Информационный стресс связан с

В.А. Бодров. Информационный стресс

ББК 88 УДК 159.9:62

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (грант № 98-06-08050).

А. П. Чернышев, профессор, доктор психол. наук, В. В. Лапа, профессор, доктор мед. наук.

Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. – (Современное образование) ISBN–5-9292-0010-6 В монографии представлены материалы экспериментально-теоретического изучения информационного стресса человека-оператора, как одного из видов профессионального стресса психологической природы. Излагаются сведения о развитии теорий психологического и профессионального стресса, обсуждаются вопросы понятийного аппарата и природы информационного стресса. Проводится анализ данных о причинах, механизмах формирования и проявлениях информационного стресса, личностной обусловленности его развития, методах и моделях изучения. В книге приводятся результаты экспериментального изучения некоторых аспектов информационного стресса.

Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, а также для студентов-психологов.

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда. Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняет его характер, – упрощаются жестко алгоритмизированнные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.

Труд человека в системах управления техникой (деятельность «человека-оператора») связан с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека-оператора, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях операторской деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия на человека-оператора разнообразных раздражителей.физико-химической, психологической (личностной), организационной и, прежде всего, профессиональной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой профессионального стресса. С другой стороны, особенности механизмов регуляции этого психического состояния позволяет отнести его к категории психологического стресса.

Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние три-четыре десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса [88,165, 166, 393, 394] и появление фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека [32, 81, 91, 110,112, 118,120, 123, 125, 137, 145, 157, 168, 169, 178, 205, 206, 289, 329, 375 и др.].

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса и относительным увеличением роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, сокращении профессионального долголетия и возникновения психосоматических заболеваний.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием природных бедствий (землетрясений, наводнений и т. п.), техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах), региональных и межнациональных конфликтов, локальных войн и террористических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом. Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последействия.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванным острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.

Исследования проблемы психологического (профессионального) стресса в значительной степени основываются на положениях ее когнитивной теории [258, 329, 333, 380, 391 и др.]. Основное содержание этой теории сводится к положению о том, что когнитивные процессы определяют качество и интенсивность эмоциональных реакций за счет включения механизмов оценки значимости реального и антиципирующего взаимодействия человека со средой, а также личностной обусловленности этой оценки. В работах по данному направлению остаются еще вопросы о характере когнитивного отражения стрессогенных ситуаций разной сложности и содержания, а также особенностях личностной детерминации процесса развития стресса различной, в том числе информационной (операторской), природы.

Анализ исследований по психологическому стрессу свидетельствует о том, что основное внимание в них уделялось организационным факторам и внешним условиям деятельности как стрессовым воздействиям, в меньшей степени – влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно обращалось внимания процессу стресса, то есть фактическим стрессовым взаимодействиям, которые происходят между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние не столько отдельных статических причин изменения функционального состояния и поведения, а динамических компонентов рабочего процесса (информационных, энергетических, временных), когнитивных оценок воздействий стресс-факторов и личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.

В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широкое освещение вопросы влияния информационных факторов на деятельность человека и его состояние [36, 41, 59,71, 152, 153, 288, 294, 384, 422 и др.]. Однако, исследование роли этих факторов в развитии психологического (и информационного) стресса, механизмов регуляции этого психического состояния, обоснованию моделей его изучения, оценок и и прогнозированию стрессоустойчивости к воздействию экстремальных значений информационных факторов в деятельности человека-оператора, роли личностной детерминации в развитии стресса информационной природы уделялось недостаточное внимание.

В настоящей книге излагаются некоторые результаты теоретико-экспериментального изучения информационного стресса. Предпринята попытка обосновать понятие информационного стресса человека-оператора, разработать модели его изучения, определить и классифицировать стрессогенные значения информационных факторов, выявить особенности влияния некоторых психологических характеристик субъекта деятельности на генезис информационного стресса, наметить подходы к обоснованию механизмов регуляции этого состояния и разработать ряд моделей изучения этого состояния.

Автор выражает благодарность А. Е. Евдокимову, А. А. Обознову, Ю. Э. Писаренко, П. В. Прокину, А. Б. Стрельченко, П. С. Турзину, О. П. Турзину, Д. И. Шпаченко за помощь в проведении экспериментов и подготовке материалов для данной книги.

