Страх речи заикание

ЗАИКАНИЕ (balbuties) — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции. Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические судороги речевых мышц), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические судороги). Заикающимся также свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофразия), напр, «ну», «вот», «значит», сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание), подмена «трудных» слов «легкими» (так наз. уловки), стремление избегать трудных речевых ситуаций. У многих заикающихся наблюдается страх речи в официальной обстановке, при необходимости быстрых и точных ответов и при обращении.

Этиология и патогенез

Среди этиол, факторов наибольшее значение имеют генетическая предрасположенность, влияние различных вредных факторов на организм плода во время беременности матери, соматические заболевания и психическая Травматизация в раннем детстве — в период наиболее интенсивного развития речи («детская болезнь» по И. А. Сикорскому). Чаще 3. отмечается у мужчин.

Большинство исследователей считает, что в основе 3. лежит патол, рефлекторный акт, развившийся после психической травмы на общем невротическом фоне. Некоторые исследователи полагают, что 3. является следствием нарушения афферентного синтеза из-за расхождения во времени костной и воздушной проводимости, неустойчивости функциональной асимметрии больших полушарий мозга, нарушения голосообразования.

Речь заикающихся, особенно в ситуации волнения или ожидания, протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащенного сердцебиения, покраснения или побледнения лица, усиленного потоотделения и т. п. Степень выраженности всех этих явлений в одних случаях отражает тяжесть собственно речевого дефекта, в других — находится в тесной зависимости от эмоционального состояния больных в речевых ситуациях. Различают два вида 3. — эволюционное и симптоматическое, или вторичное.

Эволюционное 3. возникает от 2 до 5 лет в период формирования речи. В зависимости от того, возникает ли оно на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, различают невротическое и неврозоподобное 3. По течению эволюционное 3. бывает прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим.

Эволюционное 3. может иметь как острое, психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Нередко появлению первых запинок в речи предшествуют соматическая ослабленность и некоторые невротические расстройства (нарушение сна, плаксивость, пугливость, астения) как соматического, так и реактивного генеза. В этих случаях достаточно бывает внезапного изменения обстановки, появления резких звуков и т. п., чтобы у ребенка появились запинки в речи. Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм (молчание) и даже предшествующую ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое 3., часто обозначаемое термином «логоневроз», обычно начинается по психогенно-реактивному типу, вслед за реакцией испуга, у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. Динамика клин, картины в этих случаях выражается в нарастании как речевых нарушений (речевой судорожности), так и невротических расстройств (появление навязчивых страхов, раздражительной слабости, утомляемости, в особо тяжелых случаях — ночного энуреза, снохождения). С возрастом 3. усложняется речевыми уловками, эмболофразиями, сопутствующими движениями и нарастающей робостью перед речью. Обычно к 11—13 годам ребенок осознает речевой дефект, у него формируется страх речи и отмечается активное стремление избегать трудных речевых ситуаций. К 15—16 годам как 3., так и общеневротические расстройства становятся наиболее выраженными, что отражается на общем состоянии и социальной адаптации больных. Влияние неблагоприятных факторов и отсутствие своевременного лечения, особенно на ранних этапах развития 3., могут способствовать появлению тяжелых невротических расстройств с нарастающим чувством собственной неполноценности и признаками невротической депрессии, с тенденцией к утяжелению речевой судорожности, генерализации страха речи, стабилизации вазовегетативных нарушений и с постепенным формированием патол, черт характера (развитие чрезмерной чувствительности, ипохондричности, раздражительной слабости).

Неврозоподобное 3. чаще имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Для этих больных характерен полиморфизм как психических, так и собственно речевых нарушений — наличие, помимо 3., косноязычия, быстроговорения, недостаточности модуляции голоса и т. п. При этом по сравнению с невротическим 3.; отмечается склонность к большой речевой судорожности и большей выраженности гиперкинезов (см.) и сопутствующих речи движений, а также более легкое возникновение вазовегетативных нарушений. Типично отставание и общего моторного развития. В целом для больных этой группы характерно более позднее развитие речи и наличие признаков нарушения психической деятельности уже в детском возрасте. Их поведение с детства характеризуется либо общей двигательной и психической расторможенностью, склонностью к дисфориям (см.), либо вялостью, пассивностью, однообразием в поведении. С возрастом появляются черты тугоподвижности в проявлениях мыслительной деятельности и вязкости в аффективных реакциях. В наиболее легких случаях преобладают астенические симптомы (см. Астенический синдром).

Несмотря на выраженную судорожность речи, логофобия в этих случаях носит редуцированный характер и страх перед речью мало беспокоит больных. Неврол, обследование обычно выявляет признаки диффузного органического поражения ц. н. с. и стойкие явления вазовегетативных нарушений. Социальная адаптация взрослых больных этой группы определяется выраженностью психоорганических расстройств.

Симптоматическое, или вторичное, 3. встречается при различных видах патологии речи — дислалиях (см. Косноязычие), афазии (см.) и при различных заболеваниях — черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.

У больных, страдающих любой формой 3., при электромиографии (см.) выявляют хаотичность сокращений артикуляционной мускулатуры и нарушение дыхания во время судорожной речи, при электроэнцефалографии (см.)— межполушарную асимметрию и пароксизмальные разряды. При неврозоподобном 3. отмечают, кроме того, недостаточность моторных функций.

Необходимо дифференцировать 3. с другими нарушениями ритма и темпа речи (дислалией, афазией и др.)

Симптоматически к 3. близка афтонгия. Выражается она в длительной тонической судороге мышц языка, возникающей как при попытках к речи, так и во время речи. У страдающих афтонгией напряженный язык то упирается в те или иные части ротовой полости, то высовывается из нее. Речь при этом становится невозможной. Невротические расстройства отсутствуют. Афтонгия многими авторами относится к самостоятельному виду патологии речи.

В начале 30-х гг. В. А. Гиляровский и Н. А. Власова предложили лечить 3. в раннем детстве по единому медико-педагогическому комплексному методу, который включает в себя не только воздействие на речевые нарушения (медикаментозное и логопедическое), но и правильное воспитание, морально-этическое, интеллектуальное, моторное и музыкальное развитие заикающегося ребенка. Для правильного лечения 3. у взрослых, как указывает Ю. А. Флоренская (1949), особое значение имеют данные полного клин, обследования больного. Лечение проводится как в стационаре, так и амбулаторно.

Из медикаментозных средств больным назначают транквилизаторы и Миорелаксанты. При лечении невротических форм 3. основное внимание уделяется психотерапевтическому воздействию (разъясняющая психотерапия, гипноз, специализированная аутогенная тренировка, функциональные тренировки), общеукрепляющему и седативному лечению. Неврозоподобное 3. требует обычно массивной медикаментозной терапии (дегидратационной, рассасывающей, снимающей психическую и мышечную возбудимость, и т. п.) и упорной логопедической работы. Психотерапия в этих случаях имеет второстепенное значение. Терапия затяжных форм 3. во всех случаях определяется теми расстройствами, на фоне которых оно протекает (неврозы, психопатии, органические поражения ц. н. с., шизофрения), и тяжестью 3. Наиболее эффективно проводить лечение на ранних этапах заболевания с последующей диспансеризацией больных с целью осуществления как поддерживающей терапии, так и профилактики рецидивов заболевания.

