Шизофрения лечение дети

Детская шизофрения – психическое заболевание, которое относится к разряду хронических. Оно часто сопровождается аутизмом, низкой эмоциональностью и активностью, проявлениями психопатологических симптомов, среди которых галлюцинации и бред.

Согласно статистике, болезнь среди 1000 детей в возрасте до 14 лет будет диагностирована в 1,66% случаев. Заболевание может манифестировать и на первом году жизни ребенка, тем не менее, чаще всего оно проявляется к 7 годам.

Симптомы шизофрении у детей

Среди симптомов детской шизофрении можно выделить следующие:

Появляются нарушения в мышлении и восприятии. Ребенок начинает терять интерес ко всему: к играм, к занятиям, к домашним делам.

Явно проявляется желание оградиться от контактов с социумом. Ребенок становится замкнутым.

Если болезнь манифестировала в раннем возрасте (от года до 3 лет), то будет превалировать кататоноподобные нарушения. При этом малыш выполняет однообразные действия, может долго ходит по кругу, становится крайне импульсивным, часто беспричинно плачет или смеется. Такие дети нередко убегают от родителей, причем направление их движения не определено. Настроение ребенка часто меняется, причем это не зависит от внешних обстоятельств.

Мыслительные процессы. Если болезнь впервые проявляется в позднем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет), то можно заметить определенные нарушения в мыслительных процессах. Такие дети склонны к фантазированию, причем эти фантазии носят бредоподобный характер. Вымышленные идеи заполняют все мысли ребенка. Кроме того, наблюдаются нарушения личности. Ребенок становится малоэмоциональным, часто равнодушным и беспомощным. От него не исходит инициативы, он большее время бездействует.

Галлюцинации. Когда болезнь начинает развиваться по достижении ребенком 12 лет и старше, то чаще всего это проявляется в галлюцинациях и бреде. Наиболее неблагоприятной формой течения болезни считается кататоническая детская шизофрения. Она сопровождается распадом речи и нарушениями движений (от ступора до чрезмерного двигательного возбуждения).

Эмоциональная сфера. Большая часть детей, несмотря на их возраст испытывают нарушения в эмоциональной сфере. Независимо от внешних факторов или раздражителей, мимика их мало меняется, не происходит падения или подъема вокальности. На те ситуации, которые заставляют здоровых детей плакать или смеяться, дети с шизофренией реагируют абсолютно равнодушно.

Олигофреноподобный дефект возникает в том случае, когда болезнь манифестирует в раннем возрасте. Выраженные нарушения интеллектуальной сферы в этом случае связаны с тем, что именно на первые годы жизни приходится пик формирования познавательных способностей.

Бред. Первые галлюцинации могут возникнуть в возрасте 5 лет. Это касается как зрительных, так и слуховых нарушений восприятия. Но при этом они находятся на начальной стадии, бред также не систематизирован. Однако характерной чертой шизофрении в детском возрасте является то, что бред не вербализируется. Это обусловлено регрессом умственных процессов и трудностью в изложении собственных мыслей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter

Причины детской шизофрении

Ученым до сих пор не удалось выявить точные причины, которые способствуют развитию болезни как в детском, так и во взрослом возрасте. Наиболее вероятными теориями происхождения детской шизофрении принято считать наследственную теорию и нейротрансмиттерные гипотезы.

Теория передачи заболевания по наследству сводится к тому, что болезнь может передаваться от ближайших родственников детям. Отягощенный семейный анамнез повышает риск развития шизофрении у ребенка на 12%. Однако, до сих пор не известно, почему болезнь манифестирует в раннем или более позднем возрасте, с чем связано появление выраженных клинических симптомов ближе к подростковому периоду.

Нейротрансмиттерные теории базируются на том, что в головном мозге происходят определенные химические аномалии, что и становится основой для развития заболевания.

Лечение детской шизофрении

Хотя болезнь относится к разряду хронических, большинство её симптомов удается контролировать. Это возможно осуществить с помощью различных лекарственных препаратов и психотерапевтических методик.

Нейролептические средства позволяют уменьшить патологические проявления психического расстройства. Важно учитывать, что те дети, которые страдают шизофренией в раннем возрасте, чаще всего имеют врожденную недостаточность нервной системы. Поэтому стандартные схемы лечения нейролептическими препаратами обязательно должна быть дополнена ноотропными средствами, среди которых Фенибут, Ноотропил и другие. Это позволит в значительной мере снизить степень выраженности побочных эффектов от приема нейролептиков, в частности, уменьшит тремор конечностей, частоту и интенсивность судорог, и заторможенность движений.

Если у ребенка проявляются галлюцинации и бред, то большинство психотерапевтов рекомендуют использовать Галоперидол в форме капель или Трифлуоперазин. Эти препараты позволяют максимально избавить малыша от столь серьезных симптомов шизофрении.

При повышенной тревожности целесообразен приём Левомепромазина. Когда клиническая картина смазана и болезнь проявляет себя не остро, то к использованию показаны более мягкие нейролептические препараты. К таковым относятся: Эглонил, Сонапакс.

Дети с шизофренией могут учиться в обычных школах, с некоторой индивидуализацией учебной программы. Это возможно в том случае, когда у ребенка наблюдаются стойкие и длительные ремиссии.

Если болезнь протекает с выраженными симптомами аутизма, то таким детям показано домашнее обучение. Решение об этом принимается на совещании медико-педагогической комиссии.

Родителям важно не отказываться от предлагаемой врачами госпитализации, особенно в том случае, когда состояние ребенка значительно ухудшается. Это важно для того, чтобы была оказана своевременная помощь, которая позволит не нанести ребенку себе и другим людям вреда. Кроме того, в условиях стационара можно в экстренном порядке отрегулировать дозировку лекарственных препаратов или заменить их на более сильные, что невозможно оперативно осуществить дома. В особо тяжелых случаях госпитализация может продлиться довольно долго.

www.ayzdorov.ru

Шизофрения у детей и подростков является психическим заболеванием, поражающим системы мозга, затрагивая когнитивную (познавательную), а также эмоциональную сферы. Являясь одним из распространенных психических заболеваний, шизофрения поражает до 1 % всех людей.

Проявления шизофрении у детей и подростков многочисленны. К ним относят галлюцинации, бред в мышлении, утрату воли, эмоциональное отупение до различных нарушений адекватного функционирования головного мозга. Детей и подростков беспокоят голоса, видения, не воспринимаемые близкими людьми, а также окружающими. Раньше под детскую шизофрению попадали различные психотические расстройства, а также дети с диагнозом аутизм

Признаки шизофрении у детей

Как же проявляется шизофрения у детей? При возникновении заболевания дети выключаются из обычной, а также коллективной жизни. Шизофрения поражает в первую очередь саму личность, отношение к людям, ко всей окружающей жизни. На первый план выходят личностные нарушения. У детей меняются интересы, поведение, идеалы. В момент приступа личность заболевшего теряет единство, а также теряет связи с миром. Трагедия большинства учащихся, страдающих от шизофрении, проявляется гораздо раньше до манифестных проявлений болезни.

