Боязнь летать на самолете

Боязнь летать на самолете

Аэрофобия — патологический страх самолетов, боязнь летать. Его возникновение провоцируют множественные причины, в том числе и другие иррациональные страхи. Страх очень мешает развитию карьеры, бизнеса, если для этого нужны частые деловые поездки. Снижается качество жизни, если человек не представляет полноценного отдыха без далеких путешествий.

Для экономии времени, комфортного перемещения на отдалённые расстояния большинство людей предпочитают летать самолетом. Для больных аэрофобией такой вариант или полностью неприемлем, или связан с огромными внутренними усилиями и применением специальных средств для влияния на нервную систему.

Естественная боязнь летать не имеет ничего общего с тяжелым расстройством психики, которое проявляется в резком ухудшении психоэмоционального состояния человека, изменении деятельности внутренних органов. Больной не контролирует эти реакции, и представления не имеет, что с этим делать.

  • страх перед крушением самолета испытывают 40% россиян;
  • 55% переживают панический ужас перед перелетом;
  • 30% сильно нервничают и страдают от паники;
  • 25% настораживает факт отсутствия на борту индивидуальных спасательных средств, парашютов;
  • у 11% страх возникает из-за непонимания, как такая огромная конструкция может лететь;
  • 10% не доверяют экипажу самолета.
  • Чтобы побороть боязнь, нужно проанализировать причины возникновения страха, рассказать о них специалисту и подобрать коррекционную терапевтическую программу. Первичные физиологические и поведенческие симптомы болезни могут проявиться задолго до перелета:

  • напряжение;
  • нервозность;
  • повышенная тревожность;
  • бессонница;
  • приступы вегетососудистой дистонии;
  • тщательное изучение информации о последних крушениях;
  • высчитывание вероятности катастрофы;
  • поиски данных об авиакомпании и персонале.
  • У некоторых аэрофобов раздражительность, замкнутость, рассеянность проявляется уже в аэропорту. Аэрофобы, до того как подняться на борт самолета, принимают внушительную дозу успокоительных препаратов или алкоголя.

    Находясь на борту, каждое движение стюардессы вызывает у аэрофоба подозрение. Самый сильный страх больной испытывает в момент взлета и посадки самолета, когда машину потряхивает, начинают работать двигатели. Он буквально вжимается в кресло, ладони потеют, пальцы судорожно сжимают поручни. Под действием стресса в его воображении возникают ужасающие картины авиакатастроф.

    Организм отвечает учащенным сердцебиением, стесненным дыханием, тремором, потемнением в глазах, тошнотой, обмороками. Эти симптомы не прекращаются, пока самолет находится в воздухе. Шок наступает при попадании самолета в зону турбулентности. Облегчить состояние больного практически невозможно.

    Отличие аэрофобии и обычного страха летать

    Только 20%-30% граждан России сохраняют спокойствие пред и во время перелетов. Боязнь летать на самолетах – это естественная реакция человека, потому что он оказывается в непривычной для него среде. Если человек может самостоятельно справиться с психологическим дискомфортом, боязнью разбиться, побороть негативные мысли и проанализировать ситуацию, переключить сознание на положительное восприятие действительности, говорить о развитии фобии необоснованно.

    Возникновение иррациональной боязни (неконтролируемой), панических состояний – это признаки заболевания. Не стоит самостоятельно упражняться в диагностике аэрофобии. При возникновении состояний, которые не поддаются контролю сознания, есть смысл обратиться за помощью к специалисту.

    Необъяснимый страх летать на самолете, патологическая боязнь разбиться, яркие навязчивые картины авиакатастрофы, возникающие накануне и во время перелета, свидетельствуют о психическом заболевании. Опыт лечения патологии подтверждает, что причины, по которым возникает аэрофобия, различны. Этот вид фобии может возникнуть на фоне нескольких психических расстройств.

    Основными составляющими авиафобии являются:

  • акрофобия (боязнь высоты);
  • клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства);
  • никтофобия (боязнь ночных перелетов);
  • гидрофобия (боязнь воды), если маршрут лежит над морем;
  • внутренняя потребность контролировать ситуацию;
  • панические атаки;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.
  • Диагностика заболевания крайне затруднена из-за многочисленных, взаимосвязанных причин, которые вызывают проявления аэрофобии.

    Как избавиться от аэрофобии

    Существует масса способов избавиться от аэрофобии. Нельзя полагаться только на временные меры, которые предпринимаются непосредственно во время перелета, чтобы освободиться от патологического страха. Аэрофобия – это серьезное заболевание, поэтому необходимо грамотное комплексное лечение.

    Желание больного избавиться от аэрофобии – это главное условие выздоровления. Для эффективного избавления от недуга комплекс мероприятий должен включать:

  • консультацию специалиста;
  • специальную врачебную помощь;
  • подготовительные мероприятия перед полетом;
  • применение седативных средств;
  • самоорганизацию в самолете;
  • расслабляющие и корректирующие поведенческие практики.
  • Специальная врачебная помощь

    Обращение к психологу, психотерапевту, консультации в психиатрии – обязательные мероприятия при проявлении признаков аэрофобии. Выбор специалиста зависит от тяжести психического расстройства.

    Аэрофобию можно вылечить полностью, при условии комплексной терапии и осознанного желания пациента избавиться от заболевания. При тяжелых формах расстройства лечение может длиться около года. Цель – замена иррационального патологического страха перелетов на полный контроль внутреннего состояния и ситуации.

    К основным составляющим лечения относятся:

  • Медикаментозное лечение – это только часть общего курса. Оно назначается, если запланирован срочный перелет. Или применяется, чтобы стабилизировать состояние пациента. Лекарства не оказывают лечебного действия, а тормозят, заглушают реакции организма.
  • Корректирующее лечение – выявление причин фобии и устранение их с помощью специальных техник, направленных на поведенческую и психоэмоциональную сферу. Проведение индивидуальных и групповых занятий, которые учат пациента думать и действовать правильно под воздействием стрессового фактора.
  • Использование авиатренажеров, создание виртуальной реальности. Многократное проигрывание благополучного исхода перелета и закрепление положительной реакции, привыкания. Аппаратные методики позволяют навсегда избавиться от мучительного недуга.
  • При точном выявлении причины заболевания, своевременном и правильном лечении выздоравливают 85-90% аэрофобов. А если у пациента отсутствуют сопутствующие психические патологии, успех лечения 100%.

