Стресс как эмоциональная реакция

Эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма.

Понятие стресса ввел в медицинскую литературу Н. Selye (1936) и описал наблюдающийся при этом адаптационный синдром. Этот синдром может пройти три этапа в своем развитии: стадию тревоги, во время которой осуществляется мобилизация ресурсов организма; стадию резистентности, при которой организм сопротивляется агрессору, если его действие совместимо с возможностями адаптации; стадию истощения, во время которой сокращаются запасы адаптационной энергии при воздействии интенсивного раздражителя

или длительном воздействии слабого раздражителя, а также при недостаточности адаптивных механизмов организма. Н. Selye описал эустресс — синдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс — вредоносный или неприятный синдром. Последний рассматривается как болезнь адаптации, возникающая в связи с нарушением гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стресс также понимают как функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. Биологическое значение стресса определяется как процесс мобилизации защитных сил организма, то есть начальный этап управления приспособительными процессами. Стресс — феномен осознания, возникающий при сравнении

между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие баланса в этом механизме вызывает возникновение стресса и ответную реакцию на него.

Некоторые авторы не видят различий между стрессом и другими реакциями организма. М. Vigas (1980) рассматривает стресс как реакцию организма, вырабатывавшуюся в ходе филогенеза, на действие агентов, действительно или символически сигнализирующих об опасности нарушения его целостности. По К. В. Судакову (1976), специфика эмоционального стресса отражена в утверждении, что он развивается в условиях, когда не удается достичь результата, жизненно важного для удовлетворения биологических или социальных потребностей, и сопровождается комплексом сомато-вегетативных реакций, а активация симпатикоадреналовои системы мобилизует организм на борьбу. По мнению В. В. Суворовой (1975), трудно провести различие между стрессом и эмоциональными реакциями. Все же К. В. Судаков (1976) считает, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других — к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.

К действию экстремальных и повреждающих факторов наиболее чувствительным оказывается эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию, что связано с вовлечением эмоций в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и именно в аппарат акцептора результатов действия. Вследствие этого активируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующие поведенческие реакции. Напряженное состояние при этом может быть вызвано рассогласованием возможностей достижения жизненно важных результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма во внешней среде, а также путем первичных, преимущественно гормональных, изменений во внутренней среде организма, вызывающих нарушение его гомеостаза. При стрессе ключевой системой мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.

Вместо того чтобы мобилизовать ресурсы организма для преодоления трудностей, стресс может оказаться причиной серьезных расстройств. Механизм эмоционального стресса складывается из продолжительного последействия, суммации, извращенной реакции нейронов центральной нервной системы на нейромедиаторы и нейропептиды. При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает. Более того, оно постоянно активизирует центральные образования вегетативной нервной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания.

Наиболее важную роль в механизме развития эмоционального стресса играют первичные расстройства в вентромедиальном отделе гипоталамуса, ба- зальнолатеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной формации. Именно рассогласование деятельности в этих структурах приводит к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы.

Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны. Их частота нарастает по мере развития научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия. Таким образом, значительность изменений в организме под влиянием эмоционального стресса велика. Устойчивость к нему различна у разных людей. Одни более предрасположены, другие — весьма устойчивы. Однако развитие у ребенка клинически выраженных нервных или соматических заболеваний зависит от ряда условий. Такими условиями следует считать психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающих серьезные эмоциональные реакции.

psyera.ru

Реакция организма на стресс

Каждая возникающая стрессовая ситуация может оказаться травмирующей для любого человека, оказать на него очень сильное влияние. Переживание способно вызвать состояние неконтролируемой тревоги, которое начинается после сильного психологического потрясения, при этом оно продолжается какой-то определенный промежуток времени. При восстановительном периоде до одного месяца врачи говорят о развитии такого состояния, как острое стрессовое расстройство, то есть развиваются острые реакции на стресс. При более длительном течении восстановления острая реакция на стресс приобретает характер посттравматического расстройства. Это служит причиной обращения за помощью к специалистам, которые помогут восстановить нормальный эмоциональный фон человека.

Этиологические факторы, причины

Острая реакция на стресс наиболее часто диагностируется во время различных военных конфликтов. Мирное время характеризуется тем, что стрессовая реакция может возникать по следующим причинам:

  • Всевозможные природные катаклизмы – наводнения, паводки, ураганы, пожары больших площадей;
  • Дорожно-транспортные происшествия, крупные аварии;
  • Форс-мажорные обстоятельства, сильно выбивающие из колеи, в том числе такие факторы, как несчастные случаи;
  • Ситуации, при которых человек был подвержен акту насилия, избиения, вооруженного нападения, ограбления;
  • Террористические акты, многие другие.
  • Любое обстоятельство из вне, способное прямым образом повлиять на безопасность отдельно взятого человека, будь то ее физическая или эмоциональная составляющая, может послужить причиной возникновения стресса. То есть именно она может вызвать ситуации, при которой разовьется острая реакция организма на стресс. Важно учитывать, что стресс, спровоцировавший реакцию очень острую, может поражать не только пострадавшее лицо, но и его родственников, или других участников так называемого инцидента, или даже свидетелей. Как пример – при спасении детей из пожара их родителями, или кто – либо стал одним из очевидцев аварии, перестрелки, другого преступления.