Первые признаки шизофрении выражаются трудностями, связанными с учением. Если ребенок больной шизофренией начинает плохо учиться и у него возникают беспокойные мысли о будущем, то это скорее всего первые признаки заболевания. Сам ребенок становится неконтактным, мрачным, ему кажется, что он является хуже других и поэтому к нему плохое отношение.

Заболевший отдаляется от коллектива, замыкаясь в одиночестве, его как будто ничто не интересует, а все окружающее неприятно. Интересы проявляются к тому, что вызывало удовольствие ранее.

Дети больные шизофренией кажутся без внутренней жизни, без центра, без стремлений. Потеря жизненной энергии, нарастающий аутизм, отрешенность от всего мира, холодность ко всем — это все приводит ребенка к постепенному распаду личности.

Признаком шизофрении у детей считается нарушение восприятия, заключающееся в неспособности объединять воспринимаемые элементы в единый образ. Как один из признаков шизофрении наблюдаются сложности при выделении существенных элементов объектов. Проявляется это в застревании на деталях, невозможностью охватить целого, не умением отделять существенное от несущественного. О своих переживаниях они говорят: жизнь, как во сне. Детям сложно отличить сны от реальности, их посещают яркие и очень причудливые мысли, а также идеи. Поведение детей своеобразное и имеет крайнюю утонченность, имеются проблемы в создании круга друзей.

Поведение детей меняется с течением времени, а шизофренический психоз нарастает постепенно. Дети начинают разговор о странных идеях и страхах, цепляются к родителям или говорят такие вещи, которые совсем не имеют смысла. Привыкнув наслаждаться отношениями с определенным кругом, становятся застенчивыми с другими, живя при этом в своем мире.

Дети больные шизофренией в острой фазе сталкиваются со сложностями в понимании смысла перед красочными картинами. Они не в состоянии уразуметь эмоциональные переживания действующих лиц, изображенных на картине. Отсюда следует, что восприятие больных детей шизофренией отмечается фрагментарностью, изображенное воспринимается односторонне, субъективностью, часто случайностью.

При вялотекущей шизофрении отмечается понимание происходящего на картинках и в жизни. Дети способны дать адекватное описание картинок.

Следующим признаком шизофрении у детей выступает быстро сменяющаяся активность внимания по причине быстрой утраты интересов к любой деятельности. При проведении экспериментов было подтверждено, что в фазе острой шизофрении внимание функционирует короткое время. Как только усиленная стимуляция прекращается, так сразу происходит остановка в выполнении задания, а внимание приобретает блуждающий характер.

При погружении в болезненные переживания больным детям тяжело сосредоточиться на запоминании учебного материала, поскольку страдает эмоциональная, словесно-логическая, двигательная, образная память.

Дети больные шизофренией страдают от того, что в памяти удерживаются неприятные факты. Навязчивые состояния зачастую доставляют массу неприятностей детям. Их беспокоит, что они повторяют все время одни и те же действия (ритуалы)

Шизофрения у детей — симптомы

Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?

Симптоматика различна и многообразна:

— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);

— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;

— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;

— угасание мыслей в разговоре;

— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;

— амбивалентность (противоречивость) суждений;

— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;

— неуверенность в том, что говорят, а также делают;

— сложности при необходимости отвечать на вопросы;

— трудности при обобщении;

— разорванность и бессвязность мышления;

— внедрение без смысла слов;

— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;

— рассеянность при чтении;

— многословность, стремление к изысканности формулировок;

— временная потеря понимая слов;

— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;

— снижение интеллектуальной активности;

— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;

— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;

— повторение мыслей, автоматизм мышления;

— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— появление грубости, бестактных поступков;

— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;

— смешивание чувства радости и печали,

— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;

— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;

— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;

— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;

— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;

— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;

— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.

При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.

Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.

Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.

Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы. Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности. Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера

Формы шизофрении у детей

Выделяют следующие формы: кататоническая, гебефреническая или юношеская, простая форма, привитая форма.

Кататоническая форма характеризуется замкнутостью, кататоническим возбуждением переходящим в ступор, застывании в позах, негативизмом, отказом от пищи, а также речевого контакта. Депрессия и отрешенность от окружающей действительности отмечается у больных детей кататонической формой. Данная форма шизофрении характеризуется как длительной ремиссией, так и полным выздоровлением.

Гебефреническая (юношеская) форма отличается медленным течением, характерна для старшего школьного возраста. Заболевание начинается внезапно: острая головная боль, рассеянность, бессонница. Основным признаком заболевания выступает немотивированная дурашливость, бредовые идеи, галлюцинации. Исходом болезни выступает слабоумие

Простая форма шизофрении

Характерна для любого возраста, отличительной особенностью выступает утрата интересов, эмоциональное безразличие, нарастающая вялость, замкнутость и снижение интеллекта.

Эпизодически беспокоят галлюцинации, а также параноидальное состояние со злобной агрессией. Больные скитаются по улицам. Болезнь прогрессируя, приводит к апатическому слабоумию, а также оскудению психики

Привитая форма шизофрении

Характерна для детей, перенесшим органические поражения головного мозга и как результат задержка в психическом развитии, преимущественно олигофрения.

Ребенок капризен, замкнут, раздражителен. Течение и исход болезни может заканчиваться выздоровлением, а также длительной ремиссией.

По клинике выделяют такие формы, как непрерывно текущая, приступообразно-прогредиентная, реккурентная-периодическая.

Но исследователи придерживаются классификации В.М. Башиной, в которую входит непрерывная, злокачественная, малопрогредиентная, приступообразная, приступообразная малопрогредиентная, приступообразная рекуррентная и вялотекущая шизофрения

Диагностика шизофрении у детей

На сегодняшний день существует открытый спорный вопрос касающийся диагностики детской шизофрении. Шизофрения у подростков манифестирует в пять раз чаще, чем у детей дошкольного возраста. Интересно то, что часть детей болела с детства, но не была диагностирована вовремя.

Диагностика шизофрении у детей происходит при контакте врача с заболевшим. По результатам беседы врач выстраивает картину клиники заболевания, которую далее подтверждает анализами и тестами. При наличии у ребенка личностных расстройств, апатии и оскудении эмоций, плюс рассеянного внимания, плохой памяти и концентрации — врач сразу диагностирует заболевание. Затем изучению подлежат функции мозга, а также нервной системы и маленькому пациенту рекомендуют обследоваться на наличие других заболеваний.

Тесты, исследования, томография мозга, электроэнцефалография покажут четкую картину по заболеванию и врач назначит лечение

Шизофрения у детей — лечение

Ранняя диагностика для лечения шизофрении очень важна. Психиатрическое лечение рекомендуется при многих симптомах и проблемах шизофрении и на этом должны настаивать родители после посещения терапевта, чтобы не пропустить начало заболевания.