    Что делать накануне полета

    У больного аэрофобией тревога и страхи возникают еще до перелета. Чтобы избавиться от навязчивых мыслей специалисты рекомендуют их трансформировать в аналитическую деятельность, а именно:

  • переживания не оказывают непосредственного действия на полет – самолет ведет профессионал, а из маршрута нет возможности убрать зоны турбулентности;
  • можно поинтересоваться информацией о воздушных ямах, зонах турбулентности (эти физические проявления никогд практически не становились причинами авиакатастроф);
  • не нужно считать время до полета, лучше потратить его на физические упражнения, прогулки, хобби;
  • необходимо прекратить смотреть и читать новости о катастрофах, не углубляться в подробности происшедшего, не прокручивать все это в сознании и, ни в коем случае, «не примерять» эту ситуацию на себя;
  • не нужно бояться говорить о своих страхах, их необходимо озвучивать, проговаривать близкому человеку или лечащему врачу;
  • приложить все усилия, чтобы на борт самолета прибыть в стабильном состоянии.
  • Аэрофобам рекомендуют изучить конструкцию самолета. Качественное видео о строительстве современных пассажирских воздушных лайнеров, законах аэродинамики убедительно засвидетельствует в пользу безопасности перелетов. Иногда бывает достаточно знать всего несколько фактов:

  • по статистике самолеты – самый безопасный вид транспорта;
  • все функциональные системы самолета продублированы (некоторые лайнеры имеют до 4 дубликатов);
  • любой самолет обладает 2 двигателя, вероятность выхода из строя обоих ничтожно мала;
  • каждый авиалайнер имеет систему автопилотирования, которая способна посадить летательный апарат без участия человека (на случай, если здоровье членов экипажа резко ухудшилось);
  • перед вылетом самолет проходит техническую проверку и испытания.
  • Можно побеседовать с лётчиками из аэроклубов, которые выполняя фигуры высшего пилотажа. Они убедительно докажут надежность и безопасность самолетов. Существует масса видео, в которых авиаторы дают практические советы, как избавиться от боязни перелетов. В особых учреждениях созданы специальные тренажеры, имитирующие пребывание салоне авиалайнера, которые помогают аэрофобам корректировать свое поведение и бороться с навязчивым патологическим страхом.

    Лекарственные средства

    Нельзя порекомендовать универсальный список таблеток при аэрофобии. Лекарственные средства должен подобрать лечащий врач и проконсультировать пациента, какие препараты ему лучше принять непосредственно перед полетом. Все медикаменты для подавления патологического страха, необъяснимой тревоги можно разделить на несколько групп:

    1. Седативные.
    2. Противотревожные.
    3. Противосудорожные.
    4. Для снятия спазмов в мышечной системе.
    5. Для торможения нервных импульсов.
    6. Есть препараты, которые врач назначает задолго до планируемого полета. Оптимальный подготовительный медикаментозный курс длится около 3 недель. При оперативном решении проблемы есть препараты, которые принимают во время полета:

    7. быстрого действия – нужная концентрация действующего вещества достигается после разового приема лекарственного средства и сохраняется несколько часов;
    8. накопительные – первую таблетку следует принять перед полетом, потом с интервалом 30-60 минут, чтобы поддерживать необходимую концентрацию лекарства.
    9. Делать ставку только на лекарственную терапию не следует. Медикаменты из указанных групп оказывают негативное влияние на нервную систему в целом. Если жизнь человека связана с постоянными перелетами, проблему необходимо решать с применением комплекса мероприятий.

      Самоорганизация в самолете

      Люди, которые столкнулись с проблемой аэрофобии, щедро делятся советами о способах преодоления этого состояния на борту авиалайнера. Некоторые из них берут снотворное в самолет, кто-то спасается алкоголем, многие порекомендуют лекарства, которые помогут успокоиться. Не стоит экспериментировать на себе. Аэрофобия – сложное заболевание, причины его возникновения разные, ответ нервной системы на стрессовые факторы индивидуален.

      Лечащий врач на основе индивидуальных особенностей пациента даст практические рекомендации для облегчения состояния при перелете.

      Помогут абстрагироваться от неприятных ощущений, которые возникают при шуме мотора самолета, вибраций и других внешних факторов, простые действия:

    10. не садиться рядом с иллюминатором;
    11. думать о цели путешествия (мысленно проговорить доклад, представить успешное выступление, запланировать интересные встречи, экскурсии, прогулки, продумать подарки близким людям);
    12. приятная беседа с попутчиком;
    13. увлекательное чтение;
    14. захватывающий фильм;
    15. любимая музыка;
    16. погружение в просторы интернета;
    17. дыхательная гимнастика;
    18. фото- и видеосъемка;
    19. вкусная еда, сладости, травяные чаи, минеральная вода, томатный или тыквенный сок.
    20. Любой способ, который отвлекает внимание, хорош. Все зависит от индивидуальных предпочтений, способности контролировать и управлять своим состоянием.

      Столкнувшись с проявлениями аэрофобии, не стоит пытаться уйти от проблемы. Отправиться в путешествие с использованием наземного транспорта вместо самолета – это загнать себя в глухой угол, дать возможность иррациональному страху прочно закрепиться в сознании. Помощь специалистов, работа над собой – действенное решение проблемы.

      psymost.ru

      Как перестать бояться летать на самолетах

      После ужасающих авиакатастроф, произошедших над Египтом и Ростовом-на-Дону, большая часть россиян столкнулась с таким малоприятным явлением, как страх полета на самолете. Жители Москвы и других крупных городов стали все чаще обращаться за психологической помощью.

      В самом чувстве страха нет ничего противоестественного. Именно нормальный, здоровый страх нередко является тем самым «спасательным кругом» в сложной ситуации. Но когда страх превращается в мешающую жить фобию, от него необходимо избавляться. К сожалению, самостоятельно справиться с такой сложной навязчивостью, как аэрофобия, невозможно. Помочь человеку преодолеть укоренившийся страх перед полетами могут специалисты в области:

      Считается, что симптомы аэрофобиивозникают к 25 — 30 годам. Часто неподготовленный к возникновению мучительной симптоматики человек не имеет понятия о том, что ему следует делать.

