Психологическая коррекция неврозов

Тема 6. Психологическая коррекция и психотерапия

Целями применения психологической коррекции является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, его индивидуально-личностных особенностей и способностей.

Подразумевает ответы на вопросы: “Что есть?” “Что должно быть в норме? “ “Что сделать, чтобы стало должное?“

Выделяют пять стратегий психокоррекции:

  • Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность), коррекция личности.
  • Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия
  • Коррекция, направленная на индивида или на семью
  • Коррекция в форме индивидуальных или групповых занятий
  • Коррекция как компонент клинической психотерапии при лечении нервно-психических заболеваний, или как основной метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптацией.
  • Отличия от психологического консультирования:

    • Роль клиента не такая активная, чаще пассивная, активность клиента лишь в желании измениться
    • Коррекция идет с помощью специальных тренинговых программ
    • Научение, а не философское осмысление себя
    • В качестве основных методов используются манипулирование, формирование и управление человеком. Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли материала из которого лепиться оптимальный для него и для общества образ.
    • Ответственность за изменения ложиться исключительно на психолога
    • Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги, нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (женского обаяния, личностного роста, сексуальный тренинг, тренинг общения и др.)

    В клинической психологии психокоррекция используется при психологических проблемах клиента, которые возникают в связи личностными аномалиями, акцентуациями, психопатиями, при неврозах, психосоматических расстройствах.

    Термин психотерапия введен В. Тьюком в 1875 г. может толковаться двояко — “лечение души” и “исцеление душой”.

    До настоящего времени нет единого мнения о границах, формах, методах психотерапии. Традиционно в отечественной науке и практике психотерапия относится к медицине (в 1985 году психотерапия была введена в самостоятельную медицинскую специальность).

    В узком понимании этого термина – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, невротических, психосоматических). Задача психотерапии – купирование психопатологической симптоматики и в конечном счете – гармонизация личности. Приказ № 294 Минздрава от 1995 г. – психотерапевт – это врач психиатр, имеющий специальную подготовку (не менее 700 часов) по психотерапии.

    Психотерапию принято разделять на общую и специальную. Под общей психотерапией в широком смысле слова, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью – такая психотерапия вспомогательное средство она необходима в любом мед. учреждении.

    Таким образом, психотерапия относится к сфере медицинской деятельности, поскольку: 1) сочетает в себе психологические и общемедицинские знания в отношении показаний и противопоказаний, 2) накладывает на психотерапевта ответственность в том числе и уголовную за неквалифицированное использование методов и способов психотерапии. При этом, для психологического консультирования противопоказаний нет, психокоррекция – занимает промежуточное положение, поскольку косвенно может влиять на здоровье и провоцировать его ухудшение.

    Традиционно выделяют три подхода при проведении психотерапии: психодинамический, поведенческий (бихевиоральный), и феноменологический.

    Выбор конкретной психотерапевтической методики зависит от ряда объективных (характер психопатологического симптома, этиопатогенез психических расстройств, инд-психол. особенности пациента) и субъективных факторов (инд-психол. особенности психотерапевта, широта его знаний и навыков, наличие времени и места для проведения психотерапевтического сеанса).

    Психодинамический подход исходит из бессознательного механизма формирования психопатологической симптоматики и поэтому направлен на перевод бессознательных влечений в сознание человека (победа ЭГО над ИД), их переработку и отреагирование с помощью следующих методик:

    1. Метод свободных ассоциаций, Анализ сновидений – человек продуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, не подвергая их анализу и критике, а психотерапевт их оценивает, рассортировывает в зависимости от значимости, выявляет вытесненные из сознания патогенные детские переживания. Затем пациенту предлагается отреагировать (катарсис – эмоциональное отреагирование и нейтрализация психотравмирующих ситуаций, может достигаться путем полного или частичного погружения в состоянии расслабления, легкого гипноза, и самогипноза) с целью избавления от их негативного влияния на психическую деятельность.
    2. Анализ ошибочных действий (описок и оговорок) человека, за которыми стоит символическое обозначение симптомов и проблем вытесненных из сознания.
    3. Анализ обыденного поведения
    4. Анализ переноса и сопротивления – перенос (трансферт) способность человеческой психики переводить внешние противоречия во внутренние и наоборот. (Контрперенос – реакция психоаналитика на своего клиента). Такой перевод происходит бессознательно. Так, например, человек, который уклоняется от разрешения внешних проблем, может оказаться во власти внутренних. Люди склонные к бесконфликтному поведению, часто уходят в свои внутренние проблемы и не могут самореализоваться.
    5. — анализируемость пациента, это феномен сходный с гипнабельностью

      — мотивация на длительный процесс лечения

      — истерические личностные расстройства

      Роль терапевта – нейтральная. Помогает пациенту исследовать свое бессознательное.

      Лечебная модель — медицинская. Общение врач-пациент. Авторитарная позиция врача. Терапевтический союз.

      Поведенческая психотерапиявпервые понятие ввели Арнольд Лазарус и Ганс Айзенк (1950).

      Направлена на “переучивание”, научения неправильно усвоенного поведения, т.е. симптома. Например, метод оперантного обуславливания направлен на изменение поведения пациента, научение его новым навыкам с помощью поощрения и наказания (“жетонная система” – лечение детского энуреза, удары током). Так при терапии алкоголизма широко используется условно-рефлекторный метод (аверсия) – сочетание приема алкоголя с рвотными средствами. В настоящее время широко распространены групповые варианты поведенческой психотерапии: тренинг уверенности, тренинг умений и т.д. При этом члены группы совместно подбирают аргументы, которые лишают силы страхи у одного из членов группы, а также новые варианты поведения закрепляются специальными упражнениями.

