Неврозы причины виды

Неврозы причины виды

Невроз: виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Неврозу подвержено более 50% жителей земного шара, что должно заставить задуматься над тем какой образ жизни мы ведем. Многие из тех, кого преследует симптоматика невроза, а именно: головокружение, бессонница и прочие нарушения сна, подавленность, тревожность, аритмия , тошнота и тд. зачастую не отождествляют их между собой, полагая, что у них обычное переутомление, связанное с напряженной работой и стрессом, и только. Часто люди просто не признаются себе в том, что невроз давно стал их постоянным спутником, и притворяются, будто отношения с коллегами, начальником и даже близкими друзьями испортились сами собой. Очевидно, что такое мнение не способствует излечению неврозов. Первый шаг на пути освобождения от него – это понимание сути проблемы и признание в её существовании.

Разумеется, само по себе знание о проблеме ещё не избавляет от нё, но это может стать отправной точкой на пути к избавлению от недуга. Теперь, когда вы поняли первопричину, нужно полностью сконцентрироваться, собрав все свои силы на то, чтобы освободить себя от этого неприятного спутника жизни.

Что же представляет собой невроз?

Невроз – это не болезнь, а следствие не правильного мышления, которому подвержены люди всех возрастов, характеризующееся расстройством психики. Многих подобное определение может напугать, но бояться не стоит – это совершенно нормальное явление, более того – невроз излечим. Не нужно полагать, что вы сходите с ума – так как организм просто начал более ярко реагировать на обычные жизненные ситуации и подавать неприятные симптомы которых Вы начинаете бояться .

Что может вызвать невроз?

К причинам невроза можно отнести множество факторов. Усталость, постоянное напряжение, вызванное стрессом, тяжелая работа, особенно умственная, учеба и связанные с ней волнения, трагические события, недавно произошедшие в жизни – на самом деле, их очень много, и у каждого они индивидуальны, хотя сводятся все к одному: невроз заставляет человека терять силы, ведь он тратит их на разрешение внутреннего конфликта, с которым не в состоянии справиться. Фокус его внимания сосредоточен на одной идее, и это в буквальном смысле его изматывает.

Кроме частых головных болей, усталости, плохого настроения и прочих «обычных» явлений, неврозы могут проявлять себя и на физическом плане. Особенно часто это случается с теми людьми, которые остро реагируют на проблемы и принимают всё близко к сердцу. У них могут возникнуть кишечные расстройства, боли в животе, диспепсия и иные проблемы с ЖКТ, нарушения дыхания, одышка и даже частые мочеиспускания. Бывает, что, не осознавая истинной причины проблем с организмом, люди принимают лекарства, которые, конечно же, им не помогут – ведь проблема внутри, а не снаружи, и решать ее нужно иным путем.

Как избавиться от невроза?

Как избавиться от невроза самостоятельно? Возможно ли это? Да – но только в том случае, если подходить к вопросу грамотно. Неправильно поставленный диагноз может попросту не дать никакого результата – или, что ещё хуже, стать причиной усугубления Вашего состояния. Поэтому диагностика невроза обязательно должна проводиться опытным врачом – а вот лечение нередко происходит «в домашних условиях» – то есть, своими силами.

Впрочем, следует отметить, что с неврозом, равно как и с другими психологическими проблемами, нередко справляются своими силами, ведь терапевт лишь указывает на наличие проблемы, а сам пациент уже должен направить всю свою энергию на их решение. Однако бывают случаи, когда неврозы заходят так далеко, что никакое лечение народными средствами уже не поможет – в этом случае тянуть нельзя – нужно обращаться за помощью к специалисту что бы тот помог проработать мышление и восприятие к сложившейся ситуации.

szm.club

Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз. Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания. Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Причины школьного невроза

Проблемой психологического расстройства у детей, посещающих школу, занялись не только психологи, но и другие детские врачи. Они отмечают, что в настоящее время рождается ничтожно малое количество абсолютно здоровых детей, у многих уже во внутриутробном развитии наблюдалось то или иное отклонение в развитии нервной системы. По статистике, многие дети уже приходят в школу с неврозом, приобретенным в саду или дома. Специалисты условно подразделяют учеников младших классов на следующие группы:

