Что такое конструктивный стресс

Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.

Что это — усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907-1982 г.). Бывший студент Пражского университета в 1936 г. опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

Стресс (англ. stress — напряжение, сжатие, давление) — это

состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные;

это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему;

неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.

Чтобы понять это определение, нужно объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например бег, вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиение становится чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц. Фактор, вызвающий стресс называется «стрессор».

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоци­онального стресса.

Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд также считали, что в пре­вращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмо­циональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрес­совых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.

На уровне биологических изменений в организме эмо­циональный стресс первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические функцио­нальные нарушения развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения. В реализации эмоциональных возбуждений ведущую роль играют гормональные механизмы.

Физиологический стресс проявляется следующим об­разом: на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека, и они начинают работать изолированно, напряженно, пытаясь самостоятельно поддерживать регулируемые ими пока­затели на оптимальном уровне. При продолжающемся стрессорном воздействии механизм саморегуляции ка­кой-либо наиболее ослабленной функциональной систе­мы человека нарушается, и тогда ее функция устойчиво изменяется: например, стойко повышается артериальное давление, снижается иммунитет и т.д. Регуляция соответ­ствующего физиологического показателя при этом до определенного времени осуществляется местными клеточ­ными механизмами, устойчивый дисбаланс которых при­водит к возникновению болезни.

Было бы ошибкой полагать, что стресс — это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (например, праздник, переезд в новую квартиру и т.п.). Эти состояния обозначают как «эустресс». Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное — добиваться цели. Эустресс — это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.

Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации (аврал на работе, возможность убежать от грабителя). Поэтому нельзя говорить, что стресс на хорошие события полезен, а на плохие — вреден. Граница между полезным и вредным стрессом порой бывает очень зыбкой. По принципу «лучшее — враг хорошего» избыток положительных эмоций тоже может закончиться срывом, если оставить их без контроля.

Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье является отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса.

Г. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.

Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.

Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая проводит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, при котором физиологические и психологические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким обра­зом, необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Современные взгляды на стресс отличаются условнос­тью полного разделения физиологического стресса и стресса эмоционального. В физиологическом стрессе все­гда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого — эмоциональный стресс неизменно влечёт за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмо­циональное состояние. Образуется порочный круг, что только усложняет решение проблемы, особенно при дли­тельном или хроническом стрессе.

Таким образом, стресс —

чрезвычайно сложное явление, затрагивающее все уровни функционирования организма. От работы организма на каждом из этих уровней зависит успешность преодоления человеком стресса;

не всегда бывает вреден, своё пагубное влияние оказывает в ситуациях, когда он слишком силён или действует слишком долго;

связан с индивидуальными и психологическими особенностями личности ? факторов и ситуаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

studfiles.net

Что такое конструктивный стресс

Организм человека, как и любая система, склонен к гомеостазу (от др.-греч. ??????????? от ?????? — «одинаковый, подобный» и ?????? — «стояние, неподвижность»), то есть способности сохранять постоянство своего внутреннего состояния. Гомеостаз – приятное такое неподвижное состояние, «мне хорошо в моём болоте и перемены мне не нужны»! Однако жизнь разнообразна и полна неожиданностей. Если во внешнем мире происходят какие-либо необычные ситуации – положительные или отрицательные, выходящие за рамки обыденности, — наш организм воспринимает это как стресс.

Стресс (от англ. stress — «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») – это реакция организма на внешние факторы-раздражители, так называемые стрессоры, которые угрожают гомеостазу (нашему тёплому «болоту»).

Стресс может быть «хорошим» (эустресс от др.-греч. ??- «хорошо») или «плохим» (дистресс от др.-греч. ??? «потеря»), в зависимости от раздражителя. Однако и положительный, и отрицательный стресс одинаково сильно воздействуют на организм, провоцируя его на ответные реакции.

Учёный Г. Селье описал стадии адаптации к стрессорам:

1. Реакция тревоги (организм диагностирует раздражитель и оценивает свои возможности для борьбы или избегания).

2. Стадия сопротивляемости (организм пытается противостоять стрессору).

3. Стадия истощения (наступает принятие, когда все возможности организма исчерпаны).

Впоследствии учёные выяснили, что с каждым новым стрессом организм накапливает так называемый «капитал адаптации», то есть у человека появляется всё больше знаний о стрессорах, а значит, и возможностей для их преодоления. Таким образом, с опытом преодоления стрессов каждый из нас становится сильнее, формируется стрессоустойчивость, повышается самооценка личности.

