Систематизация стрессов в профессиональной деятельности

Глава 2. Исследование стресса в деятельности сотрудников овд по рб.

2.1. Стресс по управлению стрессами в деятельности сотрудников ОВД по РБ .

Специфика правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в особенности оперативно-розыскных подразделений, такова, что каждый из них практически постоянно сталкивается с ситуациями, способными вызвать состояние стресса. Вследствие этого умение осуществлять профилактику стрессов, управлять ими, а также нейтрализовать их негативные последствия должно быть одним из ключевых профессиональных навыков любого сотрудника полиции. В статье сделана попытка обобщить научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики стресса, которые могут быть успешно применены в современных исследованиях по юридической психологии.

Рекомендации по управлению стрессами в деятельности сотрудников ОВД по РБ

Для грамотного и эффективного управления стрессами в служебной деятельности сотрудников полиции необходимо знать так называемый механизм стресса, действие которого рассмотрим на примере физиологического стресса. В своем развитии стресс проходит три стадии.

Стадия 1. Реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма и субъективно воспринимаемая человеком как волнение.

Стадия 2. Стадия сопротивления – активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизованном состоянии.

Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу, развивается истощение, или астенизация. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов, возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт), и это особенно вероятно, когда стресс-фактор продолжает влиять. Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, и если воздействие стресс-фактора не прекращается, то, в самом худшем случае, возможен летальный исход. Наступление третьей стадии не обязательно.

Продолжительность стадии и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

Сотрудникам полиции необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато для организма истощением и нехваткой ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. В англоязычной литературе употребляется термин burnout, что переводится на русский язык как синдром выгорания. Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, на наш взгляд, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением, и сотрудники оперативно-розыскных подразделений занимают в списке таких людей одно из первых мест. Специфика оперативно-розыскной работы такова, что сотрудники испытывают воздействие постоянного, хронического стресса, в результате которого у многих из них развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса.

Существенную роль в развитии данного процесса может сыграть несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с агрессивной средой, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. Возможности человеческого организма, к сожалению, небезграничны, и до какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает фаза истощения, которая служит одной из предпосылок развития профессиональной деформации сотрудника, выражающаяся в ее негативном проявлении.

В работах отечественных психологов и психиатров убедительно показано, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между актуальными возможностями личности и ее стремлениями и требованиями к себе: развивается болезненное состояние – невроз.

В результате экспериментальной работы с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел выявлено множество факторов возникновения у сотрудника состояния, которое сами респонденты обозначали словами: надо, хочу, но не могу, т.е. заставляя истощенный организм работать, человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому. Действительно, в условиях современного общества человек далеко не всегда имеет возможность полностью реализовать механизм стресса. На наш взгляд, довольно часто проявляемые у сотрудников правоохранительных органов такие личностные качества, как конфликтность, отсутствие стремления к достижению профессионального успеха, появление разочарования профессией, снижение самоконтроля и требовательности к себе, развитие склонности к насилию, агрессивность, безразличие, подавленность, черствость к человеческой беде и прочие симптомы, которые часто рассматривают в качестве признаков профессиональной деформации личности сотрудников органов МВД, можно расценивать именно как проявления нереализованного механизма стресса.

Для нейтрализации негативных последствий стрессов и, соответственно, возможности профилактики профессиональной деформации личности сотрудников полиции в контексте осуществления воспитательной работы с личным составом, необходимым является грамотное управление стрессами, подразумевающее взаимодействие двух основных способов – организационного и индивидуального.

Известные организационные способы управления стрессами основаны на непосредственном вмешательстве руководящего состава в социально-психологические процессы, происходящие в подразделении.

К таким способам относятся следующие:

— рациональная организация управленческого и исполнительного труда (чем меньше будет возникать нестандартных, внеплановых ситуаций, тем ниже будет уровень стрессов);

— разработка и неукоснительное соблюдение режима и распорядка рабочего дня в организации;

— четкая регламентация процессов, происходящих в подразделении (документооборот, коммуникация и т.п.);

— организация и проведение внутриорганизационных культурно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности, пикники и др.), направленных на формирование сплоченного трудового коллектива;

— применение коллективных программ психологической регуляции, например, в начале рабочего дня можно проводить стимулирующие психотерапевтические сеансы, а в конце успокаивающие.

Принимая во внимание необходимость внутриорганизационной профилактики стрессов, осуществление которой для сотрудников органов внутренних дел должно начаться с глобальных проблем организации управленческих и производственных процессов, большее значение в деятельности оперативных сотрудников имеют, на наш взгляд, индивидуальные способы управления стрессами. Исходя из этого, весьма важным в работе психологических служб органов внутренних дел является обучение сотрудников индивидуальным способом управления стрессами.

В качестве задач психологической службы при этом необходимо обозначить следующие:

-получение сотрудниками практических знаний о стрессе;

— развитие индивидуальных навыков преодоления негативных последствий стресса;

— обретение технологий экстренного сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия и работоспособности.

Данные технологии способствуют предотвращению болезнетворности стрессов, повышению общей стрессоустойчивости человека и являются способами индивидуально профилактики и индивидуальной нейтрализации негативных последствий стрессов сотрудниками полиции. Способы управления стрессами будут эффективны при одновременном осуществлении комплексной профилактики профессиональной деформации в системе научного обеспечения организации труда в органах внутренних дел. Научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики стрессами могут быть успешно применены в современных исследованиях по проблемам организации правоохранительной деятельности и юридической психологии.

studfiles.net

Профессиональный стресс: причины развития и методы устранения

Адаптационный синдром, связанный с профессиональной деятельностью, в медицине расценивается как невроз, если исходить из определения стресса. То есть психическое расстройство, вызванное условиями труда – это невроз – психосоматическое нарушение, описанное в 1913 году психиатром из Германии Ясперсом.

