Как избавится от боязни сцены

Причины, симптомы и преодоление боязни сцены, публичных выступлений

Жизнь человека в социуме, так или иначе, предполагает взаимодействие с другими людьми. Нередко этим взаимодействием является необходимость выступить на публике. И неважно, являетесь ли вы политическим деятелем, театральным артистом и учеником 5 класса, которому предстоит прочитать стихотворение на утреннике – вас может охватить страх, который сделает ваше выступление провальным.

Виды фобий связанных с выступлениями на публике

Существует несколько разновидностей фобий, связанных с публичными выступлениями.

  • Логофобия (от древнегреческого ????? – слово и ????? – страх) – навязчивая боязнь перед речью. Часто этот страх присущ людям, страдающим логоневрозом, то есть заиканием.
  • Пейрафобия (от греческого peira — испытание) – иррациональный страх публичных выступлений.
  • Глоссофобия (от древнегреческого ?????? — язык) – страх сцены, большой аудитории. По оценкам экспертов подобный страх присущ подавляющему большинству людей.
  • Вербофобия – страх говорить конкретные слова, вызывающие заикание. В случае если у человека имеются дефекты речи, слова с непроизносимыми для него буквами могут вызывать панику.
  • Лалофобия – боязнь начать заикаться во время выступления.
  • Все эти термины в отдельных случаях могут быть синонимами, однако, некоторые отличия все же есть. Боязнь публики может быть адекватной реакцией, ведь испытывать волнение перед ситуацией, от которой в некоторой степени зависит твоя репутация – нормально. Если же тревога набирает обороты и превращается в фобию – стоит задуматься.

    Последствия патологического страха, вызывающего отказ от общения с маломальской аудиторией, могут быть грустными. Избегание общественных мест, отказ от хорошей работы (если она требует говорить с публикой), как следствие падение уровня жизни и самооценки. А дальше – сужение зоны комфорта до ближайших людей, риск возникновения зависимостей и проблем с психикой.

    Все эти последствия, конечно, касаются тревожно-фобического расстройства, а не обычной боязни сцены.

    Хочется отметить, что большинство известных, профессиональных и очень опытных артистов признаются, что испытывают страх перед выходом к своей аудитории. Это естественно и считается даже показателем того, что артист продолжает создавать искусство, а не стал ремесленником, спокойно выполняющим свои обязанности.

    Страх публичных выступлений имеет под собой генетическую и социальную обусловленность. Боязнь может быть наследована от тревожных родителей. Характер и темперамент ребенка также формируется в результате генетических предпосылок, таким образом, подобные акцентуации ребенка и взрослого провоцируют схожие страхи.

    Социальный фактор подразумевает нашу острую боязнь быть отвергнутым обществом. Это заложено на интуитивном уровне. Древнему человеку было не выжить в одиночку, поэтому быть непринятыми социумом считалось равносильным смерти. Именно эти «инстинкты» и просыпаются в неподходящий момент.

    Человек может отдавать себе отчет, что ничего серьезного в его жизни не зависит от произнесения какой-то конкретной речи, его репутация не будет растоптана, однако, неконтролируемый иррациональный страх охватывает его, сжимая горло.

    Среди причин боязни сцены часто фигурирует заниженная самооценка. Она может быть сформирована в результате неправильного родительского воспитания: излишней строгости, критики ребенка, подавления его личности.

    Кроме прочего фобия сцены возникает из-за патологического перфекционизма. Стремление к совершенству может сыграть злую шутку даже с опытными ораторами.

    Желание выглядеть идеально заставляет человека отвлекаться на мысли о том, КАК он говорит и жестикулирует, вместо того, чтобы быть сосредоточенным на том, ЧТО он говорит.

    Лишние мысли сбивают, провоцируют «мэканье» и употребление лишних словесных нагромождений. Такие случаи добавляют волнения предстоящему очередному публичному выступлению.

    Момент выхода на сцену, наш организм воспринимает как опасность. Происходит срабатывание гипоталамо-гипофизарной системы, происходит стимуляция надпочечников и в кровь выбрасывается адреналин. В результате этого человек ощущает скованность мышц шеи и спины, вы автоматически сутулите плечи. В противном случае, если вы будете усилием мышц исправлять осанку, и держать голову прямо – конечности начнут дрожать и холодеть.

    Зрачки расширяются, что затрудняет видимость вблизи. При этом вы не можете разглядеть текст на листке, но отчетливо видите лица зрителей. Желудок сводится, может тошнить или быть ощущение «бабочек» в животе, во рту пересыхает. У детей случается непроизвольное мочеиспускание. Кровяное давление может подыматься, происходить пульсация в висках, покраснение лица, тахикардия.

    Возможна и обратная реакция – пониженное давление, бледность, в крайних случаях потеря сознания. Могут подкашиваться ноги, происходить активное потоотделение.

    И самое главное, характерное именно для глоссофобии – невозможность управления голосом. Связки сдавливаются, и человек не может выдавить из себя ни слова.

    У других происходит изменение тембра, голос становится визгливым или хриплым, слишком тихим или неадекватно ситуации громким.

    Как побороть страх перед выступлением на публике

    Большое внимание сейчас уделяется изучению проблемы страха школьников перед публичными выступлениями. Подобная тактика весьма разумна, ведь большинство проблем во взрослой жизни зарождаются в детском возрасте.

    Именно школьники могут жестоко обсмеивать и так неуверенного в себе одноклассника, порождая новые и подпитывая старые комплексы. Поэтому разъясняя с самого детства многие моменты, помогая ребенку преодолевать свои внутренние зажимы – можно избавить его от серьезных проблем в дальнейшей жизни.

