Православие уныние депрессия

Он пытается бороться, найти выход. Регулярно посещает психолога, несколько раз в год ездит на специальные семинары. После них на короткое время испытывает облегчение, но затем все возвращается на круги своя. Жене он говорит: «Пусть от этого мне не становится легче, но там меня хотя бы понимают». Друзьям и родным он говорит, что страдает от депрессии.

В его положении есть одно особенное обстоятельство, о котором мы поговорим чуть позже. А сейчас придется признать, что, к сожалению, это не единичный пример. Таких людей много. Конечно, не все из них находятся в столь внешне выгодном положении, поэтому они часто говорят: мне тоскливо, потому что не хватает денег, или нет своей квартиры, или работа не та, или жена сварливая, или муж пьяница, или машина сломалась, или здоровья нет и так далее и так далее. Им кажется, что вот если бы немножко что-то поменять и улучшить, тогда и тоска пройдет. Они много сил тратят на достижение того, чего, как им кажется, им как раз и не хватает, но едва удается достигнуть желаемого, как снова, после краткой радости, наваливается тоска. Можно перебирать квартиры, места работы, женщин, машины, друзей, увлечения, но ничто не в силах раз и навсегда утолить эту всепожирающую беспросветную скорбь. И чем более обеспечен человек, тем, как правило, сильнее она терзает его.

Психологи определяют такое состояние как депрессию. Они описывают ее как психическое расстройство, как правило возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивающееся и без какой-либо видимой причины. В настоящее время именно депрессия – наиболее распространенное психическое заболевание.

Основные симптомы депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил».

Дополнительные симптомы: пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание.

Для того чтобы был поставлен диагноз «депрессия», достаточно наличие двух основных и двух дополнительных симптомов.

Если человек нашел у себя эти симптомы – что ему делать? Многие идут к психологам. И что же получают? Во-первых, самокопательные разговоры, а во-вторых, таблетки-антидепрессанты, коих великое множество. Психологи говорят, что депрессия в большинстве случаев успешно лечится. Но при этом признают, что это самое распространенное психическое заболевание. Здесь видно противоречие: ведь если болезнь успешно лечится, то почему она не исчезает, а число больных со временем даже увеличивается? Вот, например, с оспой успешно покончено, и уже давно нет людей, которые бы ею заболели. А с депрессией картина прямо противоположная. Почему?

Не потому ли, что лечатся лишь проявления болезни, а ее подлинные основы по-прежнему сохраняются в душах людей, как корни сорняков, которые вновь и вновь выпускают вредоносные поросли?

Психология – наука молодая. Официальное оформление она получила всего 130 лет назад, когда в 1879 году В. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Православие же насчитывает 2000 лет. И оно имеет свой взгляд на то явление, которое психология называет «депрессией». И с этим взглядом было бы не лишне ознакомиться тем, кого действительно интересует возможность успешного избавления от депрессии.

В Православии для обозначения этого состояния души используется слово «уныние». Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Различаются два основных рода уныния: уныние при полной подавленности духа, без чувства какого-либо озлобления, и уныние с примесью чувства злобы, раздражительности.

Вот как говорят об унынии древние святые отцы Церкви.

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).

Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. О них старец Паисий Святогорец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».

А вот как об этом писал святой Иннокентий Херсонский: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя.

Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».

Кто-то может возразить: неужто всякое печальное состояние есть уныние? Нет, не всякое. Грусть и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути, как предупреждал Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33).

Преподобный Иоанн Кассиан учит, что «только в одном случае надо считать печаль полезной для нас,когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства,или от созерцания будущего блаженства. О ней святой апостол говорит: “Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7: 10). Но эта печаль, производящая покаяние к спасению,бывает послушна,приветлива, смиренна,кротка,приятна, терпелива,как происходящая от любви к Богу,и некоторым образом весела,ободряя надеждою своего совершенства. А бесовская печаль бывает очень сурова, нетерпелива,жестока,соединена с бесплодной грустью и мучительным отчаянием. Ослабляя подвергшегося ей,она отвлекает от усердия и спасительной скорби,как безрассудная… Итак, кроме указанной выше благой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец».

Как справедливо замечает святитель Тихон Задонский, с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит».

Но с духовной стороны она несет и великий вред. «Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества», – так сказал об этом преподобный Исаия Отшельник.

Преподобный Исаия писал для монахов, то есть для тех, кто уже знает основные принципы духовной жизни, в частности то, что терпеливое перенесение скорбей и самоограничение ради Бога приносит богатый плод в виде очищения сердца от греховной грязи.

Каким же образом уныние может лишить человека этого плода?

Можно взять сравнение из мира спорта. Любой спортсмен вынужден терпеть тяжелые труды во время тренировок. А в борцовских видах спорта еще приходится испытывать и настоящие удары. А вне тренировок спортсмен серьезно ограничивает себя в пище.

Итак, он не может есть то, что хочет, не может пойти туда, куда хочет, и должен заниматься тем, что доводит его до изнеможения и причиняет реальную боль. Однако при всем этом если спортсмен не теряет цели, ради которой он все это переносит, то его упорство вознаграждается: тело становится крепче и выносливее, терпение закаляет его и делает сильнее, искуснее, и в результате он достигает поставленной цели.

Это происходит с телом, но то же самое происходит и с душой, когда она терпит выпадающие страдания или ограничения ради Бога.

Спортсмен, который потерял цель, перестал верить в то, что сможет добиться результата, впадает в уныние, тренировки для него становятся бессмысленной пыткой, и даже если заставить его их продолжать, чемпионом он уже не станет, а значит, потеряет плод от всех своих трудов, которые вольно или невольно претерпел.

