Лечимся от этого заикания

Лечение заикания / Форум

За один день нельзя изменить жизнь, но за один день можно изменить мысли, которые навсегда изменят твою жизнь

Сообщение редактировано 12:55 – 09.09.2015 пользователем admin

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами, поэтому происходит формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает больной очаг, изменяя взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и удлиненно — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

Причины заикания – это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д. Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности или родов.

Это была группа причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство – невротическое заикание.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Причины заикания нельзя видеть только в испуге, являющемся дополнительным поводом для развития этого сложного нервно-психического и психомоторного расстройства. Определенную роль в возникновении заикания играет конституциональный фактор, или общая с родителями речевая, моторная и коммуникативная недостаточность.

Речь, по крайней мере, у одного члена семьи, может быть сбивчивой, скороговоркой, с проглатыванием окончаний, медленной, обстоятельной, с растягиванием слов или недостаточно отчетливой по звукопроизношению. Подобные этим особенности речи у детей делают ее более уязвимой для любого перенапряжения чаще всего в первые годы жизни.

Общая с кем-либо из членов семьи недостаточность моторики у детей относится к недостаточно развитой координации движений, скованности, напряженности или повышенной возбудимости мышц и связок артикуляционного аппарата.

Следующим фактором, способствующим заиканию, будет дизонтогенез, прежде всего генетически нарушенный темп развития речи, ее неравномерность. На это может указывать задержка появления фразовой, а в дальнейшем артикуляционно отчетливой или грамматически правильной речи.

Или же, наоборот, речь развивается быстрее, и ребенок начала второго года жизни говорит фразами, а в начале третьего года наизусть воспроизводит много стихотворений. Кроме этого, его речь отличается подчеркнутой взрослостью. Смешанный вариант состоит в первоначальной задержке речи с последующим «прорывом» – напором слов, неукротимой жаждой говорить.

Неравномерность развития речи может служить отражением неравномерности общего психического развития, например, развития интеллекта, несколько замедленного или ускоренного вначале. В широком плане можно говорить и об известной неравномерности психомоторного развития, когда лежащее в основе речи мышление опережает или отстает от возможностей артикуляционного аппарата, координации движений и общей двигательной активности.

Наиболее тяжелым и распространенным расстройством речи является заиканием, от которого в мире страдает 1,5% взрослых и 2% детей. Невротической формой страдают 70-80% заикающихся, а неврозоподобной формой 20-30%. Как правило, заикание возникает в раннем возрасте и при отсутствии необходимой помощи сохраняется длительное время, а иногда и на всю жизнь. Этот недостаток речи мешает человеку выбрать любимую профессию, раскрыть творческий потенциал, найти счастье в личной жизни и т.п. Заикание часто формирует такие черты характера как: нерешительность, неуверенность в собственных силах, зависимость от мнения окружающих. Поэтому лечение заикания надо начинать как можно раньше, то есть сразу после его возникновения. Квалифицированная своевременная и эффективная помощь борьбы с заиканием имеет не только медико-педагогическое, но и социальное значение.

В центре патологии речи используется комплексный подход преодоления заикания, в котором участвуют логопед, психоневролог, логоритмист и психолог, но важнейшая роль все-таки отводится родителям. Именно от них зависит успешность лечения заикания ребенка.

Продолжительность лечения заикания зависит от нескольких факторов: формы заикания, степени тяжести, психических особенностей и целеустремленности больного, осложнений вследствие других болезней. Но, несмотря на все эти факторы, надо идти к цели!

Сообщение редактировано 13:13 – 09.09.2015 пользователем admin

Заикание – не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Лечебно-оздоровительное лечение направлено на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы.

Коррекционно-воспитательное — на выработку и закрепление правильных речевых навыков; на нормализацию темпа, плавности и ритма речи; на выработку умения целенаправленно работать; активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Здоровье. Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д. Не помешают успокоительные травки и ванны.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Сон. Большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

Режим дня. Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно, для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных – веселые, подвижные. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Питание. Заикающимся рекомендуется 4-х разовое питание с постоянным временем приема пищи. Питание сделать разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным.

Климат в семье. Родителям крайне важно создать для ребенка благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия. Занятия логокоррекции проводятся дифференцированно, в зависимости от формы заикания: невротической (расстройство моторных структур мозга) или неврозоподобной (органико-функциональное расстройство). Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, элементов гимнастики, игры в группе. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте. Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Занятия логоритмики. Логопедическая ритмика (логоритмика, музыкотерапия) является дополнением к логопедическому занятию. Кроме того музыкальное сопровождение вызывает у детей приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и памяти. Принцип построения занятий – тесная связь движений с музыкальным звучанием, включением речевых материалов. Ввод слова дает возможность создавать ряд упражнений, руководствуясь не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, что позволяет сохранить при этом принцип ритмичности в движениях.