    Итак, побороть страх публичных выступлений можно некоторыми способами, в зависимости от степени выраженности этого страха. При очень высоком уровне боязни, то есть однозначно, фобии – лучшим решением будет обратиться к психотерапевту. Если ваш страх граничит с обсессивно-компульсивным расстройством – то однозначно необходим визит к специалисту.

    Происходит это так: в вашей голове задолго до предстоящего выступления прокручиваются сценарии вашего провала, вы не можете отвлечься и снова и снова думаете об этом. Это патологично. В остальных случаях большинство обычных страхов можно преодолеть своими силами.

  • Подготовка. Во-первых, крайне важно хорошо знать материал, о котором вы планируете говорить. Во-вторых, репетиция перед зеркалом. Любой оратор знает, как важны жесты и мимика, поэтому важным является отработать их. Если выступления перед аудиторией является частью вашей работы, рекомендуется записаться на специальные курсы по ораторскому мастерству или искусству сценической речи.
  • Работа с самооценкой. Как мы уже говорили, низкая самооценка, и острая зависимость от чужого мнения заставляют нас бояться проявлять себя перед публикой. Нужно разобраться, во-первых, что будет, если вы выступите плохо? Чаще всего, это совсем не конец света. Даже если речь идет о защите диплома, получить «четверку» вместо желанной «пятерки» не смертельно. Надо четко это осознавать. Снизьте в своей голове значимость своих слушателей. Отнеситесь проще к их оценке. Цените себя сами.
  • Отказ от перфекционизма. Нужно поставить себя на место зрителей. Важно ли было бы вам из зрительного зала то, о чем вы «паритесь» на месте выступающего? Неидеальная прическа оратора или оторванная пуговица? Проявляйте самоиронию. Легкая шутка в свой адрес всегда снимет лишнее напряжение. Улыбайтесь, как завещал крошка Енот в детском мультике.
  • Методы релаксации. Для успокоения используйте медитативные техники и дыхательные упражнения перед началом своего выступления.
  • Не тревожьтесь о своем плохом результате еще до начала монолога. Визуализируйте свой успех, представьте, как вам будут аплодировать или иначе позитивно подкреплять вас. Тревога – это вообще самое бессмысленное чувство. Повода еще нет, а вам уже плохо. Вот когда провалитесь – тогда и будете грустить.
  • И запомните, даже у самых лучших ораторов бывают плохие выступления. Кроме того попадаются зрители, которые по разным причинам могут остаться недовольными даже от великолепного с точки зрения большинства, представления.
  • Радислав Гандапас, специалист по ораторскому искусству, делится своими методами преодоления боязни публичных выступлений. Он делает акцент на том, что выступление перед аудиторией – это естественное преодоление для любого человека. Но хорошо подготовленный оратор, уверенный в себе и своем докладе, умеющий держать себя на людях – получает удовольствие от преодоления себя. И наоборот, плохая подготовка, отсутствие репетиций и неуверенность в себе – вместо удовольствия от выступления причинит один дискомфорт и может спровоцировать психологическую травму.

    Кроме того, Радислав не рекомендует использовать седативные средства для успокоения. Медикаменты притупляют не только волнение и страх, но и все процессы в мозге, что может негативно влиять на результат.

    По статистике у 95% людей есть боязнь говорить на публике. Это заложено генетически: стоять перед толпой страшно – ты один, а их много. Но существуют пути преодоления этого чувства. Необходимо быть психологически готовым к дебюту. Не обесценивать себя и не переоценивать значимость окружающих очень важно. Кроме того, стоит качественно готовиться к выходу на сцену. Желательно отрепетировать все свои движения и отлично знать материал.

    psihodoc.ru

    Как избавиться от арахнофобии? Или как преодолеть страх к паукам

    Проведенные опросы позволили социологам сделать выводы о том, что арахнофобией, или же боязнью пауков страдает около половины всех женщин и примерно 20% мужского населения.

    Что это за болезнь? Как и почему она появляется? И можно ли перестать бояться пауков?

    Что такое арахнофобия?

    Арахнофобия в дословном переводе с древнегреческого означает боязнь членистоногих. Распространенность этой фобии является причиной того, почему ее выделили в отдельную категорию. Проблема настолько масштабна, что учеными разрабатывается ряд методик для борьбы с нею.

    Джонни Депп тоже боится пауков

    Людей, страдающих этой фобией, называют арахнофобами. Как бы это не звучало странно, но среди известных людей, которые для многих являются образцами для подражания, есть арахнофобы. В их числе актер, герой фильма о Гарри Поттере – Руперт Грин. Также жутко боится пауков любимчик всех женщин, американский актер Джонни Депп.

    В этот список попал и 40-й президент США – Рональд Рейган. А фобия немецкого поэта Иоганна Фридриха фон Шиллера была настолько сильна, что лишь при одном виде пауков поэту становилось плохо.

    Если сравнить паука с человеком, то последний имеет намного больше преимуществ, начиная с размеров и заканчивая методами борьбы с членистоногими. Но все же от осознания этого количество арахнофобов ничуть не становится меньше.

    В чем же причины этого страха?

    Ученые работают над этим вопросом уже далеко не первый год и сумели выдвинуть несколько предположений относительно этого.