В прогностическом отношении течение эволюционного 3. тесно связано с динамикой тех расстройств, на фоне которых оно имеет место. С возрастом (после 50 лет) 3. свойственно спонтанное редуцирование. Случаи неврозоподобного 3., как правило, прогностически менее благоприятны по сравнению с невротическими формами.

Библиография: Асатиани H. М. и Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжными формами заикания, Журн, невропат, и психиат., т. 74, в. 4, с. 574, 1974, библиогр.; Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заикании, там же, т. 76, в. 10, с. 1555, 1976; Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, М., 1959; Гиляровский В. А. Избранные труды, с. 301, М., 1973; Данилов И. В. и Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов, Л.. 1970, библиогр.; Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте, пер. с чешек., М., 1962; Калачева И. О. Особенности динамики невротического заикания в дошкольном возрасте, Журн, невропат, и психиат., т. 76, в. 10, с. 1551, 1976; Кочергина В. С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых, там же, т. 71, в. 12, с. 1790, 1971, библиогр.; Многотомное руководство по неврологии, под ред. С. Н. Давиден-кова, т. 6, с. 213, М., 1960, библиогр.; Правдива О, В. Логопедия, М., 1973, библиогр.; Расстройства речи у детей и подростков, под ред. С. С. Ляпидевского,’ М., 1969; Сикорский И. А. О заикании, Спб., 1889; ТяпугинН. П. Заикание, М., 1966, библиогр.; Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи, М., 1949; Becker К.

Р. u. S о y a k М. Lehrbuch der bogopa-die, В., 1971; Pichon E. et Borei-Maisonn yS. Le begaiement, sa nature et son traltement, P., 1964; Stuttering, research and therapy, ed. by J. Sheehan, N. Y., 1970, bibliogr.; van Riper C. The treatment of stuttering, N. Y., 1973.

xn--90aw5c.xn--c1avg

Независимый сайт о заикании

Речевая тревога и страх речи.

Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще; не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных потребностей. Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает.

Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи можно обнаружить уже у маленьких детей.

Но и те, у кого нет нарушений речи, могут проявлять обеспокоенность качеством своей речи.

Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от различных обстоятельств. Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее; рост, впрочем, как и рост общей тревоги.

Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства: чем более выражено заикание, тем выше тревога.

Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнером по общению. И здесь страх может носить очень избирательный, индивидуальный характер.

Существует классификация заикания по степени фиксированности на своем дефекте. Фиксированность на своем дефекте; это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психологической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Различают три степени болезненной фиксации на своем дефекте:

(нулевая) Безразличное отношение к своему дефекту в сочетании с отсутствием волевых усилий в борьбе с ним.

(умеренная) Умеренно-сдержанное отношение к своему дефекту в сочетании с наличием волевых усилий в борьбе с ним.

При этой степени испытываются неприятные переживания в связи с заиканием, скрывается заикание, компенсируется за счет речевых уловок.

Тем не менее, осознание своего недостатка и переживания не выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности.

(выраженная) Безнадежно-отчаянное отношение к своему дефекту и наличие таких волевых усилий в борьбе с ним, которые перерастают в навязчивые действия и состояния.

С возрастом (или со стажем заикания) у заикающихся степень фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению.

Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень фиксированности на своем дефекте, а не стаж заикания, не его тяжесть определяет разные результаты логопедической работы.

Степень тяжести заикания адекватна степени фиксированности на своем дефекте.

Боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач — логофобия.

Образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные отрицательные эмоциональные реакции, что усиливает речевые нарушения. В конце концов, для большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Все это вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни заикающиеся начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

С возрастом логофобия в части случаев приобретает особо значимое место в картине заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

www.stuttering.su

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Топ практик, которые помогли нам уменьшить заикание

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.

Общение с представителями и авторами методик.

В этой теме предлагаю попробовать стать создателями своей собственной методики.

Цель методики — нет, не вылечить заикание раз и навсегда, чтобы человек никогда-никогда даже и не думал запнуться. Не будем ставить плохо достижимых целей. Даже у супер эффективных методик это не всегда получается.

Но можно собрать здесь самые-самые эффективные практики, советы, упражнения, которые помогли лично вам существенно уменьшить заикание и социализироваться.

Пусть это будет компиляция или что-то свое собственное.

Здесь на форуме полезной информации — вагон и маленькая тележка. Но искать сложно, особенно тем, кто впервые попадает на сайт. Соберем ваш опыт в одном месте.

Единственная просьба: перед тем, как постить, убедитесь, что кто-то другой не опередил вас. Дабы не дублировать.

Никаких обсуждений и вопросов! Все обсуждения практик, только тут

Re: Топ практик, которые помогли нам уменьшить заикание

Очень осторожно на медленной речи пробовать общаться с теми, с кем раньше заикались

Мозг должен увидеть и поверить в то, что можно разговаривать , не заикаясь

Говорю по личному опыту, так как много лет ненавидела куда-то звонить, но приходилось это делать -в результате -запинки, заикания -прогресса никакого

Одно время звонила по резюме, вызывала людей на собеседования -говорила почти одну и ту же фразу, не сильно заикаясь снаружи, но внутренняя неуверенность в речи и страх все равно присутствовали, даже когда выработался автоматизм -бросала трубку, как будто она руку жгла

С каждым звонком человек чувствует себя увереннее

Постепенно я чуть -чуть убыстрила темп речи и перешла на личное общение с людьми

Тоже более медленно, чем обычно говорят люди

Подходишь, смотришь в глаза , даже если там читаешь непонимание ( отчего вы так медленно говорите?!) -ни в коем случае не отводишь взгляд

Говоришь все, что нужно в том темпе, в котором чувствуешь уверенность в речи

( опять же мне помогала мысль, что мне все равно, что обо мне сейчас будут думать, в крайнем случае , я пропою эту фразу-но не сойду на быстро-нервный темп , в котором я уже не чувствовала себя уверенной)

— я так говорю, потому что заикаюсь

-я заикаюсь, а у вас в связи с этим какие -то проблемы??

-я не забыла, я заикаюсь-можете нормально выслушать?

Люди сразу осекались и тушевались

Зона комфортности расширилась -сейчас я даже в страшном сне не могу себе представить, что буду заикаться перед какой-нибудь продавщицей или вообще, перед любым человеком

Все, что нужно уточнить спрашиваю, вопросы на улицах-да хоть сто раз

Я больше не заикаюсь в этих моментах

Я не знаю , на кого смотреть в толпе -с одним человеком проще , взгляд -это то, что не дает мне заикаться, как ни странно

Безусловно, у взгляда в глаза с точки зрения психологии куча смыслов и значений. Но нам говорили на методике Арутюнян (и я с этим полностью согласна, это звучит логично), что для заикающегося бегающий взгляд сам по себе начинает выступать как один из триггеров заикания. Ну все же привыкают за годы заикания прятать глаза от собеседника и вообще желать побыстрее провалиться под землю)). Мозг прочно ассоциирует эту беготню глазами с заиканием. А в работе над речью важно все эти мелочи отследить, потому что иначе иногда и сам не поймешь, откуда взялись ступоры — вроде шел уверенный и спокойный, начал говорить медленно. А спровоцировать весь комплекс "заикательной реакции" может какая-то несущественная казалось бы мелочь. Вот как например взгляд по сторонам вместо взгляда на собеседника.

