Олигофрения в стадии имбецильность

Как развивается олигофрения в стадии дебильности и как её лечить?

Олигофрения в стадии дебильности представляет собой самую слабую степень умственного недоразвития, которая формируется под влиянием задержки развития или органического повреждения мозга у плода.

Олигофрения считается врожденной болезнью, но она может быть приобретенной в первые годы жизни ребёнка. Основные причины, способствующие развитию заболевания, можно классифицировать на три группы:

  • Генетические факторы.
  • Факторы, оказывающие влияние на развитие плода в утробе матери — злоупотребление алкоголем и болезни организма матери, применение лекарственных препаратов во время беременности, негативно влияющих на плод.
  • Тяжело проходящие роды и патологии ребенка в раннем возрасте — родовые травмы, черепно-мозговые травмы, иммунологическая несовместимость тканей плода и матери.
  • Несмотря на высокую степень изученности этиологических факторов заболевания, специалистам не удалость установить абсолютно все причины заболевания олигофрения в степени дебильности.

    Клинические признаки патологии

    Олигофрения в степени умеренной дебильности характеризуется проявлением общего неполноценного развития психики, особенно это отражается на познавательных способностях личности в целом. Первоначально нарушается высшая познавательная деятельность, а именно — абстрактное мышление на фоне изменяющихся эволюционных составляющих человеческой личности.

    Зачастую отклонения в психическом развитии дают о себе знать не сразу, а постепенно, порой они проявляются только в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте патология проявляется посредством недостаточности эмоциональных ответов, отставания развития речи, слабым интересом к окружающему миру, неспособностью выстраивать общение со сверстниками, неспособностью выявления конкретных явлений и признаков.

    Для больных данной патологией в подростковом и более старшем возрасте характерно развитие незрелости личности, невозможность самостоятельного принятия важных решений и импульсивность поступков.

    Олигофрения в легкой степени дебильности характеризуется следующими клиническими проявлениями:

  • неполноценное восприятие картины мира, рассеянность внимания, плохая память и низкая способность логического мышления;
  • неполноценное развитие нравственных и интеллектуальных эмоций, неадекватный ответ на события, происходящие вокруг, недостаточное проявление инициативы;
  • отсутствие целенаправленности действий;
  • серьезная задержка психологического развития и плохой коэффициент интеллекта.
  • Олигофрен в стадии дебильности с детства проявляет некоторое отставание в развитии, позже других детей начинает говорить, ходить. Фразовый речевой поток формируется лишь к трем — четырем годам, часто сопровождаясь отклонениями артикуляции.

    Некоторые больные поступают на обучение в обыкновенную школу, поэтому не в состоянии осмысливать даже несложный учебный материал. Но одновременно хорошая механическая память, усидчивость ребенка, а также настойчивость педагогов дают возможность для некоторых больных с успехом усвоить программу обучения в начальной школе, но уже с обучением в средней школе они справиться не в состоянии. В связи с этим, многие остаются на второй год обучения, поэтому специалисты рекомендуют отдавать таких детей в специализированные учебные заведения.

    Больные олигофренией способны овладевать каким-либо видом труда, обычно это неквалифицированная трудовая деятельность, так как работа выполняется механически в соответствии с инстинктом подражания. Круг интересов больных очень узкий. Они в основном сосредотачиваются на удовлетворении своих физиологических потребностей и потребностей в развлечении, они не интересуются жизнью коллектива и тем более не придают значения отвлеченным событиям и вопросам.

    Даже при развитии навыка чтения на удовлетворительном уровне олигофрены практически не уделяют внимания чтению книг, отдают предпочтение посещению кино или просмотру телевизора. Выбор программ или фильмов совершенно случайный. Обычно это приключения или детские фильмы.

    Люди, страдающие олигофренией в стадии дебильности, сохраняют способность обобщения полученного опыта, они способны проводить несложные умозаключения и делать практические выводы из них. В определенных жизненных ситуациях, основываясь на полученном опыте, больные могут проявлять активность и целенаправленность своих действий. Для дебильности характерно преобладание конкретно-образного мышления.

    Дебильность в зависимости от глубины поражения психики человека принято классифицировать на глубокую, среднюю или умеренную и легкую степень развития.