Классификация стресса

Виды любых профессиональных стрессов имеют признаки триады Ясперса:

  • Причина – психическая травма;
  • Расстройства отражают сложившуюся психогенно-травматическую ситуацию, не выходят за ее рамки;
  • Проблемы исчезают сразу после устранения причины.
  • Иногда фактор, повлиявший на здоровье, устранить невозможно. Это случается того, когда профессиональный стресс развивается в полноценное психическое заболевание.

    Человек становится восприимчивым к травме, когда происходит нарушение баланса между его способностями и возможностями. Другими словами – когда работник переоценивает свои силы.

    Понятие о профессиональном стрессе

    Нервное перенапряжение во время выполнения трудовых обязанностей проявляется вспышками эмоций, спровоцированных экстремальными ситуациями. Постепенно этот порог снижается и тогда человека, находящегося в постоянном напряжении, не составляет особого труда вывести из себя. Иногда доходит до того, что эмоциональный всплеск возникает даже от резкого громкого звука или включившегося яркого света.

    Специалисты сферы психологии различают следующие виды профессиональных неврозов:

  • Информационный. Развивается на фоне сложных задач, справиться с которыми невозможно в установленное время, из-за слишком большой ответственности за принятие решений. Напряженность усиливается при часто изменяющихся требованиях руководства. Часто такое случается на заключительном этапе работы, когда возникают факторы, требующие ее переделки;
  • Эмоциональный. В основном возникает из-за длительных напряженных отношений в коллективе, с руководством. Важную роль играет угроза увольнения из-за несоответствия поставленным требованиям;
  • Коммуникативный является разновидностью эмоционального. Развивается на фоне проблем в отношении с коллективом, клиентами.
  • Шкала профессионального стресса

    Адаптационный синдром во многом зависит от личности человека, но, как правило, всегда имеет три стадии развития:

  • Запуск. Уровень напряжения доходит до предела. Можно сказать, что достигается точка невозврата. Для некоторых нужно несколько дней, другим – месяцы, а некоторые достигают критического состояния всего за пару минут;
  • Состояние аффекта. Человек не может себя контролировать. При этом он совершает действия, противоположные привычным, к примеру, у общительных происходит потеря активности, они становятся замкнутыми и мрачными, в спокойные – агрессивными;
  • Упадок сил. После спада нервного напряжения человек возвращается к стандартным эмоциям. Он может чувствовать раскаяние и вину, если совершил опрометчивые поступки.
  • Даже один-единственный нервный срыв сказывается на здоровье. На уровне высшей нервной системы укореняется патологический стереотип. В итоге профессиональный стресс становится обыденностью.

    Страдает не только нервная система, но и внутренние органы. Периферические органы начинают испытывать кислородное голодание из-за централизации кровообращения. Обостряется язвенная болезнь, снижается потенция, возникает варикоз.

    Причины профессионального стресса

    Существует несколько групп факторов, которые способствуют развитию неврозов, связанных с работой. К примеру, трудовые, заключающиеся чаще всего в перегрузках, реже в недогрузках. При повышенной нагрузке работник находится в состоянии тревоги, а при пониженной чувствует себя недооцененным или неполноценным.

    Существует группа должностных факторов. К примеру, человек регулярно испытывает неопределенности из-за непонятных требований к исполнению работы. Тогда стресс в профессиональной деятельности вызван невозможностью предугадать, как будут оценены результаты его труда.

    Карьерные факторы – боязнь увольнения, а также задержка карьерного роста.

    Личностные, когда человек не может нормально распределить время на семью, работу, отдых.

    Однако кроме психологических существуют физические причины. В их число входит плохая неустроенность рабочего места, постоянный шум, вибрации, контакты с вредными веществами и т. п.

    Общие закономерности профессиональных стрессов

    Спустя какое-то время нервный срыв может повториться. У каждого человека это время определяется индивидуально, это касается и поведения при стрессе, реакции на него.

    У одних профессиональные стрессы происходят чуть ли не каждый день, но с незначительными проявлениями, например, человек ведет себя не слишком агрессивно, не разрушает отношения с окружающими.

    Другие достигают стрессового состояния несколько раз в год, но их реакции выражены намного сильнее и влекут за собой более серьезные последствия: они теряют самоконтроль в общении; неожиданно начинают кричать на коллег, подчиненных; необдуманно подают заявление об уходе; разрывают документы и т. п.

    В параметры стрессового сценария входит не только частота невроза, но и форма поведения, общение человека. Важная роль отводится стрессовой агрессии: она направлена на самого себя или на окружающих. Одни люди винят только себя, стремятся анализировать свои действия. Другие обвиняют окружающих (коллег, клиентов, руководство) и не смотрят на себя со стороны.

    Стрессовый сценарий запускается автоматически при незначительном нарушении условий профессиональной деятельности или ее ритма. Механизм начинает активно развиваться против воли самого человека.

    Работник становится конфликтным, раздражается от любой мелочи. Он начинает воспринимать коллег и коммуникативную ситуацию искаженно, придает значение деталям, на которые не обращал внимания в спокойном состоянии.

    Профилактика профессионального стресса

    Если брать во внимание признаки неврозов по Ясперсу, включая профессиональные, лечение личности необходимо в обязательном порядке. Когда нарушения исчезают после устранения причины, значит, от таковой нужно избавиться. Но регулярное увольнение не решает проблему.

    Как руководитель коллектива, так и сами сотрудники должны создать соответствующую атмосферу. Профилактика стресса со стороны руководителя включает в себя целый комплекс мероприятий.

    Сперва нужно правильно оценить способности своих подчиненных, учесть их потребности и склонности. Затем составить четкий план действий с конкретными полномочиями для каждого сотрудника. Возможно, руководитель должен изменить свой стиль общения, к примеру, диктаторские и наставнические манеры не всегда уместны. Конечно же, стимул материальной заинтересованности никогда не будет лишним.

    В свою очередь, каждый сотрудник должен знать и применять правила саморегуляции. К примеру, ставить перед собой краткосрочные задачи, которые обеспечивают мотивацию на долгое время и могут повысить самооценку.

