Система профилактики стресса

1.4 Методы профилактики стресса

Образ жизни – это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации уже было написано, поэтому рассмотрим три других метода.

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему — наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.

Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную «позу кучера».

Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.

Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

Погуляйте на свежем воздухе.

Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут.

Очень важно, чтобы инициатива таких «переделок» дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в этот короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях, и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем, потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) – у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, свой метод. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть, как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины – таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель – по возможности ежедневно – необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, «неуспокаивающиеся ноги» (не сидится на месте), ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.

Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Активность – единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно можно освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в нашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Можно заняться спортом, хобби и т.д.

Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

studfiles.net

Профилактика стресса. Управление стрессом

Стресс-менеджмент в педагогической деятельности

Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев. Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения. «

Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:

1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.

Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох — медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
  • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.
  • Маски релаксации для мышц лица.

    1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.

    2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.

    3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.

    4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.

    И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.

    5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

    Упражнение для круговых мышц глаз.

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.
  • Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.

    Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:

    1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.

    2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».

    3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.

    4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.

    5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!

    6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

    Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

    5psy.ru

    Программа профессиональной подготовки пожарного-спасателя г. Рязань Рассмотрено и одобрено на методическом совещании гу рязанской области «Учебно-методический центр»

    Тема 1.1.2. Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса.

    Тема 1.1.3. Планирование профессионального развития. Профессиональное становление.

    Тема 1.1.4. Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте.

    Раздел 1.2. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС.

    Тема 1.2.1. Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС.

    Тема 1.2.2. Общение с «жертвой» в очаге ЧС.

    Тема 1.2.3. Острые стрессовые реакции. Работа с пострадавшими с ОСР.

    Тема 1.2.4. Экстренная психологическая помощь при попытке суицида.

    Тема 1.2.5. Толпа. Принципы психологической работы в толпе.

    Тема 1.2.6.Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Профилактика слухов.

    Раздел 1.3. Элементы психологии управления.

    Тема 1.3.1. Конфликт. Способы разрешение конфликтных ситуаций.

    Тема 1.3.2. Бесконфликтное общение.

    Итоговый контроль по дисциплине (вопросы к зачету).

    Факторы, влияющие на психическое состояние и поведение специалистов в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Психологическая готовность специалиста к действиям в чрезвычайных ситуациях. Компоненты психологической готовности, роль мотивационного компонента.

    Психологическая подготовка специалистов МЧС России: цели, задачи, структура, инвариантные разделы.

    Профессионально-важные качества, профессиональная пригодность как составляющие профессионального здоровья.

    Психограммы пожарного и спасателя: сравнительный анализ.

    Этапы профессионального становления: задачи каждого этапа.

    Профессиональные деформации и профессиональные деструкции у специалистов экстремального профиля.

    Принципы проектирования профессионального развития. Формирование положительного образа будущего.

    Понятие «стресс». Общий адаптационный синдром и его стадии. Виды стресса.

    Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Психологические защиты и копинг-стратегии.

    Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса у специалистов экстремального профиля.

    Негативные последствия профессионального стресса: в профессиональной, личностной и семейной сферах.

    Механизмы адаптации к экстремальной ситуации. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности и их последствия.

    Синдром профессионального выгорания: объективные, социально-психологические и личностные факторы риска развития. Фазы развития и симптомы профессионального выгорания.

    Травматический стресс и динамика переживания травматической ситуации, симптомы посттравматических стрессовых нарушений.

    Система мероприятий по профилактике негативных последствий профессионального стресса в МЧС России.

    Дебрифинг как средство профилактики посттравматических стрессовых нарушений: цели, задачи, правила проведения.

    Система методов и приемов психологической саморегуляции.

    Понятие конфликта, виды конфликтов и уровни проявления.

    Причины возникновения, функции и динамика межличностных конфликтов.

    Стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Особенности межличностных конфликтов в чрезвычайных ситуациях.

    Приемы бесконфликтного общения. Способы профилактики и предотвращения межличностных конфликтов.

    Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

    Особенности психического состояния людей в чрезвычайных ситуациях: основные группы психогенных реакций и расстройств.

