Классификации умственной отсталости мкб 10

Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10).

ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами . Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время показатель расширяющих представлений о нем. Это способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Умение достигнуть цели. Власть комбинаций. Искусство предвидеть будущее. Способность использовать полученный опыт для решения новых задач. Умение поступать, говорить и действовать своевременно и уместно. Чувство меры. Человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельной жизни .

Предпосылки интеллекта: память, внимание, активность познавательных процессов, упражняемость, утомляемость.

Предполагается, что интеллект не единое целое, а состоит из отдельных способностей. Выделено семь первичных умственных потенций: 1) счетная способность; 2) словесная гибкость; 3) словесное восприятие; 4) пространственная ориентация; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстрота восприятия .

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

Лёгкая (F70.) — дебильность.

Умеренная (F71.) — имбецильность.

Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность.

Глубокая (F73.) — идиотия.

Легкая умственная отсталость (дебильность) (ИК-50-69). Ограничена способность к абстрактному мышлению, в связи с этим могут окончить лишь начальную школу по специальной программе. Осваивают некоторые специальности, но получают только низкую квалификацию. При эмоциональной и социальной незрелости не справляются с требованиями брачной жизни или воспитания детей.

Умеренная умственная отсталость (имбецильность) (ИК-35-49). Медленно развивается понимание и использование речи, отстает развитие навыков самообслуживания и моторики, часть больных осваивает основы чтения, письма и счета и приобретает некоторые умения. Они овладевают простой работой и выполняют ее под надзором. Независимое проживание невозможно, но участвуют в простейших социальных занятиях.

Тяжелая умственная отсталость (тяжелая имбецильность) (ИК — 20-34). Овладевают навыками самообслуживания не полностью. Даже основы школьных умений не доступны. Если и овладевают некоторыми элементарными трудовыми процессами, то нуждаются в постоянном надзоре. Имеются моторные нарушения и слабое развитие речи. Этиология — органическое поражение мозга.

Глубокая умственная отсталость (идиотия) (ИК — ниже 20). У одних не развиваются даже предпосылки интеллекта. Они не осваивают никаких навыков, обладают двумя-тремя элементарными эмоциями, речь не развивается. У других — ограниченная способность к пониманию или выполнению требований и инструкций. Неподвижны или ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала. Они не способны заботиться о своих основных потребностях, нуждаются в постоянной помощи и уходе.

lartdoll.net

Классификация интеллектуальной недостаточности по МКБ-10.

Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Другая клиническая классификация предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев). Кроме того, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.

Клинические проявления и динамика умственной отсталости

Психические расстройства при умственной отсталости, как уже отмечалось выше, полиморфны по характеру и степени выраженности.

Выраженность интеллектуального дефекта.

1. Глубокая умственная отсталость (идиотия).

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

3. Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)

Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.

Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь. Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

Характеристика умеренной интеллектуальной недостаточности (по МКБ-10).

При легкой имбецильности (умеренная умственная отсталость) локомоторные функции развиваются очень медленно. Моторика характеризуется неловкостью, недиференційованістю. Деть с легкой имбецильностью не могут производить действия, которые требуют точности, произвольной регуляции, координированной движений, особенно мелких.

Внимание непроизвольное, зависит от физических характеристик объектов и внешней мотивации. Стойкость внимания уже измеряется не секундами как при идиотии, а несколькими минутами. В процессе восприятия не оказывается активность, необходимая для получения специфической для определенного предмета информации. Из-за этого ребенок не может выделить деталь, увидеть отличие между предметами. Перцептивная деятельность характеризуется хаотичностью. Объем памяти существенно сужен. При воссоздании заученного часто имеющееся искажение.

У детей с легкой имбецильностью можно развить примитивное наглядно-действенное и образное мышление, которое однако характеризуется конкретностью, нехваткой последовательности, гибкостью. Образование абстрактных понятий есть очень ограниченным найелементарнішими ситуативными обобщениями. Детей можно научить группировать одежду, животных, растений и тому подобное. Они не умеют определять подобие, а отличия замечают лишь на конкретных предметах.

