Аутизм как работать с детьми

Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.

Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Наиболее существенные симптомы РДА:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к стереотипиям;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
  • речевые нарушения;
  • повышенная тревожность;
  • недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
  • наличие ритуалов;
  • наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.
  • РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

    Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

    Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

    ДВИГАТЕЛЬНАЯ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.

    РЕЧЕВАЯ – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.

    ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.

    СОЦИАЛЬНЫЕ – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.

    ИГРОВЫЕ – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное).

    Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена

    классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.

    I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

    Характерные признаки:

    • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
    • реакция на внешние раздражители слабы;
    • может присутствовать мутизм;
    • типична мимическая маска глубокого покоя;
    • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
    • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
  • присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
  • в речи преобладают однотипные штампы-команды;
  • возможно выполнение просьб матери;
  • чремерная привязанность к матери;
  • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
  • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
  • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
  • ритуализация повседневной жизни.
  • Характерные признаки:

    1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
    2. способность выразить свои потребности посредством речи;
    3. конфликтность;
    4. поглощенность одним и тем же занятием;
    5. большой словарный запас “книжного характера”;
    6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

    IV ГРУППА — наиболее благоприятная в плане коррекции.

  • способность к общению;
  • интеллектуальные функции сохранны;
  • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • присутствие ритуальных форм поведения;
  • круг общения ограничен близкими взрослыми;
  • трудности в усвоении двигательных навыков.
  • 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

    Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

    Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.

    Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

    На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

    На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

    В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

    Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.

    Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

    И, несомненно, психолог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера, 2005.
    2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
    3. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002.
    4. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Детский аутизм — определение, признаки и методы работы с аутичным ребенком

      Семинар для педагогов

      Цель семинара: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Продолжительность: 2,5–3 часа.

      Вступительное слово психолога

      В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

      В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

      Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

      Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

      На семинаре мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массовой школы.

      Ведущий предлагает участникам семинара дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Ведущий может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина: «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

      Ведущий предлагает участникам семинара и другие определения термина «аутизм», позволяющие более глубоко осознать тему семинара.

      «Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

      «Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

      В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

      Особенности поведения ребенка-аутиста

      Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

      Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

      5psy.ru

      Вопрос-ответ. Как работать с аутичными детьми в секциях и кружках?

      Рекомендации для тренеров и организаторов внешкольных занятий по работе с детьми с аутизмом

      Если вы спортивный инструктор или руководитель организованной детской группы вроде скаутских отрядов, секции или детского клуба, вам могут предложить включить в вашу группу ребенка с аутизмом. Вот краткое руководство о том, как справиться с его возможными особенностями.

      Аутизм — это хроническое расстройство, которое влияет на то, как человек общается с другими и относится к людям вокруг себя. Детям с аутизмом сложно выстраивать значимые отношения с другими людьми. Их способность заводить друзей ограничена, также как и их способность понимать выражения эмоций других людей. Все аутичные дети сталкиваются с проблемами в трех областях: социальное взаимодействие, социальная коммуникация и социальное воображение. Это называют «триадой нарушений при аутизме» Дети с аутизмом часто обладают повышенным уровнем возбуждения нервной системы, неприятием изменений и/или фиксацией на определенных предметах или темах, которые их особенно интересуют, например, динозавры или поезда. Некоторые аутичные дети могут иметь также сопутствующие нарушения обучения.

      Аутизм влияет на разных людей по-разному и в разной степени, поэтому трудности и типы поведения, которые вы встречаете у одного ребенка, могут очень сильно отличаться от особенностей другого. По этой причине аутизм описывают как широкий спектр расстройств. Вы могли встречать такой термин как расстройства аутистического спектра (РАС).

      Визуальная коммуникация

      Говорите спокойным голосом и не кричите. Говорите медленно и разборчиво и, если вы не получаете немедленной реакции, наберитесь терпения — понимание инструкции у аутичного ребенка может занять больше времени, чем у ребенка с типичным развитием. Детям с аутизмом может быть также трудно воспринимать сразу много вербальной информации, поэтому пытайтесь разбить инструкции на очень короткие фразы и, где это возможно, сопровождайте их картинками и визуальными знаками.

      Когда ребенок с аутизмом попадает в новую ситуацию, он или она может очень сильно разволноваться. Детальное планирование до того, как они присоединятся к группе или начнут заниматься чем-то новым, принесет неоценимую пользу в снижении уровня тревоги.

      Это можно сделать несколькими способами. Если это возможно, пригласите ребенка посетить то здание, где будет происходить событие, когда там не будет других детей. Это позволит ребенку познакомиться с новым окружением, не отвлекаясь на детский шум. За этим визитом могут последовать другие в присутствии детей с постепенным увеличением времени пребывания ребенка. Вначале родители могут захотеть остаться со своим ребенком, и им нужно позволить это, даже если это не входит в стандартную практику.