      Роль терапевта: учитель

      Лечебная модель: образовательная, авторитарная – учебный союз.

      Недостатки – изменяется поведение, а не внутреннее состояние; симптомы устраняются без обсуждения их причин; максимально — несколько месяцев.

      Феноменологический подход– основан на знании того, что человек имеет свободную волю и способность к самоопределению и самореализации. Проводиться повышение личностного потенциала, рост ”Я”, повышение спонтанности. В этой терапии важны непосредственные переживания, в данный момент времени “здесь и сейчас” (отсутствие историзма). В задачи психотерапевта входит взаимодействие в атмосфере взаимного принятия, способствует самовыражению. Основные техники – участие в диалоге “на равных”, эксперименты и игры, разыгрывание чувств, ролевые игры. Наиболее технически разработанной является гештальт – терапия — формирование завершенных гештальтов с помощью интеграции противоположностей, работа с мечтами и т.д.

      Роль терапевта — фасилитатор (ускоритель роста личности)

      Лечебная модель – экзистенциальная. Общение двух равных людей. Человеческий союз. Полное принятие и эмпатия клиента. При этом клиент ответственен за личностный рост.

      Суггестивные методы применение разнообразных методов прямого или косвенного внушения, т.е. вербального и невербального влияния на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Обычно происходит изменение сознания пациента. Для суггестии необходимо, чтобы человек обладал внушаемостью — это способность некритично (без участия воли), воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению (черты доверчивости и инфантилизма). Гипнабельность – это психофизиологическая способность легко и беспрепятственно входить в состояние гипноза (формирование переходных состояний между сном и бодрствованием). Выделяют 3 стадии гипноза:

      — летаргическая (возникает сонливость)

      — каталептическую (основной признак – восковая гибкость, ступор)

      — сомнамбулическая (полная отрешенность от реальности, снохождения и внушенные образы).

      Показания: истерические личностные расстройства, истерические неврозы, конверсионные расстройства. Эффективно применение суггестивных методов психотерапии для снятия дезадаптивных типов реагирования на соматическое заболевание.

      lektsii.org

      Психотерапия и психокоррекция неврозов

      психокоррекция детей. Психотерапия и психокоррекция неврозов. Будучи психологическими по своей природе, патогенетические механизмы неврозов детского возраста требуют психологических методов воздействия для их ликвидации. Вполне отдавая себе отчет в условности разделения методов психотерапии и психокоррекции, понимая, что это две взаимосвязанные формы психологического воздействия в целях сохранения здоровья людей, мы считаем все же возможным их разграничение.

      Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия применяется к лицам, уже заболевшим неврозом. В аспекте интересующей нас проблемы детских неврозов речь идет о применении широкого спектра психотерапевтических методов – групповых, индивидуальных, семейных, рациональных и суггестивных – наряду с медикаментозными и другими лечебными процедурами на этапе уже сформированной отчетливой клинической картины невроза. Когда речь идет о детях «еще не больных, но уже не здоровых», о начинающих складываться формах невротического реагирования и дезадаптированного поведения, т. е. когда речь идет о профилактике неврозов, на первый план выступают методы и приемы психокоррекции.

      Такое подразделение имеет и еще одно, организационное, обоснование. Дело в том, что при современной организации медицинского психиатрического обслуживания населения контингент детей в преневротических состояниях оказывается нередко без квалифицированной помощи. Такие дети не получают помощи у детского психоневролога (их состояние еще не дает оснований к проведению лечения), а в системе обычного воспитательного воздействия устранить формы дезадаптации и первые признаки невротических симптомов не удается. Кроме того, многие родители в силу бытующих предубеждений отказываются от услуг детских психоневрологов и психиатров, предпочитая обращаться в психологическую консультацию. Именно здесь таким детям и родителям может и должна быть оказана квалифицированная психопрофилактическая помощь. С другой стороны, психотерапевтическая работа, как уже не раз подчеркивали наши ведущие психотерапевты (например, В. Е. Рожнов, 1965), должна постепенно выходить за пределы стационаров и охватывать более широкие контингенты риска. Организационно эта работа оформляется и осуществляется в различных учреждениях консультативного типа: дневных стационарах, отделениях профилактики, медико-психологических консультациях, консультациях «Брак и семья».

      Таким образом, психотерапия и психокоррекция детских неврозов – это два взаимодополняющих друг друга метода психологического воздействия, каждый из которых имеет свои зоны приложения. Психотерапия – метод лечения, а психологическая коррекция – метод профилактики. В психокоррекционных воздействиях нуждаются дети из особого, повышенно уязвимого в отношении неврозов контингента. Поэтому для оказания им помощи необходимо всесторонне изучить психологические составляющие этой уязвимости, иными словами, психологически исследовать группу риска по детским неврозам и описать психологическое содержание факторов повышенного риска в отношении неврозов у детей. Эта работа и была проделана в настоящем исследовании. Задача психологической коррекции в целях профилактики неврозов у детей рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка.

      Психотерапия и психокоррекция неврозов. Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следующие.

      1. Положение, разработанное в теоретической концепции В. Н. Мясищева (1960), согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психотерапия и психокоррекция немыслимы без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи.

      2. Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева (1964), состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка.

      3. Разработанное Д. Б. Элькониным положение (1978) о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных игровых занятий.