Имбецилы так же, как и идиоты, склонные к "полевому поведению", однако у них уже достаточно часто оказываются и другие формы активности, например, импульсивные акты, которые осуществляются под воздействием непосредственных потребностей индивида и не предусматривают сознательной постановки цели, планирования, анализа средств и возможных последствий. Такие дети могут выполнять простые задания под непосредственным контролем педагога, а также реализовывать автоматизированные навыки.

У детей с легкой имбецильностью можно воспитать навыки самообслуживания. Некоторые из них благодаря длительной специальной учебе оказываются способными овладеть элементами грамоты и счетом в пределах 10-20. С большими трудностями усвоенные знания используются механически. Благодаря учебе путем многократного показа способу выполнения задания с постепенным его осложнением удается подготовить подростков к труду.

Независимое проживание лиц с такой степенью интеллектуальной недостаточности является невозможным. Однако они могут быть физически активными, устанавливать контакты, участвовать в элементарных социальных занятиях, организованных воспитателями. Во взрослом возрасте они способны к простой практической работе под надзором, поддаются руководству.

Деть с умственной отсталостью в степени имбецильности подлежат распределению к домам инвалидов и заведениям социального обеспечения, где за ними присматривают, формируют навыки самообслуживания, а также за возможности учат элементам грамоты.

Характеристика тяжелой интеллектуальной недостаточности (по МКБ-10).

— тяжелый (F — 72) — выразительная имбецильность (IQ = 20-34);

Имбецильность — средняя за выразительностью степень умственной отсталости, которая возникает через глубинное повреждение коры головного мозга. Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.

Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвиванием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.

Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.

Следствием недиференційованості восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.

Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов. Под воздействием учебы у них могут появиться не связанные между собой воображений¬лення, их рассуждения являются обедненными и несамостоятельными.

Экспрессивное вещание при выразительной имбецильности или не формируется вообще, или существуют на уровне бессодержательных ехолалічних повторений, отдельных слов с нарушенной структурой и коротких аграматичних предложений. Подобные высказывания бывает трудно понять еще и через грубые нарушения звуковимови. Однако такие деть часто вместо вещания пользуются жестами. Они понимают свернутое вещание, ориентируясь в основном на интонацию, в ситуациях, связанных с удовольствием основных потребностей.

Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недиференційо-ваними.

Этапы становления отношения к лицам с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

works.doklad.ru

Умственная отсталость

Умственная отсталость (малоу?мие, олигофрени?я; др.-греч. ?????? — малый + ???? — ум) — врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Во многом он синонимичен современному понятию умственной отсталости. В то же время последнее понятие несколько шире, так как включает не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, а, например, социально-педагогическую запущенность и диагностируется в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма.

Умственную отсталость как врожденный психический дефект отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат.  de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат.  mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня и она является непрогредиентым процессом. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Некоторыми учёными олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

Классификация олигофрений

Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010):

  • 1 — Снижение интеллекта
  • 2 — Общее системное недоразвитие речи
  • 3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)
  • 4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия)
  • 5 — Конкретность, некритичность мышления
  • 6 — Малопродуктивность памяти
  • 7 — Недоразвитие познавательных интересов
  • 8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)
  • При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия.

    Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

    Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжёлой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

    Распространённость в Канаде

    Распространённость нарушений умственного развития (НУР) в Монреале была высокой, увеличиваясь в когортах родившихся недавно, что наблюдается в большинстве стран. К факторам, приводящим к наблюдаемому увеличению, относятся расширение критериев диагностики, повышение внимания к проблеме (и, следовательно, улучшение выявления детей с НУР в обществе и при проведении эпидемиологических исследований), а также улучшение доступа к медицинским и социальным службам. Полученные результаты не подтверждают взаимосвязь между НУР и высоким уровнем экспозиции к тиомерсалу, сходным с уровнем, наблюдавшемся в США в 1990-х гг., также как и взаимосвязь между НУР и одно- или двукратной вакцинацией против кори-паротита-краснухи..