      Один из вопросов, который может возникнуть — стоит или не стоит говорить другим детям, что у одного из членов группы аутизм. Есть «за» и «против» этого, и решение принимается вместе с родителями ребенка. Некоторые дети, к сожалению, могут дразнить ребенка, если они знают, что у него или у нее аутизм, но они могут делать это в любом случае, если они осознают, что ребенок отличается от них. Другие дети поступят наоборот и захотят дружить с ребенком с аутизмом.

      Если Вы решите сообщить другим детям, важно объяснить им отличия, которые вызваны аутизмом так, чтобы им было понятно. Они должны понять, например, почему аутичному ребенку не запрещают делать то, что запрещают делать им. Часто используемая стратегия установления отношений между ребенком и группой — это создание «Круга друзей».

      Дети с аутизмом обычно чувствуют себя комфортно в структурированной обстановке и часто хорошо выучивают правила и соблюдают их.

      Многие игры и виды спорта содержат правила и формальные условия того, как участники должны вести себя друг с другом. Они иногда могут быть трудны для понимания аутичным ребенком. Они часто хотят присоединиться к игре (например, в футбол), но не представляют, как участвовать. Хорошей идеей может быть дать ребенку партнера, который будет давать объяснения ему или ей по ходу игры. Также полезно включить в занятия такие игры и действия как плавание, скалолазание, запуск воздушного змея, бег и тому подобное — то, что не требует от ребенка быть частью группы. Некоторые дети с аутизмом предпочтут и лучше справятся с индивидуальными видами спорта, чем с командными.

      Дети с аутизмом могут быть гиперчувствительны (слишком чувствительны) или гипочувствительны (недостаточно чувствительны) к сенсорным ситуациям, связанным со светом и звуком. Например, ребенок может чувствовать физическую боль от легкого прикосновения или сломать кость, и ничем не показать того, что ему больно. Похожим образом, они могут не переносить некоторые звуки, и им может понадобиться использовать защиту для ушей, чтобы блокировать шум, который вызывает у них физический дискомфорт. Они могут демонстрировать самостимулирующее поведение, такое как махание руками или верчение на месте, которое позволяет им чувствовать контроль над окружением, вызывающим дискомфорт.

      Один человек с аутизмом так описал своё ощущение сенсорной перегрузки:

      «Если я испытываю сенсорную перегрузку, тогда я просто отключаюсь — ты испытываешь то, что называют фрагментацией… Это странно, как будто бы ты смотришь сразу 40 телеканалов». (Уилкс, 2005)

      В большинстве случаев нет никаких причин, по которым ребенок с аутизмом не может пойти с группой на прогулку или в поход с ночевкой, но при этом важно подробно планировать такое путешествие.

      Некоторым детям может понадобиться помощь один-на-один или от взрослого, или от ребенка-партнера. Если возможно, покажите ребенку фотографии или брошюру о месте, в которое он или она отправится. Если они идут в поход с палатками, хорошей идеей будет провести ночь в палатке во дворе заранее, чтобы они привыкли к этому.

      Позвольте ребенку позвонить домой, когда вы добрались до места. Это принесет пользу и родителям, и ребенку. Также полезно предоставить ребенку визуальное расписание, чтобы он или она всегда знали, что будет происходить дальше. Например, расписание может включать картинки автобуса, затем картинки кафе или ресторана, снова картинки автобуса, места ночевки и т.п.

      — Все руководители группы должны знать правила и ожидания от ребенка и удостовериться, что они постоянно применяются.

      — Ваша речь должна быть простой и понятной.

      — Используйте поощрения, а не наказания (дети с аутизмом могут быть более мотивированы, если поощрение связано с их особыми интересами).

      — Делитесь информацией и опытом с родителями и опекунами.

      — Будьте в курсе того, что может расстроить ребенка.

      outfund.ru

      Аутизм как работать с детьми

      Я бы хотел поговорить о занятиях спортом. Не будем забывать о том, что мы имеем дело с детьми, и мы должны заниматься их физическим воспитанием. Спортивные занятия бывает трудно организовать, потому что нашим детям очень трудно понять, что такое социальные нормы. Соблюдать социальные нормы – очень сложно для них. Но все равно нужно пробовать, потому что это тоже способствует развитию детей. Кроме того, это один из простых методов социальной интеграции. Мы учим детей кататься на роликовых или обычных коньках и на велосипеде, так как этим можно заниматься как в Центре, так и дома. Таким образом, родители, которые часто не знают, что еще можно делать с ребенком помимо обычных прогулок, получают еще одну возможность совместного проведения досуга с ребенком. Очень важно обучать детей этим простым вещам в Центре, чтобы они потом могли этим заниматься в компании с обычными детьми.