      4. Положения теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна (1973) о формах психологических контактов между людьми.

      www.astromeridian.ru

      Коррекция психологическая. Методы психологической коррекции. Центр психологической коррекции

      Для начала стоит дать определение понятию психология. Буквально – это наука о душе. Психология в качестве самостоятельной дисциплины утвердилась лишь в прошлом веке, после получения экспериментальной базы и естественнонаучной физиологической основы.

      Какую роль играет психология в современной жизни?

      С данной наукой можно столкнуться не только как с научной дисциплиной, но и встретить ее в модных изданиях, радио- и телепередачах в виде психологических тестов, рекомендаций известных психологов семейным парам, бизнесменам и т. п.

      В рамках современного общества психология жизни имеет несколько значений. Это:

    6. Практическая роль – помощь в решении реальных проблем относительно производственной деятельности, жизненных трудностей, правильного выбора профессии, адаптации в коллективе, семейных взаимоотношений; обучение правильному подходу к руководителям, сослуживцам, подчиненным, родным.
    7. Развивающая роль – применение полученных психологических знаний к самому себе посредством самонаблюдения, профессионального психологического инструментария (к примеру, тестов).
    8. Общекультурная роль – овладение культурами разных народов посредством приобретения психологических знаний (труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых).
    9. Теоретическая роль – исследование фундаментальных проблем.

    Социальная психология в современном обществе

    За последние несколько лет социум перешел от состояния эйфории, предвкушения, связанного с благоприятными надеждами относительно научно-технического прогресса (НТП), к состоянию так называемой фрустрации (реальное видение негативных последствий влияния НТП).

    Первое последствие – расхождение гуманитарных и технических знаний. Это особо заметно в деятельности специалистов технического профиля. Они готовились лишь для систематического развития техники и производства. Интеллект такого специалиста, а также его навыки, умения, мировосприятие и психология, были сконцентрированы только на решении технических задач. Техницизм проявляется в процессе абсолютизации любой современной профессиональной деятельности, соответствующих знаний и требуемых подходов. Следствие этого происходит вытеснение индивидуальных потребностей общечеловеческими. Частным проявлением вышеуказанного процесса является трагическое развитие экологической и военной ситуации в современном мире.

    Среди разнообразных наук, центрированных на человеке, особое значение отводится социологическим и гуманитарным, в частности, социальной психологии. Она будет способствовать процессу нейтрализации в вышеупомянутых технических подходах касаемо вопросов мировоззрения. Социальные знания помогут увидеть глубину и всю сложность реальных человеческих взаимоотношений.

    Профессиональная деятельность, к примеру, инженера (преобразовательная, исследовательская, познавательная и др.) – это не только непосредственный контакт с анализируемом объектом (техникой, технологией, конструкцией), но и живое человеческое общение (кроме постановки целей, принятия решений, присутствует и координация групповых представлений и целей, умение разрешать внутриколлективные конфликты). Все это есть проявления особого межличностного общения, требующего от инженера специальных социально-психологических знаний и культуры, которыми он должен овладеть в ходе обучения.

    Психология жизни (как наука о душе) должна помочь современному обществу, наряду с развитием техники и технологии, эволюционировать в социально-психологическом и гуманитарном аспекте.

    Основы психологии человека

    Индивид – определенный человек с присущими ему исключительными особенностями (представитель человеческой расы).

    Всем известно выражение: «Человеком рождаются, а личностью становятся». Так, новорожденный ребенок – уже индивид, однако еще не личность. Если вокруг него будут созданы благоприятные условия, он вырастет ею. Но существует и иной исход: дети, воспитанные за пределами социума (не знающие языка и общепринятых социальных норм), часто не попадают под категорию личности. Также не определяются в качестве личности индивиды, ведущие вегетативный образ жизни; не способные к взаимодействию (вследствие генетических дефектов либо разного рода травм). К неличностям относятся и серийные убийцы, маньяки и иные психо- и социопаты.

    Личность – это прижизненное образование (системное), отображающее социальную сущность реального типа человека в качестве активного мирового преобразователя и осмысленного субъекта познания.

    Индивидуальность – это личность во всем своем своеобразии (сочетание личностных и индивидуальных свойств, которое отличает одного человека от другого). Она может проявляться в специфике либо чувств, либо ума, либо воли, либо всего одновременно.

    Что такое профпсихология?

    Это новая отрасль прикладной психологии, которая изучает закономерности становления личности в рамках профессиональной ориентации, феноменологию профессионализации, специфику профессионального самоопределения, а также психологические издержки данного процесса.

    Практически в жизни любого человека профессиональной деятельности отводится важное место. С рождением своего ребенка родители уже начинают задумываться о его будущем, внимательно наблюдая за склонностями и интересами.

    Перед выпускниками школ, как правило, стоит проблема касаемо выбора будущей профессии. К сожалению, довольно часто учебные учреждения выбираются случайно. После поступления для большинства молодых людей вышеуказанная проблема не разрешается окончательно. Многие разочаровываются в своем выборе уже на 1-м году обучения, некоторые – в начале трудовой деятельности, а третьи – спустя несколько лет работы по профилю. Профессиональная психология – отрасль, которая занимается изучением закономерностей в формировании намерений, выборе профессии, овладении ею.

    Ее объект – взаимодействие профессии с личностью. Центр исследования – профразвитие личности, профессиональное самоопределение.

    Специфические методы анализа профпсихологии основаны на формировании:

  • профессиональной психобиографии;
  • критических инцидентов;
  • профориентированной графологии;
  • экспертной оценки профессионализма;
  • ретроспекции профессиональных кризисов;
  • рефлексии профессиональной деформации и др.
  • Трактовка понятия «психологическая коррекция»

    Это направленная манипуляция определенными психологическими структурами, осуществляемая в целях обеспечения всестороннего развития индивида, а также его полноценного функционирования.