      Чего боятся россияне

      Наибольший страх у русских путешественников вызывают, участившиеся в последнеевремя,авиакатастрофы. Страх перед крушением самолета испытывает около 40 процентов россиян. Многих людей (около 25 процентов) настораживает отсутствие на борту парашютов и иных персональных средств спасения. Около 11 процентов россиян боятся самолета только потому, что не понимают, как такая махина держится в воздухе и при этом еще и летит. 10 процентов путешественников не испытывают доверия к экипажу корабля.

      Россияне, чья деятельность связана с частыми перелетами, понимают, что с фобией необходимо бороться. Около 50 процентов путешественников пытаются переключить внимание на музыкальные произведения, видео или игры. 28 процентов пассажиров заглушают ужас перед полетом алкогольными напитками. 2 процента россиян принимают сильнодействующие седативные и снотворные препараты.

      Основные причины аэрофобии

      Статистика утверждает, что 55 процентов россиян испытывают панический ужас перед полетом на самолете. Россияне боятся летать и отказываются не только от отдыха за границей, но и от высокооплачиваемой работы.

      У людей, которые никогда не летали на самолете и не собираются этого делать, этот страх является иррациональным. Он возникает по причине того, что после каждой авиакатастрофы журналисты нередко смакуют трагедию, публикуют страшные фотографии и интервью с убитыми горем близкими погибших людей. Но есть и такие люди, которым повезло выжить после авиакатастрофы. Если их деятельность связана с частыми перелетами, аэрофобия может принести им немало неприятностей.

      Последние исследования показывают, что только 20 процентов россиян никогда не испытывали страха перед полетом. Около 30 процентов путешественников начинают сильно нервничать и паниковать, оказавшись в салоне. Представительницы прекрасного пола боятся паники, которая может охватить пассажиров и их самих, а мужчины опасаются того, что ситуация выйдет из-под их контроля. Некоторые представители сильного пола признаются в акрофобии — страхе высоты.

      Кроме того, серьезный страх перед авиатранспортом испытывают люди, страдающие клаустрофобией. В этом случае происходит «накладывание» одной фобии на другую.

      Первые признаки фобии

      У многих людей первичная симптоматика проявляется не в салоне авиатранспорта, а задолго до полета. Человек начинает скрупулезно собирать информацию об авиакомпании, тщательно изучать «дела» сотрудников и пытаться высчитать вероятность катастрофы. Человек, готовящийся к путешествию по воздуху, становится нервным, напряженным. Нередко на этом фоне у него возникает бессонница. Сны становятся отрывочными и почти всегда тревожными. Почти все «дары Морфея», так или иначе, связаны с будущей поездкой. Иногда у человека, который признается себе: «боюсь летать», появляются мучительные симптомы вегетососудистой дистонии.

      У менее тревожных людей нервозность проявляется только в аэропорту. Человек становится раздражительным, замкнутым и рассеянным.

      Механизмы возникновения аэрофобии

      Самый сильный страх человек, страдающий аэрофобией, испытывает во время взлета, а также при посадке самолета. Именно в этот момент авиатранспорт и находящиеся в его салоне путешественники испытывают сильнейший стресс. Стоит только самолету заскрежетать, встряхнуться или слегка накрениться, как у человека появляются мучительные симптомы.

      Все начинается с тревожности. Потом человек, признающийся себе: «боюсь летать!», пытается себя успокоить и выбросить пугающую мысль из головы. Но, как и все обсессии, мысль «а вдруг?» только укореняется и становится все ярче. Воображение тут же подыскивает яркие картинки. Вспоминаются просмотренные ранее фильмы, кадры из новостей, прочитанные книги. После этого, как и при любом ином невротическом состоянии, появляются такие симптомы, как учащение сердечного ритма, затрудненное дыхание, тремор конечностей и потемнение в глазах. Иногда такое состояние сопровождается тошнотой. Некоторые люди находятся в полуобморочном или обморочном состоянии. Симптоматика не исчезает даже после того, как самолет набирает высоту. Человек, страдающий аэрофобией, всегда найдет, чего испугаться в воздухе. Некоторым пассажирам кажется, что у самолета отвалятся крылья, многим чудятся запахи горения.

      Седативные препараты обычно не помогают, а алкогольные напитки лишь способствуют ухудшению состояния.

      Как справиться с боязнью летать

      «Боюсь летать!» — говорит себе человек, столкнувшийся с необходимостью путешествия на самолете. Для того чтобы определиться со стратегией лечения, необходимо понаблюдать за собой и определить, какую природу имеет страх. Если то, что человек принял за фобию, является обычной тревожностью, то преодолеть страх можно и самостоятельно.

      Человек, желающий побороть, мешающую ему жить,аэрофобию, должен понимать, что самым безопасным транспортом является именно самолет. Это аксиома. Наибольшее количество всей несчастных случаев и жутких смертей приходится на автотранспорт. Статистика утверждает, что на 16 млн. км пройденного пути, доля смертности составляет:

    21. 1,5 водителя легкового и грузового транспорта;
    22. 42 мотоциклиста;
    23. 150 пассажиров.
    24. Только в московских авариях каждый год погибает около 30 тыс. человек. Доля летальных исходов на железной дороге составляет 0,9 пассажира на 16 млн. км.

      Прежде чем укореняться в мысли «боюсь летать», необходимо познакомиться с некоторыми фактами.

      Так, за 12 месяцев услугами авиаперевозчиков успевает воспользоваться около 5 млрд.пассажиров. Статистика утверждает, что погибнуть может только 1 человек из 10000000. Стать участником катастрофы в воздухе может лишь тот, кто будет ежедневно садиться на случайный рейс.

