Речевой негативизм у ребенка

«Почему одни логопеды говорят: Нужно постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать: «Скажи…», «Повтори…» А другие — что это только усугубляет ситуацию молчания, ребенок вообще откажется говорить после такой настойчивости взрослых? Как же быть?»

Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к неговорящему малышу: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!».

И, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!».

Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т. п. Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, разозлившись, ставят малыша в угол.

Заговорит ли после этого малыш?

Скорее всего, нет. Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение.

Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками.

В чем проявляется речевой негативизм?

Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых.

На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем.

Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер.

Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.

Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?

В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:

— развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими;

— развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.

— обогащение словарного запаса (накопление слов);

— развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.

— развитие монологической и диалогической речи.

Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга.

Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.

Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ».

«А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля».

Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»…

И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен , желание общаться и говорить появилось. И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком.

Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего.

Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д.

Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией.

Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.

Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».

Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его!

На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка.

Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими.

Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова.

Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.

Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.

logoportal.ru

Ребенок не говорит – признак речевого негативизма?

По какой причине один логопед говорит, что надо постоянно просить не разговаривающего малыша повторять слова за взрослыми, называть ту вещь, которая ему нужна, требовать от ребенка: «Скажи это…», «Повтори то…», а другой логопед убеждает, что это лишь усугубит ситуацию молчания, и кроха совсем откажется говорить после таких настойчивых требований и предложений взрослых? К кому прислушиваться?

Правильно ли поступает мама, с завидным упорством «пристающая» к неговорящему карапузу: «Скажи «мишка!», «Скажи «это мяч!»? И хорошо ли она поступает, когда не добивается от малыша ответа и, отворачиваясь, и говорит: «Какой плохой мальчик!»?

Бывает, что ребенок один раз произнесет какое-то слово и затем больше не повторит его. Родители с энтузиазмом принимаются за свое чадо, требуют повторить это слово, назвать предмет, произнести слово по образцу. Сначала они ласково просят, после — требуют, и наконец, они разозлятся и поставят малыша в угол. Заговорит ли после подобных действий ребенок?

Скорее всего, что не заговорит. Кроме того, подобная ситуация нередко приводит к возникновению речевого негативизма. Это явление, при котором малыш с огромной неохотой вступает в речевое общение. Зачастую речевой негативизм появляется у деток, которые отстают в речевом развитии, причем взрослые с излишней активностью принуждают кроху заговорить или акцентируют внимание на недостаточно правильном произношении. Заикающиеся дети тоже могут иметь речевой негативизм, причиной которого является страх перед речевыми запинками.

Проявления речевого негативизма

Когда малыш отказывается говорить, тем самым он выражает протест против непомерных требований взрослых. На всякий вопрос или обращение к нему ребенок станет отворачиваться и молчать, а иногда — мычать и показывать пальцем. Детки с речевым негативизмом часто стараются удовлетворить свои потребности самостоятельно, чтобы не обращаться к взрослым. Они сами достают игрушки с полки, берут из шкафа нужные вещи, включают телевизор или компьютер. Подобная «самостоятельность» может даже обрадовать родителей, но они просто не знают, что за этим кроются несформированные навыки речевой коммуникации и явление стойкого речевого негативизма.

В норме речевое развитие малыша проходит такие этапы:

— развивается мотивация к речи, возникает желание говорить с окружающими;

— развиваются способности ребенка к имитации речи взрослых.

— обогащается словарный запас (происходит накопление слов);

— развивается грамматическая сторона речи, то есть, малыш правильно употребляет слова и согласовывает их в предложениях.

— развивается монологическая и диалогическая речь.

Работа родителей по развитию речи крохи должна строиться, опираясь на эти три этапа. Стоит заметить, что они не имеют четких границ и иногда их области накладываются друг на друга.

Как вызвать желание говорить?

Если ребенок совсем не говорит, то в любом возрасте вы должны начинать с первого этапа. То есть для начала нужно вызвать у малыша желание общаться, формируя его мотивацию к речевому общению. Начинается все с простейшей игры. Садитесь рядом с ребенком, берите в руку куклу (у вас девочка) или машинку (мальчик), и выполняйте действия с игрушкой. «Вот наша куколка идет: топ-топ. Как ходит наша кукла?» И ответьте сами: «Топ-топ». «А какое имя у нашей куклы?» И опять давайте сами ответ, не требуйте ничего от крохи: «Ляля. Имя нашей куклы — Ляля». Не ожидайте сразу первых слов от ребенка, не требуйте, играйте и произносите снова и снова самые простые слова: «Ляля», «Би-би», «Топ-топ»…

И если услышите от карапуза робкое «Би», похвалите его, порадуйтесь! Это будет маленькой победой, вашей и малыша! Вы установили контакт, у крохи появилось желание общаться и разговаривать. И теперь можете переходить ко второму шагу – стимулированию имитации речи взрослого малышом.