      Приобщение к более серьезным занятиям спортом зависит от индивидуальных способностей ребенка. Понятно, что мы не сможем сделать всех аутистов чемпионами по теннису, но когда мы предлагаем им какую-то деятельность, нужно, чтобы воспитатель хорошо умел делать то, что он предлагает, и сам получал бы от этого удовольствие – тогда его мотивация передастся и детям.

      Некоторых детей мы обучали игре в гольф, хотя для детей с аутизмом этот вид спорта может казаться совершенно неприемлемым. Им нужна успокаивающая обстановка и четко ограниченное пространство, а их вдруг выводят на площадку площадью 70 гектаров, где нет никаких ограничений, а есть, напротив, всякие преграды, например водоемы. В этой игре требуется очень большая концентрация внимания на собственном теле для того, чтобы попасть мячиком в лунку, которая находится в 300 метрах и дальше от игрока, а это очень непросто. В течение двух недель я каждый день водил семерых детей на поле для игры в гольф. Многие из них даже не знали, как держать клюшку. Для начала им нужно было объяснить, где верх, а где низ клюшки. Другой сложностью было то, что дети должны были работать не со мной, а с тренером. Но оказалось, что очень полезно включать третьего человека в ваши отношения, показывать ребенку, что тот, кто умеет что-то делать не всегда воспитатель, а может быть просто другой человек. Сначала тренер, который никогда не работал с аутичными детьми, обучал их различным приемам на тренировочной площадке, где они учились просто вгонять мячик в лунку. Он объяснял им смысл этой игры, целью которой было «избавиться» от мяча и загнать его в лунку. Потом он их учил, как держать клюшку, какое нужно сделать движение, чтобы запустить мяч, а также объяснял правила безопасности, потому что довольно больно, когда получаешь удар клюшкой или мячом. Через неделю тренер со всеми детьми вышел на поле, и все по очереди бросали мяч. Кто-то пропускал мячи, кто-то бросал мяч на 20 метров, но все поняли смысл игры: из начальной точки мяч должен попасть в лунку возле флажка. Многие из них в это время открывали для себя мир. Мы учили детей следить за тем, что происходит вокруг. Там, где мы играли, был водоем, небольшое озеро, и многие дети говорили: «Ой, море!» В течение последних трех дней я уже мог оставлять тренера одного со всеми детьми. Подводя итоги, он мне сказал, что ему с ними было работать легче, чем с детьми из обычных школ, потому что наши дети были очень сконцентрированы, они пытались играть как можно лучше, в то время как обычные дети часто бывают рассеянными и приходят на занятия только потому, что это обязательный урок физкультуры. Очень большое значение имеет мотивация. Может быть, наши дети никогда больше не будут играть в гольф, но мы все приобрели очень ценный опыт: детям нужно было понять новую цель, сориентироваться в огромном пространстве, работать с незнакомым человеком. Мы отметили, что даже использование новых слов (в игре в гольф очень много английских терминов) не помешало им понять, где они будут в данный момент работать – на поле или на тренировочной площадке, – и быстро найти для себя ориентиры. Не нужно бояться создавать иногда ситуации, которые кажутся совершено неприемлемыми, потому что мы сами часто ставим какие-то препятствия, ограничения, хотя на практике дети могут их преодолевать.

      Мы занимались также греко-римской борьбой. В городе, где находится Центр для подростков, есть спортивный клуб, в котором тренируются чемпионы Франции. Мы им предложили поработать в течение двух недель. Они пришли к нам, принесли специальные маты, и мы начали заниматься в Центре. Мы работали с боевыми видами спорта, где требуется умение отражать действие другого и наоборот, привлекать его к себе, бросать на землю, чтобы всем было видно, что это не опасно. Мы проводили много таких игр, и дети все активнее стали втягиваться в эти занятия. Потом мы «вышли за стены» нашего заведения, что привело нас в национальный Центр спорта высоких достижений, и мы видели настоящих борцов, которые работали в тех же условиях, что и дети, – на тех же матах, по тем же правилам. Им запрещалось дергать соперника за волосы, бить кулаками или ногами, кусаться, но нужно было стараться повалить соперника на спину. На первый взгляд может показаться, что такие контактные виды спорта недоступны для детей-аутистов, но когда спортивные занятия четко структурированы и продуманы, детям становится понятна их цель, и они могут спокойно принимать в них участие.

      Таким же образом мы обратились в клуб по стрельбе из лука. Взрослые, которые там занимались, показали детям, как нужно пользоваться луком и стрелой. Дети находились в 5-6 метрах от цели, а целью служил надувной шарик. Некоторые из них отложили в сторону лук, взяли стрелу и самым естественным образом направились к шарику, чтобы проткнуть его. Они нам показали, что поняли, что нужно делать. Потом нужно было познакомить детей с правилами безопасности, научить их правильно держать лук и стрелу, а также работать с сопротивлением, потому что натягивать струну лука очень тяжело, но если ее недостаточно натянуть, то стрела просто упадет на землю. Дети научились стрелять из лука, целились и попадали в цель.