Произнесение первого слога первого слова мягко, невесомо, немного растягивая звук. Таким образом, снимаешь излишнюю напряженность и ударную силу с первого слога, который многим кажется самым опасным. Получается, что не атакуешь слово, а мягко в него вплываешь.

Когда мне раньше казалось, что вот сейчас я начну говорить и не смогу произнести первый слог, я в него "вплывала".

Паузы — наше все. Спокойная, понятная, приятная речь не может быть без пауз. Не тараторим. Быстрая речь чревата сбоями. Более того, нас хуже понимают, когда мы говорим на быстром темпе, более плавная замедленная речь с паузами звучит ясно и весомо.

На уроках презентаций в универе нашу группу допускали к выступлениям, только когда мы расставим значки пауз у себя в докладах, и требовали их придерживаться. Тех, кто гнал лошадей, останавливали, просили снизить темп речи.

Наверное, вы тоже сталкиваетесь с проблемой, когда сложно расслабиться. Приказы самому себе "Расслабься. Успокойся" чаще всего ничего не дают, а напряжение только растет.

Эффективнее действует парадоксальное правило: "Чтобы расслабиться, нужно сильно напрячься".

Для этого ложимся поудобней на спину. Максимально сильно напрягаем все мышцы тела, сжимаем пружину до предела: стопы, ноги, руки, шея, лицо и т.д. Держимся в таком состоянии и считаем до 10. На счет 10 расслабляем мышцы. После сильного напряжения это легко сделать. Лежим, не двигаемся и представляем, как тяжелеют ноги и руки, что ими почти невозможно пошевелить, как они наполняются теплом и становятся горячими. Постепенно наступает какое-то пограничное состояние, которое мне сложно описать, что-то среднее между сном и явью. В этот момент человек легко поддается самовнушению. Можно заранее придумать короткую четкую позитивную программу и повторять ее мысленно. Например: "Я спокоен. Я уверен. Я говорю плавно."

15-20 минут аутотренинга — и человек встает с ясной отдохнувшей головой, расслабленный, без мышечных зажимов и настроенный на определенную позитивную программу, которую сам себе разработал.

После одного сеанса аутотренинга вы точно почувствуете улучшение, а после регулярных сеансов -. сами увидите)))

Постепенно можно научиться расслабляться таким образом где угодно, даже сидя или стоя. Достаточно помнить: "Чтобы расслабиться, нужно напрячься".

Оно кажется очень сложным. Но само по себе очень эффективно.

Заикание сильнее, когда его скрываешь. Оно питается нашей ложью и стыдом.

Если не пытаешься заикание скрывать, а честно признаешься себе и другим — таким образом, отбираешь у него половину сил. Скрывать больше нечего. Стыдиться больше нечего.

Тем более, что только один заикающийся думает, что его попытки скрыть — успешны. Люди все равно слышат. Так что смысла особого нет. В этом обмане плюсов нет — только минусы.

Думаю, что для начала можно аккуратно попробовать поговорить на эту тему с близкими друзьями. На то они и друзья, чтобы понять нашу боль. А рассказав все по чесноку, вы поймете, что это не так уж и страшно, как рисует мозг.

Честно, на деле совсем не страшно.

Книга, которая оказалась во сто крат ценнее всех прочитанных ранее учебников, пособий, хрестоматий от светил логопедии по лечению заикания

Несмотря на то, что есть моменты с которыми не согласна

Например, то, что Рут уверена, если б ее не одергивали в детстве-она бы не заикалась , или заикание было бы менее выраженным

Меня как раз никто в детстве не одергивал, мало того, родители даже не могут сказать, а когда я заикаться начала ( где-то четыре года, может, пять, а может, перед школой) , я сама осознала, что заикаюсь только в восемь лет

Это навязчивое самонаблюдение, или, научным языком, избыточная рефлексия.

"Рефлексия нарушает осуществление любого акта, который в норме осуществляется неосознанно и автоматически, сам по себе" (Виктор Эмиль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог).

Для себя я поняла, что прочно удерживает мое внимание, не давая соскальзывать на речь.

Это те люди, с которыми я общаюсь.

Вслушиваюсь в смысл их слов.

Изучаю и запоминаю манеру речи, голос.

Разглядываю черты лица, думаю о жестах собеседника, о его психологическом состоянии.

Что угодно. На свою речь внимания почти не остается. Поэтому сейчас она происходит сама по себе, спонтанно, без подготовки. Я только думаю о смысле своих слов, но не о том, как сказать их.

У вас может быть что-то свое.

Многие невротики должны всегда помнить: нужно не презирать себя (сверхсовестливость) и не следить за собой (сверхсознательность), — намного важнее всего этого — забыть себя.

Могу что-то игнорировать, то есть применить дерефлексию, только в том случае, если я действую независимо от этого «что-то», когда я существую ради чего-то другого".

Помог опять же психотерапевт Виктор Франкл. Вот что он говорит о страхе ожидания.

Человек " реагирует на конкретный симптом опасением, что симптом может появиться снова, то есть страхом ожидания, и этот страх ожидания приводит к тому, что данный симптом, действительно, появляется снова, — событие, которое укрепляет пациента в его ожиданиях. Теперь получается: пациент так боится повторения симптома, что у него, при известных условиях, появляется страх перед своими опасениями. Наши пациенты говорят о «страхе перед страхом», причём совершенно спонтанном.

И здесь есть два ключевых момента:

— захотеть именно того, от чего нас настойчиво отворачивает страх

— иронизировать над этой ситуацией так, чтобы стало действительно смешно.

…пациент должен научиться смотреть прямо в лицо таким вещам, как страх и принуждение, и прямо в лицо им смеяться ".

Много раз стоя в очереди в магазине, я смешила себя мысленно голосом пьяного волка из мультфильма "Щас спою. Ик". Страх испарялся.

Еще не раз представляла, как я сейчас вот назаикаюсь, рухну в обморок с высунутым языком, а люди кругом упадут на колени и в лучших традициях американских блокбастеров возденут руки к небу и будут хором орать "НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!"

Если вам это не смешно, ниче страшного)). Главное, что мне смешно. Для себя придумаете свое.

Не могу эту тему сейчас найти

Пантогам не влияет на речь

Закаливание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

2) дает прилив сил (холодная вода – это стресс для организма, поэтому он начинает работать на полных оборотах, в результате сужаются сосуды, активизируется обмен веществ и т.д.);

3) повышает работоспособность;

4) делает кожу – упругой, тело – стройным, лицу придает свежий и здоровый цвет, борется с морщинами и целлюлитом;

5) повышает иммунитет, является отличным средством профилактики простудных заболеваний;

6) стабилизирует нервную систему;

7) повышает настроение, избавляет от депрессии;

укрепляет все органы и системы (в первую очередь, сердечно – сосудистую и нервную;

9) учит вырабатывать в своем теле тепло;

10) повышает уверенность в себе, самооценку («Да, я это могу!»);

11) позволяет бороться со своими страхами (начиная со страха холода).

Стрельниковская дыхательная гимнастика показана всем, взрослым, детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики.

Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером до еды или через час-полтора после еды.

Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

• улучшает дренажную функцию бронхов;

• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);

• способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

• налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

• исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

Первое: научить дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.

Второе: тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создать так называемую опору.

Третье: тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Артикуляционная гимнастика

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.

3. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

4. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Настрой академика Сытина от заикания

— Одни люди предпочитают прослушивать настрой, другие — прочитывать. Это кому как нравится. При прослушивании можно еще и делать что-нибудь по хозяйству. Но лучше, если вы постараетесь не отвлекаться и сосредоточитесь.