Нужно отобрать 5-10 простых по слоговому составу слов – названий предметов, любимых игрушек ребенка. Например, играйте с кубиками и говорите: «Берем большой кубик. Это что?». И после паузы, если малыш не скажет сам, говорите за него: «Кубик». «Мы ставим его на второй кубик. Получается домик. Что построили?» «Домик» и т. д. Постепенно увеличивайте паузы после вопросов, поощряя ребенка вступить в диалог. Нужно стремиться к тому, чтобы кроха следил за вашей артикуляцией. Если он молчит и ничего не отвечает, не стоит его ругать. Продолжайте с энтузиазмом озвучивать любые действия. Так же разговаривайте с малышом в период режимных моментов. Важно, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь для развития речи, общение должно быть непринужденным, естественным, комфортным для малыша. И главное не использовать слова «повтори» и «скажи».

Через время малыш сам начнет повторять слова и слоги за вами, отвечая на вопросы. Не забывайте искренне хвалить его! На первых порах не следует требовать правильного произношения слов, ведь кроха на это просто не способен. Надо поощрять любую речевую его реакцию. Постепенно создавайте стимулирующие ситуации, чтобы у ребенка возникла потребность общаться с окружающими. Спрашивайте: «Что ты нам принес?», «Что ты держишь в ручках?», «Что ты сделал?» Активизируйте выученные ранее слова, ставя кроху в ситуацию выбора: «Чего тебе хочется: печенья или конфеты?», «Какая игрушка тебе нужна: мяч или машина?» Такие вопросы не только побуждают давать вербальный ответ, но и содержат в себе подсказку — слово для имитации. Но нужно использовать только те слова, над которыми вы проводили предварительную работу. Подкрепляйте речевую активность малыша, не скупясь на похвалу и добрые слова. Избегайте оценок, поправлений, любых требований: «Неправильно!», «Скажи вот так…», «Повтори!» Помните, что задача – избавление от речевого негативизма, стремление к тому, чтобы ребенок сам начал проявлять активность в речевом общении, и совершал это с удовольствием.

www.psyportal.net

Речевой негативизм у ребенка

От чего зависит скорость коррекции звуков?

Родители часто, начав заниматься с логопедом, задаются вопросом, сколько времени должно занимать исправление звуков у ребенка. Нередко спрашивают друг у друга на форумах и слышат противоречивые ответы: кому-то поставили звук за две недели, а кто-то занимался с ребенком год. И создается неправильное впечатление, что некоторые логопеды тянут деньги. Да, конечно, не все логопеды работают одинаково, но есть факторы, которые влияют на эту разницу в скорости коррекции звуков.

1. Часто путают «постановку звука» с полной коррекцией звукопроизношения. Нужно знать, что постановка звука – это лишь один из этапов коррекционной работы. У меня несколько раз бывало так, что звук ребенку получалось поставить прямо на первом бесплатном обследовании. А дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.

2. Сроки зависят от количества звуков, нуждающихся в исправлении – на автоматизацию одного звука уходит 35-45 дней (и это придумали не логопеды, это физиологические сроки формирования привычки для любого человека). Соответственно исправление нескольких звуков требует большего времени, чем один звук.

3. Это зависит от возраста ребенка: в 2-3летнем возрасте «пытать» ребенка постановкой звука Р нецелесообразно, потому что он еще не готов физически. Именно в таких случаях постановка звука может занять полгода, а в 5 лет можно справиться за полтора месяца. И поэтому многие логопеды говорят «приходите после 5ти» . Вообще для каждой группы звуков есть свое время естественного «появления» в речи – какие-то звуки лучше ставить в 3 года, какие-то в 4-5 лет. Если начинать заниматься в соответствии с возрастными нормами — коррекционная работа идет быстрее.

4. Виды речевых нарушений. Для родителей одинаково выглядят («ребенок не выговаривает звуки») многие нарушения речи –дислалия, дизартрия, ринолалия, ФФН. В случае дислалии коррекционная работа занимает меньше времени. При других нарушениях добавляются новые этапы коррекционной работы, не считая того, что сама постановка и автоматизация звуков при них более сложные и длительные. При дизартрии, ринолалии добавляется логопедический, зондовый массаж, развитие лексики. При дизартрии, ФФН добавляется этап дифференциации (различения) звуков. При ФФН половину всего времени коррекционной работы занимает этап формирования фонематического слуха. В связи с этим, если у ребенка не дислалия, а какое-либо другое нарушение речи – начинать коррекционную работу стоит, не дожидаясь 5ти лет.

5. Искажения звуков. Это может быть межзубное («шепелявое»), нижнее, щёчное, боковое, велярное, увулярное («горловое», «картавое»), одноударное и т.п. неправильное произношение различных звуков. В этом случае стоит обратиться к логопеду, как только заметили, не взирая на возраст. Потому что замена одной привычки на другую занимает больше времени, чем простое формирование правильной привычки «с нуля». И чем дольше существует старая неправильная привычка, тем больше понадобится времени, чтобы ее заменить. Это одна из причин трудности исправления звуков во взрослом возрасте. На что ребенок потратит недели – у взрослого займет месяцы.