      Самое главное в организации спортивных занятий – найти человека, который любит данный вид спорта. Удовольствие, которое он получает от рассказа детям об этом спорте, безусловно, откроет перед ними новые перспективы. Я не говорю, что потом такого ребенка будет легко записать в спортивную секцию, но, по крайней мере, у него будет опыт занятия тем или иным видом спорта. Самый простой способ социальной интеграции – найти какой-то клуб, в том числе и спортивный, находящийся недалеко от дома, занятия в котором не требуют от семьи слишком больших затрат.

      Есть виды спорта, в которых больше обязательных требований и ограничений, чем в других. Эти ограничения помогают детям понять, что происходит. Например, многим аутичным детям очень тяжело носить какую-либо обувь. Часто они забывают или теряют свою обувь, развязывают шнурки на ботинках, потому что им намного интереснее играть со своими шнурками, чем завязывать их. Но, если речь идет о коньках, то их надо завязать обязательно. Кроме того, коньки ужасно скользят, и первая реакция аутичного ребенка такая же, как у всех детей, – уцепиться за барьер и больше не двигаться. Но постепенно он начинает осторожно перемещаться по кругу.

      Первое, что нужно сделать ребенку, когда он приходит на каток, – сдать свои ботинки в раздевалку и получить пару коньков. Это не всегда просто, потому что приходится «бороться» с длинными шнурками. Некоторые из детей достаточно активны, но потом быстро устают. Некоторые дети справляются сами, а некоторым нужно помочь. Занятия на катке почти бесплатные, за весь год мы заплатили 12 евро.

      Нет, родители не приходили на эти занятия, но, посмотрев видеофильм, который мы сняли на катке, некоторые из них выразили желание прийти вместе со своими детьми. Единственная проблема состоит в том, что родители сами не очень умеют кататься, но они могут начать учиться вместе с детьми.

      Существуют также санки, куда один ребенок садится, а другой толкает санки по льду, и постепенно страх проходит. Мы много раз ходили на каток. Это интересно еще и потому, что наши дети катаются вместе со своими сверстниками из обычных школ, то есть здесь тоже происходит интеграция. Это не происходит естественным образом, так как каждый раз нужно убеждать преподавателей государственных школ в целесообразности происходящего, но это возможно.

      У вас есть дети, которые занимаются какими-то видами спорта?

      Да, они ходят в бассейн, в боулинг. В Москве очень популярна иппотерапия, и впоследствии некоторые дети продолжают заниматься конным спортом. Но вообще занятия спортом – очень дорогое удовольствие. Существуют клубы, куда можно устроить ребенка, но за большие деньги. Самый распространенный вид спорта – плавание.

      Очень досадно, что деятельность спортивных клубов направлена на достижение результатов, а это, конечно, не для наших детей. Наша цель состоит в том, чтобы дети получали удовольствие от занятий спортом. За исключением тех случаев, когда у детей есть особые способности, мы не стремимся делать из них спортсменов. Во Франции сейчас наблюдается тенденция создавать спортивные ассоциации инвалидов, которые предоставляют клубам персонал для занятий с инвалидами. Это позволяет инвалидам заниматься вместе со всеми, и в то же время для них организуются отдельные занятия, преследующие совсем другие цели, не имеющие ничего общего с подготовкой к соревнованиям.

      Привлекают ли во Франции детей с аутизмом к игре в регби?

      Я не знаю, не могу вам сказать. Наверное, да. Многое происходит по личной инициативе. Бывает, что какой-нибудь спортсмен знает, например, семью с аутичным ребенком и предлагает ей свою помощь в приобщении ребенка к тому виду спорта, которым он сам занимается. Это происходит все чаще и чаще. То, что мы говорили про художников, относится и к спортсменам, которые всё больше начинают интересоваться аутизмом, и это может помочь открыть новые возможности для аутичных людей. Чем больше будет выбор видов спорта, тем больше детей смогут найти тот спорт, который им подходит. Очень важно найти тот вид деятельности, в котором дети смогли бы участвовать вместе с родителями. Прогулки и занятия спортом являются единственной возможностью для таких семей выйти из дома.

      Если ребенок увлекается каким-либо видом спорта, например гольфом, может ли он потом заниматься этим серьезно?

      Это зависит, в том числе, и от стоимости занятий. Необходимо устанавливать партнерские отношения с руководителями того или иного клуба, чтобы семьи детей с аутизмом платили за занятия по сниженному тарифу или занимались бесплатно. Я, например, играю в гольф, и у тренера нашего клуба остались очень приятные впечатления от работы с детьми из Центра. Он ведет занятия с обычными детьми в группе для начинающих. В нашем клубе примерно 80 детей учатся играть в гольф. Я думаю, что достаточно просто ввести аутичного ребенка в группу начинающих. В игре гольф спортсмены впрямую не соревнуются друг с другом. Кому-то удается загнать мяч в лунку с пятого, кому-то с шестого и т. д. удара, то есть каждый может двигаться вперед в своем ритме.