— Для усвоения настроев используйте пропадающее зря время, например, при следовании на работу и домой.

— Настраивайте себя на глубокое, прочное усвоение настроев. В этом вам поможет настрой на усиление волевого внимания.

— Независимо от того, знает человек текст наизусть или нет, настрой усваивается только в процессе его прослушивания или проговаривания.

— Усваивать настрой нужно до тех пор, пока ваше состояние не придет в полное соответствие с содержанием настроя.

— При усвоении настроя старайтесь вести себя как можно активней (лучше ходить), прилагайте усилия к запоминанию текста. Это повышает эффективность усвоения.

Методика Мэлкома Фрэйзера

очень эффективная программа, которую каждый заикающийся может пройти самостоятельно.

Релаксация, расслабление

— — Активное – это зарядка, занятия танцами, фитнес, йога, плавание, бег, верховая езда и т.п.

*** Физическая активность просто необходима заикающимся — она помогает не только расслабляться, но и выражать себя, быть успешным в какой-либо области (а это повышает самооценку) и т.д. Если углубляться в рекомендации, то заикающимся более полезны "равномерные" нагрузки (бег, плавание, верховая езда), а не бокс, например; из танцев — бальные. Очень полезен массаж!

— — Пассивное расслабление – это релаксация.

(1) расслабление через напряжение и

(2) аутогенная тренировка (АТ).

При коррекции заикания оба метода дают высокие результаты.

Самый простой вариант — сильно-сильно напрячь все тело, подержать напряжение, потом "сбросить" напряжение и расслабиться. В этом случае, напрягаться нужно в разных позах: стоя, сидя, лежа, согнувшись, присев, вытянув руки, обхватив себя за плечи и т.д. Важно действительно СИЛЬНО напрягаться, чтобы интенсивнее расслабиться.

Можно делать поочередно, по участкам тела: напрячь только руки — подержать — расслабить, потом ноги, потом живот, потом лицо (+сильно напрячь язык, губы, сжать зубы и челюсть, зажмурить веки), спину, грудную клетку, шею, плечи.

Важно почувствовать свои мышцы при напряжении и при расслаблении, ощутить состояние покоя и безмятежности.

Релаксация, Аутогенная тренировка, Самовнушение, Самогипноз

Аутогенная тренировка (АТ), самовнушение и самогипноз как раз основаны на постулате, что мысль рождает состояние. То есть, если Вы внушите себе, что Вы говорите легко, уверенно и свободно – так оно и будет.

«Ауто» — сам, «генос» — рождение. Слово «аутогенная» (самородная) указывает, что источником положительных воздействий является сам занимающийся, а слово «тренировка» подчеркивает необходимость регулярных занятий.

— сядьте удобно (ноги поставьте на пол, руки положите на колени или на подлокотники кресла) или лягте удобно (на спину, ноги и руки лежат свободно вдоль тела) в тихом месте, позаботьтесь, чтобы в течении 30 минут Вас никто не побеспокоил;

— расслабьте свои мышцы, начиная с ног и кончая лицом, сохраняйте их расслабленными;

— дышите носом легко и естественно;

— после окончания релаксации полежите с открытыми глазами, потом потянитесь, и только потом (через несколько минут) вставайте;

— занимайтесь ежедневно (1 или 2 раза в день).

1. Расслабление организма (АТ, релаксация).

2.Слова и формулы, которыми Вы хотите зарядиться — это так называемая "Формула-цель" (АТ, самовнушение). Проговаривать их лучше про себя. Естественно, что словесные формулы необходимо выучить наизусть (либо записать на диктофон), чтобы не отвлекаться на припоминание.

2. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены плечо, предплечье, кисть, пальцы. Расслаблены мышцы левой руки. Расслаблены плечо, предплечье, кисть, пальцы. Обе руки расслаблены. Они лежат неподвижные и тяжёлые. Приятное тепло проходит по рукам. Я спокоен.

3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены бедро и голень. Обе ноги расслаблены. Чувствую тяжесть ног. Я спокоен. Я спокоен.

4. Всё тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслаблены плечи. Расслаблены мышцы живота. Голова лежит свободно и спокойно.

5. Всё тело расслаблено. Чувствую себя легко и непринуждённо. Мне приятно. Я отдыхаю.

6. Я отдохнул. Чувствую себя освежённым. Чувствую лёгкость во всём теле. Чувствую бодрость во всём теле. Хочется встать и начать действовать. Открываю глаза. Я полон сил и бодрости. Встаю!

Примерные формулы-цели при коррекции заикания:

С каждым днем я становлюсь спокойнее и спокойнее.

Я абсолютно спокоен.

С каждым разом я расслабляюсь больше и больше.

Я абсолютно расслаблен.

Я становлюсь уверенней и уверенней с каждый днем.

Я уверен в себе.

Я говорю увереннее и увереннее с каждым днем.

Я говорю свободнее и свободнее с каждым днем.

Я говорю легче и легче с каждым днем.

Я говорю плавно.

Я смотрю в глаза собеседнику.

Моя речь льется свободно и легко как ручей.

Мне нравится мой голос.

Мне нравится моя речь.

Я говорю с удовольствием.

Текст можно записать на магнитофон и прослушивать его с магнитофона. Слова проговариваются медленно, сонным голосом. Можно повторять фразы несколько раз. Продолжительность процедуры подберите по самочувствию: от 5 до 40 минут. По возможности, совершайте аутогенные погружения ежедневно.

Помните, что начинать любую тренировку необходимо с расслабления всех мышц.

Не обязательно сразу же использовать всё вышесказанное. Сначала можно просто лечь, закрыть глаза, расслабиться и проговорить про себя какие-то слова. Постепенно к Вам придёт опыт и Вы сможете полностью овладеть аутогенной тренировкой.

2. форум stuttering (общение, информация о методиках, обмен опытом).

3. настрои Сытина от заикания.

4. любимые занятия, увлечения, хобби.

5. общение, активная жизненная позиция, социальная активность.

6. устройство "золотой голос".

7. речь с эффектом "метронома" (под постукивание ручкой) — вариация методики Лохова.

8. занятия с логопедом.

9. общение с успешными, интересными людьми.

10. чтение биографий известных людей, чтение книг с ориентацией на успех (Дейл Карнеги, например).

11. увеличение самостоятельности, отделение от родительского дома.

2. умиротворение в теле, во взгляде, в жизни.

3. умение расслабляться, релаксация.

4. аутотренинг, аффермации.

5. "свободное движение", танцы.

6. выступления на аудитории.

7. психологическая проработка заикания.

8. психологическая проработка детско-родительских отношений.

9. вопросы и функциональные тренировки на медленной речи и другие моменты, когда чувствуешь себя полным дураком в начале и королем в конце.

10. психологические тренинги.

11. жизнеутверждающие книги и фильмы.

12. помощь другим.

13. массаж, закаливание, спорт, работа с осанкой.

14. интересное общение.

15. воплощение своих мечтаний в жизнь.

16. камера, диктофон.

17. поддержка логопеда.

18. афиширование заикания и факта лечения.

19. ведение дневника.

20. поиск себя, саморазвитие.

1. Разделение произношения звуков;

2. Замедление темпа речи;

3. Борьба со страхом речи.