Занятия у психолога направлены на работу с невротическим компонентом заикания, коррекцию поведения, тревожности и страхов. Задача не оградить детей от социально стрессовых ситуаций, а научить их воспринимать их спокойно, без волнения. Улучшая детско-родительские отношения, достигается максимальный результат при лечении заикания. Дети становятся более дисциплинированными, усидчивыми, уверенными в себе. Развивается их творческий потенциал, образное мышление и мелкая моторика.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

Почему заикание чаще всего возникает после перенесенных заболеваний?

Как известно, всякое заболевание приводит к ослаблению защитных сил организма и, в частности, нервной системы. Достаточно в этот момент подействовать травмирующему фактору, и может возникнуть заикание.

Почему при шепотном произношении заикание ослабевает? Можно ли шепот использовать как метод преодоления заикания?

При разговоре шепотом возникают облегченные условия для голосообразования: голосовые связки работают с наименьшим напряжением, голос выключен. Кроме того, заикающиеся не чувствуют той ответственности, которую они испытывают при нормальной речи. Разговор шепотом используется как один из приемов устранения заикания на начальных этапах.

Заикание в ряде случаев, особенно у школьников, заметно снижает запоминание. Объясняется это сильным эмоциональным волнением.

Имеются ли лекарства, эффективно влияющие на заикание?

Медикаментов, прямо действующих на заикание, нет. Есть лекарства, которые нормализуют состояние нервной системы, т. е. физиологическую основу речи.

Почему мой ребенок меня не слышит, не реагирует на мои слова, замечания? Мне приходится часто повторять, а потом и кричать, чтобы ребенок отреагировал.

Как правило, у таких детей нервная система устроена таким образом, что сигнал до мозга доходит с определенной паузой. В результате ваши замечания он просто не слышит т.е. головной мозг его не распознает (пока не дойдет сигнал). Для этого родителям нужно набраться терпения и спокойно повторять и желательно еще и показывать, что ребенку нужно сделать.

В среднем преодоление заикания занимает 3-4 месяца (в зависимости от сложности и вида). Все это время надо быть рядом с ребенком и «прожить» с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания.

Основное проявление заикания заключается в том, что плавное течение речи прерывается не зависящими от воли человека мышечными судорогами, задержками дыхания и повторениями отдельных звуков. Постепенно заикание обрастает невротическими комплексами, что значительно усугубляет речевые нарушения.

Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы, и в большинстве случаев его можно вылечить. Существует множество методов лечения этого заболевания у детей дошкольного возраста. Выбор метода зависит от первопричины проблемы и индивидуальных особенностей ребенка.

Это наиболее эффективный метод. Комплексная система восстановления речи заикающихся состоит из пяти этапов: диагностика, перестройка патологических нарушений речи и личности, формирование правильного навыка речи, закрепление достигнутых результатов и профилактика рецидивов заикания путем проведения микрокурсов поддерживающей терапии.

Лечение начинается с того, что малыша обследуют такие специалисты, как психиатр, логопед, психолог, психотерапевт и невропатолог. Они изучают анатомические и клинические данные, намечают логопедические и психотерапевтические мероприятия, совместно назначают медикаментозное лечение. Поскольку полностью восстановить речь можно только в процессе нормального естественного общения, занятия проводятся в группе. Мам и пап обучают речевым и психологическим методикам, конечно, в сжатом варианте.

Результат: Основной курс коррекции длится 4 месяца, но для достижения 100% эффекта, специалисты рекомендуют пройти пару-тройку курсов и потом в течение нескольких лет проходить микрокурсы поддерживающей терапии.

Цель психологических тренингов – уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбудимого, устранение страха перед речью. Основной принцип психологических тренингов – «относитесь к заиканию проще, и тогда оно само пройдет». Вся работа направлена на изменение личности заикающегося человека. Психолог учит справляться с волнениями и страхом речевых ситуаций. Такой подход помогает снизить напряжение и модифицировать заикание так, чтобы оно не мешало общению. По мнению психологов, неправильный настрой родителей и чересчур трепетное отношение к проблеме только усугубляют ситуацию. Поэтому психолог одновременно работает и с ребенком, и с его родителями.

Результат: Тренинги помогают избавиться от приобретенного заикания, причиной которого послужил сильный стресс, испуг или информационная перегрузка нервной системы. В этом случае результат заметен через 2-4 месяца еженедельных психологических тренингов.