  • В первую группу входят дети, у которых наблюдается сильное отклонение в развитии. Их поведение сильно отличается от сверстников: они ведут себя агрессивно по отношению к учителю и одноклассникам, откровенно хамят, могут ходить по классу во время урока. Как правило, какие ученики не могут похвастаться хорошей успеваемостью и знанием школьной программы. При этом самооценка таких детей слишком завышена.
  • Ко второй группе учеников младшего школьного возраста можно отнести так называемых середнячков. Они учатся на 4 и 5, хорошо себя ведут, словом не выделяются из общей массы. Но в один прекрасный момент, родители и педагоги отмечают резкую смену настроения у ученика. Он впадает в депрессию, перестает общаться с одноклассниками, резко ухудшаются учебные показатели. Толчок к психологическому расстройству чаще всего дает чрезмерные нагрузки в школе, дополнительные занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, курсах иностранных языков.
  • Третья группа школьников внешне кажется вполне благополучной. У них хорошие оценки, примерное поведение, но если присмотреться повнимательней, то ребенок эмоционально не устойчив. Он боится выходить к доске, отвечать перед большой аудиторией, боится наказания от родителей за плохую отметку, даже взгляд строгого учителя способен вызвать у него панический страх. Такие дети не любят быть на виду, они легкоранимы, впечатлительны, плохо переносят критику со стороны окружающих. Очень часто такие дети просто отказываются посещать учебное заведение.
  • Чтобы избежать проблем в школьном возрасте, детские невропатологи рекомендуют родителям детей с отклонениями в работе нервной системы находиться под наблюдением врачей практически с рождения. Это позволит предупредить более серьезные проблемы в будущем.

    Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.
  • Зачастую родители сами провоцируют у ребенка школьный невроз. Слишком строгое наказание за плохую оценку вызывает у школьника настоящий ужас, он просто боится идти домой. Педагоги также влияют на психологическое состояние своих учеников. Иногда учитель просто не осознает, насколько велико его воздействие на психику ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командирский тон учителя только ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников только негативные эмоции.

    Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

    Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.
  • Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.
  • Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.
  • Если родители замечают у своего чада минимум пять перечисленных признаков, им нужно срочно принять соответствующие меры. По возможности нужно обратиться к детскому психологу, который поможет понять причины школьного невроза и устранить их.

    Лечение и профилактика школьных неврозов

    Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей. Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей». Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.
  • Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

    Установить ребенку режим дня

    Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

    Смена рода деятельности

    К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

    Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными. Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных. Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

    Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

    Если ребенок начинает сильно нервничать перед контрольной или экзаменом, отвар из пустырника или валерьяны успокоит нервную систему и поможет успокоиться.

    Не допустить развитие школьного невроза у детей является главной задачей родителей и педагогического состава во время обучения. Предупредить болезнь намного легче, чем ее вылечить. Если же ситуация с каждым днем все ухудшается, нельзя откладывать визит к врачу. Своевременное обращение к специалисту позволит избежать серьезных проблем с психическим здоровьем в будущем. Повышенные требования к успеваемости родителей при ограниченных возможностях ребенка обязательно приведут к нервным срывам и отказ от посещения школьного заведения. Ребенку сложно одному противостоять внешним негативным факторам, и только забота и внимание родителей помогут ему справиться с любыми проблемами.

    apatii.net

    Невроз – это реакция организма на стресс, психическую травму, отрицательные воздействия, вызывающие негатив.

    Дети обладают ранимой нервной системой из-за того, что она еще не сформирована, у них нет жизненного опыта и они не могут выразить точно свои эмоции. С появлением неврозов ребенок становится нервным, раздражительным и у него изменяется поведение. При своевременной помощи можно избежать проблем со здоровьем и общением с окружающими людьми.