Можно предположить, что подобное происходит и с душой человека, впавшего в уныние, и это будет справедливо, так как уныние это есть следствие потери веры, маловерия. Но это лишь одна сторона дела.

Другая заключается в том, что уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется.

Это есть тягчайший грех и величайшая глупость.

Суть ропота можно представить на простом примере. Вот человек подходит к розетке, читает над ней надпись: «Пальцы не совать – ударит током», потом сует в розетку пальцы – удар! – он отлетает к противоположенной стене и начинает вопить: «Ах, какой плохой Бог! Почему Он позволил, чтобы меня ударило током?! За что?! За что мне такое?! Ах, этот Бог во всем виноват!»

Человек, конечно, может начать с ругани в адрес электрика, розетки, того, кто открыл электричество и так далее, но закончит непременно обвинением Бога. В этом суть ропота. Это грех против Бога. И тот, кто ропщет на обстоятельства, подразумевает под этим, что виноват Тот, Кто эти обстоятельства послал, хотя мог бы сделать их другими. Поэтому среди ропщущих так много «обиженных на Бога», и наоборот, «обиженные на Бога» постоянно ропщут.

Но, спрашивается, тебя что, разве Бог заставлял пальцы совать в розетку?

В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого, а крайним, естественно, оказывается Самый Терпеливый.

И ведь как раз с этого греха и началось прозябание человечества. Как дело было? Сказал Господь: от любого древа ешь, только от этого не ешь. Всего одна заповедь, и какая простая. Но человек пошел и съел. Бог его спросил: «Адам, почему ты ел?» Святые отцы говорят, что если бы в этот момент наш прародитель сказал: «Я согрешил, Господи, прости, виноват, больше не повторится», то не было бы изгнания и вся история человечества оказалась бы иной. Но вместо этого Адам говорит: «А что я? Я ничего, это все жена, которую Ты мне дал…» Вот оно! Вот кто первым начал перекладывать ответственность за свои собственные поступки на Бога!

Адам и Ева были изгнаны из рая не за грех, а за нежелание каяться, которое проявилось в ропоте – на ближнего и на Бога.

В этом – великая опасность для души.

Как говорит святитель Феофан Затворник, «пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи». Так же и бедные, если от нищеты негодуют и ропщут, не получат прощения.

Ведь ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Поэтому если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от злости и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить ему еще большие неприятности. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.

О том, как именно сказываются эти разрушения, свидетельствует преподобный Иоанн Лествичник, составивший такой духовный портрет ропщущего: «Ропотник, когда дают ему приказание, противоречит, к делу негоден; в таком человеке нет даже и доброго расположения, потому что он ленив, и лень неразлучна с ропотом. Он изворотлив и многоизобретателен; и никто не превзойдет его в многословии; он всегда клевещет одному на другого. Ропотник в делах благотворительных угрюм, к приему странников не способен, в любви лицемерен».

Не лишним здесь будет привести один пример. Эта история случилась в начале 40-х годов XIX века в одной из южных губерний России.

Одна вдова, женщина из высшего сословия, с двумя молодыми дочерьми терпела большую нужду и горе, стала роптать сперва на людей, а потом и на Бога. В таком настроении она заболела и умерла. После смерти матери положение двух сирот стало еще тяжелее. Старшая из них также не удержалась от ропота и тоже заболела и умерла. Младшая сестра чрезмерно скорбела как о кончине матери и сестры, так и о своем крайне беспомощном положении. Наконец и она тяжело заболела. И эта девушка увидела в духовном видении исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом ей были показаны страшные места мучений, и здесь она увидела свою сестру и мать, а потом услышала голос: «Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они все переносили с терпением, смирением и благодарением, то сподобились бы вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Но ропотом своим они все испортили, за это теперь и мучаются. Если хочешь быть с ними, иди и ты и ропщи». После этого девушка пришла в себя и рассказала о видении присутствовавшим.

Здесь так же, как и в примере со спортсменом: кто видит впереди цель, верит, что она достижима, и надеется, что он лично сможет ее достигнуть, – тот может переносить тяготы, ограничения, труды и боль. У христианина же, терпящего все те скорби, которые неверующий или маловерный выставляет в качестве причин для уныния, цель более высокая и святая, чем у любого спортсмена.

Известно, сколь велики святые. Их подвиги признают и уважают даже многие неверующие. Есть разные чины святости, но среди них самый высокий – это мученики, то есть те, которые приняли смерть за исповедание Христа. Следующий после них чин – исповедники. Это те, кто пострадали за Христа, вынесли пытки, но сохранили верность Богу. Из исповедников многие были брошены в тюрьмы, как святой Феофан Исповедник; другим отрезали руку и язык, как святому Максиму Исповеднику, или вырвали глаз, как святому Пафнутию Исповеднику; третьих подвергали пыткам, как святого Феодора Начертанного… И все это они выдержали ради Христа. Великое дело!

Многие скажут, что им, обычным людям, это вряд ли по силам. Но в Православии действует один важный принцип, позволяющий каждому человеку стать святым и причисленным к исповедникам: если кто славословит и благодарит Бога в несчастье, тот несет подвиг исповедника. Вот как об этом говорит старец Паисий Святогорец:

«Давайте представим, что я родился калекой, без рук, без ног. Совершенно расслаблен и не могу шевелиться. Если я приму это с радостью и славословием, Бог сопричислит меня к исповедникам. Так мало надо сделать, чтобы Бог сопричислил меня к исповедникам! Когда я сам врежусь на своей машине в скалу и приму с радостью случившееся, Бог сопричислит меня к исповедникам. Ну, чего еще мне желать? Даже результат моей собственной невнимательности, если я с радостью принимаю его, Бог признает».