    Динамика психического состояния и поведения пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

    Цели и задачи оказания пожарными первой психологической помощи пострадавшим.

    Общение с пострадавшим, изолированным в очаге: основные задачи, этапы работы. Понятие «личностный ресурс».

    Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.

    Острые реакции на стресс: определение, динамика, формы и типы. Основные принципы оказания самопомощи и помощи при острых реакциях на стресс.

    Техники работы с различными острыми стрессовыми реакциями.

    Специфика работы пожарных при большом скоплении людей. Понятие толпы, виды толпы.

    Особенности психического состояния людей в толпе. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение и слухи.

    Особенности работы с острыми стрессовыми реакциями при большом скоплении людей.

    Превращение пассивной толпы в действующую: признаки и правила безопасного поведения.

    Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими как профилактика образования толпы.

    Принципы общения с представителями средств массовой информации.

    ^ ОХРАНА ТРУДА, ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ.

    Курс «Охрана труда, электротехника и электробезопасность» должен дать слушателям знание и умение для решения вопросов, связанных с надзором по обеспечению безопасности работ, проводимых на пожарах и в электроустановках.

    ^ В результате изучения дисциплины слушатель должен:

    правила безопасного ведения различного работ при исполнении служебных обязанностей;

    физическую сущность процессов и явлений, происходящих в электрических цепях;

    устройство, принцип действия и основные характеристики электрических приборов и электроизмерительных приборов, находящихся в применении подразделений пожарной охраны;

    обозначения электроприборов и устройств на схемах;

    принцип действия и основные характеристики аппаратов защиты;

    аварийные режимы работы электроустановок, причины пожаров и загораний от электроустановок;

    классификацию электропроводок, электрических сетей, силового и осветительного электрооборудования;

    требования нормативных документов, регламентирующих выбор, монтаж и эксплуатацию электроустановок;

    порядок организации электрохозяйства;

    безопасные приемы работы в электроустановках и их обесточивание.

    анализировать электрические схемы типовых электроустановок;

    анализировать пожарную опасность электроустановок;

    принимать обоснованные решения, направленные на обеспечение электробезопасности и на предупреждение пожаров от электротехнических причин.

    об электрическом токе;

    об измерении параметров электрических цепей;

    об опасности поражения электрическим током и возможности загораний по причинам связанным с электроустановками;

    о пожарном и технологическом надзоре за соблюдением технических условий устройства и эксплуатации электрических установок.

    Тема 2.1.1. Охрана труда в подразделениях ГПС МЧС России.

    РАЗДЕЛ 2.2. Основы электротехники и пожарной безопасности электроустановок

    Тема 2.2.1. Общие вопросы электротехники.

    Тема 2.2.2. Электрические измерения.

    Тема 2.2.3. Аварийные режимы работы электроустановок, причины пожаров и загораний от электроустановок.

    Тема 2.2.4. Классификация помещений, пожароопасных и взрывоопасных зон по ПУЭ.

    Тема 2.2.5. Выбор электрооборудования по требованиям пожарной безопасности.

    Тема 2.2.6. Устройство электроустановок.

    sov.opredelim.com

    Как предотвратить стресс на работе

    В современном, постоянно развивающемся мире, человеку необходимо уметь противостоять различным стрессовым ситуациям. Они могут накапливаться и наносить непоправимый вред здоровью в целом. Стрессоустойчивость — важнейшая функция организма. Негатив скапливается из-за избытка информации в голове человека — в такой ситуации наступает эмоциональное истощение, в результате чего сознание многократно преувеличивает прибывающие проблемы. Источники беды находятся там, где большое количество людей, постоянная занятость, негативные эмоции — на работе. Лечение и профилактика профессионального стресса особенно важна.

    Стресс на работе знаком многим людям

    Противостоять проблемам на месте труда

    Одним из возбудительных факторов стрессового состояния является несоответствие ожиданиям. Коллеги, начальник, курьеры — эти люди постоянно окружают нас на работе. Каждый из них может стать возбудителем стресса.