У каждого человека формируется свой собственный опыт реакций на стрессовые ситуации, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, а также от «копилки результатов», которые человек получил в течение жизни. Каждое «успешное» преодоление стресса записывается в головном мозге в виде нейронных цепочек, и при появлении следующего похожего стрессора мы выдаём обычно ту же реакцию, что и в предыдущем случае. Таким образом формируется программа реагирования на стресс: кто-то плачет, кто-то дерётся, кто-то объедается, выпивает, наркоманы колются, верующие идут в церковь, молятся, кто-то начинает усиленно работать, качаться в спортзале и т.д. Программу реагирования на стресс можно изменить, если она Вас не устраивает.

Негативные стрессовые ситуации провоцируют ответную физиологическую реакцию организма: начинается выброс адреналина, повышается давление, сердце начинает биться сильнее, напрягаются мышцы, возможно покраснение щёк (кровь приливает к голове) и т.д. В таком состоянии человек не может находиться долго, иначе в результате перенапряжения могут возникнуть заболевания, депрессия, нервные срывы.

Чем быстрее и эффективнее мы отреагируем на стрессор, тем здоровее будем. Чувства и эмоции, возникающие во время стресса, нужно обязательно «выплеснуть», иначе они останутся в организме в виде мышечных зажимов, которые впоследствии приведут к болезням.

Как же их «выплеснуть», если тебя воспитали сдержанным, интеллигентным человеком, который не станет злиться, грубить и драться, когда, например, нарушаются его личные границы, или возникает ситуация, на которую ты не можешь повлиять, например, смерть близкого человека?

Для этого существуют свои конструктивные способы.

1. Прежде всего, нужно понять, решаема ли проблема или нет . Если её можно решить, нужно попытаться это сделать.

2. Если способы решения проблемы не найдены, нужно попытаться переключить внимание на работу. Любая работа – будь то по дому, в огороде, на предприятии и т.д. отлично помогает в борьбе со стрессом. Во-первых, когда человек физически активен, у него улучшается настроение, повышается жизненный тонус, во-вторых, появляется понимание того, что он достоин награды за то полезное, что он делает на благо себя и мира.

3. Физические упражнения, фитнес, танцы, пение, хобби, чтение, рисование и т.п. – это тоже прекрасные способы для выхода из стрессового состояния.

4. Если на Вас накричал человек, более высокий по социальному статусу, например, начальник, а Вы не можете ответить ему тем же – никто не мешает отправиться в безлюдное место, возможно, на природу, и прокричаться от души, может, и со слезами, тогда станет гораздо легче. Физическое состояние организма придёт в норму, зажимов в теле не останется, обиды и жалость к себе уйдут.

5. Есть ещё такие способы, как йога, релаксация, медитации и т.п. Очень хорошо успокаивает и возвращает человеку спокойное душевное состояние.

На самом деле, нельзя находиться долгое время в состоянии стресса. Самое лучшее, что Вы можете сделать для собственного здоровья – это снять стресс любым конструктивным способом, который Вам нравится. Не позволяйте ему разрушить собственное здоровье и дать организму команду на самоуничтожение из-за обиды или чувства вины, ведь жизнь прекрасна и удивительна во всех своих проявлениях!

psycholinghelp.ru

Министерство Образования РФ

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет (ЛЭТИ)

по экологии на тему:

Ильин Александр Олегович

2. Что такое стресс. 5

3. Признаки стресса. 6

3.1 Признаки острого (кратковременного) стресса. 6

3.2 Признаки затяжного (хронического) стресса. 6

4. Причины стрессов. 7

5. Реакция человеческого организма на стресс. 9

6. Борьба или бегство – механизм реакции тревоги. 10

7. Влияние стресса на человека. 11

8. Борьба со стрессом. 12

8.1 Релаксация. 12

8.2 Концентрация. 12

8.3 Ауторегуляция дыхания. 13

9. Методы профилактики стресса. 13

9.1 Противострессовая «переделка» дня. 14

9.2. Первая помощь при остром стрессе. 14

9.3. Аутоанализ личного стресса. 15

10. Статистика по стрессам. 17

12. Заключение. 19

Список использованной литературы. 20

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных странах дальнего зарубежья. К примеру, по материал американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобы при этом – депрессия и тревога, головные боли.

В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений.

Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своем реферате.

Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма. Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение.

Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике в сторону повышения или понижения. Направление сдвига интенсивности – одна из характеристик индивидуальности. Например, у большинства людей возрастает сила эмоции, но у людей тревожных, впечатлительных, ранимых, обидчивых может исчезнуть обычный эмоциональный фон, притупятся чувства к близким, живой отклик на окружающее, на произведения искусства, природу и т.д. Память и мышление функционируют, но мысли и образы тусклы, протекают без эмоционального сопровождения, поэтому человеку кажется, что в памяти ничего не хранится. Мысли проходят бесследно, в рассуждениях нет ощущения законченности. Может произойти подъем активности или появиться торможение, сопровождаемое чувством усталости, вялости.

Связь между физическими и психическими расстройствами часто либо не осознается, либо осознается с опозданием. Человек может ощущать некоторый дискомфорт, не осознавая, что его состояние является стрессовым. Полнее осознать стресс часто мешают защитные механизмы личности.

Ганс Селье в последнем периоде своей научной деятельности разделил стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс – вредный, деструктивный. Эвстресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

Стрессы также разделяются на кратковременные (острые) и затяжные (хронические).

3.1 Признаки острого (кратковременного) стресса.

Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).

Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, — пассивность, заторможенность, вялость в движения.

Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.

3.2 Признаки затяжного (хронического) стресса.

К наиболее частым проявлениям относятся следующие:

— ощущение потери контроля над собой;

— недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость…);

— вялость, апатия, повышенная утомленность;

— расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение).

Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:

— раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность…);

— увеличившееся количество выпитого алкоголя;

— увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных, стимулирующих…);

— расстройства половой функции;

— неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления…).

Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:

1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод. ).

Интересный факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать. Сотрудники бюро по контрактам Телевизионного центра «Би-би-си» в Уайт Сити, Западный Лондон, пожаловались, что в их новых офисах слишком тихо и любой неожиданный звук, например телефонный звонок, сразу лишает их возможности сосредоточиться. Консультант по шумам из Гринвичского университета посоветовал установить в офисах «бормочущие автоматы», которые будут создавать шумовой фон и изгонят тишину. «Би-би-си» объявила, что с удовольствием приобретет автоматы с «консервированными шумами», которые уже окрестили «болтушками».

2. Нагрузки (повышенной интенсивности):

— физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);

— информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);

— эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);

— рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);

3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.

4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.

5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.

6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.

7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.

8. Материальная необеспеченность.

9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Ученые Т. Холмс и Р. Рейх на основе многолетних исследований составили перечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс. Некоторые из них приведены ниже. Последовательность в этом списке определяется на основании эмоциональной значимости каждого события.

Как видно из таблицы, наиболее опасны для человека интенсивные психотравмирующие события, обусловленные потерей очень близких людей.

Особую проблему представляет городская среда (плотность населения, напряженное дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия). К числу механизмов защиты от ее стрессогенного воздействия относят аутизм (уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоционального контакта с окружающими), депрессию, употребление наркотиков. Изучение средовых стрессоров (неблагоприятных факторов) на выборках горожан в Индии и Америке выявило сходные результаты. Фактор перенаселенности оказался ведущим, более сильным, чем остальные стрессоры. Он усугубляет патогенное воздействие острых социальных стрессоров на психику человека.

5. Реакция человеческого организма на стресс.

1. Стрессоры вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английский термин GAS – General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации, и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.

2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен, и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воли человека.

3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападаете и не бежите, как первобытный человек, но ваша нервная система функционирует точно так же, как у далекого предка.

Меняются времена, и возникают новые стрессовые ситуации – это пришлось испытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у вас возник конфликт с начальником. Ситуация стандартная – вы бы рады сделать то, что от вас хотят, но у вас ничего не получается. Вы напрягаетесь, мобилизуете все свои внутренние резервы, большое количество энергии. В создавшейся ситуации энергия расходуется как на попытку выполнить поручение, так и на преодоление автоматической естественной реакции на «давление» свыше. Нарастают внутреннее напряжение, злость, проявляется страх, учащаются сердцебиение и пульс. Иными словами наступает стресс.

То же самое происходит и при домашних неурядицах. Если в эти мгновения вам удастся увидеть себя в зеркале, то обратите внимание, какая злобная гримаса исказила ваше лицо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы в судорожном напряжении – не лицо, а застывшая маска. Вам требуется все больше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию, к которому вынуждает домашний конфликт. И как результат этого – состояние стресса.