    Немаловажным фактором является обеспечение оптимального режима труда и отдыха. Человек должен отказаться от любого вида конкуренции, которая требует отдачи сил. Хорошо, если есть возможность переключиться с одного вида деятельности на другой в пределах своей занятости.

    Каждый человек, независимо от карьерного положения, должен понять, что работа является всего лишь частью жизни. Не нервничайте понапрасну и будьте здоровы!

    mjusli.ru

    Стресс, в том числе стресс в профессиональной деятельности изучается в различных областях и знание стрессовых механизмов приобретает все большую практическую и научную ценность. Технический прогресс неразрывно связан с ростом экстремальности профессиональных деятельностей, с существенным изменением условий и содержания труда в различных областях.

    Коренным образом изменился характер труда и возрос темп работы, повысилась профессиональная ответственность за последствия деятельности и ее результаты. Все это привело к развитию характерных психических состояний — профессиональных стрессов.

    Профессиональный стресс — это состояние напряжения, возникающее при экстремальных воздействиях факторов, связанных с выполнением трудовой деятельности. Профессиональный стресс оказывает сильное положительное или отрицательное влияние на деятельность и профессиональное здоровье.

    Разновидности профессионального стресса:

  • информационный профессиональный стресс — возникает в случае информационных перегрузок, когда специалист не может справиться со стоящей перед ним задачей, не успевает принять важное решение в условиях жесткого дефицита времени
  • эмоциональный стресс в профессиональной деятельности — задевает глубинные ценности и установки работника, возникает при переживании чувства вины или обиды в условиях противоречий в отношениях с коллегами или в случае конфликта с начальством
  • коммуникативный профессиональный стресс — связан с реальными проблемами общения в трудовой деятельности, проявляется в неумении защищаться от коммуникативных нападок и агрессии, незнании приемов защиты от манипуляций, неспособности отказать там, где это необходимо.
  • Причины возникновения стресса на работе:

  • физические условия труда: недостаточная освещенность, вентиляция, неудобство рабочего места, слишком тесное помещение, некомфортная температура и др.
  • расположение места работы: поездки на работу и с работы, отнимающие много сил и времени
  • экономические условия: отсутствие перспектив роста, недостаточная или несправедливая оплата труда, отсутствие финансовой заинтересованности и т.д.
  • технические условия: внедрение новых технологий, темп работы, не совпадающий с личным темпом работника (слишком быстрый или медленный), рутинная работа, выполнение трудно совместимых функций и обязанностей и др.
  • напряженные взаимоотношения с коллективом и начальством
  • личные качества работника: низкая стрессовая сопротивляемость, неадекватное поведение в проблемных ситуациях, неспособность быстро адаптироваться к изменениям и т.д.
  • угроза увольнения
  • конфликт работы с внутренними установками и ценностями, с личной жизнью
  • высокий уровень ответственности, неопределенность границ ответственности и т.д.
  • У каждого работника своя форма поведения в стрессовом состоянии. У каждого свои виды стрессовых сценариев, частота и форма проявления реакций на профессиональный стресс. Одни «стрессуют» почти каждый день, но в минимальных дозах: не слишком агрессивно, не нарушая сложившихся взаимоотношений с окружающими.

    Другие погружаются в состояние стресса один раз в год, но чрезвычайно глубоко: могут неожиданно «взорваться», сорваться на сотрудниках или подчиненных, подать заявление на увольнение, порвать подготовленный отчет и т.д.

    Стрессовые сценарии различаются и по направленности агрессии: на самого себя или на окружающих. Один работник склонен обвинять самого себя и искать причины трудностей в себе, анализировать собственные ошибки. Другой склонен обвинять свое окружение в собственных проблемах и неудачах.

    Запускается сценарий стрессов автоматически. Достаточно незначительного толчка — нарушения привычных условий трудовой деятельности и стрессовый механизм включается и начинает раскручиваться, против воли самого человека и в отсутствии контроля за его протеканием. Человек начинает ярко эмоционально реагировать на любые незначительные воздействия, у него искажается восприятие ситуации и коллег, он вступает в конфликты и придает негативное значение таким моментам, на которые не обратил бы внимания в спокойном состоянии.

    Сопротивляемость и устойчивость к стрессу

    Некоторые люди, в силу своих индивидуальных особенностей, справляются со стрессом лучше. Другим не удается противостоять его разрушительному воздействию. Существует несколько факторов, смягчающих воздействие профессиональных стрессов на здоровье. Один из них — это социальная поддержка. Социальная поддержка, в свою очередь, подразделяется на виды помощи:

  • эмоциональная помощь — выражение заинтересованности, участия, внимательное выслушивание проблем, уважительное отношение к личности
  • оценочная помощь — помощь в осмыслении и оценке проблем, попытки прояснения сути проблемы и ее значимости
  • информационная помощь или совет о том, как справиться с проблемой. Может состоять в обсуждении вариантов решения проблемы, в рассмотрении различных стратегий действий
  • инструментальная поддержка — помощь материальная или конкретными действиями.

Исследователи, оценивая степень социальной помощи, выявили, что у людей, которым оказывались различные виды социальной поддержки со стороны близких людей, друзей и родственников обнаруживалось меньше проблем с психическим и физическим здоровьем, меньшая выраженность эмоциональных и психологических нарушений на воздействие стрессов.

Поддержка со стороны близких является эффективным лекарством от стрессов. В тяжелые периоды она является как бы буфером, смягчающим негативное, разрушительное влияние стрессов.