    Негативные последствия пожарных служб, непрофессионализм в работе медиков и полицейских и др. могут послужить причиной возникновения стресса. Необходимо уметь контролировать свои эмоции, чтобы не ухудшить здоровье.

    Чаще всего бывает стресс у медицинских работников, диспетчеров, социальных работников, спасателей и у представителей других профессий, связанных с оказанием различных видов помощи.

    Существует несколько методов борьбы со стрессом. Радикальный способ призывает поменять отношение к тому, что происходит на работе. Необходимо установить причину, после чего — бороться с ней. При помощи волевого усилия человек сможет прекратить влияние возбудителя. Бороться с недугом можно также симптоматически, при помощи медицинских препаратов, психотерапевтического вмешательства. Полностью избавиться от причины заболевания не удастся, можно снизить выраженность симптомов нервного напряжения. Достичь максимального результата, используя один из методов — невозможно. Врачи рекомендуют совмещать эти способы. Если они не сработают, необходимо прибегнуть к третьему, кардинальному методу — сменить работу.

    Не знаете, как избежать стрессового состояния на работе? Вот пара полезных советов:

    • Качественный отдых. Важно ежедневно придерживаться режима сна. Большинство стрессовых ситуаций начинается из-за недосыпания. Наутро ощущение усталости постепенно заполняет организм. Вечером необходимо отправляться в ложе для сна со свежей головой. Достичь этого можно, послушав тихую, спокойную музыку, прочитав интересную книгу, попив чаю. Важно не переедать перед сном, так как забитый полностью живот мешает организму подготовиться ко сну. Это один из наиболее эффективных способов профилактики профессионального стресса.
    • Никогда не откладывайте сегодняшнюю работу на завтра. Исходя из того, какой объем работы нужно сделать (у воспитателей, учителей, педагогов это квартальный отчет). Если вы замените один труд другим — ничего хорошего в итоге не выйдет, т. к. первоначальную задачу выполнить необходимо. Не выполнив поставленную работу своевременно, человек рано или поздно испытывает новый стресс: дела скапливаются, тревога растет, настроение падает, самооценка стремительно улетучивается.
    • Правильное распределение времени. На работе вас могут поджидать разные трудности, начните свой день с большого количества положительных эмоций. Распределите утреннее время так, чтобы спокойно умыться, собраться и обязательно позавтракать. Проделывайте процедуры не спеша, в удовольствие. Вы получите тот положительный настрой, который сможет продержать вас в хорошем самочувствии на протяжении всего трудового дня. Рассчитайте утреннее время с запасом на возможные дорожные пробки. Составьте дополнительный маршрут на случай затяжной стоянки или экстренной ситуации.
    • Завтрак — важнейшая составляющая энергичного дня. Плотный, сбалансированный прием пищи наполнит организм необходимыми компонентами, веществами и энергией. Это необходимо, т. к. впереди вас ждет тяжелый рабочий день.
    • Одежда. Порядок в шкафу обеспечивает утреннее спокойствие, ведь вы будете знать, какой наряд и где лежит. Идеально будет, если подготавливать вещи на работу еще с вечера. Таким образом, утром у вас появится несколько свободных минут для личных дел. Отдавайте предпочтение светлым, приятным тонам, которые придадут вам оптимизма и хорошего настроя. Одежда должна быть максимально комфортной.
    • Профилактика стрессов в деловом общении крайне необходима. Если вы являетесь шефом и имеете в своем штате подчиненных — прислушивайтесь к их мнению, выполняйте пожелания, чтобы избежать конфликтных ситуаций на рабочем месте.
    • Рабочая зона. Покидая свой пост, удостоверьтесь, что рабочее место убрано, на столе нет беспорядка из лишних бумаг и вещей. В конце трудового дня произвести уборку сложно, но на следующий день вы оцените это сполна, т. к. попадете на чистое, хорошо организованное место.
    • Список работы. Создавайте этот список каждое утро. Правильно распределите то, что обязаны сделать на протяжении дня — напишите столько дел, сколько реально готовы выполнить. Осознайте собственные границы. Абсолютно точно одно — всех дел не переделать. Особенно важно осязать границы своих возможностей, чтобы не набрать кучу проектов, и в итоге не выполнить их. В результате рискуете довести себя до профессионального выгорания. Не переусердствуйте, ведь если не сможете сделать столько, сколько записали — получите повод для стресса. Этот список поможет правильно распределить время на протяжении рабочего дня, подскажет, в какой момент можно отдохнуть.
    • Умейте сказать «нет». Начальник подгружает новыми заданиями, нагрузка возрастает, а вы не можете отказать, т. к. боитесь новых переживаний и плохого отношения к себе? Переступите эту черту и для начала огласите свои чувства: «Очень неловко отказать вам». После этого необходимо четко изложить свою позицию — монолог вести исключительно от первого лица, уверенно, без оправданий. Закрепите личными ощущениями: «Я уверен, что выполняя поставленные задачи, трачу силы без толку».
    • В производственных ситуациях проводить профилактику стресса можно коллективными собраниями, пикниками или же корпоративными вечеринками. Это отличный повод сблизить работников, обговорить внерабочие моменты, хорошо узнать жизнь людей, с которыми проводишь большую часть дня.