    Врачи используют такой термин, как стрессогенность, то есть способность ситуации вызвать стресс, возможная реакция на который будет очень острой. Она может быть оценена по таким составляющим:

  • Внезапность возникновения пускового фактора стресса;
  • Степень моральной готовности человека к различным жизненным ситуациям, в том числе к смертельному исходу;
  • Наличие потерь морального, физического или материального характера как один из результатов пускового фактора стресса;
  • Наличие физической боли;
  • Состояние психологического здоровья человека, которое позволит достойно выйти из сложившейся ситуации. По сути, речь идет о физиологической реакции на стресс при нормальном уровне психологического здоровья.
  • Если все вышеописанные факторы воздействуют одновременно, то острая реакция на стресс возникнет с большей долей вероятности. При этом люди далеко не всегда обращаются за квалифицированной помощью, что приводит к хронизации психологического потрясения. В свою очередь, такой шаг может вызвать появление суицидальных мыслей или наклонностей, появление депрессивных состояний или истинной депрессии, нарушение адаптационных механизмов, которое можно отнести абсолютно во все жизненные сферы.

    Формы стрессовых реакций

    При возникновении или ощущении опасности наша нервная система командует выбрасывать гормон адреналин в кровяное русло. За счет этого начинается борьба со стрессовой ситуации на уровне биохимических процессов. Побочными эффектами такой борьбы являются учащение сердцебиения – тахикардия, усиление притока крови к внутренним органом, а также сокращение мелких сосудов – капилляров, гликемические показатели стремительно растут.

    Этот механизм унаследован нами из самых давних времен, он заложен в наш организм генетически. Стресс, вызвавший такую реакцию, способствовал уменьшению кровопотери при различных ранениях. К сожалению, на сегодняшний день мы стали утрачивать эти способности, острая реакция на стресс протекает уже не совсем таким образом, многие пострадавшие люди утратили способности адекватно адаптироваться к этим ситуациям.

    Специалисты, которые по роду своей деятельности связаны с чрезвычайными ситуациями, описывают, что острая реакция на стресс протекает по двух основным путям:

  • Так называемая двигательная буря, которая всегда проходит по типу возбуждения. Страх понуждает человека совершать большое количество движений хаотичного характера, он начинает бесцельно метаться из угла в угол, принимать попытки к бегству;
  • Мнимая смерть, протекающая по типу торможения. Человек обычно неподвижен, не принимает никакого участия в происходящем вокруг, его взгляд зачастую потерян, состояние очень напоминает ступор.
  • Острая реакция на стресс, имеющая симптомы двигательной бури, характеризуется быстрыми и нелепыми движениями. Они всегда сопровождаются очень оживленной жестикуляцией, выразительной мимикой. Внимание таких людей очень нарушено, концентрация снижена, при этом человек не замечает никаких помех вокруг себя. Речь также ускорена, характер построения предложений трудно понять, отмечается частое повторение фраз. Обычно в его изречениях нет никакой смысловой нагрузки.

    Подверженный стрессу человек имеет реакцию, которая не позволяет ему находиться постоянно в одной и той же позе. Достаточно часто такие люди попросту покидают место, в котором его застала эта критическая ситуация. Среди ощущений, которые испытывает такой человек, самыми основными являются:

    Он значительно снижает самоконтроль над собой, устраняет логику действий человека. Стресс вызывает реакцию, которая может спровоцировать панику, что приводит к совершению побега, или же развивается выраженная агрессия.

    Нервный тик, дрожание

    Это одно из самых частых проявлений переживаний сильных стрессовых или даже экстремальных событий. Такая дрожь не прекращается без вспомогательной помощи, но специалисты не рекомендуют ее устранять медикаментозно, поскольку за ее счет напряжение снимается. С течением времени могут развиться такие психосоматические проблемы, как гипертоническая болезнь. Обычно продолжительность этого симптома занимает несколько часов, после чего он сменяется выраженным чувством усталости.

    Он считается естественной, то есть физиологической реакцией на возникновение какой-либо чрезвычайной ситуации, то есть по своей сути он представляет собой обычный выход эмоций. Если же внутреннее напряжение никаким образом не разрешается, то психическое здоровье сильно страдает. Эмоциональная разрядка очень важна для пациентов, она способна значительно облегчить их состояние.

    Такое поведение может проявляться как ответная реакция на опасность, при этом она является абсолютно непроизвольно. Ее длительность может продолжаться несколько часов, а люди с такой реакцией служат помехой для проведения спасательных работ за счет своего неадекватного поведения.

    Это демонстративное поведение, сопровождающееся наигранностью речей, поз, рыданий.

    Крайне редко возможно развитие галлюцинаций. Люди как бы слышат голоса пострадавших, реальность таких пациентов несколько изменяется, поскольку они могут разговаривать с теми, кого на самом деле не существует. Важно вовремя человека отвлечь от поражающего фактора, оказать правильную психологическую и психиатрическую помощь при наличии бредовых или галлюцинаторных симптомов.