    Неврозы являются обратимыми расстройствами нервной системы.

    Факторами возникновения невроза являются:

    1. Унаследованная предрасположенность к проблемам с нервной системой.
    2. Стрессы, психотравмы.

    Образование невроза могут спровоцировать частое недосыпание, переутомление, перенесенные заболевания, неспокойная обстановка в семье, физическое и психологическое напряжение. Также влияют: тип конституции, пол, возраст, тип темперамента.

    Дети с сильным темпераментом легче переносят раздражители, нежели со слабым. Поэтому чаще всего неврозами страдают меланхолики, реже флегматики.

    Невроз может быть сформирован в результате психической травмы (развод родителей, переезд, катастрофа и пр.). При психологической травме часто складывается так, что ребенок винит или себя, или других людей в проблеме. Он не может смириться с ней и постоянно о ней думает.

    Часто образование неврозов у детей провоцируют родители своим поведение. К этому относится гиперопека, воспитание нежеланного ребенка, вседозволенность, чрезмерная жесткость, требование подчинения, разные подходы к воспитанию у родителей, конфликты в семье, тревожность в воспитании, повышенный тон.

    Ребенку трудно отвечать ожиданиям родителей и в результате неудовлетворенности родителей своим чадом, ребенок начинает искать в себе плохие черты, пытается справиться сам. Нередко происходит следующее: ребенок учится хорошо, приносит грамоты из школы или кружков, а родители говорят: “когда ты займешь 1 место, тогда ты будешь молодец!”.

    Ребенок старается и через сколько-то времени приносит грамоту за 1 место, а родители вместо того, чтобы похвалить ставят новые цели. Возникает нежелание учиться, страх нелюбви родителей, страх недовольства родителей ребенком, неуважения. Появляется невроз. Насмешки над неудачами детей также играют важную негативную роль.

    • изменение в поведении ребенка
    • гиперчувствительность, слезы без повода
    • ранимость, тревожность
    • резкие реакции на незначительный стресс
    • ухудшение памяти
    • ухудшение реакции на громкие звуки
    • тревожный сон, бессонница
    • ухудшение концентрации внимания
    • потливость
    • В различные состояния неврозов входят навязчивые действия (мигание, моргание, топанье, вздрагивание и пр.), нервный тик (непроизвольные подергивания глазом, бровью и т.д.), фобические проявления (страх смерти, замкнутого пространства).

      В раннем возрасте закладывание невроза у детей осуществляется при помощи раскачивания телом, накручиванием волос на пальцы, прикасание к половым органам, обгрызание ногтей и сосание пальца и др.

      Различают также невротическое заикание, ипохондрический невроз, неврастению, депрессивный невроз и истеричный, анорексию и невротический энурез, невротический энкопрез и нарушение сна.

      Невротическое заикание.

      Возникает от 2 до 5 лет, чаще всего у мальчиков. Заикание невротического типа может вызваться сильным испугом, психической травмой, а также избытком информации.

      Ипохондрический невроз.

      Сильные переживания о своем здоровье в подростковом возрасте. Страх возникновения новых заболеваний, страх без причины.

      Раздражительность, плаксивость и плохой сон в школьном возрасте, вызванные чрезмерными нагрузками в школе.

      Заниженная самооценка, тихая речь и скудная мимика, низкая активность. Проявляется в подростковом возрасте.

      Могут возникнуть у детей дошкольного возраста из-за наказания или отказа в желаемом. Выражается как мнимое удушье, падение на пол с воплями.

      Невротическое нарушение аппетита. Подвержены дети дошкольного и раннего возраста. Причиной анорексии может быть перекармливание, закармливание насильно, испуг и крик.

      Невротический энурез.

      Бессознательное мочеиспускание, чаще всего во время сна. Подвержены дети дошкольного возраста. В последствии из-за наличия данного невроза у ребенка может понизиться самооценка.

      Невротический энкопрез.

      Непроизвольна дефекация без позывов. Страдают этим в основном мальчики раннего дошкольного возраста.