Глава I. Учение о психологическом стрессе

1.1.Понятие психологического стресса

Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния [213, 355].

В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N. Н. Rizvi отметил следующее:

«1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.

2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию, агрессии, принятию решения об устранении и ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.

Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределены» [377, р. 105].

Р. Лазарус [103] также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. В этой области не существует установившейся терминологии. Даже определения стресса часто очень существенно различаются. Правда, такое положение характерно и для целого ряда других кардинальных проблем, таких как адаптация, утомление, способности, личность и многие другие.

Для прояснения понятия стресса Р. Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, – физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с психологической структурой личности, взаимодействующий с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Он отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с . психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать» [103, с. 179].

Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями явилось то, что некоторые авторы, особенно отечественных работ, этому понятию предпочитают другое – «психическая напряженность». Одной из основных причин такого предпочтения, по мнению Н. И. Наенко [137], является свобода этого термина от отрицательных ассоциаций с другими близкими понятиями и его нацеленность, связь с необходимостью изучения психологического функционирования человека в сложных условиях.

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

Однако, по мнению Н. И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяется и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение» как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение» [61].

Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Н. И. Наенко раскрывается их роль в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.

В психологической структуре психической напряженности особая роль принадлежит мотивационным и эмоциональным компонентам. Автором в теоретико-экспериментальных исследованиях обоснована целесообразность разделения понятия психическая напряженность на два вида – операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональным переживанием, оценочным отношением к деятельности.

Анализ работ ряда исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить его как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней [69, 428, 429].

Требуется обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменологического разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.

В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенное и адекватное условиям функционирование организма и личности.

medbookaide.ru

Читать онлайн «Информационный стресс» автора Бодров Вячеслав Алексеевич — RuLit — Страница 1

Бодров Вячеслав Алексеевич

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (грант № 98-06-08050). Рецензенты: А. П. Чернышев, профессор, доктор психол. наук, В. В. Лапа, профессор, доктор мед. наук. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с. – (Современное образование)

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда. Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняет его характер, — упрощаются жестко алгоритмизированнные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.

Труд человека в системах управления техникой (деятельность «человека-оператора») связан с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека-оператора, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях операторской деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия на человека-оператора разнообразных раздражителей. физико-химической, психологической (личностной), организационной и, прежде всего, профессиональной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой профессионального стресса. С другой стороны, особенности механизмов регуляции этого психического состояния позволяет отнести его к категории психологического стресса.

Информационно-когнитивные основания специфики операторской деятельности, роль их причинно-следственных отношений в обеспечении эффективности и надежности труда человека-оператора определяют необходимость рассмотреть возможность и целесообразность выделения такой специфической формы профессионального (по предмету) и психологического (по процессу, механизмам регуляции) стресса как информационный стресс человека-оператора.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром [337]. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

www.rulit.me

Влияние стресса на работников организации. Стресс-менеджмент

Последствия влияния стресса на поведение и здоровье работников

В современном мире с высокоразвитыми уровнями экономики, культуры, научного прогресса, образования и жизни в целом, в мире постиндустриализации, где все меньше людей занимаются физическим трудом, предпочитая ему труд умственный, где всемирная сеть Интернет перенимает на себя все больше сфер, связанных с коммуникацией и торговлей, конкурентоспособность человека на рынке труда определяется его уровнем знаний и способностью работать продуктивнее, результативнее и дольше других. С ростом популярности высшего образования, которое в прошлом было доступно отнюдь не всем и давало большое преимущество при приеме на работу, все больше и больше людей начинают понимать, что на данный момент для того, чтобы выделиться среди множества кандидатов на определенную должность, необходимо получать большое количество дополнительных знаний (это включает в себя получение второго высшего образования, посещение семинаров, тренингов, которые отнимают колоссальное количество времени). Таким образом, на современного человека оказывается огромное давление в виде нескончаемого потока информации, которую необходимо уметь своевременно перехватывать и изучать [20, с.35]. Вдобавок ко всему вышеперечисленному необходимо отметить, что в каждой должности, будь это врач или работник тяжелой промышленности, существуют свои профессиональные особенности, отрицательно влияющие на поведение и самочувствие сотрудников. К примеру, врачам помимо неохватного объема знаний требуется уметь работать с тяжелыми пациентами, все время наблюдать страдания и смерть на работе, что не может не сказываться на их психике и действиях [24, с.1]. Работникам же тяжелой промышленности необходимо постоянно находиться в сложных для их организма условиях (высокие температуры, загрязненный воздух, громкие, оглушающие звуки и тому подобное), что с течением времени значительно снижает их работоспособность и пагубно влияет на здоровье [8, с.17]. Мы видим, что существует множество различных видов стрессоров, и каждая из профессий подвергнута множеству их них.