      Возможно, побороть аэрофобию людям, испытывающим страх перед полетами, помогут следующие факты:

    25. Каждая из систем оснащена 2 — 4 дубликатами.
    26. Самолет обладает многочисленными современными системами.
    27. Самолет обладает 2 двигателями (одновременный отказ практически невозможен).
    28. При отказе одного из двигателей современный самолет способен лететь 120 минут и мягко приземлиться.
    29. Перед тем как взмыть в небо, каждая машина проходит тщательный осмотр командой высококвалифицированных специалистов.
    30. Некоторым людям побороть аэрофобию помогает осознание того, что ежегодно аварии в воздухе сокращаются на 15 процентов, а пассажиропоток возрастает на 10 процентов.

      К крушению самолета обычно приводит не одна, а целый «букет» причин. Каждая причина тщательно анализируется с целью недопущения повторения трагедии.

      Как помочь самому себе

      Человек, осознавший, что его «фобия» на поверку оказалась обычной тревожностью, всегда задается вопросом, как перестать бояться летать без похода к психотерапевту и приема сильнодействующих седативных препаратов. Делать при этом рекомендуется следующее:

    31. вовремя прийти на регистрацию и посадку;
    32. попросить предоставить место, где меньше всего ощущается турбулентность;
    33. во время полета пить томатный или тыквенный сок;
    34. увлечься интересной книгой или разгадыванием сканворда.
    35. Некоторым людям помогает успокоиться нахождение в стерильной зоне. В огромном окне аэропорта всегда видно, как взлетают и благополучно приземляются «железные птицы». Человек, незнающий, что следует делать со своим страхом, должен подумать об авиатранспорте как о рутине. После этого аэрофобия обычно сдает свои позиции.

      Не стоит держать страх в себе. Некоторым людям помогает беседа с соседом. Если пожаловаться попутчику на мучительные симптомы, он непременно найдет слова утешения или увлечет человека, страдающего аэрофобией, интересной беседой. После этого симптоматика также может отступить.

      Если ни нахождение в стерильной зоне, ни общение с соседом не способствовало улучшению состояния, то необходимо начать делать легкие дыхательные упражнения. Дыхание должно быть медленным и глубоким. Перед тем как делать упражнения, рекомендуется освободить горло от мешающих аксессуаров или воротника. Также рекомендуется направить в свою сторону воздух кондиционера. Обычно после этого наступает улучшение.

      Чего не следует делать

      Человек, интересующийся вопросом, как перестать бояться летать, должен знать о том, чего делать во время полета не следует.

      Не рекомендуется «заглушать» страх употреблением спиртных напитков. Алкоголь способствует обострению чувств и состояние человека, страдающего страхом перед авиатранспортом, может только усугубиться. Некоторые медики считают, что капля алкоголя вреда не принесет. Но на практике каплей, к сожалению, дело не обходится.

      Также не рекомендуется бесконтрольно принимать седативные и снотворные лекарства. Если прием препаратов не был назначен лечащим врачом, то они могут способствовать перевозбуждению нервной системы.

      У некоторых людей аэрофобияукореняется настолько глубоко, что облегчение наступает только после психотерапевтического сеанса. В наиболее тяжелых случаях курс лечения этой фобии составляет 3 — 10 сеансов.

      Современные психотерапевты утверждают, что лечение аэрофобиибудет успешным только в том случае, если оно построится по четкой схеме. Страх высоты обычно складывается из следующих расстройств:

    36. Акрофобия.
    37. Клаустрофобия.
    38. Потребность в осуществлении контроля за ситуацией.
    39. Панические атаки.
    40. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
    41. Лечение аэрофобии, когда заболевание находится на начальной стадии, предполагает своевременное устранение сопутствующих патологий. К сожалению, некоторые из психических расстройств, такие как ОКР, можно только временно заглушить.

      Вторым этапом лечения этой фобии является «ликбез». Человек, страдающий аэрофобией, узнает интересные подробности об авиации, системах обеспечения безопасности и аэродинамике. Главная задача специалиста заключается в том, чтобы обучить пациента контролю за своими эмоциями — физиологией страха, а не за тем, что он априори контролировать не может.

      На третьем этапе лечения человеку, страдающему аэрофобией, предлагается совершить виртуальный полет в специальном кабинете.

      Медикаменты в лечении этой фобии используются, но основной роли не играют. Если ситуация того требует, специалист может назначить пациенту прием бета-блокаторов и антидепрессантов.

      Если лечение было своевременным и верным, то выздоровление наступает в 85 — 90 процентах случаев. Некоторые медики уверены, что если аэрофобии не сопутствуют тяжелые психические отклонения, то преодоление страха наступает в 100 процентах случаев.

      Новые методики лечения

      Некоторым людям, задающимся вопросом, как избавиться от аэрофобии, может помочь только аппаратное лечение. Процесс лечения осуществляется в формате очного курса. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Круг лечебных мероприятий, позволяющих навсегда распрощаться с аэрофобией, достаточно обширен. Людям, страдающим аэрофобией, предлагаются:

    42. теоретические занятия;
    43. практические занятия;
    44. тренировки на специальных тренажерах;
    45. осуществление виртуальных полетов.
    46. Помимо общего курса людям, страдающим аэрофобией, предоставляется отдельная возможность «совершить полет» на двух авиатренажерах. Первый авиатренажер представлен в виде современного 3D-стимулятора. При помощи этого тренажера человек, страдающий аэрофобией, сможет лучше понять принципы поведения авиатранспорта в период полета. По сути, человек учится самостоятельно управлять авиатранспортом и контролировать полет. После этого симптомы фобии обычно сходят на «нет».

      Одно из помещений для работы на тренажере виртуальной реальности

      Второй авиатренажер представляет собой специальный комплекс. Этот комплекс эффективно использует современные технологии виртуальной реальности. Оказавшись в кабинете уникального тренажера, человек сможет примерить на себя обязанность пилота. При этом оператор создает самые разные условия. После таких занятий человек обычно может лучше оценивать сложившуюся ситуацию. У аппаратного лечения есть и существенный минус — высокая стоимость. Также считается, что такой тренинг больше подходит не «простым смертным», а страдающим аэрофобией гражданским и военным пилотам.

      Тому, кто не может присутствовать на очных занятиях, предоставляется альтернатива в виде интерактивного видео-курса. При помощи этого видео-курса человек узнает все о работе пилота и функционировании авиатранспорта.