Последствия стресса на работе

К первичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности относятся различные виды психических состояний:

  • состояние утомления и переутомления
  • эмоциональный стресс
  • острое стрессовое расстройство
  • дезорганизация деятельности
  • нарушение психической адаптации и др.
  • Вторичные состояния возникают при отсутствии или несвоевременности реабилитационных и восстановительных процедур, при отсутствии или недостаточной поддержке со стороны значимых людей. К вторичным последствиям профессиональных стрессов относятся:

  • состояние профессионального «выгорания»
  • значительное снижение работоспособности
  • злоупотребление алкоголем и сильнодействующими лекарствами
  • депрессии
  • повышенная агрессивность
  • посттравматические расстройства нервной системы
  • профессиональная деформация личности.
  • И, наконец, к третичным последствиям стрессов в трудовой деятельности относятся следующие виды социально-психологических феноменов:

    • ухудшение атмосферы в коллективе
    • нарушение дисциплины
    • проблемы внутри семьи
    • апатия и пессимизм
    • повышенная конфликтность
    • увольнение с работы
    • психосоматические заболевания
    • суицидальное поведение.
    • Профессиональное выгорание персонала

      Является одним из самых распространенных видов профессиональных деформаций личности и относится ко вторичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности.

      Обнаружение этого феномена произошло довольно неожиданно: в 70-ых годах 20 века работники американской психологической службы поддержки заметили, что при определенных условиях они теряют необходимый профессиональный и психический тонус, становятся раздражительными и вспыльчивыми, легко вступают в конфликты и в результате не могут дальше полноценно выполнять свои профессиональные обязанности.

      Организаторы этой службы увидели причину явления в эмоциональном и психическом переутомлении работников. С точки зрения энергоинформационной теории у персонала обнаруживалась достаточно заметная потеря энергии.

      Основной функцией работника службы поддержки являлось, по сути, общение, оперативно обеспечивающее клиента необходимым количеством психической энергии, производимое по принципу скорой помощи. Любой разговор — это уже потеря энергии. Общение же, являющее профессиональной функцией, приводило к излишней потери энергетики у персонала, не подготовленному эмоционально, технически, психически и методически к этому обстоятельству.

      Организаторы службы не учли этого момента и столкнулись с проблемой массового восстановления и сохранения здоровья работников. В дальнейшем, при изучении этого вопроса выяснилось, что действительно, более всего подвержены такому проявлению стрессов, как эмоциональное выгорание, люди, работающие в сферах, предполагающих человеческое общение. Особенно когда общение проявляется в форме помощи, участия, внимания, душевного тепла.

      Поэтому жертвами профессиональных выгораний чаще всего становятся учителя, врачи, психологи и психотерапевты, сотрудники правоохранительных и социальных органов.

      Методы предупреждения и управления

      Профессиональный стресс и его возникновение может научиться предупреждать и контролировать любой работник, а также научиться регулировать и контролировать свое состояние в стрессовых условиях, свой стрессовый сценарий.

      Профессиональная деятельность людей, которые овладели техникой личной психической регуляции, становится более успешной и эффективной. Знание своих сильных и слабых сторон, умение вовремя сдержаться, затормозить свои внутренние порывы, позволяет не только сохранять в целости собственное психическое и физическое здоровье, но также и не испортить отношения со своим окружением.

      amazingwoman.ru

      Профессиональный стресс. Виды профессионального стресса. Причины его возникновения и протекания

      Производственный, или профессиональный, стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию’.

      Причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые. Физическими стрессорами могут являться неблагоприятные внешние воздействия трудовой деятельности: повышенная физическая нагрузка, плохая разработка эргономических составляющих и т.д.

      К психологическим стрессорам относятся: повышенная ответственность, недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуации, повышенная мотивация, временной дефицит, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в ходе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.

      В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдромы, под которыми понимают совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях. Стресс-синдромы — это отрицательные последствия, возникающие в результате взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-факторов.

      В теории и практике стресс-менеджмента выявляют специфики формирования профессионально обусловленных синдромов стресса: от причин стресса, которые определяются содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности конкретного типа; к симптоматике переживаний стресса в виде острых и хронических стрессовых состояний, до фиксации негативных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций.

      В соответствии с данной логикой определяются несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности:

      — первый уровень — описание субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, воспринимаемых субъектом как отягощающие или затрудняющие успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся па качестве жизни и душевном комфорте;

      второй уровень описания синдромов профессионального стресса — симптомы переживаний стресса в виде острых кратковременных, хронических, доминирующих стрессовых или постстрессовых состояний. Примерами таких состояний являются состояния сниженной работоспособности (монотония, психическое пресыщение, напряженность, стресс, утомление). Как отмечает Водопьянова, "стрессовые симптомы могут быть обнаружены во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены — чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция; может произойти подъем, но может появиться и торможение, сопровождаемое чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса. В поведенческой сфере — изменение активности, привычных темпов деятельности, появление скованности в движениях или в общении";

      — третий уровень описания синдромов стресса профессиональной деятельности — симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкции и деформаций. Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта. Профессиональные деструкции негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, на развитии личности субъекта труда.

      А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции:

      — отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

      — несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии);

      — дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты;

      — низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;

      — рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

      — ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

      — искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

      — появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);

      — прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

      Профессиональные деструкции и деформации возникают вследствие профессиональной дезадаптации. Они нарушают целостность личности субъекта труда, снижают удовлетворенность самореализацией, снижают уровень адаптации, устойчивости, продуктивности деятельности. Профессиональные деструкции — это нарушения уже усвоенных способов деятельности; изменения, связанные с дезадаптацией к организационным и профессиональным стрессам, стрессам профессионального становления; изменения, связанные с возрастом, физическим и нервно-психическим истощением. Преодоление деструкции требует глубинной личностно ориентированной реконструкции, больших усилий как со стороны личности, так и со стороны психолога-консультанта, сопровождается большим сопротивлением и психической напряженностью.

      В ходе профессиональной деятельности многие качества человека остаются невостребованными, вызывая внутриличностный стресс. Это способствует развитию профессиональных акцентуаций — чрезмерно выраженных качеств, отрицательно сказывающихся на деятельности и поведении специалиста. Исследователи указывают, что многолетнее выполнение профессиональной деятельности в случае хорошей адаптивности личности должно сопровождаться личностным и профессиональным ростом, удовлетворенностью трудом и повышением продуктивности.