    Данный термин получил широкое распространение в 70-х годах (в период, когда психологи стали усердно заниматься психотерапией, как правило, групповой). В то время постоянно дискуссировали на тему касательно возможности психологов осуществлять лечебную (психотерапевтическую) деятельность, к которой они по факту были подготовлены за счет начального психологического образования как нельзя лучше. Это постоянно доказывалось на практике. Однако психотерапия – преимущественно лечебная практика. Ей могут заниматься исключительно лица с высшим медицинским образованием. В связи с этим было введено негласное разграничение: врач проводит психотерапию, а психолог – психологическую коррекцию. Все же вопросы, в которых соотносятся психотерапия и коррекция (психологическая), открыты и в настоящее время.

    Принято выделять две точки зрения касательно этого момента:

    1. Полная идентичность вышерассмотренных понятий. Но здесь не учитывается, что коррекция (психологическая) в качестве направленной манипуляции реализуется не только в медицинской практике (в трех основных сферах применения: психотерапии, реабилитации и психопрофилактики), но и в других областях, например, в педагогике. Даже в повседневном общении прослеживаются ее отголоски.

    2. Коррекция (психологическая) призвана заниматься решением задач психопрофилактики (на всех стадиях) и в особенности при проведении вторичной и последующей профилактики. Но данное жесткое ограничение области применения рассматриваемой процедуры представляется, так сказать, искусственным: относительно неврозов четко разграничить такие понятия, как психологическая коррекция, лечение, профилактика, психотерапия не удается, потому что невроз – заболевание, протекающее в динамике (не всегда удается отследить стадию предболезни от самой болезни, а процесс лечения большей частью состоит из вторичной профилактики).

    Также на сегодняшний день в рамках системы реабилитационного лечения заболеваний все чаще применяется комплексный подход, который учитывает присутствие в этиопатогенезе социального, биологического и психологического факторов, каждый из которых требует лечебных либо корригирующих манипуляций, соответствующих его природе. В ситуации, когда психологический фактор при определенном заболевании расценивается как этиологический, то его профессиональная коррекция большей частью совпадает с одним из компонентов такого лечебного процесса, как психотерапия.

    Установить общую схему касаемо соотношения вышерассмотренных понятий вне нозологии чаще всего невозможно. Роль психологического фактора в рамках этиопатогенеза определенного заболевания обуславливает ориентацию методов решения психотерапевтических задач, что позволяет отождествлять методы психологической коррекции с психотерапией.

    Сравнение психологической коррекции с психологическим вмешательством

    Результат – очевидное сходство. Коррекция (психологическая), как и психологическое вмешательство, расценивается в качестве целенаправленного психологического воздействия, реализующегося в разнообразных сферах человеческой практики и осуществляющегося с помощью психологических средств.

    И то и другое осуществляет одинаковую функцию. В зарубежной литературе больше распространено понятие «психологическое вмешательство», а в отечественной – «психологическая коррекция».

    Методы психологической коррекции

    Они многообразны, условно их можно классифицировать, исходя их специфики основных подходов:

    1. Поведенческий (отклонения трактуются как принципы бихевиоризма: и психотерапия, и психологическая коррекция сопряжены с необходимостью создания у пациента оптимальных навыков поведения; разного типа психические расстройства детерминированы неадаптивным поведением).

    Здесь применяются методы, которые условно можно отнести к трем группам:

  • контробусловливания (разрыв негативной укрепившейся связи между реакций и раздражителем и (либо) ее замена новой (на практике используются такие приемы психологии, как сочетание приятного воздействия с неприятной для пациента ситуацией или наоборот);
  • оперантные методы (применение системы наград за желательные, по мнению терапевта, действия);
  • методы, базирующиеся на взглядах социобихевиористов (предъявление врачом модели наиболее приемлемого поведения).
  • 2. Деятельностный (коррекция посредством организации специального процесса обучения, результат чего – управление и контроль внешней и внутренней активностью).

    3. Когнитивистский (основа – теории, характеризующие личность в качестве организации определенных познавательных структур; применение «личностных конструкторов», позволяющих выдвигать соответствующие гипотезы относительно мира).

    4. Психоаналитический (помощь пациенту в выявлении неосознаваемых причин серьезных переживаний, болезненных проявлений посредством их проработки).

    5. Экзистенциально-гуманистический (основаны на философии экзистенциализма).

    6. Гештальт-терапия (восстановление непрерывности человеческого сознания).

    7. Психодрама (моделирование в театральной форме участниками группы ситуации, предложенной одним из пациентов и основанной на реальных событиях из его жизни либо рассказах из его сновидений).

    8. Телесно-ориентированный (основан на системе «вегетотерапии» В. Рейха: «распускание мышечных панцирей», что впоследствии помогает человеку высвободить энергию, а значит, облегчить его душевные страдания).

    9. Психосинтез (важная роль отводится субличностям – обособленным личностям внутри каждого человека, с которыми в ходе терапии пациент знакомится и учится отделять их от своего реального «я»).

    10. Трансперсональный (помощь пациенту встретиться с собственным бессознательным и прожить соответствующий опыт посредством применения метода «холотропного дыхания»).