Шизофрения у детей и подростков успешно лечится с учетом индивидуальности и привлечения других специалистов. Важна комбинация препаратов, а также индивидуальная, семейная терапия и внедрение специализированных программ.

Лечение шизофрении у детей, а также подростков включает атипичные антипсихотические препараты. Они хороши тем, что имеют меньше побочных эффектов, в отличие от стандартных лекарств.

vlanamed.com

Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

Шизофрения — психическое заболевание, которое возникает у детей, подростков и взрослых и характеризуется наличием бреда, галлюцинаций и изменениями личности. Симптомы патологии в раннем возрасте отличаются от проявлений болезни у совершеннолетних. Чтобы поставить верный диагноз, психиатр должен разбираться в детских психических заболеваниях. Терапия осуществляется при помощи препаратов и психологической помощи.

Шизофрения — прогредиентное психическое эндогенное заболевание, которое возникает у людей преимущественно в 20-23 года. Это расстройство характеризуется наличием личностных изменений и другими психопатологическими нарушениями. Шизофрения отличается хроническим течением. Ее выраженность варьируется от легких нарушений психики до грубых, вплоть до шизофренического дефекта.

Точной причины возникновения этого недуга в настоящее время не установлено. Согласно проведенным исследованиям, шизофрения в 79% случаев появляется по причине наличия отягощенной наследственности. Внутриутробные инфекции, сложное течение беременности и роды также влияют на формирование этого расстройства.

Учеными установлено, что шизофренией чаще всего страдают люди, которые родились весной и зимой. Черепно-мозговые травмы, органические поражения головного мозга могут привести к развитию этого заболевания. К факторам появления шизофрении относят следующие факторы:

  • хронические стрессы;
  • детские травмы;
  • аномалии в строении и функционировании структур головного мозга.
  • К основным симптомам шизофрении относится ассоциативный дефект, аутизм, амбивалентность и аффективная неадекватность (тетрада Блейлера). Ассоциативный дефект характеризуется отсутствием логического мышления (алогия). Аутизм — это отвлечение человека от реального и погружение в свой внутренний мир. У пациента ограничиваются интересы, он совершает стереотипные (одинаковые) действия и не реагирует на внешние раздражители, не общается с окружающими людьми.

    Амбивалентность характеризуется тем, что пациент высказывает противоположные мнения относительного одного и того же предмета/объекта. Существует три вида явления: эмоциональный, волевой и интеллектуальный. При первой форме амбивалентности отмечается наличие противоположного чувства к людям, событиям или предметам. Волевой вид проявляется в бесконечном колебании при решении какой-то либо проблемы. Интеллектуальная форма этого расстройства заключается в наличии у человека противоположных идей. Следующая группа симптомов — аффективная неадекватность, которая выражается в неадекватной реакции пациента на какие-то события.

    Выделяют 4 группы основных типа признаков шизофрении:

  • позитивные (продуктивные);
  • негативные (дефицитарные);
  • когнитивные (дезорганизованные);
  • аффективные расстройства.
  • Позитивные симптомы проявляются в виде бредовых идей, галлюцинаций, иллюзий и психомоторного возбуждения. Иллюзии — это неправильное, искаженное видение существующего в действительности объекта. Галлюцинации — возникновение различных простых (шумы, звуки) и сложных (сцены, действия) ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), которых на самом деле не существует. Наиболее часто встречаются слуховые, а зрительные обычно сочетаются с обонятельными и вкусовыми. Бред — убеждения человека, которые не соответствуют действительности. Отмечаются следующие формы: преследования (кто-то наблюдает за больным), воздействия (кто-то влияет на него извне, управляет им), ревности и величия. Неадекватное поведение — поступки пациента, которые не соответствуют социальным нормам. К нему относятся проявления деперсонализации и дереализации. В первом случае это состояние человека, при котором собственные мысли и части тела кажутся не своими, а привнесенными извне. Для дереализации характерно чрезмерное обращение внимания на незначительные, вторичные признаки предмета.

    К неадекватному поведению также относится кататония — группа двигательных расстройств, которой свойственно принятие и длительное сохранение пациентом поз. При попытке изменить его положение больной оказывает сопротивление. Также к явлениям неадекватного поведения можно отнести гебефрению — дурашливость. Такие пациенты постоянно прыгают и смеются.

    Негативные симптомы заболевания характеризуются тем, что при этом расстройстве исчезают качества, которые должны быть у здоровых людей. К этой группе признаков относится снижение активности и потеря интереса к хобби, бедность речи и мимики, замкнутость. Отмечаются эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения), нарушения мышления и отсутствие мотивации.

    При беседе пациенты постоянно перескакивают с одной темы на другую, а при прогрессировании заболевания они перестают выполнять навыки самообслуживания (чистить зубы, принимать душ). Наблюдается нарушение концентрации внимания и памяти. Суждения таких пациентов носят преимущественно абстрактный характер (когнитивные проявления). Аффективным признакам свойственно снижение настроения (суицидальные, депрессивные мысли).

    К позитивным синдромам шизофрении относятся следующие виды:

    К негативным синдромам шизофрении можно отнести следующие:

  • эмоциональные расстройства;
  • нарушения воли (абулия/гипобулия);
  • личностные изменения.
  • Нарушения мышления характеризуются разноплановостью, разорванностью и резонерством. При первом проявлении второстепенные события пациентом воспринимаются как важные. Речь расплывчатая, но больной описывает детали. Разорванность выражается в составлении предложения из не связанных по смыслу слов и словосочетаний, но грамматическая основа при этом верна. В речи пациента отмечается поток лексики (словесная окрошка). Иногда больные не могут закончить свою мысль, т. к. постоянно отклоняются от темы или перескакивают на другую. В некоторых случаях при беседе происходит потеря нити мысли. Резонерство заключается в бесплодных многочисленных рассуждениях. В речи пациенты используют собственные придуманные слова (неологизмы).

    Эмоциональные расстройства характеризуются тем, что у больных возникает холодность, жестокость и угасание реакций. Волевые нарушения проявляются в виде апатии, вялости и дефицита энергии. Человек становится пассивным и безучастным к происходящим вокруг него событиям. Абулия — это тотальные нарушения волевой сферы, гипобулия — частичные. В зависимости от течения болезни развиваются личностные изменения, при которых человек становится замкнутым и манерным.

    Существуют 4 основных формы этого расстройства: параноидная, гебефреническая, кататоническая и простая. Самым распространенным видом считается первая. Ведущим симптомом этой формы расстройства является бред, а эмоциональные признаки развиваются медленно.

    Гебефреническая шизофрения характеризуется кривляниями, неадекватным смехом больного и перепадами настроения. Отмечается быстрое изменение личности. Это заболевание появляется в возрасте от 13 до 15 лет.

    При кататонической форме шизофрении возникают двигательные нарушения. Отмечается повышенный мышечный тонус. Пациенты обнаруживают способность копировать движения, фразы и мимику окружающих их людей.

