Модель профессионального стресса

Теории и модели профессионального стресса

В течение последних лет отмечается повышенный интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса па рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием па работоспособность, производительность и общее состояние здоровье.

В. А. Бодров отмечает, что результаты изучения профессионального стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов операторской деятельности, отражающей характер развития технического и технологического оснащения промышленности, транспорта, энергетики, систем управления в других сферах обслуживания и производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность, сложность деятельности и ряд других особенностей обусловливают не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанных с информационной рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами операторской деятельности.

Исследователями в области профессионального стресса разработан ряд моделей, дающих наиболее полное представление о нем. Наиболее известной является мичиганская модель, созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). На данной модели представлены особенности восприятия человеком окружающих его факторов и соответствующих реакций. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения (рис. 18.3).

Другая известная модель профессионального стресса предложена Дж. Дратом. В данной модели (рис. 18.4) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Затем оценка переходит к процессу принятия решения о выборе определенной реакции, которой является чаще всего сознательное поведение.

На рис. 18.5 представлена общая модель профессионального стресса, разработанная М. Дж. Смит и П. Карайон. Она отражает содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов. Из модели видно, что определенные факторы системы труда, такие как содержание работы, организация труда, средства и технологии труда, условия труда, могут вызывать прямые стрессовые реакции, регулирующиеся личностными и когнитивными характеристиками. При условии, что краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к психосоматическим и психическим заболеваниям, сбоям в профессиональной деятельности.

Анализируя модели профессионального стресса, В. А. Бодров рассматривает модель профессионального стресса Д. Хоккей, включающую несколько контуров. Первый контур состоит из стратегий, как "работать напряженнее" (в краткосрочном, оперативном плане) или "приобретение новых навыков" (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации, так как они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения — усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены па снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур).

Эти варианты регуляции стресса характеризуются различными уровнями затраченных ресурсов. В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например более целесообразного планирования или лучшей организации труда.

В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны.

studme.org

Профессиональный стресс

Исходя из медицинского определения стресса, нарушение профессиональной адаптации расценивается как невротический синдром. То есть, невроз. Это психосоматическое расстройство, описанное немецким психиатром Ясперсом в 1913 году. Любые виды профессионального стресса имеют признаки триады Ясперса:

  • Причина – психическая травма;
  • Психические расстройства отражают психогенно-травматическую ситуацию и не выходят за её рамки;
  • Все проблемы со здоровьем прекращаются тотчас после устранения причины.
  • В далеко зашедших случаях устранение причины невозможно, потому что профессиональный стресс прогрессирует до психического заболевания.

    Восприимчивость человека к психической травме возникает только тогда, когда происходит нарушение баланса между возможностями и способностями. Иными словами, в условиях переоценки собственных сил.

    Виды профессионального стресса

    Перенапряжение нервной системы при исполнении трудовых обязанностей проявляется эмоциональными вспышками, которые провоцируют экстремальные ситуации. Со временем порог экстремальности понижается, и вывести из себя сотрудника, находящегося в постоянном перенапряжении, не составляет труда. Иногда для этого достаточно громкого звука или яркого света от неожиданно включившейся лампы.

    Психологи различают следующие виды профессионального стресса у работников предприятий:

  • Информационный. Возникает в условиях цейтнота, когда справиться с возложенными задачами в краткий период времени, в виду повышенной ответственности за принятые решения, становится невозможным. Напряженность высшей нервной деятельности нарастает при часто изменяющихся требованиях. Иногда информационные параметры вносятся в заключительном этапе работы, что требует кардинальной переделки;
  • Эмоциональный. Подразумевает затянувшиеся конфликтные ситуации в трудовом коллективе, особенно с руководством. Угроза увольнения не способствует нормальному психологическому настрою.
  • Коммуникативный. Разновидность эмоционального профессионального стресса, ограниченная проблемами общения, как с коллегами, так и с теми людьми, с которыми человек контактирует по долгу службы.
  • Разновидности адаптационного синдрома в сфере производственных отношений во многом зависят от характера личности, но протекают у всех по одинаковой схеме.