Звук состоит из трех компонентов: выдох, артикуляция и вибрация голосовых связок. Если научиться контролировать каждый из этих трех составляющих, то можно контролировать и всю речь целиком. Разберем по порядку.

Вибрация голосовых связок это непосредственно голос. Вкратце, мозг посылает команду, связки начинают вибрацию, появляется звук. В зависимости от того, с какой частотой происходит вибрация, определяется тональность голоса (низкий, высокий и т.д.). Необходимо научиться контролировать включение и выключение вибрации голосовых связок. Для этого можно использовать такое упражнение. Повторяем ритм любой мелодии голосом. Именно повторяем, а не напеваем. Схема, примерно, следующая: голос-пауза-голос дольше-пауза короче. И так далее.

Артикуляция определяет произношение конкретного звука. От того, в каком положении находятся мышцы лица, язык и губы, зависит произнесение определенного звука. Например, звук "А" — рот открыт, губы в свободном положении, язык расслаблен. Звук "О" — то же самое, только губы напряжены и образуют овал. И так далее для каждого звука для любого алфавита. Чтобы контролировать артикуляцию необходимо выполнять артикуляционную гимнастику, о чем уже было написано выше.

Наконец, выдох . Звук появляется только при движении потока воздуха через гортань. Нет выдоха — нет голоса. Звук без голоса возможен, например, звук "Х". В образовании этого звука участвуют артикуляция и выдох. Для тренировки выдоха можно выполнять различные дыхательные тренировки, которых великое множество. Пусть каждый выберет, какие дыхательные упражнения больше походят.

Резюме следующее. Контроль над речью невозможен без контроля над отдельными ее составляющими. Когда ты можешь контролировать произнесение каждого отдельного звука, контролировать всю речь гораздо проще. Эта практика очень действенна для вступление в речь. По крайней мере для меня, это гораздо больше подходит, чем мягкая голосоподача и придыхание.

Запинки в речи появляются, когда какая-либо часть речевого центра мозга не справляется с потоком информации. Звучит глупо, но так более доходчиво. Соответственно, чтобы запинки не появлялись необходимо снизить поток информации, то есть замедлить речь. При замедленной речи, также удобнее эту самую речь контролировать. Поэтому эта практика просто необходима. Это не значит, что нужно говорить утрированно медленно, пугая окружающих. Это значит — говорить "неспеша", замедленно, тщательно выговаривая слова и звуки, понимая, что и как ты хочешь сказать. Такая речь не только не пугает окружающих тебя людей, а наоборот, вызывает уважение, производит прекрасное впечатление как речь рассудительная и основательная.

Как правило, заикающийся человек в сознательном возрасте это букет различных неврозов и фобий. Самый сильный невроз — это страх речи. Больше боишься говорить — больше запинок — больше страх речи. Выход только один — "душить" этот страх любыми способами. Самый действенный способ — сознательно идти на контакт и заставлять себя говорить. Боишься звонить по телефону — звони и говори как можно чаще. Боишься живой речи — общайся со знакомыми и не знакомыми людьми как можно больше. Ка ни странно, эта фобия проходит довольно быстро, надо просто научиться волевым усилием это делать.

stuttering.su

Заикание: страх слова

Довольно часто у людей, имеющих проблемы с речью, возникает желание вообще не разговаривать. Человек просто боится заговорить и обнаружить свой недостаток. А так, молчишь, и никто ничего не замечает. Как там говорится, “молчание — золото”? В данном случае это не золото, а дешевая подделка.

По-научному это явление называется “логофобия”, то есть навязчивый страх перед тем, что можешь выглядеть некрасиво или вообщеничего не произнести, кроме по путных звуков и движений. По мнению некоторых исследователей, логофобия — не следствие заикания, а чуть ли не основной его

патогенетический механизм. Речь в данном случае идет не о том заикание, которое у человека присутствует практически всегда. Например, некоторые заики в домашнем кругу не заикаются. Но это не значит, что у них обязательно логофобия. Только специалист может поставить правильный диагноз, и то, после досконального обследования. Получается интересная картина: то, чего мы боимся (заикания) обязательно приходит. А если перестать бояться заикания? Что, и заикаться не будем? Некоторые специалисты утверждают, что да. Правда, заикание заиканию рознь. Но страх — понятие многогранное. Человек может бояться незнакомого человека, вернее, общения с незнакомым человеком или незнакомой аудиторией. И этот страх породит заикание. Ребенок может в школе испугаться, что не знает ответа, и этот страх вызовет заикание. Страх выражается в том, что начинают дрожать руки, в горле образовывается коварный комок, сердце замирает. Все, как говорится, клиент готов. А ведь достаточно успокоиться, отвлечься — и логофобия отступит. Причин заикания много, и логофобия является только одним измеханизмов возникновения заикания. Более распространенный механизм возникновения заикания(особенно у школьников) — этопотеря самоконтроля над скоростью речи. Как только контрольнад скоростью восстанавливается,заикание уменьшается. Замедление темпа речи вообще являетсяодним из важных способов уменьшить заикание.

Первая — невротическая. Она “вытекает” из логофобии и невротических нарушений и “втекает” в логоневроз. Вторая форма — синдром неврозоподобного нарушени речи. Третья форма — смешанная. В ней проявляются синдромы, как первой, так и второй формы. Иногда одна форма со временем перетекает во вторую. То есть, здесь приходится лечить две болезни, а это гораздо сложнее. Но вернемся к логофобии. Она чаще всего появляется в подростковом возрасте. Подросток еще не начал говорить, а только захотел, но мышцы речевого аппарата уже напряглись, и вот тут’то и возникает страх заикания. И в этом случае подросток может произнести совсем не то, что намеревался. Довольно часто у школьников возникает скоптофобия. Это когда ребенок боится возможных насмешек, боится быть “белой вороной”. И если в этот момент ему нужно

говорить, возникает логофобия,которая влечет за собой заикание. Появляется ощущение, что заикание —причина всех неудач и проблем. Эти мысли могут стать навязчивыми и привести к большим проблемам, вплоть до суицида. Вы не подумайте, что я вас пугаю. Я предостерегаю. В подростковом возрасте у ребенка и так хватает психологических проблем, а тут еще это. Поэтому нам нужно очень аккуратно общаться с таким ребенком, обдумывать каждое свое слово, чтобы не спровоцировать его. Печальных примеров достаточно.

У взрослых логофобия может серьезно повлиять на стиль речи. Одни, чтобы скрыть речевую судорогу, начинают ее заговаривать. То есть, речь начинает обиловать пышными оборотами, за которыми очень трудно уловить смысл высказывания. И это не единичные случаи, а сформированный стиль речевого поведения. Другие же, наоборот, сокращают свою речь до минимума.

Как же бороться с логофобией? Почитайте внимательно и попробуйте выполнить следующие правила:

  1. Если собираетесь сказать что нибудь человеку, смотрите ему прямо в глаза. Только обязательно сконцентрируйтесь на этом, чтобы взгляд не отвести.
  2. Теперь можно и передохнуть. В том смысле, что нужно сделать быстрый и полный вдох и на выдохе сразу начать говорить. Сделайте ударение на первом слоге, и вперед.
  3. Если сразу не получается говорить, вы ощутили внутри блок, не насилуйте себя, выдохните воздух. Но, ни в коем случае не отводите взгляд от собеседника. Он поймет, что вы обязательно сейчас выскажете свою мысль и подождет. Повторите через несколько секунд этот прием еще раз.
  4. Если получилось высказать свою мысль, то продолжайте дальше, не отрывая глаз от собеседника.