    Простая форма характеризуется тем, что бредовые идеи и галлюцинации отсутствуют. Пациенты отказываются от работы и учебы, по этой причине возникает разрыв отношений. Это расстройство появляется в подростковом и юношеском возрасте. Больные становятся безучастными к происходящим вокруг них событиям.

    Согласно проведенным исследованиям, риск заболевания шизофренией у детей и подростков в 3-4 раза выше, чем у взрослых. Шизофренический дефект в раннем возрасте характеризуется изменениями в эмоциональной сфере. У пациентов отмечается снижение яркости чувств и сопереживания.

    Дети характеризуются жестокостью к своим близким и эгоцентризмом. Межличностные отношения поверхностны. Ребенок может остаться равнодушным к смерти близкого человека и плакать над сломанным цветком. Для детей с такими особенностями эмоциональной жизни характерна симбиотиче­ская привязанность к одному из родителей с зависимостью от него.

    Аутизм проявляется в форме ухода от действительности с фиксацией на внутреннем мире. Психический инфантилизм характеризуется тем, что ребенок чрезмерно зависит от матери. У него не сформированы возрастные интересы, чувства долга и ответственности. Влечения у детей появляются с задержкой. Иногда психическая незрелость сочетается с физической, которая отражается на небольшом росте ребенка и мелких черт лица. У больных на протяжении всей жизни сохраняется детское выражение, походка и мимика.

    Психическая ригидность проявляется в виде недостаточной развитости и гибкости таких процессов, как эмоции, мышление, поведение. Отмечается нарушение переключаемости внимания. Такие дети с трудом адаптируются в новых условиях (детских садах, школах или колледжах). Больные тяжело переносят смену привычной обстановки (переезд) или режима дня, появление и формирование контактов. Возникновение нового человека в дома вызывают отрицательные эмоции и реакцию протеста. У больных детей и подростков происходит уменьшение активности. Отмечается снижение уровня работоспособности, отсутствие мотивации для выполнения какого-либо действия (апатоабулический дефект).

    Искажение развития пациента тем больше выражено, чем ранее возникла шизофрения. Существует два вида нарушений: дисгармонические и задержка психического развития (ЗПР). Первый характеризуется несоответствием сроков созревания психических и моторных функций, т. е. происходит опережение речевого и интеллектуального роста при задержке двигательного. В некоторых случаях отмечается развитие познавательных процессов в норме при невозможности воспроизведения и усвоения бытовых навыков и самообслуживания. У детей возникает резонерство — бесцельные рассуждения на любую тему. В мимике наблюдается асинхронность. Искажение развития возникает после младенческого возраста. Речь характеризуется бедностью и односложностью. Отмечается нарушение звукопроизношения, эхолалии (повторение слов окружающих людей) и шепот. Пациенты иногда подражают не только интонациям, но и тембру голоса.

    Дети постоянно называют себя в третьем лице. Их игра примитивна и стереотипна (бесконечное открывание и закрывание дверей). Внимание у таких больных рассеянно.

    У них возникает агрессивность при отвлечении от действий. Они не общаются с ровесниками и не получают удовольствия от коммуникации с окружающими людьми. Дети не имеют желания и не могут одеваться и осуществляют прием пищи руками.

    Симптомы шизофрении у подростков проявляются различными симптомами. Бредовые мысли наблюдаются редко и имеют неустойчивый характер. У пациентов встречается нервная анорексия, дисморфомания (убежденность человека в наличии у себя физического недостатка), мировоззренческие расстройства. В подростковом возрасте преобладают приступообразные формы течения шизофрении, но встречаются и другие, которые наблюдаются у взрослых пациентов.

    При непрерывной вялотекущей болезни возникают навязчивые мысли, аффективные расстройства, на фоне которых прогрессируют негативные симптомы в виде обеднения эмоций, постепенной аутизации и снижения энергии. Установленный в этом возрасте диагноз в дальнейшем отвергается, поскольку наступает стойкая ремиссия (отсутствие признаков) с различными личностными нарушениями. При неблагоприятно текущей бредовой шизофрении на подростковый период приходятся ранние стадии заболевания.

    У больных возникают злокачественные формы, которые протекают с двигательным возбуждением и приводят в короткие сроки к глубокому шизофреническому дефекту. Отмечаются дурашливость, импульсивность и негативизм. У пациентов наблюдаются эхо-симптомы (повторение движений, мимики и слов окружающих людей), которые чередуются с обездвиженностью. Иногда возникают галлюцинации.

    Простая форма шизофрении в этом возрасте встречается редко. Шубообразная (приступообразно-прогредиентная) характеризуется наличием у больных навязчивостей, бредовых, галлюцинаторных и двигательных расстройств. В эмоциональной сфере наблюдаются депрессивные и маниакальные нарушения. В дальнейшем при этой форме происходит развитие личностных изменений, которые нарастают после каждого приступа.

    При рекуррентной шизофрении наблюдается периодическое возникновение аффективных расстройств. После 2-4-го приступа наступают изменения личности, которые в основном затрагивают эмоциональную сферу больного. Отмечаются депрессивные и маниакальные расстройства. После одного приступа формируется ремиссия с наличием хронического гипоманиакального состояния (небольшие проявления повышенного эмоционального фона).

    В детском возрасте самыми распространенными являются шубообразные и непрерывные формы течения шизофрении. Среди проявлений этого заболевания у детей до 10 лет в основном отсутствуют бредовые расстройства, галлюцинации, помрачение сознания. Преобладают фобии, двигательные нарушения и психосоматические патологии. Отмечаются сверхценные увлечения и фантазирование. Злокачественная непрерывная шизофрении характеризуется наличием у детей двигательных расстройств, эхо-симптомов, застываний, импульсивности в поведении, а также задержки мочи и кала. Возникает дурашливость. При такой разновидности у детей через 1 год формируется тяжелый дефект в виде умственной отсталости с кататонической (двигательной) симптоматикой и аффективными расстройствами.

    Непрерывная вялотекущая шизофрения развивается медленно и постепенно — с самых первых месяцев жизни. При этой форме обострения чередуются с периодами нормализации состояния. Наблюдаются психосоматические нарушения, тики, страхи, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), заикание, депрессивные и маниакальные расстройства. У всех пациентов проявления шизофренического дефекта выражены в дошкольном возрасте, но они развиваются до пубертатного периода. У маленьких детей возникают черты аутизма, от 7 лет — эмоциональные нарушения. В препубертатном возрасте поведение характеризуется чудаковатостью, формируется психический и физический инфантилизм.