    Методы психодиагностики

    Они имеют следующий вид:

  • Бланковые (предложение испытуемому серии вопросов и суждений).
  • Опросные методы психологической диагностики (задавание испытуемому устных вопросов).
  • Рисуночные (использование созданных испытуемым рисунков или интерпретация им готовых изображений).
  • Проектные (применение вышеперечисленных методик).
  • Объективно-манипуляционные методы психологической диагностики (представление в форме разного рода реальных предметов решаемых испытуемым задач).
  • Цели психокоррекции ребенка

    В рамках отечественной психологии они устанавливаются посредством осознания закономерностей психологической эволюции ребенка в качестве активно развивающегося деятельностного процесса, который реализуется в сотрудничестве с взрослым.

    Цели психологической коррекции формируются на основании:

  • оптимизации социальной ситуации наблюдаемого развития;
  • формирования возрастно-психологических новых образований;
  • развития разных видов деятельности наблюдаемого ребенка.
  • Существуют правила, которыми стоит руководствоваться при конкретизации целей рассматриваемой коррекции, а именно:

  • Они должны быть сформулированы в позитивной форме.
  • Цели психологической коррекции должны быть достаточно реалистичны.
  • В них обязательно включают прогнозы текущего и будущего развития личности ребенка для систематической доработки коррекционной программы.
  • Необходимо помнить, что психологическая коррекция детей дает существенные результаты только по истечении длительного промежутка времени (в процессе терапии, к ее завершению, через полгода после нее).
  • В профессиональной деятельности коррекционно-развивающей направленности педагог-психолог специального учреждения применяет подгрупповые, групповые и индивидуальные формы работы. Психологическая коррекция и развитие ребенка по той или иной форме определяется в зависимости от его особенностей (выраженности аффективных проблем, возраста, темпов восприятия материала и др.).

    Программа психокоррекции поведения подростков с задержкой психического развития

    Воспитание социально-адекватного поведения – важнейшая цель коррекционной педагогики. Программа психологической коррекции поведения детей с ЗПР имеет достаточно сложные задачи ввиду того, что присутствует момент ослабленного, дефицитного развития, прежде всего психофизиологической базы механизмов поведения (аффективно-волевой сферы личности).

    Причина дисгармонии психического гомеостаза – острая церебральная недостаточность, заторможенность развития нервной системы. В связи с этим коррекция поведения – важнейшее направление в процессе работы с подростками с ЗПР. Она должна быть ориентирована на сокращение агрессии у детей и на формирование у них социально-адекватного одобренного поведения.

    Ей занимаются специализированные учреждения, к примеру, центр психологической коррекции «Речевой центр института семьи». Важнейший принцип его работы – учет степени тяжести и формы психического развития ребенка.

    fb.ru

    Психокоррекция неврозов

    Допустим у вас невроз. И вы не хотите пить таблетки, чтобы глушить свои симптомы. Вы решаете обратиться к психотерапевту. Ну, как решаете. Вы думаете об этом. Но вас гложут сомнения. А чем он может мне помочь? Разговорами? Подобные течение мыслей, зачастую, заставляют колебаться в принятии решения по обращению к психотерапевту. Поэтому вот вам несколько мыслей, что, надеюсь, вам помогут.

    Обращаясь к психотерапевту, вы можете столкнуться с ТРЕМЯ формами работы.

    1) Психологическое обучение. Этот формат подразумевает то, что вас обучат каким-либо конкретным полезным для вас навыкам. Например, вас могут научить аутотренингу, дыхательным техникам, аффирмациям, спонтанности или чему-либо еще. Эти навыки повышают вашу жизненную эффективность. Хотя и не устраняют патологические механизмы внутри вашей психики. Это что-то вроде общеукрепляющего. Заметьте, при физических заболеваниях практически всегда назначают витамины, препараты для улучшения кровообращения, иммуномодуляторы. Они добавляют сил вашему организму. Для психики общеукрепляющие тоже важны.

    2) Психологическая коррекция. Это переучивание. У вас есть какой набор привычек, который вам мешает. Который приводит к страхам, тревоге, обидам, бессилию, навязчивым мыслям, дереализации и другим похожим симптомам. Еще раз. У ВАС ЕСТЬ набор привычек, который приводит к вашим симптомам. В этом суть невроза. Задача психокоррекции поменять ваши текущие привычки. Например. Вы чересчур близко (остро, ярко) воспринимаете события жизни. Можно научиться фильтровать такие события. Вы сдерживаете эмоции, вибрируете от напряжения внутри себя. Можно научиться проживать эмоции. У вас бессилие от сложившихся в жизни обстоятельств. Можно научиться активно восстанавливать свои силы вместо пассивного погружения в пучину бессилия. Общение с людьми вас напрягает и тревожит. Можно научиться держать границы вместо того, чтобы следовать привычкам подстройки или конфликтного поведения. Если говорить языком метафоры, психологическая коррекция — это обезболивающее. Которое избавляет вас от головной боли.

    3) Психотерапия. Это уже воздействие не на конкретные симптомы и проблемы, а на всю психику в целом. Цель психотерапии – подвести вас к личностным изменениям, которые помогут вам стать сильней вашего расстройства. То есть – это уже про ориентацию на долгосрочный результат. Если брать язык метафор – это уровень закаливания. В самом широком смысле. То есть профилактический подход – это когда вы создаете условия для того, чтобы ваши симптомы не возникали и/или не возвращались. Это про настройку самооценки, формирование личных ценностей, про то, как брать ответственность за свою жизнь на себя.

    Заметьте, при неврозах НЕТ как такового прямого и точечного воздействия на какой-то конкретную причину, которая полностью и быстро уберет невроз как таковой. Это связано с тем, что невроз возникает всегда на почве целого комплекса факторов. Это не хорошо и не плохо. Это реалии. Поэтому, когда вы выбираете себе психотерапевта, уточняйте, какую форму работы (из перечисленных выше трех) он будет использовать.