Далее необходимо раскрыть понятие профессионального стресса, и каким именно образом он может воздействовать на работников различных сфер.

Профессиональный стресс — это чаще всего неудовлетворительное психологическое и физиологическое состояние работника, связанное с выполняемой им работой. Существует три основных вида профессионального стресса:

– информационный стресс связан чаще всего с большим объемом информации, которую человек должен изучить за короткий промежуток времени [7, с.35]. Примером такого стресса являются краткосрочные, «горящие» проекты, перенесение дедлайна по проекту на более ранний срок и т.п. Также информационный стресс может быть связан, наоборот, с недостатком информации по проекту, то есть с тем, что работник обязан принимать решение в стрессовой ситуации в условиях неопределенности. Чем больше ответственность, лежащая на сотруднике организации, тем больший стресс он будет испытывать от подобного рода ситуаций.

– эмоциональный стресс возникает вследствие реального или мнимого давления на работника со стороны других сотрудников организации, его или ее руководителя или подчиненных. В данном случае стресс вызван внутренними переживаниями человека по поводу своей несостоятельности как личности, в случае появления сомнений в своей значимости, необходимости выполняемой работы, а также в ситуациях гнева, обиды, разочарования и вины.

– коммуникативный стресс связан с неумением высказывать свои мысли, неточностью и размытостью просьб и предложений, что влияет на взаимоотношения с другими сотрудниками. Данному стрессу в подавляющем большинстве подвержены люди коммуникативных профессий, таких как социальные работники, врачи, менеджеры и все те, кто в течение работы так или иначе сталкивается с работой с людьми [6, с.171]. Такой вид стресса часто называют синдромом эмоционального выгорания [8, с.49].

Существует несколько классификаций причин профессионального стресса. Первая из них связанна с загруженностью сотрудника работой, которая, в свою очередь, бывает:

– Недостаточной — в данном случае у работника слишком много времени для выполнения определенного задания или же отсутствие работы как таковой, что провидит к скуке, абсентеизму 1 , сильному снижению мотивации и апатии (см. рис. 2).

Таким образом, человек не знает, чем себя занять, привыкает к отсутствию дел, что в будущем может негативно сказаться на его работоспособности даже при оптимальном уровне загруженности.

Рисунок 2 — Уровни загруженности работника

– Оптимальной — характеризуется идеальными (индивидуален для каждого работника) соотношениями времени/количества работы и времени работы и отдыха, что в совокупности с хорошими условиями работы приводит к высокой производительности каждого отдельного профессионала.

Вследствие того, что работник получает необходимое ему количество отдыха, в его работе наблюдаются острые восприятие и концентрация, высокая скорость принятия решений, спокойствие, сдержанность, креативность и слаженность работы в команде.

– Уровень перегрузки — в данном случае работник либо не имеет достаточного количества времени на решение поставленной перед ним задачи, либо не обладает необходимой информацией, или же на нем лежит большая ответственность за выполнение того или иного проекта. Это значит, что за неимением необходимого опыта, времени или информации человек испытывает большой стресс, что пагубно сказывается на его работе. В его действиях наблюдается раздражительность, неуверенность, поспешность, неточности и ошибки, которые влияют на деятельность всей организации (см. рис. 2).

Профессиональный стресс также может быть подразделен на психологический [18, с.325] или же физиологический [17, с.8]. Чаще всего первый вид связан с личностью самого человека и с его отношениями с коллегами, второй — с условиями работы и рабочего места. Следующие факторы могут являться источниками физиологической опасности для работника и становиться стрессорами, снижающими его работоспособность:

– Температура. Слишком низкая или высокая температуры приводят к ухудшению физического состояния работника, а именно к замедлению его реакции (холод) или же к головокружению, слабости (жара) [8, с.19]. Чаще всего такого рода стрессору подвергаются рабочие различных заводов и фабрик, где изначально необходимы экстремальные температуры (к примеру, для плавления металла или создания заморозок).