    Продуктивность деятельности у таких больных сохранна, но активность направлена на узкий круг объектов. Чем ближе подростковый возраст, тем больше отмечается ограничение интересов. Происходит снижение активности, замедление мыслительной деятельности. Достигшие пубертатного и юношеского возраста дети-шизофреники несамостоятельны, зависимы от родителей, нуждаются в стимуляции и контроле. Такие пациенты заканчивают среднюю школу хуже ровесников. Выбор специальности осуществляется с трудом из-за больших перерывов отдыха. Приступообразная шизофрения развивается у пациентов в возрасте от 2 лет. Отмечается наличие депрессивных, маниакальных и бредовых состояний. Возникают патологическое фантазирование, страхи и фобии. Каждый пациент переносит до 10 приступов, которые длятся 1-1,5 месяца. Они характеризуются серийностью, а между ними наблюдается ремиссия с аффективными симптомами и признаками, которые свойственны неврозам. Длительность перерыва составляет более 3 лет, ее начало совпадает с юношеским возрастом. Далее возникает новый психоз, симптомы становятся более выраженными, чем ранее.

    Иногда отмечаются помрачения сознания. Усложняются бредовые и галлюцинаторные расстройства. Шизофренический дефект при этой форме возникает через 1-3 приступа. Сверхранние (младенческие) припадки переносятся пациентами в период от 3 месяцев до 1,5 лет, т. е. в раннем детском возрасте. Преимущественным симптомом являются соматические и вегетативные нарушения. Диагностируется это расстройство на основании медицинской документации детских непсихиатрических учреждений. В ней описывается состояние ребенка, при котором происходит изменение поведения, внешности, темперамента и характера. Приступы возникают после периода нормального или опережающего развития с проявлениями повышенного или ровного эмоционального фона. Они связаны с соматическими заболеваниями, которые перенес ребенок. Основными симптомами этого расстройства являются двигательные и аффективные нарушения.

    У детей-шизофреников отмечается веселый или тревожный фон настроения. Иногда возникают подавленность и отрешенность от окружающего мира. В зависимости от настроения пациента появляется двигательное возбуждение или обездвиженность, которая сопровождается повышением/понижением мышечного тонуса. У детей отмечается наличие монотонного крика приступообразного характера длительностью около 24 часов с перерывами на сон/кормление.

    Тревожный аффект проявляется в том, что дети боятся чужих людей, предметов быта, звуков. Возникают ночные страхи. Отмечается повышенная слезливость и постоянная готовность к плачу. У пациентов появляются стереотипные движения пальцев рук, раскачивания туловищем, прыжки и удары головой о кровать. Возникают нарушения сна и аппетита. Длительность отдыха сокращается, период засыпания увеличивается. Сон становится чутким и поверхностным, дети пробуждаются от малейшего шума.

    Возникает усталость в дневное время суток и бодрствование ночью. Частые проявления сверхранних приступов — срыгивания, рвота и диарея. Дети отказываются от приема пищи или происходит повышение аппетита. Отмечаются побледнение кожных покровов, морщины на лбу или возле рта. Взгляд таких детей неподвижен. Возникает замедление развития — как психического, так и физического. Затем оно происходит в прежнем нормальном темпе. Признаки гипомании возникают после 2-3 месяцев светлого промежутка. С этого момента проявления становятся стабильными и имеют неизменный характер. Отмечается отсутствие суточных колебаний настроения и депрессивных состояний. У некоторых детей наблюдаются повторные приступы в возрасте 2-3 или 8-10 лет. При этом возникает патологическое фантазирование, тревожное настроение. После их завершения аффективные симптомы у пациента сохраняются.

    Признаки шизофренического дефекта проявляются сразу после первого приступа, но они варьируются от неглубоких изменений личности до признаков умственной отсталости. Отмечается задержка развития, которая характеризуется трудностями в обучении ребенка в обычных общеобразовательных школах. Возникают страхи, эмоциональные и двигательные расстройства. Несмотря на незначительную глубину личностных изменений, дети испытывают трудности адаптации в первые годы обучения. Они не общаются с одноклассниками, неусидчивы и конфликтны. Эти проявления заставляют родителей обратиться к врачу-психиатру. По мере взросления у детей наблюдается стабилизация школьной успеваемости.

    Диагностика этого заболевания осуществляется врачом-психиатром и психологом. Важное значение имеет сбор анамнеза со стороны больного и его родителей, который заключается в изучении жалоб и причин, повлиявших на формирование шизофрении. При обследовании ребенка необходимо убедиться, что эти проявления не возникли из-за употребления пациентом лекарств и наркотиков.

    Диагноз устанавливается на основе наличия прогредиентного характера заболевания (постепенное развитие симптомов) и возникновения изменений личности. Для изучения особенностей больного прибегают к помощи психолога, который исследует пациента посредством тестирования. На основе поставленного диагноза назначается определенное лечение.

    Лечение шизофрении осуществляется комплексно — с помощью медикаментов и психотерапии. Препараты позволяют купировать симптоматику, замедлить развитие болезни и шизофренического дефекта. Особенностью терапии подростков и детей является то, что средства оказывают значительное негативное влияние на организм пациента.

    Лечение несовершеннолетних с ярко выраженными симптомами осуществляется в больнице. При легких формах этого заболевания терапия проводится амбулаторно. В зависимости от динамики болезни врач может отменить препараты. Средства назначаются специалистом с учетом возраста, веса, вида и течения болезни. Нейролептические лекарственные препараты предназначены для больных с галлюцинациями и бредовыми расстройствами. Снотворные назначаются для лечения бессонницы у пациентов. Иногда используются антидепрессанты при наличии депрессивных состояний. Чаще всего применяют следующие препараты:

    neurofob.com

    Шизофрения у ребенка: симптомы, диагностика и лечение

    Шизофрения является довольно распространенным заболеванием. Оно диагностируется не только у взрослых людей, но и у детей. В чем заключается сущность этого недуга? Ответ на этот вопрос не знают многие родители. Лишь специалисты имеют представление о характере заболевания. Итак, шизофрения у ребенка, симптомы, диагностика и лечение недуга — темы, в которых стоит разобраться.

    Шизофрения: расшифровка термина и распространенность заболевания

    Вышеназванным термином обозначается расстройство головного мозга. При нем появляются признаки шизофрении: поведение человека и психические функции нарушаются. Раньше этот недуг называли психической болезнью, сумасшествием, безумием. В 1896 году Э. Крепелин начал применять к заболеванию понятие «раннее слабоумие». Лишь с 1911 года стал употребляться термин «шизофрения» благодаря Э. Блейлеру.

    Шизофренией, как свидетельствует статистика, страдает не менее 1% жителей нашей планеты. Примерно 10% из данного числа — это дети. У них заболевание может возникать в разном возрасте. По этой причине специалисты подразделяют недуг на группы:

  • шизофрения раннего и дошкольного возраста;
  • шизофрения школьного возраста;
  • шизофрения подросткового возраста.

Причины возникновения шизофрении у детей

Взгляды современных специалистов на причины появления заболевания основываются на модели предрасположенности и стресса. В соответствии с ней огромную роль играет взаимодействие предрасположенности с защитными и стрессовыми факторами в процессе развития. Предрасположенность в себя включает:

  • передачу генов, из-за которых у ребенка может развиться заболевание;
  • патологические процессы, протекающие в центральной нервной системе;
  • отсутствие условий, необходимых для обучения.
  • Стрессовые факторы — это события, которые увеличивают вероятность развития такого заболевания, как шизофрения у ребенка. Симптомы появляются часто из-за смерти родственника. В негативные факторы также входят источники хронического стресса. Пример — грубое обращение с ребенком. Стоит отметить, что при генетической предрасположенности не всегда развивается шизофрения. Заболевание появляется при достаточно сильном воздействии стрессовых факторов и при условии, что человек не располагает достаточными ресурсами для сопротивления болезни.