    Торможение характеризуется значительным замедлением всех психических процессов, при этом моторика также страдает. Люди отдаляются от реальности, которая кажется им абсолютно ненормальной, предметы ощущаются как ненастоящие или же измененными.

    Такие пациенты длительное время остаются неподвижными, восприятие снижается, а на раздражители не возникает никакой реакции. Человек в состоянии мнимой смерти не просит помощи, не предъявляет никаких жалоб. Со стороны возникает ощущение полного опустошения пострадавшего. Наиболее частые проявления этого состояния:

  • Ступор. Человек попросту застывает в определенной позе, он неподвижен, у него нет никакой мимики, он не разговаривает.
  • Апатия, которая характеризуется торможением всех процессов – мышления, речи, во время разговора делается большое количество пауз. При отсутствии помощи может развиться депрессивное состояние или истинная депрессия.
  • Течение таких реакций занимает длительный промежуток времени, психически такие пациенты попросту обессиливают. Следует отметить, что они не видят окружающей опасности, что может повлечь за собой трагические последствия.

    Острая реакция на стресс продолжается около одного месяца. Этот период характеризуется возникновением нескольких стадий внутренних переживаний. При устранении стрессовой реакции происходит наступление так называемого переходного периода, при котором достаточно часто могут отмечаться такие симптомы, как боли в области груди или живота, выраженное беспокойство, бессонница.

    Основными этапами восстановления считаются:

    • Стресс.
    • Эмоциональный шок, во время которого снижается критика, организм испытывает критические нагрузки. Он сменяет мнимую смерть или двигательную бурю.
    • Осознание. Этот период длиться несколько дней. В это время происходит адекватная оценка трагедии, наступает незначительное ухудшение состояния, при котором возможна растерянность, паника. Это может повлечь за собой развитие депрессии. Иногда возникают проблемы с алкоголем, поиск виноватых.
    • Стабилизация. Наступает спустя примерно 2 недели. Обычно ухудшается самочувствие, но при этом способность рационально мыслить восстанавливается. В это время может наступить эмоциональное выгорание.
    • Восстановление – следующий этап, его продолжительность составляет 2 недели. Активность человека возрастает, повышаются его адаптационные возможности.
    • Врачи утверждают, что при сильно выраженном потрясении люди могут несколько месяцев находиться в одном и том же состоянии, практически без позитивной динамики. Тогда можно говорить о наступлении синдрома остаточных реакций, особенно есть негативные факторы практически невозможно устранить. Затем может наступить посттравматическая стадия, которая заметно отображается на общем состоянии пережившего стресс человека.

      Всем пациентом с острой реакцией на стресс показана психиатрическая помощь. Иногда ее можно заменить лечением у психотерапевта. Очень важно, чтобы эта поддержка была оказана сразу же после травмирующих человека событий.

      apatii.net

      Виды (уровни) реакций человека на стресс

      Ряд исследователей приводят следующую схему стрес­совых реакций (Вейтен, Ллойд, 1994) (рис. 2).

      Ранее нами уже были рассмотрены следующие уровни приведенной схемы: стрессоры (потенциально стрессовые объективные события), субъективная когнитивная оцен­ка, физиологическая реакция. Важнейшей составляющей психологического стресса является эмоциональная реак­ция на стресс.

      Эмоциональная реакция. Как правило, стрессовые ситуации вызывают у нас сильные эмоции, чаще негатив­ные, но возможны и позитивные. Простой и однозначной зависимости между типом стресса и конкретными эмоци­ями не существует.

      Наиболее распространенные эмоциональные реакции на негативное стрессовое воздействие можно разделить на два типа: стенические (раздражение, злость, гнев) и асте­нические (опасение, апатия, печаль, грусть, оцепенение). Стресс часто вызывает чувство злости, которое может варь­ировать по интенсивности от легкого раздражения до приступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция типич­на, например, в том случае, если на пути к достижению желаемой цели возникает непреодолимое или труднопрео­долимое препятствие (в психологии для обозначения такой ситуации используется термин «фрустрация»). Пожалуй, наиболее распространенной эмоциональной реакцией на стресс является эмоция страха той или иной интен­сивности. Иногда стресс ухудшает настроение, вызывая уныние и грусть. Такая реакция особенно характерна в стрессовой ситуации, которую невозможно изменить. Эмоциональные реакции на стресс могут приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Даже отрицательные эмоции, возникающие при стрессе, могут служить важным целям. Например, подобно физи­ческой боли, неприятные эмоции могут сигнализировать о неблагополучии и необходимости что-то предпринять.

      Потенциально стрессовые объективные события

      Субъективная когнитивная оценка

      (оценка события как угрожающего, имеющего негативные последствия и т.п.)

      Эмоциональная реакция

      (раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль и т.д.)

      Физиологическая реакция

      (возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения и т.п.)

      Поведенческая реакция

      (попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то,

      заняться самобичеванием, обратиться за помощью,

      решить проблему, выразить эмоции и т.п.)