– Шум. При отсутствии необходимого оборудования, защищающего от громких звуков, работники начинают испытывать головокружение, боль в голове и ушах, шум в ушах даже после прекращения воздействия громких звуков.

– Тряска, вибрация и иные движения опор.

– Плохое освещение (это включает в себя как недостаточное, так и избыточное количество света на рабочем месте). Это может сказаться на том, насколько быстро работник начинает чувствовать усталость, а также это может приводить к проблемам со зрением.

– Плохая вентиляция или ее отсутствие ведут к ухудшению самочувствия работников (слабость, рассеянность, кашель, покраснение глаз).

– Токсичность или запыленность рабочих помещений. При плохом защитном оборудовании или его отсутствии у персонала могут развиваться различные болезни (астма при обилии пыли или даже рак при работе с радиоактивными веществами). К этому фактору также можно отнести обилие сигаретного дыма в помещении, что не только ухудшает здоровье, но и может приводить к разногласиям между курящими и некурящими работниками.

– Старое или обветшалое оборудование, заставляющее работников тратить много времени на его обслуживание, а также неудобное в эксплуатации. Если на машине тяжело работать (физически сложно управлять установкой, необходимо принимать странные, дискомфортные позы), то это быстро приводит к снижению работоспособности.

– Необходимость проводить долгое время перед монитором компьютера, планшета негативно сказывается на здоровье работников (падение зрения, головные боли, быстрое наступление усталости).

Все вышеперечисленные факторы пагубно влияют на организм работника, подвергая его тяжелым физическим испытаниям, что, как уже упоминалось, снижает его мотивацию, работоспособность и, как и следовало ожидать, результативность его труда.

Эмоциональные же критерии в основном связаны с недопониманием среди коллег, неправильной расстановкой ролей или же с глубинными переживаниями самого работника, которые могут быть крайне субъективными [14, с.134]. Следующие факторы влияют на поведение сотрудников:

– Конфликт или неопределенность ролей. С данной проблемой чаще всего сталкиваются люди, ответственные за управление людьми, департаментами, организациями и за связь с ними. В данной ситуации могут возникать такие проблемы, как конфликт приоритетов, неспособность уладить разногласия между сотрудниками или отделами, размытость обозначенной цели и неспособность ее достижения. Все это приводит к снижению самооценки работника, раздражительности, нерешительности с его стороны, что неблагоприятно сказывается на принимаемых им решениях.

– Неблагоприятная обстановка в коллективе. Если сотрудники с опаской относятся к коллегам, ссорятся по мелочам и скрывают друг от друга информацию, это снижает уровень доверия, что ведет к снижению мотивации работников (нежелание выходить на работу, где чувствуется постоянное напряжение), росту нервозности и неуверенности. Все это сказывается на работе компании в целом.

– Неправильная постановка целей и задач вышестоящим менеджером. Вдобавок к этому отсутствие какой-либо оценки и контроля выполненной работы. В данном случае работник либо неверно выполняет свою работу из-за неясности предоставляемых ему требований, либо вообще не знает, правильно ли он ее делает. Это ведет к непониманию между менеджером и его подчиненными, что в некотором роде отдаляет сотрудника от целей, поставленных самой компанией.

Указанные выше причины стрессов на рабочем месте могут применяться как для профессий, связанных с взаимодействием с людьми (менеджмент) и информацией (IT-сфера), так и для профессий, где необходим физический труд (обслуживающий персонал на заводах и фабриках). Их разнообразие прокрывает весь спектр возможных профессиональных стрессов.

Так как выше сказано много о причинах и последствиях профессиональных стрессов, необходимо указать его стадии и особенности их протекания. Существует три стадии развития самого стресса, характерные для каждого стрессового сценария:

– первая стадия — это рост напряженности (линия АВ, см. рис.3). Данный этап можно сравнить с первой волной стресса — повышается кровяное давление и уровень сахара в крови, учащается пульс, повышается концентрация, сосредоточенность, увеличивается скорость принятия решений. Он может протекать как в течение нескольких минут, так и в течение нескольких месяцев, что зависит только лишь от личности работника. Эта стадия может как приводить к положительным последствиям (рост результативности вследствие высокой заинтересованности), так и к отрицательным (нервозность, невозможность уделить должное внимание всем деталям дела), что зависит от эмоциональной стабильности сотрудника [19, с.71].