    Особенности шизофрении раннего и дошкольного возраста

    Статистика свидетельствует, что примерно у 69% детей раннего и дошкольного возраста заболевание начинается в возрасте до 3 лет. Шизофрения у ребенка 2 лет вполне может появиться. У 26% малышей недуг развивается между 3 и 5 годами. У остальных детей заболевание диагностируется в 5—8 лет. Чаще всего выявляется шизофрения у мальчиков. Девочки реже сталкиваются с этим расстройством.

    Шизофрения раннего и дошкольного возраста подразделяется на несколько форм:

    Злокачественно текущая форма в раннем и дошкольном возрасте

    В 1,5—2 года начинает развиваться такая шизофрения у ребенка. Симптомы включают в себя угасание психической активности, уменьшение интереса к играм, исчезновение эмоциональной привязанности и стремления к общению. Больной перестает развлекать себя игрушками. Его игры заключаются в однообразном размахивании, постукивании неигровыми предметами (железками, палочками, веревочками).

    Где-то через год злокачественность течения становится более заметной. Дети перестают отвечать на вопросы, не реагируют на разлуку. Их игры становятся еще более скудными. У малышей нарушается зрительное восприятие, появляются страхи. Через пару лет состояние больных детей может немного улучшиться. Уменьшается выраженность всех наблюдающихся подозрительных симптомов, исчезают возбуждение и страхи, улучшается сон. Обострение шизофрении обычно возникает при втором возрастном кризе, в 7—8 лет.

    Непрерывно-прогредиентная форма в раннем и дошкольном возрасте

    Для этой формы шизофрении характерно возникновение симптомов заболевания в возрасте 5—9 лет. У детей появляется подозрительность и недоверчивость. Они могут отказываться от дружбы с другими малышами, аргументируя это тем, что отнимут все игрушки. В некоторых случаях появляется бредовая настроенность в отношении родителей.

    При непрерывно-прогредиентной форме дети могут непроизвольно фантазировать. При заболевании появляются зрительные и слуховые галлюцинации. К ним присоединяются переживания, возникающие во сне.

    Вялая форма шизофрении в раннем и дошкольном возрасте

    Как распознать шизофрению у ребенка, которая протекает в этой форме? Болезнь начинается во время 3—4-летнего криза. Ее возникновение провоцируется такими психогенными факторами, как расставание с мамой и папой, изменение обстановки. Недуг у ребенка развивается медленно. Постепенно уменьшается круг общения. Ребенок контактирует только с конкретными детьми. Подобное объясняется снижением потребности в общении.

    Для вялой формы шизофрении еще характерны следующие проявления:

  • снижение аппетита;
  • нарушение темпа речи;
  • расстройства сна;
  • немотивированные страхи, связанные со сказками, фантазиями, которые впоследствии часто провоцируют появление идей преследования.
  • С родителями ребенок расстается легко. Некоторые дети не отпускают своих мам и пап, но подобное поведение у них наблюдается лишь из-за переживаемых страхов. В некоторых случаях у детей проявляются такие признаки, как жестокость, злобность, агрессия, садизм.

    Особенности шизофрении у детей школьного возраста

    Особенности психологической картины шизофрении у детей школьного возраста заключаются в том, что заболевание незаметно возникает и медленно протекает. У одних больных появляются различные страхи. Дети переживают за собственную жизнь и здоровье родителей. Вначале переживания могут быть обоснованными. Затем они теряют смысл и оказываются не связанными с какими-либо событиями. У детей теряются интересы к учебе, играм, появляются бредовые мысли о влиянии потусторонних сил.

    У других детей заболевание протекает иначе. Они придумывают собственный фантастический мир, который изображают в рисунках. Больные погружаются в свои фантазии полностью, что-то нашептывают, гримасничают, с трудом переключаются на реальные события. Такие дети играют в одиночку, требуют от окружающих, чтобы их называли вымышленными именами.

    Особенности шизофрении подросткового возраста

    В некоторых случаях перед возникновением заболевания возникают предвестники. Представляют они собой нелепое поведение, необъяснимые поступки, депрессивные или маниакальные приступы. Подобное состояние у детей длится от нескольких дней до нескольких недель.

    После предвестников шизофрения у подростков провоцируется серьезными конфликтами со сверстниками, скандалами с родителями, попытками насилия. Возникающее заболевание протекает по-разному. У одних снижается активность, исчезают интересы и нарастают эмоционально-волевые расстройства. У других появляются навязчивые страхи, мысли, влечения.

    Диагностика заболевания по критериям МКБ-10

    Для заболевания «шизофрения» тест, который мог бы быть проведен в лаборатории и который бы указал на заболевание, не разработан. Диагноз ставится врачами с учетом критериев МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра). Согласно им, заболеванию должны быть присущи как минимум 2 симптома (из последних 5 признаков, перечисленных ниже) или 1 четкий симптом (из первых 4 признаков):

  • беззвучное повторение мыслей в голове;
  • бредовое восприятие;
  • слуховые галлюцинации, появление в голове чужих голосов, которые обсуждают или комментируют поведение больного;
  • бредовые идеи;
  • постоянные галлюцинации любой сферы, сопровождающиеся нестойкими или не полностью сформированными бредовыми идеями без четкого эмоционального содержания, или постоянные сверхценные идеи;
  • разорванная речь, не имеющая единого смысла;
  • наличие таких расстройств, как застывание, возбуждение, отсутствие ответов на задаваемые вопросы, ступор, негативизм;
  • изменение поведения, утрата интересов к окружающему миру и общению с другими людьми, замкнутость;
  • наличие таких негативных симптомов, как апатия, неадекватность или бедность эмоций, социальная отгороженность и социальная непродуктивность.
  • Дифференциальная диагностика

    Шизофрения у подростков и маленьких детей проявляется такими признаками, которые присущи множеству других заболеваний, поэтому необходима дифференциальная диагностика. В задачи специалистов входит исключение наличия соматического, неврологического и органического психического расстройства, токсических веществ в организме.