  • Причины арахнофобии кроются в том, что человеку свойственно бояться всего того, что внешне отличается от него. Причем глубина страха зависит от того, насколько сильно существо отличается от человека. А ведь пауки абсолютно не похожи с людьми, да и не только пауки. Тогда возникает вопрос, почему же люди бояться больше всего именно пауков?
  • Еще одна причина, по мнению ученых, в особенностях самого животного. Они могут очень внезапно появляться вблизи человека, что неимоверно пугает, ведь человеческое ухо не способно уловить такие тонкие звуки их приближения. К тому же практически невозможно предвидеть ни намерения, ни дальнейший маршрут передвижения животного. Способна напугать и скорость его движения, учитывая небольшие размеры тела.
    • Развитию арахнофобии могла способствовать опасность некоторых видов пауков, которые на самом деле могут причинить вред здоровью и жизни. Медицинская статистика свидетельствует о том, что ежегодно от укусов пауков умирает от 1000 до 5000 человек.
    • Дети, в процессе своего развития, перенимают множество привычек, в том числе и страхов, тех людей, которые его воспитывали. То есть, арахнофобия может возникать без явной причины, лишь потому, что пауков боялись взрослые. В то же время, нередко дети младшего возраста находят паучков очень милыми и забавными существами.
    • Есть такие регионы, где пауков не только не боятся, но и смело употребляют в пищу. А это говорит, что арахнофобия является поведенческой моделью, заученной манерой поведения.
    • Можно ли вылечиться от арахнофобии?

      Человек, испытывающий дикий страх, онемение конечностей, учащенное сердцебиение и другие неприятные ощущения при виде членистоногих, мечтает избавиться от этого.

      Психотерапевты прибегают в этом случае к бихевиоральной или же поведенческой терапии. Это один из самых современных методов, позволяющих избавиться от нежелательных для пациента форм поведения с подменой их другими, полезными навыками.

      При работе с арахнофобом, специалист постепенно приближает пациента с пауком, но делает это исключительно по согласию пациента и очень постепенно. Эффективность этой методики доказана тем, что многие бывшие арахнофобы после успешного лечения заводят в качестве домашних питомцев именно пауков. Это явление называют гиперкомпенсацией страха, то есть пациент не просто избавился от своих страхов, но и доминирует над ним.

      Существуют и другие методики борьбы с арахнофобией, но они не оказывают такого результата, как поведенческая терапия. Например, компьютерные программы, основанные на постоянном приближении человека к изображению паука. Эффект от такого лечения, конечно же есть, но он намного слабее, чем в случае контакта с живыми представителями членистоногих.

      На самом ли деле пауки так страшны?

      Пауки, особенно в нашей стране, являются абсолютно безобидными существами. Даже если речь идет о ядовитых представителях, то они никогда не проявляют агрессию первыми, то есть не нападают, а наоборот – защищаются. Да и встретить ядовитого паука не так-то просто, ведь практически все они занесены в Красную Книгу. К ним относятся:

      Они представляют опасность для жизни и здоровья, но только в тех случаях, если не знать некоторых подробностей о них.

      Если говорить о каракуртах, то опасность представляют только самки, которые в несколько раз больше самцов. Не очень приятны укусы тарантула, которые могут вызвать аллергическую реакцию, а на месте укуса образуется довольно болезненная опухоль. Правда, снизить вероятность негативных последствий довольно легко — достаточно прижечь место укуса спичкой. Укусы эрезуса не очень приятны, но не представляют опасности ни для жизни, ни для здоровья, неприятные ощущения в месте укуса проходят через 2-6 дней. То же самое можно сказать и относительно укусов крестовика и водянки – они болезненны, но не опасны.

      Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что некоторые виды пауков на самом деле представляют опасность для здоровья человека, но в большинстве случаев их укусы вызывают временные неудобства.

      Численность по-настоящему опасных видов не очень велика, поэтому столкнуться с ними в обычной жизни может далеко не каждый человек. Также следует помнить, что паук, даже самый ядовитый, не нападает первым, поэтому повстречавшись с ним надо вести себя спокойно, не заставляя его обороняться.

      Арахнофобия считается одним из самых распространенных страхов, причем бояться пауков, как женщины, так и мужчины. Но данный недуг сегодня можно вылечить, избавившись от страха навсегда. Только очень важно, чтобы помощь оказывал специалист, который сумеет подобрать индивидуальную методику лечения для каждого пациента.

      vreditel.net

      Без Головы как способ избавиться от боязни сцены

      Я в первый раз познакомился с «безголовостью» около полутора лет назад при деятельном участии и помощи Ричарда Лэнга. В юности, мне помнится, я читал отрывок из прекрасной книги Дагласа Хардинга “Об отсутствии головы” в антологии статей о самопознании. Тогда я заметил, что то, что он говорил o моем человеческом теле, заканчивавшемся вверху бесконечным пространством, наполненным вселенной, было действительно справедливо, но я тогда гнался за следующей «высотой», и не был особенно заинтересован в правде моей Сущности, значение которого было для меня потеряно. Оно просто казалось мне слишком обыденным и очевидным, а я искал какую-то экзотику, которую трудно постичь и, вероятно, индийскую.

      Когда Ричард приехал к нам сюда в Западную Австралию недавно в первый раз, я был настроен скептически по поводу бросающейся в глаза простоты подхода, который он пропагандировал. Это было до тех пор, пока я не провел первый из Экспериментов Хардинга в группе. На этот раз свет зажегся и остался зажженным с разной степенью вовлеченности и интенсивности. Мое признание его значения, возможно, на этот раз было упрощено предшествующим в течение многих лет поиском «выключателя» с помощью любых субстанций, техник медитирования, гуру и духовных учителей, которые казались перспективными. Эта фаза не обошлась, конечно, без громадных откровений, поскольку я остаюсь быть вечно благодарным, и я не изменю ни одной ее детали. Все, что расширяло сознание, я, казалось, находил мимолетным и требующим различных усилий и манипуляций собой, хотя иногда очень легким по природе. Конечным результатом было то, что эти без сомнения по-настоящему экзальтированные состояния никогда не казались свободно доступными, когда я мог бы ими пользоваться – скажем, во время споров с женой или трудных ситуаций на работе.