Но столь великой возможности и цели лишает себя человек, впавший в уныние; оно закрывает ему духовные глаза и повергает в ропот, который не может ничем человеку помочь, а вреда приносит немало.

Вот каково первое следствие уныния – ропот. И если что может быть хуже и опаснее, то это второе следствие, из-за которого преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния».

«Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения», – свидетельствует святитель Иоанн Златоуст.

Это крайнее изнеможение души называется отчаянием, и это – второе следствие уныния, если только человек вовремя не справится с этим грехом.

Вот как отзываются об этой стадии святые отцы:

«Отчаяние называется тягчайшим грехом из всех грехов на свете, ибо этот грех отвергает всемогущество Господа нашего Иисуса Христа, отвергает дарованное Им спасение – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну» (преподобный Ефрем Сирин). «Дух отчаяния приносит самые тяжелые мучения. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу» (преподобный Марк Подвижник).

«Не так губит грех, как отчаяние» (святитель Иоанн Златоуст). «Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться» (Преподобный Нил Синайский).

«Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ… Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему… и душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть»(святитель Иоанн Златоуст).

Отчаяние уже непосредственно ведет к гибели. Оно предшествует самоубийству, самому страшному греху, сразу отправляющему человека в ад – место, удаленное от Бога, где и света Божия нет, и радости нет, один мрак и вечное отчаяние. Самоубийство – единственный грех, который не может быть прощен, поскольку самоубийца не может уже раскаяться.

«Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-то скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: “…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную” (Мф. 27: 3–4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения, нужно ее наполнить надеждой на милость Божию» (Святитель Димитрий Ростовский).

«Иуда-предатель, придя в отчаяние, “удавился” (Мф. 27: 5). Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар – отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха – правосудным. Такова его хитрость» (святитель Тихон Задонский).

Так, искушая человека на грех, сатана внушает ему мысли: «Бог добрый, Он простит», а уже после греха старается ввергнуть в отчаяние, внушая уже совсем другие мысли: «Бог справедливый, и Он тебя покарает за то, что ты сделал». Диавол внушает человеку, что он уже никогда не сможет выбраться из ямы греха, не будет помилован Богом, не сможет получить прощения и исправиться.

Отчаяние – это смерть надежды. Если она наступает, то сохранить человека от самоубийства может только чудо.

Как проявляется уныние и его порождения

Уныние проявляется даже в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется – унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Может отмечаться постоянное снижение артериального давления. Также характерна вялость, инертность души. Хорошее настроение окружающих вызывает у унылого недоумение, раздражение и явный или скрытый протест.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать», а преподобный Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».

По словам преподобного Иоанна Кассиана, такое состояние человека «не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека».

Далее святой отец перечисляет проявления этого греховного болезненного состояния: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу».

Таковы проявления уныния. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления. Человек отчаявшийся, то есть потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим. Крайнее же проявление отчаяния, как уже было сказано, – самоубийство.

Каждый год на земном шаре миллион человек кончает жизнь самоубийством. Страшно вдуматься в это число, которое превосходит численность населения многих стран.

В нашей стране самое большое число самоубийств было в 1995 году. По сравнению с этим показателем, к 2008 году оно снизилось в полтора раза, но все равно Россия остается в числе стран с самым высоким уровнем самоубийств.

Действительно, в бедных и неблагополучных странах самоубийств происходит больше, чем в богатых и экономически стабильных. Это неудивительно, поскольку в первых у людей больше поводов для уныния. Но все же от этой беды не свободны даже самые богатые страны и самые богатые люди. Потому что под внешним благополучием душа неверующего человека нередко даже острее чувствует тягостную пустоту и постоянную неудовлетворенность, как было в случае с тем преуспевающим бизнесменом, о котором мы вспомнили в начале статьи.

Но его от ужасной участи, которая ежегодно настигает миллион человек, может спасти то особенное обстоятельство, которое есть у него и которого лишены многие из тех несчастных, что доводят себя отчаянием до самоубийства.

www.pravoslavie.ru

БогослАвие (про ПравослАвие)

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

ДЕПРЕССИЯ. ИСПЫТАНИЕ УНЫНИЕМ

Сообщений 1 страница 4 из 4

Поделиться12009-12-14 01:26:56

  • Автор: a.dmin
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2009-07-22
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 34683
  • Уважение: +1584
  • Позитив: +141
  • Последний визит:

ДЕПРЕССИЯ. ИСПЫТАНИЕ УНЫНИЕМ

Осень неоспоримо входит в свои права. Моросящий за окном мелкий дождик, ледяные бездыханные батареи и ранняя темнота тщательно испытывают нервы на прочность. Деревья на городской аллее отдают земле долги безропотно, по первому дуновению ветерка сбрасывая в грязь тяготящие их золото и багряницу. Птицы, следуя заложенному в них могучему инстинкту, послушно собираются в стаи, готовясь к перелету в теплые края. А что же венец природы? Да вот и он — сидит, нахмурившись, с тоской взирая на закипающий чайник. Добавленные в чашку ложечка меда и капелька кагора несколько освежают землистый цвет его лица, но это ненадолго. Напившись, изгнанный Адам отводит опустошенный взгляд в угол, демонстрируя окружающим полную апатию. Количество сигарет в пачке, торчащей из его кармана, стремительно уменьшается, а горка окурков в импровизированной пепельнице-пивной банке заметно растет. "Не трогайте Илюху, — предупреждают опытные сотрудники его отдела, — у него снова депрессия". А самые опытные уточняют: "Сезонная".