    • Генетические;
    • Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;
    • Значительная недоношенность;
    • Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
    • Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;
    • Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
    • Умственная отсталость неясной этиологии.
    • Генетические причины умственной отсталости

      Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:

    • Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации. Примерами могут служить трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна), частичная делеция короткого плеча хромосомы 4, микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др.
    • Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом. Этим механизмом обусловлены такие заболевания, как синдром Ангельмана и синдром Прадера-Вилли.
    • Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек.
    • Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. При этом происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

      В отечественной дефектологии умственно отсталых детей традиционно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с лёгкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно, имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения социальной защиты, где находятся пожизненно.

      Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, раздражительными. Многие из них страдают энурезом. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

      Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка.

      У умственно отсталых детей-дошкольников, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

      Умственно отсталый ребёнок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

      У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

      Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

      Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращённой к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

      Большие трудности возникают у умственно отсталого ребёнка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

      Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

      Диагностические критерии МКБ-10

      Общие диагностические указания F7X.X:

    • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
    • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
    • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
    • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
    • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
    • Указания на нарушения поведения

    • .0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
    • .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
    • .8 — с другими нарушениями поведения
    • .9 — без указания на нарушения поведения.
    • Дифференциальный диагноз

      Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

      Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции эмоциональной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых пациентов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

      Социальная адаптация

      В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

      Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребёнка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

      С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.

      Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

      Особенности межличностных взаимоотношений

      Изучение социального развития, социального поведения и связанных с этим специфических проблем детей с недоразвитием интеллекта только начинается. Непосредственно педагогический интерес представляют исследования развития и условий межличностных (двусторонних) отношений.

      Для развития детей, имеющих отставание в умственном развитии, качество межличностных отношений приобретает основополагающее значение. Небезразлично: разговаривают с ним или нет; что о нём говорят; обращаются ли к нему и как; стараются ли его понять и как это делают; полагают ли, что с ним нужно обходиться исключительно как с неподдающимся и неспособным к обучению объектом и им следует манипулировать, или же, несмотря на все коммуникативные трудности, воспринимают всерьёз и уважают как партнёра по коммуникации; в каком эмоциональном климате происходит это взаимное сближение, доверительное общение и взаимная оценка.

      Для олигофренопедагогики центральным объектом обсуждения и исследований должны быть социальные взаимодействия, проблемы развития детей с интеллектуальной недостаточностью в аспекте «социального обучения». В нерешённом состоянии эти проблемы приводят к утрате взаимодействия и общения и тем самым к социальной изоляции.

      Вероятность такой изоляции долгое время только усиливалась, вследствие ошибочного, исходящего от подчеркнуто дистанционного общественного мнения, что «слабоумный нуждается только в уходе». Принимая во внимание этот роковой исторический опыт, в качестве постулата следует признать, что ни один человек не нуждается только в уходе. Каждый осознанно или нет «тайно и робко ищет одобрения его бытия, которое может быть высказано только от лица к лицу».

      Первый и элементарный интерактивный опыт ребёнок приобретает в общении с матерью и отцом как наиболее близкими людьми. Их действия и обращение с ребёнком драматическим образом обусловлены чувствами и установками, которые у них возникают при выявлении у ребёнка умственной отсталости. В эмоциональной сфере у них блокируется или затрудняется спонтанное внимание и тем самым уменьшается общение, поскольку раннее общение, в сущности, строится на чувствуемом и переживаемом. Дальнейшие коммуникативные проблемы возникают из-за того, что ребёнок не реагирует с ожидаемой живостью, которая обычно усиливает внимание к нему матери. И, в свою очередь, из-за меньшего внимания у ребёнка не возникает достаточная мотивация к общению, следовательно, затрудняется овладение речью.