    Процесс лечения патологии

    Специализированного лечения для олигофрении разработано не было, так как патология не поддается никакой терапии, если только она не соотносится с нарушением обменных процессов в организме. Основное правило, которое может облегчить протекание заболевания — это патронаж физического и психического характера.

    В первую очередь его должны реализовывать родители. Но помимо опеки родителей в любом государстве имеются специальные заведения для детей с психическими отклонениями, в которые производится максимально возможная адаптация больного ребенка к жизни в современном обществе. Как правило, организуются занятия в соответствии с возрастной группой ребенка, после чего дети продолжают учебный процесс в специальных школах.

    При любой стадии развития олигофрении в форме дебильности ребенку назначается прием лекарственных средств, корректирующих метаболические процессы, а также терапия витаминами, аминокислотами и медикаментами, улучшающими кровоток в мозге и стабилизирующими внутричерепное давление.

    Профилактика развития патологии

    Любые профилактические мероприятия, предназначенные для профилактики прогрессирования олигофрении, классифицируются на первичные и вторичные средства. К первичным способам относятся: диагностика отклонений развития ЦНС плода, что дает возможность предотвратить рождение ребенка с умственными патологиями, реализация мер по охране здоровья будущих матерей и предотвращение развития у них инфекций и травмирования ребенка в процессе родов.

    Вторичные профилактические мероприятия предполагают проведение диагностирования слабоумия и полноценного лечения, а также реабилитации пациентов с олигофренией. Установление диагноза и последующее лечение — это вопрос медицины, а вот реабилитация пациентов — это полноценный комплекс профилактических мер, реализация большинства из которых предполагает наличие социального обеспечения и материальной поддержки со стороны государства.

    Прогнозы развития заболевания полностью зависят от степени умственной отсталости и от формы протекания. Для большинства олигофренов в степени дебильности остается возможной социальная адаптация, но при более запущенных стадиях олигофрении прогноз остается неудовлетворительным

    tvoelechenie.ru

    Родители ответственны за умственное и психическое, физическое и эмоциональное развитие своего ребенка. Однако ответственность наступает не с того момента, как рождается малыш, а когда произошло его зачатие, то есть еще в момент его формирования в утробе матери. Выделяют формы и степени олигофрении – серьезной болезни, которая затрагивает не только умственное, но и физическое развитие. Симптомы, как и причины, известны специалистам.

    Интернет-журнал psytheater.com выделяет олигофрению как серьезное заболевание, которое лишает нормальной жизни как ребенка, так и его родителей. Если на генном уровне произошли изменения, если мать болела во время беременности, если произошло инфицирование либо роды проходили с затруднениями, в редких случаях играют факторы внешней среды после рождения, тогда может развиться олигофрения.

    Речь идет о заболевании, которое проявляется на всех уровнях. Ребенок на всех уровнях отстает от нормального развития, по сравнению с остальными детьми. Однако у данной болезни есть множество форм, что различает степень умственной отсталости.

    Что такое олигофрения?

    Под олигофренией понимается заболевание умственной отсталости, что является врожденным отклонением по причине патологий в головном мозгу. Выражается заболевание тем, что ребенок отстает в своем развитии от остальных сверстников. Страдает преимущественно воля, разум, речь, эмоции, моторика. Под олигофренией понимается комплекс симптомов, которые также сказываются на физическом развитии малыша.

    Олигофрению еще называют малоумием, умственной отсталостью, слабоумием. Причины зачастую кроются во врожденных патологиях и мутациях. Однако бывают случаи развития приобретенного слабоумия по причине негативных факторов окружающей среды.

    Следует отличать олигофрению от деменции – двух форм умственного слабоумия. При деменции интеллект снижается по причине появления патологий в головном мозгу. При олигофрении с самого рождения имеются патологии, которые не позволяют головному мозгу достигать умственного развития до нормальных показателей.

    Также деменция, в отличие от олигофрении, является прогрессирующим заболеванием. Олигофрения уже сама по себе является окончательной степенью отсталости, что будет проявляться во все года.

    Олигофрения стала самостоятельной болезнью лишь в прошлом веке. До этого всех умственно отсталых людей, в том числе и с диагнозом деменция, называли слабоумными.