Цель логопедических занятий – научить ребенка правильной технике речи. Сначала логопед учит малыша пропускать в речи слова, на которых он «спотыкается». После этого специалист объясняет чаду, как перед трудным словом делать паузу и проговаривать его плавно, нараспев. Например, так: «Мне ннннужна (пауза) ну-нужна книжка». В дальнейшем ребенка знакомят с тем, как можно контролировать свою речь, говорить не нервничая, не ожидая неудачи, без напряжения. Малыш учится заканчивать нужное слово с помощью растягивания или скольжения (Мне ну- ну- нннужна книжка). На третьей стадии ребенка обучают заменять трудное слово до того, как оно будет произнесено. Особое внимание логопед уделяет увеличению словарного запаса малыша. Иногда заикание возникает оттого, что ребенок нервничает, затрудняясь в выборе подходящего слова. При помощи специальных игр логопед расширяет словарный запас и «ставит» произношение отдельных звуков. Некоторые специалисты при лечении заикания пользуются действием обратной связи. Ребенок говорит в микрофон, подсоединенный к прибору (полифонатору). С помощью наушников он слышит свою речь с задержкой, с эффектом эха. В результате малыш начинает говорить громче, замедляя темп речи.

Результат: Большинство логопедов считают неэффективной работу с заикающимся ребенком, которому меньше трех лет. Только когда процесс становления речи завершен, можно начинать занятия с логопедом. У детей старше 5 лет сдвиги в лучшую сторону заметны уже после 10 занятий (два раза в неделю). А для достижения плавной речи ребенку потребуется пройти курс от 4 месяцев до года.

Цель дыхательных упражнений – снять внутреннее напряжение, страх перед речью, которые непроизвольно возникают у заикающихся детей. Для этого малышей обучают специальной технике дыхания. Короткий вдох через нос и непрерывный, продолжительный и бесшумный выдох через рот длительностью 4-5 секунд. Освоив это упражнение, ребенок учится на выдохе произносить слова, в идеале 4-5 слов подряд. Задача дыхательных упражнений – сделать так, чтобы кроха смог произносить фразу слитно, как бы на одном выдохе. Некоторым детям нравится вариант дыхательных упражнений, основанный на «пропевании» или «прокрикивании» фраз. Всем известно, когда человек поет или кричит – он не заикается. Это объясняется тем, что при крике и пении мышцы, участвующие в дыхании, расслабляются и дыхание само собой нормализуется. Данным методом заикание лечили еще наши прабабушки.

Результат: Для достижения заметного результата дыхательные упражнения следует делать 3-4 раза в день по 20-30 минут. Уже через неделю речь ребенка станет более плавной. Для стойкого эффекта потребуется 4-5 месяцев занятий.

В последние годы при лечении заикания у детей хорошие результаты дает точечный массаж. Этот метод помогает снять повышенную возбудимость речевых центров, восстанавливает нервную регуляцию речи.

Результат: Точечный массаж при заикании не имеет возрастных границ – чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем сильнее эффект. Для достижения плавной речи потребуется пройти около 3 курсов. Курс включает в себя 15 процедур, причем первые 3-4 проводят ежедневно, а последующие – через день. Между первым и вторым курсами необходимо выдержать интервал в две недели, между вторым и третьим – интервал от трех до шести месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода.

Метод гипносуггестивной терапии эффективен при невротических формах заикания. После погружения больного в гипнотическое состояние проводится внушение, нацеленное на общее успокоение. Затем идет внушение, нацеленное на уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбуждающего. Восстановление их качеств: силы и подвижности, растормаживание центрального и наружного аппарата речи, устранение страха перед речью. Далее проводится основное внушение, нацеленное на перестройку отношения маленького пациента к своему страху перед речью. Врач внушает ребенку, что у него нет оснований бояться и стесняться того, как он говорит. Следовательно, нужно смелее вступать в речевой контакт. В состоянии гипноза врач разговаривает с ребенком и «загружает» в него основные логопедические правила речи.

Если в состоянии гипноза ребенок не заикается, это признак того, что лечение данным методом, скорее всего, будет эффективным. После резюмирующего внушения и выведения больного из лечебного сна врач вновь проводит тренировку речи. Специалисты советуют с осторожностью использовать гипноз у детей до 7 лет. Для данной методики непременным условием является созревшая психика. Если вы решили воспользоваться этим методом, доверяйте своего ребенка только профессионалам, которые проводят все сеансы при вашем активном участии.

Результат: Количество сеансов зависит от «давности» заболевания и глубины речевых расстройств. Уже после одного сеанса гипноза ребенок может избавиться от заикания. Но чтобы добиться стойкого эффекта, после сеансов гипноза необходимо заниматься с логопедом или психоневрологом.