    Механизм развития профессионального стресса

    Адаптационный синдром на уровне высшей нервной деятельности человека претерпевает три стадии развития:

    • Запуск. Напряженность скапливается до предела, после которого невозможно обратное развитие. У некоторых людей первая стадия длится в течение многих дней или даже месяцев, у других – несколько минут;
    • Состояние аффекта. Человек теряет способность к самоконтролю и совершает поступки прямо противоположные. Спокойные люди становятся агрессивными, общительные – мрачными и замкнутыми.
    • Упадок сил. Внутренняя напряженность спадает, и человек становится самим собой. Он ощущает чувство вины и раскаяния.
    • Даже единственный нервный срыв не проходит бесследно. На уровне высшей нервной системы закрепляется патологический стереотип. Так профессиональный стресс превращается в обыденность. Страдает не только и не столько нервная реакция – поражаются внутренние органы. Постоянная централизация кровообращения приводит к кислородному голоданию периферических органов, обостряется язвенная болезнь, развивается варикозное расширение вен, снижается потенция.

      Факторы профессионального стресса

      Существуют группы факторов, способствующих развитию ситуационных неврозов, связанных с профессиональной деятельностью:

    • Трудовые. Недогрузки или перегрузки работой. Если человеку на работе не хватает нагрузки, работник начинает считать себя недооценённым и в какой-то мере неполноценным. При повышенной нагрузке, сотрудник находится в состоянии тревоги;
    • Должностные. Непонятные требования к исполнению работы вызывают чувство неопределенности. Сотрудники не знают и не могут предполагать, как результаты их труда будут оценены начальством;
    • Карьерные. Эти факторы профессионального стресса имеют две составляющие: боязнь увольнения и задержка профессионального продвижения;
    • Личностные. Проблема распределения времени на семью и работу.

    Помимо психологических причин существуют физические стрессовые факторы: неустроенность рабочего места, шум, вибрация, контакты с вредными веществами.

    Тест на профессиональный стресс

    В большем количестве случаев сотрудники принимают сложившееся положение на работе как должное и не пытаются что-либо изменить. Кто-то постоянно не справляется с работой, но успешно создает видимость бурной деятельности. Кто-то работает за троих и не бывает отмечен начальством. Как ни странно, развитию профессионального стресса подвержены и те, и другие работники. Одним не хватает работы, другим – признания мнимых или настоящих заслуг.

    Чтобы исключить сложные психологические ситуации на производстве, психологи разработали специальный тест на профессиональный стресс, оценка которого позволяет сделать необходимые выводы. При выявленной напряженности в коллективе начальству необходимо что-то менять. И как можно скорее. Взрывоопасная обстановка в коллективе приведет к полному параличу трудовой деятельности. Недолго потерять ценных сотрудников, которые если не станут увольняться, то потеряют трудоспособность на длительное время. В связи с инфарктом миокарда, например. И причиной сердечной патологии окажется невротическое расстройство психики.

    Профилактика профессионального стресса

    Исходя из признаков неврозов по Ясперсу, в том числе профессиональных, освобождение личности от нервного расстройства напрашивается само собой. Если реактивные психические нарушения исчезают после удаления причины – следует избавиться от нее. Однако массовое увольнение не решает проблемы. Поэтому руководителю следует предпринять более эффективные меры с целью улучшения психологического микроклимата в коллективе. Профилактика профессионального стресса предусматривает следующие шаги руководства:

  • Правильная оценка способностей подчиненных, с учетом их склонностей и потребностей;
  • Составление четкого плана действий с конкретными зонами полномочий;
  • Смена стиля руководства с диктаторского к наставническому, когда начальник обсуждает с сотрудниками сложные задачи, подсказывает пути их решения;
  • Использование стимула материальной заинтересованности.
  • Для преодоления профессионального стресса работникам рекомендуется использовать следующие методы саморегуляции:

  • Постановка краткосрочных задач, решение которых повышает самооценку и обеспечивает долгосрочную мотивацию;
  • Правильная организация труда и отдыха;
  • Отказ от ненужной конкуренции, требующей полной отдачи сил;
  • Своевременное переключение с одного вида деятельности на другой в пределах профессии.
  • Каждому человеку, независимо от его положения, необходимо помнить, что работа – это только часть его жизни.

    www.neboleem.net

    Теории и модели профессионального стресса

    Рис.1.1. Мичиганская модель профессионального стресса

    Другая известная модель профессионального стресса предложена J.E.Drath. Согласно этой модели (рис.1.2) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения.