6. Речевой негативизм ребенка отрицательно влияет на успешность коррекционной работы. Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность осознания им своего дефекта, что часто приводит его к нежеланию (страху) исправлять звук и связанных с этим дальнейших психологических проблем. У взрослых речевой негативизм является второй причиной долгого исправления звукопроизношения. Поэтому откладывать исправление звуков не стоит.

7. Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различное внимание, память, усидчивость, послушание и много других индивидуальных отличительных черт. Это отражается на скорости работы. У кого-то мы 8 звуков делаем за четыре месяца, а с кем-то один звук мучили полгода. Иногда бывает 4 звука поставили за 2 месяца, а на 5ом споткнулись и мучили его еще 4 месяца. И предугадать это невозможно. Поэтому заранее назвать точные сроки затруднительно – ошибиться можно в обе стороны. Поэтому я использую средний показатель скорости своей работы.

Как ускорить коррекционную работу по исправлению звукопроизношения?

Ко мне неоднократно обращались логопеды с просьбой научить работать также быстро, как работаю я со звуками. Потому что у многих логопедов процесс коррекции дислалии занимает от полугода до года, у меня в среднем 2 месяца. Делюсь своими «секретами»:

1. Пробовать различные способы постановки звуков. Дети индивидуальны, поэтому у одних хорошо получается одним способом, и других – другим. Поэтому нужно пробовать разные варианты, пока не найдется тот, который даст результат, вместо того, чтобы одним способом пытаться чего-то добиться на протяжении нескольких месяцев.

2. Параллельная постановка нескольких звуков. При необходимости коррекции нескольких неоппозиционных друг другу звуков — можно заниматься ими одновременно (один звук ставим, другой автоматизируем, к третьему готовимся артикуляционными упражнениями).

3. Индивидуальный подход – позволяет сэкономить массу времени и сил, не занимаясь ненужной логопедической работой (для каждого конкретного ребенка). Многие из нас, логопедов, начинали свою практику в детских садах, где в обязательном порядке (по программе) идет развитие лексики, грамматики, ВПФ и т.д. и работа логопеда с группой занимала годы. В частной практике, когда родители платят деньги, заниматься годами с одним звуком возможности нет – родители найдут другого логопеда. Поэтому нужно заниматься индивидуальной коррекционной работой – ребенок с дислалией лексику и грамматику русского языка изучит в детском саду без каких-либо трудностей. Также в случае дислалии необходимости в логопедическом, зондовом массаже нет. Более того, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные упражнения не нужно ребенку давать все – нужно давать только те, которые подготавливают к звукам, с которыми будем работать.

4. Мотивация ребенка. Важно не только логопеду уметь заинтересовать ребенка, но и родителям создать мотивацию на конечный результат. История (если бы сама не участвовала в этом – не поверила бы). Девочка 4,5 лет пришла заниматься с прабабушкой. 11звуков либо заменялись, либо отсутствовали. За 9 занятий все звуки поставили. Автоматизировали 9 звуков из 11. На автоматизацию 2х последних звуков я дала ей домашние задания, чтобы она это всё сделала уже без меня. Почему так получилось? Потому что девочка очень сильно сама хотела научиться правильно выговаривать все «буквы» и заставляла прабабушку делать с ней домашнее задание. Так как ребенок очень хотел сам научиться, автоматизировалось все очень быстро, исправлять звуки в самостоятельной речи было не нужно, т.к. она сама следила за своей речью. Но большинство детей достаточно «Меркантильны», практичны и работа за похвалу «не греет их душу». А вот за домик для Барби, коробку Лего или самокат они могут настолько хорошо заниматься, что пообещав такую награду в конце всех занятий, родители могут ещё и существенно сэкономить на количестве занятий.

5. От простого к сложному. В коррекционной работе существует определенная последовательность постановки звуков, она опирается на онтогенетический принцип – раньше появляются более простые артикуляционно звуки, позже – более сложные. И здесь главное не говорить ребенку, что в конце будут трудные звуки, а поддерживать в нем уверенность, что он все может («ты уже почти все сделал, осталось чуть-чуть»). На фоне этого успеха ребенок все делает быстрее. Необходимо так же учитывать индивидуальные особенности и желания ребенка: если он сильнее всего хочет научиться «рычать», то возможно, начать нужно именно с Р, тогда его мотивация растет, и на волне успеха остальные звуки он освоит очень быстро.

6. Работа с родителями. У меня на занятиях родители присутствуют и обучаются вместе с ребенком. Поэтому они могут правильно выполнять домашние задания. В результате ребенок занимается ежедневно, закрепляя правильные автоматизмы. В ином случае – без родителей и без домашних заданий – ребенок успевает все забыть, и каждый новый урок является повторением предыдущего.

Вывод: Не стоит растягивать процесс занятий, для ребёнка всегда будет интереснее игры дома и с друзьями, поэтому имеет смысл быстрее «починить» звуки и дать ему возможность заниматься более интересными делами.

Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции звукопроизношения через скайп.

sites.google.com

Что такое речевой негативизм?

Речевой негативизм – это полный или частичный отказ ребенка от речи, что останавливает или замедляет процесс коррекционной работы и развитие ребенка с алалией.

Существует 2 типа речевого негативизма – активный и пассивный.

Как выглядит активный речевой негативизм? Истерики на занятиях с логопедом, в саду и дома при попытках заниматься с родителями, дерется в детском саду, бьет, кусает логопеда, маму, бывает, сознательно говорит гадости и т.д.

Пассивный речевой негативизм выглядит так: при отказе от речи – молчит, мычит, начинает пользоваться жестами, проявляется «самостоятельность» (вместо того, чтобы попросить что-либо – подвигает стул, залезает и сам берет), в детском саду сидит в углу, ни с кем не играет, ни к кому не подходит, общается только со взрослыми.

История . Обратились ко мне в кабинет мама с сыном (2г 8 мес). У ребенка моторная алалия (слов нет, звукоподражания, много жестов, понимание по возрасту). Инструкции выполнял. При попытке вызвать слово ребенок произнес звукоподражание и спрятался (уткнулся) в маму. В дальнейшем играл, инструкции выполнял (принеси, покажи, посади в машинку) но при каждой попытке вызвать слово прятался в маму, не произнес больше ни звука. Из разговора с мамой выяснилось, что у них требовательный папа, который считает, что ребенок просто ленится, и мама сына часто жалеет. Когда я сказала, что это речевой негативизм, мне не поверили и обратились к психологу, который также диагностировал страх речи.

Речевой негативизм у моторных алаликов возникает, чаще всего, на первых этапах. Хотя может проявиться в любое время коррекционной работы. У детей с сенсорной алалией проявляется намного реже.

Это обусловлено (у моторного алалика) разницей между пониманием и речевыми возможностями. Он сильнее и острее воспринимает свою недостаточность. У ребенка с сенсорной алалией вербальный и невербальный интеллект развиваются с одинаковой скоростью, поэтому угроз возникновения речевого негативизма намного меньше.

Речевой негативизм иногда путают с похожими состояниями.

Родители часто путают неготовность говорить у ребенка с моторной алалией с нежеланием говорить («он все понимает, но не хочет или ленится»). И часто неправильными требованиями как раз вызывают у ребенка Речевой негативизм. Маленькие дети никогда не ленятся делать то что умеют. Попробуйте заставить его замолчать через полгода занятий. )))

По завершению 1 этапа коррекционной работы нередко у детей начинаются истерики. К этому нужно отнестись с пониманием (и не впадать в истерики самим) – так как это естественный процесс отказа ребенка от его привычных способов коммуникации, появление желания пользоваться вербальной речью и осознание ребенком, как много ему хочется сказать, а сказать «еще нечем». Свойственно для детей с моторной алалией. Это проходит за несколько занятий.

Следует отличать речевой негативизм от обычных детских капризов. Наличие капризов обусловлено высокой нагрузкой на детей с алалией (и с сенсорной и с моторной) на логопедических занятиях и дома, потому что эти дети за короткие сроки должны догнать по речи своих сверстников, а их возможности в силу органического поражения головного мозга снижены.Дети действительно устают, поэтому логопед, как хороший тренер, должен следить за речевой нагрузкой, чтобы не появился речевой негативизм и речь (и мозг) при этом интенсивно развивалась.

Определить – негативизм это или просто капризы – достаточно просто: в случае капризов ребенок готов позаниматься за награду (конфета, мороженое, поход к любимой бабушке, мультики и т.д.). В случае негативизма ребенок готов отказаться от всех радостей и принять любое наказание вместо того, чтобы говорить.

При коррекционной работе по устаревшей моторной концепции частое явление – логоневроз (заикание) у ребенка с алалией с полным или частичным отказом от речи. При правильном использовании языковой концепции этого не происходит, ввиду отсутствия однообразных многократных повторений одного и того же слова, развития речи по онтогенетическому принципу и др.

В интернете много написано по поводу речевого негативизма у детей с легкими речевыми нарушениями, о том, как это замедляет логопедическую работу и сказывается на психике ребенка. Речевой негативизм у детей с алалией имеет более серьёзные последствия.

Последствия речевого негативизма.

Дети с алалией регулярно сталкиваются с ситуациями, провоцирующими появление речевого негативизма (поведение родителей, родственников, поведение сверстников в детском саду или на детской площадке…). В результате нередко уже начавшие говорить дети с алалией замолкают. С каждым годом таких ситуаций становится все больше, и начинается «порочный круг» — «Я плохо говорю, меня за это обижают, нужно меньше говорить, я все больше отстаю от других, нужно еще меньше говорить…». В итоге речевой негативизм растет с каждым годом, а развитие речи и интеллектуальных способностей замедляется. И с каждым годом справиться с речевым негативизмом ребенка становится все сложнее.