При помощи компьютерной программы можно существенно улучшить плавность и эмоциональность речи, а в ряде случаев и полностью освоить сознательный ее контроль. Отличительной чертой отечественной системы от мировых аналогов является использование психотерапевтических принципов, наряду с традиционными логопедическими приемами, а также биологической обратной связью – эхо-эффект, интерактивный частотный анализ и так далее.

Для установки компьютерной программы лечения заикания необходимо наличие процессора Pentium MMX / 200 МГц, ОЗУ 164 Мб, звуковой карты, СD-ROM, микрофона, динамиков (наушников) и 200 Мб свободного места на жестком диске. Кроме того, в Windows требуется программная поддержка воспроизведения mp3-файлов. Домашняя версия программы стоит около 4500 рублей. Все последующие обновления программы предоставляются пользователям бесплатно. На данный момент врачи рекомендуют использование таких программ, как «Бриз Мейкер», «Dr. Fluency», «Speak gentle» или отечественного аналога «Демосфен».

Результат: Компьютерные программы лечения заикания наиболее эффективны в самом начале процесса. Их разработчики обещают достижения плавности речи через 2-3 месяца регулярных занятий. К сожалению, детям до десяти лет не просто правильно использовать возможности данной программы. Для избавления от заикания им необходимы занятия вместе с родителями. Удачи и здоровья!

psihoterika.org.ua

Лечимся от этого заикания

Почему дети начинают заикаться?

Излечимо ли заикание?

Заикание чаще всего возникает в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью. В этот период к его ещё не вполне созревшему речевому аппарату предъявляются повышенные требования. Ребёнку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат может «не успевать» за мыслью. Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых развивается заикание.

Почему же дети начинают заикаться?

Чаще всего родители отмечают, что ребёнок начал заикаться после испуга. Малыш может испугаться грома во время сильной грозы, громкого окрика, резкого стука двери, неожиданно раздавшегося лая собаки, резкого гудка транспорта, попадания в тёмную комнату (особенно, если до этого рассказывались какие-то страшные истории) и т. п. Заикание в этих случаях возникает сразу и проявляется в резкой форме.

Нередко родители впервые замечают запинки в речи у сына или у дочери после длительной болезни (которая ослабляет организм ребёнка), или в результате физической травмы (чаще всего — ушиб головы). Тогда заикание может возникнуть сразу или развиваться постепенно.

Помимо испуга и болезни заикание может возникнуть в результате длительного психического угнетения. Это имеет место в тех случаях, когда ребёнок вынужден что-то скрывать, длительное время переживать, терпеть, не говорить ничего окружающим.

Приведём конкретный пример. Мальчик очень любил вишнёвое варенье. Когда родителей не было дома, он достал банку и съел всё варенье. Потом он длительное время находился в стрессовом состоянии, «ожидая» часа расплаты. Через некоторое время у мальчика развилось заикание.

Психическое угнетение ребёнка может быть результатом неправильного воспитания в семье, неблагоприятной обстановки дома, в детском саду. Частые семейные скандалы при ребёнке, побои, запугивания, бесконечные одёргивания, конфликты в детском коллективе — всё это, в конце концов, может вызвать заикание.

Очень часто родители перегружают детей впечатлениями: часто водят в кино, на цирковые представления, зрелищные мероприятия, разрешают ежедневно часами просиживать у телевизора и смотреть все передачи. Стремясь скорее поделиться своими избыточными впечатлениями, ребёнок захлёбывается, «глотает» звуки, не договаривает слова, перескакивает с одной мысли на другую и легко сбивается. Появляются запинки, которые могут перейти в стойкое заикание.

Видя, что ребёнок легко и быстро запоминает стихи, рассказы, сказки, родители ему много читают и заучивают с ним прочитанное. Часто стихи и рассказы берутся не по возрасту сложные. При каждом удобном случае родители демонстрируют «выдающиеся» способности ребенка. В результате получается несоответствие между ещё не окрепшим речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Итогом может стать заикание.

Причиной заикания может стать задержка речевого развития. Она проявляется в том, что речь у ребенка развивается со значительным опозданием. Так, отдельные слова могут появиться к трем, а то и к пяти годам. Обычно в этом возрасте ребенок должен уже свободно пользоваться развернутыми фразами. Задержка речевого развития выражается не только в позднем появлении речи, но и в бедности словарного запаса, нарушении грамматического строя. Отдельно следует сказать о нарушениях звукопроизношения. Трудность для ребенка в данном случае заключается в том, что, сознавая свое неумение произносить звуки, он стесняется, начинает бояться этих звуков и «спотыкается» на них. В дальнейшем эти затруднения фиксируются и могут привести к заиканию.