    А также не преувеличивайте события. Шеф сказал несколько фраз, повышая тон? По офису прошел слух о возможном сокращении?

    Не спешите впадать в панику, помните — бороться с неприятностями нужно только по мере их поступления. Вознаграждайте собственный труд.

    Маленькие победы — небольшой шаг к великой мечте. Поэтому восторжествуйте, если сумели достичь самого малого.

    Если шеф повышает голос, не нужно паниковать и впадать в стресс

    Поддержать хороший тонус на протяжении рабочего дня

    Провести профилактику стресса на рабочем месте может каждый. Необходимо придерживаться следующих советов:

  • Быть сдержанным и доброжелательным, не нервничать из-за любой мелочи.
  • Уметь достойно общаться с высшим руководством.
  • Если работа подразумевает многочасовое сидение за компьютером — несколько раз на протяжении дня отвлекайтесь, делайте разминку тела и, особенно, глаз.
  • Постарайтесь не злоупотреблять крепкими, ободряющими напитками.
  • Перед тем как сказать что-то неприятное коллеге или шефу, выплеснуть свой гнев на такого же сотрудника, как и вы — посчитайте в уме до семи.
  • Научитесь смотреть на возможную стрессовую ситуацию сквозь призму самоиронии и юмора.
  • Если есть возможность и несколько свободных минут, произведите известный вам способ психологической разгрузки. Отлично подойдет медитация.
  • Если у вас скучная, монотонная работа — имеете два выхода из ситуации: кардинальный и действительный. В первом случае, если есть возможность, предлагается покинуть занимаемый пост, написать заявление и заняться тем, к чему поистине располагает душа. Второй метод подразумевает искать в каждом труде что-то позитивное и максимально интересное.
  • Чтобы комфортно чувствовать себя на работе, не подвергаться стрессовым ситуациям, постарайтесь корректно вести себя с коллегами, используйте силу коллективного разума, тогда вы с легкостью сможете попросить и получить безвозмездную помощь. Настройте себя на положительный лад с самого утра правильными действиями. Какая бы стрессовая ситуация вас ни настигла — ничего уже не изменить, а работать и жить нужно. Не вините в каждом происшествии себя, возьмите в руки, и какие бы «подарки» не подготовила судьба — улыбайтесь ей в ответ.

    psyhoday.ru

    Профилактика профессионального стресса

    Депрессия — королева отрицательных эмоций — она заставляет задуматься о себе. Все дороги ведут к ней. Она может быть милостивой и после ее посещения у человека может начаться бурный взлет, но нередко, если ты с ней неверно обращаешься, она приговаривает к смертной казни.

    Под профессиональным стрессом понимается состояние эмоционального напряже­ния, сопутствующее деятельности человека, которое может возникать не только при попадании в экстремальные ситуации, но и в повседневной практике. К профессиональным относятся следующие виды стресса:

    рабочий — возникает по причинам, связанным с условиями и организацией труда;

    производственный — зависит от самой профессии, рода или вида деятельности;

    организационный — появляется вследствие негативного влияния на работника осо­

    бенностей предприятия (подробнее см. рисунок).