К 5-6 годам речевой негативизм усиливается настолько, что коррекционная работа становится практически невозможной без огромных усилий со стороны родителей и психолога, а логопеды, зная, что в одиночку не справятся, часто отказываются от работы с детьми с алалией такого возраста. Речевой негативизм у детей этого возраста с Моторной алалией является одной из причин по которой многие считают что Моторная алалия не лечится.

История . Девочка (5л 6 мес), моторная алалия, 7 лепетных слов, вторичное снижение интеллекта, поведение на уровне ребенка 3-4 лет. Заниматься не хотела изначально.Из-за речевого негативизма все шло очень медленно. Уговаривали на каждом занятии. За полгода занятий набрали 100 слов, сформировали первые фразы из них (фраза из 2х слов, несогласованная, часть слов лепетные). На протяжении всей коррекционной работы родители были малотребовательные. Через полгода девочка наотрез отказалась заниматься, решив, что этого ей хватит для общения с подружками во дворе. И уже никакие уговоры родителей, ни с какими подарками не могли поменять ее решение. Коррекционная работа брошена.

Речевой негативизм сам никогда не проходит – необходимо изменить ситуацию, обстановку, сильно потрудиться. В таких случаях первые занятия я трачу как раз на преодоление негативизма (в возрасте 2-4 лет).

Причины, вызывающие речевой негативизм.

Все дети с алалией рано или поздно сталкиваются с ситуацией, провоцирующей речевой негативизм, встречаясь со сверстниками с нормальным речевым развитием.

Часто бывает так, что ребенок уже говорил свои несколько слов или фраз, затем,он попадает в некомфортную речевую среду и замолкает – это может случиться в детсаду, в лагере, где окружающие дети говорят лучше, чем он (особенно если они выскажут или покажут ему свое отношение). Ребенок с алалией осознает свою речевую недостаточность только по отношению к ровесникам, со взрослыми людьми он себя не сравнивает.

Давление родителей. Завышенные требования. Требовать от ребенка с алалией можно и нужно только то, что он уже умеет. Это касается речи. Во всем остальном (мышление, логика, поведение, воспитание) следует исходить из его интеллектуального возраста – если четырехлетний сенсорный алалик имеет понимание окружающей обстановки на уровне 2хлетнего ребенка, значит, и воспитывать его нужно как двухлетнего ребенка. Если моторный алалик в 4 года имеет понимание как четырехлетний, то все, кроме речи, должно воспитываться на уровне 4х лет.

Так же плохо влияет на ребенка с алалией и попустительское отношение, гиперопека и жалость со стороны родителей, друзей родителей, родственников. Авиценна говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Чью сторону возьмешь, та сторона и победит». В нашей ситуации логопед находится на стороне излечения. Ребенок почти до самого конца коррекционной работы находится на стороне болезни. Родители должны принять сторону излечения и набрать «армию сторонников», должны исключить всех, кто может случайно пожалеть ребенка, не похвалить тогда, когда надо.

Худший вариант, когда родители «принимают ребенка таким, какой он есть». На самом деле они принимают болезнь, лишая тем самым ребенка шанса на излечение.

Иногда родители в поисках более «приятного» логопеда отказываются от занятий с одним, идут к другому, тем самым формируя, либо усиливая речевой негативизм ребенка с алалией. Дольше всего мне приходится устанавливать контакт с ребенком, если он сменил уж 4-7 логопедов.

Ни в коем случае нельзя идти на поводу у ребенка. Поиск другого логопеда – худший вариант, т.к. ребенок уже один раз победил, убедился в своих силах, следующего логопеда он будет «выживать» с большими усилиями.

Логопеды иногда тоже совершают ошибки. Не все из них знают, как предотвращать и бороться с проявлениями Речевого негативизма. И своим несвоевременным повышением или снижением нагрузки на занятиях усиливают негативизм.

Кто-то из логопедов хочет быть приятным и во избежание конфликтов с ребенком, делает минимальную нагрузку на занятиях, тем самым удлинняя процесс коррекционной работы. Про таких могут говорить «логопед тянет деньги». В случае легких речевых нарушений допустимо быть «приятным» логопедом (по согласованию с родителями). В случае алалии важно исправить речь быстро, до наступления снижения интеллекта, чтобыне потратить потом

1) больше времени на логопедическую работу,

2) еще больше времени на работу дефектолога по развитию интеллекта

3) на работу психолога по коррекции личности.

4) Коррекцию Речевого негативизма в течение нескольких месяцев у психолога, потому что как мы не оберегаем ребенка – он все равно столкнется в реальной жизни с ситуациями, вызывающими речевой негативизм. И чем дольше идет коррекционная работа, тем чаще это будет происходить, усиливая егонегативизм до состояния, когда логопед в одиночку не сможет его скорректировать.