    Если у ребенка шизофрения, что делать родителям? Им необходимо обратиться к специалисту с целью получения направления на полное медицинское обследование, включающее в себя:

  • осмотр;
  • общий и биохимический анализы крови;
  • анализ мочи;
  • ЭКГ;
  • скрининг на наркотические вещества и другие исследования (при необходимости).
  • Диагноз «шизофрения» вызывает необходимость применения классической схемы лечения. Она включает в себя следующие этапы:

  • купирующую терапию;
  • стабилизирующую (долечивающую) терапию;
  • поддерживающую терапию.
  • Цель купирующей терапии — устранение симптомов заболевания (бреда, галлюцинаций, психомоторных нарушений). В лечении используются нейролептики — психотропные препараты. При стабилизирующей терапии назначается лекарственное средство, которое применялось на первом этапе и оказало положительный эффект. Нейролептик используется в меньшей дозе до полного устранения симптомов. Поддерживающее лечение выполняется теми же препаратами, которыми ликвидировались проявления заболевания, но в гораздо меньших дозировках для предупреждения повторного рецидива.

    Вред терапии и необходимость использования психосоциальных методов лечения

    Диагноз «шизофрения» — это хроническое расстройство. Долгосрочные прогнозы для большинства больных пессимистичны. Однако благодаря антипсихотическим лекарственным средствам удается добиться улучшения состояния пациентов. В лечении шизофрении у детей широко применяются нейролептики. При этом влияние препаратов на детский организм еще не до конца изучено. Применение лекарств иногда вызывает серьезные побочные эффекты. Таким образом, лечение — далеко не безопасный процесс, но отказаться от него нельзя.

    Вред от психотропных препаратов — одна из особенностей лечения заболевания. Вторая особенность заключается в необходимости применения психосоциальных методов лечения. Они включают в себя тренинг социальных навыков, вмешательство с участием семьи, помещение больных в специальные школы.

    В заключение стоит отметить, что шизофрения у ребенка, симптомы которой разнообразны, — это, как правило, наследственный недуг. Однако исследования показывают, что не во всех случаях при рождении монозиготных близнецов оба ребенка заболевают шизофренией. Это подтверждает то, что на вероятность ее возникновения влияют не только генетические факторы. При появлении симптомов шизофрении необходимо обращаться к врачу. Недуг требует диагностики (при заболевании «шизофрения» тест специальный в лаборатории не проводится, учитывается клиническая картина, жалобы, сдаются анализы крови и мочи, назначаются дополнительные исследования). Заболевание также нуждается в длительном лечении и применении противорецидивных препаратов после устранения имевшихся симптомов.

    fb.ru

    Проявление шизофрении у детей и подростков

    Шизофрения – это хроническая прогрессирующая патология психики, в которой сочетается уход от общения, обеднение эмоций, снижение активности, однообразное возбуждение, немотивированный смех и прочие психопатологические симптомы. Шизофрения у детей характеризуется расщеплением психической деятельности: речи, эмоций, поведения, поступков. Первые признаки расстройства проявляются в период раннего детства. Среди детей от рождения до 14 лет в среднем заболевание встречается 1,66 на 1000.

    Распознать шизофрению при первых ее проявлениях у детей очень трудно. Ранние симптомы болезни у детей и подростков носителей расстройства существенно отличаются от проявлений патологии у взрослых. Большая часть таких детей еще до появления бреда и галлюцинаций имеют задержки в развитии психических функций. В период раннего детства больных отличает неравномерное моторное развитие.

    Симптомы расстройства у детей

    В зависимости от возраста признаки шизофрении у детей имеют свои особенности. Так в раннем детстве заболевание проявляется в виде следующих нарушений:

    • хождение по кругу;
    • импульсивность;
    • бег в неопределенном направлении;
    • однообразное возбуждение;
    • немотивированные смех или слезы.
    • Для позднего дошкольного возраста характерны симптомы расстройства мышления, которые представляют собой фантазирования, полностью заполняющие сознание. Среди ранних проявлений заболевания особое место занимают тревога и страхи. Ребенок с диагнозом шизофрения мнителен, в его поведении появляются навязчивые движения, он жалуется на скуку, становится вялым, пассивным, у него часто и быстро меняется настроение.

      Шизофрения у детей подросткового возраста характеризуется галлюцинаторно-бредовыми проявлениями. Обычно эти симптомы впервые возникают в 10-12 лет. Типичной формой расстройства для данного периода развития считалась гебефреническая форма. Определить ее можно по таким признакам, как нелепое «клоунское» поведение ребенка, эмоциональная выхолощенность, разорванность речи, дурашливость. Больные этой формой подростки вычурно фантазируют.

      Фантазии содержат желания или опасения, перерастающие во враждебное отношение к людям. Любят такие дети только самих себя. С течением времени у них утрачиваются душевные связи, нарастает опустошение, проявляется холодность к родным. В период подросткового развития встречается кататоническая форма шизофрении. Она носит более тяжелый характер и характеризуется распадом речи и периодами двигательного возбуждения и обездвиживания.

      Симптомы расстройства просматриваются в интересах и увлечениях детей. Вместо сказок и рассказов больные интересуются чтением словарей и справочников. Их захватывают вопросы астрономии, проблемы мироздания, загадки древности. Игры таких детей носят однообразный, вычурный характер, однотипное содержание игр способно сохраняться в течение длительного периода.

      Постепенно заболевший замыкается в одиночестве и отдаляется от коллектива, становится мрачным, ему кажется, что он хуже всех и поэтому к нему плохо относятся. У больных детей нарушается восприятие. Выражается это в неспособности объединить в единый образ воспринимаемый объект. В острой фазе больные дети сталкиваются с затруднением понимания смысла изображений на красочных картинах. При вялотекущей форме болезни детей дают вполне адекватное описание картин. Симптомы постепенно нарастают, что приводит к распаду личности.

      В целом определить заболевание у детей можно по наличию следующих признаков:

    • противоречивость суждений;
    • трудности при общении;
    • подход к пониманию проблемы с разных позиций;
    • неуверенность в своих действиях;
    • нарушения мышления;
    • сложности при возникновении необходимости отвечать на вопросы;
    • нарушения речи (быстрая или отрывистая речь, глухой голос, медленная речь с заиканием);
    • неологизмы;
    • снижение интеллектуальной активности;
    • автоматизм мышления;
    • разрыв ассоциаций;
    • отсутствие интересов;
    • эмоциональная опустошенность;
    • обеднение психики;
    • повторение мыслей;
    • временная потеря способности понимать слова;
    • незавершенность высказываний;
    • стремление к витиеватым высказываниям;
    • рассеянность при чтении;
    • сильные переживания из-за неудач в школе;
    • эгоцентризм;
    • бесцельность.
    • Диагностика детской шизофрении

      Диагностика расстройства у детей основывается на видимых симптомах. Специальных клинических методик выявления болезни не существует. Для выявления патологии применяются психологические методики. Кроме них, в комплексную диагностику включают:

      1. МРТ, позволяющую выявить типичные при шизофрении изменения в структуре мозга, и исключить наличие возможных опухолей.
      2. Электрическая энцефалографию, отражающую картину мозговой активности.
      3. Дуплексное сканирование сосудов, диагностирующее наличие возможных заболеваний – патологий венозного оттока, атеросклероза и пр.
      4. Нейротест, позволяющий отследить эффективность функций нервной системы.
      5. Лабораторные анализы на наличие следов наркотических средств и вируса Эпштейн-Барра.