      Дети подверженные этому неврозу плохо засыпают, могут разговаривать во сне, видят ночные кошмары, просыпаются ночью. Наблюдаются у детей дошкольного возраста.

      Лечение неврозов существует очень много. Есть как психологические разговоры с детьми, так и игры, лепка, рисование, сказкотерапия, гипнотерапия, а также внушение и групповая психотерапия и даже лечебная гимнастика. Кроме того, многие врачи допускают медикаментозную терапию.

      В нее входят транквилизаторы, антидепрессанты, укрепляющие средства и настои трав и витамины группы B. Однако первым делом лечащий врач говорит с родителями и выясняет все подробности образа жизни ребенка. Если проблемы образования невроза кроются в поведении родителей, то врач уже проводит психологические беседы с ними.

      vseorebenke.ru

      Причины и этиология неврозов

      Рассматривая такую проблему как неврозы необходимо понимать, что это заболевание относится к категории проблем, которые возникают по совокупности многих причин. При определении этиологии неврозов, как правило, очень сложно выделить одну основную причину. Но именно этиология расстройства является очень важным этапом в лечении любого типа невроза.

      Биологические причины: наследственность и конституция

      Этиология неврозов невозможна без выявления некоторых биологических причин. Самая главная из них — это генетическая предрасположенность. По данным психиатров, обычно из ста пациентов двадцать имели родителей, которые в той или иной степени страдали неврозами. Конечно, не существует определенного «гена невроза», то генетическая предрасположенность в этиологии этого недуга серьезно выделяется. Например, она очень высока у близнецов. Если один из близнецов страдает расстройством, то вероятность того, что напасть случится с другим близнецом составляет 45%.

      К биологическим причинам также относится конституция тела человека. Исследования выявили, что более часто неврозами страдают гиперстеники или астеники, а не люди с нормальным складом тела. Также доказано, что больше этому заболеванию подвержены женщины и дети.

      На возникновение неврозов влияние оказывает характер конкретного человека, а также некоторые психофизиологические свойства его личности. Например, для больных неврастенией характерна повышенная ответственность, ревностное отношение к критике окружающих. У тех, кто страдает истерией, часто наблюдается завышенная самооценка и эгоистичность. Неуверенность в своих силах и слабость характера присутствует у больных неврозом навязчивых состояний. Характер человека и то, как он влияет на события, происходящие в его жизни, играют важную роль в возникновении такого недуга как невроз.

      Этимология неврозов выявляет также психические травмы, перенесенные в детстве, как предпосылки для развития данного заболевания. Это могут быть потери близких людей, конфликты и неспокойная обстановка в семье, школьные психологические травмы. Часто люди, страдающие неврозами, могут даже не подозревать, что истинная причина тревожного состояния находится в детстве.

      Это интересно! Психическая травма часто является причиной неврозов. Но заболевание возникает как не прямая и мгновенная реакция на неблагоприятную ситуацию. Личность перерабатывает ситуацию, и, если она не может с ней справиться, то начинается постепенное развитие болезни. Больной может даже не подозревать, что творится в его подсознании.

      Социально-психологические факторы

      Предпосылки к возникновению данного заболевания часто находятся в детстве. Они связаны с особенностями воспитания и проживания ребенка. Если ребенка постоянно незаслуженно хвалят, поддерживают несуществующие достоинства, то у взрослого человека, к которому жизнь предъявит адекватные требования, могут возникнуть проблемы. Тоже самое, если родители придерживаются деспотической модели воспитания, то ребенок во взрослой жизни может страдать истерией.

      Но конфликт человека и окружающей среды не всегда связан с детством. Во взрослой жизни также часто бывают стрессы, которые приводят к возникновению неврозов. Чаще всего такие стрессы связаны с трудовой деятельностью, с поиском места в коллективе и обществе.

      Это интересно! В психологии существуют разные подходы к лечению неврозов. В зависимости от того, какого подхода придерживается врач, будет проводиться выявление наиболее важных причин возникновения расстройства. В наше время очень распространен подход аналитической психологии, который был разработан Фрейдом и Юнгом. Подход также имеет разные современные интерпретации.