    Пы. Сы. Лично я всегда первом этапе выбираю психокоррекцию. То есть предлагаю убрать симптомы, а уже потом думать о том, нужны ли вам (и готовы ли вы к работе над ними. ) личностные изменения.

    У вас есть невроз? Хотите попасть на онлайн группу Развития Эмоциональной Устойчивости? Пишите в личку, я расскажу, КАК это сделать.

    www.b17.ru

    Тема № 4. Психологическая коррекция и психотерапия неврозов.

    Невроз – функциональное расстройство нервной системы, возникающее вследствие действия психотравмирующих факторов, эмоционального и умственного перенапряжения. Выделяют три основные формы невроза: истерию, неврастению, невроз навязчивых состояний. греч. Neuron – нерв. НЕВРОЗ(Ы) – группа самых распространенных пограничных нервно-психических расстройств, психогенных по природе, но не обусловленных психотическими состояниями. Возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта невротического, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с окружением микросоциальным, в первую очередь с родителями. Могут возникать и под влиянием неудовлетворенности, тяжелых переживаний, перенапряжений, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потерь и прочих психотравмирующих факторов. В появлении неврозов значительную роль играют: 1) факторы биологические — такие как наследственность, заболевания соматические; 2) факторы социально-психологические — прежде всего, неблагоприятные семейные обстоятельства; 3) личностные особенности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов содержит как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживания (тревога, ощущение собственной неполноценности). При неврозах на первый план выступают расстройства сферы эмоциональной. Затруднения поиска выхода из переживаний влечет психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов невротических. Психогенный характер неврозов означает, что они обусловлены действием преимущественно психологических факторов (переживанием конфликта невротического) и связаны с активизацией симптомов расстройства в психотравмирующих ситуациях. К основным формам неврозов относятся: неврастения, невроз страха, невроз истерический, невроз навязчивости и психастения. Неврозы относятся к обратимым расстройствам. В их лечении особое значение принадлежит методам коррекции психологической, психотерапии, но применяется и медикаментозная терапия. В психологии при изучении конфликта невротического особое внимание уделяется психоаналитическим концепциям личности (фрейдизм; неофрейдизм; психология аналитическая). Поскольку в происхождении и характере течения неврозов одно из первых мест занимают особенности воспитания и отношений развивающейся личности, проблема неврозов весьма интересна для психологии. Согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли через такое развитие, и частицами тех же позывов, что из вытесненной бессознательной сферы стремятся к прямому удовлетворению. Невроз необычайно богат содержанием, ибо охватывает всевозможные отношения между Я и объектом, а также конфликтные отношения между Я и Сверх-Я. Неврозы не имеют некоего специфического содержания, коего нельзя было бы найти и у здорового: невротики страдают теми же комплексами, с коими борются и здоровые. Приведет ли борьба к неврозу или к компенсирующему высшему творчеству — все зависит от количественных соотношений, от взаимоотношений борющихся сил. Симптомы невроза обусловливаются либидо и его применением. Заболевание происходит, только когда Я теряет способность к распределению либидо. Каждый невроз как-то нарушает отношение больного к реальности, является средством отказа от реальности; в тяжелых случаях происходит прямо-таки бегство из реальной жизни. Неврозы составляют «преимущество» человека над животными, и относятся к болезням личности, имеющим социальную окраску. При неврозе, как и при психозе, происходит либо замещение реальности, либо утрата её. Поэтому некоторые неврозы — продукт конфликта и отчуждения, социальных противоречий, проявляемый в сфере психики. В то же время невроз может пониматься как своеобразный «негатив» перверсии. НЕВРОЗ: ПРИЧИНА — согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли через такое развитие, и частицами тех же позывов, что из вытесненной бессознательной сферы стремятся к прямому удовлетворению. Причина невроза возникает при соединении двух основных компонент: 1) унаследованного предрасположения благодаря фиксации либидо как результата наследуемой сексуальной конституции и связанных с ней доисторических переживаний, а также инфантильного переживания; 2) случайного травматического переживания. Неврозы обязаны происхождением конфликту между Я и сексуальностью, конфликтом между Я и Оно. Образуются в результате борьбы между интересами самосохранения и требованиями либидо. Неврозом заболевают, если отнимается возможность удовлетворения либидо — в результате «вынужденного отказа», и симптомы неврозов — заместители несостоявшегося удовлетворения. Симптомы невроза обусловливаются либидо и его применением. Заболевание происходит, только когда Я теряет способность к распределению либидо. В общем, к числу условий невроза относятся: 1) «вынужденный отказ»; 2) фиксация либидо (либидо: фиксация); 3) склонность к конфликтам. НЕВРОЗ (невроз и психоз) — расстройства деятельности психической; согласно З. Фрейду, возникают вследствие конфликта Я с различными господствующими инстанциями и суть выражение возмущения Оно против внешнего мира, выражение его неудовольствия или неспособности приспособиться к реальной необходимости. Невроз не отрицает реальности, но не желает ничего знать о ней; психоз же отрицает ее и пытается заменить. НЕВРОЗ: РЕМИССИЯ СПОНТАННАЯ (спонтанная ремиссия неврозов) — процесс самопроизвольного — преимущественно от внутренних причин — уменьшения и ослабления болезненных проявлений неврозов. НЕВРОЗ АКТУАЛЬНЫЙ — группа расстройств, проявляемых как непосредственные соматические последствия сексуальных нарушений. Симптомы: давление в голове, болевые ощущения, раздражение в некоем