    Классификация олигофрении

    Существует несколько классификаций олигофрении. Первая и самая известная из них – по степени выраженности:

    По МКБ-10 выделяют такие формы олигофрении: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. Она зависит от показателей IQ:

  • Легкая – IQ в пределах 50-70 баллов.
  • Умеренная – IQ в пределах 35-50 баллов.
  • Тяжелая – IQ в отметках 20-35 баллов.
  • Глубокая – IQ не достигает 20 баллов.
  • Классификация по М. С. Певзнеру, который рассматривал олигофрению как одно из заболеваний, которое составляет 75% всех детских патологий:

  • Олигофрения неосложненная.
  • Осложненная нарушениями нейродинамики:
  • Превалирование возбуждения над торможением.
  • Слабость основных нервных процессов.
  • Превалирование торможения над возбуждением.
    • Олигофрения в комплексе с нарушениями анализаторов.
    • Олигофрения с лобной недостаточностью.
    • Олигофрения с психопатоподобным поведением.
    • Единой классификации пока не существует. Однако выделяют дифференцированные (причины заболевания выявлены) и недифференцированные (причины болезни невозможно определить) формы олигофрении.

      К причинам появления олигофрении относят различные физиологические факторы, которые оказывали свое влияние на период внутриутробного развития или после рождения:

    • Генетические патологии. Половина всех случаев олигофрении отмечается по этой причине. Данные мутации могут привести не только к умственной отсталости, но и к другим генетическим заболеваниям: синдром Дауна, синдром Вильямса, синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли.
    • Влияние ионизирующего излучения на плод.
    • Химические или инфекционные поражения.
    • Тяжелые роды: травмы, асфиксия.
    • Недоношенность.
    • Инфицирование ЦНС.
    • Травмы головы.
    • Гипоксия головного мозга.
    • Педагогическая запущенность в неблагополучных семьях.
    • Не всегда ученым удается выявить причины олигофрении. Поэтому есть заболевания, которые не поддаются объяснению.

      Симптомы олигофрении

      Рассматривая олигофрению, приходится выделять симптомы, которые присущи трем степеням его развития (дебильность, имбецильность или идиотия). Однако существуют симптомы, присущие всем заболевшим олигофренией:

    • Слабоумие – низкий познавательный процесс, память, восприятие, речь, внимание, эмоции, моторика, интеллект, мышление, воля.
    • Отсутствие абстрактного мышления, способности обобщать. Мышление у олигофрена ситуационное, образное, конкретное.
    • Бедность запаса слов, неспособность формировать фразы, неграмотность.
    • Память и внимание ослаблены, однако может быть развита механическая память, когда больной запоминает что-то избирательно.
    • Отсутствие инициативы и побуждений.
    • Неумение принять адекватное решение, отсутствие критического мышления, понимания своего состояния.
    • Физическое развитие также страдает, что отмечается в зависимости от степени олигофрении.

      По степеням олигофрении можно выделить такие симптомы:

    • Дебильность – легкая степень, при которой слабоумие выражено слабо. Человек способен закончить вспомогательную школу и начать вести самостоятельную жизнь. Абстрактное мышление отсутствует, однако работает конкретно-описательный тип. Они перенимают чужие мнения и взгляды, поскольку сами не обладают склонностью к суждениям и пытливостью. При всей своей отсталости у некоторых дебилов отмечается одаренность к запоминанию или совершению арифметических действий. Всех больных можно разделить на:
      1. Возбудимых (эретичных).
      2. Злобно-упрямых.
      3. Вяло-апатичных.
      4. Заторможенных (торпидных).
      5. Мстительных.
      6. Имбецильность – средняя степень, при которой больной сам может проговаривать фразы и понимает речь окружающих. Больной может усвоить элементарные навыки самообслуживания, простые трудовые действия и счетные операции. Имбецилы эмоционально привязаны к родным. Они не способны усваивают новый материал, лишь в условиях привычных и постоянно повторяющихся они склонны усвоить определенные навыки. Отсутствует инициатива, мышление примитивное, инертность, внушаемость, нужда в посторонней заботе и уходе, неспособность сориентироваться в новой обстановке
      7. Идиотия – тяжелая степень, характеризующаяся полным отсутствием мышления и речи. Эмоции базируются на ощущениях удовлетворенности. Осмысленная деятельность отсутствует. Одни идиоты являются злобно-гневливыми, а другие – вялыми и безразличными к окружающему миру. Идиоты не способны произносить ничего больше, чем просто звуки и слова. Они не понимают речи окружающих и не отличают посторонних от близких. Идиоты нуждаются в постоянном уходе и заботе со стороны, поскольку не способны овладеть навыками самообслуживания, неопрятны, порой даже не могут самостоятельно пережевывать пищу.
      8. Диагностика олигофрении