      Отсутствие ожидаемой детской активности, отставание в развитии, возможная общая слабость ребёнка могут также привести к тому, что о нём начнут проявлять чрезмерную заботу, мешая его самостоятельному становлению. В любом случае ребёнок с нарушением интеллекта нуждается, как минимум, в такой же мере социального внимания, теплоты и стимуляции к обучению, как и нормальный ребёнок, чтобы смогли развиваться его заблокированные коммуникативные способности.

      Кроме семейной группы важное социальное значение имеет вхождение в группу сверстников: небольшую игровую группу, детсадовскую группу, школьный класс. При этом речь идет не только о расширении радиуса социальной активности и области ориентации, но также о возможности в общении с другими и через их реакцию познавать самого себя и тем самым формировать собственную личность. Ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии, которому грозит опасность непринятия, остро нуждается в защите группы, где его социальные потребности не наталкиваются каждодневно на непонимание и неприязнь, а встретят поддержку. Индивидуальные специфические трудности коммуникативного понимания делают для него необходимой социальную и воспитательную помощь.

      В соответствии с индивидуальным генезисом, в поведении наблюдаются большие или меньшие различия. Есть дети с недоразвитием интеллекта с неутомимой и неразборчивой тягой к обществу; есть такие, которые кажутся «погруженными в изолированное бытие».

      По результатам исследования Уильямса и других учёных установлено, что социальный коэффициент у детей с интеллектуальной недостаточностью несколько выше, чем коэффициент интеллекта. Эти результаты в частности, свидетельствуют о том, что овладение социальными навыками в значительной мере зависит от окружающего мира, особенно от воспитания. Различия в овладении социальными навыками простираются от полной беспомощности до далеко идущей независимости и свободы в общении, от агрессии до проявления любви и доверия.

      О. Шпек указывает, что некоторые дети пользуются особой любовью; других детей вообще отвергают, очевидно, из-за их малой общительности; способность к контактам очень сильно зависит от физического состояния; попытки установить контакт могут восприниматься как очень навязчивые и надоедливые — детям недостаёт умения представить себя на месте другого и понять его реакцию; возможна затяжная взаимная неприязнь и агрессивность, которые очень трудно преодолеть; робкие и неуверенные дети стремятся к более тесному контакту с воспитателем.

      С возрастом социальные отношения в группе стабилизируются и у подростков уже отличаются значительным постоянством. Симпатии и неприязнь, в сущности, определяются эмоционально-личностными мотивами и в гораздо меньшей степени уровнем способностей ребёнка.

      Таким образом, взаимодействие с окружающим миром не является процессом, эффект которого предопределён заранее, и что индивидуальная реакция не всегда становится прямым результатом социальных воздействий. А дети с проблемами в интеллектуальном развитии успешнее овладевают навыками социального поведения под руководством и при обучении.

      Отображение умственной отсталости в культуре

      В перечисленных ниже произведениях главный герой является слабоумным:

    • Уинстон Грум. «Форрест Гамп» (книга и фильм)
    • Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона»
    • Игорь Поль. «Путешествие идиота»
    • Джон Стейнбек. «О мышах и людях» (книга и фильм)
    • Дорис Лессинг. «Пятый ребёнок». «Бен среди людей»
    • Александр Куприн. «Блаженный» (рассказ)
    • «День восьмой» фильм режиссера Жако Ван Дормаля, снятый в 1996 году
    • «Я — Сэм» фильм Джесси Нельсона, снятый в 2001 году.
    • «Шум и ярость»
    • «День из жизни»
    • www.medviki.com

      1 Классификация олигофрений 2 Диагностические критерии мкб-10

      Умственная отсталость

      1 Классификация олигофрений

      2 Диагностические критерии МКБ-10

      2.1 Указания на нарушения поведения

      4 Причины умственной отсталости

      8 Умственно отсталые дети

      9 Социальная адаптация

      10 Особенности межличностных взаимоотношений

      11 Распространенность в Канаде

      12 Слабоумие в культуре Литература

      ^ Эта статья или раздел нуждается в переработке.