      А какими видами спорта вы бы хотели заниматься со своими детьми?

      В этом году мы ездили на 10 дней в горы. Но большая проблема состоит в том, что во Франции это стоит очень дорого, особенно когда живешь далеко от горных курортов. В этом году 5 подростков из нашего Центра начали кататься на горных лыжах, а один мальчик, его зовут Антуан, уже умел кататься (он регулярно ездит со своим отцом в горы). Так вот Антуана включили в группу обычных детей, отдыхающих на базе. Мы объяснили инструктору, какие проблемы могут возникнуть у Антуана и какие опасности могут его подстерегать. Несмотря на большой риск, связанный с проблемами наших детей, мы решили, что Антуан будет заниматься в группе один, без нашего воспитателя. Первые два-три раза инструктор испытывал страх за Антуана, потому что, спускаясь с горы, он, казалось, держал курс прямо на столбы, но в самый последний момент всегда избегал столкновения. К тому же он спускался все время по прямой и с трудом воспринимал указания инструктора, которые он давал всей команде. Тогда инструктор решил поставить Антуана на определенное место: он никогда не был первым в спускающейся группе, а ехал сзади, что давало ему определенное время перед началом спуска и возможность наблюдать за другими, а затем уже делать то, что от них требовалось. В результате, он получил 3-е место и медаль за спуск. Это дает ему право спускаться по красной трассе, достаточно сложной. Пятеро других, которые встали на горные лыжи в первый раз, тоже занимались с инструктором в отдельной группе. Конечно, это потребовало от них огромных усилий, но в течение короткого времени они добились заметных успехов.

      Как и в случае с коньками, в этом виде спорта необходимо соблюдать обязательные требования: надевать очень тяжелые ботинки, передвигаться на лыжах. Я видел, какого напряжения требовал от детей их первый спуск, как трудно им было принять правильное положение и воспользоваться бюгелем, чтобы подняться в гору. Одному из них так и не удалось это сделать. Но остальные поняли, как нужно было действовать. Они научились делать основные повороты, тормозить и останавливаться. Надо еще учесть, что обстановка была совершенно непривычной для детей (в парижском регионе снег бывает редко), и освоиться им было очень непросто. Когда я работал с младшими детьми, и мы ходили с ними в горы, бывали случаи, что мне приходилось нести их на руках, потому что они совсем не могли справиться с той ситуацией, когда снег проваливался у них под ногами. Они могли перевести дух только тогда, когда нам удавалось найти местечко, где не было снега и была видна земля.

      С остальными подростками мы просто гуляли. Мы собирались кататься и на беговых лыжах, но качество снега не позволило нам это сделать. Может быть, мы это сделаем в следующий раз.

      У нас два ученика занимаются карате. Одна девочка 8-9 лет, которая и раньше была достаточно агрессивна, поняла, как это все делается, и стала использовать эти приемы в обычной жизни.

      Были ли в вашей работе случаи, когда дети переносили в жизнь умения, приобретенные в ходе игры?

      Я не могу с уверенностью ответить, но повторю, что скорее этот опыт помогает детям осознать некоторые свои действия, в том числе и неконтролируемые, и дети учатся управлять ими, лучше понимать себя. Это им пригодится в жизни.

      Для ребенка это хорошо, но хорошо ли это для их окружения, для других людей? Нет ли здесь риска, что они начнут воспроизводить приемы борьбы в каждодневной жизни.

      Я не думаю, что человек, который занимается боевыми видами спорта, даже если это аутист, будет использовать приемы в любом месте, потому что занятия всегда ограничиваются очень четкими рамками. У нас в Центре для подростков есть два человека, которые более трех лет занимаются айкидо, и они не более, но и не менее агрессивны, чем другие. Оба они занимаются в одном клубе, но это не сказывается на их отношениях в обычной жизни. Когда мы были в горах, особое удовольствие они получали от того, что вместе садились в одни санки, переворачивались, и скатывались с горки кубарем.

      Нужно ли отделять спорт от обыденной жизни.

      А как это можно разделить? Для меня все, что делает ребенок в течение дня, составляет его жизнь, будь то досуговые мероприятия или спортивные.

      В жизни существуют социальные нормы, и в спорте есть правила, позволяющие или не позволяющие делать то или это.