органе, ослабление или задержка функции. При нормальной сексуальной жизни отсутствуют. Согласно З. Фрейду, различаются три формы неврозов актуальных: неврастения типическая, чистый невроз страха и ипохондрия. НЕВРОЗ ВЕЛИКИЙ — («великие неврозы» нашего времени) согласно К. Хорни — самые распространенные и значимые формы современных неврозов, к коим относятся: 1) невроз привязчивости — поиск любви и одобрения любой ценой; 2) невроз власти — погоня за властью, престижем и обладанием; 3) невроз покорности — автоматический конформизм; 4) невроизоляция — бегство от общества. Эти неврозы как иррациональные способы решения конфликтов лишь увеличивают самоотчуждение людей. НЕВРОЗ ИСТЕРИЧЕСКИЙ — форма невроза, характерная различной клинической симптоматикой. Часто проявляется в виде судорожных припадков, астазии — абазии, истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативно-висцеральных расстройств. Особенно характерна такая особенность истерических переживаний, как неглубокость, демонстративность и ситуативная обусловленность. Для истеричных детей особенно характерно появление энуреза, энкопреза, заикания, анорексии. НЕВРОЗ КЛИНИЧЕСКИЙ — одна из основных форм нервно-психических расстройств. Причина их — так называемый конфликт невротический, активизирующийся в психотравмирующих ситуациях. Органические изменения мозга головного чаще всего отсутствуют. Выделяются три основных формы неврозов клинических: неврастения, истерия и невроз навязчивости. Глубокие формы невроза клинического истерического могут переходить в психотические расстройства, сопровождаясь помрачением сознания. Методы лечения неврозов клинических основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии — патогенетической, поведенческой, групповой и пр. Учение о неврозах клинических признает многофакторный характер этого заболевания, но подчеркивает ведущую роль психологических аспектов в их появлении и лечении. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ (невроз состояний навязчивых; невроз принуждения) — один из видов неврозов, вероятность появления коего особенно велика у людей с тревожным, ригидным, мнительным характером. Помимо общеневротических симптомов (раздражительность, повышенная утомляемость, нарушения сна, расстройства вегетативные) проявляется наличием у субъекта повышенной тревожности и угнетенного настроения, различных содержанием навязчивых мыслей воспоминаний, движений и действий, а также страхов (чаще всего в виде фобий — таких как кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения), ощущаемых как чуждые и принудительно повторяющиеся; В учении З. Фрейда анализировались индивидуальные и коллективные формы этого невроза. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫЙ — согласно З. Фрейду, одна из форм его — религия. НЕВРОЗ НАРЦИССИЧЕСКИЙ — их отличительная черта — фиксация либидо на ранних фазах, предшествующих фазам истерии или невроза навязчивости, и его направленность на Я, повышающие уровень амбивалентности чувств. Согласно З. Фрейду, характерная черта этих неврозов — активное участие Я в происхождении заболевания и их соответствие конфликту меж Я и Сверх-Я. НЕВРОЗ НООГЕННЫЙ — согласно В. Франклу — неврозы, порождаемые утратой смысла жизни. НЕВРОЗ ПЕРЕНЕСЕНИЯ — общее обозначение трех форм неврозов: истерии страха, истерии конверсионной и невроза навязчивости. Согласно З. Фрейду, их происхождение объясняется конфликтом и борьбой сексуальных влечений с инстинктами сохранения, конфликтом между требованиями сексуальности и Я, или же конфликтом между Я и Оно. Возникают потому, что Я не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в Оно, и не хочет содействовать моторному отреагированию этого побуждения; или же это побуждение неприемлемо для данного объекта. Я защищается с помощью механизма вытеснения; вытесненное восстает против своей участи и, используя пути, где Я не властно, создает себе заместительное образование, кое навязывается для Я путем компромиссов — симптомов. Я находит, что непрошенный гость угрожает и нарушает его единство, продолжает борьбу с симптомами, как и с первоначальными побуждениями влечений, и все в результате дает картину невроза. Неврозы перенесения характерны попытками защиты Я от сексуальности и в этом плане есть результат конфликта между Я и либидинозной привязанностью к объекту. Эти неврозы и являют собой собственный предмет психоанализа. НЕВРОЗ СТРАХА — форма невроза, который развивается в ответ на психические травмы и в коем определяющим симптомом является наличие страха свободного, (синдром страха). При этом чувство страха либо не локализовано, либо связано с определенным органом тела или конкретной ситуацией (например, страх высоты, замкнутых пространств). Согласно З. Фрейду, его самая обычная причина невроза страха – фрустрированное возбуждение; либидинозное возбуждение вызывается, но не удовлетворяется, и неудовлетворенное либидо прямо превращается в страх. НЕВРОЗ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ – заболевания, наступающие как результат механического воздействия, механической травмы. Согласно З. Фрейду, при определенных обстоятельствах Я бывает заинтересовано в появлении и существовании такого невроза как выгодной формы защиты от опасности. НЕВРОЗ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ – общий, «коллективный» невроз с разнообразными функциями. Согласно З. Фрейду, к таковым относится религия, эффективно защищающая от опасности персонального невроза (З. Фрейд и Т. Рейк подробно проанализировали и установили сходство между религией и неврозом навязчивости). НЕВРОЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ – вызываемое у животных в специальных условиях физиологического эксперимента состояние, характерное нарушением поведения адаптивного, невозможностью выработки новых и несрабатыванием старых рефлексов условных, отказом от еды, вегетативными расстройствами и нарушениями сна. Будучи моделью клинических неврозов у человека, он применяется для изучения механизмов деятельности нервной высшей.