      Простое и мгновенное вхождение в практику Первого Лица, с другой стороны, продолжает быть прекрасным, преобразующим приключением, влияющим на все аспекты моей «ежедневной» жизни удивительными и неожиданными способами. Очень заметно с практической точки зрения влияние учения на выступления на публике. Я страстный гитарист-любитель (более или менее), и время от времени выступаю перед большими толпами людей. Исторически это включало высокую степень беспокойства вместе с рядом психологических симптомов, приводящих не к самому лучшему исполнению на сцене, включая одышку, онемение, потение и головокружение. Как для гитариста, самым огорчающим было ощущение, что вместо пальцев у меня сосиски. Я уверен, что подобные симптомы знакомы многим исполнителям — как профессионалам, так и любителям, и я осознаю, что боязнь сцены помогла закончиться не одной многообещающей концертной карьере. Трагические актеры также подвержены этому проклятию: самый известный среди них британский актер Стивен Фрай, который убежал со сцены в пьесе, где он играл заглавную роль — настолько на него лично повлиял эффект испуга, вызванного сценой.

      Со временем я разработал стратегии борьбы с этой проблемой, что, я не сомневаюсь, делают и многие исполнители, но я всегда прятался за кулисами, чем значительно уменьшал мое удовольствие от игры перед большими аудиториями. Через несколько месяцев после того, как я потерял голову (или, скорее, после того, как заметил, что ее никогда и не было), я принял приглашение подыграть моему другу, профессиональному музыканту Кавише Маццелле, который давал благотворительный концерт. В это время у меня было достаточно много нового материала, который я написал, и я хотел попробовать сыграть его перед аудиторией, чтобы мой энтузиазм пересилил страхи, с которыми я мог столкнуться при игре на сцене.

      Я уже стоял за кулисами большого концерта, и ведущий объявлял имена музыкантов – и в этот момент почувствовал полное отсутствие боязни сцены. И что еще более удивительно — это осознание не спровоцировало такой страх. Вместо того я осознал, что природно усиленная энергетика в данной ситуации помогала мне заметить Пустоту, из которой я играл. Когда я выходил на сцену (или точнее когда сцена выходила на меня), обычный страх и беспокойство сменились радостным любопытством относительно того, что это такое – выступать на сцене как Первое Лицо. Я сел, включил инструмент и начал играть без усилий и с такой радостью и точностью, как если бы я играл дома в гостиной, если не сказать больше. Каким-то образом руки и кисти рук, появляющиеся из Пустоты передо мной, знали, что надо делать и хорошо с этим справлялись, свободные от какого-либо вмешательства беспокойного меня. Так вот: внимание большой толпы вытянуло из меня самую лучшую игру, на которую я был способен. Расслабленную радость, которую я чувствовал, казалась такой заразительной и после нескольких аккордов я уже чувствовал, что аудитория была со мной и ей все нравилось. В конце первой мелодии последовали бурные аплодисменты. Моя обычно слегка нервная и напряженная манера игры на сцене сменилась легким принятием толпы, и удивительные вещи спонтанно стали происходить, чтобы оживить перерывы между композициями. Все это время я чувствовал аудиторию, индивидуально и во множестве, как находящуюся в безопасности и окруженную любовью внутри меня. Серьезное откровение действительно.

      И это было совсем не случайно. С тех пор в других потенциально пугающих сценой ситуациях Видение, Кто я есть, продолжало предоставлять иммунитет от моей прежней внутренней «замороженности». Единственной вещью, еще более пугающей, чем живое представление, (которое в конце концов, слава богу, проходит) была звукозаписывающая сессия на студии, в которой неудачи исполнителя жестоким образом сохраняются для последующих поколений. Запись моего последнего альбома происходила абсолютно другим образом по сравнению с предыдущими записями. Последняя требует бесконечных «дублей», записываемых в напряженной и требовательной атмосфере, что оставляло меня без сил и в какой-то мере удрученным после окончания записи. Будучи технически высокого калибра, они тем не менее казались мне, несмотря на (или может быть из-за них) большую цену усилий и беспокойства – старания схватить существо того, что я пытался выразить.

      Напротив, запись последнего сборника было гораздо более расслабляющим занятием, которое началось, как день, посвященный изучению самого лучшего способа записи инструмента, с перспективой выбросить три или четыре вещи в корзину, если повезет. Вместо этого дубль за дублем записались ровно и выразительно, когда я позволил Пустоте взять на себя всю тяжесть исполнения. Весь альбом из четырнадцати вещей мы записали за один день, и в первый раз я был доволен результатом. Инженер по звукозаписи нашел это особенно поразительным и до сих пор вспоминает тот опыт.

      Я понял, что все беспокойство – это по существу «боязнь выступления» Для третьего лица плохая игра в любой ситуации, как можно ожидать, приведет к преуменьшению и смерти себя самого. Исполнители даже говорят об «умирании» на сцене. Как будто весь наш настоящий инстинкт физического самосохранения начинает работать в обратном направлении — на разрушение, когда мы ошибаемся, принимая то, как мы выглядим в качестве третьего лица за тех, кто мы действительно есть. Первое Лицо, кажется, немедленно ставит вещи на свои места, без ссылки на любую другую внешнюю или внутреннюю заморочку.

      www.headless.org

      Как преодолеть боязнь публики?

      Психика человека часто подвержена той или иной фобии. Иногда присутствует страх выступать публично, общаться с большими группами людей, важными персонами. Это и называется «глоссофобия». Такой страх может стать большой проблемой для людей многих публичных профессий. Им необходимо знать, как побороть этот страх и избавится от глоссофобии.