        Олигофрению подвергают диагностике по критериям, установленным в МКБ-10:

        А – Умственная отсталость с задержкой или недостаточностью развития психики. Отмечается нарушение способностей, которые должны развиваться при половом созревании и не дотягивают до нормального уровня интеллекта.

        В – Умственная отсталость вместе с психическими или соматическими нарушениями или возникающая самостоятельно.

        С – Нарушение адаптации. Однако в благоприятной обстановке и при легкой форме слабоумия возможно ее развитие.

        D – Измерение IQ с учетом кросс-культуральных особенностей.

        Е – Выявление поведенческих нарушений при отсутствии психических патологий.

        Рассматривают олигофрению по классификации Е. И. Богдановой:

      9. низкий интеллект.
      10. общее недоразвитие речи.
      11. нарушение восприятия.
      12. нарушение внимания.
      13. конкретность, некритичность мышления.
      14. отсутствие познавательных интересов.
      15. малопродуктивность памяти.
      16. нарушение эмоционально-волевой сферы.
      17. перейти наверх

        Выделяющие формы олигофрении классифицируются по этиологии возникновения:

      18. Первая группа – вызвана наследственными факторами. Включает синдром Крузона, болезнь Барде-Бидля, синдром Марфана, истинную микроцефалию, синдром Рада, синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, болезнь Лоуренса-Муна, синдром Апера, гаргоилизм, синдром Клайнфелтера, галактоземию, фенилкетонурию.
      19. Вторая группа – поражение плода при внутриутробном развитии: вирусные инфекции (краснуха во время беременности), листериоз, врожденный сифилис, токсоплазмоз, токсические факторы, гормональные нарушения.
      20. Третья группа – конфликт по резус-фактору, родовая травма, асфиксия во время родов, болезни первых 3 лет жизни (черепно-мозговые травмы, инфекционные поражения, врожденная гидроцефалия, недоразвитие функций головного мозга).
      21. Также выделяют первичную (истинную) и вторичную (ложную) олигофрении.

        Олигофрения проявляет себя с детства. У детей наблюдаются различные отклонения в психике, недоразвитость, отсутствие познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Олигофрения не развивается после формирования речи, однако возможна деменция. Интеллектуальный дефект в данном случае необратим. Неблагоприятными становятся прогнозы при сопутствующих психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия).

        Дети-олигофрены нуждаются в посторонней опеке. Они живут дома либо в специальных учреждениях. Такие дети растут раздражительными, ослабленными, нервными, отгороженными от других людей. Присущи им энурезы.

        Невозможно полностью излечить человека от олигофрении. В семье родители должны создать доверительные и благоприятные условия для развития малыша. Несмотря на его задержки в развитии, все же следует с малышом играть, обучаться, прививать навыки. В дальнейшем ребенок может обучаться в специализированных учреждениях.

        Медикаменты направлены на устранение симптомов, которые проявляются при олигофрении:

      22. Нарушение метаболизма лечится диетотерапией.
      23. Микседема, эндокринопатия лечатся гормональными препаратами.
      24. Коррекция аффективной лабильности и подавление извращенных влечений осуществляются благодаря Феназепаму, Сонапаксу, Неулептилу.
      25. Детей обучают элементарным трудовым навыкам, а также способности обслуживать себя.

        Многочисленные специализированные школы предлагают свои коррекционные программы, помогающие олигофренам приспосабливаться к социальным условиям. От болезни невозможно полностью избавиться, однако специалисты могут способствовать максимальному развитию человека, насколько это возможно при его болезни.

        psytheater.com

        Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

        Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

        Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

      26. 50-70 баллов – лёгкая степень;
      27. 35-50 – умеренная;
      28. 20-35- тяжёлая;
      29. меньше 20- глубокая.
      30. Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

      31. дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
      32. имбецильность – средняя.
      33. идиотия- глубокая.
      34. Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

      35. в период внутриутробного развития;
      36. во время родов.
      37. Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

        Кто он, человек с легким слабоумием?

        Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

        Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

        Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

        При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

        Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

        Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

        Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

        Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

        У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

        В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

        Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

        Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

        Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

        Стадии и степени дебильности

        Различают три стадии в зависимости от IQ:

        Также выделяют такие виды дебильности:

      38. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
      39. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
      40. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
      41. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.
      42. Детский дебилизм и его особенности

        Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

        В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

        Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

        С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

        Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

        Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

        Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

        Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

        Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

        Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

        Эмоциональная сторона

        У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

        Также существуют и два полюса активности:

        Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

        Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

        Особенности мышления

        «Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.

        У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

        У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

        Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

        Постановка диагноза и тесты

        С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

        Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.

        Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

        Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

        • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
        • вариант нормы: 90-110 баллов;
        • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
        • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.
        • Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

          Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

          Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

          Оценка развития речи

          Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

        • вставить в рассказ недостающие слова;
        • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
        • правильно расставить запятые в тексте;
        • придумать фразу из отдельных слов.
        • Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

        • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
        • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
        • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

        Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

        Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

        Коррекция и оказание помощи

        В основном лечение симптоматическое:

        Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.

        Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

        С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

        Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

        Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

        Профилактические меры

        Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

      43. выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
      44. обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
      45. здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
      46. мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.
      47. neurodoc.ru

        Имбецильность — промежуточная стадия олигофрении между дебильностью и идиотизмом

        Промежуточная степень умственной отсталости (олигофрении), которая находится между дебильностью и идиотией называется имбецильностью. Это средняя степень умственного недоразвития.

        Ребёнок с таким диагнозом признаётся инвалидом детства, так как он не способен жить самостоятельно. Ему необходима опека и постоянный контроль.

        Имбецилы обучаемы, но навыки, которыми они овладевают – самые примитивные. Они способны к общению, реагируют на одобрение, или осуждение.

        Математику осваивают на уровне примитивного счёта. Считают только конкретные, осязаемые вещи: деньги, предметы. Грамота даётся тяжело: могут читать небольшие тексты, чаще всего – по слогам. Умение писать ограничивается несколькими словами.

        Социально-бытовые успехи достаются им с трудом, но больного можно научить ухаживать за собой, самостоятельно есть, одеваться.

        Им доступно овладение азбучными трудовыми навыками, но обучение происходит путём длительных повторений и запоминаний одних и тех же действий.

        Высшие функции мозга, которые, собственно, формируют уникальную личность человека, находятся на предельно низком уровне. По своему психическому развития лица, страдающие имбецильностью, навсегда остаются в возрасте «дошколёнка».

        В отличие от людей с лёгкой формой умственной отсталости, имбецила легко узнать даже по внешним признакам. В зависимости от микро, или гидроцефалии, больной имеет непропорциональные размеры головы: слишком маленькую, или излишне крупную.

        Неправильный прикус, уши с приросшими к голове мочками, деформированные лицевые кости, застывший, немигающий взгляд – всё это внешние признаки имбецильности.

        То есть – те, которые можно заметить на лице. При ходьбе они неуклюжи, плохо координируют движения, часто горбятся, сутулятся. Мелкая моторика, благодаря очаговым неврологическим симптомам, им почти неподвластна. Большое достижение для лиц с имбецильностью – завязать шнурки, вдеть нитку в иголку.

        Такие люди вынуждены всю жизнь прожить в семье родителей на положении 7-летних детей. Отец и мать являются для них объектом неистощимой любви. Своих семей они не заводят. Общение ограничено семейным кругом, или группами реабилитации.

        Речь имбецила – это набор из пары сотен простых слов, которыми они пользуются лишь при острой необходимости. Они косноязычны, неправильно строят предложения, пользуются короткими фразами. Мышление развито на самом примитивном уровне, волевой фактор отсутствует, эмоции исчерпываются проявлением либо радости, либо гнева.

        Смена привычных обстоятельств повергает их в страх и растерянность. Безиницциативные, внушаемые, пассивные, они легко могут попасть под дурное влияние. Поэтому всю жизнь им необходим постоянный контроль и надзор.