    3. ВЫБОР РЕАКЦИИ

    Рис.1.2.Модель профессионального стресса (J.E.Drath)

    M.J.Smith предложил общую модель профессионального стресса, отражающую содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов.(рис.1.3).

    Существуют когнитивные подходы к моделям профессионального стресса. Наиболее детально механизм когнитивной оценки предлагает Т.Сох. По его мнению, этот механизм включает:

    1) требования к индивиду;

    2) индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личные ресурсы);

    3) ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации;

    4) внешняя выдержка.

    Каждая из теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения.

    Рис.1.3. Общая модель профессионального стресса

    Общим для всех моделей психологического стресса является то, что авторы стремились определить его сущность через регистрируемые параметры. С этой точки зрения, как отмечает Н.И.Наенко[42], можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности.

    Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов.

    Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержательной характеристик стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой – предметную и коррелятивную (причинно-след-ственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно связаны между собой — любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.

    Серьезные методологические проблемы связаны измерением стресса. Является ли стресс независимой переменной? Как следует рассматривать различия между индивидами и у конкретного индивида, но в разных ситуациях? Каково соотношение генетических и социокультурных факторов в происхождении стресса? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа.

    Это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символ-драма способствует их перерабо .

    Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, име .

    Согласно общепринятому определению, Доминантность (см. Дом), доминирование, форма взаимоотношений парных (аллельных) наследственных задатков — генов, при которой один из них подавляет действие др. Первый называют доминантной аллелью и обозначают прописной буквой (например, А), второй — рецессивной аллелью и обозначают строчной (а). Поня .

    www.psyways.ru

    Проявление стресса в профессиональной деятельности

    Понятие и причины возникновения стрессов. Теории и модели профессионального стресса. Оценка нервно-психической устойчивости личности и адекватного разрешения конфликтов. Исследование феномена профессионального стресса в процессе деятельности работников.

    Соглашение об использовании материалов сайта

    Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.

    Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Понятие и причины возникновения стрессов. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.

    Психология стресса: генезис развития и современное состояние проблемы. Сущность и классификация психических состояний . Стресс в профессиональной деятельности. Понятие стресса. Теории и модели профессионального стресса.

    Изучение понятия стресса. Причины профессионального стресса — феномена, выражающегося в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Отличительные черты профессионального стресса у медицинских работников.

    Анализ идеи Г. Селье об адаптационных ресурсах стресса, тезисы классической теории. Основные направления стресса: экологический, транзактный и регуляторный. Причины возникновения информационных стрессов. Особенности профессионального стресса менеджеров.

    Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии. Экспериментальное исследование гендерных различий переживания профессионального стресса у сотрудников МВД. Анализ результатов и их интерпретация.

    Профессиональный стресс: понятие, сущность и характеристика. Причины появления производственных стрессов, их формы. Организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса, рекомендации руководителям и подчиненным.

    Изучение понятия профессионального стресса и его основных причин. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников. Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия. Приемы, снимающие стресс автоматически.

    Проблема аутопсихологической компетентности личности как возможности снижения уровня профессионального стресса. Анализ профессионального стресса в психологической литературе. Профессиональный стресс у преподавателей высшей школы, возможность его снижения.

    Понятие и сущность стресса, виды стрессоров, отражение стрессоров в деятельности. Физиологический метод исследования стресса. Шкала стрессогенных жизненных событий. Нервно-психологическое и физиологическое состояние человека при преодолении стресса.