      Однако даже в этом случае неизбежны периоды стабилизации. На начальных стадиях они недолговременны, в последующем увеличиваются. В крайних случаях это может приводить к наступлению профессиональной стагнации личности. Стагнация может переживаться субъектом как психологический стресс. В случае недостаточных адаптивных возможностей переживание стресса проявляется в стойких стресс-синдромах. Личность особенно уязвима для появления профессиональных стресс-синдромов в моменты кризисов своего профессионального становления. Непродуктивный выход из них искажает последующее профессиональное развитие субъекта в виде стойких стресс-синдромов (хронических состояний сниженной работоспособности, деструкции и деформаций).

      Э. Ф. Зеер выделяет четыре группы основных детерминант профессиональных деструкции, которые по своей природе представляют различные виды психологических стресс-факторов, опосредующих возникновение стресс-синдромов:

      1) объективные детерминанты, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда) — внешние стресс-факторы;

      2) субъективные детерминанты, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений, -внутренние стресс-факторы;

      3) объективно-субъективные детерминанты, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей организационные стрессы;

      4) профессиональные деформации (профессионально-нежелательные качества), нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывающиеся на продуктивности деятельности.

      Среди возникающих в ходе трудовой деятельности стрессов можно выделить следующие их виды, имеющие психологическую природу: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс.

      Информационный стресс появляется в результате информационных перегрузок, в том числе и возникающих в результате повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения. Также причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации.

      Как отмечает В. Л. Бодров, "для развития информационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т.д.".

      Обобщение данных, приведенных в научной литературе, и результатов собственных исследований позволило В. А. Бодрову определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора. По своей роли в формировании информационного стресса все причины можно разделить па:

      1) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и "пусковым моментом", начальным этапом развития стресса. К ним относятся:

      — семантические, или смысловые (высокая субъективная сложность задачи, высокая ответственность задания, опасность ситуации, недостаточный контроль за ситуацией, неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации, непредсказуемость развития ситуации, частичный или полный неуспех в деятельности, противоречивость информации и т.п.);

      — операциональные (дефицит информации, избыточность информации, большой объем информации, низкая вероятность поступления значимой информации, нарушения ритма поступления информации и т.п.);

      — временные (дефицит времени, большая длительность воздействия рабочей нагрузки, аритмичность предъявления информации, высокий темп предъявления информации, неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.);

      — организационные (низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации, неправильный выбор необходимой информации, отвлечение внимания, пропуск сигнала, объективная сложность задачи, совмещенная деятельность и т.п.);

      — технические (отказ системы, блокировка сигнала, маскировка, искажение сигнала, ложная информация, интерференция сигналов, противоречие информационных признаков ситуации, недостаточный привлекающий эффект сигнала, несоответствие сигнальных признаков информации и т.п.);

      2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способу)! преодоления (купирования):

      — морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т.п.);

      — профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т.п.);

      — физиологические (снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний, неблагоприятные функциональные состояния — укачивание, утомление, десинхроноз и т.д., неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т.п.);

      — психологические (низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности, недостатки в развитии профессионально важных психических качеств, неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т.п.);

      3) сопутствующие (средовые), которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния:

      — в организации труда (нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены), чрезмерная рабочая нагрузка, недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда, недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места, недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т.п.);

      — в средствах труда (недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т.п.);

      — в условиях труда (недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления, неблагоприятный психологический климат в коллективе, недостаточная совместимость, сплоченность, межличностные конфликты, неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т.п.1).

      Одной из ведущих причин развития информационного стресса является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека.

      Чтобы произошла адаптация к возникающим перед работниками задачам, необходим определенный уровень мотивации. Однако если мотивация слишком сильна, человек лишается части своих возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями.

      Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации.

      Важное значение в исследовании информационного стресса как явления имеют работы но изучению роли индивидуально-психологических особенностей личности в снижении функциональной устойчивости и развитии психологического (информационного) стресса.

      В работах В. Д. Небылицына, Б. Ф. Ломова, К. М. Гуревича, В. Ф. Матвеева, О. А. Конопкина и других исследователей проблема надежности труда человека-оператора рассматривается в свете учения о типах ВИД.

      Впервые гипотеза о наличии связи между индивидуально-психологическими характеристиками человека-оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным в 1964 г.

      Следующий вид стресса — эмоциональный стресс, который в профессиональной деятельности проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций, часто стрессорами могут являться словесные раздражители.

      Эмоциональный стресс, с точки зрения теории функциональных систем, формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них приспособительных результатов.

      В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. В результате формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т.д.

      Эмоциональный стресс нарушает гармонию внутри- и межсистемных информационных отношений, которая является наиболее чувствительной к различным повреждающим воздействиям. Вследствие этого при эмоциональных стрессах прежде всего нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна и пр. Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения.

      Одним из проявлений эмоционального стресса может являться синдром эмоционального выгорания. Он представляет собой совокупность симптомов, негативно сказывающихся па работоспособности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности.

      К. Маслач в своей модели представляет выгорание как ответную реакцию на профессиональные стрессы, состоящее из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения, усталости, исчерпанности эмоциональных ресурсов.

      Деперсонализация представляет собой негативное, циничное, бездушное отношение к реципиентам. Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, негативном самовосприятии в профессиональном плане.

      И. В. Гришина отмечает, что выгорание необходимо рассматривать как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания, поскольку развитие выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.

      В. В. Бойко рассматривает феномен "эмоционального сгорания" как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ па избранные психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающей поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения).

      Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипулятивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на критические замечания. Данный вид стресса часто может являться причиной возникновения плохого психологического климата в трудовом коллективе, низкой сплоченности трудового коллектива.

      studme.org

      Стресс в профессиональной деятельности

      Изучение профессионального стресса является центральной темой множества научных исследований. В них были сделаны попытки проанализировать источники, признаки и, последствия стресса в профессиональной деятельности, а также эффективность профилактических мероприятий, призванных ослабить воздействие стрессоров на человека. К сожалению, на данный момент, у нас еще нет общепринятого определения и общепринятой концепции стресса. Например, не все требования, предъявляемые работой к человеку, нежелательны. Если бы они были таковыми, люди предпочитали бы состояние бездействия, что, как нам известно, не соответствует действительности. Люди стремятся к деятельности, включая ту деятельность, при которой используются способности, которые они ценят. Однако некоторые виды деятельности или ситуации оказывают нежелательное воздействие, например вызывают эмоциональное напряжение, такие физические симптомы, как расстройства сна и снижение продуктивности. Селье (Selye) проводит различие между «хорошим стрессом» и «плохим стрессом», называя их соответственно «эустрессом» и «дистрессом». В данной статье мы сосредоточимся главным образом на дистрессе и попытаемся понять его негативное влияние на человека.

      Психические нарушения на работе входят в США в десятку наиболее распространенных профессиональных заболеваний и травм (National Institute for Occupational Safety and Health). Илген (Ilgen) утверждает: «Здоровье работников — это одна из наиболее важных проблем нашего времени». Признание психосоциального риска работы послужило стимулом для исследования медицинского, психологического и поведенческого стресса. Пеллетайр (Pelletier) отмечает, что стресс и психосоциальные факторы играют значительно более важную роль в развитии хронических, а не острых и инфекционных заболеваний. Как следствие, и работники и организации начинают осознавать негативные эффекты профессионального стресса. Широкомасштабное национальное исследование Северо-Западной национальной страховой компании (Northwestern National Life Insurance Company) показало, что 46% американских работников считают, что их работа носит стрессовый характер, а около 27% сообщили, что работа — главный источник стресса в их жизни. Почти 72% опрошенных испытывали частые физические и психические проблемы, связанные со стрессом.

      Поскольку стресс связан с множеством факторов, исследователи предлагают концептуальные модели стресса, призванные интегрировать все разнообразные исследовательские данные по этому вопросу. Было разработано множество подобных моделей. Наибольшее распространение получила модель стресса в организациях, которую разработали Кан и Байозир (Kahn & Byosiere). В модели, представленной на рисунке, стресс в организации концептуализируется с точки зрения семи основных категорий. Следует также отметить, что эти категории взаимосвязаны. Это отражает одно из главных открытий, сделанных при изучении стресса, а именно: существуют сложные связи между предпосылками стресса, индивидуальными различиями в способе реагирования на него и его последствиями. Выдвинута гипотеза о том, что эти категории объединяются в причинную последовательность. Каждая из семи категорий, представленных в модели, будет рассмотрена наряду с результатами исследований, касающихся профилактики стресса.

      Организационные предпосылки стресса.

      Исследования, посвященные организационным предпосылкам стресса, обычно направлены на изучение того, каким образом глобальные, абстрактные факторы вызывают стресс. Бреннер и Муни (Brenner & Mooney), например, исследовали связь между экономическими условиями (такими, как экономический рост, нестабильность и уровень безработицы) и социальными индикаторами здоровья (такими, как заболеваемость и смертность). Были исследованы переменные того, что называют «запаздывающей взаимосвязью» (lagged relationship); это значит, что изменение экономических условий вызывает изменение в состоянии здоровья лишь через несколько лет. Авторы анализируют связь между экономическими изменениями и смертностью в девяти странах: Австралии, Канаде, Великобритании, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Швеции и США. Безработица и банкротство оказались прогностичными факторами в отношении смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (при контролировании таких переменных, как употребление алкоголя) в восьми из девяти государств с временным запаздыванием в 1-4 года.

      Теоретическая модель для изучения стресса в организациях. Источник «Stress in Organizations», R. L Kahn & P. B. Byosiere, 1992, Handbook of Industrial/Organizational Psychology. 2nd ed., Vol. 2 (p. 592), edited by M. D. Dunnette & L M. Hough, Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Pres

      Кивимаки с соавторами (Kivimaki et al) приводят данные о жизни работников в Финляндии в период, когда уровень национальной безработицы достиг 18%. Потеря контроля над своей жизнью (вызванная экономическими причинами) усугубила психосоциальные «болезни», что привело к повышению уровня абсентеизма.

      Гобб и Касл (Gobb & Kasl) провели лонгитюдное исследование на закрывающихся американских заводах с целью изучения связи между надвигающейся потерей работы и здоровьем. Работники заводов, которые не закрылись, сравнивались с работниками заводов, которые должны были закрыться. За двухлетний период было собрано пять массивов данных, объединяющих последовательность событий от слухов до реальной потери работы и (в большинстве случаев) нового трудоустройства. Были получены психологические показатели здоровья наряду с самоотчетами. Результаты свидетельствовали о том, что угроза потери работы вызывает определенные психологические изменение задолго до ее реальной потери, а после нового трудоустройства физические показатели возвращаются к норме. У большинства людей вынужденная потеря работы стала событием, прямо или косвенно вызвавшим стресс.

      Стрессоры в организационной жизни.

      Термин стрессор означает стимул, возникающий на работе и имеющий негативные физические или психические последствия у большинства людей, подвергающихся его воздействию. Стресс проявляется по-разному и присущ организационной жизни. Паркер и Сприг (Parker & Sprig) утверждают: «Парадокс современных организаций заключается в том, что у людей есть возможность личностного роста, развития навыков и объединения с другими людьми, но они в то же время сталкиваются с неопределенностью, противоречивыми требованиями и постоянным напряжением». Кан и Байозир (Kahn & Byosiere) сводят все стрессоры к двум основным видам. Первый, содержание задачи, включает такие параметры, как простота/сложность и монотонность/разнообразие . Второй вид, ролевые особенности связан с социальными аспектами работы; он включает отношения с начальством и ролевой конфликт.