      Лечение аэрофобии предполагает индивидуальный подход. Успех лечения аэрофобии зависит от того, насколько верно будет установлена первопричина страха перед авиатранспортом.

      Некоторые люди, испытывающие иррациональный страх перед полетами, столкнувшись с необходимостью дальней поездки, предпочитают наземный вид транспорта. Делать этого не стоит, поскольку, таким образом, аэрофобия, загнанная вглубь сознания, только пустит корни. Еще древние говорили, что лучший способ избавиться от страха — это взглянуть ему в глаза.

      Еще одной ошибкой, которую допускают люди, страдающие аэрофобией, является скрупулезное изучение причин недавних авиакатастроф. Не стоит этого делать, поскольку, таким образом,аэрофобия, как и любая другая фобия, только подпитывается, а симптоматика становится более яркой и мучительной.

      visasam.ru

      Боюсь летать на самолете. Как преодолеть страх полета?

      Авиаперелеты прочно и надежно вошли в жизнь современных людей и играют ключевую роль, когда дело касается скорости перемещения из одного места (города, страны) в другое. Но порой самые бесстрашные и опытные люди, не единожды летавшие на самолетах, испытывают подсознательный необъяснимый страх от одного только вида воздушного судна, на котором им предстоит осуществить перелет. Наиболее остро аэрофобия наблюдается в те моменты, когда человек поднимается по трапу, который передает его в объятия металлического монстра, бороздящего бескрайние воздушные просторы.

      Конечно же, все без исключения, кто когда-либо летал на самолете, задавались вопросом «а вдруг самолет упадет»? Естественно, что этот риторический вопрос, точнее предположение, остается для многих пассажиров предметом кратковременных раздумий и воспоминаний известных фантастических фильмов о катастрофах со счастливым концом, а для некоторых – причиной не проходящего панического страха полетов. Этот страх ощутимо портит жизнь людям, в чьей жизни имеют место частые или периодические воздушные путешествия.

      Командировка, отправка на отдых в теплые страны, посещение далеко живущих родственников – эти и иные причины могут быть поводом для авиаперелета, который длится несколько часов, и с помощью которого экономится уйма времени. Но каким образом победить аэрофобию и избавиться от этого угнетающего ощущения?

      Действительно аэрофобия или незначительное беспокойство?

      Сначала вам нужно определить, есть ли вообще у вас аэрофобия. Каждый человек в процессе полета испытывает некоторые ощущения дискомфорта и беспокойства, но если он может контролировать эти негативные эмоции и не дает им захватить себя целиком, то их нельзя отнести к разряду аэрофобии.

      Истинный страх не дает человеку ни единого шанса на самоконтроль, то есть полностью его поглощает, когда человек сталкивается с необходимостью осуществления авиаперелета. Тогда этот страх управляет человеком, заставляя его избегать полета любым способом. Если же путешествия по воздуху никак избежать не удается, то нервное напряжение у такого человека во время полета достигает своего предела.

      В особо тяжелых случаях лучше обратиться за помощью к психологам, специализирующихся на проблемах подобного рода. На территории Росси уже есть специалисты, способные оказать такие услуги. На сеансах терапии часто присутствуют пилоты, бортпроводники и другие работники, жизнь которых напрямую связана с ежедневными перелетами. Психологи, при участии представителей авиакомпаний, обучают обладателей аэрофобии контролировать свой страх.

      Со страхом можно справиться и собственными силами, если он не достигает у вас уровня паники. Но! Сначала узнаем о методах, которые не стоит использовать.

      Каких действий нужно избегать при боязни полетов

      Некоторые стараются заглушить свою панику употреблением спиртных напитков. Делать этого ни в коем случае не следует, поскольку чревато целым рядом негативных последствий.

      Не следует также скрупулезно, до мелочей, изучать информацию об авиалайнере и выискивать в интернете истории о катастрофах с участием этой модели, даже если сильно этого хочется.

      В конце концов, нужно знать, взбираясь по ступеням трапа, что самолет – самый безопасный вид транспорта на планете. И это не пустые слова. Данный факт демонстрирует беспристрастная статистика, а она, как все мы знаем, вещь упрямая. Оттого сообщения об авиакатастрофах очень редки, и именно поэтому они привлекают к себе всеобщее внимание.

      Сравнивая количество ежедневных рейсов и пассажиров с количеством крушений самолетов и смертей, вы сами убедитесь, что авиакатастрофы – большая редкость.

      За год воспользоваться услугами компаний успевает более 5 млрд. человек, из которых гибнет 400-500. То есть, в свой последний путь отправляется всего один из 10 млн. пассажиров. Это как, например, в Москве гибнет 1 человек в год. А вот в столичных автомобильных авариях ежегодно лишаются жизни 30 тыс. человек! Получается, чтобы стать непосредственным участником авиакатастрофы, необходимо каждый день садиться на случайный рейс в течение 21 тыс. лет. У кого есть столько времени?

      «Меня это не успокоило. Упадет именно тот самолет, на котором полечу я, ведь я самый невезучий человек в мире», – так, невзирая на цифры статистики, «справляются со страхами» многие пассажиры.

      Карта ежедневных полетов

      Распространенные стереотипы

      В процессе изучения аэрофобии, мы сделали вывод, 65% людей страдающих данным недугом, испытывают страх при потряхивании самолета в воздухе, турбулентности и считают, что судно может рухнуть с высоты 10км, провалившись в «воздушную яму». Для опровержения данно гипотезы мы скоро напишем статью — «Элементарные законы физики и турбулентность».

      Так же, согласно общественному опросу, считается, что российские авиакомпании эксплуатируют очень старые самолеты, а пилоты и бортпроводники сплошные алкоголики. Это не так!

      Все авиакомпании в России, осуществляющие внутренние и международные перелеты, имеют сертификаты соответствия: ICAO, IOSA и IATA. Которые подтверждают квалифицированное сервисное и техническое обслуживание самолетов. А так же, высокую квалификацию экипажей удовлетворяющих мировым стандартам.