      Рис. 2. Уровни реакций на стресс

      Позитивной эмоциональной реакцией на стресс явля­ется, прежде всего, общее эмоциональное возбуждение, связанное с выбросом энергии на стадии мобилизации ре­сурсов (резистентности). Как показывают многочислен­ные исследования, эффективность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбуждения. Однако уве­личение эффективности происходит до определенного предела, после которого возбуждение достигает такой силы, что становится разрушительным. Уровень возбуж­дения, которому соответствует самый высокий показатель продуктивности деятельности, называется оптимальным уровнем возбуждения. Этот оптимальный уровень разли­чен для разных задач. Отчасти он зависит от сложности задачи. Общее правило таково, что чем сложнее задача, тем ниже оптимальный уровень возбуждения.

      Поведенческая реакция. Поведенческая реакция на стресс прежде всего включает в себя действия по его пре­одолению. Преодоление стресса – это действия, направ­ленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшей стресс. Люди справляются со стрессами множеством раз­личных способов. Выбор человеком той или иной страте­гии преодоления зависит от целого ряда факторов, как обусловленных внешними обстоятельствами, так и индиви­дуальными особенностями самого человека. Важно заме­тить, что именно от стратегии преодоления в значительной степени зависит, будут ли последствия каждого конкрет­ного стресса позитивными или негативными.

      Все поведенческие реакции на стресс можно разделить на два полюса: реакция бегства (как правило, бессозна­тельная) и реакция борьбы (как правило, осознанная).

      К последней можно отнести так называемые копинг-механизмы (или механизмы совладания). По определе­нию Р. Лазаруса, копинг-механизмы – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации пси­хологической угрозы. Эти стратегии носят активный ха­рактер, в значительной мере определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации. Копинг-механизмы охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы функционирования личности и реализуются в следую­щих формах.

      а) в когнитивной (познавательной) сфере:

      отвлечение или переключение мыслей на другие темы;

      принятие ситуации как чего-то неизбежного (фило­софия смирения);

      снижение серьезности создавшейся ситуации с по­мощью юмора, иронии;

      проблемный анализ сложившейся ситуации, обду­мывание стратегии своего поведения;

      сравнение себя с другими, находящимися в относи­тельно худшем положении;

      придание личностного смысла создавшейся ситуа­ции, например, отношение к сложившейся ситуации как к вызову судьбы или проверке стойкости духа.

      б) в эмоциональной сфере:

      отреагирование отрицательных эмоций в разумной, приемлемой форме;

      подавление отрицательных эмоций с сохранением самообладания, самоконтроля;

      в) в поведенческой сфере:

      отвлечение – обращение к какой-либо деятель­ности;

      проявление альтруизма – забота о других, когда соб­ственные потребности отодвигаются на второй план;

      активная защита – действия, направленные на из­менение ситуации;

      активный поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содей­ствие и понимание.

      Существуют и бессознательные реакции, направлен­ные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой си­туации. К ним относятся механизмы психологической защиты, представление о которых первоначально было сформировано в рамках психоаналитической теории (впер­вые этот термин появился в 1894 г. в работе 3. Фрейда «За­щитные нейропсихозы»). Эти механизмы направлены на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить трав­мирующие моменты воздействия стресса на личность.

      Вспомните басню И. Крылова «Лиса и виноград». Лисе было легче объявить виноград незрелым, чем признаться даже самой себе в том, что она не может его достать.

      На сегодняшний день специалистам известно более двадцати видов механизмов психологической защиты. Среди них можно назвать:

      вытеснение – невозможность вспомнить какое-либо событие, либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации;

      отрицание – защитный механизм, при котором раз­личные факты, содержащие в себе угрозу для человека, от­рицаются или не воспринимаются им;

      проекцию – неосознанное наделение другого чело­века собственными чертами и свойствами, перенос своих чувств и переживаний на другого человека или в другую ситуацию;

      регрессию – переход к более ранним, менее зрелым и адекватным образцам поведения;

      рационализацию – построение приемлемых мо­ральных, логичных обоснований для объяснения и оправ­дания неприемлемых импульсивных форм поведения;

      сублимацию – направление энергии на социально одобряемые, как правило, творческие сферы человечес­кой деятельности;

      подавление – изгнание из памяти неприятных, вы­зывающих неудовольствие воспоминаний, образов, мыс­лей, желаний и др.

      Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении трав­мирующего воздействия нежелательных событий на пси­хику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личнос­ти о себе.

      Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механиз­мы совладания, в то время как у незрелых, дисгармонич­ных, инфантильных личностей – механизмы психоло­гических защит.

      Вернемся к вопросу влияния индивидуальных и лич­ностных особенностей человека на возникновение и раз­витие стресса.

      Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.

      Многочисленными исследованиями установлена зави­симость развития психологического стресса от следующих индивидуальных и личностных характеристик человека: возраста, общего состояния здоровья, типа нервного реа­гирования и темперамента, локуса контроля, психологи­ческой выносливости (устойчивости) и самооценки.