Депрессия, метко прозванная американскими специалистами "психическим насморком", распространяется в мире не менее активно, чем физическая простуда в холодный сезон. В настоящее время, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, только в США ежегодно этому недугу оказываются подвержены около 15 млн. человек. Другие исследования оценивают распространенность депрессивных расстройств гораздо выше — более 26% среди женщин и 12% среди мужчин. Согласно результатам научных исследований, опубликованным в "Журнале клинической психиатрии", ежегодные расходы, связанные с заболеваемостью американцев депрессией, в 1990г. составили 43,7 млрд. долларов. Эта сумма включает в себя стоимость 290 миллионов потерянных рабочих дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособности. Эти данные показывают, что из всех хронических заболеваний клиническая депрессия в наибольшей степени выводит людей из строя. Несмотря на распространенность и деструктивность этого заболевания, точный механизм или механизмы возникновения депрессии пока еще не открыты. Многие годы ученые считали, что депрессия связана с недостатком нейромедиаторов — либо вещества норэпинефрина, либо серотонина — в важнейших синапсах центральной нервной системы. Однако ключевая биохимическая причина депрессии пока остается неизвестной.

В противоположность биохимической версии возникновения депрессии, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что депрессия — это невыраженная и неосознанная ярость, реакция на состояние беспомощности или зависимости от других или на утрату возлюбленного(ой). Наиболее ранний гнев у ребенка мог быть вызван чувством "покинутости" матерью, когда у нее появляется другой ребенок. Поскольку ребенок не мог позволить себе гневаться на свою мать и идти на противостояние, полагал Фрейд, он обращал свой гнев против себя. Таким образом, невыраженный гнев сдерживался или направлялся внутрь себя. Депрессия по Фрейду — обращенный внутрь гнев. Каждый раз, когда индивид чувствует свое одиночество, его охватывает депрессия.

В некоторых случаях депрессию вызывают многие лекарственные препараты. К ним относятся, в частности, гормональные контрацептивы и анаболические стероиды. Один исследователь описывал два одинаковых случая: у женщин, никогда не страдавших психическими заболеваниями, через один-два месяца после введения норпланта (контрацептив длительного действия, который вживляется под кожу) возникала глубокая депрессия.

Прекращение приема таких стимулирующих наркотиков, как кокаин и амфетамин, также может вызвать симптомы депрессии, например, тоску, бессонницу и апатию.

Несмотря на то, что депрессию называют болезнью XX, а теперь и XXI века, этот недуг отнюдь не нов. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние под названием "меланхолия", видя его причину в наполнении мозга "черной желчью". В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета: от них страдал, например, царь Саул, а облегчение ему приносила игра Давида на гуслях. Многие места из Книги Псалмов свидетельствуют о том, что пророк и псалмопевец Давид также испытывал нападения тяжелого давящего уныния. Печален стих царя Соломона-Экклесиаста, повествующий о суете сует. Стоит ли винить в распространении депрессии современное информационное общество с его стилем и темпом жизни, если житель древней Иудеи или античной Греции был знаком с депрессивной симптоматикой ничуть не хуже, чем наш современник? Быть может, причина болезни кроется в претерпевшей грехопадение человеческой душе, за последние несколько тысяч лет изменившейся так мало?

Ни в одном из имеющихся в настоящее время научных трудов по психиатрии или психологии депрессия не получила столь точного и исчерпывающего описания, как в творениях святых отцов, где задолго до становления и развития светских наук о душевных расстройствах эти состояния были определены как греховные страсти уныния и печали. Тягчайшим из духов злобы называет дух уныния св. Иоанн Лествичник.

Пожалуй, напоминающий Илюху из нашей присказки персонаж отыщется в кругу знакомых каждого из нас, а кто-то, быть может, узнает в этом герое и себя в определенные жизненные моменты. Как помочь многострадальному меланхолику? Его мрачное настроение мигом подхватывает массовая культура. Ставшая в некоторых кругах хорошим тоном этика декаданса убеждает людей в том, что быть счастливым и радостным — неприлично, неправильно в нашем гибнущем мире. Лучше красиво увядать, предаваясь эффектному саморазрушению.

Поговорим о различии вариантов мужской и женской депрессии. У женщин депрессивные состояния чаще сопряжены с недовольством своей внешностью (дисморфофобия), желанием похудеть, исправить какие-то недостатки лица, фигуры. Толчком к развитию депрессии может послужить долгая травмирующая ситуация в семейной жизни (муж пьет, бьет жену) или невозможность создать семью, неудачи на работе, материальные проблемы, то есть, вполне реальные житейские причины. Депрессия у женщин может быть связана с гормональной перестройкой организма при беременности, после родов, при наступлении климакса. С мужчинами все гораздо сложнее. С большей легкостью атакуя Еву, которая порой не распознает вражеского нападения, видя причину внезапного приступа плохого настроения в "критических днях" или неудачной диете, для Адама враг рода человеческого подготовил артиллерию потяжелее.