Заикание может возникнуть и как результат подражания. К такому подражанию более всего бывают склонны нервные и впечатлительные дети. И если ребенок долго находится в контакте с заикающимся, то может начать говорить тоже с запинками.

Однако, все перечисленное чаще или реже, в большей или меньшей степени может быть в жизни каждого ребенка, но не у каждого вызывает заикание. Значит, это не причины, а поводы, спровоцировавшие заикание. А причина — ослабленность нервной системы.

Укрепляя нервную систему, поддерживая возможно более спокойные условия жизни, как в семье, так и в школе, исключая переутомление, особенно длительное соблюдая щадящий режим при любых неблагоприятных жизненных ситуациях, можно полностью избавиться от проблемы под названием «заикание».

Материал подготовила учитель-логопед Миронова Любовь Александровна.

sites.google.com

“Наши мечты – это отражение нас самих”

Заикание – заболевание психоневрологической природы, которое проявляется в виде нарушения речи. В большинстве случаев оно развивается у детей, взрослые болеют реже, но более болезненно. Механизм заикания кроется в спазмах и судорогах мелких мышц речевого аппарата, в результате чего и возникают дефекты произношения. К ним добавляются тики мышц лица, подергивание конечностей и нарушение нормальной частоты дыхания.

Долгое время не существовало способов лечения, с помощью которых можно было бы гарантированно избавить человека от заикания. Для современных медиков это заболевание больше не представляет проблемы. Совместными усилиями неврологов, логопедов, психологов или психотерапевтов практически всегда удается вылечить заикание, даже у пожилых больных, которые страдают этим расстройством с детства.

В медицинской практике принято делить все случаи заикания у пациентов на 2 вида. Они отличаются по своей природе, что очень важно для дальнейшего лечения. Если у взрослого человека или ребенка наблюдаются проблемы с нормальным произношением, это может быть:

  • Невротическое заикание. Оно проявляется нарушением речевого ритма, повторами слов, запинками при попытке высказать свое мнение вслух. Такое расстройство имеет психологическую причину развития, в основе которой лежат стрессовые ситуации, волнение и беспокойство. Такие люди полностью здоровы в остальных отношениях и в более комфортной обстановке дефект речи у них практически не обнаруживается или выражается слабо. Однако он усиливается при общении с незнакомцами, на публике, в критической ситуации. Невротическое заикание у взрослых и детей может носить эпизодический характер, но может принимать и стойкое течение. Сильный испуг, гнев или паника способны вызывать проблемы с речью у кого угодно, но если они присутствуют в жизни часто, это приводит к появлению постоянного заикания. Лечение логоневроза, как еще называют этот вид нарушений, проходит достаточно успешно.
  • Неврозоподобное заикание. В его основе лежат неврологические патологии, а развитие недуга происходит в раннем детском возрасте. Первые симптомы органического заикания диагностируются у малышей в возрасте 3-4 лет. Часто такие дети либо имеют врожденные дефекты органов, либо переносят серьезные травмы. Они отстают от сверстников в развитии, долго отказываются разговаривать, быстро утомляются. Долго запоминают слова и произносят их неправильно, часто обрывая речь в самом начале. Лечение заикания, связанного с патологиями, занимает длительное время.

Столкнувшись с подобной проблемой, следует понимать, что нарушение речи на нервной почве полностью исчезает после того, как будет устранен фактор, способствующий его развитию. Нарушение речи неврозоподобной природы более стойкие, и могут беспокоить человека долгие годы, оставаясь для него серьезной проблемой уже во взрослом возрасте. Успешно вылечить данное нарушение, независимо от его происхождения, помогает правильно поставленный диагноз.

Единой причины, которая бы вызывала заикание, не существует. На развитие этого расстройства могут влиять сразу несколько факторов. Степень вероятности того, разовьется нарушение речи или нет, зависит, например, от пола человека — мужчины страдают им чаще, чем женщины.

У детей нарушение речи могут спровоцировать сильный испуг или волнение. Испытав стресс, малыши начнут заикаться или вообще перестанут говорить. В ряде случаев такое расстройство через некоторое время проходит и не оставляет следа, в остальных – может сопровождать человека и во взрослой жизни. Неправильное воспитание авторитарными родителями, которые нередко кричат и наказывают ребенка, также может стать причиной развития у него нарушений речи.

Пример взрослых может стать еще одним фактором, приведшим к детскому заиканию. Если в семье есть заика, ребенок может научиться говорить точно также и считать такое произношение правильным. Вероятность развития дефектов речи у таких детей еще более усиливается по причине генетической предрасположенности к этому типу расстройств.