      Кому мешает глоссофобия?

      Существует целый ряд профессий, представителям который приходится общаться, с большими аудиториями. Им нужно уметь выглядеть уверенным и убедительным для публики персонами.

      К таким профессиям следует отнести:

    • политологов и политиков;
    • артистов;
    • преподавателей;
    • организаторов мероприятий, ведущих;
    • различного рода экспертов.

    Психологи считают, что подавляющее большинство людей, в той или иной степени, страдает глоссофобией. Они называют цифры в пределах 90-95%. Чтобы сделать первый шаг на сцену и сказать первое слово на публике, нужно преодолеть свой страх глоссофобии. Известно, что даже многие известные актеры прошли через патологический страх сцены.

    Кому-то преодоление глоссофобии дается легко, небольшим усилием воли. Для кого-то это каждый раз стрессовая ситуация, ухудшающая психическое и физическое здоровье. В этом случае глоссофобия не только становится препятствием карьере и профессиональному выполнению служебных обязанностей, но и может уложить на больничную койку, вызвать устойчивое психическое расстройство.

    Как проявляется страх публики?

    В психологии рассматривается несколько уровней проявления страха глоссофобии (логофобии, пейрафобии) – от естественного волнения перед началом сольного монолога до неукротимого страха во время публичного выступления.

    В первом случае при страхе глоссофобии организм воспринимает это, как адекватную реакцию, в психике не накапливается ощущение тревоги и угрозы, чувство постоянного напряжения и страха. Более того, считается не совсем нормальным полное отсутствие волнения перед выступлением. Когда под воздействием волнения не наступает концентрации внимания, выступление часто оказывается поверхностным, провальным.

    В крайнем проявлении страха глоссофобии человек испытывает патологический страх, даже выступая перед небольшой аудиторией близких людей. Такой страх не избирателен, механизм паники запускается всегда, перед любой аудиторией.

    При страхе глоссофобии есть четко выраженные физиологические проявления:

  • сухость во рту;
  • напряжение мышц;
  • изменение тембра голоса, его дрожание, в крайнем случае – неспособность произнести даже слово;
  • головная боль;
  • усиленное сердцебиение или неприятные давящие ощущения в области сердца, скачки артериального давления;
  • потоотделение.
  • Реже могут наступить непроизвольное мочеиспускание (чаще у детей) и обморок разной длительности при страхе глоссофобии. Угрозу обморока следует предвидеть по симптомам-предвестникам:

  • бледность лица и губ;
  • холодные руки;
  • слабость, тошнота;
  • резкое замедление пульса.
  • Набор предвестников обморока при страхе глоссофобии индивидуален для каждого человека и зависит от особенностей психики, ее реакции на тревожные сигналы. Также они зависят от того, насколько здоров человек в данный момент и от степени его утомления.

    При регулярном повторении крайних признаков глоссофобии консультация со специалистом неизбежна.

    Генетические и социальные причины возникновения

    В первую очередь психотерапевт или психиатр попробует разобраться, насколько предрасположенность к страху глоссофобии обусловлена генетической наследственностью. Возможно, у пациента наблюдается врожденный уровень тревожности. Особенности характера, темперамента, способности к быстрому возбуждению могут оказывать влияние на проявление глоссофобии в той или иной мере.

    Врачу следует разобраться, имеются ли подобные психические характеристики у родителей и других ближайших родственников:

    • появлялись или нет схожие страхи глоссофобии;
    • прослеживается ли определенный способ восприятия ситуации;
    • насколько близка сила реакции страха глоссофобии.
    • Опытный специалист постарается исследовать, в какой степени акцентуирован характер пациента, т.е. как много содержит он слабых мест, которые способны проявится лишь в стрессовых ситуациях. Немецкий психиатр Карл Леонгард, считал, что акцентуации свойственны большому количеству людей и при определенных обстоятельствах способны привести к нервным срывам на «повторяющейся» почве (например, при необходимости регулярных публичных выступлений). Акцентуированная личность выявляется при помощи специальных тестов.

      Страх говорить перед аудиторией (глоссофобия) может проявляться у людей-педантов и людей-перфекционистов. В них заложена природная потребность все делать правильно или идеально, а страх опозориться или сделать что-то ниже собственной планки качества вызывает сильнейший стресс.

      Воздействие семьи играет свою роль не только на уровне генетики, но и как фактор воспитания. В этом случае его следует отнести к социальным причинам глоссофобии. Члены семьи могли сформировать алгоритм возникновения страхов личным примером, либо неправильным поведением по отношению к ребенку. Отсутствие профессиональных знаний препятствуют тем, кто воспитывает ребенка, правильно определить его психотип. Как следствие, выбираются ошибочные воспитательные приемы – излишняя строгость (возможно жестокость) или излишняя мягкость. Жестокость воспитания, тотальные запреты, могут подорвать психику, сформировать чувство неполноценности, низкую самооценку, непреодолимую робость и покорность и вызвать глоссофобию. Окружение излишним вниманием, предупреждение всех желаний, формирует инфантильную несамостоятельную личность, которая испытывает страх при необходимости принимать самостоятельные решения и шаги.

      Свою лепту в формирование личности вносят школа, общество сверстников, влияние улицы. Если отрицательный опыт первых публичных выступлений был подвергнут жесткой критике или осмеянию, это может сформировать устойчивую труднопреодолимую глоссофобию. Фактор стресса, сформированный в сторону усилений, может отложить отпечаток на всю последующую жизнь.