    возникает по причинам, связанным с условиями труда, организацией рабочего места

    связан с профессией, родом или видом деятельности

    возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей организации

    Микроклимат рабочего помещения

    Понимание целей деятельности (ясность, противоречивость/ реальность)

    Неудобный график работы, сверхурочные

    Ролевой статус (конфликт ролей и ролевая неопределенность)

    Управление организацией (стиль управления)

    Психологический климат в коллективе (межличностные конфликты, взаимоотношения с коллегами, клиентами)

    Кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное)

    Недостаточная загруженность работника

    Специализация и разделение труда (необходимость работы в группе или индивидуально)

    Профессиональный опыт, уровень знаний

    Нарушение субординации, неправильное построение иерархии

    Организация индивидуального рабочего места

    Возможность проявления творческих способностей

    Информационные потоки (неотлаженность)

    Развитие у персонала профессионального стресса возможно даже в прогрессив­ ных, хорошо управляемых компаниях, что обусловлено не только их структурно-ор ганизационными особенностями и характером работы, но и профессиональной спе­цификой и психологическими особенностями сотрудников.

    Так, к «группе риска» можно отнести владельцев фирм, менеджеров высшего и сред­него звена, людей творческих профессий. Эмоциональные перегрузки у них очень ве­лики: необходимость принятия решений высокой степени ответственности, неопреде­ленность ситуации, недостаток нужной информации, слишком частые или неожидан­ные изменения каких-либо параметров в работе — все это причины стресса.

    Однако нервное напряжение возникает не только у топ-менеджеров, но и у рядовых сотрудников, как правило, тех профессий, которые связаны с общением. Менеджеры по работе с клиентами, специалисты кадровых служб, продавцы, секретари — именно им иногда приходится принимать на себя первую, самую сильную волну недовольства клиента или работника, выслушивать претензии, требования, а зачастую и оскорбле­ния в свой адрес. Их положение усугубляется еще и тем, что им часто не хватает пол­номочий, необходимых для улучшения деятельности организации.

    Развитию профессионального стресса также способствуют определенные личнос­тные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности и самоконтроля, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и де­прессивным реакциям. Таким образом, помимо ситуации, вызывающей стресс, нема­ловажную роль играет отношение к ней самого человека, который в ней оказался.

    Последствия профессионального стресса

    В результате хронического стресса на рабочем месте у людей возникает неудовлетво­ренность своей профессией, апатия, происходит эмоциональное истощение, появля­ются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, снижается оцен­ка себя как специалиста, утрачивается осознание смысла собственной деятельности, появляются психосоматические явления: головные и мышечные боли, сердечно-сосу­дистые проблемы и пр. Все это, естественно, влечет не только отрицательные эмоции, но и снижение профессиональной продуктивности.

    Экономическая цена стресса на рабочем месте довольно высока. В нее можно вклю­чить оплату больничных, стоимость госпитализации и амбулаторного лечения и, ко­нечно, издержки из-за снижения производительности труда.

    Более того, профессиональный стресс, начавшись у одного работника, может охва­тить целый отдел и распространиться на всю компанию. Такое «заражение» связанно с тем, что люди в состоянии стресса пессимистичны, у них сильны негативное воспри­ятие и оценка ситуации. Постоянно взаимодействуя на работе с коллегами, находя­щимися под влиянием тех же стресс-факторов, они способствуют развитию у них та­ких же симптомов профессионального выгорания.

    Основные симптомы профессионального выгорания персонала компаний:

  • повышенная текучесть кадров;
  • сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (бо­лее 30% рабочего времени);
  • профессиональная зависимость персонала от руководителей, что проявляется либов повышенном и неадекватном критическом отношении к управленческому звену, либо в чувстве беспомощности без активной поддержки со стороны начальства;
  • высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании, критика в ад­рес коллег;
  • падение инициативности сотрудников;
  • рост чувства неудовлетворенности работой.
  • Если в подразделении или компании участились конфликты, снизилась эффектив­ность труда и люди стали увольняться, то, скорее всего, из сугубо индивидуального профессиональный стресс превратился в общее, групповое состояние. Чтобы этого не произошло, нужно проводить профилактические мероприятия.