Особенность коррекционной работы с детей с алалией заключаетс я в повышенной речевой нагрузке по сравнению с простыми логопедическими занятиями. Поэтому родителямнужно запастись терпением, не реагировать на капризы, и не лениться хвалить ребенка за каждый его успех; создать вокруг ребенка правильную языковую среду, правильный психологический настрой, и соблюдать речевой режим, использовать максимум элементов комплексного подхода.

Важность речевой среды и комплексного подхода можно наблюдать по отзывам о работе хороших детских садов для детей с ТНР с 2х лет (где они, исключив все возможные негативные влияния, даже родителей, нередко добиваются за 4 года хороших результатов в коррекции алалии). Так же хорошую динамику показывают речевые детские лагеря и санатории. Жаль, что у них нет непрерывной работы с ребенком на протяжении нескольких лет, чтобы показать такие же результаты полного излечения.

На моих занятиях присутствие родителей обязательно для того, чтобы совместными усилиями мы смогли создать речевой режим и комплексный подход, обойти речевой негативизм и добиться полной коррекции за 1-2 года.

По окончанию коррекционной работы вероятность речевого негативизма пропадает, уходят капризы, и всё поведение ребенка, в большинстве случаев, приходит в норму.Речь начинает выполнять еще одну свою функцию – регуляция собственного поведения.

История . Мальчик (5 лет) ОНР-2 (по типу сенсорной алалии).Уже имел речевой негативизм. На первых занятиях ребенок «бегал по потолку». По моей рекомендации обратились к психологу (диагностировал СДВГ) и невропатологу (диагностировал ПЭП и выписал успокаивающие таблетки, которые принимали до самого конца коррекционной работы). Занятия стали возможны, где-то к середине коррекционного процесса речевой негативизм усилился настолько, что мама для контроля за поведением сына стала на занятия (к логопеду и в детский развивающий клуб) носить папин ремень.Обычное поведение мальчика в конце коррекционной работы, когда мы дифференцировали звуки С и Ш:

Он: (толкает стол, пытаясь сломать им стену) «Я тебе Штол Сломаю!»

Я: «не Штол, а Стол»

Я: «не Шломаю а Сломаю»

Он (продолжая ломать стол): « ШтолШломаю!» и т.д.

Через 2 месяца после окончания наших занятий они зашли ко мне в гости. Мальчик говорит: «Здравствуйте Ирина Петровна. Поздравляю вас с прошедшими праздниками! Как у вас дела?». А мама улыбается и говорит: «Он теперь всегда так себя ведет. На уроках подготовки к школе его хвалят как лучшего. И таблетки мы уже не пьем».

Комментарий . Благодаря регулирующей функции речи ребенок может сам сознательно себя контролировать. И родители прекращают прием препаратов, которые ранее назначали невропатологи, потому что они больше не нужны.

Речевой режим (1 этап коррекции моторной алалии).

Речевой режим – это правила речевого (вербального) поведения для взрослых, общающихся с ребенком, направленные на максимальное облегчение задачи усвоения ребенком родного языка. Это не обозначает, что нужно говорить за ребенка, снизив его речевую нагрузку. Напротив, это значит, что нужно создать такие условия, при которых ребенок сам должен будет как можно больше говорить.

· Говорить , как ни странно, нужно меньше. Не общаться меньше, а именно говорить. Представьте себе, что вы пытаетесь в реке увидеть одну конкретную каплю воды. В речном потоке их так много, что они сливаются в единое целое. Так и наша, взрослая, речь маленьким ребенком воспринимается одним сплошным потоком. И если мы хотим, чтобы ребенок нашел, увидел, поймал ту самую, нужную каплю воды, не проще ли дать ему эту реку по каплям. Потому давайте научимся говорить с ребенком:

· Говорить короткими фразами (не более 4 слов), без сложных конструкций, с интонацией завершенности (фразу «На улице тепло, и потому мы пойдем гулять» разбейте на две самостоятельные части: «На улице тепло. Мы пойдем гулять.»). Желательно на начальных этапах использовать прямой порядок слов в предложении: «киса хочет есть», «мы идем гулять» — т.е. подлежащее+сказуемое+любой другой член предложения. Но, учтите, такой порядок слов не позволяет использовать определения, прилагательные-признаки. Их очередь придет позже.

· Четко и плавно произносить все слова во фразе, не произносить слова по слогам – не делите каплю воды на молекулы, они не имеют смысла для ребенка.

· Говорить, чуть преувеличивая интонацию , чуть больше радости, чуть больше удивления: «Ах! Это жук!», «Мяч упал!», «Ой! Чашка разбилась!»

· Новое , изучаемое или закрепляемое слово произносить, выделяя голосом – сделать на нем логическое ударение, протянуть чуть дольше других слов. Не берите сразу много новых слов.

· Слова стараться использовать короткие, доступные пониманию и повторению, желательно 1-2 слога, без стечения согласных: не «стаканчик», а чашка, не «кукла», а ляля, не «кошка», а киса. Хотя исходить нужно из возможностей ребенка – кому-то проще сказать кошка («Кока»), чем киса. Поэтому иногда можно дать несколько разных слов, чтобы ребенок выбрал какое-то одно, удобное ему.