      При диагностике шизофрении используют метод изучения рисунков больных. Только по рисунку выявить патологию сложно, однако творческая работа может отображать возможные признаки расстройства. Рисунки ребенка больного шизофренией отличает: символизм, стереотипность, разрыв «ассоциативного аппарата», агглютинация, невыясненные формы. Частым симптомом заболевания является неестественное сочетание цветов: трава — черного цвета, облака — красного.

      Виды (формы) шизофрений у детей

      Для детей характерно развитие следующих форм расстройства:

    • Параноидная шизофрения – редкая для детей форма расстройства. С подобным диагнозом обычно встречаются дети 10-12 лет. У ребенка параноидная шизофрения может быть представлена в виде симптомов мании преследования, бреда, выражаться страхами. Ему мерещится заговор с целью его убийства. В связи с этим ребенок может начать отказываться от еды, боясь быть отравленным, становится чрезвычайно злобным.
    • Кататоническая форма сопровождается выраженными двигательными патологиями – неестественной подвижностью, однообразными действиями, застываниями в неестественной позе. Ребенок отрешен от реальности, замкнут, не реагирует на вопросы, отказывается разговаривать.
    • Гебефрения – заболевание характерное для подростков. Проявляется в виде дурашливых поступков, гримасничания, нелепого поведения. Такой ребенок страдает бессонницей, головными болями иногда придумывает бредовые идеи.
    • Простая шизофрения типична для дошкольников, реже развивается в юности. Ребенок становится вялым, агрессивным, теряет интерес к обучению, совершает асоциальные поступки, стремится уйти из дома, у него снижается уровень интеллекта.
    • Привитая – эта форма характерна для подросткового возраста. Она поражает детей, имеющих определенные особенности, которые являются благодатной почвой для этой патологии – травмы головы, интоксикации, личностные особенности (капризы, упрямство, раздражительность, замкнутость).
    • Независимо от формы расстройства исходом являются необратимые дефекты психики: абулия, эмоциональное оскудение, выраженное слабоумие разорванное мышление и речь.

      Основные причины шизофрении в детском и подростковым возрастах скрываются за генетическими нарушениями. ДНК детей – носителей расстройства содержат мутации, которые не обнаруживаются у здоровых людей. Современные ученые утверждают, что предрасположенностью к развитию заболевания обладают дети, родственникам которых, даже не по прямой линии, был установлен такой диагноз. Вместе с тем, известны случаи, когда у родителей больных шизофренией рождаются здоровые дети с высоким уровнем интеллекта.

      Кроме того, причины расстройства прослеживаются в нарушениях клеток головного мозга. Диагноз шизофрения порождает недостаточность ацетильно-гистоновых связей. Так же существует версия, что причины патологии скрываются в нарушении обменных процессов в организме больного, который приводят к сбою метаболизма углеводистых и белковых соединений.

      Существует еще ряд факторов, способствующих развитию патологии:

    • экстремальные жизненные условия;
    • поздняя беременность;
    • внутриутробные вирусные заболевания;
    • неполноценное питание матери во время беременности;
    • детская наркомания.
    • Шизофрения независимо от возраста является хроническим психическим расстройством и самостоятельному лечению не подлежит. Расстройство, проявившееся в детском возрасте, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при построении программы терапии. Лечение шизофрении у детей включает применение лекарственных препаратов и методов психотерапии. Успех терапии во многом зависит от своевременности обращения к психиатру. Затягивать с и ждать, что все пройдет само, не стоит.

      Современные методики и лекарства позволяют добиться устойчивой ремиссии. Лечение шизофрении при помощи лекарств предусматривает применение нейролептиков, которые призваны сгладить психопатологические симптомы, и ноотропов. При назначении конкретного вида препарата врач исходит из особенностей течения болезни и ее формы.

      Наиболее эффективными техниками при лечении шизофрении у детей считаются методики творческого самовыражения, такие как телесно-ориентированные, арт-терапия, танцевальная терапия, психодраматические постановки.

      В особо сложных случаях при лечении подростков в качестве одной из крайних мер используется электрошок. Такой метод применяется для вывода из глубокой депрессии при вероятности суицида.

      В зависимости от того, насколько успешно проходит лечение, больные дети могут посещать общеобразовательные учреждения и обучаться по специальной программе. При наличии симптомов расстройства личности больному назначается надомное обучение. В зависимости от особенностей течения заболевания лечение может проводиться в условиях стационарах.

      indepress.ru

      Это интересно:

      • Воронка депрессии в нефтяной скважине это Радиус - воронка - депрессия Радиус воронки депрессии , обозначаемый обычно Нк, является границей внешней зоны. Радиус Лк условно называют контуром питания.  [1] Радиус воронки депрессии , обозначаемый обычно Ик, является границей внешней зоны. Радиус Нк условно называют контуром питания.  [2] Для установления распределения давления в […]
      • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
      • Классификации умственной отсталости мкб 10 Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10). ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами . Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время […]
      • Глиатилин при аутизме Глиатилин: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Gliatilin Код ATX: N07AX02 Действующее вещество: холина альфосцерат (choline alfoscerate) Производитель: Италфармако С.п.А. (Италия) Актуализация описания и фото: 21.03.2018 Цены в аптеках: от 592 руб. Глиатилин – ноотропный препарат, холиномиметик центрального действия. Форма […]
      • Невроз и невротическое состояние Медико-социальная экспертиза Войти через uID 3.6.2 НЕВРОЗЫ (НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ) 3.6.2 НЕВРОЗЫ (НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ) Невротические расстройства встречаются примерно в 45% случаев от общего числа детей с нервно-психическими нарушениями, возникая более часто (в 1,4 раза) у мальчиков. Наиболее традиционной […]
      • Профессии при психических расстройствах Лечение психических расстройств народными средствами Народные рецепты от психических расстройств Для лечения нервных и психических расстройств хорошо подходят травы, однако перед применением народных средств, следует проконсультироваться с врачом. Ниже рассмотрены самые простые народные рецепты от часто встречающихся нервных и психических […]
      • Маркеры оксидативного стресса научная статья по теме ВЛИЯНИЕ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ МАРКЕРОВ ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА В ПЕЧЕНИ И ТИМУСЕ КРЫС Биология Текст научной статьи на тему «ВЛИЯНИЕ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ МАРКЕРОВ ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА В ПЕЧЕНИ И ТИМУСЕ КРЫС» ?РАДИАЦИОННАЯ БИОЛОГИЯ. РАДИОЭКОЛОГИЯ, 2013, том 53, № 3, с. 229-235 ВЛИЯНИЕ […]
      • Вода помогает от стресса Как вода помогает похудеть Если Вы не готовы к большим нагрузкам, изнурительным диетам и прочим резким переменам, начать худеть можно с очень простого и эффективного способа — воды. Грамотное употребление воды может помочь значительно сбросить все. Метод базируется на трех принципах: Ускорение метаболизма Уход от переедания Уход от […]