Не буду утверждать, что это правило помогает всем. Но в некоторых случаях помогает. Главное — преодолеть страх. Даже не преодолеть, а “забыть” о нем.Поскольку мы имеет дело с двумя компонентами заикания — эмоциональной реакцией личности на дефект речи и самим дефектом речи, терапия должна осуществляться в двух направлениях. Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов — нарушение “речевого дыхания”. Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле. Помочь в этом случае может логопеддефектолог. А преодоление иррационального страха — задача психотерапевта.

zdorovie.com

Заикание — один из распространенных дефектов речи. А ее значение для человека неизмеримо велико. Без речи нет общения, друзей и знаний. Заикание препятствует получению любимой профессии и устройству личной жизни. Оно меняет характер, формирует пассивность, ранимость и неуверенность. Кто же лечит заикание? Раньше существовал только один специалист — логопед. В больницах и районных поликлиниках запись к нему была за месяц вперед. Но полного излечения добиться удавалось исключительно редко.

Сегодня времена изменились. Заикание стали успешно лечить психологи, психиатры. Современная наука больше не идет по пути разделения, а компилирует знания, накопленные отдельными дисциплинами.

Таблица. Работа специалистов по лечению заикания

Снимает судороги гортани, губ, языка диафрагмы, грудных и брюшных мышц

Формирует фазовую речь (т.е.ликвидирует рассогласование между скоростью мышления и говорения)

Налаживает синхронизацию речи

Работает с сочетанием заикания с неврозом на фоне стрессовых ситуаций

Снимает логофобию и страх перед насмешками над речью

Налаживает процесс коммуникации

Лечит органическое поражение мозга

Лечит функциональное расстройство ЦНС

Обратимся к таблице. Каждый специалист воздействует на различные области человеческой психики. Логопед восстанавливает структуру речи, психолог закрепляет ее, защищает от возможности «срыва», психиатр контролирует общее состояние пациента. В совместных усилиях — залог успеха.

Известно, что чем дольше ребенок заикается, тем сложнее идет процесс лечения. Поэтому школьные психологи должны стоять на страже этого заболевания, вовремя диагностировать первые симптомы, а также знать элементарные приемы лечения. Предупрежден — значит защищен, гласит народная мудрость.

Современная наука относит заикание к группе психосоматических заболеваний. Для его возникновения необходимо сочетание двух факторов: наследственной почвы и чрезвычайных обстоятельств, воздействующих на нее. В истории накопилось немало примеров, подтверждающих передачу заикания по наследству как по мужской, так и по женской линии. Этим недугом в три раза чаще страдают мальчики, чем девочки, причем на возникновение заикания не влияет национальная принадлежность семьи и сфера труда.

Доказано, что по наследству передаются особенности центральной нервной системы (ЦНС), а также межполушарная асимметрия головного мозга.

Недавно меня попросили выступить на родительском собрании в школе. На первой парте прямо передо мной сидели яркая блондинка с огромными зелеными глазами и насупленный мужчина в клетчатой домашней рубашке. Он, похоже, никого не слушал, сосредоточенно писал на листе бумаги, стараясь быть незаметным. Она — мать Ларисы Кудрявцевой, активной девочки, любимицы всего класса. Он — отец Антона Максимова, заикающегося «ботаника», чьих глаз не видно из-за толстой роговой оправы. Я еще раз убедилась, что родители и дети так похожи друг на друга.

Под генетической предрасположенностью детей к заиканию следует понимать не только непосредственное наличие данного дефекта у родителей, но также просто быструю речь, речь с проглатыванием окончаний, нервозность, повышенную требовательность. Ведь просторечные, даже несколько грубоватые выражения «вся в мать» или «весь в отца» подчас бьют не в бровь, а прямо в глаз. В связи с этим я рекомендую психологам, работающим с большими детскими коллективами, завести отдельную тетрадь и заносить туда результаты собственных наблюдений за поведением детей и их родителей. Подчас эти записи могут пролить свет на непонятные с первого взгляда проблемы.

Еще в начале нашего века ученый С. Ортон предположил, что заикание возникает в результате «конкуренции» между полушариями головного мозга за контролем над речью. Современная наука высказывается более определенно. Заикание — это неспособность гортани и левого полушария к прямой передаче импульсов друг другу. А значит, данная болезнь тесно связана с левшеством. В быту под левшой мы понимаем ребенка, владеющего левой рукой лучше, чем правой. Как ни странно, но в моей практике был только один случай заикающегося леворукого подростка. Значительно чаще заиканием страдают скрытые левши. При этом ведущей является вся левая половина тела, с учетом превалирования левоногости и сенсорного левшества.

Скрытые левши, а также дети с правым профилем асимметрии головного мозга, в отличие от других детей, чаще страдают простудными и инфекционными заболеваниями, но лучше решают анаграммы, чувствуют настроение других людей и проявляют склонность к зеркальному письму. Левши более художественно и эстетически развиты. В моей практике был мальчик шести лет, который давал характеристики цветам. Зеленый был для него шершавым, красный — выпуклым, а синий — мокрым.

Чтобы определить скрытого левшу, выявить круг детей «группы риска», я рекомендую школьным психологам воспользоваться материалами тематического номера еженедельника «Школьный психолог» (№ 7, февраль 1998 г.).

Знаменитый русский психиатр И.А. Сикорский назвал заикание детской болезнью. И действительно, исследования показывают, что заикается только 1% взрослых и 2–3% детей.

Заикание, как правило, начинается в возрасте 1,5–2 лет. Это напрямую связано с увеличением лобно-височной области головного мозга, отвечающей за ритмику движений, труда и речи. Именно в этом возрасте формируется фразовая речь ребенка, и заикание может возникнуть как следствие рассогласования скорости мышления и скорости говорения. Первый речевой спазм откладывается в долговременную память и извлекается оттуда в момент речи непроизвольно. Впервые заикание проявляется в возрасте до 10–12-ти лет, то есть до окончательного оформления межполушарной асимметрии головного мозга. После этого оно уже не наступает никогда.

Денис К., 7 лет, удивительный мальчик с золотыми кудряшками до плеч. До прихода на прием к психологу заикался в течение года. Он — ласковый и милый, но только до тех пор, пока его не попросят. порисовать. Тогда Денис низко наклоняет голову, закрывает глаза и уши. Он ненавидит краски, цветные карандаши и бумагу. С тех пор как учительница решила научить его рисовать не левой рукой, а правой, он стал заикаться. Для него школа перестала быть радостной встречей с друзьями и учителями, а превратилась в черную затягивающую дыру.

Как видно из примера, катализатором появления первых речевых спазмов могут быть любые чрезвычайные обстоятельства и стрессовые ситуации. Безусловно, они индивидуальны для каждого ребенка. Для одних — это банальный испуг или ссора, для других — развод родителей. Но не всегда заикание возникает после обстоятельств со знаком «минус». Любая стрессовая ситуация, будь то большая радость или ужасное горе, запускают в организме детей гормональный взрыв. Мне известен случай, когда родители зафиксировали первые симптомы заикания у девочки десяти лет, после того как ее свозили к морю. Новые впечатления, пейзажи, необычная пища негативно воздействовали на ее неустойчивую нервную систему.