      Отечественные авиакомпании являются членами международных альянсов, к примеру Аэрофлот c 2006 года входит в Sky Team, S7 Airlines в OneWorld, Utair желает войти в Star Alliance.

      Немного фактов: самолетный парк «Аэрофлота» является одним из самых современных в мире, а так же самым молодым в Европе. Трансаэро входит в 15 самых безопасных авиакомпаний мира. За всю историю существования компании не произошло ни единого инцидента, связанного с человеческими жертвами или травмами пассажиров.

      Однако это не значит, что нужно летать только крупными авиакомпаниями.

      Если самолет «Самарские авиалинии» или «Эйр Нигерия» находится в эксплуатации в аэропорту — это значит что он прошел все проверки и точно такой же безопасный, как и самолет «Emirates» или «Etihad Airlines».

      И не стоит волноваться, если самолету на котором вам предстоит лететь, 10, 15 или 20 лет. В крупнейшей авиакомпании мира «Delta Air Lines», у половины парка авиалайнеров возраст за 20 лет. В России самолеты, с возрастом за 25 лет практически нет. Однако, судна которым 25 лет и больше — это вполне нормально, ресурс авиатехники очень большой.

      Переключите внимание!

      Если логические доводы не помогают, и подобные мысли бомбардируют ваше сознание, остаются только методы релаксации. Можно послушать умиротворяющую музыку или звуки природы, почитать журнал или книгу, короче, как-то отвлечься от происходящего.

      Многолетняя практика полетов показывает, что многих людей способна успокоить вкусная еда и напитки, так что возьмите с собой что-нибудь подходящее. Напитки, содержащие кофеин и другие стимуляторы нервной системы пить не стоит, поскольку это взбудоражит и без того взвинченную нервную систему. Поэтому лучше принять успокоительную таблетку на травах и запить ее водичкой.

      Если ни один из методов вам не помог, то нужно закрыть глаза, размеренно дышать и сосредоточиться только на позитивных моментах, которые принесет эта поездка. Это живописная страна, в которую вы направляетесь? Тогда вы в шаге от реализации вашей мечты! Вас ждет повышение по службе после поездки? Именно сейчас вы стремительно приближаетесь к своему благополучию.

      Самолет – самый безопасный способ передвижения на планете!

      Несколько фактов о «железных птицах» напоследок:

    47. Все системы имеют запасные варианты, а некоторые по 2-4 дубликата. Зачастую в них 4 тормозных, 3 топливных, 3 противопожарных системы, 3 системы управления, 3 системы выпуска шасси.
    48. Минимум два двигателя, одновременный отказ которых ничтожно мал. Отказ двигателя происходит примерно 1 раз на 2 млн. часов полета, что составляет 228 лет непрерывной эксплуатации. При отказе одного из двигателей самолет способен лететь без снижения (без перегруза и в стандартных метеоусловиях) и безопасно совершить посадку. Например, Boeing 737 может лететь 2 часа в аварийном режиме.

      По современным мировым стандартам для пассажирских самолётов, при отказе одного из двигателей, судно должно сохранять способность лететь без потери высоты (при стандартных метеоусловиях) и безопасно совершать посадку.

      К примеру, на лайнере Boeing 737, плановое время аварийного полета (на 1 двигателе) составляет 2 часа.

    49. Перед каждым полетом все самолеты проходят технический осмотр целой командой профессиональных специалистов.
    50. Авиакатастрофы обычно случаются не по одной причине, а по стечению многих обстоятельств, которые тщательно изучаются и предпринимаются действенные меры для их повторного недопущения.
    51. Каждый год пассажиропоток возрастает на 10%, а аварии сокращаются на 15%.
    52. Все это подтверждает, что на планете Земля самое безопасное транспортное средство – это самолет!

      samolets.com

      Аэрофобия или боязнь летать на самолете — как избавиться?

      Иногда долгожданные дни отпуска или заграничной командировки может омрачить такая неприятность, как аэрофобия – боязнь полета на самолете и других летательных аппаратах. Из-за необходимости воздушных перемещений между городами и странами к этой проблеме современное общество привлекает повышенное внимание по сравнению с другими страхами.

      Аэрофобия – что это такое?

      По результатам исследований от 25 до 40% всех людей боятся летать – не учитывая, что самолеты признаны одним из самых безопасных видов транспорта. Более 15% из этого числа страдают фобией, хотя не задумывались о том, что такое аэрофобия и как с ней бороться. Важно понимать, что аэрофобия – это не болезнь, а симптом. Иногда она свидетельствует о наличии других страхов и расстройств:

    53. боязни высоты – акрофобии;
    54. боязни закрытых пространств (поэтому в салоне самолета человек чувствует себя неуютно);
    55. страха перед террористическим актом;
    56. пережитого стресса.
    57. Можно бесконечно долго убеждать человека, боящегося летать, что самолет – это безопасно, и шанс попасть в авиакатастрофу равняется 1:45000000. С точки зрения логики возникающие негативные реакции на полет нормальны. Ведь летать – не предусмотрено природой. И все-таки, почему возникает аэрофобия? Из-за других страхов, впечатлительности, нервного или психического расстройства. Люди индивидуальны, но можно назвать несколько общих причин:

    58. негативный травматический опыт;
    59. неприятные ассоциации, эмоции и их накопление;
    60. инциденты в прошлом (жесткая посадка, турбулентность и пр.);
    61. страхи перед реакцией собственного организма на полет.
    62. Страх летать на самолете — психология

      Психология разделяет боязнь летать на самолете на несколько видов. Они различаются по распространенности и основной причине возникновения:

    63. страх перед катастрофой и смертью;
    64. боязнь высоты;
    65. клаустрофобия;
    66. страх потерять контроль над собой и ситуацией;
    67. склонность к навязчивым состояниям и панике;
    68. боязнь большого скопления людей;
    69. страх турбулентности.
    70. Как правило человек, страдающий боязнью полетов, не подозревает об этом и возникающие симптомы списывает на нервы, усталость и пр. Но болезнь усугубляется, если не принимать меры, и количество симптомов растет. Признаки аэрофобии можно поделить на два вида: психологические и физические. К первым относят:

    71. паника перед полетом (за день – неделю до запланированного события);
    72. негативные образы, возникающие в сознании, «накручивание» себя;
    73. внимательность к деталям и поиск негатива;
    74. ухудшение памяти, сосредоточенность на предстоящем полете;
    75. желание все бросить и сбежать.
    76. Физические признаки аэрофобии можно заметить невооруженным глазом. Человек нервничает, и об этом сигнализируют телесные проявления:

      • сбивчивое дыхание;
      • потливость;
      • напряжение в мышцах;
      • головокружение;
      • боли в сердце;
      • бледность и т.д.
      • Аэрофобия — как избавиться?