      Согласен. Но в боевых видах спорта действуют те же правила, что и в жизни: не причинять боль другому и уважать его. И эти правила остаются верными всегда. Когда ребенок начинает, например, занятия борьбой, он узнает, что для этого используется определенная одежда, что тренировки происходят в определенном месте. Мне кажется, этого достаточно, чтобы ребенок понимал разницу между спортом и жизнью, но в то же время основные правила верны везде.

      Нельзя допускать, чтобы ребенок занимался спортом, если мы не можем ручаться за него.

      Но можно посмотреть на эту проблему иначе: может быть, занятия определенным видом спорта позволят ему усвоить правила, которые ему не удается соблюдать в жизни? Я думаю, что в любом спорте тренеры всегда начинают с обучения правилам и уважительному отношению друг к другу, потому что без этого спорта нет. Можно очень быстро понять, будет ребенок соблюдать их или нет.

      Нашим детям было бы полезнее заниматься иппотерапией или дельфинотерапией.

      Это не одно и то же. Ребенок вступит в контакт и с дельфинами, и с лошадьми, он будет иметь дело с живым существом, но это существо никогда не станет его прямым «собеседником». Конечно, ему нужно будетучитывать реакции животного, стараться не пугать его и самому не бояться. Если говорить об иппотерапии, то ребенку нужно ухаживать за лошадью, ласкать ее. Ребенок вступает в отношения с живым существом, у которого тоже есть свои желания, и ему приходится с этим считаться. В данном случае желания ребенка сталкиваются не с волей воспитателя, а с неизвестными желаниями животного. Ему очень важно понять, что рядом с ним есть другие люди. Часто говорят, что дети с аутизмом всесильны, в том смысле, что для них существуют только их желания. Я бы говорил скорее об их бессилии, то есть о неспособности понять окружающий мир. Занятия спортом позволяют детям столкнуться с желаниями других людей. Это может стать значительным этапом в их развитии.

      www.e-reading.club

      Как работать с аутичными детьми в секциях и кружках?

      Участие в спортивных командах или группах скаутов и юных натуралистов популярно среди детей и подростков. Детей с особыми потребностями побуждают включаться в такие занятия, чтобы улучшить их здоровье и дать им возможность завести друзей.

      Аутизм — это хроническое расстройство, которое влияет на то, как человек общается с другими и относится к людям вокруг себя. Детям с аутизмом сложно выстраивать значимые отношения с другими людьми. Их способность заводить друзей ограничена, также как и их способность понимать выражения эмоций других людей. Все аутичные дети сталкиваются с проблемами в трех областях: социальное взаимодействие, социальная коммуникация и социальное воображение. Это называют «триадой нарушений при аутизме» Дети с аутизмом часто обладают повышенным уровнем возбуждения нервной системы, неприятием изменений и/или фиксацией на определенных предметах или темах, которые их особенно интересуют, например, динозавры или поезда. Некоторые аутичные дети могут иметь также сопутствующие нарушения обучения.

      У некоторых детей может быть диагностирован синдром Аспергера (СА) или высокофункциональный аутизм. У детей с синдромом Аспергера меньше проблем с речью, чем у детей с аутизмом. Они часто говорят свободно и много, хотя иногда их речь может звучать очень формально и неестественно. У детей с синдромом Аспергера обычно нет трудностей в обучении, связанных с аутизмом; более того, их уровень интеллекта средний или выше среднего. Многие дети с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом ходят в обычные школы и, с должной поддержкой и поощрением, хорошо справляются с учебой и могут получить высшее образование и трудоустроиться.

      Как и все дети, каждый ребенок с аутизмом отличается от другого, поэтому приведенные описания нужно принимать только за общие рекомендации. Вместе с тем, проблемы, влияющие на социальное взаимодействие, коммуникацию и воображение, вместе со стереотипным поведением, типичны для всех детей с аутизмом. Для краткости, мы используем в этой информационной брошюре слово «аутизм», называя им все расстройства аутистического спектра, включая и синдром Аспергера. Вам могут не понадобиться все стратегии обучения, приведенные ниже, но некоторые из них вы можете посчитать полезными.

      Распространено мнение, что связи в мозгу аутичных детей работают иначе, чем у детей с типичным развитием. В результате, они часто склонны к визуальному мышлению, и для понимания им необходимо дробить общую информацию на маленькие части. Полезным бывает снабдить ребенка с аутизмом визуальным расписанием (расписанием с картинками), чтобы он понимал, что будет происходить дальше. Например, если вы учите ребенка плавать, расписание может включать картинки того, как ребенок приезжает в бассейн, переодевается, учится плавать, играет, моется в душе, одевается и едет домой. Ламинированную копию расписания можно поместить рядом с бассейном, в доступном для ребенка месте.

      Детям с аутизмом может быть сложно следовать инструкциям, которые даны всей группе в целом. Например, они не могут понимать, что «Пора входить» относится к ним, поэтому вам может понадобиться давать им индивидуальную инструкцию. Всегда сначала говорите имя ребенка: «Джонни, пора входить», чтобы привлечь его внимание и дать ему понять, что вы обращаетесь и к нему.