    Ключевая роль в управлении стрессами отводится контролю их уровня, который осу­ществляется путем отслеживания проявлений характерных признаков стресса.

    Для организации профилактических мероприятий необходимо, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и мо­делей поведения персонала, например, степени устойчивости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а также морально-психологическому климату в коллективе.

    На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные со­трудники, чье состояние требует первостепенного вмешательства. Одновременно оп­ределяются основные проблемные зоны и стресс-факторы, которые необходимо кор­ректировать (например, изменить график труда и пр.), разрабатываются программы мероприятий по профилактике профессионального стресса.

    Рассмотрим наиболее распространенные способы работы с профессиональным стрес­сом в российских организациях.

    Информирование работников. Сообщение персоналу о признаках профессио­нального стресса и факторах риска — один из способов его профилактики. Напри­мер, в корпоративной газете или на информационном стенде можно создать раздел «Здоровье», в котором регулярно печатать статьи об этом явлении и способах борь­бы с ним. А для работников «группы риска» можно проводить информационные лек­ции и семинары. «Кто предупрежден, тот вооружен» — чем раньше и больше работник узнает, тем вероятнее он сможет избежать или снизить выраженность стрессового состояния.

    Тренинги для персонала. Программа специального тренинга для персонала раз­рабатывается с учетом результатов диагностики. Но, как правило, центральной темой его становится не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них, т.е. работники обучаются методам психологической саморегуляции.

    Довольно часто составляющей таких тренингов становится обучение тайм-ме­неджменту — управлению временем — как своим, так и подчиненных. Его правильное распределение помогает избежать стресса, связанного с излишней или недостаточной загруженностью.

    Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвяще­на стрессовым ситуациям, возникающим в ходе групповой деятельности. «Мозговой штурм», совещания, переговоры — все это неизбежно связано с нервным напряжени­ем, хотя и представляет собой крайне важную и очень эффективную часть работы в компании.

    Тренинги для руководителей. Тренинги для управленцев проводятся индивиду­ально, т.к. выкроить время для групповых занятий — серьезная проблема. Персональ­ные же обычно проходят в кабинете руководителя 1-2 раза в неделю (по 15-20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. Все усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях.

    Индивидуальные тренинги (коучинг) для владельцев компаний и топ-менеджеров проводят, как правило, приглашенные специалисты.

    Корректировка микроклимата в коллективе. Во многих случаях професси­ональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.

    В фирме, работающей в сфере недвижимости, участились жалобы клиентов на гру­ бое обслуживание со стороны сотрудников Call -центра. Чтобы снизить количество претензий, руководитель отдела установил систему контроля телефонных перегово­ ров и ввел штрафы, но эти меры положительного результата не принесли. Более того, помимо роста жалоб клиентов, резко снизилась производительность труда и увеличи­лась текучесть кадров. Начальник отдела считал, что основная проблема заключает­ ся в низкой квалификации диспетчеров на телефоне, и изменить сложившуюся ситуа­ цию можно с помощью «Тренинга телефонного общения» для работников Call -центра.

    В результате проведенных HR -мероприятий была выявлена основная проблема — вы­ сокий уровень эмоционального напряжения у 90% сотрудников. Более того, было уста­ новлено, что у многих диспетчеров после общения со «сложными» клиентами возникали такие отрицательные эмоции, как раздражение, отчаяние, страх. Учитывая получен­ные результаты, была разработана программа коррекции этого состояния. «Тренинг телефонного общения», который проводился уже не раз, был не актуален. Основной за­дачей стало повысить у диспетчеров устойчивость к стрессу, научить их справляться с негативными эмоциями, раздражением и агрессией.

    Были разработаны и проведены тренинги, направленные на обучение диспетчеров методам работы с трудными клиентами и способам психологической саморегуляции.