      Переутомление играет важную роль в развитии неврозов. Отсутствие отдыха и постоянная работа приводят к тому, что нервные клетки находятся в постоянном возбуждении. Это истощает их и приводит в итоге к торможению головного мозга. Человек наблюдает у себя утомляемость, потерю работоспособности, становится раздражительным. Начинается бессонница и наступает момент, когда человек констатирует у себя наличие невроза.

      Этимология этого заболевания очень обширна и неоднозначна. Только грамотный специалист с большим опытом работы и запасом знаний сможет определить истинные причины расстройства и помочь своему пациенту. Хорошо то, что люди, которые страдают неврозами, осознают плачевность своего положения и добровольно всеми силами стараются себе помочь. Неврозы — это обратимые заболевания. При правильном и комплексном походе от них можно избавиться раз и навсегда.

      nevrozov.ru

      Детские неврозы или как не допустить неправильного формирования личности

      Неврозы у детей возникают в различном возрасте, особенно при наличии неблагоприятного фона. Поскольку это заболевание психогенного характера, то есть обусловлено особенностями высшей нервной деятельности, о соответствующем диагнозе правильно говорить в дошкольном и более старшем возрасте.

      Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии различных видов невроза у ребенка в 2 года, но с большей степенью уверенность – у ребенка 3 лет и старше.

      В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности (даже маленькой) на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.

      Причины возникновения неврозов у детей

      Причины, которые вызывают развитие невротической реакции, а в дальнейшем и невротического состояния, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто выделяют:

      • различные изменения привычного образа жизни (переезд из города в сельскую местность или коттеджный поселок, в другую квартиру);
      • начало посещения детского коллектива (дошкольное учреждение или школа, переход с одной ступени общеобразовательной школы на другую);
      • изменения семейного характера (появление отчима или мачехи в семье, рождение другого ребенка или появление приемного).
      • Возможна также другая ситуация, когда внезапный испуг, чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка непродолжительного характера провоцирует развитие невроза на фоне общего неблагоприятного фона здоровья ребенка. Негативные последствия для малыша могут иметь различные психологические травмы матери в период беременности, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Чем младше ребенок, тем большее значение имеют врожденные факторы и состояние матери в период беременности.

        Важнейшее значение имеет психологический климат в семье и принятая модель воспитания. Если родители придерживаются неправильных воспитательных принципов, то возможно развитие невротической реакции и формирование психологически нестабильной личности. Наиболее негативны в этом отношении такие модели воспитания, как:

        1. неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки);
        2. гиперопека (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе);
        3. авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения);
        4. вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе).
        5. В конечном итоге решающее значение имеет не один из выше перечисленных факторов, а их комбинация.

          Детский невроз не может развиться у ребенка, который живет в благополучной семье, после внезапного сильного испуга.

          Наличие патологии родов или беременности у матери является неблагоприятным фактором, но решающего значения не имеет, если в семье создан правильный психологический климат и приветствуются современные принципы воспитания.

          При наличии этих предрасполагающих факторов должна проводиться соответствующая профилактика детских неврозов, препятствующая их возникновению.

          Коварством невроза в детском возрасте является его нарастание у развивающейся маленькой личности. Вовремя не распознанная и не леченная невротическая реакция у совсем маленького ребенка перерастает в невротическое состояние у школьника и подростка, в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада личности.

          В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.

        6. Для истерии типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды.
        7. Для неврастении характерна противоположная ситуация: завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям.
        8. Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности.

          Признаки невроза у детей определяются его видом и возрастом ребенка. Внимательные родители, имеющие постоянный психологический контакт со своим ребенком, могут заметить начальные проявления детского невроза (изменения характера и поведения) и вовремя обратиться к специалисту.

          Истерический невроз возникает у единственного ребенка в семье или при большой возрастной разнице у старшего.