      Говорите спокойным голосом и не кричите. Говорите медленно и разборчиво и, если вы не получаете немедленной реакции, наберитесь терпения — понимание инструкции у аутичного ребенка может занять больше времени, чем у ребенка с типичным развитием. Детям с аутизмом может быть также трудно воспринимать сразу много вербальной информации, поэтому пытайтесь разбить инструкции на очень короткие фразы и, где это возможно, сопровождайте их картинками и визуальными знаками.

      Дети с аутизмом склонны воспринимать речь буквально. Просьба «подтянуться» (то есть, играть лучше) может привести к тому, что они действительно начнут подтягиваться; они не смеются над вами, просто следуют инструкции, которую вы дали. Старайтесь избегать идиом и метафор и всегда говорите то, что имели в виду. Аутичные дети могут быть поставлены в тупик такими именами и названиями, как «орленок» и могут ожидать действительно увидеть птицу, когда идут в гости к «орлятам» в первый раз. Если вы покажете им фото «орленка», это поможет разъяснить эти вещи, до того как вы придете в группу.

      Когда ребенок с аутизмом попадает в новую ситуацию, он или она может очень сильно разволноваться. Детальное планирование до того, как они присоединятся к группе или начнут заниматься чем-то новым, принесет неоценимую пользу в снижении уровня тревоги.

      Используйте альбом с фотографиями, чтобы познакомить ребенка с местом и видом деятельности, демонстрируя картинки здания с детьми и без детей, фото руководителей группы и инструкторов, разных занятий, которые могут происходить, маршрут до и из группы и тому подобное. Может понадобиться показать их ребенку много раз, пока они не привыкнут к новым занятиям.

      Один из вопросов, который может возникнуть — стоит или не стоит говорить другим детям, что у одного из членов группы аутизм. Есть «за» и «против» этого, и решение принимается вместе с родителями ребенка. Некоторые дети, к сожалению, могут дразнить ребенка, если они знают, что у него или у нее аутизм, но они могут делать это в любом случае, если они осознают, что ребенок отличается от них. Другие дети поступят наоборот и захотят дружить с ребенком с аутизмом.

      Если Вы решите сообщить другим детям, важно объяснить им отличия, которые вызваны аутизмом так, чтобы им было понятно. Они должны понять, например, почему аутичному ребенку не запрещают делать то, что запрещают делать им. Часто используемая стратегия установления отношений между ребенком и группой — это создание «Круга друзей».

      Другое преимущество того, что остальным членам группы известно, что у ребенка есть аутизм, состоит в том, что вы тогда можете попросить сверстников подать пример и показать аутичному ребенку, как выполнять определенное задание. Это поможет ребенку лучше понимать инструкции. Когда вы учите или показываете ребенку с аутизмом новое задание, оно должно быть разбито на маленькие шаги или этапы, что даст ребенку достаточно времени для изучения каждого из них.

      Братья и сестры

      Если у ребенка есть брат или сестра в той же группе, постарайтесь не рассчитывать, что они станут присматривать за ним, так как у них должна быть возможность получать удовольствие от происходящего без дополнительной ответственности. Это не значит, что вы не можете спросить их совета, если вы испытываете сложности с аутичным ребенком.

      Дети с аутизмом обычно чувствуют себя комфортно в структурированной обстановке и часто хорошо выучивают правила и соблюдают их.

      Аутичные дети обычно лучше воспринимают все визуально, поэтому хорошей идеей будет разместить на стене написанные или визуальные инструкции или дать из ребенку, чтобы он понимал правила группы или занятия. Они должны быть адаптированы под нужды ребенка и могут включать в себя инструкции вроде «слушай ведущего, когда он говорит». Важно установить правила с самого первого дня нахождения ребенка в группе, но это не значит, что не могут устанавливаться новые правила, если они необходимы. Все правила нужно подробно объяснить ребенку, вместе с причиной для появления такого правила, в соответствии с уровнем понимания ребенка.

      Многие игры и виды спорта содержат правила и формальные условия того, как участники должны вести себя друг с другом. Они иногда могут быть трудны для понимания аутичным ребенком. Они часто хотят присоединиться к игре (например, в футбол), но не представляют, как участвовать. Хорошей идеей может быть дать ребенку партнера, который будет давать объяснения ему или ей по ходу игры. Также полезно включить в занятия такие игры и действия как плавание, скалолазание, запуск воздушного змея, бег и тому подобное — то, что не требует от ребенка быть частью группы. Некоторые дети с аутизмом предпочтут и лучше справятся с индивидуальными видами спорта, чем с командными.