– вторая стадия — стресс сам по себе (линия ВС, см. рис.3). В данном случае это может привести к снижению или потере самоконтроля, агрессии, нелогичности действий и другим негативным результатам. На рисунке 3 точкой С обозначен пик стрессовой активности, на котором стресс может принимать разрушительный характер. Это может выражаться в необдуманности слов и совершаемых поступков из-за смутности в понимании происходящего.

третья стадия — снижение уровня напряженности (линия CD, см. рис.3). Последний этап воздействия того или иного стрессора на сотрудника, во время которого происходит возвращение работника в нормальное состояние. Это характеризуется нормализацией работы организма и стабилизацией эмоционального состояния. На этой стадии работник устраняет все пагубные последствия своих действий, произведенных на второй стадии.

Суммируя написанное выше, можно сделать следующие выводы: во-первых, стрессам подвержены работники любых профессий, различиями же между ними будут лишь их причины. Во-вторых, профессиональный стресс неблагоприятно влияет как на поведение сотрудников (в их действиях появляется раздражительность, бессистемность, поспешность и, соответственно, ошибки), так и на их здоровье (синдром хронической усталости, снижение зрения, головные боли и т.п.). Это значит, что для продуктивной работы всех звеньев организации необходимо уметь рационально распределять обязанности между сотрудниками, учитывая при этом их индивидуальные особенности.

studbooks.net

/ Профессиональный Стресс

Стресс — это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.

это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

3 стадии развития стресса:

стадия тревоги — возникает при первом появлении стрессора; сначала снижается уровень резистентности организма, затем мобилизуются резервы, включается механизм саморегуляции. Тревога утихает, активность нормализуется. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.

стадия резистентности — наступает в случае продолжительного воздействия стрессора. Адаптационные резервы расходуются в соответствии с напряжением функциональных систем

стадия истощения — отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора

Причины, признаки и последствия профессионального стресса.

Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом. Профессиональный стресс – этомногоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:

Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;

Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;

Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.

Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.

Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др.

В качестве стрессоров – факторов, влияющих на возникновение состояние стресса,- выступают жизненные ситуации, события, которые можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:

Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов.

Критические жизненные, травматические события.Время на адаптацию – от нескольких недель до нескольких месяцев.

Хронические стрессоры. Могут длиться годами.

В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельностиможно классифицировать следующим образом:

I.Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:

микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);

интерьер, дизайн помещения;

организация индивидуального рабочего места;

неудобный график работы, сверхурочные;

II Факторы, связанные с профессией:

понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);

профессиональный опыт, уровень знаний;

профессиональная подготовка, переподготовка;

возможность проявления творческих способностей

психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты);

обратная связь о результатах деятельности;

управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);

соотношение структуры и функции, целей организации;

нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;

специализация и разделение труда;

кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);

межличностные отношения с руководством, конфликты;

нравственная зрелость и устойчивость;

целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;

удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей);

фрустрация (невозможность удовлетворения) потребностей;

особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску, и т.д.);

особенности психического состояния (наличие утомления);

особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).

Профессиональный стресс возрастает, когда неясны цели работы, когда выдвигаются противоречивые требования, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники в лучшем случае могут оказывать незначительное влияние на принятие решений и несут ответственность за профессиональное развитие других людей.

Одним из факторов modus operandi организации и рабочего места, связанным со стрессом, является степень участия. Восприятие работниками степени своего участия в процессе принятия решений, уровне консультаций, получаемых по поводу проблем организации, и вовлеченности в формирование норм и правил поведения связано с удовлетворенностью работой, ощущением угрозы на работе и самооценкой. Другие отмечают, что неучастие связано в целом с плохим физическим здоровьем, злоупотреблением алкоголем с целью забыться, депрессиями, неудовлетворенностью жизнью, низкой мотивацией к работе, намерением покинуть место работы и прогулами.

Четкое понимание своей роли в организации и ощущение, что вы «играете роль», очень важны для поддержания минимального уровня стресса. У работников, которым не хватает этих ощущений, может возникнуть множество ролевых проблем.

Когда требования настолько высоки, что работник чувствует, что не может справиться, развивается стресс. Вы можете себе представить, каково это, когда нужно сделать очень много за слишком короткое время.