Заикание у детей может иметь и физиологические причины. Поводом к развитию заболевания могут стать врожденные патологии нервной системы, физические травмы головы, кислородное голодание мозга во время родов.

Расстройством речи могут страдать закомплексованные и неуверенные в себе подростки, у них заикание может спровоцировать неумение общаться с людьми, необходимость вступать с ними в контакт, заводить дружеские отношения.

У взрослых причиной могут стать психологические травмы, перенесенные ими в разные периоды жизни, сильные или продолжительные стрессы, неприятности в семье или на работе, негативные события, оставившие глубокий след в душе.

Состояние нервной системы человека также не в последнюю очередь влияет на развитие заикания. У людей с неустойчивой, лабильной психикой, излишне эмоциональных и впечатлительных, любые психологические расстройства, в том числе и это, развиваются намного чаще, чем у людей с сильным и уравновешенным типом нервной системы.

Отличной почвой для развития заикания могут являться и некоторые фобии, например, социофобия. Подверженные ей люди могут заикаться, если вынуждены будут выступать на публике, работать в многочисленном коллективе или вести деятельность, связанную с необходимостью общаться с большим количеством людей.

Как бы то ни было, заикание можно вылечить, если обратиться к квалифицированному врачу, и чем раньше это сделать, тем лечение будет успешнее.

Лечение заикания у детей и взрослых всегда подразумевает индивидуальный подход к каждому пациенту. Поскольку причины возникновения проблем с произношением и речью у каждого будут своими, то и метод борьбы необходимо выбирать персонально. Кроме того, необходимо учитывать психологическое состояние больного, степень тяжести патологии, возможность коррекции произношения тем или другим способом.

Лечением часто занимаются сразу несколько специалистов. Человеку может понадобиться помощь нервопатолога, логопеда, психолога, психотерапевта. При наличии в анамнезе травм – необходимо заключение вибротолога. Наиболее эффективным является комплексное лечение.

К нему относится при необходимости прием медикаментов, в частности успокаивающих нервную систему препаратов, а также настоев трав подобного действия. Такое способ помогает человеку быстрее успокоиться, не поддаваться страху и панике, расслабиться. Это в свою очередь снижает напряжение и уменьшает частоту заикания.

Хороший эффект также оказывает физиотерапия, курсы массажа, иглоукалывание, гипнотические практики. Для избавления от заикания используют миотерапию, специальные дыхательные упражнения и программы для тренировки дикции. Работа с логопедом позволяет вернуть произношение в норму, как у взрослых, так и у детей.

В лечении заикания большую роль играет спокойная обстановка дома и на работе, умение человека расслабляться и снимать напряжение. Если такая проблема есть у детей, взрослые должны обеспечить им максимально комфортные условия. Не нужно пытаться еще сильнее давить на психику малыша или подростка, указывая на их недостатки. Стоит проявить терпение и выдержку и не акцентировать на этом внимание. Нарушение речи удастся вылечить намного быстрее, если ребенок будет чувствовать понимание взрослых.

Поскольку частыми причинами являются личные комплексы, излишняя впечатлительность, или более глубокие психологические проблемы, очень важным в лечении является помощь психолога или психотерапевта. Такие консультации позволяют не только правильно установить обстоятельства, которые привели к заиканию, но способствуют проработке пациентом всей ситуации.

Человек учится контролировать свои страхи и переживания, правильно относиться к жизни. После курсов такой терапии у него повышается самооценка и коммуникативные способности. Он меньше испытывает волнение при разговоре и правильно выражает свои мысли. После устранения причин расстройство проходит самостоятельно.

Если вы страдаете нарушением речи, но хотите разговаривать правильно, помочь вам в этом может психолог-психотерапевт Ираклий Пожариский, который поможет найти причины вашей проблемы и ликвидировать ее быстро и эффективно.

psyhoterapy.info

Методы лечения заикания

В современной медицине существует несколько методов лечения заикания:

Медикаментозные средства

Используются в качестве дополнения к основным способам лечения заикания с древних времен. Применялись Аристотелем, Гиппократом, Галеном, Цельсом и Авиценной. Медикаментозные препараты призваны нормализовать деятельность как центральной и вегетативной нервной системы, так и речедвигательного аппарата.

С тех пор, как заикание стали рассматривать как невротическое расстройство, появился данный метод. Его широко применяли Неткачев, Фрешельс и другие. Психотерапия может быть прямой (разъяснение, внушение) и косвенной (лечение с помощью доброжелательной обстановки, режима игр для детей). В любом случае, суть всех разновидностей методики заключается в ликвидации нарушений психогенного характера: страха перед речью, зацикленности на своих проблемах, чувства неполноценности. В процессе лечения повышается самооценка пациента, налаживается контакт с окружающими.