    В рабочем помещении Call -центра был немного изменен дизайн: строгий офисный стиль был «разбавлен» элементами домашнего уюта — живыми декоративными цвета­ ми и картинами с пейзажами. Это дает возможность людям слегка «переключаться».

    Одним из пожеланий самих диспетчеров было установить в кабинете «что-нибудь, позволяющее разгрузиться не только психологически, но и физически». Решить такую задачу было нелегко, учитывая множество ограничений, в том числе и маленькую пло­ щадь помещения. Тем не менее, в Call -центре выделили небольшой уголок за перегород­ кой, поставили велотренажер и повесили дартс, воспользоваться которыми может каждый сотрудник, но не более 20 минут в день. Результат не заставил себя ждать: «Уголок физической разгрузки» оказался самым эффективным решением.

    В качестве профилактики очень эффективны тренинги командообразования, мож­но провести сессию занятий по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту. Помо­гут и корпоративные выезды на природу, общие спортивные мероприятия, дни здо­ровья и т.п. Удобная форма психогигиенической и стрессопрофилактической работы на предприятии — создание комнат психологической разгрузки, где люди могут от­дохнуть и настроиться на позитивный лад. Если в службе персонала есть психоло­ги, то можно организовать «горячую линию» и индивидуальные «разгрузочные» кон­сультации для работников «группы риска».

    Кадровый отдел может иметь в своем арсенале довольно большой список способов работы с профессиональным стрессом, и их выбор обусловлен спецификой и возмож­ностями предприятия. Но даже при отсутствии финансовых, человеческих или вре­менных ресурсов каждый менеджер по персоналу может проводить работу по профи­лактике профессионального стресса. Главное — активно общаться с коллегами, оцени­вать их внутреннее состояние и быть способным влиять на него.

    fin-rb.ru

    Это интересно:

    • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
    • Психиатрия расстройство личности Расстройство личности Расстройством личности или личностным расстройством называют определённые нарушения в поведенческой тенденции человека, связанные с отклонением от устоявшихся в данной культуре норм. Данное расстройство также характеризуется нарушением психической деятельности человека и его социальной адаптивности. Как правило, данная […]
    • Модель профессионального стресса Теории и модели профессионального стресса В течение последних лет отмечается повышенный интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса па рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием па работоспособность, производительность и общее состояние здоровье. В. А. Бодров отмечает, что […]
    • Слова на стресс Что такое СТРЕСС, СТРЕСС это, значение слова СТРЕСС, происхождение (этимология) СТРЕСС, синонимы к СТРЕСС, парадигма (формы слова) СТРЕСС в других словарях Состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных неблагоприятных воздействий. Быть в состоянии стресса. Снять с. Стрессовый - относящийся к стрессу, являющийся […]
    • Лечим заикание в домашних условиях Как должно проводиться лечение заикания у детей по всем правилам Почему ребенок заикается Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин: повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает […]
    • Депрессия темная ночь души Дэвид Хокинс. Депрессия и темная ночь души. Отчаяние характеризуется беспомощностью и безнадежностью и, следовательно, является угнетенным невыносимым состоянием. Теряется воля к жизни, Но даже акт суицида невозможен из-за недостатка энергии. Пассивный суицид происходит из-за непринятия пищи или неудовлетворения физических потребностей Депрессия […]
    • Заикание проходит ли Излечимо ли заикание Речь — одно из наиболее сложных и ценных приобретений человека. Она появляется тогда, когда высший отдел нервной системы — кора головного мозга — достигает достаточного развития. Развитие речи происходит постепенно. С 3 месяцев ребенок начинает издавать подражательные звуки. В 5—6 месяцев малыш приучается к слиянию отдельных […]
    • Таблетки зверобоя от депрессии Зверобой от депрессии Средства народной медицины отличаются высокой эффективностью и незначительными побочными эффектами по сравнению с традиционными лекарственными средствами, особенно если речь идет о настоях трав. Лидером среди целебных растений является зверобой, полезные свойства которого до сих пор открывают ученые во всем мире. Зверобой […]