Депрессия у мужчин часто возникает безо всякой на то видимой причины. Например, наш Илья — высокооплачиваемый сотрудник преуспевающей фирмы. Он молод, хорош собой, не обделен вниманием прекрасного пола. У него есть любящие родители, которые искренне гордятся сыном и души в нем не чают. Есть и друзья, которые всегда помогут в трудную минуту, выслушают, ободрят. Но, тем не менее, время от времени на Илью "находит". В такие периоды мрачные часы уединения сменяются отчаянными молодецкими выходками, зачастую пьяными. То наш герой ввязывается в криминальную разборку, явно недооценивая собственные силы. Оказавшись после этого на больничной койке, он тут же, в стационарных условиях, влюбляется и завязывает роман. Выписавшись из больницы, начисто забывает предмет былой страсти и отправляется за компанию с другом-экстремалом прыгать с парашютом. Сломав еще пару недоломанных ребер, не унимается, а покупает подержанный автомобиль (новый, видно, разбить жалко, зная свои особенности), садится за баранку в не очень трезвом состоянии, прихватывает с собой визжащую от восторга пьяную же подругу и гонит по ночному шоссе в неизвестность. "Еще жив?" — неудивительно, что знакомые Ильи уже давно начинают интересоваться его судьбой именно с этого вопроса.

Да, как видно из яркого примера, депрессия у мужчин часто сопряжена с алкоголизмом и может скрываться за его маской, выдавая причину за следствие. Представители сильного пола реже, чем женщины, признаются сами себе, что им требуется помощь специалиста. Если для женщин в период депрессии характерна слезливость, склонность к жалобам, желание обрести поддержку в лице священника, врача, родственников, друзей, то мужчины предпочитают страдать молча, из страха продемонстрировать кому-либо свою слабость. Например, экстремальные выходки Ильи имеют двоякую направленность — с одной стороны, желание убежать от своего недуга с помощью острых ощущений, с другой — доказать всем окружающим, что он не слезливый меланхолик, а "Крутой Уокер". Но оба этих пути ведут в тупик. Мы знаем из церковного предания, что любая болезнь посылается нам как жизненный крест, как духовное упражнение. От депрессии нельзя убежать. С ней необходимо бороться, как и с любой другой страстью, уповая на помощь Божию.

Бывает, что депрессией ошибочно называют состояние острого горя, например, при утрате близкого человека, тяжелой болезни, катастрофе. Главное отличие депрессии от состояния здоровой печали — это отсутствие надежды. Здоровый человек говорит себе: "Сейчас мне плохо, но это только сейчас. Со временем все изменится". По прошествии некоторого промежутка времени он уже не вспоминает травмирующее событие с точностью до мелких деталей — срабатывает спасительное свойство человеческой памяти забывать то, что ранит. При истинной депрессии бывает иначе. "Мне плохо и так будет всегда. Нет надежды. Нет выхода", — так звучит демонское нашептывание, которое больные депрессией принимают за свои мысли. Нетрудно догадаться, что цель этих внушений — привести человека к страшному и необратимому греху самоубийства. Причем этот ужасный акт не обязательно должен быть осуществлен через пресловутые веревку и мыло или прыжок с подоконника тринадцатого этажа. Постоянное истязание себя мрачными мыслями, если не искать выхода, может привести к постепенному ослабеванию и угасанию организма. Множество самых неожиданных болезней не заставят долго себя ждать, проявляясь на изможденном страждущей душой теле. Не минуют жертву депрессии и пагубные пристрастия вплоть до самых страшных вариантов наркозависимости. "Умерла от тоски", — разве не привычная для нас фраза, знакомая по любовным романам. Вдумайтесь в ее подлинный смысл.

К счастью, депрессия излечима. Об этом говорят данные психиатрической литературы. Но даже эти оптимистичные данные не говорят о той милости, которая открывается страждущей душе Врачом душ и телес, если больной проявляет твердую веру и непреложное мужество в борьбе с недугом. Врачи и лекарства — только помощники, через которых может быть дано исцеление. Дано тогда, когда ты будешь готов его принять.

Тем не менее, если вы замечаете у себя или кого-то из близких характерные симптомы депрессии, не следует пренебрегать медицинским обследованием. Стоит обратить внимание на следующие признаки:

1. Подавленное состояние духа большую часть дня, почти ежедневно, иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам.

2. Заметно снизившийся интерес ко всему — апатия, или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.

3. Значительная потеря или, наоборот, прибавление веса без изменения диеты.

4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.

5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение — ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений или психических процессов, почти ежедневно наблюдаемые другими людьми.

6. Почти хроническая усталость или потеря энергии.

7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее либо неуместное чувство вины.

8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.

9. Навязчивые мысли о смерти, или мысли о самоубийстве без особого плана, или попытка к самоубийству, или особый план его осуществления.

Если у вас отмечаются пять и более перечисленных признаков в течение времени не менее двух недель, в том числе обязательно наблюдаются первый и второй симптомы, это должно послужить поводом для обращения к врачу. Вряд ли оказываются правы те больные, которые полностью пренебрегают медицинской помощью и лекарствами. Быть может, они считают, что полностью уподобились отцам-пустынникам, надеясь на исцеление собственными молитвами?

Что же делать, если демон уныния избрал вас своей целью? Во-первых, излишне напоминать православному христианину, что следует обратить внимание на свою духовную жизнь, привести ее в порядок под руководством духовника. Во-вторых, не верьте своей депрессии, не становитесь ей послушны. Помните, что за этим состоянием скрывается мерзкий демон, чающий вас погубить и низвести на дно ада. Отвечайте на его нападки соответствующими молитвами, которые можно найти в любом молитвослове. Рационализируйте, оценивайте трезво все мысли, которые приходят к вам в голову. Я глупый, скверный, ни на что не гожусь? Нет, я чудное творение Божие. Все дурное во мне от моих грехов, но я пойду на исповедь, покаюсь и буду исправляться. С работы выгнали? Значит, неполезно мне было там работать. Я потерплю, помолюсь, и новая работа найдется. Жених бросил, нашел другую? Да ты посмотри на него — пьет, дерется, институт бросил, непонятно чем занимается. А заодно и на себя посмотри — не нужно ли в себе что изменить, если даже такой красавец тобой пренебрег. Вон дома пыль во всех углах. Исправишься — другого жениха Бог даст, хорошего, работящего. Помните — выход есть. По молитве он обязательно откроется.