      Самым адекватным случаем глоссофобии можно считать страх из-за нехватки знаний или отсутствия опыта. В этом случае следует осознать, что профессиональная подготовка и набор опыта все «расставит по местам», придаст силы избавиться от глоссофобии и обрести уверенность в контактах с аудиторией.

      Существует несколько научных терминов обозначающих страх речи:

      1. Пейрафобия – состоит из корней греческого происхождения peira, что значит «испытание», и phobos, что значит «страх». Традиционно этот термин трактуют, как навязчивый страх публичного выступления, сдачи экзамена и т.п.
      2. Глоссофобия – греческий корень glosse означает «язык» или «речь», поэтому буквальный перевод «страх говорения, произнесения речи». В психологии она считается синонимом пейрафобии, хотя иногда трактуются более узко, как страх перед самой речью.
      3. Логофобия – греческое слово logos значит «слово», термин абсолютный аналог слова «глоссофобия».
      4. Вербофобия – первый корень соответствует латинскому слову verbalis, что означает «словесный». Термин имеет два значения: а) страх отдельных слов или словосочетаний, связанный с болезненными переживаниями (например, с неприятным сновидением, жизненной трагедией, болезнью близких людей); б) страх перед речью вообще. В первом случае слово близко по значению терминам «номатофобия» (страх называть людей по имени) и «ономатофобия» (страх звучания или написания некоторых слов). Во втором – совпадает с «глоссофобией» и «логофобией»
      5. Гиппотомонстросесквипедалиофобия – страх длинных слов.
      6. Лалофобия – страх говорить из-за опасения возникновения заикания.
      7. Глоссофобия (логофобия, пейрафобия) часто встречается совместно с таким видом страхов, как демофобия или охлофобия, что означает страх толпы, больших скоплений людей.

        Примеры страха глоссофобии у известных личностей

        Многие статьи о глоссофобии или о страхе сцены ссылаются на строки из письма Фаины Раневской, в котором она рассказывает, как однажды растерялась во время спектакля, тряслась, забывала текст, испытала шоковое состояние и страх. Но это был единичный случай глоссофобии после длительного перерыва в работе, к тому же ей не нравилась пьеса и роль была сырой, чуждой ей по сути.

        А вот американская актриса Ким Бесинджер настолько страдает страхом глоссофобией, что с большим трудом выступила на церемонии получения премии «Оскар». Она признавалась, что накануне репетировала речь по несколько раз в день.

        Джефферсон, третий президент США, излагал свои предложения в письменном виде и только однажды выступил публично, на своей инаугурации.

        Генерал Дж. Джессел, прославившийся в гражданской войне США в 19 веке, писал, что его мозг перестает работать, как только он начинает публично выступать из-за глоссофобии.

        Известно, что глоссофобией страдали Агата Кристи, Томас Эдисон, пианисты Артур Рубинштейн и Гленн Гульд, прославленный тенор Карузо.

        Пути преодоления глоссофобии

        Легкую форму страха глоссофобии, вызванную отсутствием опыта и профессиональных знаний, реально перебороть без врачебной помощи. Достаточно более тщательно готовиться к выступлениям, расширять кругозор, развивать профессиональные навыки. Если страх глоссофобии переходит в навязчивый невроз, то необходимо лечение с помощью специалиста.

        Психология рекомендует выстроить стандартный алгоритм решения страха глоссофобии из 4 шагов.

        1 шаг – анализ предстоящего события

        Если предстоит публичное выступление, необходимо проанализировать, что же больше всего пугает и вызывает глоссофобию. В первую очередь необходимо осознать ожидания аудитории. Желательно понимать, кто будет в зале, какой статус публики, ее возраст и интересы, какова ожидаемая численность зрителей. Обладание информацией поможет выступающему подготовиться лучшим образом, предугадать реакцию слушателей, обрести уверенность и преодолеть излишние страхи и приступы глоссофобии.

        2 шаг – анализ причин нервозности

        Предполагаемая публика может вызывать настороженность и негативные ожидания возможных ухмылок, скепсиса, жестов и гула неодобрения. Так рождается «страшный зверь» глоссофобии, который терзает в ожидании события. На этом шаге нужно сформировать у себя положительные мысли о зрителях, а во время выступления подмечать знаки поддержки, интерес в глазах, кивок головы, одобряющие улыбки. Надо настроиться на успех, визуализировать позитивные проявления, поверить в себя. Необходимо научиться укрощать страх глоссофобии.

        3 шаг – выработка решения

        Итак, принята установка на успех. Чтобы она не была эфемерна, нужно выступление подготовить.

        Если планируется доклад, то для уверенного выступления целесообразно действовать по следующей программе во избежание страха глоссофобии:

      8. создать качественный текст (уникальный, насыщенный интересными фактами, доступный к восприятию, аргументированный);
      9. проговорить текст вслух (неоднократно), отшлифовать его для лучшего восприятия;
      10. разбить информацию на блоки, составить тезисы и план последовательности изложения;
      11. заучить текст или натренировать изложение близко к тексту согласно плану;
      12. прорепетировать речь перед зеркалом или членами семьи (коллегами, друзьями).
      13. Хороший прием – начитать доклад на магнитофон, проанализировать, что можно улучшить в речи, чтобы избежать страха глоссофобии. Стоит продумать, какие невербальные приемы (жесты, мимика) могут помочь докладу. В зависимости от темы и аудитории можно вставить шутки или «лирические отступления», чтобы создать неформальную обстановку и облегчить восприятие информации, расположить к себе публику. Это поможет избежать страха глоссофобии и выступить отлично.

        Минипрезентации в кругу семьи или друзей помогут заранее выявить ошибки предстоящего выступления, отшлифовать все нюансы.