· Не пользоваться «детскими» словами . Если ребенок машину называет «би-би», мы радуемся и повторяем за ним «Да! Машина». Предметы называем словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов – это удлиняет и усложняет слово, а в дальнейшем мешает усвоению норм русского языка. Поэтому не «книжечка», а книга, не «собачка», а собака.

· Одобрять любые речевые проявления, давайте запомним – не важно, как звучит слово, сколько в нем осталось слогов, как искажаются звуки, главное чтобы слово было. Словом специалисты называют звуковой комплекс, всегда обозначающий один и тот же предмет или понятие. Например, «па» – слово, обозначающее «спать», «паа» — «купаться». Но если звуковой комплекс «па» применяется для обозначения понятий «купаться», «пойдем», «стол», «посмотри», и т.д. – увы, это не слово. Одобрять, поощрять, радоваться, но при этом не ожидать слов слишком сильно, чтобы не пугать ребенка: сказал – замечательно, не сказал – скажет в следующий раз

· Не просить ребенка «скажи» и «повтори», заменяйте эти слова чем угодно (Угадай, кто это? Я забыла, что это – помоги мне. Я не вижу, что там нарисовано?)

· Не заниматься, а играть . Будет лучше, если ребенок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Поэтому занятия проводятся не по расписанию 2 раза в неделю, а круглосуточно, в любую секунду – увидели на улице жука – выучили слова «жук», «ползет», «летит»… Рассказали: жук ползет в траве, жук летит в небе. Обучают не занятия с картинками, а жизнь.

· Говорить, глядя в лицо ребенку . Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, Б, В, Ф, М, С, З)можно увидеть, и это поможет ему правильнее произносить новое слово.

· Говорить лучше о предметах и ситуациях, которые есть здесь и сейчас. Из фразы: «убирай игрушки, мой руки, нужно покушать и потом пойдем гулять» — ребенок услышит и поймет только про игрушки. Для маленького ребенка будущее не существует, есть только настоящее.

· Предмет в руках ребенка помогает быстрее усвоить новое слово (примерно в 3 раза). Даже если он ломает машинку – он не просто ее ломает, он ее анализирует, и сейчас, пожертвовав одной машинкой, можно выучить новые слова «колесо», «руль», «красная», «сломал».

· Заведите дневник-словарь , в котором фиксируйте новые сказанные ребенком слова и фразы, он будет напоминать вам и другим членам семьи, о чем можно поговорить на прогулке или в магазине.

· Правила отмены занятий . Если ребенок заболел, устал или сильно не в настроении – лучше отменить или перенести занятие. Не стоит на ослабленный организм или на плохое настроение накладывать речевые упражнения, чтобы не возникла связка «мне плохо и я говорю, значит говорить плохо». Это может спровоцировать речевой негативизм. Только отменять занятия нужно так, чтобы ребенок не заметил факта отмены, чтобы в следующий раз не возникло искушения – «я покапризничаю и не буду заниматься».

Речевой режим (1 этап коррекции сенсорной алалии).

Речевой режим – это правила речевого (вербального) поведения для взрослых, общающихся с ребенком, направленные на максимальное облегчение задачи усвоения ребенком родного языка.

· Тишина. Создайте щадящий звуковой и слуховой режим ребенку – никаких телевизоров, музыки, телефонов. Слово звучит только в тишине.

· Послушание . Сформируйте у ребенка навыки послушания. Возможно их получится сделать поначалу только через неречевые действия: палец к губам – «тихо!», палец вверх – «внимание!». Но каждое неречевое действие сопровождайте этим словом.

· Фраза максимум из 2х слов . А лучше вообще одно слово. «Киса» или «это киса». Потому что «посмотри какая пушистая киса» — для ребенка звучит как китайский язык.

· Слова произносить в неизменном виде . Ребенок воспринимает новую форму слова как новое слово. «Вода», «воды», «водичка», «воду» — для ребенка это 4 разных слова, которые обозначают 4 разных предмета.Поэтому придется думать как сформулировать фразу, чтобы звучало по-русски, но и слово не изменилось. Например, не «покажи кису», а «где киса». Даже интонацию придется сохранять одну и ту же.

· С ребенком заниматься должен один человек, тот кого ребенок «слышит» (понимает). Остальные члены семьи пусть не обижаются, что их ребенок не слышит – так работает мозг ребенка с сенсорной алалией. Мы будем постепенно включать их в круг общения.

· Не заниматься, а жить . Будет лучше, если ребенок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Начните с бытовых предметов и ситуаций – они позволят ребенку понимать, что происходит вокруг него, получать желаемые предметы. Представляете как это трудно – хотеть конфету и не знать, как она называется, и как ее получить?

· Говорить, глядя в лицо ребенку . Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, Б, В, Ф, М, С, З) можно увидеть, и это поможет ему правильнее опознавать и произносить новое слово.