В период депрессии не пренебрегайте общением с людьми. Даже если вам искренне хочется бежать в пустыню, остановитесь и заставьте себя силой вернуться в социум. Ведь на людях все наши грехи и страсти становятся очень хорошо видны, и с ними гораздо легче бороться. Хотя демон уныния будет внушать обратное. Мне очень хорошо знакомо это состояние по собственным периодам уныния и по опыту общения с вышеописанным Ильей. В такие периоды очень легко сходишься со случайными попутчиками, например, в поезде, особенно, если они предложат вместе выпить. Мимолетное общение, легкость, никаких обязательств! Зато старым друзьям, которые могут принести тебе реальную пользу, зная твое душевное устроение досконально, очень трудно показаться на глаза. Хочется от них бежать, сгорая от ложного стыда. Илья, например, в таком состоянии всегда бегает от друзей, с которыми раньше вместе исповедовался у общего духовника, боится, что они силой повлекут его, мрачного и спьяну не проспавшегося, к строгому протоиерею на исповедь. Я, перетрудившись на ниве отечественной дефектологии, шарахаюсь в узком пространстве клинического коридора от опытной коллеги, способной замечательно вернуть на место пошатнувшиеся мозги. В период депрессии в голову приходят самые неожиданные, фантастические идеи, которые надо внимательно отслеживать и уничтожать как абсурдные. Например, Илье кажется, что совершенно безобидная, тихая девица с его работы строит интриги, чтобы его на себе женить. По этой причине он с ней больше не здоровается, а если завидит вдалеке, то сразу пускается наутек. Стоит однажды принять такую мысль, и она обрастет сотней фактов и доказательств, якобы подтверждающих ее истинность: и с работы вас хотят выжить, и обманывают, и меньше всех платят, и друзья все не друзья, а так. Вспомните слова апостола: "Не всякому духу верьте". Демоны уныния — асы маскировки. Их главная задача — заставить вас думать, что причина вашего тяжелого настроения кроется в жизненных обстоятельствах, отношениях с окружающими, осени, темноте, холоде, полнолунии, только н в их лукавом нашептывании.

А если станет совсем невмоготу — позовите в гости других страждущих от депрессии, приготовьте вкусные антидепрессивные блюда (на столе рекомендуются соленые сорта сыра, красное вино, мясо со специями и инжир) и спойте вместе печальную русскую народную песню о несчастной любви. Пусть она даст выход негативным эмоциям — именно для таких случаев народ эти песни и сложил. У вас есть надежда. Противостаньте депрессии, и убежит она от вас, вместе со своим лукавым хозяином.

Депрессия является закономерным результатом современного стиля и образа жизни в мире, пропитанном грехом. Сегодня миллионы людей по всему лицу земли страдают от разной степени депрессии. Американские социологи посчитали, что приблизительно 15 % американцев страдает от хронической депрессии, и что эта цифра с каждым годом увеличивается.

Если спросить людей, что такое депрессия, то значение этого термина будет варьироваться от разочарования плохой игрой любимой футбольной команды до глубокой подавленности, приводящей человека к самоубийству.

Словарь Ожегова даёт следующее определение депрессии: «Депрессия – угнетённое, подавленное состояние; упадок». Часто депрессия описывается как эмоциональное состояние (или состояние души), погружённой в грусть, разочарование и безысходность.

Депрессия является одним из самых распространённых и одним из самых древних душевных недугов человечества. Её истоки доходят до времени грехопадения человека. Наверняка Адам и Ева после того, как они согрешили против Бога и были изгнаны Им из Эдемского Сада.

Классическими признаками депрессии являются: безразличие к жизни и потеря интереса к ранее любимым занятиям; нарушение аппетита и сна; вялость, потеря сосредоточенности, подавленность; малоподвижность, хроническая усталость; усиление чувства вины или чувства собственной ненужности и бесполезности, и, как результат, – негативные мысли о себе, жизни и окружающих, а в некоторых случаях – мысли о самоубийстве.

Депрессия часто сравнивается людьми с глубокой тьмой. Кто-то даже назвал депрессию погребением заживо. Всемирно известный богослов Чарльз Сперджен назвал депрессию «ужасом забытой Богом души».

Библия не даёт определения депрессии, но описывает людей в состоянии депрессии. Так, классическим библейским примером мужа скорбей является Иов. Вот как Библия раскрывает внутреннее состояние Иова: Иов 7:2-7 «Как раб жаждет тени, и как наёмник ждёт окончания работы своей, так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне. Когда ложусь, то говорю: ‘когда-то встану?’, а вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета. Тело моё одето червями и пыльными струпьями; кожа моя лопается и гноится. Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды. Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око моё не возвратится видеть доброе».

Подавленное состояние своей скорбящей души царь Давид описал в своих псалмах: Псалом 37:7,9,11 «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу… Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего…Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня». (Также прочтите Псалом 50).

Другие библейские примеры людей в состоянии депрессии:

Пророк Иона: История, описанная в Книге Ионы 4, особенно стихи 1-3 и 8-9).

Пророк Илия: История, описанная в 3-й книге Царств 19 (3 Царств 19:4-5 «А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих»).

Царь Саул: История, описанная во 2-й книге Царств 16:14-23.

Пророк Иеремия: История, описанная в книге пророка Иеремии 15:18, 20:7-8).