    Процесс реагирования на внешние условия. Понятия стресса, его причины и последствия. Применение эффективных способов снижения стресса в коллективе на примере МОУ «СОШ№ 6». Рекомендации, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса.

    otherreferats.allbest.ru

    1.4. Теории и модели профессионального стресса

    В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального (рабочего) стресса [239, 243, 245, 265, 269, 292, 299, 302, 309, 338]. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья. В обзорах литературы по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и другие обычно бывают тесно связаны с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями [242, 268, 400].

    Однако, результаты изучения профессионального (рабочего) стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов операторской деятельности, отражающей характер развития технического и технологического оснащения промышленности, транспорта, энергетики, систем управления в других сферах обслуживания и производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность и сложность деятельности и ряд других особенностей обусловливает не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанных с информационной (умственной) рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами операторской деятельности.

    Исследования состояния стресса в трудовой деятельности свидетельствуют о том, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид, который, естественно, отражает физиологические и психологические особенности его развития.

    J. Sharit и G. Salvendy [398] определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход, по мнению А. Н. Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса: «. 1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности; 2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений; 3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений; 4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений» [70, с. 147].

    Как и в исследованиях стресса жизненных событий, некоторые исследователи профессионального стресса сосредоточились на конкретных типах профессий, в то время как другие изучали более широкие вопросы «ролевого» стресса. Классический пример исследования специфического стресса рабочего места – изучение R. M. Rose [378] работы авиадиспетчеров. Задачи слежения за мониторами вызывают значительный стресс, поскольку требуют больших усилий для поддержания бдительности. Подобные исследования сосредотачивались на изучении роли окружающей среды как источнике стресса, независимо от характеристик и жизненных обстоятельств индивида.

    Более поздние работы концентрировались на взаимодействии между личностью и средой. Хорошим примером такого исследования является работа S. Carrere et al. [235], в которой изучалась деятельность водителей городских автобусов и выявлено развитие у них высокого уровня стресса. Водителю не только приходится ежедневно иметь дело с напряженным городским движением и транспортными пробками, но и вступать в контакт с часто враждебной и даже опасной публикой, при этом соблюдать очень жесткое расписание с суровыми штрафами за опоздание. Не все водители реагировали на стресс одинаково – в частности, личности с поведением типа «А» воспринимали свое рабочее окружение как более стрессовое и имели более высокие уровни катехоламинов в моче.

    Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах R. А. Каrаsек [312, 313], посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Автор считает, что «активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требования с отставленной реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники, – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику.

    Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых видимо наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса (рис. 1), вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения.

    Другая известная модель профессионального стресса предложена J. E. Me. Drath [347]. Согласно этой модели (рис. 2) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов.

    На рис. 3 представлена общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов. Подобная модель представлена в работе М. J. Smith [408] и более детально изложена ранее М. J. Smith и Р. Саrауоn [411]. В целом факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы.

    В русле когнитивного подхода наиболее характерную модель профессионального стресса предложил G. R. Hockey [289]. Рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации, так как они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур). Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов. В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда.

    В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны [70].

    Наиболее детально механизм когнитивной оценки излагает Т. Сох [247]. По его мнению, этот механизм включает: 1) требования к индивиду; 2) индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личные ресурсы); 3) ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации; 4) внешняя поддержка. Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения стресса. Более важно рассогласование, которое возникает между уровнем требований и личностными ресурсами, причем уровень такого рассогласования может обусловливать либо только функциональную активацию (напряжение), либо при его значительных величинах – развитие стресса.

    Разработка концепции профессионального стресса как проблемной ситуации дана в работах W. Schonpflug [388] и рассмотрена А. Н. Занковским [70]. Указанная ситуация включает два базовых компонента: ориентацию и контроль (управление), которые, в свою очередь, также могут быть разделены на отдельные компоненты. Так, ориентация включает процесс идентификации проблемы (сканирование характеристик проблемы, ее определение, субъективные оценки и целеполагание) и процесс формирования стратегий решения проблемы. В контроле могут быть выделены реализация деятельности по решению проблемы и приобретение новых адаптационных навыков. Если результатом ориентировки будут неудачи в идентификации проблемы и ошибки в формировании стратегий решения проблемной ситуации, то неизбежно возникновение стрессогенного состояния и сопровождающего его чувства беспокойства, беспомощности и неопределенности [286]. Ошибки контроля, обусловленные чрезмерными усилиями или обратной связью от предшествующих ошибок контроля, возвращают индивида на фазу идентификации проблемы или провоцируют компенсаторную деятельность. В обоих случаях проблемная ситуация не получает своего разрешения.