6. Борьба или бегство – механизм реакции тревоги.

В 1935 году американский физиолог Уолтер Кеннон впервые определил реакцию тревоги как реакцию борьбы или бегства. Или, выражаясь математическим языком, реакция А или В.

Информация реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная «ретрансляционная станция» – гипоталамус. В течение долей секунды информация через нервные окончания симпатической нервной системы передается в надпочечники. Получив сигнал «SOS», этот орган моментально выбрасывает в кровь огромное количество «боевых гормонов» – адреналина и норадреналина, которые разносятся сосудами по всему телу. Происходит перераспределение (перекачивание) крови: она перемещается туда, где более необходима для ответных действий А или В – главным образом в мышцы. Из мозга сигналы тотчас поступают дальше – нарастает психическое напряжение, усиливается внимание, осуществляется подготовка к действию. Все это происходит молниеносно – напряжение, а отсюда и стресс, нарастают с чудовищной быстротой. Гипоталамус мобилизует нейрогуморальный аппарат: через нервные окончания импульсы передаются гладким мышцам и железам внутренней секреции, которые начинают усиленно вырабатывать гормоны.

Не так давно было доказано, что при физическом стрессе надпочечники выделяют преимущественно норадреналин, при психическом (тревога, страх, ярость) – прежде всего адреналин. Адреналин и норадреналин учащают пульс и дыхание и повышают кровяное давление. Они способствуют также увеличению в крови количества некоторых веществ (в частности, триацетилглицеролов), что по цепной реакции приводит к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний: атеросклероза, инфаркта миокарда, инсульта. Именно повышение количества ацетилглицеролов — одна из возможных причин возникновения (под действием стресса) психических заболеваний.

7. Влияние стресса на человека.

Стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. Если в изучении физиологии стресса есть определенные успехи – найдены достаточно надежные физиологические и биохимические индикаторы, детально описана динамика стрессовых изменений, то в исследовании психологических аспектов стресса белых пятен намного больше.

В ретроспективном обследовании 270 амбулаторных психических больных крупнейшего госпиталя Саудовской Аравии было выявлено, что 52,6% считали именно стрессовые события причиной заболевания. Жизненные события играют наибольшую роль в неврозах, формирующую роль в депрессиях, пусковую роль в шизофрении. В Швеции на весьма представительной выборке 6935 мужчин в возрасте 47-55 лет субъективно воспринимаемый стресс оценивался как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Контроль осуществлялся в течение 12 лет. Глубина субъективного стресса определялась по чувству напряжения, раздражительности, тревожности, нарушениями сна. Было выделено шесть градаций стресса. Инфаркт миокарда развился у 6 % людей с низкими показателями стресса и у 10 % – с высокими показателями.

Около 40 % направлений к кардиологам по поводу усиленного сердцебиения и других нарушений сердечной деятельности напрямую связаны со стрессовой ситуацией. Примерно тот же процент направлений к невропатологам (из-за головных болей) и гастроэнтерологам (из-за болей в желудке) также связан со стрессом.

8. Борьба со стрессом.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Пример релаксационного упражнения: внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или – еще лучше – сразу же после возвращения домой.

Пример концентрационного упражнения: концентрация на счете: мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

8.3 Ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

9. Методы профилактики стресса.

Образ жизни – это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

9.1 Противострессовая «переделка» дня.

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему – наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.

9.2. Первая помощь при остром стрессе.

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) – у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Вот некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

9.3. Аутоанализ личного стресса.

Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. Т.е. как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины – таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель – по возможности ежедневно – необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, «неуспокаивающиеся ноги» (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

10. Статистика по стрессам.

По результатам статистики, 57% работающих женщин и 52% мужчин испытывают физические и психологические стрессы. К этому состоянию их приводят экономическая и финансовая нестабильность, сложные взаимоотношения на работе и в семье, забота о продвижении по службе, новые условия, связанные с автоматизацией и электронной «начинкой» офисов — то, что называют «технострессом».

Недавние исследования показали, что 64% работающих людей страдают от стресса на работе, 56% по этой причине плохо спят, 26% заболели на почве стресса и 28% пережили за рабочим столом приступ гнева, что вылилось в яростную стычку с коллегой.