          Предпосылкой для этого состояния является неправильное отношение к нему взрослых: как к единственному и неповторимому, любые требования которого должны немедленно выполняться.

          Попадая в другую обстановку (например, детский коллектив), такой ребенок неожиданно понимает, что окружающие его обстоятельства далеко не всегда подстраиваются под него, и начинает бунтовать.

          В любом возрасте истерический припадок возникает всегда в присутствии взрослых, маленькая личность стремится привлечь к себе повышенное внимание. Малыш плачет, кричит, кидается в драку, то есть шумно и бурно выражает свое недовольство окружающей действительностью. У ребенка дошкольного возраста могут возникать внезапные беспричинные приступы удушья (сходны и астматическими).

          В более старшем возрасте (например, у ребенка 8 лет) истерия может принимать вид соматического заболевания. Возникают жалобы на боли в области сердца или желудка, постоянного ноющего характера, которые не устраняются медикаментами. У подростков, особенно склонных к театральности, может возникнуть паралич рук и ног или слепота. При этом во время осмотра специалистом отмечается отсутствие неврологической симптоматики: подросток легко двигает руками и ногами, может прыгать на одной ноге, с интересом рассматривает стены врачебного кабинета.

          В отличие от истерии характеризуется выраженной слабостью ребенка любого возраста и прогрессирующими депрессивными изменениями.

          В школьном возрасте более заметны нарастающие проблемы со школьным обучением. Маленькая личность постоянно жалуется на слабость и общий упадок сил, завышенные требования учителей и большой объем домашнего задания. Наблюдается снижение успеваемости даже по любимым и благополучным предметам.

          Подросток может жаловаться на боли в сердце и головные боли (без морфологической причины), при этом он убежден в серьезности и неизлечимости своей болезни.

          Отличительным признаком неврастении являются разнообразные нарушения сна. Сон неглубокий, с кошмарными сновидениями, нередко возникают трудности с засыпанием или, наоборот, досрочное просыпание и невозможность повторно уснуть.

          Невроз навязчивых состояний

          Данная разновидность невротических реакций характеризуется возникновением различных страхов или движений, которые не имеют реальных причин.

          Например, у ребенка 4 лет наблюдается излишне эмоциональная и необоснованная боязнь (невроз страха) темноты или сильного дождя, насекомых (пауков, тараканов), грызунов, больших собак. При этом малыш избегает любой возможности не только прямого контакта, но и самой возможности развития ситуации. Он может переходить дорогу, если слышит далекий собачий лай; включать свет во всех помещениях, чтобы темноты не было нигде.

          У детей более старшего возраста возникают более сложные фобии. Подросток может бояться заразиться инфекционным заболеванием или заболеть раком, опасается острых предметов или замкнутого помещения. При этом подросток сохраняет критичность, то есть понимает негативность этих страхов.

          Навязчивые движения удивительно разнообразны и индивидуальны для каждой конкретной личности. Это может быть постоянное почесывание носа или затылка, шмыганье носом или покашливание, потирание рук или бесконечное их мытье.

          Отдельной группой принято выделять тики – местные или общие подергивания мышц, сопротивляться которым ребенок хочет, но не может. У дошкольников это часто мигательный тик (оба глаза постоянно моргают). У школьников в процесс подергивания вовлекаются все мышцы лица (подергивание носом, растягивание рта, поднимание бровей). У подростка это могут быть мышечные подергивания почти всех групп мышц.

          Хорошо известны многим родителям такие формы невроза как заикание и детский энурез.

          О заикании можно говорить только у дошкольников, когда речь должна быть полностью правильно сформирована, сохранять определенный темп и плавность. На фоне любого волнения ребенок пытается преодолеть речевой барьер с помощью мышечного напряжения: топает ногой, щелкает пальцами, жестикулирует.