      У?мственная отста?лость (малоу?мие, олигофрени?я; др.-греч. ?????? — малый + ???? — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом» [] .

      1. Классификация олигофрений

      Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер.

      2. Диагностические критерии МКБ-10

      A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.

      B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

      C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

      D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.

      E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

      2.1. Указания на нарушения поведения

      .0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения

      .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения

      .8 — с другими нарушениями поведения

      .9 — без указания на нарушения поведения.

      Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010) [ источник? ] :

      .1 — Снижение интеллекта

      .2 — Общее системное недоразвитие речи

      .3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)

      .4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия)

      .5 — Конкретность, некритичность мышления

      .6 — Малопродуктивность памяти

      .7 — Недоразвитие познавательных интересов

      .8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)

      Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

      4. Причины умственной отсталости

      наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);

      внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);

      вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

      депривация общения в первые годы жизни (до 7—8 лет, дети джунглей)

      По некоторым данным, значительная часть людей, которым в детстве был поставлен диагноз «умственная отсталость», не имеет никаких органических поражений мозга, а их недостаточно высокий уровень IQ является всего лишь результатом педагогической запущенности; как правило, это дети из малообеспеченных семей.

      При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.

      Лёгкая (F70.70.) — дебильность. IQ 50—69.

      Умеренная (F71.71.) — имбецильность. IQ 35—49.

      Тяжёлая (F72.72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.

      Глубокая (F73.73.) — идиотия. IQ Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

    • Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
      • Врожденное заболевание — олигофрения.

        8. Умственно отсталые дети

        Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

        9. Социальная адаптация

        10. Особенности межличностных взаимоотношений

        Ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии находится в специфической зависимости от коммуникативной помощи и поддержки. Он испытывает трудности в понимании того, что его окружает, и часто люди затрудняются в понимании его. Поскольку он более слабый партнёр по коммуникации, опасность заключается в том, что он либо отдаляется от любого контакта, впадает в коммуникативный негативизм, крайнее проявление, которое можно видеть в аутоагрессии, либо из-за своих проблем с поведением сковывается страхом, беспокойством, агрессией. Незнание этих процессов позволяет с излишней лёгкостью рассуждать о том, что дети с интеллектуальным недоразвитием не способны к общению.

        11. Распространенность в Канаде

        Распространенность нарушений умственного развития (НУР) в Монреале была высокой, увеличиваясь в когортах родившихся недавно, что наблюдается в большинстве стран. К факторам, приводящим к наблюдаемому увеличению, относятся расширение критериев диагностики, повышение внимания к проблеме (и, следовательно, улучшение выявления детей с НУР в обществе и при проведении эпидемиологических исследований), а также улучшение доступа к медицинским и социальным службам. Полученные результаты не подтверждают взаимосвязь между НУР и высоким уровнем экспозиции к тиомерсалу, сходным с уровнем, наблюдавшемся в США в 1990-х гг., также как и взаимосвязь между НУР и одно- или двукратной вакцинацией против кори-паротита-краснухи.[2][3].

        12. Слабоумие в культуре

        Уинстон Грум. «Форрест Гамп» (книга и фильм)

        Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона»

        Игорь Поль. «Путешествие идиота»

        Джон Стейнбек. «О мышах и людях» (книга и фильм)

        Дорис Лессинг. «Пятый ребенок». «Бен среди людей»

        Александр Куприн. «Блаженный» (рассказ)

        Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

        Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000. — ISBN 5-225-04189-2.

        Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. В. Психиатрия. — М.: Медицина, 1989.

        Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. 2-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2002.

        Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х тт. — М.: Медицина, 1988.

        Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. — СПб., 2005. — 150 с.

        Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.

        Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта: Сборник научных трудов. Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. Вып. III. — М., 1978. — 100 с.

        Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. Т. 3. — М., 1989—1990. — С. 63.

        medznate.ru

        Олигофрения 2 (стр. 1 из 16)

        Классификация умственной отсталости

        По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей в МКБ-10 выделяется:

        При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать несъедобные предметы), не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: могут падать с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и пр. (могут получать повреждения, ожоги). Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.). Речь или совсем не сформирована (такие больные издают лишь нечленораздельные звуки) или состоит из нескольких простейших слов. В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. Коэффициента умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

        Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.