      Возраст. Установлено, что наиболее уязвимы перед стрессовым воздействием дети и люди пожилого возрас­та. Как правило, их отличает высокий уровень тревоги и напряжения, недостаточно эффективная адаптация к из­меняющимся условиям, длительная эмоциональная реак­ция на стресс, быстрая истощаемость внутренних ресурсов.

      Общее состояние здоровья. Очевидно, что люди, имеющие крепкое здоровье, в целом лучше адаптируются к изменяющимся условиям окружающей действительно­сти, легче переносят негативные физиологические изме­нения, возникающие в организме под воздействием стрессора, имеют больший запас внутренних ресурсов для поддержания фазы резистентности. У людей, страдающих заболеваниями сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезнью, бронхиаль­ной астмой, нервно-психическими расстройствами и рядом других заболеваний, под воздействием стресса про­исходит резкое обострение этих заболеваний, влекущее за собой тяжелые последствия для их здоровья.

      Тип нервного реагирования и темперамент. Индиви­дуальная реакция человека на стрессовое воздействие в значительной мере предопределена врожденными свой­ствами его нервной системы. Понятие типов нервной сис­темы (или типов высшей нервной деятельности) было вве­дено И. Павловым. Первоначально рассматривались два ос­новных типа нервной системы: сильный и слабый. Сильный тип, в свою очередь, подразделялся на уравновешенный и неуравновешенный; а уравновешенный – на подвижный и инертный. Указанные типы были сопоставлены с клас­сическими представлениями о типах темперамента.

      Темперамент – это совокупность соответствующих ди­намических свойств поведения, своеобразно сочетающих­ся в каждом индивиде (Гиппенрейтер, 2002). Согласно мнению большинства исследователей, темперамент – это врожденный биологический фундамент, на котором формируется целостная личность. Он отражает энергетику и динамические аспекты поведения человека, такие как подвижность, темп и ритмичность реакций, а также эмоциональность. В научно-популярной литературе по психологии часто можно встретить упоминание о четырех типах темперамента: сангвиник (сильный, уравно­вешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравнове­шенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешен­ный) и меланхолик (слабый). Указанные типы темперамента впервые были описаны Гиппократом, а в дальнейшем представления о них были развиты многочисленными исследователями в области физиологии и психологии. В настоящее время такое пред­ставление о темпераменте имеет в большей мере истори­ческую, чем научную ценность, так как в действительности совокупность динамических свойств поведения человека и их сочетания значительно многообразнее. Тем не менее, опираясь на указанную типологию, можно в общих чертах рассмотреть влияние темперамента на развитие стрессо­вой реакции у человека.

      Темперамент характеризуется в основном энергетичес­ким резервом личности и скоростью обменных процессов. От него зависит, каким способом реализуются действия и не зависит их содержательная сторона. Например, влия­ние темперамента на внимание отражается на устойчиво­сти и переключаемости внимания. Влияя на память, темперамент определяет скорость запоминания, легкость воспоминания и прочность сохранения. А его влияние на мышление проявляется в беглости мыслительных опера­ций. Эффективность решения задач не всегда соотносит­ся с высокой скоростью мыслительных операций. Порой неторопливый меланхолик, тщательно обдумывающий свои действия, достигает лучших результатов, чем сверх­скоростной холерик.

      В экстремальной ситуации влияние темперамента на спо­соб и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего тем­перамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования.

      Чем же отличаются друг от друга люди, имеющие раз­ный темперамент? Прежде всего, у них разная эмоцио­нальная организация, проявляющаяся в чувственной подвижности и в склонности лиц разных темпераментов реагировать на ситуацию преимущественно одной из врож­денных эмоций, которые отличаются только мощностью. Холерик особенно склонен к проявлению отрицательных эмоций гнева и ярости, сангвиник предрасположен к поло­жительным эмоциям; флегматик вообще не склонен к бур­ному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положитель­ным, а меланхолик быстро поддается отрицательным эмо­циям страха и тревоги.

      Ярко характеризуют указанные типы темперамента обоб­щенные бытовые определения: про холериков говорят, что они эмоционально взрывчаты, про сангвиников, что они отличаются эмоциональной живостью, про флегматиков – эмоционально невыразительны, а меланхоликов считают эмоционально чуткими и ранимыми (Грановская, 2004).

      Холерики и сангвиники лучше справляются с задачами, в которых есть место творчеству, флегматики и меланхоли­ки – с задачами, требующими жестко регламентирован­ного выполнения.

      В целом, люди с сильным типом высшей нервной дея­тельности легче переносят воздействие стрессовой ситуа­ции, чаще используют активные способы преодоления, совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны к избеганию, уходу от стрессового воз­действия, перекладыванию ответственности на других людей или внешние обстоятельства. Максимально бурная, стеническая (раздражение, гнев, ярость) эмоциональная реакция на стресс свойственна людям с холерическим тем­пераментом, особенно остро они реагируют на возникно­вение внезапного препятствия на пути к достижению по­ставленной цели. Тем не менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельно­сти. У сангвиников эмоциональный фон немного более спокойный: их эмоции быстро возникают, имеют среднюю силу и малую продолжительность. Источником стресса для обоих типов скорее будет однообразие, монотонность, ску­ка, чем события, требующие активных действий и вызыва­ющие сильные эмоции. Флегматиком чувства овладевают медленно. Он даже приторможен в эмоциях. Ему не нужно делать над собой усилий, чтобы сохранить хладнокровие, поэтому ему легко удержаться от поспешного решения. В ситуации стресса флегматик хорошо справится с отрабо­танными, стереотипными действиями, в то же время не сто­ит ожидать от него эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки. Наиболее тяжело стресс перено­сят меланхолики. Они изначально склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер, страдания кажутся невыносимыми и выше всяких утеше­ний. При необходимости действовать в стрессовой ситуа­ции меланхолики будут демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом может стать высокий самоконтроль.