          О развитии энуреза можно говорить только в случае взаимосвязи психологической травмы и расстройства мочеиспускания. Повторяющиеся эпизоды ночного недержания мочи (при этом малыш понимает, что это неправильно) иногда бывают единственным проявлением невроза. В школьном возрасте эта проблема самопроизвольно не исчезает. Наоборот, школьник, и тем более подросток, недоволен собой, замыкается в проблеме, ожидает очередного неприятного эпизода, что еще больше ухудшает ситуацию. На этом фоне характер приобретает депрессивные и меланхолические черты.

          Диагностика неврозов

          Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма.

          Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.

          Общие направления лечения неврозов

          В психотерапии выделяют следующие направления:

        9. изучение психологического климата в семье (групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция;
        10. ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации;
        11. арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша;
        12. аутогенная тренировка (внушение) и гипноз используются преимущественно у подростков.
        13. Медикаментозные препараты в лечении неврозов имеют второстепенное значение. Назначать их должен только врач. Используются успокаивающие препараты на растительной основе, поливитаминные комплексы, средства, улучшающие мозговой кровоток.

          Не следует рассматривать назначение успокаивающих или тонизирующих препаратов как средство профилактики неврозов у детей. Профилактические мероприятия достаточно просты и всем известны, но далеко не у всех родителей есть силы и терпение их выполнять. Профилактика неврозов включает следующее:

        14. правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту, обязательно полноценный ночной сон;
        15. создание благоприятного психологического климата в семье;
        16. воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.
        17. Надеемся, что информация родителям была полезна. Главное, что детские неврозы лечатся и не нужно отчаиваться. Все будет хорошо.

          doktordetok.ru

          Это интересно:

          • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
          • Феназепам и шизофрения Международное непатентованное название Таблетки для приема внутрь. Раствор для парентерального (внутривенного и внутримышечного) введения. Таблетки, содержащие 0,5,1 или 2,5 мг бромдигидрохлорфенилбензодиазепина — активного вещества. Раствор для внутривенного и внутримышечного введения 1 мг бромдигидрохлорфенилбензодиазепина в 1 мл. Таблетки […]
          • Клаустрофобия у детей Клаустрофобия. Причины, симптомы и признаки, лечение, профилактика патологии. Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. Средний возраст больных 25-45 лет, но клаустрофобия может развиться и у детей. Данное расстройство тяжело переносится в детском возрасте, […]
          • Стресс по ночам Причины ночной потливости у женщин Потливость по ночам у женщин – это довольно распространенная проблема, с которой сталкиваются многие женщины. Сильное потоотделение по ночам у женщин не всегда является поводом к беспокойству, однако в некоторых случаях такое явление может сигнализировать о неполадках в организме. Когда потливость считается […]
          • Умственная отсталость это по исаеву Умственная отсталость: причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра общей психологии ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХИАТРИЯ» Умственная отсталость, причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы Студентка 5 курса, группа ПС – 31 Факультета психологии и права Умственная […]
          • От чего бывает слабоумие Деменция (приобретенное слабоумие) — причины, симптомы и лечение Деменция это заболевание, которое возникает в коре головного мозга, при этом у человека возникает слабоумие. При деменции у человека только на 50% работает мыслительная функция, он прекращает познавать окружающий мир, не помнить о своих умениях, бытовых навыках, человек теряет […]
          • Ухудшение памяти при депрессии Ухудшение памяти: причины. Современные средства лечения ухудшения памяти «Брейн Бустер. Усилитель мозга», «Ментал Комфорт» и «Лецитин Комплекс» Память человека представляет собой сложный психический процесс, подразумевающий способность мозга сохранять и при необходимости воспроизводить некую информацию. Каждый человек рождается с уже заложенной […]
          • Боязнь темноты фобии Страхи и фобии по знаку зодиака Звезды многое могут рассказать о ваших чертах характера, привычках и манере поведения. Но знаете ли вы, что страхи и фобии каждого человека тоже определяются гороскопом его рождения? Предлагаем вам это проверить! Найдите свой знак и узнайте, какой фобии вы больше всего подвержены. Итак, на какой страх обрекли вас […]