Основными причинами, вызывающими депрессию являются эмоциональные травмы, стрессы, семейные проблемы, физические недомогания, биохимический дисбаланс, обманутые надежды, неудачи, чувство вины, праздность, а в отдельных случаях – демоническое влияние, как в случае Царя Саула: 1-я Царств 16:14-16 «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя».

Давайте рассмотрим некоторые из этих причин более подробно:

Человек – существо сложное, обладающее физическим и духовным началом. Все части человеческой естества взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Именно поэтому физическая болезнь организма негативно сказывается на душевном состоянии человека, на его настроении. Аналогичным образом плохое или хорошее настроение отражается на здоровье человека. Библейская притча гласит: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22).

Депрессия может быть вызвана химическим дисбалансом в организме, которому может способствовать нехватка сна и отдыха, малоподвижность, авитаминоз и неправильное питание. Также химический дисбаланс организма может быть результатом или побочным действием медикаментозного лечения.

Обманутые надежды, гнев и горечь

Обманутые надежды способны вызвать депрессию. Об этом в Библии говорится так: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» (Притчи 13:12). Вот почему так необходимо внимательно следить за своими мыслями и чувствами, чтобы неоправданные надежды не переросли в обиды, которые потом обернутся в горький корень не прощения и будут разъедать и сквернить душу: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Послание Евреям 12:15).

Стресс – это такая вещь, которую нельзя снять с себя подобно пальто или рюкзаку. Стресс – это состояние, в которое мы загоняем самих себя, стараясь шагать в ногу со временем.

Господу известно, что человек в погоне за «птицей удачи» и за богатствами мира сего не избежит столкновения с депрессией. Вот почему будучи на земле Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Евангелие от Матфея 6:33).

Праздность, то есть безделье, является довольно частой причиной депрессии. Безделье оказывает на человека действие, противоположное стрессу. Если стресс работой и спешкой доводит человека до состояния безысходности и бессилия, то безделье расслабляет человека своей ленью, бездействием, малоподвижностью и безразличием. Это постепенно приводит к биохимическому дисбалансу и потери интереса к жизни.

Нераскаянный грех и чувство вины за совершённый грех являться одними из частых возбудителей депрессии.

Давид – Царь Израилев – находился в депрессии до тех пор, пока не исповедал Господу свой грех: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Псалтирь 31:3-4).

Депрессия Давида прошла только тогда, когда он исповедал Господу свой грех и попросил у Него прощения: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: ‘исповедаю Господу преступления мои’, и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалтирь 31:5). Именно поэтому Давид называет человека, освобождённого от чувства вины, блаженным: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха!» (Псалтирь 31:2).

Согласно Божьему обещанию, данному в Библии, «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Смиренная молитва царя Давида в 50-м Псалме является примером молитвы покаяния для каждого из нас: Псалтирь 50:1-14.

Нужно также помнить, что сама по себе депрессия грехом не является, но она может быть последствием греха, а также может стать причиной греховного поступка.

КАК БОРОТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ

Каждый со своей депрессией борется по-своему. Один – антидепрессантами, другой – алкоголем или наркотиками, третий – перееданием, а кто-то пытается найти отдушину в новых знакомствах или покупках. Однако это ещё никого не избавило от депрессии, а только создало дополнительные проблемы. Что же делать, чтобы вырваться из цепких лап этого душевного недуга? Вот несколько проверенных библейских советов. Воспользуйтесь ими, и вы навсегда забудете о депрессии.

СОВЕТ №1: Доверяйте Богу и Его Слову.

Во время депрессии доверяйте Богу и всем сердцем надейтесь на Него: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Псалом 41:6).

Господь способен не только утешить, но и дать силы перенести любые испытания: Исаия 40:29-31 «Он даёт утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся».

Библия учит, что Бог никогда не даст человеку испытаний больше, чем он может вынести, и в любых испытаниях всегда протянет руку помощи: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1-е Коринфянам 10:13).

Библия призывает нас не только верить в Бога, доверять Его Слову, но и возлагать все свои заботы на Господа: 1Петра 5:6-7 «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Господь вознаграждает такое доверие, вытесняя из сердца депрессию миром и покоем: Филиппийцам 4:6-7 «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

СОВЕТ №2: Не позволяйте чувствам и эмоциям руководить вашей жизнью.

Доверять Господу – не совсем простое дело. Гораздо легче доверять своим чувствам. Но ведь именно чувства приводят человека к депрессии, а не наоборот. Поэтому лучше доверять Богу и Его неизменному Слову, чем своим обманчивым и переменчивым чувствам.

Библия призывает нас всегда радоваться, не зависимо от обстоятельств, в которых мы находимся: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Филиппийцам 4:4), «Всегда радуйтесь» (1-е Фессалоникийцам 5:16-18).

Иакова 1:2 призывает христиан: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения…» Обратите внимание на то, что Иаков не говорит, чтобы мы «ощущали или чувствовали радость», но он призывает нас радостно встречать любые искушения и проблемы. Это означает, что мы должны сделать выбор, выбрать позитивный подход к любой ситуации.

Библейский пример такого отношения к жизни и к нежелательным обстоятельствам описан пророком Аввакумом: Аввакум 3:17-19 «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня».

СОВЕТ №3: Избегайте одиночества

Если вы чувствуете надвигающуюся депрессию, ни в коем случае не старайтесь уединиться вместе с ней. В первую очередь старайтесь приблизиться к Господу, а во вторую очередь, старайтесь быть с людьми. Не избегайте людей, избегайте одиночества!