Когда работникам не хватает сноровки, образования, навыков или опыта для работы, они испытывают стресс. Несоответствие возможностей и способностей работника и ожиданий организации создают дисгармонию и неудовлетворенность.

Другой возможный источник стресса — ситуация, при которой не прояснены детали работы. Работники должны знать о возможностях продвижения, приоритетах организации и о том, что от них ожидается.

Иногда работники попадают «между львом и крокодилом». Два начальника ставят перед ним разные цели. Работник может столкнуться с противоречащими требованиями. Это дилемма из разряда «сделаешь — плохо, не сделаешь — тоже плохо». Подобная ситуация — также фактор профессионального стресса.

Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются за работок и условия работы (например, шум, плохое освещение, плохая вентиляция, слишком много сотрудников в одном помещении и т. д.). Однако высокая зарплата и хорошие условия труда еще не гарантируют удовлетворенность работой. На данный показатель оказывает влияние и группа факторов, которая называется мотивационными факторами. В число этих факторов входит степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отношения между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответственность. К несчастью, во многих объединениях при заключении контрактов эти факторы игнорируется. На самом деле большинство из них трудно документально зафиксировать. Однако они достаточно важны, чтобы попытаться это сделать.

Некоторые рабочие места характеризуются постоянной суетой, что является источником стресса. Опасные задания или распорядок работы, токсические вещества, высокий уровень шума, пыль, переохлаждение, неприятные запахи и другие факторы стресса могут привести к появлению болезни.

Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории:

Физические.К ним относятся: хроническая усталость, слабость, нарушения сна и дыхания, холодные конечности, повышенная потливость или сухость кожных покровов, аллергические реакции, склонность к частым простудным заболеваниям, изменения аппетита (постоянное чувство голода или полная потеря аппетита), резкие изменения веса, устойчивые нарушения кровяного давления и сердечного ритма, появление болей различного характера. Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса к серьезным заболеваниям.

Эмоциональныепризнаки проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности, необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам.

Поведенческие признаки стресса относятся к особенностям взаимодействия человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и т.д.

Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

К негативным последствиям стресса можно отнести:

Снижение трудоспособности, ухудшение показателей работы (качественных и количественных);

Снижение адаптационных возможностей организма;

Деформации личности: переживания одиночества, опустошения, депрессии, хронической усталости и выгорания.

Физиологические проблемы, болезни адаптации (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, гипертония, болезни органов дыхания, особенно бронхиальная астма). Стресс является главным фактором, влияющим на появление или обострение многих заболеваний.

Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит контролю за их уровнем, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам определить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.

Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. Так, в эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное восприятие значимости происходящего. В когнитивной – восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной – резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере – изменение привычных темпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интенсивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.

Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, опросников, одним из которых может являться тест по «инвентаризации симптомов стресса».

Для эффективного управления предприятием или фирмой, необходимо учитывать такое явление, как организационный стресс, то есть психическое напряжение, связанное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организации. Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оценивать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса Мак-Лина. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположенность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.

Теоретические подходы к проблеме профессионального стресса.

В современной науке не существует единого подхода в выделении факторов, провоцирующих возникновение профессионального стресса.

Одним из наиболее простых подходов является «витаминная» модель П. Б. Ворра (Warr’s vitamin model). Автор предполагает, что существует связь между девятью признаками окружающей среды и психологическим благополучием (здоровьем) работника. К признакам окружающей среды Ворр относит [цит. по: Брайт, Джонс, 2003] следующие:

1) возможность лично контролировать действия или события, возможность принимать решения;

2) возможность использовать имеющиеся у работника навыки и приобретать новые;

3) требования, предъявляемые к работнику;

4) возможность делать выбор в рабочей обстановке;

5) ясность обстановки (обратная связь, которую работник получает в ответ на свои действия; степень предсказуемости действий других людей и обстоятельств; ролевая определенность);

6) возможность межличностных контактов (социальная поддержка, помощь в достижении многих рабочих целей);

7) наличие денег, уровень материального стимулирования работника;

8) безопасность труда и условия труда;

9) положение работника в социальной группе. Высокий психологический статус обеспечивает работнику уважение со стороны коллег, что позитивно влияет на психическое здоровье.