        4 шаг – возможные промахи не приговор

        Чтобы не стало трагедией то, что ожидания не оправдались на 100%, а возможные сбои не повергли бы в стрессовое состояние, необходимо сознавать реальное, а не завышенное значение события и реакции зрителей. Тогда можно избежать страха глоссофобии. Целесообразней сосредоточиться перед публичными выступлениями на процессе подготовки, а не на ожидаемом успехе. Нужно смириться заранее с вероятностью того, что все люди не будут воспринимать выступающего одинаково – «сколько людей, столько мнений». Вероятные негативные реакции отдельных зрителей не должны стать «вселенской» бедой. Нужно учитывать, что есть ошибающиеся и есть недоброжелатели. Критика может быть конструктивной, ее надо воспринять достойно и с благодарностью, осознать, что сбои и критические замечания обогащают опыт, а значит необходимы.

        Общие рекомендации человеку публичной профессии

        Человеку, в круг должностных обязанностей которого всходит общение с большими массами людей и публичные выступления, а также политикам, общественным деятелям, представителям культуры, целесообразно пользоваться тренингами и самотренингами для формирования объективной самооценки и чувства собственного достоинства и борьбы со страхом глоссофобии. Надо учится умению трансформировать негативные ощущения в позитивные, находить радость в текущих процессах, а не тешить себя призрачными успехами в будущем. В этом залог психического здоровья и борьбы со страом глософобии.

        Для развития ораторских навыков также нужны тренинги, развивающие речевой аппарат, умение переключать переживания во время выступление на моторику мускулатуры рта и качество подаваемого текста. Логомассажи и дыхательные практики научат держать мышцы шеи, лица и рта в расслабленном состоянии, чтобы речь подавалась свободно в хорошем темпе. Полезны групповые занятия с риторами по оттачиванию речевых навыков.

        Людям, имеющим дефекты речи, следует позаниматься с логопедами. Нужно добиваться, чтобы речь была грамотной и свободной от особенностей региональных диалектов и интонаций.

        Гармоничная личность, обладающая профессиональными навыками, способна управлять своим поведением, бороться со страхами глоссофобии и избавляться от речевых фобий.

        stopvsd.net

        Как избавиться от страха темноты: 3 рецепта

        Незнаешь, как перестать бояться темноты? Хватит быть трусом! 3 эффективных рецепта, которые вылечат твою нервную систему!

        Вот скажите, чего вы больше всего боялись в детстве?

        Я, например, боялась темноты.

        Мне казалось, что в ней прячется огромное количество монстров, которые, только и ждут, когда мама выключит свет, чтобы схватить меня за ногу.

        Особенно, когда ложилась спать – я с головой накрывалась одеялом, чтобы не дай боже даже палец ноги не выглядывал – так как боялась, что кто-то схватит меня за этот палец и начнет тащить куда-то с кровати!

        Вам это знакомо?

        Уверенна, что немало моих читателей испытывали схожие проблемы.

        Социологические исследования подтверждают, наиболее распространенный детский страх – боязнь темноты, который имеет научное название никтофобия.

        В большинстве случаев эта фобия исчезает вместе с взрослением ребенка, но иногда остается неизменным спутником.

        Если вам стыдно страдать от детских рудиментов, то из этой статьи вы узнаете, как перестать бояться темноты во взрослом возрасте.

        Чтобы избавиться от страха темноты – анализируем наше детство

        Однажды в студенческие годы сокурсник пригласил компанию своих друзей, в которую входила и я, на дачу.

        Родители юноши достаточно обеспеченные люди, поэтому наша тусовка без проблем с комфортом разместилась на ночевку.

        Я и моя одногрупница Лида ночевали в одной комнате, как две холостые девушки.

        Сплю я достаточно чутко, особенно в гостях, поэтому сразу же проснулась, заслышав шорох.

        Открыв глаза и немного адаптировавшись в темноте, я увидела Лиду, которая неуверенно пробирается к двери.

        Я не стала ее окликать, чтобы не испугать, но уже через минуту пожалела о своем решении, поскольку ночную тишину нарушил дикий вопль. Включив свет, я увидела рыдающую Лиду.

        Немного успокоившись, она рассказала мне, что ужасно боится темноты, но постеснялась мне сказать об этом с вечера.

        К выходу она пробирались, несмотря на свой страх, так как очень хотела пойти в ванную комнату, а закричала, потому что запуталась в незнакомой комнате и случайно задела рукой штору.

        Я, честно говоря, тогда была просто в шоке, удивляясь, как ночь и штора могут вызвать истерику у взрослого человека.

        Поговорив, мы выяснили, что никтофобией Лида страдает еще с детства, наслушавшись страшилок у костра от старших друзей.

        И профессию психолога она выбрала потому, что желает узнать, как избавиться от своего страха темноты и научить других.

        Моя одногрупница до сих пор занимается изучением этой проблемы, и вот к каким выводам она пришла.

        «Страх, он не за твоей спиной — он в твоей голове!»

        Почему люди так бояться темноты?

        Чаще всего люди боятся не самой темноты, а того, что она скрывает…

        Лида, изучая эту проблему, тестировала добровольцев с никтофобией.

        Исследования показали, чего же действительно страшатся люди:

        Мы часто пугаемся непонятных нам моментов.

        Ночь сродни светонепроницаемому ящику, скрывающему много тайн.

        Мы не можем воспользоваться своим зрением, чтобы убедиться, что ничего страшного рядом нет, поэтому и боимся.

      14. Монстров, ведьм, бабаек и прочих выдуманных мучителей, которыми в детстве нас пугали мамы, а сейчас продолжают это делать фильмы ужасов.