В связи с этим я рекомендую школьным психологам брать на заметку детей, переживших стрессовые ситуации как положительные, так и отрицательные: сменивших школу и место жительства, участвовавших в олимпиадах, походах, задействованных в общественной жизни класса.

Кто же такие заики? Нередко их характеризуют как тихих и застенчивых, а временами грубых и взрывных. Основываясь на подобных высказываниях, заикание часто называют неврозом. Но это не совсем так. Правильнее говорить о двух вариантах: сочетании заикания с неврозом и невротическом обрастании заикания.

Основываясь на практике психологического консультирования, могу заключить, что заикание сочетается с тремя основными видами неврозов: неврастеническим, истерическим и неврозом навязчивых состояний. В данном случае первичной проблемой является невроз. Как говорится, потяните за ниточку невроза — вытянете и заикание. Именно поэтому роль психологов в лечении заикания столь велика.

Неврастенических детей отличает тревожность и перенапряжение, связанное с чувством повышенной ответственности за себя, за других, за дело. Неврастеники пугливы, часто высказывают опасения типа «опоздаю», «не смогу», «не по плечу». Они страдают сопутствующими неврозу болезнями желудочно-кишечного тракта.

Анжелина М., 14 лет, первая ученица в классе. Она никогда не прогуливает уроки, всегда выполняет домашние задания. Юбочка ниже колен, строгие косички и никакой косметики на лице. Родители обеспокоены поведением дочери, ведь соседские девчонки уже каблучки надевают, тайком бегают на свидания, а Анжелина за уроками сидит как пришитая. Чтобы разнообразить жизнь дочери, мать отдала ее в секцию тенниса. Теперь девочке катастрофически не хватает времени на то, чтобы сделать все дела на «отлично». С этого момента Анжелина стала часто просыпаться по ночам с жалобами на навязчивые мысли, возникла боязнь школы и ответов на уроках. В это же время появились первые признаки заикания.

Для детей с истерическим неврозом характерно буйное поведение. Таким, известным еще с первобытных времен способом они пытаются привлечь внимание окружающих людей.

Сергей С., 9 лет, красивый мальчик с ангельскими глазами. На приеме психолога ведет себя скромно, улыбаясь отвечает на вопросы. В беседе выясняется, что основная его проблема — ревность за родительскую любовь. После рождения младшей сестренки Сергей ощутил недостаток внимания близких людей и внутреннюю потерянность. Своенравный мальчик не смог смириться с новым положением и стал активно бороться. Плохая учеба, непослушание, истерики — ничего не помогло вернуть первоначальную родительскую любовь. Два года назад во время очередной семейной ссоры испытал судорогу в горле и начал заикаться. С тех пор заикается не постоянно, а эпизодически, только в присутствии родителей.

На подобные случаи особенно хочу обратить внимание психологов. Детям, склонным к истерии, требуется только психотерапевтическая помощь. Логопедическая работа и повышенное внимание к проблеме приведет к закреплению дефекта речи, потому что ребенок «работает на публику».

Сколько раз вам доводилось видеть детей, грызущих ногти или наматывающих волосы на палец? С уверенностью на сто процентов их можно назвать невротиками навязчивых состояний.

Вова Д., 8 лет, худой, неуклюжий мальчик. Он все время сосет палец. И дома и на уроке, во дворе и за телевизором, ни на минуту не вынимая его изо рта. В «борьбе с пальцем» чего только не перепробовали родители и учителя: мазали его горчицей, бинтовали, привязывали руку и бранили. Бились, бились и наконец добились! Появилось заикание.

Глупо обвинять мам и пап, взрослых во всех смертных грехах, ведь они руководствовались лучшими побуждениями. Пройдет еще каких-нибудь пять лет, и ребенок испытает на себе куда большую жестокость — отчуждение сверстников, насмешки противоположного пола, а как следствие — одиночество. Заикающиеся дети мучаются и страдают, ненавидят свой дефект, но одновременно и боятся его.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ОБРАСТАНИЕ

Если внимательно присмотреться к заикающемуся ребенку во время ответа у доски, то невозможно не отметить выраженные симптомы страха. Заики краснеют, потирают вспотевшие ладони и испытывают спазмы в желудке. Данное состояние называется невротическим обрастанием заикания и подразумевает логофобию (страх речи) и интерперсональный стресс заикающихся. Все заики повышенно чувствительны к насмешкам над ними окружающих людей. Любой смешок за спиной принимают на свой счет.

Данные симптомы проявляются не сразу, они постепенно обостряются в переходном возрасте. В этот период подростки завоевывают себе место в обществе, а заикание тормозит этот процесс, отчего воспринимается крайне болезненно. Степень логофобии обычно соответствует степени заикания, и выяснить ее можно с помощью различных опросников, а также основываясь на мнении самого ребенка. Для этого попросите его оценить собственную речь по шкале от пункта «прекрасная речь» до пункта «самая ужасная речь». Обычно детская самооценка тревоги за речь достаточно хорошо соответствует действительной тяжести заикания.

Многие подростки ставят во главу угла спазмы горла и покраснение лица, наивно полагая, что, избавившись от проявлений страха за речь, вылечат заикание. Они пытаются взять себя в руки, зажимаются, внутренне уговаривают не волноваться, но ничего не помогает и наступает момент полного отчаяния. Это чревато еще и тем, что первая неудача распространяется на все последующее лечение. Даже при достижении неплохих результатов ребенку кажется, что у него ничего не получается. медленно, но неотвратимо приходит неверие в собственные силы.

Страх заикания заключается в желании скрыть дефект речи. Поэтому в борьбе с ним нужно выбрать путь открытости. Как только ребенок признает свою болезнь, то есть сумеет признаться «Я заикаюсь» перед собой и другими, для страха не остается причин и наступает улучшение.

Главная задача психолога при терапии логофобии — разъяснить ребенку, что страх речи и боязнь насмешек есть лишь следствия заикания. Бесполезно лечить болезнь, не воздействуя на ее причины. Ох, как часто, видя страдания заики, мы жалеем его, стараемся оградить, уберечь, входим в положение. И тем самым совершаем непростительную ошибку. Мы вселяем в него надежду, что путь к выздоровлению можно пройти легко, не прилагая усилий. А между тем основу лечения заикания составляет требовательность — психолога к пациенту, пациента к самому себе. Только преодолев боль и пройдя тернистый путь до конца, можно ожидать полного выздоровления.

Думаю, что знаю, почему практические психологи так не любят работать с заикающимися детьми. Просто они не понимают, с чего начать. Каждый случай по-своему уникален, не похож на другие, и тут невозможно найти универсальное лекарство. Школьным психологам я не рекомендую сразу браться за терапию длительных и сложных форм заикания, лучше начать с легких форм, ибо, как сказал один великий философ: «Главное — не вылечить, а не навредить!»

Прежде чем засучив рукава браться за дело, нужно помнить одно важное правило — не родитель или учитель должны обратиться за помощью к психологу, а ребенок сам должен захотеть вылечить заикание, внутренне подготовиться, мобилизовать силы на борьбу с болезнью. Сколько бы вы ни старались, но без этого маленького условия ваши усилия будут напрасными. На основе своего опыта я могу заключить, что излечение заикания только на 30% зависит от квалификации психолога и на

70% – от желания пациента.