        Всякая фобия подлежит лечению, не исключение и страх перед полетом. Для нормализации психофизического состояния применяется экспозиционная терапия. С ее помощью пациент учится связывать позитивные образы с полетом и противостоять возникающему страху. Возможно, для этого придется углубиться в среду и под присмотром психолога полетать на авиасимуляторе. В особо сложных случаях применяется гипноз от аэрофобии.

        Вопрос в том, хочет ли человек, осознающий свой страх, обращаться к специалистам. Многие не считают это большой проблемой и пытаются разобраться самостоятельно, употребляя перед полетом алкоголь для расслабления или успокоительное. К сожалению, такие методы только ухудшают состояние. Задаваясь вопросом: как бороться с аэрофобией, лучше руководствоваться проверенными способами и практиковать такие методы, как

      • психотерапия;
      • психокоррекция;
      • расслабляющие упражнения;
      • медикаментозное лечение.
      • Как избавиться от аэрофобии самостоятельно?

        Лечение аэрофобии желательно начинать с проявлением первых симптомов, тогда она не успеет превратиться в навязчивое состояние, от которого будет трудно избавиться. Как победить аэрофобию не прибегая к помощи врачей? Нужно следовать некоторым рекомендациям перед и во время полета:

      • обсудить страх с близким человеком в спокойной обстановке, что поможет взглянуть на вещи под другим углом;
      • понять, что действия и переживания никак не повлияют на ход полета;
      • не фокусироваться на негативных моментах, отвлекаться от грустных мыслей (помогает занятие спортом и любые действия с выбросом адреналина);
      • абстрагироваться от всего, что напоминает о предстоящем полете;
      • отказаться от алкоголя и кофе до и во время рейса;
      • внимательно слушать инструкции стюардессы;
      • в самолете стараться отвлекаться на чтение или разговор с интересным собеседником;
      • позитивно смотреть в будущее (после приземления ждет отдых и т.д.).
      • Таблетки от страха летать на самолете

        К сожалению, универсального средства от всех страхов не придумано, как нет единой для всех таблетки от аэрофобии. Пациентам прописывают лекарства, которые снимают лишь отдельные симптомы (тошнота, повышенное давление, головокружение и пр.), блокируют реакции организма непосредственно во время перелета. Таким образом лекарство от аэрофобии у каждого свое. В зависимости от симптоматики доктор прописывает следующие средства:

      • седативные препараты – успокоительное;
      • противотревожные;
      • противосудорожные;
      • таблетки от мышечных спазмов;
      • средства, тормозящие нервные импульсы.
      • Для уверенности перед полетом можно принять таблетку валерианы или глицин и попрактиковаться в технике глубокого расслабляющего дыхания. С навязчивым страхом таким образом не справиться, и аэрофобия никуда не денется, но сам полет пройдет нормально. И это станет началом долгого процесса реабилитации. В лечении всякой фобии требуется комплексный подход и консультация врача. Только совместными усилиями можно победить страх.

        womanadvice.ru

        Как преодолеть страх полета на самолете

        Я боюсь летать на самолете, как мне преодолеть страх полета на самолете

        Кто-то боится крыс, кто-то с ума сходит в лифте и вообще в замкнутом пространстве, кто-то боится плавать…

        Это фобии человека — повышенная реакция, невроз вследствие какой-то ситуации, в которую человек всеми силами и средствами попадать не хочет.

        Я боюсь летать. У меня аэрофобия.

        Видели в фильмах как принято знакомиться вступая в общество анонимных алкоголиков: человек осознаёт и признаётся в своём пристрастии к огненной воде. Вот так и я сейчас постараюсь разложить по полочкам эту аэрофобию и выкинуть её на помойку.

        Краткое отступление: летать на самолётах начал в совершеннолетнем возрасте.

        И сразу же начал летать много: по СССР, позже за границу. Но не более 3 часов в самолёте. Никаких страхов не испытывал.

        Турбуленция на высоте забавляла, ремень безопасности все время полёта болтался не пристёгнутым.

        В те времена в самолётах ещё можно было курить. Время полёта пролетало незаметно в прогулках по салону между кормёжками и знакомствами с новыми людьми. В задней части ИЛ-86 которые возили челноков в ОАЭ был спуск вниз, почему-то там валялось колесо на котором стояли стаканчики с окурками и по полу катались пустые бутылки из под вискаря…

        Весёлое время было.

        Потом курить на борту самолетов запретили. Сначала на рейсах западных авиакомпаний, ну а потом сдался Аэрофлот.

        Хочу заметить, что такой фишки как экран с фильмами и выбором музыки тогда в самолётах не было.

        И вот когда курить на протяжении всего полета запретили, у меня появилось свободное время. А в свободное время когда тебя везут и от тебя ничего не зависит от нечего делать волей-неволей начинаешь прислушиваться к звукам, к вибрации и вообще начинаешь контролировать процесс движения — а вот это и есть начало страхов.

        Причём боязнь моя была избирательной: я боялся взлёта, потом турбуленции во время полёта в эшелоне, а как только самолёт начинал снижение — страх улетучивался.

        Я объясняю это бородатым анекдотом про Василия Ивановича с Петькой во время затяжного пряжка с парашютом: «… В.И.! До земли осталось 2 метра! Дергайте кольцо! Ты что, Петька! С русской печи не прыгал?»

        Главная причина страха полета: масса свободного времени при нахождении в замкнутом пространстве и как следствие скукотища, ничегонеделание.

        В это время будучи лишённым свободной коммуникации с людьми; осознанием того, что самолёт не автобус и нельзя попросить водителя остановиться чтоб размяться; а во время ночных полётов над океаном невозможность проверить привычную систему координат «земля-небо» через иллюминатор… всё это вызывает тревогу.