      Данные исследований демонстрируют связь между плохим здоровьем (в частности, заболеваниями сердца) и работой, характеризующейся монотонностью и постоянной бдительностью. Работа в разные смены также вызывает стресс, о чем мы поговорим в одном из следующих разделов этой главы. Плохое здоровье может быть связано с работой в офисах, где используются кондиционеры; это феномен называют «синдромом нездоровых зданий». Хедж, Эриксон и Рубин (Hedge, Eric- kson & Rubin) отмечают, что этот синдром включает в себя следующие симптомы: сенсорное раздражение; раздражение кожи; такие нейротоксические эффекты, как головная боль, тошнота и сонливость; гиперактивные реакции, например слезотечение, насморк, астмаподобные симптомы. Исследования показывают, что синдром нездоровых зданий обусловлен не только загрязнителями внутри помещений, но и электромагнитными полями от мониторов, которые притягивают к себе вызывающую раздражение пыль. Этот синдром может быть связан с респираторными заболеваниями из-за рециркулирующего воздуха. Все больше исследований (например, Soine; Stenberg & Wall) указывают на то, что женщины более подвержены синдрому нездоровых зданий, чем мужчины. В других исследованиях (Hoffman) анализируется профессиональный стресс, связанный с ВИЧ-инфицированными людьми, их коллегами и работниками, оказывающими помощь больным (например, медперсонал и консультанты).

      Ожидание как стрессор

      Было установлено, что виды профессиональной деятельности, предполагающие постоянную бдительность, вызывают значительный стресс. Исследования, проведенные на пожарных, свидетельствуют: одним из основных источников стресса является не реагирование на вызовы, а ожидание самих вызовов. Напряжение и тревога, связанные с ожиданием возможности использовать свои навыки, нередко вызывают значительно больший стресс, чем реагирование на опасные ситуации. Пожарное отделение крупного города может получать несколько вызовов в день, обычно на неопасные или малоопасные ситуации, и иногда — на большие пожары или на места возгорания опасных материалов. Именно постоянные выезды по поводу относительно «незначительных» инцидентов нарушают утомительное ожидание и снижают уровень трудового стресса.

      Пожарные отделения, расположенные в крупных аэропортах (коммерческих и военных) сталкиваются с несколько иной ситуацией, чем их городские коллеги. Пожарные, работающие в аэропортах, могут ждать несколько недель, пока их не вызовут на какое-то происшествие, однако, когда что-то все-таки происходит, инцидент неизменно оказывается более серьезным и опасным, чем снятие кошки с дерева. В некоторых военных самолетах находятся боеприпасы, которые могут взорваться при пожаре или при аварийной посадке. Потенциальные человеческие жертвы в авариях на коммерческих линиях могут быть очень высокими. В периоды, когда им не нужно реагировать на потенциально опасные ситуации, пожарные переживают стресс их ожидания. Пользуясь метафорой древнегреческого поэта Гомера, можно сказать, что пожарные, работающие в аэропортах, — это люди, живущие «между Сциллой и Харибдой», двумя равно опасными альтернативами, ни одной из которых нельзя избежать, не столкнувшись с другой и, возможно, не став ее жертвой.

      Однако большинство организационных стрессоров связано с ролевыми особенностями профессиональной деятельности. Ролевой конфликт — это различия в восприятии относительно содержания какой-либо роли в организации или относительной важности ее элементов. Возможно различие между человеком, исполняющим определенную роль, и другими членами группы, имеющими в отношении его иные ролевые ожидания. Ролевой конфликт вызывает у главного действующего лица негативные эмоции, напряжение и нередко физические симптомы. Конфликт может быть между требованиями разных ролей, которые исполняет один и тот же человек. Подобные конфликты чаще всего происходят среди военных, полицейских, преподавателей, у которых распределение времени между работой и семьей затруднительно или неопределенно. Ролевая перегруженность — это один из вариантов ролевого конфликта, при котором конфликт воспринимается как необходимость пожертвовать количеством, сроками или качеством. В качестве примера можно привести руководителя, который говорит работнику: «Этот отчет должен быть закончен к завтрашнему дню, и я хочу, чтобы он был сделан качественно». Здесь присутствует конфликт между заданным сроком и требованием высококачественной работы. Результаты множества исследований указывают на то, что перегруженные работники считают предъявляемые к ним требования чрезмерными и реагируют на них негативно.

      Шауброк, Лэм и Кси (Schaubroeck Lam, & Xie) провели кросс-культурное исследование банковских кассиров, которым были предоставлены более широкие возможности самостоятельного контроля своей работы. Авторы обнаружили, что повышение уровня контроля (т. е. получение кассирами большей административной ответственности) может вызывать значительное беспокойство, если работник не уверен, что он сможет эффективно использовать предоставленные полномочия. Это наблюдалось как в США, так и в азиатских культурах.

      Оценивание: перцептивные и когнитивные процессы.

      Процесс оценивания объясняет, почему разные люди неодинаково реагируют на объективно сходные стрессоры. Кроме того, стрессоры, с которыми человек сталкивается в организации, — как правило, элементы более сложных ситуаций. Для того чтобы справляться с ними, необходимо проанализировать все плюсы и минусы, а затем выбрать линию поведения. Исследователи изучили стадии восприятия и оценки ситуаций в процессе оценивания стресса. Лазарус и Фолкман (Lazarus & Folkman) выделяют процессы первичной и вторичной оценки во временной последовательности. Первичная оценка заключается в изначальном определении того, что стимул (человек, событие, ситуация) в своем влиянии на благополучие человека является позитивным (благоприятным), негативным (стрессовым) или нейтральным (нерелевантным). Вторичная оценка — это суждения о том, что можно сделать для минимизации вреда и максимизации выгоды. Процесс оценивания может быть цикличным, когда человек учитывает прежнюю стратегию преодоления стресса или какую-то новую информацию.