Правда, ребенок не всегда осознает всю серьезность собственных проблем. Такое бывает, когда он слишком мал (2–6 лет) или стал заикаться совсем недавно. Ребенок еще не жалуется на страх, но уже испытывает дискомфорт, капризничает, беспокойно спит. В подобных случаях не следует акцентировать его внимание на трудностях речи. В противном случае ребенка можно запугать.

«Представь, что ты не умеешь ходить. Стыдно, но ты хочешь научиться, поэтому обратился за помощью в спортивную секцию. Я — тренер, ты — мой подопечный. На наших тренировках я буду учить тебя основным правилам хождения: равновесию, осанке, ритму. Здесь под моим руководством ты будешь только осваивать приемы, но отрабатывать их будешь самостоятельно. Я не стану подгонять тебя и постоянно контролировать. По полученным результатам я увижу, сколько времени и сил ты потратил. Не жди от меня готовых рецептов, ты их не получишь. Приготовься проявить самостоятельность, смекалку, ответственность за поступки и помни, пока ты сам не отважишься «бросить костыли» неуверенности в себе, тебе никто не поможет» — приблизительно с таких слов я начинаю занятия по терапии заикания.

При лечении заикания я рекомендую действовать сразу по трем направлениям: физиологическому, логопедическому, психологическому.

Вначале ребенка нужно научить технике релаксации. Это поможет ему избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Расслабление мышц похоже на открытие клетки с птицами. Приходит ощущение свободы, легкости и спокойствия. Такое состояние помогает ребенку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстро забывать неудачи.

Релаксация проводится два раза в день по 5–10 минут, утром и вечером. Время и частоту релаксации можно увеличивать по мере необходимости. Начинается она с принятия удобной позы лежа или сидя в кресле. Глаза необходимо закрыть и под тихую музыку погрузиться в приятные мысли и ощущения. Для этого ребенок должен представить симпатичную картинку: цветы в вазе, красивый горный пейзаж или вспомнить что-то радостное. В релаксации могут участвовать и взрослые, например родители, совместный вариант особенно подходит для маленьких детей.

После проведения релаксации ребенку необходимо выполнить ряд двигательных упражнений. Для рук подойдут «кулачки» — сжимание и разжимание пальцев, для ног «ножницы» — выпрямленные ноги развести в стороны и расслабленные уронить на пол. Для туловища можно использовать «стирку» или «спортсмена». Самыми важными упражнениями в комплексе являются «лягушата» (растягивание губ в улыбку) и «упрямый язык». Они направлены на тренировку органов артикуляции, мышц шеи, непосредственно задействованных в говорении. Кроме этого, научившись по собственному желанию напрягать и расслаблять мышцы, ребенок может снять нервное возбуждение в сложной для него ситуации. Например, глубоко вдохнув и выдохнув, понять, какие мышцы у него напряжены, и расслабить их.

Многие заикающиеся дети не знают правил речи. Почему люди, в отличие от животных, научились говорить? Дело тут не столько в объеме мозга, сколько в привычной мелочи, на которую никто не обращает внимания, — люди умеют дышать через рот! Когда нужно высказаться, мы, не задумываясь, набираем в легкие воздух. Заики же не знают основных речевых законов, отсюда их неминуемые срывы и ошибки. Правила речи таковы: прежде подумай, потом скажи; говори только на выдохе в спокойном темпе; помни о гласных звуках; делай паузы; ставь смысловые ударения; в разговоре смотри на собеседника.

Последнее правило вызывает у заикающихся детей и подростков особые трудности. Речевые дефекты часто толкают их на ссоры, обиды и отчуждение. Заик называют злыми, мрачными, подозрительными. Часто, промолчав в школе, ребенок не может сдержаться дома и срывает зло на близких людях. На занятиях я учу детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях: разволновался — возьми «тайм-аут», спроси, чем вызвал неодобрение, если виноват, попроси прощения, используй юмор. Одна улыбка чего стоит! Ей можно выразить удовольствие, превосходство, зависть, назидание и неодобрение. На моих занятиях дети пишут себе плакаты со словами: «Ищи все возможности войти в положение того, с кем общаешься» или «Злоба — это прежде всего неспособность проявить находчивость в любой ситуации, выражение беспомощности перед лицом событий».

Огромное значение для заикающихся детей и подростков имеют психотерапевтические беседы. Темы могут быть разными. Можно прочитать рассказ о находчивости человека или рассказать смешной случай. Порой нужно просто выслушать ребенка и ободрить, ответить на возникшие вопросы. Дети думают, что, научившись говорить без запинок, сразу станут интересными собеседниками, лидерами коллектива. Но кроме правильной речи, нужно обладать разносторонними знаниями, которые будут востребованы другими людьми. Для этого необходимо много читать, узнавать, запоминать. Лечение заикания — это только начало большого пути по исправлению себя.

psy.1september.ru

Это интересно:

  • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
  • Синдром дауна с фотографиями Дети с синдромом дауна Синдром Дауна – это наиболее часто встречаемая хромосомная патология. Синдром не передается по наследству, он не лечится, им нельзя заразиться, ведь это не заболевание. У детей с синдромом Дауна 47 хромосом, а у обычного человека только 46, так как возникает хромосомная поломка, сбой и появляется трисомия 21-ой хромосомы […]
  • Заикание у ребенка до 2 лет Заикание у ребенка до 2 лет Устная речь начинает развиваться еще в первый год жизни ребенка. Хотя он может долго не произносить ничего связного, словарный запас пополняется все время. К произнесению осмысленных фраз малыш в норме должен перейти в период 2-5 лет. Именно в это время у некоторых детей формируется заикание. На научном языке это […]
  • Квест дом призраков клаустрофобия Квест в реальности Дом призраков Средняя оценка по отзывам 35 отзывов от игроков, опубликованных после авторизации по почте или через соцсети. м. Новокузнецкая, Средний Овчинниковский пер., д. 3 ( показать карту ) около 2 лет назад Было забавно. Ходил с подругой на этот квест, все скрипы шорохи, нам очень понравилось, только мне самому […]
  • Лечение от заикания иванкин лиски Чтобы избавиться от заикания, надо учитывать несколько важных моментов. Во-первых, для лечения необходимо продолжительное время, от нескольких месяцев - от заикания невозможно избавиться за 3 дня. Во-вторых, обязательно использовать комплексный подход, применяя все перечисленные ниже принципы. По сути, лечение заикания сводится к избавлению от […]
  • Таблетки при стрессе Витамины при стрессе Стрессом называют любое экстремальное воздействие на человека, будь то переохлаждение, переутомление, любовь с первого взгляда или звуки ремонта за стеной. С точки зрения медицины и психологии выделяют негативную и позитивную формы стресса, но обе они запускают в организме одинаковые физиологические процессы. Совет […]
  • Точечный массаж при заикание МАССАЖ СПАСЁТ ОТ ЗАИКАНИЯ Особенно хорошие результаты дает точечный массаж этот метод помогает снять повышенную возбудимость речевых центров, восстанавливает нервную регуляцию речи. Навыки точечною массажа могут освоить практически все родители, чьи дети заикаются. И не только освоить, но и применять в домашних условиях. Точечный массаж при […]
  • Умственная отсталость история изучения История становления учения по проблеме "умственная отсталость" (стр. 1 из 4) Кафедра психологии развития История становления учения по проблеме «умственная отсталость» Пузан Я.Г. – студент 3 курса 1.1 Отношение к слабоумным и развитие учения о слабоумии с древности и средние века 1.2 Влияние французской революции на развитие учения о […]