      Как уже было отмечено, следует иметь в виду, что ука­занная типология темперамента является упрощенной схе­мой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого конкретного человека.

      Для того, что бы определить тип темперамента, мы пред­лагаем вам воспользоваться следующей методикой Айзенка (Кокс, 1981).

      Вам необходимо ответить «Да» или «Нет» на предложенные ниже вопросы.

      Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?

      Часто ли бывает у Вас беспокойное чувство, что Вам что-либо хочется, а Вы не знаете что?

      Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

      Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда пе­чальным без какой-либо причины?

      Вы обычно держитесь «в тени» в компаниях?

      Всегда ли Вы в детстве делали незамедлительно и безро­потно то, что Вам приказывали?

      Бывает ли у Вас дурное настроение?

      Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмол­чаться, надеясь, что все обойдется?

      Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?

      Нравится ли Вам находиться среди людей?

      Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?

      Упрямитесь ли Вы иногда?

      Могли бы Вы назвать себя бесчестным?

      Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

      Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?

      Часто ли Вы чувствуете себя усталым и апатичным без се­рьезной причины?

      Вы по натуре живой человек?

      Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

      Часто ли Вам что-то надоедает, и Вы чувствуете себя «сы­тым по горло»?

      Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо иной одеж­де, кроме повседневной?

      Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

      Можете ли Вы быстро выразить Ваши мысли словами?

      Часто ли Вы погружены в собственные мысли?

      Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

      Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?

      Часто ли Вы думаете о своей работе?

      Очень ли Вы любите вкусно поесть?

      Нуждаетесь ли Вы в дружеском расположении человека, чтобы выговориться, когда раздражены?

      Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?

      Хвастаетесь ли Вы иногда?

      Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?

      Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пой­ти на скучную вечеринку?

      Бываете ли Вы иногда таким беспокойным, что не можете усидеть на месте?

      Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и даже раньше, чем следовало бы?

      Бывают ли у Вас головокружения?

      36. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения их?

      Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоя­тельно, а не обсуждая с другими?

      Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если Вы не де­лали никакой тяжелой работы?

      Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было как нужно?

      Беспокоят ли Вас ваши нервы?

      Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем дей­ствовать?

      Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сде­лать сегодня?

      Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, тун­нелю?

      При знакомстве Вы обычно первыми проявляете инициа­тиву?

      Бывают ли у Вас сильные головные боли?

      Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

      Трудно ли Вам заснуть ночью?

      Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?

      Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

      Долго ли Вы переживаете после произошедшего конфуза?

      Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

      Часто ли с Вами случаются неприятности?

      Любите ли Вы рассказывать забавные истории друзьям?

      54. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

      Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?

      Когда обстоятельства против Вас, думаете ли Вы обычно, что стоит еще что-либо предпринять?

      Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

      Вам необходимо подсчитать количество совпадений ваших ответов с ключом (табл.3) и отметить результат в приведенной ниже таблице 4.

      Ответы нужно просчитать по двум шкалам «X» и «Y», затем найти точку пересечения. Та область, где находится точка пересечения, и есть ваш темперамент. Например, если по шка­ле X = 10, a пo Y = 13, то точка пересечения будет лежать в области «Флегматик»; или если точка X = 20, a Y = 3, то точ­ка пересечения будет лежать в области «Холерик».

      studfiles.net

      Типы реакций на стресс – факторы. Стрессоустойчивость и методы ее повышения;

      Опираясь на характер реагирования людей на стресс, различают два психологических типа[79]:

      Тип А (коронарный) – большая уязвимость перед стресс-факторами, низкий порог стресса. Основными характеристиками данного типа реакции являются:

      · показатели работоспособности и самочувствия снижаются уже при объективно небольшой интенсивности стрессоров (например, при незначительном замечании со стороны коллег по работе, при незначительном уменьшении со стороны партнера);

      · склонность к конкуренции, борьбе;

      · стремление к лидерству и власти;

      · завышенные требованиями, нетерпеливость по отношению к окружающим;

      · склонность загружать себя работой до придела и выше;

      · склонность делать несколько дел одновременно;

      · неумение отдыхать и т.д.

      Тип В — меньше подвержен стрессу и характеризуется:

      · склонностью к компромиссу;

      · склонностью адаптироваться к ситуации, а «не плыть против течения»;

      · способностью спокойно относится к проигрышу;

      · ставят перед собой реальные, выполнимые задачи;

      · терпеливостью по отношению к другим.

      Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое изречение: «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо[80]).