Газета "ПРЕСС РЕГИОН" № 45 октябрь 2001 г. 2-я полоса

Сколько стоит стресс? Ответ на этот вопрос дал профессор Каролинского медико-хирургического института Стокгольма Леннарт Леви. По его данным, по меньшей мере 40 млн. из 147 млн. рабочих в странах Европейского союза (ЕС) страдают от стрессов. И это ежегодно обходится обществу в 170 млрд. крон (более 19 млрд. долларов США), не говоря уже о человеческих страданиях. Шведский медик подготовил доклад по заказу Европейской комиссии, которая считает проблему постоянно растущего числа стрессов на производстве весьма актуальной. В частности, сейчас многие в странах «Большой Европы» страдают теми или иными последствиями стрессовых ситуаций. Так, 13% сетуют на постоянную головную боль, 17% — на мышечные боли, еще 30% испытывают неприятные ощущения и боли в области спины.

Из этого же доклада следует, что более половины всех рабочих в странах-членах ЕС, трудятся в слишком высоком темпе и при большом временном дефиците. А за всем этим следуют, разумеется, обращения к врачам, выписка бюллетеней и расходы на лечение, профилактику заболеваний.

Ежемесячный журнал «Дайджест Директор» №08 2001

Медицинская статистика утверждает, что 84% пациенток, страдающих от стресса, и 23% женщин в депрессии успешно используют поход в парикмахерскую "в лечебных целях".

Трихология – любопытные цифры.

Психозы – психические заболевания, сопровождающиеся нарушениями сознания (ориентировки в месте, времени и т.п.), расстройствами мышления (бред, галлюцинации) и нарушениями поведения.

Психоз – психическая болезнь, возникающая в тех случаях, когда подсознательное становиться сознательным и захватывает власть над индивидуумом. Поскольку он пытается в этих обстоятельствах действовать согласно принципу удовольствия, вместо принципа реальности, он не способен больше к общественной жизни. Психоз – медицинский термин, в грубом приближении соответствующий юридическому термину «умопомешательство».

Есть три большие группы психозов: шизофреническая, органическая и маниакальо-депрессивная.

В настоящее время больше известно о проявлении психозов, чем об их причинах.

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

Список использованной литературы.

Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998. стр. 5, 9, 11, 107-118

Т. Пауэлл, Дж. Пауэлл «Психотренинг по методу Хосе Сильва», С-П.: «Питер», 1996. стр. 45-50, 52, 53

Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983. стр. 114, 184, 272

Г. Селье. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.

Берн. Э «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», Симферопль: «Реноме», 1998. стр. 220-248

xreferat.com

Что такое стресс и причины

возникновение стрессовой системы

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Tanyageorgevna 13.03.2016

Что такое стресс?

Что же такое стресс? Наверное, каждый задавал себе этот вопрос. В различных источниках определение стресс звучит по-разному. Приведу пример: «Стресс — состояние психологического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально сложных условиях. » Негативные чувства и представления ,которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации. Что вызывает стресс? Стресс вызывает стрессор. Стрессор — физико-химический или эмоционально- психологический фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть источником болезни. [1]

Виды стресса и причины их возникновения

Сам феномен стресс был выделен Гансом Селье (1907- 1982). Он выделял два вида стресса: физический и психоэмоциональный. Позже Селье выделил еще два вида стресса и сегодня список выглядит так:

.Физиологический стресс (голод, холод, недостаток воздуха и т.д.)

. Психологический стресс (результат злости, зависти, обиды):

. Конструктивный стресс или эустресс (человек переживает различные стрессовые ситуации ежедневно, это может способствовать повышению адаптационных возможностей организма).

.Деструктивный стресс или дистресс (разрушение человека, снижение его работоспособности).

Это самые основные виды стресса. Рассмотрим виды стресса подробнее.

Эмоциональный стресс. Переживается очень тяжело т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близких, при предательстве друзей

Информационный стресс. Стресс от большого объема информации.

Рабочий стресс. Связан со стремлением сделать карьеру, но долгим отсутствием результата. Так же он связан с несправедливой оценкой труда.

Финансовый стресс. Он появляется от того, что наши расходы значительно больше доходов. Играет роль еще и заниженная оплата труда, невозможность взять кредит и т.д.

Экологический стресс. Мы живем в мире с не очень приятной для существования экологией. Воздействие шума, химии, грязной воды влияют на организм отрицательно в целом.