Дидактические приемы

Способ направлен на лечение заикания посредством усложняющихся разговорных упражнений, отрабатывающих либо саму речь, либо ее элементы. Применялись Итаром, Гутцманом, Денгардтом, Гимиллером, Ли, Кусмауллем, Андерсом, Коэном.

Лечебно педагогические меры

Включают в себя методы И.А.Сикорского и его ученика И.К.Хмелевского по лечению заикания. Методика впитала в себя гимнастику речи, фармацевтическое и динамическое лечение, психотерапию. И.П.Павловым и И.М.Сеченовым из всего комплекса приемов были подобраны лучшие способы лечения заикания. Таким образом появилась комплексная методика лечения заикания пациентов.

Причинами расстройства являются психологические, биологические и социальные характеристики. Подход предполагает воздействие на различные области психофизического состояния пациента при помощи лечебной физкультуры, логопедических занятий, лечебных препаратов и процедур, психотерапии и других лечебно-педагогических мероприятий.

Методика лечения заикания Л.З. Арутюнян — «Устойчивая нормализация речи заикающихся»

Среди огромного числа существующих методик нельзя найти единственно «правильную». Многое зависит от индивидуальных особенностей больного. Практика показала, что наиболее эффективна методика Л.З. Арутюнян. Концепция с успехом применяется для лечения расстройства речи как у взрослых, так и детей (изначально была рассчитана на взрослых и подростков).

Методика базируется на глубинном анализе самого расстройства и причин, его вызывающих. Как всякое устойчивое патологическое состояние, заикание тяготеет к самоподдержанию и самовосстановлению. Просто устранить запинки речи — этого крайне мало. Такое «лечение» обязательно приведет к последующим рецидивам. Поэтому основной задачей при лечении расстройства должно стать формирование нового устойчивого состояния взамен старого. Важно вытеснить сам факт включения заикания ритуалом включения нормальной речи. Для этого пациента учат синхронизировать свою речь с движениями пальцев ведущей руки.

Это позволяет на первых же занятиях устранить речевые судороги и спазмы. Сначала механическое движение создает новый стереотип внутреннего состояния пациента. Некоторое время движения пальцев рук нужны для контроля нормальной речи. При этом большое внимание уделяется эмоциональной составляющей — мимике, жестам, интонации. Параллельно формируется рефлекс спокойствия, повышается самооценка пациента и устраняется невротическая составляющая заикания. Как только новый навык свободной правильной речи закрепляется на уровне подсознания, потребность в использовании руки отпадает. В итоге пациент начинает разговаривать в эмоционально окрашенной речью без всяких запинок и с нормальной скоростью в любой ситуации, что свидетельствует о 100% излечении.

www.arlilia.ru

Обучение эталонной речи по методу Снежко Р.А.

Метод избавления от заикания, не лечение,

Логоневроз, обучение речи без ступоров.

Тренер речи Панкратов Михаил: "Моя история лечения заикания и обучения речи".

Проблема заикания в моей жизни.

В качестве вступления я хочу рассказать немного о проблеме заикания и о том, как я с ней столкнулся. Я очень близко знаком с этой проблемой, так как сам страдал ей с раннего детства и она укоренилась в мою жизнь на момент моего совершеннолетия достаточно глубоко. Я перепробовал многие методы лечения заикания, но они не то, что мне не помогли, а усугубили проблему еще больше. Особенно я бы хотел отметить два этапа в лечении своего заикания: это лечение в центре патологии речи и нейрореабилитации и лечение по программе Бризмейкер. Я наверное один из тех, кто прошел все круги ада в надежде избавиться от заикания, но все таки нашел выход из этой непростой жизненной ситуации.

Лечение заикания в центре патологии речи и нейрореабилитации.

Еще будучи в школе я с завидной регулярностью посещал занятия у логопеда, а потом данный логопед предложил мне пройти трехмесячный курс в Центре патологии речи и нейрореабилитации, и я, в надежде на исцеление, согласился. Я был в группе у Ваче Иянесовича, нас было около 8 человек. Степень заикания у всех была разная, от легкой формы до очень тяжелой, когда заикающийся прежде чем произнести слово мычал и выдавал жуткие гримассы на лице, а потом тоже самое происходило при попытке произнесения каждого слова. Прискорбно, но факт: самые тяжелые степени заикания были у людей, которые посещали данные курсы уже не первый раз! Я узнал это уже в процессе прохождения данного курса лечения. Далее в процессе прохождения данного курса всех заикающихся отправляли в мед. кабинет, где всем выписывали различные таблетки, в том числе серьезные препараты, которые влияют на психику и имеют серьезные побочные действия. В общем после прохождения данного курса лечения заикания, проблема у меня только усугубилась. Так же я отметил для себя, что заикающиеся с легкой степенью заикания перенимали привычку бороться со ступором у заикающихся с тяжелой степенью заикания и в итоге их проблемы с речью обострялись. Я не остановился на этом и продолжил искать способ решения данной проблемы и в один прекрасный момент наткнулся в интернете на рекламу программы Бризмейкер.