    Неврозы (от греч. – neuron – жила, нерв) – группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Неврозы — группа функциональных психических заболеваний, вызываемых длительным воздействием на человека неблагоприятных условий его жизни. Неврозы — это нервно-психические заболевания, которые характеризуются временными, обратимыми (излечимыми) нервно-психическими расстройствами, при которых человек сохраняет критическое отношение к своей болезни и способность управлять своим поведением [1].

    Неврозы имеют полифакторную (многопричинную) природу. В этиологии неврозов определяющую роль имеют: биологические факторы(наследственность (в т.ч. родовые травмы) и конституция (телосложение),длительные соматические заболевания)); социально-психологические факторы (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание, очень сложная социальная ситуация развития); психические факторы(психотравмы, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы и т.п.). Для клинической картины неврозов характерно сочетание нарушений высшей нервнойдеятельностии соматовегетативных расстройств с глубокими переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.).

    Среди основополагающих форм неврозов выделяют: неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.

    Неврастенияявляется следствием перенапряжения, истощения НС, переутомления. Термин «неврастения» ввел М. Бирд в 1869 г. (букв.: «нервная астения, слабость»). Клиническое проявление неврастении — синдром (состоящий из ряда симптомов) раздражительной слабости (отсутствие выносливости к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления вниманияи повышенной физиопсихической утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций, на почве общей соматической слабости.

    Чувство страха в клинической картине различных неврозов занимает большое место. Если синдром страха — ведущий, можно говорить о неврозе страха.Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие фрустрационные факторы, вызывающие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожностии как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или к конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств, выступлений и т.п.).

    При истерическом неврозеклиническаясимптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, мышечные спазмы, "моторная буря"),в видесенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм) и в форме вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерная черта указанных расстройств – это, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная (какой-либо определенный класс социальных ситуаций) обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, энкопрез, заикание, анорексия и т.п.

    Невроз навязчивых состоянийчаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность (психическая застреваемость),неуверенность в себе, мнительность, низкий уровень притязаний и низкая самооценка и т.п. У людей с подобного рода эмоционально-чувственными проявлениями нередко возникают навязчивые страхи (фобии) — кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения кожи (т.н. симптом Каспера) и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т.п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного (невротика). Это, в частности, при непатологической невротизации личности, могут быть исключительно (индивид, например, в связи с чем-то испытывает глубокий стыд) неприятные эмоциональные воспоминания.

    В лечении неврозов, наряду с общеукрепляющими физиологическими мероприятиями и медикаментозными воздействиями, особая роль принадлежит психотерапии. Последняя выступает в качестве стержневого фактора тогда, когда речь идет о невротической личности (термин К. Хорни), а не о психопатологии. Предлагаемая методика является только психодиагностическим средством фиксации невротического личностного состояния (разной глубины), а не инструментом психиатрического диагноза. На основании данных только лишь этой методики нельзя также строить психологический диагноз и прогноз динамики невротических состояний субъекта. Итак, следует учитывать, что эта методика даёт лишь предварительную и обобщенную информацию о склонности личности к неврозу. Окончательные выводы в данном случае можно делать лишь только после комплексного физиопсихического изучения личности. К тому же, необходимо помнить, что испытуемый сам оценивает себя, пусть даже думая о том, как его оценивают другие люди.

    studopedia.ru

    Это интересно:

    • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
    • Лечим заикание в домашних условиях Как должно проводиться лечение заикания у детей по всем правилам Почему ребенок заикается Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин: повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает […]
    • Религия общечеловеческий невроз Найдено 6 определений термина РЕЛИГИЯ В трудах З. Фрейда содержались различные высказывания о религии. Наиболее полно взгляды на религию отражены в его работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» […]
    • Классификации умственной отсталости мкб 10 Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10). ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами . Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время […]
    • Проблема при синдроме дауна Сексуальность при синдроме Дауна Дон К. Ван Дайк и др. Доклад, представленный на 6-м Всемирном конгрессе по синдрому Дауна, Мадрид, 23-26 октября 1997 года (Don C. Van Dyke, et. al. Sexuality and Individuals with Down Syndrome) Материал любезно предоставлен Ассоциацией Даун синдром (г. Москва) Сокращенный перевод с английского Н..С. Грозной […]
    • Выпадения волос анорексия Какие народные средства от выпадения волос у женщин эффективнее для лечения? Густая грива блестящих волос – настоящий женский фетиш. Каждый день несколько волосков остаются на расческе, и это нормально: периодически они обновляются, и на месте выпавших вырастают новые. Тревогу стоит бить, когда «волосопад» принимает выраженный характер. В таких […]
    • Посттравматический стресс психология научная статья по теме ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССОРОВ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ: ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС Психология Текст научной статьи на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССОРОВ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ: ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС» ?ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2012, том 33, № 6, с. 20-33 К 40-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА […]
    • Гипноз при алкогольной зависимости Аудио гипноз лечение алкоголизма Я искала Аудио гипноз лечение алкоголизма. Решила проблему! Аудио гипноз лечение алкоголизма Лечение Гипнозом, Гипнотерапия в Москве. Институт Гипноза. Гипнотерапевты и Гипнологи: лечение алкогольной зависимости (кодирование от алкоголизма), лечение игровой и никотиновой зависимости Гипноз при алкоголизме отзывы. […]