Ворр предполагает, что точно так же, как недостаток витаминов в организме приводит к болезням, недостаток каждого из девяти факторов рабочей обстановки вызывает ухудшение психического здоровья.

Модель взаимного соответствия индивидуума и среды (the person-environment fit model) — подход, имеющий наибольшую популярность в США. Данная модель основана на предположении, что особую опасность для человека имеют ситуации, когда работа предъявляет ему требования, не соответствующие его способностям, а также когда существуют расхождения между потребностями человека и уровнем вознаграждения, получаемого им за его труд.

Модель Р. Карасека, основанная на требованиях, предъявляемых работой, и контроле над ней (Karasek’s derfland — control model) [Karasek, 1979]. Данная модель оказала огромное влияние на исследование профессионального стресса в Европе и Австралии. Для построения своей модели Карасек выделил два аспекта работы — требования, предъявляемые работой (объем работы, скорость, с которой работа должна быть выполнена, требования к работнику), и контроль над рабочей ситуацией.

Согласно данной модели, максимально высокое физическое и психологическое напряжение возникает при сочетании высоких требований со стороны рабочей ситуации и низкого уровня контроля над ней. Однако каждый фактор должен быть в определенных границах. Высокий уровень контроля над рабочей ситуацией так же плох, как и низкий.

Международная организация труда (International Labor Organization) оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также за траты на профессиональное усовершенствование.

Уровень стресса постоянно растет. В 1983 году 55% людей еженедельно сталкивались со стрессом. В 1992 году уже каждый третий испытывал стресс ежедневно или несколько раз в неделю, что на 20% больше, чем десять лет назад. Позже, в 1996 году уже 75% людей ежедневно испытывали стресс . Из всего стресса, которому подвергаются американцы, по результатам исследования 78% жалоб на стресс из-за работы, и только 35% получают удовольствие и удовлетворение от собственной работы, а у половины обследованных за последние десять лет уровень стресса значительно возрос. Признавая тот факт, что профессиональный стресс свойствен не только американцам, Всемирная Организация Здравоохранения называет его «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры «глобальной эпидемии» .

Такой ужасающий рост профессионального стресса спровоцирован разными факторами, не последним из которых является технический прогресс. Хотя американцам и нравится то, что они везде достижимы для всех — у них есть сотовые телефоны, телефоны в машинах, факсы, лаптопы и переносные компьютеры, электронные адреса и пейджеры, сам факт того, что они «всегда на телефоне», яв ляется сильным стрессором. Размеры этой проблемы стали очевидны после ис следования Гэллапа, согласно которому работники в среднем получают 190 по сланий в день: по телефону, электронной почте, голосовой почте, обыкновенной почте, факсу, кроме того, есть еще и записки, послания на автоответчик, пейджер, сотовый телефон и т. д..

Последствия стресса, связанного с работой, привлекли к бизнесу большое внимание. Например, компании предлагают своим работникам гибкий график, позволяющий им самим составлять свое расписание, учитывая приоритеты и стиль жизни. Это помогает при наборе сотрудников, так как 80% молодых людей в возрасте от 20 до 39 лет говорят, что гибкий график позволяет им больше времени проводить с семьей, что гораздо важнее работы и высокого заработка .

К тому же все больше и больше компаний предлагают программы по уходу за детьми, чтобы снизить стресс, связанный с длительным отсутствием родитель ского надзора за детьми по причине работы. Одной из таких организаций являет ся Chase Manhattan Bank. Работники этого банка могут обеспечить двадцать дней бесплатного присмотра за ребенком в год. Анализ показал, что это сэкономило банку 825 000 долларов в 1996 году. Настоящая экономия стала возможной по причине того, что родителям не приходилось пропускать работу из-за необходимости беспокоиться о состоянии ребенка в рабочее время. Это позволяло им лучше сконцентрироваться на задании; они также стали меньше болеть из-за снижения стресса, вызванного беспокойством за благополучие ребенка. Другими примерами таких организаций могут быть Hewlett-Packard в Санта-Розе, штат Калифорния, и Target в Миннеаполисе. Большинство подобных школ — это местные школы с учителями, пособиями и расписанием, связанные с компанией, которая арендует землю, строит школы, поддерживает их и оплачивает расходы.