        Вполне реальных злодеев, которых действительно полно в наше беспокойное время.

        О них нам так любят вещать с экранов телевизоров и в документальных фильмах, и в художественных, и в разнообразных передачах, и даже – в новостных сюжетах.

      15. Казалось бы, при столь серьезных факторах невозможно перестать бояться темноты, но я вам гарантирую, что на каждую отраву отыщется эффективное противоядие.

        Как вы уже поняли, боязнь чего-то вполне конкретного мы и подменяем общим «боюсь темноты».

        Я привела несколько распространенных причин, если вы узнаете в одной из них свою, то прислушайтесь к следующим советам.

        Я точно знаю, что в темноте ничего нет

        Если вы больше всего боитесь неизвестной опасности, которая таится в темноте, то нужно убедить себя, что это ваш дом, в котором вы абсолютно все знаете!

        Тень на стену отбрасывает красивенный вазон, за которым вы так любовно ухаживаете.

        Шум издает холодильник, в котором хранится столько вкусненького.

        Занавеска колышется, потому что вы открыли окно, чтобы не задохнуться от жары и т.д.

        Ваш дом – это, действительно, ваша уютная крепость и вы знаете здесь каждый сантиметр.

        А как можно бояться чего-то знакомого и любимого?

        Злые монстры – бутафория Голливуда

        Ну, вот сколько ваших знакомых видело настоящего домового или привидение, или еще какую-то злую потустороннюю силу?

        Нет-нет, не нужно мне сейчас пересказывать сюжеты «Битвы экстрасенсов» или цитировать статьи газетки «Очевидное-невероятное».

        Я вам скажу по секрету, что герои подобных шоу и публикаций – или нанятые актеры, или вообще выдумка.

        Я не говорю, что потусторонних сил не существует, но зачем им прятаться в вашей спальне?

        Если вы до сих пор боитесь черной руки из страшилки, рассказаной подружой в детстве, то пора бы вспомнить сколько вам лет.

        Если же страх перед несуществующими монстрами – результат просмотра большого колличества фильмов ужасов, то пора бы завязывать с подобным кино.

        Зачем портить себе нервную систему и забивать голову такими глупостями?

        Прочь криминальное чтиво

        Моя бабушка взахлеб читает газеты и каждый раз, когда я ее проведываю, она рассказывает мне кучу историй о том, где кого убили, ограбили и т.д.

        Если бы я воспринимала всю эту информацию буквально, то давно бы закрылась в каком-нибудь бункере.

        Но стоит ли отравлять себе жизнь страхами, которые, никогда не станут реальностью?

        Актуальные советы, как перестать бояться темноты:

        Если уж вы боитесь темноты, потому что уверенны, что ночью к вам вломятся злодеи, то разумнее будет обезопасить себя, а не трястись от страха под одеялом:

        1. Поставьте решетки на окна и замените старую дверь на более мощную.
        2. Заведите собаку.
        3. Запишитесь на курсы самообороны.
        4. Получите, наконец, разрешение на оружие и купите хотя бы пневматику.
        5. Рекомендую к просмотру видео с упражнением,

          которое поможет вам расслабиться и навсегда избавиться от страха темноты:

          Помните, что со своими страхами можно и нужно бороться.

          Если вы будете им потворствовать, то разрушите свою жизнь.

          dnevnyk-uspeha.com

          Это интересно:

          • Лечим заикание в домашних условиях Как должно проводиться лечение заикания у детей по всем правилам Почему ребенок заикается Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин: повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает […]
          • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
          • Нарушение сна у детей симптомы Искусство правильного сна: почему не спится и как с этим бороться Нарушения сна возникают вследствие стрессов, алкоголизма, психических заболеваний, тревожных расстройств, соматических патологий. От проблем с засыпанием страдают люди, переживающие разрыв личных отношений, потерю работы, смерть близкого и другое. Чаще всего нарушениям подвержены […]
          • Кто лечит расстройство сна К кому идти при бессоннице? Зачастую люди не понимают, что при бессоннице обращаться к врачу следует в обязательном порядке. Основные причины патологии Среди кратковременных внешних факторов выделяют: нарушение соблюдения условий для нормального сна; употребление каких-либо веществ, возбуждающе действующих на нервную систему; сбой […]
          • Ночная потливость и стресс Ночная потливость у мужчин Основой хорошего самочувствия и настроения в течение дня является полноценный ночной отдых, поэтому ночная потливость у мужчин не только доставляет временный дискомфорт, но и является источником серьезных проблем. Избыточное потоотделение во сне может возникать в результате влияния бытовых факторов или быть следствием […]
          • Основные причины шизофрении Изображение расплывается и мутнеет в глазах: основные причины С возрастом большинство людей начинает болеть. Потеря остроты зрения - довольно частое явление среди людей, которые перешагнули 50-летний рубеж. Зачастую размытое зрение наблюдается у пациентов более молодого возраста, значительно ухудшая качество жизни. Что является причиной […]
          • Удаление зуба это стресс Возможно ли удаление сразу несколько зубов? Опубликовано в категории: Удаление зубов Зубы – один их самых хрупких органов нашего организма. Они требуют к себе внимания, постоянного ухода: раз в полгода необходимо посещать стоматолога с целью санации полости рта, каждые 3 месяца менять зубную щетку и удостовериться, что вы правильно владеете […]
          • Как побороть невроз Как можно лечить невроз самостоятельно Человек ежедневно испытывает множество различных стрессовых ситуаций. Возникают они дома, на работе и даже во время отдыха. Под такие события приходится подстраиваться, а это сильно давит на психику. Вследствие возникающего давления у человека развивается невроз. Такой диагноз означает совокупность […]