Даже Господь Иисус, когда скорбел духом, просил учеников поддержать Его в молитве: Матфея 23:36-38 «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною».

Мы – христиане, следуя примеру Господа Иисуса Христа, также не должны избегать помощи братьев и сестер по вере, ибо Слово Божье призывает нас «носить бремена друг друга» (Галатам 6:2). Евреям 10:25 «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [то есть утешать] друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».

Слово Божье призывает не забывать молиться, особенно в сложных ситуациях: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы» (Иакова 5:13). Музыка также может приподнять ваш упавший дух, как в случае с царём Саулом (1 Царств 16:14-23).

Ежедневной молитве, прославлению и благодарению Бога необходимо отводить как можно больше времени. К этому призывает нас сам Господь в Своём Слове: 1 Фессалоникийцам 5:16-18 «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Псалтирь 102 1:-5 «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».

СОВЕТ №5: Устраняйте причину депрессии, а не её симптомы

Часто люди, пытающиеся избавиться от депрессии, лишь борются с её симптомами и последствиями, что ещё больше усугубляет проблему. Чтобы победить депрессию, нужно выяснить и устранить её причину. Чтобы это сделать, нужно быть предельно честными с самим собой. Ведь вам придётся исследовать собственное сердце и понять, что является причиной душевной боли. Для этого обратитесь к Господу с просьбой помочь исследовать ваше сердце: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23-24).

СОВЕТ №6: Не доводите до депрессии

Не нужно ждать, пока начнётся депрессия, чтобы потом с ней бороться. Самый лучший способ борьбы с депрессией – это её профилактика. Слово Божье подсказывает, что именно нужно делать: Притчи 3:5-6 «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои». Живите по этому принципу, и вам никогда не придётся страдать от депрессии и бороться с этим страшным недугом.

СОВЕТ №7: Не замыкайтесь в себе

В состоянии депрессии многие замыкаются в себе, тем самым давая Дьяволу возможность орудовать в их душе, пуская их по замкнутому кругу: проблема – переживания – одиночество – переживания – проблема. В трудное для вас время, оставаясь наедине с собой, старайтесь не замыкаться в себе. Следующие шаги помогут вам этого избежать:

А. Старайтесь как можно больше времени проводить за чтением Слова Божия. В нём столько много примеров людей, перенёсших страдания. В нём столько ободрения для страждущей души. Позвольте Господу утешить вас Своим Словом.

Б. Выйдете в тихую ночь на улицу, посмотрите на звёздное небо и вспомните о Божьем величии. Господь, сотворивший всё это, любит и вас. И Он в состоянии утешить вас и помочь разобраться со всеми вашими проблемами.

В. Найдите для себя какой-нибудь проект – займитесь чем-нибудь во славу Божью: пишите стихи, рисуйте христианские комиксы, составляйте библейские кроссворды, делайте презентации, пишите детские рассказы и т.п. Это не только поможет вам забыть о депрессии, но и оставаться полезным Богу в неблагоприятных для себя обстоятельствах.

Г. Оторвитесь от своей депрессии и подумайте о том, что, возможно, кто-то рядом нуждается в вашей помощи, заботе, поддержке или добром слове. Не оставайтесь во тьме своей депрессии, но будьте светом для этих людей: Матфея 5:16 «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Полный мир и покой в душе можно обрести только придя к Иисусу Христу: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремёненные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфея 11:28-30)

www.boguslava.ru

Это интересно:

  • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
  • Психиатрия расстройство личности Расстройство личности Расстройством личности или личностным расстройством называют определённые нарушения в поведенческой тенденции человека, связанные с отклонением от устоявшихся в данной культуре норм. Данное расстройство также характеризуется нарушением психической деятельности человека и его социальной адаптивности. Как правило, данная […]
  • Модель профессионального стресса Теории и модели профессионального стресса В течение последних лет отмечается повышенный интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса па рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием па работоспособность, производительность и общее состояние здоровье. В. А. Бодров отмечает, что […]
  • Слова на стресс Что такое СТРЕСС, СТРЕСС это, значение слова СТРЕСС, происхождение (этимология) СТРЕСС, синонимы к СТРЕСС, парадигма (формы слова) СТРЕСС в других словарях Состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных неблагоприятных воздействий. Быть в состоянии стресса. Снять с. Стрессовый - относящийся к стрессу, являющийся […]
  • Лечим заикание в домашних условиях Как должно проводиться лечение заикания у детей по всем правилам Почему ребенок заикается Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин: повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает […]
  • Депрессия темная ночь души Дэвид Хокинс. Депрессия и темная ночь души. Отчаяние характеризуется беспомощностью и безнадежностью и, следовательно, является угнетенным невыносимым состоянием. Теряется воля к жизни, Но даже акт суицида невозможен из-за недостатка энергии. Пассивный суицид происходит из-за непринятия пищи или неудовлетворения физических потребностей Депрессия […]
  • Заикание проходит ли Излечимо ли заикание Речь — одно из наиболее сложных и ценных приобретений человека. Она появляется тогда, когда высший отдел нервной системы — кора головного мозга — достигает достаточного развития. Развитие речи происходит постепенно. С 3 месяцев ребенок начинает издавать подражательные звуки. В 5—6 месяцев малыш приучается к слиянию отдельных […]
  • Таблетки зверобоя от депрессии Зверобой от депрессии Средства народной медицины отличаются высокой эффективностью и незначительными побочными эффектами по сравнению с традиционными лекарственными средствами, особенно если речь идет о настоях трав. Лидером среди целебных растений является зверобой, полезные свойства которого до сих пор открывают ученые во всем мире. Зверобой […]