Американская группа поддержки банков (American Bankers Insurance Group) от крыла свою школу в Майами в 1987 году. Компании это обошлось в 140 000 дол ларов. Однако говорят, что компания экономит 475 000 долларов в год, потому что значительно снижается количество прогулов и текучесть рабочей силы. Для родителей, чьи дети посещали эти школы, оборот денег составил 6%, а для всей компании — 13,3% .

Есть и другие мероприятия, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса. Например, в некоторых компаниях предлагается бесплатный массаж на рабочем месте, разделение труда для снижения нагрузки, бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик. Уникальный подход используется на Техасском заводе в Далласе. Техасский завод предлагает услуги консьержей, чтобы устраивать дни рождения для детей. Работники оплачивают вечеринку, но услуги консьержей оплачивает завод. Около 1500 работников воспользовались услугами в течение первого месяца после их появления. Теперь такая программа существует на многих других больших предприятиях.

Дж. С. Пеннейс Плано (J. С. Penney’s Piano), штат Техас, дает работникам с собой готовую еду, чтобы им не приходилось готовить дома после работы. Другие организации обеспечивают своим сотрудникам скидки на оборудование для домашнего компьютера или программы по уходу за родителями, бабушками и дедушками, за которых отвечают работники. Также образовалась ассоциация из двадцати двух крупнейших корпораций в Америке — включая IBM, Lucent tech nologies, Xerox, AT&T, Hewlett-Packard, Deloitte и Mobil где предлагается уход за детьми и стариками в семьях сотрудников.

Профессии с высоким уровнем стресса

Исследователь Роберт Карасек и его коллеги, изучая профессиональный стресс, выявили профессии, где уровень стресса очень высок, возможность принятия решений крайне низка, а требования к работникам очень высоки. Примеры психологических требований: быстрая работа и ее большой объем. Ниже перечислены виды деятельности с наиболее высоким и наименее низким уровнем стресса.

Максимальный уровень стресса: электрик, фальшивомонетчик, кассир, электронщик, повар.

Минимальный уровень стресса: архитектор, дантист, лесник, терапевт, сборщик дета лей.

Является ли ваша профессия той, где от вас ожидают, что вы будете полностью выкладываться, но практически не позволяют принимать решений о том, каким образом вы будете это делать? Если это так, то, возможно, вам стоит задуматься, хотите ли вы испытывать стресс и напряжение, которые может повлечь за собой эта работа

studfiles.net

Это интересно:

  • Квест дом призраков клаустрофобия Квест в реальности Дом призраков Средняя оценка по отзывам 35 отзывов от игроков, опубликованных после авторизации по почте или через соцсети. м. Новокузнецкая, Средний Овчинниковский пер., д. 3 ( показать карту ) около 2 лет назад Было забавно. Ходил с подругой на этот квест, все скрипы шорохи, нам очень понравилось, только мне самому […]
  • Органные неврозы разработал 45. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры). Психосоматические расстройства – это соматические заболевания функциональной или органической природы, в происхождении, проявлениях и течении которых существенную роль играют наряду с прочими психологические и […]
  • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
  • Андрей малахов анорексия Андрей Малахов: биография Любимец рядовых телезрителей, неутомимый искатель правды, человек, пытающийся достичь компромисса и взаимопонимания, которые положительно способны повлиять на судьбы людей. Именно так многие зрители характеризуют российского телеведущего Андрея Малахова, ставшего неким символом доверия со стороны знаменитых […]
  • Аутизм причины у детей Заболевание аутизм — что это такое Аутизм фиксируется врачами гораздо чаще по сравнению с прошлым веком. Заболеванию подвержены все люди, вне зависимости от пола, возраста и социального положения. По результатам исследований ученых из США, с 2013 по 2015 год на 88 детей приходится один ребенок с аутизмом. Предположительно, болезнь более […]
  • Берут ли в армию с заиканием Заикание и служба в армии Наши подписчики часто спрашивают, берут ли в армию с заиканием, поскольку при достижении призывного возраста или после окончания учебных заведений и отсрочки от службы мужчинам предстоит пройти комиссию в военкомате. Вообще мужчины с заиканием в связи с этим делятся на два типа: желающие скрыть свое заикание и пойти в […]
  • Аутизм википедия у Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более […]
  • Аутизм не википедия Аути?зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. [2] Схожие состояния, при которых отмечаются […]