      У аутичных детей часто нет чувства страха, и они не всегда могут предвидеть последствия своих действий. Поэтому важно четко озвучить правила безопасности, так, чтобы ребенок их понял. Полезно дать родителю список правил в письменном виде, до того как ребенок придет в клуб, чтобы они могли изучить эти правила вместе с ребенком. Также удостоверьтесь, что вы объясняете ребенку правила перед началом любого определенного занятия. Может понадобиться сделать это много раз, прежде чем ребенок поймет их полностью.

      Дети с аутизмом могут быть гиперчувствительны (слишком чувствительны) или гипочувствительны (недостаточно чувствительны) к сенсорным ситуациям, связанным со светом и звуком. Например, ребенок может чувствовать физическую боль от легкого прикосновения или сломать кость, и ничем не показать того, что ему больно. Похожим образом, они могут не переносить некоторые звуки, и им может понадобиться использовать защиту для ушей, чтобы блокировать шум, который вызывает у них физический дискомфорт. Они могут демонстрировать самостимулирующее поведение, такое как махание руками или верчение на месте, которое позволяет им чувствовать контроль над окружением, вызывающим дискомфорт.

      «Если я испытываю сенсорную перегрузку, тогда я просто отключаюсь — ты испытываешь то, что называют фрагментацией… Это странно, как будто бы ты смотришь сразу 40 телеканалов». (Уилкс, 2005)

      Аутичному ребенку может быть также трудно слушать вас в шумной обстановке, просто потому что они не могут блокировать фоновый шум. Если возможно, предоставьте ему тихую комнату или место, куда он может пойти, чтобы успокоиться.

      Проблемы с балансом могут сделать занятия, включающие баланс, такие, как некоторые виды спорта, очень трудными для ребенка с аутизмом. С другой стороны, они могут пытаться стимулировать себя через кручение на месте и качание. Диспраксия (сильная неуклюжесть) также является частым состоянием у людей с расстройствами аутистического спектра.

      В большинстве случаев нет никаких причин, по которым ребенок с аутизмом не может пойти с группой на прогулку или в поход с ночевкой, но при этом важно подробно планировать такое путешествие.

      Организуйте встречу с родителями ребенка и обсудите, как лучше всего поддержать его во время путешествия. Пригласите на встречу самого ребенка, чтобы он знал, каков план путешествия, и то, что руководитель группы будет заменять ему родителя, пока он будет в походе.

      — Все руководители группы должны знать правила и ожидания от ребенка и удостовериться, что они постоянно применяются.

      — Ваша речь должна быть простой и понятной.

      — Используйте поощрения, а не наказания (дети с аутизмом могут быть более мотивированы, если поощрение связано с их особыми интересами).

      — Делитесь информацией и опытом с родителями и опекунами.

      — Будьте в курсе того, что может расстроить ребенка.

      liceum9.ru

      Это интересно:

      • Депрессия как побороть самому Как побороть депрессию самостоятельно Утрата радости, апатия и частые приливы грусти говорят о появлении депрессивного состояния. К таким симптомам очень важно отнестись серьезно и постараться побороть их самостоятельно. В противном случае заболевание обостриться, что может привести к печальным последствиям. Депрессия – это психическое […]
      • Тяжелый стресс симптомы Преходящее расстройство, которое развивается у человека без каких-либо других проявлений психических расстройств в ответ на необычный физический или психический стресс и обычно стихает через несколько часов или дней. В распространенности и тяжести стрессовых реакций имеют значение индивидуальная ранимость и способность владеть собой. Симптомы […]
      • Средство от депрессии би 2 На радость или на горе: что соцсети делают с моей депрессией Поделиться сообщением в Внешние ссылки откроются в отдельном окне Внешние ссылки откроются в отдельном окне Алекс Райли из английского Бристоля пишет книгу о том, как люди из разных стран пытаются справиться с депрессией - в том числе и с помощью соцсетей. В этой статье он […]
      • Все о болезни аутизм Все о болезни аутизм В этой статье будет рассматриваться вопрос что такое аутизм (в детском возрасте) и что это за болезнь. Он может выступать как самостоятельное заболевание, которое возникает в первые несколько лет жизни ребенка, или же быть одним из симптомов серьезной психической патологии человека, например, шизофрении. Аутизм – это […]
      • Расстройство поведения у детей и подростков Расстройства поведения (F91) Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая […]
      • Левис ребенок и стресс Профилактика стрессов в начальной школе Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для […]
      • Диета при аутизме отзывы Диета для аутичных детей. Как нормализовать питание при аутизме? Диета для аутичных детей фото Диета для аутичных детей обязательно должна быть максимально строгой. Многочисленные научные исследования подтверждают, что некоторые пищевые продукты негативно сказываются на умственном развитии детей с аутизмом, поскольку их кишечный тракт должным […]
      • Задержки психического расстройства НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (F80-F89) Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. […]