      Важность процесса оценивания как предиктора последствий стресса иллюстрирует обследование пациентов, переживших операцию по поводу рака молочной железы (Vinocur, Threatt, Vinocur-Caplan, & Satariano). Ни объективная стадия заболевания, ни масштабы хирургического вмешательства не определяли оценку пациентами уровня угрозы, однако сама оценка была важным предиктором возникновения в дальнейшем чувства тревоги и депрессии. В других исследованиях также было продемонстрировано, что оценка играет не менее важную роль в прогнозировании последствий профессионального стресса.

      Исследователи выделяют три основные категории реакций на стресс: физиологические, психологические и поведенческие реакции. Физиологические реакции включают сердечно-сосудистые симптомы, например повышенное кровяное давление и повышенный уровень холестерина в крови; такие биохимические показатели, как уровень катехоламинов и уровень белка в моче (оба этих показателя связаны с причиной заболеваний и расстройств); а также нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, например язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Было обнаружено, что в условиях ролевого конфликта, неопределенности в отношении профессиональных перспектив, а также общего стресса на работе повышается частота сердечных сокращений. Уровень катехоламинов изменяется очень быстро и реагирует на разнообразные стимулы. Непредсказуемость на работе, потеря контроля над темпом и методами деятельности, отвлекающий шум — все это связано с повышенным уровнем катехоламинов. Так, у авиадиспетчеров отмечается тесная связь между средним уровнем кортизола (за день) и такими переменными, как загруженность работой и темп работы. В исследованиях, посвященных нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта, были получены менее однозначные результаты по сравнению с результатами исследований двух других видов физиологического реагирования.

      Психологические реакции на стресс в профессиональной деятельности обычно включают эмоциональные переменные, причем наиболее типичная из них — неудовлетворенность работой. Было обнаружено, что стресс может вызывать и более эмоционально насыщенное состояние, например гнев, фрустрацию, враждебность, раздражение. К более пассивным, но не менее негативным реакциям можно отнести скуку, «выгорание», усталость, подавленное настроение. Психологические эффекты стресса на работе снижают уверенность в себе и уровень самооценки. Кете де Врис (Kets de Vries) полагает, что стресс, обусловленный трудовой деятельностью, может вызывать состояние, при котором человек практически не испытывает удовольствия, эмоционально безучастен. Автор называет таких людей «организационными лунатиками».

      Поведенческие реакции на профессиональный стресс изучаются не так интенсивно, как психологические. Однако предметом исследования стали пять основных категорий поведенческих реакций: 1) профессиональная роль (успешность выполнения работы, несчастные случаи и аварийные ситуации, употребление наркотиков на работе), 2) антисоциальное поведение на работе (воровство, вредительство), 3) уход с работы (абсентеизм, смена работы), 4) деградация других жизненных ролей (жестокость по отношению к супруге и ребенку) и 5) самоповреждающее поведение (употребление алкоголя и наркотиков). Некоторые темы исследуются недостаточно глубоко (употребление алкоголя и наркотиков), а некоторые проблемы недооцениваются по причинам социального неприятия или избегания наказания. Домпьер и Лавье (Dompierre & Lovoie) рассуждают о методологических и этических трудностях проведения исследований, затрагивающих вопросы профессионального стресса и семейного насилия. Тем не менее результаты исследований свидетельствуют о том, что профессиональные стрессоры отражаются на поведении человека, что проявляется и на работе, и вне работы, причем это приводит к значительным убыткам организации.

      5psy.ru

      Это интересно:

      • К теории шизофрении Комер Дж. Рональд, Основы патопсихологии, 2000 Теории возникновения шизофрении. Последние несколько десятилетий в изучении шизофрении основное место занимали генетические и биологические исследования. Они выявили ключевую роль наследственности и мозговой активности в развитии этого заболевания, тем самым открыв путь важным изменениям методов его […]
      • Психологические последствия травматического стресса Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (птср) Исследования в области посттравматического стресса развивались независимо от исследований стресса, и до настоящего времени эти две области имеют мало общего. Центральными положениями в концепции стресса, предложенной в 1936 г. Гансом Селье (Селье, 1991), является […]
      • Классификации умственной отсталости мкб 10 Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10). ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами . Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время […]
      • Не выявили синдром дауна Тестирование на синдром Дауна во время беременности Девочки, нужно ли это тестирование. Я знаю что при этом тесте очень много как не правильных положительных так и отрицательных результатов. Кто делал? Какие выводы? Мне 26. Я делала. Если бы были явные признаки что ребенок будет дауном, то не стала бы рисковать. В 26 лет, думаю, не обязательно […]
      • Выпадения волос анорексия Какие народные средства от выпадения волос у женщин эффективнее для лечения? Густая грива блестящих волос – настоящий женский фетиш. Каждый день несколько волосков остаются на расческе, и это нормально: периодически они обновляются, и на месте выпавших вырастают новые. Тревогу стоит бить, когда «волосопад» принимает выраженный характер. В таких […]
      • Что такое соматогенный психоз 1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг . Смотреть что такое "Психоз" в других словарях: Психоз — МКБ 9 290290 299299 OMIM 603342 […]
      • Профессии при психических расстройствах Лечение психических расстройств народными средствами Народные рецепты от психических расстройств Для лечения нервных и психических расстройств хорошо подходят травы, однако перед применением народных средств, следует проконсультироваться с врачом. Ниже рассмотрены самые простые народные рецепты от часто встречающихся нервных и психических […]
      • У ребенка раздражительность Причины агрессии и нервозности у ребенка, способы борьбы В жизни ребенка существуют несколько сложных, кризисных, этапов: Кризис рождения — ребенок, находящийся 9 месяцев в чреве матери, во время родов испытывает стресс. Первый самостоятельный глоток воздуха доставляет боль, означающую то, что ребенок теперь не единое целое с матерью, а […]