    Каждая из приведенных выше теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения. Большинство из этих ограничений проявляются при переключении с анализа стресса на каком-то одном уровне функционирования человека на более широкий, интегративный уровень анализа и представления о сущности стресса.

    Прямое перенесение положений о физиологических особенностях развития и проявления стресса в область психологии оказалось мало продуктивным. По мнению R. Lasarus [337], физиологический и психологический стресс существенно различаются между собой по особенностям воздействующих стимулов, по механизму его развития и характеру ответных реакций. Если при физиологическом стрессе происходит нарушение гомеостаза при непосредственном воздействии стимула на организм, а его восстановление осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипичный характер реакций, то психологический стресс развивается в результате оценки значимости ситуации для субъекта, его интеллектуальных процессов и личностных особенностей.

    Общим для всех моделей психологического стресса является то, что авторы стремились определить его сущность, главным образом, через регистрируемые параметры. С этой точки зрения, как отмечает Н. И. Наенко [137], можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении используются в качестве индикаторов психологического стресса. Это характерно для модели Н. Wolff [430], где стресс рассматривается через призму физиологических реакций на социально-психологические стимулы, а также для модели В. Dohrenwend [250], в которой стрессовая реакция на подобные стимулы выражается в поведенческой форме. Основной недостаток этих моделей заключается в отсутствии объяснений в различии реакций на угрожающий стимул.

    Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов. Представители этого подхода в своих моделях в качестве ведущих признаков стресса определяют различные психологические переменные: Н. Basowits et al. [212] – реакцию тревоги, вызванную угрозой неудовлетворения основных нужд, F. Alexander [203] – эмоциональные факторы, R. Lazarus [333] – оценку человеком угрозы, D. Mechanic [349] – адаптацию к условиям ситуации и к своим чувствам и т. д. Все эти исследователи, хотя и в разной степени, полагают, что физиологические реакции человека при стрессе связаны с психологическими переменными и взаимно обусловлены.

    Трудность анализа рассмотренных моделей связана с тем, что их авторы используют различные определения и толкования понятия стресс, что препятствует концептуальной интеграции знаний о стрессе. Так, D. Mechanic определяет стресс в понятиях реакций индивидов на ситуацию, Н. Basowitz и его коллеги – как качество ситуации, которое не зависит от отношения индивида к ней; Н. Selye, В. Dohrenwend и некоторые сторонники механической модели определяют стресс как создающее помехи состояние, являющееся внутренней реакцией на стрессоры. В модели F. Alexander стресс рассматривается и как качество стимула, и как реакция индивида на него, R. Scott и A. Howard это состояние рассматривают через категорию напряжения.

    Некоторые модели содержат спорные допущения. Сомнительно положение Н. Basowitz о том, что стрессовое событие для одного человека обязательно будет таковым и для другого. Модели F. Alexander и Н. Wolff имеют допущение, что любые стимулы, воспринимаемые индивидом как стрессовые, обязательно будут вызывать физиологические и психологические последствия вредного характера. Теория объяснительных стилей С. Peterson и M. Seligman [366], достаточно хорошо отражает состояния, связанные с некоторыми несчастными случаями и болезнями, но не очень подходит для объяснения депрессии, возникающей после стресса. В теории «самоэффективности» A. Bandura [210], недостаточно четко определены истоки и механизмы формирования у субъекта убеждений в своих возможностях заблаговременно почувствовать надвигающуюся угрозу и приспособить свое поведение для ее предотвращения.

    Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержательной характеристики стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.