        Кругозор имбецила не выходит за рамки удовлетворения естественных потребностей и удовлетворения простейших инстинктов.

        Их постоянно преследует чувство голода, они могут есть огромными порциями, не испытывая при этом чувства насыщения. Важно закреплять у них правила простейших норм поведения.

        Без неусыпного контроля семьи, педагогов и психиатров такие больные могут представлять опасность для окружающих. Они сексуально расторможены и не могут подавить своих половых влечений. Это часто грозит вылиться в асоциальное поведение (онанизм), приставание к женщинам и преступления на сексуальной почве.

        Олигофрения в степени имбецильности в зависимости от причин, вызвавших патологию, подразделяют на четыре формы.

      48. Наследственная форма. Она вызывается дефектными генами родителей.
      49. Внутриутробная форма. Болезнь провоцируют бактериальные, или вирусные инфекции, перенесённые женщиной во время беременности.
      50. Форма умственной отсталости, вызванная: а) родовыми травмами, гипоксией мозга плода, асфиксией новорождённого; б) перенесёнными в раннем детстве серьёзными инфекциями, или травмами черепа.
      51. Задержка умственного развития, вызванная врождённой неполноценностью эндокринной системы, или головного мозга.
      52. Провоцирующие факторы и причины

        Есть несколько комплексов причин, приводящий к развитию умственного развития:

      53. Причины внутреннего характера: хромосомные аномалии, генетические сбои, наследственные факторы.
      54. Причины внешней этиологии: инфекционные заболевания в период беременности, злоупотребление будущей матерью любыми видами наркотических средств. Травмы черепа ребёнка во время родов, или после них, а также разные резус — группы крови матери и ребёнка.
      55. Причины смешанной этиологии: влияние на ребёнка, как внешних, так и внутренних повреждающих агентов. Двойной натиск патологических факторов дают самую серьёзную степень имбецильности.

      Стадии и степени развития

      Олигофрения имеет три тяжести развития в зависимости от степени умственной отсталости — дебильность, имбецильность, идиотия.

      В свою очередь имбецильность имеет 2 степени тяжести: умеренную и выраженную. Для каждой из них характерна определённая форма умственной недоразвитости:

    • Умеренная степень тяжести. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта от 34 до 48 баллов. Способность к мышлению ограничена: оно конкретное, напрямую связано с определённой ситуацией. Возможность к анализу, ассоциациям таким пациентам недоступна. Больные неправильно строят предложения, косноязычны, имеют минимальный запас слов, необходимый для общения с теми, кто их опекает. Эмоциональность почти на нуле, слабо развита мелкая моторика. Ярко выражена неврология: парезы, расстройства чувствительности. Органическое поражение черепно-мозговых нервов нередко вызывает эпилепсию. Иногда присоединяются признаки аутизма.
    • Выраженная степень. Нижняя граница IQ всего 20 баллов, верхняя не превышает 34. Неврологическая симптоматика весьма колоритна: к парезам присоединяются параличи, моторика в зачаточном состоянии. Интеллектуальные способности и личностные качества выражены в самой малой степени. По уровню словарного запаса похожи на 6-летних детей. Им необходим пожизненный контроль, помощь в простейшем самообслуживании.
    • Имбецильность у детей

      В отличии от дебильности, имбецильность у своего чада можно заподозрить чуть ли не с пелёнок. Этот ребёнок всюду сильно запаздывает.

      Если к годовалому возрасту он не отличает родителей от посторонних, не проявляет никакой реакции на обращённую к нему речь, не интересуется игрушками, следует насторожиться. Дети начинают поздно сидеть, стоять.

      Малыш с подозрением на имбецильность не берёт протянутые ему игрушки, не хватается за ближайшую опору при угрозе падения. Ходьбу осваивает только к 2-м годам.

      В этом возрасте детишки не понимают, чего от них хотят, ориентируясь больше на интонацию собеседника, чем на смысл обращения. Им не свойственна любознательность, интерес к окружающему миру.

      Все их игры отличаются каким-то единым стандартом и нелепой трафаретностью. Речь даётся им с трудом, отличается неправильным построением, косноязычностью. К двум-четырём годам они только начинают учиться говорить.