Лечение заикания по программе Бризмейкер — BreathMaker .

Когда мне родители приобрели программу Breathmaker, я думал, что получил шанс избавиться от заикания навсегда, но как оказалось позже, я заблуждался. Моим лечащим врачом по данной программе был Дмитрий Виниаминович, который в начале моих занятий по программе сказал, что если я добросовестно прозанимаюсь с программой год, то я точно вылечу свое заикание. Я прозанимался около двух лет, но в итоге улучшений в моей речи не произошло. Во время лечения по данной программе, он порекомендовал дополнительно пройти курс специального массажа, который тоже нечего не изменил.

Мое знакомство с методикой Снежко и обучение нормальное речи.

На методику Романа Алексеевича Снежко я наткнулся случайно на просторах интернета в поисках очередного лекарства от так насаждающего мне заикания. В то время Роман Алексеевич как раз собирался проводить свой первый семинар по заиканию в Москве и я буквально за день до его приезда успел записаться на этот семинар. С тех пор прошло уже много лет, но я до сих пор глубоко благодарен Роману Алексеевичу за то, что он научил меня нормальной речи. Я никогда не мог подумать, что суть проблемы заикания состоит в ряде неправильных речевых действий, но в последствии я убедился в этом на своем опыте и на конец таки заговорил как нормальный человек. Как же мне этого всегда не хватало и с каким огромным удовольствием я теперь наслаждаюсь своей речью.

О моей помощи людям в избавлении от заикания.

Так как я сам прошел через все это, я решил стать тренером речи по методике Снежко Р.А. – «Эталон». Поэтому теперь, я, с разрешения Романа Алексеевича, имею право осуществлять обучение заикающихся нормальной речи по его авторскому методу. Чему я очень рад, так как сам долгое время от этого страдал и понимаю насколько важно для человека иметь нормальную и красивую речь.

stupora.net

Это интересно:

  • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
  • Препараты при психосоматических расстройствах Инструкция по применению лекарств, аналоги, отзывы Инструкция от таблетки.рф Только самые актуальные официальные инструкции по применению лекарственных средств! Инструкции к лекарствам на нашем сайте публикуются в неизменном виде, в котором они и прилагаются к препаратам. Лечение психических расстройств Психические расстройства разнообразны и […]
  • Чай за невроза Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Зеленый чай – средство от невроза Зеленый чай, в отличие от черного, ценят настоящие любители этого древнего напитка. Люди, которые привыкли пить черный чай с его резким вкусом, не сразу замечают тонкий аромат и чудесный терпкий вкус зеленого чая . Но со временем, прочувствовав его удивительные вкусовые […]
  • Центры заикания в москве Центры заикания в москве г. Москва, ул.Грекова, д.11 Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян Запись на прием: Для учеников центра: Жить без заикания. С детства! «Арлилия» — это центр лечения заикания у детей и взрослых, где избавляют […]
  • Генерализованное тревожное расстройство это психическое расстройство Причины, факторы риска и симптомы генерализованного тревожного расстройства Генерализованное тревожное расстройство — это психическое расстройство, при котором у человека возникает общая устойчивая тревога, которая не связана с определенными объектами или ситуациями. Это заболевание достаточно распространенное, по статистическим данным […]
  • Симптомы долгого стресса Стресс. Хроническая усталость. Эмоциональное выгорание. Современная жизнь полна неприятностей, высокие требования, разочарования, конфликты. Для многих людей стресс является настолько привычным, что стал образом жизни. Стресс не всегда вреден. В малых дозах он может помочь мотивировать человека сделать все возможное. Но когда человек постоянно […]
  • Фгос умственная отсталость Умственная отсталость Умственная отсталость – это снижение шкалы интеллектуальных возможностей, что обусловлено врожденными факториальными моментами. Умственная отсталость выставляется до трех лет, после трех это уже деменция. Классификация является таковой не напрасно, ведь общераспространено, что до 3-х лет интеллект еще способен достичь […]
  • Аффективные биполярные расстройства Биполярное расстройство Биполярное расстройство – это психическое заболевание, вызванное эндогенными факторами. Оно значительно усложняет все проявления существования личности. Впервые биполярное расстройство личности описано во Франции, но сразу не было принято научным обществом, ведь во время интермисии больной полностью сохранен и недефектен, […]