    Особенно выражена отмеченная взаимосвязь этих двух форм стресса в профессиональной деятельности человека-оператора, которой присущи все возможные аспекты развития профессионального стресса (в его рабочей, социальной, организационной, экономической, психологической составляющей) и психологического стресса (как когнитивной регуляции информационно-энергетических и поведенческих процессов и реакций). Но в этой деятельности имеется ведущий компонент – информационное взаимодействие человека с техникой, который, по-видимому, определяющим образом влияет на развитие психологического стресса и который ни в одной из рассмотренных теорий не был предметом пристального изучения в связи с проблемой стресса.

    Краткий обзор различных теорий и моделей стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо одну сторону многогранной проблемы. Продвижение вперед в понимании этого явления возможно путем дальнейшего развития отдельных теоретических положений, а также, что очень важно, пытаясь их совместить, сопоставить, дополнить для получения более цельной картины. Те трудности, которые стоят на пути дальнейшего изучения стресса и, в частности, его психологических аспектов связаны также с отсутствием общепринятого его определения, узкой концептуализацией, отсутствием обобщающей, системной модели, которая могла бы содержательно отразить особенности функционирования организма и психической детерминации этого процесса на всех уровнях и этапах развития стресса.

    Кроме того, есть серьезные методологические проблемы, связанные с измерением стресса. Является ли стресс независимой переменной? Если да, то что можно сказать о внешней не очевидности факторов, которые могут иногда вызывать его? Как следует рассматривать различия между индивидами и у конкретного индивида, но в разных ситуациях, в возможностях (ресурсах) купирования стресса? В чем заключаются особенности и различия действия на человеческий организм разных стрессовых ситуаций: навязанных, приписанных, выдуманных, выбранных и т. п.? Каково соотношение генетических и социокультурных факторов в происхождении стресса? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа.

    studfiles.net

    Это интересно:

    • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
    • Аффективные биполярные расстройства Биполярное расстройство Биполярное расстройство – это психическое заболевание, вызванное эндогенными факторами. Оно значительно усложняет все проявления существования личности. Впервые биполярное расстройство личности описано во Франции, но сразу не было принято научным обществом, ведь во время интермисии больной полностью сохранен и недефектен, […]
    • Чай за невроза Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Зеленый чай – средство от невроза Зеленый чай, в отличие от черного, ценят настоящие любители этого древнего напитка. Люди, которые привыкли пить черный чай с его резким вкусом, не сразу замечают тонкий аромат и чудесный терпкий вкус зеленого чая . Но со временем, прочувствовав его удивительные вкусовые […]
    • Генерализованное тревожное расстройство это психическое расстройство Причины, факторы риска и симптомы генерализованного тревожного расстройства Генерализованное тревожное расстройство — это психическое расстройство, при котором у человека возникает общая устойчивая тревога, которая не связана с определенными объектами или ситуациями. Это заболевание достаточно распространенное, по статистическим данным […]
    • Центры заикания в москве Центры заикания в москве г. Москва, ул.Грекова, д.11 Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян Запись на прием: Для учеников центра: Жить без заикания. С детства! «Арлилия» — это центр лечения заикания у детей и взрослых, где избавляют […]
    • Фгос умственная отсталость Умственная отсталость Умственная отсталость – это снижение шкалы интеллектуальных возможностей, что обусловлено врожденными факториальными моментами. Умственная отсталость выставляется до трех лет, после трех это уже деменция. Классификация является таковой не напрасно, ведь общераспространено, что до 3-х лет интеллект еще способен достичь […]
    • Кортизол повышен из за стресса Почему повышен кортизол у женщины: причины и симптомы, методы эффективной терапии Кортизол в организме человека является основным и наиболее активным глюкокортикоидом (глюкокортикостероидом), относящимся к катаболической группе. Его основная роль — сохранение энергетических ресурсов организма. Эта палочка-выручалочка приходит на помощь, начиная […]
    • Настрои сытина при стрессе слушать НАСТРОИ СЫТИНА - слушать, читать! Победа над болезнями при помощи мыслей! Самая полная коллекция, более 600 настроев для чтения, записывания и прослушивания! Сайт посвящен уже успевшей зарекомендовать себя с самой лучшей стороны методике оздоровления, избавления от недугов - Вам помогут исцеляющие настрои Сытина. Сегодняшняя медицина не ставит […]