· Предмет в руках ребенка . Изучая новое слово – дайте этот предмет ребенку в руки, совершите это действие. Только в этом случае малыш может соотнести непонятные для него звуки (название предмета) с самим предметом, и понять, что «эта штука», оказывается, называется «машина». Если позволяют его возможности, он попробует повторить это слово – попросив в «машину» и получив машину – запомнит название.

· Заведите дневник-словарь, в который сначала запишите все слова и фразы (просьбы) которые ребенок понимает и выполняет, это поможет логопеду, используя их в работе, расширять понимаемый словарь. В дальнейшем записывайте все новые изученные и произносимые ребенком слова и фразы, так же для общего использования и закрепления другими членами семьи.

· Правила отмены занятий . Если ребенок заболел, устал или сильно не в настроении – лучше отменить или перенести занятие. Не стоит на ослабленный организм или на плохое настроение накладывать речевые упражнения, чтобы не возникла связка «мне плохо и я говорю, значит говорить плохо». Это может спровоцировать речевой негативизм. Только отменять занятия нужно так, чтобы ребенок не заметил факта отмены, чтобы в следующий раз не возникло искушения – «я покапризничаю и не буду заниматься

Комментарий — На каждом этапе коррекции речевой режим изменяется, Как меняются требования, я на занятиях сообщаю. В результате присутствия родителей на занятиях они постепенно изменяют его под своего ребёнка и в конце занятий приходят к тому общению как у них принято в семье.

sites.google.com

Консультация для родителей «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

Консультация для родителей (школа логопеда «Речевичок»).

Тема: «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

  1. Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.
  2. Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).
  3. Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).
  4. Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.
  5. Задает много вопросов (возраст почемучки).
  6. Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
  7. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками.
  8. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.

Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.

Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет.

Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:

  • Либо гипервозбудимы, либо пассивны.
  • Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.
  • Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).
  • Мелкая моторика рук развита слабо.
  • Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.
  • Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).
  • Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный.
  • Они не могут передать интонацию слова.
  • Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя).
  • Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла).

Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.

Я приготовила для вас рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:

Обогащение словарного запаса.

Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».

На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.

Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую.

Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.

Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.

Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили.

Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

Развитие грамматического строя речи.

Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте.

Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.

Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.

В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.

Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.

Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.

Хитрая плутовка – рыжая головка

Пушистый хвост краса

На голове гребешок

Кто же это? – петушок

Какие книги читать ребенку.

Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.

Правила для родителей читать ребенку каждый день!

Важно что читать малышу: обязательно народные сказки:

«Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».

logoportal.ru

Это интересно:

  • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
  • Виды психических расстройств при эпилепсии Психические расстройства при эпилепсии — явление нередкое. Болезнь представляет собой опасное патологическое состояние, которое характеризуется различными видами расстройств. При эпилепсии происходят изменения в строе личности: периодически больной испытывает то или иное психотическое состояние. Когда болезнь начинает себя проявлять, […]
  • Центры лечения анорексии Анорексия - это психическое отклонение, которое характеризуется патологическим желанием потерять вес, сопровождается сильным страхом набрать лишний вес. Анорексия зачастую коррелирует с таким заболеваниями как булимия, депрессия. Причины анорексии скрыты в психосоциальных факторах, таких как особенности воспитательного процесса, наследственность […]
  • Лечимся от этого заикания Лечение заикания / Форум За один день нельзя изменить жизнь, но за один день можно изменить мысли, которые навсегда изменят твою жизнь Сообщение редактировано 12:55 – 09.09.2015 пользователем admin Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую "механическую поломку" звукопроизношения, не связывают его […]
  • Невроз какие бывает Невроз или невротическое расстройство — состояние, возникающее в результате того, что человек долгое время находится в напряженной стрессовой ситуации. Люди, страдающие неврозами, обычно отдают себе отчет, что их психологическое состояние не идеально, и хотят избавиться от заболевания. Очень важно вовремя обнаружить невроз и начать его лечить. […]
  • Кортизол повышен из за стресса Почему повышен кортизол у женщины: причины и симптомы, методы эффективной терапии Кортизол в организме человека является основным и наиболее активным глюкокортикоидом (глюкокортикостероидом), относящимся к катаболической группе. Его основная роль — сохранение энергетических ресурсов организма. Эта палочка-выручалочка приходит на помощь, начиная […]
  • Детская депрессия симптомы Что такое детская депрессия До недавнего времени детскую депрессию не определяли, считая, что у ребенка не настолько зрелая психика, чтобы испытывать какие-то серьезные, «взрослые» переживания. Сейчас же о детской депрессии говорят и спорят все больше специалистов. О том, что такое детская депрессия, мы поговорили с психологом психоаналитического […]
  • Основные причины шизофрении Изображение расплывается и мутнеет в глазах: основные причины С возрастом большинство людей начинает болеть. Потеря остроты зрения - довольно частое явление среди людей, которые перешагнули 50-летний рубеж. Зачастую размытое зрение наблюдается у пациентов более молодого возраста, значительно ухудшая качество жизни. Что является причиной […]