        А далее физиологические факторы: выброс в кровь определённых гормонов, учащение пульса и как следствие — все спят как миленькие, а ты как дурак сидишь и контролируешь автопилот.

        Лекарства от аэрофобии

        Теперь, когда причины моего страха перед полетом найдена, остаётся найти лекарство от аэрофобии.

        Этим лекарством может быть:

        — собеседник (так же не спящий в ночи) и это лучший вариант

        — интересная книга, от которой сложно оторваться

        — фильм с лихо закрученным сюжетом, который заставляет сопереживать героям и таким образом выключает противный приборчик контроля в голове

        — довольно громкая музыка, которая глушит этот приборчик и его побеждает сон

        — какое-то нейтральное занятие, позволяющее скоротать время в неудобном кресле: кормёжка на борту, развоз напитков, обработка фотографий на ноутбуке

        — походы в туалет или за водой так же позволяют занять время в полёте

        — интернет WiFi на борту — позволяет работать, творить и забыть обо всём

        Как уснуть на борту самолета

        Второй вариант лекарства от тревоги в полете — это сон.

        Если не спится, то я утомляю свой автопилот музыкой и чем ритмичнее и громче она будет — тем быстрее придёт сон.

        Помочь сможет ритмичное и глубокое дыхание с паузами. Как учат на йоге.

        Можно попробовать успокоительные, которые сейчас продаются в аптеках — они позиционируются специально для сна в самолёте.

        Сам не пробовал, не знаю.

        Но на Форуме Винского вы можете об этом почитать.

        Кто-то полагается на алкоголь, но я не хочу рекомендовать этот метод: напился до беспамятства и уснул.

        Это грозит тем кто много летает или по роду деятельности много сидит — тромбозом вен нижних конечностей… Проходили.

        Знание как устроен самолет

        Еще одна пилюля от страха полета — знание основ аэродинамики и конструктивных особенностей самолёта.

        Самолёты рождены летать. Чтобы самолёт разучился летать надо очень и очень сильно постараться.

        Ну и потом — чего боятся! Вы добровольно зашли в него, доверив свою безопасность пилотам и страхом вы им не поможете держать штурвал.

        Современные самолёты автоматизированы так, что могут сами садиться.

        А то, что иногда во время полёта самолёт машет крыльями — то и птицы машут, поэтому и летают.

        Последний вариант: найдите ближайший к дому аэроклуб и слетайте пассажиром на тренировочном самолёте (лучше реактивном) в то время когда лётчик будет исполнять фигуры высшего пилотажа.

        После этого вы точно перестанете бояться летать на пассажирских самолётах, которые после табуретки покажутся вам бесшумными лимузинами.

        Вы почувствуете, что прочность конструкции самолёта превосходит прочность вашего позвоночника и турбуленция на борту Боинга или Аэробуса с размазыванием чая с макаронами по креслам и стенам салона — это просто детский лепет.

        Летайте в бизнес классе

        На дальние расстояния лучше летать первым или бизнес классом.

        Там, лёжа с подушкой под головой в хороших наушниках вам будут снится приятные сны.

        Но это стоит денег и тем, кто может себе это позволить моя рекомендация не нужна — итак летают.

        Ссылки для самостоятельных путешественников:

        Если вам понравилась эта статья — поделитесь ссылкой на неё со своими друзьями в соцсетях. Кнопки ниже

        awd.ru

        Это интересно:

        • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
        • Психосоматические расстройства подростков Терапия психосоматических расстройств у детей и подростков Психосоматические расстройства – ряд заболеваний, возникновение которых связано с взаимодействием физиологических и психических факторов. Данные болезненные состояния представляют собой расстройства психики, которые проявляются в виде физиологических патологий. За развитие данного вида […]
        • Неврология нарушение сна Нарушения сна. Причины. Симптомы. Диагностика. Лечение. Нарушения сна - явления достаточно широко распространенные. От 8 до 15% взрослого населения мира предъявляют частые или постоянные жалобы на плохой или недостаточный сон, от 9 до 11% взрослых людей употребляют седативные снотворные средства, а среди людей пожилого возраста этот процент […]
        • Дипломные работы по заиканию Дипломные работы по заиканию Приветствуем тебя, дипломник! На этом сайте мы предлагаем строительные дипломы, которые защитили, когда учились в Архитектурно-Строительном Университете. Все они имеют файлы, позволяющие ознакомиться с темой, содержанием работы, а если это чертежи, то с рисунками. Если Вы ищите информацию, где купить готовые дипломные […]
        • Как избавиться от уныния депрессии От зимы к весне. 11 способов пробуждения Статистика показывает, что зимой человек чаще всего впадает в уныние, апатию и депрессию. Теряет радость в жизни, думает о плохом. Как избавиться от уныния и легко перейти от зимы к весне? Известно, что всему свое время. Так есть время очищаться, а есть время наполняться. Осень и зима — это время […]
        • Категории расстройств личности / Расстройства личности_1 Материал для Занятия 1 из учебника «Анормальная психология» Р.Карсон, Дж.Батчер, С.Минека (11-е издание, 2004) В идеале люди продолжают развиваться и изменяться на протяжении всей жизни. В конце концов, успешное приспособление в ходе жизненного цикла связано, глав­ным образом, с гибкостью, позволяющей адаптироваться к […]
        • Специалист по депрессиям Специалист по УТ 11, ERP и КА – разбираем цепочку планирования… План продаж > план сборки > план закупки > заказы поставщикам В сегодняшнем видео мы покажем, как провести планирование от плана продаж – до заказов на комплектующие. Это будет полезно на Аттестации. Задачи по планированию встречаются на трёх Аттестациях […]
        • Особенности психофизического развития детей с аутизмом Рождение ребенка с нарушениями психического развития, а в особенности детей с аутизмом – тяжелое испытание для родителей. Это загадочное заболевание у каждого человека проявляется по-своему. Общие для всех малышей-аутистов черты – затруднение социальной адаптации, нарушения речевой функции и психического развития. При всей серьезности диагноза […]