позволяет избежать многих негативных эмоций. Юмор – это дар природы. Стоит лишь немного изменить угол зрения, и огромная проблема может оказаться мелкой и смешной.

      Невроз (психоневроз, невротическое расстройство (лат. neurosis)) — в клинической практике под этим термином понимается общее название группы обратимых психических расстройств, возникших под воздействием психотравмирующих факторов различной интенсивности, имеющих склонность к затяжному течению и клинически проявляющихся психопатологическими и астеновегетативными симптомами и синдромами.

      valemidin.ru

      Это интересно:

      • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
      • Лечение болезнь альцгеймера Болезнь Альцгеймера: профилактика и лечение Болезнью Альцгеймера называют возникающее преимущественно в предстарческом возрасте, неуклонно прогрессирующее и завершающееся полным слабоумием заболевание, основу которого составляют атрофические процессы в головном мозге. Впервые ее как самостоятельное заболевание описал немецкий психиатр А. […]
      • Депрессия как лечить медикаментозно Лечение депрессии медикаментозно Распространенное психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения, нарушением мышления и двигательной заторможенностью, называется депрессией. Лечение этого состояния начинается с установления причины и предполагает комплексный подход. Медикаментозное лечение депрессии проводится параллельно с […]
      • Профессии при психических расстройствах Лечение психических расстройств народными средствами Народные рецепты от психических расстройств Для лечения нервных и психических расстройств хорошо подходят травы, однако перед применением народных средств, следует проконсультироваться с врачом. Ниже рассмотрены самые простые народные рецепты от часто встречающихся нервных и психических […]
      • У ребенка раздражительность Причины агрессии и нервозности у ребенка, способы борьбы В жизни ребенка существуют несколько сложных, кризисных, этапов: Кризис рождения — ребенок, находящийся 9 месяцев в чреве матери, во время родов испытывает стресс. Первый самостоятельный глоток воздуха доставляет боль, означающую то, что ребенок теперь не единое целое с матерью, а […]
      • Невроз и невротическое состояние Медико-социальная экспертиза Войти через uID 3.6.2 НЕВРОЗЫ (НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ) 3.6.2 НЕВРОЗЫ (НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ) Невротические расстройства встречаются примерно в 45% случаев от общего числа детей с нервно-психическими нарушениями, возникая более часто (в 1,4 раза) у мальчиков. Наиболее традиционной […]
      • Глиатилин при аутизме Глиатилин: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Gliatilin Код ATX: N07AX02 Действующее вещество: холина альфосцерат (choline alfoscerate) Производитель: Италфармако С.п.А. (Италия) Актуализация описания и фото: 21.03.2018 Цены в аптеках: от 592 руб. Глиатилин – ноотропный препарат, холиномиметик центрального действия. Форма […]
      • Заикание у ребенка до 2 лет Заикание у ребенка до 2 лет Устная речь начинает развиваться еще в первый год жизни ребенка. Хотя он может долго не произносить ничего связного, словарный запас пополняется все время. К произнесению осмысленных фраз малыш в норме должен перейти в период 2-5 лет. Именно в это время у некоторых детей формируется заикание. На научном языке это […]