      В коррекционных классах таких больных можно научить только счёту в пределах 10, чтению по слогам, коротким пересказам услышанного.

      Дети-имбецилы отличаются почти полным отсутствием эмоций, «застывшей» мимикой лица и тотальным безразличием к окружающему миру. В младенческом возрасте их часто принимают за глухих из-за отсутствия реакции на обращённую к ним речь.

      Диагноз и тест на имбецильность

      Такие пороки развития, как имбецильность, можно диагностировать ещё в период беременности женщины. С помощью скринингового исследования имеется шанс выявить отклонения в развитии плода на ранних стадиях.

      Определить имбецильность помогут тесты на уровень IQ и шкала Векслера. Уровень коэффициента интеллекта при имбецильности колеблется от 60 до 20 в зависимости от степени тяжести заболевания.

      Баллы в количестве меньшем 55, набранные по шкале, также свидетельствуют в пользу заболевания. По результатам тестов психоневролог ставит оценку умственных способностей.

      Для постановки диагноза, помимо тестов, проводится беседа с пациентом, из которой можно сделать выводы о том, насколько у него развита речь, каковы его интересы, насколько он адаптирован среди людей.

      Точной постановке диагноза и выяснению причин болезни поможет проведение компьютерной и резонансно-магнитной томографии. Нарушения в работе головного мозга выявит электроэнцефалограмма. Сосуды на предмет патологии проверяют с помощью ангиографии.

      Возможности коррекции и адаптации пациента

      Имбецильность, как и любая врождённая форма слабоумия, не излечивается. Всё, что можно сделать для таких больных – это лечить не болезнь, а симптомы. Медикаментозное лечение делится на специфическое и симптоматическое.

      Специфическое лечение получают пациенты с нарушением в обмене веществ и при ферментных дефектах:

    • При гипотиреозе недостаток тиреоидных гормонов лечат их синтезированным заменителем – Левотироксином. Эндокринолог подбирает индивидуальную схему приёма препарата, определяет первоначальную дозу и последующее её нарастание.
    • Фенилкетонурия лечится строгой диетой. Исключаются продукты с высоким содержанием белка, то есть – фениланина. В организме не вырабатывается фермент, который должен превращать фениланин в тирозин. А именно тирозин отвечает за нормальное протекание многих гормональных процессов. Кроме диеты, больным необходим приём Карнитина, который тормозит избыточную выработку гормонов щитовидной железы.
    • Токсоплазмоз хорошо поддаётся лечению антибиотиками, Дирапримом, Хлоридином, препаратами мышьяка.
    • Инфекции мозга (энцефалит, менингит) лечат антибиотиками в сочетании с сульфаниламидами (Бисептол, Сульфатон, Бактериал).
    • Симптоматическое лечение состоит в назначении препаратов, стимулирующих деятельность мозга. К ним относятся:

      1. Психостимуляторы. Медикаменты, повышающие уровень умственной и физической активности (Кофеин, Сиднокарб, Риталин, амфетамины).
      2. Биостимуляторы. Фитосборы и травы, ускоряющие обмен веществ (экстракт алоэ, женьшень, мумиё, прополис, подорожник)
      3. Диуретики. Средства, выводящие лишнюю воду из организма (Фуросемид, Диакарб, Маннит). Они показаны при гидроцефалии.
      4. Противосудорожные препараты (Фенобарбитал, Фенитоин, Карбамазепин) назначаются при склонности к эпилептическим приступам.
      5. Психотропные средства группы транквилизаторов (Феназепам, Элзепам, Сибазон) и нейролептиков (Аминазин, Галоперидол, Тизерцин) применяют для снижения возбудимости и немотивируемых вспышек агрессии.
      6. Пациенты с выраженными дефектами речи занимаются с логопедом. Все больные должны находиться под наблюдением у психиатра. Помня, что имбецилы по уровню развития не опережают семилетних детей, основное лечение сводится к воспитанию, уходу и неусыпному контролю.

        Если контроля за больными нет, они легко подпадают под влияние асоциальных элементов и становятся соучастниками преступлений. Такие люди опасны и нуждаются в помещении в психиатрическую клинику, где проходят курс лечения антипсихотиками.