      Как ни парадоксально это звучит, но для счастья человеку то же необходим определенный уровень стресса – для каждого свой. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной «растительной» жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища одежда, жилье. Стремясь чего достичь в жизни, человек постоянно сталкивается с трудностями и соответственно ежеминутно испытывает влияние стресса.

      Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перенагрузкой.

      Г. Селье утверждал, что мы не должны, да и не можем избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно.

      Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и ее можно управлять. Для того, чтобы сделать это грамотно нужно разобраться с тем, как запускается стресс в нашем организме и на каком моменте его можно остановить. Для этого рассмотрим модель психологического стресс по Д.Гринбергу (см. рис 15).

      Рис. 15. Модель психологического стресса[81]

      Что бы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса.

      Предположим, вы обучаетесь в колледже, вы успешны в учебе и значимы в кругу товарищей. Ваше общение и учеба доставляет вам удовольствие. Вы хорошо знаете ребят в группе, у вас отличные с ними отношения, вы находите общий язык с преподавателями. Но жизненная ситуация складывается так, что ваша семья переезжает в другой город. Вы едите с семьей, то есть возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться (первый этап — жизненная ситуация).

      Вы считаете эту ситуацию «концом света»! Надо менять колледж. Вы там никого не знаете. Найдете ли вы там друзей? Примут ли вас в группе? Какие там преподаватели? Вопросы, заботы, проблемы (второй этап – восприятие ситуации как стрессовой).

      Признайте, однако, что многие воспримут это событие, как внушающее среднее беспокойство. Некоторые из ваших друзей могут сказать:

      1. Ура! Новое место, новые люди.

      2. Но это не самое страшное, что могло случиться; главное, все здоровы, привыкну.

      3. Настоящую дружбу расстоянием не разрушишь, будим ездить в гости.

      Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между ситуацией и восприятием ее. О том, как это происходит, поговорим чуть позже.

      Вы, однако, восприняли переезд как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение. Вы испытали страх перед будущем, сомнения в своей состоятельности. Вы расстроены и не знаете, что делать. Эти чувства находят отклик в физиологической реакции: у вас меняется состав крови, больше выделяется соляной кислоты, снижается иммунитет и т.д. (третий и четвертый этап — эмоциональное, физиологическое возбуждение) Если вы не положите себе сейчас, то повышается риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни (пятый этап – последствия).

      Перед нами ситуация, воспринимаемая как стрессовая (внушающая беспокойство). На нее возникает эмоциональная реакция, так как мы испытываем страдание, волнение.

      Негативные эмоции, вызванные стресс – факторами, повышают вероятность необдуманных реакций, что не всегда является правильным.

      В этом случаи человек действует в рамках своего автоматизированного поведения, которое возникает как следствие определенной установки.

      Установка неосознаваемое состояние готовности личности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим ее людям или объектам.[82]

      Выделяют следующие установки, которые могут воздействовать на наше поведение и приводить к стрессу: отрицательная установка на себя («У меня не получиться», «я не смогу», «я проиграю»), страх повторения ситуации («Я не сдам экзамен, как не сдал прошлый») и т.д.

      В этом случаи выбора ответной реакции на ситуацию, как таковой, нет: человек не выбирает реакцию, за него это делает установка. То есть установка на определенный стресс – фактор, автоматически вызывает реакцию.

      Выделяют следующие часто встречающиеся реакции на стресс:

      · уход из ситуации,

      · регрессия (обида, жалость к себе)

      · зацикливание на негативных чувствах

      В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний или других негативных последствий. В подобных случаях можно вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров на разных участках модели теории стресса. Так как развитие стресса идет по строгой схеме, при этом начало следующей фазы возможно только при полном развитии предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной мере повлияет на процесс.

      Например: Перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации. Между первой фазой ( возникновение жизненной ситуации) и следующей (восприятие ситуации, как стрессовой) можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения, проявления упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие. Вы можете сосредоточиться на положительной стороне, которая имеется в любой ситуации, так как она могла сложиться и хуже. Или можно поставить барьер между второй и третьей фазой (восприятие ситуации, как стрессовой и эмоциональной реакцией на нее). Посмотрите, может быть, те проблемы, которые привели Вас в состояние стресса, совсем незначительные и Вы "раздуваете из мухи слона", а может быть у Вас уже вошло в привычку страдать, жаловаться, видеть только плохое. О. Бальзак сказал: "Ничто так не пьянит человека, как его собственные страдания."

      Безусловно, для того, чтобы начать строить счастливую жизнь, надо иметь определённую долю смелости. Это ведь тоже большая перемена в жизни, а готовы ли Вы к ней или Вам привычнее жить по-старому. Выбор за Вами. Как сказал Л.Н. Толстой: "Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым". Вот и мы призываем Вас верить в эту возможность. Учитесь мечтать, учитесь рисовать своё будущее.

      Итак, управлять стрессом можно и нужно. Но, лучше всего не допускать той стадии стресса, которая может принести вред организму. Это возможно если у Вас высокий уровень стрессоустойчивости.

      Стрессоустойчивостьсовокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), связанные со стрессовой ситуацией, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

      Вот несколько советов для повышения Вашей стрессоустойчивости и профилактики дистресса[83]:

      1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
      2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник. Так Вы не будите бояться, что забудете важные события и встречи. Ведь ожидание срывов — это то же стресс.
      3. Делайте все во время. «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Подумайте, может прийти завтра, и Вы утоните в делах.
      4. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить нет — самый лучший.
      5. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
      6. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
      7. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожится. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
      8. Уделяйте внимание своему здоровью. Во время посещайте врачей и занимайтесь спортом.
      9. Высыпайтесь.
      10. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
      11. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
      12. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
      13. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
      14. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны.
      15. Помните, что « Жизнь — прекрасна!».Ожидайте от жизни позитива, умейте его находить и сохранять!
      16. «Улыбнитесь миру, чтобы он улыбнулся вам». В борьбе со стрессом используйте смех. При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение.

      Если стресс произошел, то:

      1. Отвлекайтесь. Если вы думаете о стрессовой ситуации очень много, плача, переживая, то это может привести к настоящей психической травме и ухудшению здоровья. Но возникает вопрос, Ваши переживания, что то изменят — Нет. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

      2. Снижайте значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему. Помните даже из безвыходной ситуации всегда можно найти выход, только надо подумать, а эмоции очень часто мешают этому мыслительному процессу.

      3. Действуйте. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому не подавляйте, а действуйте. Врачи рекомендуют «выхаживать» стресс, гулять пешком не менее 1,5 часов в день.

      4. Расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту.

      1. Стресс бывает двух видов: эустресс- положительный, мобилизующий человека и дистресс- разрушающий, создающий состояние перенапряжения;

      2. Стрессоры (факторы стресса) у каждого человека индивидуальны. Они бывают внешние (холод, люди) и внутренние (здоровье, эмоции).

      3. Есть 2 типа реакции на стресс: тип «А» имеет повышенную чувствительность к стрессу и тип «В» характеризующийся высокой стрессоустойчивостью.

      4. Стрессом нужно и можно управлять.

      1. В чем отличие эустресса от дистресса?

      2. Почему мы говорим, что стрессоры у каждого человека свои, с чем это связано?

      3. Почему эмоциональная реакция на ситуацию может спровоцировать стресс?

      4. Дайте характеристику поведения типа «А» и типа «В». Какие качества помогают типу «В» быть устойчивым к стрессу?

      5. Какие приемы профилактики стресса Вы знаете?

      Задания для самостоятельной работы:

      Пройдите тест «Самооценка стрессоустойчивости личности»[84]и выясните свой уровня стрессоустойчивости.
      studopedia.su

      Это интересно:

      • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
      • Губин и депрессия Андрей Губин 2017: “Мальчика-бродягу” не узнать! Популярный певец 90-х, автор многочисленных хитов “Мальчик-бродяга”, “Лиза”, “О тебе мечтаю я”, “Зима-холода”, “Девушки как звезды” – Андрей Губин, сегодня уже не тот беззаботный красавец, за которым бегали толпы […]
      • Модель профессионального стресса Теории и модели профессионального стресса В течение последних лет отмечается повышенный интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса па рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием па работоспособность, производительность и общее состояние здоровье. В. А. Бодров отмечает, что […]
      • Как снять рабочий стресс Как бороться со стрессом и быстро снять нервное напряжение В наше далеко не безмятежное время за стрессом далеко ходить не надо – его нам с удовольствием преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой и сотрудники по работе, и любимые домочадцы и грубый водитель маршрутки и все, кому мы позволим это сделать. Как снять стресс и вернуть себе душевный […]
      • Стресс у ребенка рекомендации Что делать, когда любая контрольная — стресс для ребенка? — Помогите советом. Не знаю уже что делать. Каждая контрольная стресс для ребенка. Хотя он готовится очень усердно, но все равно каждый раз я уже сама трепещу перед любой контрольной. У ребенка то понос, то какие-то страхи непонятные, истерики. Он переживает за каждую задачу, […]
      • Препараты при психосоматических расстройствах Инструкция по применению лекарств, аналоги, отзывы Инструкция от таблетки.рф Только самые актуальные официальные инструкции по применению лекарственных средств! Инструкции к лекарствам на нашем сайте публикуются в неизменном виде, в котором они и прилагаются к препаратам. Лечение психических расстройств Психические расстройства разнообразны и […]
      • Заикание проходит ли Излечимо ли заикание Речь — одно из наиболее сложных и ценных приобретений человека. Она появляется тогда, когда высший отдел нервной системы — кора головного мозга — достигает достаточного развития. Развитие речи происходит постепенно. С 3 месяцев ребенок начинает издавать подражательные звуки. В 5—6 месяцев малыш приучается к слиянию отдельных […]
      • Психиатрия расстройство личности Расстройство личности Расстройством личности или личностным расстройством называют определённые нарушения в поведенческой тенденции человека, связанные с отклонением от устоявшихся в данной культуре норм. Данное расстройство также характеризуется нарушением психической деятельности человека и его социальной адаптивности. Как правило, данная […]