Внутреличностный стресс. Наши внутренние переживания, не достигнутые цели и т.д. приводят к стрессовому состоянию. Причинами стресса могут являться:

Работа, трудности в отношениях, финансовые проблемы, дети и семья, пессимизм, негативный внутренний диалог, вот наиболее популярные факторы: смерть (болезнь) близкого человека, развод, расставание, тюремное заключение, травма, заключение брака, увольнение и уход на пенсию.

Глава 1.2. Как протекает стресс?

Ганс Селье выделяет три стадии стресса:

.Стадия тревоги. Это стадия характеризуется общим возбуждением и мобилизацией имеющихся ресурсов. Сопровождается всплеском активности надпочечников. Они начинают работать напряженнее в ответ на возникшую стрессовую ситуацию.После первичной стадии организм нуждается в восстановлении (которое длится 24 — 48 часов). В это время в организме производится меньше кортизола, а значит, организм обладает меньшей способностью реакции на стресс. В этой стадии чувствуется вялость, усталость, появляется желание отдохнуть.

.Стадия устойчивости (сопротивления). Эта стадия может длиться месяцы или даже 15 — 20 лет. Ресурсы активируются в полной мере. Надпочечники начинают адаптироваться и перестраиваться. За эту стадию отвечает кортизол. Он обеспечивает нужный уровень натрия необходимый для поддержания кровяного давления и работы сердца. Поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам. Если стресс продолжается очень долго или очень интенсивен, стадия сопротивления может перейти в третью стадию.

.Стадия истощения. Это стадия, когда человек теряет способность адаптироваться к стрессу. Функция надпочечников резко ограниченна, и возможно нарушение многих функций организма. Появляется слабость. На этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов организма, в третьей стадии эти сигналы — призывы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм. [3]

Какие изменения происходят, когда человек находится в стрессовой ситуации? В книге [1] представлены некоторые виды телесного проявления стресса. Перечислим их:

.Повышение артериального давления, часто протекающее скачкообразно.

.Различные боли, чаще всего в области головы (напоминающие мигрень) и шеи, в области сердца и живота.

.Отдышка, ощущение «комка» в горле, «перехватывание» голоса.

.Нарушение аппетита — от полного отказа от еды, до «волчьего аппетита». В состоянии стресса 87% больных едят больше, чем обычно

znanija.com

Это интересно:

  • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
  • Психиатрия расстройство личности Расстройство личности Расстройством личности или личностным расстройством называют определённые нарушения в поведенческой тенденции человека, связанные с отклонением от устоявшихся в данной культуре норм. Данное расстройство также характеризуется нарушением психической деятельности человека и его социальной адаптивности. Как правило, данная […]
  • Модель профессионального стресса Теории и модели профессионального стресса В течение последних лет отмечается повышенный интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса па рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием па работоспособность, производительность и общее состояние здоровье. В. А. Бодров отмечает, что […]
  • Слова на стресс Что такое СТРЕСС, СТРЕСС это, значение слова СТРЕСС, происхождение (этимология) СТРЕСС, синонимы к СТРЕСС, парадигма (формы слова) СТРЕСС в других словарях Состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных неблагоприятных воздействий. Быть в состоянии стресса. Снять с. Стрессовый - относящийся к стрессу, являющийся […]
  • Лечим заикание в домашних условиях Как должно проводиться лечение заикания у детей по всем правилам Почему ребенок заикается Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин: повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает […]
  • Депрессия темная ночь души Дэвид Хокинс. Депрессия и темная ночь души. Отчаяние характеризуется беспомощностью и безнадежностью и, следовательно, является угнетенным невыносимым состоянием. Теряется воля к жизни, Но даже акт суицида невозможен из-за недостатка энергии. Пассивный суицид происходит из-за непринятия пищи или неудовлетворения физических потребностей Депрессия […]
  • Заикание проходит ли Излечимо ли заикание Речь — одно из наиболее сложных и ценных приобретений человека. Она появляется тогда, когда высший отдел нервной системы — кора головного мозга — достигает достаточного развития. Развитие речи происходит постепенно. С 3 месяцев ребенок начинает издавать подражательные звуки. В 5—6 месяцев малыш приучается к слиянию отдельных […]
  • Таблетки зверобоя от депрессии Зверобой от депрессии Средства народной медицины отличаются высокой эффективностью и незначительными побочными эффектами по сравнению с традиционными лекарственными средствами, особенно если речь идет о настоях трав. Лидером среди целебных растений является зверобой, полезные свойства которого до сих пор открывают ученые во всем мире. Зверобой […]