        Предупредительные меры

        Профилактика имбецильности делится на первичную и вторичную. Первичная состоит в том, что возможные патологии выявляют ещё на стадии формирования и развития плода.

        Беременной женщине проходятся процедуры УЗИ и исследуется кровь на наличие некоторых гормонов. Полученные данные свидетельствуют о благоприятном течении беременности, если гормональный фон в порядке. Отсутствие некоторых гормонов может свидетельствовать о развивающейся патологии плода.

        Вторичная профилактика – это быстрое выявление патологий у новорождённых. Чем раньше выявлены симптомы болезни, тем раньше предпринимаются меры по реабилитации и развитию психики и интеллекта ребёнка.

        neurodoc.ru

        Олигофрения — наследственное заболевание обмена веществ, обусловленное дефицитом одного из ферментов обмена фенилаланина, сопровождающееся нарушением гидроксилирования аминокислоты фенилаланина в тирозин. В результате в организме больного ребёнка происходит постепенное накопление фенилаланина и его метаболитов, оказывающих токсическое действие на ЦНС с дальнейшей задержкой психического развития. Болезнь в первые описана в 1934 г. А. Феллингом.

        Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервно–психические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально–речевой сфере и в меньше степени — в сенсомоторной). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 20–50) и дебильность (IQ = 50–70).

        Идиотия — самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей.

        Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке.

        Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

        Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты.

        В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

        Зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Для улучшения обменных процессов назначают ноотропы, церебролизин, глютаминовую кислоту, липоцеребрин, проводят витаминотерапию. Для снижения внутричерепного давления делают вливания магнезии, назначают глицерин, диакарб.

        При сильной заторможенности применяют стимуляторы (сиднокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и т.д.). При возбуждении назначают нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства.

        Эффективность лечения тем выше, чем раньше оно начато. Большое значение имеют коррекционные лечебно-педагогические мероприятия (олигофренопедагогика), в т.ч. обучение умственно отсталых детей и подростков в специализированных учреждениях (например, вспомогательных школах, интернатах, специальных ПТУ).

        medinfa.ru

        Это интересно:

        • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
        • Удаление зуба это стресс Возможно ли удаление сразу несколько зубов? Опубликовано в категории: Удаление зубов Зубы – один их самых хрупких органов нашего организма. Они требуют к себе внимания, постоянного ухода: раз в полгода необходимо посещать стоматолога с целью санации полости рта, каждые 3 месяца менять зубную щетку и удостовериться, что вы правильно владеете […]
        • Причина аутизма у детей Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), […]
        • Депрессия как лечить медикаментозно Лечение депрессии медикаментозно Распространенное психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения, нарушением мышления и двигательной заторможенностью, называется депрессией. Лечение этого состояния начинается с установления причины и предполагает комплексный подход. Медикаментозное лечение депрессии проводится параллельно с […]
        • Глиатилин при аутизме Глиатилин: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Gliatilin Код ATX: N07AX02 Действующее вещество: холина альфосцерат (choline alfoscerate) Производитель: Италфармако С.п.А. (Италия) Актуализация описания и фото: 21.03.2018 Цены в аптеках: от 592 руб. Глиатилин – ноотропный препарат, холиномиметик центрального действия. Форма […]
        • Боязнь летать на самолете Боязнь летать на самолете Аэрофобия — патологический страх самолетов, боязнь летать. Его возникновение провоцируют множественные причины, в том числе и другие иррациональные страхи. Страх очень мешает развитию карьеры, бизнеса, если для этого нужны частые деловые поездки. Снижается качество жизни, если человек не представляет полноценного […]
        • Ночная потливость и стресс Ночная потливость у мужчин Основой хорошего самочувствия и настроения в течение дня является полноценный ночной отдых, поэтому ночная потливость у мужчин не только доставляет временный дискомфорт, но и является источником серьезных проблем. Избыточное потоотделение во сне может возникать в результате влияния бытовых факторов или быть следствием […]
        • Кто лечит расстройство сна К кому идти при бессоннице? Зачастую люди не понимают, что при бессоннице обращаться к врачу следует в обязательном порядке. Основные причины патологии Среди кратковременных внешних факторов выделяют: нарушение соблюдения условий для нормального сна; употребление каких-либо веществ, возбуждающе действующих на нервную систему; сбой […]