        4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность).

        Характеристика умеренной интеллектуальной недостаточности (по МКБ-10).

        — умеренный (F — 71) — легкая имбецильность (ІQ = 35-49)

        Вещание таких детей аграматичне, обедненное. Словарный запас очень ограничен, в нем нет обобщающих и абстрактных сроков. Предложение простые нераспространены, неправильно построенные. Обращенные к ним инструкции понимают лишь в конкретных ситуациях. Содержание простой сказки или рассказа могут осознать лишь с опорой на наглядность. Сложные грамматические конструкции не понимают вообще.

        К подростковому возрасту память, особенно долговременная, несколько совершенствуется.

        Дети-имбецилы являются очень уязвимыми. их эмоции характеризуются полярностью, реактивностью и лабильностью. Относительная сохраненность их аффективной жизни оказывается в чувствительности к оценке другими людьми. Собственная самооценка у них является неадекватно завышенной: себя они считают наилучшим.

          Характеристика тяжелой интеллектуальной недостаточности (по МКБ-10).

          mirznanii.com

          Это интересно:

          • Выпадения волос анорексия Какие народные средства от выпадения волос у женщин эффективнее для лечения? Густая грива блестящих волос – настоящий женский фетиш. Каждый день несколько волосков остаются на расческе, и это нормально: периодически они обновляются, и на месте выпавших вырастают новые. Тревогу стоит бить, когда «волосопад» принимает выраженный характер. В таких […]
          • Аутизм не википедия Аути?зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. [2] Схожие состояния, при которых отмечаются […]
          • При заикании речевая карта Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием..……………….2 Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)………………………………………….5 Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у […]
          • Цитокины лечение шизофрении Цитокины - классификация, роль в организме, лечение (цитокинотерапия), отзывы, цена Функции цитокинов в организме регуляция продолжительности и интенсивности иммунных реакций (противоопухолевая и противовирусная защита организма); регуляция воспалительных реакций; участие в развитии аутоиммунных реакций; определение выживаемости клеток; […]
          • Смерть от шизофрении Смерть от шизофрении Особое место в генезе ВСС при шизофрении занимает своеобразная кардиомиопатия, которую вполне оправданно выделить в качестве самостоятельной нозологической единицы и обозначить как нейролептическая кардиомиопатия (НКМП) [1, 4, 9]. На нашем материале ВСС, связанная с общим ожирением, зарегистрирована у 1 мужчины и 6 женщин в […]
          • Больница пограничных состояний Клиника пограничных состояний СГМУ ул. Ленина, д. 417, кор. 3, эт. 4 Просто отвратительно. Обхода нет, про состояние не интересуются, если скажешь, что что-то волнует, резко и грубо отвечают. Раздатчица - хамло. Еда - помои, есть невозможно. И это все за большие деньги. Медсестры, единственные, кто хорошо относятся. Не рекомендую. Хочу довести до […]
          • Комната клаустрофобии в москве Снять комнату в Москве Всего 13 834 объявления Сдам койко-место, 300 м², 3 мин. до метро пешком, этаж 4 из 4. вчера в 01:32 191 Агентство Аренда комнаты, 9 м². сегодня в 13:32 206 Сдам комнату, 37 м², этаж 3 из 17. 582 Сдам в аренду комнату, 18 м², этаж 8. 261 Риелтор Аренда комнаты, 14 м², этаж 7 из 9. […]
          • К теории шизофрении Комер Дж. Рональд, Основы патопсихологии, 2000 Теории возникновения шизофрении. Последние несколько десятилетий в изучении шизофрении основное место занимали генетические и биологические исследования. Они выявили ключевую роль наследственности и мозговой активности в развитии этого заболевания, тем самым открыв путь важным изменениям методов его […]